Ежегодная отчетность акционерных обществ

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ ПРО. Годовой отчет акционерного общества

Годовой отчет акционерного общества — что это такое и сколько стоит


Годовой отчет акционерного общества — что это такое и сколько стоит

Федеральный закон «Об акционерных обществах» требует от акционерных обществ ежегодного составления и утверждения общим собранием акционеров годового отчета акционерного общества. Зачастую сотрудники общества, отвечающие за подготовку собрания акционеров, натыкаясь в законе на словосочетание «годовой отчет» отправляются в бухгалтерию и требуют предоставить им копию годовой бухгалтерской отчетности за прошедший финансовый год. После получения копий бухгалтерского баланса, приложений к нему и, возможно, пояснительной записки с аудиторским заключением, они успокаиваются и считают, что их долг перед акционерами по подготовке этого самого «годового отчета» выполнен. Так ли это? Оказывается, нет.

Упомянутый закон «Об акционерных обществах» обязывает общества представлять на утверждение годового общего собрания акционеров как годовой отчет, так и годовую бухгалтерскую отчетность, именуя их через запятую, т.е. как два документа (см. подпункт 11 пункта 1 статьи 48 Федерального закона «Об акционерных обществах»). Получается, что годовой отчет и годовая бухгалтерская отчетность, как говорят одесситы, – это две большие разницы!

Требования к годовой бухгалтерской отчетности устанавливаются нормами законодательства о бухучете, в частности, статьями 13 и 14 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Согласно этим нормам, годовая бухгалтерская отчетность акционерного общества состоит из:

б) отчета о финансовых результатах;

в) приложений к ним

Ранее включаемые в состав годовой бухотчетности аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации (если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту) и пояснительная записка, теперь сюда не входят.

Ответственными за появление всех составляющих годовой бухгалтерской отчетности являются сотрудники бухгалтерии. Они же работают с аудитором и помогают ему в составлении положительного для общества аудиторского заключения.

Требования к содержанию годового отчета установлены так называемым корпоративным законодательством. На уровне законов к годовому отчету обычного и ни в чем не замеченного акционерного общества предъявляются требования о включении в него сведений о чистых активах акционерного общества и об объеме каждого из использованных акционерным обществом в отчетном году видов энергетических ресурсов. Остальные пункты этого документа обусловлены нормативными правовыми актами, разрабатываемыми федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг –Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР России).

На сегодняшний день требования к содержанию годового отчета акционерного общества прописаны в Приказе ФСФР России от 04.10.2011 N 11-46/пз-н «Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг».

В соответствии с пунктом 8.2.3 раздела 8.2 главы VIII Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного упомянутым Приказом ФСФР России от 04.10.2011 N 11-46/пз-н, годовой отчет акционерного общества должен содержать:

1) положение акционерного общества в отрасли;

2) приоритетные направления деятельности акционерного общества;

3) отчет совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества о результатах развития акционерного общества по приоритетным направлениям его деятельности;

4) информацию об объеме каждого из использованных акционерным обществом в отчетном году видов энергетических ресурсов (атомная энергия, тепловая энергия, электрическая энергия, электромагнитная энергия, нефть, бензин автомобильный, топливо дизельное, мазут топочный, газ естественный (природный), уголь, горючие сланцы, торф и др.) в натуральном выражении и в денежном выражении;

5) перспективы развития акционерного общества;

6) отчет о выплате объявленных (начисленных) дивидендов по акциям акционерного общества;

7) описание основных факторов риска, связанных с деятельностью акционерного общества;

8) перечень совершенных акционерным обществом в отчетном году сделок, признаваемых в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» крупными сделками, а также иных сделок, на совершение которых в соответствии с уставом акционерного общества распространяется порядок одобрения крупных сделок, с указанием по каждой сделке ее существенных условий и органа управления акционерного общества, принявшего решение о ее одобрении;

9) перечень совершенных акционерным обществом в отчетном году сделок, признаваемых в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» сделками, в совершении которых имелась заинтересованность и необходимость одобрения которых уполномоченным органом управления акционерного общества предусмотрена главой XI Федерального закона «Об акционерных обществах», с указанием по каждой сделке заинтересованного лица (лиц), существенных условий и органа управления акционерного общества, принявшего решение о ее одобрении;

10) состав совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества, включая информацию об изменениях в составе совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества, имевших место в отчетном году, и сведения о членах совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества, в том числе их краткие биографические данные, доля их участия в уставном капитале акционерного общества и доля принадлежащих им обыкновенных акций акционерного общества, а в случае если в течение отчетного года имели место совершенные членами совета директоров (наблюдательного совета) сделки по приобретению или отчуждению акций акционерного общества — также сведения о таких сделках с указанием по каждой сделке даты ее совершения, содержания сделки, категорий (типа) и количества акций акционерного общества, являвшихся предметом сделки;

11) сведения о лице, занимающем должность (осуществляющем функции) единоличного исполнительного органа (управляющем, управляющей организации) акционерного общества, и членах коллегиального исполнительного органа акционерного общества, в том числе их краткие биографические данные, доля их участия в уставном капитале акционерного общества и доля принадлежащих им обыкновенных акций акционерного общества, а в случае если в течение отчетного года имели место совершенные лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа, и (или) членами коллегиального исполнительного органа сделки по приобретению или отчуждению акций акционерного общества, — также сведения о таких сделках с указанием по каждой сделке даты ее совершения, содержания сделки, категории (типа) и количества акций акционерного общества, являвшихся предметом сделки;

12) критерии определения и размер вознаграждения (компенсации расходов) лица, занимающего должность единоличного исполнительного органа (управляющего, управляющей организации) акционерного общества, каждого члена коллегиального исполнительного органа акционерного общества и каждого члена совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества или общий размер вознаграждения (компенсации расходов) всех этих лиц, выплаченного в течение отчетного года;

13) сведения о соблюдении акционерным обществом рекомендаций Кодекса корпоративного поведения, а если ценные бумаги акционерного общества включены в список ценных бумаг, допущенных к торгам на организаторе торговли на рынке ценных бумаг, и все или отдельные рекомендации Кодекса корпоративного поведения этим акционерным обществом не соблюдаются — также объяснения причин, по которым такие рекомендации указанным акционерным обществом не соблюдаются;

14) иную информацию, предусмотренную уставом акционерного общества или иным внутренним документом акционерного общества.

Как уже говорилось, отдельное требование о включении в годовой отчет акционерного общества раздела о его чистых активах содержится в п.п. 4, 5 ст. 35 Федерального закона «Об акционерных обществах». Это требование почти дословно повторено в п. 8.2.4 уже упомянутого Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 04.10.2011 N 11-46/пз-н. Согласно указанным пунктам, если по окончании второго финансового года или каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше его уставного капитала, совет директоров при подготовке к годовому общему собранию акционеров обязан включить в состав годового отчета раздел о состоянии чистых активов.

Раздел о состоянии чистых активов общества должен содержать:

1) показатели, характеризующие динамику изменения стоимости чистых активов и уставного капитала общества за три последних завершенных финансовых года, включая отчетный год, или, если общество существует менее чем три года, за каждый завершенный финансовый год;

2) результаты анализа причин и факторов, которые, по мнению совета директоров (наблюдательного совета) общества, привели к тому, что стоимость чистых активов общества оказалась меньше его уставного капитала;

3) перечень мер по приведению стоимости чистых активов общества в соответствие с величиной его уставного капитала.

Как можно заметить из приведенного выше перечня разделов годового отчета общества, в нем должно присутствовать определенное количество производственной аналитики, данных от отдела кадров и начальника транспортного цеха, ну и, конечно же, не обойтись без бухгалтерии. Кроме того, в его достойном появлении на свет должны принять личное участие генеральный директор, главный бухгалтер, члены совета директоров (если такой орган предусмотрен уставом акционерного общества), ревизор или члены ревизионной комиссии. Первые два лица должны его подписать, совет директоров – предварительно утвердить на своем заседании не позднее чем за 30 дней до даты проведения годового собрания, а ревизионный орган – подтвердить достоверность содержащихся в отчете данных.

Таким образом, получается, что годовой отчет представляет собой вторую (а может даже первую) часть годовой отчетности акционерного общества перед своими акционерами, из которой те в дополнение к цифровым финансовым показателям другой ее части – годовой бухгалтерской отчетности могут узнать стратегические задумки совета директоров по завоеванию рынка и тактические действия генерального директора по их реализации. А также хотя бы заочно познакомиться с членами совета директоров, генеральным директором и их зарплатами.

Таково содержание годового отчета акционерного общества. А теперь рассмотрим вопрос, сколько стоит годовой отчет с точки зрения законодателя.

Дело в том, что годовой отчет акционерного общества относится к информации, подлежащей раскрытию, т.е. обеспечению ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения. В зависимости от типа общества и обязанности составлять ежеквартальные отчеты эмитента эмиссионных ценных бумаг годовой отчет размещается на странице (сайте) в сети Интернет, а информация о его размещении раскрывается в ленте новостей – информационном ресурсе, обновляемом в режиме реального времени и предоставляемом информационным агентством.

Кроме того, годовой отчет представляется акционерам для ознакомления при подготовке годового общего собрания акционеров, а также в любое иное время по требованию акционера в соответствии с нормами статьи 91 Федерального закона «Об акционерных обществах».

Подробно порядок и сроки раскрытия годового отчета, установленные требованиями ФСФР России в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах», будут освещены нами в следующей статье.

Ответственность за нераскрытие или нарушение порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами (а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации установлена) установлена пунктом 2 статьи 15.19 Кодекс об административных правонарушениях. Она заключается в наложении административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет; на юридических лиц — от 700 000 до 1 000 000 рублей.

Таким образом, стоимость годового отчета, точнее его отсутствие, косвенно может составлять до 1 000 000 рублей, оплачиваемого в государственный бюджет.

ЗАО «РКЦ» предлагает Вам гораздо более дешевый вариант.

Наша компания оказывает услуги по составлению и раскрытию годового отчета акционерного общества в соответствии со всеми требованиями действующего законодательства. Стоимость услуг зависит от степени проработки предоставляемого обществом материала о его деятельности (необходимости проведения анализа рынка) и составляет от 6 000 до 12 000 рублей.

1.7. Бухгалтерская отчетность акционерного общества

1.7. Бухгалтерская отчетность акционерного общества

Все акционерные общества обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность.

Формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

Другие органы, осуществляющие регулирование бухгалтерского учета, утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности банков, страховых и других организаций и инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным актам Министерства финансов Российской Федерации.

Бухгалтерская отчетность организаций и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), состоит из:

а) бухгалтерского баланса;

б) отчета о прибылях и убытках;

в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;

г) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;

Смотрите так же:  Ранее проведенная экспертиза

д) пояснительной записки.

Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности должна содержать существенную информацию об организации, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности.

В пояснительной записке должно сообщаться о фактах неприменения правил бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации, с соответствующим обоснованием. В противном случае неприменение правил бухгалтерского учета рассматривается как уклонение от их выполнения и признается нарушением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете.

В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организация объявляет изменения в своей учетной политике на следующий отчетный год.

Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем, главным бухгалтером (бухгалтером) организации.

Бухгалтерская отчетность организаций, в которых бухгалтерский учет ведется централизованной бухгалтерией, специализированной организацией или бухгалтером-специалистом, подписывается руководителем организации централизованной бухгалтерии или специализированной организации либо бухгалтером-специалистом, ведущим бухгалтерский учет.

Бухгалтерская отчетность составляется, хранится и представляется пользователям бухгалтерской отчетности в установленной форме на бумажных носителях. При наличии технических возможностей и с согласия пользователей бухгалтерской отчетности, организация может представлять бухгалтерскую отчетность в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отчетным годом для всех организаций является календарный год – с 1 января по 31 декабря включительно.

Первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, – по 31 декабря следующего года (ст. 14 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Данные о хозяйственных операциях, проведенных до государственной регистрации организаций, включаются в их бухгалтерскую отчетность за первый отчетный год.

Месячная и квартальная отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала отчетного года.

Все организации представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации.

Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Организации обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую – в течение 90 дней по окончании года.

Представляемая годовая бухгалтерская отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами.

Бухгалтерская отчетность может быть представлена пользователю организацией непосредственно или передана через ее представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.

Пользователь бухгалтерской отчетности не вправе отказать в принятии бухгалтерской отчетности и обязан по просьбе организации проставить отметку на копии бухгалтерской отчетности о принятии и дату ее представления. При получении бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи пользователь бухгалтерской отчетности обязан передать организации квитанцию о приемке в электронном виде.

Днем представления организацией бухгалтерской отчетности считается дата отправки почтового отправления с описью вложения или дата ее отправки по телекоммуникационным каналам связи либо дата фактической передачи по принадлежности.

Акционерные общества открытого типа, банки и другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных средств (взносов), обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным.

Публичность бухгалтерской отчетности заключается в ее опубликовании в газетах и журналах, доступных пользователям бухгалтерской отчетности, либо распространении среди них брошюр, буклетов и других изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность, а также в ее передаче территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организации для предоставления заинтересованным пользователям.

Акционерное общество обязано вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность в порядке, установленном законодательством и другими правовыми актами Российской Федерации.

Ответственность за организацию, состояние и достоверность бухгалтерского учета в обществе, своевременное представление ежегодного отчета и другой финансовой отчетности в соответствующие органы, а также сведений о деятельности общества, представляемых акционерам, кредиторам и в средства массовой информации, несет исполнительный орган общества.

Достоверность данных, содержащихся в годовом отчете общества, годовой бухгалтерской отчетности, должна быть подтверждена ревизионной комиссией (ревизором) общества.

Перед опубликованием обществом документов, общество обязано привлечь для ежегодной проверки и подтверждения годовой финансовой отчетности аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его акционерами.

Годовой отчет общества подлежит предварительному утверждению советом директоров (наблюдательным советом) общества, а в случае отсутствия в обществе совета директоров (наблюдательного совета) общества – лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, не позднее чем за 30 дней до даты проведения годового общего собрания акционеров.

Для этого введите в поисковой строке ИНН или ОГРН компании. Если у вас нет точных реквизитов, достаточно будет ввести название компании.

В случае если название является распространенным и по Вашему запросу выходит список, желательно уточнить запрос:

  • • ввести название компании + фамилию директора (например: ТЕХПРОМ ИВАНОВ)
  • • или: название компании + ее место нахождения (например: ТЕХПРОМ МОСКВА)
  • • или сразу все параметры (например: ТЕХПРОМ ИВАНОВ МОСКВА)
  • Как искать подробнее…

    Вы получите карточку компании со всеми официальными данными. В отдельной вкладке «ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ» Карточки компании, будет представлена бухгалтерская отчетность за последние 5 лет.**

    В соответствии с законодательством РФ нормами, все коммерческие предприятия и ИП должны сдавать бухгалтерскую отчетность в специализированные органы.

    Сдавать официальную бухгалтерскую отчетность входит в обязанности всех, кто ведет бухучет. Согласно Федеральному закону №402 от 6.12.2011 ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 13 – это все организации, независимо от применяемой формы налогообложения.

    Не сдают бухгалтерскую отчетность согласно части 2 статьи 6 ФЗ-402 от 6 декабря 2011 г.:

  • • индивидуальный предприниматель (лицо, занимающееся частной практикой) – в случае если он ведет учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей (например, при применении ЕНВД) в порядке, установленном российским налоговым законодательством;
  • • находящиеся на территории России филиал, представительство или иное структурное подразделение организации, созданные в соответствии с законодательством иностранного государства, – в случае если они ведут учет доходов, расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном налоговым законодательством.
  • Годовую бухгалтерскую отчетность, согласно законодательству, необходимо представить:

  • • в налоговую инспекцию (ФНС);
  • • в органы статистики (РОССТАТ).
  • Желаем Вам плодотворной, комфортной работы с порталом!
    Ваш ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС.РФ.

    * «Бухгалтерская отчетность является открытой для пользователей — учредителей (участников), инвесторов, кредитных организаций, кредиторов, покупателей, поставщиков и др. Организация должна обеспечить возможность для пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью.» п.42 Положения «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утв. Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н.
    ** В случае предоставления компанией бухгалтерской отчетности в органы РОССТАТА.

    Отчетность Акционерного Общества

    ? Отчетность акционерного общества, а именно — документы, которые АО обязано вести и которые обязано представлять, в соответствии с главой XIII ( ст.

    88 — 93 ) ФЗ «Об акционерных обществах», для публичного ( всеобщего ) обозрения или специальным уполномоченным органам, является одним из основных принципов контроля за деятельностью АО, как со стороны государства, так и со стороны акционеров и иных заинтересованных лиц.

    ? Обязанность предоставления отчетности АО, возложена на данную категорию юридических лиц, несмотря на всеобщие принципы «коммерческой тайны», «неприкосновенности частной собственности» и иже с ними, которые стали для многих не очень чистоплотных в бизнесе предпринимателей своеобразной ширмой для «прикрытия» прегрешений перед законом или собственными акционерами. Эта обязанность продиктована прежде всего соблюдением акционерными обществами налогового и антимонопольного законодательства, а также защитой финансовых интересов кредиторов общества и лиц, потенциально «желающих» таковыми стать.

    ? Каковы же основные требования к отчетности общества ?

    ? В соответствии с действующим законодательством РФ, акционерное общество обязано вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность, предусмотренную российским законодательством. Достоверность данных, представленных в вышеуказанных документах должна быть подтверждена органами контроля общества ( ревизионная комиссия или ревизор и аудитор ). Годовой отчет общества подлежит утверждению на общем собрании акционеров АО, а за срок, не позднее чем 30 дней до дня проведения общего собрания, он должен быть утвержден советом директоров общества, в соответствии с п. 4 ст. 88 ГК РФ.

    ? Исходя из п. 1 ст. 89 ФЗ, АО обязано хранить по месту своего нахождения следующие документы :
    — устав общества, изменения и дополнения, внесенные в устав общества, зарегистрированные в установленном порядке, решение о создании общества, свидетельство о государственной регистрации общества;
    — документы, подтверждающие права общества на имущество, находящееся на его балансе;
    — внутренние документы общества, утверждаемые общим собранием акционеров и иными органами управления общества;
    — положение о филиале или представительстве общества;
    — годовой финансовый отчет;
    — проспект эмиссии акций общества;
    — документы бухгалтерского учета;
    — документы финансовой отчетности, представляемые в соответствующие органы;
    — протоколы общих собраний акционеров общества, заседаний совета директоров (наблюдательного совета) общества, ревизионной комиссии (ревизора) общества и коллегиального исполнительного органа общества ( правления, дирекции );
    — списки аффилированных лиц общества с указанием количества и категории (типа) принадлежащих им акций;
    — заключения ревизионной комиссии (ревизора) общества, аудитора общества, государственных и муниципальных органов финансового контроля;
    — иные документы, предусмотренные Федеральным законом, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) общества, органов управления общества, а также документы, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации.
    На основании ст.

    91 ФЗ «Об акционерных обществах», АО обязано обеспечить собственным акционерам доступ практически ко всем вышеперечисленным документам, за исключением документов бухгалтерского учета и протоколов собраний Совета Директоров.
    В силу ст. 92 ФЗ «Об акционерных обществах», законодатель обязал открытое акционерное общество ежегодно опубликовывать в средствах массовой информации, доступных для всех акционеров ( ?! ) следующие данные :
    годовой отчет общества, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков;
    — проспект эмиссии акций общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации;
    — сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом;
    — списки аффилированных лиц общества с указанием количества и категорий (типов) принадлежащих им акций;
    — иные сведения, определяемые Федеральной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации.

    Как видно из вышеизложенного, в целях недопущения создания финансово-промышленных групп в стенах АО, законодатель весьма недвусмысленно обращает внимание на аффилированных лиц общества, как на первоисточник, первопричину возможных перетурбаций в структуре акционерного общества, возможности монопольных действий с его стороны, но тем не менее не утруждая себя поиском выхода из ситуации, когда фактически общество бывает «распылено» на несколько со-фирм под эгидой аффилированного ( либо, как хотите его называйте ) лица, которое вполне приемлемо и открыто влияет на акционерную политику.

    Заключение

    ? Корпоративное право РФ продолжает приобретать объективные и субъективные реалии развития, к сожалению отразить эти этапы в рамках одной работы — задача практически ущербная, и именно поэтому за рамками остались весьма жизненные и юридически интересные положения о сделках АО, многие другие правовые аспекты существования акционерных обществ в России.

    ? Увы, но российский законодатель ( и этому убеждает практика ), преподнеся неискушенному в экономических коллизиях российскому обществу аналитически выверенную систему правового регулирования деятельности акционерных обществ, основанную на многолетнем опыте функционирования акционерного капитала в хозяйственно развитых странах и тех негативных последствиях, которые субъекты корпоративного права этих стран благополучно превзошли, лет эдак …дцать назад, не до конца учел опыт работы акционерных обществ в нашей стране, излишне пойдя на поводу у прозападного образа законодательной техники. На мой взгляд, этот опыт был прежде всего не учтен при создании той правовой базы, которая бы истинно способствовала защите прав акционеров тысяч приватизированных предприятий от произвола собственных администраций и коммерческих и криминальных структур, весьма своеобразно почувствовавших инвестиционную политику в данной сфере, стремясь как можно более безболезненно завладеть «народным добром», которое почти бесхозно валялось в яме социалистической экономической истории. Не были учтены и интересы государства по контролю за инвестициями в сфере акционерных обществ важных сырьев и промышленных комплексов, ино оно предпочло отдать все на откуп частному сектору, не сколько не заботясь о том какие последствия сия передача принесет.

    Смотрите так же:  Зеленоградский загс развод

    ? Для меня всегда был и будет образцовым примером восстановления нарушенной хозяйственной инфраструктуры, пример приватизации угольной промышленности в Великобритании в середине 1980 -х, когла тысячи угольных шахт находились в состоянии экономического коллапса и именно умелая государственная политика в сфере акционирования, сопровожденная трехглавым ( парламентский, правительственный и судебный ) контролем за проведением и последствиями приватизации, заставили отрасль восстановится буквально за считанное время. К сожалению, подобный контроллинг в России — не забота государственных органов, которые не могут даже разумно ( опять же с неоценимой пользы для страны ) раскорпорротировать заведомые монополии в сферах газодобывающей и энергетической промышленности.

    ? Конечно, повторить опыт «МММ» с ФЗ «Об акционерных обществах» будет несколько трудновато, да и вряд ли кто-либо попытается пойти проторенным путем, уже вызвавшим массовые пересуды в общественном сознании. А вот достаточно пространных юридических и моральных потрясений, вызванных сварами по поводу желания одних богатых лиц прибрать к рукам акционерный капитал других, в целом менее богатых, но очень больших предприятий, очевидно избежать не придется в течении достаточного количества времени.

    ? В соответствии с законом «Об акционерных обществах», не избежать и практики массовых недовольств акционеров действиями администраций, что опять-таки было и будет максимально выражено в приватизированных предприятиях, ибо права акционеров, как самостоятельных полноправных участников деятельности организации — мизерно малы, и не учитывают реалии российского экономико-правового пространства, что в совокупности с отсутствием надлежащего государственного участия и контроля за финансово — хозяйственной деятельностью акционированных предприятий, ведет к заведомым социальным противоречиям не в правовом, а скорее моральном смысле деятельности многих АО.

    ? В настоящее время, в тех АО, которые когда были государственными предприятиями, распределение акций представляет в основном следующую картину : 20-40 % — трудовой коллектив, который распоряжается акциями непредсказуемо, в основном, в силу не слишком хорошего материального положения, продавая их ниже перечисленным группам, тем самым минимизируя указанный процент; 10-35 % — административные кадры А.О., которые вопреки демократическим выборам, провозглашаемым ФЗ и столь патетично, освещенным разработчиками закона, переизбираются примерно с такой же интенсивностью, как Зевс на Олимпе; 30-70 % — находятся либо в государственном (муниципальном) управлении ( таких обществ — единицы, и более 30% долей в гос. ведении, как правило не находится ), либо в подавляющем большинстве случаев переходят под контроль коммерческих и банковских структур, которые вместо ведения грамотной инвестиционно-коммерческой политики, предпочитают народную игру «волейбол», перекидывая предприятие из одних рук в другие, наращивая их государственные долги и принося многочисленные разочарования миллионам людей, работающим на данных предприятиях.

    ? Предвижу возражения, которые могут последовать в мой адрес после этих строк : но почему же рабочие, обладающие столь весомой долей в уставном капитале не могут выразить собственные права, отраженные в законе должным образом ( себе в пользу ) ? А ответ прост, ибо представив себе покупку автомобиля по частям и в собранном виде, сразу понятна разница между этими понятиями. Акции трудового коллектива ( рядовых акционеров ) максимально распылены среди его участников, т.е. каждый обладает мизерным правом, к тому же реального единения между всем трудовым коллективом лучше не ожидать, так как подобного достичь нелегко. В то время, как акционерная доля администрации, в подушных пропорциях может превышать доли, распределенные между первой группой в десятки и сотни раз, да и политика собственного благополучия для граждан, примыкающих к Совету Директоров и иным органам управления А.О. гораздо более сбалансированна и продумана, нежели шатания в пролетарской среде. Говорить же об акционерах — юридических лицах «извне», не приходится говорить вовсе, так как их интерес также строится на единой политике и корпоративном духе.

    ? Вполне разумно, что положения закона в части прав, а точнее «недоправ» акционеров сносно и безболезненно применимы в ЗАО и ОАО, которые действительно создавались по взаимному согласию участников; где понятие общего собрания приобретает оттенок светского раута. В тех же организациях, где ломка старых экономических стереотипов осуществлялась путем насильственной приватизации, а устои того, как жить после оной, были изначально неправедно истолкованы и государством и теми административными персонами, которые и заполучили достаточную долю в уставном капитале при акционировании, закон не способен предотвратить правовых эксцессов, неизбежно тлеющих или возникающих, в связи со многими перечисленными в настоящей статье причинами.

    ? Конечно, попросту формируя юридический анализ нормативного акта, сию проповедь можно было бы считать законченной, и за исключением легкой досады от некоей правовой несостыкованности, нигилистичной тенденциозности. Но, вполне рискну предложить законодательным органам власти РФ четко проработать механизм осуществления положений ФЗ «Об акционерных обществах», то есть попросту озаботиться подзаконными актами, способными разрешить многие неурядицы действующего законодательства в данной правовой категории; а также сформировать наконец нормально функционирующую систему парламентарного и исполнительного контроля за соблюдением государственного законодательства в сферах : приватизации государственной промышленной собственности, акционерно-инвестиционной политики, аналитически дееспособный аппарат распределения государственных паев акций в крупных промышленных предприятиях, и естественно разработать надлежащую правовую базу доверительного управления гос.

    собственностью в АО.

    ? Пора бы понять, властьпридержащим органам, что самотек и криминализация экономики — это чистейшей воды нонсенс, недоступный ни одному развитому государству, следящему за собственной экономико-правовой политикой и благосостоянием граждан. А посему, ФЗ «Об акционерных обществах» только тогда обретет реальные «отшлифованные» практические полномочия, когда законодательный аппарат государства идеально почувствует исконный смысл конституционной нормы о социальности Российского государства, осознает потребности России в поиске жизнеспособной экономической политики, создаст необходимые отраслевые условия для полноценного развития акционерного капитала в РФ.

    Утвержден приказом Минфина РФ от 28.11.1996 №101.

    1.1. В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 №129-ФЗ годовая бухгалтерская отчетность открытых акционерных обществ подлежит обязательной публикации не позднее 1 июня следующего за отчетным года.

    В дальнейшем «годовая бухгалтерская отчетность» именуется «бухгалтерская отчетность», а «открытое акционерное общество» — «общество».

    Публичность бухгалтерской отчетности заключается в ее опубликовании в газетах и журналах, доступных пользователям бухгалтерской отчетности, либо распространении среди них брошюр, буклетов и других изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность, а также в ее передаче территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организации для представления заинтересованным пользователям.

    1.2. Публикацией бухгалтерской отчетности признается объявление обществом бухгалтерской отчетности в средствах массовой информации для всеобщего сведения.

    Бухгалтерская отчетность общества считается опубликованной в средствах массовой информации, доступных для всех акционеров данного общества, если публикация фактически состоялась хотя бы в одном периодическом печатном издании, который может быть определен уставом общества или решением общего собрания общества.

    Публикация бухгалтерской отчетности производится после:

    • проверки и подтверждения ее независимым аудитором (аудиторской фирмой);
    • утверждения ее общим собранием акционеров.
    • Общество может опубликовать бухгалтерскую отчетность, если выполнены обе указанные процедуры.


      2. Содержание публикации бухгалтерской отчетности

      2.1. Публикации в обязательном порядке подлежат Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах (счет прибылей и убытков).

      2.2. Публикация Бухгалтерского баланса может производиться по сокращенной форме. Сокращенная форма Бухгалтерского баланса, представляемая для публикации, разрабатывается обществом на основе Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/96.

      2.2.1. Сокращенная форма Бухгалтерского баланса может включать лишь итоговые показатели по разделам, предусмотренным в пункте 4.3 ПБУ 4/96, при наличии одновременно следующих финансовых показателей деятельности общества:

    • валюты Бухгалтерского баланса на конец отчетного года, не превышающей четырестатысячекратный размер минимальной оплаты труда, установленной законодательством Российской Федерации;
    • выручки (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг за отчетный год, не превышающей миллионократный размер минимальной оплаты труда, установленной законодательством Российской Федерации.
    • В форме Бухгалтерского баланса, включающей лишь итоговые показатели по разделам, строки, по которым отсутствуют числовые значения активов и пассивов, приводятся, но прочеркиваются.

      2.2.2. Сокращенная форма Бухгалтерского баланса должна включать показатели по группам статей, предусмотренным в пункте 4.3 ПБУ 4/96, при наличии хотя бы одного из следующих финансовых показателей деятельности общества:

    • валюты Бухгалтерского баланса на конец отчетного года, превышающей четырестатысячекратный размер минимальной оплаты труда, установленной законодательством Российской Федерации;
    • выручки (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг за отчетный год, превышающей миллионократный размер минимальной оплаты труда, установленной законодательством Российской Федерации.
    • Предусмотренные в пункте 4.3 ПБУ 4/96 группы статей Бухгалтерского баланса, по которым у общества отсутствуют показатели, могут не приводиться, кроме случаев, когда соответствующие показатели имели место в году, предшествовавшем отчетному.

      2.2.3. Для определения указанных в пунктах 2.2.1 и 2.2.2 финансовых показателей установленный законодательством Российской Федерации размер минимальной оплаты труда принимается по состоянию на конец отчетного года.

      2.3. Форма Отчета о финансовых результатах, представляемая для публикации, должна включать все показатели, предусмотренные пунктом 5.2 ПБУ 4/96. Допускается:

    • не включать в форму отчета о финансовых результатах промежуточные итоги, предусмотренные пунктом 5.2 ПБУ 4/96;
    • не приводить статьи Отчета о финансовых результатах, по которым у общества отсутствуют показатели, кроме случаев, когда соответствующие показатели имели место в году, предшествовавшем отчетному.
    • В дополнение к предусмотренному пунктом 5.2 ПБУ 4/96 Отчет о финансовых результатах должен включать сведения о решении общего собрания акционеров о распределении прибыли или покрытии убытков общества за отчетный год, если такие сведения не опубликованы отдельно или в составе какого-либо иного документа, подлежащего в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» опубликованию в средствах массовой информации.

      2.4. Общество должно придерживаться принятой им для публикации формы бухгалтерской отчетности от одного отчетного года к другому.

      Изменение избранных для публикации форм Бухгалтерского баланса и Отчета о финансовых результатах допускается в случае изменения условий, предусмотренных в пунктах 2.2.1 и 2.2.2 настоящего Порядка, и иных случаях, обоснованность которых подтверждена независимым аудитором (аудиторской фирмой).

      2.5. Показатели публикуемых форм бухгалтерской отчетности формируются путем прямого переноса аналогичных показателей и (или) объединения соответствующих показателей из годовой бухгалтерской отчетности общества, составленной по типовым формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации для отчетности за отчетный год.

      Не допускаются никакие расхождения между показателями публикуемых форм бухгалтерской отчетности и соответствующими показателями годовой бухгалтерской отчетности, составленной по типовым формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации для отчетности за отчетный год.

      2.6. По каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности, кроме отчетности общества, публикуемой за первоначальный отчетный год, должны быть приведены данные за период, предшествовавший отчетному.

      2.7. Бухгалтерская отчетность публикуется в миллионах рублей. Общество, имеющее значительные обороты товаров, обязательств и т.п., может публиковать бухгалтерскую отчетность в миллиардах рублей с одним десятичным знаком.

      2.8. Публикация бухгалтерской отчетности должна включать:

    • полное наименование общества, включая указание на его организационно-правовую форму;
    • отчетную дату и (или) отчетный период;
    • валюту и формат представления числовых показателей бухгалтерской отчетности;
    • полные наименования должностей лиц, подписавших бухгалтерскую отчетность, их фамилии и инициалы;
    • дату утверждения бухгалтерской отчетности общим собранием акционеров (если она не указана в иных документах, публикуемых вместе с бухгалтерской отчетностью);
    • место нахождения (полный почтовый адрес, телефон и факс) исполнительного органа общества, в котором заинтересованный пользователь может ознакомиться с бухгалтерской отчетностью и получить ее копию в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а также сведения об органе государственной статистики, в который общество представило обязательный экземпляр бухгалтерской отчетности, составленной по типовым формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации для отчетности за отчетный год.
    • 2.9. Вместе с бухгалтерской отчетностью должна публиковаться информация о результатах аудита, проведенного независимым аудитором (аудиторской фирмой), бухгалтерской отчетности, составленной по типовым формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации для отчетности за отчетный год.

      Если бухгалтерская отчетность публикуется по сокращенным формам, то вместо полного текста итоговой части аудиторского заключения, подготовленного независимым аудитором (аудиторской фирмой) в соответствии с Порядком составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности, одобренным Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 9 февраля 1996 г. (протокол №1), публикация должна содержать мнение (оценку) независимого аудитора (аудиторской фирмы) о достоверности бухгалтерской отчетности (безусловно положительное, условно положительное, отрицательное, отказ от выражения мнения).

      Если общество публикует бухгалтерскую отчетность полностью, то публикация должна включать полный текст итоговой части аудиторского заключения, подготовленного независимым аудитором (аудиторской фирмой) в соответствии с Порядком составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности, одобренным Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 9 февраля 1996 г.

      В любом случае информация о результатах аудита бухгалтерской отчетности должна также включать полное наименование аудитора (аудиторской фирмы), вид и номер лицензии на осуществление аудиторской деятельности, дату аудиторского заключения.


      3. Заключительные положения

      3.1. Расходы, связанные с публикацией бухгалтерской отчетности (включая расходы на подготовку, издание и рассылку по почте специальной брошюры (буклета) с бухгалтерской отчетностью общества), включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) как затраты, связанные с управлением производством.

      Суммы возмещения расходов на копирование и пересылку бухгалтерской отчетности, поступающие от заинтересованных пользователей, зачисляются на счет прибылей и убытков общества.

      Начальник Департамента методологии
      и бухгалтерского учета и отчетности
      А.С.БАКАЕВ

      02.11.2011, 16:05 | 11604 просмотров | 1597 загрузок | 0 комментариев

      Категории: Прочие нормативные документы

      Скачать Порядок публикации годовой отчетности.doc

      Отчеты акционерных обществ

      Автор: Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo — Consulting & audit

      Отчетность акционерных обществ включает в себя финансовую (бухгалтерскую), налоговую, статистическую отчетность, а также годовой отчет, который должен быть утвержден общим собранием акционеров.

      Общим собранием акционеров (либо советом директоров, если такой порядок предусмотрен уставом АО) подлежит утверждению следующая отчетность АО (пп.11 п. 1 ст.48 закона от 26.12.1995 г. №208-ФЗ «об акционерных обществах»):

      годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность.

      Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности

      В зависимости от категории АО, комплект годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, представляемой в территориальные органы статистики и налоговые органы, будет различен.

      Комплект бухгалтерской (финансовой) отчетности (утв. Приказом Минфина РФ от 02.07.2010 г. №66н)

      АО, не относящиеся к субъектам малого предпринимательства

      АО, относящиеся к субъектам малого предпринимательства

      -отчет о целевом использовании полученных средств (в случае необходимости);

      -иных приложений (пояснений) к бухгалтерской отчетности.

      -отчет о финансовых результатах.

      В том случае, если АО подлежит обязательному аудиту, то в составе годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется также аудиторское заключение.

      Налоговая отчетность АО представляется в налоговые органы в общеустановленном порядке (по утвержденным формам, в зависимости от применяемой системы налогообложения). Общие правила представления статистической отчетности установлены Законом от 29.11.2007 г. №282-ФЗ.

      Годовой отчет АО

      Требования к содержанию годового отчета установлены в Положении о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. Банком РФ от 30.12.2014 г. №454-П (далее по тексту – Положение №454-П).

      Так, годовой отчет АО должен содержать:

      сведения о положении АО в отрасли;

      приоритетные направления деятельности;

      отчет совета директоров (наблюдательного совета) о результатах развития по приоритетным направлениям деятельности;

      информацию об объеме каждого из использованных АО в отчетном году видов энергетических ресурсов в натуральном выражении и в денежном выражении;

      отчет о выплате объявленных (начисленных) дивидендов по акциям;

      описание основных факторов риска, связанных с деятельностью;

      иные сведения, приведенные в ст.70.3 Положения №454-П.

      «Наполнение» годового отчета АО зависит от требований, предъявляемых АО к такому отчету в уставе либо внутренних документах АО. Для АО, чьи акции находятся в федеральной собственности, примерная структура годового отчета утверждена Постановлением Правительства РФ от 31.12.2010 г. №1214.

      Публикация отчетности

      Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность АО раскрывается путем опубликования ее текста на странице в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», предоставляемой одним из распространителей информации на рынке ценных бумаг, в срок не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, выражающего в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности, но не позднее трех дней с даты истечения установленного законодательством РФ срока представления обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (п.71.4 Положение №454-П). А обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода (п.2 ст.18 Федерального закона от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

      Состав раскрываемой информации зависит от вида акционерного общества (ПАО или АО).

      Объем раскрываемой информации

      ПАО

      АО

      -годовой отчет и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

      -проспект ценных бумаг;

      -сообщение о проведении общего собрания акционеров;

      -иные сведения, определяемые Банком РФ (п.1 ст.92 Закона №208-ФЗ).

      Непубличное АО (с числом акционеров более пятидесяти) обязано раскрывать годовой отчет и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п.1.1 ст.92 Закона №208-ФЗ).

      Обязательное раскрытие информации обществом, включая непубличное АО, в случае публичного размещения им облигаций (иных ценных бумаг) осуществляется в объеме и порядке, установленном Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. Банком РФ от 30.12.2014 г. №454-П Банком РФ (п.2 ст.92 Закона №208-ФЗ).

      Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность АО за 2015 год подлежит опубликованию на странице в сети Интернет вместе с аудиторским заключением не позднее 04.04.2016 г.Поскольку последний день срока, установленный абз.2 п.71.4 Положения №454-П для раскрытия годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерных обществ за 2015 год (03.04.2016) приходится на выходной день, то днем окончания указанного срока считается ближайший следующий за ним рабочий день, т.е. 04.04.2016 г. (Письмо ЦБ РФ от 30.03.2016 г. №ИН-06-52/17 «О некоторых вопросах, связанных с раскрытием акционерными обществами годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2015 год»).

      Кроме того, акционерным обществам, на которые распространяются требования раздела V Положения №454-П о раскрытии информации в форме сообщений о существенных фактах, следует раскрыть такую информацию о сведениях, оказывающих, по мнению эмитента, существенное влияние на стоимость его эмиссионных ценных бумаг. При этом моментом наступления такого существенного факта следует считать 04.04.2016 г.

      В случае если эмитент не раскрывает какую-либо информацию, которую обязан раскрыть, то он должен указать основание, в силу которого такая информация им не раскрывается.

      Санкции за нераскрытие либо нарушения сроков раскрытия информации

      Отсутствие информации, подлежащей раскрытию в соответствии с Положением №454-П, без достаточных на то оснований является основанием для привлечения АО к ответственности, а также для установления ограничений на обращение ценных бумаг в соответствии с законодательством РФ.

      Однако в случае обоснованной невозможности исполнения АО требования о раскрытии годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2015 вместе с аудиторским заключением в установленный срок АО следует раскрыть информацию о нераскрытии в установленный срок годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2015 год с указанием оснований, по которым такая отчетность в установленный срок не раскрывается.

      Пример

      АО заключен договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (до вступления в силу Указания Банка РФ от 16.12.2015 г. №3899-У), который предусматривает представление аудиторского заключения в отношении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности АО за 2015 год позднее 04.04.2016 г.

      В случае нарушения порядка раскрытия и сроков раскрытия информации акционерными обществами установлена административная ответственность в виде штрафа (п.2 ст.15.19 КОАП РФ):

      на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб. либо дисквалификация руководителя на срок от 1 года до 2 лет;

      на юридических лиц — от 700 тыс. до 1 млн руб.

      Отчетность акционерных обществ

      Для бухгалтера состав отчетности акционерных обществ ограничивается лишь финансовой (бухгалтерской) и налоговой отчетностью, а также различными формами статистической отчетности. Вместе с тем, Федеральным законом от 26.12.1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее по тексту – Закон №208-ФЗ) предусмотрена необходимость представления (для последующего утверждения общим собранием акционеров) годового отчета.

      Перед тем как перейти к рассмотрению состава отчетности акционерного общества (далее по тексту – АО), вкратце напомним, что понимается под АО.

      АО признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций между его участниками (акционерами). При этом акционеры не отвечают по обязательствам АО, а их ответственность (риск убытков, связанных с деятельностью АО) ограничивается стоимости принадлежащих им акций (п.1 ст.96 Закона №208-ФЗ).

      Обязанность предоставлять отчетность АО закреплена пп.11 п. 1 ст.48 Закона №208-ФЗ.

      Так, общим собранием акционеров (либо советом директоров, если такой порядок предусмотрен уставом АО) подлежит утверждению:

    • годовой отчет;
    • годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность общества.
    • Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность АО

      Состав представляемой годовой бухгалтерской отчетности зависит от категории АО.

      Для АО, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, комплект отчетности включает в себя:

    • отчет о финансовых результатах;
    • отчет об изменениях капитала;
    • отчет о движении денежных средств;
    • отчет о целевом использовании полученных средств (в случае необходимости);
    • иных приложений (пояснений) к бухгалтерской отчетности.
    Смотрите так же:  Ужесточить требования

    КТО ПОДПАДАЕТ ПОД СУБЪЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА?

    АО, относящихся к субъектам малого предпринимательства, заполняет в составе годовой отчетности только 2 формы:

  • бухгалтерский баланс;
  • отчет о финансовых результатах.
  • Формы годовой бухгалтерской отчетности утверждены Приказом Минфина РФ от 02.07.2010 г. №66н.

    Кроме того, если АО подлежит обязательному аудиту, то в составе отчетности представляется также аудиторское заключение.

    Дело в том, что в Федеральный закон от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» внесены изменения, ужесточающие критерии отнесения акционерных обществ к малым и средним предприятиям (Федеральный закон от 29.12.2015 г. №408-ФЗ). Речь идет о таком критерии как доля участия в уставном капитале общества. Размер суммарной доли участия имеет значение только для обществ с ограниченной ответственностью (пп. «а» п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона №209-ФЗ).

    Для того чтобы АО получить статус субъекта малого и среднего предпринимательства необходимо соблюдение следующих условий:

  • акции АО, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, должны быть отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики;
  • деятельность АО связана в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) — бюджетным, автономным научным учреждениям;
  • АО имеет статус участника «Сколково»;
  • юридические лица являются государственными корпорациями (учреждены в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).
  • ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ АУДИТ ПРЕДПРИЯТИЯ

    Требования к содержанию годового отчета установлены в Положении о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. Банком РФ от 30.12.2014 г. №454-П (далее по тексту – Положение).

    Так, годовой отчет АО должен содержать:

  • сведения о положении АО в отрасли;
  • приоритетные направления деятельности;
  • отчет совета директоров (наблюдательного совета) о результатах развития по приоритетным направлениям деятельности;
  • информацию об объеме каждого из использованных АО в отчетном году видов энергетических ресурсов в натуральном выражении и в денежном выражении;
  • перспективы развития;
  • отчет о выплате объявленных (начисленных) дивидендов по акциям;
  • описание основных факторов риска, связанных с деятельностью;
  • иные сведения, приведенные в ст.70.3 Положения.
  • Раскрытие информации АО

    Публичное АО обязано раскрывать следующую информацию (ст.92 Закона №208-ФЗ):

  • годовой отчет и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
  • проспект ценных бумаг;
  • сообщение о проведении общего собрания акционеров;
  • иные сведения, определяемые Банком РФ.
  • Непубличное АО (с числом акционеров более пятидесяти) обязано раскрывать годовой отчет и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

    Обязательное раскрытие информации обществом, включая непубличное АО, в случае публичного размещения им облигаций (иных ценных бумаг) осуществляется в объеме и порядке, установленном Банком РФ. В настоящее время действует Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. Банком РФ от 30.12.2014 г. №454-П.

    Напомним, что с 01.09.2014 г. все АО делятся на публичные и непубличные общества. Главным признаком, который отличает публичные АО от непубличных, является размещение ценных бумаг путем открытой подписки для неограниченного круга лиц, а также размещение ценных бумаг на организованных торгах (ст.2 Федерального закона от 22.04.1996 г. №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»).

    За нераскрытие (нарушение порядка) и сроков раскрытия информации установлена административная ответственность в виде штрафа (п.2 ст.15.19 КоАП РФ):-на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб. либо дисквалификация руководителя на срок от 1 года до 2 лет;-на юридических лиц — от 700 тыс. до 1 млн руб.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *