Договор хозяйственного ведения срок

Договор хозяйственного ведения срок

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 января 2007 г. N Ф08-6855/06 «Установленное в договоре о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения условие, ограничивающее срок действия договора, не имеет юридического значения для существования вещного права, возникшего с момента передачи предприятию имущества» (извлечение)

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 24 января 2007 г. N Ф08-6855/06
«Установленное в договоре о закреплении имущества на праве
хозяйственного ведения условие, ограничивающее срок действия договора,
не имеет юридического значения для существования вещного права,
возникшего с момента передачи предприятию имущества»
(извлечение)

Федеральное государственное унитарное дорожно-эксплутационное предприятие N 116 (далее — предприятие N 116) обратилось в арбитражный суд с заявлением:

— о признании незаконными действий Главного управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю по отказу в государственной регистрации права хозяйственного ведения на гараж-склад (литера А), склад (литера Б), бытовку (литера В), расположенные по адресу: г. Новороссийск, ст. Натухаевская, ул. Шоссейная, 18а;

— об обязании произвести государственную регистрацию права хозяйственного ведения на перечисленные объекты недвижимости;

— о возмещении 2 тыс. рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.

Приказом Минюста России от 29.08.06 N 269 «О внесении изменений в приказ Минюста от 03.12.04 N 185» изменено наименование Главного управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю на Управление Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю (далее — регистрационная служба).

Решением от 03.08.06, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.10.06, действия отдела по г. Новороссийску регистрационной службы, выразившиеся в отказе в государственной регистрации права хозяйственного ведения на недвижимое имущество, признаны незаконными. Суд обязал названный отдел зарегистрировать право хозяйственного ведения на данное имущество. В остальной части требований производство по делу прекращено в связи с отказом предприятия N 116 от иска в этой части. Судебные акты мотивированы тем, что право хозяйственного ведения возникло у заявителя с момента передачи ему имущества. Заинтересованное лицо не доказало в порядке статьей 65 , 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность отказа в государственной регистрации права.

В кассационной жалобе регистрационная служба просит отменить принятые судебные акты и отказать в удовлетворении заявления, ссылаясь на следующие доводы:

— суд не учел, что срок действия договора от 27.06.95 о закреплении государственного имущества за Анапским унитарным дорожным предприятием истек 01.01.2000, в связи с чем прекратились обязательства по данному соглашению;

— предприятие не представило в регистрирующий орган правоустанавливающий документ, подтверждающий право хозяйственного ведения — распоряжение Минимущества России (либо соответствующего территориального органа) с приложением акта приема-передачи.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

В судебном заседании представитель регистрационной службы поддержал доводы, изложенные в жалобе.

Изучив материалы дела и доводы представителя регистрационной службы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Как установлено судебными инстанциями, Комитет по управлению государственным имуществом Краснодарского края и Анапское унитарное дорожное предприятие (в настоящее время — предприятие N 116) заключили договор от 27.06.95 о закреплении за этим предприятием на праве хозяйственного ведения имущества, которое отражено на его балансе по состоянию на 01.01.95 с балансовой стоимостью 1 225 667 тыс. рублей.

26.05.05 предприятие N 116 обратилось в отдел по г. Новороссийску регистрационной службы с заявлением о регистрации права хозяйственного ведения и сделок с ним на объекты недвижимости гараж-склад (литера А), склад (литера Б), бытовка (литера В), расположенные по адресу: г. Новороссийск, ст. Натухаевская, ул. Шоссейная, 18а.

Уведомлением от 15.06.05 N 59-05-495 заявитель извещен о приостановлении государственной регистрации права хозяйственного ведения на упомянутые объекты недвижимости на срок до 15.07.05 в связи с необходимостью представить в регистрирующий орган дополнительные документы: распоряжение Минимущества России (либо по его поручению соответствующего территориального органа) с актом приема-передачи объекта; выписку из Реестра федерального имущества, выданную Департаментом имущественных отношений Краснодарского края, в подтверждение отнесения имущества к федеральной собственности; выписку из Единого реестра юридических лиц, свидетельствующую об отсутствии изменений и дополнений учредительных документов обращающегося юридического лица.

12.07.06 предприятие N 116 представило в регистрационную службу недостающие документы, за исключением распоряжения Минимущества России с актом приема-передачи.

Уведомлением от 15.07.05 N 59-02/654 заявителю отказано в государственной регистрации права хозяйственного ведения на спорное имущество, поскольку им в установленный срок не устранены причины, препятствующие регистрации, — не представлен документ, подтверждающий закрепление права хозяйственного ведения. Регистрирующий орган указал, что договор от 27.06.95 о закреплении государственного имущества на праве хозяйственного ведения, срок действия которого истек 01.01.2000, не может подтвердить право хозяйственного ведения заявителя.

Данные обстоятельства послужили основанием для возникновения спора и обращения предприятия N 116 в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции правомерно исходили из наличия у предприятия N 116 права хозяйственного ведения на спорные объекты недвижимости.

Согласно пункту 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 2 статьи 11 Федерального закона от 14.11.02 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» право хозяйственного ведения на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения, возникает у предприятия с момента передачи ему такого имущества, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника.

Исследовав и оценив представленные доказательства и доводы сторон в их совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу, что предприятие N 116 приобрело право хозяйственного ведения на объекты, расположенные по адресу: ст. Натухаевская, ул. Шоссейная, 18, с момента его передачи по договору от 27.06.95. Данное имущество внесено в реестр федерального имущества и указано в перечне объектов недвижимого имущества, переданного в хозяйственное ведение Анапскому государственному унитарному дорожному предприятию, являющемся приложением к уставу заявителя по делу. Названный перечень заверен 27.05.02 первым заместителем руководителя Департамента имущественных отношений Краснодарского края. Департамент в то время являлся территориальным органом Мингосимущества России и исполнял распорядительные функции в отношении федерального имущества, находящегося на территории Краснодарского края.

Ссылка регистрирующей службы на истечение 01.01.2000 срока действия договора от 27.06.95 о закреплении государственного имущества за Анапским унитарным дорожным предприятием является несостоятельной ввиду следующего.

Передача имущества на праве хозяйственного ведения является способом получения дохода от хозяйственной деятельности в отличие от получения доходов от имущества путем передачи его в аренду. Правовой режим имущества, находящегося на праве хозяйственного ведения, в интересах кредиторов и самого хозяйствующего субъекта имеет определенные особенности. К их числу относятся установленные частью 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации основания прекращения указанного права, а также случаи правомерного изъятия имущества у предприятия по решению собственника. Предприятие, получившее имущество на праве хозяйственного ведения, приобретает вещные права по владению, пользованию и распоряжению имуществом в пределах, установленных Кодексом. При этом собственник не вправе по своему усмотрению изымать имущество у предприятия. Кредиторы, вступающие в имущественные отношения с таким предприятием, исходят из стабильности и устойчивости права хозяйственного ведения. Случаи изъятия собственником имущества, находящегося в хозяйственном ведении, установлены статьей 295 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Сведения о прекращении в соответствии с законом права хозяйственного ведения у предприятия N 116 отсутствуют. Истечение срока действия договора от 27.06.95 не прекращает права хозяйственного ведения, поскольку данное право является вещным (абсолютным) правом. Пункт 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации, на которую указывает податель жалобы в обоснование своих доводов, регламентирует лишь обязательственные (относительные) правоотношения сторон и не распространяется на вещные правоотношения. Поэтому установленное в договоре о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения условие, ограничивающее срок действия договора, не имеет юридического значения для существования вещного права, возникшего с момента передачи предприятию имущества.

При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения решения и постановления апелляционной инстанции по доводам заявителя жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 284 , 286 , 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:

решение от 03.08.06 и постановление апелляционной инстанции от 27.10.06 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-59305/2005-19/1464 оставить без изменения, а кассационную жалобу — без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Регистрация права

Вопрос

Нужно ли регистрировать Договор хозяйственного ведения в рег.палате, если муниципальное имущество передано на 11 месяцев. Однако ответ на свой вопрос я нашла в п.1 ст.131 ГК РФ. Правда со сроком (11 месяцев) ещё не разобралась, но думаю, что срок не имеет значения, поскольку регистрируется не сам договор, а вероятно само право хозяйственного ведения на переданное имущество.

Ответ

Регистрации должен подлежать не сам договор, а право хозяйственного ведения в отношении недвижимого имущества.

Как разъяснено в п.5 Постановления Пленума ВС РФ, Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 № 10/22 в соответствии с п.1, 2 ст.299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию. В силу абз.5 п.1 ст.216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.

Однако следует отметить, что возможность ограничения права хозяйственного ведения определенным сроком сомнительна, что подтверждает и судебная практика. К примеру, в Постановлении ФАС СКО от 24.01.2007 № А32-59305/2005 сделан вывод, что установленное в договоре о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения условие, ограничивающее срок действия договора, не имеет юридического значения для существования и прекращения данного вещного права. Кроме того, изъятие имущества собственником или добровольный отказ предприятия от права хозяйственного ведения являются недопустимым.

На практике данные вопросы вызывают спорные ситуации. К примеру, одним из оснований прекращения права хозяйственного ведения является правомерное изъятие недвижимого имущества у предприятия по решению собственника (п. 3 ст. 299 ГК РФ) и иными правовыми актами для прекращения права собственности. Однако, ни ГК РФ, ни ФЗ от 14.11.2002 № 161-ФЗ не предоставляют собственнику имущества унитарного предприятия, образованного на праве хозяйственного ведения, права изымать у него имущество. Это объясняется тем, что в силу ст.296 ГК РФ изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества допускается только в отношении имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением на праве оперативного управления.

Это правило установлено и в п. 5 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 №10/22 в соответствии с которым, собственник, передав во владение унитарному предприятию имущество, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия такого предприятия.

При этом, п.3 ст. 299 ГК РФ также предусмотрены иные способы прекращения права хозяйственного ведения имуществом по основаниям и в порядке, предусмотренным гражданским законодательством для прекращения права собственности. Применительно п. 1 ст. 235 ГК РФ к прекращению права хозяйственного ведения возможно сделать вывод, что правообладатель вещного права может отказаться от своего права.

Однако, судебная практика считает данный отказ незаконным.

К примеру, в Постановлении ФАС МО от 02.02.2012 № А40-11781/07 указано, что добровольный отказ предприятия от имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, не допускается в силу положений п. 3 ст. 18 ФЗ от 14.11.2002 № 161-ФЗ, который прямо обязывает предприятие распоряжаться своим имуществом только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом. Таким образом, заключенное между унитарным предприятием и собственником имущества, о добровольной передаче в казну движимого и недвижимого имущества, принадлежащего предприятию на праве хозяйственного ведения, не соответствует закону. Аналогичный вывод приведен в Постановлении ФАС ВСО от 16.06.2014 № А19-16639/2012.

В Определении ВАС РФ от 01.07.2013 № ВАС-8155/13 также сделан вывод, что сделка по прекращению права хозяйственного ведения предприятия имуществом, оформленная посредством распоряжения, является ничтожной независимо от того, совершена она по инициативе предприятия либо по решению или с согласия собственника.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

1. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, ПЛЕНУМА ВАС РФ от 29.04.2010 № 10/22

«5. В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.

В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.*

Поскольку в федеральном законе, в частности статье 295 ГК РФ, определяющей права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, не предусмотрено иное, собственник, передав во владение унитарному предприятию имущество, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия такого предприятия».

«Передача имущества на праве хозяйственного ведения является способом получения дохода от хозяйственной деятельности в отличие от получения доходов от имущества путем передачи его в аренду. Правовой режим имущества, находящегося на праве хозяйственного ведения, в интересах кредиторов и самого хозяйствующего субъекта имеет определенные особенности. К их числу относятся установленные частью 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации основания прекращения указанного права, а также случаи правомерного изъятия имущества у предприятия по решению собственника. Предприятие, получившее имущество на праве хозяйственного ведения, приобретает вещные права по владению, пользованию и распоряжению имуществом в пределах, установленных Кодексом. При этом собственник не вправе по своему усмотрению изымать имущество у предприятия. Кредиторы, вступающие в имущественные отношения с таким предприятием, исходят из стабильности и устойчивости права хозяйственного ведения. Случаи изъятия собственником имущества, находящегося в хозяйственном ведении, установлены статьей 295 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Сведения о прекращении в соответствии с законом права хозяйственного ведения у предприятия № 116 отсутствуют. Истечение срока действия договора от 27.06.95 не прекращает права хозяйственного ведения, поскольку данное право является вещным (абсолютным) правом. Пункт 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации, на которую указывает податель жалобы в обоснование своих доводов, регламентирует лишь обязательственные (относительные) правоотношения сторон и не распространяется на вещные правоотношения. Поэтому установленное в договоре о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения условие, ограничивающее срок действия договора, не имеет юридического значения для существования вещного права, возникшего с момента передачи предприятию имущества*».

Право хозяйственного ведения

Это форма права собственности, которая является ограниченным вещным правом юридических лиц, основанная на нормах закона.

Понятие права хозяйственного ведения, субъекты права хозяйственного ведения

Хозяйственное ведение – форма права собственности, которая является ограниченным вещным правом юридических лиц, основанная на нормах закона. Право хозяйственного ведения предоставляется юридическим лицам на основании нормативных актов, ГК РФ.

Гражданский кодекс регулирует отношения, которые возникают в связи с правом хозяйственного ведения, определяет особенности его приобретения.

Право хозяйственного ведения имуществом предоставляется государственным и муниципальным предприятиям.

Согласно нормам ГК РФ, предприятие получает право распоряжения, владения и пользования имуществом в рамках договора и положений закона. Использование имущества возможно в пределах компетенции организации.

Смотрите так же:  Завещание форма и порядок совершения завещания шпаргалка

В перечень прав собственников имущества входят:

  • создание организации;
  • ликвидация, реорганизация и другие действия по отношению к организации, согласно положениям закона;
  • назначение руководителя юридического лица;
  • собственность сохраняется за собственником, который передал имущество в хозяйственное ведение, поэтому он может полностью распоряжаться данным имуществом.
  • Лицо, получившее право хозяйственного ведения, не может свободно распоряжаться имуществом – нельзя передавать объекты в аренду, продавать, отдавать в качестве залога. Для распоряжения имуществом необходимо согласие собственника.

    Субъектами хозяйственного ведения могут выступать только предприятия унитарного типа – это юридические лица, которые не имеют прав собственности. Имущество могут получить только от собственника в хозяйственное ведение или в аренду. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления регулируются нормами гражданского законодательства. В качестве субъектов могут выступать муниципальные или государственные организации.

    Особенности унитарных предприятий, относительно имущества:

  • имущество неделимо, как и сама организация;
  • унитарное предприятие не имеет прав собственности;
  • имущество, переданное на основании хозяйственного ведения, является основой ответственности имущественного характера данного предприятия.
  • Использование имущества должно соответствовать целям и задачам организации.

    Основания приобретения унитарным предприятием имущества на праве хозяйственного ведения

    Имущество в хозяйственное ведение получают только организации муниципальные или государственные унитарного типа, поскольку унитарная структура не имеет права собственности на имущество.

    Унитарное предприятие – юридическое лицо коммерческого типа, которое отличается тем, что не имеет права собственности, поэтому получает имущество в хозяйственное или оперативное ведение, в аренду.

    Имущество, переданное унитарному предприятию, не может быть поделено на доли или другие части. Передается имущество при регистрации организации, а само юридическое лицо обязательно должно содержать наименование собственника.

    В хозяйственное ведение может быть передано движимое и недвижимое имущество. Для распоряжения недвижимостью требуется согласие собственника. Ряд исключений касается движимого имущества – не всегда требуется согласие собственника, если определенная собственность используется в рамках закона, по назначению.

    Основания для получения объектов имущества в хозяйственное ведение – договор, нормы закона и нормативных актов, положения которых необходимо соблюдать. Положения договора фиксируют особенность, сроки, условия передачи имущества.

    Собственник имеет не только права, относительно своего имущества, переданного в хозяйственное ведение, но и может формировать юридическое лицо, вносить изменения в его работу, ликвидировать организацию.

    Владение имуществом на праве хозяйственного ведения

    Регистрация права хозяйственного ведения на объекты осуществляется, согласно нормам права. Хозяйственное ведение предполагает передачу имущества муниципальной или государственной организации унитарного типа для реализации целей и задач данного предприятия.

    Наиболее важные вопросы, относительно управления имуществом, решает собственник. Без согласия собственника, организация унитарного типа, которая имеет право хозяйственного ведения, не может осуществлять действия по отчуждению имущества, не может передавать его в качестве залога, сдавать в аренду, продавать.

    Наличие имущества не дает унитарной организации права брать кредит без согласования с собственником. Все финансовые сделки должен утвердить собственник.

    По определению, хозяйственное ведение является специфической формой ограниченного вещного права юридических лиц. Рамки деятельности, относительно переданного имущества, определяются нормами права и особенностями деятельности предприятия.

    Законодательная база Российской Федерации

    Бесплатная консультация
    Навигация
    Федеральное законодательство

    Действия

    • Главная
    • «ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 30.11.94 N 51-ФЗ (ред. от 02.11.2013 с изменениями, вступившими в силу с 14.11.2013)
    • Наименование документ «ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 30.11.94 N 51-ФЗ (ред. от 02.11.2013 с изменениями, вступившими в силу с 14.11.2013)
      Вид документа гражданский кодекс, кодекс
      Принявший орган президент рф, гд рф
      Номер документа 51-ФЗ
      Дата принятия 01.01.1995
      Дата редакции 02.11.2013
      Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
      Статус действует
      Публикация
      • В данном виде документ опубликован не был
      • (в ред. от 30.11.94 — «Российская газета», N 238-239, 08.12.94;
      • «Собрание законодательства РФ», 1994, N 32, ст. 3301,
      • «Финансовая газета» N 5, 31.01.2000)
      Навигатор Примечания

      Глава 19. ПРАВО ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ, ПРАВО ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

      Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.

      1. Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

      Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

      2. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

      Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

      1. Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

      (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

      2. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

      1. Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.

      Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

      2. Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества.

      1. Частное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

      Частное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе, при этом доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение частного учреждения.

      2. Автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

      Автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения.

      3. Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

      Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

      4. Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.

      Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

      1. Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

      2. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении унитарного предприятия или учреждения, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.

      (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ )

      3. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

      1. При переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения или право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

      2. При переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

      ДОГОВОР
      О ЗАКРЕПЛЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА НА ПРАВЕ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ ЗА МУНИЦИПАЛЬНЫМ УНИТАРНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ МОЖАЙСК МОЖАЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ (ПРИМЕРНАЯ ФОРМА)

      дата и место подписания

      Администрация городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области, находящаяся по адресу: 143200, Россия, Московская область, г. Можайск, ул. Московская, д. 15, действующая на основании Устава городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области, зарегистрированного Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Центральному федеральному округу, свидетельство о государственной регистрации от 22 ноября 2006 года N RU505261022006001, в лице главы городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области Насонова Владимира Владимировича, действующего на основании вышеуказанного Устава, именуемая в дальнейшем «Администрация», с одной стороны, и муниципальное унитарное предприятие «___________», находящееся по адресу: _________________, зарегистрированное в ИФНС России по г. Можайску Московской области ________________ за основным государственным регистрационным номером __________ (свидетельство о государственной регистрации юридического лица серия _________ N _______), действующее на основании Устава, в лице директора _________________, действующего на основании постановления главы городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области от _____________ 200__ года N _________________, именуемое в дальнейшем «Предприятие», с другой стороны, заключили настоящий договор (далее — Договор) о нижеследующем:

      1. ЦЕЛЬ И ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

      1.1. Целью настоящего Договора является создание экономических условий, обеспечивающих повышение эффективности использования имущества, находящегося в муниципальной собственности городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области.

      1.2. Администрация на основании Гражданского кодекса Российской Федерации, постановления главы городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области от «____» __________ г. N ___________ закрепляет за Предприятием безвозмездно на праве хозяйственного ведения следующее имущество:
      Недвижимое имущество: _____________________.

      Движимое имущество согласно перечню имущества муниципальной собственности Можайского муниципального района Московской области, указанному в приложении N 2 (не приводится) к данному Договору. Перечень передаваемого имущества прилагается и является неотъемлемой частью настоящего Договора.

      Движимое имущество, закрепленное за Предприятием и указанное в перечне объектов, переданных в хозяйственное ведение (приложение N 2), отражается на балансе Предприятия по состоянию на «____» _______________ 200__ г., недвижимое имущество учитывается в Реестре муниципальной собственности городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области.

      1.3. Имущество, закрепленное за Предприятием настоящим Договором, является муниципальной собственностью городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области.

      1.4. Действие настоящего Договора распространяется также на имущество, созданное или приобретенное Предприятием в результате его деятельности и отраженное на балансе Предприятия, которое также подлежит учету в Реестре муниципальной собственности городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области и включается в настоящий Договор в виде дополнений по окончании периода бухгалтерской отчетности, в котором произошло приобретение имущества.

      1.5. Имущество Предприятия, приобретенное в дополнение к указанному в пункте 1.2 настоящего Договора составу (плоды, продукция и доходы от уставной деятельности Предприятия, имущество, приобретенное по договору или иным основаниям, в том числе подаренное или поступившее в качестве безвозмездных, благотворительных взносов или пожертвований, имущество, приобретенное за счет средств, выделенных по смете; имущество, переданное другими муниципальными и (или) государственными органами, учреждениями), поступает в хозяйственное ведение Предприятия и является муниципальной собственностью городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области.

      1.6. Прием-передача имущества осуществляется по акту приема-передачи (приложение N 1), который является неотъемлемой частью настоящего Договора.

      2. СРОК ДОГОВОРА

      2.1. Договор заключается на срок с ___________ 200__ г. по _____________ 200__ г.

      2.2. В случае принятия решения о реорганизации, ликвидации Предприятия Договор считается расторгнутым с момента принятия соответствующего решения.

      3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

      3.1. Предприятие в отношении закрепленного за ним имущества имеет право:

      3.1.1. Предприятие, владеющее муниципальным имуществом на праве хозяйственного ведения, вправе им владеть, распоряжаться и пользоваться в пределах, очерченных требованиями закона, целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

      3.1.2. Предприятие не вправе отчуждать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника в письменной форме.

      3.1.3. Представлять в Администрацию подготовленные в установленном порядке предложения по передаче имущества в залог, аренду или внесению в качестве вклада в уставный фонд других предприятий.

      3.1.4. Представлять в Администрацию подготовленные в установленном законодательством порядке предложения по приватизации имущества.

      3.1.5. Представлять в Администрацию подготовленные в установленном законодательством порядке предложения по списанию имущества, а также документы, необходимые для списания имущества, в соответствии с Положением о порядке выбытия муниципального имущества, относящегося к основным средствам, находящегося на балансе муниципальных предприятий и учреждений городского поселения Можайск Можайского муниципального имущества Московской области.

      3.2. Предприятие в отношении закрепленного за ним имущества обязуется:

      3.2.1. Пользоваться по прямому назначению для осуществления уставной деятельности.

      3.2.2. Вести в установленном порядке балансовый учет закрепленного за Предприятием имущества, а также учет зданий, сооружений и их частей и результатов хозяйственного использования имущества в установленном порядке. Представлять в Администрацию необходимые документы для внесения изменений в реестр муниципальной собственности городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области.

      3.2.3. Производить своевременные отчисления обязательных налоговых платежей в государственные и местные бюджеты.

      3.2.4. Перечислять в бюджет городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области часть прибыли (дохода) за использование имущества, находящегося в хозяйственном ведении Предприятия. Размер этой части, периодичность передачи части прибыли (дохода) собственнику, порядок осуществления расчетов устанавливаются решением Совета депутатов городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области или постановлением городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области.

      3.2.5. Представлять ежегодно отчетность о состоянии и результатах использования имущества.

      3.2.6. Осуществлять необходимые меры по обеспечению своевременной реконструкции и восстановлению имущества за счет средств Предприятия, включая амортизационные отчисления, определяемые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

      3.2.7. Вести в установленном порядке необходимую документацию, акты приема-передачи на все действия по передаче, реконструкции, восстановлению и ремонту имущества.

      3.2.8. Обеспечивать сохранность, возмещать собственнику имущества материальный ущерб и убытки, вызванные ненадлежащим исполнением взятых на себя обязательств по исполнению, содержанию и хранению имущества.

      3.2.9. Заключить в установленном порядке договоры со специализированными организациями, осуществляющими тепло-, водо-, газо-, электроснабжение имущества, а также предоставляющими иные коммунальные услуги.

      3.2.10. Нести риск случайной гибели имущества, переданного в хозяйственное ведение.

      3.3. Администрация имеет право в одностороннем порядке расторгнуть настоящий Договор в случае нарушения Предприятием своих договорных обязательств, а также в случае причинения материального ущерба имуществу. Факты нарушения Предприятием договорных обязательств и факты причинения материального ущерба имуществу устанавливаются Администрацией и оформляются документально.

      3.4. Администрация обязуется:

      3.4.1. Оформлять в установленном порядке передачу Предприятию имущества для последующего использования по назначению.

      3.4.2. Рассматривать и принимать решения по предложениям, касающимся имущества, и в срок, установленный законодательством, письменно информировать Предприятие о принятом решении.

      3.4.3. Выступать арендодателем имущества, принадлежащего Предприятию на праве хозяйственного ведения.

      3.5. Собственник имущества, закрепленного за Предприятием, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

      3.6. Стороны имеют иные права и несут иные обязанности, установленные действующим законодательством Российской Федерации, Московской области, нормативными правовыми актами городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области.

      4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

      4.1. Стороны Договора несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

      4.2. Администрация не несет ответственность за убытки Предприятия, возникающие в результате финансово-хозяйственной деятельности Предприятия.

      5. ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ

      5.1. Споры, возникающие между Администрацией и Предприятием в процессе реализации настоящего Договора, решаются по согласованию сторон. Споры, не урегулированные сторонами Договора непосредственно, разрешаются в установленном законодательством порядке в Арбитражном суде Московской области.

      5.2. При изъятии имущества в случаях, предусмотренных п. 3.3 настоящего Договора, любые убытки Предприятия возмещению не подлежат.

      5.3. Право хозяйственного ведения по настоящему Договору подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Московской области. Расходы по государственной регистрации права хозяйственного ведения несет Предприятие.

      6. ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙИ ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

      6.1. Любые изменения и дополнения к Договору действительны лишь при условии, что они совершены в письменной форме и подписаны всеми сторонами Договора.

      6.2. Право хозяйственного ведения прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным законодательством, настоящим Договором и иными правовыми актами для прекращения права хозяйственного ведения, а также в случаях правомерного изъятия имущества у Предприятия по решению собственника на основании постановления главы городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области стороны руководствуются действующим законодательством.

      6.3. По вопросам, не предусмотренным настоящим Договором, стороны руководствуются действующим законодательством.

      6.4. В случае изменения законодательства настоящий Договор подлежит приведению в соответствие с действующим законодательством, если это изменение не повлечет за собой ущерба правам и законным интересам третьих лиц.

      6.5. Настоящий Договор составлен в 3 (трех) экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, из которых по одному экземпляру хранится у сторон, один экземпляр передается в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

      Хозяйственное ведения унитарного предприятия по законодательству РФ.

      Несмотря на декларируемое властью стремление уменьшить присутствие государства в экономике, на практике в гражданском обороте выступают до 10 тыс. унитарных предприятий, включая дочерние унитарные предприятия.

      Статус и специфика деятельности унитарного предприятия определяется прежде всего тем, что «имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.» (абз. 3 п. 1 ст. 2 Федерального закона «Об унитарных предприятиях»).

      При этом, имущество на праве хозяйственного ведения может принадлежать только за государственным или муниципальным унитарным предприятием.

      Акционерное общество обратилось в арбитражный суд с иском о признании за ним права хозяйственного ведения на занимаемое нежилое помещение, не вошедшее в уставный капитал.

      При рассмотрении дела арбитражный суд исходил из следующего.

      Согласно статье 294 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения государственному или муниципальному унитарному предприятию.

      Акционерное общество, созданное в порядке приватизации, не является государственным предприятием и поэтому имущество не может быть закреплено за ним на праве хозяйственного ведения.

      В этой связи арбитражный суд правомерно отказал в удовлетворении исковых требований — п.11 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 28.04.97 г. № 13 [1].

      По мнению О. Шилохвоста [2], в отношении имущества, приобретенного учреждением на доходы от разрешенной учредительными документами предпринимательской деятельности (абз. 2 п. 3 ст. 50 ГК) учреждению предоставлено «право самостоятельного распоряжения» (п. 2 ст. 298 ГК). Поскольку законодатель, к сожалению, не дает указаний о содержании, порядке приобретения, правомочиях обладателя такого права, необходимо отождествить «право самостоятельного распоряжения» с одним из вещных прав, предусмотренных ГК. Систематическое толкование норм ст. ст. 120, 213, 294, 295, 298 ГК РФ, по мнению О.Шилохвоста, позволяет сделать вывод о том, что данное вещное право по своему содержанию является правом хозяйственного ведения. Представляется вполне естественным, что в отношении доходов от разрешенной предпринимательской деятельности учреждению предоставляются более широкие правомочия, чем в отношении имущества, выделенного ему по смете. Таким образом, если предусмотренная Законом РФ «Об образовании» «собственная деятельность образовательного учреждения» является разрешенной предпринимательской деятельностью, то доходы от нее и приобретенное на эти доходы имущество будут принадлежать учреждению не на праве собственности (п. 7 ст. 39 закона), а на праве хозяйственного ведения.

      Представляется, что с данным мнением нельзя согласиться. Ст. 120 ГК РФ устанавливает, что права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со ст. 296 ГК РФ (то есть на праве оперативного управления). Пункт 2 ст. 299 ГК РФ определяет, что плоды, продукция и доходы от использования имущества, а также имущество, приобретенное учреждением по договору или иным основаниям, поступают в оперативное управление учреждения. Таким образом, из норм ГК РФ никаким образом не усматривается возможность для учреждения быть субъектом права хозяйственного ведения. Представляется, что учреждение субъектом права хозяйственного ведения быть не может.

      Пункт 1 ст. 24 Закона РФ от 08.12.95 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» устанавливает, что профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации, наряду с имуществом, принадлежащими им на праве собственности, владеют и пользуются переданным им в установленном порядке в их хозяйственное ведение иным имуществом. Данная норма, безусловно, противоречит ГК РФ и применяться не может. Профсоюз, по действующему законодательству, не может быть субъектом права хозяйственного ведения.

      Таким образом, на основании анализа действующего законодательства и судебной практики можно достаточно уверенно сделать вывод о том, что субъектом права хозяйственного ведения может быть только государственное (муниципальное) унитарное предприятие.

      Следовательно, для определения статуса унитарного предприятия необходимо, прежде всего, определить понятие права хозяйственного ведения, пределы и ограничения указанного титула.

      В соответствии со ст. 294 ГК РФ право хозяйственного ведения — это право государственного или муниципального унитарного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами.

      То есть, предприятие обладает по отношению к имуществу правомочиями, аналогичными правомочиям собственника, но в определенных, установленных законом пределах. Границы данного права сужены.

      Право хозяйственного ведения возникает у предприятия, в соответствии с п.2 ст.299 ГК РФ, с момента передачи имущества предприятию, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или решением собственника.

      По общему правилу (п. 2 ст. 8 ГК РФ), право хозяйственного ведения на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации права хозяйственного ведения по Федеральному закону «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

      Однако, в соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона «Об унитарных предприятиях», уставный фонд считается сформированным с момента . передачи в установленном порядке государственному или муниципальному предприятию иного имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения, в полном объеме. Таким образом, при передаче недвижимого имущества в качестве вклада в уставный капитал предприятия после 03 декабря 2002 года (дата вступления в силу Федерального закона «Об унитарных предприятиях»), право хозяйственного ведения на указанное имущество возникает с момента передачи такого имущества.

      Объектом данного вещного права являются те виды имущества, включая здания, сооружения, оборудование, инвентарь, права требования и т.д., которые переданы предприятию и предназначены для его деятельности. В силу абз. 2 п.1 ст. 48, ст.216 ГК РФ право хозяйственного ведения прямо отнесено Кодексом к вещным правам, то есть ему свойственны все признаки вещного права. В.В.Чубаров [3] выделяет ряд отличительных признаков вещных прав по российскому законодательству:

    • круг вещных прав в отличие от обязательственных исчерпывающим образом назван самим законом (ст. 209, 216 ГК). Лицо не вправе по своему усмотрению создавать новые разновидности вещных прав;
    • вещное право, в отличие от обязательственного, является разновидностью абсолютного права, т.е. его обладателю (право собственности, право хозяйственного ведения и т.п.) противостоит неограниченный круг субъектов, обязанных не нарушать его право на вещь;
    • наличие у владельца вещного права правомочия следования. Оно означает, что обладатель вещного права продолжает сохранять его и тогда, когда вещь переходит к новому владельцу. Например, предприятие, которое с разрешения собственника сдало имущество в аренду, продолжает оставаться титульным владельцем и вправе истребовать вещь из чужого незаконного владения;
    • вещных права являются бессрочными. Такой их характер объясняется природой вещного права, возможностью обладателя этого права удовлетворять свои потребности прежде всего путем неограниченного распоряжения вещью в своих личных интересах;
    • отличительным признаком, позволяющим отграничить вещное право от других абсолютных прав является его объект. Объектом вещного права служит индивидуально — определенное имущество — п. 16 Обзора практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав [4].
    • Законодательство Российской Федерации, существовавшее до введения в действие первой части ГК (до 1 января 1995 г.), определяло для государственных и муниципальных предприятий объем прав по управлению имуществом как право полного хозяйственного ведения. В ГК (ст. 113 — 114, 294) по этому вопросу используется формулировка «право хозяйственного ведения». Исключение слова «полное» свидетельствует о том, что права таких предприятий по самостоятельному использованию и распоряжению имуществом ограничены.

      Таким образом, УП могут пользоваться и распоряжаться имуществом, которым они наделены на праве хозяйственного ведения (с ограничением отдельных прав, которыми они обладали при полном хозяйственном ведении). УП, созданные ранее на праве полного хозяйственном ведении, до их реорганизации должны, согласно Указу Президента РФ «О реформе государственных предприятий» от 23 мая 1994 г. № 1003 [5], руководствоваться действующим законодательством об УП.

      Исходя из вышесказанного, субъект права хозяйственного ведения имеет следующие правомочия по осуществлению своего права:

      1. Право владеть переданным ему собственником имуществом, то есть осуществлять фактическое обладание этим имуществом.

      Данное правомочие законодательством не ограничивается. Представляется, что данное правомочие, поскольку оно лежит в основе права, ограничено быть не может. Кодекс не предусматривает возможности для учредителя-собственника (если речь не идет о казенном предприятии, основанном на праве оперативного управления) произвольно ограничивать правомочия по владению закрепленным за унитарным предприятием имуществом, в частности, изымать его без согласия предприятия (если речь не идет о его ликвидации или реорганизации).

      В этой связи указание на возможность изъятия у предприятия имущества, используемого им не по целевому назначению, содержащееся в п. 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.02.94 № 96 «О делегировании полномочий Правительства Российской Федерации по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности», не соответствует Гражданскому кодексу, а потому не подлежит применению (п. 5 ст. 3 ГК РФ).

      Унитарное предприятие может в судебном порядке требовать защиты нарушенного права хозяйственного ведения путем предъявления иска о признании права хозяйственного ведения к лицу, нарушающему это право, включая и собственника — Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 28.04.97 г. № 13 «Обзор практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» [6].

      2. Право пользоваться имуществом, то есть возможность извлекать полезные свойства, плоды и доходы.

      В ст. 136 ГК РФ установлено, что право собственности на плоды, продукцию и доходы, полученные в результате эксплуатации имущества, принадлежит лицу, использующему такое имущество на законном основании. Такое же правило закреплено в п.2 ст. 299 ГК РФ: плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия, поступают в хозяйственное ведение предприятия (и, естественно, в собственность учредителя предприятия). В связи с этим представляется по крайней мере спорной установленная муниципальными актами г. Екатеринбурга практика, когда муниципальное предприятие по договору платит муниципалитету за использование муниципального имущества, то есть фактически передает муниципалитету часть доходов, полученных от использования имущества. Более того, за просрочку внесения такой платы в типовом договоре о передаче имущества на праве хозяйственного ведения установлена неустойка в размере 0,3 % от суммы квартальных платежей в день. Видимо о такой ситуации говорит п. 39 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 6/8, по которому условия договоров, заключенных между собственником соответствующего государственного (муниципального) имущества и предприятием, которые изменяют характер и пределы указанных правомочий, являются ничтожными.

      Однако, в соответствии с абз.2 п.1 ст.295 ГК РФ, собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества.

      В соответствии с п. 2 ст. 17 Федерального закона «Об унитарных предприятиях», государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

      По п. 3 ст. 58 Областного закона «Об управлении государственной собственностью Свердловской области», Свердловская область, как собственник имущества, имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении областного государственного предприятия. Указанная часть прибыли взимается в форме отчислений от прибыли областных государственных предприятий в порядке, предусмотренном областным законом, и поступает в областной бюджет.

      Одним из пределов осуществления права пользования предприятия являются предмет и цели его деятельности (п. 1 ст. 113 ГК). В частности, специальный характер правоспособности УП в сравнении с правоспособностью других юридических лиц подчеркивается в ст. 49 ГК РФ. В силу п. 1 ст. 3 Федерального закона «Об унитарных предприятиях», унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

      Поэтому предприятие обязано использовать имущество в соответствии с целями деятельности УП, определенными в его уставе. Если действия УП приводят к невозможности использовать имущество по назначению либо ограничивают возможности предприятия в выполнении уставных задач, соответствующие сделки по иску собственника имущества или уполномоченного им лица могут быть признаны судом недействительными — п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 17 сентября 1992 г. «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о собственности» [7].

      3. Право распоряжения переданным имуществом, которое ограничено ГК РФ более всего. Более того, осуществление правомочий, принадлежащих унитарному предприятию, может быть дополнительно ограничено специальным законом или даже иными правовыми актами.

      Согласно п.2 ст. 295 ГК РФ, предприятие не вправе самостоятельно распоряжаться принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения недвижимым имуществом без согласия собственника.

      Это правило конкретизировано п. 2 ст. 18 Федерального закона «Об унитарных предприятиях», согласно которому государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.

      По общему правилу (п. 1 ст. 18 указанного закона), предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных указанным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

      При этом право унитарного предприятия по самостоятельному распоряжению принадлежащим ему движимым имуществом очень сильно ограничено Федеральным законом «Об унитарных предприятиях».

      Так, согласно абз. 1 п. 4 ст. 18 указанного закона, предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества.

      Кроме того, Уставом государственного или муниципального предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия (абз. 2 п. 4 ст. 18 указанного закона).

      Решением Екатеринбургской городской думы от 15 апреля 1997 г. № 16/4 было утверждено Положение «О закреплении за муниципальным унитарным предприятием имущества на праве хозяйственного ведения». По п. 10 указанного Положения, сделки с находящимся на балансе предприятия движимым имуществом, имеющим стоимость свыше ста минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на дату предполагаемого совершения сделки, а также списание данного имущества с баланса предприятия, могут производиться только с согласия Комитета по управлению имуществом г. Екатеринбурга. Поскольку приведенное положение является «иным нормативным актом», которым, в соответствии с п. 1 ст. 18 Федеральным законом «Об унитарных предприятиях», могут устанавливаться подобные ограничения, данное правило необходимо учитывать при заключении сделок с муниципальными унитарными предприятиями г. Екатеринбурга.

      В соответствии с п. 5 ст. 25 Закона Свердловской области от 12.02.98 г. № 5-ОЗ «О внесении изменений и дополнений в Областной закон «Об управлении государственной собственностью Свердловской области»: решения Правительства Свердловской области об отчуждении по договорам купли — продажи, безвозмездной передачи имущества и мены объектов областной собственности, приносящих доходы, а также имущества, балансовая (оценочная) стоимость которого не менее чем в пятьдесят тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда, либо о даче согласия областным государственным предприятиям на отчуждение таких объектов или имущества могут быть приняты только после получения согласия Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области.

      Однако, при этом необходимо учитывать, что в соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона «Об унитарных предприятиях», согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение иных сделок, дает собственник имущества унитарного предприятия.

      В соответствии с п. 3 ст. 9 Федерального закона «Об унитарных предприятиях», сведения об органе или органах, осуществляющих полномочия собственника имущества унитарного предприятия, унитарного предприятия должны содержатся в Уставе предприятия.

      Поскольку на практике в Уставе предприятия в качестве органа, осуществляющего полномочия собственника имущества унитарного предприятия, указывается орган исполнительной власти (Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области и т.п.), представляется, указанная норма областного закона противоречит федеральному законодательству.

      Кроме того, данная норма областного закона, преследуя благие цели защиты и сохранения областной собственности, противоречит конституционному принципу разделения властей.

      Рассматривая ограничения прав унитарного предприятия по распоряжению принадлежащим ему имуществом, особое внимание необходимо обратить на правило п. 3 ст. 18 Федерального закона «Об унитарных предприятиях», согласно которому движимым и недвижимым имуществом предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.

      При этом, и «лишение предприятия возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены его уставом», и соответствие конкретной сделки «целям, предмету, видам, определенным уставом предприятия» являются оценочными категориями, содержание которых может быть определено только исходя из конкретных обстоятельств дела.

      На практике контрагент предприятия, заключая с последним какую-либо сделку, как правило, не обладает бухгалтерской, финансовой и иной внутренней информацией о статусе и состоянии унитарного предприятия, поэтому оценить наличие указанных обстоятельств не в состоянии.

      Следовательно, указанное правило сформулировано произвольно, порождает возможность злоупотреблений со стороны унитарного предприятия, нарушая, в конечном счете, принцип устойчивости гражданского оборота.

      В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона «Об унитарных предприятиях», сделка, в совершении которой имеется заинтересованность руководителя унитарного предприятия, не может совершаться унитарным предприятием без согласия собственника имущества унитарного предприятия.

      Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность руководителя унитарного предприятия и которая совершена с нарушением требований, предусмотренных указанной статьей, может быть признана недействительной по иску унитарного предприятия или собственника имущества унитарного предприятия.

      Согласно ст. 23 Федерального закона «Об унитарных предприятиях», крупной сделкой является сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более десяти процентов уставного фонда унитарного предприятия или более чем в 50 тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда.

      Решение о совершении крупной сделки также принимается с согласия собственника имущества унитарного предприятия.

      Необходимость получения согласия собственника на совершение сделки по отчуждению имущества, стоимость которого превышает более чем в 50 тысяч раз установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда (то есть, составляет более 5 млн. рублей) представляется, безусловно, разумной и оправданной. Вместе с тем, крупной сделкой признается также сделка, связанная с отчуждением или возможностью отчуждения предприятием имущества, стоимость которого составляет более десяти процентов уставного фонда унитарного предприятия. С учетом того, что минимальный размер уставного фонда унитарного предприятия может быть определен собственником в размере 500 000 рублей (п. 3 ст. 12 Федерального закона «Об унитарных предприятиях»), на практике под определение крупных будут подпадать большинство текущих сделок предприятия.

      Кроме приведенных выше ограничений законодательство устанавливает и иные, специальные, ограничения прав субъекта права хозяйственного ведения по распоряжению имуществом.

      • В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О федеральном железнодорожном транспорте» Правительство РФ своим Постановлением от 21.03.96 г. (в ред. от 31.12.97 г.) № 1670 установило, что продажа железнодорожного подвижного состава и контейнеров (то есть движимого имущества), относящихся к федеральной собственности, гражданам и юридическим лицам с изменением формы собственности осуществляется предприятиями федерального железнодорожного транспорта, за которыми это имущество закреплено на праве хозяйственного ведения. При этом продажа подвижного состава с не истекшими нормативными сроками службы, а также контейнеров грузоподъемностью 20 тонн и выше осуществляется в каждом конкретном случае по разрешению Министра путей сообщения Российской Федерации или его заместителей.
      • Ипотека, в соответствии с п. 1 ст. 6 Закона РФ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 24.07.97 г. № 102-ФЗ, может быть установлена на имущество, которое принадлежит залогодателю на праве хозяйственного ведения. Согласно п.3 ст. 6 указанного Закона, если предметом ипотеки является имущество, на отчуждение которого требуется согласие или разрешение другого лица или органа, такое же согласие или разрешение необходимо для ипотеки этого имущества.
      • Пункт 1 ст. 576 ГК РФ устанавливает ограничения дарения имущества, принадлежащего на праве хозяйственного ведения. Юридическое лицо вправе подарить вещь с согласия собственника, если законом не предусмотрено иное. Это ограничение не распространяется на обычные подарки небольшой стоимости. Ограничение дарения имущества, принадлежащего юридическому лицу на праве хозяйственного ведения, является изъятием из общих правил, предусмотренных в ст. 295 ГК. Последняя ограничивает предприятие по распоряжению только недвижимым имуществом. Поскольку остальным имуществом предприятие может распоряжаться самостоятельно, «за исключением случаев, установленных законом», нужно полагать, что комментируемое положение относится к такому исключению.
      • Исключение из общего правила предусмотрено Федеральным законом от 20 июля 1995 г. «О федеральном железнодорожном транспорте» (СЗ РФ, 1995, № 35, ст. 3505), согласно которому недвижимое имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения предприятиям железнодорожного транспорта, может сдаваться в аренду с согласия федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта (абз. 3 п. 2 ст. 4 указанного Закона), то есть с согласия Министерства путей сообщения РФ.
      • Вопросы сдачи в аренду объектов недвижимости, относящихся к собственности муниципальных органов, решаются этими органами (ст. 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [8].
      • В соответствии с п.3 ст. 1013 ГК РФ, имущество, находящееся в хозяйственном ведении, не может быть передано в доверительное управление. Передача в доверительное управление имущества, находившегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, возможна только после ликвидации юридического лица, в хозяйственном ведении которого имущество находилось, либо прекращения права хозяйственного ведения и поступлении имущества во владение собственника по иным предусмотренным законом основаниям. Как пишет В.А. Дозорцев в Комментарии к части второй ГК РФ под ред. О.М. Козыря, право хозяйственного ведения уже предполагает осуществление его носителями правомочий собственника. Эти правомочия не могут быть вторичными, осуществляемыми во втором звене. Поэтому для учреждения управления имуществом, состоящим в хозяйственном ведении, этот режим должен быть прекращен: если необходимо, соответствующие организации должны быть ликвидированы, а имущество передано в управление на первичной основе.
      • Право учреждения управления государственным имуществом имеют те органы, которые осуществляют властные полномочия государства — собственника по определению его юридической судьбы. Режим доверительного управления имуществом призван заместить хозяйственное ведение и оперативное управление, а не существовать в качестве дополнительной надстройки наряду с ними, образуя еще одно звено в управлении, дробя осуществление правомочий собственника на несколько последовательных звеньев.

        Право хозяйственного ведения или оперативного управления имуществом прекращается по общим нормам о прекращении права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества по решению собственника (п. 2 ст. 296 ГК).

        Представляется, что правовая природа права хозяйственного ведения порождает противоречия между п.2 ст.299 ГК РФ, в силу которой имущество, приобретенное унитарным предприятием по договору или иным основаниям, поступает в хозяйственное ведение этого предприятия, и нормами договорного права, например, п.1 ст. 454 ГК РФ.

        В соответствии с п.1 ст. 454 ГК РФ, по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) именно в собственность другой стороне (покупателю). В силу же ст. 299 ГК РФ, предприятие, являясь покупателем по договору купли-продажи, приобретает не право собственности, а право хозяйственного ведения. Причем в этих случаях, за исключением тех из них, когда должно действовать законодательство о приватизации, применяются общие правила о приобретении или прекращении права собственности (пп. 2 и 3 ст. 299 ГК РФ). Также нужно учитывать, по нашему мнению, что смысл договора купли-продажи с момента его возникновения и по настоящее время заключается в передаче имущества на наиболее абсолютном праве — праве собственности.

        При заключении мены государственными и муниципальными унитарными предприятиями в силу договора передается или возникает право хозяйственного ведения, хотя ст. 567 ГК РФ говорит о том, что по договору мены каждая из сторон обязуется передать товар в собственность другой стороне.

        Такая же нестыковка возникает и в договоре займа. Заем является договором, по которому деньги или иные вещи, определяемые родовыми признаками, передаются займодавцем в собственность заемщику (п. 1 ст. 807). В случаях, когда заемщиком выступает унитарное предприятие или учреждение, заемные средства поступают в их хозяйственное ведение. Договором или нормативными правилами могут быть установлены отдельные особенности использования и учета заемных средств. Это, однако, не затрагивает принципиального положения о том, что заемные средства наряду с так называемыми собственными средствами заемщика находятся у него на праве хозяйственного ведения. На заемные средства, в частности, наряду с другим имуществом, принадлежащим заемщику, может быть обращено взыскание по его обязательствам, среди которых задолженность перед займодавцем может оказаться лишь одним из многих долгов.

        Кроме того, использованная в ГК РФ схема, по которой предприятие, являясь, например, покупателем, приобретает не право собственности, а право хозяйственного ведения, порождает еще одно противоречие. Дело в том, что по договору купли-продажи, заключенному унитарным предприятием, право собственности приобретает учредитель предприятия — РФ, субъект РФ или муниципалитет. Но приобретает учредитель право собственности независимо от своего желания и без какого-либо волеизъявления с его стороны. Таким образом, право, в данном случае, приобретается фактически принудительно, что, безусловно, противоречит самой природе права как меры возможного поведения.

        Право хозяйственного ведения, как представляется, преследует две взаимоисключающие цели. С одной стороны — обеспечить участие государственной и муниципальной собственности в хозяйственном обороте, а с другой — обеспечить сохранение публичной собственности путем создания искусственных препятствий для свободного распоряжения ею. Конструкция права хозяйственного ведения представляет из себя компромисс между гражданско-правовой свободой распоряжения собственностью и неизбежными административно-правовыми ограничениями прав владельца публичной собственности. Право хозяйственного ведения обеспечивает участие несобственников в хозяйственном обороте.

        Между тем тезис о возможности участия несобственников в экономическом обороте не является бесспорным. Наиболее определенно и жестко в этом плане высказался Е. Суханов, считающий, что хозяйствующий субъект, наделенный «не очень понятным для традиционных классических подходов вещным правом, правом оперативного управления или полного хозяйственного ведения. для оборота фигура странная и даже опасная, поскольку здесь в оборот выходит субъект, не имеющий права собственности на свое имущество. »[9]. «Участниками нормальных рыночных отношений всегда являются собственники, самостоятельно распоряжающиеся своим имуществом» [10]

        Такая позиция, по мнению В. Бублика, представляется несколько максималистской. В соответствии с действующим гражданским законодательством непосредственными участниками хозяйственного оборота продолжают оставаться не только юридические лица, обладающие собственностью, но и экономические агенты-несобственники (унитарные государственные и муниципальные предприятия). Более того, Гражданский кодекс РФ не закрывает путь в бизнес и тем несобственникам, которые не являются коммерческими организациями (учреждениям, различным фондам и общественным организациям). И дело не в том, что сохранение «в нашем имущественном обороте «предприятий» и «учреждений»-несобственников свидетельствует о его переходном характере, обусловленном, в свою очередь, переходным характером самой экономики, неизбежно, но временно и в модифицированном виде сохраняющей определенные элементы прежней хозяйственной системы», к числу которых относятся названные вещные права, как пишет Е. Суханов.

        Тенденции современного экономического и правового развития страны подтверждают, что государство не только не отказывается от своей квоты участников гражданского хозяйственного оборота, но и усиливает собственную экономическую функцию. До тех пор, пока имеется государственная и муниципальная собственность (а она будет существовать, очевидно, все время, пока функционирует государство, изменяться будут лишь объемы этой собственности), с неизбежностью сохранятся и критикуемые сторонниками концепции «нормальных» рыночных отношений вещные права и их носители. Государство как собственник значительной массы имущества, будучи не в состоянии непосредственно хозяйствовать с принадлежащими ему объектами, но и не желая расстаться с ними, объективно будет вынуждено сохранять то, что ныне в ГК РФ названо унитарными предприятиями и учреждениями, даже в условиях, когда рынок в стране станет классически завершенным.

        В противном случае можно опять впасть в крайность: если раньше все было до предела огосударствлено и централизовано, то теперь предлагается максимально приватизировать экономику, сведя к минимуму ее государственный сектор.

        Как отголоски мнения Е. Суханова можно расценить раздел 4 Концепции реформирования предприятий и иных коммерческих организаций, которая утверждена Постановлением Правительства РФ от 30.10.97 г. № 1773, в котором прямо указывается, что «необходимо поэтапно сокращать применение права хозяйственного ведения по отношению к предприятиям, находящимся в государственной и муниципальной собственности. Дальнейшее существование в российской экономике указанного правового института ведет к замедлению структурной перестройки, необходимой для экономического роста, концентрации промышленного капитала, а также служит препятствием для вертикальной и горизонтальной интеграции предприятий.

        В этой связи целесообразно:

      • прекратить создание унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, а также их реорганизацию путем разделения и выделения, если иное не предусмотрено действующим законодательством;
      • реорганизовать все унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, путем преобразования их в хозяйственные общества с закреплением в установленном порядке прав участия в уставном капитале таких обществ в собственности Российской Федерации, либо в федеральные казенные предприятия, либо в учреждения».

      Тем не менее, право хозяйственного ведения включено законодателем в ГК РФ. Конструкция права хозяйственного ведения, несмотря на все свои недостатки и противоречия, существует и работает. Представляется, что такая ситуация сохранится и в ближайшем обозримом будущем.

      [1] «Вестник ВАС РФ» 1997 г. № 7.

      [2] «Российская юстиция» 1997 г. № 1.

      [3] Комментарий к первой части ГК РФ под ред. проф.Садикова О.Н., М., «Юринформцентр», 1997 г.

      [4] Приложение к информационному письму ВАС РФ от 28 апреля 1997 г. № 13 — «Вестник ВАС РФ», 1997 г. № 7.

      [5] «СЗ РФ», 1994 г. № 5

      [6] «Вестник ВАС РФ» 1997 г. № 7.

      [7] «Вестник ВАС РФ», 1993 г. № 1.

      [8] «Ведомости ВС РФ», 1995 г., № 27.

      [9] Суханов Е.А. «Гражданский кодекс о юридических лицах «Вестник ВАС РФ», 1995 г. № 6.

      [10] Суханов Е.А. «Право хозяйственного ведения и право оперативного управления» «Экономика и жизнь», 1995 г. № 27.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *