Бюджетная отчетность за 2020 год контрольные соотношения

Казначейство России опубликовало контрольные соотношения к отчетности за 9 месяцев бюджетных и автономных учреждений

fantazista / Depositphotos.com

Документы раскрывают алгоритмы контроля показателей бухгалтерской отчетности, применяемые в программном обеспечении казначейства в части:

  • контроля взаимосвязанных показателей в рамках одной формы – внутридокументный контроль;
  • контроля взаимосвязанных показателей различных форм – междокументный контроль;
  • контроля соответствия показателей бюджетной отчетности и показателей сводной бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений.
  • По-прежнему большинство соотношений имеет тип ошибки:

  • Б – блокирующий – это значит, что представление отчетности при наличии такой ошибки невозможно;
  • П – предупреждающий – означает, что представление отчетности возможно, но выявленные ошибки контроля подлежат раскрытию в текстовой части Пояснительной записки (ф.ф. 0503160, 0503760).
  • Обратим внимание на некоторые изменения в контрольных соотношениях к формам отчетности, которые предстоит сдавать по состоянию на 1 октября:

    Бухгалтерская отчетность БУ и АУ

    Отчетная форма Контрольные соотношения
    Отчет об обязательствах учреждения (ф. 0503738) В разделе 1 по графам 5 «принимаемые обязательства» и 7 «из них с применением конкурентных способов» могут быть отражены показатели только по КВР 119, 139, 2ХХ, 41Х, 323, 832, 863, 880. Наличие в этих графах показателей по иным КВР недопустимо – это блокирующая ошибка, не позволяющая сдать отчет
    В разделе 2 по графе 3 «Код вида расходов (выбытий)» отражаются показатели только по АнКИФ 520, 540 и 810. Указание здесь иных кодов также является блокирующей ошибкой
    В разделах 1 и 3 в графах 4 – 10 суммовые значения не могут иметь отрицательных значений. Со знаком «минус» возможны лишь показатели в графах 10 «Не исполнено принятых обязательств» и 12 «Не исполнено принятых денежных обязательств»
    Сведения по кредиторской и дебиторской задолженности учреждения (ф. 0503769) В графах 2, 7, 9, 12 по счету 0 401 40 000 «Доходы будущих периодов» показатели со знаком «минус» недопустимы. С отрицательным значением может быть только сумма по графе 5 «изменение задолженности, увеличение, всего» – это показатель, сформированный по результатам уточнения оценочных значений. Инструкцией № 33 прямо указано, что наличие отрицательных показателей в Сведениях (ф.0503769) возможно только при уточнении ранее признанных оценочных значений методом «Красное сторно». И не забудьте наличие таких показателей раскрыть в текстовой части Пояснительной записки (ф. 0503760)
    По счету 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов» отрицательных показателей быть не может! Дело в том, что уточнение стоимостной оценки сформированных резервов, в том числе в случае прекращения потребности в резерве предполагается отражать обратной проводкой Дебет 0 401 60 000 – Кредит 0 109 00 000 (или 0 401 20 200). Соответствующая норма одновременно запланирована к внесению в Инструкции №№ 174н и 183н. Таким образом, показатели со знаком «минус», свойственные операциям «Красное сторно», по счету 0 401 60 000 просто не образуются.
    Важный момент: данные по счетам 0 401 40 100 и 0 401 60 200 подлежат отражению только в разделе кредиторской задолженности с обязательной детализацией по КОСГУ
    При наличии у учреждения просроченной задолженности в разделе 2 по графе 7 следует указать код причины ее образования. Коды установлены Инструкцией № 191 для казенных учреждений, но, судя по всему, применять их будут и бюджетные / автономные учреждения

    Бюджетная отчетность

    Отчетная форма Контрольные соотношения
    Отчет о бюджетных обязательствах (ф. 0503128) В настоящее время на рассмотрении в Минюсте находится приказ о внесении изменений в Инструкцию № 191н.

    Структура Отчета (ф. 0503128) будет скорректирована — в частности, изменится количество, нумерация и назначение строк в разделе 3. Соответственно, изменены и контрольные соотношения к этой форме.

    В частности, показатели по новым строкам 810, 820, 830, 850 должны быть равны нулю, детализация этих строк недопустима. Установлено также обязательное равенство строк 840 и 860

    В случае превышения показателей кассового исполнения над суммой принятых бюджетных обязательств необходимо описать в Пояснительной записке его причины.

    Пояснить придется и принятие бюджетных обязательств по заработной плате, т.е. по КВР 111, 121, 131 в сумме, не соответствующей объему доведенных ЛБО

    Вышеупомянутым приказом о внесении изменений в Инструкцию № 191н будет добавлен специальный отчет для раскрытия информации о реализации нацпроектов по ф. 0503128-НП. И впервые сдавать этот отчет предстоит уже по состоянию на 1 октября.

    Казначейство добавило и контрольные соотношения для него. Несмотря на то, что составлять его нужно будет по той же форме, что и обычный Отчет о бюджетных обязательствах, контрольные соотношения для обеих форм разнятся. В частности, строки 810, 820, 830, 850 в Отчете (ф. 0503128-НП) будут заполняться, при этом показатель каждой из них должен быть равен сумме показателей детализирующих строк

    Сведения об исполнении бюджета (ф. 0503164) По строке 520 «Источники внутреннего финансирования дефицита бюджета» отражение курсовых разниц недопустимо
    Сведения по кредиторской и дебиторской задолженности (ф. 0503169) В графах 2, 7, 9, 12 по счету 0 401 40 000 «Доходы будущих периодов» показатели со знаком «минус» недопустимы. С отрицательным значением может быть только сумма по графе 5 «изменение задолженности, увеличение, всего» – это показатель, сформированный по результатам уточнения оценочных значений. Инструкцией № 191 прямо указано, что наличие отрицательных показателей в Сведениях (ф. 0503169) возможно только при уточнении ранее признанных оценочных значений. И не забудьте наличие таких показателей раскрыть в текстовой части Пояснительной записки (ф. 0503160)
    По счету 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов» отрицательных показателей быть не может! Дело в том, что уточнение стоимостной оценки сформированных резервов, в том числе в случае прекращения потребности в резерве предполагается отражать обратной проводкой Дебет 0 401 60 000 – Кредит 0 109 00 000 (или 0 401 20 200). Таким образом, показатели со знаком «минус», свойственные операциям «Красное сторно», по счету 0 401 60 000 просто не образуются.

    Пока соответствующая норма одновременно запланирована к внесению в Инструкции №№ 174н и 183н, вполне вероятно, что Минфин предусмотрит ее и для казенных учреждений

    Версия на 27.09.2020

    Для удобства и облегчения работы с документом:

    по отдельным контрольным соотношениям в сносках указаны даты начала (окончания) применения контрольных соотношений

    изменения в контрольные соотношения по сравнению с ранее действующей редакцией внесены в режиме правок в контрольные соотношения

    1. Общие положения

    Настоящие контрольные соотношения разработаны Федеральным казначейством на основании требований приказа Минфина России от 28.12.2010 N 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее — Инструкция N 191н) и с учетом особенностей формирования главными администраторами средств федерального бюджета Отчета об исполнении федерального бюджета в целях его последующего представления в Федеральное казначейство.

    Настоящий документ раскрывает алгоритмы контроля показателей бюджетной отчетности, применяемые в прикладном программном обеспечении Федерального казначейства в части:

    контроля взаимосвязанных показателей в рамках одной формы, представленной субъектом бюджетной отчетности (внутридокументный контроль);

    контроля взаимосвязанных показателей различных форм, представленных субъектом бюджетной отчетности (междокументный контроль).

    Настоящий документ не содержит требований к форматам передачи информации, используемой нормативно-справочной информации, а также требований по обеспечению субъектом бюджетной отчетности соответствия идентичных показателей и взаимосвязанных расчетов с другими участниками бюджетного процесса.

    Каждое контрольное соотношение структурировано на две части (правую и левую), разделенные знаком сравнения (равно, не равно, больше, меньше и т.п.).

    Вычисление правой и левой частей осуществляется с помощью стандартных математических операций, применяемых к строкам и графам отчетной (отчетных) форм.

    В случае, если строка (графа) и/или набор строк (граф) не могут быть идентифицированы исходя из структуры отчетной формы, в контрольных соотношениях применяется логический «ключ», обеспечивающий однозначную идентификацию строки (графы) (коды бюджетной классификации, коды счетов бюджетного учета и т.п.).

    Результат сравнения правой и левой части имеет логический тип: Да/Нет.

    В случае, если правая (левая) часть контрольного соотношения удовлетворяет условию сравнения с левой (правой) его частью (результат «Да») — контрольное соотношение считается выполненным.

    В случае, если правая (левая) часть контрольного соотношения не удовлетворяет условию сравнения с левой (правой) его частью (результат «Нет») — контрольное соотношение считается невыполненным.

    В случае, если форма (формы) отчетности, используемые при вычислении правой или левой части контрольного соотношения, не представлены на момент проверки, соответствующая часть выражения считается равной нулю.

    В целях обеспечения идентификации смысловой нагрузки ошибки при отрицательном результате проверки контрольного соотношения каждое контрольное соотношение сопровождается пояснением в графе «Контроль показателя» (например, «Бюджетные назначения должны быть больше или равны фактическому исполнению»).

    В случае, если в рамках междокументного контроля формы отчетности имеют разную периодичность, междокументный контроль осуществляется только на ту дату, на которую указанные отчетные формы подлежат совместному представлению.

    Например, Отчет А представляется ежемесячно и в составе годового отчета, а Отчет Б только в составе годового отчета, и существует требование о соответствии отдельных показателей Отчета А показателям Отчета Б. Междокументный контроль может быть применен только при приеме годовой отчетности и не применим в рамках иных отчетных дат.

    Принимая во внимание, что проводимые субъектом бюджетной отчетности хозяйственные операции могут быть не специфицированы в рамках действующих нормативных правовых документов по бюджетному учету, отчетности и бюджетной классификации и/или могут быть допущенными к исполнению «как есть», отрицательные результаты проверки некоторых контрольных соотношений могут быть классифицированы как допустимые. При этом, причины расхождений от установленных требований и их влияние на выполнение указанных контрольных соотношений подлежат отражению в пояснительной записке субъекта бюджетной отчетности.

    Учитывая наличие особенностей исполнения федерального бюджета главными администраторами средств и в рамках реализации полномочий по формированию бюджетной отчетности, главный администратор средств федерального бюджета устанавливает контрольные соотношения к показателям бюджетной отчетности подведомственных учреждений на основании положений Инструкции N 191н.

    В то же время контрольные соотношения, применимые только к отчетности главного администратора средств федерального бюджета, отмечены признаком ГРБС. Замечания и предложения по настоящим контрольным соотношениям просьба направлять на адрес электронной почты: [email protected], [email protected]

    Применяемые сокращения

    1. Уровень ошибки:

    Блокирующий (Б) — представление отчетности при наличии ошибки блокирующего уровня невозможно;

    Предупреждающий (П) — представление отчетности возможно, но выявленные ошибки контроля подлежат раскрытию в текстовой части Пояснительной записки.

    3. Тип субъекта отчетности

    ПБС — получатель бюджетный средств, администратор доходов

    РБС — распорядитель бюджетных средств

    ГРБС — главный распорядитель бюджетных средств, главный администратор доходов

    (месяц, квартал, год)

    Коды бюджетной классификации, отраженные в Справке (ф.0503184), должны соответствовать «Справочнику КБК для отражения в документе Справка ф.0504833 сумм в пути на счете 40105», а также 1531101101001х000110, 1531101116001х000110, 10011011060011000110, 10011011070011000110, 10011011080011000110, 10011011170011000110, 10011011180011000110, 10011011190011000110, 10011011260011000110, 10011011290011000110, 10011011010011000110, 10011011360011000110, 10011011390011000110

    Готовы контрольные соотношения для бухгалтерской отчетности за 2020 год

    Бухгалтеры получили новые бланки для финансовой отчетности за 2020 год, а вместе с ними и новые контрольные соотношения для проверки бухгалтерского баланса и остальных форм.

    ФНС России опубликовала письмо от 31.07.2020 № БА-4-1/[email protected], в котором довела до всех налогоплательщиков-организаций, а также своих территориальных органов:

  • рекомендуемые машиночитаемые формы бухгалтерской отчетности, в том числе упрощенной, которые подлежат предоставлению в налоговые органы за отчетный 2020 год;
  • контрольные соотношения, необходимые для проверки предоставляемой бухгалтерской отчетности.
  • Поправки в отчетные бланки и в контрольные соотношения были внесены в связи с принятыми поправками в Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

    Новые бланки бухгалтерского баланса и других отчетных форм.

    С 2020 года ФНС России обязана формировать и вести государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности. Поэтому организации избавили от обязанности сдавать обязательный экземпляр бухгалтерской отчетности за 2020 год и далее в органы статистики. Отчитываться нужно только в ИФНС по месту регистрации. При этом установлено, что:

  • субъекты малого предпринимательства сдают отчетность на бумажном носителе или в виде электронного документа;
  • все остальные субъекты экономической деятельности сдают отчетность в виде электронного документа.
  • Именно поэтому бланки приведены в соответствие с новыми требованиями. Больше всего изменений было внесено в форму №2 «Отчет о финансовых результатах», в частности, в ней изменились:

  • название,
  • номера строк,
  • состав показателя «Налог на прибыль».
  • Актуальные формы бухгалтерской (финансовой) отчетности размещены на сайтах ФНС России и АО «ГНИВЦ». Применять их следует с отчетности за текущий год.

    Что налоговики проверяют в отчетности

    Новая программа налоговиков АИС «Налог-3» досконально проверит ваши декларации, сравнит их между собой и с бухгалтерской отчетностью. По выявленным расхождениям инспекторы запросят пояснения. Если они не убедят ревизоров, высок риск выездной проверки и доначисления налогов. «Российский налоговый курьер» подготовил статью с готовыми ответами, которые защитят вас от этих последствий.

    Новые контрольные соотношения для баланса, формы № 2 и формы № 3

    Изменились контрольные соотношения в форме №2 по строке «Чистая прибыль». Теперь показатель «Чистая прибыль или убыток» баланса по строке 2400 графа 4, 5 должен быть равен сумме строк 2300 «Прибыль (убыток) до налогообложения», 2410 «Налог на прибыль» и 2460 «Прочее» в графах 4, 5 соответственно. Если показатель по строке будет стоять в скобках, то перед ним ставится знак минус (-).

    Показатель «Совокупный финансовый результат периода», отражаемый по строке 2500 графы 4, 5 должен быть равен сумме строк 2400 «Чистая прибыль (убыток)», 2510 «Результат от переоценки внеоборотных активов, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода», 2520 «Результат от прочих операций, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода» и 2530 «Налог на прибыль от операций, результат которых не включается в чистую прибыль (убыток) периода» графы 4, 5 соответственно. Для него также действует правило отражения отрицательного показателя в скобках.

    Эти и другие контрольные соотношения в письме ФНС традиционно приведены в таблице. В ней указаны названия отчетных форм, сами контрольные соотношения, возможные ошибки, на которые они указывают, и действия проверяющих при выявлении несоответствия. Также даны практические рекомендации. В частности, указано, как посчитать увеличение или уменьшение капитала за предыдущий год в «Отчете об изменениях капитала». Также определены правила подсчета денежных потоков от текущих операций в «Отчете о движении денежных средств» и размера поступивших средств в «Отчете о целевом использовании средств».

    Контрольные соотношения к показателям бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета представляемой в Федеральное казначейство

    2. Справка о суммах консолидируемых поступлений, подлежащих зачислению на счет бюджета (ф.0503184)

    Контрольные соотношения для внутридокументного контроля

    Бюджетная отчетность за 2020 год контрольные соотношения

    2. Тип отчетного периода:

    Годовая — Г;

    Квартальная — К;

    Месячная — М.

    Упрощенная бухгалтерская отчетность за 2020 год: что проверят налоговики

    ФНС России опубликовала машиночитаемые формы бухгалтерской отчетности за 2020 год (письмо от 31.07.19 № БА-4-1/[email protected]). В этом же письме содержатся контрольные соотношения, которые ФНС рекомендовала инспекциям применять при проверке бухгалтерской отчетности. Для тех, кто сдает упрощенную бухотчетность, разработаны отдельные формы и контрольные соотношения. О них и пойдет речь в сегодняшней статье.

    Кто вправе сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность

    В части 4 статьи 6 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» сказано, что применять упрощенные способы ведения бухучета и сдавать упрощенную бухотчетность вправе:

  • субъекты малого предпринимательства;
  • некоммерческие организации;
  • участники проекта «Сколково».
  • Подробностям упрощенного бухучета посвящена Информация Минфина России № ПЗ-3/2015 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности». Из пункта 17 этого документа следует, что обязательными формами упрощенной бухотчетности являются баланс, отчет о финансовых результатах и отчет о целевом использовании средств. А отчет об изменениях капитала и отчет о движении денежных средств нужно сдавать только в том случае, если без них невозможно оценить финансовое положение компании.

    Бесплатно заполнить и распечатать бухгалтерский баланс по актуальной форме

    В комментируемом письме № БА-4-1/[email protected] приведены все без исключения формы упрощенной бухгалтерской отчетности за 2020 год. Кроме того, в письме содержатся контрольные соотношения, которые рекомендуется использовать при проверке упрощенных форм. Рассмотрим наиболее важные соотношения.

    Соотношение «бухгалтерской» выручки и облагаемых доходов

    Чтобы выяснить, достоверна ли бухотчетность, инспекторы проанализируют два показателя.

    1. Выручку за отчетный год по данным бухучета. Эта цифра отражена в графе 4 строки 2110 отчета о финансовых результатах.
    2. Доходы, облагаемые налогом в рамках той или иной налоговой системы. Этот показатель указан в соответствующей строке декларации (см. табл.).

    Далее первый показатель разделят на второй. Полученное число должно быть меньше 100. Проще говоря, выручка по данным бухучета не может превышать облагаемый доход более, чем в 100 раз. В противном случае налоговики признают отчетность недостоверной.

    Подготовить, проверить и сдать бухгалтерскую отчетность в ИФНС через интернет Сдать бесплатно

    Важная деталь: использовать приведенную в письме формулу допустимо лишь в случае, когда второй показатель (то есть облагаемый доход) не равен нулю, ведь на ноль делить нельзя.

    Где отражен показатель облагаемых доходов для разных налоговых систем

    Налоговая система

    Соответствующая строка декларации

    стр. 010 листа 02 декларации по налогу на прибыль (утв. приказом ФНС России от 19.10.16 № ММВ-7-3/[email protected]).

    Если годовая отчетность не сдана, следует использовать данные из отчетности за 9 месяцев

    УСН с объектом налогообложения «доходы»

    стр. 113 раздела 2.1.1 декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН (утв. приказом ФНС России от 26.02.16 № ММВ-7-3/[email protected])

    УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы»

    стр. 213 раздела 2.2 декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН (утв. приказом ФНС России от 26.02.16 № ММВ-7-3/[email protected])

    стр. 010 раздела 2 декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением ЕСХН (утв. приказом ФНС России от 28.07.14 № ММВ-7-3/[email protected])

    Код вида экономической деятельности

    В «шапке» каждой формы упрощенной бухотчетности есть поле, предназначенное для кода вида экономической деятельности по классификатору ОКВЭД 2. Авторы комментируемого письма подчеркнули: показатель в этом поле должен совпадать с аналогичным кодом, который указан в сведениях об основном виде экономической деятельности в Едином государственном реестре юрлиц. В случае, когда код в бухгалтерской отчетности отличается от кода в ЕГРЮЛ, инспекторы сделают вывод о недостоверности представленных сведений.

    Проверить финансовое состояние своей организации и ее контрагентов

    Показатель выручки для «упрощенщиков»

    Среди организаций, которые используют упрощенные способы ведения бухучета, значительное число применяет УСН. Проверяя их бухгалтерскую отчетность, налоговики обратят особое внимание на показатель выручки за отчетный год, который указан в графе 4 строки 2110 отчета о финансовых результатах.

    Согласно пункту 4 статьи 346.13 НК РФ, доходы «упрощенщика» за отчетный (налоговый) период не должны превышать 150 млн. рублей, иначе право на спецрежим теряется. На этом основании авторы комментируемого письма утверждают, будто годовая выручка по данным бухучета, превышающая 150 млн. рублей, — это признак недостоверной отчетности.

    На наш взгляд, подобный подход не вполне корректен. Дело в том, что «бухгалтерская» выручка и облагаемый доход — это два разных показателя. И, как говорилось выше, в письме № БА-4-1/[email protected] отмечено, что выручка по данным бухучета может отличаться от облагаемого дохода, а именно превышать его. Следовательно, не исключена ситуация, когда выручка в отчете о финансовых результатах будет более 150 млн. рублей, а облагаемый доход менее или равен этой цифре. Остается лишь надеяться, что на практике организациям, которые оказались в таком положении, удастся убедить проверяющих в своей добросовестности.

    Подготовка к отчетности за 2020 год: применение федеральных стандартов и инструкций

    Регистрируйтесь сегодня с 25% скидкой!

    Примите участие в вебинаре, чтобы разобраться в новых правилах и сдать годовую отчетность в срок и без ошибок

    Лектор: Елена Викентиевна ВОЛОДИНА, государственный советник города Москвы 2-го класса

    Что ждет бухгалтеров госсектора на вебинаре
    • обзор нововведений в законодательстве
    • ответы на сложные вопросы формирования отчетности в 2020 году
    • анализ ошибок: как предупредить и исправить
    • рекомендации по заполнению отчетных форм
    • примеры контрольных соотношений и увязки форм

    На вебинаре детально рассмотрим: