Государственная пошлина виды

Виды государственной пошлины

Государственная пошлина делится на простую (взимается в твердых ставках) и пропорциональную (взимается в процентном отношении к цене иска).

Для исковых заявлений имущественного характера размер государственной пошлины устанавливается пропорционально цене иска, которая определяется по правилам, установленным Гражданским кодексом РФ. Для исков о взыскании она прямо связана со стоимостью истребуемого имущества. В случаях, если эту величину затруднительно определить или она оказывается слишком большой (например, иски о взыскании алиментов и других периодических платежей), закон ограничивает цену иска предельным размером (суммой платежей за год или за три года).

Цена иска указывается истцом. Однако в случае, явного несоответствия указанной цены действительной стоимости отыскиваемого имущества его цену определяет судья. В случае, если в момент предъявления иска его цену точно определить затруднительно, размер государственной пошлины устанавливается судьей предварительно с последующим ее довзысканием после того, как окончательная цена иска будет установлена судом в результате разрешения гражданского дела.

Увеличение исковых требований в ходе рассмотрения дела влечет обязанность доплаты недостающей суммы государственной пошлины пропорционально увеличению цены иска. Уменьшение размера исковых требований не дает права требовать возврата излишне уплаченных сумм государственной пошлины.

В случаях, если государственная пошлина установлена в кратном размере (взимается в процентном отношении) к минимальному размеру оплаты труда, принимается во внимание минимальный размер оплаты труда на день уплаты государственной пошлины.

Размер государственной пошлины зависит от вида гражданского дела и характера совершаемого процессуального действия. За подачу заявлений по делам искового производства он устанавливается отдельно для имущественных и неимущественных требований.

Понятие и виды государственной пошлины

В соответствии с п. 1 ст. 333.16 НК государственная пошлина представляет собой сбор, взимаемый с лиц, указанных в ст. 333.17 НК, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ.

Государственная пошлина применительно к гражданскому процессу представляет собой законодательно фиксированный обязательный на всей территории РФ денежный сбор [1] , взимаемый с участвующих в деле лиц в доход федерального или местного бюджета за совершение процессуальных действий по возбуждению дела или производства, а также повторную выдачу копий судебных документов (Г. Л. Осокина). По образному определению И. М. Зайцева, государственная пошлина представляет собой плату юридически заинтересованного лица за совершение правосудия по его заявлению или за совершение отдельного действия (например, за выдачу копий судебных документов).

Вопросы уплаты государственной пошлины регламентируются нормами гл. 7 ГПК, гл. 25.3 НК и других федеральных законов (см., например, ст. 393 ТК; п. 2 ст. 17 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»; п. 2 ст. 23 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

Различают следующие виды государственной пошлины: простую и пропорциональную.

Простая государственная пошлина взимается в твердом, заранее установленном в НК размере, который непосредственно связан с минимальным размером оплаты труда (например, при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера для физических лиц размер государственной пошлины равняется 200 руб.) либо с его частью (так, при подаче апелляционной и (или) кассационной жалобы уплате подлежит 50% размера государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления неимущественного характера).

Для определения размера государственной пошлины основное значение имеет цена иска, т.е. денежная оценка заявленного требования, которая зависит от взыскиваемой суммы, стоимости отыскиваемого имущества, совокупности алиментных требований за один год и т.п. Данное обстоятельство обусловлено тем, что пропорциональная государственная пошлина определяется пропорционально цене иска, в процентах. Так, при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска до 20 тыс. руб. размер государственной пошлины составляет 4% от цены иска, но не менее 400 руб.

В действующем законодательстве в чистом виде простая и пропорциональная государственные пошлины практически отсутствуют, являясь скорее исключением, чем правилом. В настоящее время наибольшее распространение для исковых заявлений имущественного характера получила комбинированная государственная пошлина. Например, при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска от 20 001 руб. до 100 тыс. руб. размер государственной пошлины составляет 800 руб. плюс 3% суммы, превышающей 20 тыс. руб.

С исковых заявлений, содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, взимается как государственная пошлина, установленная для исковых требований имущественного характера, так и государственная пошлина, взимаемая с исковых заявлений неимущественного характера.

Как отмечает М. К. Юков, в целях возможной доступности к судебной защите прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций законодательством установлен перечень категорий лиц, освобождаемых от уплаты государственной пошлины, императивно закрепленный в ст. 333.36 НК.

Действовавшая до 1 января 2005 г. редакция ст. 89 ГПК предусматривала возможность освобождения отдельных категорий лиц от уплаты государственной пошлины, а также предоставляла суду (судье) право освободить гражданина от ее уплаты с учетом его имущественного положения. Иными словами, если уплата государственной пошлины как условие доступа к правосудию препятствовала гражданину в защите его прав в судебном порядке, суд (судья) обладал достаточным правом разрешить в индивидуальном порядке вопрос о необходимости его освобождения от уплаты государственной пошлины.

Со вступлением в силу Федерального закона от 02.11.2004 № 127-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» с 1 января 2005 г. в часть вторую НК введена новая гл. 25.3 «Государственная пошлина», а ст. 89 ГПК изложена в новой редакции.

Введенное правовое регулирование сохранило правомочие судов общей юрисдикции и мировых судей уменьшать размер государственной пошлины, подлежащей уплате по рассматриваемым ими делам, и предоставлять отсрочку (рассрочку) ее уплаты на срок до шести месяцев (ст. 64, п. 2 ст. 333.20, ст. 333.41 НК, ст. 90 ГПК). Однако при этом был сужен круг лиц, освобождаемых от уплаты государственной пошлины, и устранена возможность освобождения гражданина от ее уплаты с учетом его имущественного положения.

Конституционным Судом РФ нормативные положения, содержащиеся в ст. 333.36 НК во взаимосвязи с п. 2 ст. 333.20 НК и ст. 89 ГПК, не позволяющие судам общей юрисдикции и мировым судьям принимать по ходатайству физических лиц решения об освобождении от уплаты государственной пошлины, если иное уменьшение размера государственной пошлины, предоставление отсрочки (рассрочки) ее уплаты не обеспечивает беспрепятственный доступ к правосудию, как не соответствующие ч. 1 и 2 ст. 19 и ч. 1 и 2 ст. 46 Конституции, признаны утратившими силу. Также отмечено, что они не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами (см. постановления Конституционного Суда РФ от 03.05.1995 № 4-П «По делу о проверке конституционности статей 220.1 и 220.2 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В. А. Аветяна»; от 02.07.1998 № 20-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 331 и 464 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами ряда граждан»; от 04.04.1996 № 9-П «По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы»; от 12.03.2001 № 4-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)”, касающихся возможности обжалования определений, выносимых Арбитражным судом по делам о банкротстве, иных его положений, статьи 49 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций”, а также статей 106,160,179 и 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Арбитражного суда Челябинской области, жалобами граждан и юридических лиц»; определения Конституционного Суда РФ от 12.05.2005 № 244-0 «По жалобе граждан Вихровой Любови Александровны, Каревой Екатерины Ивановны и Масловой Валентины Николаевны на нарушение их конституционных прав пунктом 1 части первой статьи 134, статьями 220 и 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»; от 13.06.2006 № 272-0 «По жалобам граждан Евдокимова Дениса Викторовича, Мирошникова Максима Эдуардовича и Резанова Артема Сергеевича на нарушение их конституционных прав положениями статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 89 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»).

В настоящее время от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции и мировыми судьями, в соответствии с нормативными предписаниями освобождаются:

  • – истцы – по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий;
  • – истцы – по искам о взыскании алиментов;
  • – истцы – по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца;
  • – истцы – по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного преступлением;
  • – организации и физические лица – за выдачу им документов в связи с уголовными делами и делами о взыскании алиментов;
  • – стороны – при подаче апелляционных, кассационных жалоб по искам о расторжении брака;
  • – организации и физические лица – при подаче в суд заявлений об отсрочке (рассрочке) исполнения решений, изменении способа или порядка исполнения решений, повороте исполнения решения, восстановлении пропущенных сроков, пересмотре решения, определения или постановления суда по вновь открывшимся обстоятельствам, пересмотре заочного решения судом, вынесшим это решение; жалоб на действия судебного пристава-исполнителя, а также постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенных уполномоченными на то органами; частных жалоб на определения суда, в том числе об обеспечении иска или замене одного вида обеспечения другим, прекращении или приостановлении дела, отказе в сложении или уменьшении размера штрафа, наложенного судом;
  • – физические лица – при подаче кассационных жалоб по уголовным делам, в которых оспаривается правильность взыскания имущественного вреда, причиненного преступлением;
  • – прокуроры – по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований;
  • – истцы – по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного в результате уголовного преследования, в том числе по вопросам восстановления прав и свобод;
  • – реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, – при обращении по вопросам, возникающим в связи с применением законодательства о реабилитации жертв политических репрессий, за исключением споров между этими лицами и их наследниками;
  • – вынужденные переселенцы и беженцы – при подаче жалоб на отказ в регистрации ходатайства о признании их вынужденными переселенцами или беженцами;
  • – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), а также иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг) (их территориальные органы), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) – по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей;
  • – физические лица – при подаче в суд заявлений об усыновлении и (или) удочерении ребенка;
  • – истцы – при рассмотрении дел о защите прав и законных интересов ребенка;
  • – Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации – при подаче ходатайства о проверке вступившего в законную силу решения, приговора, определения или постановления суда либо постановления судьи;
  • – истцы – по искам неимущественного характера, связанным с защитой прав и законных интересов инвалидов;
  • – заявители – по делам о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и (или) принудительном психиатрическом освидетельствовании;
  • – государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков;
  • – авторы результата интеллектуальной деятельности – по искам о предоставлении им права использования результата интеллектуальной деятельности, исключительное право на который принадлежит другому лицу.
  • Смотрите так же:  Проект федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о транспортной безопасности

    Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 333.36 НК освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, с учетом положений п. 3 настоящей статьи:

  • – общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков;
  • – истцы – инвалиды I и II группы;
  • – ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, ветераны военной службы, обращающиеся за защитой своих прав, установленных законодательством о ветеранах;
  • – истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей;
  • – истцы – пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством РФ, – по искам имущественного характера к Пенсионному фонду РФ, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.
  • В п. 3 ст. 333.36 НК закреплено, что при подаче в суды общей юрисдикции, а также мировым судьям исковых заявлений имущественного характера и (или) исковых заявлений, содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, плательщики, указанные в и. 2 настоящей статьи, освобождаются от уплаты государственной пошлины в случае, если цена иска не превышает 1 млн руб. В случае если цена иска превышает 1 млн руб., указанные плательщики уплачивают государственную пошлину в сумме, исчисленной в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн руб.

    В случаях, прямо предусмотренных в законе, государственная пошлина полностью или частично возвращается заявителю. Так, в соответствии со ст. 93 ГПК и ст. 333.40 НК государственная пошлина возвращается:

    • – при уплате государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено гл. 25.3 НК;
    • – возвращении заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами либо отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами и (или) должностными лицами. Если государственная пошлина не возвращена, ее сумма засчитывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска, если не истек трехгодичный срок со дня вынесения предыдущего решения и к повторному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины;
    • – прекращении производства по делу или оставлении заявления без рассмотрения судом общей юрисдикции. Не подлежит возвращению уплаченная государственная пошлина в случае утверждения судом общей юрисдикции или мировым судьей мирового соглашения сторон;
    • – отказе лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие.
    • Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции или мировыми судьями, подается плательщиком государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело.

      К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции или мировыми судьями, прилагаются решения, определения и справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, а также подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, – копии указанных платежных документов.

      Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

      Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины осуществляется органом Федерального казначейства за счет средств бюджета, в который произведена переплата, в течение одного месяца со дня подачи указанного заявления о возврате.

      Государственная пошлина и ее виды. Льготы по уплате государственной пошлины

      В настоящее время понятие государственной пошлины, а также льготы, основания и порядок предоставления отсрочки или рассрочки по ее уплате, доплата, основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины регламентируются налоговым законодательством.

      В соответствии с гл. 25.3 НК государственная пошлина как вид судебных расходов представляет собой сбор, взимаемый с физических лиц или организаций за совершение юридически значимых действий:

    • – если таковые выступают ответчиками в судах и при этом решение принято не в их пользу, а истец освобожден от уплаты государственной пошлины;
    • – или таковые являются заявителями по делам, указанным в ст. 333.19 НК.
    • В науке гражданского процессуального права также выработаны понятия государственной пошлины. Государственная пошлина – это установленный законом, действующий на территории РФ платеж, который взимается за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов.

      Доктрина гражданского процессуального права различает два вида государственной пошлины: пропорциональную и простую.

      Пропорциональная государственная пошлина устанавливается в процентном соотношении от цены иска и характерна для требований имущественного характера, подлежащих оценке. Алгоритм расчета государственной пошлины данного вида сложнее, чем определение простой государственной пошлины. Статья 91 ГПК содержит «формулу» вычисления цены иска в зависимости от характера требования, обращенного к суду. Определив цену иска, далее необходимо обратиться к нормам подп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК, регламентирующим размер государственной пошлины по делам имущественного характера, рассматриваемым судами общей юрисдикции и мировыми судьями.

      Простая государственная пошлина определяется в твердом денежном выражении, размер которого нашел свое отражение в п. 3–8,10–15 ст. 333.19 НК. Так, в частности, при подаче заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок заявитель должен уплатить государственную пошлину в размере 200 руб., если таковым является физическое лицо, и 4 тыс. руб., если заявитель – организация (подп. 15 п. 1 ст. 333.19 НК).

      Государственная пошлина первоначально уплачивается при подаче в суд искового заявления или заявления. В случае отсутствия в приложении к исковому заявлению или заявлению квитанции об уплате государственной пошлины (если заявитель не освобожден от ее уплаты в силу закона либо не ходатайствует перед судом об отсрочке, рассрочке или освобождении уплаты государственной пошлины), судья оставляет исковое заявление без движения в порядке ст. 136 ГПК.

      Реализуя принцип доступности правосудия, законодатель предусмотрел различные льготы по уплате государственной пошлины. Отсылочная по своему характеру норма ст. 89 ГПК предусматривает возможность предоставления льгот по уплате государственной пошлины, случаи и порядок предоставления которых установлены ст. 333.36 НК. Указанная статья налогового законодательства предусматривает перечень категорий дел и лиц, освобождаемых от уплаты государственной пошлины. Так, в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 333.36 НК освобождаются от уплаты государственной пошлины истцы по искам о взыскании алиментов, а на основании подп. 1 п. 2 ст. 333.36 НК – общественные организации, выступающие в качестве истцов и ответчиков.

      Нормы об освобождении от уплаты государственной пошлины в некоторых случаях содержатся и в соответствующем отраслевом законодательстве, регулирующем отдельные материальные правоотношения (ст. 393 ТК).

      Помимо прямых законодательных директив суд общей юрисдикции или мировой судья может по своему усмотрению освободить от уплаты государственной пошлины, уменьшить ее размер, а также отсрочить или рассрочить уплату таковой исходя из имущественного положения плательщика (п. 2 ст. 333.20 НК).

      Освобождение от уплаты государственной пошлины представляет собой снятие судом возложенной обязанности по уплате сбора, взимаемого с заинтересованных лиц при их обращении в суды.

      Отсрочкой по уплате государственной пошлины является предоставление возможности плательщику оплатить ее в более поздний срок (например, на день вынесения решения).

      Рассрочка по уплате государственной пошлины – это ее оплата не единовременно, а по частям.

      Государственная пошлина

      • Налоги и налоговая система
      • Принципы налогообложения
      • Функции налогов
      • Налоговый кодекс Российской Федерации
      • Налоговые органы
      • Налоговые проверки
      • Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
      • Налоговое администрирование и налоговый контроль
      • Государственная пошлина

        Государственная пошлина — денежные суммы, взимаемые специально уполномоченными учреждениями (суд, нотариальные конторы, милиция, загсы, органы финансовой системы и т. п.) за совершение действий в интересах организаций и отдельных физических лиц и выдачу документов, имеющих юридическое значение (рассмотрение исковых заявлений, жалоб, удостоверение договоров, завещаний и доверенностей, регистрация актов гражданского состояния, государственная регистрация юридического лица, проспекта эмиссии ценных бумаг и т.д.).

        А современных условиях взимание государственной пошлины регулируется главой 25.3 Налогового кодекса России и определяется как сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных Налоговым кодексом, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации. При этом выдача документов (их дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям, а выдача копий документов не признается таковыми.

        Государственная пошлина включена в российскую налоговую систему, поэтому ее можно считать разновидностью налоговых платежей. Сходство с налогами заключается в обязательности уплаты в бюджет, в распространении на нее общих условий установления, предполагающих определение плательщика и всех шести элементов налогообложения, перечисленных в ст. 17 Налогового кодекса. Отличие же госпошлины от налогов состоит в целевом ее характере и возмездное™.

        Являясь федеральным сбором, государственная пошлина обязательна к уплате на всей территории России. Суммы пошлины, согласно статьям 50, 56, 61,611 и612 Бюджетного кодекса, зачисляются по нормативу 100% в доходы федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

        Плательщики государственной пошлины

        Плательщиками государственной пошлины признаются организации, в том числе иностранные, и физические лица (граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства) в случае, если они:

      • обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 Налогового кодекса;
      • выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
      • В случае обращения за совершением юридически значимого действия одновременно нескольких плательщиков, не имеющих права на льготы, госпошлина уплачивается плательщиками в равных долях. Если же среди лиц, одновременно обратившихся за совершением юридически значимого действия, есть лица, освобожденные от уплаты госпошлины, размер последней уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты. Оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицами, не освобожденными от ее уплаты.

        Объектом госпошлины являются услуги государственных органов, органов местного самоуправления, иных уполномоченных органов и должностных лиц. Налоговым кодексом установлен закрытый перечень объектов взимания пошлины, состоящий из 230 видов юридически значимых действий, которые можно объединить в четыре группы (табл. 20).

        Характеристика государственных пошлин. Таблица 20

        Запросы, ходатайства и жалобы, подаваемые в Конституционный суд (5 видов, ст. 33323)

        Исковые и иные заявления и жалобы, подаваемые в арбитражные суды (13 видов, ст. 33321)

        Исковые и иные заявления и жалобы, подаваемые в суды общей юрисдикции и мировым судьям (14 видов, ст. 33319)

        Государственная регистрация актов гражданского состояния (7 видов, ст. 33326)

        Государственная регистрация программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы (7 видов, ст. 33330)

        Государственная регистрация юридических лиц, физических лиц- предпринимателей и прочая государственная регистрация (126 видов, ст. 33333)

        Выдача документов, связанных с приобретением (выходом из) гражданства, въездом (выездом) из России (26 видов, ст. 33328)

        Осуществление федерального пробирного надзора (6 видов, ст. 33331)

        С 29 декабря 2010 г. пошлина не взимается в случае внесения изменений в выданный документ, направленных на исправление ошибок, допущенных органом или должностным лицом, выдавшим документ, при совершении им юридически значимого действия.

        Налоговой базой государственной пошлины является либо сама услуга по совершению юридически значимого действия, либо цена предъявляемого иска.

        Налоговый период, определяемый ст. 55 Налогового кодекса, применительно к госпошлине, как правило, отсутствует, что объясняется установленными Кодексом сроками ее уплаты.

        Сроки уплаты пошлины предполагают, как правило, ее уплату в предварительном порядке, т. е. до совершения юридически значимого действия. Однако есть два исключения из этого правила, когда пошлина взимается в последующем порядке и когда можно говорить о налоговом периоде, а именно:

        1. в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда, если организации и физические лица выступают ответчиками в судах и решение суда принято не в их пользу, а истец освобожден от уплаты госпошлины;
        2. не позднее 31 марта года, следующего за годом регистрации судна в Российском международном реестре судов или за последним годом, в котором было осуществлено такое подтверждение, в случае обращения за ежегодным подтверждением регистрации судна. Налоговым кодексом установлены индивидуальные размеры (ставки) государственной пошлины в зависимости от органов, совершающих юридически значимые действия, а также характера сделок или выдаваемых документов. Установлены как специфические (твердые), так и адвалорные, а также смешанные ставки налогообложения. Преобладают специфические (твердые) ставки, установленные в рублях. В числе адвалорных, составляющих смешанные ставки, имеют место как пропорциональные, так и прогрессивные ставки.

        Пропорциональная пошлина по документам имущественного характера может быть дифференцирована в зависимости от степени родства. В прогрессивной государственной пошлине ставка растет по мере увеличения базы обложения (суммы в исковых заявлениях имущественного характера, образуя сложную прогрессию).

        Размеры пропорциональной (прогрессивной) государственной пошлины могут быть дополнительно ограничены минимальным и максимальным пределами. Иногда размер госпошлины дополнительно учитывает единицу объема (постраничное удостоверение документов). Так как объектом госпошлины являются 230 видов юридически значимых действий, приведем лишь некоторые примеры ставок государственной пошлины.

        Налоговые льготы при уплате государственной пошлины

        По уплате в бюджет государственной пошлины главой 25.3 Налогового кодекса установлено около 90 льгот, которые изложены в статьях 333.35 — 333.39 и которые классифицируются как в разрезе совершаемых юридически значимых действий, так и в зависимости от категории плательщиков и форм совершаемых действий. При этом органам власти субъектов Федерации и муниципалитетами не представлено право устанавливать дополнительные льготы.

        Льготы могут быть: условные (проживание совместно с наследодателем на день смерти) и безусловные; частичные (50% для инвалидов 1-й и 2-й групп по нотариальным действиям) и полные.

        Освобождаются от уплаты государственной пошлины государственные органы и организации, полностью финансируемые из бюджета, учреждения культуры. От уплаты всех видов государственной пошлины освобождены следующие категории физических лиц: Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы; участники и инвалиды Великой Отечественной войны.

        Льготы установлены также в зависимости от форм совершаемых действий. В частности, от уплаты пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции и мировыми судьями, освобождаются истцы по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий; общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков; истцы — инвалиды I и II группы.

        Полное изложение всех льгот в силу их многочисленности не представляется возможным в рамках учебного пособия, поэтому при необходимости следует обращаться к упомянутым выше статьям 333.35 — 333.39 Налогового кодекса.

        Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме. Безналичная форма уплаты подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении. Наличная форма уплаты госпошлины подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.

        Статьей 333.40 Налогового кодекса предусмотрены основания и порядок возврата или зачета уплаченной государственной пошлины. В частности, уплаченная пошлина должна быть возвращена плательщику частично или полностью в случае:

      • уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 Налогового кодекса;
      • возвращения заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами либо отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами и (или) должностными лицами. Если государственная пошлина не возвращена, ее сумма за- считывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска, если не истек трехгодичный срок со дня вынесения предыдущего решения и к повторному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины;
      • прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения судом общей юрисдикции или арбитражным судом.
      • При заключении мирового соглашения до принятия решения арбитражным судом возврату истцу подлежит 50% суммы уплаченной им государственной пошлины. Данное положение не применяется в случае, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта арбитражного суда.

        Налоговым кодексом предусмотрены также отдельные случаи, когда уплаченная государственная пошлина не возвращается плательщику. В частности, не подлежит возврату уплаченная государственная пошлина при добровольном удовлетворении ответчиком требований истца после обращения последнего в арбитражный суд и вынесения определения о принятии искового заявления к производству, а также при утверждении мирового соглашения судом общей юрисдикции.

        Не подлежит возврату и государственная пошлина, уплаченная за государственную регистрацию заключения брака, расторжения брака, перемены имени, внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, в случае, если впоследствии не была произведена государственная регистрация соответствующего акта гражданского состояния или не были внесены исправления и изменения в записи актов гражданского состояния.

        Не подлежит возврату государственная пошлина, уплаченная за государственную регистрацию прав, ограничений (обременении) прав на недвижимое имущество, сделок с ним, в случае отказа в государственной регистрации. В случае же прекращения государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество, сделки с ним на основании соответствующих заявлений сторон договора возвращается половина уплаченной государственной пошлины. Возврат излишне уплаченной или взысканной суммы госпошлины производится по заявлению плательщика, которое подается в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина. Если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, к заявлению прилагаются подлинные платежные документы, если же она подлежит возврату частично, — копии платежных документов.

        Решение о возврате плательщику излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины принимает орган (должностное лицо), осуществляющий действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.

        Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины осуществляется органом Федерального казначейства.

        Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, подается плательщиком в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело. Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится в течение одного месяца со дня подачи указанного заявления о возврате.

        Плательщик государственной пошлины имеет также право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия. Зачет производится по заявлению плательщика, предъявленному в уполномоченный орган (должностному лицу), в который (к которому) он обращался за совершением юридически значимого действия. Заявление о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения суда о возврате государственной пошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет.

        Возврат или зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм государственной пошлины производится в порядке, установленном главой 12 Налогового кодекса.

        Согласно Налоговому кодексу, плательщику государственной пошлины предоставлено право получать отсрочку или рассрочку уплаты по ходатайству заинтересованного лица в пределах срока, установленного пунктом 1 статьи 64 Кодекса. При этом на сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока, на который предоставлена отсрочка или рассрочка.

        Налоговые органы осуществляют проверку правильности исчисления и уплаты государственной пошлины в государственных нотариальных конторах, органах записи актов гражданского состояния и других органах, организациях, осуществляющих в отношении пла- телыциков действия, за осуществление которых взимается государственная пошлина. При этом все эти органы и организации обязаны в порядке, установленном Министерством финансов РФ, представлять в налоговые органы информацию о совершенных ими юридически значимых действиях.

        3. Виды государственной пошлины

        Простая государственная пошлина — размер государственной пошлины установлен в твердой денежной форме.

        Пропорциональная государственная пошлина — размер государственной пошлины исчисляется в процентном отношении от какой-то суммы. Приведем несколько примеров: —

        с исковых заявлений имущественного характера при цене иска свыше 500 000 руб. взыскивается государственная пошлина в размере 1,5% от цены иска; —

        исковые заявления о расторжении брака с лицом, признанным в установленном порядке безвестно отсутствующим или недееспособным, либо с лицом, осужденным к лишению свободы на срок свыше трех лет, оплачиваются государственной пошлиной в размере 20% от однократного размера минимального размера оплаты труда; —

        с исковых заявлений граждан неимущественного характера, а также с исковых заявлений имущественного характера, не подлежащих оценке, -10% от минимального размера оплаты труда; —

        с жалоб на решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, иных организаций, должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан, -15% от минимального размера оплаты труда; —

        с заявлений, жалоб по делам особого производства — 10% от минимального размера оплаты труда;

        — с кассационных жалоб на решения суда — 50% от размера государственной пошлины, взимаемой при подаче исковых заявлений (жалоб) неимущественного характера, по спорам имущественного характера — от размера государственной пошлины, исчисленной из суммы, оспариваемой стороной или другим лицом, участвующим в деле, и т.д.

        Как видно из сказанного, в большинстве случаев процентная государственная пошлина определяется исходя из минимального размера оплаты труда. При этом учитывается минимальный размер оплаты труда на день уплаты государственной пошлины.

        Смешанная (комбинированная) государственная пошлина — сочетание в размере государственной пошлины твердой денежной суммы и процентов от какой-то суммы. Например, с исковых заявлений имущественного характера при цене иска: —

        свыше 1000 руб. до 10 000 руб. размер государственной пошлины составляет 50 тыс. руб. + 4% от суммы свыше 1000 руб.; —

        свыше 10 000 руб. до 50 000 — 410 руб. + 3% от суммы свыше 10 000 руб.; —

        свыше 50 000 руб. до 100 000 руб. -1610 руб. + 2% от суммы свыше 50 000 руб.; —

        свыше 100 000 руб. до 500 000 руб. — 2610 руб. + 1% от суммы свыше 100 000 руб.

        Для определения размера уплаты государственной пошлины важно правильно определить цену иска.

        Виды госпошлины

        v >

        Виды госпошлины

        Все государственные пошлины перечислены в ст. ст. 333.19 – 333.33 НК РФ. Данный перечень носит закрытый характер, и иные нормативные акты, в том числе регионального уровня, не могут дополнять этот перечень.

        Условно все пошлины, предусмотренные законодательством, делятся на несколько видов, в зависимости от объекта обложения:

        судебная – уплачивается при обращении во все виды судов с исковыми и прочими заявлениями (ст. 333.19; 333.21; 333. 23 НК РФ);

        нотариальная – за совершение нотариальных действий (ст. 333.24 НК РФ);

        регистрационная – предусмотрена за совершение уполномоченными государственными органами регистрации: актов гражданского состояния, прав, субъектов предпринимательской деятельности (ст. 333.26; 333.30; 333.33 НК РФ);

        административная – уплачивается за совершение административных процедур в сфере миграционного законодательства (ст.333.28 НК РФ);

        надзорные – за совершение действий отдельными государственными учреждениями, уполномоченными органами исполнительной власти, осуществляющими госрегулирование и надзор за отельными видами деятельности (ст. 333.31, 333.32.2 НК РФ).

        Каждая статья содержит перечисление конкретных ситуаций, когда необходимо оплачивать государственную пошлину.

        Порядок уплаты

        Государственная пошлина уплачивается до совершения юридически значимого действия или получение госуслуги. Например, перед обращением в суд истец должен рассчитать самостоятельно госпошлину, оплатить её по соответствующим реквизитам, и квитанцию об оплате приложить к остальным документам.

        В ст. 333.41 НК РФ предусмотрена возможность отсрочки или рассрочки по оплате госпошлины. Законодательство допускает это в случае невозможности со стороны заявителя произвести данный платеж в момент обращения. Рассмотрение вопроса об отложении сроков оплаты находится в компетенции государственного органа, куда обратился заявитель.

        В ст. 333.35 НК РФ содержится закрытый перечень физических и юридических лиц, которые освобождаются от оплаты государственной пошлины, либо имеют льготы по отельным ее видам. К примеру, освобождены от госпошлины органы местного управления при обращении за совершением юридически значимых действий, граждане, имеющие звание Героя РФ – при обращении в суды, органы ЗАГС и т.д.

        Кроме того, ст. ст. 333.36 – 333.39 НК РФ содержит перечень льгот предоставляемых в отдельных ситуациях. Например, от уплаты госпошлины освобождены истцы по исковым заявлениям, связанным с взысканием алиментов или задолженности по заработной плате.

        Государственная пошлина, объект налогообложения которой указан в НК РФ, уплачивается в размере, определенном законом для каждого случая. При этом порядок исчисления может быть в одном из двух видов:

        Фиксированная сумма – за совершение определенного действия уплачивается конкретно указанная в законе сумма, например, за госрегистрацию юрлица – 4000 руб;

        Процент от суммы – применяется при совершении юридически значимых действий и рассчитывается от конкретного показателя, обозначенного заявителем. Так, за совершение нотариусом удостоверения договора ипотеки нежилого помещения заявитель должен оплатить госпошлину в размере 0,3% от суммы договора. А при подаче искового заявления имущественного характера в суд пошлина рассчитывается в виде процента от размера исковых требований.

        Для данного варианта госпошлины законодательством определены не только процентные ставки, но и максимальные и минимальные ее размеры. Например, госпошлина в суд при размере исковых требований менее 20000 рублей составляет 4% от суммы иска, но не менее 400 руб. При цене иска более одного миллиона рублей государственная пошлина в суд составит: 13200 руб., плюс с суммы превышения миллиона 0,5%, но не более 60 тысяч руб.

        Изменение ставок возможно только путем внесения поправок в Налоговый кодекс РФ, которые оформляются отдельным федеральным законом. К примеру, госпошлина 2020 года за оформление заграничного паспорта нового поколения стала выше прошлогодней и составляет теперь 5000 руб. вместо 3500 руб., данное изменение внес закон № 180-ФЗ от 03.07.2020 г.

        Все собранные государственные пошлины зачисляются в федеральный бюджет и распределяются в соответствии с положениями бюджетного законодательства.

        § 2. Государственная пошлина

        В гражданском судопроизводстве государственная пошлина представляет собой нормативно определенную денежную сумму, которую заявитель вносит в федеральный бюджет до совершения процессуальных действий.

        Государственная пошлина — это установленный законом денежный сбор, взимаемый в федеральный бюджет за совершаемые судом действия как плата юридически заинтересованного , лица за совершение правосудия по его заявлению или отдельное действие (например, выдачу копий судебных документов).

        В гражданском судопроизводстве существуют два вида государственной пошлины: простая и пропорциональная. Простая пошлина взимается в твердых, заранее установленных ставках. В настоящее время размер простой госпошлины зависит прежде всего от минимального размера оплаты труда.

        Так, с исковых заявлений о расторжении брака взыскивается однократный размер минимального размера оплаты труда.

        Ставки пропорциональной пошлины определяются в процентах от цены иска.

        В действующем законе простая и пропорциональная пошлины — скорее исключение, нежели общее правило. В настоящее время более распространена комбинированная государственная пошлина. Предусмотрены две разновидности, сочетания простой и пропорциональной пошлин.

        По делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции неисковых производств и по исковым требованиям неимущественного характера, а также с исковых заявлений имущественного характера, не подлежащих оценке (в частности, выселение из жилого помещения, расторжение договора, признание сделки недействительной, передача ребенка), ставки госпошлины исчисляются в процентах от минимального размера оплаты труда. Также исчисляется государственная пошлина, взыскиваемая за повторную выдачу копий (дубликатов) судебных документов. Комбинированная пошлина при цене иска свыше 1 тыс. руб. и до 500 тыс. руб. исчисляется иначе: твердая денежная сумма (например, 1 тыс. 220 руб.) плюс проценты от определенной суммы. Так, при цене иска свыше 1 тыс. руб. и до 5 тыс. руб. госпошлина составит 50 руб. + 4% от суммы свыше 1 тыс. руб. и т.д. До 1 тыс. руб. госпошлина составит 5% от цены иска. Кроме того, решающее значение при определении размера государственной пошлины имеют цена иска, денежная оценка заявленного требования, которая зависит от взыскиваемой суммы, стоимости отыскиваемого имущества, совокупности алиментных платежей за один год и др.

        Согласно Гражданскому процессуальному кодексу заявитель уплачивает госпошлину до обращения в суд и прилагает квитанцию Сбербанка к подаваемому заявлению.

        Иногда заявителю бывает трудно определить цену иска при возбуждении гражданского судопроизводства. Например, при подаче иска о разделе домостроения истец может лишь указать, на какую часть дома он претендует (например, 1/2 часть домостроения или 1/3 часть). Поэтому денежную оценку этой части домостроения можно выявить только в результате судебно-строительной экспертизы.

        При подготовке дела к судебному разбирательству судья, получив такое исковое заявление, предварительно должен назначить экспертизу, а уже затем в соответствии со ст. 88 ГПК предложить истцу уплатить госпошлину.

        Аналогичный порядок существует и при увеличении размера исковых требований в гражданском судопроизводстве.

        За исковые заявления, содержащие одновременно требования имущественного и неимущественного характера, взимается одновременно госпошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера и для принятия заявлений неимущественного характера.

        В случае отказа в принятии заявления или выдаче судебного приказа внесенная взыскателем госпошлина при предъявлении взыскателем иска к должнику в порядке искового производства засчитывается в счет уплаты госпошлины.

        Оплаченная госпошлина может быть возвращена — частично или полностью — заявителю, если она, например, внесена в большем размере, а также при отказе судьи в принятии заявления, возвращении поданных материалов, ранее оставленных без движения, в некоторых случаях при прекращении производства по делу и оставлении заявления без рассмотрения.

        В соответствии с Гражданским процессуальным кодексом госпошлина может быть также возвращена при отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа, возвращении апелляционной, кассационной жалобы или жалобы, поданной в порядке надзора.

        Возврат госпошлины производится государственными налоговыми органами по месту нахождения банка (его филиала), принявшего платеж, на основании определения суда о возврате госпошлины. Государственная пошлина, уплаченная в соответствующий бюджет, возвращается в течение месяца со дня вынесения соответствующего определения суда (ст. 93 ГПК).

        Добавить комментарий

        Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

        Priuta.ru © 2021

        Тема от WP Puzzle

        Вид пошлины Объект обложения
        Судебная
        Нотариальная Нотариальные действия (26 видов, ст. 33324)
        Регистрационная