История арбитражный суд

Арбитражный суд Челябинской области

Арбитражный суд Челябинской области

Председатель суда Шайхутдинов Евгений Маратович
Заместитель председателя суда Калинина Татьяна Викторовна
Заместитель председателя суда Бастен Дмитрий Александрович
Заместитель председателя суда Зубкова Лариса Ивановна
Адрес 454000, г. Челябинск, ул. Воровского, 2
Телефон (351) 266-72-10
Сайт chel.arbitr.ru/

Арбитражный суд Челябинской области является преемником государственного арбитража СССР, хотя правовая природа арбитражного суда имеет принципиальные отличия от прежней арбитражной системы, и призван разрешать экономические и иные, подведомственные ему, споры.

Историю судебно-арбитражной системы принято вести с 21 сентября 1922 года, когда было утверждено Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями и созданы первые арбитражные комиссии. В мае 1931 года было утверждено Положение о Государственном арбитраже. В 1934 году с образованием Челябинской области при облисполкоме Челябинского областного совета народных депутатов был создан Челябинский Госарбитраж. Становление Челябинского областного арбитража было связано с промышленным Урало-Кузбасским проектом. Поэтому высокий процент в общем количестве арбитражных споров занимали споры по строительным подрядам, поставкам продукции в области металлургии и машиностроения. Первым главным арбитром был назначен С.А. Блохин. В годы войны количество исков резко сократилось. Арбитражная практика времен войны была непосредственно связана со снабжением фронта всем необходимым и организацией работы эвакуированных на Южный Урал предприятий. Кроме того, в условиях военного времени арбитраж был наделен полномочиями жестко применять меры имущественного воздействия.

В арбитражной практике 1950-1980-х годов наибольший процент занимали преддоговорные споры — разногласия между предприятиями и организациями по пунктам предстоящего договора (в 1980-е годы Челябинский Госарбитраж рассматривал свыше 9 тысяч преддоговорных споров в год). Проекты хозяйственных договоров изучались арбитражем на предмет соответствия законодательству, а также обоснованности и четкости определения взаимных прав и обязанностей. Затем по результатам проверки договоров предприятиям предлагалось внести те или иные изменения. Кроме того, органы Госарбитража имели право возбуждать дела по своей инициативе, если располагали данными о каких-либо нарушениях.

К моменту реорганизации Госарбитража в арбитражный суд (1991-1992 годы) Челябинский арбитраж насчитывал 11 отделов, рассматривавших, к примеру, споры по поставкам металла, по договорам контрактации сельскохозяйственной продукции, по капитальному строительству, споры по делам, связанным с природными ресурсами, по железнодорожным перевозкам и т. д.

Весной 1990 года в Госарбитраж СССР из Челябинского арбитража было отправлено письмо «О методических рекомендациях Госарбитража СССР». Огромная и сложная аналитическая работа, исполненная в 1950-1980 годах Челябинским Госарбитражем, была сведена на тот период — заместителем главного государственного арбитра Ю.Д. Тросманом к принципиально важной формуле: «В современных условиях перехода к регулируемым рыночным отношениям Госарбитраж из органа специальной юрисдикции должен трансформироваться в орган, адекватный хозяйственному суду».

17 мая 1991 года Верховный Совет СССР принял два закона, в корне изменивших деятельность арбитражных органов: закон «О Высшем Арбитражном Суде СССР» и закон «О порядке разрешения хозяйственных споров Высшим Арбитражным Судом СССР». Эти законы устанавливали судебный порядок защиты прав и интересов предприятий и организаций. Кроме того, новыми законами предусматривалось расширение компетенции арбитражных судов — теперь в их ведении оказывались и споры о признании недействительными ненормативных актов органов государственного управления. 4 июля 1991 года Верховным Советом РСФСР был принят Закон РСФСР «Об арбитражном суде». 5 марта 1992 года Верховный Совет Российской Федерации принимает первый Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, 26 июня 1992 года — Закон «О статусе судей в Российской Федерации», признавший арбитражных судей полноправными членами судейского сообщества. Наконец, принятая в 1993 году Конституция Российской Федерации признала самостоятельность органов судебной власти и определила место арбитражных судов в единой судебной системе Российской Федерации. После принятия Конституции РФ ,части первой Гражданского кодекса РФ, другого законодательства, появилась необходимость в новом законе об арбитражных судах.

В 1995 году был принят Федеральный Конституционный Закон «Об арбитражных судах в РФ» и Арбитражный процессуальный кодекс РФ.

С 01 сентября 2002 года вступил в законную силу новый Арбитражный процессуальный кодекс РФ, который в настоящее время определяет процессуальную форму осуществления правосудия в арбитражных судах РФ.

Создание в Российской Федерации системы арбитражных судов, специализирующихся на рассмотрении предпринимательских и иных экономических споров явилось закономерным шагом на пути осуществления правовой и судебной реформы. В соответствии со статьей 1 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ арбитражные суды являются федеральными судами и входят в судебную систему РФ. Система арбитражных судов в РФ включает в себя Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ (суды первой инстанции).

Арбитражный суд Челябинской области является арбитражным судом субъекта РФ в соответствии со ст. 34 ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Арбитражный суд Челябинской области начал свою работу на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 02.07.1992 г. «Об избрании Челябинского областного арбитражного суда». Изначально суд функционировал в составе 14 судей.

На данный момент в Арбитражном суде Челябинской области действуют две судебные коллегии: коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений, и коллегия по рассмотрению споры, возникающих из гражданских и иных правоотношений. В обеих коллегиях действует по три судебных состава, каждый из которых имеет свою специализацию.

В настоящее время в суде работают 58 судьи. Штатная же численность судейского корпуса насчитывает 67 ставок, поэтому в суде продолжает проводиться планомерная работа по организации подготовки кандидатов на должность судьи.

За время существования арбитражного суда сложился высокопрофессиональный, творческий, работоспособный коллектив единомышленников, считающий своими главными задачами обеспечение скорого, объективного и справедливого разрешения споров, оперативную выработку подходов к пониманию и применению законодательства.

Начиная с 2000 года, Арбитражный суд Челябинской области осуществляет тесное взаимодействие со СМИ. В региональных и федеральных журналах публикуются статьи судей и работников аппарата суда по проблемам законодательства и по вопросам арбитражной практики. В 2002 году суд открыл свой официальный сайт в сети Интернет. В 2006 году в целях повышения доступности и открытости правосудия сайт был модернизирован. Открыты новые разделы, каждый посетитель имеет доступ к судебным актам арбитражного суда, к графику судебных заседаний.

Важной задачей в современных условиях является и развитие материально-технической базы арбитражного суда Челябинской области. Значительное содействие в ее формировании (реконструкция здания арбитражного суда на площади Революции, расширение площадей, обеспечение компьютерной техникой и оргтехникой и т.д.) арбитражному суду оказывают Правительство Челябинской области и Администрация города Челябинска. Если ранее арбитражный суд занимал только четыре этажа здания по улице Воровского, 2, то в 2006 году в ведение Арбитражного суда Челябинской области были переданы еще три этажа. Поэтапно была проведена реконструкция помещений: кабинеты судей и их помощников и специалистов каждого из судебных составов теперь находятся в непосредственной близости друг от друга.

Применение новейших современных технологий обеспечивает хороший потенциал для дальнейшего развития и совершенствования суда. Залы судебных заседаний оборудуются компьютерами и записывающей аппаратурой для ведения аудиопротокола. В 2006 году начала свою работу справочно-информационная служба арбитражного суда, оборудован современными раздвижными стеллажами архив, открылся пункт питания для работников суда и представителей сторон по делу.

Сейчас можно с уверенностью говорить о том, что в суде создана современная материальная база, позволяющая успешно решать все вопросы четкого и своевременного прохождения дел, обеспечения плодотворной деятельности судей и работников аппарата суда. В свою очередь, современные технологии и хорошие условия работы в совокупности со знаниями, ответственностью и целеустремленностью, опытом и слаженной работой судей должны научить людей чтить и уважать верховенство Закона, а, следовательно, обеспечить уверенное движение государства и общества по пути демократии и прогресса.

Арбитражный суд Челябинской области относится к первому уровню системы арбитражных судов. Данный суд в соответствии со статьей З6 федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»: рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты; обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;изучает и обобщает судебную практику;подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;анализирует судебную статистику.

Президиум арбитражного суда Челябинской области действует в составе председателя суда, его заместителей, председателей судебных составов и судей. Утверждает по представлению председателя суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда; рассматривает вопросы судебной практики и организации работы суда.

В Арбитражный суд Челябинской области входят коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений и коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений. Судебные коллегии рассматривают в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику, а также осуществляют иные полномочия, предусмотренные регламентом арбитражных судов.

В составе судебных коллегий образованы восемь судебных составов, которые специализируются на рассмотрении дел определенных категорий по первой инстанции. Судебные составы возглавляют председатели судебных составов.

Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики

О суде

19.11.2020

18 ноября 2020 года состоялось заседание президиума Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики

05.11.2020

Коллектив Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики поздравляет Али Пиляловича Боташева с назначением на должность заместителя председателя Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики

ИНФОРМАЦИЯ о результатах конкурса на замещение вакантной должности ведущего специалиста отдела судебной статистики и правовой информатизации, кодификации и систематизации законодательства Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики

Страницы истории Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики

История создания Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики берет начало 24 апреля 1992 года, когда на Х сессии Совет народных депутатов Карачаево-Черкесской автономной области принял решение об образовании Высшего арбитражного суда Республики с избранием председателем суда Асланукова Хамзата Билялевича.

Образование суда совпало с решением вопросов становления государственности Карачаево-Черкесской Республики. Законом РСФСР от 03 июля 1991 года Карачаево-Черкесская автономная область была преобразована в Карачаево-Черкесскую Советскую Социалистическую Республику с последующим переименованием в Карачаево-Черкесскую Республику. Впоследствии вновь избранный Верховный совет Карачаево-Черкесской Республики своим решением от 22 января 1993 года №12-XXI подтвердил полномочия Высшего арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики.

Деятельность арбитражных судов на начальном этапе становления сопровождалась значительными сложностями, так как не было возможности создания суда на базе уже функционирующего органа государственного арбитража — ранее споры рассматривались государственным арбитражем Ставропольского края, в состав которого входила до 1991 года Карачаево-Черкесская автономная область.

Первый судебный состав Высшего арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики был избран решением совета народных депутатов Карачаево-Черкесской автономной области от 19 августа 1992 года в соответствии со статьей 13 Закона РСФСР «Об арбитражном суде» и начал свою деятельность в соответствии с нормами первого Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившего в действие 05 марта 1992 года.

14 февраля 2006 года вступил в должность председателя Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики Жолудев Иван Степанович, назначенный Указом Президента Российской Федерации от 31 января 2006 года №61.

В рамках Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» в 2008 году введено в эксплуатацию новое здание Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики, которое имеет 5 залов судебных заседаний и конференц-зал.

Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 2011 года №1660 Мельников Игорь Михайлович назначен на должность председателя Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики.

К августу 2014 года завершилось объединение Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в результате которого появился объединенный Верховный Суд Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 1 января 2020 года №1 Мельников Игорь Михайлович назначен на должность председателя Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики.

В настоящее время в штате Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики 12 судей, включая председателя суда и заместителей председателя суда, действуют две судебные коллегии (судебных состава): судебная коллегия (судебный состав) по рассмотрению экономических споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений и судебная коллегия (судебный состав) по рассмотрению споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

Смотрите так же:  Смирнова адвокат кострома

Арбитражным судом Карачаево-Черкесской Республики по общим правилам подсудности рассматриваются дела, ответчик по которым зарегистрирован на территории субъекта.

Судьи Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики активно участвуют в работе органов судейского сообщества: Совете судей Карачаево-Черкесской Республики, Квалификационной коллегии судей Карачаево-Черкесской Республики, Комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи.

Судейский состав и аппарат суда награждены государственными и ведомственными наградами, двое судей имеют учёную степень кандидата юридических наук.

В Арбитражном суде Карачаево-Черкесской Республики успешно применяются Интернет-технологии: стороны имеют возможность дистанционно подавать исковые заявления, направлять жалобы и заявления в апелляционную, кассационную и надзорную инстанции, функционирует система поиска и просмотра информации о рассматриваемом в суде деле. Кроме того, с 2010 года стороны получили техническую возможность участвовать в судебном заседании путем использования систем видео-конференц-связи.

Арбитражный суд Республики Татарстан

Арбитражный суд Республики Татарстан

Руководство

Председатель суда Боровков Максим Сергеевич
Заместитель председателя суда Гумеров Марат Ильгизович
Заместитель председателя суда Кочемасова Любовь Анатольевна
Заместитель председателя суда Логинов Олег Васильевич

Контакты

Адрес 420014, г. Казань, Кремль, корпус 1, подъезд 2
Телефон +7 (843) 292-07-57
Сайт http://tatarstan.arbitr.ru/

История

Самые ранние сведения о существовании третейского суда восходят к эпохе Гомера, когда переход от личной расправы к договорному началу и признанию правовых норм уже успел совершиться. У римлян третейский судья назывался «арбитр». История специализированных судебных органов, действовавших в России и предназначавшихся для разрешения экономических споров, уходит также в глубину веков.

Истоки коммерческого суда восходят к Уставной грамоте 1135 года Новгородского князя Всеволода Мстиславовича — в ней упоминались особые суды для торгового сословия. Дальнейшее развитие торговые суды получили при Петре I. В 1699 году в Москве учреждена бурмистрская палата. В 1719 году создана Коммерц — Коллегия, ведающая торговыми и вексельными делами.

Начало создания коммерческих судов в современном понимании относится к 1808 году, когда был учрежден коммерческий суд в Одессе. 14 мая 1832 года опубликовано Общее положение об учреждении коммерческих судов в России, ознаменовавшее появление системы таких судов — предшественницы нынешней арбитражной системы.

Новая история арбитражных судов начинается с 21 сентября 1922 года. Именно в этот день были созданы арбитражные комиссии, которые затем преобразовались в органы Государственного арбитража, а те, в свою очередь, — в ныне существующую систему арбитражных судов.

Судебно — арбитражные органы имеют рыночное происхождение. Они предназначены для обслуживания нормальной экономики, в которой есть товарно-денежный обмен производимыми благами, то есть товарами, услугами, результатами выполненной работы.

3 мая 1931 года было принято Положение о Государственном арбитраже, в котором указывалось, что он учреждается «для разрешения имущественных споров между учреждениями, предприятиями и организациями общественного сектора в направлении, обеспечивающим укрепление плановой и договорной дисциплины, и хозяйственного расчета».

Дальнейшее развитие организационно-правового механизма разрешения экономических споров в нашей стране получило в после военные годы, с принятием 23 июля 1959 года Советом Министров СССР постановления «Об улучшения работы Государственного арбитража».

Единой системой в масштабе СССР органы Госарбитража стали 17 августа 1960 года с утверждением Положения о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР.

С принятием Конституции СССР 1977 года, конституций союзных, а также автономных республик Государственный арбитраж получил статус конституционного органа, что потребовало дальнейшего совершенствования законодательства, регулирующего процессуальную основу его деятельности.

17 мая 1991 года Верховный Совет СССР принял два закона, в корне изменивших деятельность арбитражных органов: «О Высшем Арбитражном Суде СССР» и «О порядке разрешения хозяйственных споров Высшим Арбитражным Судом СССР».

4 июля 1991 года Верховным Советом РСФСР был принят закон РСФСР «Об Арбитражном суде», который вводился в действие с 1 октября 1991 года. С принятием названного закона арбитражным судам становятся подведомственны споры с участием граждан-предпринимателей.

В Татарстане такой же путь формирования прошли судебно-арбитражные органы республики. В разные годы руководителями Государственного арбитража при правительстве Татарстана работали: Плашев Вадим Петрович, Шамсутдинов Гарафай Хуснутдинович, Подгорнова Анна Алексеевна, Гараев Ильгиз Гараевич, Сунгатуллин Фарук Фатыхович.

Постановлением Верховного Совета Республики Татарстан от 22 мая 1992 года Государственный арбитраж Республики Татарстан также был преобразован в Высший арбитражный суд Республики Татарстан и он стал конституционным органом республики. В соответствии с Договором от 15 февраля 1994 года, заключенным между Российской Федерацией и Республикой Татарстан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан» в ведении Российской Федерации находится судоустройство, гражданское, арбитражно-процессуальное законодательство. В силу указанного Договора Высший арбитражный суд Республики Татарстан входит в единую судебную систему и работает в едином правовом пространстве страны.

В апреле 1995 года были приняты закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Арбитражный процессуальный кодекс РФ и закон «О введение в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации». Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» 1995 года ввел в систему арбитражных судов третий уровень — окружные федеральные суды, ставшие промежуточной инстанцией между областными судами и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.

25 октября 2001 года Высший Арбитражный суд Республики Татарстан преобразован в Арбитражный суд Республики Татарстан. Дальнейшее развитие системы арбитражных судов в Российской Федерации выразилось в создании самостоятельных арбитражных судов апелляционной инстанции.

На сегодняшний день Арбитражные суды и их практика являются, по существу, точным индикатором экономики, зеркалом происходящих в ней процессов. Ныне арбитражные суды вкупе с иными государственными судами — судебная власть, а арбитражные судьи, как и иные государственные судьи, — носители этой власти.

Сегодня система арбитражных судов работает и выполняет свою немаловажную роль в механизме государства, без которой представить современную российскую экономику и государство уже невозможно.

Место в судебной системе

Арбитражный суд Республики Татарстан относится к первому уровню системы арбитражных судов. Данный суд в соответствии со статьей З6 федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»: рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты; обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;изучает и обобщает судебную практику;подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;анализирует судебную статистику.

Президиум арбитражного суда Республики Татарстан действует в составе председателя суда, его заместителей, председателей судебных составов и судей. Утверждает по представлению председателя суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда; рассматривает вопросы судебной практики и организации работы суда.

В Арбитражный суд Республики Татарстан входят коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений и коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений. Судебные коллегии рассматривают в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику, а также осуществляют иные полномочия, предусмотренные регламентом арбитражных судов.

История становления арбитражных судов в РФ

Арбитражный суд — государственный орган, относящийся к судебной власти, который имеет право рассматривать и разрешать в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации экономические споры между предприятиями, учреждениями, организациями, являющимися юридическими лицами, и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус предпринимателя.

Становление и развитие арбитражных судов имеет довольно длительную историю.

Первая попытка создать постоянный, специальный суд для купечества принадлежит царю Алексею Михайловичу (1667), который постановил «ведать дела купецких людей в одном пристойном приказе, дабы волокитою по разным приказам им, купецким людям, промыслов своих не отбывать».

Дальнейшее развитие торговые суды получили при Петре Великом (1721), создавшем Главный магистрат, который судил торговые дела. Торговые дела рассматривались в судах, которые стали называться судами таможенными. Петр Великий ввел сословную организацию купечества по европейскому образцу. Признавая торговые суды чуждыми всему историческому прошлому России, царь не допускал применения в них обычаев и предписывал торговым судам руководствоваться уставами и указами, т. е. нормами права.

Предшественниками арбитражных судов в дореволюционной России были коммерческие суды. 14 мая 1832 г. опубликовано Общее положение об учреждении коммерческих судов в России, что означало появление системы таких судов. Открылись коммерческие суды в Санкт-Петербурге (1832), Москве (1833), Новочеркасске (1835) и др.

Они просуществовали до 1917 г. и для них были специальные нормы судопроизводства.

Задолго до реформы 1864 г. в России Уставом о судопроизводстве по делам торговым была определена подведомственность коммерческих судов. Их ведомству принадлежали все споры и иски по торговым оборотам, векселям, договорам и обязательствам письменным и словесным, все дела о несостоятельности. Была определена и подсудность: ведомство каждого коммерческого суда простиралось «не далее того города, в котором он учрежден и уезда оного».

Судебная реформа 1864 г. в России коммерческих судов не коснулась. Изменения произошли только в их судопроизводстве: споры должны были рассматриваться на основе Устава гражданского судопроизводства от 20 ноября 1864 г., введенного в действие применительно к общим судам и содержащего правила сбора и оценки доказательств.

Арбитражные суды в Советской России

После революции 1917 г. судебные споры между казенными учреждениями не допускались. Декрет о суде № 2 от 7 марта 1918 г. содержал запрет на судебные иски между различными казенными учреждениями. Возникающие разногласия между предприятиями и организациями решались в административном порядке вышестоящими органами управления.

Однако с развитием хозяйственных отношений возникла необходимость в создании специального органа по разрешению споров между государственными предприятиями и организациями.

В 1922 г. в Российской Федерации были созданы арбитражные комиссии. Имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разных ведомств решались Высшей арбитражной комиссией при Совете труда и обороны и арбитражными комиссиями при областных экономических совещаниях, а затем арбитражными комиссиями при Совнаркомах автономных социалистических республик, арбитражными комиссиями при исполкомах областей и губерний. В системе органов управления отдельными отраслями экономики создавались также ведомственные арбитражные комиссии.

Арбитражные комиссии рассматривали дела в составе трех членов с обязательным участием юриста и хозяйственного руководителя.

Рассматривались дела по правилам, установленным Гражданским процессуальным кодексом, за некоторыми исключениями, вытекающими из особенностей арбитражной комиссии.

В 1931 г. в системе органов государственного управления был образован Госарбитраж, разрешающий споры между учреждениями, предприятиями, организациями и предприятиями сельского хозяйства в направлении, обеспечивающем укрепление договорной и плановой дисциплины и хозрасчета.

Это связано было, прежде всего, с принятием в марте 1931 г. Постановления ВЦИК и СНК СССР, в котором указывалось, что все государственные, хозяйственные и кооперативные органы и предприятия были обязаны оформлять свои взаимоотношения по поставке товара, работ и оказанию услуг путем заключения договоров и нести установленную законом ответственность за их невыполнение.

Арбитраж существовал в 2-х формах — государственной и ведомственной. В Госарбитраже разрешались споры предприятий и организаций различного подчинения, в ведомственном — одного подчинения одному ведомству (министерству, комитету).

С самого начала органы Госарбитража выполняли функции суда: разрешали экономические, имущественные споры в соответствии с законодательством, договорами и по существу были правопреемниками дореволюционных коммерческих судов.

До 1974 г. нижестоящие арбитражные суды подчинялись вышестоящим, а состояли при исполнительных органах, т. е. система была несоподчиненной.

17 января 1974 г. Совет Министров СССР принял постановление «О дальнейшем совершенствовании организации и деятельности органов Госарбитража», которым Госарбитраж СССР был преобразован в союзно-республиканский орган. Было утверждено новое положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР.

Последний этап развития Госарбитража связан с принятием Конституции СССР 1977 г. Арбитраж был признан конституционным органом.

Организация и деятельность органов Госарбитража регулировалась законом РСФСР «О государственном арбитраже в СССР», принятым Верховным Советом СССР 30 ноября 1979 г.

Арбитражные суды в Российской Федерации

Система арбитражей упразднена с 1 октября 1991 г. В п. 2 Постановления Верховного Совета РСФСР «О введении в действие Закона РСФСР «Об арбитражном суде» записано: «Упразднить с 1 октября 1991 года на территории РСФСР арбитраж и иные аналогичные органы в системах министерств, государственных ведомств, в ассоциациях, концернах, иных объединениях, а также на предприятиях и в организациях».

Смотрите так же:  Доплата врачам в сельской местности

Органы Государственного арбитража в отдельных областях России исполняли свои функции и сохраняли полномочия до избрания арбитражных судов в соответствии с Законом РСФСР «Об арбитражном суде», принятым 4 июля 1991 г., с изменениями и дополнениями, внесенными Законом РФ от 24 июня 1992 г.

Замена системы арбитражей арбитражными судами предопределялась новыми экономическими условиями перехода к рыночным отношениям, существования нескольких форм собственности. Разрешение споров между равными субъектами хозяйствования прежними способами и методами, которые применялись в условиях плановой системы хозяйствования, стало невозможно. Арбитраж был преобразован в суд, деятельность которого по рассмотрению и разрешению споров протекает в арбитражной процессуальной форме, создающей устойчивые гарантии защиты права в равной мере всем участникам гражданского оборота.

В связи с принятием Конституции РФ (1993 г.), нового ГК РФ, а также дальнейшим совершенствованием арбитражной судебной системы и ее функционирования возникла необходимость в принятии ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и нового, третьего по счету, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которые в настоящее время и определяют систему и состав арбитражных судов, а также процессуальную форму их деятельности.

4 июля 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял Закон РСФСР «Об арбитражном суде», введенный в действие с 1 октября 1991 г. В соответствии с этим Законом 3 марта 1992 г. был принят, а с 15 апреля 1992 г. введен в действие Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации. Арбитражные суды осуществляли судебную власть при разрешении споров, возникающих в процессе предпринимательской деятельности, вытекающих из гражданских (экономических) правоотношений, либо из правоотношений в сфере управления. При этом арбитражный суд разрешал указанные споры, если они вытекали из отношений организаций и граждан-предпринимателей, обращающихся за защитой своих охраняемых законом прав и интересов; государственных и иных органов в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, в защиту охраняемых законом прав и интересов организаций и граждан-предпринимателей, государственных и общественных интересов; а также прокурора в защиту государственных и общественных интересов. В случаях, когда в таких спорах участвовали иностранные предприятия, предприятия с иностранным участием или иностранные граждане, спор мог быть передан на разрешение арбитражного суда при наличии соглашения сторон либо если это было специально предусмотрено законодательным актом.

Арбитражные суды России по Закону 1991 г. составляли единую систему, в которую входили: Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (ВАС РФ), Высшие арбитражные суды в составе РСФСР, краевые арбитражные суды, областные арбитражные суды, городские арбитражные суды, арбитражные суды автономных областей, арбитражные суды автономных округов. Кроме того, устанавливалось, что Президиумом Верховного Совета РСФСР по предложению ВАС РСФСР могли быть образованы арбитражные суды безотносительно к национально-государственному и административно-территориальному устройству РСФСР.

По Закону 1991 г. в состав арбитражного суда входили председатель, заместители председателя, председатели коллегий и судьи — члены арбитражного суда.

Следует отметить, что по Закону 1991 г. арбитражные суды образовывались на началах выборности. Было установлено, что судьями арбитражных судов могли быть избраны граждане РСФСР, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее трех лет. А для избрания судьей ВАС РСФСР необходим был стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет.

Срок полномочий арбитражного судьи не ограничен.

Второй этап становления системы арбитражных судов — принятие Государственной Думой 5 апреля 1995 г. Федерального Конституционного Закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации», одобрен Советом Федерации 12 апреля 1995 г. и подписан Президентом Российской Федерации 28 апреля 1995 г.

В соответствии с этим Законом систему арбитражных судов Российской Федерации составляют: ВАС Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов; арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов — арбитражные суды субъектов Российской Федерации.

Этим же законом предусмотрено, что на территории нескольких субъектов Федерации судебную власть может осуществлять один арбитражный суд, и в то же время судебная власть на территории одного субъекта Федерации могут осуществлять несколько арбитражных судов.

С вступлением в действие указанного Закона изменился порядок обжалования судебных решений.

Если по Закону 1991 г. существовала трехуровневая система: суд первой инстанции, кассационной и надзорной инстанции, то с апреля 1995 г. образовывалась четырехуровневая система: суд первой инстанции, апелляционной инстанции, кассационной инстанции и надзорной инстанции. Причем кассационная инстанция выделилась в самостоятельные суды.

В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона Российской Федерации в Российской Федерации действуют следующие Федеральные арбитражные суды округов:

  1. Московского округа,
  2. Центрального округа,
  3. Северо-Западного округа,
  4. Волго-Вятского округа.
  5. Северо-Кавказского округа,
  6. Западно-Сибирского округа,
  7. Уральского округа,
  8. Дальневосточного округа,
  9. Восточно-Сибирского округа.

С 1 июля 1995 г. вступил в действие новый Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, за исключением главы 21 «Производство в кассационной инстанции», которая вводилась в действие по мере создания федеральных арбитражных судов. Следующим этапом формирования судебной системы явилось принятие в июле 2002 г. нового Арбитражного кодекса Российской Федерации, который вступил в действие с 01.09.2002, кроме главы 4, параграф 1 «Подведомственность» и главы 36 «Производство в порядке надзора». Глава 4 вступила в действие через 10 дней со дня официального опубликования, а глава 36 — с 1 января 2003 г.

Одним из важных обстоятельств, побудивших к реформированию арбитражного процессуального законодательства, явилось вступление России в феврале 1996 г. в Совет Европы. 30 марта 1998 г. состоялась ратификация Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, она вступила в силу для Российской Федерации 5 мая 1998 г., с этого момента юрисдикция Европейского суда по правам человека распространилась и на Россию. Главной задачей, стоящей перед арбитражной системой, необходимо признать обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, повышение эффективности судебной защиты предпринимательства.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа

Новости

01.11.2020

«Жизнь дана на добрые дела»

1 ноября 2020 года представители Арбитражного суда Волго-Вятского округа посетили подшефный «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Сосновского района».

29.10.2020

Поздравляем и гордимся

29 октября 2020 года в Арбитражном суде Волго-Вятского округа состоялось торжественное собрание коллектива суда в связи с награждением сотрудников аппарата суда знаками отличия Судебного департамента Российской Федерации.

15.10.2020

О назначении

Указом Президента Российской Федерации от 14.10.2020 № 496 на вторые шестилетние сроки полномочий назначены председатель Арбитражного суда Нижегородской области Санинский Роман Александрович и заместитель председателя Арбитражного суда Чувашской Республики Филиппов Борис Николаевич. Этим же Указом впервые на должность заместителя председателя Арбитражного суда Ивановской области назначен Толстой Роман Валентинович. Коллектив Арбитражного суда Волго-Вятского округа поздравляет коллег с назначением и желает успехов в деле служения правосудию.

История суда

Началом деятельности Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа (ныне — Арбитражный суд Волго-Вятского округа) считается 01 сентября 1995 года, когда во исполнение Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» председателем суда округа Грошевой Галиной Ивановной был издан приказ от 29 августа 1995 года № 3-1/к.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа являлся судом по проверке в кассационной инстанции законности судебных актов, принятых в первой и апелляционной инстанциях арбитражными судами Владимирской, Ивановской, Кировской, Костромской, Нижегородской и Ярославской областей, а также Чувашской Республики, Республик Коми, Марий Эл и Мордовии.

Суд округа действовал в составе президиума и двух судебных коллегий, из числа судей которых было сформировано три судебных состава из 15 профессионалов, имеющих опыт работы в государственном арбитраже и Арбитражном суде Нижегородской области.

Возглавила вновь образованный суд округа Грошева Галина Ивановна, назначенная на должность председателя Указом Президента Российской Федерации от 10.07.1995 № 697.

Вся ее трудовая деятельность (а это более 40 лет) неразрывно связана с работой в судебно-арбитражных органах, где она прошла путь от рядового государственного арбитра до председателя окружного суда.

В Госарбитраж при Горьковском облисполкоме она поступила в 1963 году на должность консультанта после окончания вечернего отделения Всесоюзного юридического заочного института. С июня 1977 года она занимает должность заместителя главного госарбитра, а с августа 1986 года — главного государственного арбитра Госарбитража при Горьковском облисполкоме.

В процессе образования системы судебно-арбитражных органов в 1992 году Грошева Г.И. назначается председателем Арбитражного суда Нижегородской области, а в ходе становления окружных арбитражных судов — председателем Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа.

Время «председательства» (с 1995 по 2005 годы) Галины Ивановны Грошевой было особым в истории арбитражной судебной системы.

Благодаря лидерским качествам Галины Ивановны, ее безусловной порядочности, высочайшему профессионализму и проводимой ею политике, направленной на открытость и общедоступность правосудия, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа завоевал прочный авторитет в среде хозяйствующих субъектов и признание окружных судов.

30.09.97 Указом Президента Российской Федерации за большой вклад в укрепление законности и многолетний добросовестный труд Грошева Г.И. награждена высокой правительственной наградой — Орденом Почета. Ей присвоены почетные звания «Заслуженный юрист РСФСР», «Почетный работник судебной системы», она «Лауреат Высшей юридической премии «Фемида-2001».

Беззаветное служение избранному делу, стойкая жизненная позиция, высокая юридическая квалификация Галины Ивановны служат примером для подражания молодому поколению юристов.

Более двенадцати лет руководил Арбитражным судом Волго-Вятского округа Клюкин Сергей Иванович, назначенный председателем суда Указом Президента Российской Федерации от 31.08.2005. С 1997 года до этого момента Сергей Иванович являлся первым заместителем председателя суда и возглавлял судебную коллегию по рассмотрению споров, возникающих их гражданских и иных правоотношений.

Клюкин Сергей Иванович родился в 1958 году в селе Кудеиха Порецкого района Чувашской АССР. С 1978 по 1984 годы Сергей Иванович был студентом факультета экономики и права дневного отделения Университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы (г. Москва). По окончании учебы ему присвоена квалификация — «юрист и переводчик с французского языка».

До работы в арбитражном суде Сергей Иванович прошел многолетний путь от рядового следователя до Волжского транспортного прокурора Волго-Вятской транспортной прокуратуры.

Деятельность Сергея Ивановича Клюкина в судебно-арбитражной системе неоднократно отмечена руководством нашего государства и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, он удостоен почетного звания «Заслуженный юрист Российской Федерации», почетного звания «Почетный работник судебной системы», имеет медаль «За заслуги перед судебной системой Российской Федерации» II степени.

Трудолюбие, собранность, решительность, умение довести начатое дело до конца, самокритичность, творческий подход к профессиональным обязанностям, глубокая порядочность и организационные навыки Сергея Ивановича снискали уважение со стороны коллег и в кругах юридического сообщества.

Указом Президента Российской Федерации от 27.07.2011 № 1017 С.И. Клюкин назначен на второй шестилетний срок полномочий председателя Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа.

Решением Высшей квалификационой коллегии судей Российской Федерации в связи с истечением срока пребывания в должности председателя суда его полномочия прекращены с 22 июля 2017 года.

С сентября 2017 года Арбитражный суд Волго-Вятского округа возглавляет Андрей Анатольевич Толмачёв. Председателем Арбитражного суда Волго-Вятского округа он назначен Указом Президента Российской Федерации от 7 августа 2017 года № 361.

Андрей Анатольевич родился 28 июля 1971 года в Йошкар-Оле. Высшее юридическое образование получил в Марийском государственном университете. Досудебная трудовая деятельность Андрея Анатольевича связана со службой в налоговых органах. Работа в арбитражной системе начиналась в 2004 году с должности помощника судьи Арбитражного суда Республики Марий Эл.

В Нижний Новгород Толмачев А.А назначен Указом Президента Российской Федерации от 16.03.2015 № 135 на должность заместителя председателя Нижегородского областного суда.

За заслуги в укреплении законности Толмачев А.А удостоен звания «Заслуженный юрист Республики Марий Эл», награжден знаком отличия Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации «За усердие» II степени и медалями «20 лет Совету судей Российской Федерации» и «25 лет арбитражным судам Российской Федерации».

Здание, в котором с 1995 года размещен Арбитражный суд Волго-Вятского округа, находится на территории Нижегородского Кремля – объекта, уникального в историческом, историко-архитектурном, градостроительном, археологическом и природном аспектах.

В 1837 году архитекторами П.Д.Готманом и И.Е.Ефимовым под контролем А.Л.Леера началось строительство военно-губернаторского дома (в настоящее время его занимает Нижегородский государственный художественный музей) напротив северной стороны Преображенского собора. С восточной стороны от дома вдоль кремлевской стены по проекту А.Л. Леера и П.Д. Готмана в 1839-1840 годах был возведен флигель дома военного губернатора для размещения губернской канцелярии и квартир чиновников. Флигель, а ныне трехэтажное здание суда, в 1993 году признан объектом культурного наследия регионального значения.

Смотрите так же:  Лицензия мчс реестр организаций

Суд округа занимает 2011,1 квадратных метра трехэтажного здания и располагает четырьмя залами судебных заседаний, конференц-залом, 60 кабинетами для сотрудников и другими специальными помещениями, призванными обеспечивать деятельность суда.

Суд оснащен двумя системами видеонаблюдения, 38 видеокамерами, системой электронного вызова судебных приставов по ОУПДС в залы судебных заседаний и в кабинеты судей.

За прошедшие годы окружной суд стал надежной гарантией объективного разрешения экономических споров, постоянно поддерживая судебно-арбитражной практику региона в состоянии единства.

Тогда, в далеком 1996 году – первом полноценном календарном отчетном периоде – кассационной инстанцией было рассмотрено 984 дела, средняя нагрузка составляла 5 дел на судью в месяц.

На сегодняшний день в суде округа трудятся 25 судей, включая руководителей суда. На их плечи легла огромная ответственность и немалая нагрузка. Достаточно сказать, что в 2017 году кассационной инстанцией Волго-Вятского региона рассмотрено 5277 дел — почти в 6 раз больше, чем двадцать лет назад. Эти цифры отчетливо свидетельствуют о возрастающей роли суда, завоевании им «кредита» доверия хозяйствующих субъектов.

В соответствии с Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» в арбитражном суде округа действуют президиум, две судебные коллегии, внутри каждой из которых образованы по 2 судебных состава.

За годы существования Арбитражного суда Волго-Вятского округа накоплена большая практика рассмотрения экономических дел.

Осознавая свою миссию по формированию единообразной практики, кассационная инстанция наладила деловые отношения плодотворного сотрудничества не только с судами, входящими в округ, но и за его пределами. Постоянно внедряются новые формы взаимодействия судов арбитражной системы.

Значимой вехой в истории Арбитражного суда Волго-Вятского округа стало образование 05 ноября 1999 года Научно-консультативного совета при окружном суде. Совет является совещательно-консультативным органом, в задачу которо­го входит подготовка научно обоснованных рекомендаций по принципиальным вопросам судебной практики, а также предложений по совершенствованию за­конодательства, применяемого судами.

В 2000 году суд округа и Нижегородский государственный университет имени Лобачевского учредили научно-практический юридический журнал «Экономические споры: проблемы теории и практики». Опубликованные в журнале материалы служат целям профилактики экономических правонарушений, пропаганде правовых знаний и единообразному применению в регионе судебно-арбитражной практики.

Очевидно, что успех в деле отправления правосудия находится в прямой зависимости от требований, предъявляемых к подбору кадров в окружном суде.

В суде сохраняется крепкий, высокопрофессиональный коллектив с безукоризненной репутацией, продолжаются и развиваются добрые начинания, сохраняются трудовые традиции.

Судьи окружного суда обладают высоким уровнем квалификации в области юриспруденции, многие — довольно солидным опытом судейской деятельности, все мастера своего дела. В составе суда трое судей имеют почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», есть кавалер «Ордена Почета», восемь награждены медалями «За заслуги перед судебной системой», трое научных деятелей со степенью «Кандидат юридических наук», восьмерым судьям присвоено почетное звание «Почетный работник судебной системы», пятеро удостоены наградного знака Совета судей Российской Федерации «За служение правосудию», знаком отличия Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации «За усердие» отмечены трое судей.

Неоценимую практическую помощь судейскому корпусу в отправлении правосудия оказывают помощники судей. Первые 4 штатные единицы помощников судей Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа введены в феврале 2001 года. Сейчас в суде работают 25 помощников судей. Все они квалифицированные специалисты, хорошо себя зарекомендовавшие и болеющие за порученное дело люди.

Не менее важным в общее дело отправления правосудия является вклад специалистов. Как правило, на эти должности приходит в суд энергичная и знающая молодежь. Работа в качестве специалиста становится для них первым шагом на пути профессиональной карьеры.

Среди государственных служащих суда округа немало профессионалов высочайшего класса: безупречная и многолетняя служба некоторых сотрудников отмечена медалями «За заслуги перед судебной системой Российской Федерации» II степени, присвоены звания «Почетный работник судебной системы», один сотрудник удостоен почетного звания «Заслуженный экономист Российской Федерации». Достижения работников аппарата отмечены медалью Совета судей Российской Федерации «За безупречную службу», наградным знаком Совета судей Российской Федерации «За служение правосудию», знаками отличия «За усердие».

Большая группа судей и работников аппарата награждена медалями «150 лет судебной реформы в России».

Суд округа дал путевку в жизнь многим помощникам судей и специалистам, преуспевшим на юридическом поприще в разных областях.

Хахалева Светлана Михайловна, начавшая карьеру юриста с должности специалиста судебного состава, ныне возглавляет Третейский суд при Торгово-промышленной палате Нижегородской области, а бывшие помощники судей Оболенская Наталья Николаевна и Панькина Ольга Валерьевна сегодня занимают ответственные посты в органах государственной власти области.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа внес свою лепту в укрепление законности в регионе и за его пределами, воспитав не одно поколение юристов, ставших служителями Фемиды.

За последние годы судейский корпус пополнился лучшими представителями из числа помощников судей округа — Бутченко Ю.В. (Арбитражный суд Центрального округа), Смирновой И.А. (Первый арбитражный апелляционный суд), Левчаковым А.П. (Арбитражный суд Кировской области), Ионычевой С.В., Олисовым Р.Ю., Кабакиной Е.Е., Шкода Н.Е., Окутиным С.Г., Бодровой Н.В., Беловой О.В., Трясковой Н.В., Пишиным А.Г. (Арбитражный суд Нижегородской области), Волгиной О.А. (Арбитражный суд Владимирской области), Босовым А.Е. (Арбитражный суд Республики Коми), Столяровой Т.С. (Богородский городской суд Нижегородской области).

Ряд помощников судей окружного суда, показавших себя достойными профессионалами своего дела, стали судьями Арбитражного суда Волго-Вятского округа. Это Чернышов Д.В., Чижов И.В., Кислицын Е.Г., Шемякина О.А.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа гордится тем, что школу работы в суде прошли судьи Верховного Суда Российской Федерации Попова Галина Геннадьевна, Самуйлов Сергей Владимирович и Тютин Денис Владимирович, председатель Арбитражного суда Республики Коми Войнов Сергей Анатольевич, председатель Арбитражного суда Республики Хакасия Конкина Ирина Ивановна, директор Приволжского филиала Российской академии правосудия в период с 2001 по 2013 годы Чубаров Андрей Владимирович.

Заказчик не заплатил за строительство исторического парка «Россия — Моя История»

Арбитражный суд Саратовской области рассмотрел материалы дела по иску ООО «Балаковоагропромэнерго» к Благотворительному фонду содействия деятельности в сфере культуры и искусства «Звезда» о взыскании 13 млн рублей, сообщает пресс-служба Арбитражного суда Саратовской области.

Из материалов дела следует, что 30 марта 2017 года фонд и общество, выступившие в качестве подрядчика, заключили договор по строительству исторического парка «Россия — Моя История». Работы были выполнены в полном объеме и приняты фондом без замечаний. После оплаты заказчиком основной суммы за выполненные работы задолженность по договору подряда перед ООО «Балаковоагропромэнерго» составила 21 780 138 рублей.

12 марта 2020 года фонд и общество заключили новый договор по организации внутреннего пространства в «Россия — Моя История». Работы также были выполнены в полном объеме и приняты ответчиком без замечаний. После оплаты образовалась переплата по договору. Заказчик направил подрядчику письмо, в котором просил зачесть излишние 9,5 млн рублей в счет оплаты предыдущей задолженности.

Задолженность по договору подряда составила 12 млн рублей. ООО «Балаковоагропромэнерго» неоднократно обращалось к заказчику с просьбой об оплате задолженности, но обязательство не было исполнено. Компания обратилась в суд.

25 октября 2020 года суд вынес решение: взыскать с Благотворительного фонда содействия деятельности в сфере культуры и искусства «Звезда» в пользу общества с ограниченной ответственностью «Балаковоагропромэнерго» задолженность по договору подряда, а также проценты за использование чужих денег — 72 тысячи рублей.

Арбитражный суд Красноярского края

История Арбитражного суда Красноярского края связана с созданием в 1922 г. органов государственного арбитража, когда Всероссийский Центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров РСФСР издали «Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями». В соответствии с данным документом к компетенции государственных арбитражных органов было отнесено разрешение имущественных споров между государственными учреждениями предприятиями.

До 1991 г. органы госарбитража состояли и действовали при исполнительных комитетах областных (краевых) советов народных депутатов. В тот период государственный арбитраж совмещал в себе функции судебного органа и органа государственного управления. Как органу государственного управления, ему поручалось активно воздействовать на предприятия в целях выполнения ими плановых заданий и договорных обязательств, способствовать усилению режима экономии и устранению потерь в народном хозяйстве, развитию региональных связей и т. д.

Со временем система органов государственного арбитража приобретала форму универсальной системы по разрешению споров экономического характера. Тем не менее, органы государственного арбитража оставались квазисудебными органами, они не входили в судебную систему страны.

Становление государственного арбитража в нашем крае пришлось на довоенные годы, его развитие – на послевоенные пятидесятые годы, в которые происходило восстановление разрушенного войной хозяйства. В то время в государственном арбитраже Красноярского края работало всего четыре государственных арбитра: Винокуров М. А., Вараксина О. И., Солдатов М. А., Ананьева Г. Е. В 60-е годы отряд арбитров пополнился новыми именами: Гребенщиков М. Г., Курзинер Т. И., Антипина В. К., Ярославцева Е. Н.

Значительный вклад в дело по укреплению законности и правопорядка в хозяйственных отношениях, становлению и развитию государственного арбитража Красноярского края, а впоследствии — краевого арбитражного суда внесли Главные государственные арбитры: Винокуров М. А., возглавлявший государственный арбитраж Красноярского края в 50-е г.; Черкашин В. П. – в 60-е г.; Трухницкий Я. В. – в начале 70-х г.; Фирсанков А. З. – в конце 70-х г.; Карачаров В. П. – в 80-е г.. Решением исполкома краевого Совета от 27 марта 1989 г. главным государственным арбитром утверждена Машкина Тамара Ивановна — первая женщина, занявшая должность Главного государственного арбитра в истории Красноярского Государственного арбитража.

В 1991 г. в стране были ликвидированы государственные арбитражи, а на их кадровой и материальной основе создана система арбитражных судов России, к компетенции которых было отнесено рассмотрение экономических споров, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Конституция Российской Федерации 1993 г. окончательно закрепила за судебными органами, в том числе и арбитражными судами, статус органов по отправлению правосудия, тем самым окончательно утвердив самостоятельность судебной ветви власти от законодательной и исполнительной ветвей.

В том же 1992 г., вслед за вступлением в силу Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, начал функционировать Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, начали свою работу и все арбитражные суды субъектов Российской Федерации.

В истории Арбитражного суда края 90-е годы ознаменовались следующими событиями:

20 марта 1992 г. Верховным Советом Российской Федерации председателем краевого арбитражного суда была избрана Машкина Тамара Ивановна, которая в настоящее времени является председателем Арбитражного суда Красноярского края.

8 июня 1992 г. Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР впервые в составе арбитражных судов были образованы две специализированные судебные коллегии:

  • — по экономическим спорам;
  • — по спорам, возникающим в сфере управления.

11 июня 1992 г. постановлением Верховного Совета РСФСР в составе Красноярского краевого арбитражного суда избраны: первый заместитель председателя, два заместителя и пятнадцать судей.

В 1995 г. был принят новый Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации», который сменил закон 1991 г., был введен новый Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации. С принятием данных актов связано введение апелляции как института по полному пересмотру дел. Кроме того, в системе арбитражных судов Российской Федерации были созданы и успешно действуют в настоящее время федеральные окружные суды, которые являются судами кассационной инстанции, и призваны обеспечить дополнительные гарантии судебной защиты прав и законных интересов субъектов экономической деятельности.

В 2002 г. принят действующий в настоящее время Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, основной целью принятия которого было повышение эффективности и обеспечение большей доступности правосудия для граждан и юридических лиц.

Кодекс подтвердил необходимость наличия четырех судебных инстанций в системе арбитражных судов России. Каждая из них, не подменяя друг друга, выполняет присущую только ей функцию.

В настоящее время в Арбитражном суде Красноярского края работает 55 судей. В 2001 г. введен институт помощников судей.

В настоящее время в структуре Арбитражного суда края имеется семь судебных составов, специализирующихся на рассмотрении различных категорий дел. Кроме того, в крае действуют 32 третейских суда.

В июле 2010 года Арбитражный суд переехал в новое здание на ул. Ленина.

Адрес: 660049, г. Красноярск, ул. Ленина, 1

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *