Экспертиза муниципальных правовых актов

Статья 8. Правовая экспертиза муниципальных нормативных правовых актов

Статья 8. Правовая экспертиза муниципальных нормативных правовых актов

1. Уполномоченный орган проводит правовую экспертизу муниципальных нормативных правовых актов, включенных в Регистр, на соответствие Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству и законодательству Республики Крым, уставу муниципального образования.

Правовая экспертиза проводится в отношении основного (первоначального) муниципального нормативного правового акта с учетом внесенных в него изменений (дополнений).

Правовая экспертиза не проводится в отношении признанных утратившими силу муниципальных нормативных правовых актов либо муниципальных нормативных правовых актов, срок действия которых истек.

Правовая экспертиза проводится в месячный срок со дня поступления муниципального акта в уполномоченный орган. При необходимости срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

2. При правовой экспертизе проводится правовая оценка формы правового акта, его целей и задач, предмета правового регулирования, компетенции органа, принявшего правовой акт, содержащихся в нем норм, наличия коррупциогенных факторов, порядка принятия, обнародования (опубликования) на предмет соответствия требованиям Конституции Российской Федерации и федеральных законов, а также оценка соответствия правового акта требованиям юридической техники (в том числе проверка наличия необходимых реквизитов).

3. В случае выявления несоответствия муниципального нормативного правового акта Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству и законодательству Республики Крым, уставу муниципального образования составляется экспертное заключение уполномоченного органа.

В случае если по результатам правовой экспертизы в муниципальном нормативном правовом акте не выявлено положений, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству и законодательству Республики Крым, уставу муниципального образования, экспертное заключение уполномоченного органа не составляется, на муниципальном нормативном правовом акте в республиканском регистре ставится отметка о его соответствии федеральному законодательству и законодательству Республики Крым, уставу муниципального образования с указанием даты проведения экспертизы, фамилии, инициалов уполномоченного лица, проводившего правовую экспертизу.

Информация об изменениях:

Законом Республики Крым от 22 сентября 2015 г. N 139-ЗРК/2015 в часть 4 внесены изменения

4. Экспертное заключение уполномоченного органа о несоответствии муниципального нормативного правового акта Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству и законодательству Республики Крым, уставу муниципального образования направляется в орган местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления, принявшему (издавшему) муниципальный нормативный правовой акт, а также в Совет министров Республики Крым.

Совет министров Республики Крым в соответствии с пунктом «е» части 2 статьи 21 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Конституции Республики Крым, законам и иным нормативным правовым актам Республики Крым, а также вправе обратиться в суд.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

«О Порядке проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов (указать наименование соответствующего муниципального образования), принимаемых (соответственно представительным органом муниципального образования, местной администрацией – исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и иными органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа в случае их создания), и их проектов»

(оформляется на официальном бланке)

«О Порядке проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов (указать наименование соответствующего муниципального образования), принимаемых (соответственно представительным органом муниципального образования, местной администрацией – исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и иными органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа в случае их создания), и их проектов»

В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25 сентября 2008 года № 86-оз «О мерах по противодействию коррупции в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»

1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов _________________, принимаемых _________________, и их проектов.

2. Уполномочить (указать наименование структурного подразделения органа местного самоуправления либо должность лица, уполномоченного на проведение антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов _________________, принимаемых _________________, и их проектов).

3. Опубликовать (обнародовать) настоящее _____________ в ___________ (указать источник официального опубликования).

Подпись Инициалы, фамилия

проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов (указать наименование соответствующего муниципального образования), принимаемых (соответственно представительным органом муниципального образования, местной администрацией – исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и иными органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа в случае их создания), и их проектов (далее – Порядок)

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок определяет последовательность проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов ____________, принимаемых ____________, и их проектов (далее – антикоррупционная экспертиза).

2. Предметом антикоррупционной экспертизы являются муниципальные нормативные правовые акты и их проекты.

3. Антикоррупционная экспертиза проводится в целях:

выявления в документах, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, коррупциогенных факторов;

разработки предложений, направленных на устранение или ограничение действия выявленных коррупциогенных факторов;

систематизации практики в сфере антикоррупционной экспертизы для ее учета при разработке проектов муниципальных нормативных правовых актов.

4. Антикоррупционная экспертиза в (указать орган принятия) проводится в соответствии с настоящим Порядком, методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

5. Антикоррупционная экспертиза не проводится в отношении отмененных или утративших силу муниципальных нормативных правовых актов.

II. Проведение антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов

6. Антикоррупционная экспертиза проектов муниципальных нормативных правовых актов проводится специалистами юридической службы либо лицом, уполномоченным на проведение антикоррупционной экспертизы.

7. По результатам антикоррупционной экспертизы составляется заключение.

8. В заключении отражаются следующие сведения:

дата и регистрационный номер заключения;

основание для проведения антикоррупционной экспертизы;

реквизиты проекта нормативного правового акта (наименование вида документа, наименование проекта нормативного правового акта);

выявленные положения проекта нормативного правового акта, способствующие созданию условий для проявления коррупции, с указанием структурных единиц проекта документа (раздела, подраздела, пункта, подпункта, абзаца);

перечень выявленных коррупциогенных факторов;

предложения по устранению коррупциогенных факторов.

9. В заключении также отражаются возможные негативные последствия сохранения в проекте муниципального нормативного правового акта выявленных коррупциогенных факторов.

10. Срок проведения антикоррупционной экспертизы проекта муниципального нормативного правового акта составляет (указать количество дней) со дня поступления в юридическую службу либо лицу, уполномоченному на проведение антикоррупционной экспертизы.

11. Заключение на проект муниципального нормативного правового акта подлежит рассмотрению (указать орган местного самоуправления, к ведению которого относится данный проект) – разработчиком проекта муниципального нормативного правового акта в (указать количество дней) срок со дня его получения.

12. Положения проекта муниципального нормативного правового акта, способствующие созданию условий для проявления коррупции, выявленные в ходе антикоррупционной экспертизы, устраняются на стадии доработки такого проекта его разработчиками.

III. Проведение антикоррупционной экспертизы действующих муниципальных нормативных правовых актов

13. Антикоррупционная экспертиза действующих муниципальных нормативных правовых актов проводится специалистами юридической службы либо лицом, уполномоченным на проведение антикоррупционной экспертизы в соответствии с планом проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, утверждаемым (указать уполномоченное должностное лицо органа местного самоуправления).

14. В случае необходимости к участию в проведении антикоррупционной экспертизы могут привлекаться лица (эксперты), имеющие специальные знания в соответствующей сфере правоотношений.

15. В случае выявления в муниципальном нормативном правовом акте коррупциогенного фактора в заключении указываются предложения о необходимости внесения в данный нормативный правовой акт изменений в целях устранения или ограничения действия выявленного коррупциогенного фактора.

16. Результаты антикоррупционной экспертизы отражаются в заключении.

17. Срок проведения антикоррупционной экспертизы муниципального нормативного правового акта составляет (указать количество дней) со дня поступления в юридическую службу либо лицу, уполномоченному на проведение антикоррупционной экспертизы.

18. Заключение на действующий муниципальный нормативный правовой акт подлежит рассмотрению (коллегиальным органом по противодействию коррупции (в случае ее создания) либо указать орган местного самоуправления, к ведению которого относится данный акт) – разработчиком проекта муниципального нормативного правового акта в (указать количество дней) срок со дня его получения.

IV. Независимая антикоррупционная экспертиза

19. Юридические и физические лица, аккредитованные Министерством юстиции Российской Федерации в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет собственных средств проводить антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (далее – независимая антикоррупционная экспертиза).

20. Для проведения независимой антикоррупционной экспертизы (указать орган местного самоуправления, к ведению которого относится данный акт) – разработчик проекта муниципального нормативного правового акта размещает его на официальном сайте в сети Интернет (обнародует его на ______) в течение рабочего дня, не позднее следующего за днем согласования проекта муниципального нормативного правового акта (указать уполномоченное должностное лицо органа местного самоуправления).

21. При размещении проектов нормативных правовых актов для проведения независимой антикоррупционной экспертизы на официальном сайте в сети Интернет указывается адрес электронной почты для направления экспертных заключений, а также даты начала и окончания приема заключений по результатам независимой экспертизы.

22. Срок проведения независимой антикоррупционной экспертизы устанавливается разработчиком проекта муниципального нормативного правового акта, исчисляется со дня размещения проекта на официальном сайте в сети Интернет и не может быть менее (указать количество дней).

23. Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению разработчиком проекта (муниципального нормативного правового акта), которому оно направлено, в порядке и сроки, предусмотренные федеральным законодательством.

24. Результаты независимой антикоррупционной экспертизы отражаются в заключении.

Обзор экспертизы муниципальных нормативных правовых актов Красноярского края (по состоянию на 1 апреля 2017 года)

В соответствии с Указом Губернатора Красноярского края от 23.03.2009 № 51-уг «Об утверждении Порядка проведения юридической экспертизы муниципальных нормативных правовых актов Красноярского края» управлением Губернатора Красноярского края по организации взаимодействия с органами местного самоуправления проводится юридическая экспертиза муниципальных нормативных правовых актов, представленных муниципальными образованиями Красноярского края для включения в Регистр муниципальных нормативных правовых актов.

1. В результате правовой экспертизы выявлены несоответствия действующему законодательству в муниципальных правовых актах, определяющих порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования

В муниципальных правовых актах при установлении требований к кандидатам на должность главы муниципального образования определяются не все установленные действующим законодательством ограничения пассивного избирательного права для избрания выборным должностным лицом местного самоуправления, что указывает на несоответствие муниципальных актов требованиям пункта 2.1. статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральному закону от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Данные несоответствия выявлены в муниципальных актах Уральского сельского Совета депутатов, Саянского поселкового Советов депутатов Рыбинского района, Гляденского сельского Совета депутатов Назаровского района, Чулымского сельского Совета депутатов, Комского сельского Совета депутатов Новоселовского района, Двинского сельского Совета депутатов Тюхтетского района и иных.

В отдельных муниципальных актах при определении порядка подведения итогов конкурса устанавливается, что конкурсная комиссия для представления в представительный орган муниципального образования из кандидатов, набравших наибольшую сумму баллов по итогам конкурса, определяет не более двух к андидатов. Из указанных положений следует, что в представительный орган может быть представлен и один кандидат, что не соответствует абзацу девятому части 2.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно федеральному закону представительному органу муниципального образования для проведения голосования по кандидатурам на должность главы муниципального образования представляется не менее двух зарегистрированных конкурсной комиссией кандидатов.

Данные несоответствия выявлены в решениях Ангарского сельского Совета депутатов, Новохайского сельского Совета депутатов Богучанского района.

2. В результате правовой экспертизы выявлены несоответствия действующему законодательству в муниципальных правовых актах об установлении схемы избирательных округов

Согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» представительный орган муниципального образования утверждает схему избирательных округов. При утверждении схемы многомандатных избирательных округов в ней должно быть указано количество мандатов, замещаемых в округе. Вместе с тем, в утверждаемых муниципальными актами схемах не содержится данной информации, что указывает на их несоответствие закону.

Данные несоответствия выявлены в решениях Чуноярского сельского Совета депутатов, Осиновомысского сельского Совета депутатов Богучанского района.

3. В результате правовой экспертизы выявлены муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления вне пределов их компетенции при определении порядка проведения публичных слушаний, а также содержащие несоответствующие действующему законодательству положения

Согласно части 4 статьи 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

В отдельных муниципальных образованиях при назначении публичных слушаний в постановлениях местной администрации одновременно устанавливается порядок их проведения, что указывает на превышение пределов компетенции местной администрации при принятии данных актов.

Данное несоответствие выявлено в постановлении Администрации города Артемовска Курагинского района 09.12.2016 № 130-п «О проведении публичных слушаний по внесению изменений в Правила землепользования и застройки города Артемовска Курагинского района» в части утверждения порядка проведения публичных слушаний.

В муниципальных правовых актах при определении вопросов, подлежащих обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, не учитываются изменения федерального законодательства.

В частности, не учитывается, что в соответствии с действующей редакцией Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проект устава муниципального образования, а также проект муниципального нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав должны выноситься на публичные слушания, кроме случаев, когда в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами. Проекты правил благоустройства территорий, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, также подлежат рассмотрению на публичных слушаниях.

Данные несоответствия выявлены в решениях Нижнетерянского сельского Совета депутатов Богучанского района, Шошинского сельского Совета депутатов Минусинского района.

4. В результате правовой экспертизы выявлены несоответствия действующему законодательству в муниципальных правовых актах, устанавливающих гарантии муниципальному служащему, лицу, замещающему муниципальную должность на постоянной основе

1) В связи с изменением федерального законодательства в области пенсионного обеспечения 22.12.2016 принят Закон Красноярского края «О внесении изменений в Закон края «Об особенностях организации и правового регулирования государственной гражданской службы Красноярского края» и в статью 9 Закона края «Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае». Данным законом внесены существенные изменения, касающиеся перечня условий для возникновения права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим, гарантий лицам, имеющим стаж муниципальной службы не менее 25 лет, перечня случаев для перерасчета размера пенсии за выслугу лет муниципальным служащим, а также приведены к единообразию понятия, используемые в пенсионном законодательстве.

Большинство муниципальных правовых актов, устанавливающих гарантии пенсионного обеспечения муниципального служащего, не соответствуют действующему федеральному и краевому законодательству.

В связи с принятием указанного закона края муниципальные правовые акты подлежат приведению в соответствие с ним.

Данные несоответствия выявлены в решениях Знаменского сельского Совета депутатов Минусинского района, Чулымского сельского Совета депутатов Новоселовского района.

2) Органами местного самоуправления при установлении порядка и условий предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска муниципальным служащим с ненормированным рабочим днем не учитываются изменения краевого законодательства.

Согласно статье 119 Трудового кодекса Российской Федерации работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого не может быть менее трех календарных дней.

Согласно части 3 статьи 8 Закона края «Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае» муниципальным служащим, осуществляющим муниципальную службу на условиях ненормированного рабочего дня, в соответствии с муниципальным правовым актом может быть установлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный рабочий день продолжительностью 3 календарных дня.

Смотрите так же:  Уголовный кодекс армянской сср 1961 года ст 75

В муниципальных правовых актах неверно указывается количество дней дополнительного оплачиваемого отпуска, предоставляемого муниципальному служащему за ненормированный рабочий день, например, в актах указывается, что данный отпуск может составлять до 3 дней, что не соответствует закону.

Данное несоответствие выявлено в постановлении администрации Михайловского сельсовета Дзержинского района.

3) Не учитываются органами местного самоуправления изменения действующего законодательства и в области оплаты труда муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности на постоянной основе.

При определении в муниципальных правовых актах составляющих денежного содержания, не учитывается, что единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска не является выплатой за отработанное время.

При определении порядка формирования фонда оплаты труда не учитываются положения постановления Совета администрации Красноярского края от 29.12.2007 № 512-П «О нормативах формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, лиц, замещающих иные муниципальные должности, и муниципальных служащих», согласно которым среднемесячный базовый должностной оклад для расчета предельного размера фонда оплаты труда для муниципальных образований с VI по VIII группу определяется на уровне предельного размера должностного оклада по должности «ведущий специалист» с коэффициентом 1,08.

Данные изменения законодательства не учтены в решениях Благовещенского сельского Совета депутатов, Успенского сельского Совета депутатов Ирбейского района, Павловского сельского Совета депутатов Назаровского района, Комского сельского Совета депутатов Новоселовского района, Черемушкинского сельского Совета депутатов Балахтинского района, сельских поселений Тюхтетского района, сельских поселений Канского района, и иных.

Обращаю внимание органов местного самоуправления на изменение в ближайшее время краевого законодательства в области пенсионного обеспечения лиц, замещающих муниципальные должности на постоянной основе, а также в части установления квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы. После принятия законов края по указанным вопросам необходимо будет привести муниципальные правовые акты в соответствие с ними.

Администрация Губернатора Красноярского края
Правительство Красноярского края

660009, Красноярский край г. Красноярск, пр. Мира, 110

Отдел служебных писем (служебная корреспонденция):
телефон: +7 (391) 249-30-26, факс: +7 (391) 211-00-82
e-mail: [email protected] (для служебных писем)

Обращения граждан:
телефон: + 7 (391) 249-30-40, факс: +7 (391) 249-33-01

Cправочные телефоны:

Социальная защита и социальное обслуживание
телефон: 8-800-350-20-50

Здравоохранение и лекарственное обеспечение
телефон: 8-800-700-000-3

Консультации по вопросам ЖКХ
телефон: 8-800-333-7007

Единая справочная служба МФЦ
телефон: 8-800-200-3912

Правовая экспертиза муниципальных актов

Статью подготовил ведущий корпоративный юрист Шаталов Станислав Карлович. Связаться с автором

Вернуться назад на Муниципальный акт

Правовая экспертиза муниципальных нормативных правовых актов осуществляется в целях контроля их соответствия Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, законодательству (далее — действующее законодательство).

Основанием для проведения правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов является соответствующее обращение органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, должностных лиц, организаций и граждан (далее — заявители) или поручения руководителя аппарата Правительства, руководителя Главного правового управления аппарата Правительства (далее — Главное правовое управление).

Проведение правовой экспертизы осуществляется Главным правовым управлением с привлечением в случае необходимости специалистов в соответствующих областях. По решению руководителя Главного правового управления осуществление отдельных действий по проведению правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов может быть поручено государственному бюджетному учреждению «Региональный центр управления государственными и муниципальными информационными системами и ресурсами» (далее — ГБУ СО «РЦУП»).

Правовая экспертиза муниципальных нормативных правовых актов проводится в срок, не более 30 дней со дня поступления муниципального нормативного правового акта на экспертизу.

При необходимости этот срок может быть продлен по решению руководителя Главного правового управления не более чем на 30 дней с уведомлением об этом заявителя, направившего обращение, или руководителя аппарата Правительства в случае проведения экспертизы на основании соответствующего поручения. Проведение правовой экспертизы

На правовую экспертизу из регистра муниципальных нормативных правовых актов представляется копия муниципального нормативного правового акта в документальном виде (на бумажном носителе), заверенная в порядке, установленном муниципальными правовыми актами соответствующего муниципального образования.

При проведении правовой экспертизы устанавливаются:

— правовые основания, обусловившие принятие муниципального нормативного правового акта;
— предмет регулирования и его соответствие предметам ведения местного самоуправления, установленным действующим законодательством;
— необходимость и достаточность муниципального нормативного правового акта для урегулирования общественных отношений в соответствующей сфере;
— компетенция принявшего муниципальный нормативный правовой акт органа местного самоуправления (должностного лица);
— соблюдение порядка принятия (издания) муниципального нормативного правового акта;
— наличие в муниципальном нормативном правовом акте норм и положений, противоречащих нормам действующего законодательства;
— соблюдение порядка введения муниципального нормативного правового акта в действие.

При оценке компетенции органа местного самоуправления на принятие муниципального нормативного правового акта необходимо руководствоваться нормами действующего законодательства, закрепляющими соответствующие полномочия органов местного самоуправления.

Не проводится правовая экспертиза отмененных или признанных утратившими силу муниципальных нормативных правовых актов.

При поступлении муниципального нормативного правового акта, вносящего изменение (дополнение) в ранее принятый муниципальный нормативный правовой акт, проводится правовая экспертиза измененного (дополненного) муниципального нормативного правового акта и составляется экспертное заключение на измененный (дополненный) муниципальный нормативный правовой акт.

Если муниципальный нормативный правовой акт, вносящий изменение (дополнение) в ранее принятый муниципальный нормативный правовой акт, устанавливает также самостоятельные нормы, или вносит изменения (дополнения) в большое количество муниципальных нормативных правовых актов, или по результатам правовой экспертизы будет признан не соответствующим действующему законодательству, составляется экспертное заключение на муниципальный нормативный правовой акт о внесении изменений (дополнений).

При проведении правовой экспертизы муниципального нормативного правового акта, отменяющего или признающего утратившим силу другой муниципальный нормативный правовой акт, кроме установления фактов, также оценивается возможность возникновения пробелов в правовом регулировании в результате отмены (признания утратившим силу) муниципального нормативного правового акта.

Если при анализе конкретных норм права возникает расхождение между действующими нормативными правовыми актами, регулирующими одни и те же правоотношения, необходимо руководствоваться общепринятыми положения ми коллизионного права:

— приоритет нормы, обладающей более высокой юридической силой;
— приоритет специальной нормы перед общей;
— приоритет нормы, принятой позднее.

В ходе проведения правовой экспертизы также оценивается соблюдение правил юридической техники при подготовке муниципального нормативного правового акта, то есть наличие необходимого набора реквизитов, построение, правильность использования юридической терминологии.

Муниципальный нормативный правовой акт, как правило, должен иметь следующие реквизиты (элементы):

— вид (форма) муниципального нормативного правовой акта;
— наименование органа (должностного лица), принявшей (издавшего) муниципальный нормативный правовой акт;
— название муниципального нормативного правового акта в котором в краткой форме должен быть отражен предмет правового регулирования и которое должно соответствовал содержанию муниципального нормативного правового акта;
— дата и место принятия и (или) подписания муниципального нормативного правового акта;
номер муниципального нормативного правового акта;
— полное наименование должности лица, подписавшего муниципальный нормативный правовой акт;
— дата (срок) и порядок вступления муниципального нормативного правового акта в силу.

При оценке юридических терминов должно быть проанализировано следующее:

— употребляется ли один и тот же термин в данном муниципальном нормативном правовом акте в одном и том же значении;
— имеют ли термины общепринятое значение;
— обеспечено ли единство понятий и терминологий с понятиями и терминологией, используемыми в федеральном законодательстве и законодательстве.

Основными признаками противоречия муниципального нормативного правового акта действующему законодательству являются:

— принятие (издание) муниципального нормативного правового акта органом (должностным лицом), к компетенции которого не относится регулирование соответствующих правоотношений, либо его издание с превышением полномочий, предоставленных данному органу (должностному лицу);
— наличие в муниципальном нормативном правовом акте норм и положений, противоречащих нормам действующего законодательства;
— принятие (издание) муниципального нормативного правового акта во исполнение недействующего нормативного правового акта;
— неправильный выбор вида (формы) нормативного правового акта, примененного при принятии (издании) муниципального нормативного правового акта;
— нарушение порядка принятия (издания) муниципального нормативного правового акта;
— нарушение порядка введения муниципального нормативного правового акта в действие.

Противоречие муниципального нормативного правового акта действующему законодательству может быть установлено и по иным основаниям, которые отдельно указываются в экспертном заключении.

В случае воспроизведения в муниципальных нормативных правовых актах норм действующего законодательства вопрос о законности (обоснованности) такого воспроизведения разрешается применительно к каждому конкретному случаю.

По результатам проведенной правовой экспертизы принимается решение о соответствии (несоответствии) муниципального нормативного правового акта действующему законодательству и подготавливается соответствующее экспертное заключение.

Муниципальное право
Федеральный акт
Нормативный акт
Локальный акт
Трудовой акт

Экспертиза муниципальных правовых актов

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТОМСКА

от 06 июля 2009 года № 578

Об экспертизе муниципальных правовых актов и их проектов в администрации Города Томска и ее органах

(с изменениями на 7 ноября 2020 года)

________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Администрации Города Томска от 07 ноября 2020 года № 1012

В целях повышения качества подготовки муниципальных правовых актов, реализации требований действующего законодательства Российской Федерации и Томской области о противодействии коррупции, руководствуясь пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», пунктом 3 части 1 статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, Уставом Города Томска,
(Преамбула в редакции, введенной в действие Постановлением Администрации Города Томска от 02 июня 2015 года № 482

1) Положение о проведении экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов в администрации Города Томска и ее органах согласно приложению 1 к настоящему постановлению;

2) форму плана проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов согласно приложению 2 к настоящему постановлению.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 01.07.2016 года Постановлением Администрации Города Томска от 27 июня 2016 года № 591

2. Заместителю Мэра Города Томска — Руководителю аппарата администрации Города (А.И. Цымбалюк), руководителям органов администрации Города Томска довести требования настоящего постановления до сведения муниципальных служащих, а также иных лиц, осуществляющих проведение экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов в администрации Города Томска и ее органах.
(Пункт в редакции, введенной в действие Постановлением Администрации Города Томска от 29 сентября 2014 года № 969

3. Муниципальным служащим, а также иным лицам, осуществляющим проведение экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов, руководствоваться положениями настоящего постановления.
(Пункт в редакции, введенной в действие Постановлением Администрации Города Томска от 16 апреля 2013 года №375

4. (Пункт исключен с 01.07.2016 года Постановлением Администрации Города Томска от 27 июня 2016 года № 591

4.1. Контрольному управлению администрации Города Томска (Л.В. Берг) обеспечить:

1) формирование утверждаемого администрацией Города Томска плана проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов по форме и в сроки, установленные настоящим постановлением;

2) контроль исполнения утверждаемого администрацией Города Томска плана проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 01.07.2016 года Постановлением Администрации Города Томска от 27 июня 2016 года № 591

5. Пункт утратил силу согласно постановления Администрации Города Томска от 07 ноября 2020 года № 1012.

Мэр Города Томска
Н.А. Николайчук

Приложение 1 к постановлению. Положение о проведении экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов в администрации города томска и ее органах

Приложение 1
к постановлению администрации Города Томска от 06.07.2009 № 578
(в редакции, введенной в действие
Постановлением Администрации Города Томска от 02 июня 2015 года № 482, —
см. предыдущую редакцию)

Положение
о проведении экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов в администрации города томска и ее органах

1. Общие положения

1.1. Настоящим Положением устанавливается порядок проведения экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов.

Экспертиза муниципальных правовых актов и их проектов (далее — правовых актов) включает в себя, проведение проверки правовых актов на предмет:

— целесообразности, обоснованности и эффективности управленческого решения;

— законности правового акта;

— наличия коррупциогенных факторов, их оценки и выработки рекомендаций по их устранению.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 01.07.2016 года Постановлением Администрации Города Томска от 27 июня 2016 года № 591

Настоящее положение рекомендовано должностным лицам администрации Города Томска и ее органов к неукоснительному руководству при осуществлении подготовки проектов муниципальных правовых актов

1.2. В настоящем Положении используются следующие понятия:

Муниципальный правовой акт — решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер.

Федеральное законодательство (законодательство Российской Федерации) — Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, а также действующие в настоящее время правовые акты федеральных органов власти СССР и РСФСР.

Законодательство Томской области — законы Томской области и иные правовые акты Законодательной Думы Томской области, правовые акты Губернатора Томской области, Администрации Томской области и иных исполнительных органов государственной власти Томской области, а также действующие в настоящее время правовые акты ранее существовавших органов власти Томской области.

Антикоррупционная экспертиза муниципального правового акта (проекта муниципального правового акта) — деятельность уполномоченных лиц, направленная на выявление в тексте муниципальных нормативных правовых актов администрации Города Томска и руководителей органов администрации Города Томска, проектов муниципальных нормативных правовых актов администрации Города Томска и руководителей органов администрации Города Томска коррупциогенных факторов, по оценке коррупциогенных факторов и выработке рекомендаций по их устранению.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 01.07.2016 года Постановлением Администрации Города Томска от 27 июня 2016 года № 591

Нормативный муниципальный правовой акт — принятый (принимаемый) в установленном порядке акт уполномоченного на то органа или должностного лица местного самоуправления, содержащий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Уполномоченный орган в сфере противодействия коррупции — орган администрации Города Томска, осуществляющий функции в сфере противодействия коррупции в администрации Города Томска и ее органах.
Юридическая служба органа администрации Города Томска — структурное подразделение органа администрации Города Томска, на которое возложено осуществление функций по правовому сопровождению деятельности соответствующего органа администрации Города Томска.
Должностное лицо, осуществляющее правовое сопровождение органа администрации Города Томска, — сотрудник органа администрации Города Томска, осуществляющий в соответствии с установленными должностными обязанностями правовое сопровождение деятельности соответствующего органа администрации Города Томска.

Уполномоченный орган в сфере правового обеспечения — орган администрации Города Томска, осуществляющий функции в сфере правового сопровождения деятельности Мэра Города Томска и администрации Города Томска.
(Пункт в редакции, введенной в действие Постановлением Администрации Города Томска от 09 января 2014 года № 5

1.3. Экспертиза правовых актов проводится:

— при подготовке проектов правовых актов;

— при согласовании (визировании) проектов правовых актов;

— при проверке законности и степени коррупциогенности действующих муниципальных правовых актов в ходе текущих и внеплановых мероприятий, в том числе в ходе постоянного контроля за изменениями действующего законодательства по направлениям деятельности органа администрации Города Томска, в связи с поступлением актов прокурорского реагирования, обращений государственных и муниципальных органов, физических и юридических лиц;

— при подготовке служебных и аналитических материалов о возможности принятия и реализации правовых актов;

— в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством и муниципальными правовыми актами города Томска.

1.4. Проведение экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов осуществляют:

1) исполнитель проекта муниципального правового акта, руководитель органа администрации Города Томска, в котором подготовлен проект правового акта, а также заместитель Мэра Города Томска, курирующий деятельность соответствующего органа администрации Города Томска;

2) сотрудники органов администрации Города Томска в ходе постоянного контроля за изменениями действующего законодательства и муниципальных правовых актов муниципального образования «Город Томск» по направлениям деятельности органа администрации Города Томска;

3) муниципальные служащие, а также иные лица, указанные в плане проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов в качестве ответственных исполнителей, а также осуществляющие антикоррупционную экспертизу по специальному поручению Мэра Города Томска и его заместителей;

4) сотрудники юридических служб органов администрации Города Томска и должностные лица, осуществляющие правовое сопровождение органа администрации Города Томска;

5) сотрудники уполномоченного органа в сфере правового обеспечения;

6) сотрудники уполномоченного органа в сфере противодействия коррупции.
Порядок, формы и предмет проведения экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов указанными в настоящем пункте Положения лицами определяются настоящим Положением.
(Пункт в редакции, введенной в действие Постановлением Администрации Города Томска от 09 января 2014 года № 5

1.5. Оценка целесообразности, обоснованности и эффективности управленческого решения, осуществляется при подготовке проекта правового акта, в том числе всеми лицами, согласующими (визирующими) проект правового акта.

Положительная оценка правового акта выражается в форме его согласования (визирования) соответствующим должностным лицом.

2. Проведение экспертизы

2. Проведение экспертизы на предмет законности

2.1. Экспертиза муниципальных правовых актов и их проектов на предмет законности осуществляется в целях обеспечения соответствия подготавливаемых и действующих муниципальных правовых актов федеральному законодательству, законодательству Томской области, муниципальным правовым актам муниципального образования «Город Томск» более высокой юридической силы, а также в целях обеспечения сочетания положений разрабатываемого или принятого муниципального правового акта с иными действующими муниципальными правовыми актами равной или меньшей юридической силы.

2.2. Экспертиза муниципальных правовых актов и их проектов в администрации Города Томска и ее органах на предмет законности осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства, а также положениями Методики проведения экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов на предмет законности, содержащейся в приложении к настоящему Положению.

2.3. Уполномоченным органом в сфере правового обеспечения проводится экспертиза поступающих в орган проектов муниципальных правовых актов в соответствии с действующим регламентом работы администрации Города Томска, регламентом взаимодействия администрации Города Томска с представительным органом муниципального образования, положением об уполномоченном органе в сфере правового обеспечения в процессе текущей деятельности такого органа, а также настоящим Положением.

Сотрудниками уполномоченного органа в сфере правового обеспечения проводится экспертиза действующих муниципальных правовых актов, подготовка которых осуществлялась уполномоченным органом в сфере правового обеспечения.
(Абзац в редакции, введенной в действие Постановлением Администрации Города Томска от 16 июля 2015 года № 616

2.4. Исполнителем проекта муниципального правового акта администрации Города Томска, руководителем органа администрации Города Томска, в котором подготовлен муниципальный правовой акт, экспертиза на предмет законности проводится при подготовке муниципального правового акта администрации Города Томска и его согласовании (визировании).

Сотрудниками юридических служб органов администрации Города Томска, а также должностными лицами, осуществляющими правовое сопровождение деятельности органов администрации Города Томска, правовая экспертиза проектов муниципальных правовых актов администрации Города Томска проводится при:

1) подготовке проекта муниципального правового акта специалистами соответствующего органа администрации Города Томска;

2) поступлении проекта муниципального правового акта в соответствующий орган администрации Города Томска на согласование (визирование) в порядке, предусмотренном регламентом работы администрации Города Томска.

В случае отсутствия в органе администрации Города Томска юридической службы или должностного лица, осуществляющего правовое сопровождение органа администрации Города Томска, разработанный в таком органе администрации муниципальный правовой акт администрации Города Томска направляется для проведения экспертизы на предмет законности в уполномоченный орган в сфере правового обеспечения в порядке согласования (визирования), предусмотренном регламентом работы администрации Города Томска.

2.5. Экспертиза проектов муниципальных правовых актов руководителей органов администрации Города Томска на предмет законности осуществляется сотрудниками юридических служб органов администрации Города Томска или должностными лицами, осуществляющими правовое сопровождение органа администрации Города Томска, в порядке, предусмотренном муниципальным правовым актом руководителя соответствующего органа администрации Города Томска.

В случае отсутствия в органе администрации Города Томска юридической службы, должностного лица, осуществляющего правовое сопровождение органа администрации Города Томска, руководитель органа администрации Города Томска на этапе до подписания муниципального нормативного правового акта обеспечивает направление проекта такого акта для проведения правовой экспертизы в уполномоченный орган в сфере правового обеспечения. Срок рассмотрения проекта нормативного правового акта уполномоченным органом в сфере правового обеспечения и направления заключения руководителю органа администрации Города Томска составляет 10 рабочих дней.

2.6. Сотрудниками органов администрации Города Томска, сотрудниками юридических служб органов администрации Города Томска, а также должностными лицами, осуществляющими правовое сопровождение деятельности органов администрации Города Томска, производится экспертиза действующих муниципальных правовых актов по направлениям, составляющим предмет деятельности соответствующего органа администрации Города Томска, в процессе постоянного мониторинга действующего отраслевого федерального законодательства и законодательства Томской области.

Сотрудниками органов администрации Города Томска, сотрудниками юридических служб органов администрации Города Томска, а также должностными лицами, осуществляющими правовое сопровождение деятельности органов администрации Города Томска, на постоянной основе проводится мониторинг действующего федерального законодательства и законодательства Томской области в части выявления пробелов в правовом регулировании отношений, составляющих предмет деятельности соответствующего органа администрации Города Томска, и своевременное восполнение пробелов в правовом регулировании. По результатам выявленных пробелов в правовом регулировании указанными лицами обеспечивается подготовка проектов муниципальных правовых актов, направленных на восполнение пробелов в правовом регулировании в срок не позднее одного месяца со дня их выявления.
(абзац дополнительно введен с 16.09.2016 года постановлением Администрации Города Томска от 13 сентября 2016 года № 966)

2.7. По результатам проведения экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов на предмет законности соответствующими лицами:

1) при наличии замечаний (возражений) по существу правового акта (проекта правового акта) подготавливается письменное заключение о необходимости приведения правового акта (проекта правового акта) в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации и Томской области, муниципальными правовыми актами более высокой и равной юридической силы, которое доводится до руководителей администрации Города Томска, ее органов и(или) ответственных исполнителей проекта правового акта;

2) при отсутствии замечаний к содержанию проекта правового акта осуществляется его согласование (визирование) в порядке, предусмотренном регламентом работы администрации Города Томска (направление заключения, — в случаях, предусмотренных настоящим разделом Положения).
На основании заключения о необходимости приведения правового акта в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации и Томской области, муниципальными правовыми актами более высокой юридической силы, руководитель органа администрации Города Томска, в сфере деятельности которого находится решение вопроса, незамедлительно организовывает работу по приведению муниципального правового акта в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации, Томской области и муниципальными правовыми актами.

3. Проведение антикоррупционной экспертизы

3.1. Антикоррупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов и их проектов производится в целях выявления нормативных положений, способствующих возникновению коррупционных отношений в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, отдельных лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы в администрации Города Томска, а также в целях устранения из нормативных правовых актов факторов, повышающих вероятность коррупционных действий.

3.4. Антикоррупционная экспертиза проводится в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 (далее — Методика).

3.5. В ходе антикоррупционной экспертизы устанавливается наличие или отсутствие всех предусмотренных Методикой коррупциогенных факторов в зависимости от вида муниципального нормативного правового акта или его проекта, характера регулируемых данным актом (проектом) общественных отношений, иных обстоятельств, предусмотренных Методикой.

3.6. По необходимости при проведении антикоррупционной экспертизы используются судебная и административная практика по соответствующему вопросу, информация о практике применения действующих нормативных правовых актов, регулирующих отношения в соответствующей сфере, сложившаяся практика проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов в администрации Города Томска, антикоррупционные стандарты нормативного правового акта, данные социологических опросов, мотивированные мнения органов, организаций и граждан, осуществляющих деятельность и обладающих специальными познаниями в регулируемой сфере, научные исследования и другая информация, способная помочь правильно оценить наличие коррупциогенных факторов.

3.7. Исполнители проектов муниципальных нормативных правовых актов администрации Города Томска, сотрудники юридических служб органов администрации Города Томска, должностные лица, осуществляющие правовое сопровождение органа администрации Города Томска, осуществляют антикоррупционную экспертизу всех проектов муниципальных нормативных правовых актов администрации Города Томска одновременно с проведением их экспертизы на предмет законности (за исключением случаев отсутствия в органе администрации Города Томска юридической службы, должностного лица, осуществляющего правовое сопровождение органа администрации Города Томска).

Исполнители проектов муниципальных нормативных правовых актов администрации Города Томска после согласования проектов с уполномоченным органом в сфере правового обеспечения в порядке, установленном регламентом работы администрации Города Томска, обеспечивают направление всех проектов муниципальных нормативных правовых актов администрации Города Томска для проведения антикоррупционной экспертизы в уполномоченный орган в сфере противодействия коррупции.

Уполномоченный орган в сфере противодействия коррупции осуществляет антикоррупционную экспертизу поступивших проектов муниципальных нормативных правовых актов администрации Города Томска и направление заключений в органы администрации Города Томска по результатам проведения антикоррупционной экспертизы в срок не позднее 10 рабочих дней со дня их поступления.
(Пункт в редакции, введенной в действие Постановлением Администрации Города Томска от 02 июня 2015 года № 482

3.8. Исполнители проектов муниципальных нормативных правовых актов руководителей органов администрации Города Томска, сотрудники юридических служб органов администрации Города Томска, должностные лица, осуществляющие правовое сопровождение органа администрации Города Томска, проводят антикоррупционную экспертизу всех проектов муниципальных нормативных правовых актов руководителей органов администрации Города Томска одновременно с проведением их экспертизы на предмет законности (за исключением случаев отсутствия в органе администрации Города Томска юридической службы, должностного лица, осуществляющего правовое сопровождение органа администрации Города Томска).

Руководители органов администрации Города Томска на этапе до подписания муниципальных нормативных правовых актов руководителей органов администрации Города Томска обеспечивают направление всех проектов муниципальных нормативных правовых актов руководителей органов администрации Города Томска в уполномоченный орган в сфере противодействия коррупции для проведения антикоррупционной экспертизы.

Уполномоченный орган в сфере противодействия коррупции осуществляет антикоррупционную экспертизу поступивших проектов муниципальных нормативных правовых актов руководителей органов администрации Города Томска и направление заключений в органы администрации Города Томска по результатам проведения антикоррупционной экспертизы в срок не позднее 10 рабочих дней со дня их поступления.
(Пункт в редакции, введенной в действие Постановлением Администрации Города Томска от 02 июня 2015 года № 482

3.9. Антикоррупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов производится:

1) в соответствии с планом проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов;

2) в соответствии с поручениями Мэра Города Томска, его заместителей, управляющего делами администрации Города Томска, в том числе в связи с обращениями органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных органов и организаций, некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, в отношении отдельных муниципальных нормативных правовых актов;

3) сотрудниками органа администрации Города Томска, сотрудниками юридической службы или должностными лицами, осуществляющими правовое сопровождение органа администрации Города Томска (при их наличии), на постоянной основе в ходе мониторинга применения муниципальных нормативных правовых актов по направлениям, составляющим предмет деятельности соответствующего органа администрации Города Томска.

Формирование плана проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов обеспечивается уполномоченным органом в сфере противодействия коррупции на полугодие с учетом предложений отраслевых и территориальных органов администрации Города Томска по форме согласно приложению 2 к настоящему постановлению с указанием наименования и реквизитов подлежащих экспертизе муниципальных нормативных правовых актов, сроков проведения экспертизы уполномоченным органом в сфере противодействия коррупции, а также уполномоченных органов и (или) должностных лиц, ответственных за внесение соответствующих изменений в муниципальные нормативные правовые акты. Уполномоченный орган и (или) должностное лицо, ответственное за внесение соответствующих изменений в муниципальный нормативный правовой акт, определяются в соответствии с пунктом 4.1.25 Стандарта делопроизводства в администрации Города Томска, утвержденного распоряжением администрации Города Томска от 10.06.2014 № р535.

По результатам рассмотрения предложений сформированный план проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов предоставляется уполномоченным органом в сфере противодействия коррупции на утверждение Мэру Города Томска каждые полгода в срок до 15 января и 15 июля соответственно. План утверждается распоряжением администрации Города Томска.

Уполномоченный орган в сфере противодействия коррупции осуществляет проведение антикоррупционной экспертизы в соответствии с утвержденным планом проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов. В случае выявления коррупциогенных факторов в муниципальном нормативном правовом акте уполномоченный орган в сфере противодействия коррупции направляет заключение в уполномоченный на внесение изменений орган и (или) должностному лицу, указанному в плане проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, для устранения коррупциогенных факторов.

3.10. По результатам проведения уполномоченным органом в сфере противодействия коррупции антикоррупционной экспертизы муниципального нормативного правового акта или его проекта составляется мотивированное заключение о наличии или отсутствии в тексте правового акта коррупциогенных факторов, в котором указывается:

— перечень выявленных коррупциогенных факторов с указанием их признаков и соответствующих структурных единиц (статей, пунктов, подпунктов) нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта), в котором эти факторы выявлены, либо об отсутствии коррупциогенных факторов;

— предложения о способах устранения коррупциогенных факторов (при наличии таковых).
(Абзац в редакции, введенной в действие с 01.07.2016 года Постановлением Администрации Города Томска от 27 июня 2016 года № 591

При проведении антикоррупционной экспертизы проекта муниципального нормативного правового акта лицами, указанными в абзаце первом пункта 3.7, абзаце первом пункта 3.8 настоящего раздела Положения, одновременно с проведением экспертизы на предмет законности допускается составление единого заключения с указанием предложений по приведению муниципального нормативного правового акта или его проекта в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации и Томской области, муниципальными правовыми актами более высокой и равной юридической силы и положений, указанных в абзацах 2 -3 настоящего пункта.

В случае, если при проведении антикоррупционной экспертизы проекта муниципального нормативного правового акта лицами, указанными в абзаце первом пункта 3.7, абзаце первом пункта 3.8 настоящего раздела Положения, одновременно с проведением экспертизы на предмет законности в тексте проекта нормативного правового акта коррупциогенных факторов не выявлено, уполномоченным лицом осуществляется визирование проекта муниципального нормативного правового акта без составления заключения.
(Пункт в редакции, введенной в действие Постановлением Администрации Города Томска от 02 июня 2015 года № 482

3.11. (Пункт исключен с 01.07.2016 года с 24.11.2017 года Постановлением Администрации Города Томска от 22 ноября 2017 года № 1151

3.12. Заключение по результатам антикоррупционной экспертизы оформляется на бланке проводящего антикоррупционную экспертизу органа или должностного лица и подписывается руководителем органа (должностным лицом).

3.13. В случае проведения экспертизы отдельного муниципального нормативного правового акта в соответствии с поручениями Мэра Города Томска, его заместителей, управляющего делами администрации Города Томска заключение направляется лицу, давшему соответствующее поручение, для принятия решения о внесении изменений в муниципальный нормативный правовой акт, об отмене муниципального нормативного правового акта либо об отсутствии необходимости во внесении изменений в текст муниципального нормативного правового акта или в его отмене.

В случае выявления лицами, указанными в подпункте 3 пункта 3.9 настоящего Положения, коррупциогенных факторов заключение направляется руководителю соответствующего органа администрации Города Томска для принятия решения об инициировании в установленном действующем законодательством Российской Федерации порядке внесения изменений в муниципальный нормативный правовой акт, об отмене муниципального нормативного правового акта.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 01.07.2016 года Постановлением Администрации Города Томска от 27 июня 2016 года № 591

3.14. Срок для принятия мер по устранению коррупциогенных факторов составляет один месяц со дня получения заключения, указанного в абзаце седьмом пункта 3.9 настоящего Положения, либо со дня принятия соответствующих решений, указанных в пункте 3.13 настоящего Положения.
(Пункт дополнительно введен с 01.07.2016 года Постановлением Администрации Города Томска от 27 июня 2016 года № 591)

4. Обеспечение проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов

4.1. В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проекта муниципального нормативного правового акта администрации Города Томска, руководителя органа администрации Города Томска (далее — проект МНПА) исполнитель указанного проекта обеспечивает размещение его на Официальном портале муниципального образования «Город Томск» (в подразделе «Независимая антикоррупционная экспертиза» подраздела «Антикоррупционная экспертиза» раздела «Противодействие коррупции») (далее — официальный сайт) в течение рабочего дня, соответствующего дню направления на согласование проекта МНПА в соответствии с требованиями Стандарта делопроизводства в администрации Города Томска, утвержденного распоряжением администрации Города Томска от 10.06.2014 № р535. Одновременно с проектом МНПА должна быть размещена информация о наименовании проекта МНПА, датах начала приема и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы, а также об адресе электронной почты, на который необходимо направлять указанные заключения (адрес электронной почты исполнителя проекта МНПА).

4.2. Срок приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы проекта МНПА не может составлять менее трех рабочих дней. Датой начала приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы проекта МНПА является дата размещения проекта МНПА на официальном сайте.

4.3. Заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы проекта МНПА, поступившие на адрес электронной почты, указанный в пункте 4.1 настоящего раздела Положения, после даты окончания их приема не рассматриваются.

4.4. Заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы, поступившие на адрес электронной почты, указанный в пункте 4.1 настоящего раздела Положения, регистрируются в установленном Стандартом делопроизводства в администрации Города Томска, утвержденным распоряжением администрации Города Томска от 10.06.2014 № р535, порядке исполнителем проекта МНПА.

4.5. Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер, но подлежит обязательному рассмотрению исполнителем проекта МНПА, которому оно направлено, в тридцатидневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения аккредитованному эксперту направляется мотивированный ответ (за исключением случаев, когда в заключении отсутствуют информация о выявленных коррупциогенных факторах, или предложения о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов), в котором отражается учет результатов независимой антикоррупционной экспертизы и (или) причины несогласия с выявленным в проекте МНПА коррупциогенным фактором.

4.6. Устранение содержащихся в проекте МНПА коррупциогенных факторов, выявленных при проведении независимой антикоррупционной экспертизы, осуществляется исполнителем проекта МНПА.

4.7. Исполнитель проекта МНПА представляет проект на согласование в уполномоченный орган в сфере правового обеспечения и уполномоченный орган в сфере противодействия коррупции вместе с копиями заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.

4.8. Размещенные на официальном сайте проекты МНПА и информация, указанная в пункте 4.1 настоящего раздела Положения, хранятся на официальном сайте не менее одного года со дня окончания срока приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы по соответствующим проектам МНПА, после чего удаляются структурным подразделением администрации Города Томска (функциональным органом администрации Города Томска), осуществляющим управленческие функции в сфере информационно-технического обеспечения деятельности администрации Города Томска.

5. Обеспечение проведения независимой антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов

5. Обеспечение проведения независимой антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов

5.1. Заключения юридического лица или физического лица, аккредитованных Министерством юстиции Российской Федерации в качестве эксперта по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, по результатам независимой антикоррупционной экспертизы муниципального нормативного правового акта администрации Города Томска, руководителя органа администрации Города Томска (далее — МНПА) направляются в администрацию Города Томска и рассматриваются в порядке, установленном Стандартом делопроизводства в администрации Города Томска, утвержденным распоряжением администрации Города Томска от 10.06.2014 № р535.

5.2. Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы в соответствии с федеральным законом носит рекомендательный характер, но подлежит обязательному рассмотрению в тридцатидневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения аккредитованному эксперту направляется мотивированный ответ (за исключением случаев, когда в заключении отсутствуют информация о выявленных коррупциогенных факторах, или предложения о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов), в котором отражается учет результатов независимой антикоррупционной экспертизы и (или) причины несогласия с выявленным в МНПА коррупциогенным фактором.

Приложение к положению о проведении экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов в администрации Города Томска и ее органах

Методика проведения экспертизы муниципальных
правовых актов и их проектов на предмет законности

1. Экспертиза заключается в правовой оценке на предмет соответствия требованиям федерального законодательства, законодательства Томской области, муниципальных правовых актов более высокой и равной юридической силы:

— вида (формы) муниципального правового акта;

— целей принятия муниципального правового акта;

— предмета правового регулирования муниципального правового акта;

— компетенции органа местного самоуправления, выборного или иного должностного лица местного самоуправления на принятие соответствующего муниципального правового акта;

— содержащихся в муниципальном правовом акте норм;

— порядка принятия и вступления в силу муниципального правового акта;

— установленных правовыми актами органов государственной власти и местного самоуправления требований и рекомендаций к оформлению муниципальных правовых актов.

1.1. При правовой оценке вида (формы) муниципального правового акта устанавливается :

— наличие в действующем федеральном законодательстве, законодательстве Томской области, муниципальных правовых актах указания на урегулирование соответствующего вопроса конкретным видом муниципального правового акта (например, решением представительного органа, распоряжением главы местной администрации и т.п.);

— соответствие выбранного вида муниципального правового акта природе правовых отношений, подлежащих регулированию (распорядительные действия; индивидуально-направленные требования; нормативные требования, рассчитанные на неоднократное применение неопределенным кругом лиц).

При правовой оценке вида (формы) муниципального правового акта необходимо также учитывать содержащиеся в действующем федеральном законодательстве и законодательстве Томской области особенностей формы принятия отдельных муниципальных правовых актов. Например, в соответствии с частями 4 и 6 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения местной администрации , в случае, если глава муниципального образования является главой местной администрации.

1.2. При правовой оценке целей принятия муниципального правового акта устанавливается:

— соответствие целей принятия муниципального правового акта, изложенных во вводной части (преамбуле), содержанию изложенных в акте правовых установлений;

— соответствие целей принятия муниципального правового акта действующему законодательству Российской Федерации и Томской области, муниципальным правовым актам более высокой или равной юридической силы.

1.3. При правовой оценке предмета правового регулирования муниципального правового акта устанавливается:

— характер общественных отношений, подлежащих урегулированию муниципальным правовым актом;

— возможность урегулирования соответствующих отношений правовым актом публичного органа власти (часть общественных отношений находится в сфере действия норм морали, религии, корпоративных норм и др. и правовому регулированию не подлежит).

Не рекомендуется утверждать муниципальными правовыми актами документы, содержащие информацию, не имеющую прямого юридического значения и не регулирующую правовые отношения (концепции, аналитические материалы, публичные обращения и т.п.), если утверждение подобных документов не обусловлено прямым требованием действующего законодательства Российской Федерации и Томской области, муниципальных правовых актов более высокой или равной юридической силы.

1.4. При правовой оценке компетенции органа местного самоуправления, выборного или иного должностного лица местного самоуправления на принятие соответствующего муниципального правового акта устанавливается:

А) относятся ли вопросы, урегулированные (подлежащие регулированию) в муниципальном правовом акте или его проекте к вопросам местного значения муниципального образования городского округа или иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления (статьи 16, 16.1, 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»);

Б) к компетенции какого из существующих на территории муниципального образования органов местного самоуправления, выборных или иных должностных лиц местного самоуправления относится осуществление полномочий по регулированию вопросов, содержащихся в муниципальном правовом акте или его проекте. Необходимо иметь в виду:

— в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия конкретных органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения определяются только федеральными законами и уставами муниципальных образований;

— исполнение переданных федеральными законами и (или) законами субъекта Российской Федерации отдельных государственных полномочий исходя из системного толкования положений статьи 19, частей 1, 3 статьи 37 и части 6 статьи 43 Федерального закона 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществляется местной администрацией , если иное прямо не предусмотрено законом.

— в соответствии с частями 3 и 6 статьи 43 Федерального закона 06.10.2003 № 131-ФЗ»«»б общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, вправе издавать постановления местной администрации только по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий , переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, тогда как представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.

— полномочия конкретного органа или должностного лица местного самоуправления (при отсутствии специального указания федерального закона) определяются в уставе муниципального образования. В случае если устав муниципального образования прямо не закрепляет то или иное полномочие за конкретным органом или должностным лицом местного самоуправления и отсутствуют нормы, относящие к ведению конкретного органа или должностного лица осуществление всех не распределенных между органами и должностными лицами местного самоуправления полномочий, компетентный орган или должностное лицо определяются исходя из природы полномочий с учетом положений абзацев 2-4 подпункта «Б» настоящего пункта.

1.5. При правовой оценке содержащихся в муниципальном правовом акте норм устанавливается:

— наличие правовых актов федерального законодательства и законодательства Томской области, а также муниципальных правовых актов более высокой и равной юридической силы по отношению к муниципальному правовому акту либо его проекту, являющемуся объектом экспертизы, а также соответствие положений подлежащего экспертизе муниципального правового акта (его проекта) указанным правовым актам;

— пределы муниципального правового регулирования в сфере подлежащих урегулированию муниципальным правовым актом или его проектом правовых отношений, определяемые федеральным законодательством и законодательством Томской области, а также муниципальными правовыми актами более высокой и равной юридической силы.

1.6. При правовой оценке порядка принятия и вступления в силу муниципального правового акта устанавливается:

А) соблюдение установленной законом или иным правовым актом (в том числе муниципальными правовыми актами более высокой и равной юридической силы) процедуры принятия муниципального правового акта, в том числе:

— наличие необходимого кворума в случае принятия муниципального правового акта коллегиальным органом;

— соблюдение предусмотренных действующим законодательством и муниципальными правовыми актами более высокой и равной юридической силы процедур, предшествующих принятию муниципального правового акта (например, предусмотренный бюджетным законодательством порядок составления проекта местного бюджета; предусмотренная Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» процедура установления тарифов и надбавок; предусмотренная частью 3 статьи 28 Федерального закона 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» необходимость вынесения ряда проектов муниципальных правовых актов на публичные слушания и мн.др.);

-соблюдение порядка внесения проекта муниципального правового акта для его последующего принятия уполномоченным органом или должностным лицом.

Б) необходимость опубликования (обнародования) принимаемого или принятого муниципального правового акта, в частности:

— в соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации и частью 2 статьи 47 Федерального закона 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина , вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

— необходимость опубликования (обнародования) муниципального правового акта конкретного вида может быть предусмотрена действующим законодательством Российской Федерации и Томской области, а также муниципальными правовыми актами более высокой и равной юридической силы;

— процедура вступления в силу того или иного муниципального правового акта только после опубликования (обнародования) может быть предусмотрена самим муниципальным правовым актом либо его проектом.

В) необходимость государственной или иной регистрации муниципальных правовых актов того или иного вида (например, часть 6 статьи 44 Федерального закона 06.10.2003 № 131-ФЗ»«»б общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает обязательность государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении в устав изменений и дополнений; статья 9 Федерального закона от 29.07.1998 № 136-ФЗ «»б особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» предусматривает обязательную регистрацию нормативных правовых актов, содержащих условия эмиссии муниципальных ценных бумаг в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на составление и / или исполнение федерального бюджета).

Г) наличие иных предусмотренных законодательством Российской Федерации и Томской области, а также муниципальными правовыми актами более высокой и равной юридической силы обстоятельств, с наличием которых связано вступление в силу муниципального правового акта, в том числе необходимых сроков и порядка опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов (например, согласно пунктам 1 и 5 статьи 5 Налогового кодекса РФ муниципальные правовые акты о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5 НК РФ; в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» устанавливаемые муниципальными правовыми актами тарифы и надбавки на товары и услуги организаций коммунального комплекса вступают в силу с даты начала установленного периода их действия, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и т.д.).

1.7. При правовой оценке соблюдения установленных правовыми актами органов государственной власти и местного самоуправления требований и рекомендаций к оформлению муниципальных правовых актов устанавливается:

— соблюдение установленных действующим законодательством Российской Федерации и Томской области, а также муниципальными правовыми актами более высокой и равной юридической силы обязательных требований к оформлению муниципальных правовых актов того или иного вида;

— соблюдение установленных специальными актами органов местного самоуправления, регулирующими вопросы делопроизводства и документооборота в конкретном органе местного самоуправления (регламенты, инструкции по делопроизводству и т.д.), обязательных требований к оформлению муниципальных правовых актов того или иного вида;

— при отсутствии обязательных правил, устанавливается соблюдение при подготовке муниципальных правовых актов рекомендуемых правил составления и оформления документов (государственных стандартов, инструкций и т.п.).

2. При проведении правовой экспертизы муниципального правового акта (его проекта), отменяющего или признающего утратившим силу другой муниципальный правовой акт, оценивается компетенция органа местного самоуправления, выборного или иного должностного лица местного самоуправления, его принявшего или принимающего, а также возможность возникновения правовых пробелов в правовом регулировании в результате отмены (признания утратившим силу) муниципального правового акта.

Необходимо иметь в виду, что в соответствии с частью 1 статьи 48 Федерального закона 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц — органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, — уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).

3. При несоответствии друг другу норм права действующих нормативных правовых актов, регулирующих одни и те же правоотношения, применяются общепринятые положения коллизионного права.

4. В случае воспроизведения в муниципальных правовых актах норм законодательства Российской Федерации и (или) Томской области вопрос о законности такого воспроизведения разрешается применительно к каждому конкретному случаю.

5. Общими признаками несоответствий муниципального правового акта или его проекта действующему законодательству Российской Федерации и Томской области, муниципальным правовым актам более высокой и равной юридической силы являются:

1) отсутствие правовых оснований, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) Томской области, муниципальными правовыми актами более высокой и равной юридической силы необходимы для издания муниципального правового акта;

2) принятие муниципального правового акта во исполнение отмененного (признанного утратившим силу) правового акта Российской Федерации или Томской области, муниципального правового акта более высокой или равной юридической силы;

3) неправильный выбор нормы права, применяемой или примененной при принятии муниципального правового акта;

4) принятие муниципального правового акта органом местного самоуправления, выборным или иным должностным лицом местного самоуправления, в компетенцию которого это не входит, либо издание муниципального правового акта с превышением полномочий, предоставленных этому органу, выборному или иному должностному лицу;

5) нарушение порядка принятия муниципального правового акта;

6) включение в муниципальный правовой акт или его проект норм и положений, противоречащих законодательству Российской Федерации и (или) Томской области, муниципальным правовым актам более высокой и равной юридической силы;

7) нарушение порядка вступления в силу муниципального правового акта.

8) нарушение установленных действующим законодательством и муниципальными правовыми актами более высокой и равной юридической силы обязательных требований к виду муниципального правового акта или его проекта.

Приложение 2 к постановлению. План проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов

Приложение 2
к постановлению администрации Города
Томска от 06.07.2009 № 578
(в редакции, введенной в действие с 01.07.2016 года
Постановлением Администрации Города Томска от 27 июня 2016 года № 591,-
см. предыдущую редакцию)

План проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных
нормативных правовых актов

Наименование и реквизиты муниципального
нормативного правового акта

Срок проведения
антикоррупционной
экспертизы уполномоченным органом в сфере противодействия коррупции

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *