Федеральный закон о страховании имущества

В России вступил в силу закон о добровольном страховании жилья от ЧС

4 августа 2020 г. в России вступил в силу Федеральный закон №320-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», наделяющий региональные власти правом совместно со страховщиками разрабатывать и реализовывать региональные программы по организации возмещения ущерба, причинённого жилым помещениям граждан.

Программа, подчёркивает Минфин РФ, является одним из механизмов возмещения ущерба гражданам, которые добровольно застраховали свои жилые помещения от их утраты в результате чрезвычайной ситуации. К ЧС относится обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия. Программа также может предусматривать риск повреждения жилого помещения в результате ЧС и риск утраты или повреждения жилого помещения в результате не повлекших наступление ЧС (таких как пожар, взрыв, авария систем отопления, водопровода, канализации, пожаротушения, а также внутренних водостоков, залива, иных событий).

Собственники, заключившие договор добровольного страхования, будут иметь право на возмещение ущерба, причиненного жилому помещению, как по договору страхования жилых помещений – от страховщика, участвующего в Программе, так и в виде помощи, оказываемой субъектом РФ за счёт бюджетных средств.

Порядок расчета максимального размера ущерба, включающего страховое возмещение и помощь, предоставляемую за счёт бюджетных средств, определяется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2020 г. №433.

Способами возмещения ущерба могут быть денежная форма или предоставление жилого помещения взамен утраченного (при наличии у субъекта РФ возможности предоставления такого жилого помещения) и при условии уступки собственником субъекту права требования к страховщику страхового возмещения в размере минимального объёма обязательств страховщика по риску утраты (гибели) жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации.

Размер возмещаемого ущерба будет определяться исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья в субъекте РФ и общей площади жилого помещения.

Согласно Программе сроки осуществления страховой выплаты и оказания помощи из бюджета составят не более 20 рабочих дней со дня представления всех надлежаще оформленных документов. Минимальный объём обязательств страховщика по риску утраты жилых помещений в результате ЧС устанавливается в пределах диапазона, установленного региональной Программой, от 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб.

Программой, добавляет Минфин, могут быть предусмотрены основания и порядок предоставления компенсации по уплате части страховой премии и иных форм поддержки отдельным категориям граждан.

Федеральное законодательство, регулирующее страхование имущества

Законодательно, страхование в Российской Федерации делится на имущественное, защищающее от всех рисков причинения ущерба собственности граждан, а также личное, которое гарантирует защиту рисков жизни и здоровья для каждого индивидуума. Особенностью страхования «вещного» права является защита интересов и физических лиц, и юридических. Для понимания механизмов регулирования договорного страхования имущества, ознакомимся с основными нормативно-правовыми актами, на основании которых и существует страховое дело.

Нормативно-правовые акты, регулирующие имущественное страхование

Первостепенная роль в имущественном страховании (далее ИС) отводится ратифицированным международным договорам. Так, например, основываясь на Международной системе страхования автогражданской ответственности «Зеленая карта», отечественное законодательство в сфере ОСАГО претерпело ряд значительных изменений с момента подписания Россией международного соглашения.

Из «внутренних» нормативно-правовых актов самым главным является Конституция Российской Федерации, закрепляющая основные права и свободы граждан, которые можно отнести к страхованию собственности:

  • гарантирует право на охрану жизни, здоровья и собственности (ст-ст. 20, 35, 41);
  • поощряет добровольное социальное страхование (ст. 39);
  • гарантирует право на медицинскую помощь за счет страховых взносов (ст. 41).

Основным нормативно-правовым актом, которым руководствуются страховщики имущества, является Гражданский Кодекс РФ, в котором раскрыта суть данного вида страхования, возможные варианты, объекты и предметы ИС.

Федеральный Закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» содержит основные понятия страхового дела, раскрывает порядок, правила и ограничения при осуществлении страховки, в том числе и имущественной.

Налоговый Кодекс РФ раскрывает особенности определения налоговой базы по договорам ИС.

Кодекс об административных правонарушениях РФ содержит в себе диспозиции правонарушений и санкции, грозящие субъектам ИС, при нарушении закона.

Статья 31 ФЗ «Об ипотеке» прямо указывает на обязанность кредитора застраховать риски утраты или повреждения залоговой квартиры.

Центральный Банк в своих указаниях закрепляет, что у страховщика есть пять дней после заключения договора страхования имущества, когда он может в одностороннем порядке его расторгнуть. Однако данное правило не касается обязательных видов страхования.

Таким образом, законодательная база, регулирующая страхование имущества, достаточно обширна и не исчерпывается приведенными выше документами. Каждый страхователь может самостоятельно изучить законодательные акты и соотнести их применимость к собственной ситуации с общим порядком регулирования ИС законодателем.

Имущественное страхование в Гражданском Кодексе РФ

Регулированию страхования гражданское законодательство отвело 48 Главу ГК РФ. В частности, статья 929 ГК РФ позволяет составить мнение о всех аспектах договора ИС, где страховщик берет на себя обязанность по возмещению лицу, застраховавшему риски, причинение убытков имущественным интересам приобретателя полиса, в «…пределах определенной договором суммы. »

Вторая часть статьи 929 ГК РФ, утверждает, что клиент страховой компании, намеренный застраховать все возможные риски для своей собственности, может рассчитывать на комплексное страхование по следующим пунктам:

  1. Угроза потери, повреждения либо недостачи определенного имущества — в данном случае страхование бывает как обязательное, например, при ипотечном кредите, так и добровольное.
  2. Гражданская ответственность, которая также может выражаться в обязательной форме или в добровольной. Особенностью такого страхования является то, что «…может быть застрахован риск ответственности самого страхователя или иного лица, на которое такая ответственность может быть возложена».
  3. Риски, возникающие при занятии предпринимательской деятельностью. Такое страхование возможно только в пользу страхователя. Согласно Федеральному Закону от 17.05.2007 № 82-ФЗ положения ГК РФ о предпринимательских рисках не распространяются на отношения по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков.
  4. ФЗ РФ от 27.11.1992 N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»

    Если Гражданский Кодекс РФ содержит только общие понятия и указания по поводу регулирования ИС, то специальный Федеральный Закон «Об организации страхового дела» N 4015-1 от 27.11.1992 конкретизирует их:

  5. Применительно имущественного страхования вышеуказанный закон устанавливает две формы страхования: добровольную и обязательную.
  6. Раскрывается суть данного страхования: «имущественные интересы, связанные с риском утраты (гибели), недостачи или повреждения имущества», а также объекты страхования различных видов ИС.
  7. Описывает способы возмещения застрахованного имущества при наступлении страхового случая. Так, клиент может рассчитывать на возмещение утерянной вещи в натуральном виде, т.е. страховщик обязуется предоставить аналогичное имущество. К тому же, договор может устанавливать обязанность страхового партнера отремонтировать поврежденную вещь, как при страховании КАСКО.

«В случае утраты, гибели застрахованного имущества страхователь, выгодоприобретатель вправе отказаться от своих прав на него в пользу страховщика в целях получения от него страховой выплаты в размере полной страховой суммы».

В заключение

Целью ИС является защита юридических и физических лиц от рисков причинения ущерба при наступлении страхового случая. Переоценить роль вышеупомянутого вида страхования, как экономически важной отрасли страхового дела, невозможно.

Перед подписанием договора, гарантирующего защиту имущества собственника, необходимо прочитать его текст, каждую страницу, задавать вопросы сотруднику компании по любому непонятному пункту. Еще лучше прийти на консультацию с собственным юристом, который поможет выбрать более подходящий страховой продукт без дополнительных переплат и проверит договор на соответствие требованиям федерального законодательства.

Даже в случае поспешного заключения соглашения со страховой компанией, клиент должен знать о гарантируемом законодательством «периоде охлаждения», в течение которого он вправе требовать расторжения договора без финансовых последствий. Указанный период составляет пять дней.

Страхование жилья – право или обязанность?

Среди русского народа, частенько полагающегося на «авось», мало пользуется спросом добровольное страхование объектов недвижимости, равно как жизни и здоровья, в отличие от того же Запада, где культура страхования развита.

Много обсуждений было в ходе принятия Федерального закона от 03.08.2020 г. № 320-ФЗ (далее – Закон № 320-ФЗ), направленного на внесение изменений в законодательство о страховании жилья, который вступит в силу 04 августа 2020 года, за исключением некоторых положений.

Выдвигались даже версии об обязательном порядке страхования жилья. Ведь оно и понятно…

К сожалению, периодически случаются трагедии обрушения домов, оставляющие без крыши над головой сотни семей. Причинами могут являться как взрыв бытового газа, недобросовестность застройщиков, так и стихийные бедствия. И в большинстве своем властям на местах приходиться решать вопросы обеспечения пострадавших семей новым жильем либо выплачивать компенсацию.

Но государственная казна не резиновая и вполне разумным, с данной точки зрения, выглядит страхование жилья, поскольку при наступлении страхового случая часть бремени по компенсации ущерба будет находиться в зоне ответственности страховщика.

Однако принятые Законом № 320-ФЗ поправки не предполагают обязательного страхования жилых помещений в результате чрезвычайных ситуаций, страхование жилья по-прежнему остается добровольной услугой, хотя и нельзя исключать вероятность того, что в недалеком будущем подует ветер перемен и страхование квартир станет такой же обязанностью граждан, как и взносы на капитальный ремонт.

Останавливаться подробно на всех изменениях, внесенных Законом № 320-ФЗ в Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» не будем, отметим лишь основные моменты:

пунктом 1 статьи 1 введена норма о создании единой автоматизированной системы страхования жилых помещений, содержащая информацию о договорах страхования жилых помещений, размерах страхового возмещения, иную информацию;

пунктом 2 статьи 2 расширены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации при организации возмещения ущерба, причиненного жилым помещениям граждан в результате чрезвычайных ситуаций. Субъекты вправе разрабатывать, утверждать и реализовывать программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования.

При этом возмещение ущерба, причиненного застрахованному в рамках программы жилому помещению, осуществляется как страховщиком, так и за счет бюджетных региональных средств в денежной форме либо путем предоставления другого жилого помещения при условии уступки страхователем выплат в пользу субъекта Российской Федерации.

К слову сказать, на основании ст. 24 Закона города Москвы от 27.01.2010 г. № 2 «Основы жилищной политики города Москвы» и Положения о системе страхования жилых помещений, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 01.10.2002 г. № 821-ПП «О мерах по дальнейшему развитию страхования жилых помещений в городе Москве» в столице уже несколько лет реализуется добровольное страхование жилых помещений с использованием механизма уплаты страховых взносов при помощи платежных документов на оплату жилищно-коммунальных услуг.

К недостаткам такого страхования, пожалуй, можно отнести следующие факторы. Невозможность выбора страховщика, допустим в Москве, за каждым округом закрепляются определенные страховые компании, выбранные по результатам открытого конкурса.

При наступлении страхового случая возмещение ущерба осуществляется частично страховыми компаниями, частично – Правительством Москвы. Страховыми случаями признаются повреждение или уничтожение застрахованного жилого помещения в результате пожара, взрыва по любой причине (за исключением теракта), аварий систем отопления канализации, водоснабжения, теплоснабжения.

Не приходится и рассчитывать на то, что сумма страховки сможет покрыть все убытки. Ведь расчет суммы страхового возмещения по такой программе осуществляется по очень усредненной стоимости, не учитывающей такие факторы, как престижность района, категорию дома, качество отделочных материалов, используемых при ремонте.

Правда, и сумма такой страховки совсем не кусается, для квартиры общей площадью 50 кв.м. ежемесячный взнос за страховку не превышает 100 рублей.

На сегодняшний день каждому предоставляется свобода выбора в вопросе страхования жилья, но гарантировать что так будет всегда, никто не может.

Компания «Бурмистр.ру» разработала уникальную CRM-систему для управляющих организаций и ТСЖ, позволяющая автоматизировать работу аварийно-диспетчерской службы, клиентского отдела, бухгалтерии, а также работу со злостными неплательщиками. Вся необходимая информация о сервисе тут .

Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже.

Рассылка новостей ЖКХ

а также наших статей

Спасибо, вы успешно подписались на рассылку!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Спасибо, мы скоро свяжемся с Вами!

Статья 14.1.3. Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии

Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

2.Управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующие виды информации:

а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива);

Смотрите так же:  Ниу вшэ образец заявления

б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества;

в) общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;

г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;

д) информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (нормативах накопления твердых коммунальных отходов);

е) информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме;

ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор);

з) информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний;

и) отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год;

к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.

Статья 5.62. Дискриминация

3.Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, — влечет наложение административного штрафа на на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Полис пустят по метру

Программы страхования жилья будут разрабатывать и утверждать регионы. Граждане смогут сами решать, участвовать в них или нет. Застраховавшие жилье в случае чрезвычайной ситуации смогут претендовать как на компенсацию от страховой компании, так и на финансовую помощь государства. В законе подчеркивается, что получение такой помощи не будет основанием для отказа в выплате страховки или уменьшения суммы.

Ущерб будут возмещать исходя из среднерыночной стоимости квадратного метра жилья, действующей в регионе (ее утверждает минстрой). Если региональные власти смогут предоставить новое жилье взамен разрушенного стихией, человек будет выбирать: получить помощь деньгами или квадратными метрами. Выплату по страховке в этом случае перечислят в бюджет региона.

Что касается тех, кто жилье не застраховал, то они смогут рассчитывать только на помощь государства. В одобренном Госдумой законе нет норм, которые бы ограничивали право гражданина, лишившегося крыши над головой из-за стихии, получить новое жилье в собственность.

«Закон достаточно интересен как для государства, так и для собственников жилья, — считает партнер «Первой юридической сети» Павел Курлат. — У государства появляется возможность переложить часть расходов на возмещение ущерба при стихийных бедствиях на коммерческие структуры — страховщиков, у граждан — более гибкие и вариативные способы восполнения ущерба».

Что касается страховых компаний, то ранние версии законопроекта, по словам Павла Курлата, для них были, безусловно, более привлекательны, чем итоговая. Участники рынка рассчитывали, что этот вид страхования станет локомотивом, как в свое время ОСАГО. Теперь же им придется серьезно потрудиться, чтобы закон реально заработал. Многое также будет зависеть от воли и заинтересованности региональных властей, уверен Курлат.

«Мы хотели бы от закона несколько большего, — признает директор департамента имущественного страхования физлиц Всероссийского союза страховщиков Андрей Знаменский. — Граждане должны осознавать, кто несет риски утраты жилья в результате стихийных бедствий: если эти риски несет сам владелец жилья, то ему выгодно застраховать свое жилье, а если риски несет государство, то такая страховка для человека бессмысленна». Однако вариант, принятый Госдумой, не сделает ситуацию со страхованием жилья хуже, чем она есть сейчас, добавляет собеседник «РГ». На данный момент, по его словам, по стране застраховано всего около семи процентов жилья. Треть этого объема приходится на Москву. В остальных регионах доля застрахованного жилья минимальна. «Если в течение трех лет после вступления закона в силу хотя бы в 20 регионах появятся реально работающие программы, это будет хороший результат», — резюмирует Знаменский.

Закон о страховании жилья от ЧС в России вступил в силу

4 августа вступил в силу закон о страховании жилья граждан от чрезвычайных ситуаций. Жилые помещения страхуются от рисков утраты и повреждений в результате ЧС. Выбор остается за гражданами, однако правительство намерено подтолкнуть население к страхованию.

Пока закон заработал в десяти пилотных регионах — Санкт-Петербурге, Ленинградской, Московской, Свердловской, Тверской, Новосибирской, Белгородской, Омской и Тюменской областях, а также в Пермском крае. Страховые программы утверждают сами регионы. При этом для возмещения ущерба используются как федеральный и региональный бюджеты, так и средства страховых компаний.

Ущерб пострадавшим будет возмещаться исходя из среднерыночной стоимости квадратного метра жилья, а не по социальным нормам. При этом процедура страховых выплат станет быстрее, рассчитывают в правительстве.

В настоящее время страхование жилья от ЧС крайне непопулярная среди населения идея. По данным ВСС, в среднем по стране доля страхования жилья не превышает 8%. В большинстве стран Европы и США этот показатель достигает 90%.

Стоимость страхования жилья от ЧС будет составлять в среднем примерно 300 рублей в год, сказал ранее «Известиям» глава Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс.

Вместе с тем в Минфине стоимость полиса оценивали в среднем в 1 тыс. руб. в год. Некоторые страховщики называли цифры — 3–5 тыс. руб. в год. Впрочем, итоговая сумма будет зависеть от каждой конкретной квартиры и рисков, прописанных в договоре.

Строка «Добровольное страхование жилья от чрезвычайных ситуаций» появится в платежках по ЖКХ. Эту графу в квитанции можно игнорировать, если человек не хочет страховать имущество. Но заплатив за услугу, гражданин автоматически заключает договор.

Минимальная страховая сумма по риску утраты жилья в результате ЧС определена в размере 500 тыс. рублей, сообщалось ранее. Регионы будут определять итоговую сумму исходя из утвержденной минимальной. В случае утраты жилья гражданин либо получает выплату, либо жилье от региона.

Расширенные программы страхования могут включать в себя и бытовые риски — залив, взрыв газа и так далее.

Государство по-прежнему несет ответственность за компенсацию ущерба от ЧС всем гражданам.

Так, пострадавшим даются социальные выплаты. Например, жителям подвергшейся паводкам Иркутской области полагается единовременная выплата из федерального бюджета в размере 10 тыс. рублей на человека. В отдельных случаях предусмотрены выплаты до 100 тыс. рублей за повреждение имущества. Всего на помощь пострадавшим в регионе из федерального бюджета выделено 3 млрд рублей.

По словам Юргенса, на компенсации за пострадавшее от ЧС имущество из бюджета тратится около 40 млрд рублей в год. Вступивший же в силу закон позволяет перенести часть затрат на страховщиков.

По данным «Ингосстраха», в 65% случаев жилье россиян страдает от повреждений водой, в 12% — от умышленных действий третьих лиц, в 10% — от стихийных бедствий.

Поощрение льготами

Правительство хочет мотивировать граждан страховать жилье от ЧС, борясь таким образом с низким проникновением этого вида страхования и помогая бюджету избавиться от части трат. В частности,

Минфин предложил рекомендовать регионам вводить льготы по налогу на имущество и взносам на капитальный ремонт тем, кто заключил добровольные договоры.

Тем же, кто не оформил страховку, новое жилье взамен утраченного при ЧС предложено предоставлять без права его приватизации «в течение определенного срока», сообщал «Коммерсант».

«По первым итогам правоприменительной практики будут прорабатываться дополнительные меры стимулирования граждан к страхованию своего жилья», — указывали изданию в министерстве.

Что касается льгот по налогу на имущество, эту инициативу ранее поддержало Минэкономики. Размер такого налогового вычета в Минэкономики предлагают увязать с годовой стоимостью страховки так, чтобы с помощью льгот покрыть затраты на страхование, писал «Интерфакс».

Иными словами, министерство предлагает возможность уменьшить сумму налога на жилье на стоимость полиса.

Тем не менее, конкретики по вопросу пока нет. Какой именно будет льгота, пока сказать нельзя. В ведомстве отмечали, что «варианты стимулирования граждан обсуждаются» и что «первоочередной задачей Минфин видит организацию запуска программ страхования регионами и начало апробации».

При этом для малоимущих могут быть предусмотрены бесплатные сертификаты на оплату страховой премии. Это тоже предложение Минэкономики. В министерстве не уточняют, кто будет покрывать страховщикам премии по таким сертификатам.

Такие меры стимулирования предлагается вводить уже на первом этапе реализации закона.

У страхования жилья от ЧС есть и свои подводные камни.

«Учитывая последние чрезвычайные события в Сибири и на Дальнем Востоке, где было уничтожено стихией сразу несколько десятков тысяч объектов имущества, конечно, следует поддержать идею развития страхования в этой сфере. Но есть несколько «но». Нужно принять меры к тому, чтобы в этой сфере не образовалось монополий и картелей. У нас рынок страхования разделен между несколькими крупными компаниями. Предлагаемая мера позволит им серьезно разбогатеть, при этом они будут иметь возможность держать высокие цены», — сказал «Газете.Ru» директор Центра экономических и политических исследований Николай Миронов.

По его словам, необходимо принять меры по развитию конкуренции в данной сфере, или передать эти функции госкомпании. Государство могло бы регулировать ставку сбора.

«С малоимущими у нас вообще проблема — их состав четко не определен, в их числе масса людей с теневыми доходами. Однако расходы на их бесплатное страхование будут очень велики», — заключил эксперт.

Для чего нужно добровольное страхование жилья

В августе вступит в силу новый федеральный закон. Он касается добровольного страхования жилья от чрезвычайных ситуаций.

Владельцам недвижимости предлагают обезопасить имущество на случай природных катаклизмов. В документе также учтены распространенные бытовые аварии. Вместе с экспертами разобрались в тонкостях нового закона.

В автоматическом режиме

Оформить страховку все желающие смогут не выходя из дома. Достаточно будет поставить галочку в извещении о расходах по жилищно-коммунальным услугам и оплатить указанную в квитанции сумму. После этого договор считается заключенным автоматически. Обновленные счета получат жители городов, первыми запустившие программы страхования от ЧС.

— Добровольное страхование жилья — это пилотный проект, который решили реализовать несколько регионов. Самарская область пока в их число не входит, — пояснил руководитель регионального центра «ЖКХ контроль» Виктор Часовских. — Если какая-нибудь управляющая организация в нашем городе самовольно включит в квитанции новую строчку о страховании от ЧС, то сейчас это будет считаться мошенничеством. Но если собственники захотят застраховать дом, они могут принять такое решение на общем собрании.

По словам эксперта, страхование жилья в рамках закона должно оставаться добровольным. Стелить дополнительную подушку безопасности на случай капризов природы или нет — это выбор жителей.

Отказаться от участия в страховой программе тоже несложно. Достаточно не оплачивать ежемесячные взносы, прописанные в квитанциях. При этом собственник имеет право в любой момент возобновить выплаты, тем самым подтвердив свое возвращение в программу. Процедура пройдет без посещения офиса страховой компании и подписания документов.

По закону регионы сами разрабатывают и утверждают страховые программы. Так они смогут предусмотреть риски, характерные для их территорий, и позаботиться о льготах для малоимущих. Возмещать ущерб людям планируют из федерального и областного бюджетов и средств страховых компаний. Объем ответственности последних пока составит 300 — 500 тысяч рублей. В дальнейшем власти хотят увеличить их вклад.

Смотрите так же:  Срочный трудовой договор на время больничного образец

Компенсация за ЧС

Ущерб пострадавшим решено возмещать исходя из среднерыночной стоимости квадратного метра жилья. Этот показатель утверждает Министерство строительства России. Если региональные власти при согласии владельца смогут предоставить ему новое жилье взамен разрушенного стихией, то выплата по страховке пойдет в бюджет. Те, кто не обезопасил свое жилье, также не останутся без поддержки, но смогут рассчитывать только на минималку от государства.

Для определения ущерба в каждом регионе создадут экспертную комиссию, куда войдут представители страховых компаний. Размер платы — по оценке страховщиков, в среднем 150 рублей в месяц — будет зависеть от ряда факторов. Среди них — площадь квартиры и дополнительные риски, которые также могут включить в страховку. Например, затопление квартиры или пожар. Страховать жилье будут в рамках утвержденных единых правил.

Директор департамента развития имущественного страхования физлиц Всероссийского союза страховщиков Андрей Знаменский сообщил, что до граждан будет доведена полная информация о страховке. Человек сможет сразу определить, на какую сумму предполагается застраховать квартиру, сколько в случае ЧС заплатит страховая компания, а сколько региональные власти. Если речь идет о чрезвычайной ситуации, чьи критерии определены постановлением правительства, домой к гражданину придет комиссия и зафиксирует повреждения. При индивидуальной проблеме он сам обратится к местным властям, а затем в страховую компанию, от которой получит рассчитанное по единой методике возмещение.

Самарские реалии

Ситуацию с принятием нового закона прокомментировал директор по страхованию имущества и грузов АО «Объединенная страховая компания» Ильдар Ганеев.

— Вероятность наводнения или селя в черте Самары крайне мала. Зато у подавляющего большинства жителей квартиры подвержены так называемым бытовым рискам — кражам, затоплениям, пожарам, возникающим по бытовым причинам. Лучше самостоятельно обезопасить жилье от того, что реально может произойти, — рассуждает Ганеев.

Он привел такую статистику: сборы по страхованию жилья в регионе за последний период увеличиваются примерно на 9 — 10%. Это больше, чем в среднем по России (примерно 2% в год).

— Практика нашей компании показывает, что наиболее популярно комплексное экспресс-страхование жилья. В него входит страхование отделки, домашнего имущества и гражданской ответственности перед соседями. Стоимость зависит от величины страховой суммы и набора рисков. Минимум составляет от 1 000 рублей за год, — сообщил эксперт. — Спрос на страхование загородного жилья и дач меньше, но стабилен и имеет сезонную активность с подъемом весной, перед периодом паводка.

Хотя квартирные продукты ведущих страховщиков набирают популярность, эксперт признает, что доля застрахованного жилья в целом по стране и в нашей области в частности невелика. Согласно оценке Всероссийского союза страховщиков, она составляет около 7%. Это связано с тем, что неприятные события в квартирах все-таки происходят реже, чем, допустим, на дорогах, как в случае с автострахованием. Кроме того, многие граждане размышляют так: власти не дадут пропасть, если квартиру уничтожит пожар.

Между тем, по мнению Ганеева, вступление в силу нового закона позволит увеличить совокупный охват застрахованного жилья в России. К счастью, Самарская область достаточно спокойный регион по чрезвычайным ситуациям природного характера. Особенно если сравнивать с территориями с двухлетней частотой наводнений, куда входит, например, Амурская область. Вместе с тем риски затопления во время весеннего паводка на реках и возникновения пожаров в летнюю засуху в нашей области реальны. Речь, естественно, идет в первую очередь о частных домах. Так что потребность в этом виде страхования все же есть.

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Навигация
Федеральное законодательство

Действия

  • Главная
  • ЗАКОН РФ от 27.11.92 N 4015-I «О СТРАХОВАНИИ»
  • Наименование документ ЗАКОН РФ от 27.11.92 N 4015-I «О СТРАХОВАНИИ»
    Вид документа закон
    Принявший орган вс рф
    Номер документа 4015-I
    Дата принятия 01.01.1970
    Дата редакции 27.11.1992
    Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
    Статус не действует
    Публикация
    • «Российская газета», N 6, 12.01.93;
    • «ВВС РФ», 1993, N 2, ст. 56
    Навигатор Примечания

    ЗАКОН РФ от 27.11.92 N 4015-I «О СТРАХОВАНИИ»

    27 ноября 1992 года N 4015-1

    1. Настоящий Закон регулирует отношения в области страхования между страховыми организациями и гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями, отношения страховых организаций между собой, а также устанавливает основные принципы государственного регулирования страховой деятельности.

    2. Отношения в области страхования регулируются также другими актами законодательства Российской Федерации, принимаемыми на основе настоящего Закона.

    3. Действие настоящего Закона не распространяется на государственное социальное страхование.

    Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).

    1. Страхование может осуществляться в добровольной и обязательной формах.

    2. Добровольное страхование осуществляется на основе договора между страхователем и страховщиком. Правила добровольного страхования, определяющие общие условия и порядок его проведения, устанавливаются страховщиком самостоятельно в соответствии с положениями настоящего Закона. Конкретные условия страхования определяются при заключении договора страхования.

    3. Обязательным является страхование, осуществляемое в силу закона. Виды, условия и порядок проведения обязательного страхования определяются соответствующими законами Российской Федерации.

    Объектами страхования могут быть не противоречащие законодательству Российской Федерации имущественные интересы:

    связанные с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением страхователя или застрахованного лица (личное страхование);

    связанные с владением, пользованием, распоряжением имуществом (имущественное страхование);

    связанные с возмещением страхователем причиненного им вреда личности или имуществу физического лица, а также вреда, причиненного юридическому лицу (страхование ответственности).

    1. Страхователями признаются юридические лица и дееспособные физические лица, заключившие со страховщиками договоры страхования либо являющиеся страхователями в силу закона.

    2. Страхователи вправе заключать со страховщиками договоры о страховании третьих лиц в пользу последних (застрахованных лиц).

    3. Страхователи вправе при заключении договоров страхования назначать физических или юридических лиц (выгодоприобретателей) для получения страховых выплат по договорам страхования, а также заменять их по своему усмотрению, до наступления страхового случая.

    1. Страховщиками признаются юридические лица любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством Российской Федерации, созданные для осуществления страховой деятельности (страховые организации и общества взаимного страхования) и получившие в установленном настоящим Законом порядке лицензию на осуществление страховой деятельности на территории Российской Федерации. Законодательными актами Российской Федерации могут устанавливаться ограничения при создании иностранными юридическими лицами и иностранными гражданами страховых организаций на территории Российской Федерации.

    Предметом непосредственной деятельности страховщиков не могут быть производственная, торгово-посредническая и банковская деятельность.

    2. Юридические лица, не отвечающие требованиям, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, не вправе заниматься страховой деятельностью.

    Юридические и физические лица для страховой защиты своих имущественных интересов могут создавать общества взаимного страхования в порядке и на условиях, определяемых Положением об обществе взаимного страхования, утверждаемым Верховным Советом Российской Федерации.

    1. Страховщики могут осуществлять страховую деятельность через страховых агентов и страховых брокеров.

    2. Страховые агенты — физические или юридические лица, действующие от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями.

    3. Страховые брокеры — юридические или физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве предпринимателей, осуществляющие посредническую деятельность по страхованию от своего имени на основании поручений страхователя либо страховщика.

    Страховые брокеры обязаны направить в Федеральную службу России по надзору за страховой деятельностью извещение о намерении осуществлять посредническую деятельность по страхованию за 10 дней до начала этой деятельности. К извещению должна быть приложена копия свидетельства (решения) о регистрации брокера в качестве юридического лица или предпринимателя.

    4. Посредническая деятельность по страхованию, связанная с заключением договоров страхования от имени иностранных страховых организаций, на территории Российской Федерации не допускается, если межгосударственными соглашениями с участием Российской Федерации не предусмотрено иное.

    1. Страховым риском является предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование.

    Событие, рассматриваемое в качестве страхового риска, должно обладать признаками вероятности и случайности его наступления.

    2. Страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.

    3. При страховом случае с имуществом страховая выплата производится в виде страхового возмещения, при страховом случае с личностью страхователя или третьего лица — в виде страхового обеспечения.

    1. Страховой суммой является определенная договором страхования или установленная законом денежная сумма, исходя из которой устанавливаются размеры страхового взноса и страховой выплаты, если договором или законодательными актами Российской Федерации не предусмотрено иное.

    2. При страховании имущества страховая сумма не может превышать его действительной стоимости на момент заключения договора (страховой стоимости). Стороны не могут оспаривать страховую стоимость имущества, определенную в договоре страхования, за исключением случаев, когда страховщик докажет, что он был намеренно введен в заблуждение страхователем.

    Если страховая сумма, определенная договором страхования, превышает страховую стоимость имущества, он является недействительным в силу закона в той части страховой суммы, которая превышает действительную стоимость имущества на момент заключения договора.

    3. Страховое возмещение не может превышать размера прямого ущерба застрахованному имуществу страхователя или третьего лица при страховом случае, если договором страхования не предусмотрена выплата страхового возмещения в определенной сумме.

    В том случае, когда страховая сумма ниже страховой стоимости имущества, размер страхового возмещения сокращается пропорционально отношению страховой суммы к страховой стоимости имущества, если условиями договора страхования не предусмотрено иное.

    В том случае, когда страхователь заключил договоры страхования имущества с несколькими страховщиками на сумму, превышающую в общей сложности страховую стоимость имущества (двойное страхование), то страховое возмещение, получаемое им от всех страховщиков по страхованию этого имущества, не может превышать его страховой стоимости. При этом каждый из страховщиков выплачивает страховое возмещение в размере, пропорциональном отношению страховой суммы по заключенному им договору к общей сумме по всем заключенным этим страхователем договорам страхования указанного имущества.

    Условиями договора страхования может предусматриваться замена страховой выплаты компенсацией ущерба в натуральной форме в пределах суммы страхового возмещения.

    4. В договоре личного страхования страховая сумма устанавливается страхователем по соглашению со страховщиком.

    Страховое обеспечение выплачивается страхователю или третьему лицу независимо от сумм, причитающихся им по другим договорам страхования, а также по социальному страхованию, социальному обеспечению и в порядке возмещения вреда. При этом страховое обеспечение по личному страхованию, причитающееся выгодоприобретателю в случае смерти страхователя, в состав наследственного имущества не входит.

    1. Страховым взносом является плата за страхование, которую страхователь обязан внести страховщику в соответствии с договором страхования или законом.

    2. Страховой тариф представляет собой ставку страхового взноса с единицы страховой суммы или объекта страхования.

    Страховые тарифы по обязательным видам страхования устанавливаются в законах об обязательном страховании.

    Страховые тарифы по добровольным видам личного страхования, страхования имущества и страхования ответственности могут рассчитываться страховщиками самостоятельно. Конкретный размер страхового тарифа определяется в договоре страхования по соглашению сторон.

    Объект страхования может быть застрахован по одному договору совместно несколькими страховщиками (сострахование). При этом в договоре должны содержаться условия, определяющие права и обязанности каждого страховщика.

    1. Перестрахованием является страхование одним страховщиком (перестрахователем) на определенных договором условиях риска исполнения всех или части своих обязательств перед страхователем у другого страховщика (перестраховщика).

    2. Страховщик, заключивший с перестраховщиком договор о перестраховании, остается ответственным перед страхователем в полном объеме в соответствии с договором страхования.

    1. Страховщики могут образовывать союзы, ассоциации и иные объединения для координации своей деятельности, защиты интересов своих членов и осуществления совместных программ, если их создание не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации. Эти объединения не вправе непосредственно заниматься страховой деятельностью.

    2. Объединения страховщиков действуют на основании уставов и приобретают права юридических лиц после государственной регистрации в Федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью.

    Договор страхования является соглашением между страхователем и страховщиком, в силу которого страховщик обязуется при страховом случае произвести страховую выплату страхователю или иному лицу, в пользу которого заключен договор страхования, а страхователь обязуется уплатить страховые взносы в установленные сроки.

    Договор страхования может содержать и другие условия, определяемые по соглашению сторон, и должен отвечать общим условиям действительности сделки, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации.

    1. Для заключения договора страхования страхователь представляет страховщику письменное заявление по установленной форме либо иным допустимым способом заявляет о своем намерении заключить договор страхования.

    2. Договор страхования вступает в силу с момента уплаты страхователем первого страхового взноса, если договором или законом не предусмотрено иное.

    3. Факт заключения договора страхования может удостоверяться передаваемым страховщиком страхователю страховым свидетельством (полисом, сертификатом) с приложением правил страхования.

    Страховое свидетельство должно содержать:

    а) наименование документа;

    б) наименование, юридический адрес и банковские реквизиты страховщика;

    в) фамилию, имя, отчество или наименование страхователя и его адрес;

    г) указание объекта страхования;

    д) размер страховой суммы;

    е) указание страхового риска;

    ж) размер страхового взноса, сроки и порядок его внесения;

    з) срок действия договора;

    и) порядок изменения и прекращения договора;

    к) другие условия по соглашению сторон, в том числе дополнения к правилам страхования либо исключения из них;

    л) подписи сторон.

    1. Страховщик обязан;

    а) ознакомить страхователя с правилами страхования;

    б) в случае проведения страхователем мероприятий, уменьшивших риск наступления страхового случая и размер возможного ущерба застрахованному имуществу, либо в случае увеличения его действительной стоимости перезаключить по заявлению страхователя договор страхования с учетом этих обстоятельств;

    в) при страховом случае произвести страховую выплату в установленный договором или законом срок. Если страховая выплата не произведена в установленный срок, страховщик уплачивает страхователю штраф в размере одного процента от суммы страховой выплаты за каждый день просрочки;

    г) возместить расходы, произведенные страхователем при страховом случае для предотвращения или уменьшения ущерба застрахованному имуществу, если возмещение этих расходов предусмотрено правилами страхования. При этом не подлежат возмещению указанные расходы в части, превышающей размер причиненного ущерба;

    д) не разглашать сведения о страхователе и его имущественном положении, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

    2. Договором страхования могут быть предусмотрены также другие обязанности страховщика.

    1. Страхователь обязан:

    а) своевременно вносить страховые взносы;

    б) при заключении договора страхования сообщить страховщику о всех известных ему обстоятельствах, имеющих значение для оценки страхового риска, а также о всех заключенных или заключаемых договорах страхования в отношении данного объекта страхования;

    в) принимать необходимые меры в целях предотвращения и уменьшения ущерба застрахованному имуществу при страховом случае и сообщить страховщику о наступлении страхового случая в сроки, установленные договором страхования.

    2. Договором страхования могут быть предусмотрены также другие обязанности страхователя.

    1. В случае смерти страхователя, заключившего договор страхования имущества, права и обязанности страхователя переходят к лицу, принявшему это имущество в порядке наследования. В других случаях замены страхователя его права и обязанности переходят к новому собственнику с согласия страховщика, если договором или законом не установленно иное.

    2. В случае смерти страхователя, заключившего договор личного страхования в пользу третьего лица, права и обязанности, определяемые этим договором, переходят к третьему лицу с его согласия. При невозможности выполнения этим лицом обязанностей по договору страхования его права и обязанности могут перейти к лицам, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанности по охране прав и законных интересов застрахованного лица.

    3. Если в период действия договора страхования страхователь судом признан недееспособным либо ограничен в дееспособности, права и обязанности такого страхователя осуществляют его опекун или попечитель. При этом страхование ответственности заканчивается с момента прекращения или ограничения дееспособности страхователя.

    4. При реорганизации страхователя, являющегося юридическим лицом, в период действия договора страхования его права и обязанности по этому договору переходят с согласия страховщика к соответствующему правопреемнику в порядке, определяемом законодательными актами Российской Федерации.

    1. Страховая выплата осуществляется страховщиком в соответствии с договором страхования или законом на основании заявления страхователя и страхового акта (аварийного сертификата).

    Страховой акт составляется страховщиком или уполномоченным им лицом. При необходимости страховщик запрашивает сведения, связанные со страховым случаем, у правоохранительных органов, банков, медицинских учреждений и других предприятий, учреждений и организаций, располагающих информацией об обстоятельствах страхового случая, а также вправе самостоятельно выяснять причины и обстоятельства страхового случая.

    2. Предприятия, учреждения и организации обязаны сообщать страховщикам по их запросам сведения, связанные со страховым случаем, включая сведения, составляющие коммерческую тайну. При этом страховщики несут ответственность за их разглашение в любой форме, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

    1. Основанием для отказа страховщика произвести страховую выплату являются:

    а) умышленные действия страхователя, застрахованного лица или выгодоприобретателя, направленные на наступление страхового случая;

    б) совершение страхователем или лицом, в пользу которого заключен договор страхования, умышленного преступления, находящегося в прямой причинной связи со страховым случаем;

    в) сообщение страхователем страховщику заведомо ложных сведений об объекте страхования;

    г) получение страхователем соответствующего возмещения ущерба по имущественному страхованию от лица, виновного в причинении этого ущерба;

    д) другие случаи, предусмотренные законодательными актами.

    2. Условиями договора страхования могут быть предусмотрены другие основания для отказа в страховой выплате, если это не противоречит законодательству Российской Федерации.

    3. Решение об отказе в страховой выплате принимается страховщиком и сообщается страхователю в письменной форме с мотивированным обоснованием причин отказа.

    4. Отказ страховщика произвести страховую выплату может быть обжалован страхователем в суд, арбитражный или третейский суды.

    К страховщику, выплатившему страховое возмещение по страхованию имущества, переходит в пределах выплаченной им суммы право требования, которое страхователь или иное лицо, получавшие страховое возмещение, имеют к лицу, ответственному за причиненный ущерб.

    1. Договор страхования прекращается в случаях:

    а) истечения срока действия;

    б) исполнения страховщиком обязательств перед страхователем по договору в полном объеме;

    в) неуплаты страхователем страховых взносов в установленные договором сроки;

    г) ликвидации страхователя, являющегося юридическом лицом, или смерти страхователя, являющегося физическим лицом, кроме случаев, предусмотренных статьей 19 настоящего Закона;

    д) ликвидации страховщика в порядке, установленном законодательными актами Российской Федерации;

    е) принятия судом решения о признании договора страхования недействительным;

    ж) в других случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

    2. Договор страхования может быть прекращен досрочно по требованию страхователя или страховщика, если это предусмотрено условиями договора страхования, а также по соглашению сторон.

    3. О намерении досрочного прекращения договора страхования стороны обязаны уведомить друг друга не менее чем за 30 дней до предполагаемой даты прекращения договора страхования, если договором не предусмотрено иное.

    В случае досрочного прекращения договора страхования по требованию страхователя страховщик возвращает ему страховые взносы за неистекший срок договора за вычетом понесенных расходов; если требование страхователя обусловлено нарушением страховщиком правил страхования, то последний возвращает страхователю внесенные им страховые взносы полностью.

    При досрочном прекращении договора страхования по требованию страховщика он возвращает страхователю внесенные им страховые взносы полностью; если требование страховщика обусловлено невыполнением страхователем правил страхования, то он возвращает страхователю страховые взносы за неистекший срок договора за вычетом понесенных расходов.

    1. Договор страхования считается недействительным с момента его заключения в случаях, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации.

    2. По настоящему Закону договор страхования также признается недействительным в случаях:

    а) если он заключен после страхового случая;

    б) если объектом страхования является имущество, подлежащее конфискации на основании вступившего в законную силу соответствующего решения суда.

    3. Договор страхования признается недействительным судом, арбитражным или третейским судами.

    Основой финансовой устойчивости страховщиков является наличие у них оплаченного уставного капитала и страховых резервов, а также система перестрахования.

    1. Для обеспечения выполнения принятых страховых обязательств страховщики в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации, образуют из полученных страховых взносов необходимые для предстоящих страховых выплат страховые резервы по личному страхованию, имущественному страхованию и страхованию ответственности.

    В аналогичном порядке страховщики вправе создавать резервы для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев, утраты или повреждения застрахованного имущества.

    Страховые резервы, образуемые страховщиками, не подлежат изъятию в федеральный и иные бюджеты.

    2. Из доходов, остающихся после уплаты налогов и поступающих в распоряжение страховщиков, они могут образовывать фонды, необходимые для обеспечения их деятельности.

    3. Страховщики вправе инвестировать или иными образом размещать страховые резервы и другие средства, а также выдавать ссуды страхователям, заключившим договоры личного страхования, в пределах страховых сумм по этим договорам.

    1. Для обеспечения своей платежеспособности страховщики обязаны соблюдать нормативные соотношения между активами и принятыми ими страховыми обязательствами. Методика расчета этих соотношений и их нормативные размеры устанавливаются Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью.

    2. Страховщики, принявшие обязательства в объемах, превышающих возможности их исполнения за счет собственных средств и страховых резервов, обязаны застраховать у перестраховщиков риск исполнения соответствующих обязательств.

    3. Размещение страховых резервов должно осуществляться страховщиками на условиях диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности.

    1. План счетов и правила бухгалтерского учета, показатели и формы учета страховых операций и отчетности страховщиков устанавливаются Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по статистике.

    2. Операции по личному страхованию учитываются страховщиками отдельно от операций по имущественному страхованию и страхованию ответственности.

    Страховщики публикуют годовые балансы и счета прибылей и убытков в сроки, установленные Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью, после аудиторского подтверждения достоверности содержащихся в них сведений.

    1. Государственный надзор за страховой деятельностью осуществляется в целях соблюдения требований законодательства Российской Федерации о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.

    2. Государственный надзор за страховой деятельностью на территории Российской Федерации осуществляется Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью, действующей на основании Положения, утверждаемого Правительством Российской Федерации.

    3. Основными функциями Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью являются:

    а) выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой деятельности;

    б) ведение единого Государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков, а также реестра страховых брокеров;

    в) контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;

    г) установление правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности;

    д) разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности, отнесенным настоящим Законом к компетенции Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью;

    е) обобщение практики страховой деятельности, разработка и представление в установленном порядке предложений по развитию и совершенствованию законодательства Российской Федерации о страховании.

    4. Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью вправе:

    а) получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, получать необходимую для выполнения возложенных на нее функций информацию от предприятий, учреждений и организаций, в том числе банков, а также от граждан;

    б) производить проверки соблюдения страховщиками законодательства Российской Федерации о страховании и достоверности представляемой ими отчетности;

    в) при выявлении нарушений страховщиками требований настоящего Закона давать им предписания по их устранению, а в случае невыполнения предписаний приостанавливать или ограничивать действие лицензий этих страховщиков впредь до устранения выявленных нарушений либо принимать решения об отзыве лицензий;

    г) обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации страховщика в случае неоднократного нарушения последним законодательства Российской Федерации, а также о ликвидации предприятий и организаций, осуществляющих страхование без лицензий.

    Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке обеспечивается Государственным комитетом Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

    1. Лицензии на осуществление страховой деятельности выдаются Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью:

    а) страховщикам на основании их заявлений с приложением:

    справки о размере оплаченного уставного капитала;

    экономического обоснования страховой деятельности;

    правил по видам страхования;

    расчетов страховых тарифов ;

    сведений о руководителях и их заместителях;

    б) страховщикам, предметом деятельности которых является исключительно перестрахование, на основании их заявлений с приложением:

    свидетельства о регистрации;

    сведений о руководителях и их заместителях.

    2. Лицензии выдаются на осуществление добровольного и обязательного личного страхования, имущественного страхования и страхования ответственности, а также перестрахования, если предметом деятельности страховщика является исключительно перестрахование. При этом в лицензиях указываются конкретные виды страхования, которые страховщик вправе осуществлять.

    3. Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью рассматривает заявления юридических лиц о выдаче им лицензий в срок, не превышающий 60 дней с момента получения документов, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

    4. Основанием для отказа в выдаче юридическому лицу лицензии на осуществление страховой деятельности может служить несоответствие документов прилагаемых к заявлению, требованиям законодательства Российской Федерации.

    Об отказе в выдаче лицензии Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью сообщает юридическому лицу в письменной форме с указанием причин отказа.

    5. Об изменениях, внесенных в учредительные документы, страховщик обязан сообщить Федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью в месячный срок с момента регистрации этих изменений в установленном порядке.

    Должностные лица Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью не вправе использовать в корыстных целях и разглашать в какой-либо форме сведения, составляющие коммерческую тайну страховщика.

    Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица на территории Российской Федерации пользуются правом на страховую защиту наравне с гражданами и юридическими лицами Российской Федерации.

    Споры, связанные со страхованием, разрешаются судом, арбитражным или третейским судами в соответствии с их компетенцией.

    Если международными договорами Российской Федерации или бывшего СССР установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации о страховании, то применяются правила международного договора.

    Президент
    Российской Федерации
    Б.ЕЛЬЦИН

    Дом Советов России

    27 ноября 1992 года

    На сайте «Zakonbase» представлен ЗАКОН РФ от 27.11.92 N 4015-I «О СТРАХОВАНИИ» в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

    На сайте «Zakonbase» вы найдете ЗАКОН РФ от 27.11.92 N 4015-I «О СТРАХОВАНИИ» в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

    При этом скачать ЗАКОН РФ от 27.11.92 N 4015-I «О СТРАХОВАНИИ» можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *