Гражданство основные признаки

Гражданство РФ: понятие и общие принципы

Гражданство РФ – это устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей (ст. 3 ФЗ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»).

Содержанием гражданства РФ является совокупность взаимных прав и обязанностей РФ и гражданина РФ.

Юридические признаки гражданства РФ: 1) правовой характер связи гражданина и РФ (такой характер связи гражданина и РФ заключается в том, что все отношения между ними должны быть юридически оформлены, а не просто фактически признаны); 2) устойчивость этой связи (данный признак заключается в постоянном характере взаимных прав и обязанностей гражданина и РФ, т. е. гражданство РФ сохраняется за лицом независимо ни от каких обстоятельств с момента приобретения гражданства и до его прекращения).

Основным документом, удостоверяющим наличие у лица гражданства РФ, является паспорт гражданина РФ или иной основной документ, содержащий указание на гражданство лица.

В целях подтверждения лицом своей принадлежности к гражданам РФ при выезде за границу он должен получить заграничный паспорт гражданина РФ, визовые документы, а при прохождении воинской обязанности – военный билет и т. д.

РФ гарантируют защиту прав своих граждан, даже если они находятся и постоянно проживают за рубежом.

Гражданство РФ устанавливается Конституцией РФ, а также ФЗ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (с изменениями от 11 ноября 2003 г.) и другими законами при условии, что они не содержат положений, ограничивающих права и свободы граждан.

Гражданство РФ может возникнуть у лица по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством, либо уже констатируется на основании факта наличия у него в прошлом гражданства СССР.

Принципы гражданства РФ – основополагающие начала, устанавливающие основы правового статуса граждан РФ, а также регулирующие вопросы порядка приобретения и прекращения гражданства РФ и иные вопросы.

Принципы гражданства РФ: 1) единство и рав-ность гражданства РФ независимо от оснований его приобретения; 2) недопустимость лишения гражданства РФ тех лиц, которые имеют гражданство на законных основаниях, но постоянно проживают за пределами РФ; 3) право каждого гражданина РФ на свободный выбор гражданства, никто не может быть лишен гражданства РФ или права изменить его; 4) недопустимость высылки гражданина РФ за пределы российского государства или передачи его иностранному государству; 5) государственное поощрение приобретения гражданства РФ лицами без гражданства, проживающими на территории РФ; 6) допустимость одновременного наличия у гражданина РФ гражданства иностранного государства в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ; 7) недопустимость ограничения гражданских прав и свобод гражданина РФ при наличии у него двойного гражданства, а также невозможность освобождения этого лица от исполнения гражданских обязанностей, в том числе обязанности по защите Отечества; 8) принцип равенства прав и свобод граждан РФ, лиц без гражданства и иностранных граждан за исключением специальных прав, свобод и обязанностей, вытекающих из института гражданства РФ.

§ 1. Понятие и основные черты гражданства

Гражданство — термин, который употребляется в юридической науке, прежде всего в языке конституционного права, в нескольких значениях: —

Устойчивая правовая связь человека с государством. —

Правоотношение, которое возникает, изменяется либо прекращается в связи с определенными юридическими фактами (например, с фактом рождения на территории определенной страны, обращение с просьбой о натурализации и т.д.). —

Определенное правовое положение лица в конкретной стране (именно в этом смысле понятие гражданство непосредственно и тесно связано с понятием правового статуса).

Гражданство в своем последнем смысловом аспекте (именно он нас интересует в данном случае) представляет собой особый правовой статус, предполагающий юридическое (официальное) признание государством принадлежности того или иного лица к этому государству как внутри страны, так и за рубежом, сопровождающееся наделением его комплексом юридических прав и обязанностей, предусмотренных действующим в этой стране (национальным) законодательством.

Гражданство — сложное понятие. И это вполне объяснимо, поскольку само состояние человека, выступающего в качестве гражданина, тоже весьма сложно и в собственно юридическом, и в политическом, и в психологическом, и в других отношениях.

Впервые человечество встречается с понятием гражданства во времена Великой Французской революции. Появление и введение в практику политико-правового общения понятия «гражданин» было в значительной (если не в определяющей) степени связано с необходимостью противопоставления нового, свободного от феодального гнета человека, бывшего до революции лишь подданным монарха — французского короля. Подданный — это личная зависимость человека (жителя страны) от монарха, включая и зависимость самой жизни от воли короля. Подданство в феодальный (традиционный) период обусловлено было принадлежностью человека к определенной семье, корпорации, региону. Именно такая групповая принадлежность, которая не способствовала единению нации как народа, позволяла поддерживать институт подданства. Человек не ощущал себя принадлежащим именно государству, он ощущал себя принадлежащим именно королю, главе семьи, мануфактуры, князю или герцогу. И лишь революционные изменения позволили изменить такое общественно-политическое и правовое положение. Теперь идентификатором принадлежности лица стало государство. Постепенно термин и понятие «гражданин» прочно утвердилось в других европейских государствах, и институт подданства стал исчезать.

Уместно заметить, что в России термин-понятие «гражданство» стал употребляться в действующем законодательстве лишь в начале XX века, а именно в советское время (Декретом ВЦИК и СНК от 10 ноября 1917 года).

После Второй мировой войны термин «гражданство» стал употребляться в более широком значении. Гражданство стало трактоваться как особый статус, связанный с принадлежностью лица к союзу государств, объединенных общей историей, культурой и традициями. Это, например, гражданство Европейского Союза, Содружества наций. Статус такого гражданства стал автоматически предоставляться в том случае, если лицо является гражданином государства — члена (участника) данного объединения (союза, содружества).

Каковы основные черты института гражданства? В юридической литературе, указывается, как правило, на следующие характеристики. —

Гражданство — это такое правовое состояние лица, которое выражается, с одной стороны, в его общем правовом нормировании (юридической регламентации), а с другой — в индивидуальном документальном юридическом оформлении этого состояния гражданства каждого индивида.

Устойчивый характер отношений гражданства, отношений, существующих постоянно (как правило, от момента рождения до момента смерти гражданина. Эти отношения гражданства (внимание! не путать с гражданско-правовым отношением) имеют общий порядок прекращения, не допускающий одностороннего расторжения гражданства с чьей бы то ни было стороны — государства или гражданина). —

Двустороння связь человека с государством, выражающаяся в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. —

Распространение на гражданина суверенной власти государства как внутри страны, так и за ее пределами. К примеру, совершение гражданином преступления и последующий за этим побег его за границу предусматривает принятие государством необходимых розыскных и следственных мер по его задержанию и привлечению к ответственности. (Вопрос о процедурно-процессуальных мерах конкретного характера, связанных с задержанием и привлечением к ответственности подозреваемого в совершении преступления, в том числе в связи с необходимостью выдачи потерпевшей стороне правительством государства, на территории которого находится или задержан подозреваемый, решается по-разному).

Исходя из этого и учитывая, что выше было дано определение гражданства в самом широком, общем смысле, становится возможным дать определение гражданства в узком смысле, то есть применительно к внутригосударственному (национальному) праву отдельно взятого государства. Под таким углом зрения гражданство представляет собой совокупность норм права, предметом регулирования которых являются: а) критерии, определяющие принадлежность лица к данному государству; б) способы и процедуры приобретения и утраты гражданства; в) особенности правового положения, обусловленные способом приобретения гражданства либо фактом двойного (множественного) гражданства.

Понятие и основные черты гражданства

Классификация прав человека

Тема 3. Права и свободы человека и гражданина. Гражданство РФ. Федеративное устройство России.

1. Понятие и особенности прав человека

Права человека это.

• неотъемлемые свойства и возможности, определяющиемеру его свобо­ды, закрепленные в правовых нормах, нравственных и политическихправилах, религиозных догматах;

• возможности использования человеком наиболеесущественных благ, защиты его жизненных интересов:

(Федеральный закон от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительныхорганов государственной власти субъектов Российской Федерации п.2 ст.2// СЗ РФ- — 1999, -№ 42. — Ст. 5005).

• пределы осуществления государственной власти, способ свободного развития личностью ее способностей и талантов;

• способ защиты человечества от глобальных угроз его существованию 1 . Правам человека присущи определенные особенности,которые сводят­ся к следующему:

— права человека имеют естественный характер и возникают в резуль­тате самого факта рождения человека, имеют неотчуждаемый, неотъемле­мый характер, являются непосредственно действующими и признаются выс­шей социальной ценностью. Их содержание детерминируется условиями соци­ально-экономического, политического и культурного развития общества;

— они опосредствуют отношения личности с государством в целом, с ме­ждународным сообществом;

— права человека выступают необходимой частью права, определенной формой выражения его главного содержания;

— они складываются объективно и не зависят от государственного при­знания;

— права человека зафиксированы не только в нормах внутригосударст­венного (конституционного, административного, гражданского и др.), но и в нормах международного публичного права;

— механизм защиты прав человека охватывает средства не только внут­ригосударственной, но и международной защиты;

— структура правомочий, составляющих содержание прав человека, сов­падает со структурой обычного субъективного права, однако указанные право­мочия прав человека имеют определенные особенности.

Права человека и гражданина могут классифицироватьсяв зависимо­сти от следующих критериев:

1. С точки зрения генерационного 2 основания:

первое поколение 3 прав человека. Первым поколением прав человека традиционно признаются либеральные ценности, приобретенные в результате буржуазных революций в Европе, затем конкретизированные в практике и зако­нодательстве демократических государств. Речь идет о личных (гражданских) и политических правах, которые отражают так называемую «негативную свобо­ду» — обязывают государство воздерживаться от вмешательства в сферу лич­ной свободы и создавать условия участия граждан в политической жизни. Речь идет о защите индивидуальной свободы, ограничение которой обедняет сферу общественной жизни и культуры;

второе поколение прав человека — социально-экономические права че­ловека (право на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, медицин­скую помощь и др.) — сформировалось в процессе борьбы народов за улучше­ние своего экономического уровня, повышение культурного статуса (так назы­ваемые «позитивные» права 1 );

третье поколение прав человека. После Второй мировой войны стало формироваться третье поколение прав человека. Особенность этих прав, по мнению профессора Е.А. Лукашевой, состоит в том, что они являются коллек­тивными и могут осуществляться общностью (ассоциацией) 2 . Подобная точка зрения высказана и К. Васаком, который к третьему поколению прав относит только коллективные права, основанные на солидарности: право на развитие, на мир, независимость, самоопределение, территориальную целостность, су­веренитет, избавление от колониального угнетения, право на достойную жизнь, на здоровую окружающую среду, на общее наследие человечества, а также право на коммуникацию;

четвертое поколение прав человека. Существуют две точки зрения по поводу того, какие права входят в четвертое поколение. Первая точка зрения исходит из того, что права человека четвертого поколения связаны с клониро­ванием и другими открытиями в области биологии’ 5 . Вторая исходит из того, что это поколение состоит из права на информацию и информационные техноло­гии 4 .

2. В зависимости от содержания:

личные или гражданские права (это свобода человека принимать реше­ния независимо от государства, например, право на жизнь, на охрану достоин­ства, тайна переписки, телефонных переговоров и др.):

политические права (это свобода действий граждан по участию в фор­мировании органов государственной власти и самоуправления, а также уча­стие в их деятельности, например, право избирать и быть избраннымво власт­ные структуры, на равный доступ к государственной службе, наобъединение, мирные собрания, митинги, демонстрации и др.);

экономические права (связаны с правом собственности, охватывают сво­боду человеческой деятельности в сфере производства, обменараспределе­ния и потребления товаров и услуг, например, право частнойсобственности, на предпринимательскую деятельность, на труд, на отдых и др.);

( В начале XX века в результате резкой поляризации обществабылавыдвинута идея социального реформирования, призванная смягчить противостояние между бога­тыми и бедными (примером может служить социальная политика Бисмарка)

Лукашева Е.А. Права человека: Учебник для вузов. — М.: Норма, 2003. — С. 56.

Рудинский Ф.М. Права человека в современной мире IМарксизм и современ­ность. — 2000.-№ 1 (15).

Рудинский Ф.М. Понятие и содержание прав человека: Сборник научных трудов юридического факультета МГПУ. — С. 23; Право и права человека. Кн. 3 / Под ред. Е.Н. Рахмановой. — М.: Логос, 2000. — С. 22.

Генерация (от лат. generation) — рождение, поколение.

Поколение прав человека и гражданина — группа основных прав и свобод че­ловека и гражданина, возникших в один определенный исторический этап. Основные права и свободы обычно подразделяют на три поколения. Все права и свободы неот­делимы друг от друга и взаимосвязаны, поэтому такое разделение носит условный характер).

социальные права (свобода заключения трудовых договоров, право на отдых, на пособие по нетрудоспособности, право на пенсию, право на охрану семьи, охрану здоровья, на социальное обеспечение, благоприятную окружаю­щую среду и др.);

культурные права (свобода доступа к духовным и материальным ценно­стям, созданным человеческим сообществом, например, право на образова­ние, на участие в культурной жизни, на пользование результатами научного и культурного прогресса; свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и др.),

3.В зависимости от соподчиненности:

основные права—наиболее общие права человека и гражданина, которые закладывают основу национального правового статуса личности. Они признают­ся и защищаются государством как необходимое условие его существования. Основные права зафиксированы в Конституции государства и важнейших меж­дународно-правовых актах, являются правовой базой для производных (допол­нительных) прав. Например, право на жизнь, право на свободу и личную непри­косновенность, право частной собственности, участие в управлении обществом и государством и другие права, закрепленные в Конституции РФ; право каждого на уважение личной и семейной жизни, жилища и корреспонденции, право сво­бодно выражать свое мнение и другие права, закрепленные в Конвенции о защи­те прав человека и основных свобод 1950 года;

Смотрите так же:  Где застраховать авто по осаго без страхования жизни казань

производные или дополнительные права. Все права и свободы в той или иной сфере производны от основных прав и свобод, закрепленных непосредст­венно в Конституции государства. Конституционным правам и свободам свой­ственны признаки, которые лежат в основе других прав, закрепленных иными отраслями права.

4. В зависимости от принадлежности лица к конкретному государству:

права российских граждан;

права иностранных граждан;

права лиц с двойным гражданством (бипатриды);

права лиц без гражданства (апатриды).

5. В зависимости от степени распространения:

общие права (присущие всем гражданам);

специальные права (зависящие от социального и служебного положе­ния, пола, возраста лица, а также других факторов, например, права потреби­телей, служащих, несовершеннолетних, женщин, пенсионеров, ветеранов, бе­женцев и пр.).

6. В зависимости от характера субъектов:

индивидуальные права (например, право на жизнь, труд и т.п.);

коллективные права (права народа, нации, общности, ассоциации. Например, право на забастовку, митинги и др. Они не могут противоречить ин­дивидуальным правам. Права нации, коллектива, общества часто абстрактны, отвлеченны, неясны. Кроме того, их выражают люди, а они могут заблуждать­ся, ошибаться, злоупотреблять. Поэтому чаще всего права человека — это индивидуальные права).

7. В зависимости от роли государства в их осуществлении:

негативные права (государство должно воздерживаться от конкретных действий по отношению к индивиду);

позитивные права (государство должно предоставить лицу определен­ные блага, содействовать в.реализации им своих прав).

8. В зависимости от особенностей личности, проявляющихся в различных сферах и отдельных ситуациях ее жизнедеятельности:

права в сфере личной безопасности и частной жизни;

права в области государственной и общественно-политической жизни;

• права в области экономической, социальной и культурной деятельности.

Гражданство Российской Федерации

Гражданство— это устойчивая правовая связь лица с Российской Феде­рацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей (ст. 3 Федерального закона о гражданстве).

Раскрывая понятие «гражданство», можно выделить главные его черты:

гражданство является правовым состоянием, ибо совокупность лиц, проживающих на территории государства, образует демографическую катего­рию — население и включает в себя также граждан иностранного государства и лиц без гражданства;

гражданство как устойчивая связь лица и государства означает, что оно существует постоянно. Существование гражданства обусловлено государ­ственной организацией общества и неразрывно связано с государством. Госу­дарственная власть и население связаны единством территории;

постоянное проживание на территории государства. В данном правоот­ношении взаимными правами и обязанностями обладают как гражданин, так и государство, которое обязано защищать и охранять законные права и интере­сы своих граждан как на собственной территории, так и за ее пределами, когда гражданин находится за границей;

устойчивость гражданства как правоотношения проявляется в про­странстве и во времени. В пространстве она характеризуется тем, что право­вая связь лица с государством сохраняется и тогда, когда гражданин выезжа­ет за границу. И в этом случае у них имеются взаимные права и обязанности. Устойчивость гражданства во времени проявляется в его непрерывности и бессрочности;

гражданство как правовая связь свидетельствует об обязательном за­конодательном закреплении определенных отношений человека и государст­ва, составляющих содержание гражданства. Все отношения, возникающие в связи с гражданством, являются правовыми отношениями.

Из вышесказанного можно заключить, что гражданство может быть рас­смотрено в трех аспектах:

• как основа правового статуса личности (поскольку гражданством опо­средуется, например, система политических прав, позволяющих гражданину участвовать в управлении делами государства);

• как правоотношение (участники правоотношений имеют субъективные права и юридические обязанности, что и отражено в определении гражданства);

• как конституционно-правовой институт (гражданство является право­вым институтом конституционного права, обладающим всем комплексом необ­ходимых составляющих, на основе которых происходит институциональное объединение разрозненных правовых норм в единое целое).

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 1210 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Понятие и признаки гражданства в РФ.

Что такое гражданство: 1) это правоотношение; 2) это принадлежность лица к государству. Понятие принадлежности обычно относится к вещам, а если так, то государство может нас заложить за долги, продать и т.д. Это противоречит основным международным принципам. Нельзя гражданство считать правоотношением, т.к. для этого надо обладать правоспособностью и дееспособностью. Следовательно недееспособные не являются гражданами данного государства, например, младенцы, они не являются участниками правоотношений. Есть точка зрения на гражданство, это особая политико-юридическая связь лица с государством, которая является предпосылкой для возникновения правового статуса индивида в государстве. Признаки гражданства (исходя из точки зрения, что это связь): 1) взаимность: а) взаимность прав у государства и индивида; б) взаимные обязанности государства и индивида; в) взаимная их ответственность. 2) правовой характер государства, правовая урегулированность гражданства. Отношения гражданства регулируются федеральным законом. 3) Политический характер гражданства проявляется в том, что: а) наличие собственного гражданства является суверенными признаком любого государства; б) совокупность граждан формируется из народа государства, который является источником политической власти. 4) Протяженность во времени и пространстве. Гражданство это связь не одномоментная. Гражданство связано с территорией государства, а в ряде случаев имеет выход за пределы государственной территории. Во времени гражданство начинается с момента его приобретения и заканчивается моментом прекращения гражданства. Специфическим признаком РФ является его федеральных характер. Это значит, что у нас есть единое федеральное гражданство, т.е. в нашем случае (альтернативная федерация), что гражданин РФ является гражданином того субъекта федерации, на территории которого он проживает. Если федерация союзная – гражданин субъекта федерации является одновременно гражданином федерации в целом. Обладание гражданством — предпосылка полного распространения на данное лицо всех прав и свобод, признаваемых законом, защиты лица государством не только внутри страны, но и за ее пределами. В настоящее время все отношения, связанные с гражданством, регламентируются Конституцией РФ и Законом «О гражданстве РФ». Отношения, связанные с гражданством республик РФ, регламентируются в их конституциях и соответствующих законодательных актах. В действующей Конституции РФ наиболее важные нормы, регулирующие гражданство, отнесены к основам конституционного строя (стр. 6). Понятие гражданства сформулировано следующим образом в Законе «О гражданстве РФ»: это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. В этой дефиниции выделены главные, сущностные черты, характеризующие гражданство.
Правовой характер связи лица с государством, образующий отношение гражданства, выражается в юридическом оформлении этой связи. Гражданство — правовое, а не просто фактическое состояние.
Отношения гражданства не зависят напрямую от факта проживания человека в стране. Немало граждан РФ постоянно проживает за границей, а население РФ включает не только граждан, но и постоянно проживающих на ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства. Все эти категории лиц составляют население страны, понятие которого характеризуется не как правовое, а как демократическое.
Гражданином государства лицо является не в силу проживания на его территории, а вследствие существующих между лицом и государством особых связей, составляющих содержание гражданства. Они основаны на юридическом оформлении отношений гражданства. Государство в законе устанавливает принципы гражданства РФ, правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством РФ, определены основания, условия и порядок гражданства РФ. Гражданство каждого человека юридически оформляется документами, подтверждающими это гражданство. Ими являются паспорт гражданина РФ, свидетельство о рождении, иной документ, содержащий указания на гражданство.
В соответствии с Положением о паспорте гражданина РФ, утвержденным постановлением Правительства от 8 июля 1997 г., паспорт является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на ее территории. Паспорт обязаны иметь все граждане РФ, достигшие 14-ти летнего возраста и проживающие на ее территории. Определение в Законе гражданства как связи человека с государством, выражающейся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека, знаменовало собой утверждение новой концепции взаимоотношений личности и государства.

Понятие и основные признаки гражданства

Государство создано для гражданина, гражданин – для государства. Эта аксиома касается всех принятых в стране гарантий и прав, обязанностей и обязательств. Это комплекс, который определяет почти незаметную, но очень прочную связь каждого гражданина со своим Отечеством или государством – кому как нравится. Система, включающая основные признаки гражданства, является чертой и фактором этих отношений. Какие признаки у российского гражданства? Как они оформляются и чем подкреплены?

Понятие и признаки гражданства РФ

В странах с монархическим устроем граждане — подданные. Конечно, прав в подданстве ничуть не меньше, чем в гражданстве, основное отличие этих форм правления в признаках.

Понятие гражданства емкое и однозначное. Это правовая связь человека и государства, в котором он проживает, имеющая систему обоюдных прав и обязательств. Она базируется на их исполнении и обеспечивает гражданину ответный набор преимуществ и свобод.

В российском государствоведении население определили как «граждан» в 1917 г. В ноябре того года был издан специальный декрет, который провозглашал ликвидацию сословий и штатских чинов. В тексте декрета появилось определение «гражданин Российской республики». Углубляться в историю не станем, рассмотрим понятие и признаки гражданства в современной России.

Правоотношение после 90-х было описано в Законе «О гражданстве» в 1991 г. Документ постоянно дополнялся и трансформировался в формулировках, пока в 2002 г. не был заменен полностью. Впрочем, и после он подвергался редакции, однако они касались лишь статей о мигрантах.

Гражданство – это связь государства и отдельно взятого лица в юридическом обосновании их отношений. То есть это прежде всего не ментальная принадлежность человека к Отечеству, а правовые взаимоотношения. Именно в этой области, и с учетом юридических норм, и формируются основные признаки гражданства.

Некоторые путают признаки и принципы гражданства. Есть разница:

  • признаки гражданства – это его характеристики;
  • принципы гражданства – это его идеи.
  • Не только факт

    Связь гражданина и государства оформлена юридически, что гарантирует постоянство этих отношений и соблюдение обоюдных обязанностей. Первый документ, который мы получаем как граждане – свидетельство о рождении. После 14-летнего возраста юным россиянам выдают паспорт. Его привыкли воспринимать только как основной документ, удостоверяющий личность. Это, безусловно, важно внутри страны и за ее пределами, но, вообще, паспорт говорит о нашей принадлежности к РФ. Именно поэтому без паспорта гражданина России нельзя оформить ни один другой документ для организации международных связей: визу, загранпаспорт и т. д.

    Федеративный характер гражданства

    Россия – многосубъектное государство. И некоторые республики указывают республиканское гражданство. Однако российская Конституция не делает различий, говоря только об общероссийском гражданстве. И этот признак единства действует за пределами РФ. То есть калмык, житель Тувы или Волгоградской области за границей — россиянин и только.

    Однако посмотрим, как принадлежность к определенной республике вписывается в общероссийское гражданство:

    1. Конституции республик Башкортостан и Карелия отождествляют статусы гражданина республики и России.
    2. Бурятия, Дагестан, Коми, Северная Осетия и Тува общероссийское гражданство и республиканское в своих Конституциях закрепляют формулой «одновременно».
    3. В Конституциях Ингушетии и Якутии граждане республики являются россиянами.
    4. Безграничное и навсегда

      Признаки гражданства РФ закрепляют статус гражданства на территории страны и за ее пределами. И у этого статуса нет срока действия и ограничений. Что это значит? Человек может заключить брак с иностранцем или не проживать постоянно в России, но это не станет предлогом для лишения его гражданства. Например, много людей, которые живут и работают за границей, создают там семьи и не планируют возвращаться в Россию, при этом не отказываются от российского паспорта. В этом есть особенность: отношения гражданства не определяются в пространстве. Также в России проживают иностранцы, лица без гражданства, но само по себе их нахождение на территории РФ не делает их россиянами, сколько бы они здесь ни были. Это понятие относится к определению категории населения, и не имеет плоскость правовую, а характеризует демократический строй государства.

      На основании этого не лишаются российского гражданства и переселенцы в другие страны.

      Гражданство может быть приобретенным или данным при рождении, прекратиться произвольно оно не может. К тому же выход из этой связи с государством, то есть отказ от гражданства, возможен только по Указу Президента РФ.

      Политическая связь

      Признаки гражданства Российской Федерации являются признаками суверенного государства. Статус не зависит от оснований приобретения российского паспорта. В этом есть отличия с другими странами, которое формирует мнение о нечестной риторике их правителей о ценностях демократии. Например, есть ограничения в США, где разграничивают права «коренных» граждан и «приобретенных». В Латвии введена категория «неграждане», закрепленная законодательными актами и обязывающая получить специальный паспорт негражданина. Эти люди ограничены в демократических правах. «Балтийский апартеид» работает и в Эстонии.

      В России один из принципов гражданства – не делать различий в статусе. То есть с одинаковыми гражданскими правами оказываются люди, родившиеся в современной России, граждане бывшего СССР и принявшие или восстановившие российское гражданство.

      Еще один фактор демократизации

      Гражданин России может быть одновременно гражданином и другой страны, сохраняя при этом свои права россиянина. Его отношения с государством будут так же контролироваться и гарантироваться российским законодательством. Или международными соглашениями. Если ситуация потребует вмешательства России для защиты интересов своего гражданина и его покровительства за границами страны, государство это сделает. Это одна из сторон связи человека и государства – организация защиты на основе законодательно оформленных прав и обязанностей.

      Закон о гражданстве по «праву почвы»

      Этот законопроект внесли в Госдуму в марте. Авторы: депутаты Константин Затулин и Наталья Поклонская. Предложение пока обсуждается. В чем суть данного законопроекта и зачем он нужен, когда и так упрощена процедура оформления гражданства для рожденных в Советском Союзе и желающих стать россиянами?

      По мнению Поклонской и Затулина, нужно расширить это упрощение для всех людей, которые проживают на территории, входящей в границы бывшей Российской империи. По законопроекту, стать россиянином по «праву почвы» может любой иностранец, родившийся на территории Советского Союза или Российской империи. Кроме территориальной принадлежности, кандидат должен быть носителем русского языка.

      Рассмотрение законопроекта затянулось, да и Кремль не определил свою позицию по отношению к такой идее депутатов.

      Реакция общества

      Интересно мнение общественности: позиции разделились. Одни считают, что, если закон будет принят, россиянами станут миллионы советских граждан. Другие не желают упрощения, тем более что процедура и без того не «драконовская», материально не затратная, а то, что подождать придется – такая система действует во всех странах. Кто действительно и обдуманно хочет стать гражданином России, терпеливо выполнит все условия и получит российский паспорт. Есть и другое мнение: депутаты «лоббируют» украинцев, а потому в случае введения закона в силу необходимо тщательно проверять каждое лицо на связь с националистическими и террористическими организациями. По мнению населения, Госдума должна больше заниматься полезными делами и чаще советоваться с людьми.

      Вообще, в законопроекте есть непонятное лукавство, касающееся части преимуществ, которые получат жители республик бывшего СССР. Президентские поправки в закон «О гражданстве» ранее депутаты уже приняли и внесли. Касались поправки именно упрощения процедуры получения российского гражданства гражданами бывшего Советского Союза. Зачем авторам законопроекта по «праву почвы» потребовалось дублировать уже одобренные Госдумой положения? Константин Затулин входит в Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками, и он не мог не знать об упрощении. Мотивы Поклонской обществу более очевидны: ее монархические взгляды шире президентских поправок о гражданстве. Только ожидания депутата того, что поляки и финны кинутся за российским паспортом, люди считают напрасными, как и необходимость в таких гражданах для общества РФ.

      Конституционное право. Университетский курс

      Понятие и признаки гражданства, соотношение с подданством

      Понятие гражданства известно со времен античности. Термин «римский гражданин» упоминается в том числе и в Библии (Новый завет). Римское гражданство являлось высшим социальным статутом римской античности, означающим возможность пользования всей полнотой юридических прав, предоставляемых римским законодательством.

      Активное развитие институт гражданства получил после буржуазных революций XVI-XVII веков. Именно тогда институт гражданства в странах с республиканской формой правления был противопоставлен монархическому институту подданства.

      Подданство существует в монархических государствах и характеризуется как односторонняя и личная связь лица непосредственно с монархом, выражающаяся, прежде всего, в обязанности платить налоги. Термин «подданный» буквально означает — «находящийся под данью». Его происхождение связано с феодальными отношениями вассалитета, что и обусловило использование данного термина исключительно в государствах с монархической формой правления. Однако в современных конституционных монархиях статус подданных не имеет принципиальных отличий от статуса граждан. Примечателен пример Японии, которая является конституционной монархией, однако в своей конституции (ст. 10) устанавливает институт гражданства, как следствие суверенной власти народа.

      В современной юридической науке и практике термин «гражданство» употребляется в трех значениях: как публично-правовое состояние индивида, как конституционно-правовой институт и как суверенное право государства.

      Прежде всего, под гражданством понимают публично-правовое состояние индивида. Именно этот аспект отражен в определении, которое содержится в Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации»: гражданство — устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Легальное определение позволяет выделить особые свойства данного института:

    5. устойчивый характер связи — наличие особых условий для возникновения и прекращения, невозможность одностороннего изменения статуса гражданина;
    6. правовой характер — обусловленность всех вопросов гражданства исключительно положениями закона и иных нормативно-правовых актов;
    7. двухсторонний характер — взаимность прав и обязанностей гражданина и государства;
    8. политический характер — связь гражданства с политическими правами, возможностью участия гражданина в управлении государством. Эта особенность не отражена в действующем законе о гражданстве, но упоминалась в ранее существовавшем. Отсутствие этого признака в легальном определении не должно умалять значение политической составляющей гражданства. Именно наличие политических прав, возможность непосредственно и через представителей участвовать в отправлении власти отличает граждан от иных категорий лиц.
    Смотрите так же:  Пособие для начинающего преподавателя

    Под гражданством также понимается конституционно-правовой институт — совокупность правовых норм, регулирующих отношения гражданства и тесно связанные с ними вопросы: правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев, вопросы выдачи (экстрадиции) человека другому государству, а также предоставление политического убежища.

    Гражданство как суверенное право государства предполагает реальную возможность государства в одностороннем порядке регулировать отношения гражданства. Гражданство в этом понимании прямо обусловлено наличием государственного суверенитета, что влечет невозможность существования собственного гражданства в несуверенных образованиях. В этом отношении проблема гражданства в федеративных государствах напрямую связана с дискуссией о наличии у субъектов федерации собственного суверенитета. С учетом практики Конституционного Суда РФ, субъекты Российской Федерации не обладают суверенитетом, соответственно, в нашем государстве действует принцип единого федерального гражданства. Закрепление отдельными республиками в составе России так называемого гражданства субъекта фактически означает всего лишь регистрацию по месту жительства в соответствующей республике.

    Основным документом, помимо Конституции РФ, регулирующим вопросы гражданства в нашем государстве, является Федеральный Закон от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». Данный закон закрепляет основные понятия в сфере гражданства, принципы российского гражданства, порядок его приобретения и прекращения, закрепляет компетенцию органов государственной власти в данной сфере, определяет процессуальные и процедурные вопросы.

    В ст. 4 данного Закона установлены следующие принципы гражданства Российской Федерации:

  • запрет ограничения прав граждан по мотивам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
  • принцип единого гражданства, в соответствии с которым на всей территории Российской Федерации действует единый статус;
  • принцип равного гражданства, означающий равный объем прав и обязанностей всех граждан Российской Федерации, отсутствие категорий гражданства, либо иных особых статусов гражданства;
  • принцип сохранения российского гражданства при проживании гражданина Российской Федерации за ее пределами;
  • принцип невозможности лишения гражданства Российской Федерации;
  • принцип невозможности ограничения права гражданина Российской Федерации на изменение гражданства;
  • принцип поощрения приобретения гражданства Российской Федерации лицами без гражданства (апатридами), проживающими на территории Российской Федерации.
  • В гл. 1 указанного Закона содержатся и иные принципы, такие как:

    • непризнание двойного гражданства граждан Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом (ч. 1 ст. 6);
    • сохранение гражданства Российской Федерации при приобретении иного гражданства (ч. 2 ст. 6);
    • предоставление защиты и покровительства гражданам Российской Федерации, находящимся за пределами Российской Федерации (ст. 7);
    • отсутствие влияния брачных отношений (заключения или расторжении брака, изменения гражданства другим супругом) на отношения гражданства (ст. 8).
    • Примечательно, что в законодательстве многих государств, к примеру, США и Великобритании, не дается определения понятия гражданства (подданства). Вместо этого, законодатель закрепляет основания приобретения такого статуса, а также права и обязанности лиц, имеющих такой статус.

      Американские юристы определяют гражданство как юридическое признание факта политической вовлеченности в дела государства, влекущее наличие специфических прав, гарантий и обязанностей.

      Гражданство США, в их трактовке, является «правом иметь права», а также основой для производных прав. К их числу относятся:

    • право проживать, перемещаться и работать на территории США;
    • право въезжать и выезжать за границу США;
    • право голосовать на выборах в федеральные органы власти;
    • право поступать на государственную службу (однако для занятия некоторых должностей дополнительно необходимо проживать на территории США определенный срок).
    • Наличие гражданства США предполагает следующие гарантии:

    • консульская защита за пределами США;
    • возможность иммиграции для родственников гражданина США, проживающих за рубежом;
    • защита от депортации.
    • Гражданство США также предполагает и обязанности:

    • обязанность участвовать в отправлении правосудия в качестве присяжного;
    • воинскую обязанность (в настоящее время призыв на военную службу в США не осуществляется, но в определенные периоды истории такая обязанность устанавливалась, например, во время войны во Вьетнаме);
    • обязанность платить налоги. Американские граждане обязаны уплачивать федеральные налоги независимо от места своего жительства, а иностранные граждане и лица без гражданства являются налогоплательщиками по законам США в случае нахождения более 180 дней на территории США.
    • В Великобритании используется два термина для описания политической принадлежности человека citizenship (гражданство) и nationality (подданство). Подданство — более общий термин, означающий политическую принадлежность лица к государству. Гражданство — лишь один из шести вариантов подданства, установленных Актом о Британском подданстве 1981 г. Британскими гражданами считаются лица, получившие соответствующий статус в силу связи с Соединенным Королевством, островами канала и островом Мэн, либо бывшие граждане Великобритании и колоний, прошедшие процедуру иммиграции в соответствии с Актом об иммиграции 1971 г. Данный статус является самой распространенной разновидностью подданства и автоматически предоставляет право проживания на территории Великобритании. Остальные права граждан зависят от способа приобретения гражданства. Например, имеются ограничения в возможности приобретения гражданства детьми натурализованных граждан, если первые рождены вне территории Великобритании. Для детей урожденных граждан Великобритании таких ограничений нет.

      Статусом подданства обладают также:

    • граждане заморских территорий Великобритании (British Overseas Territories citizens);
    • заморские граждане Великобритании (British Overseas citizens), к которым относятся лица из бывших колоний, таких как Малайзия и Кения;
    • британские подданные (British subjects), к которым относятся лица, не имеющие какого-либо статуса из перечисленных выше, но имеющие связь с Великобританией в силу проживания в Индии или Ирландии до 1949 г.;
    • лица, проживавшие в Гонконге до 1985 г, не получившие гражданства КНР (British Nationals);
    • лица, находящиеся под защитой (British protected persons) — т.е. ранее проживавшие в протекторатах Великобритании, бывших номинально независимыми государствами.
    • За исключением статуса гражданина Великобритании и гражданина заморских территорий, все остальные разновидности являются временными, так как не предполагают распространения такого статуса на детей подданных. Все иные статусы, кроме гражданства Великобритании, не дают автоматического права проживания на ее территории.

      Примечательно, что в учебной литературе Великобритании гражданство и подданство связывают, прежде всего, с правом на получение паспорта и лишь потом, с правом доступа к военной и гражданской службе, политическим правам, трудоустройству и землевладению. Вплоть до XX в. в Великобритании вообще отсутствовало законодательное регулирование вопросов подданства и иммиграции, они решались в рамках общего права (common law) и вытекали из полномочий монарха на включение (исключение) человека из юрисдикции короны.

      Гражданство РФ

      • Понятие, предмет и методы конституционного права
      • Государственное право
      • Место конституционного права в системе права
      • Конституционное право как отрасль права
      • Конституционное право как наука
      • Наука конституционного права, её понятие и предмет
      • Система конституционного права
      • Конституционно-правовая ответственность
      • Источники и методы науки конституционного права

      Понятие российского гражданства

      Термин «гражданство» имеет три основных значения:

    • одно из суверенных прав государства;
    • публично-правовое состояние индивидов;
    • конституционно-правовой институт.
    • В качестве суверенного права государства гражданство означает возможность государства в одностороннем порядке регулировать отношения гражданства. Само государство слагается из территории, государственного аппарата, материальных и природных ресурсов, населения. Население состоит из лиц, постоянно проживающих или временно пребывающих на территории государства. Население неоднородно и не все его группы оценивают государство как свое. Тем более не все из них видят своим долгом и интересом защиту государственной безопасности в случаях вооруженных конфликтов, войн.

      Понимая это, государство заботится о своей прочности, для чего стремится к формально-правовому, а также идеологическому, духовному выделению той части своего населения, на которую оно вправе опереться при решении любых задач, которой оно, наконец, доверяет полное участие в своих делах. Это и есть граждане или, в некоторых странах, подданные. Государство заинтересовано, чтобы его граждане составляли решающее большинство, определяющее общую линию поведения населения в целом. Остальные группы населения (иностранцы, лица без гражданства) полезны государству, но ему не принадлежат.

      Формально-правовое обособление гражданской части населения осуществляется путем: одностороннего установления государством условий и порядка признания, приобретения, прекращения гражданства, рассмотрения органами государственной власти конкретных вопросов признания, приобретения гражданства и его прекращения; заключения органами государственной власти международных соглашений по вопросам гражданства с другими странами.

      Гражданство как публично-правовое состояние индивидов представляет собой их устойчивую правовую связь с государством в целом, выражающуюся в состоянии «принадлежности» индивидов своему государству. Данная связь является устойчивой и носит первичный характер по отношению к иным правовым связям индивидов и государства (индивидов и органов государственной власти). Устойчивость гражданства выражается в его бессрочности и неизменности. Гражданство может быть прекращено только в прямо закрепленных законом случаях, при этом ни государственные органы, ни гражданин не вправе менять правовое содержание гражданства по сравнению с тем, как оно зафиксировано в законе. Первичность гражданства заключается в том, что именно состояние гражданства (безгражданства, иностранного гражданства) определяет содержание правового статуса индивида, набор его основных и прочих прав, свобод, обязанностей. В силу гражданского статуса на индивида в полном объеме распространяется суверенная воля государства, и в то же время он пользуется защитой и покровительством со стороны государства, где бы ни проживал.

      Гражданству как правовому состоянию близко подданство — тоже состояние принадлежности индивида своему государству. Однако между ними имеется и существенное различие, заключающееся в степени и характере принадлежности. Подданство как институт, присущий государствам с монархической формой правления, означает крайнюю степень принадлежности. Подданный наделяется определенным объемом прав, свобод, обязанностей, но не является субъектом власти в своей стране. Гражданство же представляет собой состояние взаимной принадлежности: не только индивид принадлежит государству, но и государство принадлежит гражданам. Граждане, если пользоваться цивилистической терминологией, являются «сособственниками» своего государства. Коллектив граждан — первичный субъект верховной власти, и гражданство определяет круг лип, составляющих данный коллектив.

      Различение гражданства и подданства по критерию первичного субъекта власти в государстве более правильно, чем по критерию формы правления (республиканской и монархической). Дело в том, что гражданство вводится не только в государствах с республиканской формой правления, но и в некоторых конституционных монархиях. Так, ст. 1 Конституции Японии гласит, что император является символом государства и единства народа, его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть. В развитие этого принципа ст. 10 Конституции Японии устанавливает институт гражданства.

      Таким образом, главная отличительная особенность гражданства как индивидуального правового состояния — наличие у лица статуса субъекта верховной власти в составе народа (коллектива граждан).

      Законодательное определение гражданства воспроизводит именно это значение. Гражданство РФ определяется в ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (с последующими изменениями) (далее — Закон о гражданстве) как устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

      Гражданство в качестве конституционно-правового института — совокупность конституционных и обычных норм, регулирующих отношения между государством, с одной стороны, и гражданами, иностранцами, лицами без гражданства — с другой. Нормы этого института устанавливают:

    • круг лиц, признаваемых российскими гражданами;
    • основания и порядок приобретения и прекращения гражданства;
    • двойное и множественное гражданство;
    • порядок рассмотрения и решения дел по вопросам гражданства.
    • К правилам гражданства близки институты правового положения иностранцев, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев, въезда в Российскую Федерацию и выезда из нее.

      Нормы института гражданства содержатся в Конституции РФ (ст. 6, 61-63), Законе о гражданстве, Положении о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1325, ряде иных нормативных актов, а также в международных договорах (например, в договорах с Казахстаном и Киргизией об упрощенном порядке приобретения гражданства Российской Федерации, Казахстана, Киргизии гражданами стран — участниц названных договоров), в том числе заключенных еще Союзом ССР (например, в Конвенции о гражданстве замужней женщины от 29 января 1957 г.).

      Принципы гражданства РФ

      Российское гражданство основывается на положениях, общих для всех элементов конституционного положения личности, конкретизированных в ряде особых принципов.

      Принцип единого гражданства

      Прежний российский закон о гражданстве предусматривал наряду с общероссийским гражданство республик в составе Федерации, что вытекало из характеристики республик как государств (ст. 5 Конституции РФ). В тех условиях принцип единого гражданства означал, что республиканское гражданство не обособлено от общероссийского и эффекта двойного гражданства не порождает.

      Кроме того, в силу данного принципа нельзя было иметь гражданство республики в составе Федерации, не имея российского гражданства. Для приобретения республиканского гражданства достаточно было факта постоянного или преимущественного проживания российского гражданина на территории соответствующей республики. Республики не имели права принимать решения о прекращении своего гражданства. Действующий ныне Закон о гражданстве вслед за Конституцией РФ 1993 г. не предусматривает республиканского гражданства, хотя прямо и не отрицает его. В новых условиях единое гражданство, видимо, должно пониматься как определение гражданства Российской Федерации в качестве единственного в стране.

      Принцип допущения двойного гражданства

      Законодательство о гражданстве Союза ССР устанавливало жесткое правило об отрицании двойного гражданства. Статья 8 Закона Союза ССР от I декабря 1978 г. «О гражданстве СССР» гласила, что за лицом, являющимся гражданином СССР, не признается принадлежность к гражданству иностранного государства. Современное российское законодательство допускает возможность двойного гражданства. В ч. 1 ст. 62 Конституции РФ записано, что гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Формулировка Закона о гражданстве такова: «Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом» (ст. 6). То есть по общему правилу в России двойное гражданство отрицается, но из этого правила возможны исключения.

      Суть принципа допущения двойного гражданства не в том, что Российская Федерация разрешает в определенных случаях своим гражданам приобретать иностранное гражданство и не разрешает этого делать тогда, когда приобретение второго (третьего и т. д.) гражданства не предусмотрено ее законами или международными договорами. Допущение двойного гражданства (при наличии закона, международного договора) означает, что Российская Федерация признает те юридические последствия, которые вытекают для нее из состояния ее граждан в гражданстве иностранных государств. Однако Российская Федерация не признает подобных последствий, если второе (третье и т. д.) гражданство у российских граждан не основано на ее законах или международных договорах. В любом случае приобретение российским гражданином иного гражданства само по себе не влечет за собой прекращение у него российского гражданства.

      Таким образом, допускается или отрицается не само второе гражданство, а его юридические последствия. Дело в том, что второе гражданство может появиться у гражданина России помимо его воли или воли иных лиц, органов. Часто второе (множественное) гражданство становится следствием коллизий законодательства о гражданстве разных стран.

      Процедуры приобретения гражданства порождению в одних государствах основываются на праве почвы, а в других — на праве крови. Право почвы означает, что все дети, родившиеся на территории государства, исповедующего право почвы, становятся его гражданами независимо от гражданства их родителей. Право крови исходит из того, что дети граждан конкретной страны, закрепившей право крови, становятся ее гражданами независимо от места рождения. В Дании, России, Афганистане как основное используется право крови, а в США, Бразилии, Аргентине, на Кубе — право почвы. Теперь предположим, что семья граждан России переезжает на постоянное место жительства в США на законных основаниях, не утрачивая российского гражданства, и там у них рождается ребенок. Согласно российскому законодательству он будет рассматриваться как российский гражданин, однако в силу американского законодательства становится и гражданином США.

      Стоит упомянуть, что согласно Венским конвенциям о дипломатических и консульских сношениях «право почвы» не распространяется лишь на детей иностранных дипломатов и консулов.

      Двойное гражданство возникает и независимо от места рождения ребенка от смешанного по гражданству брака, если законодательство страны гражданства и отца, и матери содержит правило, согласно которому «право крови» действует и тогда, когда лишь один из родителей обладает гражданством данного государства. Если такой ребенок рождается на территории третьего государства, исповедующего «право почвы», то он в силу рождения одновременно приобретает и третье гражданство.

      Двойное гражданство появляется у женщины при се вступлении в брак с иностранцем, если законодательство ее страны сохраняет за ней свое гражданство, а законодательство страны супруга предоставляет ей гражданство мужа. Статья 10 Закона о гражданстве Итальянской Республики гласит, например, что иностранка, выходя замуж за итальянского гражданина, приобретает итальянское гражданство.

      Двойное гражданство должно быть скорее исключением, чем правилом. Оно не только расширяет возможности граждан, но и порождает для них, да и для государств, проблемы (где и как платить налоги, отбывать воинскую обязанность; как быть, если государства того и другого гражданства оказываются в ситуации военного конфликта).

      Русский государствовед А. Градовский, выражая широко распространенную позицию, настаивал на исключительности отношений подданства (гражданства), поскольку в силу этих отношений индивид вместе со своим государством становится в резкую противоположность к иным государствам и их подданным. «Государство не может полагаться на защиту таких лиц, для которых благо данной страны есть нечто постороннее. Действуя исключительно под влиянием национальных интересов, верховная власть страны, естественно, может прийти в столкновение с интересами других народностей. В силу этого различия верховная впасть определенной страны должна быть поставлена совершенно независимо от отношений своих подданных ко всем верховным властям других государств. Отсюда прямо следует, что и политические права могут принадлежать в данном государстве только таким лицам, которые по своим интересам, по своему политическому миросозерцанию способны руководствоваться в управлении интересами своего отечества». Необдуманное использование государством практики двойного (множественного) гражданства, таким образом, чревато ослаблением его самостоятельности и безопасности.

      Однако дозированное применение двойного гражданства в отношениях между странами, тесно связанными или стремящимися к установлению близких, доверительных отношений, полезно. Переход от жесткого отрицания двойного гражданства к его допущению позволяет расширить правовые возможности граждан по отношению к иным странам. Это важно, например, для представителей национальных, религиозных, языковых меньшинств, рассматривающих себя частью государства проживания и одновременно отождествляющих себя с теми странами, в которых национальная, религиозная, языковая культура их тяготения считается основной. Двойное гражданство крайне необходимо для граждан самостоятельных стран, составлявших ранее единое государство, по каким-то причинам позднее распавшееся. Отрицание двойного гражданства в этих вновь образовавшихся странах становится искусственным барьером между людьми, еще недавно составлявшими единое целое, затрудняет их общение, нарушает культурные, духовные, семейные связи.

      Именно таково положение дел в государствах — бывших союзных республиках Союза ССР. Допущение двойного гражданства этими странами путем заключения двусторонних и многосторонних договоров стало бы серьезным объединительным началом в рамках Содружества Независимых Государств. Пока же большинство этих стран отрицательно относятся к двойному гражданству. Договоры о допущении двойного гражданства между ними редки (примером подобного договора является договор между Россией и Таджикистаном).

      Принцип сохранения гражданства Российской Федерации лицами, проживающими или пребывающими за рубежом (принцип экстерриториальности гражданства — ч. 3 ст. 4 Закона о гражданстве).

      Этот принцип означает, что обладание российским гражданством не обусловливается обязательным проживанием в Российской Федерации. Выезд российского гражданина на постоянное место жительства за рубеж не влечет автоматического прекращения гражданства. Напротив, гражданин может выйти из российского гражданства, не выезжая из страны.

      Противоположное решение вопроса о связи гражданства и места проживания лица содержалось в Указе Президиума Верховною Совета СССР от 17 февраля 1967 г. «О выходе из гражданства СССР лиц, переселяющихся из СССР в Израиль». Текст Указа официально опубликован для сведения в соответствии с Заключением Комитета конституционного надзора СССР от 29 ноября 1990 г. Указ устанавливал, что лица, переселявшиеся в соответствии с выраженным ими желанием из СССР в Израиль на постоянное жительство, считались выбывшими из советского гражданства с момента их выезда из СССР. Указ связывал утрату гражданства не с волеизъявлением гражданина на предмет его выхода из союзного гражданства, а с его желанием выехать из СССР на постоянное место жительства в другое государство.

      Принцип защиты и покровительства российским гражданам, находящимся за пределами Российской Федерации (ст. 7 Закона о гражданстве)

      К данному правилу примыкают предписания ст. 4 Закона о недопустимости выдачи гражданина России иностранному государству и о недопустимости его высылки за пределы Российской Федерации.

      В настоящее время за рубежом постоянно проживает или временно пребывает значительное число российских граждан. Само нахождение за границей не может рассматриваться как основание для ограничения их конституционного положения. Они остаются равноправными гражданами. Формальным основанием для осуществления защиты и покровительства российскому гражданину за рубежом является документ, подтверждающий его российское гражданство: общегражданский заграничный паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт моряка (удостоверение личности моряка). В государстве своего проживания или пребывания гражданин становится на консульский учет в дипломатические представительства или консульские учреждения, и с этого момента должностные лица названных органов обязаны охранять его интересы и оказывать ему необходимую помощь.

      Принцип невосприимчивости гражданства к изменениям семейного статуса (ст. 8, 9 Закона о гражданстве)

      Российское государство исходит из того, что не только изменение места жительства, но и изменение семейного статуса лица автоматически не влияют на его положение как гражданина РФ. Во-первых, заключение или расторжение брака гражданином России с лицом, не принадлежащим к российскому гражданству, не влечет за собой изменение их гражданства. Во-вторых, изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменения гражданства другого супруга. В-третьих, расторжение брака не влечет за собой изменения гражданства родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами детей. В-четвертых, гражданство ребенка не изменяется при изменении гражданства его родителей, лишенных родительских прав.

      Принцип сокращения числа лиц без гражданства (ч. 6 ст. 4 Закона о гражданстве)

      Государственная поддержка и предоставление широкого набора политических, социально-экономических, культурных, личных прав — надежная жизненная опора для индивида, однако государство оказывает такую поддержку в полном объеме лишь своим гражданам. В отличие от граждан и иностранцев, пользующихся поддержкой своих государств, в невыгодном положении оказываются лица без гражданства. Поэтому Российская Федерация проводит политику, направленную на сокращение этой категории своего населения. Данная политика основывается на поощрении приобретения российского гражданства лицами без гражданства.

      Кроме того, законодатель вводит ряд правил, предотвращающих рост числа лиц без гражданства. Так, не может быть прекращено российское гражданство ребенка, если в результате этого он станет лицом без гражданства.

      Принцип равного гражданства (ч. 2 ст. 4 Закона о гражданстве)

      В рамках отношений гражданства принцип равного статуса индивидов независимо от социальной, расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности дополняется установкой, согласно которой все граждане РФ равны между собой независимо от времени состояния в российском гражданстве и основания его приобретения.

      Принцип недопустимости лишения гражданства (ч. 4 ст. 4 Закона о гражданстве)

      Российское законодательство о гражданстве отказалось от лишения гражданства, известного законодательству Союза ССР. Лишение гражданства — одностороннее, основанное на произвольном усмотрении прекращение государством гражданства отдельных лиц независимо от их желания. Право государства на определение круга своих граждан и процедур приобретения, прекращения гражданства не означает его права на лишение гражданства, например, в качестве меры ответственности лица. Однако государство вправе отменить ранее принятое им решение о предоставлении гражданства, если оно было приобретено лицом на основании подложных документов или заведомо ложных сведений.

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

      Priuta.ru © 2020

      Тема от WP Puzzle