302н приказ приложение 14

Содержание:

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (с изменениями и дополнениями)

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н
«Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»

С изменениями и дополнениями от:

15 мая 2013 г., 5 декабря 2014 г., 6 февраля 2020 г.

ГАРАНТ:

Об экспертизе настоящего приказа см. письмо Минэкономразвития России от 28 мая 2015 г. N 13875-ОФ/Д26и

В соответствии со статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. 1), ст. 3; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 27, ст. 2878; 2008, N 30 (ч. 2), ст. 3616) и пунктом 5.2.100.55 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2898; 2009, N 3, ст. 378), приказываю:

перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), согласно приложению N 1;

перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, согласно приложению N 2;

Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, согласно приложению N 3.

3. Признать утратившими силу с 1 января 2012 года:

приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 14 марта 1996 г. N 90 «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии» (по заключению Минюста России документ в государственной регистрации не нуждается, письмо от 30 декабря 1996 г. N 07-02-1376-96);

приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 83 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 сентября 2004 г. N 6015);

приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 мая 2005 г. N 338 «О внесении изменений в приложение N 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 16 августа 2004 г. N 83 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 июня 2005 г. N 6677).

4. Установить, что с 1 января 2012 года на территории Российской Федерации не применяются подпункты 11, 12 (за исключением подпунктов 12.2, 12.11, 12.12), 13 приложения N 2 к приказу Министерства здравоохранения СССР от 29 сентября 1989 г. N 555 «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств».

Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 октября 2011 г.
Регистрационный N 22111

Утверждены новые перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медосмотры (обследования). Пересмотрен порядок проведения таких осмотров.

В перечнях установлены периодичность осмотров, состав участвующих в них врачей-специалистов. Перечислены проводимые лабораторные и функциональные исследования, приведены медицинские противопоказания к выполнению работ.

Осмотр могут проводить любые медорганизации, имеющие такое право, а также осуществляющие экспертизу профпригодности. В состав врачебной комиссии включаются врач-профпатолог и врачи-специалисты, прошедшие повышение квалификации по специальности «профпатология» или имеющие действующий сертификат по ней.

Направление на осмотр выдает работодатель. Приведены требования к его заполнению. Работник предъявляет в медорганизацию паспорт и направление. На него оформляются медкарта и паспорт здоровья (при его отсутствии). Последний после осмотра выдается работнику на руки.

Для проведения периодических осмотров работодатель направляет в медорганизацию поименные списки работников, на основании которых составляется календарный план осмотров. По окончании осмотра оформляется медицинское заключение в 2-х экземплярах (первый выдается работнику, второй приобщается к медкарте). Работника относят к одной из диспансерных групп, дают рекомендации по профилактике заболеваний, при наличии медицинских показаний — по дальнейшему наблюдению, лечению и реабилитации. При подозрении на профзаболевание выдается направление в центр профпатологии.

Участники аварий, лица со стойкими последствиями несчастных случаев на производстве и ряд иных работников 1 раз в 5 лет проходят периодические осмотры в центрах профпатологии.

Медорганизация по итогам осмотров составляет заключительный акт и направляет его работодателю, в центр профпатологии, а также территориальному органу Роспотребнадзора.

Новые перечни и порядок вводятся в действие с 1 января 2012 г.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 октября 2011 г.

Регистрационный N 22111

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, вводятся в действие с 1 января 2012 г.

Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 28 октября 2011 г. N 243 (без приложений 1 и 2), от 4 апреля 2012 г. N 73 (Приложения 1-2)

Приложения 1 и 2 к приказу опубликованы на официальном сайте Минздравсоцразвития России по адресу: http://www.minzdravsoc.ru/ docs/mzsr/salary/37

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ Минтруда России и Минздрава России от 6 февраля 2020 г. N 62н/49н

Изменения вступают в силу с 16 марта 2020 г.

Приказ Минздрава России от 5 декабря 2014 г. N 801н

Изменения вступают в силу с 16 февраля 2015 г.

Приказ Минздрава России от 15 мая 2013 г. N 296н

Изменения вступают в силу с 23 июля 2013 г.

Медосмотр (профосмотр) по Приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н, путеводитель

Общие сведения

Приказ №302Н утвердил и ввел в действие три взаимодополняющих регламента

  • Приказ 302н приложение №1 «Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования)»;
  • Приказ 302н приложение №2 «Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников»;
  • Приказ 302н приложение №3 «Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Одновременно были признаны утратившими силу и отменены следующие нормативные документы

  1. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 мая 2005 г. N 338 «О внесении изменений в приложение N 2 к Приказу Минздравсоцразвития России от 16 августа 2004 г. N 83 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 июня 2005 г. N 6677).
  2. Подпункты 11, 12 (за исключением подпунктов 12.2, 12.11, 12.12), 13 приложения N 2 к приказу Министерства здравоохранения СССР от 29 сентября 1989 г. N 555 «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств».
  3. Приложение №1 К приказу МЗиСР РФ №302Н

    Приложение №1 к приказу 302н Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 года представлено в виде таблицы и имеет следующее содержание:

    1. Непосредственно перечень вредных и (или) опасных производственных факторов по следующим разделам: химические факторы, биологические факторы, физические факторы, факторы трудового процесса.
    2. Обязательный объём обследования для всех категорий работников

    3. Осмотр врача-профпатолога, врача-терапевта, врача-психиатра, врача-психиатра-нарколога, врача-акушер-гинеколога (для женщин).
    4. При проведении предварительных и периодических медицинских осмотров всем обследуемым в обязательном порядке проводятся: клинический анализ крови (гемоглобин, цветной показатель, эритроциты, тромбоциты, лейкоциты, лейкоцитарная формула, СОЭ); клинический анализ мочи (удельный вес, белок, сахар, микроскопия осадка); электрокардиография; цифровая флюорография или рентгенография в 2-х проекциях (прямая и правая боковая) легких; биохимический скрининг: содержание в сыворотке крови глюкозы, холестерина.
    5. Приложение №2 к приказу МЗиСР РФ №302Н

    6. Периодичность медосмотров;
    7. Дополнительные медицинские противопоказания к работе, являющиеся дополнением к общим медицинским противопоказаниям (Приложение №3, раздел IV, п.48)
      • Пункты с 14 по 26 относятся к медицинским осмотрам работников (к профосмотрам), которым по роду деятельности требуется оформление личных медицинских книжек (ЛМК). Объём лабораторных исследований для работников «декретированных» профессий (пищевых предприятий, общепита, детских учреждений и др.) ставит целью выявление ряда инфекционных и паразитарных заболеваний, которые могут быть заразны и опасны для здоровья населения.
        Т.о. если задача профосмотра – это выявление состояний и заболеваний, которые в процессе работы могут привести к негативным последствиям для самого работника (защита здоровья гражданина), то при обследовании для оформления ЛМК добавляется задача по выявлению состояний и заболеваний опасных как для работника, так и для других граждан (санитарно-эпидемиологическое благополучие населения).
      • Пункт 27 Приложения №2 «Управление наземными транспортными средствами», пришедший на смену приказу Министерства здравоохранения СССР от 29 сентября 1989 г. N 555, является нормативным документом, регламентирующим прохождение медицинской комиссии для водителей и кандидатов в водители наземных транспортных средств.
      • врожденные пороки развития, деформации, хромосомные аномалии со стойкими выраженными нарушениями функции органов и систем;
      • последствия повреждений центральной и периферической нервной системы, внутренних органов, костно-мышечной системы и соединительной ткани от воздействия внешних факторов (травмы, радиация, термическое, химическое и другое воздействие и т.д.) с развитием необратимых изменений, вызвавших нарушения функции органов и систем выраженной степени;
      • заболевания центральной нервной системы различной этиологии с двигательными и чувствительными нарушениями выраженной степени, расстройствами координации и статики, когнитивными и мнестико-интеллектуальными нарушениями;
      • психические заболевания с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями и приравненные к ним состояния, подлежащие обязательному динамическому наблюдению в психоневрологических диспансерах
      • алкоголизм, токсикомания, наркомания;
      • злокачественные новообразования любой локализации;
      • заболевания крови и кроветворных органов с прогрессирующим и рецидивирующим течением (гемобластозы, выраженные формы гемолитических и апластических анемий, геморрагические диатезы);
      • стенокардия ФК III — IV;
      • облитерирующий атеросклероз аорты с облитерацией висцеральных артерий и нарушением функции органов;
      • облитерирующий атеросклероз сосудов конечностей, тромбангиит, аортоартериит с признаками декомпенсации кровоснабжения конечности (конечностей);
      • лимфангиит и другие нарушения лимфооттока 3 — 4 степени;
      • ревматизм: активная фаза, частые рецидивы с поражением сердца и других органов и систем и хронической сердечной недостаточностью 2 — 3 степени;
      • активные формы туберкулеза любой локализации;
      • осложненное течение язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки с хроническим часто (3 раза и более за календарный год) рецидивирующим течением и развитием осложнений;
      • хронические болезни почек и мочевыводящих путей с явлениями хронической почечной недостаточности 2 — 3 степени;
      • диффузные заболевания соединительной ткани с нарушением функции органов и систем 3 — 4 степени, системные васкулиты;
      • хронические заболевания периферической нервной системы и нервно-мышечные заболевания со значительными нарушениями функций;
      • хронические заболевания кожи:
      • вульгарная пузырчатка;
      • хронический прогрессирующий атопический дерматит;
      • хронические, рецидивирующие формы инфекционных и паразитарных заболеваний, поствакцинальные поражения в случае неподдающихся или трудноподдающихся лечению клинических форм;
      • глаукома любой стадии при нестабилизированном течении.

    Приложение 2 состоит из 27 пунктов, которые условно разделим на 3 группы и рассмотрим подробнее.

    Пункт 27 состоит из 16 подпунктов в зависимости от категории наземных транспортных средств. Надо иметь ввиду, что использованная в приказе классификация транспортных средств принятая Госдумой РФ 19.10.2011г., ещё не введена в действие. Согласно новой классификации в России теперь появится 9 категорий и 6 подкатегорий транспортных средств (ранее было 5 категорий).

    Категории транспортных средств (проект):

    Подкатегория A1 мопед, скутер с объёмом двигателя менее 50 см куб
    Категория А мотоцикл с объёмом двигателя более 50 см куб.
    Подкатегория В1 мотоцикл с коляской с объёмом двигателя более 50 см куб.
    Категория В легковой автомобиль с полной массой до 3,5 т.
    Подкатегория С1 грузовой автомобиль с полной массой до 3,5 т.
    Категория С грузовой автомобиль с полной массой свыше 3,5 т.
    Подкатегория Д1 микроавтобус с количеством мест до 9
    Категория Д с числом мест свыше 9
    Категория ВЕ легковой автомобиль с прицепом
    Подкатегория С1Е грузовой автомобиль категории С1 с прицепом
    Категория СЕ грузовой автомобиль категории С с прицепом
    Подкатегория Д1Е микроавтобус категории Д1 с прицепом
    Категория ДЕ автобус категории Д с прицепом
    Категория Тm трамваи
    Категория Tb троллейбусы

    Приложение №3 к приказу МЗиСР РФ №302Н

    Данное приложение определяет организацию и порядок проведения обязательных профосмотров: предварительных (при поступлении на работу) и периодических медосмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

    Необходимо обратить внимание на раздел 3 пункт 17, согласно которому работники до 21 года проходят периодические осмотры ежегодно. Данное положение относится в том числе и к осмотрам водителей ,т.о. водительская медицинская справка лицам до 21 года выдается сроком на 1 год.
    В Приложении 3 разделе п.48 содержится список общих медицинских противопоказаний, на основании которых в совокупности с дополнительными медицинскими противопоказаниями врач-профпатолог решает вопрос о профпригодности работника к выполнению данного вида деятельности.

    Общие медицинские противопоказания к допуску к работам

    Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 г. № 302н О медицинских осмотрах

    На этой странице вы можете бесплатно скачать актуальную версию нормативного правового акта по охране труда: Перечни вредных и/или опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжёлых работах и на работах с вредными и/или опасными условиями труда.

    Дополнительные сведения о документе:

  4. Утверждён приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 г. № 302н (Приказ 302н)
  5. Приказ 302н зарегистрирован в Минюсте РФ 21.10.2011 г. за номером 22111
  6. Изменения внесены приказом Минтруда России № 62н, Минздрава России № 49н от 06.02.2020 г.
  7. Действует в новой редакции с 16.03.2020 г.
  8. Область применения:

    Приказ 302н устанавливает правила проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) лиц, занятых на тяжёлых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), на работах, связанных с движением транспорта, а также на работах, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

    Приказ Минздравсоцразвития России
    от 12.04.2011 г. № 302н
    «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»

    В соответствии со статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1 (ч. I), ст. 3; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 27, ст. 2878; 2008, № 30 (ч. II), ст. 3616) и пунктом 5.2.100.55 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 28, ст. 2898; 2009, № 3, ст. 378), приказываю:

    1. Утвердить:
    перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), согласно приложению № 1;
    перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, согласно приложению № 2;
    Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, согласно приложению № 3.

    2. Ввести в действие перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, с 1 января 2012 года.

    3. Признать утратившими силу с 1 января 2012 года:
    Приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 14 марта 1996 г. № 90 «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии» (по заключению Минюста России документ в государственной регистрации не нуждается, письмо от 30 декабря 1996 г. № 07-02-1376-96);
    Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 83 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 сентября 2004 г. № 6015);
    Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 мая 2005 г. № 338 «О внесении изменений в приложение № 2 к Приказу Минздравсоцразвития России от 16 августа 2004 г. № 83 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 июня 2005 г. № 6677).

    4. Установить, что с 1 января 2012 года на территории Российской Федерации не применяются подпункты 11, 12 (за исключением подпунктов 12.2, 12.11, 12.12), 13 приложения № 2 к приказу Министерства здравоохранения СССР от 29 сентября 1989 г. № 555 «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств».

    Ниже вы можете оставлять свои комментарии (вопросы) касательно применения этого документа на практике.

    Приказ 302н от 12.04.11

    ПРИКАЗ от 12 апреля 2011 г. N 302н

    ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЕЙ ВРЕДНЫХ И (ИЛИ) ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ И РАБОТ, ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ КОТОРЫХ ПРОВОДЯТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРИОДИЧЕСКИЕ МЕДИЦИНСКИЕ ОСМОТРЫ (ОБСЛЕДОВАНИЯ), И ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ И ПЕРИОДИЧЕСКИХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ (ОБСЛЕДОВАНИЙ) РАБОТНИКОВ, ЗАНЯТЫХ НА ТЯЖЕЛЫХ РАБОТАХ И НА РАБОТАХ С ВРЕДНЫМИ И (ИЛИ) ОПАСНЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА

    В соответствии со статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. I), ст. 3; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 27, ст. 2878; 2008, N 30 (ч. II), ст. 3616) и пунктом 5.2.100.55 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2898; 2009, N 3, ст. 378), приказываю:

    Приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 14 марта 1996 г. N 90 «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии» (по заключению Минюста России документ в государственной регистрации не нуждается, письмо от 30 декабря 1996 г. N 07-02-1376-96);

    Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 83 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 сентября 2004 г. N 6015);

    Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 мая 2005 г. N 338 «О внесении изменений в приложение N 2 к Приказу Минздравсоцразвития России от 16 августа 2004 г. N 83 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 июня 2005 г. N 6677).

    4. Установить, что с 1 января 2012 года на территории Российской Федерации не применяются подпункты 11, 12 (за исключением подпунктов 12.2, 12.11, 12.12), 13 приложения N 2 к Приказу Министерства здравоохранения СССР от 29 сентября 1989 г. N 555 «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств».

    Профосмотр

    Медосмотр (профосмотр) по Приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н

    Общие сведения

    С января 2012 года в на территории Российской Федерации вступил в действие Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 года №302Н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

    Приказ №302Н утвердил и ввел в действие три взаимодополняющих регламента

  9. Приказ 302н приложение №1 «Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования)»;
  10. Приказ 302н приложение №2 «Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников»;
  11. Приказ 302н приложение №3 «Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
  12. Одновременно были признаны утратившими силу и отменены следующие нормативные документы

  13. Приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 14 марта 1996 г. N 90 «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии» (по заключению Минюста России документ в государственной регистрации не нуждается, письмо от 30 декабря 1996 г. N 07-02-1376-96).
  14. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 83 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 сентября 2004 г. N 6015).
  15. Приложение №1 К приказу МЗиСР РФ №302Н

  16. Периодичность медосмотров.
  17. Участие в медосмотрах врачей определённых специальностей (помимо обязательного списка врачей-специалистов).
  18. Объём лабораторных и функциональных исследований (помимо обязательного объёма исследований).
  19. Дополнительные медицинские противопоказания к работе, являющиеся дополнением к медицинским противопоказаниям (Приложение№3, раздел IV, п.48)

Обязательный объём обследования для всех категорий работников

Обязательный объём обследования работника, проходящего предварительный или периодический медицинский осмотр включает в себя:

  • Все женщины осматриваются акушером-гинекологом с проведением бактериологического (на флору) и цитологического (на атипичные клетки) исследования не реже 1 раза в год; женщины в возрасте старше 40 лет проходят 1 раз в 2 года маммографию или УЗИ молочных желез.
  • Приложение №2 к приказу МЗиСР РФ №302Н

    Приложения №2 к приказу 302н Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 года представлено в виде таблицы и включает в себя:

  • Перечень работ и профессий, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры;
  • Участие в медосмотрах врачей определённых специальностей (помимо обязательного списка врачей-специалистов);
  • Объём лабораторных и функциональных исследований (помимо обязательного объёма исследований);
  • Пункты с 1 по 13 охватывает основные виды работ и профессий, сопряженных с вредными и опасными факторами: работы на высоте, в действующих электроустановках, в военизированной охране и т д.
  • Пункты с 14 по 26 относятся к медицинским осмотрам работников (к профосмотрам), которым по роду деятельности требуется оформление личных медицинских книжек (ЛМК). Объём лабораторных исследований для работников «декретированных» профессий (пищевых предприятий, общепита, детских учреждений и др.) ставит целью выявление ряда инфекционных и паразитарных заболеваний, которые могут быть заразны и опасны для здоровья населения.
  • Т.о. если задача профосмотра – это выявление состояний и заболеваний, которые в процессе работы могут привести к негативным последствиям для самого работника (защита здоровья гражданина), то при обследовании для оформления ЛМК добавляется задача по выявлению состояний и заболеваний опасных как для работника, так и для других граждан (санитарно-эпидемиологическое благополучие населения).
  • Приложение №3 к приказу МЗиСР РФ №302Н

    В этом разделе приказа подробно пункт за пунктом рассмотрены основные вопросы, связанные с подготовкой и прохождением медицинских осмотров, необходимой документацией, особенностями оформления медицинских заключений и заключительных актов по результатам профосмотра и т.д. Инженерам по охране труда, менеджерам по кадрам и всем, кто по роду деятельности соприкасается с проведением профосмотров на предприятиях имеет смысл подробно изучить Приложение №3, рассматривая его, как нормативно-правовую базу для организации обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медосмотров (обследований) работников.

    Общие медицинские противопоказания к допуску к работам

    Работники (лица, поступающие на работу) не допускаются к выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда, а также работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медосмотров (обследований), в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний, при наличии следующих общих медицинских противопоказаний:

  • нарколепсия и катаплексия;
  • заболевания, сопровождающиеся расстройствами сознания: эпилепсия и эпилептические синдромы различной этиологии, синкопальные синдромы различной этиологии и др.;
  • болезни эндокринной системы прогрессирующего течения с признаками поражения других органов и систем и нарушением их функции 3 — 4 степени;
  • гипертоническая болезнь III стадии, 3 степени, риск IV;
  • хронические болезни сердца и перикарда с недостаточностью кровообращения ФК III, НК 2 и более степени;
  • ишемическая болезнь сердца;
  • с нарушением проводимости (синоаурикулярная блокада III степени, слабость синусового узла);
  • пароксизмальные нарушения ритма с потенциально злокачественными желудочковыми аритмиям и нарушениями гемодинамики;
  • постинфарктный кардиосклероз, аневризма сердца.
  • аневризмы и расслоения любых отделов аорты и артерий;
  • варикозная и посттромбофлебитическая болезнь нижних конечностей с явлениями хронической венозной недостаточности 3 степени и выше;
  • болезни бронхолегочной системы с явлениями дыхательной недостаточности или легочно-сердечной недостаточности 2 — 3 степени.
  • хронические гепатиты, декомпенсированные циррозы печени и другие заболевания печени с признаками печеночной недостаточности 2 — 3 степени и портальной гипертензии;
  • неспецифический язвенный колит и болезнь Крона тяжелого течения;
  • хронические заболевания опорно-двигательного аппарата с нарушениями функции 2 — 3 степени;
  • хроническая распространенная, часто рецидивирующая (не менее 4 раз в год) экзема;
  • псориаз универсальный, распространенный, артропатический, пустулезный, псориатическая эритродермия;
  • хронический необратимый распространенный ихтиоз;
  • беременность и период лактации;
  • привычное невынашивание и аномалии плода в анамнезе у женщин детородного возраста;
  • Кто должен проходить предварительные или периодические медосмотры?

    Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н установлен новый порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медосмотров сотрудников, занятых на:

  • тяжелых работах;
  • работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • работах, связанных с движением транспорта;
  • на работах, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
  • Цель предварительных и периодических медицинских осмотров

    • Обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) при поступлении на работу проводятся с целью определения соответствия состояния здоровья лица, поступающего на работу, поручаемой ему работе, а также с целью раннего выявления и профилактики заболеваний.
    • Целью обязательных периодических медицинских осмотров является:
    • динамическое наблюдение за состоянием здоровья работников для своевременного выявления заболеваний, начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на состояние здоровья работников, формирования групп риска по развитию профессиональных заболеваний;
    • выявление заболеваний, состояний, являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов, а также работ;
    • своевременное проведение профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и восстановление трудоспособности работников;
    • своевременное выявление и предупреждение возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний;
    • предупреждение несчастных случаев на производстве.
    • Документы, необходимые для прохождения профосмотра

    • направление, выданное работодателем;
    • паспорт (или другой документ установленного образца, удостоверяющий его личность);
    • паспорт здоровья работника (при наличии);
    • решение врачебной комиссии, проводившей обязательное психиатрическое освидетельствование (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
    • Документы, оформляемые медицинской организацией при прохождении профосмотра

      На лицо, проходящее предварительный и периодический осмотр, в медицинской организации оформляются:

    • медицинская карта амбулаторного больного;
    • паспорт здоровья работника (в случае если он ранее не оформлялся), в котором указывается: заключения врачей-специалистов, принимавших участие в проведении предварительного или периодического медицинского осмотра работника, результаты лабораторных и инструментальных исследований;
    • заключение по результатам предварительного (периодического) медицинского осмотра (оформляется и выдается по окончании прохождения медосмотра), подписанное председателем медицинской комиссии с указанием фамилии и инициалов и заверенное печатью медицинской организации, проводившей медицинский профосмотр.
    • Частота проведения периодических осмотров устанавливается в зависимости от вредных и (или) опасных производственных факторов, воздействующих на работника, а также от видов выполняемых работ Работники в возрасте до 21 года проходят периодические осмотры ежегодно.

      Периодический осмотр является завершенным в случае медосмотра работников всеми врачами-специалистами, а также выполнения полного объема лабораторных и функциональных исследований, предусмотренных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н.

      На основании результатов периодического осмотра в установленном порядке определяется принадлежность работника к одной из диспансерных групп, в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, с последующим оформлением в медицинской карте и паспорте здоровья рекомендаций по профилактике заболеваний, в том числе профессиональных заболеваний, а при наличии медицинских показаний — по дальнейшему наблюдению, лечению и реабилитации.

      Корпоративным клиентам

      Телефоны для связи

      Начмед, врач- профпатолог

      Лежеева Ольга Юрьевна

      +7 (814 2) 57-04-04; +7-911-400-40-19

      Заместитель директора по

      Грибанова Евгения Олеговна

      +7 (814 2) 57-04-04; + 7-911-400-40-19

      Медицинский центр «Пара» более 9 лет успешно развивается в сфере медицинских услуг и предлагает корпоративным клиентам услуги по проведению обязательных, предварительных, периодических, предрейсовых медицинских осмотров, оформление личных медицинских книжек.

      Мы работаем как на территории нашего медицинского центра, так и имеем возможность проведения медицинских осмотров на территории Вашего предприятия.

      Наша клиентская политика направлена на предоставление полного спектра медицинских услуг в строгом соответствии с законодательством РФ и требованиями Роспотребнадзора, а также индивидуальным подходом к каждому клиенту. Наш центр оснащен современным, высокотехнологичным медицинским оборудованием. Наши специалисты — команда высококвалифицированных врачей, которые постоянно повышают свой профессиональный уровень.

      Мы гарантируем подлинность проводимых исследований и документов.

      Мы стараемся отвечать потребностям современного бизнеса и предлагаем корпоративным клиентам специальные ценовые предложения и скидки. Даже, если Ваша организация не имеет возможности или необходимости оплачивать предварительные медицинские осмотры или оформление личных медицинских книжек, Вы можете заключить корпоративный договор с нашим медицинским центром и Ваши сотрудники получат существенные скидки при обращении к нам.

      Наш центр работает с крупными торговыми сетями, промышленными предприятиями, банками, предприятиями общественного питания, детскими садами, школами, салонами красоты, государственными предприятиями.

      Мы создаем для клиентов максимально удобные схемы взаимодействия, консультируем по вопросам проведения профосмотра, о составе и количестве необходимых исследований для той или иной профессиональной «вредности», согласовываем даты и время проведения осмотра, подготовим необходимые документы, дадим разъяснение по текущим вопросам.

      Профосмотры помогают выявить различные функциональные нарушения в работе систем организма на ранней стадии, и помогают предотвратить развитие опасных для здоровья заболеваний.

      Предварительные медицинские осмотры помогают работодателю выявить несоответствие состояния здоровья потенциального работника предлагаемой должности.

      Заключение Минэкономразвития России от 28.05.2015 N 13875-ОФ/Д26и «Об экспертизе приказа Минздрава России от 12 апреля 2011 года N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»

      МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ
      от 28 мая 2015 г. N 13875-ОФ/Д26и

      ОБ ЭКСПЕРТИЗЕ
      ПРИКАЗА МИНЗДРАВА РОССИИ ОТ 12 АПРЕЛЯ 2011 ГОДА N 302Н
      «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЕЙ ВРЕДНЫХ И (ИЛИ) ОПАСНЫХ
      ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ И РАБОТ, ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ КОТОРЫХ
      ПРОВОДЯТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРИОДИЧЕСКИЕ
      МЕДИЦИНСКИЕ ОСМОТРЫ (ОБСЛЕДОВАНИЯ), И ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ
      ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ И ПЕРИОДИЧЕСКИХ МЕДИЦИНСКИХ
      ОСМОТРОВ (ОБСЛЕДОВАНИЙ) РАБОТНИКОВ, ЗАНЯТЫХ НА ТЯЖЕЛЫХ
      РАБОТАХ И НА РАБОТАХ С ВРЕДНЫМИ И (ИЛИ) ОПАСНЫМИ
      УСЛОВИЯМИ ТРУДА»

      В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2011 г. N 633 «Об экспертизе нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее — постановление N 633), приказом Минэкономразвития России от 9 ноября 2011 г. N 634 «Об утверждении Порядка проведения экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности», а также Планом проведения экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, сформированным Минэкономразвития России на основе предложений объединений субъектов предпринимательской деятельности, Минэкономразвития России провело экспертизу приказа Минздрава России от 12 апреля 2011 года N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (далее соответственно — приказ N 302н, Приложение N 1, 2, 3).

      В ходе экспертизы приказа N 302н в период с 17 сентября 2013 г. по 17 октября 2013 г. были проведены публичные консультации с целью сбора сведений о положениях приказа N 302н, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности. Информация о проводимых публичных консультациях была размещена на официальном сайте Минэкономразвития России, а также в сети Интернет по адресу regulation.gov.ru.

      Дополнительно запросы о предоставлении информации были направлены в федеральный орган исполнительной власти, принявший нормативный правовой акт (далее — разработчик, Минздрав России), и Минтруд России (письмо от 18 сентября 2013 г. N Д26и-1034), а также в Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Общероссийскую общественную организацию «Российский союз промышленников и предпринимателей», Общероссийскую общественную организацию «Деловая Россия».

      По результатам публичных консультаций были получены позиции от 27 субъектов предпринимательской и иной деятельности (список участников публичных консультаций приведен в приложении 1 к настоящему заключению). Результаты проведения публичных консультаций обобщены в Справке о результатах публичных консультаций по приказу N 302н (приложение 1 к настоящему заключению).

      Для проведения экспертного исследования положений приказа N 302н была создана экспертная группа (состав экспертной группы приведен в приложении 2 к данному заключению).

      1. Общее описание рассматриваемого регулирования.

      1.1. Место приказа N 302н в системе нормативного правового регулирования.

      Приказом N 302н утверждены Перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Указанные Перечни и Порядок были введены в действие с 1 января 2012 года.

      Обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) при поступлении на работу проводятся с целью определения соответствия состояния здоровья лица, поступающего на работу, поручаемой ему работе, а также с целью раннего выявления и профилактики заболеваний.

      Обязательные периодические медицинские осмотры (обследования) проводятся в следующих целях: динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления заболеваний, начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на состояние здоровья работников, формирования групп риска по развитию профессиональных заболеваний; выявления заболеваний, состояний, являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов, а также работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний; своевременного проведения профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и восстановление трудоспособности работников; своевременного выявления и предупреждения возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний; предупреждения несчастных случаев на производстве.

      Предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой формы собственности, имеющими право на проведение предварительных и периодических осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

      Обязанности по организации проведения предварительных и периодических осмотров работников возлагаются на работодателя.

      Приказ N 302н издан в соответствии со статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — Трудовой кодекс), статьей 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», статьей 34 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

      Как установлено статьей 213 Трудового кодекса, «работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.

      Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти».

      Согласно статье 209 Трудового кодекса опасным производственным фактором является производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.

      Для идентификации вредных и опасных производственных факторов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон N 426-ФЗ) каждый работодатель должен провести специальную оценку условий труда.

      По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

      Результаты специальной оценки условий труда используются, в частности, для организации предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников.

      В то же время в соответствии с приложением N 2 обязательное прохождение медосмотра установлено для видов работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, независимо от наличия на этих производствах признаков, позволяющих отнести их к повышенной опасности, и показателей производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

      1.2. Адресаты регулирования.

      В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса обязанности по организации проведения предварительных и периодических осмотров работников возлагаются на работодателя. Руководители организаций, в рамках деятельности которых выполняются виды работ, включенные в приложение N 2, а также на рабочих местах которых присутствуют вредные факторы, определенные в приложении N 1, обязаны обеспечить прохождение предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников вне зависимости от формы собственности предприятия.

      1.3. Цели регулирования.

      Целями регулирования приказа N 302н являются качественная охрана здоровья населения, предупреждение возникновения и распространения профессиональных заболеваний и производственного травматизма. Проведение предварительных и периодических медицинских осмотров отдельных групп населения является важной составляющей охраны здоровья населения и эпидемиологического благополучия в Российской Федерации.

      Рассматриваемый нормативный акт служит для выявления работодателем контингента работников, подлежащего предварительным и периодическим медицинским осмотрам. Одновременно приказом N 302н определен перечень видов анализов и медицинских специалистов, которых должен пройти работник, имеющий контакт с тем или иным вредным фактором (или выполняющим определенные виды работ). Это необходимо для того, чтобы на этапе приема на работу (и далее с заданной периодичностью) не допускать к выполнению определенных работ сотрудников, имеющих соответствующие противопоказания, и тем самым препятствовать развитию профессиональных патологий или несчастных случаев.

      По мнению разработчика, на сегодняшний день предварительные и периодические медосмотры являются наиболее эффективным механизмом выявления больных с подозрением на профессиональное заболевание. Значительная часть регистрируемых профессиональных заболеваний выявляются в ходе периодических медосмотров работников: в Государственном докладе Роспотребнадзора «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2012 году» (далее — Доклад) указывается, что в 2012 году при проведении периодических медицинских осмотров было выявлено 69,62% впервые установленных профзаболеваний.

      1.4. Расходы хозяйствующих субъектов на выполнение требований приказа N 302н.

      В соответствии с требованиями приказа N 302н при проведении предварительных и периодических осмотров всем обследуемым в обязательном порядке проводятся: клинический анализ крови (гемоглобин, цветной показатель, эритроциты, тромбоциты, лейкоциты, лейкоцитарная формула, СОЭ); клинический анализ мочи (удельный вес, белок, сахар, микроскопия осадка); электрокардиография; цифровая флюорография или рентгенография органов грудной клетки в 2-х проекциях (прямая и правая боковая), в условиях центра профпатологии или медицинского учреждения, имеющего права на проведение экспертизы профпригодности и связи заболевания с профессией в соответствии с действующим законодательством, проводится рентгенография органов грудной клетки в 2-х проекциях (прямая и правая боковая); биохимический скрининг: содержание в сыворотке крови глюкозы, холестерина. Все женщины осматриваются акушером-гинекологом с проведением бактериологического (на флору) и цитологического (на атипичные клетки) исследований не реже 1 раза в год; женщины в возрасте старше 40 лет проходят 1 раз в 2 года маммографию или УЗИ молочных желез.

      Участие врача-терапевта, врача-психиатра и врача-нарколога при прохождении предварительных и периодических осмотров является обязательным для всех категорий обследуемых.

      Кроме того, в Приложениях N 1 и N 2 установлены требования о дополнительных осмотрах врачами-специалистами и лабораторных исследованиях для определенных факторов вредности или отраслей производства.

      Минэкономразвития России на основании данных, представленных субъектами предпринимательской и иной деятельности, провело анализ средних затрат организаций (предпринимателей) на выполнение требований по прохождению обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников.

      Стоимость обследований, как правило, зависит от региона и количества установленных для отрасли обследований и варьируется от 1500 руб. до 10 тыс. руб. на работника.

      Размер затрат на выполнение требований приказа N 302н представлен в таблице 1.

      Кроме того, экспертами отмечается увеличение за последние два года стоимости проведения медицинских осмотров. Частично это связывают с изменением статуса лечебно-профилактических учреждений, преобразовавшихся из муниципальных бюджетных в государственные бюджетные учреждения, в которых определение стоимости медицинских услуг производится самостоятельно по ставкам и тарифам, регулируемым или устанавливаемым без участия муниципальных органов власти. Другой причиной возрастания стоимости эксперты называют расширение количественного состава врачей-специалистов, участвующих в проведении медицинских осмотров, и увеличение необходимых лабораторных и функциональных методов исследования.

      По данным экспертов, на предприятиях нефтегазодобычи медосмотры проходят ежегодно в среднем 60 — 70% работников. На нефтеперерабатывающих, нефтехимических, химических предприятиях в силу отраслевой специфики медосмотрам подлежат более 90% работников, причем значительная часть подлежащих медосмотрам работников (от 10 до 40%) по результатам аттестации рабочих мест работает в оптимальных или допустимых условиях труда.

      В Докладе приводятся показатели профессиональной заболеваемости на 10 000 работников по наиболее неблагополучным в данном отношении видам экономической деятельности: добыча полезных ископаемых — 31,41, обрабатывающих производств — 3,14, сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства — 2,89, транспорта и связи — 2,86.

      2. Основания для проведения экспертизы приказа N 302н.

      Основанием для проведения экспертизы приказа N 302н на предмет выявления положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, послужили письменные обращения ОАО «Сургутнефтегаз» о трудностях проведения медицинских осмотров в связи с отсутствием определения терминов «медицинские учреждения» и «значительное удаление» как в приказе N 302н, так и в законодательстве Российской Федерации.

      По мнению экспертной группы, положения приказа N 302н необосновано затрудняют ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также обращают внимание, что к выполнению одних и тех же видов работ в результате «пересечения» предмета регулирования приказа N 302н с рядом нормативных правовых актов, в том числе с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Трудовым кодексом Российской Федерации, постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 сентября 2001 г. N 23 «О введении в действие Санитарных правил» (вместе с «СП 2.3.6.1066-01. 2.3.5. Предприятия торговли. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила»), Федеральным законом от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» предъявляются различные требования.

      Кроме этого, по мнению экспертов, практическое применение ряда положений приказа N 302н содержит избыточные административные и иные ограничения для субъектов предпринимательской и иной деятельности, а также положения, способствующие возникновению необоснованных расходов у субъектов предпринимательской и иной деятельности по причине дублирования медицинских осмотров с мероприятиями по диспансеризации, осуществляемыми в рамках реализации базовых программ обязательного медицинского страхования, утвержденных Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» и приказом Минздрава России от 3 декабря 2012 г. N 1006н «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения».

      3. Результаты проведенной экспертизы.

      В результате проведенной экспертизы были выявлены положения, которые затрудняют эффективное регулирование в рамках приказа N 302н и приводят к необоснованным затруднениям ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также вызывают необоснованные расходы у субъектов предпринимательской деятельности.

      3.1. Согласно приказу Минздрава России от 3 декабря 2012 г. N 1006н «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения» гражданин (в возрасте 18 лет и старше) работающий, неработающий или обучающийся проходит диспансеризацию 1 раз в 3 года в рамках программы обязательного медицинского страхования.

      В то же время в соответствии с приказом N 302н медицинские осмотры работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта, работников организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений должны проводиться с периодичностью 1 раз в год или в 2 — 3 года за счет работодателя.

      При этом ряд дублирующих исследований предусмотрено как в рамках диспансеризации, так и при проведении предварительных, периодических, профилактических осмотров, организованных за счет средств работодателя в соответствии с приказом N 302н.

      В целях исключения такого дублирования, сокращения временных затрат как работников, так и работодателей, а также финансовых затрат работодателей считаем целесообразным предусмотреть механизм, предусматривающий возможность учета процедур при прохождении диспансеризации в счет прохождения медицинского осмотра.

      3.2. Кроме того, в рамках экспертизы установлено несоответствие положений приказа N 302н действующим нормативным документам в области охраны труда, принятым ранее.

      Имеются несоответствия требований приказа N 302н и действующих санитарных норм и правил по объемам и кратности обследования по отдельным видам работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников.

      Так, объемы осмотров медицинских работников, изложенные в пункте 17 приложения N 2 «Работы медицинского персонала лечебно-профилактических учреждений, а также родильных домов (отделений), детских больниц (отделений), детских поликлиник, отделений патологии новорожденных, недоношенных», не соответствуют требованиям, изложенным в постановлении Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 мая 2010 г. N 58 «Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», в части кратности и объемов осмотров.

      Согласно примечанию 5 к приложению N 1 и примечанию 3 к приложению N 2 участие врача-психиатра и врача-нарколога при прохождении предварительных и периодических осмотров является обязательным для всех категорий обследуемых.

      В то же время положениями постановления Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. N 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» установлено, что лица, «связанные с работами, указанными в столбце два Перечня медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности, связанной с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов, проходят психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет».

      Таким образом, например, специалисты-психиатры должны проводить осмотры только лиц, осуществляющих работы, непосредственно связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в то время как в соответствии с приказом N 302н прохождение соответствующего осмотра предусмотрено для всех сотрудников, занятых как производством, так и реализацией лекарственных средств.

      Также, по мнению субъектов предпринимательской деятельности, существенным моментом, затрудняющим применение приказа N 302н, является несогласованность наименований вредных производственных факторов, перечисленных в приложении N 1 и в постановлении Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 апреля 2003 г. N 76 «О введении в действие ГН 2.2.5.1313-03» (вместе с «ГН 2.2.5.1313-03. Химические факторы производственной среды. Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны. Гигиенические нормативы)».

      В результате работодатель сталкивается со спорными ситуациями, возникающими из-за различных трактовок наименования тех или иных факторов, а также соотнесения результатов измерений и оценок факторов производственной среды из материалов оценки условий труда с наименованиями факторов из приказа N 302н. Кроме того, встречаются спорные ситуации, возникающие из-за различных трактовок наименований тех или иных факторов.

      Представляется целесообразным установить единые наименования вредных производственных факторов, подлежащих и гигиеническому нормированию, и учету при определении необходимости проведения медосмотров работников.

      3.3. В рамках публичных консультаций от субъектов предпринимательской деятельности поступали обращения о чрезмерности требований, предъявляемых в приложении N 1 и N 2, а также о наличии (отсутствии) специалистов в медицинских организациях, предоставляющих услуги по проведению медицинских осмотров.

      3.3.1. Представляется, что для работников розничной торговли либо прямо не контактирующих с пищевой продукцией и занятых административной работой (бухгалтеры, экономисты и пр.), либо не контактирующих с факторами передачи заболеваний (например, пищевыми продуктами), либо для работников предприятий торговли непродовольственными товарами представляется избыточным проведение всех предусмотренных приказом N 302н видов осмотров и исследований.

      Например, расходы на проведение медицинских осмотров одного крупного субъекта предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли составляют 295 млн. руб. в год. Количество сотрудников, которые проходят обязательные медицинские осмотры, превышает 84 000 человек. Обращаем внимание, что не все эти сотрудники имеют контакт с пищевыми продуктами. При этом сотрудники предприятий розничной торговли, включая тех, кто не имеет контакта с пищевыми продуктами, обязаны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры в полном объеме, включая стоматолога, оториноларинголога, акушера-гинеколога, врача-нарколога, врача-психиатра.

      3.3.2. Согласно примечанию 3 к приложению N 1 все женщины осматриваются акушером-гинекологом с проведением бактериологического (на флору) и цитологического (на атипичные клетки) исследований не реже 1 раза в год. Фактически это означает, что все женщины, подлежащие медосмотрам согласно приложению N 1, должны проходить его 1 раз в год вне зависимости от периодичности, установленной в соответствии с опасностью производства, из-за воздействия которого они проходят медосмотр. Данное требование создает дополнительные обязанности работодателя по формированию поименного списка работников, подлежащих медосмотрам в текущем году, а также затраты по организации и проведению медицинского осмотра для выявления профессиональных заболеваний.

      3.3.3. Эксперты в рамках публичных консультаций отмечали проблему отсутствия ряда врачей-специалистов, особенно в медицинских организациях, расположенных в отдаленных регионах страны, либо отсутствует отсутствия технической возможности провести лабораторные и функциональные исследования в соответствии с требованиям приказа N 302н, а именно:

      1) отсутствует или не функционирует необходимое медицинское оборудование (в частности, аппараты, позволяющие делать рентгенографию в двух проекциях);

      2) в медицинских организациях (особенно расположенных вне областных центров) отсутствуют врачи-наркологи и психиатры, что вынуждает работодателей заключать дополнительные договоры со специализированными медицинскими учреждениями, имеющими соответствующих специалистов, либо ограничивать выбор медицинских организаций, что не всегда бывает возможно, особенно в удаленных регионах;

      3) низкие укомплектованность медицинскими кадрами и их качество.

      3.3.4. В приложениях к приказу (примечание 5 к приложению N 1, примечание 3 к приложению N 2) установлено обязательное требование участия врача-психиатра и врача-нарколога в процедуре прохождения предварительного и периодического медицинского осмотра всеми категориями обследуемых. При этом в соответствии с приложением N 3:

      — лицо, направленное на обследование, должно представлять «решение врачебной комиссии, проводившей обязательное психиатрическое освидетельствование (в случаях, предусмотренных законодательством)»;

      — врач-психиатр и (или) нарколог при выявлении лиц с подозрением на наличие медицинских противопоказаний должны направлять этих лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для освидетельствования во врачебной комиссии, уполномоченной на то органом здравоохранения.

      Как отмечают эксперты, на практике участие врача-психиатра в работе комиссии по проведению обязательных медосмотров сводится к проверке результатов психиатрического освидетельствования, проведенного другой врачебной комиссией, и направлению работников на освидетельствование в другую врачебную комиссию. Аналогичная ситуация наблюдается и с участием врача-нарколога.

      Обращаем внимание, что порядок направления на психиатрическое освидетельствование и необходимость прохождения такого освидетельствования установлена один раз в 5 лет для работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающих в условиях повышенной опасности, постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. N 695 «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности».

      Учитывая вышесказанное, считаем, что при направлении работников на освидетельствование, являющееся обязанностью работодателя, требование об участии вышеуказанных врачей-специалистов в работе комиссии по проведению обязательных медосмотров является избыточным.

      3.3.5. Аналогично перечню вредных факторов, не согласованному с соответствующими гигиеническими нормативами, наименования видов работ, приведенные в приложении N 2, не согласуются с соответствующими понятиями, определенными законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности и охраны труда. В частности:

      — термин «верхолазные работы», определенный в примечании 5 к приложению N 2, не соответствует определению верхолазных работ, установленному пунктом 1.1 Межотраслевых правил по охране труда при работе на высоте ПОТ Р М-012-2000, утвержденных постановлением Минтруда России от 4 октября 2000 г. N 68;

      — вид работ, указанный в пункте 6 приложения N 2, — «Работы, непосредственно связанные с применением легковоспламеняющихся и взрывчатых материалов, работы во взрыво- и пожароопасных производствах» не согласован с понятиями, определенными в законодательстве Российской Федерации в области промышленной безопасности. Указанный вид работ сформулирован неоднозначно и вследствие этого допускает различные толкования. Представляется целесообразным разделить указанные понятия на два отдельных понятия: «работы с применением взрывчатых материалов» и «работы на опасных производственных объектах, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются воспламеняющие и (или) окисляющие и (или) горючие вещества»);

      — вид работ, определенный в пунктах 4.1 и 4.4 приложения N 2 в части, относящейся к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеет более широкую формулировку, чем в статье 302 Трудового кодекса, относящейся к гарантиям и компенсациям работникам, выезжающим для выполнения работ вахтовым методом в районы Крайнего Севера и приравненным к ним местностям из других районов, что ущемляет интересы работников, постоянно проживающих в указанных районах (фактически они вынуждены проходить медосмотры, устраиваясь на любую работу, и при наличии противопоказаний в соответствии с указанными выше пунктами 4.1 и 4.2 приложения N 2 не имеют никаких легальных возможностей по трудоустройству);

      — вид работ, указанный в пункте 24 приложения N 2 «Работы в организациях медицинской промышленности и аптечной сети, связанные с изготовлением, расфасовкой и реализацией лекарственных средств», представляет возможность для отделения работ, связанных с реализацией лекарственных средств в готовом виде в заводской упаковке. Так, в Федеральном законе от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» приведены следующие понятия: «фармацевтическая деятельность — деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов»; «организация оптовой торговли лекарственными средствами — организация, осуществляющая оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона»; «аптечная организация — организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона». Исходя из приведенных понятий может быть сделан вывод о том, что речь идет только о работах в аптечных организациях, напрямую связанных с изготовлением, расфасовкой и реализацией лекарственных средств внутриаптечного изготовления, а не торговля лекарственными препаратами. В ином случае остается неясным, почему организации оптовой торговли лекарственными средствами не включены в приказ N 302н. Вместе с тем на практике Роспотребнадзор предъявляет одинаковые требования к аптечным организациям, осуществляющим такие виды работ, как «розничная торговля лекарственными средствами» и «изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения».

      4. Подготовка проекта заключения об экспертизе приказа N 302н.

      Запрос по предоставлению комментариев на проект заключения в рамках процедуры проведения экспертизы приказа N 302н был направлен в Минздрав России, Минтруд России и Роспотребнадзор письмом от 27 августа 2014 г. N Д26и-536.

      Минздрав России письмом от 17 сентября 2014 г. N 24-1-2078287 сообщил о значительном количестве обращений граждан и юридических лиц по вопросу реализации положений приказа N 302н. По мнению Минздрава России, приказ N 302н требует серьезных изменений, а также приведения его положений в соответствие с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон N 323-ФЗ).

      Приведение в соответствие с Законом N 323-ФЗ предусмотрено приказом Минздрава России от 13 июля 2012 г. N 32 «О подготовке нормативных правовых актов Министерства здравоохранения Российской Федерации, необходимых для реализации Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в срок до 20 сентября 2012 г.

      Минтруд России письмом от 17 сентября 2014 г. N 15-2/10/В-5937 указал, что считает необходимым привести наименования физических факторов в соответствие с приложением 1 к приказу Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению», а также сообщил, что указанное предложение уже направлялось в Минздрав России.

      Роспотребнадзор письмом от 17 ноября 2014 г. N 01/13471-14-23 сообщил о поддержке необходимости внесения концептуальных изменений в приказ N 302н. Однако, по мнению Роспотребнадзора, анализ влияния условий труда на профессиональную и профессионально-обусловленную заболеваемость с рекомендациями по совершенствованию профилактических мероприятий и анализ замечаний, изложенных в приложении N 1 к заключению о возможности сокращении периодичности медицинских осмотров, могут дать только врачи — специалисты в области гигиены.

      По пункту 1 раздела 5 настоящего заключения Роспотребнадзор предлагает исключить из контингента лиц, подлежащих диспансеризации в соответствии с приказом Минздрава России от 3 декабря 2012 г. N 1006н «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения», работающих лиц, проходящих периодические медицинские осмотры в соответствии с приказом N 302н.

      По пункту 2 раздела 5 настоящего заключения Роспотребнадзор считает необходимым сохранить существующий принцип распределения по вредным и (или) опасным производственным факторам химической природы и предлагает привести наименования указанных в пунктах приказа N 302н производственных факторов химической природы в соответствие с правилами Международного союза теоретической и прикладной химии, ИЮПАК (International Union of Pure and Applied Chemistry, IUPAC).

      По пункту 3 раздела 5 настоящего заключения Роспотребнадзор предлагает пересмотреть формулировки перечня работ, указанных в Приложении N 2 к приказу N 302н с указанием контингента лиц, подлежащих медицинским осмотрам.

      Все поступившие замечания и предложения по проекту заключения были рассмотрены Минэкономразвития России и использованы при подготовке настоящего заключения об экспертизе приказа N 302н.

      5. Выводы по итогам проведения экспертизы приказа N 302н.

      По итогам проведенной экспертизы приказа N 302н Минэкономразвития России пришло к выводу о наличии в приказе N 302н положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской деятельности, и считает необходимым в соответствии с пунктом 3 постановления N 633 внести в Министерство юстиции Российской Федерации предложение о необходимости внести следующие изменения в приказ N 302н:

      1. Определить механизм, предусматривающий возможность учета процедур при прохождении диспансеризации в счет прохождения медицинского осмотра.

      2. Установить единые наименования вредных производственных факторов, подлежащих гигиеническому нормированию, а также учету при определении необходимости проведения медосмотров работников.

      3. Исключить необходимость проведения всех предусмотренных приказом N 302н видов осмотров и исследований для работников розничной торговли, либо прямо не контактирующих с пищевой продукцией и занятых административной работой (бухгалтеры, экономисты и пр.), либо не контактирующих с факторами передачи заболеваний (например, пищевыми продуктами), а также для работников предприятий торговли непродовольственными товарами.

      4. Исключить требование об участии врача-психиатра и врача-нарколога в работе комиссии по проведению обязательных медосмотров при направлении работников на освидетельствование, являющимся обязанностью работодателя, целесообразно.

      5. Привести положения приказа N 302н в соответствие с действующими редакциями Закона N 323-ФЗ и Закона N 426-ФЗ, а также нормативными правовыми актами во исполнение указанных законов.

      Приложение 1
      к Заключению об экспертизе приказа
      Минздрава России от 12 апреля
      2011 года N 302н «Об утверждении
      перечней вредных и (или) опасных
      производственных факторов и работ,
      при выполнении которых проводятся
      обязательные предварительные
      и периодические медицинские осмотры
      (обследования) и Порядка проведения
      обязательных и периодических
      медицинских осмотров (обследований)
      работников, занятых на тяжелых
      работах и на работах с вредными
      и (или) опасными условиями труда»

      СПРАВКА
      О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕДЕНИЯ ПУБЛИЧНЫХ КОНСУЛЬТАЦИЙ
      С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ,
      ИНВЕСТИЦИОННОЙ И ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

      Сводная таблица результатов проведения
      публичных консультаций в ходе проведения экспертизы
      нормативного акта

    Смотрите так же:  Исковое заявление в суд на банк по кредиту образец

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *