Амстердамский договор и его значение

1.7 Амстердамский договор и эволюция Европейского союза

Трудности, возникающие при применении Маастрихтского договора, и территориальное расширение ЕС[19] обусловили процесс разработки и внесения изменений в учредительные документы ЕС. Для этой цели в 1996 г.

Новый договор был подписан в Амстердаме 2 октября 1997 г и вступил в силу с 1 мая 1999 г. после ратификации его всеми государствами-участниками. Амстердамский договор существенно дополняет и развивает положения Маастрихтского договора, в частности расширяет сферу деятельности ЕС в области гражданских прав и занятости, социальной политики, охраны окружающей среды.

Амстердамский договор предусматривает следующие новые положения:

а) осуществление в течение пятилетнего периода мер, обеспечивающих свободное передвижение граждан государств-членов в рамках ЕС;

б) обязательство государств-членов соблюдать принципы демократии, прав человека и приоритета законности;

в) активизацию социальной политики ЕС, защиту интересов потребителей;

г) формирование общей политики безопасности и обороны, чему должна способствовать интеграция ЕС и Западноевропейского союза;

д) расширение межправительственного сотрудничества в области борьбы с преступностью, терроризмом, торговлей людьми, наркобизнесом, коррупцией и контрабандой, расизмом и ксенофобией;

е) повышение роли Европарламента в принятии решений и формировании законодательства ЕС.

Центральное место среди положений Амстердамского договора занимают положения, направленные на создание пространства свободы, демократии и законности. Развитию демократических начал должны служить открытость и прозрачность принимаемых институтами и органами ЕС решений. Достижению этой цели призваны способствовать:

– изменения касательно порядка принятия нормативно-правовых актов ЕС:

1) уточняются и получают распространение две основные процедуры принятия решений, предусматривающие активное участие Европарламента в законодательном процессе – процедура сотрудничества (решение принимается Советом ЕС по инициативе Комиссии после обсуждения с Европарламентом) и процедура совместного принятия решений (решение принимается Советом ЕС совместно с Европарламентом);

2) расширяется перечень вопросов, по которым решения в Совете ЕС принимаются квалифицированным большинством;

– положения о возможности наложения санкций на государство – участника ЕС, допускающее серьезное неоднократное нарушение основополагающих начал построения и функционирования ЕС: Совет ЕС может принять решение о приостановлении в отношении государства-нарушителя некоторых прав, вытекающих из учредительных договоров;

– положения о коммунитаризации Шенгенских соглашений, т. е. интеграции в систему права Сообществ;

– уточнения принципов субсидиарности и пропорциональности.

Амстердамский договор вносит ряд изменений и уточнений в механизм осуществления совместной внешней политики и политики безопасности, детализирует порядок определения общих внешнеполитических принципов ориентации и выработки общей позиции принятия совместных решений и их реализации. Несколько расширяется участие Комиссии в осуществлении конкретных внешнеполитических решений. Предусматривается некоторая корректировка правового статуса аппарата, разрабатывающего и обеспечивающего исполнение решений во внешнеполитической сфере, в частности изменяются функции и полномочия Генерального секретаря Совета. Создается Политический комитет, объединяющий руководителей политических департаментов министерств и ведомств иностранных дел государств-участников. Наконец, учреждается пост Верховного представителя ЕС по вопросам общей внешней политики и политики безопасности. И хотя Амстердамский договор не содержит детальной регламентации его полномочий, на практике Верховный представитель принимал активное участие в подготовке, формулировании и исполнении решений в области общей внешней политики и политики безопасности.

Таким образом, Амстердамский договор содержит принципиально важные положения, направленные на углубление и расширение сотрудничества государств-участников в рамках Европейских сообществ и Европейского союза. Вместе с тем в Амстердамском договоре не находится места институциональной реформе, необходимой в связи с грядущим расширением ЕС. В ходе работы над Амстердамским договором выявились серьезные разногласия между государствами-членами по вопросу реформирования институтов ЕС. Для их преодоления было решено созвать новую межправительственную конференцию, которой поручалось до вступления в ЕС новых членов[20] подготовить договор, изменяющий действовавшую институциональную структуру.

Договор учреждающий Конституцию для Европы и его значение.

Ниццкий договор 2001 г. его содержание и значение.

Амстердамский договор.

ПОНЯТИЕ И ПРИРОДА ЕВРОПЕЙСКОГО ПРАВА

Некоторые новеллы, которые вносит АД в развитие ЕС:

(Нужно отметить, что главный вопрос — пересмотр институциональной структуры ЕС — не удалось решить). Кроме того. В рамках Комиссии ЕС представлены все государства-члены союза; На тот момент в Комиссии было всего 20 мест: по 2 места получили крупные государства. Необходимо было решить очень серьезную для ряда государств проблему: обеспечить представительство всем государствам-членам, не раздувая состав Комиссии. По этому вопросу договориться также не удалось.) Договорились лишь о том, что количество депутатов Европарламента не будет превышать 700 человек. АД также внес изменения в процедуру принятия решений, заметно упростив ее, что имело немаловажное значение.

Если говорить о наиболее крупных достижениях АД, то это наметившаяся коммутаризация 2ой и 3ей опор, т.е. распространение на некоторые решения в рамках 2ой и 3ей опор права Европейских сообществ и юрисдикции Суда Европейских сообществ (т.е. они становятся нормами прямого действия).

Уточнена структура и система институтов валютного союза, Европейский центральный банк (ЕЦБ) получает право издания нормативных актов.

В отношении прав и свобод граждан ЕС: союз превращается в «пространство свободы, безопасности и справедливости, в рамках которого принимаются меры по повышенной защите прав, свобод и интересов граждан».

Ратификация АД поспособствовала дальнейшему развитию интеграции внутри союза.

Следующим важным шагом в развитии Европейского Союза стал Ниццский договор. Договор был подписан 26 февраля 2001 г. после одобрения на правительственной конференции в 2000 г., а также на заседании правительственной верхушки в Ницце, проходившем с 7 по 11 декабря 2000 г. Его, однако, не получилось сразу ратифициро­вать. Так, население Ирландии на первом же референдуме неожидан­но отказалось от его одобрения. После второго, теперь уже позитив­ного референдума, Договор смог вступить в силу только с 1 февраля 2003 г. Здесь стоит проводить различия между изменениями, которые действуют с момента вступления в силу Договора с 1 февраля 2003 г., и такими, которые стали действительными только в течение расши­рения на дальнейшие государства-участники на основе Протокола о расширении Европейского Союза, а также Актов о вступлении от 16 апреля 2003 г. Институциональные изменения, последовавшие в результате Ниццского договора к 1 февраля 2003 г., затрагивали в зна­чительной части расширение возможности принятия решений при голосовании квалифицированным большинством голосов, назначение и роль президентов Комиссии, а также распределение компетенции между Европейским судом и Европейским судом первой инстанции. Верхняя граница количества членов Европейского парламента была повышена уже по состоянию на 1 февраля 2003 г. с 700 до 732. В До­говор о Сообществе введена также новая глава об экономической, финансовой, технической совместной деятельности с государствами, не являющимися членами ЕС. К тому же была расширена компетен­ция ЕС по заключению договоров в области совместной торговой по­литики, в областях торговли и услуг, а также в сфере торговых аспек­тов интеллектуальной собственности.

Лейтмотивом договора являлась подготовка ЕС к расширению, обозначил число стран-кандидатов (13) на вступление в ЕС и определил время проведения конференции, в ходе которой должны быть выработаны и утверждены условия и приблизительная дата присоединения новых членов. Ниццкий договор обозначил дату первой волны расширения.

Ниццкий договор внес важные поправки в Договор об учреждении ЕС, нацеленные на подготовку институтов ЕС к работе в расширенном Союзе:

— расширены возможности институтов Союза по контролю за соблюдением государствами-членами демократических принципов общественного строя (см. новый параграф 1 ст. 7, а также новый пункт «е» ст. 46);

— в рамках общей внешней политики безопасности (раздел V) возросло количество вопросов, решаемых Советом на базе квалифицированного большинства вместо единогласия (см. параграф 2 ст. 23 и параграфы 3-4 статьи 24); исключены положения об участии Западноевропейского союза (ЗЕС) в формировании общей оборонной политики ЕС (новая редакция ст. 17); уточнен порядок заключения и применения международных договоров Союза с третьими странами и международными организациями (ст. 24); на месте существовавшего ранее Политического комитета создан Комитет по вопросам политики и безопасности с более широкой компетенцией (ст. 25);

— применительно к сотрудничеству полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере (раздел VI) добавлены положения о новом правоохранительном органе Союза – Евроюст (ст. 29 и ст. 31);

— с учетом предстоящего расширения Союза упрощен и уточнен порядок пользования государствами-членами механизма «продвинутого сотрудничества» (см. новую редакцию раздела VII и ст. 40 – ст. 40В, регулирующие продвинутое сотрудничество в уголовно-правовой сфере). Аналогичное сотрудничество может теперь осуществляться в рамках общей внешней политики и политики безопасности (ст. 27 – ст. 27Е), что не допускалось прежней редакцией Договора о ЕС.

— принят Билль о правах — очень прогрессивный документ по правам человека. Полное название – Хартия Европейского Союза об основных правах 2000 года.

Договор об учреждении Конституции для Европы был подписан в Риме 29 октября 2004 г. Конституция вступит в силу после завершения ратификаци­онного процесса на национальном уровне.

Конституция синтезирует Договор о ЕС и Договор о Сообществе в единое целое и одновременно включает ряд но­вых положений, связанных с конституционным оформлением ЕС. Она состоит из преамбулы и четырех частей.

В первой части определяются природа, цели и задачи ЕС, круг ведения ЕС, характер и порядок осуществления ком­петенции, принадлежащей Союзу, институциональная структу­ра ЕС, порядок осуществления продвинутого сотрудничества, финансовая система ЕС, принципы взаимоотношений ЕС с го­сударствами, составляющими его ближайшее окружение, усло­вия членства в ЕС.

Часть вторая Конституции содержит изложение Хартии ос­новных прав Европейского Союза. Включение Хартии в текст Конституции предполагает придание ей обязательной юридиче­ской силы.

Третья часть Конституции содержит моменты, относящиеся к вопросам гражданства, по­строению общего рынка и обеспечению реализации четырех основных свобод, связанных с его функционированием; положения, регулирующие условия и режим конкуренции; осущест­вление экономической и валютной политики, включая статус ЕСЦБ и ЕЦБ; политика в области занятости; общая сельскохо­зяйственная политика; защита окружающей среды; защита прав потребителя; общая политика в сфере транспорта, научных ис­следований, технологии, исследования космического простран­ства, энергетики.

Специальные постановления регулируют процедуру сближе­ния законодательства в рамках ЕС. Отдельные положения Кон­ституции относятся к построению пространства свободы, безо­пасности и законности и осуществлению полномочий, которые отнесены были ранее к так называемой третьей опоре. Они включают сотрудничество полиций и судов в уголовно-право­вой сфере. Особый раздел посвящен внешнеполитической дея­тельности ЕС, синтезирующий как постановления, которые регулируют его внешнеполитическую активность. Здесь же рассматриваются вопросы осуществления общей тор­говой политики и сотрудничества с третьими государствами в гуманитарной, финансово-экономической и технической об­ласти, а также оказания гуманитарной помощи.

Специальный раздел посвящен порядку функционирования институтов Союза: Европейского парламента, Европейского совета, Совета министров, судебной системы ЕС, Счетной па­латы. Определяется статус ЕСЦБ и ЕЦБ, консультативных ор­ганов и Европейского инвестиционного банка (ЕИБ). Детально описано продвинутое сотрудничество.

Смотрите так же:  Экспертиза по характеру знаний

Часть четвертаясодержит общие и заключительные поста­новления. В частности, она предусматривает, что с момента вступления в силу Договора, учреждающего Конституцию, прекращают свое действие Договоры, учреждающие Европей­ское сообщество и ЕС, равно как акты и договоры, которые их дополняют или изменяют и которые фигурируют в специ­альном протоколе, приложенном к тексту Конституции. ЕС наследует и осуществляет правопреемство в отношении Евро­пейского сообщества и Союза во всем, что касается его прав и обязанностей. Акты вторичного права, принятые на основе ранее действующих учредительных договоров, остаются в силе, если они соответствуют условиям и требованиям, определяе­мым в специальном протоколе, приложенном к тексту Кон­ституции. Судебная практика Суда ЕС сохраняет свою силу в качестве источника толкования права Союза.

Дата добавления: 2015-05-29 ; Просмотров: 367 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Амстердамский договор 1997 года. Хартия об основных правах Европейского Союза 2000 года. Ниццкий договор 2001 года

Вступил в силу 1 мая 1999г. Амстердамский договор. Данный договор был подписан 2 октября 1997г. Он расширил сферу действия права ЕС. В соответствии с данным договором была установлена обязанность всех гос-ств членов соблюдать и охранять основные права человека. Было закреплено, что граждане имеют право обратиться в суд ЕС. Закреплены положения, относящиеся к созданию пространства безопасности, свободы и законности. В соответствии с Амстердамским договором в договор О ЕС были внесены изменения и дополнения:

1)предусмотрены санкции в отношении государств-членов за нарушение учредительных договоров и иных правовых актов ЕС

2)шенгенские соглашения и принимаемые на их основе были включены в право ЕС

3)изменена нумерация статей договора О ЕС, буквенные обозначение изменены на цифровые

4)в сферу деятельности ЕС включены новые формы сотрудничества:

Б)решение вопроса о предоставления убежища

Г)введение поста высокого представителя по вопросам внешней политики и политики безопасности

Хартия Европейского союза по правам человека является документом, закрепляющим некоторые основные права.

Формулировка этого документа была согласована на уровне министров и была включена в проект конституции для Европы. Однако проект конституции был отвергнут на референдумах во Франции и Нидерландах. Ссылка на скорректированную в 2007 году Хартию была также включена в более поздний Лиссабонский договор, который вступил в силу 1 декабря 2009 года. Оговорки об ограниченном применении Хартии сделаны Соединённым Королевством, Польшей и (неформально) Чехией.

Суд Европейских сообществ постановил в 1996 году, что договоры об учреждении Европейского союза, не дают ему возможность присоединиться к Европейской конвенции по правам человека, несмотря на это все государства-члены СоЕ / ЕС, подписали конвенцию (Решение 2/94 «Присоединение сообщества к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод» от 28 марта 1996 года).

После этого, Европейский совет в Кельне (3/4 июня 1999 года) поставил задачу разработать устав конвенции.[1] Учредительное собрание по конвенции прошло в декабре 1999 года, проекты были утверждены 2 октября 2000 года. Европейский Совет (13/14 октября 2000 года) единогласно одобрил проект и направил его на рассмотрение в Европейский парламент и Европейскую комиссию.

Европейский Парламент дал свое согласие 14 ноября 2000 года, а Комиссия 6 декабря 2000 года. Председатели Европейского парламента, совета и комиссия подписали и провозгласили хартию от имени своих учреждений 7 декабря 2000 года в Ницце. Таким образом, три вышеупомянутых учреждения Европейского союза (совет, комиссия и парламент) постановили, что хартия, соответствует всем формальным требованиям (на данный момент) чтобы представлять основные принципы прав человека союза. Однако юридической силы Хартия с этими решениями не обрела.

Новая редакция Договора о Европейском Союзе и Договоров, уч­реждающих Европейские сообщества, рассматривалась на саммите Ев­ропейского Союза в Ницце в декабре 2000 г. Подписание согласованного варианта текста договора состоялось 26 февраля 2001 г., и еще несколько месяцев потребовалось для его ратификации. В силу Ниццкий договор вступил 1 февраля 2003 г.

Основные дискуссии в ходе Ниццкого саммита разгорелись по вопросам институциональной реформы. Речь шла о четырех важных новациях, каждая из которых оказалась решена весьма половинчато. Во- первых, произошло дальнейшее расширение сферы применения квали­фицированного большинства при голосовании в Европейском Совете. Однако по настоянию Великобритании и ряда других государств право вето было сохранено при голосовании по вопросам налогообложения и социального обеспечения, что резко осложняло интеграцию в этих сфе­рах с учетом очень разного уровня развития и специфики стран-претен- дентов на вступление в Евросоюз.

Ниццкийдоговор включил пространные положения, регламентирующие порядок запуска и осуще­ствления таких программ. Одновременно были сняты многие ограниче­ния, которыми ранее оговаривалась возможность «продвинутого сотруд­ничества» (в том числе было установлено, что для запуска «продвинутого сотрудничества» достаточно участия не большинства стран Евросоюза, а лишь 8). Кроме того, Ниццкий договор практически лишал отдельные государства возможности заблокировать запуск «продвинутого сотрудни­чества» в областях, относящихся к ведению Евросоюза. Ответственность за координацию действий и совместимость «продвинутого сотрудниче­ства» с общими политиками Евросоюза была возложена на Европейский Совет и Еврокомиссию. Все эти меры имели большое значение с точки зрения сохранения высокой динамики интеграционного процесса после расширения Евросоюза. Однако критики Ниццкого договора отмечали, что использование «продвинутого сотрудничества» угрожает расколом Союза и формированием в его составе своеобразной «периферии», со­стоящей из стран-«новичков».

Помимо расширения Евросоюза Ниццкий договор позволил придать новый импульс развитию его «второй» и «третьей» опор. Ниццкий договор завершил преобразование «второй опоры» в систему ОВПБ/ЕПБО, в том числе закрепил предыдущие решения Европейского Совета по созданию Сил быстрого реагирования. Формирование этого контингента предусмат­ривалось на основе предоставления странами-участницами сроком мини­мум на 1 год персонала (первоначально общей численностью 50 60 тыс. чел.) и техники (в частности, 400 военных самолетов и 100 военных кораблей). Данный процесс должен завершиться к 2003 г. От использования структур ЗЕС было решено отказаться. Ниццкий договор исключил из Договора о Европейском Союзе все упоминания о ЗЕС как «агенте» Союза в военной сфере. В свою очередь Совет ЗЕС в Марсельс- кой декларации в ноябре 2001 г. заявил о прекращении деятельности как оперативной организации. ЗЕС сохранился лишь как система взаимных гарантий стран-участниц в случае агрессии и консультативный орган.

Ниццкий договор 2001 г. внес также ряд изменений в правовой режим СПСО. Большая часть их касалась полномочий и организационно­го оформления Европола и Евроюста. К договору была приложена специ­альная декларация о структуре Евроюста (в соответствии с решениями саммита в Тампере и программой «Ьрюссель-1») и сформулирована основная задача этой организации: «Содействовать надлежащей коорди­нации деятельности национальных органов, уполномоченных осуществ­лять уголовное преследование, и оказывать помощь в расследовании дел, связанных с организованной преступностью». Ниццкий договор ввел также новое положение о том, что правила, определяющие полномочия Евроюста, должен будет принять Европейский Совет. В перспективе планировалось и создание особого договора о Евроюсте.

еще один важный аспект Ниццкого договора — новый шаг в гуманитарной интеграции. В основном тексте договора этому вопросу было также уделено мало внимания

Дата добавления: 2015-04-19 ; просмотров: 1983 . Нарушение авторских прав

Амстердамский договор: первая реформа Европейского Союза.

Особенно важное значение имело закрепление в Амстердамском договоре так называемых «общих принципов европейского права». В отличие от существовавших ранее принципов правоприменения (прямого действия и приоритета норм европейского права, субсидиарности), «общие принципы» носили только доктринальный характер. В тексте Амстердамского договора они трактовались как «принципы, которые являются общими для государств-членов». По содержанию «общие принципы» также являлись совершенно универсальными. В их состав вошли принципы свободы, демократии, уважения прав человека и основных свобод, правового государства (в англоязычной версии — «господства права»). Но Суд Европейских Сообществ в обосновании своих решений вскоре начал формулировать и новые «общие принципы» — принцип пропорциональности (действия властей строго пропорциональны поставленным целям и не более), принцип правовой определенности (недопустимость обратной силы норм права), процессуальные принципы (в модальности «прав»: право на юридическую помощь; на конфиденциальность информации, предоставленной адвокату; на «выражение своего мнения»). Характерно, что Суд заявил о своем праве формулировать «общие принципы» на основе не только расширительного толкования учредительного договора Евросоюза, но и «конституционных традиций» стран-участниц, а также принципов естественного права. Подобные новации имели огромное доктринальное значение. Не случайно, что юристы сразу начали называть «общие принципы» конституционными принципами Евросоюза.

Система правоотношений, выстраиваемых на основе подобных «общих принципов», уже не могла рассматриваться как прямое делегирование субъектности (части национального суверенитета) Евросоюзу со стороны стран-участниц. Неизбежно должно было последовать признание суверенности всего европейского гражданского общества, а не отдельных стран и народов. Тем самым, каждый европеец должен был рассматриваться как представитель сразу двух сообществ, имеющих право на самоопределение и способных создавать систему публичной власти, — национального и европейского. Все это становилось достаточным обоснованием возможности собственного конституционного строительства в Евросоюзе.

Расширение компетенции Сообщества делало необходимым продолжение его институциональной реформы. При подготовке Амстердамского договора этот вопрос вызывал бурные дискуссии. Однако в итоге поправки оказались весьма незначительными. Была усилена роль Европейского парламента в процессе обсуждения состава Еврокомиссии, за председателем Еврокомиссии закреплена функция политического руководства (что превращало Еврокомиссию в более сплоченную «команду»), в составе Совета вводился пост Верховного представителя по вопросам общей внешней политики и политики безопасности, который совмещается с должностью Генерального секретаря Совета, расширена область применения процедуры «совместного решения» Совета и Парламента. Вместе с тем Амстердамский договор не решил целый ряд проблем, которые должны были возникнуть по мере расширения состава Евросоюза. Так, например, при дальнейшем увеличении числа небольших стран-участниц прежний порядок голосования в Европейском Совете создавал возможность принятия решений, требующих квалифицированного большинства голосов, членами Совета, представляющими меньшую часть граждан стран-участниц Союза. Сохранение правила о представительстве в Еврокомиссии по одному члену от каждой страны-участницы грозило постоянно расширять состав этого органа. Явно требовал пересмотра и порядок формирования Еврокомиссии, согласно которому в состав включается один гражданин от каждой страны-участницы. Амстердамский договор не решал проблему Суда, действия которого по-прежнему формально были ограничены компетенцией Сообщества, а организационная структура не позволяла справляться с возросшими полномочиями.

Отчасти остроту нерешенных институциональных проблем должен был снять ввод Амстердамским доювором принципа «продвинутого сотрудничества». Идея «интеграции разных скоростей» начала обсуждаться еще в 1970-х гг. Первыми примерами такой практики стали неединовременное присоединение стран Евросоюза к «зоне евро» и отказ некоторых стран от участия в Шенгенских соглашениях. Но первоначально такие действия воспринимались в качестве своего рода временной отсрочки, мотивированного отступления от «общей стратегии». Закрепление понятия «продвинутого сотрудничества» в Амстердамском договоре перевело проблему в совершенно иную плоскость — дифференцированное сотрудничество стало рассматриваться в качестве способа ускорения интеграции, незамедленной адаптации к ней отдельных стран. Тем самым, появлялась возможность разрабатывать планы новых форм сотрудничества, не пытаясь примирить все многообразие интересов и мнений стран-участниц. Именно такая идея была заложена в специальный раздел Амстердамского договора «Положения о продвинутом сотрудничестве». Однако установленные процедуры такого сотрудничества пока оказались очень сложны и трудно применимы на практике.

Смотрите так же:  Ленин приказ о расстрелах

Ряд важных новаций Амстердамский договор внес в системы ОВПБ и СПВД. Европейский Совет был наделен полномочиями «определять принципы и основные направления Общей внешней политики и политики безопасности, в том числе по вопросам, имеющим оборонное значение». Соответственно к компетенции ОВПБ были отнесены все вопросы безопасности. Совет от имени Евросоюза был уполномочен «заключать соглашение с одним или несколькими государствами или международными организациями». Это означало признание за Евросоюзом собственной международной правосубъектности. Одновременно оговаривалась «возможность интеграции ЗЕС в Евросоюз, если Европейский Совет примет такое решение». Был усилен и сам механизм осуществления ОВПБ. Наряду с «совместными действиями» и «общими позициями» была введена практика выработки «общих стратегий». Амстердамский договор установил, что Европейский Совет уполномочен «вырабатывать общие стратегии, которые реализуются Союзом в тех областях, в которых государства-члены имеют важные обшие интересы». «Обшая стратегия» представляет собой документ, в котором определяется план действий Евросоюза в отношении конкретных стран или регионов планеты. Действия, вытекающие из «общей стратегии», являются обязательными для дипломатии всех стран-участниц Евросоюза. Разработка «общих стратегий» стала одной из функций Генерального секретаря Европейского Совета.

Уже в период ратификации Амстердамского договора британская дипломатия выступила с важной инициативой. Правительство Э. Блэра предложило активизировать усилия по формированию общей европейской политики безопасности и обороны (ЕПБО). Саммит Европейского Совета в Портшахе в октябре 1998 г. поддержал это предложение и высказался за развитие самостоятельных вооруженных сил ЗЕС/ЕС, а также модернизацию европейской военной промышленности. Вашингтонский саммит НАТО в апреле 1999 г. также выразил поддержку «решимости Европейского Союза обладать способностью самостоятельных действий, предполагающей принятие решений и утверждение военных акций тогда, когда альянс как таковой не задействован». В июне и декабре 1999 г. Кельнский и Хельсинкский саммиты Европейского Совета заложили основы новой институциональной структуры ОВПБ/ЕПБО. Был учрежден институт Высокого представителя по ОВПБ / Генерального секретаря Совета (ВП/ГС). На этот пост был избран бывший Генеральный секретарь НАТО X. Солана, приступивший к своим обязанностям 18 октября 1999 г. Он же стал Генеральным секретарем ЗЕС. Были созданы Комитет по вопросам политики и безопасности и вырабатывающий для него рекомендации Военный комитет, а также Военный штаб, выполняющий функции военно-оперативного планирования и экспертизы. Параллельно был создан Комитет по гражданским аспектам кризисного управления. В том же 1999 г. Европейский Совет утвердил франко-британскую инициативу по созданию европейских сил быстрого реагирования (ЕСБР) для проведения гуманитарных и миротворческих акций, а также датско-нидерландскую инициативу по формированию Европейского полицейского корпуса (ЕПК). В мае 2000 г. Совет ЗЕС одобрил решение о передаче ЕС «процедур и концептуальных разработок в сфере кризисного управления», а также ряда структур ЗЕС, которые могли быть использованы для развертывания ЕСБР. В июне 2000 г. саммит Европейского Совета в Фейра разработал практические меры по формированию гражданской полиции как невоенных сил кризисного реагирования.

В соответствии с Амстердамским договором была значительно пересмотрена европейская система сотрудничества в области правосудия и внутренних дел. Вместо прежнего названия СПВД она стала именоваться Сотрудничеством полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере (СПСО). Компетенция «третьей опоры» была ограничена исключительно вопросами борьбы с преступностью (вопросы правосудия по гражданским делам, убежища, а также визовая, иммиграционная политика перешли в ведение Европейского сообщества). Но общая значимость сотрудничества в уголовно-правовой сфере значительно выросла. Евросоюз получил право издавать через Европейский Совет нормативные акты по вопросам уголовного права и процесса. К ним были отнесены «рамочные решения», выступающие в качестве основы правоохранительного законодательства, а также «решения» по конкретным вопросам. Кроме того, у Европейского Совета сохранились полномочия по изданию «общих позиций», не содержащих юридических норм в правоохранительной сфере, и разработке конвенций между государствами-членами по правоохранительной проблематике. Все эти разновидности норм и решений не обладали правом «прямого действия», т.е. для возложения юридических обязанностей непосредственно на граждан и юридических лиц требовалось создание соответствующих норм национального права. Но одновременно «третья опора» была включена в сферу юрисдикции Суда Европейских сообществ, что открывало возможность наднационального регулирования и в этой сфере.

Принципы сотрудничества в сфере СПСО были уточнены на саммите Европейского Совета в Тампере в октябре 1999 г. В итоговом документе саммита, получившем название «Вехи Тампере», была подтверждена особая значимость системы безопасности как одного из ключевых компонентов «европейского правового пространства». Участники саммита признали необходимость конвергенции правоохранительных систем стран Евросоюза, в том числе обеспечения права граждан обращаться на равных условиях в суд в любой стране Евросоюза, разработки принципов взаимного признания странами-участницами решений национальных судов, унификации процессуальных норм уголовного права. Особое значение было придано борьбе с организованной преступностью, распространением наркотиков, нелегальной иммиграцией. Для обеспечения этих мер было принято решение о создании специального ведомства Евроюст в составе прокуроров национальных государств, судей и офицеров полиции высокого ранга — своего рода прообраз Европейской генеральной прокуратуры. В то же время Европейский Совет призвал к соблюдению прав иммигрантов, проживающих на легальных основаниях, и подтвердил преимущественные полномочия в этой сфере Европейского Сообщества, а не органов СПСО. Политическая декларация «Вехи Тампере» получила практическое воплощение в решениях заседания Совета министров внутренних дел и юстиции в декабре 1999 г. в Брюсселе, по итогам которого была принята комплексная программа «Брюссель-1». Сохранил свое действие и Пакт по борьбе с организованной преступностью, заключенный Советом министров внутренних дел и юстиции при участии министров стран-кандидатов на вступление в Евросоюз в мае 1998 г.

Следующим этапом эволюции интеграционного процесса явился Амстердамский договор (октябрь 1997 г.), основные положения которого заключаются в следующем:

  • • ЕС был объявлен пространством свободы, безопасности, справедливости, и именно поэтому механизм Шенгенского «Соглашения о ликвидации пограничного контроля на внутренних границах сообщества» был инкорпорирован в юридический и институциональный механизм союза. Вопросы внутренней безопасности остались в исключительном ведении национальных государств, Великобритания, Ирландия и Дания получили право не участвовать в новой системе;
  • • были установлены обязанности всех государств-членов строго соблюдать и охранять фундаментальные права человека, предотвращать любую дискриминацию; пострадавшие граждане имеют право на юридическую защиту со стороны Суда ЕС;
  • • значительно повышена роль Европейского Парламента (ЕП);
  • • развиты и уточнены принципы субсидиарности и траспарентности; провозглашено право каждого гражданина получать любую информацию от институтов ЕС;
  • • дана новая редакция положений, касающихся охраны окружающей среды, здравоохранения, защиты прав потребителя, сотрудничества правоохранительных органов, борьбы с мошенничеством и т.п.;
  • • более определенно сформированы сферы правосудия и полицейского сотрудничества по уголовным делам;
  • • введен пост Высокого представителя по вопросам общей внешней политики и политики безопасности.

Конституционный акт

Первоначально ЕС намеревался принять единую конституцию, на разработку которой под председательством бывшего президента Франции ушло много лет. Но ее не удалось принять, так как референдум, проведенный во Франции и Нидерландах, не собрал необходимого большинства. Тогда была принята другая тактика: внести в действующие основные документы фундаментальные изменения и объявить их в своей совокупности единым конституционным актом ЕС. В 2007 г. в Лиссабоне был подписан Договор о внесении изменений в Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества (Договор о реформе ЕС). Новый договор внес существенные изменения в три основополагающих документа ЕС: Договор об учреждении Европейского сообщества (Римский договор, 1957 г.), Маастрихтский договор (1992 г.) и Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии (1957 г.). В результате Договор о реформе перестал существовать как единый текст, все изменения сведены в три перечисленных выше основных документа, которые в своей совокупности стали рассматриваться как единый конституционный акт ЕС.

Европейский союз превратился в субъект права, т.е. отныне ЕС получил право заключать международные договоры во всех сферах его компетенции в четырех случаях:

  • • если это предусмотрено основополагающими договорами ЕС;
  • • если того требует достижение целей, означенных в договорах;
  • • если того требует юридически обязательный документ ЕС;
  • • если данный договор может «повлиять на общие правила ЕС или изменить их».
  • Государства-члены сохранили свое право заключать любой международный договор, но при условии, если он не противоречит соглашениям, подписанным ЕС или не относится к зоне компетенции союза.

    Причины и главные цели создания ЕВС

    Идея создания единой валюты в Европе существовала издавна, со времен Средневековья. Однако с особой остротой этот вопрос встал после Второй мировой войны, которая нанесла серьезный удар по международной валютной системе. В середине XX в. впервые в современной истории Европа оказалась без мировой валюты: послевоенная Бреттон-Вудская модель международной валютной системы базировалась на долларе США, который еще в 1930-е гг. вытеснил с лидирующих позиций британский фунт стерлингов. В 1950 г. был создан Европейский платежный союз (ЕПС), в который вошли: ФРГ, Франция, Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Дания, Швеция, Норвегия, Исландия, Швейцария, Австрия, Италия, Греция, Португалия и Турция. Впоследствии ЕПС был преобразован в Европейское валютное соглашение. В апреле 1951 г. был подписан Парижский договор о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), положивший начало европейской экономической интеграции.

    В то же время первые реальные предпосылки полноценного валютного сотрудничества появились с подписанием 25 марта 1957 г. Римского договора об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Экономическое объединение Европы всей логикой своего развития вело к необходимости наличия единых денежных знаков, и уже в 1962 г. Комиссия ЕЭС выдвинула для этих стран идею единой валюты.

    В декабре 1969 г. на Европейском совете в Гааге впервые цель создания Европейского валютного союза была переведена в практическую плоскость. В октябре 1970 г. появился так называемый план «Венера», в котором была сформулирована концепция перехода к валютному союзу через необратимую взаимную конвертируемость национальных валют, полную либерализацию движения капиталов, установление твердых (неизменных) валютных курсов и замену национальных валют единой европейской валютой к 1980 г. Однако плану «Венера» не суждено было сбыться: препятствия возникли в сферах экономической политики, а также из-за разных представлений об основах экономической модели развития среди стран — членов ЕЭС.

    В апреле 1975 г. была введена европейская расчетная единица — ЕРЕ (European unit of account — EUA), курс которой зависел уже не от доллара, а от рыночной стоимости составляющих ее европейских валют. Эта единица использовалась в межгосударственных расчетах и бюджете ЕЭС, в операциях Европейского инвестиционного банка.

    Смотрите так же:  Адвокат евсеев максим

    В 1977 г. идея валютного союза была вновь реанимирована канцлером ФРГ Г. Шмидтом и президентом Франции В. Жискар д’Эстеном и поддержана тогдашним председателем Комиссии ЕС Р. Дженкинсоном. На сессии Европейского совета 5—6 декабря 1978 г. в Брюсселе было принято решение о создании Европейской валютной системы (ЕВС). В итоге 13 марта 1979 г. появилась европейская расчетная валютная единица «экю» (European currency unit — ECU) и, лежащая на ее основе, Европейская валютная система (ЕВС). Важной положительной особенностью ЕВС было то, что она включала в свой состав все страны ЕЭС.

    Основные цели, которые были поставлены Европейским экономическим сообществом (ЕЭС) перед объединенным Европейским валютным союзом:

  • • обеспечение достижения экономической интеграции;
  • • создание зоны европейской стабильности с собственной валютой в противовес Ямайской валютной системе, основанной на долларовом стандарте;
  • • ограждение рынка от экспансии доллара;
  • • сближение экономических и финансовых политик стран — участниц ЕЭС.
  • Формирование и развитие Европейского союза — это интеграция западноевропейских стран в политическом, экономическом, культурном аспектах. Этот процесс продолжается и сегодня: ЕС постоянно расширяется — к концу первого десятилетия XXI в. к 15 членам сообщества добавились еще 12 государств; не исключено, что расширение ЕС будет иметь место и в дальнейшем. Растет и валютный союз европейских государств. И хотя не все члены ЕС перешли в настоящий момента на евро, многие собираются присоединиться к валютному союзу в ближайшее десятилетие.

    Основным результатом образования Европейского союза стало создание для более чем 370 млн европейцев единого рынка, обеспечивающего свободу перемещения людей, товаров, услуг и капитала. Среди целей создания Европейского валютного союза можно выделить такие, как облегчение взаиморасчетов между странами-участ- ницами, стабилизация валютных курсов, а также появление единой крепкой и устойчивой европейской валюты, которая могла на равных конкурировать с долларом на мировых рынках.

    Итак, с точки зрения исторической эволюции Европейского валютного союза (ЕВС), можно выделить семь этапов интеграции входящих в него государств:

  • • 1-й этап (1947—1957 гг.) — начало европейской экономической интеграции, учреждение Европейского платежного союза;
  • • 2-й этап (1957—1974 гг.) — создание Европейского экономического сообщества (ЕЭС), план «Венера»;
  • • 3-й этап (1974—1985 гг.) — ввод первой европейской расчетной единицы — ЕРЕ (European unit of account — EUA), решение о создании Европейской валютной системы, появление европейской валютной единицы ЭКЮ (European currency unit — ECU);
  • • 4-й этап (1985—1992 гг.) — разработка и утверждение меморандума «О создании европейского валютного пространства и Европейского центрального банка»;
  • • 5-й этап (1992—1999 гг.) — подписание Маастрихтского договора, определение целей и путей создания Экономического и валютного союза в Западной Европе, создание Европейского валютного института, разработка и реализация плана введения евро;
  • • 6-й этап (1999—2007 гг.) — введение евро в безналичный оборот, разработка и реализация плана присоединения к валютному союзу новых стран, создание зоны евро;
  • • 7-й этап (2008—2012 гг.) — кризис ЕС и евро, поиски выхода из тупика.
  • Подготовительный процесс по переводу множества национальных денежных единиц на единую обменную валюту был сопряжен с огромными трудностями, сложнейшим процессом, связанным с точными расчетами, созданием механизмов, обеспечивающих денежные ситуации в сотнях тысяч городов и населенных пунктов объединенной Европы. Это была, несомненно, уникальная, гигантская операция, опирающаяся на тщательные расчеты и опыт огромного числа европейских специалистов. Соблюдение пределов валютных курсов должно было обеспечиваться путем регулирования на валютных рынках посредством массы ресурсов ЭКЮ, предоставляемых в распоряжение стран — членов ЕС — после внесения в общий фонд 20% золотых и 20% остальных резервов, первоначально составлявших 25 млрд долл. США. В том случае, если отдельные страны оказывались не в состоянии сохранить свой валютный курс в рамках определенного диапазона, валютные курсы изменялись путем девальвации или ревальвации валют, а тем самым изменялась и главная норма ЭКЮ для отдельных валют. С момента создания ЭКЮ было проведено несколько таких изменений (например, марки ФРГ — в сторону повышения, франка Франции — в сторону понижения и т.д.).

    Следует отметить, что одна из важных причин возникновения этой наднациональной валютной единицы состояла в том, что американский доллар, призванный в международной экономической и валютной сфере заменить золото, не представлялся надежным и универсальным средством, способным определять реальные стоимости в процессе обращения. Именно поэтому, по идее конструкторов новой валюты, эту роль в рамках ЕС должна была играть европейская валютная единица. Она должна была освободить ЕВС от возможных необратимых колебаний единственной, по существу, национальной, американской валюты и от доминирования политики одной страны, как это, собственно, вытекало из Бреттон-Вудской системы, базировавшейся на американском долларе. Таким образом, создавалась не простая денежная единица, а реально функционирующая валюта, на которой должна была основываться вся денежно-валютная система ЕС, позволяющая ей, по замыслу разработчиков, стать относительно независимой от американского доллара.

    Амстердамский договор

    Treaty of Amsterdam

    Амстердамский договор Treaty of Amsterdam Амстердамский договор стал результатом Межправительственной конференции, инициированной на заседании Европейского Совета в Турине 29 марта 1996 г. Этот договор был принят на заседании Европейского Совета в Амстердаме 16–17 июня 1997 г. и подписан 2 октября 1997 г. министрами иностранных дел пятнадцати государств ЕС. Договор вступил в силу 1 мая 1999 г. (в первый день второго месяца со дня депонирования последней ратификационной грамоты), после того как все государства-члены согласно их конституционно-правовым предписаниям его ратифицировали. Амстердамский договор внес изменения в положения Договора о Европейском Союзе, Договора о создании Европейских Сообществ и некоторых связанных с этими договорами правовых актов. Так, были приняты положения о политике Сообщества в сфере занятости и обобществлены некоторые части сферы правосудия и внутренних дел; была пересмотрена общая внешняя политика и политика безопасности (ОВПБ); были расширены полномочия Европейского Парламента; наконец, была предусмотрена возможность расширенного сотрудничества между отдельными государствами-членами. Амстердамский договор не заменил собой прочие договоры, но дополнил их. стал результатом Межправительственной конференции, инициированной на заседании Европейского Совета в Турине 29 марта 1996 г. Этот договор был принят на заседании Европейского Совета в Амстердаме 16–17 июня 1997 г. и подписан 2 октября 1997 г. министрами иностранных дел пятнадцати государств ЕС. Договор вступил в силу 1 мая 1999 г. (в первый день второго месяца со дня депонирования последней ратификационной грамоты), после того как все государства-члены согласно их конституционно-правовым предписаниям его ратифицировали.

    Амстердамский договор внес изменения в положения Договора о Европейском Союзе, Договора о создании Европейских Сообществ и некоторых связанных с этими договорами правовых актов. Так, были приняты положения о политике Сообщества в сфере занятости и обобществлены некоторые части сферы правосудия и внутренних дел; была пересмотрена общая внешняя политика и политика безопасности (ОВПБ); были расширены полномочия Европейского Парламента; наконец, была предусмотрена возможность расширенного сотрудничества между отдельными государствами-членами. Амстердамский договор не заменил собой прочие договоры, но дополнил их.

    Будьте в курсе последних новостей нашего сайта!

    5. Амстердамский договор 1997 г.

    Непосредственно в самом Маастрихском договоре предусматривалось (ст. N),что в 1996 г.будет созвана новая «конференция правительств государств-членов» для внесения поправок в учредительные документы Союза (Договор о Европейском союзе,Парижский и Римские договоры о Европейских сообществах).

    Новая конференция должна была решить три практических задачи,определившихся для Союза к концу 1990-х гг.

    Первая из них-подготовка Союза к крупномасштабному расширению.

    Вторая задача-реформа институтов (главных органов) Союза с целью повышения эффективности их деятельности в новых условиях.

    Третья задача заключалась в необходимости демократизации законодательного процесса путем расширения правотворческих функций Европарламента,упрощения этого процесса,перехода к голосованию в институтах ЕС на основе квалифицированного большинства.

    Результатом конференции стал подписанный 2 октября 1997. в Амстердаме и вступивший в силу 1 мая 1999 г.

    Одно из центральных мест в договоре занимают постановления ,относящиеся к созданию пространства свободы,безопасности и законности. Договоруразвитию демократических начал должны служить большая открытость и прозрачность принимаемых институтами и органами ЕС решений. предусматривается более широкое и активное участие Европарламента. Одновременно расширяется принятие решений в Совете не путем единогласия,а на основе квалифицированного большинства. АД вводится нововведение которое предусматриваетвозможность наложения санкций на государство-член,допускающее серьезное неоднократное нарушение основных начал ,лежащих в основе построения и функционирования ЕС.Совет в этом случае может принять решение о приостановлении некоторых прав,вытекающих из учредительного договра.Обязательства же,возлагаемые на данное государство-член учредительным договором,продолжают оставаться в силе.

    Кроме того,всем гражданам ЕС было предоставлено право петиций.

    Некоторые изменения внес АД в структуру институтов ЕС.Был учрежден пост Верховного педставителя ЕС по вопросам общей внешней политики и политики безопасности.Договор не содердит детальной регламентации его полномочий.( на данный пост был назначен бывший генсек НАТО Хавьер Солана с 1999 по- 2009). Сейчас — Кэтрин Маргарет Эштон.(с 2009 и по сей день)

    Расширяются и уточняются полномочия Сообществ в области общественного здравоохранения,в сфере занятости ,в области защиты окр среды и другие

    Узнать точно кто подписал!! Какие страны!!

    6.Ниццский договор 2001 г.,его содержание и значение.

    Следующим важным шагом в развитии Европейского Союза стал Ниццский договор. Договор был подписан 26 февраля 2001 г. Его, однако, не получилось сразу ратифициро­вать. Так, население Ирландии на первом же референдуме неожидан­но отказалось от его одобрения. После второго, теперь уже позитив­ного референдума, Договор смог вступить в силу только с 1 мая 2003 г. К Договору приложен целый ряд документов в форме постановлений и деклараций.Наиболее важные среди них-это Протокол о расширении ЕС и Протокол,содержащий Устав Суда ЕС. 5ый по счету Договор о Присоединении был подписан в Афинах 16 апреля 2003г.,вступил в силу 1 мая 2004 г.В соответствии с ним к Союзу присоединились 10 гос-в :Чехия,Словакия,Словения,Эстония,Литва,Латвия,Польша,Венгрия,Мальта,Кипр.

    6ой Договор о присоединении был подписан в Люксембурге 25 апреля 2005 г.,вступил в силу 1 января 2007г.Он форомил присоединении Болгании и Румынии к ЕС

    Согласно официальной мотивировке главное назначение Договора состоит в завершении «процесса подготовки к функ­ционированию институтов в рамках расширяющегося Европейского Союза. Из­меняются численный состав и полномочия Европейского пар­ламента. Пересматривается и строго фиксируется число взве­шенных голосов, которыми обладает каждое государство-член в Совете ЕС и которое используется при принятии решений ква­лифицированным большинством. Целый ряд серьезных уточнений вносится в порядок формирования ЕК и ее структу­ру. Резко возрастают роль и значение Председателя ЕК. Дого­вор предусматривает масштабную реформу судебной системы ЕС. Практически вводится трехзвенная структура судебных ин­станций — Суд ЕС, Суд первой инстанции (СПИ) и специали­зированные судебные палаты. СПИ приобретает фактически статус суда общей юрисдикции и наделяется соответствующей компетенцией.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *