Договор на аренду нежилого помещения по 44-фз

Договор на аренду нежилого помещения по 44-фз

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В соответствии с требованиями действующего законодательства государственное унитарное предприятие с 01.01.2017 осуществляет закупки в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ). Предприятию требуется арендовать помещение.
Вправе ли предприятие осуществить заключение указанного договора без проведения конкурентных закупочных процедур? В каком порядке должен заключаться договор на возмещение коммунальных услуг в арендуемых помещениях (условиями договора аренды предусмотрено заключение самостоятельного договора на возмещение коммунальных услуг)?
Вправе ли предприятие заключать договор аренды на основании п. 32 части 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ с учетом того, что данный пункт предусматривает нужды РФ, субъекта, муниципальные нужды, а предприятие является коммерческой организацией?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Государственное унитарное предприятие вправе заключить договор аренды нежилого помещения без проведения конкурентных процедур по указанному в вопросе основанию.
По нашему мнению, возмещение арендодателю затрат на оплату коммунальных услуг не подпадает под действие Закона N 44-ФЗ.

Обоснование позиции:
1. Согласно п. 32 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) к случаям, когда заказчик вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг (далее также — закупки) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя, далее — контрагент), относится аренда нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд, а также аренда жилых помещений, находящихся на территории иностранного государства, заказчиками, осуществляющими деятельность на территории иностранного государства.
Понятия федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд в Законе N 44-ФЗ не определены. Из п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ следует, что этот федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в части, касающейся в том числе заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), государственным, муниципальным унитарными предприятиями, за исключением отдельных федеральных государственных унитарных предприятий.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона N 44-ФЗ для целей этого Закона закупкой товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд признается совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом N 44-ФЗ порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.
В свою очередь, под заказчиком понимается как государственный или муниципальный заказчик, так и бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки в соответствии с ч.ч. 1 и 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ (п. 7 ст. 3 этого Закона).
По смыслу приведенных норм государственными нуждами являются потребности в товарах, работах или услугах, обеспечиваемые в том числе путем осуществления закупок государственными унитарными предприятиями (далее также — ГУП, предприятия).
Поэтому на предприятия распространяются в том числе положения ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, определяющие случаи, когда осуществление закупок возможно у единственного контрагента. Следовательно, несмотря на, что ГУП является коммерческой организацией, приобретение им в аренду нежилого помещения в целях применения Закона N 44-ФЗ может рассматриваться как направленное на обеспечение государственных нужд, а соответствующая закупка может быть осуществлена у единственного исполнителя на основании п. 32 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Этот вывод косвенно подтверждается письмом Минэкономразвития России от 01.12.2016 N Д28и-3257, в котором указано, что положения п.п. 23, 32 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ распространяются на всех заказчиков, осуществляющих закупки в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
2. Возмещение расходов на оплату коммунальных услуг в отношении помещений, переданных в аренду, не указано в Законе N 44-ФЗ в качестве самостоятельного основания для заключения договора с единственным контрагентом. Тем не менее представители Минэкономразвития России неоднократно высказывали мнение о том, что договор на возмещение затрат арендодателя (ссудодателя) на коммунальные и эксплуатационные услуги может быть заключен между этим лицом и арендатором (ссудополучателем) без проведения конкурентных процедур, в частности, в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, который предусматривает возможность заключить с единственным контрагентом договор об оказании услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ (смотрите, например, письма Минэкономразвития России от 25.10.2016 N Д28и-2921, от 09.09.2016 N Д28и-2356, от 08.09.2016 N Д28и-2470, от 15.07.2016 N Д28и-2521, от 20.05.2015 N Д28и-1442, от 30.04.2014 N Д28и-734). Из письма Минэкономразвития России от 20.05.2015 N Д28и-1442 также следует, что специалисты этого министерства считают возможным возмещение арендатором расходов арендодателя на оплату электрической энергии на основании п. 29 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, в соответствии с которым без проведения конкурентных процедур может быть заключен договор энергоснабжения или договор купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии.
Вместе с тем такой подход представляется необоснованным. Необходимость возмещения арендатором затрат на оплату коммунальных услуг в отношении помещений, переданных в аренду, которые несет арендодатель, следует из п. 2 ст. 616 ГК РФ, согласно которому арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды. Иными словами, обязанность арендатора по возмещению арендодателю расходов на содержание имущества, переданного в аренду, основана непосредственно на законе. Заключение договора о возмещении затрат на оплату коммунальных услуг в этой ситуации направлено на создание условий для пользования арендатором переданным ему имуществом в соответствии с его назначением. При этом заказчик не получает предоставления в неденежной форме, отличного от того, которое является предметом договора аренды. Соглашение о возмещении затрат на оплату коммунальных услуг по существу лишь определяет порядок, в соответствии с которым будет производиться расчет сумм расходов, подлежащих возмещению арендатором (смотрите также постановление ФАС Дальневосточного округа от 18.07.2008 N Ф03-А59/08-1/1985). При этом ни арендатор, ни арендодатель не поставляет другой стороне товар, не выполняет работу и не оказывает какой-либо услуги.
В связи с этим отметим, что особенность договора о возмещении расходов на коммунальные услуги, услуги связи состоит в том, что его предметом выступают не собственно эти услуги (поскольку они предоставляются арендодателю иными лицами на основании заключенных с ними соглашений), а именно порядок расчетов между лицом, которое фактически потребило услуги (арендатором), и лицом, которое приобрело их по договорам об оказании соответствующих услуг (арендодателем). Отношений же по оказанию услуг водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения, энергоснабжения и т.п. (подпадающих под регулирование п.п. 8 и 29 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ) при этом между арендатором и арендодателем не возникает независимо от указания на это в договорах аренды (смотрите, например, п. 22 Обзора практики разрешения споров, связанных с арендой, сообщенного информационным письмом Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66). Поэтому и оснований для заключения между этими лицами соответствующего контракта не имеется. Отметим также, что возможность осуществления закупки, направленной на приобретение услуг связи, п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ не предусматривает вовсе.
Наконец, нельзя не учитывать, что обязанность по возмещению расходов арендодателя возникает у арендатора перед определенным лицом, то есть заказчик не может определить иного лица в принципе. Поэтому мы полагаем, что отношения, связанные с возмещением предприятием, арендующим помещение в здании, расходов арендодателя (абонента по соответствующим договорам с ресурсоснабжающими организациями) по оплате коммунальных платежей, не подпадают под действие Закона N 44-ФЗ.
Отметим, что изложенная нами точка зрения относительно возмещения расходов арендодателя на оплату коммунальных услуг является нашим экспертным мнением, не подтвержденным напрямую правоприменительной практикой. Однако косвенное подтверждение этой правовой позиции можно обнаружить в судебной практике, касающейся применения Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который по сфере своего применения практически идентичен Закону N 44-ФЗ. При рассмотрении таких вопросов суды в различных ситуациях отмечали, что к отношениям по возмещению расходов, основанному на требованиях законодательства, нормы названного федерального закона не применимы (смотрите, например, постановления ФАС Уральского округа от 18.08.2011 N Ф09-5089/11, Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2013 N 06АП-4213/13, Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2012 N 05АП-8441/12).

Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:
— Энциклопедия решений. Возмещение заказчиками по Закону N 44-ФЗ коммунальных платежей третьим лицам.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

13 января 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Договор аренды нежилых помещений

Казенное учреждение планирует заключить договор аренды нежилых помещений с последующим выкупом, который также предусматривает передачу в аренду (дальнейший выкуп) оборудования. Правомерно ли в данном случае применение п. 31, 32 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ? В случае, если применение данных статей неправомерно, каким способом осуществить такую закупку в рамках Закона №44-ФЗ?

План-график составляйте по новым правилам, Правительство утвердило для него новую форму. Она потеряла целых 19 граф и это главное изменение. На примерах показали, как заполнить каждую графу. Самое сложное в заполнении то, что сведения из плана закупок больше подтягиваться не будут: план закупок отменили.

Пункты 31, 32 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ предусматривают заключение двух разных контрактов. Так если заказчику необходимо осуществить аренду нежилого помещения, то контракт заключается по п. 32 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Контракт по п. 31 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ можно заключить, если заказчику необходимо приобрести нежилое помещение.

Покупка оборудования должна осуществляться на общих основаниях в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ. На аренду оборудования с последующим выкупом (лизинг) заказчик может провести аукцион в электронной форме.

Контракт с единственным поставщиком

31. Закупка нежилого здания, строения, сооружения, помещения

Контракт заключают на основании:пункта 31 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Размещать извещение о закупке в ЕИС: не нужно.

Готовить отчет-обоснование: нужно.

Привлекать экспертов, экспертные организации: обязательно.

Уведомить контрольный орган: не нужно.

Заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком, если покупает для федеральных и муниципальных нужд, нужд субъекта РФ нежилые здания, строения, сооружения, помещения.

Конкретный объект закупки определяет орган власти. Для этого он издает решение:

  • о подготовке и реализации бюджетных инвестиций;
  • о предоставлении субсидий на капвложения для приобретения объектов недвижимого имущества в государственную или муниципальную собственность.
  • Такой порядок установлен постановлениями Правительства РФ от 9 января 2014 года № 13, 14, 15.

    Приобретать у единственного поставщика объекты незавершенного строительства, заключать контракт на строительство или договор долевого участия нельзя (письма Минэкономразвития России от 14 июня 2016 г. № Д28и-1610, от 3 августа 2015 г. № Д28и-2299).

    Ситуация: вправе ли заказчик приобрести нежилое здание, строение, сооружение, помещение в муниципальную собственность у единственного поставщика на основании пункта 31 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ

    Да, если соблюдены четыре условия:

  • предмет контракта – приобретение нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения;
  • имущество приобретают в муниципальную собственность;
  • у заказчика есть решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиций или решение о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений;
  • упомянутые в пункте 3 решения приняли в порядке, который установлен местной администрацией.
  • Такие разъяснения дало Минэкономразвития России в письме от 13 октября 2014 года № ОГ-Д28-7883.

    Определить и обосновать цену контракта заказчик вправе методом, который предусмотрен Законом № 44-ФЗ. Приоритетным считают метод сопоставимых рыночных цен.

    32. Аренда нежилого здания, строения, сооружения, помещения

    Контракт заключают на основании:пункта 32 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

    Размещать извещение в ЕИС: не нужно.

    Установить обеспечение контракта: не обязательно.

    Привлекать экспертов, экспертные организации: не обязательно.

    Включать в контракт расчет и обоснование цены: обязательно.

    Заказчик вправе заключить контракт с единственным исполнителем на аренду нежилого здания, строения, сооружения, помещения для федеральных нужд, нужд субъекта РФ или муниципалитета. А заказчики, которые находятся за границей, вправе арендовать жилые помещения на территории иностранных государств у единственного исполнителя.

    Ситуация: заказчик заключает контракт по пункту 32 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Какие условия о цене в него включить

    Включите в контракт условие о том, что:

  • цена является твердой и включает арендную плату и коммунальные расходы;
  • изменение цены возможно, если законодательство изменит регулируемые тарифы на коммунальные услуги.
  • Об этом сказано в пункте 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ.

    Заключение договора аренды по 44-ФЗ

    Наше казенное учреждение планирует заключить контракт с единственным поставщиком в на основании с п.32. ч1. ст.93 ФЗ-44 на аренду помещений. Арендуем у ОАО «Ростелеком, других вариантов в данном населенном пункте нет.1. Извещение на ОС не публикуется?2. Какой способ обоснования НМЦК аренды применить в данном случае, учитывая, что в доступных источниках ценовой информации нет.3. Какое основание лучше указать в отчете-обосновании «О невозможности закупки у ед. поставщика»?

    Воспользуйтесь сервисами Системы Госфинансы:

    Расчет нормы ГСМ

    Узнайте верный КБК

    Учетная политика для госсектора

    Основные средства: ОКОФ и амортизационные группы

    сообщаем следующее: 1. Нет, извещение не публикуется. Для заключения договора аренды следует составить отчет в произвольной форме с обоснованием невозможности или нецелесообразности применения конкурентных способов закупки, цены и иных существенных условий.

    2. НМЦК по услуге аренды помещения определяйте методом сопоставимых рыночных цен.

    — срочность закупки в связи с определенными обстоятельствами (например, затруднение ежедневной работы);

    — риск признания конкурентной процедуры несостоявшейся из-за отсутствия заинтересованности заключить контракт со стороны поставщиков. Например, из-за незначительной цены потенциальные поставщики могут не принимать участие в закупке;

    — отсутствие возможности получить экономию средств за счет проведения конкурентной закупки.

    Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

    1.Рекомендация: Как заключить договор аренды движимого и недвижимого имущества

    При заключении договора аренды учреждения должны действовать следующим образом. Казенные учреждения и бюджетные учреждения (в рамках деятельности на госзадании) должны применять порядок, установленный Законом о контрактной системе. Это прямо прописано в пункте 3 части 1 статьи 1 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Об особенностях применения этого закона при заключении договора аренды читайте ниже.

    Особенности проведения процедуры по Закону № 44-ФЗ

    Если учреждение применяет порядок, установленный Законом о контрактной системе, то при заключении договора аренды возможны следующие варианты:*

    Выбор способа закупки, в первую очередь, зависит от объекта аренды.

    По общему правилу выбирать арендодателя заказчик должен путем проведения конкурентной закупки – открытого конкурса, электронного аукциона или запроса котировок. Но при этом есть возможность заключить договор с единственным поставщиком. Остановимся на этом моменте поподробнее.

    Если заказчик планирует арендовать недвижимое имущество – нежилое здание или сооружение, и объект заранее известен, можно заключить контракт с единственным поставщиком по пункту 32 части 1 статьи 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Но в этом случае нужно будет обосновать выбор способа, цену и другие существенные условия. То есть выбор этого способа будет оправдан, если расходы на оплату контракта с выбранным единственным поставщиком будут ниже, чем при заключении договора аренды по итогам конкурентной закупки.*

    Внимание: если учреждение неубедительно обоснует заключение контракта с единственным поставщиком, контрольный орган может привлечь его к административной ответственности.

    Если же заказчик не несет дополнительных затрат, не привязан к месту и хочет выбрать одно из лучших предложений на рынке, то он проводит закупку в общем порядке одним из конкурентных способов. При этом в извещении и документации о закупке (например, в техническом задании) он должен точно и подробно описать свои потребности. Это все, что касается недвижимости в виде нежилых зданий и сооружений.

    Смотрите так же:  Проверка осаго по vin

    Для заключения договоров аренды жилых помещений и движимого имущества (например, автомобилей, оборудования) никаких исключений Законом о контрактной системе не предусмотрено. Такую закупку проводите в общем порядке конкурентным способом. Для того чтобы впоследствии объект аренды удовлетворял потребности заказчика, нужно подробно и четко описать его в техническом задании.

    Если же начальная (максимальная) цена контракта не превышает 100 000 или 400 000 руб., то заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком в рамках малых закупок. В этом случае при заключении контракта обосновывать выбор способа и цену не нужно. Вместе с тем, такое обоснование должно быть выполнено при формировании плана-графика закупок. Это следует из части 3 статьи 18 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

    Далее рассмотрим основные моменты, на которые нужно обратить внимание при заключении договора аренды.

    Договор аренды заключайте в письменной форме (п. 1 ст. 609 ГК РФ). Кроме того, к договорам, заключенных в рамках Закона о контрактной системе, применяются повышенные требования. Например, условия договора можно изменить только в строго установленных законом случаях. Порядок изменения условий приведен в таблице.

    Если по договору аренды учреждению передано недвижимое имущество, то такой договор, заключенный на срок от одного года и выше, подлежит обязательной госрегистрации (п. 2 ст. 609 и п. 2 ст. 651 ГК РФ, п. 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11 января 2002 г. № 66). Причем договор считается заключенным с момента такой регистрации (п. 2 ст. 651 ГК РФ).

    Главбух советует: Для того чтобы избежать регистрации договора аренды, заключите соглашение на срок менее года (п. 2 ст. 609, п. 2 ст. 651 ГК РФ).

    Такой порядок следует из положений пункта 1 статьи 9, статьи 26 Закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ и пункта 5.1.1положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 г. № 457.

    В то же время, если право на недвижимое имущество ранее было зарегистрировано за арендодателем, представление кадастрового паспорта на объект аренды не обязательно. Можно представить другой документ, содержащий графическое и (или) словесное описание полученного в аренду объекта недвижимости (например, удостоверенный сторонами графический план объекта аренды). В таких случаях отказ в регистрации договора аренды не допускается (п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 17 ноября 2011 г. № 73).

    За госрегистрацию договора аренды необходимо заплатить госпошлину. Ее размер составляет для граждан 2000 руб., для учреждений – 22 000 руб. (подп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

    Срок аренды имущества указывается в договоре (п. 1 ст. 610 ГК РФ). Если такого срока в договоре нет, то он считается неопределенным.* В этом случае и арендатор, и арендодатель вправе в любое время отказаться от договора аренды. Об этом говорится в пункте 2 статьи 610 Гражданского кодекса РФ.

    Для отдельных видов имущества (видов аренды) законодательством введены ограничения по сроку аренды. Например, земельные участки, относящиеся к государственной собственности, могут быть арендованы под недвижимость на срок не более 49 лет (абз. 3 п. 3 ст. 28 Закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ). Поэтому, если в договоре аренды такого имущества не указан срок аренды и стороны не отказались от его исполнения, договор прекращается по истечении предельного срока. Такой порядок предусмотрен пунктом 3 статьи 610 Гражданского кодекса РФ.

    Внимание: казенное учреждение может заключить договор аренды на срок не более трех лет.* Так, если учреждению доведены ЛБО на текущий год и плановый период, то есть на три года, то заключить договор аренды сроком на 49 лет нельзя. Максимальный срок – три года.

    2.Рекомендация: Как для целей проведения закупки товаров (работ, услуг) определить начальную (максимальную) цену контракта

  • тарифный;
  • проектно-сметный;
  • затратный.
  • Данный перечень приведен в части 1 статьи 22 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

    На федеральном уровне начальную (максимальную) цену контракта определяйте с учетом Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. № 567. Орган исполнительной власти субъекта РФ вправе разработать дополнительные методические рекомендации для определения начальных (максимальных) цен контрактов для обеспечения нужд субъекта РФ. Об этом сказано в частях 20–20.1 статьи 22 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

    Однако указанные методические рекомендации не являются нормативно-правовым актом, обязательным к исполнению.* Они не могут использоваться органами контроля для проверки деятельности заказчика. Поэтому методические рекомендации применяйте с учетом особенностей финансово-хозяйственной деятельности и специфики закупаемого товара, работы, услуги.

    Приоритетным является метод сопоставимых цен (анализа рынка). Об этом сказано в части 6 статьи 22 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

    Использование других методов определения начальной (максимальной) цены контракта допускается только в установленных законодательством случаях.*

    Максим Чемерисов, директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

    Дополнительно по данному вопросу:

    Контракт на аренду нежилого помещения

    Вопрос

    Вправе ли казенное унитарное предприятие субъекта Российской Федерации, осуществляющее свою деятельность полностью за счет внебюджетных средств, полученных от приносящей доход деятельности, заключить контракт в соответствии с пунктом 32 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ на аренду нежилого помещения для обеспечения собственных нужд (в коммерческих целях)?

    Как составить план?график 2020 по новым правилам

    Да, вправе. Право на заключение такого контракта предоставлено всем заказчикам Закона № 44-ФЗ.

    Согласно п. 7 ст. 3 Закона № 44-ФЗ заказчик — государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 Закона № 44-ФЗ бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки.

    Согласно п. 1 ст. 113 ГК РФ унитарное предприятие это организационно-правовая форма государственных и муниципальных предприятий.

    В свою очередь, в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях (Закон № 161-ФЗ), на базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное казенное предприятие (казенное предприятие).

    Таким образом, казенное предприятие это государственное или муниципальное казенное предприятие, которое основано на праве оперативного управления и которое имеет организационно-правовую форму – унитарное предприятие.

    Поэтому на него также будет распространяться действие п. 32 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

    Порядок заключения договора аренды на сумму свыше 100000 рублей

    Бюджетному учреждению необходимо заключить договор аренды на сумму свыше 100 тысяч рублей (включая расходы на возмещение затрат по оплате тепловой и электроэнергии, горячего и холодного водоснабжения арендодателю). По какому основанию статьи 93 можно заключить данный договор?

    Договор аренды нежилого помещения на сумму свыше 100 тыс. рублей заказчик вправе заключить с единственным поставщиком по пункту 32 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

    При этом, если заказчик арендует помещения по пункту 32 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Владелец помещения проводит капитальный ремонт, а заказчик обязан проводить текущий ремонт и платить за содержание помещения. Однако в контракте можете прописать другие условия. Такой вывод следует из пунктов 1 и 2 статьи 616 Гражданского кодекса.

    Чтобы избежать конфликтов, напишите в контракте, кто из сторон оплачивает коммунальные услуги и платит за содержание помещения. Если платит владелец и необходимо компенсировать траты, пропишите в контракте, что возместите расходы на основании платежек. Расходы можно включить как в стоимость арендной платы, так и в оплату отдельными счетами по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

    Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Госзаказ

    Как закупить услуги по аренде помещений

    Заказчики закупают услуги по аренде помещений конкурентным способом либо заключают контракт с единственным поставщиком. При этом не все конкурентные процедуры подходят для аренды, а оснований заключить прямой контракт всего три. Важно не ошибиться не только в выборе способа закупки – заказчики должны корректно рассчитать и обосновать НМЦК, описать объект закупки, заполнить контракт. Расскажем подробнее, как заключить контракт аренды без ошибок.

    Каким способом закупить аренду помещений

    Какими способами закупить аренду помещений

    Когда закупаете услуги аренды помещений, проведите конкурентную закупку – электронный аукцион или запрос котировок, либо заключите контракт с единственным поставщиком.

    Конкурентные закупки. Заказчик обязан провести аукцион, если объект закупки входит в аукционный перечень. Услуги аренды закупают по коду ОКПД2 68 «Услуги по операциям с недвижимым имуществом». Данный ОКПД2 попадает в аукционный перечень. В то же время Закон № 44-ФЗ позволяет вместо электронного аукциона провести запрос котировок, запрос предложений или закупку у едпоставщика. При этом заказчик должен соблюдать основания для перечисленных способов закупки. В частности, запрос предложений провести не получится, поскольку данную процедуру объявляют в определенных случаях, куда аренда не попадает. Такие правила установлены в части 2 статьи 59 Закона № 44-ФЗ.

    Контракт с едпоставщиком. Когда закупаете нежилое помещение, вы вправе заключить контракт с единственным поставщиком по пункту 32 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Использовать пункт 32 при закупке жилых помещений вправе только заказчики, которые находятся на территории иностранного государства и арендуют помещение также за границей.

    И жилое и нежилое помещение заказчик вправе арендовать у единственного поставщика в рамках малых закупок. То есть вы вправе заключить контракт по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ – при цене до 100 000 руб. или по пункту 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ – при цене до 400 000 руб. При этом соблюдайте ограничения.

    Если решили заключать контракт с едпоставщиком по пункту 32 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, составьте и разместите в ЕИС отчет о том, что использовать другие способы закупок невозможно или нецелесообразно. При малых закупках готовить отчет не нужно.

    Ситуация: можно ли заключить договор аренды жилого помещения для специалистов по пункту 32 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ

    Нет. Арендуйте жилое помещение для специалистов на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ или проведите конкурентную закупку. В пункте 32 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ речь идет об аренде нежилого помещения для федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципалитетов.

    Ситуация: могут ли бюджетные учреждения заключать контракты по пункту 32 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ

    Да, могут. Договоры аренды вправе заключать не только казенные учреждения и другие участники бюджетного процесса, но и бюджетные учреждения. Ведь в понимании Закона № 44-ФЗ все заказчики проводят закупки для обеспечения государственных (муниципальных) нужд. Такие разъяснения специалисты Минэкономразвития дали в письме от 2 марта 2015 года № Д28и-392.

    Ситуация: вправе ли заказчик заключить контракт с едпоставщиком на аренду нежилой площади на территории иностранного государства по пункту 32 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ

    Да, вправе. В отличие от жилых, для нежилых помещений положениями пункта 32 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ не установлены ограничения в части местонахождения помещения.

    Какие условия включить в контракт

    Какие условия включить в контракт при закупке аренды помещений

    Контракт заключайте на условиях, которые предусмотрели в извещении, документации и которые победитель указал в заявке, если проводили конкурентную закупку. Включите в контракт условие о том, что цена твердая. Если не хотите включать в цену контракта коммунальные платежи, пропишите условие, например, так:

    Если хотите включить в цену контракта коммуналку, в контракте пропишите условие:

    Также предусмотрите в контракте сроки, в которые арендатор передаст объект закупки, и порядок оплаты.

    Условие о сроках:

    Условие о порядке оплаты:

    В контракт с единственным поставщиком по пункту 32 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ включите расчет и обоснование цены. Оформить расчет и обоснование можно в виде приложения к контракту.

    Допустим, заказчик включил в цену контракта коммунальные платежи. Тогда можно прописать в проекте контракта условие об изменении цены, если законодательство изменит регулируемые тарифы на коммунальные услуги (п. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).

    Пример: о праве изменить условия контракта

    Заказчик включил в стоимость контракта по аренде помещения коммунальные платежи. В контракте заказчик прописал условие:

    «Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:

    а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;

    б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10 процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на 10 процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на 10 процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара, работы или услуги или цена единицы товара, работы или услуги при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара, работы или услуги должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара, работы или услуги;

    в) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги».

    Ситуация: могут ли стороны пролонгировать договор аренды, который заключили по пункту 32 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ

    Нет. Закон № 44-ФЗ не предусматривает возможности пролонгировать контракт (письмо Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 г. № Д28и-3772).

    Ситуация: нужно ли размещать сведения о контракте по пункту 32 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ на сумму до 100 000 руб. в реестре контрактов

    Да, нужно, вне зависимости от цены контракта. В части 1 статьи 103 Закона № 44-ФЗ нет исключения для закупок у единственного поставщика по пункту 32 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Кроме того, заказчик размещает в ЕИС и отчет об исполнении контракта (ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).

    Ситуация: вправе ли заказчик заключить договор субаренды с единственным поставщиком по пункту 32 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ

    Да, вправе. К договорам субаренды применяют правила о договорах аренды, если иное не установлено законом или другими правовыми актами. Об этом сказано в статье 615 Гражданского кодекса. Такой же позиции придерживаются специалисты Минэкономразвития в письме от 5 февраля 2016 года № Д28и-381.

    Как закупить коммунальные услуги и оплатить содержание помещений

    Закон № 44-ФЗ позволяет закупить воду, тепло, электричество, газ у единственного поставщика. Приобретать коммуналку конкурентными способами зачастую бессмысленно, поскольку услуги оказывает конкретный исполнитель. За содержание арендованных помещений платят как собственники, так и пользователи. Чтобы избежать конфликта, предусмотрите в контракте, кто оплатит коммунальные счета.

    Расскажем, на каких условиях покупать коммунальные услуги и как возместить расходы на содержание помещений.

    Как возместить расходы владельцу помещения

    Как возместить расходы владельцу помещения, которое находится в аренде или безвозмездном пользовании

    Заказчик, который берет помещение в аренду, вправе возмещать арендодателю расходы на коммунальные услуги и содержание помещения. Такой позиции придерживается Минэкономразвития в письме от 20 мая 2015 года № Д28и-1442.

    Заказчик арендует помещения по пункту 32 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Владелец помещения проводит капитальный ремонт, а заказчик обязан проводить текущий ремонт и платить за содержание помещения. Однако в контракте можете прописать другие условия. Такой вывод следует из пунктов 1 и 2 статьи 616 Гражданского кодекса.

    Если получили помещение в безвозмездное пользование, то обязаны проводить капитальный и текущий ремонт и содержать имущество. Однако в контракте вправе указать, что это обязанности собственника (ст. 695 ГК РФ).

    Если за содержание имущества и коммунальные услуги платит собственник и необходимо возместить его расходы, включите такое условие в договор безвозмездного пользования помещениями. Основанием для платежа будут договоры с поставщиками услуг. Расходы возмещайте отдельными счетами по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

    Ситуация: можно ли возмещать собственнику помещения расходы на коммуналку по пунктам 1 или 8 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ

    Нет, нельзя. Контракты по пунктам 1 и 8 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ заключайте с коммунальными предприятиями на поставку ресурсов. А трехсторонних договоров – заказчик, собственник помещения, ресурсоснабжающая организация – Закон № 44-ФЗ не предусматривает. Вывод подтверждает Минэкономразвития в письме от 17 июня 2016 года № ОГ-Д28-7625.

    Ситуация: вправе ли заказчик закупать коммунальные услуги у едпоставщика по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, если владеет помещением на праве хозяйственного ведения

    Да, в этом случае заказчик вправе закупать коммунальные услуги и услуги по содержанию помещений по пунктам 1, 4, 8 и 29 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Такой позиции придерживается Минэкономразвития в письме от 31 марта 2017 г. № ОГ-Д28-4013.

    Подпадает ли процедура сдачи в аренду помещения под действие 44-ФЗ?

    Наша организация является федеральным государственным бюджетным учреждением. Мы имеет помещение, которое сдаем в аренду. Срок аренды заканчивается в 2017 году. Планируем снова сдать в аренду. Подпадает ли эта процедура под действие 44-ФЗ? Если, да, то по какой статье?

    Смотрите так же:  Льготы на проезд в московской области 2020

    Если ФГБУ не закупает, а сдает в аренду, то положения Закона № 44-ФЗ не применяются.

    Заключение договоров аренды в соответствии с законами о контрактной системе и № 223-ФЗ

    Автор в своей статье отвечает на следующие вопросы, связанные с заключением договоров аренды:

    Госзакупки.ру

    Читайте в № 11, 2020

    Бесплатные вебинары в сфере закупок:

    • 22 ноября 2020
      Реестр недобросовестных поставщиков
    • 28 ноября 2020
      «Как описать объект закупки»
    • 4 декабря 2020
      «Документация о закупке: состав, требования, сроки хранения»
    • 6 декабря 2020
      «Какие бывают закупки и их основные различия»
    • 13 декабря 2020
      Как стать единственным поставщиком в соответствии со статьей 93 Закона 44-ФЗ
    • Курс профпереподготовки
      «Профессиональное управление закупками (520 часов) с изменениями 2020 года»
    • Профпереподготовка по 44-ФЗ
      с изменениями 2020 года (250 часов)
    • Повышение квалификации
      Управление закупками с изменениями 2020 года (120 часов)
    • Повышение квалификации
      по 223-ФЗ с изменениями 2020 года (120 часов)
    • Повышение квалификации
      по ЕИС с изменениями 2020 года (56 часов)
    • Повышение квалификации
      «Управление закупками в ГОЗ» (120 часов)
    • Повышение квалификации
      «Участие в закупках» (72 часов)
    • © 2011–2020 ООО «МЦФЭР»

      Настоящий сайт не является средством массовой информации. В качестве печатного СМИ журнал «Госзакупки.ру» зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-70020 от 31.05.2017.

      Журнал «Госзакупки.ру» — основной журнал для специалистов в сфере госзаказа.

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Госзакупки.ру». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Выселение. Приватизация. Перепланировка. Затопление. Ипотека. ИЖС

      Договор на аренду нежилых помещений (44-ФЗ) (примерная форма). Договор на аренду нежилых помещений (44-ФЗ) (примерная форма) Договор аренды 44 фз

      1. Заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество:

      1) на основании международных договоров Российской Федерации (в том числе межправительственных соглашений), федеральных законов, устанавливающих иной порядок распоряжения этим имуществом, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации, решений суда, вступивших в законную силу;

      2) государственным органам, органам местного самоуправления, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации;

      3) государственным и муниципальным учреждениям;

      4) некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

      5) адвокатским, нотариальным, торгово-промышленным палатам;

      6) медицинским организациям, организациям, осуществляющим образовательную деятельность;

      7) для размещения сетей связи, объектов почтовой связи;

      8) лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, лицу, которому присвоен статус единой теплоснабжающей организации в ценовых зонах теплоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ «О теплоснабжении»;

      10) лицу, с которым заключен государственный или муниципальный контракт по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», если предоставление указанных прав было предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе для целей исполнения этого государственного или муниципального контракта, либо лицу, с которым государственным или муниципальным автономным учреждением заключен договор по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», если предоставление указанных прав было предусмотрено документацией о закупке для целей исполнения этого договора. Срок предоставления указанных прав на такое имущество не может превышать срок исполнения государственного или муниципального контракта либо договора;

      11) на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается);

      12) взамен недвижимого имущества, права в отношении которого прекращаются в связи со сносом или с реконструкцией здания, строения, сооружения, которыми или частью которых является такое недвижимое имущество, либо в связи с предоставлением прав на такое недвижимое имущество государственным или муниципальным организациям, осуществляющим образовательную деятельность, медицинским организациям. При этом недвижимое имущество, права на которое предоставляются, должно быть равнозначным ранее имевшемуся недвижимому имуществу по месту расположения, площади и определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность, стоимости. Условия , при которых недвижимое имущество признается равнозначным ранее имевшемуся недвижимому имуществу, устанавливаются федеральным антимонопольным органом;

      13) правопреемнику приватизированного унитарного предприятия в случае, если такое имущество не включено в состав подлежащих приватизации активов приватизированного унитарного предприятия, но технологически и функционально связано с приватизированным имуществом и отнесено федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается, или к объектам, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности;

      14) являющееся частью или частями помещения, здания, строения или сооружения, если общая площадь передаваемого имущества составляет не более чем двадцать квадратных метров и не превышает десять процентов площади соответствующего помещения, здания, строения или сооружения, права на которые принадлежат лицу, передающему такое имущество;

      15) лицу, подавшему единственную заявку на участие в конкурсе или аукционе, в случае, если указанная заявка соответствует требованиям и условиям, предусмотренным конкурсной документацией или документацией об аукционе, а также лицу, признанному единственным участником конкурса или аукциона, на условиях и по цене, которые предусмотрены заявкой на участие в конкурсе или аукционе и конкурсной документацией или документацией об аукционе, но по цене не менее начальной (минимальной) цены договора (лота), указанной в извещении о проведении конкурса или аукциона. При этом для организатора торгов заключение предусмотренных настоящей частью договоров в этих случаях является обязательным;

      16) передаваемое в субаренду или в безвозмездное пользование лицом, которому права владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества предоставлены по результатам проведения торгов или в случае, если такие торги признаны несостоявшимися, либо в случае, если указанные права предоставлены на основании государственного или муниципального контракта или на основании пункта 1 настоящей части.

      2. Указанный в части 1 настоящей статьи порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве.

      (см. текст в предыдущей редакции)

      3. В порядке, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении:

      1) государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям;

      2) государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями;

      3) государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления.

      3.1. Заключение договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества государственных или муниципальных образовательных организаций, являющихся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, бюджетных и автономных научных учреждений осуществляется без проведения конкурсов или аукционов в порядке и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих требований:

      1) арендаторами являются хозяйственные общества, созданные учреждениями, указанными в абзаце первом настоящей части;

      2) деятельность арендаторов заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), право использования которых внесено в качестве вклада в их уставные капиталы;

      3) договорами аренды устанавливается запрет на сдачу в субаренду этого имущества, предоставленного хозяйственным обществам по таким договорам аренды, передачу хозяйственными обществами своих прав и обязанностей по таким договорам аренды другим лицам, предоставление этого имущества в безвозмездное пользование, залог таких арендных прав.

      3.2. Заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования в отношении государственного или муниципального имущества государственных или муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется без проведения конкурсов или аукционов в случае заключения этих договоров с:

      1) медицинскими организациями для охраны здоровья обучающихся и работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

      2) организациями общественного питания для создания необходимых условий для организации питания обучающихся и работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

      3) физкультурно-спортивными организациями для создания условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом.

      5. Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.

      5.1. В соответствии с частью 6 настоящей статьи извещение о проведении конкурса размещается не менее чем за тридцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе, извещение о проведении аукциона размещается не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в аукционе.

      6. С 1 января 2011 года информация о проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в

      Как правильно заключать договоры аренды недвижимого имущества в рамках действия 44-фз? Планируем заключать договоры аренды (примерно в количестве 400 шт) по фактическому размещению наших телефонных станций (перенесение любой телефонной станции в иное место — связано с большими, а иногда с огромными денежными затратами).

      Ответ

      Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

      С 1 июля 2020 года по 1 января 2020 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2020 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
      Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

      В данном случаи полагаем, что заказчик вправе заключить договора на основании п.32 ч.1 ст.93. Для этого нужно включить их в план закупок и план-график . В плане закупок вы можете указать эти закупки одной строкой в пределах всего объема финансового обеспечения, а в плане-графике эту строку разбить до 400 позиций.

      Каким способом осуществлять закупку услуг по предоставлению в аренду недвижимости?

      Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

      В соответствии с п. 32 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ заказчик имеет право заключить контракт с единственным исполнителем на аренду нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд, а также аренду жилых помещений, находящихся на территории иностранного государства, заказчиками, осуществляющими деятельность на территории иностранного государства.

      Если заказчик решит заключить контракт в соответствии с данным пунктом, то:

    • заказчику необходимо в документально оформленном отчете обосновать невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта;
    • контракт должен содержать расчет и обоснование цены контракта.
    • Также заказчик может провести электронный аукцион , так как аренда недвижимости относится к коду ОКПД 2 68 «Услуги по операциям с недвижимым имуществом», включенному в Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утвержденный распоряжением Правительства РФ от 21 марта 2016 г. № 471-р.

      Следует отметить, что заказчик может провести запрос котировок , если начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей. При этом нужно учесть, что в соответствии с ч. 2 ст. 72 Закона № 44-ФЗ годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем сто миллионов рублей.

      Может ли бюджетное учреждение, осуществляющее деятельность по оказанию государственных услуг, заключить контракт на аренду нежилых помещений с единственным поставщиком в соответствии с п. 32 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе?

      В соответствии с п. 32 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ » О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд » (далее — Закон № 44-ФЗ) заказчики имеют право заключить контракты на:

      Аренду нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд;

      Аренду жилых помещений, находящихся на территории иностранного государства, заказчиками, осуществляющими деятельность на территории иностранного государства.

      Таким образом, если контракт на аренду нежилых помещений заключается для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд, то бюджетное учреждение вправе руководствоваться положениями п. 32 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

      Журнал «Госзакупки.ру» – это журнал, на страницах которого практические разъяснения дают ведущие эксперты отрасли, а материалы готовятся при участии специалистов ФАС и Минфина. Все статьи журнала – это высшая степень достоверности.

      Самый простой — аренда у единственного поставщика, это сэкономит время. Однако на проведение такой закупки есть ограничения. В этом случае вы можете арендовать имущество путем проведения аукциона, конкурса или запроса котировок.

      Процессы заключения договоров на аренду и иных договоров в целом не отличаются. Нужно включить . Если аренда недвижимости у единственного поставщика — включить в договор обязательные условия. При конкурентной закупке или документацию. Если это , вам нужно соблюсти годовые лимиты.

      Как выбрать способ закупки аренды

      Для аренды имущества вы можете провести конкурентную процедуру (аукцион, конкурс, запросы котировок и предложений) или заключить контракт с единственным поставщиком.

      Последний вариант самый быстрый, однако без ограничений по цене вы можете это сделать исключительно при аренде нежилых помещений, зданий или сооружений (п. 32 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).

      Для аренды иных объектов вы можете заключить контракт с единственным поставщиком только до 100 тыс. руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ), а если относитесь к заказчикам, перечисленным в п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, — до 400 тыс. руб.

      Если вы не можете провести закупку у единственного поставщика, то вам придется провести конкурентную процедуру. Однако и здесь есть особенности.

      Электронный аукцион вы можете провести в любой ситуации.

      Запрос котировок возможен только при НМЦК до 500 тыс. руб.

      ) проводится только после одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта или несостоявшегося аукциона (конкурса), в результате которого не был заключен контракт.

      Конкурс вы можете выбрать, если объект закупки не входит в аукционный перечень (ч. 2 ст. 59, ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ). Это значит, что таким образом вы можете арендовать только движимое имущество, так как услуги по аренде недвижимости входят в этот перечень. Однако на практике проведение конкурса редко бывает оправданным для закупки услуг аренды из-за продолжительных сроков процедуры и необходимости установить критерии, по которым будут оценивать заявки участников.

      Как заключить контракт с единственным поставщиком на аренду нежилого помещения, здания или сооружения

      Чтобы заключить контракт с единственным поставщиком по п. 32 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, нужно внести позицию в план закупок и план-график. Обратите внимание, что такую закупку нужно предусмотреть отдельной позицией в плане-графике, так как она не относится к особым.

      Далее обоснуйте выбор способа закупки, то есть объясните, почему нельзя провести конкурентную процедуру и обосновать цену контракта. В качестве причин вы можете указать, например, расположение объекта и иные его особенности. Если вы арендуете это здание или помещение уже несколько лет, дополнительным аргументом против конкурентных закупок могут стать затраты на возможный переезд.

      В завершение включите в проект контракта расчет и обоснование его цены (извещение о закупке при заключении контракта составлять не нужно), заключите контракт и зарегистрируйте его в Росреестре, если арендуете помещение не менее чем на один год (п. 2 ст. 609 ГК РФ).

      Как провести закупку аренды малого объема

      Провести вы можете, если цена аренды:

    • до 100 тыс. руб. При этом общегодовой объем таких закупок должен быть не более 2 млн руб. или 5% от СГОЗ и не превышать 50 млн руб.;
    • 400 тыс. руб. При этом общегодовой объем таких закупок должен составлять не более 50% СГОЗ и не превышать 20 млн руб. По этой цене малую закупку могут проводить только заказчики-учреждения культуры, образовательные, социальные и спортивные организации (п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).
    • Если вы превысите эти лимиты, вас оштрафуют за неверно выбранный способ закупки (ч. 1, 2 ст. 7.29 КоАП РФ). Поэтому первое, что нужно сделать при закупке малого объема — рассчитать СГОЗ.

      Если вы убедились, что вы можете заключить контракт по этим основаниям, внесите позицию в план закупок и план-график.

      Такой контракт вы сможете заключить в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом РФ (ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Готовить извещение и обоснование закупки у единственного поставщика не нужно.

      Как заключить контракт на аренду путем проведения аукциона

      Аукцион на закупку услуг аренды проводится так же, как и аукционы по другим видам закупок. Для этого нужно:

      • включить позицию в план закупок и план-график;
      • подготовить документацию о проведении аукциона и разместить ее в ЕИС;
      • провести аукцион;
      • заключить контракт с победителем аукциона, который предложил минимальную цену и соответствует требованиям аукционной документации и Закона N 44-ФЗ;
      • Как заключить контракт на аренду путем запроса котировок

        Чтобы заключить контракт по результатам запроса котировок, нужно:

      • запланировать закупку. Убедитесь, что вы можете провести запрос котировок, то есть НМЦК не более 500 тыс. руб., а годовой объем котировок не превышает 10% СГОЗ или 100 млн руб.;
      • подготовить извещение о запросе котировок и разместить его в ЕИС;
      • или запрос котировок в электронной форме;
      • заключить контракт с победителем, который предложил минимальную цену контракта и соответствует требованиям извещения и Закона N 44-ФЗ (ч. 6 ст. 78 Закона N 44-ФЗ). Для этого внесите в проект контракта условия его исполнения из извещения и цену, предложенную победителем, и передайте этот проект победителю вместе с протоколом рассмотрения и оценки заявок. Победитель подпишет контракт и вернет вам для подписи;
      • направить данные в реестр контрактов в течение пяти рабочих дней после заключения контракта (ч. 3 ст. 103 Закона N 44-ФЗ).
      • Как заключить контракт на аренду по результатам конкурса

        Вы можете заключить контракт на аренду по результатам конкурса, только если вам нужно арендовать движимое имущество. Выбирайте этот способ закупки, если вам важно оценить не только цену контракта.

        Чтобы провести конкурс:

      • включите позицию в план закупок и план-график;
      • продумайте, какие критерии оценки заявок участников вам нужно установить, составьте документацию и разместите ее в ЕИС;
      • проведите конкурс и определите победителя (ст. 53 Закона N 44-ФЗ);
      • подпишите контракт не позднее чем через 20 дней с размещения финального протокола в ЕИС (ч. 2 ст. 54 Закона N 44-ФЗ);
      • направьте данные в реестр контрактов в течение пяти рабочих дней после заключения контракта (ч. 3 ст. 103 Закона N 44-ФЗ).
      • В соответствии с требованиями действующего законодательства государственное унитарное предприятие с 01.01.2017 осуществляет закупки в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ). Предприятию требуется арендовать помещение.
        Вправе ли предприятие осуществить заключение указанного договора без проведения конкурентных закупочных процедур? В каком порядке должен заключаться договор на возмещение коммунальных услуг в арендуемых помещениях (условиями договора аренды предусмотрено заключение самостоятельного договора на возмещение коммунальных услуг)?
        Вправе ли предприятие заключать договор аренды на основании п. 32 части 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ с учетом того, что данный пункт предусматривает нужды РФ, субъекта, муниципальные нужды, а предприятие является коммерческой организацией?

        По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
        Государственное унитарное предприятие вправе заключить договор аренды нежилого помещения без проведения конкурентных процедур по указанному в вопросе основанию.
        По нашему мнению, возмещение арендодателю затрат на оплату коммунальных услуг не подпадает под действие N 44-ФЗ.

        Обоснование позиции:
        1. Согласно Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) к случаям, когда заказчик вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг (далее также — закупки) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя, далее — контрагент), относится аренда нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд, а также аренда жилых помещений, находящихся на территории иностранного государства, заказчиками, осуществляющими деятельность на территории иностранного государства.
        Понятия федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд в N 44-ФЗ не определены. Из Закона N 44-ФЗ следует, что этот федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в части, касающейся в том числе заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), государственным, муниципальным унитарными предприятиями, за исключением отдельных федеральных государственных унитарных предприятий.
        В соответствии с Закона N 44-ФЗ для целей этого Закона закупкой товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд признается совокупность действий, осуществляемых в установленном N 44-ФЗ порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.
        В свою очередь, под заказчиком понимается как государственный или муниципальный заказчик, так и бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки в соответствии с ч. и Закона N 44-ФЗ (п. 7 ст. 3 этого Закона).
        По смыслу приведенных норм государственными нуждами являются потребности в товарах, работах или услугах, обеспечиваемые в том числе путем осуществления закупок государственными унитарными предприятиями (далее также — ГУП, предприятия).
        Поэтому на предприятия распространяются в том числе положения Закона N 44-ФЗ, определяющие случаи, когда осуществление закупок возможно у единственного контрагента. Следовательно, несмотря на, что ГУП является коммерческой организацией, приобретение им в аренду нежилого помещения в целях применения N 44-ФЗ может рассматриваться как направленное на обеспечение государственных нужд, а соответствующая закупка может быть осуществлена у единственного исполнителя на основании Закона N 44-ФЗ.
        Этот вывод косвенно подтверждается Минэкономразвития России от 01.12.2016 N Д28и-3257, в котором указано, что положения , Закона N 44-ФЗ распространяются на всех заказчиков, осуществляющих закупки в соответствии с N 44-ФЗ.
        2. Возмещение расходов на оплату коммунальных услуг в отношении помещений, переданных в аренду, не указано в N 44-ФЗ в качестве самостоятельного основания для заключения договора с единственным контрагентом. Тем не менее представители Минэкономразвития России неоднократно высказывали мнение о том, что договор на возмещение затрат арендодателя (ссудодателя) на коммунальные и эксплуатационные услуги может быть заключен между этим лицом и арендатором (ссудополучателем) без проведения конкурентных процедур, в частности, в соответствии с Закона N 44-ФЗ, который предусматривает возможность заключить с единственным контрагентом договор об оказании услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ (смотрите, например, Минэкономразвития России от 25.10.2016 N Д28и-2921, от 09.09.2016 N , от 08.09.2016 N , от 15.07.2016 N , от 20.05.2015 N , от 30.04.2014 N ). Из Минэкономразвития России от 20.05.2015 N Д28и-1442 также следует, что специалисты этого министерства считают возможным возмещение арендатором расходов арендодателя на оплату электрической энергии на основании Закона N 44-ФЗ, в соответствии с которым без проведения конкурентных процедур может быть заключен договор энергоснабжения или договор купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии.
        Вместе с тем такой подход представляется необоснованным. Необходимость возмещения арендатором затрат на оплату коммунальных услуг в отношении помещений, переданных в аренду, которые несет арендодатель, следует из ГК РФ, согласно которому арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды. Иными словами, обязанность арендатора по возмещению арендодателю расходов на содержание имущества, переданного в аренду, основана непосредственно на законе. Заключение договора о возмещении затрат на оплату коммунальных услуг в этой ситуации направлено на создание условий для пользования арендатором переданным ему имуществом в соответствии с его назначением. При этом заказчик не получает предоставления в неденежной форме, отличного от того, которое является предметом договора аренды. Соглашение о возмещении затрат на оплату коммунальных услуг по существу лишь определяет порядок, в соответствии с которым будет производиться расчет сумм расходов, подлежащих возмещению арендатором (смотрите также ФАС Дальневосточного округа от 18.07.2008 N Ф03-А59/08-1/1985). При этом ни арендатор, ни арендодатель не поставляет другой стороне товар, не выполняет работу и не оказывает какой-либо услуги.
        В связи с этим отметим, что особенность договора о возмещении расходов на коммунальные услуги, услуги связи состоит в том, что его предметом выступают не собственно эти услуги (поскольку они предоставляются арендодателю иными лицами на основании заключенных с ними соглашений), а именно порядок расчетов между лицом, которое фактически потребило услуги (арендатором), и лицом, которое приобрело их по договорам об оказании соответствующих услуг (арендодателем). Отношений же по оказанию услуг водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения, энергоснабжения и т.п. (подпадающих под регулирование и Закона N 44-ФЗ) при этом между арендатором и арендодателем не возникает независимо от указания на это в договорах аренды (смотрите, например, п. 22 Обзора практики разрешения споров, связанных с арендой, сообщенного Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66). Поэтому и оснований для заключения между этими лицами соответствующего контракта не имеется. Отметим также, что возможность осуществления закупки, направленной на приобретение услуг связи, Закона N 44-ФЗ не предусматривает вовсе.
        Наконец, нельзя не учитывать, что обязанность по возмещению расходов арендодателя возникает у арендатора перед определенным лицом, то есть заказчик не может определить иного лица в принципе. Поэтому мы полагаем, что отношения, связанные с возмещением предприятием, арендующим помещение в здании, расходов арендодателя (абонента по соответствующим договорам с ресурсоснабжающими организациями) по оплате коммунальных платежей, не подпадают под действие N 44-ФЗ.
        Отметим, что изложенная нами точка зрения относительно возмещения расходов арендодателя на оплату коммунальных услуг является нашим экспертным мнением, не подтвержденным напрямую правоприменительной практикой. Однако косвенное подтверждение этой правовой позиции можно обнаружить в судебной практике, касающейся применения от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который по сфере своего применения практически идентичен N 44-ФЗ. При рассмотрении таких вопросов суды в различных ситуациях отмечали, что к отношениям по возмещению расходов, основанному на требованиях законодательства, нормы названного федерального закона не применимы (смотрите, например, ФАС Уральского округа от 18.08.2011 N Ф09-5089/11, Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2013 N , Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2012 N 05АП-8441/12).

        Ответ подготовил:
        Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
        Ерин Павел

        Контроль качества ответа:
        Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
        Александров Алексей

        сообщаем следующее : 1. Нет, извещение не публикуется. Для заключения договора аренды следует составить отчет в произвольной форме с обоснованием невозможности или нецелесообразности применения конкурентных способов закупки, цены и иных существенных условий.

        Пример составления отчета с обоснованием выбранного способа закупки и НМЦК при проведении закупки услуг аренды помещения приведен в активной ссылке в конце ответа.

        3. В отчете укажите пункт 32 части 1 статьи 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, который послужил основанием для заключения контракта. Также в отчете укажите причину, по которой закупка не могла быть проведена одним из конкурентных способов. Это могут быть, например, следующие причины:

        Срочность закупки в связи с определенными обстоятельствами (например, затруднение ежедневной работы);

        Риск признания конкурентной процедуры несостоявшейся из-за отсутствия заинтересованности заключить контракт со стороны поставщиков. Например, из-за незначительной цены потенциальные поставщики могут не принимать участие в закупке;

        Отсутствие возможности получить экономию средств за счет проведения конкурентной закупки.

        Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

        Особенности проведения процедуры по Закону № 44-ФЗ

        Если учреждение применяет порядок, установленный , то при заключении договора аренды возможны следующие варианты:*

      • проведение конкурентной процедуры ( , );
      • Выбор способа закупки, в первую очередь, зависит от .

        По общему правилу выбирать арендодателя заказчик должен путем проведения конкурентной закупки — открытого конкурса, электронного аукциона или запроса котировок. Но при этом есть возможность заключить договор с единственным поставщиком. Остановимся на этом моменте поподробнее.

        Если заказчик планирует арендовать недвижимое имущество — нежилое здание или сооружение, и объект заранее известен, можно заключить контракт с единственным поставщиком по части 1 статьи 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Но в этом случае нужно будет выбор способа, цену и другие существенные условия. То есть выбор этого способа будет оправдан, если расходы на оплату контракта с выбранным единственным поставщиком будут ниже, чем при заключении договора аренды по итогам конкурентной закупки.*

        Например, заказчик в течение последних 10 лет арендует помещение под служебный офис, в котором размещается администрация и все структурные подразделения. В этом случае при выборе арендодателя на очередной год конкурентным способом существует вероятность того, что победит не тот участник, с которым был заключен контракт на протяжении последних лет. Что повлечет за собой дополнительные расходы заказчика на переезд, на обустройство в новом офисе и на какое-то время приостановит работу всего учреждения. Поэтому в данном случае после расчета дополнительных затрат заказчик совершенно обоснованно может заключить контракт с единственным поставщиком.

        Внимание: если учреждение неубедительно обоснует заключение контракта с единственным поставщиком, контрольный орган может привлечь его к .

        Если же заказчик не несет дополнительных затрат, не привязан к месту и хочет выбрать одно из лучших предложений на рынке, то он проводит закупку в общем порядке одним из конкурентных способов. При этом в извещении и документации о закупке (например, в ) он должен точно и подробно описать свои потребности. Это все, что касается недвижимости в виде нежилых зданий и сооружений.

        Если же начальная (максимальная) цена контракта не превышает или руб., то заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком в рамках малых закупок. В этом случае при заключении контракта обосновывать выбор способа и цену не нужно. Вместе с тем, такое обоснование должно быть выполнено при формировании плана-графика закупок. Это следует из статьи 18 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

        Договор аренды заключайте в письменной форме (). Кроме того, к договорам, заключенных в рамках , применяются . Например, условия договора можно изменить только в строго установленных законом случаях. Порядок изменения условий приведен в .

        Если по договору аренды учреждению передано недвижимое имущество, то такой договор, заключенный на срок от одного года и выше, подлежит обязательной госрегистрации ( и ГК РФ, п. 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11 января 2002 г. № 66). Причем договор считается заключенным с момента такой регистрации ().

        Главбух советует: Для того чтобы избежать регистрации договора аренды, заключите соглашение на срок менее года ( , ГК РФ).

        Если договор аренды все-таки заключен на год и больше, то зарегистрируйте его в территориальном отделении Росреестра. Для этого подайте соответствующее заявление. Причем сделать это может как арендодатель, так и арендатор, то есть вы. Форма заявления законодательством не установлена, поэтому каждый орган регистрации разрабатывает ее самостоятельно (например, в г. Москве действует следующая форма). Обратите внимание: если в аренду получен земельный участок, то к заявлению надо приложить кадастровый план участка. Если предметом договорааренды являются здания, сооружения (их части), представьте дополнительно поэтажный план здания. На нем выделите те помещения, которые получены в аренду, и укажите их площадь.

        Такой порядок следует из положений статьи 9, Закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ и положения, утвержденного .

        За госрегистрацию договора аренды необходимо заплатить . Ее размер составляет для граждан 2000 руб., для учреждений — 22 000 руб. ().

        Срок аренды имущества указывается в договоре (). Если такого срока в договоре нет, то он считается неопределенным.* В этом случае и арендатор, и арендодатель вправе в любое время . Об этом говорится в статьи 610 Гражданского кодекса РФ.

        Для отдельных видов имущества (видов аренды) законодательством введены ограничения по сроку аренды. Например, земельные участки, относящиеся к государственной собственности, могут быть арендованы под недвижимость на срок не более 49 лет (). Поэтому, если в договоре аренды такого имущества не указан срок аренды и стороны не отказались от его исполнения, договор прекращается по истечении предельного срока. Такой порядок предусмотрен статьи 610 Гражданского кодекса РФ.

        Внимание: казенное учреждение может заключить договор аренды .* Так, если учреждению доведены ЛБО на текущий год и плановый период, то есть на три года, то заключить договор аренды сроком на 49 лет нельзя. Максимальный срок — три года.

        Максим Чемерисов , директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

        Для определения начальной (максимальной) цены контракта законодательство предусматривает следующие методы:

      • метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
      • нормативный;

      Когда понадобится: если заказчик принял решение заключить договор аренды с единственным поставщиком по пункту 32 части 1 статьи 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. К отчету нужно приложить расчет и обоснование НМЦК.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *