Договор с банком на прием платежей

Договор с банком на прием платежей

НА ПРИЕМ ПЛАТЕЖЕЙ НАСЕЛЕНИЯ

И ПРОЧИЕ УСЛУГИ

г. _________ «__»_______ 200_ г.

Акционерный коммерческий Сберегательный банк Рос­сийской Федерации (Сбербанк России), именуемый в даль­нейшем Банк, в лице ____________________________________________________

действующего на основании Устава Сбербанка России и доверенности Сбербанка России от ____________ с одной стороны,

именуемая в дальнейшем Клиент, в лице _______________________

(должность, фамилия, имя, отчество)

действующего на основании __________________________________

(устава, положения, доверенности)

с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Предмет договора

1.1. Клиент поручает, а Банк принимает на себя обязанности по приему платежей в пользу Клиента за _________________________

в соответствии с условиями настоящего договора.

1.2. Прием платежей от населения в пользу Клиента осуществляют все учреждения Сберегательного Банка Российской Федерации.

2. Обязанности Банка

2.1. Производить прием платежей, указанных в пункте 1.1. договора, на основании платежного документа, по форме, согласованной с Банком, и размеры которого (135 X 144 мм) соответствует формату, предусмотренному Альбомом форм первичной документации (1984 г.).

2.2. Производить перечисление принятых от населения платежей на расчетный счет Клиента в соответствии с условиями настоящего договора.

2.3. Производить расчет пени за просрочку платежей в установленном размере и взимать сумму пени одновременно с платежом.

3. Обязанности Клиента

3.1. Изготовить платежные документы по форме, согласованной с Банком.

3.2. Обеспечить контроль за правильностью и полнотой перечисления Банком принятых платежей, указанных в пункте 1.1 договора, путем выверки расчетов с каждым плательщиком в установленные сроки, определяемые системой расчетов между Клиентом и плательщиком, а также систематической, не реже 1 раза в год, сверки сумм, записанных в лицевых счетах, карточках учета плательщиков на основании платежных извещений, с суммами, поступившими на расчетный счет от банка.

В случае, если при выверке расчетов будут выявлены какие-либо несоответствия в суммах, Клиент обязуется не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным, поставить в известность об этом Банк.

3.3. Сообщить Банку по письменному запросу (в связи с ревизиями и проверками) сведения о суммах платежей, принятых Банком от населения в течение определенного периода.

3.4. Сообщать Банку не позднее чем за пять дней об изменении своего расчетного счета или наименования банка, где находится этот счет.

3.5. Принимать на себя обязанность по разрешению спорных вопросов в случае предъявления к Банку претензий, судебных исков со стороны плательщиков, возникших вследствие отказа Банка в приеме платежей по основанию, установленному ч. 2. п. 4.5. настоящего договора.

3.6. Клиент обязан возместить Банку в полном объеме суммы, уплаченные Банком плательщику по судебному реше­нию в связи с отказом Банка в приеме платежа.

4. Порядок приема платежей

4.1. Платежный документ состоит из двух частей : извещения и квитанции, и может быть выписан от руки или напечатан.

4.2. На обеих частях платежного документа должно быть четко, без помарок и исправлений, указано: наименование и номер расчетного счета организации, в пользу которой принимается платеж, наименование банка, где находится расчетный счет организации, в пользу которой производится платеж, фамилия и инициалы плательщика, номер лицевого счета плательщика, сумма платежа и за какое время она начислена. В необходимых случаях в платежном документе указывается число, месяц и год его выписки.

4.3. На извещении и квитанции делается оттиск штампа кассовой машины или заменяющей ее аппаратуры с указанием даты и суммы принятого платежа, ставится подпись кассира.

4.4. В случае неуплаты плательщиком платежей в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, Банк производит расчет пени, исходя из размера, установленного законодательством, заносит сумму пени за просрочку платежа в клише оттиска штампа с отметкой «Пеня» на обеих частях платежного документа, а также общую сумму платежа с учетом пени. При этом с плательщика взимается общая сумма.

4.5. Если в платежном документе указана сумма пени, Банк обязан проверить правильность ее расчета, и в случае ошибки — во избежание исправлений — просить плательщика заполнить новый бланк платежного документа.

Если плательщик отказывается уплачивать пеню, Банк возвращает платежный документ без исполнения.

4.6. В подтверждение приема платежей Банк выдает на руки плательщику квитанцию.

4.7. Извещения о принятых платежах передаются Банком под расписку лицу, уполномоченному доверенностью Клиентом.

4.8. Представитель Клиента обязан сличить подобранные извещения с данными формами №№ 010201,010202.

В случае недостачи документов Клиент письменно сообщает об этом Банку, который принимает меры к розыску документов.

5. Порядок расчетов

5.1. Все суммы платежей, принятых Банком в пользу Клиента, ЗА ВЫЧЕТОМ КОМИССИОННОГО ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ И ПЕНИ, перечисляются на расчетный счет №___________________________

не позднее трех банковских дней.

5.2. Размер комиссионного вознаграждения, уплачиваемого Клиентом Банку, устанавливается в размере .______% от суммы принятых платежей.

5.3. Сумма пени разделяется на _____________% в пользу банка и ___________% в пользу организации.

6. Ответственность сторон

6.1. Банк несет ответственность за нарушение установленных настоящим договором порядка и сроков перечисления Клиенту принятых платежей и взысканных пеней в соответствии с действующим законодательством.

6.2. Банк не несет ответственности за неперечисление Клиенту в установленные сроки принятых платежей при несвоевременном сообщении Клиентом Банку об изменении своего расчетного счета или наименования банка.

6.3. Банк не несет ответственности за отказ плательщику в приеме платежа.

7. Порядок разрешения споров

7.1. В случае возникновения споров между Банком и Клиентом по вопросам исполнения настоящего договора стороны примут все меры по разрешению их путем переговоров между собой.

7.2. Разногласия, по которым стороны не достигнут договоренности, разрешаются в установленном законодательством порядке.

8. Срок действия договора

8.1. Настоящий договор действует с момента его подписания сторонами по «___»________ 200__ года, после чего договор считается пролонгированным на один год при условии, если ни одна из сторон не заявит о желании расторгнуть настоящий договор за 30 дней до даты окончания срока его действия.

8.2. Каждая сторона имеет право досрочно расторгнуть договор с предупреждением другой стороны письменно за один месяц до даты его расторжения.

9. Изменение и дополнение условий договора

9.1. Договор может быть изменен и (или) дополнен по соглашению сторон. Изменение и дополнение условий договора оформляется в письменной форме дополнительным соглашением с порядковым номером и является неотъемлемой частью настоящего договора с момента подписания его сторонами.

10. Дополнительные условия

10.1. Договор составлен в двух экземплярах. Один экземпляр договора находится у Банка, второй — у Клиента.

11. Юридические адреса и реквизиты сторон

Корреспондентский счет №.__________________________________

Сбербанк представил бизнесу сервис заключения договоров для приема платежей физлиц

Сбербанк представил своим корпоративным клиентам — поставщикам товаров и услуг — новый сервис заключения договоров на прием платежей физлиц.

Новый сервис, представленный в корпоративном интернет-банке «Сбербанк бизнес онлайн», упрощает для предприятий и предпринимателей – клиентов Сбербанка – заключение договоров с банком. Теперь это можно сделать, подписав заявку на заключение договора электронной подписью. Договор заключается онлайн в течение пяти минут по безбумажной технологии и не требует посещения отделений банка.

Сокращение использования бумаги в деятельности банка также позволяет Сбербанку и его клиентам вносить вклад в решение экологических проблем общества и защиту окружающей среды.

Для заключения договора на прием платежей необходимо войти в «Сбербанк бизнес онлайн», выбрать услугу «Платежи физических лиц» и заполнить заявку. Уже на следующий день после заключения договора клиенты – физические лица – смогут оплачивать услуги компании-поставщика в «Сбербанк онлайн», устройствах самообслуживания или банкоматах Сбербанка в любой точке России, а также подключить услугу «Автоплатеж».

Сервис создан в результате синергии двух блоков Сбербанка — розничного и корпоративно-инвестиционного.

Игорь Мамонтов, вице-президент – директор дивизиона «Платежи и переводы», сказал: «Новый сервис Сбербанка не только экономит время наших клиентов, но и задает новый стандарт клиентского опыта компаний — поставщиков услуг, который делает покупки и платежи еще удобнее и проще и для покупателей, и для продавцов. Теперь корпоративные клиенты интернет-банка смогут сократить издержки на заключение договоров и получить доступ к приему платежей через каналы банка простым и удобным способом, а их покупатели смогут легко оплачивать выставленные счета».

Прием платежей от населения

Банк предлагает юридическим лицам – поставщикам товаров и услуг, в т.ч. организациям, оказывающим услуги в сфере жилищно – коммунального хозяйства, учебным и медицинским учреждениям, организовать прием платежей от населения во всех пунктах приема платежей ООО КБ «РостФинанс», заключив договор об информационном и технологическом взаимодействии.

Сотрудничество с ООО КБ «РостФинанс» по приему платежей от населения в пользу Вашей организации будет являться взаимовыгодным.

Банк предоставляет для Ваших клиентов — плательщиков разнообразные способы и возможности оплаты платежей за поставленные товары и услуги:

  • в отделениях Банка для обслуживания Ваших клиентов;
  • в терминалах самообслуживания (платежных терминалах);
  • посредством регулярных платежей;
  • в системе «Интернет-Банк»;
  • в приложении для владельцев смартфонов — «Мобильный Банк».
  • Принятые от Ваших клиентов денежные средства перечисляются на расчетный счет Вашей организации в следующие сроки:

    • «день в день» — если счет открыт в ООО КБ «РостФинанс»;
    • «утром следующего рабочего дня» — если счет открыт в другом банке.
    • Предоставляемый Банком платежный реестр в виде структурированного файла значительно облегчит работу сотрудников бухгалтерии Вашей организации по обработке и распределению принятых платежей по лицевым счетам плательщиков.

      С условиями заключения договора Вы можете ознакомиться во вкладке:

      В случае Вашей заинтересованности просим обращаться в ближайшее подразделение Банка либо по телефону Контактного Центра 8-800-7777-001

      Как организовать приём платежей на сайте разными способами?

      Интернет-коммерция сегодня просто процветает, через глобальную сеть можно оплатить практически любую вещь или услугу, а также заказать доставку на дом. Всё более популярным стал безналичный расчёт, поэтому долг каждого владельца интернет-магазина – предоставить своим покупателям комфортный способ оплаты покупок. В этом отношении удобство покупателей стоит на первом месте. Рассмотрим, какие существуют популярные способы приёма платежей на сайтах сегодня? Что нужно сделать, чтобы настроить систему оплаты на своём сайте?

      Топ 5 самых популярных платёжных систем в интернете

    Банковские карты

    Банковские карты – универсальное средство оплаты, которое позволяет рассчитываться за покупки в супермаркетах, оплачивать услуги ЖКХ, мобильной связи, счета в кафе и ресторанах, а также онлайн-покупки и заказы. Большинство интернет-магазинов с удовольствием принимают платежи с пластиковых карт, однако настройка этого метода оплаты сопряжена с некоторыми трудностями:

    Необходимость заключить договор с банком на приём платежей и открыть счёт, куда будут поступать средства.

    Некоторые банки требуют внесения депозита.

    Предоставление информации о продаваемых товарах.

    Для небольшого бизнеса такое «плотное» сотрудничество с банком может оказаться не самым выгодным решением.

    Яндекс.Деньги

    Работать с Яндексом проще, чем с банком. Приём платежей на сайте в Яндекс.Деньгах можно настроить юридическим лицам и ИП. Чтобы воспользоваться услугами сервиса, необходимо заключить договор и представить некоторые идентифицирующие документы. Система предлагает своим пользователям несколько вариантов тарифов в зависимости от оборота интернет-магазина.

    Если изначально сервис был довольно узок и предоставлял возможность расчёта только Я.Деньгами, то сегодня он позволяет принимать оплату на Я.Кошелек с пластиковых карт, счетов мобильных телефонов, а также Webmoney. При этом комиссия за каждую транзакцию будет отличаться в зависимости от способа оплаты, в среднем она составляет от 3% до 5%.

    Платежная система Qiwi доступна для подключения на сайтах юр. лиц или ИП. Для этого нужно предоставить информацию о товарах и деятельности магазина, в соответствии с которой сотрудники сервиса будут готовы предложить оптимальный тариф.

    На сегодняшний день сервис позволяет принимать к оплате валюту Qiwi, наличные через терминалы Qiwi, оплату со счета мобильного или с банковских карт. Комиссия системы Visa QIWI Wallet составляет от 1% до 5%.

    Webmoney

    Webmoney – одна из старейших платежных систем, которая позволяет принимать платежи в формате WM. Для интернет-магазинов система предлагает несколько вариантов обслуживания, в том числе Web Merchant Interface, которая предполагает прием средств с:

    Через платежные терминалы,

    Юридические лица могут принимать платежи от участников системы на банковский счет, не создавая собственный WM-кошелек. В таком случае, им необходимо сотрудничать с платежным агрегатором, который исполняет роль посредника.

    Агрегаторы

    Агрегаторы представляют собой платежные системы, которые позволяют принимать на сайте самые распространённые формы оплаты. С помощью такого сервиса покупатель может рассчитаться Я.Деньгами, Вебмани, через терминал или кошельки Киви, с банковской карты или счета мобильного телефона.

    Преимущество данного способа приема оплаты заключается в том, что владельцу сайта не приходится заключать договор с каждой отдельной платежной системой, только один договор с агрегатором. При этом необходимо иметь статус ИП или юр. лица. За каждую транзакцию агрегатор берет небольшую комиссию. Один из примеров такого сервиса — платежный агрегатор PayMaster. В среднем при приеме платежей через данный сервис комиссия составляет от 2%. Тариф выбирается с учетом оборота магазина. При этом агрегатор берет на себя обязательство по установке платежного окна или виджета на сайте магазина, чтобы расчёт для клиентов был максимально простым и удобным.

    Интернет-магазинам

    Выбираем интернет-эквайринг

    В статье рассматривается вариант выбора организации, оказывающей услуги интернет-эквайринга для корпоративных клиентов, одновременно осуществляющей расчеты и техническое подключение без привлечения сторонних процессинговых компаний.

    1. Кто имеет право оказывать услуги интернет-эквайринга?

    Многочисленные публикации на тему приема платежей в интернете подробно описывают, в основном, общие вопросы выбора контрагента, оказывающего услуги интернет-эквайринга, редко уделяя внимание юридическим вопросам взаимоотношений между участниками процесса.

    Попробуем чуть подробнее остановиться на юридических вопросах.

    По смыслу операции интернет-эквайринг – это безналичный перевод денежных средств с банковской карты в пользу поставщика товаров или услуг.

    На банковской карте денежные средства не хранятся и не учитываются, реквизиты банковской карты являются инструментом управления денежными средствами, находящимися на банковском счете (классические дебетовые или кредитные карты) или денежными средствами, предварительно предоставленными физическим лицом кредитной организации, без открытия банковского счета (предоплаченные карты).

    В Российской Федерации безналичные услуги (с открытием или без открытия банковского счета) перевода денежных средств могут оказывать исключительно кредитные организации.

    Из этого следует, что наличие договора с кредитной организацией на получение безналичных платежей через интернет-ресурсы является для поставщика товаров и услуг обязательным. Денежные средства при этом могут быть зачислены исключительно на банковский расчетный счет поставщика товаров или услуг, кроме операций по возврату денежных средств.

    Иногда, для того чтобы «докопаться» до «истины», с кем же будет заключен договор, требуется много времени на внимательное изучение всех страниц сайта в поисках договора или прямой информации о том, кто же «стоит» за платежным сервисом.

    На рынке есть предложения от компаний, не имеющих банковскую лицензию, по приему платежей банковскими картами в интернете. Схема проста – компания предлагает данные услуги от своего имени, фактически получая деньги от банка-эквайера на свой расчетный счет (например на ООО «Ромашка»). В этом случае клиент при оплате банковской картой увидит, что получателем платежа является не ваш интернет-магазин, а ООО «Ромашка». В банковской выписке клиента по карточным операциям будет указана то же ООО «Ромашка».

    Чем привлекательна такая схема для магазина? Вывод полученных денежных средств ООО «Ромашка» может осуществить на любые платежные инструменты: банковские счета, банковские карты, счета по учету электронных денежных средств (Yandex.Money,), на электронные чеки (WebMoney). Однако данная схема подпадает под определение незаконной банковской деятельности с точки зрения правовой ответственности самой ООО «Ромашка», действия получателя денежных средств (поставщика товаров и слуг) могут быть квалифицированы как операции, конечной целью которых является уход от налогообложения.

    Заключая договор на прием платежей с компанией, не имеющей банковской лицензии, все риски деятельности этой компании перекладываются на получателя денежных средств.

    С учетом того, что ЦБ РФ будет предпринимать в 2014 году меры по «зачистке» рынка от подобных посредников, существует вероятность потери денег при работе подобным образом. Хотя конечно «свистопляска» с отзывом лицензий у банков тоже не добавляет оптимизма.

    2. Особенности оказания кредитными организациями услуг по приему платежей в интернете альтернативными способами

    Бурное развитие альтернативных способов оплаты в РФ привело к формированию мнения, что для успешного ведения бизнеса, интернет-ресурс должен принимать все возможные способы оплаты.

    Появился термин «платежный агрегатор» – организация, предоставляющая возможность интернет-ресурсу принимать денежные средства различными способами по единому договору. С юридической точки зрения, в случае заключения одного договора на прием платежей разными способами, «платежный агрегатор» должен быть кредитной организацией.

    Для оказания «агрегаторских» услуг кредитная организация заключает соответствующие договоры с банками, мобильными операторами и другими участниками рынка, предоставляющими возможность оплаты альтернативными способами.

    3. С кем заключается договор?

    В случае с классическими банками такого вопроса не возникает, услуга интернет-эквайринга предлагается на сайте кредитной организации, очевидно, что договор будет заключаться с ней.

    Рынок интернет-эквайринга еще не достиг «зрелости», прежде всего, это проявляется в отсутствии публичных тарифов и окончательных условий, публикуемых в открытом доступе большинством кредитных организаций. «Альфа-Банк», «Русский стандарт», «ВТБ-24», «Сбербанк РФ», «ПСКБ», «КИТ-финанс» и другие банки указывают лишь общую информацию о возможности предоставления услуги интернет-эквайринга, предлагая на сайте оставить контактную информацию для последующего общения и определения условий работы. Многие банки для обеспечения информационного взаимодействия привлекают сторонние процессинговые компании, в этом случае договор на услуги интернет-эквайринга будет либо трехсторонним, либо договоров придется заключать несколько.

    Большая часть классических банков, оказывающих услуги интернет-эквайринга, не предлагает возможность получения оплаты альтернативными способами.

    Отдельную нишу занимают кредитные организации, предоставляющие сервис не только интернет-эквайринга, но и возможность получения оплаты другими способами, при этом они предлагают платежные услуги на отдельных сайтах под брендированным наименованием. Для них данный вид бизнеса является одним из основных, и они с готовностью рассказывают на своих интернет ресурсах о всех существенных деталях будущего взаимодействия.

    4. Документы

    Какие документы требуются для заключения договора с кредитной организацией на интернет-эквайринг?

    Требования у всех разные, и это неудивительно. Например, для открытия банковского счета во всех банках (за редким исключением) с вас возьмут стандартный перечень. Это понятно: он определен инструкцией ЦБ РФ №28-И.

    Кредитная организация, заключая договор на прием платежей (скорее всего, в названии договора будут фигурировать формулировки о переводах без открытия счета и информационно-технологическом взаимодействии), как правило, не требует открытия у себя банковского счета, поэтому законодательно установленного перечня документов нет.

    Кредитная организация при составлении перечня документов для подключения услуги интернет-эквайринга будет руководствоваться внутренними документами и представлениями, основанными на действующем законодательстве. Информация о требуемом пакете документов, о способах их заверения и о порядке обмена документами должны быть доступны на сайте кредитной организации.

    5. Интересные тарифы

    Мнение о том, что для получения наиболее выгодного предложения по тарифам интернет- ресурс должен заключать прямые договоры по всем способам оплаты, является верным только отчасти. Для некоторых платежных методов получение более выгодных ставок, чем может предложить «платежный агрегатор», возможно только при условии достижения определенного объема совершаемых операций.

    Рынок интернет-эквайринга крайне конкурентный с точки зрения «легкости» выбора контрагента.

    Причина в том, что для подключения услуги не требуется физическое присутствие банковского офиса в регионе, где располагается персонал интернет-ресурса, не нужно никуда приходить, подключение и сама услуга предоставляется через интернет.

    Привлечение клиента кредитная организация осуществляет либо через прямые продажи (выставки, телефонные переговоры), либо через рекламу услуги в интернете; подписанные документы могут быть присланы по почте.

    Хотя тарифы точно не являются единственным определяющим фактором при выборе, с кем работать, размер комиссий очень важен. Сделав правильный выбор, интернет-магазин будет нести меньше расходов – при этом делать-то ничего не нужно, главное – на начальном этапе правильно выбрать с кем работать, если необходимо – договориться на индивидуальные условия оказания услуги.

    Размер комиссии чаще всего будет зависеть от конкретного способа оплаты, самые высокие ставки при оплате со счетов мобильных операторов, самые низкие – банковский и почтовый перевод.

    Для большинства интернет-проектов основным способом оплаты за продаваемые товары или услуги будет банковская карта. Доля оплат картами будет составлять 75-85% от общего оборота при онлайн оплате.

    Поэтому, выбирая с кем работать, прежде всего, надо обращать внимание на размер комиссии по банковским картам. Возможно, вам предложат минимальные тарифы по альтернативным способам, однако, простая арифметика подсказывает, что лучшая комиссия должна быть по операциям, имеющим наибольшую долю в обороте.

    Еще одним примером «заманивания» клиента является низкая комиссия на входе, одновременно с дополнительной комиссией за перевод принятых платежей (вывод) на банковский счет. Итоговая комиссия за операцию в этом случае будет, скорее всего, выше – поэтому, принимая решение с кем работать, необходимо внимательно смотреть на совокупность тарифов.

    6. Техническая интеграция

    Для распространенных CMS (систем управления сайтом), скорее всего, можно будет использовать готовый платежный модуль, для уникального интернет-ресурса потребуется провести полноценную интеграцию через API (интерфейс программирования приложений), предоставленный «платежным агрегатором». Информация о наличии разработанных готовых модулях для CMS доступна как на информационном ресурсе платежного агрегатора, так и на сайтах компаний разработчиков CMS.

    Услуги по подключению вполне можно доверить внешнему программисту, привлеченному на выполнение разовой работы, например, через «фрилансовые» ресурсы. Сроки выполнения работы будут зависеть от его квалификации и, как правило, составят несколько рабочих дней. Интеграция с «платежным агрегатором» позволит в рамках одного технического решения принимать оплату всеми предлагаемыми способами оплаты, в соответствии с заключенным договором.

    7. Делаем правильный выбор

  • выбираем нужные способы оплаты для интернет-ресурса;
  • выбираем среди публичных предложений несколько, удовлетворяющих по размерам комиссии по банковским картам, при этом, для плательщика проведение операции должно быть бесплатным;
  • анализируем требуемый пакет документов для заключения договора;
  • анализируем трудоемкость и стоимость технической интеграции;
  • анализируем наличие поддержки плательщиков в режиме 24х7 – плательщик не должен остаться один на один с возможной проблемой при совершении оплаты;
  • сравниваем платежные формы – плательщику должно быть удобно и понятно;
  • общаемся с менеджерами кредитной организации, отвечающими за подключение – проверяем скорость реагирования на запросы, качество и полноту ответов, пытаемся получить индивидуальный тариф;
  • принимаем решение и подключаемся;
  • при достижении значительных объемов операций повторно запрашиваем у кредитной организации индивидуальные условия.
  • Автор — Елена Горбова. Оригинал статьи — на сайте shopolog.ru

    Заполните форму и начните принимать платежи

    Как компенсировать компании ЖКХ комиссию банков за прием платежей

    Жилищная управляющая компания осуществляет деятельность, направленную на решение вопросов управления общим имуществом многоквартирных жилых домов в Нижегородском, Канавинском, Ленинском районах г. Нижнего Новгорода, а также осуществляет организацию предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в данных домах.
    Жилищным кодексом РФ установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (часть 4 статьи 154).
    В силу пункта 15 Правил размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций, в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
    В соответствии с п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (утвержденными Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 года) исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.
    ЖУК, не являясь производителем коммунальных ресурсов, заключает договоры на их приобретение с ресурсоснабжающими организациями. Несмотря на то, что конечными получателями денежных средств за потребление коммунальных ресурсов от жителей многоквартирных жилых домов являются ресурсоснабжающие организации, плата за коммунальные услуги вносится на указанный в платежном документе банковский счет нашей организации. При этом банк берет комиссионный процент, который вынуждена оплачивать управляющая компания. Закладывать размер комиссионного вознаграждения банка в счета за коммунальные услуги наша организация не может, так как тарифы на коммунальные услуги подлежат государственному регулированию и не могут быть изменены управляющей компанией. В результате при сборе с населения коммунальных платежей ЖУК несет ощутимые убытки. Считаю, что ресурсоснабжающие организации, как фактические получатели данных платежей, должны компенсировать затраты управляющей организации, связанные с уплатой комиссионного вознаграждения банку.
    Прошу представить следующую информацию:
    имеется ли правовой механизм возмещения данных затрат?
    на какие правовые акты стоит обратить внимание?

    Согласно ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
    Из указанной нормы определяется состав убытков. Так, для взыскания убытков истец должен в соответствии со ст. 65 АПК РФ доказать следующие обстоятельств (состав убытков):
    1) наступление вреда в своей имущественной сфере;
    2) противоправность поведения причинителя вреда;
    3) наличие причинно-следственной связи между противоправными действиями причинителя вреда и причиненными убытками;
    4) вину причинителя вреда (за исключением случаев ответственности без вины, установленными законом);
    5) размер убытков.
    Исходя из изложенного, нет оснований для отнесения убытков ЖУК на ресурсоснабжающие организации ввиду отсутствия в их действиях (бездействии) пунктов 2, 3 и 4 состава убытков.

    В соответствии с п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (утв. Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 года) размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством РФ.
    Согласно ст. 9 ФЗ от 30.12.2004 №210-ФЗ (в ред. от 27.12.2009) «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов.
    Таким образом, необходимые расходы организации коммунального комплекса должны быть включены в тариф, устанавливаемый уполномоченным органом. В том случае, если они не включены в тариф на текущий год, понесенные дополнительные расходы, не заложенные в тариф, могут быть включены в тариф на следующий год.
    Однако, если орган, устанавливающий тарифы не сочтет расходы на оплату комиссий банку обязательными и откажется включать в тариф, то возможны два варианта. Во-первых, судебное обжалование решения об отказе включения указанных расходов в тариф (с доказыванием обоснованности этих расходов).
    Во-вторых, расторжение соглашения с банком на оказание услуг по приему платежей и отнесение комиссии на физических лиц, оплачивающих услуги.
    Так, согласно п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам если иное не установлено договором, потребители вправе по своему выбору:
    а) оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов в выбранных ими банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, а также почтовыми переводами;
    б) поручать другим лицам внесение платы за коммунальные услуги вместо них любыми способами, не противоречащими требованиям законодательства Российской Федерации и договору;
    в) вносить плату за коммунальные услуги за прошедший месяц частями, не нарушая установленный срок окончания ее внесения;
    г) осуществлять предварительную оплату коммунальных услуг в счет будущих месяцев.
    Таким образом, потребители коммунальных услуг имеют право выбора способа оплаты потребленных услуг. При этом, расходы на зачисление денежных средств у ЖУК возникают лишь в случае наличной оплаты услуг через банк без открытия счета физическим лицом в соответствии с условиями дополнительного соглашения к договору банковского счета ЖУК. В случае расторжения такого соглашения, взимание комиссии производиться не будет.

    Прием платежей через третьих лиц

    Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги через банки, почтовые отделения, терминалы, кассы расчетных центров – обычное дело в настоящее время. Скорее, прием платы в кассу исполнителя услуг стал редкостью. Законодательство, регулирующее прием платежей, неизменно уже два года. Тем не менее вопросы у управляющих домами остаются. В данной статье освежим теоретические знания по обозначенной проблеме и рассмотрим некоторые практические аспекты их применения.

    Согласно п. 15 ст. 155 ЖК РФ УК и иное юридическое лицо (ИП), которое в соответствии с ЖК РФ вносит плату за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности. В настоящей статье рассмотрим два варианта получения платежей граждан – через кредитные организации и юридических лиц, не являющихся таковыми. Регулированию деятельности платежных агентов по приему платежей физических лиц посвящен одноименный Федеральный закон от 03.06.2009 № 103-ФЗ (далее – Закон о платежных агентах). Федеральными законами от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее – Закон о национальной платежной системе) и от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее – Закон о банках) урегулирована деятельность кредитных организаций по переводу денежных средств. Закон о национальной платежной системе и обновленная редакция Закона о платежных агентах вступили в силу одновременно – с 29.09.2011, существенно изменив применявшийся ранее алгоритм взаимодействия между участниками расчетов. Однако обо всем по порядку.

    Платежные агенты: прием платежей

    Чтобы разобраться в правах и обязанностях УК и платежных агентов, необходимо в первую очередь ввести следующие понятия (ст. 2 закона):

    –поставщик – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, за исключением кредитной организации, которые получают денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) или которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с ЖК РФ;

    –плательщик – физическое лицо, вносящее платежному агенту денежные средства в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком;

    –платежный агент – юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или ИП, осуществляющие деятельность по при-ему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;

    –оператор по приему платежей – платежный агент, являющийся юридическим лицом, который заключает с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;

    –платежный субагент – платежный агент, являющийся юридическим лицом или ИП, который заключает с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

    Под деятельностью по приему платежей физических лиц понимается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с ЖК РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком (п. 1 ст. 3 Закона о платежных агентах). Здесь следует обратить внимание на отличие платежного агента от агента, деятельность которого урегулирована ГК РФ. Согласно п. 1 ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору агент обязуется за вознаграждение совершать по поручению принципала юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. Платежный агент не совершает юридические действия (не заключает сделки в интересах клиента), а выполняет лишь фактические действия – принимает денежные средства и ведет расчеты с поставщиком.

    Закон о платежных агентах возлагает на поставщика и в большей степени на платежного агента определенные обязанности, исполнение которых в конечном итоге должно обеспечить безопасность платежей физических лиц (ст. 4). Перечислим некоторые из них:

  • платежный агент должен иметь договор с поставщиком, заключенный в соответствии с законом, без договора запрещено принимать платежи физических лиц;
  • оператор по приему платежей вправе осуществлять деятельность только после постановки на учет в Росфинмониторинге;
  • платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов;
  • поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей должен использовать специальный банковский счет;
  • кредитные организации не вправе выступать в роли операторов по приему платежей или платежных субагентов, а также заключать договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с поставщиками или операторами по при-ему платежей.
  • Использование специальных банковских счетов заслуживает отдельного внимания. Специальный счет используется для ограниченного числа операций (в частности, его владелец не вправе самостоятельно определять направления списания средств с него за рамками, установленными законом, точно так же с этого счета не могут взыскиваться в принудительном порядке денежные средства). Так, спецсчет платежного субагента предназначен для зачисления на него принятых от плательщиков денежных средств (их надо сдавать в банк) и списания на банковский счет оператора и свой банковский счет (в части вознаграждения, если оно удерживается из сумм, подлежащих перечислению оператору). Спецсчет оператора используется для зачисления сумм, принятых от плательщиков, со специального счета платежных субагентов и списания сумм на спецсчет поставщика и на свой банковский счет (в части вознаграждения). На спецсчет поставщика зачисляются суммы со спецсчета оператора и списываются суммы на банковский счет самого поставщика. Если платежный агент не сдаст все полученные от плательщиков деньги для зачисления на спецсчет, ему грозит административный штраф по ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ (размер штрафа для юридических лиц варьируется от 40 000 до 50 000 руб.). По этой же норме штрафуются платежные агенты и поставщики, не использующие спецсчета для ведения расчетов.

    Имея общие представления об обязательствах поставщика, платежи к которому идут от клиентов через платежных агентов, рассмотрим несколько конкретных ситуаций, обозначив в них права и обязанности сторон. О кредитных организациях, которые не могут быть платежными агентами, мы поговорим ниже.

    Ситуация 1

    УК заключила договор управления МКД, является исполнителем коммунальных услуг. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги полностью вносится УК. Компания привлекла к начислению и сбору платы, печати и рассылке платежных документов единый расчетно-кассовый центр (ЕРКЦ). Последний имеет собственную кассу, а также заключил договор с лицом, владеющим сетью терминалов, о приеме платежей.

    УК является поставщиком. Значит, она обязана иметь спецсчет, на который будет перечисляться плата за жилищно-коммунальные услуги со специального счета ЕРКЦ. Следует перечислять средства с этого спецсчета на банковский счет УК и в дальнейшем вести расчеты с контрагентами. ЕРКЦ выступает в роли оператора по приему платежей, он также обязан открыть и использовать спецсчет. ЕРКЦ не вправе перечислять полученные от плательщиков денежные средства сразу РСО – только на спецсчет УК. Владелец сети терминалов – платежный субагент, деятельность которого законна, только если в договоре между оператором и поставщиком указано право оператора привлечь платежного субагента (п. 7 ст. 4 Закона о платежных агентах). Вознаграждение ЕРКЦ предусмотрено договором, заключенным с поставщиком. Потребителей необходимо уведомить о том, что плата за услуги вносится платежным агенту и субагенту (п. 63 Новых правил предоставления коммунальных услуг), например, включив соответствующее условие в договор управления либо разместив информацию в платежном документе. По запросу плательщиков УК обязана предоставить информацию о платежном агенте, принимающем платежи в ее пользу (п. 3 ст. 4 Закона о платежных агентах).

    Ситуация 2

    УК заключила договор управления МКД, является исполнителем коммунальных услуг. По решению общего собрания собственников помещений плата за коммунальные услуги, предоставленные в помещениях МКД, вносится напрямую РСО. Платежи вносятся через сеть платежных терминалов. Кто оплачивает услуги по приему платы за коммунальные услуги, предоставленные в помещениях?

    Согласно п. 7.1 ст. 155 ЖК РФ наниматели и собственники помещений могут вносить плату РСО по решению общего собрания, внесение платы РСО признается выполнением нанимателями и собственниками помещений своих обязательств перед УК. Таким образом, плата за коммунальные услуги, предоставленные в помещении, в данной ситуации согласно ЖК РФ вносится РСО. В пункте 15 ст. 155 ЖК РФ речь идет о праве лиц, которым в соответствии с ЖК РФ вносится плата, взимать ее с привлечением платежных агентов.

    Одновременно в силу п. 1 ст. 2 Закона о платежных агентах поставщиком является лицо, которому вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги. В связи с этим представляется, что РСО признается поставщиком в части приема платы за коммунальные услуги, предоставленные в помещении, а УК – в оставшейся части платы. Поэтому оператор по приему платежей будет принимать платеж потребителя частично по договору с УК, частично по договору с РСО. Такое возможно, если УК и РСО имеют договорные отношения с одним и тем же оператором по приему платежей. Этот момент целесообразно согласовать в договоре ресурсо-

    снабжения. Вознаграждение оператора устанавливается договором, заключенным с каждым поставщиком. Соответственно, УК будет оплачивать оператору лишь услуги по приему той части платы, которая вносится непосредственно ей. Несмотря на то, что по общему правилу расходы на сбор платы за коммунальные услуги возлагаются на их исполнителя (в случае с УК они возмещаются за счет платы за управление МКД), законодательство, по мнению автора, не содержит оснований для того, чтобы РСО выдвигала УК требования по оплате расходов на прием платы за коммунальные услуги, которая по решению общего собрания собственников помещений вносится напрямую РСО.

    Ситуация 3

    УК избрана в качестве способа управления МКД. В договоре управления сделана оговорка о том, что УК выступает в роли агента собственников помещений при заключении договоров ресурсоснабжения. Договоры ресурсоснабжения заключены от имени УК, она получает плату за коммунальные услуги от потребителей через оператора по приему платежей. Кто является поставщиком в части приема платы за коммунальные услуги? Вправе ли оператор перечислять полученную плату за коммунальные услуги непосредственно РСО?

    В данной ситуации УК выступает в роли агента по правилам ГК РФ, то есть заключает сделки в интересах потребителей. Последние вносят плату управляющей организации, исполняя обязанности перед ней (по возмещению расходов, понесенных при исполнении заключенных для них сделок – договоров ресурсоснабжения). Следовательно, УК является поставщиком в целях применения Закона о платежных агентах. Поэтому оператор по приему платежей обязан перечислить все поступившие денежные средства на спецсчет УК. Между РСО и УК отсутствует соглашение о сборе средств потребителей для РСО. Значит, УК не является платежным агентом для РСО, а последняя не выступает в роли поставщика и не обязана иметь специальный счет. Денежные средства со спецсчета УК должны быть списаны на ее расчетный счет, с которого и ведутся расчеты с РСО.

    Ситуация 4

    УК оказывает услуги и выполняет работы по содержанию и ремонту общего имущества в доме, находящемся в непосредственном управлении собственников помещений. Собственники помещений заключили договор с ЕРКЦ на начисление платежей. УК получает от ЕРКЦ плату за содержание и ремонт общего имущества, плата за коммунальные услуги передается РСО.

    Правовым основанием деятельности ЕРКЦ по приему платы за жилое помещение и коммунальные услуги является не договор с собственниками помещений, а договоры с УК и каждой из РСО. УК и РСО выступают в роли поставщиков. Соответственно, каждая из них должна иметь спецсчет и оплачивать вознаграждение ЕРКЦ в части получаемой платы.

    Ситуация 5

    УК, выбранная в качестве способа управления МКД, заключила с оператором связи договор о начислении и сборе с жильцов платы за пользование коллективной антенной (не входит в общее имущество собственников помещений). В платежный документ эта плата включена отдельной строкой. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги принимается через платежных агентов. Каков статус УК?

    При внесении в адрес УК платы за пользование коллективной антенной собственники помещений исполняют свои обязательства перед оператором связи – владельцем данного оборудования. Между УК и собственниками помещений нет договора по поводу оказания соответствующих услуг и осуществления расчетов за них, по-этому УК не является поставщиком (лицом, получающим денежные средства за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги). Таковым признается оператор связи. Соответственно, УК приобретает статус платежного агента – оператора по приему платежей, обязана встать на учет в Росфинмониторинге, иметь отдельный спецсчет для расчетов с поставщиком и соблюдать иные требования законодательства. Если договор, заключенный между оператором связи и УК, не соответствует требованиям Закона о платежных агентах, прием платежей в адрес оператора связи является незаконным. Добавим, что УК как оператор по приему платежей вправе привлечь платежного субагента для при-

    ема платы, причитающейся оператору связи. Платежный субагент зачислит все принятые от плательщиков суммы на свой спецсчет и перечислит их на спецсчет УК. Затем УК должна перечислить на спецсчет оператора связи суммы оплаты его услуг, а на свой расчетный счет – остальные суммы (оплату собственных услуг).

    Аналогичные выводы справедливы для ситуации, когда УК включает в платежные документы отдельной строкой оплату иных «чужих» услуг (например, страховых).

    Кредитные организации: перевод платежей

    Как было сказано выше, кредитные организации не вправе выступать в роли операторов по приему платежей или платежных субагентов, а также заключать договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с поставщиками или операторами по приему платежей (п. 21 ст. 4 Закона о платежных агентах). Однако кредитные организации вправе совершать такую банковскую операцию, как перевод денежных средств, под которым понимаются действия оператора по переводу денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов по предоставлению получателю денежных средств плательщика (п. 12 ст. 3 Закона о национальной платежной системе). В силу п. 2 ст. 5 того же закона перевод денежных средств осуществляется за счет денежных средств плательщика, находящихся на его банковском счете или предоставленных им без открытия банковского счета. В рамках данной статьи рассмотрим перевод денежных средств без открытия банковских счетов как операцию, наиболее напоминающую прием платежей, и практику, наиболее распространенную в целях внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

    Переводы денежных средств без открытия банковских счетов осуществляются по поручению физических лиц (п. 9 ст. 5 Закона о банках). В силу ст. 8 Закона о национальной платежной системе распоряжение клиента должно содержать информацию, позволяющую осуществить перевод денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов (п. 1). Такое распоряжение исполняется оператором в размере суммы, указанной в распоряжении клиента. Вознаграждение оператора по переводу денежных средств (при его взимании) не может быть удержано из суммы перевода денежных средств, за исключением случаев осуществления трансграничных переводов денежных средств (п. 10).

    Подробная регламентация правил осуществления переводов без открытия банковских счетов представлена в Положении о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденном ЦБ РФ 19.06.2012 № 383-П. Так, кредитные организации осуществляют данный перевод посредством приема наличных денежных средств, распоряжения плательщика – физического лица и зачисления денежных средств на банковский счет получателя (п. 1.4). В распоряжении о переводе денежных средств без открытия банковского счета плательщика – физического лица на бумажном носителе должны быть указаны (п. 5.7):

  • реквизиты плательщика, получателя средств, банка;
  • сумма перевода;
  • назначение платежа;
  • иная информация, установленная кредитной организацией или получателем средств по согласованию с банком.
  • Форма распоряжения о переводе денежных средств без открытия банковского счета плательщика – физического лица на бумажном носителе устанавливается кредитной организацией или получателем средств по согласованию с банком. На основании распоряжений плательщиков – физических лиц кредитная организация может составить платежное поручение на общую сумму с направлением банку получателя средств, получателю средств согласованным с банком получателя средств, получателем средств способом реестра или распоряжений плательщиков – физических лиц (п. 5.9).

    Вниманию УК на УСНО

    Оператор по переводу денежных средств, являющийся кредитной организацией, вправе на основании договора привлекать банковского платежного агента (юридическое лицо, за исключением кредитной организации) для принятия от физического лица наличных денежных средств, в том числе с применением платежных терминалов и банкоматов (пп. 1 п. 1 ст. 14 Закона о национальной платежной системе). Банковский платежный агент действует от имени оператора и использует специальный банковский счет для зачисления в полном объеме полученных от физических лиц наличных денежных средств (пп. 1, 3 п. 3 той же статьи). В свою очередь, банковский платежный агент вправе привлечь банковского платежного субагента. Банковские платежные агенты и субагенты не имеют никаких правоотношений с получателями средств.

    Подчеркнем, что между получателем средств (УК) и кредитной организацией не может быть заключен договор о приеме платежей в пользу УК: перевод средств осуществляется по поручению физического лица – плательщика. Вместе с тем между УК и банком может быть заключен договор об обмене информацией о платежах, в котором допустимо устанавливать вознаграждение банка (Информация ЦБ РФ от 12.08.2011). Действия банка по такому договору не являются банковской операцией. Как указано в Письме ЦБ РФ от 21.11.2011 № 166-Т, кредитные организации вправе осуществлять банковскую операцию по переводу денежных средств, получателем средств по которому может являться поставщик или управомоченное им лицо, в том числе платежный агент, при условии указания физическим лицом в распоряжении о переводе денежных средств поставщика или управомоченного им лица в качестве получателя средств. Указанный перевод денежных средств осуществляется кредитной организацией как при наличии договора с поставщиком или его управомоченным лицом, так и при отсутствии указанного договора на банковский счет поставщика или его управомоченного лица, не являющийся специальным банковским счетом. Выходит, что кредитная организация вправе перечислить плату за жилое помещение и коммунальные услуги оператору по приему платежей, только если в распоряжении плательщика в качестве получателя назван именно оператор.

    Разница между операциями по приему платежей и переводу денежных средств состоит в их правовых основаниях. Деятельность по приему платежей ведется на основании договора, заключенного с их получателем (поставщиком): плательщики обращаются к платежному агенту, называют поставщика, и если у данного агента есть договор с ним, то агент принимает платеж (реквизиты специального банковского счета поставщика известны платежному агенту заранее). Деятельность по переводу денежных средств без открытия счета основана на волеизъявлении плательщика: банк перечисляет принятые денежные средства по тем реквизитам, которые предоставил плательщик (на банковский счет получателя).

    Организация, управляющая МКД, заключила договоры с оператором по приему платежей (об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц) и с банком (об информационном обмене). Реквизиты какого счета необходимо указывать в платежных документах, выставляемых потребителям?

    Платежный документ должен содержать номер банковского счета и банковские реквизиты исполнителя (пп. «б» п. 69 Новых правил предоставления коммунальных услуг). Отсутствие в нем всех реквизитов, необходимых для осуществления перевода денежных средств, не только ограничивает право плательщика на выбор способа оплаты услуг, но и предоставляет преимущество тем лицам, которым реквизиты УК известны в силу заключенных договоров (в частности, платежным агентам либо банкам, с которыми заключены договоры об информационном обмене). Налицо ограничение конкуренции (постановления ФАС ВСО от 24.12.2012 по делу № А69-205/2012, от 18.12.2012 по делу № А69-290/2012, ФАС МО от 27.12.2011 по делу № А40-131220/10-17-826). Если в платежном документе будет указан специальный банковский счет, результат будет тот же: банки не смогут перевести денежные средства, так как они осуществляют переводы только на обычные банковские счета. Таким образом, в платежном документе следует указывать номер расчетного счета УК и реквизиты банка, в котором он открыт. Это не будет препятствием для приема платежей платежными агентами, ведь последние имеют информацию о спецсчете из заключенных с УК договоров.

    Ситуация 7

    УК, выбранная в качестве способа управления МКД, заключила с оператором связи договор о начислении и сборе с жильцов платы за пользование коллективной антенной (не входит в общее имущество собственников помещений). В платежный документ эта плата включена отдельной строкой. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги принимается как через банки, так и через платежного агента.

    Комментарий к данной ситуации применительно к приему платы через платежного агента был дан выше (см. ситуацию 5): УК является оператором по приему платежей, оператор связи – поставщиком, для расчетов по плате за пользование коллективной антенной они должны использовать специальные счета.

    Одновременно следует учитывать, что Закон о платежных агентах не регулирует отношения, связанные с деятельностью по осуществлению расчетов в безналичном порядке (пп. 4 п. 2 ст. 1). Следовательно, если потребители оплачивают выставленные счета (в том числе услуги, связанные с использованием коллективной антенны) путем перевода денежных средств (с банковского счета или без открытия такового), Закон о платежных агентах не применяется: средства поступают на расчетный счет УК, она рассчитывается с оператором связи.

    Эти два вида правоотношений существуют параллельно, значит, в договоре между оператором связи и УК следует предусмотреть их в полной мере.

    Прием платы за жилое помещение и коммунальные услуги через юридических лиц, не являющихся кредитными организациями, налагает на УК необычные обязанности – в частности, иметь специальный банковский счет (платежи от агентов поступают только на него). Бывает, что и УК сама становится платежным агентом – если включает в платежный документ плату за услуги, которые сама не оказывает (это не касается случая, когда в силу договора управления УК в интересах потребителей заключает договоры ресурсоснабжения), и принимает плату за эти услуги через собственные кассы либо с привлечением платежного агента. Требования к платежному агенту совсем другие. Они были подробно описаны в статье.

    Если не заключать договоры с платежными агентами, собственники помещений будут вносить плату через банки. Заключение договоров с банками необязательно (и без него платежи будут приняты), но последние заинтересованы в получении вознаграждения с получателя, поэтому часто предлагают заключить соглашение об информационном обмене.

    Смотрите так же:  Наталья аксенова адвокат

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *