Виды государственной пошлины
Государственная пошлина делится на простую (взимается в твердых ставках) и пропорциональную (взимается в процентном отношении к цене иска).
Для исковых заявлений имущественного характера размер государственной пошлины устанавливается пропорционально цене иска, которая определяется по правилам, установленным Гражданским кодексом РФ. Для исков о взыскании она прямо связана со стоимостью истребуемого имущества. В случаях, если эту величину затруднительно определить или она оказывается слишком большой (например, иски о взыскании алиментов и других периодических платежей), закон ограничивает цену иска предельным размером (суммой платежей за год или за три года).
Цена иска указывается истцом. Однако в случае, явного несоответствия указанной цены действительной стоимости отыскиваемого имущества его цену определяет судья. В случае, если в момент предъявления иска его цену точно определить затруднительно, размер государственной пошлины устанавливается судьей предварительно с последующим ее довзысканием после того, как окончательная цена иска будет установлена судом в результате разрешения гражданского дела.
Увеличение исковых требований в ходе рассмотрения дела влечет обязанность доплаты недостающей суммы государственной пошлины пропорционально увеличению цены иска. Уменьшение размера исковых требований не дает права требовать возврата излишне уплаченных сумм государственной пошлины.
В случаях, если государственная пошлина установлена в кратном размере (взимается в процентном отношении) к минимальному размеру оплаты труда, принимается во внимание минимальный размер оплаты труда на день уплаты государственной пошлины.
Размер государственной пошлины зависит от вида гражданского дела и характера совершаемого процессуального действия. За подачу заявлений по делам искового производства он устанавливается отдельно для имущественных и неимущественных требований.
Понятие и виды государственной пошлины
В соответствии с п. 1 ст. 333.16 НК государственная пошлина представляет собой сбор, взимаемый с лиц, указанных в ст. 333.17 НК, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ.
Государственная пошлина применительно к гражданскому процессу представляет собой законодательно фиксированный обязательный на всей территории РФ денежный сбор [1] , взимаемый с участвующих в деле лиц в доход федерального или местного бюджета за совершение процессуальных действий по возбуждению дела или производства, а также повторную выдачу копий судебных документов (Г. Л. Осокина). По образному определению И. М. Зайцева, государственная пошлина представляет собой плату юридически заинтересованного лица за совершение правосудия по его заявлению или за совершение отдельного действия (например, за выдачу копий судебных документов).
Вопросы уплаты государственной пошлины регламентируются нормами гл. 7 ГПК, гл. 25.3 НК и других федеральных законов (см., например, ст. 393 ТК; п. 2 ст. 17 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»; п. 2 ст. 23 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).
Различают следующие виды государственной пошлины: простую и пропорциональную.
Простая государственная пошлина взимается в твердом, заранее установленном в НК размере, который непосредственно связан с минимальным размером оплаты труда (например, при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера для физических лиц размер государственной пошлины равняется 200 руб.) либо с его частью (так, при подаче апелляционной и (или) кассационной жалобы уплате подлежит 50% размера государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления неимущественного характера).
Для определения размера государственной пошлины основное значение имеет цена иска, т.е. денежная оценка заявленного требования, которая зависит от взыскиваемой суммы, стоимости отыскиваемого имущества, совокупности алиментных требований за один год и т.п. Данное обстоятельство обусловлено тем, что пропорциональная государственная пошлина определяется пропорционально цене иска, в процентах. Так, при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска до 20 тыс. руб. размер государственной пошлины составляет 4% от цены иска, но не менее 400 руб.
В действующем законодательстве в чистом виде простая и пропорциональная государственные пошлины практически отсутствуют, являясь скорее исключением, чем правилом. В настоящее время наибольшее распространение для исковых заявлений имущественного характера получила комбинированная государственная пошлина. Например, при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска от 20 001 руб. до 100 тыс. руб. размер государственной пошлины составляет 800 руб. плюс 3% суммы, превышающей 20 тыс. руб.
С исковых заявлений, содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, взимается как государственная пошлина, установленная для исковых требований имущественного характера, так и государственная пошлина, взимаемая с исковых заявлений неимущественного характера.
Как отмечает М. К. Юков, в целях возможной доступности к судебной защите прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций законодательством установлен перечень категорий лиц, освобождаемых от уплаты государственной пошлины, императивно закрепленный в ст. 333.36 НК.
Действовавшая до 1 января 2005 г. редакция ст. 89 ГПК предусматривала возможность освобождения отдельных категорий лиц от уплаты государственной пошлины, а также предоставляла суду (судье) право освободить гражданина от ее уплаты с учетом его имущественного положения. Иными словами, если уплата государственной пошлины как условие доступа к правосудию препятствовала гражданину в защите его прав в судебном порядке, суд (судья) обладал достаточным правом разрешить в индивидуальном порядке вопрос о необходимости его освобождения от уплаты государственной пошлины.
Со вступлением в силу Федерального закона от 02.11.2004 № 127-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» с 1 января 2005 г. в часть вторую НК введена новая гл. 25.3 «Государственная пошлина», а ст. 89 ГПК изложена в новой редакции.
Введенное правовое регулирование сохранило правомочие судов общей юрисдикции и мировых судей уменьшать размер государственной пошлины, подлежащей уплате по рассматриваемым ими делам, и предоставлять отсрочку (рассрочку) ее уплаты на срок до шести месяцев (ст. 64, п. 2 ст. 333.20, ст. 333.41 НК, ст. 90 ГПК). Однако при этом был сужен круг лиц, освобождаемых от уплаты государственной пошлины, и устранена возможность освобождения гражданина от ее уплаты с учетом его имущественного положения.
Конституционным Судом РФ нормативные положения, содержащиеся в ст. 333.36 НК во взаимосвязи с п. 2 ст. 333.20 НК и ст. 89 ГПК, не позволяющие судам общей юрисдикции и мировым судьям принимать по ходатайству физических лиц решения об освобождении от уплаты государственной пошлины, если иное уменьшение размера государственной пошлины, предоставление отсрочки (рассрочки) ее уплаты не обеспечивает беспрепятственный доступ к правосудию, как не соответствующие ч. 1 и 2 ст. 19 и ч. 1 и 2 ст. 46 Конституции, признаны утратившими силу. Также отмечено, что они не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами (см. постановления Конституционного Суда РФ от 03.05.1995 № 4-П «По делу о проверке конституционности статей 220.1 и 220.2 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В. А. Аветяна»; от 02.07.1998 № 20-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 331 и 464 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами ряда граждан»; от 04.04.1996 № 9-П «По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы»; от 12.03.2001 № 4-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)”, касающихся возможности обжалования определений, выносимых Арбитражным судом по делам о банкротстве, иных его положений, статьи 49 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций”, а также статей 106,160,179 и 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Арбитражного суда Челябинской области, жалобами граждан и юридических лиц»; определения Конституционного Суда РФ от 12.05.2005 № 244-0 «По жалобе граждан Вихровой Любови Александровны, Каревой Екатерины Ивановны и Масловой Валентины Николаевны на нарушение их конституционных прав пунктом 1 части первой статьи 134, статьями 220 и 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»; от 13.06.2006 № 272-0 «По жалобам граждан Евдокимова Дениса Викторовича, Мирошникова Максима Эдуардовича и Резанова Артема Сергеевича на нарушение их конституционных прав положениями статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 89 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»).
В настоящее время от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции и мировыми судьями, в соответствии с нормативными предписаниями освобождаются:
Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 333.36 НК освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, с учетом положений п. 3 настоящей статьи:
В п. 3 ст. 333.36 НК закреплено, что при подаче в суды общей юрисдикции, а также мировым судьям исковых заявлений имущественного характера и (или) исковых заявлений, содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, плательщики, указанные в и. 2 настоящей статьи, освобождаются от уплаты государственной пошлины в случае, если цена иска не превышает 1 млн руб. В случае если цена иска превышает 1 млн руб., указанные плательщики уплачивают государственную пошлину в сумме, исчисленной в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн руб.
В случаях, прямо предусмотренных в законе, государственная пошлина полностью или частично возвращается заявителю. Так, в соответствии со ст. 93 ГПК и ст. 333.40 НК государственная пошлина возвращается:
- – при уплате государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено гл. 25.3 НК;
- – возвращении заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами либо отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами и (или) должностными лицами. Если государственная пошлина не возвращена, ее сумма засчитывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска, если не истек трехгодичный срок со дня вынесения предыдущего решения и к повторному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины;
- – прекращении производства по делу или оставлении заявления без рассмотрения судом общей юрисдикции. Не подлежит возвращению уплаченная государственная пошлина в случае утверждения судом общей юрисдикции или мировым судьей мирового соглашения сторон;
- – отказе лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие.
- – если таковые выступают ответчиками в судах и при этом решение принято не в их пользу, а истец освобожден от уплаты государственной пошлины;
- – или таковые являются заявителями по делам, указанным в ст. 333.19 НК.
- Налоги и налоговая система
- Принципы налогообложения
- Функции налогов
- Налоговый кодекс Российской Федерации
- Налоговые органы
- Налоговые проверки
- Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
- Налоговое администрирование и налоговый контроль
- обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 Налогового кодекса;
- выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
- в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда, если организации и физические лица выступают ответчиками в судах и решение суда принято не в их пользу, а истец освобожден от уплаты госпошлины;
- не позднее 31 марта года, следующего за годом регистрации судна в Российском международном реестре судов или за последним годом, в котором было осуществлено такое подтверждение, в случае обращения за ежегодным подтверждением регистрации судна. Налоговым кодексом установлены индивидуальные размеры (ставки) государственной пошлины в зависимости от органов, совершающих юридически значимые действия, а также характера сделок или выдаваемых документов. Установлены как специфические (твердые), так и адвалорные, а также смешанные ставки налогообложения. Преобладают специфические (твердые) ставки, установленные в рублях. В числе адвалорных, составляющих смешанные ставки, имеют место как пропорциональные, так и прогрессивные ставки.
- уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 Налогового кодекса;
- возвращения заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами либо отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами и (или) должностными лицами. Если государственная пошлина не возвращена, ее сумма за- считывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска, если не истек трехгодичный срок со дня вынесения предыдущего решения и к повторному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины;
- прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения судом общей юрисдикции или арбитражным судом.
Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции или мировыми судьями, подается плательщиком государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело.
К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции или мировыми судьями, прилагаются решения, определения и справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, а также подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, – копии указанных платежных документов.
Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины осуществляется органом Федерального казначейства за счет средств бюджета, в который произведена переплата, в течение одного месяца со дня подачи указанного заявления о возврате.
Государственная пошлина и ее виды. Льготы по уплате государственной пошлины
В настоящее время понятие государственной пошлины, а также льготы, основания и порядок предоставления отсрочки или рассрочки по ее уплате, доплата, основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины регламентируются налоговым законодательством.
В соответствии с гл. 25.3 НК государственная пошлина как вид судебных расходов представляет собой сбор, взимаемый с физических лиц или организаций за совершение юридически значимых действий:
В науке гражданского процессуального права также выработаны понятия государственной пошлины. Государственная пошлина – это установленный законом, действующий на территории РФ платеж, который взимается за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов.
Доктрина гражданского процессуального права различает два вида государственной пошлины: пропорциональную и простую.
Пропорциональная государственная пошлина устанавливается в процентном соотношении от цены иска и характерна для требований имущественного характера, подлежащих оценке. Алгоритм расчета государственной пошлины данного вида сложнее, чем определение простой государственной пошлины. Статья 91 ГПК содержит «формулу» вычисления цены иска в зависимости от характера требования, обращенного к суду. Определив цену иска, далее необходимо обратиться к нормам подп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК, регламентирующим размер государственной пошлины по делам имущественного характера, рассматриваемым судами общей юрисдикции и мировыми судьями.
Простая государственная пошлина определяется в твердом денежном выражении, размер которого нашел свое отражение в п. 3–8,10–15 ст. 333.19 НК. Так, в частности, при подаче заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок заявитель должен уплатить государственную пошлину в размере 200 руб., если таковым является физическое лицо, и 4 тыс. руб., если заявитель – организация (подп. 15 п. 1 ст. 333.19 НК).
Государственная пошлина первоначально уплачивается при подаче в суд искового заявления или заявления. В случае отсутствия в приложении к исковому заявлению или заявлению квитанции об уплате государственной пошлины (если заявитель не освобожден от ее уплаты в силу закона либо не ходатайствует перед судом об отсрочке, рассрочке или освобождении уплаты государственной пошлины), судья оставляет исковое заявление без движения в порядке ст. 136 ГПК.
Реализуя принцип доступности правосудия, законодатель предусмотрел различные льготы по уплате государственной пошлины. Отсылочная по своему характеру норма ст. 89 ГПК предусматривает возможность предоставления льгот по уплате государственной пошлины, случаи и порядок предоставления которых установлены ст. 333.36 НК. Указанная статья налогового законодательства предусматривает перечень категорий дел и лиц, освобождаемых от уплаты государственной пошлины. Так, в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 333.36 НК освобождаются от уплаты государственной пошлины истцы по искам о взыскании алиментов, а на основании подп. 1 п. 2 ст. 333.36 НК – общественные организации, выступающие в качестве истцов и ответчиков.
Нормы об освобождении от уплаты государственной пошлины в некоторых случаях содержатся и в соответствующем отраслевом законодательстве, регулирующем отдельные материальные правоотношения (ст. 393 ТК).
Помимо прямых законодательных директив суд общей юрисдикции или мировой судья может по своему усмотрению освободить от уплаты государственной пошлины, уменьшить ее размер, а также отсрочить или рассрочить уплату таковой исходя из имущественного положения плательщика (п. 2 ст. 333.20 НК).
Освобождение от уплаты государственной пошлины представляет собой снятие судом возложенной обязанности по уплате сбора, взимаемого с заинтересованных лиц при их обращении в суды.
Отсрочкой по уплате государственной пошлины является предоставление возможности плательщику оплатить ее в более поздний срок (например, на день вынесения решения).
Рассрочка по уплате государственной пошлины – это ее оплата не единовременно, а по частям.
Государственная пошлина

Государственная пошлина
Государственная пошлина — денежные суммы, взимаемые специально уполномоченными учреждениями (суд, нотариальные конторы, милиция, загсы, органы финансовой системы и т. п.) за совершение действий в интересах организаций и отдельных физических лиц и выдачу документов, имеющих юридическое значение (рассмотрение исковых заявлений, жалоб, удостоверение договоров, завещаний и доверенностей, регистрация актов гражданского состояния, государственная регистрация юридического лица, проспекта эмиссии ценных бумаг и т.д.).
А современных условиях взимание государственной пошлины регулируется главой 25.3 Налогового кодекса России и определяется как сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных Налоговым кодексом, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации. При этом выдача документов (их дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям, а выдача копий документов не признается таковыми.
Государственная пошлина включена в российскую налоговую систему, поэтому ее можно считать разновидностью налоговых платежей. Сходство с налогами заключается в обязательности уплаты в бюджет, в распространении на нее общих условий установления, предполагающих определение плательщика и всех шести элементов налогообложения, перечисленных в ст. 17 Налогового кодекса. Отличие же госпошлины от налогов состоит в целевом ее характере и возмездное™.
Являясь федеральным сбором, государственная пошлина обязательна к уплате на всей территории России. Суммы пошлины, согласно статьям 50, 56, 61,611 и612 Бюджетного кодекса, зачисляются по нормативу 100% в доходы федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.
Плательщики государственной пошлины
Плательщиками государственной пошлины признаются организации, в том числе иностранные, и физические лица (граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства) в случае, если они:
В случае обращения за совершением юридически значимого действия одновременно нескольких плательщиков, не имеющих права на льготы, госпошлина уплачивается плательщиками в равных долях. Если же среди лиц, одновременно обратившихся за совершением юридически значимого действия, есть лица, освобожденные от уплаты госпошлины, размер последней уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты. Оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицами, не освобожденными от ее уплаты.
Объектом госпошлины являются услуги государственных органов, органов местного самоуправления, иных уполномоченных органов и должностных лиц. Налоговым кодексом установлен закрытый перечень объектов взимания пошлины, состоящий из 230 видов юридически значимых действий, которые можно объединить в четыре группы (табл. 20).
Характеристика государственных пошлин. Таблица 20
Вид пошлины | Объект обложения |
Судебная | |
Нотариальная | Нотариальные действия (26 видов, ст. 33324) |
Регистрационная |