Что такое налог иг

Налог

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.

Взимание налогов регулируется налоговым законодательством.

Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.

В РФ различаются налоги трех видов: федеральные, региональные и местные.

Перечень налогов каждого из видов установлен Налоговым кодексом РФ.

Органы государственной власти не вправе вводить дополнительные налоги обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей.

Элементы налога

Прежде чем взимать тот или иной налог, государство в лице законодательных или представительных органов власти в законодательных актах должно определить элементы налога.

Элементы налога – это принципы построения и организации налогов.

К элементам налога относятся:

срок уплаты налога.

Виды налогов

Все налоги подразделяются на несколько видов:

Прямые и косвенные налоги

Налоги делятся на прямые, то есть те налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства и косвенные, то есть налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления.

Прямыми налогами можно назвать такие, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и подобные налоги.

К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы и другие налоги.

Аккордные и подоходные налоги

Также принято различать аккордные и подоходные налоги.

Аккордные налоги государство устанавливает вне зависимости от уровня дохода экономического агента.

Под подоходными налогами же подразумевают налоги, составляющие какой-то определённый процент от дохода.

Данную зависимость показывает либо предельная ставка налога, которая объясняет, насколько увеличивается налог при увеличении дохода на одну денежную единицу, либо средняя ставка налога: просто отношение суммы взимаемого налога к величине дохода.

Прогрессивные, регрессивные или пропорциональные налоги

Подоходные налоги сами делятся на три типа:

Прогрессивные налоги — налоги, у которых средняя налоговая ставка повышается с увеличением уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растёт и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает;

Регрессивные налоги — налоги, чья средняя ставка налога снижается при увеличении уровня дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растёт, если доход уменьшается;

Пропорциональные налоги — налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода.

Основные функции налогов

Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.

Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной функции.

Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

Регулирующая функция налогообложения — направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. В рамках регулирующей функции налогообложения выделяют три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.

Стимулирующая подфункция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

Дестимулирующая подфункция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

Налоговая нагрузка

Уровень налогов страны часто измеряется как общая доля налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП).

Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны.

Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение.

Под налоговой нагрузкой на предприятие следует понимать отношение суммы налогов и отчислений, реальным плательщиком которых является предприятие, к сумме прибыли предприятия.

Реальным плательщиком налога является тот субъект, который является:

владельцем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает при самом факте существования или возникновения объекта налогообложения;

пользователем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает только при нахождении объекта в определённых условиях пользования.

Показатель «налоговая нагрузка» в России используется для анализа уровня налогов, уплачиваемых хозяйственным субъектом с целью контроля уровня выплат и выявления субъектов, потенциально уклоняющихся от налогообложения.

«Налоговая нагрузка» рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчётности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).

Предельное значение показателя устанавливается ежегодно по отраслям народного хозяйства.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Все о налоговых вычетах

1. Что такое налоговый вычет?

Налоговый вычет — это сумма, на которую при наличии соответствующих оснований уменьшается налогооблагаемая база (доход, с которого уплачивается налог). Правом на оформление налогового вычета обладают только граждане России, уплачивающие подоходный налог по ставке 13%.

Налоговый вычет можно оформить уже после того, как налог уплачен, например при расходах на покупку недвижимости, образование или лечение. В таком случае возвращается часть подоходного налога, который вы уплатили ранее.

Также, если вы подаете заявление о применении вычета работодателю, он может временно перестать удерживать 13% от вашего дохода, пока не будет исчерпана сумма вычета, или ежемесячно уменьшать налогооблагаемую базу на сумму вычета (если речь, например, идет о стандартных налоговых вычетах).

Делятся налоговые вычеты на:

  • стандартные (вычет на налогоплательщика, право на который имеют определенные льготные категории граждан, и вычет на ребенка);
  • социальные (на образование, медицинские услуги и другие);
  • имущественные (при приобретении недвижимости или продаже другого имущества).
  • 2. Какие бывают социальные налоговые вычеты и как их получить?

    Социальные налоговые вычеты предоставляются по расходам на:

    Вы можете одновременно заявить вычет по разным видам социальных расходов, однако общая сумма вычета для них (за исключением расходов на благотворительность, дорогостоящие медицинские услуги и оплату образования детей) не может превышать 120 000 рублей за год, то есть возвращаются (или не удерживаются) 13% от 120 000 рублей.

    В зависимости от того, какой из вычетов вы хотите оформить, подать заявление о предоставлении вычета можно как работодателю, так и в налоговую инспекцию. Для некоторых видов социальных вычетов действуют оба способа оформления.

    3. Какие бывают стандартные налоговые вычеты и как их получить?

    К стандартным налоговым вычетам относятся:

  • вычет на налогоплательщика (для некоторых льготных категорий граждан);
  • вычет на ребенка (размер вычета на ребенка зависит от того, сколько у вас детей).
  • Как правило, стандартные налоговые вычеты предоставляются работодателем после того, как ему подается соответствующее заявление. В таком случае уменьшается налоговая база, с которой он ежемесячно удерживает НДФЛ. Однако, если у вас есть дети или если вы относитесь к льготной категории граждан, но не подавали работодателю заявление на предоставление вычета, вы сможете обратиться в налоговую инспекцию и оформить возврат излишне уплаченной суммы налога.

    4. Какие бывают имущественные налоговые вычеты и как их получить?

    Имущественный налоговый вычет можно оформить:

  • если вы продали имущество, продали долю в уставном капитале организации, уступили права по договору участия в долевом строительстве, а также если у вас изъяли имущество для государственных или муниципальных нужд с компенсацией выкупной стоимости;
  • если вы построили или приобрели жилье, а также если вы купили земельный участок, в том числе с использованием ипотеки.
  • Действующие налоги и сборы в Российской Федерации (подготовлено экспертами компании «Гарант»)

    Действующие налоги и сборы в Российской Федерации

    Федеральные налоги и сборы

    Налог на прибыль организаций

    Налоговая ставка устанавливается в размере 20 %, если иное не предусмотрено статьей 284 НК РФ.

    — 3 % (зачисляется в федеральный бюджет);

    — 17 % (зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков в случаях, установленных главой 25 НК РФ).

    Сумма налога, исчисленная по налоговым ставкам, установленным пунктами 1.4, 1.6, 2 — 4 статьи 284 НК РФ, подлежит зачислению в федеральный бюджет.

    28 дней со дня окончания отчетного периода;

    28 марта года, следующего за отчетным

    Налоговые ставки на доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство:

    — 10 % от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров (включая трейлеры и вспомогательное оборудование, необходимое для транспортировки) в связи с осуществлением международных перевозок;

    — 20 % с остальных доходов (за некоторыми изъятиями);

    На доходы в виде дивидендов:

    — 0 % по доходам, полученным российскими организациями в виде дивидендов при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов (на день принятия решения о выходе из организации или ликвидации организации соответственно) получающая дивиденды организация в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50-процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее 50 процентам общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов;

    — 13 % по доходам, полученным в виде дивидендов от российских и иностранных организаций российскими организациями, а также по доходам в виде дивидендов, полученных по акциям, права на которые удостоверены депозитарными расписками;

    — 15 % по доходам, полученным иностранной организацией в виде дивидендов по акциям российских организаций, а также дивидендов от участия в капитале организации в иной форме;

    По операциям с отдельными видами долговых обязательств:

    — 15 % по доходу в виде процентов по следующим видам ценных бумаг, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов: государственным ценным бумагам государств — участников Союзного государства; государственным ценным бумагам субъектов РФ и муниципальным ценным бумагам; облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным после 1 января 2007 г.; облигациям российских организаций (за исключением облигаций иностранных организаций, признаваемых налоговыми резидентами РФ), которые на соответствующие даты признания процентного дохода по ним признаются обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, номинированным в рублях и эмитированным в период с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2021 г. включительно;

    по доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием после 1 января 2007 г.;

    — 9 % по доходам в виде процентов по муниципальным ценным бумагам, эмитированным на срок не менее 3 лет до 1 января 2007 г., а также по доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 г., и доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 г.;

    Смотрите так же:  Приказ генерального прокурора о порядке представления специальных донесений

    — 0 % по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 г. включительно, а также по доходу в виде процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 г., эмитированным при осуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии III, эмитированных в целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга бывшего СССР и внутреннего и внешнего валютного долга Российской Федерации

    Для сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, предусмотренным пунктом 2 статьи 346.2 НК РФ, и рыбохозяйственных организаций, отвечающих критериям, предусмотренным подпунктом 1 или 1.1 пункта 2.1 статьи 346.2 НК РФ:

    — 0 % по деятельности, связанной с реализацией произведенной сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной собственной сельскохозяйственной продукции

    — 0 % в течение первых шести лет при реализации инвестиционного проекта в Калининградской области

    — 50 % от ставок, установленных ст. 284 Налогового кодекса, в течение шести налоговых периодов, считая с 1 января года, следующего за годом окончания применения 0 % налоговой ставки, при реализации инвестиционного проекта в Калининградской области

    Для организаций — резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны, а также организаций — резидентов туристско-рекреационных особых экономических зон, объединенных решением Правительства РФ в кластер

    — 0 % по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет.

    2 % по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, — для организаций — резидентов особой экономической зоны (за исключением организаций — резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны, а также организаций — резидентов туристско-рекреационных особых экономических зон, объединенных в кластер)

    Законами субъектов РФ может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ (не выше 13,5 %)

    Для организаций, получившей статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково» либо участника проекта в соответствии с Федеральным законом «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    — 0 % в отношении прибыли, полученной после прекращения использования участником проекта права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со статьей 246.1 Налогового кодекса

    0 % — для организаций, осуществляющих образовательную и (или) медицинскую деятельность, при соблюдении условий, установленных ст. 284.1 НК РФ

    Пункт 1.1 ст. 284 Налогового Кодекса РФ

    0 % — для организаций, осуществляющих социальное обслуживание граждан, при соблюдении условий, установленных ст. 284.5 НК РФ

    Пункт 1.9 ст. 284 Налогового Кодекса РФ

    20 % — к налогоплательщикам, указанным в пункте 1 статьи 275.2 НК РФ, при осуществлении ими деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья

    0 % по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, — для организаций — участников региональных инвестиционных проектов.

    Для данных организаций законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, в соответствии с положениями пункта 3 статьи 284.3 либо пункта 3 статьи 284.3-1 НК РФ

    20 % — к налоговой базе, определяемой налогоплательщиками — контролирующими лицами по доходам в виде прибыли контролируемых ими иностранных компаний

    30 % — в отношении доходов по ценным бумагам (за исключением доходов в виде дивидендов), выпущенным российскими организациями, права на которые учитываются на счете депо иностранного номинального держателя, счете депо иностранного уполномоченного держателя и (или) счете депо депозитарных программ, выплачиваемых лицам, информация о которых не была предоставлена налоговому агенту в соответствии с требованиями статьи 310.1 НК РФ

    0 % по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, — для организаций — участников свободной экономической зоны в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта в свободной экономической зоне, информация о котором содержится в инвестиционной декларации, соответствующей требованиям, установленным Федеральным законом «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (применяется в течение десяти последовательных налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором была получена первая прибыль от реализации указанного инвестиционного проекта в свободной экономической зоне).

    Законами Республики Крым и города федерального значения Севастополя может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога (от 0 % до 13,5 %), подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ

    0 % по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, — для организаций, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития либо статус резидента свободного порта Владивосток (применяется в течение пяти налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности соответственно на территории опережающего социально-экономического развития либо на территории свободного порта Владивосток).

    Законами субъектов РФ может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, в соответствии с положениями статьи 284.4 НК РФ

    0 % по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, — для организаций — участников Особой экономической зоны в Магаданской области (применяется с 1-го числа отчетного периода, следующего за отчетным (налоговым) периодом, в котором организация приобрела статус участника Особой экономической зоны в Магаданской области, прекращает применяться с 1-го числа отчетного (налогового) периода, в котором организация утратила статус участника Особой экономической зоны в Магаданской области).

    Законом Магаданской области может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджет Магаданской области (не выше 13,5 %)

    0 % — к налоговой базе, определяемой организациями, осуществляющими туристско-рекреационную деятельность на территории Дальневосточного федерального округа (за исключением налоговой базы, налоговые ставки по которой установлены пунктами 3 и 4 ст. 284 НК РФ), с учетом особенностей, установленных статьей 284.6 НК РФ

    0 % — по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) долей участия в уставном капитале российских организаций, а также акций российских организаций при условии, что на дату реализации или иного выбытия (в том числе погашения) таких акций (долей участия в уставном капитале организаций) они непрерывно принадлежат налогоплательщику на праве собственности или на ином вещном праве более пяти лет

    0 % — по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) акций, облигаций российских организаций, инвестиционных паев, являющихся ценными бумагами высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики, при соблюдении условий, установленных статьей 284.2.1 НК РФ

    Налог на добавленную стоимость

    20 %, за исключением указанных ниже случаев:

    10 % при реализации:

    — периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера;

    — отдельных медицинских товаров отечественного и зарубежного производства;

    — услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа (за исключением услуг, указанных в подпункте 4.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ);

    0 % при реализации:

    — товаров (при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ):

    — помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны;

    — вывезенных в таможенной процедуре реэкспорта товаров, ранее помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, и (или) товаров (продуктов переработки, отходов и (или) остатков), полученных (образовавшихся) в результате переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории;

    — вывезенных в таможенной процедуре реэкспорта товаров, ранее помещенных под таможенные процедуры свободной таможенной зоны, свободного склада, и (или) товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенные процедуры свободной таможенной зоны, свободного склада;

    — услуг по международной перевозке товаров;

    — работ (услуг), выполняемых (оказываемых) организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов, по транспортировке нефти, нефтепродуктов вне зависимости от даты их помещения под соответствующую таможенную процедуру из пункта отправления, расположенного на территории Российской Федерации, до границы Российской Федерации для последующего вывоза трубопроводным транспортом за пределы территории Российской Федерации, а также перевалке и (или) перегрузке нефти и нефтепродуктов, вывозимых за пределы территории Российской Федерации;

    — услуг по организации транспортировки трубопроводным транспортом природного газа, вывозимого за пределы территории Российской Федерации (ввозимого на территорию Российской Федерации), а также услуг по транспортировке (организации транспортировки) трубопроводным транспортом природного газа, ввозимого на территорию Российской Федерации для переработки на территории Российской Федерации;

    — услуг по транспортировке природного газа трубопроводным транспортом в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

    — услуг, оказываемых организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью по передаче по единой национальной (общероссийской) электрической сети электрической энергии, поставка которой осуществляется из электроэнергетической системы Российской Федерации в электроэнергетические системы иностранных государств;

    — работ (услуг), выполняемых (оказываемых) российскими организациями (за исключением организаций трубопроводного транспорта) в морских, речных портах по перевалке и хранению товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации, в товаросопроводительных документах которых указан пункт отправления и (или) пункт назначения, находящийся за пределами территории Российской Федерации;

    — работ (услуг) по переработке товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории;

    — транспортно-экспедиционных услуг, а также услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров, оказываемых российскими организациями или индивидуальными предпринимателями, для осуществления перевозки или транспортировки железнодорожным транспортом экспортируемых (реэкспортируемых) товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, при условии, что пункт отправления и пункт назначения находятся на территории Российской Федерации (применяются при условии, что на перевозочных документах проставлены указанные в подпункте 3 пункта 3.7 статьи 165 НК РФ отметки таможенных органов);

    — работ (услуг), выполняемых (оказываемых) организациями внутреннего водного транспорта, в отношении товаров, вывозимых в таможенной процедуре экспорта (реэкспорта) при перевозке (транспортировке) товаров в пределах территории Российской Федерации из пункта отправления до пункта выгрузки или перегрузки (перевалки) на морские суда, суда смешанного (река — море) плавания или иные виды транспорта;

    — углеводородного сырья, добытого на морском месторождении углеводородного сырья, а также продуктов его технологического передела (стабильного конденсата, сжиженного природного газа, широкой фракции легких углеводородов), вывезенных из пункта отправления, находящегося на континентальном шельфе Российской Федерации и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации либо в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря, в пункт назначения, находящийся за пределами территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией, при условии представления документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, за исключением случаев, если такие товары вывозятся в таможенной процедуре экспорта;

    — услуг по перевозке товаров воздушными судами, оказываемых российскими организациями или индивидуальными предпринимателями, при которой пункт отправления и пункт назначения находятся за пределами территории РФ, в случае, если на территории РФ совершается посадка воздушного судна, при условии, что место прибытия товаров на территорию РФ и место убытия товаров с территории РФ совпадают;

    — услуг по компенсации суммы налога физическим лицам — гражданам иностранных государств, имеющим право на такую компенсацию на основании статьи 169.1 НК РФ;

    — работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита при перевозке иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия на территорию Российской Федерации до таможенного органа в месте убытия с территории Российской Федерации;

    — услуг, оказываемых организациями или индивидуальными предпринимателями, по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления услуг по перевозке или транспортировке железнодорожным транспортом товаров, а также транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основе договора транспортной экспедиции при организации услуг по перевозке или транспортировке железнодорожным транспортом товаров, перемещаемых через территорию Российской Федерации с территории иностранного государства, не являющегося членом Таможенного союза, в том числе через территорию государства — члена Таможенного союза, или с территории государства — члена Таможенного союза на территорию другого иностранного государства, в том числе являющегося членом Таможенного союза;

    — услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории Российской Федерации, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов;

    Смотрите так же:  Экономика фирмы пособие

    — услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположен на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя;

    — услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположен на территории Калининградской области;

    — товаров (работ, услуг) в области космической деятельности;

    — драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ, Центральному банку РФ, банкам:

    — товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей;

    — припасов, вывезенных с территории Российской Федерации;

    — выполняемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте услуг по перевозке или транспортировке экспортируемых (реэкспортируемых) товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, а также работ (услуг), связанных с такой перевозкой или транспортировкой, стоимость которых указана в перевозочных документах на перевозку экспортируемых (реэкспортируемых) товаров;

    — выполняемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте работ (услуг) по перевозке или транспортировке товаров, вывозимых с территории РФ на территорию государства — члена Таможенного союза, и работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой указанных товаров, стоимость которых указана в перевозочных документах на перевозку товаров, а также работ (услуг) по перевозке или транспортировке товаров, перемещаемых через территорию РФ с территории иностранного государства, не являющегося членом Таможенного союза, в том числе через территорию государства — члена Таможенного союза, или с территории государства — члена Таможенного союза на территорию другого иностранного государства, в том числе являющегося членом Таможенного союза, и работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой указанных товаров, стоимость которых указана в перевозочных документах на перевозку товаров;

    — услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении;

    — услуг по перевозке пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем сообщении (за исключением услуг, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 164 НК РФ);

    — построенных судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ;

    — товаров (работ, услуг) для официального использования международными организациями и их представительствами, осуществляющими деятельность на территории РФ;

    — работ (услуг) по перевозке (транспортировке) вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров морскими судами и судами смешанного (река — море) плавания на основании договоров фрахтования судна на время (тайм-чартер);

    — товаров (работ, услуг) и имущественных прав при реализации FIFA, дочерним организациям FIFA, а также товаров (работ, услуг) и имущественных прав в связи с осуществлением мероприятий конфедерациям, Организационному комитету «Россия-2020», дочерним организациям Организационного комитета «Россия-2020», национальным футбольным ассоциациям, Российскому футбольному союзу, производителям медиаинформации FIFA, поставщикам товаров (работ, услуг) FIFA, указанным в Федеральном законе «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2020 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

    — товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретаемых для целей организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи организациями, являющимися иностранными организаторами XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ, иностранными маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета, в том числе официальными вещательными компаниями, в соответствии со статьей 3.1 указанного Федерального закона, и филиалами, представительствами в РФ иностранных организаций, являющихся маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета, в том числе официальными вещательными компаниями, в соответствии со статьей 3.1 указанного Федерального закона.

    равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом, за исключением лиц, указанных в п. 5 ст. 173 НК РФ, уплачивающих всю сумму налога не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом

    Что такое налог иг

    • О нас
      • Об издательстве
      • Ресурсы
      • Реквизиты
      • Документы
      • Политика
      • Этические принципы
      • Проекты
      • Партнеры
      • Вакансии
      • Контактная информация
      • Журналы
        • Genesis: исторические исследования (ВАК, РИНЦ)
        • Litera (ВАК, EBSCO, РИНЦ)
        • NB: Административное право и практика администрирования (ВАК, DOAJ, РИНЦ)
        • PHILHARMONICA. International Music Journal (ВАК, ERIH PLUS, DOAJ, РИНЦ)
        • SENTENTIA. European Journal of Humanities and Social Sciences (DOAJ, РИНЦ)
        • Административное и муниципальное право (ВАК, EBSCO, DOAJ, РИНЦ)
        • Арктика и Антарктика (ВАК, DOAJ, РИНЦ)
        • Архитектура и дизайн (EBSCO, DOAJ, РИНЦ)
        • Астрономия
        • Биологические исследования
        • Вопросы безопасности (ВАК, EBSCO, DOAJ, РИНЦ)
        • Вопросы здравоохранения (DOAJ, РИНЦ)
        • Геолог
        • Исследования космоса (DOAJ, РИНЦ)
        • Историческая информатика (ВАК, EBSCO, DOAJ, РИНЦ)
        • Исторический журнал: научные исследования (ВАК, EBSCO, DOAJ, РИНЦ)
        • Кибернетика и программирование(РИНЦ)
        • Конфликтология / nota bene (ВАК, DOAJ, РИНЦ)
        • Культура и искусство (ВАК, EBSCO, РИНЦ)
        • Машиностроение
        • Международное право (ВАК, DOAJ, РИНЦ)
        • Международное право и международные организации / International Law and International Organizations (ВАК, РИНЦ)
        • Международные отношения (ВАК, EBSCO, DOAJ, РИНЦ)
        • Мировая политика (ВАК, DOAJ, РИНЦ)
        • Налоги и налогообложение (ВАК, EBSCO, DOAJ, РИНЦ)
        • Скачать полный список журналов издательства
        • Скачать список журналов издательства, входящих в Перечень ВАК
        • Скачать список журналов издательства, входящих в индекс ERIH PLUS
        • Скачать список журналов издательства, входящих в EBSCO
        • Национальная безопасность / nota bene (ВАК, EBSCO, РИНЦ)
        • Педагогика и просвещение (ВАК, РИНЦ)
        • Политика и Общество (DOAJ, РИНЦ)
        • Полицейская деятельность (ВАК, DOAJ, РИНЦ)
        • Полицейская и следственная деятельность (ВАК, DOA, РИНЦJ)
        • Право и политика (ВАК, РИНЦ)
        • Программные системы и вычислительные методы (ВАК, EBSCO, RSCI, РИНЦ)
        • Продовольственные технологии
        • Психолог (ВАК, РИНЦ)
        • Психология и Психотехника (ВАК, ERIH PLUS, EBSCO, РИНЦ)
        • Ресурсы Мирового океана
        • Сельское хозяйство (AGRI, DOAJ, РИНЦ)
        • Современное образование (DOAJ), РИНЦ
        • Социодинамика (ВАК, РИНЦ)
        • Теоретическая и прикладная экономика (ВАК, DOAJ, РИНЦ)
        • Транспортный вестник(РИНЦ)
        • Тренды и управление (EBSCO, РИНЦ)
        • Урбанистика (ВАК, РИНЦ)
        • Филология: научные исследования (ВАК, EBSCO, РИНЦ)
        • Философия и культура (ВАК, EBSCO, DOAJ, РИНЦ)
        • Философская мысль (ВАК, EBSCO, DOAJ, РИНЦ)
        • Финансовое право и управление (ВАК, EBSCO, РИНЦ)
        • Финансы и управление (ВАК, DOAJ, РИНЦ)
        • Химические процессы
        • Человек и культура (ВАК, РИНЦ)
        • Экологические исследования(РИНЦ)
        • Электроника и электротехника(РИНЦ)
        • Энергетический вестник(РИНЦ)
        • Юридические исследования (ВАК, РИНЦ)
        • Книги
          • Философия
          • Право
          • Психология
          • Социология
          • Политология
          • Культурология
          • Художественная литература
          • Новинки
        • Авторам
          • Авторская зона
          • Как написать статью
          • Как направить статью в редакцию
          • Принципы DORA
          • Вопрос — ответ
          • Договоры
          • Рецензирование
            • Об Институте научного рецензирования
            • Политика института научного рецензирования
            • Как стать рецензентом
            • Регистрация
            • Услуги
              • Издательские услуги
              • Издательская платформа (Аутсорсинг)
              • Освещение конференций
              • Калькулятор стоимости печати
              • Способы оплаты
              • Описание возврата товара/услуги
              • Условия доставки товара
              • Статистика
              • Журнал позволяет авторам сохранять без каких-либо ограничений авторские права. Все авторы автоматически приобретают авторские права на свои произведения в момент их создания. Авторские права защищены действующим законодательством Российской Федерации.

                Тип лицензии, поддерживаемый журналами издательства: Attribution- NonCommercial 4.0 International (CC BY-NC 4.0) – Лицензия «С указанием авторства – Некоммерческая».

                Журнал имеет свободный доступ, это означает, что статьи можно читать, загружать, копировать, распространять, печатать и ссылаться на их полные тексты с указанием авторства в некоммерческих целях в соответствии с условиями Лицензии «С указанием авторства – Некоммерческая» (Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License).

                Вы вправе свободно:

                Делиться (обмениваться) — копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате.

                Адаптировать (создавать производные материалы) — делать ремиксы, видоизменять, и создавать новое, опираясь на этот материал. Лицензиар не вправе аннулировать эти свободы пока вы выполняете условия лицензии.

                Указанные выше права реализуются при соблюдении следующих условий:

                Атрибуция — вы должны обеспечить соответствующее указание авторства, предоставить ссылку на лицензию и указать, были ли внесены изменения в произведение. Вы можете делать это любым разумным способом, но не таким, который подразумевал бы, что лицензиар одобряет вас или ваш способ использования произведения.

                Некоммерческий — вы не можете использовать материал в коммерческих целях.

                Никаких дополнительных ограничений — вы не вправе применять юридические ограничения или технологические меры, создающие другим юридические препятствия в реализации тех действий, что разрешены лицензией.

                Налоги для самозанятых: кого коснется и как будет работать закон

                В соответствии с законом, для тех самозанятых, кто оказывает услуги или продает товары физическим лицам, налоговая ставка составит 4%, а для тех, кто оказывает услуги юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, — 6%. Уплата налогов будет осуществляться по упрощенной процедуре — для регистрации нужно будет скачать мобильное приложение Федеральной налоговой службы «Мой налог». Отчисление налога необходимо делать ежемесячно не позднее 25-го числа.

                Дополнительно

                Текст поправок в НК РФ в связи с проведением эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»

                Специальный режим пока коснется четырех субъектов Федерации – Москвы, Московской области, Калужской области и Республики Татарстан. Продлится налоговый эксперимент 10 лет – с 1 января 2020 года по 31 декабря 2028 года.

                Однако читатели официального сайта Государственной Думы задают многочисленные вопросы о том, как будет работать и кого именно коснется новый закон. По их просьбе на наиболее часто поступающие в адрес Редакции вопросы отвечает Председатель Комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров

                Кого именно можно считать самозанятым? Определены ли в законе конкретные виды деятельности?

                Самозанятые — это лица, у которых нет работодателя и у которых нет наемных работников, то есть это граждане, получающие доход от своей личной трудовой деятельности.

                Кроме того, их максимальный доход не должен превышать 2,4 млн рублей в год (200 тыс. рублей в месяц).

                Действуют и несколько других ограничений: скажем, нельзя воспользоваться данным налоговым режимом, если ты торгуешь подакцизными товарами, например, алкоголем или бензином. Это также не смогут быть, например, нотариусы, арбитражные управляющие, адвокаты, поскольку их деятельность регулируется отдельными законами.

                Будут ли являться самозанятыми граждане, оказывающие разовую помощь, например, на садовом участке (вскопать, убрать и т. д.)? Регулируются ли законом разовые или периодические услуги?

                Нет, здесь нужно в первую очередь подходить с точки зрения здравого смысла: например, налог не станут взимать с того, кто помог вскопать соседу грядку, но если человек на регулярной основе занимается тем, что вспахивает грядки и зарабатывает этим, мы данным законом даем возможность самому легализоваться.

                Подчеркну, это закон, который предоставляет право, а не налагает обязанности.

                Этот закон также не устанавливает никаких дополнительных налоговых проверок или возможности кого?то поймать за неуплату налогов. Напомню, что ответственность за уклонение от уплаты налогов и так есть в российском законодательстве – вплоть до уголовной. И данным законом мы просто даем людям еще одну удобную возможность выполнять свою конституционную обязанность — платить установленные законом налоги и сборы.

                Может ли ИП перерегистрироваться в самозанятого, чтобы платить меньший налог?

                Однако у тех людей, которые на сегодняшний день уже являются индивидуальными предпринимателями, режим налогообложения также достаточно выгодный и имеет и свои плюсы, и свои минусы. Потому что, скажем, на сегодняшний день ставка налога 6%, но в каких?то случаях она может уменьшаться до 1%.

                Данный закон направлен на то, чтобы из «серой зоны» имели возможность выйти именно те люди, которые никак не зарегистрированы. Но любой человек, если он сочтет для себя данный режим более выгодным, сможет им воспользоваться – у людей должны быть равные возможности.

                Смогут ли самозанятые получать справки о доходах для приобретения государственных гарантий и льгот?

                Да, конечно. Любой гражданин может обратиться в налоговую и получить справку о том, какие налоги он заплатил и какой доход получил.

                В бюджет какого уровня пойдут эти зачисления? На что пойдут вырученные средства?

                В законе прописано, что средства будут зачисляться в региональный бюджет по месту осуществления деятельности. Это связано с тем, что эксперимент будет проводиться в четырех регионах – Москве, Московской области, Калужской области и Республике Татарстан. Регионы получают возможность распределить эти средства и направить часть этих доходов в муниципалитеты.

                И это очень важно для регионов. Потому что сегодня регионы за неработающее население осуществляют платежи в Фонд обязательного медицинского страхования. Как только человек выходит из «серой» зоны, 1,5% от уплаченного им налога будут зачисляться в ФОМС, и регион за него платить в ФОМС уже не будет.

                В свою очередь, если человек самозанятый и осуществляет свою деятельность в нескольких регионах, то он сам будет в праве решить, в каком именно регионе ему удобнее зарегистрироваться, во всех регионах регистрироваться не надо.

                Еще одно преимущество – уплату налога человеку не придется делать несколькими платежками: что?то в ФОМС, а что?то в бюджет. Будет действовать упрощенная система уплаты.

                Но хотелось бы подчеркнуть еще один важный момент, чтобы не возникало вопросов, что государство может людей обмануть – люди зарегистрируются, а государство потом поднимет ставки.

                Это уникальное решение, такого не было в нашем налоговом законодательстве: в законе прописано, что неухудшение его условий законом гарантировано на 10 лет.

                Не могут вноситься никакие изменения, ухудшающие положения плательщика, ни с точки зрения ставки, ни с точки уровня дохода.

                Автор: · Published 22.11.2020 · Last modified 31.10.2020

                Какие действия должна предпринять организация финансового рынка в случае недостоверности самосертификации?

                Самосертификация рассматривается как достоверная, если организация финансового рынка не знает и не может знать о ее некорректности (т. е. отсутствуют разумные сомнения в достоверности имеющейся информации). Если сомнения появляются, в том числе при расхождении имеющейся информации, полученной в рамках исполнения требований по противодействию отмыванию доходов и финансированию терроризма, организация финансового рынка не вправе полагаться на такую самосертификацию клиента и должна.

                Можно ли использовать ККТ, зарегистрированную по адресу обособленного подразделения?

                Организация планирует принимать безналичные платежи за реализуемые товары от покупателей—физических лиц. Может ли она использовать уже имеющуюся у нее ККТ, зарегистрированную по адресу обособленного подразделения? В Законе № 54-ФЗ такого запрета нет. Если учет доходов и исчисление налогов ведутся централизованно головной организацией, то никаких проблем не возникнет и допускается применение одной единицы ККТ. Если же учет доходов и исчисление налогов.

                ?Каким образом следует выявлять лицо, прямо или косвенно контролирующее клиента, в том числе в трастах и иных структурах?

                В соответствии с п. 7 ст. 142.1 НК РФ лицом, прямо или косвенно контролирующим клиента—физическое лицо (в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеющим (имеющим преобладающее участие более 25 % в капитале) клиентом либо имеющим возможность контролировать его действия), обычно считается само это лицо (если нет оснований полагать, что существуют иные физические лица, прямо или косвенно контролирующие клиента—физическое.

                Автор: · Published 21.11.2020 · Last modified 31.10.2020

                Автор: · Published 20.11.2020 · Last modified 31.10.2020

                Автор: · Published 19.11.2020 · Last modified 31.10.2020

                Нужно ли выдавать кассовый чек при перечислении алиментов?

                Согласно положениям ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ расчеты — это прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием ставок, интерактивных ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме.

                Автор: · Published 18.11.2020 · Last modified 31.10.2020

                ?Подтверждает ли расходы представленный подотчетным лицом кассовый чек, в котором не указано наименование и ИНН организации, для которой приобретены товары, работы, услуги?

                Все зависит от конкретной ситуации. Например, кассовый чек из гостиницы может не содержать ИНН организации. Если же сотрудник при осуществлении расчетов (приобретении товаров) выступает именно от лица организации, тогда кассовый чек должен содержать реквизиты покупателя (клиента): наименование организации, ФИО индивидуального предпринимателя и его ИНН. Позиция ФНС России по данному вопросу была доведена до налогоплательщиков письмом от 10.08.2020 № АС-4-20/[email protected] .

                Автор: · Published 15.11.2020 · Last modified 31.10.2020

                ?Следует ли применять ККТ при удержании с заработной платы сотрудника стоимости отгруженной продукции, оказанных услуг?

                Следует ли применять ККТ при удержании с заработной платы сотрудника стоимости отгруженной продукции, оказанных услуг? Сотрудник не вносит наличные денежные средства в кассу организации. Погашение сотрудником задолженности перед организацией за приобретенный товар, работу, услугу в виде удержания организацией из заработной платы сотрудников суммы платежа по обязательству образует природу термина «расчет» в понимании Закона № 54-ФЗ и, соответственно, требует применения ККТ.

                Минфин в поисках новых источников пополнения казны начал прорабатывать варианты ужесточения налоговой нагрузки на глобальных поставщиков цифровых услуг. Ведомство хочет изменить подходы к налогообложению так, чтобы цифровые корпорации вроде Google, Facebook и Apple делились доходами от российской аудитории с российским бюджетом, а не платили налог на прибыль только по месту регистрации головного офиса. Такое положение появилось в документе «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов», опубликованном на этой неделе.

                Налоги утекают в гавани

                Технологические гиганты (социальные сети, поисковые сервисы, маркетплейсы) работают по всему миру, но в общем случае платят налог на прибыль, которую генерирует клиентская база из разных стран, по месту регистрации штаб-квартиры.

                Именно поэтому многие компании переносят штаб-квартиры в низконалоговые юрисдикции. Например, европейские офисы Google, Facebook, Microsoft зарегистрированы в Ирландии, где ставка налога на прибыль составляет всего 12,5%. Туда же перенес штаб-квартиру российский разработчик компьютерных игр Playriх. Транснациональные компании перевели в низконалоговые юрисдикции практически 40% прибыли, или $600 млрд, в 2015 году, причем одной только Ирландии досталось более $100 млрд, оценивало американское Национальное бюро экономических исследований.

                Минфин предлагает изменить российское законодательство таким образом, чтобы цифровые компании декларировали доходы для налогообложения в тех юрисдикциях, где находятся их пользователи. Это позволит справедливо распределять налоги и не допустить бюджетные потери, отмечают в Минфине.

                «Существенные недостатки в принципах налогообложения цифровых компаний приводят в настоящее время к тому, что эффективная ставка обложения прибыли таких компаний оказывается значительно меньше, чем для компаний других отраслей», — указывают в министерстве.

                Пресс-служба Минфина не ответила на вопрос РБК, когда ожидать конкретных законодательных инициатив. «Этот вопрос еще предстоит детально прорабатывать», — ответили там. РБК запросил мнение об этой инициативе у представительств ИТ-холдингов в России. Пресс-служба «Google Россия» воздержалась от комментариев, остальные не ответили оперативно.

                Пока налог на прибыль в России платят только российские «дочки» транснациональных компаний. В последних открытых данных ФНС за 2017 год приводятся данные по меньшей мере пяти из них.

                ОЭСР подняла проблему несправедливого распределения налогов транснациональных ИT-корпораций еще в 2015 году. Выработка новых подходов стала задачей № 1 плана G20 по противодействию размыванию налогооблагаемой базы (BEPS).

                ОЭСР рассматривает три варианта решения проблемы:

                • Обязать компании показывать часть прибыли в странах проживания пользователей, даже если у них там нет офиса. Проблема в том, как точечно определить, какая доля прибыли приходится на ту или иную страну.
                • Признавать нематериальные активы как созданные в той стране, где работает компания. Страна сможет облагать налогом всю или часть прибыли от таких активов. Оставшаяся будет распределяться между подразделениями компании по правилам трансфертного ценообразования.
                • Определять степень экономического присутствия компании в конкретной стране в зависимости от размера выручки, наличия базы местных пользователей, поддержки сайта на национальном языке, онлайн-продаж и т.д. Доходы компаний с существенным экономическим присутствием могут быть обложены налогом у источника их выплаты, но так, чтобы не возникало двойного налогообложения.
                • Налог на цифровые услуги

                  Пока ОЭСР не выработала единый подход для регулирования стремительно растущей цифровой экономики, в некоторых странах принимают самостоятельные решения.

                  Еврокомиссия в 2020 году предложила ввести в ЕС трехпроцентный цифровой налог с местной выручки цифровых гигантов. Первой страной, которая ввела такой налог, стала Франция (ретроспективно с 1 января 2020 года). Налог по ставке 3% платят цифровые компании с суммарным доходом по всему миру от €750 млн, более €25 млн из которых принесли французские пользователи. Облагается не весь глобальный доход, а только та его часть, которую генерируют клиенты конкретного цифрового сервиса во Франции.

                  Для определения местоположения пользователей цифровые компании должны отслеживать их IP-адреса, пояснил РБК партнер КПМГ в России и СНГ Иларион Леметюйнен. Ожидается, что налог принесет в бюджет Франции более €500 млн в 2020 году.

                  «Это своеобразный налог за контакт с потребителями, которые с экономической точки зрения фактически приравниваются к нематериальным активам», — объяснил эксперт. Неважно, в какой стране штаб-квартира цифровой компании, — важно, где находится потребитель ее товаров и услуг.

                  В Великобритании цифровой налог начнут взимать с апреля 2020 года, в Италии — с января 2021 года. «С высокой долей вероятности успешный опыт будет тиражирован другими государствами, в том числе и Россией», — ожидает эксперт.

                  Проблема локализации прибыли

                  ОЭСР не одобряет несогласованные односторонние меры разных стран, которые могут сдерживать инвестиции и экономический рост, и выступает за единый международный подход. Организация планирует прийти к согласию к концу 2020 года.

                  «Во многом выработку единого подхода подрывают такие низконалоговые страны, как Ирландия и Люксембург, где аккумулируют прибыль многие ИТ-гиганты. Они не хотят добровольно отказываться от таких инвестиций», — отмечает главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян. «Проблема порождает огромное количество споров. Страны будут сражаться за налоги», — констатирует партнер Paragon Advice Group Александр Захаров.

                  Главная сложность в том, как рассчитать, какая доля прибыли мультинациональной корпорации приходится на ту или иную страну. «Что важнее при определении стоимости нематериальных активов: в какой стране был написан исходный код или где он был существенно доработан? Это все равно что решать, что важнее в машине — двигатель или корпус», — рассуждает Захаров.

                  Одним из инструментов решения этой проблемы может стать международный обмен данными об операциях транснациональных компаний CbCR (Сountry-by-Country reporting). Эти отчеты, которые получает и ФНС России, призваны раскрывать финансовые показатели в разбивке по странам их присутствия. Однако страны обмениваются отчетами только о деятельности групп с общим годовым оборотом более €750 млн. «Это огромный порог, и данные многих цифровых компаний не попадают в отчеты», — отмечает партнер Deloitte Юлия Орлова.

                  «Никто, кроме корпораций, не располагает информацией о разбивке прибылей по странам. Поэтому единственное решение, на мой взгляд, если сами ИТ-гиганты будут добросовестно раскрывать, сколько заработали на пользователях в той или иной стране», — считает Захаров.

                  Решение России в любом случае будет в русле концепции ОЭСР. «Но в России любые подходы могут перейти в крайности и привести к двойному налогообложению», — предупреждает Захаров.

                  Например, с 2017 года в России ввели «налог на Google» — обязанность иностранных продавцов цифровых услуг платить НДС в России, и тысячи иностранных компаний встали на учет в российских налоговых органах. «Но все бизнес-сообщество взбудоражено новым режимом, потому что во всем мире «налогом на Google» облагаются только услуги третьим лицам, а в России в том числе поставки внутри группы», — отмечает Орлова.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *