Гигиенические требования к детской одежде и обуви кратко

Гигиена одежды и обуви

Гигиена одежды и обуви, включает ряд гигиенических требований, основные из которых – теплозащитная способность, влагоёмкость внутренних слоёв, малая электризуемость, удобство покроя, лёгкость. Гигиенические требования к детской одежде и обуви определяются такими возрастными особенностями, как интенсивная терморегуляция, слабость опорно-двигательного аппарата, высокая двигательная активность. Материалы, из которых сшита одежда, должны быть натуральными (хлопок, шерсть), покрой простой и свободный, с удобными застёжками. Обувь (кожаная) должна способствовать формированию свода стопы, предотвращать развитие плоскостопия – иметь широкий приподнятый носок и каблук выс. 10 мм, плотный задник, обеспечивающий фиксацию пятки. Кончики пальцев не должны доходить до носка на 10 мм. Для подростков и взрослых в одежде и обуви возможно использование синтетических материалов, напр. искусственного меха, влаго– и ветрозащитных тканей для верхней одежды, кожезаменителей для обуви. Обувь, предназначенная для постоянного ношения, должна быть лёгкой, соответствовать размеру и иметь каблук не выше 3–4 см. Несоответствие её форме стопы, ношение тесной, узкой обуви на высоком каблуке приводит к деформации костей и суставов стопы, позвоночника, таза, к укорочению икроножных мышц, растяжению связок и вывихам голеностопного сустава. Популярные среди подростков кроссовки должны иметь стельки и подкладку из гигроскопического материала, толстую эластичную подошву, прочный верх со вставками-уплотнителями. Носить их следует с шерстяными или плотными хлопчатобумажными носками.

Одежду необходимо регулярно стирать, подвергать химической чистке; обувь – дезинфицировать, вкладывая внутрь смоченную формалином бумагу. Недопустимо поль-зование чужой одеждой и обувью.

35) Гигиена одежды и обуви.

Важной составной частью личной гигиены является гигиена одежды.По выражению Ф. Ф. Эрисмана, одежда является своеобразным кольцом защиты от неблагоприятных природных условий, механических воздействий, предохраняет поверхность тела от загрязнения, избыточного солнечного излучения, других неблагоприятных факторов бытовой и производственной среды.

В настоящее время в понятие пакета одежды входят следующие основные компоненты: белье (1-й слой), костюмы и платья (2-й слой), верхняя одежда (3-й слой).

По назначению и характеру использования различают одежду бытовую, профессиональную (спецодежду), спортивную, военную, больничную, обрядовую и т. д.

Повседневная одежда должна соответствовать следующим основным гигиеническим требованиям:

1) обеспечивать оптимальный пододежный микроклимат и способствовать тепловому комфорту;

2) не затруднять дыхание, кровообращение и движения, не смещать и не сдавливать внутренние органы, не нарушать функций опорно-двигательного аппарата;

3) быть достаточно прочной, легко очищаться от внешних и внутренних загрязнений;

4) не содержать выделяющихся во внешнюю среду токсических химических примесей, не обладать неблагоприятно влияющими на кожу и человеческий организм в целом физическими и химическими свойствами;

5) иметь сравнительно небольшую массу (до 8—10 % массы тела человека).

Важнейшим показателем качества одежды и ее гигиенических свойств является пододежный микроклимат. При температуре окружающей среды 18—22 °С рекомендуются следующие параметры пододежного микроклимата: температура воздуха – 32,5—34,5 °С, относительная влажность – 55—60 %.

Гигиенические свойства одежды зависят от сочетания ряда факторов. Главные из них – вид ткани, характер ее выделки, покрой одежды. Для изготовления ткани используются различные волокна – натуральные, химические искусственные и синтетические. Гигиенические достоинства или недостатки тех или иных тканей прежде всего зависят от физико-химических свойств исходных волокон. Наиболее важное гигиеническое значение из этих свойств имеют воздухо-, паропроницаемость, влагоемкость, гигроскопичность, теплопроводностьОсновным гигиеническим достоинством тканей из натуральных волокон является их высокая гигроскопичность и хорошая воздухопроводность. Именно поэтому хлопчатобумажные и льняные ткани используют для изготовления белья и бельевых изделий. Особенно велики гигиенические достоинства шерстяных тканей – их пористость составляет 75—85 %, у них высокая гигроскопичность.

Таблица 6. Гигиенические требования к различным видам тканей.

По назначению выделяют обувь бытовую, спортивную, специальную рабочую, детскую, военную, лечебную и т. д.

Обувь должна отвечать следующим гигиеническим принципам:

1) обладать низкой теплопроводностью, обеспечивать оптимальный микроклимат обувного пространства, его вентиляцию;

2) быть удобной в использовании, не нарушать кровоснабжение, рост и формирование костно-мышечных элементов стопы, не затруднять свободу движений при ходьбе, занятиях физкультурой и трудовых процессов, обеспечивать защиту стоп от неблагоприятных физических, химических и биологических воздействий;

3) не выделять в обувное пространство химические вещества в концентрациях, способных в реальных условиях эксплуатации оказывать неблагоприятное воздействие (кожно-раздражающее, резорбтивное, аллергенное и т. д.) на кожу стопы и организм в целом;

4) отвечать возрастным и другим физиологическим особенностям организма;

5) легко чиститься и высушиваться, продолжительное время сохранять первоначальную конфигурацию и гигиенические свойства.

Гигиенические свойства обуви зависят от материала, из которого она изготовлена, соответствия размеров и конфигурации стопы, конструктивных особенностей и эксплуатационных качеств. Для изготовления обуви используют различные натуральные и искусственные материалы. Показатели, по которым судят о достоинствах или недостатках того или иного материала, совпадают с теми, которые характеризуют гигиенические свойства тканей одежды – теплопроводность, влагопоглощаемость, воздухо– и паропроницаемость.

Хорошими гигиеническими свойствами обладают материалы из натуральной кожи. Они эластичны, умеренно воздухопрницаемы, имеют низкую теплопроводность, не выделяют в обувное пространство вредные химические вещества. Это очень важно, так как даже при умеренной физической нагрузке стопа взрослого человека может выделять от 2 до 5 г пота в 1 ч. Стопы наиболее подвержены охлаждению. Оптимальной для сохранения баланса между теплообразованием и теплоотдачей внутри обуви считается температура 18—22 °С, относительная влажность воздуха – 40—60 %.

Гигиенические требования к детской одежде и обуви

Программная часть. 4

Одежда детей и подростков: 5-11

Гигиена белья и одежды детей. 5

Гигиенические свойства ткани. 5-7

Ткани, рекомендуемые для пошива белья и одежды. 7

Гигиенические требования к покрою одежды. 8

Летняя одежда. 9-10

Комнатная одежда. 10

Одежда в весенне-осенний период. 10

Зимняя одежда. 11

Головные уборы. 11-12

Обувь для детей и подростков: 12-17

Гигиенические требования к обуви детей. 12-13

Гигиенические требования к массе, размеру, фасону

и покрою детской обуви. 13-15

Правила подбора обуви. 15

Уход за обувью. 16-17

Кожаная обувь. 16

Обувь с текстильным верхом. 16

Резиновая обувь. 16

Валенки и фетровая обувь. 17

Список использованной литературы. 18

Для создания наилучших условий роста и развития ребёнка, для правильного его воспитания и обучения надо знать особенности его организма, понимать, что полезно для укрепления здоровья и поддержания нормального развития. Поэтому в предмет, я считаю, включены возрастная анатомия, возрастная физиология и гигиена.

Анатомия изучает строение тела и отдельных его органов.

Физиология изучает жизненные процессы, протекающие в организме; работу или функции, как отдельных органов, так и всего организма в целом. На основе достижений физиологии были разрешены многие вопросы, связанные с правильной организацией питания и общем оздоровлением, условии жизни.

Гигиена – профилактическая медицина. Опираясь на возрастную анатомию и возрастную физиологию, она изучает влияние на детей различных условий среды обитания и деятельности детей, выявляет и старается смягчить или полностью устранить всё, что вредит здоровью ребёнка, подбирает такие естественные и искусственные условия, которые благоприятствуют его росту и развитию, укрепляют его здоровье.

Поэтому я решил взять тему “Гигиена детей как фактор предупреждения распространения заболеваний”.

В программу курса “Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков” входят следующие темы:

Человек как целостная биологическая система. Основные закономерности роста и развития организма;

Опорно-двигательный аппарат в различные периоды онтогенеза;

Строение и развитие мышечной системы по мере роста и развития ребёнка;

Особенности структуры и функции органов пищеварения и мочевыделения человека;

Система органов дыхания;

Индивидуальное (онтогенетическое) строение и развитие организма человека;

Понятия об эндокринных железах (железах внутренней секреции);

Сердечно-сосудистая система и её состояние в зависимости от возраста человека;

Строение и функционирование нервной системы как материальной основы психической деятельности;

Строение и функциональная характеристика органов чувств;

Особенности структуры и функции кожи в разные возрастные периоды жизни человека;

Гигиеническое воспитание и обучение детей;

Санитарные требования к детскому образовательному учреждению;

Гигиена детей как фактор предупреждения распространения заболеваний;

Физиолого-гигиеническое обоснование режима дня;

Организация системы закаливания детей в общеобразовательных учреждениях.

Одежда детей и подростков.

Гигиена белья и одежды детей.

Среди мероприятий, направленных на укрепление здоровья и улучшение физического развития ребенка, немаловажным является соблюдение гигиенических требований к одежде. Одежда служит человеку для защиты от неблагоприятных воздействий внешней среды, предохраняет поверхность кожи от механических повреждений и загрязнений.

У детей, в отличие от взрослых, хуже развита центральная нервная система, поэтому они более подвержены влиянию неблагоприятных условий внешней среды. Это обуславливает повышенные требования к одежде у детей. И чем меньше возраст ребенка, тем эти требования выше. А также у детей не достаточно развиты процессы терморегуляции. ”Большая площадь поверхности кожи при меньшей массе тела обуславливают повышенное охлаждение организма в холодную, сырую и ветреную погоду и перегрев в жаркую погоду” [9,с.142]. С помощью одежды вокруг тела создается искусственный пододёжный микроклимат, значительно отличающийся от климата внешней среды. За счет этого одежда существенно снижает теплопотери организма, способствует сохранению постоянства температуры тела, облегчает терморегуляторную функцию кожи, обеспечивает процессы газообмена через кожные покровы. Это основная роль одежды. Защитные свойства одежды важны для детей, т.к.:

в детском возрасте механизмы теплорегуляции несовершенны, переохлаждение и перегревание организма могут привести к нарушениям в состоянии здоровья;

дети отличаются большой двигательной активностью, при которой уровень теплопродукции возрастает в 2-4 раза;

кожа детей нежна и ранима;

кожное дыхание имеет больший удельный вес в обменных процессах организма, чем у взрослых.

Многие родители, покупая одежду ребенку, в первую очередь заботятся об эстетической её стороне. Нет большей радости для мамы услышать от кого-то, что её ребенок красиво одет и очень мило выглядит. Мало кто задумывается над тем полезна ли, удобна ли одежда. Таким образом, “одежда по своей конструкции и физико-гигиеническим показателям материалов должна соответствовать возрастным анатомо-физиологическим особенностям, виду деятельности и метеорологическим условиям, не препятствовать быстрому и лёгкому снятию способствовать воспитанию эстетического вкуса ребенка” [5,с.262].

Гигиенические свойства ткани.[5,с.262-264]

Качества одежды зависят от многих условий и в первую очередь от свойств ткани. Взаимодействие между кожей ребенка и тканями одежды определяется гигиеническими свойствами ткани: толщиной, массой, воздухо- и паропроницаемостью, гигроскопичностью, влагоёмкостью, гидро- и липофильностью, гидрофобностью, а также теплопроводностью.

Теплопроводность характеризует теплозащитные свойства материалов: чем она ниже, тем теплее материал.

Толщина тканей измеряется в миллиметрах и влияет на теплозащитные свойства ткани ( например, батист-0.1 миллиметра, драп-5 мм, натуральный мех-30-50 мм).В материалах имеющих большую толщину содержится больше воздуха, который обладает низкой теплопроводностью. Следовательно, чем толще материал, тем он теплее.

Масса ткани измеряется в граммах по отношению к единице площади материала (1 кв. м или 1 кв. см) (например, драп-77 г/кв. м, натуральный мех-1000 г/кв. м). Гигиенически оптимальной является ткань с минимальной массой и сохранением всех необходимых ей свойств.

Воздухопроницаемость — измеряется в куб. дм. и означает способность материалов пропускать воздух через 1 кв. м в секунду путем фильтрации через поры. (например, шелк натуральный-341 куб. дм./ кв. м в секунду, капрон-125 куб. дм./кв. м в секунду, мадаполам х/б-111 куб. дм./кв. м). Поверхностный слой зимней и осенней одежды должен иметь низкую воздухопроницаемость в целях защиты от холодного воздуха. Летняя одежда должна обладать максимальной вентилируемостью, то есть большой воздухопроницаемостью.

Паропроницаемость — измеряется в граммах водяного пара, проходящего за 1 час через 1 кв. м ткани, и определяет способность материалов пропускать через себя водяные пары, постоянно образующиеся в пододёжном пространстве, путем диффузии их через волокна. (например, мадаполам х/б-16,2 г/кв. м в час, шелк натуральный- 4,62 г/кв. м в час, капрон- 1,09 г/кв. м в час). В местностях с жарким климатом, когда теплоотдача осуществляется в значительной мере за счет испарения, одежда должна иметь наибольшую паропроницаемость.

Гигроскопичность — характеризует способность тканей поглощать водяные пары, выражается в % (например, батист, вольта, ситец > 90%, мадаполам х/б – 18%, драп облегченный – 16,5%, шерсть – 14%, репс – 7-8%, репс с водоотталкивающей пропиткой – 1,2%, капрон – 5,7%, лавсан – 0,5%). Хорошая гигроскопичность является положительным свойством материалов, используемых для внутренних слоев одежды; способствует удалению пота с поверхности кожи. Гигроскопичность тканей, применяемых для верхних слоев зимней и демисезонной одежды, должна быть минимальной, что предотвращает её промокание при атмосферных осадках и снижение теплозащитных свойств.

Влагоёмкость – определяет способность тканей впитывать воду при погружении в неё, выражается в %. Свойства ткани сохранять значительную часть пор свободными после увлажнения имеет большое значение, т.к. при этом достигается определенный уровень воздухопроницаемости и меньше изменяется тепловые свойства данного материала.

YIII. ГИГИЕНА БЕЛЬЯ, ОДЕЖДЫ И ОБУВИ ДЕТЕЙ

1. Детское белье и комнатная одежда
Одежда способствует поддержанию постоянной температуры тела человека, ограждает его от неблагоприятных влияний солнца, термических и других повреждений. В холодную погоду она защищает от излишней потери тепла, в жаркую не препятствует хорошей теплоотдаче.
Большие или меньшие теплосохраняющие свойства одежды зависят от ее покроя, пошива, количества слоев и главным образом от качества ткани, из которой она сшита.
Сама одежда не греет, но между нею и телом, а также в порах ткани находится воздух, являющийся плохим проводником тепла. Теплопроводность ткани тем меньше, чем больше воздуха заключено в ней.

Высокой теплозащитной способностью обладают мягкие, рыхлые ткани с малой массой: шерсть, мех, ватин, вельвет, трикотаж;

в меньшей степени — бумазея, байка, фланель, синтетические ткани — поролон и пенопласт. Достоинством всех этих тканей является еще и то, что они обладают хорошей воздухопроницаемостью, обеспечивающей смену воздуха, находящегося между одеждой и телом. Из этих тканей шьют одежду, предназначенную для холодного времени года.
Для летней одежды используют гладкие светлые хлопчатобумажные ткани: батист, бязь, ситец, сатин. Ценным качеством этих тканей является их гигроскопичность, способность хорошо и быстро впитывать и постепенно испарять влагу. Полотно, хорошо впитывая влагу, несколько быстрее, чем другие перечисленные ткани, испаряет ее; одежда, сшитая из полотна, особенно хороша в жаркое время, так как способствует охлаждению тела.
Материалы из синтетического волокна следует использовать с осторожностью, так как они хорошо впитывают жировые вещества, закупоривая при этом поры тканей, ухудшая их воздухо- и паропроницаемость. Кроме того, эти ткани обладают повышенной проницаемостью для инфракрасной радиации, поэтому для пошива детского белья и летней одежды применять их не следует. Одежда из водоотталкивающих, прорезиненных или кожаных тканей удобна в прохладную, сырую погоду. В теплые, сухие дни надевать ее не следует, так как она, не обладая достаточной гигроскопичностью и воздухопроницаемостью, задерживает испарение влаги, способствует перегреванию тела.
Одежда должна соответствовать времени года и погоде, возрасту, полу, росту и пропорциям тела ребенка. Она не должна стеснять движений, мешать свободному дыханию, кровообращению, пищеварению, раздражать и травмировать кожные покровы.

Детское белье, в том числе постельное (наволочки, простыни, пододеяльники), шьют из белых хлопчатобумажных тканей, которые не линяют при стирке и кипячении. Нижние рубашки для девочек должны быть без рукавов, с вырезным воротом, на проймах (бретели плохо держатся на плечах у ребенка); мальчикам надевают рубашки с короткими рукавами или майки.
Ткани для комнатной одежды (платья, юбки, костюмы) подбирают в соответствии с сезоном и погодой: для теплого времени года — ситец, сатин и др., для зимы — байка, трикотаж, вельвет.

Шерстяные ткани от частой стирки теряют внешний вид и качество, поэтому из них лучше шить праздничную одежду, которую ребенок надевает реже. Покрой повседневных платьев простой, без лишних украшений, затрудняющих стирку и глажение, без узких манжет, мешающих мытью рук.

Девочкам рекомендуется носить кофточки и штанишки или очень короткое платье, так как длинное мешает движению. Верхние штанишки для мальчиков, юбки для девочек делают на бретелях. Поверх платьев и костюмов во время дежурства или работы на участке детям рекомендуется надевать фартучки простого фасона, сшитые из сурового полотна, ситца и других тканей.

В жаркое время года лучшая одежда для девочек — сарафаны, для мальчиков — трусы или короткие штанишки. В верхней детской одежде должен быть карман для носового платка.

Смотрите так же:  Кто может написать заявление о пропаже человека

2. Одежда для прогулок
Одежда, предназначенная для прогулок в холодную погоду, должна обладать хорошими теплозащитными свойствами. Конструкция ее должна обеспечивать возможно большую герметичность. Не должно быть поступления холодного воздуха через застежки, воротники, рукава.
Осенью и весной в зависимости от погоды поверх белья детям надевают байковые или шерстяные костюмы, фуфайки и рейтузы, комбинезоны или куртки с водоотталкивающей пропиткой на синтепоне или полушерстяном ватине, а также демисезонные пальто, плащи.
Верхняя зимняя одежда защищает детей от холода и атмосферной влаги, поэтому должна состоять не менее чем из 2 слоев: нижнего теплозащитного из высокопористого, упругого материала и верхнего ветрозащитного, предохраняющего от проникновения в одежду и под нее наружного воздуха. Если верхняя ткань этих функций не выполняет, между верхним и теплозащитным слоями, делают дополнительный ветрозащитный слой. Полностью воздухонепроницаемые ткани для детской одежды не рекомендуются. В последнее время используют легкие детские дубленки или шубы.

Головные уборы
С самого раннего возраста головку ребенка в помещении держат открытой, так как под платком и чепчиком она потеет, может покрыться сыпью или плотными корочками из ороговевшего эпителия (себорея).

Головной убор малыша должен соответствовать климатическим условиям и времени года. В летние солнечные дни голову прикрывают светлой панамой, косынкой или легкой фуражкой с козырьком; весной и осенью, если не очень холодно и ветрено, девочкам надевают береты, шерстяные шапочки, мальчикам — шерстяные шапочки и кепи; в прохладную ветреную погоду, а также зимой при отсутствии сильных морозов детям рекомендуется надевать утепленные шерстяные вязаные шапочки, хорошо прикрывающие лоб и уши, в сильные морозы — меховые шапочки, прикрывающие уши.
Обувь
С 3 —5 мес. ребенку надевают колготы соответствующего размера и мягкие ботиночки, которые в дальнейшем, когда он начинает ходить, заменяют кожаными ботиночками со шнуровкой. Любая обувь, предназначенная для детей, должна иметь надежные и удобные застежки, не препятствующие движению. для этого используются шнуровка, ремни, застежки типа «молния», «липучки» и др.
Открытые туфли без застежек для детей недопустимы, так как они, сжимая тыльную часть стоны, вызывают быстрое утомление мышц и нарушение кровообращения.
Важно, чтобы детская обувь была легкой, удобной, имела эластичную подошву, прочный задник, не допускающий скольжения стопы кзади, широкий носок и каблучок высотой 5— 10 мм. Каблук в детской обуви необходим: он несколько повышает свод стоны, увеличивая его рессорность, защищает пятку от ушибов, повышает износоустойчивость обуви. Отсутствие каблука допускается только в обуви для детей раннего возраста (пинетки), которая служит лишь защитой стопы от переохлаждения и не несет никаких нагрузок, связанных с ходьбой.
Тесная, грубо сшитая обувь может привести к изменению формы стопы и ноги ребенка, способствовать потливости и отеку ног, искривлению пальцев, врастанию ногтей, образованию пяточной шпоры, мозолей. Сдавливая кровеносные сосуды и вызывая застой крови в ногах, тесная обувь в холодное время года ускоряет их охлаждение. Слишком свободная обувь также нежелательна: она затрудняет движение, вызывает потертости.
Ширина детской обуви в области пальцев ног должна составлять 40 % от ее длины, это отвечает анатомическому строению стоны ребенка. Такая обувь не давит на пальцы, не вызывает искривления большого пальца.

Носок детской обуви приподнимается кверху на 15 мм, что совпадает с формой стопы и делает обувь более удобной. Между кончиками пальцев и передней частью обуви должно быть пространство 0,5— 1 см. Удобной считается такая обувь, в которой можно свободно шевелить большим пальцем.

При определении размера обуви основным показателем служит длина стопы (расстояние между наиболее выступающей точкой пятки и концом самого длинного пальца — I-го или II-го). Единицей измерения в системе нумерации обуви принят миллиметр. Разница между номерами составляет 5 мм.
Размеры обуви для детей раннего и дошкольного возраста

Возраст детей Группа обуви Нумерация обуви, мм
От 1 года до 3 лет Дошкольная 120 – 155
От 4 до 7 лет Старшая дошкольная 160 – 200

Средний годовой прирост длины стопы у дошкольников равен 10—11 мм, поэтому необходимо раз в 2—3 мес. проверять, не стала ли обувь ребенку тесной.
При подборе обуви надо учитывать не только размер, но и полноту ноги, которая у детей дошкольного возраста сильно изменяется. Отечественная промышленность, учитывая это, выпускает обувь трех видов полноты в пределах каждого размера.
Для повседневной носки не рекомендуется обувь, которая обладает плохой воздухопроницаемостью и гигроскопичностью, способствует образованию опрелости ног (кроссовки, резиновая и лакированная обувь). Резиновые сапожки с проложенными в них стельками из ткани, хорошо впитывающей влагу, надевают в сравнительно теплую погоду для прогулок по влажной земле и траве. При низких температурах воздуха детям лучше надевать кожаные ботинки.
В теплое время года как для помещения, так и для улицы наряду с кожаной рекомендуется обувь из различных текстильных материалов (рогожка, прогулочная, джинсовая ткань), используемых целиком или в комбинации с кожей. Такая обувь легкая, воздухопроницаемая, гигроскопичная. В утепленной обуви для верха рекомендуются сукно, драп, полушерстяные, шерстяные материалы, фетр, войлок и др.
Зимой для прогулок в холодную погоду используют валенки. Время пребывания в этой обуви не должно быть слишком длительным, так как симметричная форма носочной части валенок может оказать отрицательное влияние на формирование детской стопы. Носить валенки в относительно теплую погоду на прогулках, а также в помещении нельзя. Это способствует потливости ног, расслаблению связочного аппарата стопы, возникновению плоскостопия, мешает закаливанию ребенка.
В дошкольных учреждениях для помещений необходимо иметь сменную обувь. Использование с этой целью старой, изношенной, тесной обуви недопустимо, так как она может деформировать детскую стопу.
Спортивная обувь (кроссовки, кеды, полукеды, «чешки» и др.) предназначена только для музыкальных и физкультурных занятий, спортивных игр, прогулок, туристических походов. Носить эту обувь следует с шерстяными носками или вкладными стельками, хорошо впитывающими влагу. Использовать спортивную обувь постоянно недопустимо.
3. Уход за одеждой и обувью
При загрязнении масса одежды увеличивается (например, за 10 дней масса носков возрастает на 10— 11 %), тепловые и гигроскопические свойства ее снижаются, ткань пропитывается потом и салом, в ней увеличивается количество микроорганизмов. Поэтому загрязнившуюся одежду надо вовремя и хорошо чистить, простирывать, а если возможно, кипятить и гладить.

Крахмалить детское белье и одежду не следует, так как после этого они становятся жесткими, снижаются их гигроскопичность и воздухопроницаемость. Белье и комнатную одежду следует менять при каждом загрязнении и после каждого купания ребенка.

Грязное белье и пеленки складывают в бак или специальное ведро с крышкой, а затем простирывают, кипятят и проглаживают утюгом.

Чистое белье хранят в специальных шкафах. В зависимости от возраста ребенка частота смены белья может быть различной: у детей первых б мес жизни — не реже 1 раза в день, от 6 мес до 1 года — через день, от 1 года до 2 лет — 2 раза в неделю и старше 2 лет — раз в 5—7 дней. Носки и колготы быстро пропитываются потом и легко загрязняются, поэтому их надо менять не реже чем через каждые 2—3 дня.

Постельные принадлежности: матрацы, подушки, одеяла, спальные мешки — выносят на воздух для проветривания и сушки не реже 2 раз в месяц. Стеганые ватные одеяла, кроме того, 1 —2 раза в год надо стирать.

Обувь по возвращении с прогулки снимают, очищают от грязи, снега и просушивают.
С первых дней пребывания ребенка в детском саду ему прививают навыки бережного отношения к своей одежде. Перед сном ребенок должен аккуратно сложить одежду на стульчик или повесить на специальные плечики. Проснувшись, прежде чем приступить к одеванию, он должен откинуть одеяло на заднюю спинку кровати для проветривания простыни и пододеяльника, затем одеться и застелить постель.
4.Гигиена кожи

Гигиена кожи имеет большое значение в профилактике не только кожных, но и других, особенно желудочно-кишечных заболеваний.
Для ухода за кожей детей надо иметь специальные ванны, где их купают, мягкие мочалки, детское мыло, растворы перманганата калия, очищенное минеральное масло, детский крем, вату и ватные палочки, марлевые тампоны, небольшие ножницы и пр.
В первые месяцы жизни ребенка лицо и руки его протирают ватными тампонами, смоченными в кипяченой воде; каждый глаз протирают отдельным тампоном от наружного угла к внутреннему. С 5— 6 мес. ребенка можно умывать без помощи тампонов водой комнатной температуры начиная с глаз.
Для очистки носа можно использовать ватные палочки или ватные жгутики (турунды), которые сворачивают мокрыми ладонями.
При уходе за ушами ни в коем случае не следует пользоваться твердыми предметами, так можно случайно повредить барабанную перепонку.
Необходимо следить за тем, чтобы малыш все время находился в чистой и сухой одежде и пеленках. Следует помнить, что под подгузниками и пеленками возникает более влажная и теплая среда, нарушается рН кожи, увеличивается активность микрофлоры, а это может привести к раздражению кожи. Частая смена подгузников (памперсов) препятствует неблагоприятному воздействию на кожу мочи, фекалий. С целью профилактики следует использовать увлажняющее мыло, которое предотвращает потерю влаги после мытья, увлажняющий лосьон, смягчающий трение, увлажняющий крем.
После акта дефекации ребенка надо подмыть теплой проточной водой (температуры 36—37 °С), обсушить, осторожно прикладывая мягкое полотенце или простынку, и завернуть в чистое сухое белье.
Начинать купать ребенка можно после отпадения пуповины и только в том случае, если пупочное кольцо «не сочится», т. е. отсутствуют капельки крови на пеленке. В первую половину года, когда кожа малыша особенно нежная и ранимая, гигиеническую ванну надо делать ежедневно, с 6 мес. его можно купать через день, после года — 2 раза в неделю, а после 3 лет — раз в неделю и обязательно ежедневно мыть ноги. Купание стимулирует функции кожи, циркуляцию крови, развивает нервную систему и психофизическую моторику ребенка, оказывает закаливающие действие.
В первые 2 мес. жизни ребенка купают в кипяченой воде с использованием современных средств: пены для купания (не содержащей мыла), шампуня, детского мыла, очищающего лосьона, масла и крема. В дальнейшем его можно купать в сырой воде с использованием тех же средств.
Перед купанием надо чистыми руками промыть детскую ванночку горячей водой с мылом, на дно ее положить чистую пеленку и налить воду температуры 36—37 °С. Температура воздуха в помещении, где купают ребенка, в первые месяцы его жизни должна быть 22 °С, а затем 20 °С. Ребенка осторожно погружают в воду, головку кладут на предплечье.
В первые дни взрослый сначала рукой, а затем мягкой губкой или варежкой, специально сшитой из мягкой ткани, моет тело ребенка водой (с мылом малыша купают не каждый день, а 2—3 раза в неделю). Во время купания (оно продолжается не более 5—7 мин.) надо следить, чтобы вода не попадала в глаза, уши и нос. После того как тело ребенка будет вымыто, чистой кипяченой водой (t?-36-37 °С ) ему моют голову и лицо, а затем, повернув вниз лицом, его обливают водой, температура которой на 1-2 °С ниже температуры воды в ванной.

После купания тело ребенка осторожно обсушивают мягкой простыней, а кожные складки смазывают современными средствами по уходу за кожей. Ногти на пальцах рук и ног обрезают ножницами, предварительно протертыми антисептиком.
Детям в возрасте 2—2,5 лет начинают прививать гигиенические навыки по уходу за своим телом: учат правильно умываться, мыть руки перед едой и при всяком их загрязнении (после игр в песке, общения с животными, после туалетной и т.д.).
Обслуживающий персонал дошкольного учреждения должен ежедневно осматривать кожу ребенка и обращать внимание даже на небольшое ее покраснение или незначительную сыпь. При каждом изменении состояния кожи малыша следует показать врачу.

5. Личная гигиена

Гигиеническое воспитание — это часть общего воспитания, а гигиенические навыки — это неотъемлемая часть культурного поведения. Глубоко не правы те, кто считает, что сообщение детям гигиенических знаний и привитие им гигиенических навыков является делом медицинских работников. Это кровное дело родителей, тем более что грань отделяющая навыки гигиенического поведения от элементарных правил общежития, настолько неопределенна, что ее можно считать несуществующей.


Большое значение в профилактике различных заболеваний принадлежит личной гигиене. Личная гигиена — это уход за своим телом и содержание его в чистоте. Кожа защищает тело человека от болезней. Когда ребенок бегает, прыгает и ему становится жарко, то на его коже появляются капельки пота. Кроме того, на коже есть тонкий слой жира, кожного сала. Если кожу долго не мыть, то на ней накапливается жир и пот, на которых задерживаются частицы пыли. От этого кожа становится грязной, грубой и перестает защищать тело.

Грязная кожа может принести вред здоровью и, кроме того, грязные, неряшливые люди всегда неприятны всем окружающим. Поэтому кожу нужно мыть и за ней необходимо ухаживать.

Каждое утро все дети должны умываться: мыть лицо, руки, шею, уши. Умываться также нужно после прогулок и вечером.

1. К умыванию нужно подготовить мыло, полотенце и если нет крана и умывальника, то кувшин с водой и таз;

2. Полотенце следует повесить на вешалку или гвоздик, а не накидывать себе на шею или плечи, т.к. на полотенце при умывании попадут брызги, и оно будет мокрым и грязным;

3. Умываться лучше всего раздетым до пояса или в трусиках и майке;

4. Сначала надо хорошо вымыть руки с мылом под струей воды из-под крана или кувшина, но не в тазу. Руки следует намыливать один-два раза с обеих сторон и между пальцами, хорошо смыть мыльную пену, проверить чистоту ногтей;

Руки детей очень быстро загрязняются. Поэтому необходимо постоянно следить за их чистотой, иначе микробы и яйца глистов, находящиеся на грязных руках, могут с пищей попасть в рот и вызвать всевозможные, в частности желудочно-кишечные и глистные, заболевания.
Руки нужно мыть перед едой, после всякого их загрязнения (уборка, лепка, игры с песком), особенно тщательно после пользования уборной.

Дети, посещающие детский сад ежедневно, зубы чистят дома, с круглосуточным пребыванием — во время утреннего умывания. Для этого у каждого ребенка с 4-летнего возраста должны быть индивидуальная зубная щетка и паста.
После чистки зубов на зубной щетке, если ее только обмыть водой, остаются и сохраняются микробы. Поэтому после пользования щеткой, ее нужно густо намылить мылом и оставить так до следующей чистки зубов. Перед употреблением — щетку прополоскать. Зубы нужно чистить один-два раза в день. После приема пищи все дети должны полоскать рот тепловатой водой.
5. Затем уже чистыми руками мыть лицо, шею, уши;

После умывания следует вытереться насухо чистым, сухим полотенцем. У каждого ребенка должно быть свое полотенце.

Летом всем детям перед дневным и ночным сном необходимо мыть ноги. Ноги нужно мыть проточной водой с мылом. Температура воды регулируется с помощью специального смесителя. Вымытые ноги вытирают индивидуальными предназначенными для этого полотенцами.

Водные процедуры утром и вечером перед сном имеют не только гигиеническое, но и закаливающее значение, хорошо влияют на нервную систему, способствуют быстрому засыпанию.

Все тело необходимо мыть не реже одного раза в неделю дома в ванне или под душем. Для того чтобы снять с кожи жир и грязь, мыться нужно обязательно теплой водой, натирать тело мочалкой с мылом. После мытья следует одеть чистое белье.

Очень тщательно нужно промывать волосы, т.к. на них и между ними накапливается много кшожного жира, грязи и пыли. Легче ухаживать за короткими волосами: они лучше промываются. Поэтому желательно, чтобы мальчики стриглись коротко, особенно в летнее время. Девочкам, у которых длинные волосы, нужно мыть голову не реже одного раза в неделю, после мытья их тщательно расчесывать только своей и обязательно чистой расческой.

Требуют также ухода ногти на пальцах рук и ног. Один раз в 1- 2 недели их необходимо аккуратно подстригать потому, что под длинными ногтями обычно скапливается грязь, удалить которую трудно. Кроме того, такими ногтями можно поцарапать кожу себе и окружающим. Грязные ногти — признак неаккуратного, неряшливого человека, который не соблюдает правил личной гигиены.

Смотрите так же:  Трудовой кодекс п.2 ч.1 ст 77

Ни в коем случае нельзя ногти грызть!

6.Гигиеническое воспитание детей

Гигиеническое воспитание и обучение необходимо начинать с самого раннего возраста. Значительную роль в этом играют дошкольные учреждения.
В дошкольном возрасте детям необходимо прививать гигиенические навыки и привычки, которые помогут предупредить многие заболевания и укрепить здоровье. Гигиеническое обучение должно иметь целенаправленный характер.
Обязательным условием выработки гигиенических навыков и превращения их в привычку является их систематическое повторение. Не менее важно для этой цели обеспечить ребенку самостоятельность действий: в быту, в игре, в учебе, во время физкультурных и трудовых занятий. Необходимо, чтобы требования, предъявляемые детям, были едиными и в дошкольных учреждениях, и в семье.
Выполнение любых гигиенических правил и процедур должно сопровождаться положительными эмоциями. Например, во время умывания можно обратить внимание ребенка на душистое мыло, красивое полотенце, использовать народную потешку: «Водичка, водичка, умой мое личико. » Это поможет сформировать у малыша положительные эмоции, вызывает у него желание быть чистым.
В гигиенических целях необходимо, чтобы каждый ребенок имел предметы индивидуального пользования: мыло, зубную щетку, расческу, мочалку, полотенце, кружку для полоскания рта, посуду.
В дошкольный период необходимо сформировать навыки личной и общественной гигиены: содержать руки, лицо, тело, волосы в чистоте, мыть мылом руки перед едой, после игры с животными, посещения туалетной, пользования общими игрушками, книгами, после прогулки; мыть перед сном ноги; чистить зубы утром после сна и вечером перед сном, полоскать рот после каждой еды. Ребенка необходимо приучить соблюдать чистоту и аккуратность в одежде, комнате, на рабочем месте, бережно обращаться с игрушками, книгами, поддерживать порядок в шкафах и на стеллажах.
Детей 2—3 лет учат аккуратно есть, самостоятельно умываться, пользоваться носовым платком, причесываться, чистить зубы, убирать на место свои игрушки, книги. В последующие годы эти навыки совершенствуются, число их увеличивается, и они превращаются в устойчивую привычку.
Для обеспечения самостоятельности действий детей следует приобрести соответствующие их росту мебель, полки, шкафы для хранения одежды, игрушек, книг и т.п.
Гигиеническое воспитание помогает с ранних лет подготовить детей к трудовой деятельности: самим убирать постель, игрушки, свой стол, поддерживать порядок и чистоту в комнате.

Дошкольники должны твердо усвоить и гигиенические запреты: не брать различные предметы и игрушки в рот; не есть немытые фрукты и овощи, пищу, упавшую на пол, на землю, неизвестную зелень, ягоды с куста. Ребенку запрещают во время сна закрываться одеялом с головой, так как ему приходится дышать не свежим воздухом, а своими испарениями.

Перед сном следует снять дневное нательное белье и надеть ночное, нельзя спать только на одном боку или «калачиком», лучше всего спать на спине, в свободной позе, для предупреждения деформации черепа, грудной клетки, позвоночника. По утрам не нужно давать ребенку долго лежать в постели; проснувшись, он должен сразу вставать и делать утреннюю зарядку.
Дошкольникам целесообразно сообщать элементарные сведения о болезнях, которые передаются от человека к человеку через грязные руки, немытые овощи и фрукты. Необходимо познакомить их с понятием «осанка» во время ходьбы, сна, на занятиях и в доступ ной для детского восприятия форме сообщить о значении соблюдения ее для здоровья и красоты.
Для здоровья ребенку необходимо соблюдать режим дня. Взрослые должны разъяснить им важность его соблюдения, заложить положительное отношение к этому процессу (вовремя ложиться спать, делать утреннюю зарядку, проводить закаливающие процедуры и т.д.). В последний год пребывания в детском саду воспитанников знакомят с режимом дня школьника.
Гигиеническое воспитание помогает решать общие задачи воспитания, способствует развитию воли, дисциплинированности и других черт характера.
Заведующие дошкольными учреждениями организуют воспитательный процесс таким образом, чтобы обеспечить, прежде всего, охрану и укрепление здоровья детей. Они создают гигиенические условия воспитания и развития детей. В их обязанности входит организация полноценного питания, правильного режима дня, пребывания детей на свежем воздухе, закаливающих процедур. Они контролируют соблюдение гигиенических требований на занятиях, прогулках, во время игр, приема пищи, сна и др.; обеспечивают методическую подготовку воспитателей, оказывают им административную помощь; осуществляют контакт с родителями для обеспечения единства гигиенических требований в дошкольном учреждении и в семье.
В большей степени гигиеническое воспитание детей в группах осуществляют воспитатели. Гигиенические навыки и представления дети приобретают и на занятиях по развитию речи, физической культуре, труду и др. Важно научить детей проводить анализ своих действий на основе уже имеющихся гигиенических представлений и сформированных навыков. Для этого не следует давать детям прямое указание, что надо сделать. Например, можно сказать, что игра закончилась, через 10 мин. будет обед или дневной сон. Дети сами должны догадаться, что пора мыть руки или готовиться ко сну. Такой прием хорошо обнаруживает сознательное применение закрепленного навыка.
При проведении гигиенического обучения воспитатели, учитывая особенности конкретного восприятия и мышления детей дошкольного возраста, должны использовать игры, прогулки, книжки-картинки, плакаты на заданные темы и просить детей рассказывать по ним.

7.Санитарное просвещение родителей и персонала
Санитарное просвещение представляет систему государственных, медицинских и общественных мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья, предупреждение болезней, сохранение активного долголетия, высокой работоспособности. Оно призвано постоянно и целенаправленно повышать уровень санитарной культуры населения.
Гигиеническое обучение и воспитание определяются комплексом мероприятий, обеспечивающих углубленные санитарно-гигиенические знания и прививающих соответствующие умения разным группам населения.
Кроме общегосударственных программ, сохранение и укрепление здоровья зависит от уровня санитарной культуры самого человека, который должен овладеть в период развития знаниями в области профилактической медицины и гигиены и выполнять гигиенические и профилактические правила.

Гигиенические знания, умения, навыки и привычки помогут человеку правильно организовать образ жизни, поведение дома и на работе, в общественном месте, на отдыхе. Каждый человек должен понимать, что здоровье — не только личное благо, но и источник творческой энергии и высокой активности.
Гигиеническое воспитание и обучение необходимо начинать с самого раннего возраста. В этом значительную роль играют дошкольные учреждения.
Работники дошкольного учреждения, ежедневно выполняя свои обязанности, тесно общаются с детьми. При несоблюдении правил личной гигиены и мер профилактики инфекционных заболеваний персонал может оказаться источником их распространения.
Для повышения санитарного уровня технического персонала организуются специальные курсы, на которых рассматриваются вопросы профилактики инфекционных заболеваний, пути и источники их распространения, меры их предупреждения, вопросы личной гигиены, санитарные правила уборки помещения и территории дошкольного учреждения, правила гигиенического обслуживания детей.
Медицинские работники, заведующий дошкольным учреждением и воспитатели проводят беседы с техническим персоналом по всем вопросам жизни дошкольного учреждения, знакомят со специально подобранной медицинской литературой, памятками, брошюрами и другими материалами санитарного просвещения. Беседы могут быть индивидуальными. Весь технический персонал должен постоянно повышать санитарно-культурный уровень, самостоятельно изучая специальную литературу.
Содержание

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Гигиенические требования к некоторым предметам детского обихода

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДЕТСКОЙ ОДЕЖДЕ

Назначение одежды — предохранить организм человека от потери тепла и тем самым способствовать поддержанию постоянной температуры в окружающей его воздушной среде.
Одежда в значительной степени защищает кожные покровы человека от всякого рода механических повреждений (ударов, укусов животных и насекомых), от внедрения болезнетворных микроорганизмов, служит защитой от пыли и грязи.
Каким же требованиям, гигиеническим и педагогическим, должна отвечать детская одежда?
Прежде всего одежда ребенка должна соответствовать погоде или микроклимату помещения, где находится ребенок. Она должна изготовляться из определенных тканей.
Гигиенические достоинства тканей определяются их теплопроводностью, воздухопроницаемостью, смачиваемостью, влагоемкостью (гигроскопичностью), способностью впитывать газы (абсорбционная способность), эластичностью и раздражающим действием на кожу.
Немалое значение имеет также их загрязняемость, воспламеняемость, вес и прочность.
Теплопроводность и воздухопроницаемость зависят в основном от содержания в тканях воздуха, а его количество определяется тем, насколько ткань пориста и велик общий объем пор.
Чем больше объем пор в ткани, тем меньше ее теплопроводность, тем выше ее теплоизолирующее свойство, так как заполняющий поры воздух является наихудшим проводником тепла.
Теплопроводность тканей резко повышается при пропитывании ее влагой. Влага вытесняет воздух из пор тканей, чем увеличивает ее теплопроводность.
Теплопоглощение и теплоизлучение тканей зависят от их внешней отделки и цвета. Чем более шероховата поверхность тканей, тем выше их теплопоглощающая способность. Чем светлее цвет, тем меньше ткань поглощает тепла.
Летняя одежда по возможности должна быть из светлых, преимущественно белых тканей, а зимняя — из темных.
Немаловажное значение имеет воздухопроницаемость ткани, ее гигроскопичность, т. е. способность впитывать и испарять влагу с поверхности. Чем выше гигроскопичность ткани, тем легче удаляются пары пота из-под одежного пространства.
Таким образом, наилучшими тканями для детской одежды являются те, которые имеют наименьшую теплопроводность, хорошо впитывают влагу, не препятствуют кожным испарениям.
Следует учитывать и то обстоятельство, что после многократной стирки существенно изменяются качества ткани: толщина, пористость, гигроскопичность, теплопроводность и другие физико-гигиенические показатели.
Наблюдения показали, что после неоднократной стирки байкового одеяла резко (на 65%) увеличивается коэффициент теплопроводности, т. е. оно становится малопригодным в качестве теплоизолирующего слоя в одежде маленьких детей.
Размер и покрой детской одежды должны соответствовать возрастно-ростовым особенностям ребенка. Она должна быть свободного покроя, удобной конструкции, не стеснять движений, не затруднять дыхание и кровообращение.
Не следует шить детскую одежду из дорогостоящих тканей. В то же время она должна удовлетворять определенным эстетическим требованиям.
Привлекательность детской одежды во многом зависит от расцветки ткани. Яркая расцветка — гладкая или с мелким рисунком — радует взор детей и взрослых. Одежда из темных тканей не идет малышам и затрудняет контроль за ее чистотой.
Следует дифференцировать одежду мальчиков и девочек не только по покрою, но и по расцветке тканей.
В наборе детской одежды должна быть и праздничная. Очень желательно для всех детей иметь не менее двух смен фартучков. Пестрое платьице хорошо сочетается с гладким фартучком, гладкое платье, наоборот, с пестрым или полосатым. Обязательным элементом фартучка должны быть кармашки для носовых платков.
Таковы общие гигиенические и педагогические требования к детской одежде.

При постоянном перегревании организм теряет способность реагировать на быстрые и значительные перемены температуры окружающего воздуха. Поэтому очень важно, чтобы ребенок в комнате не находился в разгоряченном состоянии. Наоборот, при выходе на открытый воздух одежда должна предохранять от чрезмерного охлаждения, поддерживая тело в состоянии той же приятной прохлады, какая ощущалась в комнате.
Тепловое состояние ребенка в большей мере зависит от количества слоев одежды, между которыми имеется воздушная прослойка, препятствующая теплоотдаче. У детей, одетых не по сезону, в многослойную одежду, появляется плохое самочувствие, капризы, а у самых маленьких этим может быть вызвано желудочно-кишечное заболевание.
Немаловажную роль играет также состояние одежды. Мокрая одежда вызывает значительное охлаждение. Вода — хороший проводник тепла. Испаряясь, она уносит много тепла. Чем ближе мокрая одежда прилегает к телу, тем интенсивнее оно охлаждается.
Если ребенок длительное время находится в мокрых пеленках, он испытывает явное охлаждение, у него значительно снижается температура кожи, в частности на ногах, и тем сильнее, чем ниже температура окружающего воздуха.
Одежда ребенка в возрасте 7-8 месяцев состоит обычно из хлопчатобумажной распашонки, байковой кофточки, комбинации (штаны-пеленки). Детей до 2 месяцев завертывают в 2 большие пеленки: легкую и фланелевую — и байковое одеяло. После 2 месяцев пеленки во время бодрствования заменяют ползунками.
Для детей от 8-9 месяцев до 1 года 6 месяцев, т. е. когда ребенок начинает переступать ножками, рекомендуется распашонка (для более старших — рубашка с рукавами), теплая кофточка, длинные, до щиколотки теплые штанишки на бретельках, чулки, ботиночки с каблучками. Летние штанишки для них должны быть короткими. Штаны-пеленки надевать не следует, они затрудняют передвижение. Этих детей опускают на пол, и их следует особенно тщательно оберегать от охлаждения.
Одежда детей старше 1,5 лет состоит из нижней рубашки, лифчика для пристегивания резинок, теплого или легкого костюма (штанишки должны быть короткими), чулок, ботинок (в холодные сезоны мальчики носят нижние штанишки). Для девочек этого возраста нужны платья и нижние штанишки. В жаркие дни детям старше 1 года надевают трусики.
Дети 2 лет и старше находятся в помещении в облегченной одежде, в коротких платьях и штанишках, носочках, легких тапочках (обязательно с небольшими каблучками).
Каждый ребенок в возрасте старше года должен иметь чистый носовой платок. Чтобы сохранить индивидуальную принадлежность, его следует пометить и прочно прикрепить к карману платья или передника маленького ребенка. Для этого в угол кармана пришивают тесьму, а к одному из углов платка — петлю и таким образом прикрепляют платок к карману. При этом он не только не попадет к другим детям, но и не будет использован ребенком не по назначению и дольше сохранится чистым.
Основные виды детской одежды для более старших детей составляют детское белье, т. е. та часть детской одежды, которая соприкасается с телом непосредственно, так называемое нательное белье — это первый слой одежды; комнатная одежда — второй слой одежды — надевается поверх белья (платье девочек, костюм мальчиков); третий слой одежды — верхняя одежда, которая надевается поверх платья или костюма в холодное или прохладное время при выходе на улицу. Обувь и головной убор дополняют набор одежды.
Детское платье предполагает несложный фасон (чтобы его легче было стирать и гладить), нежелательны кружева, оборочки, галстуки, завязки, тесемки, резинки — словом, все, что способно стеснять кровообращение, мешать свободному движению и дыханию ребенка.

Верхняя одежда должна хорошо защищать от холода, быть при этом легкой, не стеснять движений. Поэтому родителям не следует увлекаться одеждой «на рост», слишком длинной и широкой.
Одежда детей во время прогулки должна соответствовать не только времени года, но и условиям погоды, а также возрасту и росту ребенка. Особенно важно, чтобы одежда не стесняла движений, иначе ребенок быстро замерзнет на прогулке.
Уместнее всего шерстяной трикотаж. Он сочетает низкую теплопроводность с большой легкостью и компактностью.
Часто детей одевают слишком тепло. Уже в начале осени (после первых похолоданий) на них надевают все зимнее и оставляют в такой одежде до поздней весны, хотя температура воздуха за этот период не раз резко изменяется. Особенно страдают дети от перегревания весной. Одевать ребенка нужно не по календарю, а по погоде.
Если температура воздуха не ниже 5-10° тепла, одежда ребенка может быть примерно такой: нижнее белье, шерстяной свитер или кофта и брюки (спортивные). На ноги — чулки и ботинки. Детям, которые легко подвергаются простуде, поверх надевают плотную куртку или демисезонное пальто.
В дождливую погоду поверх кожаных ботинок надевают галоши или резиновые сапоги. В резиновых сапогах детям разрешается гулять только в очень сырую погоду, при этом внутрь вкладывают войлочные стельки, а поверх чулок надевают шерстяные носки.
Для утепления обычных ботинок рекомендуется вкладывать картонные или войлочные стельки. Их делают по размеру обуви. Вечером стельки вынимают и просушивают.
Если температура воздуха ниже 5° мороза, помимо белья и свитера, прикрывающего шею, ребенку требуются лыжный костюм или куртка, шерстяная шапка, варежки.
Если мороз достигает 10-15°, нужны зимнее пальто и шапка, закрывающая уши. Малышам в эту пору необходимы и валенки. Даже в сильный мороз закрывать детям рот и нос платком или шарфом во время прогулки не следует, так как в этом случае у ребенка затруднено носовое дыхание и он вынужден вдыхать холодный воздух открытым ртом.
При нормальном дыхании воздух согревается, проходя через носовые ходы. Кроме того, платок, закрывающий рот, становится влажным и быстро охлаждается, что также может нанести вред здоровью ребенка.
Теплоизоляционная способность одежды определяется в первую очередь запасом в ней воздуха. Зимнюю одежду утепляют обычно шерстяным ватином. Однако это увеличивает ее объем, в первую очередь — толщину. Так, при температуре воздуха минус 10° требуется одежда толщиной около 3 см, а в условиях суровой зимы — 5-6 см. Разумеется, в такой тяжелой одежде ребенку трудно играть и бегать.
Чем больше вес одежды, тем более затруднены движения ребенка во время прогулок и чаще отмечается выраженная потливость головы, шеи, рук и гиперемия кожи лица.
Одетый на прогулки таким образом ребенок чаще подвергается простудным заболеваниям, так как слишком теплая одежда ослабляет приспособительные возможности организма, а это в конечном счете снижает сопротивляемость к заболеваниям.
В последние годы для изготовления детской одежды применяют синтетические материалы, обладающие меньшим весом, например поролон. Как показали исследования, пальто, комбинезон цельнокроеный и «тройка» (брюки, жилет, куртка), изготовленные из репса и поролона толщиной 8 мм, по теплозащитным свойствам не уступают стандартному детскому пальто из драпа на вате.
Одежда из поролона может быть использована для детей в условиях обычной зимы средней полосы.
Летняя одежда детей рекомендуется преимущественно светлых тонов. Чем светлее цвет ткани, тем она меньше поглощает тепла. Летом это имеет большое значение во избежание перегревания детей. Одежда для детей летом должна быть свободного покроя, оставлять большую часть тела открытой (шея, руки, ноги) для ультрафиолетовых лучей.
В жаркую погоду ребенок ходит в трусиках из легкой, хорошо стирающейся ткани (ситец, полотно, сатин). Если ребенок играет на солнце, на голову ему следует надеть панаму, светлую фуражку, косынку, на ноги — сандалии (обязательно с каблучками) или туфельки светлых тонов (открытые).
К предметам одежды надо отнести и постель, так как простыня, пододеяльник и одеяло во время сна служат той же цели (теплоизоляции), что и дневная одежда.

Смотрите так же:  Приказ от 29.09.1989 года 555 выпущенном минздравом ссср

Одежда ребенка для сна состоит из ночной рубашки, простыни, одеяла с пододеяльником, наволочки, подушки и матраца. Ночная рубашка сменяет дневное нательное белье, которое тем временем проветривается. Ночную рубашку шьют длинной, до ступней и с длинными рукавами.
Пододеяльник — обязательная принадлежность постели. Он либо пристегивается пуговицами к одеялу, либо шьется типа «конверт» с небольшим квадратным или ромбообразным вьфезом посредине, куда заправляется одеяло.
Для сна детей на воздухе рекомендуются спальные мешки.
Наиболее целесообразный тип мешка — наволочка на вате. Дети спят в нем раздетые до белья, в ночной рубашке (длинной, с длинными рукавами), в косынке и капоре. В мешки детей укладывают в помещении и переносят или перевозят на веранду (балкон). Другой тип — мешок-«конверт». В него дети укладываются непосредственно на веранде или балконе, одетые в платье и в шерстяной костюм. Дети выходят на веранду, снимают обувь и сами укладываются в такие мешки.

Уход за одеждой

Обязанность работников детского сада — строго следить за чистотой детского белья и одежды. Нательное и постельное белье должно меняться не реже, чем раз в неделю; одеяла и матрацы нужно периодически (раз в месяц) выносить на воздух для вытряхивания (выколачивания) и проветривания. Все это имеет большое значение, так как способствует сохранению здоровья детей и, кроме того, создает обстановку, благоприятную для воспитания у малышей простейших санитарно-гигиенических навыков по уходу за одеждой.
Дошкольник должен аккуратно складывать свою одежду, поставить на место обувь, по мере сил — вычистить ее.
В каждом детском саду необходимо иметь соответствующие приспособления: скребок, коврик, щетки, метелки, специально отведенное место для просушивания мокрых варежек и зеркало. Ребенку не должно быть «все равно», в каком виде он выходит на прогулку или возвращается с нее. Пребывание на улице в грязной, сырой одежде опасно прежде всего для здоровья ребенка. Как указывалось выше, намокшие ткани в значительной степени теряют свои теплозащитные свойства.
Персонал должен постоянно проверять, у кого из детей имеются неполадки в одежде, например отсутствуют пуговицы или ослабли резинки на рейтузах, устранять мелкие недостатки тут же или требовать от родителей привести в порядок детскую одежду.

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДЕТСКОЙ ОБУВИ

К детской обуви гигиенисты предъявляют ряд требований. Прежде всего обувь должна быть по ноге, достаточно свободной как по длине, так и в объеме, чтобы пальцы ног могли свободно двигаться.
Тесная обувь сдавливает кровеносные сосуды, вызывает застой крови, ухудшает самочувствие ребенка, а также способствует развитию плоскостопия, ведет к деформации всей стопы, усиливает потливость ног. Необходимо, чтобы подошва была достаточно гибкой.
В холодное время года тесная обувь у детей ведет к быстрому охлаждению ног, а в морозную погоду может привести даже к отмораживанию пальцев.
Важно, чтобы обувь, так же как и одежда, соответствовага сезону и погоде. Каблук в обуви полезен, так как он препятствует возникновению плоскостопия и при ходьбе предохраняет от ударов в пятку. Всю детскую обувь следует покупать обязательно на каблучке.
Уже первые ботиночки ребенка должны быть на плотной подошве с каблуком. Каблук рекомендуется широкий, высотой не более 1-1,5 см. Тогда вес тела ребенка равномерно распределяется на всю стопу и ходьба не утомляет.
Лучший материал для пошива детской обуви — кожа. Обуви для детей на резиновой подошве следует избегать. Резиновые галоши, ботинки, сапоги можно использовать только в сырую, дождливую погоду. В остальное время она не рекомендуется, так как резина воздухонепроницаема, а зимой в резиновой обуви холодно. При пользовании ею надо вкладывать внутрь сапог стельку из картона или войлока, надевать на ноги поверх простых чулок шерстяные.
Малопригодна для детей и лакированная обувь, так как она, подобно резиновой, воздухонепроницаема. Наиболее целесообразным с гигиенической точки зрения является такой вариант (для сырой и прохладной погоды): резиновые ботики поверх кожаных ботинок.
Особое значение приобретает рациональный выбор детской зимней обуви, способной обеспечить ребенку длительное пребывание на открытом воздухе.
Наша промышленность предлагает в настоящее время большое количество вариантов детской обуви на основе новейших достижений химии. В магазинах можно купить ботинки — суконные или утепленные искусственным мехом (низ — пористая резина с войлочной прокладкой или без нее), сапожки на подкладке опять-таки из искусственного меха.
Однако все это пригодно для зимней умеренно холодной погоды. При морозе -12° и ниже лучше всего надевать малышам валенки, обязательно с галошами (в силу большой гигроскопичности валяной обуви).
При этом нужно помнить, что в помещении ходить в валенках недопустимо. Нельзя надевать в помещении и меховую обувь (меховые ботиночки, сапожки на меху) или обувь на войлочной подошве. При комнатной температуре в такой обуви ноги перегреваются и потеют, что может способствовать возникновению простудных заболеваний, расслаблению связок и прогрессированию плоскостопия.
Летом наиболее гигиенична легкая, открытая обузь с широким вырезом — сандалеты, открытые туфли, туфли из текстиля, хорошо пропускающие воздух. Туфли должны соответствовать форме стопы, так, чтобы пальцы располагались свободно.
Детская обувь всегда должна быть чистой, а кожаная хорошо начищена.
Очень полезно время от времени давать возможность детям ходить босиком — зимой в помещении, летом на участке. Ходьба босиком, особенно по неровной поверхности, а также по песку, траве, гальке, сену — хорошее упражнение для свода стопы и отличная мера профилактики плоскостопия.

Гигиенические требования к детской коляске

Работники дошкольных учреждений должны постоянно разъяснять родителям, особенно молодым, правила пользования детскими колясками и ухода за ними.
Детские закрытые коляски в настоящее время обтягивают так называемыми кожзаменителями — галантерейным павинолом и текстовинитом.
В связи с тем что павинол и текстовинит состоят из пластмасс, при известных условиях внутри коляски создается неблагоприятный микроклимат.
Наблюдения показывают, что уже после полутора часов (примерное время дневного сна ребенка) внутри закрытой со всех сторон коляски обнаруживается вредное газообразное вещество — дибугилфталат, вредно воздействующий на организм ребенка. Поэтому коляску с ребенком надо держать открытой.
Капюшон (колпак) коляски, пристегивающийся фартук и козырек из прозрачной пластмассы предусмотрены исключительно для ненастной погоды (дождь, сильный ветер). В остальное время ребенку в коляске следует дать возможность дышать свежим атмосферным воздухом. В качестве защиты от солнечных лучей лучше применять легкий тент из ткани, типа тех, что прикрепляют на прогулочной коляске.
Большое значение имеет и высота детской коляски. Ложе детской коляски должно находиться на уровне, достаточно удаленном от нижнего, наиболее загрязненного и запыленного, слоя воздуха. Кроме того, высокое ложе коляски дает возможность более удобно обслуживать ребенка: укладывать, усаживать, перепеленывать и т. п.
Коляску нужно содержать в исправном состоянии и чистоте. Матрацы следует периодически выбивать и ежедневно проветривать. Обивка коляски — внешняя и внутренняя — тоже требует периодического ухода. Бе протирают сначала мягкой тряпкой, смоченной в растворе мыльной воды, а затем — сухой. Металлические и деревянные части тоже нужно протирать сухой мягкой тряпкой (особенно в сырую и холодную погоду).
Трущиеся металлические детали в местах трения смазывают машинным маслом. Пустую коляску полагается хранить в отведенном для нее сухом помещении, накрыв чехлом.

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДЕТСКОЙ ИГРУШКЕ

Детская игрушка — не просто предмет для развлечения. Она способствует умственному, физическому и эстетическому развитию ребенка.
Яркая, занятная, умная игрушка создает у ребенка радостное, бодрое настроение, побуждает его к активности, развивает руки и мысль. Играя, дети познают окружающий мир. Чем больше возможностей для различных действий предоставляет малышу та или иная игрушка, тем она ему интереснее.
При наличии правильно подобранных для прогулок игрушек, дети активно, в движении проводят время на воздухе. А это способствует укреплению их здоровья, правильному физическому развитию детского организма.
Игрушкой пользуются абсолютно все дети — и раннего и дошкольного возраста. Игрушка как предмет детского обихода должна отвечать определенным гигиеническим и педагогическим требованиям. Эти последние определяются следующими факторами: назначением (типом) игрушки, ее формой, конструкцией, материалом, из которого сделана игрушка, характером окраски.
Кроме того, форма каждой игрушки должна быть красивой, безопасной для здоровья ребенка, прочной, яркой, веселой и занимательной. Типы игрушек могут быть разными в зависимости от возраста детей и педагогической направленности.
С гигиенической точки зрения особенно важно, из какого материала сделана игрушка. Это могут быть резина или мягкие ткани, металл или дерево, целлулоид, картонаж, пластмассы и др. К каждому из указанных материалов гигиенисты предъявляют определенные требования.
Обязательным условием гигиенической полноценности игрушки является такая ее конструкция, которая исключает возможность детского травматизма. Игрушки не должны иметь острых частей, которые могут нанести травму ребенку; детали игрушек должны быть хорошо зачищены и закреплены.
Необходимо, чтобы игрушка по весу и размерам соответствовала возрасту ребенка, его росту и физическим силам. Максимальный вес игрушки (за исключением крупногабаритных и механизированных) — не более 400 г для детей дошкольного возраста.
В детских учреждениях обязательно должна строго соблюдаться групповая принадлежность игрушек. С этой целью каждой группе дошкольного учреждения необходимо иметь набор игрушек, которыми дети других групп не должны пользоваться.
В изоляторе или комнате заболевшего ребенка имеется свой набор игрушек; выносить их за пределы данного помещения запрещается.
Если ребенок заболел, игрушки, которыми он пользовался, надо прокипятить или вымыть горячей водой с мылом, а если это невозможно, такую игрушку лучше всего уничтожить.
Больным детям лучше давать игрушки, легко поддающиеся очистке (резиновые, например), или такие, которые, после того как ими играл больной ребенок, можно уничтожить.
До 6-месячного возраста ребенку дают яркие, но не многоцветные, звучащие игрушки.
С 6 до 12 месяцев детям нужны другие игрушки: куклы, птички, зверюшки, звучащие шарики, коробочки, кубики, игрушки-вкладыши из 2-3 предметов.
Такие игрушки не подвешивают. Их кладут рядом с ребенком. В конце первого и в начале второго года жизни детям нужны и такие игрушки, которые стимулируют самостоятельное хождение — это всевозможные каталки, колясочки и т. п.
В конце второго года и позже требуются более сложные игрушки: куклы и кукольная мебель, посуда, песочницы, мячи, обручи, автомобили, тачки, тележки, строительный материал. Не следует давать детям до 2 лет игрушки из поролона и бумаги, так как они легко рвутся. Нельзя давать малышам и очень мелкие игрушки: они могут взять их в рот, засунуть в нос, уши.
Составные игрушки для детей младшего дошкольного возраста (пирамидки, наборы колец или шариков на стержне) надо изготовлять с учетом того, чтобы диаметр самого маленького элемента был не менее 30 мм (3 см) при минимальной высоте 12 мм.
Опасно давать малышам игрушки из легко бьющегося материала, например стеклянные, ломкие, острые: они могут поранить, оцарапать, уколоть ребенка.
Игрушки из плюша, меха, сукна, бумаги, картона невозможно тщательно очистить от пыли и грязи, поэтому они противопоказаны, особенно самым маленьким.
Резиновые и пластмассовые надувные игрушки бывают снабжены клапаном с пробкой. Пробка должна быть прочно закреплена. Такие игрушки, как свистульки, губные гармошки, дудки, которые дети берут в рот, не допускаются ввиду опасности передачи со слюной инфекции от одного ребенка к другому. Взамен их можно применять такие озвученные игрушки, как погремушки, ручная гармонь, органчик, колокольчик, а также барабан.
Игрушки из тканей (плюшевые, ме
ховые, суконные) трудно подвергать тщательной очистке. Мягкую игрушку можно иметь в группах при условии правильного пользования ею.
Использование движущихся игрушек (тележки, каталки) весьма желательно и целесообразно. Вместе с тем они должны отвечать возрастным требованиям детей данной группы и удовлетворять всем указанным требованиям.
Детям дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) необходимы крупные строительные материалы, дающие простор фантазии, сложные, позволяющие комбинировать: конструкторы, заводные игрушки и т. п.
Всем возрастам очень полезны игрушки, предназначенные для игр детей на воздухе. Прогулки тогда проходят с большим эмоциональным подъемом у детей, что немало способствует их оздоровительному эффекту.
Приобретать для детских учреждений нужно преимущественно такие игрушки, которые легко мыть и дезинфицировать (например, резиновые, металлические, деревянные) с хорошей отделкой, прочной и безопасной для детей окраской.

Уход за игрушками

Чтобы игрушки по возможности дольше служили детям, за ними нужен хороший уход. Всякую поломку рекомендуется устранять немедленно. Это не только сохранит игрушку, но и обезопасит здоровье детей, облегчит гигиенический уход за игрушкой, поможет привить детям навыки бережного обращения с вещами.
Игрушки постоянно переходят от одного ребенка к другому и поэтому могут стать переносчиками инфекции. Дети раннего возраста, играя, часто берут в рот игрушку, которую только что бросили на пол или загрязнили.
Мягкие игрушки загрязняются сильнее, чем игрушки металлические, деревянные и резиновые, и микроорганизмы сохраняются на них дольше.
Как показывают наблюдения, наиболее простым и в то же время достаточно эффективным способом борьбы с бактериальной обсемененностью игрушек является мытье юс горячей водой (не ниже 50°) с мылом и щеткой или пищевой содой в течение минуты. Обсемененность игрушек при этом снижается на 73-92%.
Мыть игрушки необходимо ежедневно, а не только по мере их загрязнения.
Игрушки, покрытые лаком, при мытье не портятся. Мягкие игрушки чистят щеткой, смоченной в мыльно-содовом растворе, а платья стирают и проглаживают.
Целесообразно применять для дезинфекции мягких игрушек бактерицидные увиолевые лампы (БУВ-1). При 30-минутном облучении на расстоянии 25 см от лампы достигается снижение обсемененности игрушки в среднем на 95%.
При этом кишечная палочка и белый стафилококк после 30 минут облучения погибают полностью. Для окончательной дезинфекции необходимо облучение всех поверхностей, для чего каждую игрушку нужно несколько раз поворачивать.
Игрушки, упавшие на пол, следует тщательно обмыть горячей водой с мылом, облить крутым кипятком, а еще лучше прокипятить, прежде чем вновь давать их малышам.
Хранить игрушки нужно в закрытых шкафах в группах раннего возраста, а для дошкольников — на полках, высота которых должна быть доступной детям.

Популярные статьи сайта из раздела «Медицина и здоровье»

Поможет ли имбирь сбросить лишний вес?

Не столь давно в качестве лучшего средства борьбы с лишним весом преподносился ананас, теперь пришла очередь имбиря. Можно ли похудеть с его помощью или это разбитые надежды худеющих?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *