Центральный банк россии пенсия

Нормативные акты и документы, регулирующие деятельность по инвестированию средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации

по состоянию на 21.12.2020

Документ Вид документа Название
номер дата
24.07.2002 Федеральный закон Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации
30.06.2003 Постановление Правительства РФ Об установлении дополнительных ограничений на инвестирование средств пенсионных накоплений в отдельные классы активов и определении максимальной доли отдельных классов активов в инвестиционном портфеле в соответствии со статьями 26 и 28 Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и статьей 36.15 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах»
13.12.2006 Постановление Правительства РФ Об установлении дополнительных ограничений на инвестирование средств пенсионных накоплений в депозиты в валюте Российской Федерации и иностранной валюте в кредитных организациях и накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих в депозиты в рублях в кредитных организациях(вместе с Правилами контроля за соблюдением дополнительных ограничений на инвестирование средств пенсионных накоплений в депозиты в валюте Российской Федерации и иностранной валюте в кредитных организациях и накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих в депозиты в рублях в кредитных организациях»)
15.11.2005 Приказ ФСФР РФ Об утверждении форм отчетности управляющих компаний, осуществляющих доверительное управление средствами пенсионных накоплений
(зарегистрировано в Минюсте РФ 16.01.2006 № 7363)
17.05.2014 Указание Банка России О порядке, форме и сроке направления в Пенсионный фонд Российской Федерации отчета государственной управляющей компании, с которой прекращается (расторгается) договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений, о передаче активов, а также отчета государственной управляющей компании средствами выплатного резерва, с которой прекращается (расторгается) договор доверительного управления средствами выплатного резерва и договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, о передаче активов
(Вестник Банка России № 63 (1541) 09.07.14)
14.12.2009 Указание Банка России (ред. от 12.09.2012) Об открытии счетов Пенсионному фонду Российской Федерации и его территориальным органам в подразделениях Центрального банка Российской Федерации для учета распределенных сумм страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, сумм дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и взносов работодателей в пользу застрахованных лиц
(Вестник Банка России № 4 (1173) 27.01.10)
12.09.2012 Указание Банка России Об открытии счетов Пенсионному фонду Российской Федерации и его отделениям в подразделениях Центрального банка Российской Федерации для учета распределенных сумм страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, сумм дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и взносов работодателей в пользу застрахованных лиц
(Вестник Банка России № 62 (1380) 24.10.12)
30.01.2015 Указание Банка России О ставке и порядке расчета отчислений в резерв Пенсионного фонда Российской Федерации по обязательному пенсионному страхованию
(Вестник Банка России № 21 (1617) 12.03.15)
3830-У 22.10.2015 Указание Банка России О формах, сроках и порядке направления в Банк России отчетности об инвестировании Пенсионным фондом Российской Федерации средств пенсионных накоплений, а также результатах их инвестирования
(зарегистрировано в Минюсте России 19.11.2015 № 39786)
3915-У 28.12.2015 Указание Банка России О порядке согласования с Банком России внутреннего регламента совершения операций со средствами пенсионных накоплений
(зарегистрировано в Минюсте России 08.02.2016 № 40983)
3959-У 12.02.2016 Указание Банка России О порядке расчета размера средств пенсионных накоплений негосударственным пенсионным фондом
4139-У 23.09.2016 Указание Банка России О порядке расчета результатов инвестирования средств пенсионных накоплений, не включенных в резервы негосударственного пенсионного фонда, для отражения на пенсионном счете накопительной пенси
и
(зарегистрировано в Минюсте России 17.10.2016 № 44053)
4886-У 29.08.2020 Указание Банка России О внесении изменений в Указание Банка России от 23 сентября 2016 года № 4139-У «О порядке расчета результатов инвестирования средств пенсионных накоплений, не включенных в резервы негосударственного пенсионного фонда, для отражения на пенсионном счете накопительной пенсии»
(зарегистрировано в Минюсте России 17.10.2020 № 52463)
580-П 01.03.2017 Положение Банка России Об установлении дополнительных ограничений на инвестирование средств пенсионных накоплений негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего обязательное пенсионное страхование, случаев, когда управляющая компания, действуя в качестве доверительного управляющего средствами пенсионных накоплений, вправе заключать договоры репо, требований, направленных на ограничение рисков, при условии соблюдения которых такая управляющая компания вправе заключать договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, дополнительных требований к кредитным организациям, в которых размещаются средства пенсионных накоплений и накопления для жилищного обеспечения военнослужащих, а также дополнительного требования, которое управляющая компания обязана соблюдать в период действия договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений для финансирования накопительной пенсии
(зарегистрировано в Минюсте России 23.06.2017 № 47127)
4489-У 11.08.2017 Указание Банка России О внесении изменений в Положение Банка России от 1 марта 2017 года № 580-П «Об установлении дополнительных ограничений на инвестирование средств пенсионных накоплений негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего обязательное пенсионное страхование, случаев, когда управляющая компания, действуя в качестве доверительного управляющего средствами пенсионных накоплений, вправе заключать договоры репо, требований, направленных на ограничение рисков, при условии соблюдения которых такая управляющая компания вправе заключать договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, дополнительных требований к кредитным организациям, в которых размещаются средства пенсионных накоплений и накопления для жилищного обеспечения военнослужащих, а также дополнительного требования, которое управляющая компания обязана соблюдать в период действия договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений для финансирования накопительной пенсии
(зарегистрировано в Минюсте России 06.09.2017 № 48089)
4777-У 19.04.2020 Указание Банка России О формах, сроках и порядке составления и представления отчетности специализированного депозитария в Банк России, форме, порядке и сроке представления отчетности специализированного депозитария страховщику, а также форме и сроке представления отчетности специализированного депозитария в управляющую компанию, осуществляющую доверительное управление накоплениями для жилищного обеспечения военнослужащих, и уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих
(зарегистрировано в Минюсте России 03.07.2020 № 51513)
5267-У 26.09.2020 Указание Банка России О внесении изменений в Указание Банка России от 19 апреля 2020 года № 4777-У «О формах, сроках и порядке составления и представления отчетности специализированного депозитария в Банк России, форме, порядке и сроке представления отчетности специализированного депозитария страховщику, а также форме и сроке представления отчетности специализированного депозитария в управляющую компанию, осуществляющую доверительное управление накоплениями для жилищного обеспечения военнослужащих, и уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих»
(находится на регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации)

Адрес: ул. Неглинная, 12, Москва, 107016

Телефоны: (для бесплатных звонков из регионов России),
(круглосуточно),

Банк России добавил себе пенсии

Как стало известно РБК daily, 26 марта Национальный банковский совет (НБС) планирует рассмотреть отчет Счетной палаты (СП) по итогам проверки Банка России в июне-декабре 2007 года. По словам источника РБК daily, близкого к НБС, в ходе проверки выяснилось, что часть прибыли, полученной от денежной эмиссии, ЦБ расходует на дополнительное пен­сионное обеспечение своих сотрудников. Как сообщил РБК daily аудитор СП Валерий Горегляд, на эти расходы на отдельном счете ЦБ аккумулировано 31,7 млрд руб. По словам источника РБК daily, не менее 50% средств, зачисленных в свой «пенсионный фонд», Банк России будет вынужден вернуть в федеральный бюджет. При этом в течение трех лет ЦБ выплачивал своим сотрудникам, вышедшим на заслуженный отдых, дополнительную пенсию в размере около 500 млн руб.

Источник РБК daily, близкий к НБС, сообщил, что 26 марта НБС собирается рассмотреть отчет СП по проверке финансово-хозяйственной деятельности Банка России за 2004—2006 годы, проведенной во второй половине 2007 года. Напомним, что это была первая полномасштабная проверка Банка России Счетной палатой: аудиторов интересовало состояние нормативно-правовой базы, регулирующей формирование и использование фондов ЦБ, создаваемых из его прибыли, а также распределение прибыли, полученной Банком России. Кроме того, контролеры проверили составление, исполнение сметы расходов на содержание ЦБ за упомянутый период и порядок формирования фондов, которые создавались регулятором за счет собственной прибыли.

По словам источника РБК daily, близкого к НБС, проверка выявила, что в течение трех лет ЦБ выплачивал своим сотрудникам, вышедшим на заслуженный отдых, дополнительную пенсию из прибыли, которая была получена за счет денежной эмиссии. «За этот период выплачено около 500 млн руб., — пояснил источник. — Средства зачислялись на отдельный счет, для управления которым было сформировано специальное управление численностью более 20 человек. Фактически было создано некое подобие негосударственного пенсионного фонда». По словам собеседника РБК daily, зачисление на счет этого «пенсионного фонда» части прибыли, полученной от денежной эмиссии, является нарушением, поскольку в принципе дополнительные пенсии сотрудникам ЦБ могут выплачиваться разве что из полученной им чистой прибыли. «В этой связи СП предлагает уточнить источники формирования дополнительного пенсионного обеспечения, — сообщил собеседник РБК daily. — А также уточнить порядок управления этими средствами, то есть нужно внести изменения в закон о Банке России, которые позволят ему формировать такой фонд или привлечь (создать) для этих целей внешнюю управляющую компанию. ЦБ скорее всего придется вернуть в федеральный бюджет не менее 50% средств, которые аккумулированы на счете данного фонда. Окончательное решение за НБС и Госдумой».

Смотрите так же:  Требования ростехнадзора к котельным

Аудитор СП Валерий Горегляд вчера заявил РБК daily следующее: «Статья 89 закона о Банке России устанавливает, что его совет директоров вправе создавать пенсионный фонд для дополнительного пенсионного обеспечения служащих ЦБ. Очевидно, что данная редакция закона не определяет правовой статус пенсионного фонда, его форму и порядок организации, а также источник осуществления его деятельности». В то же время, как отметил Валерий Горегляд, пенсионный фонд ЦБ не был создан, но, несмотря на это, на расходы по дополнительному пенсионному обеспечению служащих ЦБ за 2004—2006 годы на отдельном счете аккумулировано 31,7 млрд руб. «Эта деятельность не входит в число законодательно установленных функций ЦБ, — подчеркнул Валерий Горегляд. — По мнению Счетной палаты, для устранения данной коллизии требуется внесение соответ­ствующих изменений в пенсионное законодательство в части урегулирования пенсионного обеспечения служащих Банка России».

Как считает первый исполнительный вице-президент РСПП Александр Мурычев, регулятор вправе осуществлять свою деятельность исключительно в рамках закона; применительно к нашей стране — это закон о Банке России. «Любая другая деятельность, в том числе по формированию различных фондов по дополнительному социальному обеспечению сотрудников из прибыли, обязательно вызовет широкий общественный резонанс», — добавил Александр Мурычев. Главный экономист ИК «Тройка Диалог» Евгений Гавриленков считает, что если бы центральный банк любого европейского государства начал направлять часть валовой прибыли, полученной за счет денежной эмиссии, на социальные нужды своих сотрудников, это наверняка привело бы к публичным разбирательствам. «Наверняка дело кончилось бы отставкой главы банковского регулятора, даже если бы тот нарушил не букву, а всего лишь дух закона», — отметил Евгений Гавриленков.

Что такое центробанк и чем он занимается

Зачем стране нужен центральный банк? В чем польза от его работы людям и компаниям? Может ли обратиться к нему за помощью обычный гражданин? Рассмотрим основные функции Банка России.

В любой стране центробанк – это государственная организация, которая отвечает за эмиссию денег и стабильную работу банков.

Центральный банк нашей страны — Банк России. В отличие от многих других центробанков, Банк России — это мегарегулятор. То есть он отвечает также за эффективность всей финансовой системы страны.

Чем занимается Банк России?

Выпускает наличные деньги и удерживает низкую инфляцию

Банк России решает, какой номинал будет у банкнот и монет и как они будут выглядеть. Так, осенью 2017 года регулятор ввел в обращение новые купюры номиналом 200 и 2000 рублей с изображением памятных мест Севастополя и Дальнего Востока. Теперь расплачиваться наличными и получать сдачу будет проще.

Одна из главных задач Банка России — удерживать стабильно низкую инфляцию, то есть сделать так, чтобы цены не скакали резко и непредсказуемо. Оптимальный для России темп роста цен — 4%. Такая инфляция позволяет экономике развиваться, и при этом бизнес и люди могут строить долгосрочные планы. К примеру, можно откладывать деньги на покупку машины или пенсию и не бояться, что они обесценятся. Компании могут делать долгосрочные инвестиции в развитие производства. Все это создает возможности для экономического роста в стране.

Регулирует финансовые организации

Если вы открываете вклад в банке или покупаете страховку, откладываете на дополнительную пенсию или приобретаете пай инвестиционного фонда, то хотите быть уверены, что ваши деньги не пропадут. Именно Банк России отвечает за то, чтобы финансовый рынок был устойчивым и на нем работали только честные и профессиональные компании.

В сфере надзора и контроля Банка России находятся банки и участники национальной платежной системы, страховые компании и микрофинансовые организации, негосударственные пенсионные фонды и паевые инвестиционные фонды, а также кредитные рейтинговые агентства, актуарии, депозитарии и другие организации.

Регулятор создает нормативы, которые не позволяют финансовым организациям вести слишком рискованную политику, и строго следит за их исполнением. То есть, например, негосударственный пенсионный фонд не может вложить вашу будущую пенсию в какой-то сомнительный проект типа высадки кукурузы на Луне. Если же организации систематически эти нормативы нарушают, Банк России удаляет их с рынка.

Защищает права потребителей финансовых услуг

Банк России следит за тем, чтобы люди и предприятия получали качественные финансовые услуги и сервисы. Случается, что финансовые организации навязывают ненужные клиенту услуги, например страховки. Или, наоборот, без оснований отказывают в обслуживании — не открывают счет или блокируют платежи. Бывает, не сообщают всю необходимую информацию или каким-то другим образом нарушают ваши права. Во всех этих случаях вы можете обратиться напрямую в интернет-приемную Банка России и вам помогут разобраться в ситуации.

Регулятор также контролирует доступность финансовых продуктов. Для этого, в частности, Банк России поддерживает развитие дистанционных каналов обслуживания. Например, сегодня, даже если у вас поблизости нет офиса страховой компании, вы гарантированно можете купить полис ОСАГО через интернет.

Переход на дистанционное обслуживание несет и новые риски. Поэтому в Банке России создано специальное подразделение — ФинЦЕРТ, которое активно борется с финансовой киберпреступностью.

Повышает финансовую грамотность

Когда финансовых продуктов и услуг становится все больше, а сами они — все сложнее, разобраться в них бывает непросто. Чтобы люди могли свободнее ориентироваться в мире финансов и выбирать именно те услуги, которые им нужны, с 2017 года Банк России запустил масштабный проект по финансовой грамотности. Регулятор участвует в разработке образовательных программ для школ и вузов, проводит мероприятия и онлайн-семинары, готовит информационные материалы для СМИ.

Основные показатели деятельности негосударственных пенсионных фондов

Сведения о формировании негосударственными пенсионными фондами средств пенсионных резервов и о выплатах за счет средств пенсионных резервов за 2016 год (Информация на основе Формы № 1 «Сведения о формировании негосударственными пенсионными фондами средств пенсионных резервов и о выплатах за счет средств пенсионных резервов»)

Сведения о размещении средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов в 2016 году (Информация на основе Формы № 2 «Сведения о размещении средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов»)

Сведения о средствах пенсионных резервов, учтенных на пенсионных счетах негосударственного пенсионного обеспечения в 2016 году (Информация на основе Формы № 3 «Сведения о средствах пенсионных резервов, учтенных на пенсионных счетах негосударственного пенсионного обеспечения»)

Сведения о поступлениях в негосударственные пенсионные фонды средств пенсионных накоплений и об их выбытии за 2016 год (Информация на основе Формы № 4 «Сведения о поступлениях в негосударственные пенсионные фонды средств пенсионных накоплений и об их выбытии»)

Сведения о застрахованных лицах, заключивших с негосударственными пенсионными фондами договоры об обязательном пенсионном страховании в 2016 году (Информация на основе Формы № 5 «Сведения о застрахованных лицах, заключивших с негосударственными пенсионными фондами договоры об обязательном пенсионном страховании»)

Сведения об инвестировании средств пенсионных накоплений, сформированных в негосударственных пенсионных фондах в 2016 году (Информация на основе Формы № 6 «Сведения об инвестировании средств пенсионных накоплений, сформированных в негосударственных пенсионных фондах»)

Сведения о структуре инвестиционного портфеля негосударственных пенсионных фондов по обязательному пенсионному страхованию за 2016 год (Информация на основе Формы № 7 «Сведения о структуре инвестиционного портфеля негосударственных пенсионных фондов по обязательному пенсионному страхованию»)

Отчет о передаче средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной пенсии в 2015 году(Информация на основе Формы № 2 «Отчет о передаче средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии»)

Сведения о распределении дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений, сформированных в негосударственных пенсионных фондах в 2015 году (Информация на основе Формы № 9 «Сведения о распределении дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений, сформированных в пенсионных фондах»)

Сведения о выплатах за счет средств пенсионных накоплений, сформированных в негосударственных пенсионных фондах, произведенных в отчетном году в 2016 году (Информация на основе Форма № 10 «Сведения о выплатах за счет средств пенсионных накоплений, сформированных в негосударственных пенсионных фондах, произведенных в отчетном году»)

Субъекты рынка коллективных инвестиций

Нормативные акты и документы, регулирующие деятельность субъектов рынка коллективных инвестиций

С 01.10.2015 негосударственным пенсионным фондам и управляющим компаниям инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов необходимо использовать актуальную версию Программы-анкеты подготовки электронных документов версии 2.16.3 (далее – Программа-анкета) (сборка 1.2.91.3 от 30 сентября 2015 г.).

Смотрите так же:  Образец заявление в страховую компанию о выдаче документов

В Программу-анкету (сборка 1.2.91.3 от 30 сентября 2015 г.) внесены следующие изменения:

  • добавлен раздел «Отчетность об операциях с денежными средствами (Указание № 3719-У), содержащий новую форму отчетности (форма 0420001 «Информация о видах и суммах операций с денежными средствами некредитных финансовых организаций». Данная форма введена в действие Указанием Банка России от 09.07.2015 № 3719-У «Об отчетности некредитных финансовых организаций об операциях с денежными средствами».

Программа-анкета (сборка 1.2.91.3 от 30 сентября 2015 г.) для указанных участников информационного обмена доступна для загрузки на сайте Банка России в разделе «Финансовые рынки / Личные кабинеты и отчетность / Отчетность субъектов рынка коллективных инвестиций / Программы для работы с электронными документами / Программа-анкета подготовки электронных документов (отчетность участников рынка коллективных инвестиций)», а также в Личном кабинете участника финансового рынка.

Перед установкой актуальной версии Программы-анкеты необходимо удалить с Вашего компьютера все ранее установленные версии Программы-анкеты (Пуск – Панель управления – Программы и компоненты)

Информация по кредитным организациям

Внимание! С 1 февраля 2017 года эмиссионные документы кредитных организаций, подлежащие в соответствии с пунктом 1.1 Инструкции Банка России от 27.12.2013 № 148-И «О порядке осуществления процедуры эмиссии ценных бумаг кредитных организаций на территории Российской Федерации» регистрации в Департаменте лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций, в связи с его ликвидацией необходимо представлять в Департамент корпоративных отношений.

Перечень кредитных организаций, соответствующих требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.2011 № 1121 «О порядке размещения средств федерального бюджета на банковских депозитах» по состоянию на:

Перечень кредитных организаций, соответствующих требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 27.01.2012 № 38 «Об утверждении Правил инвестирования средств страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, поступивших в течение финансового года в Пенсионный фонд Российской Федерации» по состоянию на:

Перечень кредитных организаций, соответствующих требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 № 1225 «О размещении временно свободных средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования» по состоянию на:

Перечень кредитных организаций, соответствующих требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.2012 № 1396 «Об утверждении Правил формирования, размещения и расходования резерва средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» по состоянию на:

Перечень кредитных организаций, соответствующих требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2020 № 806 «Об утверждении требований к кредитным организациям на территории Российской Федерации, в которых государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов», государственная корпорация — Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех», Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», Государственная компания «Российские автомобильные дороги» и публично-правовые компании вправе открывать банковские и иные счета и с которыми эти государственные корпорации, государственная компания и публично-правовые компании вправе заключать договоры банковского вклада (депозита), и внесении изменений в Правила инвестирования временно свободных средств государственной корпорации, государственной компании» по состоянию на:

Решение № 2-1860/2020 2-1860/2020

М-815/2020 М-815/2020 от 7 мая 2020 г. по делу № 2-1860/2020

Именем Российской Федерации

07 мая 2020 года г. Калининград

Центральный районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Стома Д.В.,

при секретаре Медведевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хохловой Т. Ф. к Отделению по Калининградской области Северо-Западного главного управления Центрального банка РФ, Центральному банку Российской Федерации (Банку России) о признании права на дополнительное пенсионное обеспечение, возложении обязанности назначить и выплачивать надбавку к пенсии, взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Хохлова Т.Ф. обратилась в суд с иском к Отделению Калининградской области Северо-Западного главного управления Центрального банка РФ о признании права на дополнительное пенсионное обеспечение с момента достижения пенсионного возраста, возложении обязанности назначить доплату к пенсии, взыскании компенсации морального вреда. В обоснование иск указала, что с является пенсионером по возрасту. В период с по работала в Калининградской областной конторе Госбанка. Таким образом, отработала в Госбанке СССР 12 лет, в связи с чем, как полагает, имеет право на доплату к пенсии, предусмотренную Положением Центрального банка РФ № 131ДСП «О пенсионной программе Банка России». Однако письмом Центрального банка РФ от в назначении ежемесячной надбавки к пенсии ей было отказано со ссылкой на то, что трудовые отношения с Госбанком СССР прекращены в году, то есть задолго до достижения пенсионного возраста. С таким решением не согласна. Считает, что Конституцией РФ каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту. Порядок установления и условия назначения пенсии определяется действующим законодательством. В соответствии с положениями ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия назначается при наличии не менее 5 лет трудового стажа. Наряду с государственным (обязательным) пенсионным обеспечением возможно дополнительное добровольное пенсионное обеспечение – из средств самих застрахованных или (и) работодателей в рамках коллективных и индивидуальных трудовых договоров. Банк России является юридическим лицом. Совет директоров Банка России создает фонд для дополнительного пенсионного обеспечения служащих Банка России, вправе самостоятельно регулировать пенсионные отношения бывших работников (пенсионеров) и по своему усмотрению устанавливать пенсионный права. В целях реализации прав на дополнительное пенсионное обеспечение Банк России вправе издавать приказы, положения, инструкции, которые регулируют правоотношения, связанные с пенсионным обеспечением работников, условия назначения и выплаты дополнительных пенсий. Положение Центрального банка РФ «О пенсионной программе Банка России» является локальным нормативным актом, принятие которого предусмотрено действующим пенсионным законодательством. Выплата дополнительных пенсий бывшим работникам системы Банка России осуществляется в качестве реализации дополнительных мер социальной поддержки к установленным федеральным трудовым пенсиям. Полагает в силу вышеизложенного, что имеет право и законные основания для признания права на получение дополнительной ежемесячной надбавки к пенсии. Просит обязать ответчика назначить ей дополнительное пенсионное обеспечение с момента достижения пенсионного возраста, то есть с . Поскольку действиями ответчика ей причинен моральный вред, просит взыскать компенсацию в размере 1500000 рублей. Также просит взыскать судебные расходы на оплату юридических услуг в размере 9500 рублей, расходы по уплате госпошлины – 300 рублей.

В дальнейшем истица дополнила требования, указав в качестве соответчика Центральный банк РФ (Банк России), просила обязать ответчиков перевести на ее расчетный счет, открытый в Калининградском отделении ПАО Сбербанк России денежные средства в виде доплаты к пенсии в размере неполученной ежемесячной доплаты за 14 лет.

В судебном заседании истица требования искового заявления поддержала, просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика по доверенности – Алексеева А.А. в судебном заседании иск не признала, просила в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на письменный отзыв, подписанный заместителем управляющего Отделением Калининград. Пояснила, что Хохлова Т.Ф. находилась в трудовых отношениях с Калининградской областной конторой Госбанка СССР в период с по , и имеет стаж работы в Государственном банке СССР 12 лет 3 месяца 4 дня. Вместе с тем, Отделение по Калининградской области Северо-Западного управления ЦБ РФ не является юридическим лицом, не имеет пенсионного фонда и не вправе назначать пенсионное обеспечение. Такое право принадлежит Банку России, следовательно, Отделение является ненадлежащим ответчиком. Положение Банка России № 131 ДСП «О пенсионной программе Банка России», на которое ссылается истица, тратило силу . С указанной даты действует Положение Банка России от 21.10.2016 № 555-П ДСП «О пенсионной программе Банка России», которым предусмотрены три пенсионных плана. По первому пенсионному плану устанавливаются пожизненные пенсионные выплаты ежемесячной материальной помощи работникам, прекратившим трудовые отношения до , имеющим суммарную продолжительность периодов работы и иных периодов, учитываемых при определении права на дополнительное пенсионное обеспечение и установлении его размера, не менее 10 лет. Однако п. 7.1 Программы предусмотрено, что право на дополнительное пенсионное обеспечение по первому пенсионному плану имеют работники, прекратившие трудовые отношения с Центральным банком РФ, Государственным банком СССР до после назначения или возникновения права на назначение государственной пенсии, имеющие стаж работы в Банке России не менее 10 лет. Таким образом, обязательным условием для назначения ежемесячной материальной помощи по первому пенсионному плану является прекращение трудовых отношений с Банком России после назначения или до возникновения права на назначение государственной пенсии. Истица была уволена из Банка России , пенсия ей назначена , то есть увольнение произошло за 20 лет до назначения государственной пенсии, что свидетельствует об отсутствии у истицы права на ДПО. Кроме того, в соответствии с п. 7.3 Положения дополнительное пенсионное обеспечение назначается со дня подачи заявления о назначении дополнительного пенсионного обеспечения. Хохлова с таким заявлением в Центральный банк РФ не обращалась, вопрос о назначении ей ДПО не рассматривался, следовательно, основания для назначения дополнительных выплат с 2004 года отсутствуют. Также заявила о пропуске истицей срока давности. Согласно п. 2 ст. Раздел I. Общие положения > Подраздел 5. Сроки. Исковая давность > Глава 12. Исковая давность > Статья 196. Общий срок исковой давности’ target=’_blank’>196 ГК РФ срок исковой давности не может превышать 10 лет со дня нарушения права, для защиты которого этот срок установлен. Полагала, что истица пропустила срок исковой давности без уважительных причин.

Смотрите так же:  Приказ наряд допуск

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив их в совокупности на основании ст. Раздел I. Общие положения > Глава 6. Доказательства и доказывание > Статья 67. Оценка доказательств’ target=’_blank’>67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 5 ст. 1 Федерального закона от 17.12.2001 № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

На основании ст. 1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86 «О Центральном банке Российской Федерации» Банк России является юридическим лицом.

Согласно ст. 89 названного Закона — Совет директоров Банка России создает пенсионный фонд для дополнительного пенсионного обеспечения служащих Банка России.

Порядок выплаты дополнительной пенсии, установленной у ответчика, с 01.01.2017 регулируется Положением Центрального банка России от 21.10.2016 № 555-ПДСП «О пенсионной программе Банка России». До этого действовало аналогичное Положение от 17.01.2001 года № 131-П ДСП.

Названные документы являются локальными нормативными актами, принятие которых предусмотрено п. 5 ст. (ред. от 28.12.2013, с изм. от 19.11.2015) > «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» > Глава I. Общие положения > Статья 1. Законодательство Российской Федерации о трудовых пенсиях’ target=’_blank’>1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», статьей 89 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Выплата дополнительных пенсий бывшим работникам системы Банка России осуществляется в качестве реализации дополнительных мер социальной поддержки к установленным федеральным трудовым пенсиям.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Хохлова Т.Ф. работала в Калининградской областной конторе Госбанка СССР на должности экономиста по трудовому договору на основании приказа от №-к.

Приказом №-к от Хохлова Т.Ф. была уволена с занимаемой должности с по собственному желанию.

Также из материалов дела следует, что истица обратилась в Центральный Банк РФ с заявлением о признании права на назначение дополнительного пенсионного обеспечения. В удовлетворении данного заявления Хохловой Т.Ф. было отказано письмом от за №, в связи с отсутствием необходимых условий для назначения выплат, предусмотренных Пенсионной программой Банка России.

Действующим Положением Банка России от 21.10.2016 № 555-П ДСП «О пенсионной программе Банка России», предусмотрены три пенсионных плана (п. 2.1).

По первому пенсионному плану устанавливаются пожизненные пенсионные выплаты ежемесячной материальной помощи работникам, прекратившим трудовые отношения до 01.01.1998, с требованием к суммарной продолжительности периодов работы и иных периодов, учитываемых при определении права на дополнительное пенсионное обеспечение и установлении его размера, не менее 10 лет.

По второму пенсионному плану устанавливаются пожизненные выплаты дополнительное пенсии работникам, прекратившим трудовые отношения после 31 декабря 1997 года, с требованием к стажу работы в Банке России для разных категорий работников не менее одного года и не менее 15 лет.

Третий пенсионный план предусматривает установление пожизненных выплат ежемесячной доплаты работникам, прекратившим трудовые отношения до 01 января 1998 года, имеющим особые заслуги в области банковского дела.

Пунктом 7.1 Положения предусмотрено, что право на дополнительное пенсионное обеспечение по первому пенсионному плану имеют работники, прекратившие трудовые отношения с Центральным банком РФ, Центральным банком РСФСР (Банком России), Государственным банком РСФСР, Государственным банком СССР до 01 января 1998 года после назначения или возникновения права на назначение государственной пенсии (за исключением лиц, которым пенсия назначена в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1), имеющие стаж работы в Банке России не менее 10 лет.

Согласно ст. 7 ФЗ от 17.12.2001 года № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пенсионный возраст, дающий право на пенсию по старости, составляет для женщин — 55 лет.

Как установлено судом, Хохлова Т.Ф. года рождения, на дату увольнения из Банка России, то есть на пенсионного возраста, дающего право на трудовую пенсию, не достигла, в связи с чем, права на дополнительную пенсию, в соответствии с пенсионной программой Банка России не имеет.

При таких обстоятельствах иск удовлетворению не подлежит.

Доводы истицы о том, что Положение Банка России умаляет ее права по отношению к другим работникам, которые продолжали работать в Банке России и увольнялись после наступления пенсионного возраста, суд находит несостоятельными.

Поскольку предоставляемые за счет средств Банка России социальные льготы в виде пенсионного обеспечения являются дополнительным, помимо назначаемой на общих основаниях пенсии, обеспечением бывших работников системы Банка России, Банк наделен полномочиями самостоятельно регулировать пенсионные отношения бывших работников (пенсионеров) и по своему усмотрению устанавливать их пенсионные права.

Требования Хохловой Т.Ф. о компенсации морального вреда суд находит не основанными на законе, в связи с чем иск в данной части также удовлетворению не подлежит.

Возражая относительно заявленных требований, представитель ответчика ссылалась на пропуск истицей срока исковой давности.

Согласно ч. 1 ст. Раздел I. Общие положения > Подраздел 5. Сроки. Исковая давность > Глава 12. Исковая давность > Статья 200. Начало течения срока исковой давности’ target=’_blank’>200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

В силу п. 2.3 Положения о Пенсионной программе Банка России реализация права участника Программы на дополнительное пенсионное обеспечение носит заявительный характер.

Обращение за установлением дополнительного пенсионного обеспечения может осуществляться в любое время после возникновения права на установление дополнительного пенсионного обеспечения, без ограничения каким-либо сроком.

При таком положении, с учетом материалов дела, суд не находит оснований для применения срока исковой давности, поскольку истица обратилась в суд после получения ответа из ЦБ РФ, в котором было указано на отсутствие у нее права на получение дополнительного пенсионного обеспечения.

В соответствии с требованиями ст. Раздел I. Общие положения > Глава 7. Судебные расходы > Статья 98. Распределение судебных расходов между сторонами’ target=’_blank’>98 ГПК РФ, при отказе в удовлетворении исковых требований, судебные расходы истца возмещению не подлежат.

В удовлетворении исковых требований Хохловой Т. Ф. к Отделению по Калининградской области Северо-Западного главного управления Центрального банка РФ, Центральному банку Российской Федерации (Банку России) о признании права на дополнительное пенсионное обеспечение, возложении обязанности назначить и выплачивать надбавку к пенсии, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов — отказать.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 14.05.2020.

Судьи дела:

Стома Диана Владимировна (судья) (подробнее)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *