Что такое легализация трудовых отношений

Легализация трудовых отношений. Злободневная тема.

Эта тема волнует многих молодых специалистов в нашей стране. Когда выпускник ВУЗа или другого учебного заведения ищет работу, его не волнует, какая у него будет пенсия через 40 лет. Его волнует, какое вознаграждение он будет получать за свой труд.
Молодого специалиста даже мало волнует, «белую» он получает заработную плату, или «в конверте». Вопросы возникают, когда работник начинает оформлять любые пособия и выплаты, которые зависят от заработной платы. Даже выплаты по нетрудоспособности напрямую зависят от размера заработной платы.

Молодому работнику стоит обратить внимание, какой договор ему предлагают подписать. Чтобы иметь все гарантии и выплаты, которые предусмотрены трудовым законодательством, необходимо заключать только трудовой договор. В нём указывается размер заработной платы, которую работник будет получать за свой труд. Если она будет полностью «белая», то это увеличит и будущую пенсию работнику и принесёт в бюджет дополнительные средства.

Легализация трудовых отношений — это актуальная тема для граждан всей России и каждого региона в частности. Ни для кого ни секрет, что многие работники получают заработную плату «белую» и заработную плату «чёрную». Все законные отчисления производятся именно с белой зарплаты, которая зачастую не превышает минимальный уровень, установленный по региону. Отсюда и низкие пенсии, низкие отпускные и пособия по нетрудоспособности.

Именно по этим причинам вопрос о легализации трудовых отношений и заработной платы сегодня стоит довольно жестко! Чтобы решить эту проблему, необходимо предпринимать серьёзные меры. Каждый работник должен понимать, что выплачивая ему «теневую» заработную плату, работодатель нарушает его конституционные права на получение пенсионных отчислений в полном объёме. Зарплата «в конверте» не обеспечивает социальную защищённость работающих граждан. Такое положение вещей приводит к тому, что работник не желает работать в таких условиях и уходит в «теневую» занятость.
То есть он начинает работать «на себя», никак не легализуясь, не открывая ИП или ООО. Все свои заработанные средства он отдаёт «в семью», не уплачивает при этом ни налоги, ни взносы в ПФР и фонды. Этим он лишает себя права на отпуск, на болезнь и будущую пенсию. Но при этом работает «на себя»!

Даже угроза того, что будет введён налог «на тунеядство», или что безработных граждан лишат права на получение бесплатной медицинской помощи, не вывело из тени того количества «теневых» работников, которое ожидалось. Это говорит о том, что современная экономика далека от идеала, и нужно принимать серьёзные и конкретные меры для вывода её из кризиса и тени, а также для легализации неформальной занятости!

За то что работодатель уклоняется от надлежащего оформления трудовых отношений – заключения либо трудового, либо гражданско-правового договора со своим работником, — он может быть привлечён к ответственности по ст. 5. 27 КоАП РФ в виде штрафа в размере до 200 тысяч рублей.
Каждый гражданин, который соглашается на «теневую» занятость, должен понимать, что есть свои минусы в отказе от официального трудоустройства:

  • невозможность участия в государственных программах;
  • Это очевидные минусы для «теневых» работников. Но есть существенный минус и для работодателя – он не может привлечь «теневого» работника к ответственности за нарушение дисциплины, распорядка дня, режима работы и отдыха.

    Каждый работник должен знать, что он имеет право:

  • обратиться в суд.
  • Кроме того, существует государственный контроль в области соблюдения норм трудового законодательства.

    Комиссия по легализации трудовых отношений

    О том, чтобы легализовать «теневые» трудовые отношения, должны заботиться власти каждого региона в отдельности, но с помощью органов власти на государственном уровне. Так, власти каждого региона должны создать специальную комиссию по легализации трудовых отношений и ликвидации просроченной задолженности по оплате труда. Цель создания такой комиссии – оперативное реагирование и недопущение социальной напряжённости в каждом отдельном регионе страны.

    Создаётся комиссия и утверждает её состав руководитель региона, то есть губернатор. В её состав, как правило, входят:

  • руководитель местного Департамента по труду и занятости соответствующего региона;
  • начальники местного отдела по труду и социальной защите.
  • Эти лица входят в руководящий состав комиссии, а рабочая группа, как правило, набирается из членов общественных организаций и представителей местной государственной инспекции по труду. Основными задачами данной комиссии являются:

    В полномочия комиссии по легализации трудовых отношений и заработной платы входит:

  • оценка докладов представителей органов исполнительной государственной власти региона, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления региона, общественных организаций и региональных объединений работодателей по вопросам, относящимся к компетенции Комиссии;
  • запрос в установленном порядке у органов исполнительной государственной власти области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления региона, общественных организаций и региональных объединений работодателей, других организаций необходимых материалов по вопросам, относящимся к компетенции рабочей группы;
  • взаимодействие с органами исполнительной государственной власти региона, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления области, общественными организациями и региональными объединениями работодателей, научно-исследовательскими организациями и другими организациями конкретного региона.
  • Игорь Битейкин, управляющий партнёр ЮК «Битейкин и партнёры»

    Легализации трудовых отношений

    На сегодняшний день неформальная занятость, т.е. незарегистрированная деятельность, не облагаемая налогами, продолжает оставаться негативной тенденцией. Работники данной сферы практически лишены возможности социальной и правовой защиты, получая неофициальную, так называемую «серую» зарплату в конвертах.

    Основные виды неформальной занятости:

  • работники, не оформленные на работу, или занимающиеся неучтенной деятельностью;
  • работники, совмещающие формальную и преимущественно неформальную деятельность.
  • Не желая полностью платить налоги, недобросовестные работодатели предпочитают основную сумму оплаты за труд выдавать нелегально, а скрытые налоги присваивать себе.

    Такие схемы позволяют организациям уйти от уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды (в т.ч. на обязательное пенсионное страхование) и налога на доходы физических лиц. Уклоняясь от уплаты этих налогов и взносов, организации ухудшают социальное обеспечение своих сотрудников. Ведь от размера официальной заработной платы зависит размер будущей пенсии работающих граждан, оплата больничных листов, в том числе по беременности и родам, сумма налоговых вычетов при приобретении жилья или затратах на обучение детей.

    Однако решить эту проблему без участия самих работников, получающих заработную плату по «серым» схемам, практически невозможно. С теневой заработной платой можно и необходимо бороться, но успех данной борьбы зависит от действий каждого из нас.

    Если Вам или Вашим близким, выплачивают зарплату «в конверте», работодатель уклоняется от заключения трудового договора, Вы можете обратиться по телефонам «горячей линии» в управление по исполнению отдельных государственных полномочий по государственному управлению охраной труда администрации города Владивостока по телефонам 2-614-444 и 2-614-485, а также в государственную инспекцию труда в Приморском крае по телефону 8(423)226-89-38.

    Также, приглашаем Вас принять участие в анкетировании на официальном сайте администрации города Владивостока, в разделе «Труд и занятость», в подразделе «Неформальная занятость».

    Легализация трудовых отношений — основа защиты трудовых прав наемных сотрудников

    29 октября в 11:00 состоялась интернет-конференция Министра труда и социального развития Ульяновской области Васильева Анатолия Александровича.

    Конференция проведена компанией «Гарант-Сервис Симбирск»

    Ведущая интернет-конференции – Штурмина Елена Владимировна (компания «Гарант-Сервис Симбирск»).

    Ведущая: Добрый день, уважаемые дамы и господа, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем интернет-конференцию.

    Сегодня у нас в гостях Васильев Анатолий Александрович Министр труда и социального развития Ульяновской области.

    Васильев А.А.: Добрый день!

    Ведущая: Уважаемый Анатолий Александрович, благодарим Вас за то, что нашли время для участия в нашей интернет-конференции.

    Тема интернет-конференции: «Легализация трудовых отношений – основа защиты трудовых прав наемных сотрудников».

    Легализация трудовых отношений – очень актуальная тема для многих граждан Российской Федерации и Ульяновской области в частности. Когда сотрудник молодой и здоровый, его больше волнует сколько он получит денег сейчас за свой труд, а не то, какая у него будет пенсия. Он переживает за своевременную выплату зарплаты, а не за то, «белая» она или в «конверте».

    Все вопросы начинают появляться тогда, когда люди выходят на пенсию, по старости или по состоянию здоровья, оформляют инвалидность, уходят в декретный отпуск. Кроме того, человек, получающий «серую» зарплату, не может официально подтвердить размер получаемых им доходов в случае обращения за получением кредита на различные нужны, в том числе на покупку или строительство жилья, оплату обучения детей или лечения.

    Не стоит забывать и о том, что недополученные с «теневых» зарплат налоги и отчисления – это прямые потери бюджета. В следствии чего происходит уменьшение финансирования социальных программ, сокращение объемов бесплатной медицинской помощи, а так же приводит к сокращению средств для увеличения пенсий и пособий.

    Сегодня в процессе Интернет-конференции будут рассмотрены вопросы, касающиеся легализации «теневой» заработной платы в организациях Ульяновской области, укрепление дисциплины оплаты труда, административная и уголовная ответственности за выплату заработной платы в конвертах и др.

    Васильев А.А.: Повышение уровня и качества жизни людей – это постоянная приоритетная задача в работе Правительства области. Делается немало и определённые результаты есть.

    В течение нескольких лет удалось решить ряд существенных задач, касающихся развития трудовых отношений, повышения уровня и темпов роста заработной платы, максимального снижения уровня задолженности по заработной плате, значительного снижения уровня бедности.

    Только за три последних года в регионе:

    Смотрите так же:  Сумма штрафа за самовольное подключение электроэнергии
  • среднемесячная зарплата выросла в 1,3 раза (с 13339 руб. до 17183 руб.),
  • темп роста заработной платы в 2013 году на 1,6% превышает средний Российский показатель (в 2012 году превышение составляло 1,1%). Стабильно высокий уровень заработной платы с начала 2013 года отмечается в таких крупных организациях области как: ОАО «Ульяновскэнерго» (28000 руб.), УМУП «Теплоком» (25622 руб.), МУП «УльГЭС» (30970 руб.), ООО «Хенкель Баутехник» (42750 руб.), Филиал ООО «Евроизол» «Евроизол-Термо» (36037 руб.), ЗАО «Управление механизации №2» (28362 руб.), ООО «Домострой» (38333 руб.), ЗАО «Завод ГСИ», ООО «Смарт-Инвест» (27227 руб) и др.;
  • уровень бедности снизился на 3,1% (с 16,4% в 2011 году до 13,3% в 2012 году),
  • в течение нескольких лет область имеет один из низких размеров задолженности по заработной плате в ПФО (1-3 места).
  • В 2013 году поставлена задача: повышение уровня оплаты труда темпами не менее 115% и выход к концу года на региональный показатель среднемесячной заработной платы 20 тыс. рублей.

    Одной из причин относительно низкого уровня заработной платы в отдельных видах экономической деятельности является такое явление, как заработная плата «в конвертах».

    О масштабах проблемы скрытой («серой») заработной платы в Ульяновской области говорит анализ структуры среднедушевых денежных доходов населения.

    Главной составляющей и основой материальной обеспеченности населения является заработная плата, в 2012 году доля зарплаты составила 34,6% в балансе денежных доходов населения.

    В тоже время другие денежные доходы составили почти 30% от общего объема доходов населения области. «Другие доходы» представляют собой, главным образом, выплаты заработной платы, укрываемой от налогообложения и выплачиваемой в различных формах, а также доходы о сдачи жилья и другие. Доля других доходов возросла с 28,3% в 2010 году до 29,5% в 2012 году. Таким образом, очень высокий удельный вес статьи баланса «другие доходы» ещё раз подтверждает масштабность скрытой зарплаты, выплачиваемой «в конвертах».

    Ведущая: Спасибо, Анатолий Александрович! Перейдем к вопросам, поступившим от интернет-аудитории. И первый вопрос от Александра: «Здравствуйте! Что делается в Ульяновской области для легализации трудовых отношений?».

    Васильев А.А.: Главные механизмы этой работы социальное партнерство и межведомственное взаимодействие.

    В Ульяновской области в настоящий момент действует Соглашение между Федерацией организаций профсоюзов, организациями работодателей и Правительством Ульяновской области на 2013-2015 гг. (заключено 24.12.2012 № 280-ДП). В нём определены сферы совместной деятельности по всем направлениям развития социально-трудовых отношений, в том числе в сфере доходов, заработной платы и уровня жизни населения.

    Работает областная «горячая линия» по вопросам заработной платы. За январь-сентябрь текущего года на «горячую линию» поступило 247 звонков среди них сообщения о «заработной плате в конвертах».

    По результатам проведённой работы департамента и Государственной инспекции труда в январе – сентябре 2013 года решены вопросы погашения задолженности по заработной плате на общую сумму около 20,2 млн. рублей перед 1956 работниками.

    В настоящее время по поручению Губернатора-Председателя Правительства Ульяновской области С.И.Морозова Правительством Ульяновской области совместно с контрольными и надзорными органами разработан комплекс мер по легализации трудовых отношений и по борьбе с таким асоциальным явлением, как двойная бухгалтерия, «заработная плата в конвертах».

    Принято распоряжение Губернатора Ульяновской области от 09.08.2013 № 297-р «Об организации и проведении мероприятий по легализации трудовых отношений в сфере малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области».

    В соответствии с распоряжением Губернатора области с 1 сентября по 1 декабря 2013 года на территории всей Ульяновской области проводятся мероприятия по легализации трудовых отношений, пресечению выплаты заработной платы «в конвертах». Во всех муниципальных образованиях в еженедельном режиме работают комиссии с включением в их состав представителей Прокуратуры Ульяновской области, Управления Федеральной налоговой службы России по Ульяновской области, Государственной инспекции труда в Ульяновской области, Управления Министерства внутренних дел РФ по Ульяновской области.

    Вопросы повышения уровня оплаты труда рассматриваются на заседаниях комиссий по укреплению дисциплины оплаты труда.

    В целом за январь – сентябрь 2013 года городскими, районными и при налоговых органах межведомственными комиссиями по укреплению дисциплины оплаты труда проведено 714 заседаний, на которых были заслушаны отчёты руководителей 3915 организаций, из них городскими и районными комиссиями проведено 358 заседаний, заслушаны 1949 руководителей организаций.

    По итогам работы комиссий 3819 работодателей увеличили заработную плату. В частности, рост заработной платы до среднеотраслевых показателей отмечен у 815 работодателей, что составляет 20,8 % от общего количества заслушанных на комиссиях.

    Работает межведомственная рабочая группа по вопросу легализации «теневой» заработной платы в организациях Ульяновской области с участием представителей прокуратуры, УМВД, налоговой службы, Государственной инспекции труда, проводятся внеплановые заседания рабочей группы по вопросу легализации «теневой» заработной платы.

    Проводятся мероприятия по заключению Соглашений между администрациями муниципальных образований и организациями о повышении заработной платы и сохранении штатной численности в 2013 году. Предусмотрены 3 этапа повышения заработной платы (с 1 июля, с 1 октября, с 1 декабря) и конкретные параметры роста заработной платы по видам деятельности до конца 2013 года для каждого муниципального образования. В целом по области заключено более 900 соглашений. Контролируется исполнение обязательств соглашений.

    В еженедельном режиме проводятся совещания по обсуждению вопросов повышения заработной платы, формирования социальной ответственности и уплаты налогов под председательством Губернатора области С.И.Морозова и с участием федеральных контрольных и надзорных органов.

    По поручению Губернатора создаётся Координационный совет «За достойный труд».

    Перечисленные меры не исчерпывающие. Работа по совершенствованию механизмов повышения уровня оплаты труда, межведомственного взаимодействия, в том числе с федеральными структурами по вопросам соблюдения работодателями трудового законодательства, легализации трудовых отношений будет продолжаться.

    Ведущая: Спасибо! Следующие два вопроса похожи между собой. Пишет нам Игорь Сергеевич: «Добрый день, Анатолий Александрович! Расскажите, поподробнее, о том, к какой административной и уголовной ответственности может быть привлечен руководитель, если официально платится «минималка», а остальная заработная плата в «конверте»?», а так же Ренат интересуется: «Кто может заставить руководителя платить зарплату полностью («по белому)?».

    Васильев А.А.: Виды ответственности за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, установлены статьей 419 Трудового кодекса Российской Федерации. В данной статье лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, а также к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном соответствующими федеральными законами.

    Дисциплинарная ответственность работодателя

    Основание и порядок привлечения к дисциплинарной ответственности руководителя организации, руководителя структурного подразделения организации, их заместителей по требованию представительного органа работников прописаны в ст. 195 Трудового кодекса Российской Федерации.

    Работодатель обязан рассмотреть заявление представительного органа работников о нарушении руководителем организации, руководителем структурного подразделения организации, их заместителями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашения и сообщить о результатах его рассмотрения в представительный орган работников. Если факт нарушения подтвердился, работодатель обязан применить к руководителю организации, руководителю структурного подразделения организации, их заместителям дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.

    Административная ответственность

    За нарушения законодательства о труде и об охране труда должностные лица несут ответственность согласно ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данной статьей предусмотрено наложение штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 рублей, на юридических лиц – от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. За повторное аналогичное правонарушение руководитель может быть подвергнут дисквалификации на срок от одного года до трёх лет.

    К нарушениям, наказание за которые предусмотрено данной статьей относятся, например:

  • отсутствие обязательных кадровых документов (штатное расписание, личные карточки, графики отпусков и др.), нарушение порядка ведения трудовых книжек;
  • несоблюдение письменной формы трудовых договоров, а также невыполнение правила, когда каждое изменение условий оплаты труда работника должно оформляться в виде соглашения работодателя и работника, заключаемого в письменной форме;
  • отсутствие учёта продолжительности сверхурочной работы сотрудников и её оплаты;
  • невыдача сотрудникам расчётных листков произведённых денежных начислений и соответствующих удержаний;
  • неуплата обязательных страховых взносов (на ОПС в ПФР, на страхование от несчастных случаев на производстве в ФСС);
  • невыполнение обязанности по оформлению сотрудникам страховых свидетельств государственного пенсионного страхования;
  • перевод на работу, требующую более низкой квалификации, без письменного согласия работника.
  • В соответствии со статьей 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учёта и представления бухгалтерской отчётности влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трёх тысяч рублей.

    Уголовная ответственность

    Статьей 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат в виде штрафа в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.

    Материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы

    В соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении установленного срока выдачи заработной платы, оплаты отпусков и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан перечислить их с учётом процентов (денежной компенсации). Размер процентов не может быть ниже 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования от невыплаченных сумм за каждый день задержки. Денежная компенсация исчисляется за период, начиная со дня, следующего после установленной даты выплаты, по день фактического осуществления расчёта включительно. Обязанность выплаты денежной компенсации за задержку зарплаты возникает независимо от наличия вины работодателя.

    Смотрите так же:  Расписка о получении денежных средств по договору оказания услуг

    Ведущая: Спасибо за развернутый ответ! Далее свой вопрос задает Павел Алексеевич: «Анатолий Александрович, здравствуйте! Меня интересует, какими методами можно стимулировать «теневиков» к легализации трудовых отношений?».

    Васильев А.А.: Принято распоряжение Губернатора Ульяновской области от 09.08.2013 № 297-р «Об организации и проведении мероприятий по легализации трудовых отношений в сфере малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области».

    В соответствии с распоряжением Губернатора области с 1 сентября по 1 декабря 2013 года на территории всей Ульяновской области проводятся мероприятия по легализации трудовых отношений, пресечению выплаты заработной платы «в конвертах». Во всех муниципальных образованиях в еженедельном режиме работают комиссии с включением в их состав представителей Прокуратуры Ульяновской области, Управления Федеральной налоговой службы России по Ульяновской области, Государственной инспекции труда в Ульяновской области, Управления Министерства внутренних дел РФ по Ульяновской области.

    Кроме того, по поручению Губернатора области С.И. Морозова Министерством труда и социального развития Ульяновской области подготовлен, согласован с государственно-правовым департаментом Правительства Ульяновской области ряд законодательных предложений, направленных на решение вопроса выплаты «теневой» заработной платы.

    Данные предложения в октябре 2013 года направлялись Депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Третьяку В.А., Балыхину Г.А., Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И.Матвиенко, Председателю комитета Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации А.К.Исаеву.

    В настоящее время разработаны и согласованы с государственно-правовым департаментом Правительства Ульяновской области соответствующие проекты федеральных законов направленных на ужесточение мер, применяемых к работодателям за выплату «теневой» заработной платы и уклонение от уплаты налогов.

    Ведущая: Спасибо Анатолий Александрович! Далее Лариса интересуется: «Мне предлагают частичную оплату труда в «конверте». Что я теряю, если соглашусь на эти условия?».

    Васильев А.А.: Для работников заработная плата «в конвертах» – это «мина замедленного действия», такие трудовые отношения приводят к лишению работников социальных гарантий при оформлении на пенсию, оформлении отпуска по беременности и родам, при временной нетрудоспособности и др.

    Ведущая: И снова два похожих вопроса. Егор Сергеевич: «Добрый день! Меня интересует, как простой работник может повлиять на то, чтобы его зарплата платилась официально?» и Мария: «Здравствуйте! Куда можно обратиться за помощью, если руководитель задерживает заработную плату? Можно ли это сделать анонимно?».

    Васильев А.А.: В Министерстве труда и социального развития Ульяновской области работает «горячая линия» по вопросам задолженности по заработной плате и выплате заработной платы «в конвертах». «Горячая линия» работает еженедельно по средам с 14 до 17 часов, телефон 42-00-99. Конфиденциальные обращения принимаются.

    Телефоны «горячей линии» по заработной плате работают и во всех муниципальных образованиях.

    По проблемам легализации трудовых отношений и выплаты заработной платы «в конвертах» также можно обращаться в Государственную инспекцию труда в Ульяновской области по телефонам: 44-29-09; 44-29-75.

    Ведущая: Следующий вопрос задает Александр: «Добрый день! Существуют ли «послабления» для тех, кто самостоятельно (без проверок) принял решение о легализации зарплаты своих работников?«.

    Васильев А.А.: Государственная инспекция труда в Ульяновской области (г.Ульяновск, ул.Гончарова, д.44) обратилась к работодателям с предложением о добровольном заключении трудовых отношений. Проверки не проводятся в тех организациях, которые добровольно представили сведения о численности работников и копии трудовых договоров.

    Ведущая: Анатолий Александрович, время нашего мероприятия подошло к концу. Большое спасибо вам за то, что ответили на вопросы нашей интернет-аудитории. Думаю, что Ваши ответы на вопросы будут всем интересны и полезны. Позвольте пожелать успехов в вашей дальнейшей профессиональной деятельности!

    Эта тема волнует многих молодых специалистов в нашей стране. Когда выпускник ВУЗа или другого учебного заведения ищет работу, его не волнует, какая у него будет пенсия через 40 лет. Его волнует, какое вознаграждение он будет получать за свой труд.
    Молодого специалиста даже мало волнует, «белую» он получает заработную плату, или «в конверте». Вопросы возникают, когда работник начинает оформлять любые пособия и выплаты, которые зависят от заработной платы. Даже выплаты по нетрудоспособности напрямую зависят от размера заработной платы.

    Такая ситуация сложилась в переходный период к рыночной экономике. Налоговый режим на предпринимательство в нашей стране достаточно жесток. Именно поэтому предприниматели ищут пути «отхода» и экономии. Одним из способов стал уход от «белой» зарплаты. Конечно, работодатель обязан выплачивать работнику вознаграждение за его труд не ниже минимального уровня заработной платы установленной по региону. «Остальные» деньги работник получает «в конверте».

    Стоит помнить, что отношения между работником и работодателем возникают только на основании трудового договора. Другие гражданско-правовые договоры, которые подразумевают под собой выплату вознаграждения за труд, не попадают под юрисдикцию ТК РФ. Такие отношения регулируются ГК РФ. Именно поэтому работодатели предпочитают оформлять с работниками гражданские договоры, по которым никаких гарантий и защиты от государства не предоставляется.

    Заключая именно трудовой договор, работник избавляет себя от многих проблем. Недобросовестные работодатели могут по несколько месяцев не выплачивать работнику заработную плату, которая по гражданскому договору называется «платой за выполненную работу». Затем с таким исполнителем расторгается гражданский договор, и он остаётся «с носом». Доказать в суде факт наличия трудовых отношений с заказчиком порой бывает достаточно сложно.

    Однако молодых специалистов вопрос «теневой» заработной платы мало волнует. Их волнует то, сколько они реально будут получать на руки. А это совершенно другая сумма! Даже вопрос отпускных не так сильно волнует молодых работников! Вопросы начинают появляться, когда необходимо обратиться за государственными пособиями. Например, для признания семьи малообеспеченной необходимо подтверждение доходов. А такой статус может помочь семье купить квартиру на льготных условиях. Для оформления ипотечного кредита также необходимо подтвердить доходы. Работодатель без проблем выдаст справку о «белой» зарплате, «чёрную» же он не будет освещать.

    Именно по этим причинам вопрос о легализации трудовых отношений и заработной платы сегодня стоит довольно жестко! Чтобы решить эту проблему, необходимо предпринимать серьёзные меры. Каждый работник должен понимать, что выплачивая ему «теневую» заработную плату, работодатель нарушает его конституционные права на получение пенсионных отчислений в полном объёме. Зарплата «в конверте» не обеспечивает социальную защищённость работающих граждан. Такое положение вещей приводит к тому, что работник не желает работать в таких условиях и уходит в «теневую» занятость.
    То есть он начинает работать «на себя», никак не легализуясь, не открывая ИП или ООО. Все свои заработанные средства он отдаёт «в семью», не уплачивает при этом ни налоги, ни взносы в ПФР и фонды. Этим он лишает себя права на отпуск, на болезнь и будущую пенсию. Но при этом работает «на себя»!

    За то что работодатель уклоняется от надлежащего оформления трудовых отношений – заключения либо трудового, либо гражданско-правового договора со своим работником, — он может быть привлечён к ответственности по ст. 5. 27 КоАП РФ в виде штрафа в размере до 200 тысяч рублей.
    Каждый гражданин, который соглашается на «теневую» занятость, должен понимать, что есть свои минусы в отказе от официального трудоустройства:

  • невозможность получения государственной помощи и поддержки;
  • невозможность оформления и получения кредитов и займов, в том числе и на покупку жилого помещения.
  • Каждый работник должен знать, что он имеет право:

    • на самозащиту своих трудовых прав;
    • обратиться в профсоюз для защиты своих прав и интересов в сфере трудовых отношений;
    • Создаётся комиссия и утверждает её состав руководитель региона, то есть губернатор. В её состав, как правило, входят:

    • первый заместитель губернатора и его заместитель. Первый является председателем комиссии, последний, соответственно, его заместителем;
    • Эти лица входят в руководящий состав комиссии, а рабочая группа, как правило, набирается из членов общественных организаций и представителей местной государственной инспекции по труду. Основными задачами данной комиссии являются:

    • разработка мероприятий и мер по легализации трудовых отношений;
    • поэтапное, а затем и полное сокращение задолженности по заработной плате.
    • В полномочия комиссии по легализации трудовых отношений и заработной платы входит:

      В чем плюсы легализации трудовых отношений

      Неформальная занятость, серая зарплата – это плохо, поясняет отделение ФСС по Республике Бурятия и призывает работников сообщать о фактах незаключения с ними трудового договора.

      В ФСС озвучили плюсы легализации труда и минусы неформальной занятости.

      Плюсы легализации трудовых отношений:

      Плюсы для работодателя
      — Право требовать от работника выполнения обязательств, определенных трудовым договором, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка организации.

      — Возможность привлечения работников к дисциплинарной и материальной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

      — Положительная деловая репутация и положительный имидж социально ответственного работодателя.

      — Возможность участия в программах господдержки, в т.ч. субсидировании малого предпринимательства, сельского хозяйства, туристической деятельности.

      — Своевременное и полное получение официальной зарплаты.

      — Осуществление обязательного соцстрахования работников в соответствии с федеральными законами.

      — Государственное пенсионное обеспечение.

      — Оплачиваемый лист временной нетрудоспособности (больничный) и все пособия, связанные с социальным страхованием.

      -Ежегодно оплачиваемый отпуск.

      -Получение налоговых вычетов.

      -Возможность получения кредита.

      -Получение гарантированных государством выплат при:

      -увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников,

      — временном переводе на другую работу, в т. ч. по состоянию здоровья,

      -·Получение пособия по беременности и родам.

      — Получение пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет

      Минусы неформальной занятости:

      Минусы для работодателя
      — Административные штрафы до 100 тысяч рублей, при повторном нарушении – до 200 тысяч рублей

      — Невозможность получать займы, кредиты и др. поддержку государства.

      — Невозможность привлечь работника к ответственности за несоблюдение трудовой дисциплины, обеспечить сохранность материальных ценностей и т.п.

      Условия труда, продолжительность рабочего дня, не соответствующие нормам трудового законодательства.

      -Выполнение не предусмотренных обязанностей.

      -Не перечисление страховых взносов в ПФР, ФСС, ТФОМС.

      -Отсутствие социальных гарантий (больничный, отпуск, пенсия).

      -Увольнение без объяснения причин и выплат.

      -Минимальный размер пособия по безработице (отсутствие трудовой деятельности, условия которой подтверждаются справкой о средней зарплате).

      -Невозможность доказательства стажа и опыта предыдущей работы при трудоустройстве к другому работодателю.

      Муниципальный район Кичменгско-Городецкий

      kichgorod.ru

      Муниципальный район Кичменгско-Городецкий

      Официальный сайт
      • Главная
      • Экономика и финансы
      • Трудовые отношения
      • Легализация трудовых отношений
      • Легализация трудовых отношений

        Памятка работнику и работодателю о необходимости оформления трудовых отношений и негативных последствий нелегального трудоустройства

        СОЦИАЛЬНЫЕ И ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ НЕЛЕГАЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

        Часть 3 ст. 5.27 КоАП:

        — фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), — влечет наложение административного штрафа:

        — на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей;

        — на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

        Часть 4 ст. 5.27 КоАП:

        — уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем,- влечет наложение административного штрафа:

        — на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;

        — на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;

        — на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

        Часть 5 ст. 5.27 КоАП РФ:

        — совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 3 или 4 ст. 5.27 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, — влечет наложение административного штрафа:

        — на граждан в размере пяти тысяч рублей;

        — на должностных лиц — дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;

        — на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей;

        — на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

        Риски при неоформлении трудовых отношений, выплаты «серой» заработной платы:

        — не получить заработную плату в случае любого конфликта с работодателем;

        — не получить отпускные, расчет при увольнении;

        — не получить в полном объеме оплату листка нетрудоспособности;

        — полностью лишиться социальных гарантий, связанных с сокращением, простоем, обучением, рождением ребенка, несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием и другими жизненными ситуациями;

        — отсутствие возможности получения кредита в банке на жилье, обучение, лечение и т.д.;

        — осуществление не в полном объеме отчислений страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование могут привести к проблемам формирования пенсий и пособий, необходимых в зрелом возрасте или при потере трудоспособности.

        НЕОБХОДИМО ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ НА СЛЕДУЮЩЕЕ ПРИ ОФОРМЛЕНИИ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ:

        1) НЕ ПРИСТУПАТЬ К РАБОТЕ БЕЗ ПОДПИСАННОГО ТРУДОВОГО ДОГОВОРА

        2) УБЕДИТЬСЯ В ОТРАЖЕНИИ РЕАЛЬНОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ В ТРУДОВОМ ДОГОВОРЕ

        3) СЛЕДИТЬ ЗА УПЛАТОЙ РАБОТОДАТЕЛЕМ НАЛОГОВ И СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ

        Плюсы официального трудоустройства:

        Для работника:

        + Достойные условия труда (рабочее место оборудованное в соответствии с договором и требованиями безопасности труда).

        + Получение официальной заработной платы, своевременно и в полном объеме.

        + Осуществление обязательного социального страхования работников в порядке, установленном федеральными законами.

        + Оплачиваемый листок нетрудоспособности.

        + Государственное пенсионное обеспечение.

        + Ежегодный оплачиваемый отпуск.

        + Получение налоговых вычетов.

        + Возможность взять кредит.

        + Получение гарантированных государством выплат: при увольнении в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата работников организации; направлении в командировку; временном переводе на другую работу, в том числе по состоянию здоровья, временном простое, прохождении медицинского осмотра и др.

        + Получение пособия по беременности и родам.

        + Получение пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет.

        Для работодателя:

        + Право требовать от работника выполнения обязательств, определенных трудовым договором, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка организации:

        +Возможность привлечения работников к дисциплинарной и материальной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

        +Положительная деловая репутация и положительный имидж социально ответственного работодателя.

        + Возможность участия в программах господдержки, в т.ч. грантов, компенсации банковской ставки рефинансирования.

        С целью снижения неформальной занятости населения и легализации трудовых отношений организована работа телефона «горячей линии» по фактам приема на работу без оформления трудовых отношений и выплаты «серой» заработной платы:

        Телефон «горячей линии» Департамента труда и занятости населения Вологодской области: (8172) 23-00-67 (доб. 0664).

        Контактный телефон Государственной инспекции труда в Вологодской области: (8172) 72-10-73.

        Интернет-сервис Федеральной службы по труду и занятости — онлайн инспекция.рф

        Формальная победа

        С начала года государственная инспекция труда (ГИТ) по региону выявила использование труда неоформленных работников на двухстах предприятиях. К административной ответственности привлекли 40 юридических и 309 должностных лиц. Одной из наказанных стала владелица шиномонтажки в Саратове Наталья.

        — У меня легальное предприятие, плачу налоги, но наш бизнес сезонный, интенсивно мы работаем два месяца в году — весной и осенью, отсюда большая текучка кадров, — рассказывает предпринимательница. — Все это я объясняла представителям трудовой инспекции, но их ничего не интересовало. Хотя правонарушение было совершено впервые, штрафы назначили по максимуму: 18 тысяч рублей на должностное лицо, 95 тысяч — на юридическое.

        Суд, куда обратилась предпринимательница, снизил размер штрафов до минимальных 5 и 50 тысяч рублей. В ГИТ, в свою очередь, утверждают, что подобные случаи редкость и цель работников ведомства — защита трудовых прав, а не сбор штрафов.

        По данным ведомства, с начала года в результате проведенных проверок удалось легализовать более 600 саратовцев, работавших без оформления трудовых отношений. Однако по данным областного министерства занятости, труда и миграции, число легализованных гораздо больше, в прошлом году из тени было выведено 15 тысяч рабочих мест, а в этом — уже 21,6 тысячи. Как объясняют чиновники, это произошло в результате проводимой профилактической работы, приглашения предпринимателей на муниципальные межведомственные комиссии, после чего они добровольно оформили трудовые отношения со своими сотрудниками.

        Однако на главный вопрос, сколько работодателей, легализовавших своих сотрудников, продолжает экономическую деятельность, окончательного ответа, как выяснилось, нет.

        — Вместе с Пенсионным фондом и налоговой инспекцией стараемся создать общую базу данных. Мы не идеализируем ситуацию, понимаем, что многие предприниматели легализуются вынужденно и потом опять уходят в неформальную занятость, — говорит министр занятости, труда и миграции Саратовской области Наталья Соколова.

        Казалось бы, легализация десятков тысяч саратовцев за последнее время должна была привести к росту поступлений в бюджет от налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Однако если в среднем по стране рост поступлений от НДФЛ составил в текущем году около 10 процентов, в Саратовской области — всего полтора. Примерно такая же ситуация и со страховыми взносами в Пенсионный фонд России (ПФР). При общем объеме доходов ПФР по региону за прошлый год в 36 миллиардов рублей нынешняя прибавка за счет легализованных работников на 8 миллионов не выглядит значительной.

        — Как правило, при легализации устанавливается минимальная зарплата, к тому же много случаев, когда трудовой договор заключается формально, предприниматель может перечислять страховые взносы месяц-другой, а потом перестать платить, — объясняет начальник отдела организации взаимодействия со страхователями и взыскания задолженности ПФР по региону Светлана Лукашова.

        В свою очередь, представители бизнес-сообщества считают, что борьба с теневой экономикой свелась в основном к ужесточению контроля за легальными предприятиями. Хотя введено ограничение на проведение плановых проверок, это не избавило предпринимателей от внеплановых визитов, количество которых только выросло.

        По данным областной прокуратуры, с начала года контролирующие органы допустили около 2 тысяч нарушений при проверках предпринимателей. При этом для проверки тех, кто работает в тени, у госорганов зачастую не хватает желания и полномочий. Например, налоговая инспекция может проверять только зарегистрированных предпринимателей. Карательные меры тоже не работают, поскольку штраф за незаконное предпринимательство составляет всего от 500 до 2 тысяч рублей.

        В министерстве экономического развития области один из путей вывода бизнеса из тени видят в использовании предпринимателями льготных налоговых спецрежимов, в частности налоговых каникул и патентной системы.

        Действительно, число предпринимателей, покупающих патенты, за последние годы выросло в несколько раз. Если в 2013-м было выдано 183 патента, с начала нынешнего — уже 730. Однако если учесть, что в Саратовской области работает 86 тысяч представителей малого и среднего бизнеса, это все равно капля в море.

        С 1 января текущего года в Саратове была также установлена нулевая ставка для начинающих предпринимателей, использующих патентную систему и оказывающих бытовые услуги населению. Однако пока льготой воспользовалось всего 8 человек. По мнению экспертов, мелких предпринимателей, которые занимаются ремонтом машин в гаражах или какой-то надомной работой, привлечь в легальный бизнес по-прежнему нечем.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *