Договор поставки казенному предприятию

Договор поставки казенному предприятию

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 31 августа 2015 г. N Ф03-3524/15 по делу N А73-12781/2014 (ключевые темы: дизельное топливо — договор поставки — казенное предприятие — недействительность договора — оспоримая сделка)

Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 31 августа 2015 г. N Ф03-3524/15 по делу N А73-12781/2014

31 августа 2015 г.

Дело N А73-12781/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 31 августа 2015 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

Председательствующего судьи: М.М. Саранцевой

Судей: Е.Н. Головниной, А.А. Шведова

от АО «ДГК»: Захарова Е.В., представитель по доверенности N 51/170 от 15.02.2014;

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края на решение от 22.01.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2015 по делу N А73-12781/2014 Арбитражного суда Хабаровского края

Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Ж.А.Усенко, в апелляционном суде судьи: И.В.Иноземцев, М.О.Волкова, В.Г.Дроздова

по иску открытого акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания»

к муниципальному казенному предприятию «Электросервис», Ванинскому муниципальному району в лице администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края

о взыскании 20 202 417 руб. 46 коп.

по встречному иску администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края

к открытому акционерному обществу «Дальневосточная генерирующая компания», муниципальному унитарному предприятию Ванинского муниципального района «Электросервис»

о признании недействительным договора

Открытое акционерное общество «Дальневосточная генерирующая компания» (ОГРН 1051401746769, ИНН 1434031363, место нахождения: 680000, г. Хабаровск, ул. Фрунзе, 49; ныне и далее — АО «ДГК») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к муниципальному унитарному предприятию Ванинского муниципального района «Электросервис» (ОГРН 1082709000021, ИНН 2709012602, место нахождения: 682870, Хабаровский край, Ванинский район, п. Тулучи, ул. Центральная; правопреемник муниципального казенного предприятия «Электросервис», далее — МУП «Электросервис», предприятие), Ванинскому муниципальному району в лице администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края (ОГРН 1022700712891, ИНН 2709003742, место нахождения: 682860, Хабаровский край, Ванинский район, рабочий поселок Ванино, Площадь Мира, 1; далее — Администрация) о взыскании с МУП «Электросервис», а при недостаточности у него средств в порядке субсидиарной ответственности с муниципального образования Ванинский муниципальный район Хабаровского края за счет казны Ванинского муниципального района задолженности в размере 18 339 894 руб. 29 коп. и 1 862 523 руб. 17 коп. неустойки, начисленной за период с 08.04.2014 по 31.08.2014, по договору от 30.01.2014 N 58/ХГ-14 (с учетом уточнения требований в соответствии со статьей 49 АПК РФ).

Иск обоснован ненадлежащим исполнением МУП «Электросервис» обязательств по указанному договору в части оплаты поставленного истцом дизельного топлива и наличием оснований для взыскания стоимости топлива, предусмотренной договором неустойки с предприятия и с Администрации на основании статей 309 , 310 , 395 , 399 ГК РФ.

Администрацией, в свою очередь, подан встречный иск к АО «ДГК» и предприятию о признании недействительным договора поставки дизельного топлива от 30.01.2014 N 58/ХГ-14.

Встречный иск обоснован отсутствием согласия собственника имущества предприятия на совершение последним крупной сделки, к которой относится оспариваемый договор, обязательность получения которого предусмотрена статьей 23 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон N 161-ФЗ).

Решением суда от 22.01.2015, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2015, первоначальный иск удовлетворен. С МУП «Электросервис», а при недостаточности у него денежных средств с муниципального образования Ванинский муниципальный район Хабаровского края за счет казны муниципального образования взыскано 18 339 894 руб. 29 коп. основного долга и 1 862 523 руб. 17 коп. неустойки. В удовлетворении встречного иска отказано.

Судебные акты мотивированы доказанностью АО «ДГК» факта поставки дизельного топлива по договору от 30.01.2014 и отсутствием оснований для удовлетворения встречного иска в связи с последующим согласием (одобрением) Администрацией оспариваемой сделки.

В кассационной жалобе Администрация просит решение от 22.01.2015 и постановление апелляционного суда от 12.05.2015 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении встречных исковых требований и об отказе в удовлетворении первоначального иска АО «ДГК». В обоснование жалобы заявитель приводит доводы об отсутствии своевременного уведомления Администрации об условиях договора, согласия на его заключение, оформленного в установленном порядке. Указывает на отсутствие доказательств исполнения сторонами договора. По мнению заявителя жалобы, применение судом пункта 5 статьи 166 ГК РФ необоснованно, поскольку в материалах дела нет доказательств того, что Администрация действует недобросовестно. Также считает взыскание неустойки в заявленном истом размере необоснованным, осуществленным без учета норм материального и процессуального права.

В отзыве на кассационную жалобу АО «ДГК» выражает несогласие с приведенными в ней доводами и просит в удовлетворении жалобы отказать, ввиду наличия согласия Администрации на приобретение дизельного топлива. Указывает на то, что предъявление требования о признании сделки недействительной направлено на уклонение от исполнения договорного обязательства по оплате стоимости топлива.

В судебном заседании кассационной инстанции представитель АО «ДГК» привел доводы, соответствующие тексту отзыва на кассационную жалобу, и просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.

Представители иных участвующих в деле лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в заседании суда кассационной инстанции участия не принимали.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела и установлено судами, 30.01.2014 между предприятием (покупатель) и АО «ДГК» (поставщик) заключен договор N 58/ХГ-14, по условиям которого поставщик принял обязательства поставить дизельное топливо в количестве 691 тонны, а покупатель — оплатить и принять топливо на условиях договора.

Общая сумма договора составляет 31 719 368 руб. 74 коп. (пункт 3.2 договора).

Оплата по договору производится на основании выставленных счетов после утверждения Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края тарифа на электрическую энергию для потребителей предприятия в Кенадском сельском поселении Ванинского муниципального района на 2014 год (пункт 3.4 договора), в течение 30 дней с момента получения продукции по накладной (пункт 3.4 договора).

В соответствии с пунктом 5.2 договора, в случае несвоевременной оплаты поставленного топлива покупатель в бесспорном порядке оплачивает поставщику неустойку в размере 0,1% от стоимости неоплаченного топлива за каждый день просрочки исполнения.

В период с 01.01.2014 по 31.07.2014 в адрес МУП «Электросервис» поставлено дизельное топливо на сумму 18 339 984 руб. 29 коп., что подтверждается имеющимися в материалах дела товарными накладными, подписанными представителями сторон. Правоотношения сторон возникли в период нахождения предприятия в статусе муниципального казенного предприятия.

Отсутствие оплаты за поставленное топливо послужило основанием для обращения АО «ДГК» в арбитражный суд с настоящим иском.

Администрация, являясь учредителем и собственником предприятия, обратилась в арбитражный суд со встречным иском о признании договора от 30.01.2014 недействительным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Согласно пункту 1 статьи 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Оспаривая договор от 30.01.2014, Администрация указала на то, что данный договор для предприятия является крупной сделкой, решение о совершении которой принимается с согласия собственника имущества унитарного предприятия в соответствии со статьей 23 Закона N 161-ФЗ. Между тем такого согласия получено не было.

По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 173.1 ГК РФ сделка, совершенная без согласия третьего лица, органа юридического лица или государственного органа либо органа местного самоуправления, необходимость получения которого предусмотрена законом, является оспоримой, если из закона не следует, что она ничтожна или не влечет правовых последствий для лица, управомоченного давать согласие, при отсутствии такого согласия. Она может быть признана недействительной по иску такого лица или иных лиц, указанных в законе.

Поскольку законом не установлено иное, оспоримая сделка, совершенная без необходимого в силу закона согласия третьего лица, органа юридического лица или государственного органа либо органа местного самоуправления, может быть признана недействительной, если доказано, что другая сторона сделки знала или должна была знать об отсутствии на момент совершения сделки необходимого согласия такого лица ( пункт 2 статьи 173.1 ГК РФ).

Исходя из смысла пункта 3 статьи 157.1 ГК РФ согласие на совершение сделки может быть выражено путем ее последующего одобрения.

Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, арбитражные суды пришли к выводу о том, что заявившая о признании договора от 30.01.2014 недействительным Администрация впоследствии одобрила (дала согласие) на заключение данного договора, что усматривается из письма Администрации в адрес АО «ДГК» от 07.03.2014 N 1.12-915, которым Администрация согласовала приобретение дизельного топлива для нужд ДЭС Кенада, гарантируя оплату.

В письмах от 08.05.2014 N 1.12-1812, 09.06.2014 N 1.12-2248 Администрация (за подписью Главы района Н.С. Ожаровского) просила произвести поставку топлива в соответствии с договором поставки от 30.01.2014 N 58/ХГ-14.

По результатам совещания, прошедшего 23.05.2014 при Правительстве Хабаровского края, с участием сторон настоящего спора, принято решение изыскать финансовые средства на оплату поставленного АО «ДГК» топлива и организовать его дальнейшую поставку.

Договор поставки дизельного топлива от 30.01.2014 исполнялся сторонами в период с января по июль 2014 года; до предъявления исполнителем требования о взыскании задолженности предприятие и Администрация о недействительности договора не заявляли.

Исходя из установленных обстоятельств дела, положений статьи 1 , пункта 5 статьи 166 ГК РФ, арбитражные суда пришли к обоснованному выводу о недобросовестном поведении предприятия и Администрации, которые своими действиями давали АО «ДГК» основания полагаться на действительность сделки, выражая согласие с ней и намерения придерживаться ее условий.

При таких обстоятельствах суды правомерно указали на отсутствие в данном случае правового значения заявления Администрации о недействительности договора от 30.01.2014, сделанного после исполнения обязательств по договору и предъявления иска о взыскании задолженности. Данная правовая позиция отражена в пункте 70 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Установив недобросовестное поведение Администрации, а также фактическое одобрение ей совершения оспариваемого договора, суды правомерно отказали в удовлетворении встречного иска Администрации.

Принимая во внимание факт исполнения АО «ДГК» условий договора от 30.01.2014, отсутствия доказательств оплаты поставленного дизельного топлива, руководствуясь положениями статей 309 , 310 , 330 , 506 , 516 ГК РФ, арбитражные суды обоснованно удовлетворили требования истца по первоначальному иску и взыскали основной долг в сумме 18 339 894 руб. 29 коп., а также неустойку за период с 08.04.2014 по 31.08.2014 на основании пункта 5.2 договора от 30.01.2014 в размере 1 862 523 руб. 17 коп. Расчет неустойки проверен судами и признан верным.

Доводы заявителя кассационной жалобы о несогласии с выводами судов в части недобросовестности действий Администрации, наличия одобрения договора поставки дизельного топлива от 30.01.2014, подлежат отклонению, поскольку из имеющейся в деле переписки сторон усматривается, что Администрация фактически одобрила оспариваемую ей сделку, обращаясь к истцу с просьбой о поставке топлива в рамках договора от 30.01.2014 N 58/ХГ-14. Указанная переписка сторон свидетельствует о наличии правоотношений сторон в рамках договора от 30.01.2014, что давало основания истцу полагаться на ее действительность.

Довод заявителя жалобы о несоответствии размера взысканной судом неустойки последствиям нарушения обязательства также подлежит отклонению, так как доказательства в его обоснование в материалах дела отсутствуют и заявителем кассационной жалобы не представлены.

Иные доводы заявителя жалобы были предметом исследования в судах обеих инстанций и им дана надлежащая правовая оценка, оснований для их иной оценки у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ не имеется. Новых доводов, имеющих существенное значение для рассмотрения данного спора и опровергающих правильность выводов судов, в кассационной жалобе не приводится.

Нормы материального и процессуального права применены судами правильно, поэтому решение и постановление апелляционного суда не подлежат отмене, а кассационная жалоба — удовлетворению.

Смотрите так же:  Служебная записка на покупку микроволновой печи

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

решение от 22.01.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2015 по делу N А73-12781/2014 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Что следует учитывать при заключении договора с казенным предприятием

Казенное предприятие – это коммерческая организация, которая имеет ряд особенностей. Эти особенности обусловлены тем, что собственником ее имущества выступает публично-правовое (Российская Федерация, ее субъект) или муниципальное образование.

Само предприятие обладает ограниченным вещным правом на такое имущество – правом оперативного управления.

Поэтому при работе с казенным предприятием его контрагент должен учитывать:

  • наличие у предприятия специальной правоспособности;
  • особенности управления его имуществом (необходимость согласования сделок);
  • необходимость соблюдения закупочных процедур;
  • распределение ответственности за неисполнение договора между предприятием и собственником его имущества.
  • Недопустимость сделок, которые не соответствуют уставной правоспособности

    Казенное предприятие создается для того, чтобы производить продукцию, выполнять работы и оказывать услуги. То есть оно является коммерческой организацией, которая занимается хозяйственной (коммерческой) деятельностью. Однако от обычных коммерческих организаций, которые также занимаются производством, выполняют работы или оказывают услуги, казенное предприятие отличает то, что:

  • основным заказчиком продукции (работ или услуг), которую производят казенные предприятия, является государство в лице его уполномоченных органов;
  • казенное предприятие осуществляет коммерческую деятельность за счет бюджетных средств.
  • Казенное предприятие может быть создано в случаях, когда:

  • преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта РФ или муниципального образования;
  • нужно использовать имущество, приватизация которого запрещена, в том числе имущество, необходимое для обеспечения безопасности РФ;
  • необходимо осуществлять деятельность по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач.
  • Полный перечень всех случаев создания казенного предприятия определяет абзац 8 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Закон о предприятиях).

    Казенные предприятия, в отличие от иных коммерческих организаций, имеют специальную, или уставную, правоспособность. Они могут иметь только такие права и нести обязанности, которые:

  • предусмотрены в его уставе;
  • соответствуют предмету и целям его деятельности.
  • Это следует из статьи 49 Гражданского кодекса РФ и статьи 3 Закона о предприятиях. Поэтому в уставе казенного предприятия обязательно указывают предмет, цели и виды его деятельности (п. 3 ст. 9 Закона о предприятиях). См. например, Устав казенного предприятия г. Москвы, утвержденный приложением № 2 к распоряжению Департамента имущества города Москвы от 10 февраля 2012 г. № 189-р «Об утверждении примерных форм уставов и трудовых договоров с руководителями и главными бухгалтерами государственных унитарных предприятий (государственных предприятий, казенных предприятий) города Москвы».

    Следовательно, заключать договоры казенное предприятие может только в соответствии с уставными целями (специальной правоспособностью). Это значит, что казенные предприятия не могут совершать сделки, которые противоречат целям и предмету их деятельности. Такие сделки по общему правилу считаются оспоримыми (не ничтожными). Это следует из статьи 168 Гражданского кодекса РФ и пунктов 73–75 постановления Пленума Верховного суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». Дело в том, что к ничтожным относят сделки, которые названы таковыми в силу прямого указания закона. В отношении сделок казенных предприятий такого указания нет (кроме случаев, установленных в п. 3 ст. 18 Закона о предприятиях). Ничтожной может быть названа также сделка, которая нарушает закон и при этом посягает на публичные интересы или права третьих лиц. То есть если сделка совершена с нарушением специальной правоспособности, но публичные интересы не затрагивает, либо не лишает предприятие возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены его уставом, то нет оснований считать ее ничтожной. Само по себе несоответствие сделки закону или нарушение ею прав публично-правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов.

    Внимание! Казенное предприятие вправе распоряжаться своим имуществом (недвижимым и движимым) только в определенных пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия.

    То есть казенное предприятие может распоряжаться имуществом только в пределах своей специальной правоспособности. Это следует из пункта 2 статьи 19 Закона о предприятиях.

    Необходимость согласия собственника имущества казенного предприятия

    Казенное предприятие является унитарным предприятием, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления.

    У казенного предприятия может быть только один учредитель. Кроме того, учредителем в казенных предприятиях могут выступать лишь:

  • Российская Федерация (Правительство РФ своим решением учреждает федеральные казенные предприятия);
  • субъект РФ (орган государственной власти субъекта РФ учреждает своим решением казенные предприятия субъекта РФ);
  • или муниципальное образование (орган местного самоуправления учреждает своим решением муниципальные казенные предприятия).
  • Казенное предприятие при его создании наделяется имуществом, необходимым для осуществления тех видов деятельности, которые предусмотрены его уставом. Оно принадлежит учредителю казенного предприятия на праве собственности и в отношении него предприятие обладает гораздо меньшими правомочиями, чем, например, унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения.

    Внимание! Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом (как движимым, так и недвижимым) только с согласия собственника его имущества.

    Такое согласие выдают:

  • федеральному казенному предприятию – Правительство РФ или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти;
  • казенному предприятию субъекта РФ – уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ;
  • муниципальному казенному предприятию – уполномоченный орган местного самоуправления.
  • В частности, казенные предприятия не вправе без согласия собственника имущества:

  • совершать сделки по распоряжению вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества, а также принадлежащими предприятию акциями;
  • заключать договоры, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий (за исключением банковских гарантий для участия в торгах), с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также договоры простого товарищества;
  • совершать сделки, направленные на получение заимствований.
  • Как и для иных коммерческих организаций, закон устанавливает для казенных предприятий правила о необходимости получения согласия собственника имущества на совершение:

  • крупных сделок;
  • сделок с заинтересованностью.
  • Правила о заключении крупной сделки унитарным предприятием, каковым является и казенное предприятие, имеют свои особенности в части:

  • определения суммы, которая позволяет определить сделку как крупную;
  • порядка согласования таких сделок.
  • Причем в отличие от других юридических лиц, Закон о предприятиях предусматривает возможность заинтересованности в совершении сделки только его руководителя.

    В уставе казенного предприятия могут быть дополнительно предусмотрены виды и размер сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества предприятия.

    Кроме того, необходимо отметить, что казенное предприятие в качестве арендатора земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности, не вправе (п. 3 ст. 19 Закона о предприятиях):

  • сдавать такой земельный участок в субаренду;
  • передавать свои права и обязанности по договору аренды другим лицам (перенаем);
    • передавать арендные права в залог;
    • вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или в качестве паевого взноса в производственный кооператив.
    • Вместе с тем, казенное предприятие имеет право самостоятельно реализовывать произведенную им продукцию (работы, услуги). Однако иное может быть установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ. В частности, такие правила установлены в пункте 1 статьи 19 Закона о предприятиях.

      Совет: Контрагенту до заключения сделки нужно предпринять следующие действия.

      1. Запросить устав у казенного предприятия. В нем могут быть закреплены виды и размер сделок, которые предприятие не имеет права заключать без согласия собственника, хотя закон и не предусматривает для них обязанность получать такое согласие (абз. 4 п. 1 ст. 19 Закона о предприятиях). Нужно убедиться в том, что заключаемая сделка не поименована в уставе предприятия в качестве такой, которая требует дополнительного согласования.

      2. Получить у казенного предприятия подтверждение того, что собственник его имущества согласен на совершение сделки. Предприятие может получить согласие в виде:

    • ответного письма от органа исполнительной власти, в подведомственности которого оно находится;
    • визы письма предприятия, которое обращено к собственнику, с запросом о согласии.
    • Решения по вопросам согласования принимают лица, уполномоченные собственником имущества предприятия. Контрагенту предприятия нужно убедиться в том, что согласие дало уполномоченное лицо собственника имущества предприятия, иначе сделка (или сделки) может быть признана недействительной.

      Необходимость соблюдения закупочных процедур

      Предприятие не вправе заключать договоры по приобретению товаров, работ или услуг без проведенных им закупочных процедур. Такие процедуры проводят в соответствии с требованиями:

    • Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ);
    • Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ).
    • Казенное предприятие, в отличие от большинства юридических лиц иных организационно-правовых форм, может заключить договор только в результате одной из пяти следующих процедур.

      1. Предприятие победило на торгах с целью заключить государственный или муниципальный контракт (в качестве поставщика товаров, работ или услуг) в порядке, который предусматривает Закон № 44-ФЗ.

      2. Предприятие заключает контракт (в качестве заказчика) по результатам торгов, которые проводились в соответствии с Законом № 44-ФЗ в силу обязательного требования законодательства. Например, при необходимости провести обязательный аудит (п. 4 ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).

      3. Предприятие заключает контракт (в качестве заказчика) по результатам торгов, которые проводились в соответствии с Законом № 44-ФЗ в связи с тем, что на момент заключения контракта предприятие не утвердило и не опубликовало Положение о закупке (ч. 4 ст. 8 Закона № 223-ФЗ).

      4. Предприятие осуществляет закупочные процедуры при сумме сделки от 100 000 руб., в отдельном случае – от 500 000 руб. (если годовая выручка предприятия за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд руб.) (ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

      5. Предприятие заключает договор, при котором не нужно проводить закупочные процедуры в соответствии с Законом № 44-ФЗ. Так, заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика на сумму менее 100 000 руб. Такое правило устанавливает пункт 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

      Нужно учитывать, что при проведении закупок казенное предприятие соблюдает:

    • Требования к формированию, утверждению и ведению планов закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд;
  • Требования к форме планов закупок товаров, работ, услуг.
  • Эти требования утверждены постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2013 г. № 1043 и вступили в силу с 1 января 2015 года.

    Кроме того, нужно иметь в виду, что с 1 января 2016 года вступят в силу:

  • Правила формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд (утв. постановлением Правительства РФ от 5 июня 2015 г. № 552);
  • отдельные положения Закона № 44-ФЗ.
  • Какие именно положения закона начнут действовать, указано в части 2 статьи 114 Закона № 44-ФЗ. Так, закон вводит правила о том, как:

    • планировать закупки;
    • обосновать проведение закупок;
    • указывать идентификационный код закупки и др.
    • Кроме того, о правилах закупок в рамках контрактной системы см.:

      Субсидиарная ответственность собственника имущества предприятия

      Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам предприятия при недостаточности его имущества (абз. 3 п. 6 ст. 113 ГК РФ, п. 3 ст. 7 Закона о предприятиях). Если казенное предприятие преобразуется в унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, то собственник имущества казенного предприятия в течение шести месяцев несет субсидиарную ответственность по обязательствам, перешедшим к государственному или муниципальному предприятию (абз. 2 п. 5 ст. 29 Закона о предприятиях).

      То есть если казенное предприятие заключит договор, например, на поставку оборудования для больницы, но на его оплату не хватит средств, выделенных из бюджета, то поставщик сможет предъявить требования к собственнику предприятия.

      Унитарное предприятие — это коммерческая организация. Иными словами, это объединение лиц, состоящее из руководителя предприятия и коллектива рабочих и служащих. Унитарное предприятие является субъектом гражданского права, в качестве объекта права выступают предприятия, входящие в состав имущества, принадлежащего хозяйственным товариществам и обществам, производственным кооперативам. Предприятие как имущественный комплекс продолжает свое существование и при создании унитарного предприятия. Но в этом случае оно одновременно становится объектом двух вещных прав: права собственности субъекта, создавшего унитарное предприятие, и производного от него вещного права, принадлежащего самому унитарному предприятию. Гражданское право: учеб. / С. С. Алексеев, Б. М. Гонгало, Д. В. Мурзин [и др.]; под общ. ред. чл.-корр. РАН С. С. Алексеева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект; Екатеринбург; Институт частного права,

      Второй признак: унитарное предприятие не является собственником закрепленного за ним имущества. Собственником такового остается субъект, создавший унитарное предприятие.

      Согласно п. 2 ст. 2 Закона об унитарных предприятиях в Российской Федерации создаются и действуют унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления: федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ / Под ред. Т.Е.Абовой и А.Ю.Кабалкина; Ин-т государства и права РАН. — М.: Юрайт — Издат, 2007. — С. 370.

      Потребительскому кооперативу, отнесенному ГК к некоммерческой организации, свойственны признаки, характерные для кооперативов любых видов и отличающие кооператив от других предусмотренных ГК юридических лиц. К таким признакам относятся: членство, являющееся организационной основой формирования кооператива, демократические принципы управления кооперативами (в частности, один участник — один голос); внесение членами кооператива имущественных паевых взносов; удовлетворение материальных и иных потребностей членов кооператива как основная цель объединения граждан и юридических лиц в кооператив.

      Учредительным документом потребительского кооператива является его устав, утверждаемый общим собранием членов кооператива.

      К общественным объединениям также относятся общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения, органы общественной самодеятельности, политические партии. Их юридический статус определен в Законах об общественных объединениях (ст. ст. 8 — 12), о политических партиях.

      Общественные организации, так же как и другие общественные объединения, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность. Однако ее ведение ограничено двумя условиями: во-первых, она должна осуществляться лишь для достижения целей, ради которых создана данная организация (объединение), и, во-вторых, она должна соответствовать этим целям.

      АО «М.М.», заключившее договор поставки с государственным унитарным предприятием «Взлет», предъявило в арбитражном суде иск «О расторжении договора и взыскании с ГУП «Взлет» убытков, вызванных расторжением договора, на том основании, что ответчик является финансово несостоятельным. В обоснование своих требований АО представило следующие данные: уставный капитал ГУП «Взлет» определен уставом предприятия в размере 500 тысяч рублей, а по данным инвентаризации на конец последнего года на балансе ГУП числится имущество общей стоимостью всего 120 тысяч рублей. Таким образом, в соответствие с п. 5 ст. 114 ГК РФ ГУП «Взлет» было обязано уменьшить размер своего уставного фонда, в результате чего у кредитора возникает право требовать досрочного прекращения существующих договоров и взыскание убытков.

      В судебном заседании представитель ГУП заявил, что в состав активов предприятия наряду с собственным имуществом входит и дебиторская задолженность покупателей перед ГУП в сумме более 370 тысяч рублей. Таким образом, стоимость чистых активов предприятия оказывается ненамного меньше размера уставного фонда. Предприятие не могло самостоятельно уменьшить размер своего уставного фонда, поскольку это прерогатива учредившего его органа — Правительства РФ, следовательно, к нему и надо предъявить иск. В пользу последнего говорит также и то, что согласно уставу ГУП «Взлет» является казенным предприятием. Поэтому ответственность по обязательствам казенного предприятия несет учредившее его Правительство РФ.

      1) Оценить доводы сторон и решить дело.

      2) Каковы особенности правового положения унитарного, в частности казенного предприятия?

      3) Что означает утрата имущества как основание ликвидации предприятия?

      1) Что касается требований АО, то они обоснованы ст. 114 п. 5 и п. 6 Гражданского Кодекса РФ, а именно:

      — ст. 114 п. 5 Если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, окажется меньше размера уставного фонда, орган, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан произвести в установленном порядке уменьшение уставного фонда. Если стоимость чистых активов становится меньше размера, определенного законом, предприятие может быть ликвидировано по решению суда.

      — ст. 114 п. 6. В случае принятия решения об уменьшении уставного фонда предприятие обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов.

      Соответственно, заявления представителя ГУП не обоснованы. Дело решается в пользу кредитора.

      Кредитор предприятия вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это предприятие, и возмещения убытков.

      2) Казенное предприятие является разновидностью государственных унитарных предприятий. Казенные предприятия создаются в распорядительном порядке на базе федеральной собственности по решению Правительства РФ. Правительство РФ утверждает устав федерального казенного предприятия, принимает решение о его реорганизации и ликвидации.

      Особенности правового положения казенных предприятий, режима имущества, передаваемого таким предприятиям на праве оперативного управления, установлены в настоящее время Постановлениями Правительства РФ «Об утверждении Типового устава казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяйства), созданного на базе ликвидированного федерального государственного предприятия» и «О порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств)». Казенное предприятие обладает специальной хозяйственной компетенцией. В его уставе определяются виды деятельности, которые предприятие вправе осуществлять; источники формирования, режим использования имущества, переданного предприятию; основы учета, отчетности, контроля за деятельностью предприятия, а том числе контроля за целевым использованием имущества. Владение, пользование, распоряжение имуществом осуществляются предприятием в соответствии с заданиями собственника. Такие задания воплощаются в плане-заказе, который уполномоченный орган ежегодно утверждает и доводит до завода за три месяца до начала планируемого года. План-заказ имеет обязательный, директивный характер. В плане-заказе определяются различные показатели хозяйственной деятельности предприятия. Фонд оплаты труда предприятия может быть уменьшен при невыполнении показателей плана-заказа.

      Прибыль от реализации продукции (работ, услуг), произведенной в соответствии с планом-заказом и в результате разрешенной самостоятельной хозяйственной деятельности, направляется на финансирование мероприятий, обеспечивающих выполнение плана-заказа, плана развития завода, и на другие производственные цели, а также социальное развитие по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным органом. Свободный остаток прибыли, остающейся после ее направления на указанные цели, подлежит изъятию в доход федерального бюджета.

      ГК РФ предусмотрена обязанность собственника нести субсидиарную ответственность по долгам предприятия в случае недостаточности его имущества. Следствием установления правила о субсидиарной ответственности собственника является также норма ст. 65 ГК РФ, определяющая невозможность признания казенного предприятия несостоятельным (банкротом).

      3) Унитарное предприятия (также и казенное предприятие) — субъекты которые наделяются имуществом, но не становятся его собственниками. Право государственной или муниципальной собственности сохраняется за государством или соответствующим муниципальным образованием. При этом эти юридические лица все же являются обладателями вещных прав, соответственно права хозяйственного ведения и права оперативного управления.

      Смысл этих вещных прав в ограничении правообладателя в правомочии распоряжения имуществом. Для отчуждения имущества находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении необходимо согласие собственника имущества.

      Унитарные предприятия являются коммерческими организациями, но, в отличие от всех прочих коммерческих организаций, обладают специальной правоспособностью, то есть вправе осуществлять только ту деятельность, для которой они созданы и указание на которую содержится в их учредительных документах.

      Отличает их и правовое положение собственника в части ответственности по обязательствам этих предприятий. Если унитарное предприятие основанное на праве хозяйственного ведения отвечает по своим обязательством всем своим имуществом, и при этом собственник имущества может нести ответственность только в случае, если банкротство наступило в результате его указаний, то собственник имущества унитарного предприятия основанного на праве оперативного управления отвечает по обязательствам предприятия субсидиарно в любом случае.

      § 4. Договор поставки товаров для государственных нужд

      1. Договор поставки товаров для государственных нужд — разновидность договора поставки. Согласно ст. 506 и 525 ГК по данному договору поставщик (исполнитель), осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок (сроки) товары в собственность государственному заказчику (определяемому им покупателю) за определенную в договоре денежную сумму в целях использования для государственных нужд.

      Выделение рассматриваемого договора в отдельный вид договора купли-продажи объясняется исключительно необходимостью обеспечения экономических интересов и жизнедеятельности государства и общества в целях:

      1) создания и поддержания государственных материальных резервов;

      2) обеспечения обороны и безопасности страны;

      3) осуществления экспортных поставок товаров по международным договорам государства;

      4) выполнения федеральных государственных программ.

      Для реализации указанных целей, как сказано в ст. 525 ГК, в части, не урегулированной § 4 гл. 30 ГК, применяются законы о поставке товаров для государственных нужд. В настоящее время в их число входят: Федеральные законы от 13 декабря 1994 г. «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» , от 2 декабря 1994 г. «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» , от 27 декабря 1995 г. «О государственном оборонном заказе» , от 29 декабря 1994 г. «О государственном материальном резерве» .

      СЗ РФ. 1994. N 34. Ст. 3540.

      СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3303.

      СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 6.

      СЗ РФ. 1995. N 1. Ст. 3.

      Договор поставки товаров для государственных нужд призван служить в качестве правового механизма для обеспечения государственных нужд в различных сферах экономики (производстве, строительстве, получении услуг и т.п.).

      В ГК формируется особый тип гражданско-правового договора, называемого государственным контрактом, который необходимо закрепить наряду с публичным договором в разделе III «Общая часть обязательственного права» части первой ГК.

      Правовые особенности договора поставки товаров для государственных нужд проявляются в его субъектном составе и в связи с этим в структуре договорных связей, основаниях и порядке заключения и исполнения договора, ответственности сторон за ненадлежащее исполнение и неисполнение договора. Расходы по поставке товаров для государственных нужд финансируются за счет средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования РФ, а в случаях, указанных в названных выше законах, — и субъектов РФ. В общем виде можно сказать, что в законодательстве, посвященном договорам по поставке продукции для государственных нужд, предусматриваются повышенные требования к заключению и исполнению договоров. В частности, это выражается в увеличении числа императивных норм, регулирующих данные договорные отношения, прежде всего в вопросах ответственности за неисполнение и ненадлежащее исполнение договоров.

      2. Субъектами договора о поставке товаров для государственных нужд на стороне заказчика являются государственные органы и организации, выступающие в качестве юридических лиц, на стороне поставщика — государственные и частные организации (юридические лица). Конкретный состав участников договора определяется структурой договорных связей, устанавливаемых на основе заказа государственного заказчика.

      ГК и указанными выше федеральными законами предусматриваются две категории договора поставки товаров для государственных нужд: государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд и договор поставки товаров для государственных нужд.

      Первый из них выполняет функцию основного и нередко единственного договора по отношению ко второму; второй — заключается в случаях, предусмотренных первым, и может существовать лишь вместе с ним.

      В роли государственных заказчиков по договору о поставках продукции для федеральных государственных нужд выступают федеральный орган исполнительной власти, федеральное казенное предприятие или государственное учреждение; о закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в зависимости от вида продукции — Федеральная продовольственная корпорация, Министерство сельского хозяйства, Федеральное агентство по государственным резервам, в субъектах РФ — государственные органы и организации, определяемые органами власти субъектов РФ; о поставках товаров для нужд обороны — федеральный орган исполнительной власти, имеющий войска или вооруженные формирования.

      В роли поставщика по государственному контракту могут выступать любые государственные и частные предприятия и организации (юридические лица), производящие нужные государству товары. Среди них законодатель выделяет предприятия и организации, обязанные заключать государственный контракт. В их числе значатся: по поставкам продукции для федеральных государственных нужд — казенные предприятия и организации, занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара; по поставке товаров в государственный материальный резерв — поставщики, занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара, и предприятия, в объеме производства которых государственный оборонный заказ превышает 70%; по выполнению оборонного заказа — унитарные предприятия, организации, занимающие доминирующее положение на товарном рынке или обладающие монополией на производство продукции для оборонного заказа при условии, что оборонный заказ обеспечивает установленный Правительством РФ уровень рентабельности производства продукции.

      При этом заключение государственного контракта обязательно для поставщика (исполнителя) лишь при условии, что государственным заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного контракта. Приведенное положение о возмещении убытков не распространяется на казенные предприятия.

      Согласно п. 1 ст. 529 ГК договор поставки товаров для государственных нужд заключается в случае, предусмотренном государственным контрактом. Документом об определении государственным заказчиком покупателя, являющимся основанием для заключения договора поставки, служит извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю), направляемое сторонам договора поставки. Покупатель, однако, вправе полностью или частично отказаться от товаров, указанных в данном извещении, и от заключения договора на их поставку. В этом случае поставщик (исполнитель) должен незамедлительно уведомить государственного заказчика о таком отказе и просить прикрепить к нему другого покупателя. Государственный заказчик обязан выдать поставщику (исполнителю) извещение о прикреплении к нему нового покупателя либо направить поставщику (исполнителю) отгрузочную разнарядку с указанием получателя товаров либо сообщить о своем согласии принять и оплатить товары (п. 2 ст. 530 ГК). При невыполнении государственным заказчиком обязанностей, связанных с отказом покупателя от договора поставки, поставщик (исполнитель) вправе либо потребовать от государственного заказчика принять и оплатить товары, либо реализовать товары по своему усмотрению с отнесением разумных расходов, связанных с их реализацией, на государственного заказчика.

      3. Порядку заключения государственных контрактов и договора поставки товаров для государственных нужд закон придает важное организационное значение.

      В основе заключения государственного контракта лежит заказ государственного заказчика на поставку товаров для государственных нужд, принимаемый поставщиком (исполнителем). Если для государственного заказчика данный заказ можно считать административным актом, утверждаемым соответствующим органом государственной власти, то для поставщика он не является каким-либо плановым актом, обязывающим его в подавляющем большинстве случаев заключить государственный контракт . Указанный заказ имеет обязательную силу лишь для государственного заказчика, разместившего заказ, принятый поставщиком (исполнителем). При этом размещение государственных заказов о поставках продукции для федеральных нужд осуществляется государственными заказчиками путем открытых и (или) закрытых торгов, конкурсов, аукционов . Размещение государственных заказов через систему торгов, конкурсов и аукционов практикуется и применительно к поставке товаров для государственных нужд, предусмотренных другими законами.

      Законом о поставках для государственных нужд предусматривается обязанность заключения государственного контракта и договора поставки продукции для федеральных государственных нужд для казенных предприятий и предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара.

      См.: Положение об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд. Утв. Указом Президента РФ от 8 апреля 1997 г. N 305 // СЗ РФ. 1997. N 15. Ст. 1756.

      При определении порядка заключения государственных контрактов законодатель детально регламентирует переговорный процесс заключения договора, устанавливая сроки и способы рассмотрения проекта контракта каждой стороной договора (ст. 528 ГК). При этом центр тяжести переносится на применение принципа максимализации переговорного процесса, ведущего к необходимости заключения государственного контракта. Если же сторона, для которой заключение государственного контракта обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении этой стороны заключить государственный контракт.

      С той же тщательностью, что и при заключении государственного контракта, законодатель регулирует переговорный процесс по заключению договора поставки, применяя принципы максимализации к необходимости достижения соглашения между сторонами о заключении договора (ст. 529 ГК). Если поставщик (исполнитель) уклоняется от заключения договора поставки, покупатель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении поставщика (исполнителя) заключить договор на условиях разработанного покупателем проекта договора.

      4. Исполнение государственного контракта осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 506 — 523 ГК о договоре поставки. В п. 2 ст. 531 ГК лишь оговаривается, что при поставке товаров для государственных нужд покупателям, указанным в отгрузочной разнарядке, товары оплачиваются государственным заказчиком, если иной порядок расчетов не предусмотрен государственным контрактом.

      Вопрос об оплате товаров возникает и применительно к договору поставки товаров для государственных нужд. Но в этом случае речь идет не только и не столько о том, кто должен оплатить товар, но и о том, по каким ценам он должен оплачиваться и, что не менее важно, каким актом или документом определяются цены на данные товары.

      Согласно ст. 532 ГК товары по договорам поставки оплачиваются покупателями по ценам, определяемым в соответствии с государственным контрактом. В указанной статье ГК предусматривается также важное положение, гарантирующее право продавцов на получение оплаты поставляемых товаров для государственных нужд. Государственный заказчик признается поручителем по обязательству покупателя в договоре поставки надлежащим образом оплачивать полученные им товары. Данное поручительство, вытекающее из закона, подчеркивает, что ключевым субъектом права в системе договоров по поставке товаров для государственных нужд (государственного контракта и договора поставки) является государственный заказчик. В его ведении находятся финансы, обеспечивающие поставку необходимых государству товаров, на него возлагаются функции по организации и осуществлению правовых связей между участниками отношений по реализации государственных интересов в рассматриваемой области экономики.

      5. Ответственность за неисполнение и ненадлежащее исполнение государственного контракта и договора поставки товаров для государственных нужд наступает на общих основаниях (ст. 393 и 394 ГК) в форме возмещения убытков или уплаты неустойки потерпевшей стороне. Ответственность наступает в соответствии с п. 3 ст. 401 ГК независимо от наличия вины.

      Возмещение убытков, причиненных поставщику (исполнителю) в связи с выполнением или расторжением государственного контракта, предусмотрено ст. 533 ГК. Согласно п. 1 ст. 533 ГК убытки подлежат возмещению государственным заказчиком не позднее 30 дней со дня передачи товара в соответствии с государственным контрактом. При невозмещении данных убытков поставщик (исполнитель) вправе отказаться от исполнения государственного контракта и потребовать возмещения убытков, вызванных расторжением государственного контракта (п. 2 ст. 533 ГК).

      При расторжении государственного контракта по основаниям, указанным выше, поставщик также вправе отказаться от исполнения договора поставки для государственных нужд и потребовать, чтобы государственный заказчик возместил причиненные ему таким образом убытки.

      В свою очередь государственный заказчик в случаях, указанных в законе, вправе полностью или частично отказаться от товаров, поставка которых предусмотрена государственным контрактом, при условии возмещения причиненных убытков (ст. 534 ГК). При этом, если такой отказ привел к расторжению или изменению договора поставки товаров для государственных нужд, убытки, причиненные покупателю расторжением или изменением договора, возмещаются государственным заказчиком.

      Право на отказ государственного заказчика от поставки предусмотренных государственным контрактом товаров может возникнуть в результате утраты потребности в них, появления на рынке более совершенных в техническом отношении изделий, изменения конъюнктуры рынка и т.п.

      Ответственность в форме уплаты неустойки (пени, штрафов) может быть договорной и (или) установленной в законе. Следует, однако, отметить, что по сравнению с общим договором поставки при поставке товаров для государственных нужд преобладающей является неустойка, устанавливаемая законом.

      Так, согласно Закону «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» при нарушении условий договора (контракта) по срокам и (или) количеству поставщик уплачивает неустойку в размере 50% стоимости недопоставленных товаров. При этом неустойка за недопоставку товаров имеет штрафной характер, т.е. с поставщика одновременно взыскиваются и убытки, и неустойка.

      Закон «О государственном материальном резерве» за поставку (закладку) в государственный резерв материальных ценностей, не пригодных для длительного хранения, не комплектных или не соответствующих по качеству и ассортименту условиям государственного контракта (договора), предусматривает уплату изготовителем (поставщиком) штрафа в размере 20% стоимости забракованных, не соответствующих условиям договора (государственного контракта) материальных ценностей.

      Договор поставки товаров для муниципальных нужд

      zakupki_dlya_gosnuzhd.jpg

      Похожие публикации

      У государственных субъектов и муниципальных образований при реализации программ соответствующего уровня и решении вопросов местного значения может возникнуть потребность в определенных товарах или услугах. Финансирование таких нужд происходит из бюджетов федерального и регионального уровня, а поставку товаров имеют право осуществлять субъекты предпринимательской деятельности, зарегистрированные в РФ. Правовые взаимоотношения между сторонами регулирует специальный документ — договор поставки товаров для государственных и муниципальных нужд.

      Правовое регулирование договора

      Договор поставки товаров для государственных нужд, образец его регламентируется такими нормативно-правовыми актами:

      закон от 13.12.1994 № 60-ФЗ о поставках для федеральных госнужд;

      закон от 29.12.1994 № 79-ФЗ о материальном госрезерве;

      закон от 02.12.1994 № 53-ФЗ о госзакупках сельхозпродукции, сырья и продовольствия;

      закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ о контрактной системе в сфере госзакупок;

      закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ об оборонном госзаказе.

      В гражданском законодательстве закупке товаров для госнужд посвящены ст. 525-538 ГК РФ. Эти статьи регламентируют основания для поставки продукции, порядок заключения договора и госконтракта, порядок отказа покупателя от заключения соглашения, оплату товаров, возмещение понесенных убытков и другие правовые аспекты.

      Особенности договора

      Данный договор является разновидностью договора поставки. Его назначение – оформление закупки товаров, необходимых государству с целью обеспечения его нужд в различных сферах экономики. В соответствии с договором, поставщик берет на себя обязательство передать в оговоренный срок товары в собственность госзаказчику.

      Договор поставки товаров для муниципальных нужд регулируется гражданским законодательством и рядом федеральных законов. Особенность соглашения состоит в том, что одним из участников правоотношений является государство.

      Товары поставляются в соответствии с государственным (муниципальным) контрактом и заключенным на его основании договором поставки товаров для государственных или муниципальных нужд. Законодательство устанавливает повышенные требования к заключению и исполнению всех соглашений, субъектом которых является государство. Значительное внимание уделяется вопросам ответственности за невыполнение или ненадлежащее исполнение условий таких соглашений.

      Договор составляется в письменной форме, его должны подписать все стороны сделки. Предметом соглашения выступает любая продукция, которая приобретается для использования в хозяйственных целях. Необходимо отметить, что для госнужд можно закупать, как правило, только товары отечественного производства (исключение — страны ЕАЭС).

      Сторонами договора поставки товаров для государственных нужд могут выступать:

      госзаказчик (в этой роли выступают органы исполнительной власти, государственные учреждения, федеральные и казенные предприятия);

      поставщик (государственные и частные компании и предприниматели);

      получатель товара (может быть лицо, не являющееся госзаказчиком).

      Конкретный состав участников соглашения определяется структурой договорных связей, сформированных на основе госзаказа.

      В чем разница между поставкой коммерческой и для госнужд?

      Особенностями договора поставки для муниципальных и госнужд являются следующие:

      В роли покупателя выступает госзаказчик или уполномоченная на это организация.

      Договор составляется на основе госконтракта.

      Заказы на поставку товаров размещаются на открытых торгах.

      Сроки и порядок заключения соглашения на поставку продукции для госнужд четко определен в ст. 529 ГК РФ – не позднее 30 дней поставщик должен направить проект договора поставки покупателю, который указан в извещении госзаказчика (если такой проект не представлен самим покупателем). Еще 30 дней дается другой стороне на подписание проекта договора. При наличии разногласий составляется протокол. Покупатель вправе отказаться от заключения договора поставки полностью или частично, о чем поставщик обязан сообщить госзаказчику, а тот обязан в течение 30 дней прикрепить к поставщику другого покупателя, либо направить разнарядку на отгрузку другому покупателю, или соглашется принять и оплатить товар сам (ст. 530 ГК РФ).

      Оплата товаров и возмещение убытков поставщику осуществляется за счет средств, полученных из бюджета.

      Если государственным заказчиком и покупателем выступают разные субъекты – необходимо заключать два документа: и договор поставки, и госконтракт. При этом заказчик обычно обязуется оплатить товары, а поставщик – обеспечить их доставку покупателю.

      Споры, возникающие между участниками при подписании соглашения или выполнении его условий, рассматриваются арбитражными судами.

      Существенные условия соглашения

      В договоре поставки обязательно надо указать:

      предмет соглашения (наименование и количество товара);

      конкретные сроки выполнения обязательств.

      Все вышеперечисленные условия относятся к существенным. Также в договоре следует оговорить следующее:

      место выполнения условий соглашения;

      стоимость продукции и возможные способы оплаты;

      порядок приемки товаров;

      ответственность участников сделки;

      права и обязанности участников;

      Что должно быть прописано в данном договоре в дополнение к обычному соглашению

      Договор поставки товаров для муниципальных нужд отличается от других договоров такими моментами:

      Целью продажи и поставки товаров. Ее можно сформулировать так: «Предметом настоящего договора является поставка товаров для муниципальных нужд». Цена, как правило, определяется условиями муниципального контракта.

      Сторонами, принимающими участие в сделке. Одной из сторон обязательно должен выступать муниципальный заказчик или уполномоченное им лицо.

      Обеспечением оплаты приобретаемых товаров за счет средств государственного бюджета или иных источников финансирования.

      Условием об уплате поставщиком неустойки за просрочку поставки или недопоставку продукции.

      Особенностями исполнения обязательств. В документе может быть указано, что поставщик должен поставить товары непосредственно муниципальному заказчику либо иным организациям-получателям. Если в соглашении принимают участие три стороны – обязанность по оплате полученной продукции возлагается на госзаказчика, а не на покупателя, получившего ее (если условиями госконтракта не предусмотрено иное). При оплате товара получателем госзаказчик выступает в роли поручителя по его денежным обязательствам.

      Остальные пункты договора практически ничем не отличаются от обычного договора поставки. Образец договора поставки вы найдете здесь.

      Отдельно стоит упомянуть о способе заключение госконтракта – через объявление конкурса (аукциона). При этом разработанный заказчиком вариант договора входит в состав конкурсной документации. Поставщик, соглашаясь на участие в конкурсе, автоматически выражает свое согласие с предложенными условиями.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *