Банкротство и ликвидация кредитной организации

Принудительная ликвидация кредитных организаций

студентка 4 курса ФГБОУ ВО

«Российский государственный университет правосудия»

В последнее время в России происходит масштабный процесс сокращения количества банков. Это обусловлено несколькими факторами – ужесточением законодательных требований к капиталу и регулярной отчетности, активизацией надзорных органов, ростом конкуренции и консолидации отрасли. В период с 1 января 2006 г. до 1 января 2016 г. лицензии на осуществление банковских операций отозваны у 463 кредитных организаций[1]. Банком России были проведены мероприятия по полномасштабной оптимизации количества банков, которые способны вести свою деятельность в соответствии с законом, не допуская никаких нарушений.

Согласно статистическим данным[2] только за 2016 г. 88 банков прекратили свою деятельность вследствие ликвидации или отзыва лицензии Банком России, из них 76 – в связи с отзывом лицензии.

В свою очередь ликвидация подразделяется на несколько видов: добровольная, принудительная по инициативе Банка России, ликвидация в связи с банкротством. Все три процедуры ликвидации имеют существенные различия. Так, если при добровольной ликвидации решение о ликвидации принимается участниками кредитной организации в соответствии с п. 1 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, то при принудительной ликвидации соответствующее решение принимается арбитражным судом в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Основанием ликвидации кредитной организации в связи с банкротством будет решение о признании банкротом и завершение конкурсного производства, принятое арбитражным судом. Представляется, что следует четко различать процедуру принудительной ликвидации кредитной организации и процедуру ликвидации в связи с банкротством: в первом случае у кредитной организации имеется достаточно денежных средств для расчета со всеми кредиторами.

В соответствии со сведениями о проведении ликвидационных мероприятий в кредитных организациях с отозванными лицензиями на осуществление банковских операций по состоянию на 01.10.2016 превалирующее количество кредитных организаций было ликвидировано по решению о признании банкротом. Однако, несмотря на актуальность проблемы банкротства, я бы хотела остановиться на рассмотрении процедуры принудительной ликвидации кредитных организаций.

Указанная процедура ликвидации начинается с отзыва лицензии на осуществление банковских операций. Кредитные организации осуществляют свою деятельность на основании лицензии Банка России, которая дает им право осуществлять банковские операции для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности.[3] В соответствии с законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности кредитная организация, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, должна быть ликвидирована. Отзыв лицензии — это лишение банка права на осуществление любых операций в сфере банковского сектора, которые были предусмотрены спецразрешением. Отозвать ее может только ЦБ РФ[4]. В случае отзыва лицензии на осуществление банковских операций кредитная организация в течение 15 дней со дня принятия такого решения возвращает указанную лицензию в Банк России.

Основные причины, явившиеся основанием для отзыва в 2013 – 2015 гг. у кредитных организаций лицензий на осуществление банковских операций, следующие:

  • Неисполнение федеральных законов и иных нормативно-правовых актов, учитывая неоднократность применения мер воздействия.
  • Нарушение требований ФЗ от 7.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
  • Снижение достаточности капитала меньше, чем 2%.
  • Размер собственных средств ниже минимального значения уставного капитала, установленного на дату регистрации коммерческой организации.
  • Неспособность удовлетворить требования кредиторов.
  • Установление фактов существенной недостоверности отчетности[5].
  • Основная причина отзыва лицензии – неисполнение федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России (п. 6 ч. 1 ст. 20 ФЗ «О банках и банковской деятельности»). На втором месте – нарушение требований ФЗ от 7.08.2001 № 115-ФЗ. Так, в 2015 г. Банком России в адрес правоохранительных органов направлены обращения с информацией о наличии в деятельности руководства и собственников 62 кредитных организаций признаков уголовно наказуемых деяний (в том числе предусмотренных ст. 159 «Мошенничество», ст. 159.5 «Мошенничество в сфере страхования», ст. 160 «Присвоение или растрата», ст. 172.1 «Фальсификация финансовых документов учета и отчетности финансовой организации», ст. 195 «Неправомерные действия при банкротстве», ст. 196 «Преднамеренное банкротство» и ст. 201 «Злоупотребление полномочиями» Уголовного кодекса Российской Федерации). По имеющейся в Банке России информации в отношении руководителей 40 кредитных организаций возбуждены уголовные дела. Остальные места занимают потеря капитала, ликвидности, что также довольно часто случается с банками. Стоит отметить, что по сравнению с 2014 г. в 2015-м ликвидность реже встречается в качестве причины для отзыва лицензии.

    Вопросы отзыва лицензии Банком России становились предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ[6]. В частности, интерес представляют вопросы о соразмерности ответственности в виде отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций за незначительные нарушения федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность. По мнению заявителя (кредитной организации), основание для отзыва лицензии на осуществление банковских операций, предусмотренных п. 6 части первой ст. 20, противоречит ст. 8 (ч. 1), 34 (ч. 1) и 35 (ч. 2) Конституции Российской Федерации. Однако Конституционный Суд РФ отказал в принятии к рассмотрению жалобы, мотивируя это тем, что данное законоположение направлено на соблюдение кредитными организациями нормативных актов, регламентирующих банковскую деятельность, в том числе в части противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и таким образом — на реализацию положения ст. 15 (ч. 2) Конституции Российской Федерации, притом что отзыв лицензии на осуществление банковских операций как санкция за неисполнение нормативных требований предусмотрен лишь при неоднократности нарушений, что само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права кредитной организации.

    Отзыв лицензии на осуществление банковских операций производится соответствующим приказом Банка России, который вступает в силу со дня принятия и может быть обжалован в суде в течение 30 дней со дня публикации в «Вестнике Банка России», что не приостанавливает действия указанного решения. Одновременно с этим ЦБ РФ назначает временную администрацию по управлению банком на срок не более 6 месяцев, которая действует в рамках законодательства о банкротстве РФ от имени Банка России. Временная администрация в течение 15 рабочих дней со дня отзыва лицензии обращается в арбитражный суд с требованием о ликвидации банка, за исключением случая, если ко дню отзыва лицензии у кредитной организации имеются признаки несостоятельности (банкротства). В этом случае подается заявление о признании банка несостоятельным (банкротом).

    Арбитражный суд принимает решение о начале процедуры принудительной ликвидации в том случае, если стоимость имущества ликвидируемого банка по предварительной оценке достаточна для погашения всех его обязательств перед кредиторами.

    Причем суд не вправе возвращать исковое заявление о ликвидации кредитной организации по мотивам непредставления доказательств отсутствия признаков банкротства кредитной организации. Так, в одном из дел суд указал, что если основанием предъявления искового заявления является факт отзыва лицензии у кредитной организации на осуществление банковских операций, то Банк России при обращении в суд обязан подтвердить только те обстоятельства, которые являются основанием подачи соответствующего заявления, но не обязан доказывать отсутствие обстоятельств, которые могут быть основанием для заявления иных требований.[7]

    Арбитражный суд рассматривает заявление в срок, не превышающий одного месяца со дня подачи, и принимает решение о ликвидации кредитной организации и назначении ликвидатора кредитной организации, если не будет установлено наличие признаков несостоятельности (банкротства) кредитной организации на день отзыва у нее лицензии на осуществление банковских операций. При рассмотрении заявления предварительное судебное заседание не проводится. Арбитражный суд направляет решение о ликвидации в Банк России и уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что кредитная организация находится в процессе ликвидации.

    С момента отзыва лицензии и до вступления в силу решения арбитража запрещается совершать сделки с имуществом кредитной организации. Прекращается осуществление по корсчетам кредитной организации платежей на счета клиентов, однако кредитная организация имеет право взыскивать и получать задолженность, в том числе задолженность по ранее выданным кредитам, осуществлять возврат имущества кредитной организации, находящегося у третьих лиц. В течение 45 рабочих со дня представления в Банк России всех документов осуществляется государственная регистрация кредитной организации в связи с ликвидацией, затем происходит внесение уполномоченным регистрирующим органом соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

    Ликвидатором кредитной организации, имевшей лицензию Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, является Агентство по страхованию вкладов. Если кредитная организация не имела такой лицензии, ее ликвидатором будет утвержденный арбитражным судом арбитражный управляющий, который должен соответствовать требованиям Закона о банкротстве и быть аккредитованным при Банке России в качестве конкурсного управляющего при банкротстве кредитных организаций.

    Ликвидатор кредитной организации приступает к осуществлению своих полномочий со дня вступления в силу решения арбитражного суда о ликвидации кредитной организации и назначении ликвидатора кредитной организации и действует до дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации кредитной организации.

    К обязанностям ликвидатора кредитной организации относится обязанность учитывать права и законные интересы как кредиторов кредитной организации, так и общества и государства в целом. Права и обязанности ликвидатора предусмотрены Законом о банках и Законом о банкротстве.

    Контроль за деятельностью ликвидатора кредитной организации осуществляет Банк России путем проверки отчетности и проведения проверок деятельности ликвидатора. Порядок проведения таких проверок закреплен Положением «О порядке проведения Банком России проверок деятельности конкурсного управляющего и ликвидатора кредитной организации» (утв. Банком России 05.02.2016 N 533-П). Удовлетворение требований кредиторов кредитной организации осуществляется в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом[8], начиная со дня его согласования с Банком России и в порядке очередности, предусмотренной Законом о банкротстве.

    Если имеющиеся у кредитной организации денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов кредитной организации, ликвидатор кредитной организации осуществляет реализацию имущества кредитной организации. Если стоимость имущества кредитной организации недостаточна, ликвидатор кредитной организации обязан направить в арбитражный суд заявление о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом).

    Срок ликвидации кредитной организации не может превышать 12 месяцев со дня вступления в силу решения арбитражного суда о ликвидации кредитной организации и может быть продлен арбитражным судом по обоснованному ходатайству ликвидатора.

    Отчет о результатах ликвидации кредитной организации с приложением ликвидационного баланса заслушивается на собрании кредиторов (заседании комитета кредиторов) кредитной организации и утверждается арбитражным судом.

    По окончании ликвидации арбитражный суд выносит определение об утверждении отчета ликвидатора кредитной организации о результатах ликвидации и завершении ликвидации. В десятидневный срок после вынесения такого решения ликвидатор обязан представить в Банк России указанное решение с приложением документов, перечень которых определяет Банк России.

    С учетом изложенного представляется верной позиция ученых, которые классифицируют ликвидацию кредитных организаций по инициативе ЦБ РФ как меру правового принуждения, которая применяется при осуществлении последующего надзора, т.е. надзора как за прекращением деятельности кредитной организации в целом (за прекращением существования конкретной кредитной организации как юридического лица), так и за прекращением специальной правоспособности кредитной организации путем отзыва у нее лицензии (всех или одной из нескольких) на осуществление банковских операций[9].

    Банк России, будучи наделенным властными полномочиями по управлению банковской системой, посредством применения рассмотренной меры обеспечивает стабильность банковской системы, а, следовательно, экономической системы государства в целом.

    Ликвидация кредитной организации

    Государственная регистрация кредитной организации в связи с се ликвидацией осуществляется в течение 45 рабочих дней со дня представления в Банк России всех оформленных в установленном порядке документов.

    В случае прекращения деятельности кредитной организации на основании решения ее акционеров (участников) Банк России по ходатайству кредитной организации принимает решение об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций. Порядок представления кредитной организацией указанного ходатайства регулируется нормативными актами Банка России [1] .

    Если после принятия решения акционерами (участниками) кредитной организации о ее ликвидации Банк России на основании ст. 20 Закона о банках принимает решение об отзыве у нее лицензии на осуществление банковских операций, кредитная организация подлежит ликвидации в порядке, предусмотренном ст. 23.1 Закона о банках.

    В случае аннулирования или отзыва лицензии на осуществление банковских операций кредитная организация в течение 15 дней со дня принятия такого решения возвращает указанную лицензию в Банк России.

    Акционеры (участники) кредитной организации, принявшие решение о ее ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора), утверждают промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс кредитной организации по согласованию с Банком России. Ликвидационная комиссия обязана передать подлежащие обязательному хранению документы кредитной организации на хранение в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, в соответствии с перечнем, который утверждается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти и Банком России.

    Ликвидация кредитной организации считается завершенной, а кредитная организация прекратившей свою деятельность после внесения уполномоченным регистрирующим органом соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

    Помимо ликвидации кредитной организации по решению самих акционеров (участников) возможна принудительная ликвидация кредитной организации, которая осуществляется по инициативе Банка России по правилам ст. 23.1 Закона о банках.

    Банк России в течение 15 рабочих дней со дня отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций обязан обратиться в арбитражный суд с требованием о принудительной ликвидации кредитной организации, за исключением случая, если ко дню отзыва указанной лицензии у кредитной организации имеются признаки банкротства, предусмотренные Законом о банкротстве кредитных организаций.

    Если ко дню отзыва лицензии на осуществление банковских операций у кредитной организации имеются признаки банкротства, предусмотренные Законом о банкротстве кредитных организаций, или наличие этих признаков установлено назначенной Банком России временной администрацией по управлению кредитной организацией после дня отзыва у кредитной организации указанной лицензии, Банк России обращается в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом в порядке, установленном Законом о банкротстве кредитных организаций.

    Арбитражный суд принимает решение о ликвидации кредитной организации и назначении ликвидатора кредитной организации, если не будет установлено наличие признаков банкротства кредитной организации на день отзыва у нее лицензии на осуществление банковских операций [2] .

    Арбитражный суд направляет решение о ликвидации кредитной организации в Банк России и уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что кредитная организация находится в процессе ликвидации.

    Ликвидатором кредитной организации, имевшей лицензию Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, является Агентство по страхованию вкладов. Ликвидатором кредитной организации, не имевшей лицензии Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего, соответствующего требованиям Законом о банкротстве кредитных организаций.

    Контроль за деятельностью ликвидатора кредитной организации, порядок представления им отчетности в Банк России [3] , а также проверки Банком России деятельности ликвидатора кредитной организации осуществляются в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве кредитных организаций для конкурсного производства [4] .

    После окончания срока, установленного для предъявления требований кредиторов кредитной организации, ликвидатор кредитной организации составляет промежуточный ликвидационный баланс, который должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемой кредитной организации, перечень требований кредиторов кредитной организации, а также результаты их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс рассматривается на собрании кредиторов и (или) заседании комитета кредиторов кредитной организации и после такого рассмотрения подлежит согласованию с Банком России [5] .

    Удовлетворение требований кредиторов кредитной организации осуществляется в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его согласования с Банком России и в порядке очередности, предусмотренной Законом о банкротстве кредитных организаций.

    Срок ликвидации кредитной организации не может превышать 12 месяцев со дня вступления в силу решения арбитражного суда о ликвидации кредитной организации. Указанный срок может быть продлен арбитражным судом по обоснованному ходатайству ликвидатора кредитной организации.

    Если в ходе проведения процедуры ликвидации кредитной организации выявится, что стоимость имущества кредитной организации, в отношении которой принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов кредитной организации, ликвидатор кредитной организации обязан направить в арбитражный суд заявление о признании кредитной организации банкротом.

    Отчет о результатах ликвидации кредитной организации с приложением ликвидационного баланса заслушивается на собрании кредиторов или заседании комитета кредиторов кредитной организации и утверждается арбитражным судом в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве.

    Определение арбитражного суда об утверждении отчета ликвидатора кредитной организации о результатах ликвидации и завершении ликвидации кредитной организации ликвидатор кредитной организации обязан представить в Банк России с приложением документов, предусмотренных нормативными актами Банка России для осуществления государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией, в десятидневный срок со дня вынесения такого определения [6] .

    О системе правовых стимулов и ограничений предпринимательской деятельности при реорганизации и ликвидации кредитной организации Текст научной статьи по специальности « Право»

    Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шпагонов А. Н.

    Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шпагонов А. Н.

    ON THE SYSTEM OF LEGAL STIMULI AND LIMITATIONS OF ENTREPRENEURSHIP ACTIVITY DURING REORGANIZATION AND LIQU >The article presents the structure of the third subsystem of legal stimuli and limitations of entrepreneurship activity in the banking sphere, which, together with stimuli and limitations for creation and realization of credit organization activity, is included into the system of legal stimuli and limitations of entrepreneurship activity in banking sphere.

    Текст научной работы на тему «О системе правовых стимулов и ограничений предпринимательской деятельности при реорганизации и ликвидации кредитной организации»

    Казанский (Приволжский) федеральный университет

    о системе правовых стимулов и ограничений предпринимательской деятельности при реорганизации и ликвидации кредитной организации

    В статье показано строение третьей подсистемы правовых стимулов и ограничений предпринимательской в банковской сфере, входящей наряду со стимулами и ограничениями, действующими при создании и осуществлении кредитной организацией своей деятельности в систему правовых стимулов и ограничений предпринимательской деятельности в банковской сфере.

    Процедуры реорганизации и ликвидации кредитных организаций регламентированы нормами гражданского законодательства: ст. ст. 57-65 ГК РФ, ст. ст. 15-24 ФЗ «Об акционерных обществах», ст. ст. 51-56 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», а также нормами банковского (специального) законодательства — ст. ст. 12, 23 Закона о банках, ч. 6 ст. 73, п. 2 и 6 ч. 2 ст. 74 Закона о Банке России, гл. 4 Закона о банкротстве кредитных организаций [1], Положением «О реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения» [2] и др. [3-7].

    Полагаем, что нормы действующего законодательства, регламентирующие процедуры реорганизации и ликвидации кредитной организации, представляют собой подсистему правовых стимулов и ограничений предпринимательской деятельности в банковской сфере. Причем указанная подсистема входит в состав системы правовых стимулов и ограничений предпринимательской деятельности в банковской сфере, то есть наряду с подсистемами правовых стимулов и ограничений, действующих при создании и осуществлении кредитной организацией предпринимательской деятельности, являются ее третьим заключительным составляющим элементом.

    Названная взаимосвязь указанных подсистем выражается в том, что: (1) вторая подсистема начинает функционировать лишь тогда, когда кредитная организация прошла процедуру государственной регистрации, то есть реализация

    стимулов и ограничений в рамках первой подсистемы достигла своих целей; (2) в свою очередь, третья подсистема начинает действовать, как правило, только в том случае, когда по тем или иным причинам не срабатывает вторая подсистема стимулов и ограничений. Отметим, что подсистема правовых стимулов и ограничений, действующих при реорганизации и ликвидации кредитной организации (прекращении деятельности последней) состоит из двух блоков: (1) правовых стимулов и ограничений, при помощи которых осуществляется реорганизация и (2) ликвидации кредитной организации, соответственно.

    Исходя из норм гражданского законодательства (ст. 57 ГК РФ), при реорганизации кредитной организации происходит универсальное правопреемство: к возникающей в результате реорганизации организации переходит вся совокупность имущественных и неимущественных прав, а также имущественных обязанностей реорганизуемого юридического лица. Реорганизация кредитной организации, охарактеризованная как относительное прекращение при сохранении для функционирования в хозяйственном обороте ее имущественной массы и переходе ее прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам [8], может быть осуществлена в пяти видах: преобразования, разделения, выделения, присоединения, слияния. Причем реорганизацией не является изменение кредитной организацией действующей в форме акционерного общества

    типа акционерного общества — с закрытого на открытое и наоборот.

    Реорганизация кредитной организации может быть осуществлена на основании решения учредителей (участников) либо иного уполномоченного органа кредитной организации (то есть добровольно). Причем реорганизация в форме слияния или присоединения может быть осуществлена и «принудительно» по решению уполномоченного государственного органа (Банка России)1.

    Возможность требования реорганизации является своеобразным ограничением свободы усмотрения кредитной организации как участника предпринимательской деятельности в банковской сфере, поскольку в предусмотренных законодательством случаях она может быть осуществлена в принудительном порядке. Однако возможность требования законодателем реорганизации кредитной организации не стоит рассматривать только лишь как ограничение, поскольку данная мера применима к организациям, которые находятся в преддверии банкротства, и возможность требования реорганизации направлена, прежде всего, на предупреждение банкротства кредитной организации, а также на недопущение нарушения прав иных участников банковских отношений (кредиторов, клиентов и т.д.).

    Определенным одновременно правовым стимулом и ограничением является то, что государственная регистрация кредитной организации, созданной в результате реорганизации, и внесение в ЕГРЮЛ записей о прекращении деятельности реорганизованных кредитных организаций происходит только при наличии доказательств уведомления кредиторов. Учредители (участники) каждого из реорганизующихся банков обязаны письменно уведомить об этом своих кредиторов, то есть извещение через средства массовой информации может быть использовано лишь как дополнительная мера. Причем кредиторы имеют право потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является данное юридическое лицо, и возмещения причиненных этим убытков. Указанная выше обязанность уведомления кредиторов

    1 Так, в предусмотренных Законом о банкротстве кредитных организаций случаях Банк России вправе требовать от кредитной организации осуществления реорганизации.

    является известным правовым ограничением, поскольку является препятствием для осуществления регистрации вновь созданной в результате реорганизации кредитной организации. Вместе с тем, закрепление требований об обязательном уведомлении кредиторов о предстоящей реорганизации направлено на защиту прав и интересов последних, поскольку в отсутствие указанных уведомлений реорганизация не может быть проведена.

    Общим для всех форм реорганизации кредитной организации является то, что Банк России праве запретить реорганизацию кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), предусмотренных Законом о банкротстве кредитных организаций. Закрепление подобного права «вето» является определенным правовым ограничением для кредитной организации и одновременно правовым стимулом, поскольку преследует цель защиты публичных интересов.

    Следует отметить особую роль Банка России в процессе реорганизации кредитной организации. Банк России как государственный орган проводит проверку достоверности представленных сведений, документов и т.д., соблюдение требований специального законодательства, необходимых для реорганизации. Внесение сведений в ЕГРЮЛ о реорганизации кредитных организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании решения Банка России о соответствующей государственной регистрации. Подобный порядок осуществления реорганизации и ликвидации кредитной организации обеспечивает защиту интересов клиентов, кредиторов, контрагентов кредитной организации и экономики страны в целом, а постоянное участие и контроль со стороны специального органа — Банка России свидетельствуют о значимости данных мероприятий для нормального и стабильного функционирования государства.

    При реорганизации кредитных организаций, в результате которой создается новая кредитная организация или организации, Банк России рассматривает вопрос о выдаче новых лицензий на осуществление банковских операций (предпринимательской деятельности в банковской сфере)

    на основании ранее полученных кредитными организациями лицензий. В зависимости от формы выбранной реорганизации разрешается и вопрос о возможности дальнейшего осуществления предпринимательской деятельности и необходимости получения соответствующих лицензий для вновь образованных кредитных организаций. Так, при слиянии кредитных организаций ранее выданные кредитным организациям лицензии утрачивают силу. Вновь образованной кредитной организации выдаются лицензии, содержащие весь перечень банковских операций, которые имела право осуществлять на основании банковской лицензии каждая из сливающихся кредитных организаций, или генеральная лицензия, если одна из организаций ее имела. В случае реорганизации в форме разделения лицензии, ранее выданные кредитной организации, утрачивают силу. Возникшим кредитным организациям выдаются новые лицензии. При реорганизации в форме преобразования, если в результате образованное юридическое лицо не будет являться кредитной организацией, то ранее выданные преобразуемой кредитной организации лицензии утрачивают свою силу. При выделении лицензии основной кредитной организации продолжают действовать, а выделившаяся кредитная организация должна в установленном законом порядке проходить процедуру лицензирования. При присоединении кредитной организации лицензии, на основании которых присоединяемые кредитные организации действовали до реорганизации, утрачивают силу. В случае если присоединяемая кредитная организация имела право на осуществление банковских операций (имела генеральную лицензию), которые не содержались в лицензии присоединяющей кредитной организации, новой кредитной организации выдается новая лицензия на осуществление банковских операций (в том числе генеральная лицензия).

    Полагаем, что в зависимости от того, какую форму реорганизации выберет кредитная организация, к последней будет применена та или иная система правовых стимулов и ограничений (кредитная организация будет вынуждена выполнить требования той или иной системы: соблюдение порядка оформления соответствующих документов; получение лицензий кредитными организациями, осуществившими реорганизацию и т.д.) блока системы правовых стимулов и

    ограничений действующих при реорганизации кредитной организации.

    Вторым блоком правовых стимулов и ограничений данной подсистемы является система правовых стимулов и ограничений, действующих при ликвидации кредитной организации. На потребность надлежащего осуществления предпринимательской деятельности в банковской сфере, а также необходимость особого внимания и контроля за процедурами реорганизации и ликвидации кредитных организаций указывает статистика приведенная Банком России.

    Так, согласно сведениям Банка России в период с 1 января 2006 г до 1 января 2010 г лицензии были отозваны у 186 кредитных организаций, в том числе у 112 кредитных организаций — за нарушение ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Согласно представляемой в Банк России отчетности по состоянию на 1 января 2010 г., в ЕГРЮЛ внесена запись о государственной регистрации в связи с ликвидацией по 1 538 кредитным организациям [9]. Указанная статистика свидетельствует о необходимости тщательного регулирования не только процедуры создания кредитной организации, порядка осуществления последней предпринимательской деятельности, но и процедур реорганизации и ликвидации кредитной организации.

    В свою очередь под ликвидацией кредитной организации следует понимать прекращение деятельности кредитной организации без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. В современном законодательстве выделяется добровольная и принудительная ликвидация кредитных организаций.

    Добровольная ликвидация осуществляется на основании решения учредителей (участников), а принудительная — на основании решения арбитражного суда по заявлению Банка России. В случае добровольной ликвидации кредитной организации учредители (участники), принявшие решение о ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора), утверждают промежуточный баланс и ликвидационный баланс по согласованию с Банком России.

    Отметим, что по данным Банка России в 2010 г. в отношении 19 кредитных организаций осуществлялись ликвидационные процедуры,

    предполагающие отсутствие признаков несостоятельности (банкротства), из них: в отношении 13 кредитных организаций арбитражными судами приняты решения о принудительной ликвидации и в них назначены ликвидаторы, 6 кредитных организаций ликвидируются на основании решения их учредителей (участников) о добровольной ликвидации [9]. Приведенная статистика свидетельствует, что Банк России принудительно отзывает лицензии у кредитных организаций довольно регулярно, а такое явление, как «самоликвидация», в российской банковской сфере пока не получило должного распространения.

    В случае добровольной ликвидации кредитной организации Банк России по ходатайству ее учредителей (участников) принимает решение об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций. Кредитная организация обязана возвратить в Банк России лицензию на осуществление банковских операций в течение 15 дней со дня принятия Банком России решения об ее аннулировании. Таким образом, с момента принятия учредителями решения о добровольной ликвидации кредитная организация фактически прекращает свою предпринимательскую деятельность в банковской сфере [10].

    Отметим, что в целях защиты интересов кредиторов некоторыми авторами предлагается установить в нормативном порядке перечень оснований для добровольной ликвидации. так, согласно позиции П.Д. Баренбойма, «нужно нормативно установить перечень разумных оснований для добровольной ликвидации, специфичных для банковской деятельности, например, перенасыщенность рынка банковскими услугами, отсутствие перспектив с учетом прогноза развития финансового рынка, разногласия между учредителями (участниками, акционерами) и менеджментом банка по стратегическим вопросам, невозможность замены действующего менеджмента более квалифицированными кадрами» [11]. Однако, на наш взгляд, подобное законодательное закрепление исчерпывающего перечня оснований для добровольной ликвидации является нецелесообразным, поскольку вряд ли нормативно можно заставить участников общества помимо их воли участвовать в деятельности кредитной организации.

    В случае же нарушения кредитной организацией требований действующего банковского законодательства2 Банк России отзывает у кредитной организации лицензию и в течение 15 дней со дня отзыва лицензии обращается в арбитражный суд с требованием о ликвидации кредитной организации (принудительная ликвидация кредитной организации) [12], кроме случая, когда к моменту отзыва указанной лицензии у кредитной организации имеются признаки несостоятельности (банкротства), предусмотренные Законом о банкротстве кредитных организаций. Закрепление подобного императивного порядка обращения в арбитражный суд является своеобразным правовым ограничением, целью установления которого является недопущение нарушений и защиты прав третьих лиц (клиентов, контрагентов и т.д.).

    В ст. 20 Закона о банках закреплен исчерпывающий перечень оснований для отзыва лицензии у кредитной организации. Отзыв лицензии на осуществление банковских операций по другим основаниям, за исключением оснований, предусмотренных Законом о банках, не допускается.

    Как справедливо отмечается в литературе, отзыв лицензии у коммерческого банка представляет собой сложный правовой феномен, который характеризуется следующими обстоятельствами: во-первых, является крайней мерой публично-правовой ответственности банка за совершенное правонарушение; во-вторых, является формальной предпосылкой банкротства кредитной организации и ее принудительной ликвидации по инициативе Центрального банка; в-третьих, отзыв лицензии есть форма и основание прекращения банковской деятельности, совершения банковских операций [13].

    Арбитражный суд направляет в Банк России и ФНС России решение о ликвидации кредитной организации для внесения записи в ЕГРЮЛ о том, что кредитная организация находится в

    2 Так, основаниями для отзыва у кредитной организации лицензии являются: недостоверность сведений, на основании которых выдана лицензия; задержка начала осуществления банковских операций, предусмотренных этой лицензией, более чем на один год со дня ее выдачи; осуществление, в том числе однократного, банковских операций, не предусмотренных настоящей лицензией; не исполнение в срок, установленный Законом о банкротстве кредитных организаций, требований Банка России о приведение в соответствие величины уставного капитала и размера собственных средств (капитала) и т.д.

    процессе ликвидации. Ликвидатором кредитной организации, имевшей лицензию Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, является Агентство по страхованию вкладов, в иных случаях — арбитражный управляющий, аккредитованный при Банке России в качестве конкурсного управляющего при банкротстве кредитных организаций. Установление в предусмотренных законом случаях в качестве ликвидатора Агентства по страхованию вкладов свидетельствует о дополнительном контроле государства за процессом ликвидации кредитной организации. Особенный порядок сбора и проверки размера требований кредиторов, а также контроль со стороны государства (Банка России) за деятельностью ликвидатора является правовым стимулом — гарантией учета и максимального размера удовлетворения требований кредиторов.

    В случае если ко дню отзыва лицензии у кредитной организации или в процессе принудительной ликвидации выявится, что стоимость имущества недостаточна для удовлетворения требований кредиторов кредитной организации, ликвидатор кредитной организации обязан направить в арбитражный суд заявление о признании кредитной организации несостоятельным банкротом. В целях недопущения банкротства кредитной организации федеральное законодательство, в отличие от Закона о банкротстве, в Законе о банкротстве кредитных организаций предусматривает возможность до даты отзыва лицензии на совершение банковских операций осуществить в отношении кредитной организации ряд мер по предупреждению банкротства кредитной организации. Такими мерами являются: назначение временной администрации по управлению кредитной организацией, а также финансовое оздоровление и реорганизация (в форме слияния и присоединения) кредитной организации [14]. Данные меры являются законодательно установленными правовыми стимулами, поскольку направлены на установление стабильности в деятельности кредитной организации, но в то же время если предпринятые меры не привели к желаемому результату они являются своего рода предпосылками прекращения деятельности и ликвидации кредитной организации.

    Полагаем, что закрепленный в банковском законодательстве комплекс мер по предупреж-

    дению и недопущению банкротства кредитных организаций обусловлен необходимостью государственной поддержки стабильности отечественных кредитных организаций и значимостью банковского сектора для нормального функционирования экономики.

    В связи с финансовым кризисом 2008-2010 гг., разразившимся в мировой экономике и России, кредитные организации были вынуждены осторожней вести свою политику (занять выжидательную позицию): снизить объем выдаваемых кредитов, где-то вообще свести на нет такой вид услуг, как ипотечное кредитование, ограничить заключение сделок под залог ценных бумаг и т.д. Данную тяжелую ситуацию удалось «пережить» далеко не всем, некоторые банки были вынуждены объявить себя банкротом, продать контрольные пакеты акций за символические суммы и т.д. Аналогичная ситуация сложилась у крупнейшего проблемного Латвийского частного банка АО «Рагех Ьапка», контрольный пакет акций которого был выкуплен государством за символические 2 лата (это около ста рублей), что обеспечило стабильность ликвидности банка и финансовой системы Латвии. Также была проведена реструктуризация банка, которая завершилась 1 августа 2010 г. [15].

    Похожая ситуация имела место с финансово неустойчивым ЗАО «Банк Восточно-Европейской финансовой корпорации — Сибирь». Но ввиду грамотного и эффективного проведения комплекса мер по предупреждению банкротства, в том числе, финансового оздоровления кредитной организации путем продажи акций новым акционерам кредитной организации; назначения временной администрации по управлению кредитной организацией; реорганизации кредитной организации (путем присоединения к более устойчивой кредитной организации ОАО «НОМОС-БАНК») удалось, во-первых, не допустить банкротство очередной кредитной организации, во-вторых, инвестиции подобного рода способствовали продвижению и укреплению ОАО «НОМОС-БАНК» на рынке банковских товаров и услуг, а также расширению его филиальной сети в других регионах России с помощью филиалов, которые имелись у приобретенного банка. Из вышеописанной ситуации следует, что меры по предупреждению несостоятельности (банкротства) являются по-

    ложительными как для проблемной кредитной организации, так и для организации, готовой инвестировать и помочь ей [16].

    Изложенное позволяет сделать заключение, что на стадии реорганизации и прекращения деятельности кредитной организации закреплена и действует система правовых стимулов и ограничений, причем эффективность ее функционирования зависит от исполнения следующих основных требований: (1) неукоснительного исполнения субъектами предпринимательства в банковской сфере норм законодательства, закрепляющих определенный порядок (алгоритм) действий при той или иной ситуации (в частности, при реорганизации, ликвидации, банкротстве); (2) активного участия государства, в лице соответствующих органов (Банка России, Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» и т.д.) в процедурах реорганизации и особенно ликвидации и банкротстве кредитной организации; (3) наличия эффективных мер ответственности, применяемых при нарушении требований законодательства на стадии реорганизации, ликвидации и банкротстве кредитной организации.

    1. О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций: Федеральный Закон от 25.02.1999 № 40-ФЗ с изм. и доп. // Собрание законодательства РФ. — 1999. -№ 9. — Ст. 1097.

    2. О реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения: Положение Центрального банка РФ от 04.06.2003 № 230-П // Вестник Банка России. — 2003. — № 39.

    3. О мерах по реализации Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»: Постановление Правительства РФ от 29.04.2006 № 260 // Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 19. — Ст. 2082.

    4. Об аккредитации арбитражных управляющих при Банке России в качестве конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций: Положение Центрального банка РФ от 14.12.2004 № 265-П с изм. и доп. // Вестник Банка России. — 2005. — № 7.

    5. О порядке регулирования отношений, связанных с осуществлением мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций: Инструкция Центрального банка РФ от 11.11.2005 № 126-И // Вестник Банка России. — 2005. — № 68.

    6. О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации: Федеральный закон от 29.06.2004 № 96-ФЗ с изм. и доп. // Собрание законодательства РФ. — 2004. — № 31. — Ст. 3232.

    7. О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 г: Федеральный закон от 27.10.2008 № 175-ФЗ с изм. и доп. // Собрание законодательства РФ. — 2008. — № 44. — Ст. 4981.

    8. Долинская В.В. Реорганизация юридических лиц // Законы России: опыт, анализ, практика. — 2006. — № 2.

    9. URL: http://www.cbr.ru/credit/likv >

    10. О порядке представления в Банк России ходатайства кредитной организации об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций при прекращении деятельности в порядке ликвидации кредитной организации на основании решения ее учредителей (участников): Указание Центрального банка РФ от 01.03.2000 № 749-У // Вестник Банка России. — 2000. — № 14.

    11. Баренбойм П.Д. Правовые основы банкротства. — М.: Белые Альвы, 1995. — С. 67.

    12. Об особенностях осуществления кредитной организацией расчетных операций после отзыва лицензии на осуществление банковских операций и о счетах, используемых конкурсным управляющим (ликвидатором, ликвидационной комиссией): Указание Центрального банка РФ от 05.07.2007 № 1853-У с изм. и доп. // Вестник Банка России. — 2007. — № 44.

    13. Быков И.А. Совершенствование государственного регулирования банковской деятельности // Право и жизнь. — 2010. — № 2.

    14. О типовых недостатках, допускаемых в организации работы по предупреждению несостоятельности (банкротства) и при ликвидации кредитных организаций: Письмо Центрального банка РФ от 02.10.2002 № 134-Т // СПС «Гарант» (документ официально не был опубликован).

    15. URL: http://www.parex.ru/ru/home/

    16. URL: http://asv.org.ru/sanation/banks/detail.php?lq_ >

    В редакцию материал поступил 27.01.11

    Ключевые слова: банк, правовой стимул, правовое ограничение, реорганизация и ликвидация банка.

    2. Ликвидация кредитной организации по инициативе Банка России (принудительная ликвидация)

    Банк России в течение 15 дней со дня отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций обязан обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации кредитной организации.

    Если ко дню отзыва лицензии у кредитной организации имеются признаки несостоятельности (банкротства) или наличие этих признаков установлено назначенной Банком России временной администрацией по управлению кредитной организацией после дня отзыва указанной лицензии, Банк России обращается в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) в порядке, установленном Законом о банкротстве кредитных организаций.

    Арбитражный суд рассматривает заявление Банка России о принудительной ликвидации кредитной организации в соответствии с правилами, установленными Арбитражным процессуальным кодексом РФ и Законом о банках в срок, не превышающий одного месяца со дня подачи указанного заявления. Арбитражный суд принимает решение о ликвидации кредитной организации и назначении ее ликвидатора, если не будет установлено наличие признаков несостоятельности (банкротства) кредитной организации на день отзыва у нее лицензии на осуществление банковских операций. При рассмотрении заявления Банка России о принудительной ликвидации кредитной организации предварительное судебное заседание не проводится.

    Решение арбитражного суда о ликвидации кредитной организации вступает в законную силу со дня его принятия. Обжалование этого решения арбитражного суда не приостанавливает его исполнение.

    Арбитражный суд направляет решение о ликвидации в Банк России и уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что кредитная организация находится в процессе ликвидации.

    Арбитражный суд утверждает кандидатуру ликвидатора кредитной организации. Если последняя имеет лицензию Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, ликвидатором является Агентство по страхованию вкладов, если нет – арбитражный управляющий, соответствующий требованиям Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и аккредитованный при Банке России в качестве конкурсного управляющего при банкротстве кредитных организаций.

    Ликвидатор кредитной организации приступает к осуществлению своих полномочий со дня вступления в силу решения арбитражного суда о ликвидации кредитной организации и назначении ликвидатора и действует до дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации кредитной организации.

    Ликвидатор кредитной организации обязан провести первое собрание кредиторов ликвидируемой кредитной организации не позднее 60 дней после дня окончания срока, установленного для предъявления требований кредиторов. Контроль за деятельностью ликвидатора, порядок представления им отчетности в Банк России, а также проверки Банком России деятельности ликвидатора осуществляются в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве кредитных организаций для конкурсного производства.

    После окончания срока, установленного для предъявления требований кредиторов кредитной организации, ее ликвидатор составляет промежуточный ликвидационный баланс, который должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемой кредитной организации, перечень требований кредиторов кредитной организации, а также результаты их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс рассматривается на собрании кредиторов и (или) заседании комитета кредиторов кредитной организации и после этого подлежит согласованию с Банком России.

    Удовлетворение требований кредиторов осуществляется в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его согласования с Банком России и в порядке очередности, предусмотренной Законом о банкротстве кредитных организаций.

    В случае, если имеющиеся у кредитной организации денежные средства недостаточны для удовлетворения требований ее кредиторов, ликвидатор кредитной организации осуществляет реализацию ее имущества.

    Срок ликвидации кредитной организации не может превышать 12 месяцев со дня вступления в силу решения арбитражного суда о ликвидации. Указанный срок может быть продлен арбитражным судом по обоснованному ходатайству ликвидатора кредитной организации.

    Если в ходе проведения процедуры ликвидации выявится, что стоимость имущества кредитной организации, в отношении которой принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, ликвидатор обязан направить в арбитражный суд заявление о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом).

    Отчет о результатах ликвидации кредитной организации с приложением ликвидационного баланса заслушивается на собрании кредиторов или заседании комитета кредиторов кредитной организации и утверждается арбитражным судом.

    5.1.3. Соотношение ликвидации в связи с нарушениями законодательства и в связи с несостоятельностью (банкротством)

    В данном случае действует принцип: если стоимость имущества кредитной организации, в отношении которой принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований ее кредиторов, такая кредитная организация обязательно ликвидируется в порядке, предусмотренном законодательством о банкротстве (п. 1 ст. 51 Закона о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций, п. 4 ст. 61 ГК РФ).

    При этом данное правило действует на всех стадиях ликвидации. Так, согласно п. 3 ст. 51 Закона о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций в случае обнаружения этого обстоятельства ликвидационная комиссия или ликвидатор ликвидируемой кредитной организации в любом случае обязаны в 10-дневный срок обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ликвидируемой кредитной организации банкротом.

    Таким образом, кредитная организация может быть ликвидирована в связи с нарушениями законодательства в порядке, предусмотренном Законом о банках и банковской деятельности, только при условии отсутствия у нее признаков банкротства.

    В качестве примеров действия этого порядка, прямо предусмотренных законодательством, можно привести следующие случаи:

  • – неоплата или неполная оплата уставного капитала кредитной организации ее учредителями в установленный срок (ч. 6 ст. 15 Закона о банках и банковской деятельности);
  • – установление арбитражным судом отсутствия признаков несостоятельности (банкротства) или факта фиктивного банкротства (п. 2 ст. 50.12 Закона о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций);
  • – прекращение производства по делу о несостоятельности (банкротстве) кредитной организации, если иное не установлено Законом о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций (п. 3 ст. 50.13 Закона о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций);
  • – непринятие Банком России в месячный срок решения о выдаче лицензии на осуществление банковских операций или отказ в выдаче указанной лицензии в случае исполнения обязательств кредитной организации ее акционерами (участниками) или третьими лицами в конкурсном производстве (п. 9 ст. 50.37 Закона о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций).
  • Практически исключена возможность принудительной ликвидации кредитной организации по общим основаниям, перечисленным в п. 2 ст. 61 ГК РФ, т.е. в случае допущенных при ее создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона. Поскольку для принудительной ликвидации кредитной организации требуется обязательный отзыв лицензии (ст. 23.1 Закона о банках и банковской деятельности), что является специальным правилом, то и нарушения, допущенные кредитной организацией, должны попадать под основания для отзыва лицензий.

    5.1.4. Процедура принудительной ликвидации кредитной организации в связи с нарушением законодательства, ее соотношение с процедурой несостоятельности (банкротства)

    В соответствии со ст. 23.1–23.4 Закона о банках и банковской деятельности Банк России в течение 15 дней со дня отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций обязан обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации кредитной организации, за исключением случая, если ко дню отзыва указанной лицензии у кредитной организации имеются признаки банкротства.

    Если ко дню отзыва лицензии на осуществление банковских операций у кредитной организации имеются признаки банкротства либо наличие этих признаков установлено назначенной Банком России временной администрацией, Банк России обращается в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом в порядке, установленном Законом о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций.

    Заявление Банка России о ликвидации кредитной организации в связи с нарушением законодательства рассматривается арбитражным судом в срок, не превышающий одного месяца со дня подачи указанного заявления. В отличие от этого дело о банкротстве кредитной организации рассматривается арбитражным судом в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия соответствующего заявления, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу (п. 1 ст. 50.10 Закона о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций).

    При рассмотрении заявления Банка России о принудительной ликвидации кредитной организации предварительное судебное заседание, предусмотренное Арбитражным процессуальным кодексом РФ, не проводится.

    Процедура ликвидации кредитной организации в связи с нарушением законодательства регулируется Законом о банках и банковской деятельности, а в части, не урегулированной им, – Законом о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций.

    Основные положения этой процедуры:

    1) представление кандидатуры ликвидатора кредитной

    организации в арбитражный суд и утверждение этой кандидатуры арбитражным судом осуществляются в порядке, предусмотренном ст. 50.11 Закона о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций для представления и утверждения конкурсного управляющего кредитной организации.

    Ликвидатором кредитной организации, имевшей лицензию Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, является государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов».

    Ликвидатором кредитной организации, не имевшей такой лицензии, арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего – физическое лицо, соответствующее требованиям ст. 20 и 20.2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и аккредитованное при Банке России в качестве конкурсного управляющего при банкротстве кредитных организаций;

  • 2) освобождение или отстранение ликвидатора кредитной организации, являющегося физическим лицом, от должности осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 50.23 и 50.24 Закона о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций для конкурсного производства;
  • 3) решение арбитражного суда о ликвидации кредитной организации вступает в законную силу со дня его принятия. Обжалование данного решения арбитражного суда не приостанавливает его исполнение.
  • Арбитражный суд направляет решение о ликвидации кредитной организации в Банк России и уполномоченный регистрирующий орган (налоговый орган), который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что кредитная организация находится в процессе ликвидации.

    Со дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о ликвидации кредитной организации наступают последствия, предусмотренные ст. 50.19 Закона о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций для случая признания кредитной организации банкротом.

    Публикация объявления о ликвидации кредитной организации осуществляется председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором) или конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном Банком России [1] ;

  • 4) кредиторы ликвидируемой кредитной организации обладают правами, предусмотренными ст. 50.25 Закона о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций. Ликвидатор кредитной организации обязан провести первое собрание ее кредиторов не позднее 60 дней после дня окончания срока, установленного для предъявления требований кредиторов. В отличие от этого конкурсный управляющий созывает первое собрание кредиторов не позднее 90 дней со дня опубликования сведений о признании кредитной организации банкротом;
  • 5) контроль за деятельностью ликвидатора кредитной организации, порядок представления им отчетности в Банк России, а также порядок проверки Банком России его деятельности осуществляются в порядке, предусмотренном ст. 50.22 Закона о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций для конкурсного производства [2] ;
  • 6) после окончания срока, установленного для предъявления требований кредиторов кредитной организации, ее ликвидатор составляет промежуточный ликвидационный баланс, который должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемой кредитной организации, перечень требований ее кредиторов, а также результаты их рассмотрения.
  • Согласно п. 2 ст. 50.28 Закона о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций срок предъявления требований кредиторов не может быть менее 60 дней.

    Промежуточный ликвидационный баланс рассматривается на собрании кредиторов или заседании комитета кредиторов кредитной организации и после такого рассмотрения подлежит согласованию с Банком России [3] ;

  • 7) удовлетворение требований кредиторов кредитной организации осуществляется в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его согласования с Банком России, в очередности, предусмотренной ст. 50.36 Закона о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций;
  • 8) в случае если имеющиеся у кредитной организации денежные средства недостаточны для удовлетворения требований ее кредиторов, ликвидатор кредитной организации осуществляет реализацию ее имущества в порядке, установленном ст. 139 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и ст. 50.33 Закона о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций;
  • 9) срок ликвидации кредитной организации не может превышать 12 месяцев со дня вступления в силу решения арбитражного суда о ее ликвидации. Указанный срок может быть продлен арбитражным судом по обоснованному ходатайству ликвидатора кредитной организации;
  • 10) отчет о результатах ликвидации кредитной организации с приложением ликвидационного баланса заслушивается на собрании кредиторов или на заседании комитета кредиторов кредитной организации и утверждается арбитражным судом в порядке, предусмотренном ст. 50.43 Закона о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций.
  • Ликвидатор кредитной организации обязан представить в Банк России определение арбитражного суда об утверждении его отчета о результатах ликвидации и завершении ликвидации кредитной организации с приложением документов, предусмотренных нормативными актами Банка России для осуществления государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией [4] , в 10-дневный срок со дня вынесения такого определения [5] .

    Тем самым ликвидация кредитных организаций в связи с нарушением действующего законодательства отличается от их ликвидации в связи с несостоятельностью (банкротством) более короткими сроками рассмотрения дела в арбитражном суде (один месяц по сравнению с двухмесячным сроком) и проведения первого собрания кредиторов (не позднее 60 дней по сравнению с 90 днями). В остальном процедура ликвидации кредитной организации в связи с нарушением действующего законодательства максимально приближена к процедуре ликвидации по основаниям несостоятельности (банкротства).

    Однако приоритет ликвидации по основаниям банкротства связан с тем, что конкурсный управляющий обладает более широкими полномочиями, чем ликвидатор, в частности, по обжалованию сделок кредитной организации, совершенных в преддверии банкротства, а также по применению субсидиарной ответственности по ее долгам к акционерам (участникам), членам совета директоров, руководителям кредитной организации.

  • [1] См.: указание ЦБ РФ от 22.04.2009 № 2218-У «О порядке опубликования в «Вестнике Банка России” объявления о решении арбитражного суда о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства (о ликвидации кредитной организации)».
  • [2] См.: Положение о проведении Банком России проверок деятельности конкурсных управляющих и ликвидаторов кредитных организаций, утв. ЦБ РФ 03.07.2007 № 306-П.
  • [3] Порядок составления и согласования этого баланса установлен в Положении о порядке составления и представления промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса ликвидируемой кредитной организации и их согласования территориальным учреждением Банка России, утв. ЦБ РФ 16.01.2007 № 301-П.
  • [4] См.: указание ЦБ РФ от 08.02.2010 № 2395-У «О перечне сведений и документов, необходимых для осуществления государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией, а также порядке их представления в Банк России».
  • [5] О размещении архивов и порядке уничтожения документов при ликвидации кредитных организаций см. письмо ЦБ РФ от 05.08.1998 № 169-Т.
Смотрите так же:  Гигиенические требования к детской одежде и обуви кратко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *