Как оформить результаты инвентаризации в бюджетном учреждении

Инвентаризация в бюджетном учреждении в 2020 году

Статью подготовила специалист по международным стандартам финансовой отчетности Меликова Мария Марковна. Связаться с автором

Вернуться назад на Инвентаризация 2020

Перед годовой отчетностью с октября по декабрь и новыми федеральными стандартами 2020 года учреждению нужно инвентаризировать имущество, все виды финансовых обязательств и имущественные права. В каких случаях проводить проверки, какие документы составить и как оформить результаты, расскажем в статье.

Сохраните себе готовую памятку по инвентаризации нефинансовых активов. Ее можно распечатать и раздать членам комиссии. В памятке найдете сроки, порядок, как заполнить опись, и что сделать до инвентаризации по каждому виду имущества.

Обязательную инвентаризацию проводите перед отчетностью и когда наступает определенное событие.

Перед годовой бухгалтерской отчетностью проверяйте имущество и обязательства ежегодно. Делайте это с 1 октября по 31 декабря. Причем инвентаризацию основных средств проводите не реже одного раза в три года, библиотечных фондов – раз в пять лет. Конкретные сроки и периодичность закрепите в учетной политике.

Если провели инвентаризацию в текущем году после 1 октября, перед годовой отчетностью повторно ее не проводите. Результаты, которые отразили в протоколах и актах в период после 1 января до сдачи отчетности, отразите оборотами как событие после отчетной даты и включите в годовую отчетность. Например, излишки, недостачи, ошибки, задолженности.

Обязательную инвентаризацию также проводите, когда учреждение:

• передает имущество в аренду, управление, безвозмездное пользование;
• продает имущество – комплекс объектов учета;
• меняет материально ответственного сотрудника. Например, кассира или кладовщика;
• выявило кражу, злоупотребление или порчу имущества;
• после стихийного бедствия, пожара, другой чрезвычайной ситуации;
• реорганизуют или ликвидируют, перед тем как составить ликвидационный (разделительный) баланс.

Такие случаи установлены в пункте 20 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, пунктах 1.5, 1.6 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России № 49 (далее – приказ № 49).

Рассмотрим еще два случая.

1. Ежеквартальная инвентаризация дебиторской задолженности.

Главные распорядители средств федерального бюджета и подведомственные казенные учреждения ежеквартально инвентаризируют дебиторку по расходам. Разъяснили это в Методических рекомендациях Минфина России № 02-07-07/73609 и Казначейства России № 07-04-05/02-848.

О результатах инвентаризации дебиторки нужно отчитаться по формам, которые утверждены приказом Минфина России № 15н:

• расшифровка дебиторской задолженности по расчетам по выданным авансам (ф. 0503191);
• расшифровка дебиторской задолженности по контрактным обязательствам (ф. 0503192).

Бюджетные и автономные учреждения отчитываются ежегодно по форме Расшифровка дебиторской задолженности по предоставленным субсидиям (грантам) (ф. 0503793).

2. Инвентаризация незавершенного строительства и капвложений.

Федеральные органы власти и учреждения всех типов контролируют объекты незавершенного строительства и капвложений в недвижимость. Информацию о результатах отразите в Сведениях об объектах незавершенного строительства, вложениях в объекты недвижимости (ф. 0503190). Форма и порядок заполнения утверждены приказом Минфина России № 15н.

В каких случаях добровольно инвентаризировать активы, закрепите в учетной политике (ч. 3 ст. 11 Закона№ 402-ФЗ, п. 2.1 приказа № 49). Например, театр может делать это после закрытия очередного театрального сезона.

Порядок обязательной и добровольной инвентаризации закрепите в учетной политике. Для этого оформите приложение к приказу об учетной политике.

В Порядке пропишите:

• график для отчетном году;
• сроки проверок;
• перечень имущества и обязательств для проверки.

В Порядке учтите специфику деятельности учреждения.

Если у вас есть имущество казны, то в учетной политике пропишите, как его инвентаризировать. Имущество казны выверяют с данными бюджетного учета из реестра публично-правового образования, а по недвижимости – с данными государственных реестров. Об этом сказано в письме Минфина России № 02-07-10/17037.

Специальная комиссия и материально ответственные сотрудники. Порядок работы комиссии пропишите в положении о комиссии по инвентаризации.

В состав комиссии включите минимум двух человек. Состав утверждает руководитель приказом.

В комиссию можно включить:

• представителей администрации;
• сотрудников бухгалтерии, служб внутреннего контроля или аудита;
• независимого консультанта. Например, заключите договор с аудитором;
• специалистов других служб и отделов: инженера, экономиста, техника.

Когда инвентаризируете финансовые активы и обязательства, обязательно включите бухгалтера в состав комиссии. А участвовать в инвентаризации нефинансовых активов бухгалтеру не обязательно. В этом случае он должен предоставить информацию для инвентаризации и составить описи.

Материально ответственных сотрудников в комиссию не включайте. МОЛ участвуют в инвентаризации вверенного им имущества. Обязанность присутствовать при проверках включите в условия договора о полной индивидуальной материальной ответственности.

Такие правила установлены в пунктах 2.2, 2.3 2.8 приказа № 49.

До начала проверки руководитель издает приказ. После этого комиссия собирает приходные и расходные документы, отчеты о движении материальных ценностей и денег, а бухгалтер формирует инвентаризационные описи.

Перед проверкой у сотрудника возьмите расписку, что он сдал все документы на имущество в бухгалтерию или инвентаризационной комиссии, все ценности оприходованы или списаны. Расписку делают на бланке описи в части «РАСПИСКА». Такие требования есть в пункте 2.4 приказа № 49.

Чтобы подготовиться к инвентаризации:

1. Сделайте описи имущества по каждому кабинету в учреждении. 2. Проверьте, оформили ли внутреннее перемещение объектов. 3. Купите сканер штрихкодов.

Приказ о проведении инвентаризации издайте в произвольной форме или используйте типовую форму, которая утверждена постановлением Госкомстата России № 88.

В приказе укажите причину, состав комиссии, какое имущество и обязательства проверяете, даты начала и конца. Утверждает приказ руководитель.

Приказ зарегистрируйте в журнале учета и контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации (абз. 1 п. 2.3 приказа № 49).

Инвентаризационные описи составляйте по унифицированным бланкам.

Для каждого вида имущества заполните отдельную инвентаризационную опись:

• ценных бумаг (ф. 0504081);
• остатков на счетах учета денежных средств (ф. 0504082);
• задолженности по кредитам, займам (ссудам) (ф. 0504083);
• состояния государственного долга Российской Федерации в ценных бумагах (ф. 0504084);
• состояния государственного долга Российской Федерации по полученным кредитам и предоставленным гарантиям (ф. 0504085);
• бланков строгой отчетности и денежных документов (ф. 0504086);
• по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087);
• наличных денежных средств (ф. 0504088);
• расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089);
• расчетов по поступлениям (ф. 0504091).

Описи заполните вручную или на компьютере. На бумажном бланке в пустых строках поставьте прочерки.

Опись по имуществу, в том числе БСО и денежным документам, составляйте по каждому материально ответственному лицу. Делайте два экземпляра описи – для бухгалтерии и для ответственного сотрудника. В описи укажите место, где проводите инвентаризацию. Наименование и количество объектов указывайте по номенклатуре и в единицах измерения, которые приняты в учете.

Подробные правила описаны в пункте 2.9 приказа № 49, и Методических указаниях, утвержденных приказом Минфина России № 52н.

Если допустили ошибку и исправляете ее, неверные записи зачеркните, над ними напишите правильные. Правки заверяют все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные сотрудники.

Результаты инвентаризации сначала фиксируйте в описях. На титульной странице напишите заключение комиссии о недостачах или излишках, которые выявлены. Если же все в порядке, сделайте запись, что остатки на счетах бухучета соответствуют фактическим данным. Опись подписывают все, кто участвовал в проверке.

После того как проверите все объекты и закроете описи, составьте акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835).

Если в результате проверки выявлены излишки или недостача, оформите ведомость расхождений (ф. 0504092). Составьте ее только для имущества, по которому есть отклонения от учетных данных. Указывайте только расхождения по излишкам или недостачам, которые выявлены при инвентаризации. Такой порядок предусмотрен Методическими указаниями, утвержденными приказом Минфина России № 52н.

Не забудьте отразить расхождения в годовой отчетности учреждения:

• бюджетные и автономные – в таблице 6 Пояснительной записки (ф. 0503760);
• казенные – в таблице 6 Пояснительной записки (ф. 0503160).

Если инвентаризацию провели не по правилам или ее результаты оформили с нарушениями, то данные бухотчетности могут признать недостоверными. За это учреждение и ответственных сотрудников оштрафуют. Обнаружить нарушения могут в ходе сторонней проверки.

ИФНС России не может оштрафовать за то, что не провели обязательную инвентаризацию. Проводить такие проверки в интересах самого учреждения. Так проверяют достоверность данных об имуществе и обязательствах. Без регулярных проверок отчетность может оказаться неправильной. А это уже чревато штрафами и дисквалификацией.

Затраты 2020
Заявление на отпуск 2020
Земельная собственность 2020
Земельный налог 2020
Изменения для юристов в 2020 году

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В учреждении проводится инвентаризация нефинансовых активов. Инвентаризация начинается и заканчивается в один день. Во время инвентаризации были обнаружены излишки. Нереально в один день (окончания инвентаризации) инвентаризационной комиссией решить вопросы по оценке и постановке на учет материалов или основных средств.
1. Верно ли, что в инвентаризационной описи учреждение должно указать только количество обнаруженных излишков без суммы, так как инвентаризационная комиссия не может знать стоимость излишков и не её это задача (в заключении комиссии будет только подтвержден факт обнаружения излишков)?
2. Нужно ли комиссии в Акте о результатах инвентаризации прописать рекомендации об оценке и оприходовании излишков и кому эти рекомендации должны быть направлены?
3. Какой датой должна быть оформлена Ведомость расхождений по результатам инвентаризации? Если датой окончания инвентаризации, то ведь еще не проведена оценка имущества и оно не поставлено на учет (а в табличной части требуется заполнить и инвентарный номер, и счет учета, и сумму по излишкам)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются учреждением самостоятельно, за исключением обязательного проведения инвентаризации, и закрепляются учетной политикой учреждения.
Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов производится инвентаризационной комиссией в порядке, определенном учетной политикой учреждения.
Конкретные сроки проведения инвентаризации определяются приказом учреждения. При этом в установленные приказом сроки инвентаризационная комиссия должна не только провести инвентаризацию путем сверки остатка финансовых и (или) нефинансовых активов с данными бухгалтерского учета, но и оформить результаты инвентаризации. В случае необходимости срок проведения инвентаризации может быть продлен, в том числе и для целей оформления документов в установленном порядке.

Обоснование вывода:
В части организации и ведения бухгалтерского учета бюджетные учреждения должны руководствоваться следующими нормативными актами:
— Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402-ФЗ (далее — Закон N 402-ФЗ);
— Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н);
— Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н;
— Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н.
В то же время при разработке порядка проведения инвентаризации используются нормы Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее — Методические указания), в части, не противоречащей требованиям Закона N 402-ФЗ и Инструкции N 157н (смотрите также письма Минфина России от 27.11.2015 N 02-06-10/69491, от 30.04.2015 N 02-07-10/25594).
Стоит отметить, что Минфином России подготовлены изменения в Методические указания N 49 (смотрите проект приказа Минфина России, размещенный на сайте Минфина России в разделе «Бухгалтерская (финансовая) отчетность государственного сектора»). Если поправки примут, эти указания больше не будут распространяться на организации госсектора. Однако данный факт не повлияет на порядок оформления результатов инвентаризации.
Отметим, что порядок проведения инвентаризации должен быть установлен учетной политикой учреждения (в виде раздела учетной политики или приложения к ней). Такое требование установлено в ч. 3 ст. 11 Закона N 402-ФЗ, п.п. 6, 20 Инструкции N 157н (смотрите также письмо Минфина России от 15.07.2014 N 02-06-10/34544). Локальным документом учреждения определяются случаи и сроки проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации в различных случаях, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами (письма Минфина России от 02.06.2017 N 02-06-10/34524, от 13.01.2015 N 02-06-10/70).
Нормативные акты не регулируют сроки проведения инвентаризации. Учреждение самостоятельно определяет дату начала и окончания проведения инвентаризации исходя из своей структуры и объема активов и обязательств подлежащих инвентаризации. В части годовой инвентаризации главное условие, чтобы инвентаризация была начата не ранее 1 октября и закончена до окончания финансового года, то есть до 31 декабря (включительно).
Приказом учреждения утверждается срок проведения инвентаризации и состав инвентаризационной комиссии. Приказ оформляется по форме N ИНВ-22, которую можно дополнить необходимыми реквизитами, или по форме, разработанной организацией госсектора самостоятельно. Он должен быть зарегистрирован в журнале учета контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации (например, форма N ИНВ-23 или разработанная организацией). Председатель и члены инвентаризационной комиссии в обязательном порядке ставят подписи в журнале, подтверждающие их ознакомление с приказом.
Приказ является локальным документом в соответствии с которым проводится инвентаризация. Поэтому в приказе указывается информация, исходя из которой можно четко определить объем инвентаризируемого имущества, сроки инвентаризации, сроки передачи материалов в бухгалтерию и т.д.
Например, если в соответствии с приказом учреждения инвентаризация начинается и заканчивается 20 декабря, то есть определен только один день, то, соответственно, на указанную дату в инвентаризационных описях будут указаны остатки по данным бухгалтерского учета и в этот же день должны быть оформлены результаты инвентаризации и переданы на утверждение руководителю.
Если по каким-либо объективным причинам установленного приказом срока не достаточно для оформления комиссией всех документов (результатов инвентаризации), то срок проведения инвентаризации может быть продлен путем оформления соответствующего распорядительного документа.
В соответствии с положениями приказа Минфина России от 30.03.2015 N 52н результаты инвентаризации сначала фиксируются в инвентаризационных описях. При выявлении каких-либо несоответствий фактического наличия инвентаризируемых объектов с данными бухгалтерского учета комиссией заполняется Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092). Такая ведомость составляется именно в процессе проведения инвентаризации. В ней фиксируются все обнаруженные излишки, недостачи не только в количественном, но и в суммовом выражении. Кроме того, по каждому выявленному случаю отклонений инвентаризационная комиссия должна получить письменные объяснения от ответственных лиц.
Далее, на основании инвентаризационных описей (сличительных ведомостей), а в случае расхождений — Ведомости расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092), инвентаризационная комиссия составляет Акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835). Акт представляется на рассмотрение и утверждение руководителю учреждения с приложением документов по инвентаризации.
В свою очередь, отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете может осуществляться на основании утвержденного руководителем Акта о результатах инвентаризации (ф. 0504835) или отдельно изданного приказа (распорядительного документа). Конкретный порядок документального оформления регулируется правилами документооборота, установленного в учреждении.
Таким образом, в процессе проведения инвентаризации комиссия не только выявляет отклонения, но и фиксирует их в количественном и суммовом выражении. В сроки, определенные для проведения инвентаризации инвентаризационная комиссия также оформляет все результаты инвентаризации и передает на рассмотрение руководителю.
Соответственно, оценка неучтенных объектов нефинансовых активов в целях принятия их к бухгалтерскому учету, а также правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации входят в полномочия инвентаризационной комиссии и осуществляется в процессе проведения самой инвентаризации (п. 31 Инструкции N 157н, п.п. 2.6, 3.3, Методических указаний N 49).
Неучтенные объекты нефинансовых активов, выявленные при проведении инвентаризации активов, принимаются к бухгалтерскому учету по их текущей оценочной стоимости, установленной для целей бухгалтерского учета на дату принятия к бухгалтерскому учету (п. 31 Инструкции N 157н). Общий порядок определения текущей оценочной стоимости определен п. 25 Инструкции N 157н. Вместе с тем более детальный порядок определения такой стоимости устанавливается локальным актом учреждения (учетная политика, положение о работе комиссии и т.п.).
Так, согласно п. 25 Инструкции N 157н текущая оценочная стоимость может быть определена на основании:
— данных о ценах на аналогичные материальные ценности, полученных в письменной форме от организаций-изготовителей;
— сведений об уровне цен, имеющихся у органов государственной статистики, торговых инспекций, а также в средствах массовой информации и специальной литературе;
— экспертных заключений о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов.
На основании общих правил, установленных Инструкцией N 157н, а также с учетом требований локальных актов учреждения инвентаризационная комиссия определяет текущую оценочную стоимость нефинансовых активов, по которым выявлены отклонения, информацию о них заполняет в Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092) и, соответственно, в Акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835).
При этом, если Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087) формируется на дату начала проведения инвентаризации, то Акт о результатах инвентаризации формируется датой окончания инвентаризации или ранее, если инвентаризация была закончена ранее установленного срока. В то же время инвентаризационная комиссия осуществляет свою работу именно в установленные руководителем сроки, и если комиссия не успевает закончить инвентаризацию в срок, то об этом необходимо проинформировать руководителя с целью продления срока проведения инвентаризации.
В заключении отметим, что на основании положений п. 20 Инструкции N 157н результаты инвентаризации отражаются в учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация. Исключение составляют результаты инвентаризации, проведенной в целях составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Результаты инвентаризации, проведенной в целях составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, отражаются в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности учреждения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Дурнова Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

20 декабря 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Как оформить результаты инвентаризации в бюджетном учреждении

Дата документа 06.11.2020
Метки Методика

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ В БЮДЖЕТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ — ДОКУМЕНТЫ И УЧЕТ РЕЗУЛЬТАТОВ

Бюджетные учреждения, как и коммерческие фирмы, обязаны проводить инвентаризацию своих активов и обязательств. Причем с точки зрения закона все инвентаризации можно условно разделить на добровольные и обязательные. Об инвентаризации в бюджетном учреждении, документальном оформлении и учете ее результатов мы и поговорим в настоящем материале.

Бюджетные учреждения, являясь одной из форм некоммерческих организаций, обязаны вести бухгалтерский учет, на что указывают положения статьи 6 Федерального Закона от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ).
Инвентаризация активов и обязательств бюджетного учреждения является одним из важнейших элементов такого учета. Ведь именно при ее проведении выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета.
Вопрос о нормативных актах, регламентирующих проведение инвентаризации активов, имущества и финансовых обязательств в организациях государственного сектора, рассмотрен Минфином России в Письме от 01.08.2020 г. N 02-07-10/58207. В письме сказано, что в соответствии со статьей 11 «Инвентаризация активов и обязательств» Закона N 402-ФЗ, который устанавливает единые требования к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, активы и обязательства подлежат инвентаризации, случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом (за исключением обязательного проведения инвентаризации). Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами.
Основные правила (способы) ведения бухгалтерского учета субъектами бухгалтерского учета, объекты бухгалтерского учета, а также основные требования к инвентаризации активов и обязательств, осуществляемой в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности, установлены федеральным стандартом бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора «Концептуальные основы», утвержденным Приказом Минфина России от 31.12.2016 г. N 256н (далее — СГС «Концептуальные основы».
При этом особенности структуры, отраслевые и иные особенности деятельности, выполняемые субъектом учета в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия и (или) функции закрепляются актом субъекта учета при формировании им своей учетной политики с применением соответствующих положений федерального стандарта бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», утвержденного Приказом Минфина России от 30.12.2017 г. N 274н.
Таким образом, в целях организации и ведения бухгалтерского учета актами субъекта учета устанавливаются документы учетной политики субъекта учета, которыми в том числе утверждается порядок проведения инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета (далее — Порядок).
В письме также отмечено, что Приказ Минфина России от 13.06.1995 г. N 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» не является нормативным правовым документом, требования которого обязательны для проведения инвентаризации в организациях государственного сектора, вместе с тем отдельные положения указанного документа, не противоречащие законодательству Российской Федерации, субъект учета вправе включить в документы учетной политики.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Как проводится инвентаризация в бюджетном учреждении?

Сущность инвентаризации в бюджетном учреждении

Инвентаризация предполагает проверку наличия и состояния имущества на установленную дату и соответствие такой информации данным проводимого в бюджетном учреждении бухучета. Сущность инвентаризации заключается в том, чтобы сравнить фактическую и учетную информацию между собой и выявить ошибки бухгалтеров или материально-ответственных лиц, исправить их в отчетном периоде и в последующем не допускать. Также инвентаризация необходима в том случае, когда предполагается факт хищения и присвоения государственного имущества виновной стороной.

Инвентаризация обязательна к проведению при наступлении определенных ситуаций, к которым относятся:

  • подозрения по факту хищения или кражи;
  • Цель и задачи инвентаризации

    В соответствии с указанной целью можно выявить задачи, решаемые при помощи инвентаризации:

  • фактическая перепись и пересчет имущества бюджетного учреждения;
  • сличение полученных данных с информацией по бухгалтерскому учету;
  • составление документации по инвентаризации, в том числе выделение объектов, по которым данные фактического и бухгалтерского учета расходятся;
  • Все задачи в обязательном порядке должны быть осуществлены, поскольку они являются важными этапами в формировании результатов, а потому пропуск или неправильное осуществление одной из них влечет за собой формирование неверной итоговой информации. При этом ответственными за результирующие показатели инвентаризации считаются все сотрудники, которых касается данное мероприятие, будь то руководитель бюджетного учреждения, председатель или члены инвентаризационной комиссии, сотрудники бухгалтерии или материально-ответственные лица.

    Перед тем как осуществлять инвентаризацию в бюджетном учреждении, необходимо определиться с объектами, которые будут подвержены проверке. При этом ревизия может быть сплошной (переписываются и подсчитываются абсолютно все активы организации) или выборочной (анализируется какой-то определенный участок учета).

    Комментарий

    Основные средства Материальные активы, которые используются в период более года без изменения их физических характеристик и параметров (см. > порядок проведения инвентаризации основных средств в 2020) Материальные запасы Материальные активы, которые используются в период до одного года и при этом изменяют свою форму Расчеты с подотчетными лицами Расчеты по операциям, связанным с предоставлением денежных средств в подотчет с последующим составлением авансового отчета и приложением к нему соответствующих подтверждающих документов Денежные средства Все денежные средства в наличной и безналичной форме Расчеты с поставщиками или подрядчиками Расчеты по операциям, связанным с приобретением товарно-материальных ценностей или заказом каких-либо работ и услуг.

    При обязательной ежегодной проверке инвентаризации подвергаются абсолютно все объекты, а при внеплановой – только те объекты, которые требуют более пристального и тщательного анализа.

    • состав и председатель инвентаризационной комиссии;
    • объекты ревизии;
    • причина проведения инвентаризации;
    • Документы до и после проведения инвентаризации

      Документ

      Приказ на проведение инвентаризации в бюджетном учреждении (форма ИНВ-22) Издается руководителем организации за 10 дней до осуществления мероприятия и предполагает освещение основных моментов по ревизии Инвентаризационная опись (форма ИНВ-1, форма ИНВ-3) Составляется на основании данных фактического пересчета и переписи имущества учреждения и содержит наименование, инвентарные номера (при наличии) и количественное выражение объектов Сличительная ведомость (форма ИНВ-18) Составляется в том случае, когда данные фактического и бухгалтерского учета расходятся по каким-либо объектам ревизии Дополнительные документы Могут составляться при необходимости, когда нужно дополнительно расшифровать данные или составить пояснения Приказ по инвентаризации Руководитель на основании инвентаризационных документов издает приказ о результатах проводимого мероприятия, а также приказ о привлечении к ответственности всех установленных виновных лиц

      Функции инвентаризационной комиссии

      Как было сказано ранее, в приказе прописывается, кто именно входит в состав инвентаризационной комиссии и кто является ее председателем. Как правило, такая группа является постоянно действующей, то есть избирается на длительный срок. В инвентаризационную комиссию входят сотрудники из разных отделов, но ни одно материально-ответственное лицо не может быть привлечено к проведению данного мероприятия.

      Основными функциями, возложенными на инвентаризационную комиссию, следует считать следующие:

    • составление инвентаризационных описей с непосредственным поименным указанием всех объектов ревизии и их количества;
    • сопоставление данных фактического и бухгалтерского учета;
    • составление сличительных ведомостей при выявлении расхождений;
    • выявление причин появления таких отклонений;
    • 4 Этапа проведения инвентаризации

      Этап

      Каждый из этих этапов важен, поскольку от него зависят результаты инвентаризации, поэтому к каждому из них должен быть организован тщательный и аккуратный подход. Нужно учитывать, что для получения максимально достоверных данных необходимо проконтролировать, чтобы бухгалтеры и материально-ответственные лица в полной мере выполнили поставленные перед ними задачи, а также в состав комиссии входили только ответственные сотрудники. Кроме того, при проведении фактического этапа инвентаризации при перерывах в данном процессе помещения должны быть опечатаны, а документы спрятаны в сейфах, закрываемых на ключ.

      Безусловно, это действие можно совершить. Однако необходимо помнить, что вина ответственного сотрудника должна быть полностью доказана. Кроме того, с него необходимо взять объяснение по поводу того, каким образом могла произойти недостача, и согласен ли он возмещать ущерб. Также руководитель в обязательном порядке должен издать приказ, в котором отражаются результаты инвентаризации и ответственность, которую должен понести виновник недостачи.

      Вопрос №5. Кто из материально-ответственных лиц должен подписывать инвентаризационную ведомость, если происходит их смена – тот, с кого снимаются обязанности, или тот, на которого они возлагаются?

      В данном случае при смене ответственных сотрудников инвентаризационную ведомость должны подписывать оба работника, поскольку один из них сдает вверенные ему объекты ревизии, а другой принимает их на ответственное хранение.

      Как и в любой коммерческой организации, в бюджетном учреждении имеются материальные средства, являющиеся собственностью юридического лица или находящиеся у него по договору аренды. С целью их сохранности и правильности учета необходимо проводить инвентаризацию, с помощью которой можно определить ошибки неправильного учета и принять соответствующие меры по их исправлению и предотвращению в будущем. В статье мы рассмотрим как проводится инвентаризация в бюджетном учреждении, какие необходимы документы.

    • реорганизация учреждения;
    • смена или увольнение материально-ответственных лиц;
    • составление годовой финансовой и бухгалтерской отчетности;
    • чрезвычайная ситуация вследствие стихийного бедствия.
    ? Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

    Главная цель инвентаризации в бюджетном учреждении сводится к тому, чтобы определить, правильно ли ведется бухгалтерский учет в организации, соответствует ли он нормативному законодательству и совершаются ли противоправные действия ответственными лицами.

  • определение факторов, повлиявших на расхождение информации.
  • Подготовка к проверке в бюджетном учреждении

    К объектам, которые могут быть инвентаризированы в бюджетном учреждении, следует относить:

    Объект

    До проведения ревизии руководитель бюджетного учреждения обязан издать приказ, в котором будут освещаться все основные моменты данного мероприятия, в том числе:

  • сроки осуществления данной процедуры.
  • Кроме того, бухгалтерия обязана провести в бухгалтерском учете все первичные документы по приходу и списанию товарно-материальных ценностей и денежных средств, чтобы он в полной мере отражал реальную картину финансового положения бюджетного учреждения. Это касается и материально-ответственных лиц – они также должны подготовить всю необходимую документацию и представить ее в бухгалтерию для обработки.

    К основным документам, которые составляются до инвентаризации и после ее непосредственного проведения, следует относить:

    Описание

    Председатель инвентаризационной комиссии перед непосредственным осуществлением мероприятия обязан проставить свою подпись на всех приходных и расходных документах, которые прикладываются к отчетам материально-ответственных лиц в качестве доказательства правомерности проведения операции.

    1. фактическая перепись и пересчет всех товарно-материальных ценностей;
    2. проверка документации на основные средства и иные ценности, принятые к учету;
    3. подготовка предложений по изменению учета или устранению операций, влекущих за собой ошибки и неточности.
    4. Всю процедуру проведения инвентаризации можно условно разделить на несколько взаимосвязанных этапов, к которым относятся:

      Подготовительный Руководителем издается приказ, документы проводятся в бухучете, создается инвентаризационная комиссия Фактический Комиссия осуществляет перепись наименований и количества объектов ревизии, составляет инвентаризационные описи Сличительный Комиссия сличает данные фактического и бухгалтерского учета, выявляет отклонения, составляет сличительные ведомости Заключительный Комиссия формирует результаты инвентаризации и вносит предложения по усовершенствованию учета, руководитель издает приказ о результатах инвентаризации и привлечении к ответственности виновников

      Оформление результатов инвентаризации

      При наличии расхождений между данными, предоставленными бухгалтерией и инвентаризационной комиссией, необходимо их отразить на счетах бухгалтерского учета. При этом, как и для коммерческих организаций, в бюджетном учете используется принцип двойной записи, когда одна и та же сумма отражается и по дебету, и по кредиту соответствующих счетов.

      Пять практических вопросов по инвентаризации в бюджетном учреждении

      Вопрос №1. Необходимо ли осуществлять инвентаризацию, если бюджетное учреждение реорганизовано?

      Да, в обязательном порядке. Этот пункт указан на законодательном уровне, а потому, если, к примеру, обычная средняя школа реорганизуется в гимназию или лицей, все ее материальные ценности и денежные средства должны быть проинвентаризированы для передачи новому руководству.

      Вопрос №2. Должна ли инвентаризационная комиссия самостоятельно переписывать наименования объектов учета, или эту процедуру можно упростить?

      Да, работу инвентаризационной комиссии можно упростить, для чего бухгалтер распечатывает из автоматизированной программы перечень ревизуемого имущества. Кроме того, это удобно, поскольку члены комиссии могут не знать всех наименований, а предоставленный список поможет наилучшим образом обработать полученные результаты. Таким образом можно избежать пересортицы, особенно часто возникающей при наличии большого перечня наименований материальных ценностей.

      Вопрос №3. Имеем ли мы право удержать из зарплаты материально-ответственного лица сумму недостачи, выявленной при инвентаризации имущества?

      Вопрос №4. При инвентаризации выявлена недостача, и виновный сотрудник согласился, чтобы ее удерживали из его заработной платы. В каком размере мы имеем право производить удержания? Можно ли удержать сразу всю сумму, если размер зарплаты позволяет?

      Согласно законодательству РФ удержания из заработной платы должны производиться в размере не более 20 % от ее размера. Это необходимо учитывать, если, к примеру, необходимо удержать достаточно большую сумму денежных средств. Тогда такую процедуру необходимо совершать в течение нескольких периодов по 20 % до тех пор, пока вся сумма не будет погашена полностью.

      Инвентаризация в бюджетных учреждениях в 2020 году

      Статью подготовила специалист по международным стандартам финансовой отчетности Меликова Мария Марковна. Связаться с автором

      Вернуться назад на Инвентаризация 2020

      Основания, порядок и сроки проведения инвентаризации в бюджетном учреждении установите в учетной политике. Из статьи вы узнаете, когда проводить обязательную и добровольную инвентаризацию, какие объекты проверять и как оформить результаты.

      Инвентаризацию нужно проводить для того, чтобы проверить фактическое наличие имущества и его состояние на установленную дату с данными бухучета. А если при проверке обнаружены ошибки, исправить их в отчетном периоде. Инвентаризация бывает двух видов: обязательная и добровольная.

      Случаи добровольной инвентаризации закрепите в учетной политике. Например:

      • внезапные проверки кассы;
      • инвентаризация имущества у вновь нанятых ответственных сотрудников;
      • инвентаризация имущества, если нарушены правила его хранения, приемки, реализации, а также другие случаи.

      Внезапные проверки проводите по отдельному распоряжению руководителя. Плановые – утвердите в графике инвентаризаций.

      Ежегодно перед годовой отчетностью проводите обязательную инвентаризацию всех объектов бухучета, в том числе и на забалансе. Делайте это в период с 1 октября по 31 декабря. Ревизия нужна для того, чтобы подтвердить достоверность данных годовой отчетности.

      Также инвентаризация обязательна, когда учреждение:

      • передает имущество в аренду, управление, безвозмездное пользование или на хранение;
      • выкупает или продает имущество – комплекс объектов учета;
      • меняет ответственных, материально ответственных сотрудников;
      • выявляет кражу, злоупотребление или порчу имущества;
      • после стихийных бедствий, пожара, других чрезвычайных ситуаций;
      • реорганизуют или ликвидируют учреждение. Инвентаризацию нужно будет провести перед тем как составить ликвидационный (разделительный) баланс;
      • в других случаях, установленных законодательством или по решению вышестоящего органа. Например, федеральные учреждения инвентаризируют дебиторку по расходам и капвложения.

      Есть три способа, как закрепить порядок проведения обязательной и добровольной инвентаризации:

      1. Раздел единого текста учетной политики;
      2. Отдельное приложение к учетной политике;
      3. Локальный акт учреждения со ссылкой на него в учетной политике.

      Чаще всего учреждения используют второй вариант. Независимо от выбранного способа в документе нужно прописать:

      • график инвентаризаций в отчетном году. Для ежегодной инвентаризации установите конкретные даты;
      • сроки инвентаризаций;
      • перечень имущества, обязательств, финансовых активов и других объектов для проверки.

      Инвентаризация проходит в несколько этапов. На каждом этапе нужно подготовить соответствующий документ.

      Необходимо закрепить новый порядок проведения инвентаризации в учетной политике.

      Перед началом инвентаризацией сделайте следующее:

      1. Определите, какие объекты будут подвержены проверке. Это могут быть:
      • основные средства,
      • материальные запасы,
      • расчеты с подотчетными лицами,
      • денежные средства в наличной и безналичной форме,
      • расчеты с поставщиками или подрядчиками. При обязательной инвентаризации проверяйте все объекты учета, а при внеплановой — только те, которые требуют более пристального и тщательного анализа.
      2. Издайте приказ о проведении инвентаризации.
      3. Подготовьте инвентаризационные описи.
      4. Получите от материально-ответственных лиц расписки о том, что к началу инвентаризации:
      • они сдали в бухгалтерию или передали комиссии все расходные и приходные документы на имущество и отчеты о движении материальных ценностей и денег,
      • оприходовали и списали в расход все ценности, поступившие под их ответственность.
      5. Проверьте договора о материальной ответственности и сроки их действия.

      Инвентаризацию проводит постоянно действующая комиссия, состав которой утвержден руководителем. Порядок формирования комиссии, пропишите в учетной политике.

      Включите в ее состав сотрудников:

      • из администрации;
      • бухгалтерии, службы внутреннего контроля или аудита;
      • специалистов других служб и отделов учреждения: инженер, экономист, техник.

      В состав комиссии можете включить независимого консультанта, например аудитора из другой компании.

      Инвентаризационная комиссия отвечает:

      • за своевременность и соблюдение порядка инвентаризации в соответствии с приказом руководителя,
      • за полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках материальных ценностей,
      • за правильность и своевременность оформления результатов инвентаризации.

      До начала инвентаризации комиссия должна:

      • получить из бухгалтерии учётные данные по наличию проверяемых материальных ценностей,
      • проверить весовое и измерительное оборудование,
      • опечатать все места хранения материальных ценностей (чтобы у материально-ответственного лица не было возможности утаить излишки; если инвентаризация внезапная, то материально-ответственное лицо узнаёт о её начале только на этом этапе),
      • предложить материально-ответственному лицу провести по учёту все непроведённые приходно-расходные документы. Председатель комиссии должен расписаться на каждом из этих документов.

      Все члены комиссии должны присутствовать во время инвентаризации. Если будет отсутствовать хотя бы один человек, то результаты ревизии могут признать недействительными. Если в учетной политике прописано, что инвентаризировать имущество можно путем онлайн видео- и фотофиксации, то присутствовать лично на проверке не надо. Основание — письмо Минфина № 02-07-10/77499.

      В этом году вам впервые в период инвентаризации надо выявить активы, которые необходимо обесценить. Кроме того, по итогам инвентаризации вы можете обнаружить имущество, которое перестало быть активом, найти излишки, недостачу или пересортицу.

      Результаты инвентаризации оформите документально. Комиссия должна на всех инвентаризационных описях на титульной странице поставить свое заключение. После этого все члены комиссии подписывают документы. Ответственный сотрудник также подтверждает своей подписью, что у него нет претензий к членам комиссии и инвентаризация проведена в его присутствии.

      На основании инвентаризационных описей составьте акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835). Подпишите его у комиссии, а затем утвердите руководителем.

      Если во время инвентаризации нашли отклонения с учетом, то к акту приложите ведомость расхождений по форме 0504092.

      Если во время инвентаризации поступили новые товары, оформите их отдельной описью и оприходуйте товары после инвентаризации. На сопроводительных документах сделайте отметку «после инвентаризации» и укажите реквизиты описи.

      Результаты инвентаризации отразите:

      • в учете и отчетности того месяца, когда ее закончили;
      • в годовой отчетности – для инвентаризации по итогам года;
      • в учете на дату ликвидации или реорганизации – для учреждений, которые ликвидируют или реорганизуют.

      Изменения в трудовом законодательстве в 2020 году
      Изменения для ИП в 2020 году
      Изменения для юристов в 2020 году
      Земельная собственность 2020
      Земельный налог 2020

    Смотрите так же:  Типовой договор на возмещение ущерба

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *