Экологическая экспертиза проектов предприятий

Экологическая экспертиза проектов.

Экологическая экспертиза проектов– это комплексные оценки всех возможных экологических и социально-экономических последствий разрабатываемых проектов или конструкций объектов. Данная экспертиза направлена на предотвращение отрицательного влияния этих проектов на окружающую среду и решение поставленных задач с наименьшими затратами ресурсов. Экологическая экспертиза предприятия разрабатывается и проводится на основе требований Государственной экологической экспертизы.

ЦелямиГосударственной экологической экспертизы являются:

q обеспечение экологической безопасности и сохранение здоровья населения практически всех регионов;

q рациональное расходование природных ресурсов;

q соблюдение международных соглашений и договоров по вопросам охраны и использования ресурсов земли;

Государственная экологическая экспертиза является обязательной составной частью государственных процедур выдачи решения по финансированию, вводу объектов в эксплуатацию, а также открытию новых предприятий.

В ходе Государственной экологической экспертизы оценивается:

1. Полнота и достаточность материалов, отражающие задачи и требования охраны природы и рационального использования природных ресурсов.

2. Соответствие проектных разработок в действующем нормативе.

3. Полнота учета требований по охране окружающей среды при выборе вариантов размещения новых объектов, при определении сырьевой базы, объема производства и предлагаемых технологий по видам продукции.

4. Технологии и оборудование в сравнении с мировым уровнем экологической безопасности аналогичного производства.

5. Экологическая безопасность продукции и отходов.

6. Правильность определения характера воздействия и его результатов в условиях нормальной эксплуатации, а также при авариях и экстремальных нагрузках.

7. Правильность определения устойчивости отдельных объектов, целых комплексов и их способность к восстановлению.

8. Правильность обоснования природоохранных мероприятий.

9. Методы учета и контроля различных видов воздействий на окружающую среду.

Для проведения экологической экспертизы при выборе площадки для строительства новых предприятий и при реконструкции действующих предприятий в государственные органы должны быть предоставлены следующие материалы:

q краткие сведения по обоснованию выбора района строительства с учетом физико-географических и метеорологических факторов.

q характеристики выбросов предприятием загрязняющих веществ в атмосферу, план района размещения предприятия с указанием размеров санитарных зон.

q намеченные решения по очистке и утилизации загрязняющих веществ.

q упрощенные расчеты степени загрязнения атмосферного воздуха в соответствии с ОНД-86 (отраслевой нормативный документ).

q обоснование данных об образовании аварийных и залповых выбросов.

q нормативы ПДК загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу данным предприятием, определение предельно допустимых выбросов (ПДВ), временно согласованных выбросов (ВСВ), предельно допустимых уровней (ПДУ) и т. д.

Расчет ПДВ производится с помощью современных методов с учетом значений фоновых концентраций загрязняющих веществ в зоне промышленного предприятия. Воздух, выбрасываемый в атмосферу установками общеобмена и вытяжками вентиляции предприятий содержит обычно различные загрязняющие вещества в больших концентрациях.

Основным документом, регламентирующим расчет рассеивания и определение приземных концентраций выбросов промышленных предприятий является методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий ОНД 86.

В основу методики положено условие, при котором суммарная концентрация каждого вредного вещества не должна превышать максимальную разовую предельную концентрацию данного вещества в атмосферном воздухе.

Довольно часто в соответствии с данной методикой приходится решать задачу по определению предельно допустимых выбросов, при которых выполняется условие непревышения предельной максимальной разовой концентрации.

Если выбросы превышают размеры ПДВ, то в этом случае предусматривается их очистка до значения рассеивания. На определенных стадиях работы предприятия или в случае аварии возможны т.н. залповые выбросы вредных веществ в атмосферу ПДВ которых рассчитывается также в соответствии с данной методикой.

Для транспортных средств и передвижных установок значения ПДВ устанавливается в соответствии со стандартами для единичного транспортного средства или установки. Если значения ПДВ по объективным причинам не могут быть достигнуты, то допускается поэтапное снижение выбросов вредных веществ действующих предприятий от временно согласованных результатов до допустимых значений выбросов.

Для снижения выбросов вредных веществ в атмосферу предусматриваются, как правило, следующие мероприятия:

1. Тщательная проработка технологического процесса с целью снижения количества выбрасываемых в атмосферу токсичных веществ или замены их на нетоксичные.

2. Повышение герметичности оборудования.

3. Разработка и применение эффективных систем пыле и газоочистки.

Решение о реализации выбросов в атмосферу должно приниматься только лишь после комплексной реализации данных мероприятий. Воздействие объектов экономики на геологическую среду определяется технологической нагрузкой– годовым количеством всех видов твердых и жидких отходов, поступающим в окружающую среду от предприятий. При экспертизе проектов производят проверку наличия у предприятия возможности переработки и захоронения твердых и жидких отходов, а также полноту использования новейших научно-технических достижений в области разработки и внедрения безотходных и малоотходных технологий.

Оценку экологического воздействия на гидросферу производят на основе баланса водообеспеченияпредприятия, в котором учитываются параметры водопотребленияи водоотведения, а также объемы (м 3 /сутки) повторно используемой воды, промышленных сточных вод, хозяйственно-бытовых сточных вод и безвозвратных потерь воды.

При экспертизе проектов производится проверка наличия и полноты разработки предложений по созданию замкнутых систем водообеспечения с необходимым технико-экономическим обоснованием. При экспертизе проектов размещения крупных промышленных предприятий рассматривается состояние окружающей среды в районе, примыкающем к предприятию в радиусе 20-30 км. Устанавливаются размеры санитарно-защитных зон, которые регламентируются в соответствии с СанПиН.

Утверждение проекта предприятия не допускается без проверки экологической экспертизы, по окончании которой выдается экологический паспорт. По действующему законодательству каждое предприятие должно иметь экологический паспорт.

Дата добавления: 2016-07-22 ; просмотров: 1596 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

3.3.1. Инженерно-экологическая экспертиза проектов предприятий

Основной целью экспертных оценок, которые имеют название «инженерно-экологическая экспертиза», является всесторонняя оценка воздействия предприятия на природную среду:

— на стадии утверждения проекта;

— при функционировании предприятия и при его расширении;

— при составлении заключения и при выработке решения об утверждении или отклонении проекта;

— на стадии определения возможности дальнейшего функционирования предприятия;

— при ограничении объема выпуска или при прекращении выпуска того или иного вида продукции;

— при определении необходимости установки или применения новых природоохранных мероприятий;

— при модернизации существующих предприятий.

Инженерно-экологическая экспертиза позволяет выявить наиболее вероятные экологические последствия строительства, функционирования и расширения предприятия по сравнению с желаемым, допустимым состоянию природной и окружающей человека среды.

Предприятие не должно наднормативно влиять на природную окружающую человека среду, не должно препятствовать собственной работе и функционированию расположенных рядом предприятий, нарушая через окружающее их природную среду ход технологических процессов, не должно наносить вред здоровью населения.

Инженерно-экологическая экспертиза заключается в оценке долговременного воздействия предприятия на природные ресурсы, природные условия, условия дальнейшего развития промышленности региона и условия жизни жителей локального участка местности.

В соответствии с действующими законодательными актами инженерно-экологической экспертизе подлежат следующие материалы:

— проекты региональных комплексных схем охраны окружающей среды в городах и промышленных центрах (министерства и ведомства с участием местных органов управления и территориальных органов контроля природной среды);

— проекты планировки, застройки городов и других населенных пунктов (органы государственного санитарного надзора и территориального контроля за состоянием природной среды при участии местных органов управления);

— проекты строительства крупных региональных и межрегиональных народнохозяйственных объектов, связанных с воздействием на природную среду (межведомственные комиссии с участием министерств, ведомств и научных учреждений);

— техническая документация на новые виды сырья, изделий, материалов для народного хозяйства (органы здравоохранения совместно с заинтересованными органами надзора).

Проекты локального уровня (строительство отдельных небольших предприятий, электростанций, осушения болот, распашка земель и т.п.) подлежат отраслевой или территориальной экспертизе лишь в части разделов «Охрана природы». Целью этой экспертизы является оценка полноты поданного материала, правильности и точности выполненных обоснований и расчетов, убедительности принятых решений.

В целом инженерно-экологическая экспертиза состоит из трех этапов:

— рассмотрение задачи по проектированию объекта и результаты поисковых работ, проведенных на месте предполагаемого строительства. Результатом первого этапа является оценка исходных данных, содержащихся в проекте строительства. При этом предполагается также оценка исходных данных, положенных в основу проекта при расчетах предполагаемого воздействия на природную окружающую человека среду;

— оценка технологических решений, характеристик оборудования и свойств материалов; установление возможности их использования в природных условиях места строительства объекта;

— оценка проекта в целом. При проведении инженерно-экологической экспертизы проекта наиболее целесообразной является наличие двух-трех альтернативных решений для предполагаемого объекта строительства. Осуществляется анализ природоохранных мероприятий и средств по восстановлению природной среды с каждого альтернативного решения, оценка их эффективности.

С целью получения достоверных экспертных оценок в проведении инженерно-экологической экспертизы принимают участие работники реконструированных, действующих подобных предприятий и тех, что строятся, местные органы власти и общественные организации, население района строительства.

Материалы экологических обоснований относительно сохранения чистоты природной и окружающей человека среды при строительстве новых предприятий должны быть достаточно убедительными не только для инстанций и специалистов, которые утверждают, но и для широких слоев населения. В противном случае вмешательства общественности может привести к задержке строительства или даже к отклонения проектов.

Экологическая экспертиза: зачем, когда и кто проводит

определяется после консультации c экспертом

Точная стоимость зависит от конкретного случая. Оставьте заявку или уточняйте по телефону.

Как не странно, но экологическая экспертиза – это тщательное исследование проектов и документации, которая относится к объектам, постройкам, заводам и т.п., имеющим возможность негативно влиять на окружающую среду. Практически каждая деятельность накладывает свой отпечаток на экологию, поэтому, существует ряд видов хозяйственной деятельности, требующих обязательного проведения экологической экспертизы до начала работы, или введения в эксплуатацию объекта. Экологическая экспертиза предприятия в обязательном порядке проводится государственными учреждениями, а при необходимости, есть еще и возможность провести общественное исследование, которое хоть и не будет нести юридической силы для предприятия, но может стать доказательством нарушения закона, или даже произвести резонанс в средствах массовой информации.

Учитывая, что существует два типа экспертизы: государственная и общественная, различаются и субъекты: те, кто инициирует и те, кто проводит экологическую экспертизу. Так, государственные исследования проходят в специализированных учреждениях в случаях, которые четко установлены законодательством. Как правило, это касается новоиспеченных предприятий, которые только начинают свою деятельность, при строительстве объектов, реконструкции, ликвидации, перестройке, переоформлении и подобном. Территориальные отделения Государственного комитета по охране окружающее среды работают в каждом из субъектов РФ.

Общественные экспертизы, в отличие от первых, проводятся независимыми частными организациями, которые имеют право на проведение таких работ, имеют соответствующий сертификат и квалификацию. Инициаторами таких исследований может быть каждый, кто желает убедиться в законности и правильности проведения хозяйственной деятельности предприятия и его объекта, а также гражданские объединения и органы местного самоуправления. Кроме того, независимыми экспертами, такими как «Федерация Судебных Экспертов», одновременно может проводиться и экологическая экспертиза земельного участка, и исследования атмосферного воздуха на объекте, что комплексно отобразит ситуацию.

Важно отметить, что по действующему законодательству, объектами экологической экспертизы являются даже не сами предприятия или их работа, а, в основном, документы, проекты и разработки, по которым хозяйственная деятельность будет вестись. Так, обязательные экологические исследования проводятся при изучении:

  • проектов комплексных и целевых программ научных, технических, социальных, экономических работа, при реализации которых может оказываться влияние на экологию;
  • проекты планов развития региона, конкретной территории, экономических зон или территорий, с особенным режимом его использования;
  • проекты и схемы, отображающие развитие хозяйства в стране, в регионе;
  • лицензий, которые выдаются на деятельность, в результате проведения которой может страдать окружающая среда;
  • проекты и планы строительства, реконструкции, ликвидации, реорганизации, технического оснащения, консервации объектов, имеющих возможность влиять на экологию и т.д.
  • Следует отметить, что экологическая экспертиза может проводиться даже для изучения и подробной разработки проектов нормативно-правовых актов, как федеральных, так и субъектов федерации.

    Каждый вид исследований, в том числе и экологические, имеют свои задачи, выполнять которые необходимо в первую очередь. Так, цели и задачи экологической экспертизы также предусмотрены законодательством и связаны с качественным обеспечением экологической безопасности, а также с возможность реализации своего права на чистую окружающую среду. Итак, что же можно отнести к целям данной экспертизы:

    • обеспечение достаточных и необходимых мер безопасности на объекте, которые смогут гарантировать экологичность проведения хозяйственной и другой деятельности;
    • обеспечение природного потенциала планеты, повышение уровня экологии в городе, регионе;
    • предоставление информации об обоснованности, или необоснованности хозяйственной, предпринимательской или другой деятельности с точки зрения экологии;
    • определение потенциального масштаба загрязнения или другого изменения экологического фона региона, в случае введения в эксплуатацию исследуемого объекта;
    • определение документации объекта всем необходимым нормативам и стандартам, которые установлены федеральным законодательством и актами субъектов федерации.

    Как государственные, так и общественные эксперты ставят перед собой одинаковые цели и задачи. Разница между ними только в том, что государственные исследовательские комплексы, как правило, работают только в обязательных случаях, тогда как независимые эксперты могут предоставлять результаты более широкому кругу клиентов. Кроме того, законодательство устанавливает достаточно большие сроки для проведения государственной экспертизы – не менее месяца, а независимые сертифицированные эксперты проводят исследования существенно быстрее, и не менее качество, да и, к тому же (а это, порой, играет не последнюю роль), всегда беспристрастно и точно.

    Если вы ищете отличных квалифицированных экспертов в области экологии, то многие рекомендуют обратить внимание на некоммерческое партнерство «Федерацию Судебных Экспертов». Эта независимая организация включает в себя большое количество сертифицированных, высококвалифицированных экспертов, которые имеют большой опыт работы и навыки в данной сфере. Официальное заключение по экологической экспертизе, которое выдаст эксперт НП «Федерация Судебных Экспертов» может послужить доказательством в суде, основой для принятия решения в государственных органах, в том числе и в Государственном комитете по охране окружающей среды. Более того, наряду с данной экспертизой «ФСЭ» предлагает провести и другие виды исследований.

    Большая Энциклопедия Нефти и Газа

    Экологическая экспертиза — проект

    Экологическая экспертиза проектов представляет собой определенную нормативными актами деятельность экспертных подразделений органов государственного и отраслевого контроля или специально создаваемых экспертных гр пп и комиссий по анализу, проверке и бценке предплановой, прбектнд-плакировочндй, проектно-сметной, конструкторской и технологической документации на ее соответствие установленным правилам и требованиям охраны окружающей среды и рационального природопользования, в целях предупреждения возможных негативных воздействий проектируемых объектов на окружающую среду и обеспечения благоприятного ее состояния при эксплуатации этих объектов. [1]

    Заключение экологической экспертизы проектов должно быть достаточно полным по содержанию и четко изложенным, не допускающим разных толкований рассмотренных материалов, должно содержать объективные и всесторонне обоснованные выводы экспертных органов в отношении полноты и законности проектных решений, отражать весь процесс экологической экспертизы, а также основные вопросы, которые рассматривались на каждом этапе. [2]

    Проведение всесторонней экологической экспертизы проекта позволяет избежать ошибок в разрешении проблемы охраны природы еще на стадии планирования и проектирования предприятия или объекта, когда допущенные ошибки могут быть заблаговременно устранены. Экологической экспертизе должны подвергаться не только проекты вновь создающихся предприятий и объектов, но и проекты реконструкции как всего предприятия, так и отдельных его цехов. [3]

    После проведения экологической экспертизы проекта Распоряжения документация о переводе направляется Федеральным агентством лесного хозяйства в Министерство природных ресурсов РФ. [4]

    Опыт проведения экологической экспертизы проекта ядерного реактора ПИК может быть оказаться полезным при оценке безопасности и других объектов ядерного топливного цикла. [5]

    Дли проведения комплексной экологической экспертизы наиболее крупных народнохозяйственных проектов в УССР в 1976 г. образована специальная экспертная комиссия при Госстрое на межведомственной основе. Комиссией рассматриваются проекты строительства по поручению Совета Министров УССР или по предложению министерств и ведомств, представители которых входят в комиссию. Менее крупные проекты проходят комплексную экологическую экспертизу в рамках Государственного комитета УССР по охране природы, где также образована специализированная инспекция по экологической экспертизе проектов строительства. [6]

    Ранее при экологической экспертизе проектов риск не учитывался и считалось, что ориентация на выполнение нормативов ПДК загрязнителей в окружающей среде достаточна. [7]

    Результаты фундаментальных экологических исследований создают научные основы экологической экспертизы крупных хозяйственных проектов , экологических прогнозов и планирования. Такие комплексные фундаментальные исследования необходимы и для разработки и внедрения эффективных стратегий и методов охраны природы. [8]

    Важной составной частью блока управления объектом мониторинга является экологическая экспертиза проектов , планов, схем, мероприятий на общегосударственном, региональном и локальном уровнях. [9]

    Охрана земельных ресурсов должна начинаться еще на стадии экологической экспертизы проекта строительства НГК . [10]

    Система предназначена для эффективной автоматизации ряда расчетов, обычно проводимых при экологической экспертизе проектов . [11]

    После проведения деловой игры студенты имеют возможность сравнить полученные заключения с заключениями реальной экологической экспертизы ТЭО проекта ВСМ , проведенной Минприроды России в 1995 г., анализ и результаты которой приведены ниже. [12]

    Научное обеспечение прогнозирования и контроля экологической ситуации на территории объектов нефтегазового комплекса неразрывно связано с решением практических задач экологической экспертизы проектов , разработки паспортов экологической безопасности, расчета рисков и экономического ущерба природной среды. Научный поиск решений такого рода экологических задач базируется на установлении фундаментальных закономерностей протекания природно-техно-генных процессов в атмосфере, водной среде и почвах на основе адекватных физико-математических моделей. Некоторые из них, ориентированные, в основном, на аварийные техногенные процессы, рассматриваются в данной статье. [13]

    Тишкова ( ученого секретаря государственной экологической экспертизы ТЭО проекта ВСМ) по результатам экспертизы, проведенной Минприроды России в 1995 г., Экологическая экспертиза ТЭО проекта строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Санкт-Петербург — Москва / / Ответственность перед будущим: Оценка воздействия на окружающую среду в Бразилии, Германии и России. [14]

    Разработать и осуществить совместно с министерствами и ведомствами СССР комплекс исчерпывающих мер по усилению безопасности эксплуатации атомных электростанций, принять участие в проведении экологической экспертизы проектов строящихся и планируемых к строительству АЭС и АТЦ. [15]

    Экологическая экспертиза проектов предприятий

    ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПРОЕКТА ПРЕДПРИЯТИЯ — определение вероятных экологических последствий строительства данного предприятия в сравнении [c.362]

    ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПРОЕКТА ПРЕДПРИЯТИЯ — определение вероятных экологических последствий строительства данного предприятия в сравнении с желательным и допустимым состояниями среды жизни людей. [c.211]

    Третье правило. Заранее определять действенность и эффективность административных и экономических мер. Скажем, экономические санкции (например, штрафы), примененные к предприятию, которое погубило лес, озеро, не являются действенными. Как бы велики ни были эти санкции, природу они не воскресят. Напротив, действенными, как показывает практика, оказываются следующие административные меры жесткие стандарты хозяйственной деятельности, гарантирующие населению экологическую безопасность административные меры превентивного (предупреждающего) характера, например предварительная обязательная экологическая экспертиза проектов инвестиций. [c.493]

    В последние десятилетия в государственном регулировании природопользования широкое распространение получили превентивные методы борьбы с загрязнением окружающей среды. Главное место при этом отводится экологической экспертизе проектов и хозяйственных планов компаний, осуществляемой по инициативе и под контролем государства. Экологической экспертизе также должны подвергаться и действующие предприятия — в форме предоставления разрешений на их эксплуата- [c.111]

    Шумовые загрязнения, т. е. промышленный и бытовой шум, отрицательно влияют на психическое и физическое здоровье работников предприятий и жителей близлежащих домов. Такие шумовые загрязнители, как аэропорты, транспортные магистрали и др., должны быть вынесены за пределы мест отдыха и проживания населения. Жилые дома должны находиться на значительном расстоянии от источника шума или должны быть защищены от шума специальными сооружениями, или должны быть снабжены не пропускающими шум окнами. Анализ шумовой нагрузки составляет часть экологической экспертизы действующих предприятий и инвестиционных проектов. [c.272]

    Должностные обязанности. Осуществляет контроль за соблюдением в подразделениях предприятия-действующего экологического законодательства, инструкций, стандартов и нормативов по охране окружающей среды, способствует снижению вредного влияния производственных факторов на жизнь и здоровье работников. Разрабатывает проекты перспективных и текущих планов по охране окружающей среды, контролирует их выполнение. Участвует в проведении экологической экспертизы технико-экономических обоснований, проектов расширения и реконструкции действующих производств, а также создаваемых новых технологий и оборудования, разработке мероприятий по внедрению новой техники. Принимает участие в проведении научно-исследовательских и опытных работ по очистке промышленных сточных вод, предотвращению загрязнения окружающей среды, выбросов вредных веществ в атмосферу, уменьшению или полной ликвидации технологических отходов, рациональному использованию земельных и водных ресурсов. Осуществляет контроль за соблюдением технологических режимов природоохранных объектов, анализирует их работу, следит за соблюдением экологических стандартов и нормативов, за состоянием окружающей среды в районе расположения предприятия. Составляет технологические регламенты, графики аналитического контроля, паспорта, инструкции и другую техническую документацию. Участвует в проверке соответствия технического состояния оборудования требованиям охраны окружающей среды и рационального природопользования. Составляет установленную отчетность о выполнении мероприятий по охране окружающей среды, принимает участие в работе комиссий по проведению экологической экспертизы деятельности предприятия. [c.166]

    Экологическая экспертиза проектов хозяйственной деятельности. На Госкомприроду СССР возложен контроль за соблюдением экологических норм при разработке новой техники, технологии, материалов и веществ, а также проектов на строительство (реконструкцию) предприятий и иных объектов, воздействующих на состояние окружающей среды и природных ресурсов. [c.114]

    Природоохранная деятельность — организация П. д. на предприятии— ИЗ плата за пользование природными ресурсами и за выбросы загрязняющих веществ в природную среду— 113 финансирование природоохранных мероприятий — 113 управление охраной окружающей среды— 113—114 экологическая экспертиза проектов хозяйственной деятельности— 114—115 использование и охрана земель— 115—117 права и обязанности землепользователей— 115—116 рекультивация земель— 116 возмещение убытков землепользователем и потерь сельскохозяйственного производства — 116 —117 использование и охрана вод— 117—120 специальное водопользование— 117—119 обязанности водопользователей— 119 охрана водных объектов— ИУ учет использования вод предприятиями— 119—120 охрана атмосферного воздуха— 120— 123 оценка состояния атмосферного воздуха — 121 нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ—121 разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу— 121 —122 регулирование потребления атмосферного воздуха для производственных целей — 122 учет загрязняющих веществ, выбрасываемых [c.798]

    После получения положительного заключения горнотехнической экспертизы пользователь недр представляет проект работ по пользованию недрами (или проект горнодобывающего предприятия) на экологическую экспертизу. После получения положительного решения экологической экспертизы пользователь недр имеет право приступить к основному виду работ по проекту. Это должно быть осуществлено в срок не позднее установленного в договоре на пользование недрами. [c.132]

    Для условий России во многом такой анализ связан с деятельностью органов государственной экологической экспертизы, положение о которой было утверждено Правительством России в сентябре 1993 г. В соответствии с этим документом государственной экологической экспертизе подлежат технико-экономические обоснования и проекты на строительство, реконструкцию, развитие, техническое перевооружение, ликвидацию предприятий, объектов, зданий и сооружений независимо от их сметной стоимости и принадлежности. Иногда проектировщики забывают об этом, и дело заканчивается штрафными санкциями, что в конечном счете снижает эффективность проекта. [c.125]

    В нашей стране обязательной государственной экологической экспертизе подлежат все планы, технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, технического перевооружения, развития и ликвидации предприятий независимо от их сметной стоимости и принадлежности. [c.161]

    Другой государственной функцией является регулирование внешних эффектов, которые представляют собой побочные последствия хозяйственной деятельности отдельных агентов рынка. Государство призвано а) измерять внешние эффекты и проводить перераспределение доходов граждан с помощью специального налога б) предотвращать социальные выбросы (проводить предварительную государственную экспертизу проектов строительства новых предприятий на их экологическую безопасность) в) административно запрещать производственную деятельность, наносящую вред здоровью людей г) обязывать предпринимателей затрачивать капитал на восстановление разрушенной природной среды. [c.330]

    В Российской Федерации экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий энергетики определены законом «Об охране окружающей природной среды». Строительство, реконструкция предприятий, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам, имеющим положительное заключение государственной экологической экспертизы, в строгом соответствии с действующими природоохранительными, санитарными, а также строительными нормами и правилами. [c.113]

    Перечень объектов государственной экологической экспертизы постоянно расширяется государственными органами. Ей подвергаются не только инвестиционные проекты в промышленности. Это и проекты различных государственных планов, программ, концепций, основных направлений и схем размещения производительных сил страны и отраслей народного хозяйства, другая предплановая, предпроектная документация по развитию хозяйственной и иной деятельности, реализация которой может оказать воздействие на состояние окружающей среды. Это могут быть проекты инструктивно-методических и нормативно-технических документов, регламентирующих хозяйственную деятельность, документация по созданию новой техники, технологии, материалов и веществ, в том числе закупаемых за рубежом, ввозимая в Россию и вывозимая из России продукция. В последнее время экспертизе подвергается также экологическая ситуация в регионе в целом, а не только действующие предприятия и другие объекты, оказывающие влияние на состояние окружающей среды. [c.337]

    Развитие российского рынка приведет к тому, что деятельность многих предприятий и фирм станет сильно зависеть от экологических и природно-ресурсных факторов регионов. И речь идет не только о системе налогов, платежей за природные ресурсы, за выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов, о различных экологических льготах и санкциях, но и о государственных и общественных экологических экспертизах, которым подвергаются предплановая документация, обоснования, технико-экономические расчеты, предложения по нормативам, проекты, сами производственные объекты, их антропогенные влияния на окружающую среду, технологии, оборудование, продукция, отходы. [c.412]

    Должностные обязанности. Руководит разработкой и внедрением мероприятий, направленных на выполнение требований экологического законодательства по соблюдению стандартов и нормативов в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, создания экономики замкнутого цикла при проектировании, строительстве и эксплуатации новых объектов предприятия, а также расширении и реконструкции действующих производств. Организует составление перспективных и текущих планов по охране окружающей среды, осуществляет контроль за их выполнением. Принимает участие в разработке мер по обеспечению экологической чистоты выпускаемой продукции, ее безопасности для потребителей, созданию новых товаров и технологических процессов с улучшенными экологическими характеристиками. Обеспечивает проведение экологической экспертизы технико-экономических обоснований, проектов, а также создаваемых новых технологий и оборудования, внедрение систем экологической маркировки продукции предприятия. Руководит разработкой экологических стандартов и нормативов предприятия в соответствии с действующими государственными, международными (региональными) и отраслевыми стандартами, обеспечивает контроль за их выполнением и своевременный пересмотр. Контролирует правильность эксплуатации очистных и защитных сооружений. Разрабатывает меры по предотвращению загрязнения окружающей среды, соблюдению экологических норм, обеспечивающих благоприятные условия труда, а также по предупреждению возможности аварий и катастроф. Участвует в разработке планов внедрения новой техники, проведения научно-исследовательских и опытных [c.92]

    Должностные обязанности. Обеспечивает соблюдение законности в деятельности предприятия и защиту его правовых интересов. Осуществляет правовую экспертизу проектов приказов, инструкций, положений, стандартов и других актов правового характера, подготавливаемых на предприятии, визирует их, а также участвует в необходимых случаях в подготовке этих документов. Принимает меры по изменению или отмене правовых актов, изданных с нарушением действующего законодательства. Организует подготовку заключений по правовым вопросам, возникающим в деятельности предприятия, а также проектам нормативных актов, поступающим на отзыв предприятию. Обеспечивает методическое руководство правовой работой на предприятии, разъяснение действующего законодательства и порядок его применения, оказание правовой помощи структурным подразделениям в претензионной работе, подготовку и передачу необходимых материалов в судебные и арбитражные органы. Представляет интересы предприятия в суде, арбитражном суде, а также в государственных и общественных организациях при рассмотрении правовых вопросов, осуществляет ведение судебных и арбитражных дел. Участвует в подготовке и заключении коллективных договоров, отраслевых тарифных соглашений, разработке и осуществлении мероприятий по укреплению трудовой дисциплины, регулированию социально-трудовых отношений на предприятии. Возглавляет работу по анализу и обобщению результатов рассмотрения претензий, судебных и арбитражных дел, а также практики заключения и исполнения хозяйственных договоров, разрабатывает предложения по улучшению контроля за соблюдением договорной дисциплины по поставкам продукции, устранению выявленных недостатков и улучшению производственной и хозяйственно-финансовой деятельности предприятия. Руководит подготовкой материалов о хищениях, растратах, недостачах, выпуске недоброкачественной, нестандартной и некомплектной продукции, нарушении экологического законодательства и иных правонарушениях для передачи их следственным и судебным органам, принимает меры по возмещению ущерба, причиненного [c.122]

    К области специального регулирования относятся проведение государственной экспертизы проектов строительства объектов с привлечением иностранного капитала (постановление Министерства строительства РФ от 16.02.95 г. № 18-18), а также вопросы экологической экспертизы предприятий с иностранными инвестициями и экспертиза, связанная с лицензированием отдельных видов деятельности участников инвестиционного рынка. Указом Президента РФ от 23.05.96 г. № 768 О комплексной программе мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996—2000 годы на Минтруд РФ возложена координация работ по проведению социальной экспертизы разрабатываемых целевых и инвестиционных программ. [c.162]

    Экологическая экспертиза играет исключительно важную роль в решении проблемы экологически безопасного развития экономики. Она обеспечивает реализацию на практике только экологически обоснованных хозяйственных решений. В целях устойчивого развития экономики при размещении, технико-экономическом обосновании проекта, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, объектов и сооружений, оказывающих прямое либо косвенное влияние на состояние окружающей среды, должны выполняться требования экологической безопасности и охраны здоровья населения предусматриваются мероприятия по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей среды. [c.416]

    К проекту региональной программы должны быть приложены пояснительная записка, бизнес-план с социально-экономическим и технико-экономическим обоснованиями, положительное заключение государственной экологической экспертизы (по программам, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду) и, при необходимости, соглашения (договоры) о намерениях между государственным заказчиком программы с предприятиями, организациями, [c.56]

    В России соблюдение требований экологического законодательства обязательно для всех предприятий. Обязательной экологической экспертизе подлежат все проекты строительства, реконструкции, технического перевооружения, развития и ликвидации предприятий. Экологический анализ выявляет факторы воздействия на окружающую среду, стоимость мер по минимизации вредных последствий производства. [c.125]

    Формы и содержание инвестиционных проектов могут быть самыми разнообразными — от плана строительства нового предприятия до оценки целесообразности приобретения недвижимого имущества. Но во всех случаях существует временной лаг (задержка) между моментом начала инвестирования и моментом, когда проект начинает приносить доход. Следовательно, прежде чем вкладывать в проект деньги, необходимо провести его комплексную экспертизу, чтобы доказать целесообразность и возможность воплощения, а также оценить эффективность в техническом, коммерческом, социальном, экологическом, финансовом аспектах. [c.415]

    Методологической основой проектного анализа является системное понятие «проект». Проект представляет собой целостный объект, сущность которого многогранна во-первых, от момента зарождения идеи проекта до стадии ее материализации в реальных объектах (будь то промышленные предприятия или объекты социальной инфраструктуры, занятые выпуском продуктов или услуг) требуется определенное время, которое составляет жизненный цикл проекта, и, во-вторых, прежде чем вкладывать в проект деньги, необходимо провести его комплексную экспертизу, чтобы доказать его целесообразность и возможность воплощения, а также оценить его эффективность в техническом, коммерческом, социальном, институциональном, экологическом, финансовом и экономическом аспектах. [c.65]

    Однако рынок не в состоянии регулировать подобные побочные эффекты. Из-за его бездействия возникает и обостряется проблема регулирования внешних эффектов и компенсации потерь населения от отрицательных эффектов. Практически только государство (законодательная и исполнительная власть) способно справиться с регулированием таких процессов, и это становится одной из его социально-экономических функций. Так, государство организует экспертизу экологичности инвестиционных проектов (связанных с новым строительством предприятий) запрещает вредные технологии и выпуск товаров, наносящих ущерб здоровью людей устанавливает размер налога на доход предприятий, наносящих ущерб природе вводит и контролирует жесткие стандарты хозяйственной деятельности, гарантирующие населению экологическую безопасность (например, не разрешается строительство электростанций в жилых районах). [c.72]

    Например, если предприятие загрязняет окружающую среду, то оно становится объектом специального налогообложения со стороны государства. Однако перспективными являются не налогово-бюджетные процедуры борьбы с «выбросами» экономики, а методы предварительной государственной экспертизы инвестиционных проектов на их экологическую безопасность. Может иметь место и прямое государственное администрирование, выражающееся в запрещении эксплуатации невоспроизводимых ресурсов, использования вредных технологий, производства товаров, несущих угрозу здоровью человека. [c.159]

    В конце 70-х годов стал вопрос о целесообразности перехода от системы ограничения выбросов к экономическим механизмам противозагрязняющей деятельности. США первыми апробировали механизм предварительной экологической экспертизы проектов, легализовали права заинтересованных сторон на информацию и участие в процедурах выработки решений, использовали практику обмена загрязнениями между предприятиями как аналог рыночного механизма в сфере [c.28]

    Во вводной части содержатся сведения об экспёртируемых материалах, организации их разработавшей, сведения о заказчике, органе, утверждающем указанные материалы. Кроме того, в ней приводятся данные об органе, осуществляющем экспертизу, времени ее проведения. В констатирующей части дается общая характеристика отражения экологических требований в представленном на экспертизу проекте. В случае проектирования предприятия, кроме того дается информация об экологическом состоянии территории, где будет проводиться строительство. Заключительная часть экспертного заключения должна содержать оценку всего комплекса мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей природной среды. Эта часть должна завершаться рекомендациями к утверждению представленных материалов либо решением о направлении их на доработку. В последнем случае должны быть конкретно сформулированы замечания и предложения по проектным решениям с указанием срока доработки и предоставления проекта на повторную экспертизу. [c.148]

    РФ заложены основные общие принципы экологической политики, разработан и принят Закон об охране окружающей среды (1992 г.), ряд других законов природопользования. Развивается экологическая экспертиза, в первую очередь, крупных проектов. Но механизм реализации природоохранных законов не отработан полностью не завершено создание экоаудита (контроля) и экоменеджмента на предприятиях, системы действенных экономических стимулов и санкций, не развита экологическая культура населения. Решение этих важных задач является необходимой предпосылкой успешного социально-экономического развития нашей страны. С. А. Хавина. [c.306]

    11.5. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПРОЕКТОВ

    Экологическая экспертиза (9, 13) является одним из жизненноважных способов выявления влияния любых аспектов человеческой деятельности иа окружающую среду посредством предупрелсдения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и предусматривает тем самым реализацию конституционного права субъектов Российской Федерации на совместное с Российской Федерацией ведение вопросов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

    Экологическая экспертиза — это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

    ПРИНЦИПЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ Принципы экологической экспертизы распространя- ЭКСПЕРТИЗЫ ются гораздо шире, чем принципы экспертизы ин

    вестиционных проектов, поскольку затрагавают го раздо большее пространство человеческой деятельности. Законодательной осново экологической экспертизы являются такие основополагающие правовые акты, Конституция Российской Федерации, Закон РСФСР «Об охране окружаюш природной среды», Федеральный закон «Об экологической экспертизе» и ПР° _ законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также з ны и иные нормативные правовые актоы субъектов Российской Федерации.

    Экологическая экспертиза, основывается на принципах:

    О презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности; ?

    обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы; ?

    комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий; ?

    обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы; ?

    достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу; ?

    независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы; ?

    научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы; ?

    гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения; ?

    ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

    В Российской Федерации осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.

    Действующими нормативными актами определены два основных механизма, целью которых является учет воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду при принятии решений. Это экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду (в различных публикациях часто используется аббревиатура ОВОС).

    Экологическая экспертиза, государственная или общественная, проводится специальной комиссией по окончании подготовки проектной документации. Эта комиссия должна сделать вывод о возможности или невозможности осуществления намечаемой деятельности. Положительное заключение государственной экспертизы является необходимым условием реализации проекта. Экологическая экспертиза обязательна практически для любой намечаемой деятельности, включая не только проекты строительства определенных объектов, но и проекты программ, планов, нормативных актов и т.

    Основным^ источником информации о намечаемой деятельности является заказчик проектной документации. На стадии подготовки документации заказчик обязан информировать общественность путем проведения общественных слушаний адя обсуждения в средствах массовой информации.

    Согласно Закону «Об экологической экспертизе», заказчик представляет на кологическую экспертизу «материалы оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности» для любого проекта.

    На стадии государственной экологической экспертизы, общественности также предоставляется право на получение информации:

    о результатах проведения государственной экологической экспертизы; о нормативно-технических документах, которые устанавливают требования к проведению государственной экологической экспертизы. 11.5.1.

    Государственная экологическая экспертиза

    ченк°с^арстаенная экологическая экспертиза организуется спецйально уполномо- вопитгст Г0С7даРственными органами в области экологической экспертизы и про- а федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации.

    Обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне, подлежат: ?

    проекты правовых актов Российской Федерации нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации, регламентирующих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказывать воздействие на окружающую природную среду, в том числе использование природных ресурсов и охрану окружающей природной среды; ?

    материалы, подлежащие утверждению органами государственной власти Российской Федерации и предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории Российской Федерации, в том числе: •

    проекты комплексных и целевых федеральных социально-экономических, научно-технических и иных федеральных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду; •

    проекты генеральных планов развития территорий свободных экономических зон и территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности; •

    проекты схем развития отраслей народного хозяйства Российской Федерации, в том числе промышленности; •

    проекты генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил Российской Федерации; •

    проекты схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил крупных регионов и национально-государственных образований; •

    проекты межгосударственных инвестиционных программ, в которых участвует Российская Федерация, и федеральных инвестиционных программ; •

    проекты комплексных схем охраны природы Российской Федерации; ?

    технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности Российской Федерации и другие проекты независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществление которых может оказать воздействие на окружающую природную среду в пределах территории двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе материалы по созданию гражданами или юридическими лицами Российской Федерации с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц организаций, объем иностранных инвестиций в которые превышает пятьсот тысяч долларов; ?

    технико-экономические обоснования и проекты хозяйственной деятельности, которая может оказывать воздействие на окружающую природную среду сопредельных государств, или для осуществления которой необходимо использование общих с сопредельными государствами природных объектов, или которая затрагивает интересы сопредельных государств, определенные «Конвенцией об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте»^ ?

    материалы по созданию организаций горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, предусматривающие использование природных ресурсов, к торые находятся в ведении Российской Федерации;

    СИ проекты международных договоров; документация, обосновывающая соглашения о разделе продукции и концессионные договоры, а также другие Д°гоВ ры, предусматривающие использование природных ресурсов и (или) отход производства, находящихся в ведении Российской Федерации; ^«пй ?

    материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, способ оказать воздействие на окружающую природную среду, выдача которых сится в соответствии с законодательством Российской Федерации к компе ции федеральных органов исполнительной власти; ? проекты технической документации на новые технику, технологию, материалы, вещества, сертифицируемые товары и услуги, которые входят в перечень, утверждаемый федеральным специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы, в том числе на закупаемые за рубежом товары; материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации, а также программы реабилитации этих территорий; ?

    проекты схем охраны и использования водных, лесных, ^ земельных и других природных ресурсов, находящихся в ведении Российской Федерации; ?

    документация на изменение функционального статуса, вида и характера использования территорий федерального значения, в том числе материалы, обосновывающие перевод лесных земель в нелесные; иные виды документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, которая способна оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду в пределах территорий двух и более субъектов Российской Федерации; ?

    объекты государственной экологической экспертизы, ранее получившие положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:^ •

    доработки объекта экологической экспертизы по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы; •

    изменения условий природопользования специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды; •

    истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы; •

    внесения в проектную и иную документацию изменений после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.

    Пример государственной экологической экспертизы особо крупного и опасного проекта — строительства Ростовской АЗС

    В феврале 2000 г. приказом Госкомэкологии Ка 62 были утверждены результаты государственной экспертизы по проекту строительства Ростовской АЭС, имеющему значительную предысторию. Комиссии были представлены 103 тома документации по проекту.

    Строительство Ростовской АЭС обусловлено сложившимся дефицитом электрических мощностей в Ростовской области по балансу мощности в объединенной энергетической системе Северного Кавказа, Проект первоначально был разработан еще в 1977 г.

    В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 15.11,79 № 1000 строи- ельство Ростовской АЭС начато в 1979 году. К августу 1990 года на Ростовской АЭС го- вность первого энергоблока составила 95%, второго энергоблока — 30%; сооружена фуида- нтная плита третьего энергоблока и вырыт котлован для четвертого энергоблока, экг в связи с получившими широкое распространение выступлениями против пуска в

    гпяПЛ^а,чац510 Ростовск°й АЭС по просьбе Совета народных депутатов Ростовской и Волго- Р ДСК°Й областей было принято решение Совета Министров СССР и РСФСР о приостанов- нни с 01.09.90 г. строительства Ростовской АЭС и консервации объекта. топи«НаСТОЯщее вРемя разработан проект расконсервации и продолжения строительства, ко- пл И прошел очередную государственную экспертизу, ют г, ъедине1™ая энергетическая система (ОЭС) Северного Кавказа, в которую предполага- лепаи ЮЧ1?Ь Ростовскую АЭС, обеспечивает энергоснабжение 11 субъектов Российской фе- г5? щ площадью 431,2 тыс. км с населением 17,7 млн. человек, сами г СПечеНН0СТЬ Северного Кавказа собственными тоиливно-эиергетнческимп ресурсной А^раВЛ^иТ Т0ЛЬК0 56%. В случае отказа от завершения строительства и ввода Ростов- лмь», дефицит топлива в регионе может составить порядка 10 млн. т.у.т., в том числе Дефицит природного газа — 4 млн. т.у.т.

    С каждым годом в ОЭС Северного Кавказа обостряется проблема с необходимостью технического перевооружения и реконструкции действующих тепловых электростанций, оборудование которых эксплуатируется свыше 30 лет. Резерв мощности в ОЭС Северного Кавказа в 1998 году составил 0,8 млн. кВт или 10% от максимума нагрузки, что почти вдвое меньше нормативного. Необходимость строительства Ростовской АЭС для развития энергетики региона обоснована Программой развития энергетики Ростовской области на период ло 2010 г. (ОАО «Ростовэнерго». г. Ростов-на-Дону. 1998 г.).

    В условиях резкого сокращения подачи природного газа для выработки электроэнергии, особенно на Северном Кавказе и в центральных районах России, роль атомной энергетики существенно возрастает. В первую очередь это касается острейшей необходимости завершения строительства энергоблоков Ростовской АЭС (схема развития ЕЭС и ОЭС России на период до 2000 года от 24.06.99).

    Результаты государственной экспертизы проекта содержат подробный анализ природных условии, структурно-тектонических, сейсмических, инженерно-геологических и гидрогеологических условий. Проанализирована экологическая безопасность проекта при строительстве и эксплуатации Ростовской АЭС.

    воздействия АЭС на геологическую среду и геологической среды на АЭС;

    воздействия на атмосферный воздух;

    воздействия на водные объекты;

    обращения с радиоактивными отходами;

    воздействия на почвенный покров, земельные и биологические ресурсы.

    Установлены принципы экологического мониторинга, Социальные и эколого-экономиче- ские последствия реализации прлоекта; требования к профессиональному уровню техничесо- го персонала АЭС. Проведена правовая оценка материалов проекта.

    Экологическая экспертиза проекта Ростовской АЭС проведена на основе комплексной оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной деятельности, связанной с реализацией проекта, с учетом требований экологической безопасности, установленных в Российской Федерации, а также достоверности и полноты информации, представленной для рассмотрения экспертной комиссии, созданной в установленном законом порядке.

    Очевядными положительными сторонами проекта строительства Ростовской АЭС являются его высокая социально-экономическая значимость для региона, возможность в перспективе использовать тепловую энергию Ростовской АЭС для теплоснабжения г. Волгодонска, а также создание при Ростовской АЭС энергобиологического комплекса.

    Реализация проекта будет способствовать экономическому и социальному развитию не только района размещения Ростовской АЭС и г. Волгодонска, но и всего Северо-Кавказского региона, обеспечит загрузку мощностей промышленных предприятий региона, повысит конкурентоспособность их продукции за счет существенного снижения стоимости потребляемой ими электроэнергии, что создаст условия для пополнения бюджетов и внебюджетных фондов федерального и регионального уровней, создания новых рабочих мест и объектов социальной инфраструктуры.

    Ввод в эксплуатацию блоков 1 и 2 Ростовской АЭС не повлияет на состояние основных компонентов природной среды, почвенный покров, водные, земельные и биологические ресурсы и на здоровье населения в зоне наблюдения АЭС.

    и Представленные материалы имеют достаточный уровень изученности сейсмологических, сейсмотектонических, инженерно-геологических и гидрогеологических условий размещения площадки Ростовской АЭС. Проектные решения фундаментов зданий и сооружений станции соответствуют особенностям строения геологической среды и обеспечивают экологически безопасную и устойчивую эксплуатацию АЭС на весь расчетный срок. Ожидаемый уровень воздействия станции на геологическую среду является допустимым.

    Радиационная обстановка в районе размещения Ростовской АЭС характеризуется как благополучная, гамма-фон 8—12 мкр/час. Выброс радиоактивных веществ при нормальной эксплуатации АЭС будет во много раз меньше нормативных величин, определенных нкь- 96/99 и СП АС-88/93. Анализ радиационных последствий при запроектных авариях показал, что зона планирования обязательных защитных мероприятий может максимально составлять не более 6 км и в целом проектные решения обеспечивают радиационную оезопас гость персонала и населения.

    Система обращения с жидкими и твердыми радиоактивными отходами соответствует и р мативным требованиям. Все технические и организационные решения по обращению с г направлены иа снижение или исключение дозовой нагрузки на персонал и население, а же охрану окружающей природной среды. КШППРПИЯ

    Проект предусматривает организацию экологического мониторинга в зоне наолюд АЭС для контроля состояния природной среды, эффективности защитных и природоо р ных мероприятий и динамики экологической ситуации. При реализации проекта гостов АЗС необходимо учесть рекомендации и предложения экспертной комиссии, касающиеся у ганизации экологического мониторинга и наблюдений за состоянием здоровья населения-

    Выводы экспертной комиссии 1.

    Экспертная комиссия, рассмотрев доработанный проект строительства Ростовской АЭС, отметила, что представленные материалы по составу и содержанию соответствуют требованиям законодательных актов и нормативных документов Российской Федерации, а также рекомендациям МАГАТЭ.

    Доработанный проект содержит материалы по оценке воздействия Ростовской АЭС на окружающую среду, в которых отражены природоохранные мероприятия и обоснована радиационно-экологическая безопасность намечаемой деятельности. В доработанном проекте учтены замечания и рекомендации государственной экологической экспертизы, проведенной в 1995 году, в частности, представлены материалы по дополнительной оценке структурнотектонической и сейсмической обстановки площадки АЭС, а также информация по состоянию строительных конструкций, оборудования и систем. 2.

    По результатам рассмотрения материалов проекта и с учетом положительных заключений Госатомнадзора России, МЧС России, МПР России, Минздрава России, а также согласований других надзорных и контрольных органов Российской Федерации и Ростовской области экспертная комиссия сочла допустимым уровень воздействия на окружающую среду и население при строительстве и эксплуатации Ростовской АЭС и сочла возможным реализацию проекта в составе 1-го и 2-го энергоблоков.

    Обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на уровне субъектов Российской Федерации, подлежат: ?

    проекты нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, реализация которых может привести к негативному воздействию на окружающую природную среду, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации и регламентирующих хозяйственную деятельность, в том числе использование природных ресурсов и охрану окружающей природной среды, и иную деятельность; ?

    материалы, предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории субъектов Российской Федерации, в том числе: •

    проекты комплексных и целевых социально-экономических, научно-технических и иных программ субъектов Российской Федерации, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду; •

    проекты схем развития отраслей народного хозяйства субъектов Российской Федерации, в том числе промышленности;

    проекты генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил субъектов Российской Федерации; •

    проекты территориальных комплексных схем охраны природы и природопользования;

    проекты инвестиционных программ субъектов Российской Федерации и ор ганов местного самоуправления;

    материалы комплексного экологического обследования участков территорий, находящихся в пределах территории субъекта Российской Федерации, для последующего придания им правового статуса особо охраняемых природных территорий субъектов Российской Федерации и местного значения; документация, обосновывающая соглашения о разделе продукции н концесси онные договоры, а также другие договоры, предусматривающие использова ние природных ресурсов и Сили) отходов производства, находящихся в веде нии субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; все виды градостроительной документации, в том числе:

    обра? И ПРО0КТЫ районной планировки административно-территориальных

    ^ генеральные планы городов, других поселений и их систем; проекты городской и поселковой административной черты, а также сельских поселений; • генеральные планы территорий, подведомственных органам местного самоуправления, а также селитебных, промышленных, рекреационных и других функциональных зон; •

    проекты детальной планировки общественного центра, жилых районов, магистралей городов; •

    проекты застройки кварталов и участков городов и других поселений; •

    проекты рекультивации земель, нарушенных в результате геологоразведочных, добычных, взрывных и иных видов работ; •

    технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением объектов хозяйственной деятельности, находящихся в ведении Российской Федерации, в том числе материалы по созданию гражданами или юридическими лицами Российской Федерации с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц организаций, объем иностранных инвестиций в которые не превышает пятисот тысяч долларов; •

    документация, обосновывающая соглашения о разделе продукции с субъектами предпринимательской деятельности при пользовании участками недр регионального и местного значения; •

    проекты схем охраны и использования водных, лесных, земельных и других природных ресурсов, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, иная проектная документация в этой области, в том числе проекты лесоустройства, землепользования, охотоустройства; материалы, обосновывающие получение лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую природную среду, выдача которых не относится к компетенции федеральных органов исполнительной власти; •

    иные виды документации, которая обосновывает хозяйственную и иную деятельность и реализация которой способна оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду в пределах территории субъекта Российской Федерации; ?

    объекты государственной экологической экспертизы, ранее получившие положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае: •

    доработки объектов государственной экологической экспертизы по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы; •

    изменения условий природопользования специально уполномоченным на то государственным органом в области охраны окружающей природной среды; •

    реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию; •

    внесения изменений в документацию после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.

    ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ Государственная экологическая экспертиза, в том ГОСУДАРСТВЕННОЙ числе повторная, проводится при условии соответ

    ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ствия формы и содержания представляемых заказ

    ЭКСПЕРТИЗЫ чиком материалов требованиям законодательства,

    установленному порядку проведения государствен^ ной экологической экспертизы и при наличии в составе представляемых матеР??_ лов: документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, в оо еме, который определен в установленном порядке, и содержащей материалы оц ки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и и деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе; п

    жительных заключений и (или) документов согласований органов федерального надзора и контроля с органами местного самоуправления, получаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; заключений федеральных органов исполнительной власти по объекту государственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения указанными органами и заключений общественной экологической экспертизы в случае ее проведения; материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.

    Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, образованной специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы для проведения экологической экспертизы конкретного объекта.

    Результатом проведения государственной экологической экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы.

    В состав экспертной комиссии государственной экологической экспертизы включаются внештатные эксперты, а также ее штатные сотрудники и штатные сотрудники ее территориальных органов. Экспертом государственной экологической экспертизы является специалист, обладающий научными и (или) практическими познаниями по рассматриваемому вопросу. Экспертом государственной экологической экспертизы не может быть представитель заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, или разработчика объекта государственной экологической экспертизы, гражданин, состоящий в трудовых или иных договорных отношениях с указанным заказчиком или с разработчиком объекта государственной экологической экспертизы, а также представитель юридического лица, состоящего с указанным заказчиком или с разработчиком объекта государственной экологической экспертизы в таких договорных отношениях.

    Заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе, и о возможности реализации объекта государственной экологической экспертизы, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.

    Положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы.

    В случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную государственную эколо- ическую экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний, изложен- йх в данном отрицательном заключении. Заключения государственной экологиче- К0И экспертизы могут быть оспорены в судебном порядке.

    . РБЯ3АНН0СТИ Заказчики документации, подлежащей экологиче- ЗАКАЗЧИКОВ ЭКСПЕРТИЗЫ ской экспертизе; имеют право:

    ^ получать от специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы, организующего проведение государственной эколо- ическои экспертизы, информацию о сроках проведения экологической экспер- тизы, затрагивающей интересы этих заказчиков;

    получать для ознакомления от специально уполномоченного государственного ргана в области экологической экспертизы, организующего проведение государственной экологической экспертизы, нормативно-технические и инструктив-

    мето диче с ки е документы о проведении государственной экологической экс- ?

    обращаться в специально уполномоченные государственные органы в области экологической экспертизы, организующие проведение государственной экологической экспертизы, с требованиями устранения нарушений установленного порядка проведения государственной экологической экспертизы; ?

    представлять пояснения, замечания, предложения в письменной или устной форме относительно объектов государственной экологической экспертизы; оспаривать заключения государственной экологической экспертизы в судебном порядке; предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного умышленным нарушением законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе.

    Заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе, обязаны: ?

    представлять на экологическую экспертизу требуемую документацию в соответствии с законодательством, в том числе на повторное проведение государственной экологической экспертизы; ?

    оплачивать проведение государственной экологической экспертизы; ?

    передавать специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы и общественным организациям (объединениям), организующим проведение экологической экспертизы, необходимые материалы, сведения, расчеты, дополнительные разработки относительно объектов экологической экспертизы; ?

    осуществлять намечаемую хозяйственную и иную деятельность в соответствии с документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы; ?

    передавать данные о выводах заключения государственной экологической экспертизы в банковские организации для открытия финансирования реализации объекта государственной экологической экспертизы. 11.5.2.

    Общественная экологическая экспертиза

    Граждане и общественные организации (объединения) в области экологической экспертизы имеют право: ?

    выдвигать предложения об общественной экологической экспертизе хозяйственной й иной деятельности, реализация которой затрагивает экологические интересы населения, проживающего на данной территории; ?

    направлять в письменной форме специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы аргументированные предложения по экологическим аспектам намечаемой хозяйственной и иной деятельности; ?

    получать от специально уполномоченных государственных органов в ^ области экологической экспертизы, организующих проведение государственной экологической экспертизы конкретных объектов экологической экспертизы, информацию о результатах ее проведения;

    и осуществлять иные действия в области экологической экспертизы, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

    Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициа тиве граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициатив органов местного самоуправления общественными организациями (объединени ми), основным направлением деятельности которых в соответствии с их устава является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и ир в дение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, устан ленном законодательством Российской Федерации.

    Общественная экологическая экспертиза может ^проводиться в отношении о ектов, подлежащих государственной экологической экспертизе, за исключе?вея_ объектов экологической экспертизы, сведения о которых составляют государс ную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну. Общественная логическая экспертиза проводится до проведения государственной экологич экспертизы или одновременно с ней, а также может проводиться независи проведения государственной экологической экспертизы тех же объектов экологической экспертизы.

    Общественная экологическая экспертиза осуществляется при условии государственной регистрации заявления общественных организаций (объединений) о ее проведении.

    Заключение общественной экологической экспертизы направляется специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы, осуществляющим государственную экологическую экспертизу, заказчику документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, органам, принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы, органам местного самоуправления и может передаваться другим заинтересованным лицам. Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.

    [1р11Мгр пбщттчшоп лио.тгп’к’гкпн .»кгиримы

    Общественная экологическая экспертиза проекта строительства завода по переработке твердых бытовых отходов (ТБО) в г. Троицке проводилась московской региональной общественной организацией ЭКОЛАЙН по просьбе инициативной группы жителей г. Троицка. Экспертиза зарегистрирована в установленном законом порядке. В качестве объекта экспертизы выбран том проекта «Оценка воздействия на окружающую среду».

    Решение данной проблемы предлагается путем осуществления строительства в промышленно-складской зоне города Троицка мусороперерабатывающего завода мощностью 30 тыс. тонн в год, основанного на применении технологии термической обработки ТБО в шлаковом расплаве с последующим получением металла и прошивных матов.

    Общественная комиссия пришла к выводу, что проект строительства и эксплуатации завода по переработке твердых бытовых и промышленных отходов в г. Троицке в представленном к экспертизе виде не может быть разрешен к реализации, поскольку (а) проведенная заказчиком оценка воздействия на окружающую среду обладает рядом серьезных недостатков и не соответствует действующей нормативно-правовой базе; (б) проект разработан с нарушениями требований экологической безопасности и существующих нормативов.

    Проведенная заказчиком оценка воздействия на окружающую среду обладает рядом серьезных недостатков, не соответствует действующей нормативно-правовом базе и не может служить экологическим обоснованием строительства МПЗ, в частности, в томе ОВОС отсутствует как описание объектов экологического воздействия (окружающей среды, здоровья населения и т. д.) и их современного состояния, так и ожидаемых изменений вследствие реализации проекта МСЗ, а также оценка значимости этих изменений для окружающей среды, здоровья и качества жизни населения.

    Проект разработан без привязки к конкретным местным потокам твердых бытовых отходов (составляющим на настоящий момент 12 тыс. тонн в год), без учета их сезонных и долговременных изменений; в результате сомнительными представляются как возможность непрерывной безаварийной работы завода, так и постоянство состава твердых отходов, выбросов и сбросов и безопасность конечной продукции.

    Проект приведет к ряду отрицательных необратимых воздействий на окружающую среду и здоровье населения, масштабы многих из которых на настоящий момент даже трудно оце- ить; среди таких воздействий в первую очередь следует упомянуть воздействие выбросов котоксикантоБ на здоровье, изменение гидрологического режима прилегающих территорий, здействие шума и выбросов как от самого завода, так и от транспорта, перевозящего к не- V мусор, воздействие выбросов на лесопарковый пояс Москвы н т. д. пии тЖ6?6 не пРеДУсмотРена его интеграция с другими методами сокращения и утплиза- 0 “Ч: Такой подход к решению проблемы отстает от мирового уровня на 15 — 20 лет. выводы и рекомендации 6отор 1ИССИЯ пРишла к выводу, что проект строительства и эксплуатации завода по перера- тнзе п 1Х ЫТ0ВЬ1Х и промышленных отходов в г. Троицке в представленном к экспер- оценкя не„Может быть разрешен к реализации, поскольку: (а) проведенная заказчиком ветст^

Смотрите так же:  Возврат из магазинов оптом

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *