Как оформить закупки у единственного поставщика

Закупка у единственного поставщика по 44?ФЗ: что нужно учитывать

Закупка у единственного поставщика — один из способов определения поставщика, который позволяет приобрести товары у известного заказчику продавца без конкурентных торгов в максимально короткие сроки. В статье рассмотрим особенности проведения закупки у единственного поставщика и разберем актуальные примеры.

Необходимо повысить квалификацию? Зарегистрируйтесь на онлайн-курс для руководителей организаций «Управление государственными и муниципальными закупками по 44-ФЗ». Вы получите необходимые знания и удостоверение о повышении квалификации 40 ак. часов.

Что такое закупка у единственного поставщика

Закупка у единственного поставщика — это способ, при котором контракт заключается с конкретным юридическим или физическим лицом без проведения формальной процедуры выбора поставщика (ч. 1, 2 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ; далее — Закон № 44-ФЗ).

Обратите внимание, что закупка у единственного поставщика — это право, а не обязанность заказчика (исключение составляют лишь закупки у единственного поставщика при несостоявшихся конкурентных процедурах по 44-ФЗ).

В каких случаях проводится закупка у единственного поставщика

Закупать у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) можно в случаях, указанных в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Указанный перечень содержит более 50 различных оснований, среди которых наиболее популярные у заказчиков:

  • осуществление закупки товаров, работ или услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», а также услуг центрального депозитария (п. 1 ч. 1 ст. 93);
  • осуществление закупки на сумму, не превышающую 300 тыс. рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93);
  • оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ (п. 8 ч. 1 ст. 93);
  • закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной или в неотложной форме (п. 9 ч. 1 ст. 93);
  • случаи, когда открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, повторный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений признаны несостоявшимися (п. 25-25.3 ч. 1 ст. 93).
  • Остановимся на некоторых типах закупок у единственного поставщика.

    Малые закупки

    Заказчик может разово закупать у единственного поставщика любые товары, работы, услуги на сумму не более 300 тыс. рублей. Закон № 44-ФЗ устанавливает условие: годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить, не должен превышать 2 млн рублей или 5% совокупного годового объема закупок заказчика (если 5% более 2 млн руб.) и не должен составлять более 50 млн рублей. Указанные ограничения не применяются в отношении закупок для муниципальных нужд сельских поселений.

    Важно: закупки на сумму до 300 тыс. рублей не ограничены правилом об одноименных товарах.

    Пример. В марте текущего года заказчик заключает контракт на поставку оргтехники в офис на сумму 90 тыс. рублей. В апреле этого же года он вправе закупить необходимый товар у единственного поставщика при условии, что цена каждого контракта не превышает 300 тыс. рублей.

    При этом общая сумма таких контрактов, заключенных в течение квартала, не имеет значения при условии, что такие закупки не будут иметь признаки « дробления » и годовой объем закупок у единственного поставщика на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ не превысит 2 млн рублей или 5% от совокупного годового объема закупок и составит при этом не более 50 млн руб.

    Закупки малого объема очень популярны среди заказчиков из-за своей простоты:

  • Во-первых, их не нужно отражать в плане-графике в полном объеме. Информация о таких закупках отражается одной общей суммой за год, без указания сведений по каждой закупке.
  • Во-вторых, извещение о проведении такой закупки не размещается в единой информационной системе.
  • В-третьих, по таким закупкам не нужно вносить сведения в реестр контрактов.
  • Неконкурентная процедура

    В каком случае закупка у единственного поставщика становится не правом, а обязанностью заказчика?

    Если закупка путем конкурентной процедуры признана несостоявшейся по причине подачи всего одной заявки или признания только одной заявки соответствующей требованиям, заказчик обязан осуществить закупку у единственного поставщика (п. 24–25.3 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

    Важно: когда закупка у единственного поставщика невозможна (например, при превышении установленных лимитов совокупного годового объема закупок), заказчик может провести открытый конкурс или электронный аукцион (ст. 54.1, 59), а также запрос котировок или запрос предложений в электронной форме (ст. 87.1, ст. 83.1).

    Согласовывать закупку у единственного поставщика с контрольным органом по итогам несостоявшихся процедур, как правило, не нужно. Исключение — несостоявшийся запрос предложений в электронной форме (п. 25 ч. 1 ст. 93).

    При выборе неконкурентного способа определения поставщика заказчик должен учитывать как преимущества, так и недостатки этой процедуры.

    Преимущества закупки у единственного поставщика

  • Как правило, заказчик знает поставщика, имеет успешный опыт взаимодействия с ним.
  • Риск нарушения процедуры заключения контракта сведен к минимуму.
  • Закупка у единственного поставщика проводится быстрее и проще, чем при конкурентных процедурах.
  • Заказчику не нужно выделять большие ресурсы на проведение процедуры определения поставщика и заключения контракта.
  • Недостатки закупки у единственного поставщика

    1. Заказчик не может значительно снизить цену контракта, как, например, на электронном аукционе.
    2. Заказчику сложно обеспечить наилучшие условия выполнения контракта, как, например, в открытом конкурсе в электронной форме, из-за отсутствия конкуренции.
    3. ФАС уделяет особое внимание именно этому способу закупки, так как он связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств. Заказчик может договориться с поставщиком в обход закона. Отдавая предпочтение закупке у единственного поставщика, заказчик должен понимать, что со стороны контролирующих органов повышенное внимание будет именно к неконкурентной процедуре, и ясно представлять свою ответственность в случае нарушений.
    4. Форс-мажор

      Нередки случаи, когда заказчик заключает договор с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы. Но далеко не все обстоятельства попадают под определение форс-мажоров.

      Как узнать, что является форс-мажором, а что нет? Обратиться к ГК РФ (ст. 401), определяющему, какие обстоятельства являются чрезвычайными и непредотвратимыми. Другие случаи, например некачественное выполнение обязанностей или плохие погодные условия (если они не являются аномальными), к ним не относятся.

      Далее — несколько примеров.

      Пример 1. Конец финансового года

      Заказчику выделили бюджетные средства в конце финансового года, и времени для проведения конкурентных процедур недостаточно. Может ли он заключить контракт с единственным поставщиком, сославшись на Закон № ФЗ-44 (п. 9 ч. 1 с. 93)?

      Согласно п. 9 ч. 1 ст. 93 № 44-ФЗ, при закупке ТРУ, необходимых для ликвидации последствий аварии, чрезвычайных ситуаций, обстоятельств непреодолимой силы, заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком. Но сделать это заказчик может только при условии, что применение других способов определения поставщика, требующих затрат времени, нецелесообразно.

      В свою очередь, недостаток времени сам по себе не обладает признаками чрезвычайности и непредотвратимости. Поэтому такие действия заказчика будут неправомерными.

      На практике Минэкономразвития России, ФАС России и арбитражные суды не признают поступление денежных средств в конце финансового года обстоятельством непреодолимой силы.

      Пример 2. Профилактика

      Заказчик узнал о чрезвычайной (аварийной) ситуации на подведомственном ему объекте. Вправе ли они заключить контракт с единственным поставщиком, сославшись на обстоятельства непреодолимой силы?

      Если обстоятельства непреодолимой силы на момент заключения отсутствуют, то заказчик не может заключить контракт с единственным поставщиком, так как сама по себе возможность возникновения чрезвычайной ситуации не свидетельствует об объективном наличии такого обстоятельства.

      На практике арбитражные суды при рассмотрении подобных споров принимают решения в зависимости от того, имелись ли обстоятельства непреодолимой силы (аварийная ситуация) на момент заключения контракта.

      В данном случае заказчику целесообразнее провести конкурентную закупку.

      Пример 3. Контракт после аварии

      Авария на подведомственном объекте уже произошла. И заказчик спустя длительное время после аварии, заключил контракт с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы. Правомерны ли в этом случае его действия?

      Если для проведения конкурентных процедур времени было достаточно, то контролирующие органы могут расценить действия заказчика как неправомерные. Заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком при закупке работ, необходимых для ликвидации последствий аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, обстоятельств непреодолимой силы, но сделать это заказчик может только при условии, что применение других способов определения подрядчика, требующих затрат времени, нецелесообразно. Поэтому если заказчик заключает контракт с единственным подрядчиком на выполнение срочных работ по устранению аварийной ситуации, возникшей задолго до этого, то он нарушает требования законодательства о контрактной системе.

      Арбитражные суды при рассмотрении подобных споров принимают решения в зависимости от того, было ли у заказчика время осуществить закупку конкурентным способом.

      Процедура проверки контролирующим органом

      При осуществлении закупки у единственного поставщика (п. 6 9, 34, 50 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ) заказчик обязан уведомить контрольный орган в срок не позднее 1 рабочего дня с даты заключения контракта. Уведомление о такой закупке направляется в ФАС, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. К уведомлению нужно приложить копию заключенного контракта с обоснованием его заключения.

      Регламента проведения проверки заключения контракта не предусмотрено. Как правило:

    5. Сотрудник контролирующего органа рассматривает поступившее уведомление и оценивает действия заказчика по заключению контракта на соответствие требованиям Закона № 44-ФЗ.
    6. По итогам проверки подготавливает докладную записку.
    7. В случае отсутствия нарушений Закона № 44-ФЗ в действиях заказчика информирование последнего процедурой не предусмотрено.
    8. Если обнаружены нарушения — контролирующий орган организует внеплановую проверку, о которой заказчик обязательно будет уведомлен.

    Расчет и обоснование цены в закупке у единственного поставщика

    В некоторых случаях при осуществлении закупки у единственного поставщика (по п. 3, 6, 9, 11, 12,18, 22, 23, 30-32, 34, 35, 37-41, 46, 49 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) заказчик обязан определить и обосновать цену контракта (ч. 4 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

    При осуществлении такой закупки обоснование цены включается в текст контракта.

    Выводы

  • Заказчик не всегда может сделать выбор в пользу неконкурентной процедуры.
  • Заказчикам необходимо помнить об ограничениях и соблюдать все законодательные регламенты, внимательно изучая формулировки и вникая в их тонкости.
  • Поставщикам до заключения контракта нужно внимательно вычитать его текст, проанализировать информацию, обратить внимание на детали.
  • И для заказчика, и для поставщика важно, чтобы контракт был заключен с соблюдением всех установленных условий и ограничений, иначе заключение контракта будет признано неправомерным.
  • Регистрируйтесь на онлайн-курс « Управление государственными и муниципальными закупками » . Программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

    Схема проведения закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)

    Шаг 1

    Подразделение выбирает основание для заключения прямого договора (выбирает подпункт пункта 12.10.1 Положения о закупке — см. графу 1 таблицы)

    Шаг 2

    Подразделение выбирает Исполнителя по договору и осуществляет проверку Исполнителя, направленную на проявление должной осмотрительности при выборе Исполнителя, в случае, если Исполнитель не включен в перечень авторизованных поставщиков (используя Интернет-ресурсы)

    Шаг 3

    Подразделение направляет СЗ о включении закупки в план закупки (в случае, если цена договора превышает 500 тыс. руб.) по электронной почте в Дирекцию по закупкам (направляется директору Т.М.Обернибесовой). В соответствии с законодательными нормами, каждое изменение в план закупки, вносимое в течение года подразделениями, в течение 3 рабочих дней проходит согласование акционерным обществом «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства»

    Шаг 4

    Подразделение готовит пакет документов в соответствии с выбранным основанием (см. перечень и формы документов в графе 2 таблицы)

    Шаг 5

    Подразделение отправляет на рассмотрение проекты документов (СЗ, ТЗ или проект договора, обоснование цены) по электронной почте в Дирекцию по закупкам (документы направляются директору Т.М.Обернибесовой)

    Шаг 6

    Закупке присваивается номер, и закупка направляется в работу работнику Отдела закупок (ОЗ) – ответственному за закупку

    Шаг 7

    Ответственное лицо ОЗ работает с подразделением по доработке документов (переписка ведется по электронной почте)

    Шаг 8

    При необходимости подразделение дорабатывает документы

    Шаг 9

    Документы доработаны; ответственное лицо ОЗ направляет в подразделение по электронной почте согласие на заключение договора

    Шаг 10

    Подразделение передает ответственному лицу ОЗ оригиналы подписанных руководством подразделения документов на закупку – заявку на закупку: СЗ (с визой ПФУ, подтверждающей наличие средств, источник финансирования и статью расходов), ТЗ (или проект договора, завизированный руководителем на первой странице), обоснование цены договора

    Шаг 11

    Подразделение получает от ответственного лица ОЗ два оригинала договора для организации их подписания Заказчиком и Исполнителем (один оригинал с проштампованными страницами – это договор Заказчика — НИУ ВШЭ, второй оригинал без штампов – это договор Исполнителя)

    Шаг 12

    Подразделение получает визы руководителя подразделения, ПФУ, УБУ в штампе, который ставится на обороте страницы договора – оригинала НИУ ВШЭ, где указаны полные реквизиты сторон

    Шаг 13

    Подразделение регистрирует договор в ПФУ (комната К-402) в журнале регистрации договоров и присваивает номер договору)

    Шаг 14

    Подразделение передает два оригинала договора на подписание лицу, которое подписывает договор от имени НИУ ВШЭ и проставляет печать на подпись этого лица (дата на договоре не ставится)

    Шаг 15

    Подразделение передает два оригинала договора на подписание Исполнителю — лицу, которое подписывает договор от имени фирмы-Исполнителя, и проставляется печать на подпись этого лица (дата на договоре не ставится)

    Шаг 16

    Подразделение передает два оригинала подписанного договора в ОЗ; ответственное лицо ОЗ ставит текущую дату в оригиналах договора, делает копию договора и передает оригиналы договора подразделению

    Шаг 17

    Подразделение передает в ПФУ лицу, курирующему подразделение, оригинал договора с проштампованными страницами (оригинал НИУ ВШЭ)

    Шаг 18

    Подразделение передает Исполнителю оригинал его договора

    При подготовке обоснования цены договора на основании коммерческих предложений, рекомендуется использовать данную форму коммерческого предложения (Приложение 3 к Административному регламенту закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)

    Смотрите так же:  Договор организации питания на предприятии

    Согласование закупок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) по подпунктам 8, 24, 13 (в части заключения договоров с физическими лицами), 10, 11, 35, 36 пункта 12.10.1 Положения о закупке проводится Правовым управлением НИУ ВШЭ, в соответствии с Порядком разграничения полномочий между Правовым управлением НИУ ВШЭ и отделом правового обеспечения закупок и проведения торгов по аренде Дирекции по корпоративным закупкам и торгам НИУ ВШЭ в области закупок товаров, работ, услуг для нужд НИУ ВШЭ, утвержденным Приказом от 16.03.2020 № 6.18.1-01/1603-06.

    1) осуществление закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, аварийной ситуации, подтвержденных соответствующим актом или иным документом уполномоченного органа и (или) уполномоченной организации, в количестве и объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, аварийной ситуации;

    • Проект договора с техническим заданием (по форме и образцу, которые размещены на интернет-странице Дирекции по корпоративным закупкам и торгам или по форме, предлагаемой контрагентом) либо техническое задание, подписанное руководителем подразделения-заказчика
    • Обоснование цены договора
    • Документы-основания для закупки у единственного поставщика/исполнителя/подрядчика: копия служебной записки на имя координирующего руководителя (с обоснованием необходимости проведения такой закупки) с его положительной резолюцией; акт уполномоченного органа и (или) уполномоченной организации об аварии/аварийной ситуации
    • 2) при необходимости оперативного, срочного удовлетворения нужд подразделения-заказчика (закупающего подразделения) в товарах, работах, услугах, при условии, что на проведение конкурентной закупки у подразделения-заказчика (закупающего подразделения) объективно нет времени, а также в иных случаях, не урегулированных настоящим Положением, решение о возможности проведения такой закупки выносится Закупочной комиссией при ректоре университета при условии обоснования подразделением-заказчиком (закупающим подразделением) выбора данного способа закупки в соответствии с правилами и формами, предусмотренными административным регламентом формирования заявок на закупку и документации о закупке товаров, работ, услуг. Решение о возможности проведения такой закупки утверждается ректором университета;

    • Закупка осуществляется только по решению Закупочной комиссии при ректоре университета.
    • Срок заключения договора с даты протокола Закупочной комиссии — не более 20 дней
    • Обоснование цены договора (если на основании коммерческих предложений, то см. форму)
    • Документы-основания для закупки у единственного поставщика/исполнителя/подрядчика: выписка из протокола/копия протокола заседания Закупочной комиссии при ректоре университета о согласовании возможности закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)
    • Копия отчета о проверке контрагента (см. форму)
    • 3) заключение договора с соисполнителями работ или услуг, по которым университет является основным исполнителем по результатам проведенных торгов, запроса котировок, запроса предложений, иных видов закупок, в том числе в соответствии с Законом о закупках или с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». При этом договор может быть заключен при условии включения университетом сведений о соисполнителе в заявку университета на участие в торгах, запросе котировок, запросе предложений, иных видов закупок, в том числе в соответствии с Законом о закупках или с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

    • Документы-основания для закупки у единственного исполнителя/подрядчика: копия заявки университета на участие в запросе котировок, торгах с подтверждением включения университетом сведений о данном соисполнителе в заявку (копия заявки скрепляется подписью руководителя подразделения-заказчика); копия договора, по которому университет является основным исполнителем по результатам проведенных торгов; копия письменного согласия заказчика на привлечение соисполнителя, в случае если это предусмотрено основным договором.
    • 4) осуществление закупки товаров, работ, услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»»;

      5) осуществление закупки услуг телефонной и радиотелефонной связи в связи с наличием существующей в университете номерной емкости конкретного оператора связи;

      Заявка на закупку на имя Т.М. Обернибесовой с визой ПФУ

    6) осуществление закупки работ, услуг, являющихся естественным продолжением работы, услуги, оказанной ранее, у исполнителя такой работы, услуги, в случаях, когда необходимо обеспечить преемственность работ, услуг и приобретенный исполнителем в ходе выполнения работ, оказания услуг опыт необходим для выполнения, оказания аналогичных закупаемых работ, услуг. При этом общая цена вновь заключаемого договора не должна превышать 50% от ранее заключенного договора;

  • Закупка осуществляется только по решению координирующего руководителя.
  • Документы-основания для закупки у единственного поставщика/исполнителя/подрядчика: копия служебной записки на имя координирующего подразделение-заказчика проректора (с обоснованием необходимости проведения такой закупки) с его положительной резолюцией; копия договора, по которому ранее выполнялись работы (услуги), на основании которого будет определяться преемственность работ (услуг)
  • 7) осуществление закупки товаров, работ, услуг в случае, когда на участие в закупке не подано ни одной заявки или единой (единой профильной) комиссией отклонены все поданные заявки на участие в закупке;

    Приложения к заявке на закупку:

  • Документы-основания для закупки у единственного поставщика/исполнителя/подрядчика: копия протокола по результатам несостоявшейся закупки
  • 8) осуществление закупки работ, услуг, связанных с осуществлением или обеспечением научно-исследовательской, научно-технической, экспертной, аналитической, образовательной деятельности, охраной и укреплением здоровья обучающихся университета, включая проведение университетом связанных с указанной деятельностью мероприятий, на сумму, не превышающую один миллион рублей;

    В части заключения договоров с физическими лицами проводится согласование Правовым управлением НИУ ВШЭ

  • Документы-основания для закупки у единственного исполнителя/подрядчика: копия служебной записки на имя координирующего подразделение-заказчика проректора (с обоснованием необходимости проведения такой закупки) с его положительной резолюцией
  • 9) приобретение исключительного права или права использования результата интеллектуальной деятельности (заключение договора об отчуждении исключительного права, лицензионного договора) непосредственно у правообладателя такого результата либо у иного лица, являющегося единственным представителем правообладателя на российском рынке, способным правомерно предоставить университету право использования результата интеллектуальной деятельности. При этом наличие исключительного права у правообладателя или права использования у единственного представителя правообладателя должно быть подтверждено документально, в том числе в декларативной форме;

  • Документы-основания для закупки у единственного поставщика/исполнителя/подрядчика: документы, подтверждающие права правообладателя/лицензиара на закупаемую интеллектуальную собственность, а также право распоряжения исключительными правами на интеллектуальную собственность (при наличии, патент, свидетельство о регистрации ПЭВМ, БД, договор о распоряжении правами или иной документ, удостоверяющий права правообладателя, в том числе в декларативной форме)
  • 10) осуществление закупки в сфере водоснабжения, водоотведения (канализации), очистки сточных вод, теплоснабжения, энергоснабжения и газоснабжения (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), за исключением случаев, указанных в подпункте 4 настоящего пункта, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам) либо по договорным ценам (но не выше предельных уровней нерегулируемых цен (тарифов)) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

    12) заключение договора на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки, спортивного мероприятия;

    13) закупка работ (услуг), выполняемых студентами, аспирантами, Заказчика, а также преподавательских и связанных с ними услуг (работ)[2], оказываемых (выполняемых) физическими лицами, по договорам гражданско-правового характера;

    Нашли опечатку ?
    Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
    Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.

    Размещение заказа у единственного поставщика силовым министерством

    Автор: Комиссарова Т., эксперт журнала

    Учреждения силовых министерств и ведомств осуществляют закупки конкурентными способами: в виде открытого конкурса, аукциона, запроса предложений или запроса котировок (в том числе в электронной форме), а также проводят закупки у единственных поставщиков. Частью 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) предусмотрена возможность осуществить закупку у единственного поставщика в случае выполнения работ по мобилизационной подготовке, поставке российского вооружения и военной техники, заключения контрактов для обеспечения деятельности объектов госохраны и т. д. Кроме того, этим же способом можно закупить услуги по водоснабжению, теплоснабжению, обращению с твердыми коммунальными отходами, газоснабжению, подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения, хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ. Расскажем, как же провести закупку у единственного поставщика.

    Малые закупки у единственного поставщика.

    Прежде всего рассмотрим самое распространенное основание для проведения закупки у единственного поставщика, которое предусмотрено п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, – закупку товаров, работ и услуг на сумму до 100 000 руб. Это основание очень удобно для осуществления мелких закупок, поскольку Законом № 44-ФЗ данные закупки не ограничены правилом об одноименности. То есть учреждение может раз в месяц или каждый квартал покупать таким образом любые товары, работы или услуги. Главное, чтобы сумма контракта не превышала 100 000 руб.

    Для осуществления закупок на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ установлены ограничения. В частности, годовой объем таких закупок не должен превышать:

    2) 5% совокупного годового объема закупок (СГОЗ) или 50 млн руб.

    Указанные ограничения не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.

    СГОЗ – это утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с данным законом, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в данном финансовом году (п. 16 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ). Он рассчитывается по формуле:

    Контракты, заключенные в предыдущих финансовых годах, в части, подлежащей оплате в текущем финансовом году

    Контракты, заключенные в текущем финансовом году, полностью исполняемые и подлежащие оплате в этот период

    Контракты, заключенные в текущем финансовом году, исполняемые в текущем и последующих годах, в части, подлежащей оплате в текущем году

    Следует помнить, что годовой объем закупок по рассматриваемому основанию может быть сокращен, если лимиты бюджетных обязательств будут отозваны. Если к тому моменту объем закупок у единственного поставщика будет исчерпан и составит более 2 млн руб., заказчику грозит административная ответственность за то, что он принял решение о применении способа определения поставщика в нарушение требований Закона № 44-ФЗ (ч. 1, 2 ст. 7.29 КоАП РФ). Ввиду этого Минэкономразвития в Письме от 12.02.2015 № Д28и-229 не рекомендует осуществлять такие закупки в полном объеме в начале финансового года.

    Закупать по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ можно любые товар, работу или услугу, даже если для их закупки имеется отдельный пункт в рассматриваемой статье закона.

    Также к малым закупкам относятся закупки у единственного поставщика, проводимые на основании п. 5 этой части. Правда, проводить закупки по данному пункту могут лишь определенные заказчики. В их число входят образовательные или физкультурно-спортивные организации. Годовой объем таких закупок не должен превышать 50% СГОЗ и должен составлять не более 20 млн руб.

    Процедура размещения заказа у единственного поставщика.

    Закупку у единственного поставщика можно разделить на несколько этапов.

    Планирование.

    В первую очередь отметим, что любая закупка у единственного поставщика должна быть запланирована. Помните, что провести закупку, которой нет в плане-графике закупок, нельзя. Таково правило ч. 11 ст. 21 Закона № 44-ФЗ. План-график формируется в личном кабинете заказчика в ЕИС на основании плана закупок.

    Напомним, что правила формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок утверждены следующими постановлениями Правительства РФ:

    для федеральных нужд – от 05.06.2015 № 553;

    для нужд субъекта РФ и муниципальных нужд – от 05.06.2015 № 554.

    Для формирования плана-графика в личном кабинете заказчика нужно заполнить соответствующие вкладки. Информация о закупках на основании п. 4, 5, 23, 26, 33, 42, 44 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ в плане-графике вносится во вкладку «Особые закупки».

    Отметим, что при заполнении плана и плана-графика закупок потребуется обоснование закупки. Правила обоснования закупок товаров, работ и услуг при их составлении, а также форма такого обоснования утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 555. Для закупок по п. 4, 5, 26, 33 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ нужно обосновать лишь общий годовой объем средств на их проведение. Об этом говорил Минфин в письмах от 02.10.2017 № 24-01-10/64054, от 27.09.2017 № 24-01-10/62476.

    Обоснование закупки.

    Согласно ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ для заключения контракта с единственным поставщиком заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену и другие существенные условия контракта. Не путайте этот отчет с обоснованием закупки, включаемым в план и план-график закупок.

    Итак, учреждение должно обосновать закупки у единственного поставщика, если планируется заключение контракта по п. 3, 6, 9 – 14, 17, 18, 22, 23, 30 – 32, 34, 35, 37 – 41, 46, 49 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

    Для этого составляется отчет в произвольной форме. В качестве причины заключения контракта с единственным поставщиком можно указать, например, срочность закупки или отсутствие конкуренции. Также необходимо обосновать цену и иные существенные условия контракта. При этом для обоснования цены нужно пользоваться методами, указанными в ст. 22 Закона № 44-ФЗ и методических рекомендациях, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 № 567.

    Согласование заключения контракта с единственным поставщиком.

    В некоторых случаях придется согласовать возможность заключения контракта с единственным поставщиком. Так, это нужно делать после признания несостоявшимися (ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ):

    определения поставщика закрытым способом (п. 24);

    открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, запроса котировок, запроса предложений (п. 25).

    Если несостоявшимся признан электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений или любой вид конкурса в электронной форме, согласовывать заключение контракта с единственным поставщиком не надо (п. 25.1, 25.2, 25.3 ч. 1 данной статьи).

    Порядок согласования установлен Приказом Минэкономразвития РФ от 31.03.2015 № 189.

    Для согласования заключения контракта с единственным поставщиком учреждению нужно подготовить и направить соответствующее обращение в контрольный орган. Для федеральных закупок и всех закрытых процедур это ФАС, для региональных и муниципальных закупок – контрольный орган в сфере закупок субъекта РФ, муниципального образования.

    Обращение в контрольный орган направляется в следующие сроки.

    Если несостоявшимся признано определение поставщика закрытым способом (п. 24 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ)

    Обращение направляется в течение 10 дней с даты подписания соответствующего протокола

    Если несостоявшимися признаны открытые процедуры (п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ)

    Обращение направляется в течение 10 дней с даты размещения соответствующего протокола в ЕИС

    Контрольный орган рассматривает обращение в течение 10 рабочих дней с момента поступления обращения и принимает одно из следующих решений:

    о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

  • об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Отметим, что отказ возможен, если при рассмотрении обращения выявлены нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, которые повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
  • В случае положительного ответа о согласовании закупки у единственного поставщика контракт заключается в срок не более 20 дней с даты получения заказчиком такого согласования или в случаях, предусмотренных ч. 4 и 5 ст. 15 Закона № 44-ФЗ, с даты размещения в ЕИС соответствующих протоколов, содержащих информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся.

    Выбор поставщика.

    По общему правилу заказчик самостоятельно выбирает поставщика, за исключением случаев, когда таковой определен актами Правительства РФ или Президента РФ. Например, Распоряжением Правительства РФ от 22.11.2017 № 2594-р установлены единственные исполнители закупок моторного топлива для служебных транспортных средств системы МВД на 2020 и 2020 годы.

    Подготовка документов.

    Документация о закупке у единственного поставщика не разрабатывается. Однако некоторые документы все-таки придется составить.

    1. Контракт. В него включаются все существенные условия того или иного вида договора, иначе он может быть признан незаключенным. В любом случае в контракте должны быть условия:
      • о цене контракта (ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ);

        об ответственности заказчика и поставщика за нарушение обязательств по контракту (ч. 4 ст. 34 Закона № 44-ФЗ);

        порядок и сроки оплаты контракта;

        порядок приема исполнения контракта и оформления его результатов (ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ);

        требование предоставить обеспечение исполнения контракта, если оно предусмотрено закупкой (ч. 1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

        Отметим, что в силу ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ при заключении контракта в случаях, предусмотренных п. 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44 – 46, 51 – 53 ч. 1 ст. 93 закона, в контракт могут не включаться некоторые условия, закрепленные в ст. 34. Кроме того, в этих случаях контракт может быть заключен в любой форме, установленной ГК РФ для совершения сделок.

        В случае осуществления закупки в соответствии с п. 24, 25, 25.1, 25.2, 25.3 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ для заключения контракта должен быть использован проект, включенный в документацию (приложенный к извещению) о несостоявшейся закупке.

        При разработке проекта нужно учитывать, что в него включаются расчет и обоснование цены контракта в случае, если Законом № 44-ФЗ предусмотрено документальное оформление отчета с обоснованием заключения контракта с единственным поставщиком (ч. 4 ст. 93). Обычно такой расчет составляется в виде отдельного приложения.

        При заключении по п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ контрактов на оказание услуг водоснабжения, водоотведения, а также договоров подключения (технологического присоединения) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения следует применять типовые договоры, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 645. Такое мнение высказала ФАС в Письме от 16.11.2017 № ВК/79958/17.

      • Извещение об осуществлении закупки. Согласно ч. 2 ст. 93 Закона № 44-ФЗ при проведении закупки по п. 1 – 3, 6 – 8, 11 – 14, 16 – 19 ч. 1 ст. 93 данного закона необходимо подготовить и разместить в ЕИС извещение об осуществлении закупки. Сделать это нужно не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта (за исключением проведения закупок федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, государственного управления в области обеспечения безопасности РФ, подведомственными им государственными учреждениями, включенными в перечень, утверждаемый Правительством РФ).
      • Извещение должно содержать:

        наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика, специализированной организации;

        краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки, информацию о количестве и месте доставки товара, выполнения работы или оказания услуги, сроки поставки, цену контракта, источник финансирования;

        ограничение участия в соответствии со ст. 30 Закона № 44-ФЗ (если такое ограничение установлено заказчиком);

        размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения (если установление требования об обеспечении исполнения контракта предусмотрено ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

        Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не требуется, если сведения о ней составляют государственную тайну.

        Заключение контракта и уведомление об этом контрольного органа.

        Контракт заключается путем его подписания сторонами. Важно перед подписанием контракта проверить предоставление обеспечения его исполнения (если требование об обеспечении исполнения контракта установлено в извещении (проекте контракта)).

        Срок подписания контракта с единственным поставщиком законодательством не установлен. Однако, если контракт заключается по итогам несостоявшихся процедур, он должен быть подписан не позднее 20 календарных дней с момента получения заказчиком от органа контроля соответствующего согласования или с даты, когда размещены в ЕИС протоколы с информацией о признании определения поставщика несостоявшимся.

        При закупке у единственного поставщика по п. 6, 9, 34 и 50 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ учреждение обязано уведомить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок о такой закупке. Если закупка осуществляется для обеспечения федеральных нужд, уведомление направляется в ФАС, а если закупка проводится для обеспечения нужд субъекта РФ или муниципальных нужд, то в орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок. К этому уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с настоящей нормой контракта с обоснованием его заключения.

        Подводя итог, напомним, что нужно составить отчет об исполнении контракта с единственным поставщиком (за исключением контрактов, заключенных по п. 4, 5, 23, 42, 44, 46, 52 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). Форма такого отчета утверждена Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093. Его можно составить в ЕИС, подписать электронной подписью и разместить в системе. Если отчет содержит сведения, составляющие государственную тайну, он составляется, но в ЕИС не размещается.

        Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ: пошаговая инструкция

        Закупка у единственного поставщика — это неконкурентная процедура. О ее особенностях и порядке проведения читайте в материале.

        Что значит закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ

        Это процедура, которая не предполагает конкурентной борьбы между участниками, подавшими заявки, и не подразумевает рассмотрения заявок нескольких участников закупки. В положениях некоторых заказчиков также можно встретить такой термин, как безальтернативная закупка. Технически это то же самое. Такая закупка предусматривает заключение договора с конкретным поставщиком в условиях, когда конкуренция отсутствует вследствие особенностей рынка закупаемой продукции.

        Когда возможна закупка у едпоставщика по 223-ФЗ

        Каждый заказчик сам определяет, когда возможен выбор единственного поставщика по 223-ФЗ. В положении о закупках должен быть исчерпывающий список оснований.

        Рассмотрим их на примере ГАУ «Калининградский государственный научно-исследовательский центр информационной и технической безопасности». Заказчик закупает товары, работы и услуги у единственного поставщика в следующих случаях:

      • возникла срочная потребность из-за аварии, ЧС, и использования конкретных способов нецелесообразно;
      • цена контракта менее 400 тыс. руб.,
      • проводится закупка ТРУ у субъектов естественных монополий;
      • конкурентная закупка признана несостоявшейся;
      • планируется заключение договора на посещение культурного учреждения;
      • проводится закупка услуг по обучению и повышению квалификации, аттестации работников заказчика;
      • закупаются услуги организации и участия представителей Калининградской области в выставках, форумах, семинарах, тренингах, конференциях, совещаниях, конкурсах по отраслевой специфике заказчика;
      • закупаются услуги по поставке ресурсов — электроэнергии, тепла, газа, воды;
      • планируется закупка финансовых услуг;
      • проводится закупка бензина;
      • планируется заключение договора на услуги связи, телематические услуги;
      • закупаются услуги оператора электронной торговой площадки;
      • закупаются услуги у организаций, осуществляющих хостинг и иную деятельность, связанную с организацией функционирования доменных имен и т.д.

      Новые правила заключения контрактов с единственным поставщиком с 1 августа

      C начала августа, а точнее с 31 июля, когда вступило в силу новое правило, заказчики получили новые возможности, чтобы заключить контракт с едпоставщиком в облегченной версии. В такие контракты теперь можно не вписывать ответственность сторон, приемку, порядок оплаты и другие обычные пункты. Читайте, какие еще льготные условия появились в контрактах с пониженными требованиями и чем вы рискуете.

      Роснефть проводит безальтернативные закупки в следующих случаях:

    2. продукция относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий;
    3. на продукцию установлены регулируемые тарифы;
    4. закупается электроэнергия;
    5. продукция закупается в целях проведения опытно-промысловых испытаний и т.д.
    6. Закупку у единственного поставщика этот заказчик может выбрать в двух случаях:

    7. отсутствует достаточный запас продукции, требуемой для ликвидации чрезвычайных обстоятельств;
    8. необходимо обеспечить защиту интересов компании в ходе судебных разбирательств.
    9. Часто в положениях о закупках можно встретить оговорку о том, что наличие оснований для проведения закупки у единственного поставщика не является препятствием для проведения конкурентной закупки.

      Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ: пошаговая инструкция

      Закон 223-ФЗ не регламентирует порядок закупки у единственного поставщика. Правила устанавливают в положении о закупках. Часто можно встретить следующий порядок:

    10. заключение договора с единственным поставщиком;
    11. размещение в ЕИС извещения, документации и проекта договора.
    12. Проводите неконкурентную процедуру только по основаниям, которые предусмотрели в положении о закупке. Если закупка не подходит ни под одно из оснований, проведите торги, иначе рискуете получить жалобу. Смотрите, как правильно внести закупки в положение, какие основания неконкурентных процедур выделить, когда нужно размещать в ЕИС извещение.

      Извещение и документация о закупке носят уведомительный характер и не предполагают подачу со стороны участников закупки каких-либо заявок, документов и сведений. К ним должен прилагаться проект договора, на основе которого заключается договор с едпоставщиком.

      Обоснование закупки у едпоставщика не требуется, если, конечно, заказчик не включил такое условие в положение.

      Смотрите также по теме:

      Реестр единственных поставщиков по 223-ФЗ

      В ЕИС можно найти реестр единственных поставщиков товара, производство которого создается или модернизируется или осваивается на территории нашей страны. Но этот реестр относится к 44-ФЗ. Аналогичного реестра по 223-ФЗ нет. Но нужно отметить, что часто заказчики сами ведут реестры квалифицированных поставщиков, которые прошли предварительный отбор.

      Порядок оформления закупки у одного поставщика по ФЗ-44

      Порядок оформления товаров или услуг по ФЗ-44 «Осуществление закупки у единственного поставщика», заключается в выборе физического или юридического лица, для заключения с ним договора о поставках товара или услуги. Затем, сделка оформляется и выставляется в ЕИС.

      Однако, у этого процесса существуют подводные камни. К примеру, максимальная сумма сделки не установлена законом. Подобную скупку можно осуществлять только с целью приобретения определенных товаров. Перечень этих товаров и услуг указан в статье 93 ФЗ-44, пункте первом.

      Также, важно правильно оформить сделку.

      В контракте должна быть указана:

    13. причина приобретения товаров у единственного снабженца;
    14. идентификация объекта закупки, или приобретаемых услуг;
    15. условия и основания для заключения сделки;
    16. основания для выбора конкретного поставщика, доказательства невозможности заключения сделки по стандартной процедуре.
    17. В какой статье ФЗ-44 описан порядок закупки товара?

      Закупка у единственного снабженца по 44-ФЗ, определяется статьей 93. В статье указывается перечень услуг, которые допускаются к приобретению через единственного поставщика, особенности процедуры закупки, оформление необходимой документации, а также нюансы, связанные с суммой контракта.

      Статья 93 разделена на 4 пункта. Первый пункт включает случаи, при которых разрешается приобретение товара у единственного продавца.

      К ним относятся:

    18. закупки, которые используются в сфере естественных монополий;
    19. заключение контракта на приобретение военной техники, которые не имеют аналогов, а производство осуществляется единственным производителем;
    20. закупка культурных товаров;
    21. закупка книг конкретных авторов, музыкальных произведений конкретных композиторов, или же живописи конкретных художников;
    22. поставка лекарственных препаратов, необходимых пациенту, при наличии медицинских показаний, а также сопутствующей документации;
    23. заключение контракта на оказание преподавательских, экскурсоводческих услуг и др.
    24. Пункт 2 рассматривает оформление извещения о закупке у единственного снабженца. Данный документ размещается в ЕИС — единой информационной системе. Сроки размещения — до пяти дней с момента заключения контракта.

      В третьем пункте указывается необходимость предоставления отчета, в котором указываются основания для заключения контракта с единственным поставщиком, невозможность альтернативных вариантов сделки, а также сумма контракта и его сроки.

      Четвертый пункт гласит, что контракт должен содержать обоснованный расчет и цены.

      Кто такой единственный поставщик?

      Единственный поставщик — это физическое или юридическое лицо, с которым заключается контракт о поставке определенных товаров, в ходе которого опускается процедура, установленная ФЗ-44 статьей 24. Такой процесс является правом заказчика, но не его обязанностью.

      Подобный метод приобретения товаров производится на основании причин, указанных в части первой статьи 93 ФЗ-44.

      Как провести закупку?

      Процесс приобретения товаров или услуг у единственного поставщика состоит из следующих шагов. Сперва, заказчик должен составить проект контракта, после чего выбрать того поставщика, которого сочтет нужным. Затем, информация о контракте выставляется в ЕИС, с указанием сроков, суммы, а также условий заключения.

      Срок оформления контракта может составлять до 15 суток. В течение 10 дней согласовываются условия, возможны добавления правок. В следующие 5 дней контракт подписывают, с выставлением его в ЕИС. Далее, все изменения выставляются в ЕИС. К примеру, если контрактом предусмотрено поэтапное выполнение, то каждый закрытый этап нужно выкладывать, с прикрепленным отчетом о закрытии.

      Документация для оформления сделки, представлена следующим перечнем:

    25. номер извещения из ЕИС, его дата;
    26. протоколы о ходе закупки;
    27. документы о закупке товара или услуги;
    28. заявки на участие в конкурсе;
    29. документация о запросах предложений.
    30. Максимальная сумма

      Покупка у единственного поставщика является допустимой, если иные способы закупки не представляются возможными, или нецелесообразны. Стоимость товара или услуги, при таком способе закупки, должна быть «небольшой». Законом не устанавливается конкретный размер, или определения «небольшой» суммы, поэтому, максимальной суммой, которой разрешают распоряжаться при приобретении товаров у единственного поставщика, являются, ориентировочно, 100 тысяч рублей.

      Закупка у единственного поставщика по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Случаи закупки у единственного поставщика, пошаговая инструкция, а также плюсы и минусы такой закупки

      Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Сегодня речь пойдет о закупках у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Это один из излюбленных способов проведения закупок среди заказчиков, работающих, как в рамках 44-ФЗ, так и в рамках 223-ФЗ. Об этом также свидетельствуют и статистические данные с официального сайта zakupki.gov.ru . По общему количеству закупок, проведенных в рамках 44-ФЗ за 2020 год, закупки у единственного поставщика находятся на почетном 2 месте, уступив лишь электронным аукционам. А вот в 223-ФЗ пальма первенства принадлежит закупкам у ЕП. Поэтому нам, как поставщикам, необходимо детально разобраться в этом вопросе и понять, как стать для заказчика тем самым единственным поставщиком, с которым впоследствии и будет заключен контракт. Тема это достаточно большая, поэтому в этой статье мы рассмотрим лишь ключевые моменты. И так, давайте приступим… ( Примечание: настоящая статья актуализирована 18.11.2020 г.).

      Содержание:

      1. Что значит закупка у единственного поставщика?

      Прежде чем детально разбираться в теме нашей сегодняшней статьи, предлагаю начать с определения.

      Закупка у единственного поставщика — неконкурентный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором контракт заключается с конкретным юридическим или физическим лицом без проведения формальной процедуры выбора поставщика.

      Стоит отметить, что закупка у ЕП является правом, а не обязанностью заказчика (исключение составляют лишь закупки у ЕП при несостоявшихся конкурентных процедурах по 44-ФЗ). Закупки у ЕП привлекают заказчиков своей относительной простотой и небольшими временными затратами. Закупка у ЕП используется во всех случаях, когда сумма контракта является незначительной и не установлены какие-либо дополнительные ограничения.

      2. Закупка у единственного поставщика по 44-ФЗ

      Закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в рамках Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” регламентированы статьей 93.

      За время существования 44-ФЗ эта статья неоднократно подвергалась различным изменениям и дополнениям. Уверен, что она и дальше будет подвергаться правкам и корректировкам со стороны наших законотворцев. В связи с этим я буду периодически обновлять эту статью, чтобы она не теряла своей актуальности и несла пользу посетителям моего сайта.

      2.1 Случаи закупки у единственного поставщика

      Закупать товары (работы, услуги) у единственного поставщика нельзя, если такая закупка не указана в перечне случаев, установленных Федеральным законом № 44-ФЗ. Перечень случаев, в которых закупка может осуществляться у ЕП, установлен в ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. В этом перечне в настоящий момент предусмотрено 55 случаев закупки у единственного поставщика. Перечислять их все в данной статье нет абсолютно никакого смысла, можете перейти по этой ссылке и самостоятельно с ними ознакомиться.

      Скажу лишь, что условно все эти случаи можно разделить на следующие группы:

    31. Закупки в случае признания конкурентных процедур несостоявшимися;
    32. Закупки, связанные со строительством (приобретением, арендой), а также ремонтом и содержанием имущества;
    33. Закупки в сфере культуры, спорта, науки и образования;
    34. Закупки в сфере медицины и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
    35. Закупки коммунальных услуг, услуг электро- и теплоснабжения;
    36. Закупки у субъектов естественных монополий;
    37. Закупки в сфере государственного управления и обороны;
    38. и иные случаи, в которых закупка может осуществляться у единственного поставщика.
    39. Отдельно можно выделить разовые закупки товаров (работ, услуг) у единственного поставщика по выбору заказчика на сумму не более 300 тыс. руб. Годовой объем таких закупок (за исключением закупок для нужд сельских поселений) не должен превышать 2 млн. рублей или не должен превышать 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 млн. рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ).

      Также интерес представляют закупки у ЕП на сумму не более 600 тыс. руб. (п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ). Это закупки, проводимые государственными или муниципальными учреждениями культуры, а также иными государственными или муниципальными учреждениями (зоопарки, планетарии, парки культуры и отдыха, заповедники, ботанические сады, музеи, библиотеки, архивы, цирки и т.д.). Здесь также установлены свои ограничения: годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании п. 5 ч. 1 ст. 93, не должен превышать 5 млн. рублей или не должен превышать 50% СГОЗ заказчика и не должен составлять более чем 30 млн. рублей.

      Также стоит отметить, что в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 28 апреля 2020 года № 824-р с 1 июля 2020 г. заказчики вправе осуществлять закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с п. 4, 5 и 28 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ на сайте Единого агрегатора торговли «Березка». Об этой площадке более подробно я рассказал в этой статье. Помимо этого сайта существуют и другие «электронные магазины малых закупок», на которых Заказчики проводят закупки до 300 (600) тыс. рублей. Например, это Портал поставщиков Москвы, ОТС-Маркет, РТС-тендер и другие.

      Мини-курс для поставщиков «Как стать единственным поставщиком и забыть про конкуренцию?». Настоящий курс состоит из 9-ти видео уроков, в которых рассказано о том, как стать ЕП и увеличить портфель заказов без участия в конкурентных закупках. Приобрести курс можно здесь.

      2.2 Случаи согласования и уведомления контрольного органа о заключении контракта с единственным поставщиком

      В большинстве установленных 44-ФЗ случаев решение о заключении контракта с единственным поставщиком заказчик принимает самостоятельно без каких-либо согласований и уведомлений контрольного органа. Но в некоторых случаях такие согласования и уведомления необходимы. Ниже на схеме представлена информация о том, в каких случаях требуются согласования и уведомления, а в каких нет.

      2.3 Пошаговая инструкция закупки у единственного поставщика

      Ниже я привел пошаговую инструкцию для заказчиков по осуществлению закупки у ЕП. Поставщикам она, скорее всего, будет не нужна, но для полного представления о данной процедуре рекомендую все-таки с ней ознакомиться.

      Этап 1. Подготовка к проведению закупки у ЕП

      Шаг №1. Подготовка Приказа (или иного документа) об осуществлении закупки у единственного поставщика.

      Шаг №2. Подготовка обоснования соответствия ЕП требованиям закона и документации о закупке.

      Шаг №3. Подготовка обращения о согласовании заключения (возможности заключения) контракта с ЕП.

      Этап 2. Подготовка документов для проведения закупки у ЕП

      Шаг №4. Разработка и утверждение проекта контракта.

      Шаг №5. Выполнение расчета и обоснования цены контракта.

      Примечание: Согласно ч. 4 ст. 93 44-ФЗ при осуществлении закупки у ЕП в случаях, предусмотренных п. 3, 6, 9, 11, 12, 18, 22, 23, 30-32, 34, 35, 37-41, 46, 49 ч. 1 ст. 93 контракт должен содержать расчет и обоснование цены контракта.

      Шаг №6. Подготовка отчета с обоснованием заключения контракта с ЕП и нецелесообразностью проведения конкурентных способов закупки.

      Примечание: Согласно ч.3 ст. 93 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не требуется.

      Этап 3. Заключение контракта с ЕП

      Шаг №8. Обращение в контрольный орган о согласовании заключения контракта с ЕП (до заключения контракта, в случаях осуществления закупки, предусмотренных п.п. 24 и 25 ч. 1 ст. 93).

      Т.е., когда не состоится процедура конкурентных способов закупки, поскольку только один участник подал заявку или подано несколько заявок, но соответствует всем требованиям извещения и документации только один участник.

      Примечание: Порядок согласования возможности заключения контракта с ЕП утвержден Приказом Министерства экономического развития РФ от 31 марта 2015 г. № 189 «Об утверждении Порядка согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и Порядка согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)». В данном Приказе определено, что должно содержать обращение о согласовании и куда оно должно быть направлено. Установлен срок рассмотрения обращения (не более 10 рабочих дней) и причины отказа в согласовании.

      Шаг №9. Подписание контракта после предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документа по обеспечению исполнения контракта.

      Примечание: Согласно ч. 2 ст. 96 44-ФЗ заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в случаях осуществления закупки у ЕП, предусмотренных пунктами 4 — 11, 13 — 15, 17, 20 — 23, 26, 28 — 34, 40 — 42, 44, 45, 46, 47 — 48 (если контрактами, заключаемыми в соответствии с пунктами 47 — 48, не предусмотрена выплата аванса), 51, 52 ч. 1 ст. 93.

      Этап 4. Уведомление контролирующего органа о заключении контракта с ЕП

      Шаг №10. Направление уведомления (с копией заключенного контракта и обоснованием его заключения) в контрольный орган (в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта).

      Примечание: В качестве контрольного органа при закупках для федеральных нужд и в рамках государственного оборонного заказа выступает ФАС России, при закупках для муниципальных нужд или нужд субъекта федерации – уполномоченный контрольный орган муниципального образования или субъекта федерации соответственно.

      Этап 5. Приемка товаров (работ, услуг)

      Шаг №11. Проведение экспертизы товаров (работ, услуг).

      2.4 Плюсы и минусы закупки у единственного поставщика

      Давайте для начала рассмотрим плюсы закупки у ЕП:

      1) возможность заключить контракт с известным заказчику поставщиком;

      2) минимальный риск нарушения процедуры заключения контракта (например, из-за возникновения технических сбоев);

      3) минимальные трудовые издержки на проведение процедуры;

      4) меньшая длительность и простота процедуры по сравнению с конкурентными способами определения поставщика.

      Минусы закупки у ЕП:

      1) недостаточная экономия бюджетных средств и не всегда высокое качество исполнения контракта;

      2) высокий риск возникновения претензий со стороны контрольных органов в связи с тем, что данный способ закупки связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств (риск сговора с поставщиком).

      Для того чтобы лучше закрепить выше изложенный материал, предлагаю вам посмотреть небольшое видео.

      3. Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ

      Закупку у единственного поставщика в рамках 223-ФЗ также иногда называют прямой закупкой.

      В зависимости от инициативной стороны закупка у ЕП может осуществляться путем направления предложения о заключении договора конкретному поставщику, либо принятия предложения о заключении договора от одного поставщика без рассмотрения конкурирующих предложений.

      Случаи осуществления прямой закупки (закупки у ЕП), порядок проведения такой закупки, а также порядок заключения и исполнения договора устанавливает сам заказчик в своем Положении о закупке (ст.3.6 223-ФЗ). Положение о закупке — документ, который регламентирует всю закупочную деятельность заказчика.

      Согласно ч. 15 ст. 4 223-ФЗ заказчик вправе не размещать в единой информационной системе (ЕИС) сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 тыс. рублей. В случае если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд. рублей , заказчик вправе не размещать в ЕИС сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 500 тыс. рублей. Из вышесказанного следует, что большая часть закупок, проводимых заказчиками и не превышающих 100 (500) тыс. рублей, является именно закупками у единственного поставщика. В таких случаях заказчики также имеют право не размещать в ЕИС сведения о закупке, в том числе извещение, документацию и протоколы закупки, что значительно облегчает жизнь заказчикам.

      В том случае, если закупка у ЕП превышает 100 (500) тыс. рублей, заказчик обязан разместить информацию о такой закупке в ЕИС ( zakupki.gov.ru ). Перечень необходимых сведений, размещаемых заказчиком в ЕИС (на официальном сайте) установлен в ст. 3 и 4 223-ФЗ. Порядок публикации документации о проводимой закупке на официальном сайте содержится в «Положении о размещении на официальном сайте информации о закупке», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 г. № 908.

      Самые распространенные случаи осуществления закупки у ЕП в рамках 223-ФЗ:

    40. Незначительная стоимость приобретаемой продукции (работ, услуг), когда применение конкурентных способов закупки нецелесообразно;
    41. Наличие необходимой продукции только у одного поставщика (Федеральный закон от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»);
    42. Поставщик является обладателем исключительных прав в отношении данной продукции;
    43. Ранее проведенная закупка, осуществленная конкурентным способом, не состоялась;
    44. Срочная потребность в продукции (чрезвычайные ситуации, аварии и т.д.).
    45. Информация для заказчиков: При проведении прямой закупки до 100 (500) тыс. рублей информация о такой закупке может не включаться в план закупок, однако такая информация должна быть включена в ежемесячный отчет и отчет Росстата. Закупка может быть проведена на основании распоряжения или приказа.

      Отчетность по закупкам у ЕП выделяется в отдельный раздел в составе общей ежемесячной отчетности, размещаемой на официальном сайте согласно ч.19 ст.4 223-ФЗ.

      ЕП фигурирует в форме 1 — закупки Росстата. Отчет сдается одни раз в полгода, сроком не позднее 25 июля и 25 января.

      4. Выводы и рекомендации

      В завершении сегодняшней статьи хочется заострить ваше внимание на нескольких моментах.

      Во-первых, закупки у ЕП являются для заказчиков весьма привлекательной формой закупок, хотя и подвержены более пристальному вниманию со стороны контролирующих органов.

      Во-вторых, вам, как поставщику, необходимо внимательно ознакомиться со статьями 93-96 44-ФЗ, чтобы понять, закупаются ли ваши товары (работы, услуги) данным способом или нет. Дополнительно можно сделать небольшой мониторинг закупок на сайтах agregatoreat.ru и zakupki.mos.ru .

      В-третьих, если вы планируете принимать участие в закупках в рамках 223-ФЗ, то вам необходимо внимательно изучить Положение о закупке того заказчика, в процедуре которого вы будете участвовать. Поскольку случаи закупки у ЕП каждый заказчик, работающий по 223-ФЗ, устанавливает для себя сам.

      В-четвертых, выполняйте свои обязательства перед заказчиками по заключенным контрактам в полном объеме и в установленный срок и тогда вероятность того, что в следующий раз заказчик обратится с прямым предложением о заключении контракта именно к вам, будет очень и очень высока.

      В-пятых , если вы хотите стать для заказчиков ЕП и забыть про конкуренцию, то изучите этот небольшой курс. Курс состоит из 9-ти видео уроков:

      Видео 1 — Случаи осуществления закупок у ЕП
      Видео 2 — Заключение контракта с ЕП по итогам несостоявшихся закупок
      Видео 3 — Программное обеспечение для определения закупок без участников
      Видео 4 — ЕАТ Березка
      Видео 5 — Обзор сайта ЕАТ Березка
      Видео 6 — Портал поставщиков Москвы
      Видео 7 — Обзор сайта Портал поставщиков Москвы
      Видео 8 — Обзор электронных магазинов малых закупок
      Видео 9 — Как стать единственным поставщиком? Рекомендации

      На этом все. Удачи вам и до встречи в новых статьях!

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

      Priuta.ru © 2020

      Шаблон от WP Puzzle

    Номер и наименование подпункта пункта 12.10.1. Положения о закупке Перечень документов, предоставляемых подразделениями-заказчиками в Дирекцию для организации закупки у единственного поставщика
    • Согласование проводит Правовое управление НИУ ВШЭ
    • 11) заключение договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии;