Как отменить заявление о постановке на кадастровый учет

Отзыв заявления о кадастровом учете

Лалиса Сергеевна, г.Бузулук, Оренбургская область 28 июля 2016 года, 13:31 просмотров: 2323

Возможно ли отозвать заявление о кадастровом учете?

Заявление о кадастровом учете может быть отозвано до завершения кадастрового учета объекта недвижимости. Заявление о прекращении государственного кадастрового учета (далее — Заявление о прекращении ГКУ) представляется (направляется) и регистрируется по аналогии с дополнительными документами, направляемыми на устранение причин приостановления осуществления кадастрового учета, в порядке, предусмотренном пунктом 44 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 № 42.

Заявление о прекращении ГКУ может быть представлено заявителем или его представителем:

  • при личном обращении в орган кадастрового учета;
  • при личном обращении в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — МФЦ);
  • посредством почтового отправления по адресу.(с описью вложения и с уведомлением о вручении, при этом подлинность такой подписи должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке);
  • через официальный сайт Росреестра в сети Интернет (такое заявление должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя или его представителя).
  • С заявлением о прекращении ГКУ вправе обратиться заявитель, представивший заявление о кадастровом учете, рассмотрение которого требуется прекратить, или его представитель (при этом должен быть представлен документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя, копия которого прилагается к заявлению о прекращении ГКУ).

    Пресс-релиз

    Дата публикации: 27.09.2020

    Кадастровая палата ответила на вопросы жителей Кузбасса

    22 августа 2020 года Кадастровая палата по Кемеровской области провела очередную горячую линию по вопросам предоставления услуг Росреестра.

    На горячую линию поступило 12 звонков. Приводим примеры самых популярных вопросов.

    Каковы строки постановки на кадастровой учет и регистрацию прав на земельный участок?

    Постановка на кадастровый учет и государственная регистрация земельных участков осуществляется в течение 10 рабочих дней со дня получения органом регистрации прав заявления и документов. Если заявление подано через МФЦ, то срок рассмотрения заявления составит 12 рабочих дней.

    Как сделать так, чтобы без моего присутствия нельзя было переоформить квартиру?

    Каждый владелец недвижимого имущества может подать заявление в Росреестр о том, что сделки с принадлежащим ему имуществом могут производиться только при его личном участии. Без присутствия собственника, даже при наличии нотариальной доверенности, никто не сможет продать, подарить, сдать в залог (при ипотечном кредитовании) или в аренду, а также распорядиться недвижимостью иными способами и на основании таких действий оформить права на собственность. В таком случае документы возвращаются заявителю без рассмотрения.

    Заявление о невозможности регистрации перехода, прекращения, ограничения права и обременения объекта недвижимости без личного участия его собственника можно подать в электронном виде в личном кабинете на сайте Росреестра https://rosreestr.ru/ (при наличии электронной цифровой подписи), а также при личном обращении в офисы многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг «Мои документы» Кемеровской области.

    Запись в ЕГРН о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя вносится в срок, не превышающий 3 рабочих дня со дня предоставления соответствующего заявления. Государственную пошлину при этом платить не придется

    Как узнать, установлены ли границы земельного участка?

    Для того, чтобы узнать установлены ли границы земельного участка необходимо заказать выписку из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости. Подать запрос можно через официальный сайт Росреестра https://rosreestr.ru/, а также обратившись лично в ближайший офис МФЦ. На сегодняшний день офисы МФЦ есть во всех районах и городах Кемеровской области.

    Продаю квартиру, а в полученной недавно выписке из ЕГРН обнаружил, что в моей фамилии допустили ошибку. Может ли это как-то повлиять на сделку?

    Да, может. Несоответствие фамилий в выписке из ЕГРН и в паспорте заявителя может насторожить потенциальных покупателей, а в будущем сорвать сделку.

    Если в документе, на основании которого зарегистрировано право собственности заявителя на квартиру, фамилия указана правильно, то опечатку допустили в процессе переноса информации из этого документа в ЕГРН. Подобные опечатки — это техническая ошибка, её исправят в течение трех рабочих дней с момента поступления заявления в орган регистрации прав. Для этого нужно подойти в любой офис МФЦ или зайти в личный кабинет правообладателя на сайте Росреестра https://rosreestr.ru/ и подать заявление об исправлении технической ошибки.

    Кадастровый учет и регистрация прав могут быть прекращены заявителем

    Каким образом можно заявителю отозвать поданные заявления об осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав?

    Необходимость такого действия может быть обусловлена разными причинами. Например, после подачи заявления и соответствующих документов в них была обнаружена ошибка, которая не может быть устранена путем подачи дополнительных документов, или стороны, заключившие договор, до момента его регистрации решили его расторгнуть.

    Для подобных случаев статьей 31 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрена процедура прекращения осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации.

    Важным, является то, что рассмотрение представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав заявления может быть прекращено только до момента осуществления кадастрового учета и (или) регистрации прав.

    Заявление о прекращении кадастрового учета и (или) регистрации прав может быть подано только тем лицом, которое представляло заявление об осуществлении кадастрового учета и (или) регистрации прав. Если таких заявителей было несколько, то заявление о прекращении должно быть представлено совместно всеми этими лицами.

    Заявление о прекращении кадастрового учета и (или) регистрации прав можно подать в офисах многофункционального центра «Мои документы».

    Согласно требованиям действующего законодательства государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав прекращаются не позднее рабочего дня, следующего за днем представления соответствующего заявления.

    Оценить качество оказания государственных услуг поможет сайт «Ваш контроль»

    Жители Кемеровской области могут оценить качество предоставления государственных услуг в сфере кадастрового учета и регистрации права специалистами Кадастровой палаты на сайте «Ваш контроль».

    Данный сайт создан по заказу Министерства экономического развития Российской Федерации и аккумулирует информацию, оставленную гражданами, что конкретно им понравилось или не понравилось.

    Сайт «Ваш контроль» дает возможность любому заявителю, получившему государственную услугу, влиять на качество предоставления услуг, оценивая их в конкретном месте по конкретной услуге.

    На сайте «Ваш контроль» оценить качество сервиса также можно после получения государственной услуги на Едином портале государственных и муниципальных услуг.

    Критериев, по которым проводится опрос, пять. Это время предоставления госуслуги от подачи заявки до окончательного результата, время ожидания в очереди, оценка, насколько вежлив и компетентен был сотрудник организации, степень комфортности условий в помещении, в котором предоставлена государственная услуга, доступность информации о порядке предоставления госуслуги. Пользователи госуслуг должны дать оценку по пятибалльной шкале. Также граждане могут написать подробный отзыв, указав в нем положительные стороны, или выразить свое недовольство, указав на недоработки конкретного ведомства или его подразделения. Сайт позволяет гражданам сопровождать свои отзывы фотографиями или видео.

    Для оценки качества оказанных услуг необходимо:

    Зарегистрироваться на сайте www.vashkontrol.ru (или войти с помощью Вашего аккаунта на сайте www.gosuslugi.ru, либо одной из социальных сетей).

    Найти в списке организаций ведомство, предоставляющее услугу, к примеру — Росреестр РФ, далее выбрать подведомство — ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», после чего выбрать филиал по Кемеровской области, а затем оставить отзыв или пожелание. Если отзыв будет требовать ответа, сотрудники Кадастровой палаты в течение десяти рабочих дней подготовят ответ или сообщат о необходимости проведения дополнительных мероприятий для подготовки ответа. Получив ответ, пользователь также имеет возможность оценить качество предоставленного ответа – «удовлетворен/не удовлетворен».

    В настоящее время на сайте «Ваш контроль» можно оценить услуги не только Росреестра, но и других учреждений, таких как Федеральная налоговая служба России, Министерство внутренних дел России, Фонд социального страхования РФ, Пенсионный фонд РФ, Федеральная миграционная служба, Федеральная служба судебных приставов России, Росимущество, Роспотребнадзор.

    Оценка качества государственных услуг поможет сделать их получение более удобным и эффективным.

    «Горячая линия» Кадастровой палаты по Кемеровской области

    Уважаемые жители Кемеровской области!

    В пятницу 21 сентября 2020 г. с 11-00 до 13-00 филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области проведет телефонную «ГОРЯЧУЮ ЛИНИЮ» по вопросам связанным с государственным кадастровым учетом объектов недвижимости, получением сведений из единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), кадастровой стоимости объектов недвижимости, а также вопросов касающихся оказания платных услуг.

    Телефон «горячей линии»: 8 (3842) 56-70-77

    На вопросы ответят уполномоченные сотрудники филиала.

    В каких случаях вернут документы для осуществления государственного кадастрового учета и (или) регистрации прав без рассмотрения

    Документы, принятые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в некоторых случаях могут быть возвращены без рассмотрения.

    Многие заявители считают, что если документы приняты, то с ними все в порядке. К сожалению, это не всегда так. Действующий Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусматривает единственный случай, когда в приеме документов может быть отказано: если при личном обращении заявителем не представлен документ, удостоверяющий личность. Таким образом, если на этапе приема документов личность заявителя установлена, у него должны быть приняты те документы, которые он представил независимо от того, достаточно ли этих документов для оказания государственной услуги или нет, есть ли в них ошибки или нет и т.д. Однако если даже документы приняты, это не значит, что все они в обязательном порядке пройдут правовую экспертизу.

    Дело в том, что документы, принятые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны быть изучены, проверены должностным лицом, наделенным на то государственными полномочиями. Таким лицом является государственный регистратор прав. Сотрудник МФЦ, осуществляющий прием документов, не является государственным регистратором прав и, соответственно, правовую экспертизу не проводит.

    В целом, действующим законодательством предусматривает пять оснований для возврата документов без рассмотрения.

    1. Если формат представленных в электронном виде заявления и документов не соответствует формату, установленному органом нормативно-правового регулирования.
    2. Если представленные на бумаге заявление и документы имеют подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, в том числе документы, исполненные карандашом, имеют серьезные повреждения, которые не позволяют однозначно истолковать их содержание.
    3. Если отсутствует информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти дней с даты подачи соответствующего заявления, и документ об уплате государственной пошлины не был представлен заявителем.
    4. Если в Едином государственном реестре недвижимости содержится отметка о невозможности государственной регистрации перехода права, ограничения права и обременения объекта недвижимости без личного участия собственника объекта недвижимости (его законного представителя) и заявление на государственную регистрацию представлено иным лицом.
    5. Если заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав не подписано заявителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    Смотрите так же:  Кассация апелляция и надзор

    Возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня получения органом регистрации прав таких документов.

    Как найти информацию о собственнике земельного участка

    Даже если земельный участок выглядит бесхозным — это не значит, что собственника у него нет. Он может принадлежать как физическому лицу, так и, к примеру, муниципалитету. Способов найти собственника интересующего земельного участка несколько. Так, если интересующий участок расположен в черте города или поселка, то информацией, возможно, располагают соседи. Если же участок находится в садоводческом товариществе, то следует обратиться к председателю данного товарищества, у которого должны храниться сведения обо всех его членах. Однако даже самые близкие соседи могут не знать о том, что в отношении объекта могли быть совершены те или иные сделки, которые привели к смене собственника.

    В таком случае единственным способом получения достоверной информации является запрос сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Такие сведения предоставляются в виде выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект (для обращения потребуется точный адрес объекта или кадастровый номер объекта недвижимости). Если же вы не располагаете этими точными данными, на помощь вновь придет электронный сервис Росреестра – «Публичная кадастровая карта». Поиск неизвестного владельца начинается с определения местоположения участка на кадастровой карте и определения его кадастрового номера. Чтобы упростить поиск можно узнать кадастровый номер соседнего участка. Его следует ввести в поисковое окно, а когда соседний участок будет виден на карте, можно легко найти искомый «бесхозный» объект. Далее, чтобы узнать Ф.И.О владельца участка, нужно заказать выписку из ЕГРН.

    Выписка из ЕГРН является официальным документом, содержащим информацию о правообладателе и о характеристиках земельного участка, включая кадастровый номер, назначение, площадь, вид разрешенного использования, кадастровую стоимость. Также выписка содержит информацию об ограничении прав и обременении объекта недвижимости.

    Запросить выписку из ЕГРН можно обратившись в офисы МФЦ. Также существует возможность обращения посредством официального сайта Росреестра https://rosreestr.ru/.

    Невостребованные вовремя документы Росреестра можно получить через Кадастровую палату по Кемеровской области

    Кадастровая палата по Кемеровской области осуществляет прием невостребованных заявителями документов от Управления Росреестра и МФЦ по Кемеровской области в целях их дальнейшего хранения. Порядок и места хранения невостребованных документов определяются Кадастровой палатой в зависимости от местонахождения своих территориальных подразделений и логистики перемещения документов между ними.

    МФЦ в течение 30 календарных дней возвращает в Кадастровую палату невостребованные заявителями документы по результатам оказания государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

    Выдача заявителю невостребованных документов может осуществляться следующими способами:

  • курьерской доставкой (на платной основе, в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 31.05.2016 № 337);
  • в Кадастровой палате по месту хранения документов (бесплатно, в день обращения);
  • в Кадастровой палате любого субъекта Российской Федерации, отличном от места хранения невостребованных документов (бесплатно, экстерриториальный принцип). Кадастровая палата, которая приняла у заявителя заявление о выдаче по экстерриториальному принципу, в течение 2-х рабочих дней направляет в Кадастровую палату по месту хранения невостребованных документов уведомление о получении указанного заявителя. Кадастровая палата по месту хранения невостребованных документов в течение 2-х рабочих дней, следующим за днем получения уведомления, проводит необходимые мероприятия по отправке невостребованных документов почтовым отправлением в Кадастровую палату по месту подачи заявления о выдаче.
  • в одном из офисов Кадастровой палаты согласно режима работы офиса (бесплатно, при этом дата доставки невостребованных документов в указанный офис Кадастровой палаты определяется в соответствии с логистикой перемещения документов между офисами филиала);
  • Адреса офисов Кадастровой палаты, в которых возможно получение невостребованных документов по результатам оказания государственных услуг:

    г. Кемерово, ул. Тухачевского, 21;

    г. Новокузнецк, ул. Орджоникидзе, 18;

    г. Белово, пер. Толстого, 18А;

    г. Киселевск, ул. Гормашевская, 1;

    г. Гурьевск, пер. Щорса, 1;

    г. Прокопьевск, ул. Есенина, 48;

    г. Анжеро-Судженск, ул. Желябова, 1а;

    г. Мариинск, ул. Пролетарская, 7;

    пгт. Тяжинский, ул. Садовая, 6;

    пгт. Верх-Чебула, ул. Мира, 4;

    пгт. Ижморский, ул. Кирова, 3А;

    г. Тайга, пр. Кирова, 48А;

    пгт. Тисуль, ул. Ленина, 51;

    пгт. Яя, ул. Школьная, 10;

    пгт. Яшкино, ул. Суворова, 8а;

    г. Междуреченск, ул. Юности, 10;

    г. Мыски, ул. Советская 33;

    г. Таштагол, ул. Поспелова, 24,

    г. Ленинск-Кузнецкий, ул. Спасстанция, 15;

    пгт. Промышленная, ул. Коммунистическая, 20;

    пгт. Крапивинский, ул. Советская, 16;

    г. Юрга, ул. Волгоградская, 24;

    г. Березовский, пр. Ленина,

    г. Топки, ул. Луначарского, 10

    Заявитель в заявлении о выдаче может указать способ выдачи невостребованных документов.

    Определение по делу № А14-14459/2017

    Резолютивная часть определения объявлена 20.12.2020.

    Полный текст определения изготовлен 27.12.2020.

    Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

    председательствующего судьи Борисовой Е.Е.,

    судей Золотовой Е.Н., Маненкова А.Н.,

    рассмотрела кассационную жалобу акционерного общества «Главное управление обустройства войск» на решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.12.2017 по делу № А14-14459/2017, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2020 и постановление Арбитражного суда Центрального округа от 07.06.2020 по тому же делу

    по иску акционерного общества «Главное управление обустройства войск» (город Москва) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (город Воронеж) о снятии с государственного кадастрового учета объекта,

    при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, закрытого акционерного общества «Инвестстрой-15».

    В заседании принимали участие представители:

    акционерного общества «Главное управление обустройства войск» — Спиридонов А.А., Корзинкин А.А.;

    Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области — Захарова С.В.

    Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Е.Е., выслушав представителей сторон, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации

    решением Арбитражного суда Воронежской области от 29.12.2017, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2020, акционерному обществу «Главное управление обустройства войск» (далее — общество) отказано в удовлетворении требования о возложении на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (далее — Управление Росреестра, регистратор) обязанности снять с государственного кадастрового учета объект (бензоколонка) площадью 5.1 кв. м, с кадастровым номером 36:34:0403029:4112, расположенный по адресу: город Воронеж, ул. 121 Стрелковой дивизии, д. 11.

    Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 07.06.2020 судебные акты судов первой и апелляционной инстанций оставлены без изменения.

    В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, общество просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.

    Основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке кассационного производства в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

    Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, рассмотрев кассационную жалобу общества, полагает о наличии оснований для отмены оспариваемых судебных актов в силу следующего.

    Как установлено судами и следует из материалов дела, обществу на праве собственности принадлежит колонка бензозаправочная, назначение: нежилое, общая площадь 5,1 кв. м, инв. № 2442, лит. 49А, адрес объекта: Воронежская область, город Воронеж, ул. 121 Стрелковой дивизии, 11, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 23.11.2010 сделана запись регистрации № 36-36-01/285/2010-308, осуществлена постановка объекта на кадастровый учет.

    Объект расположен на земельном участке с кадастровым номером 36:34:0403029:0095, который на основании договора купли-продажи от 22.02.2011 передан истцом (продавец) в собственность ЗАО «Инвестстрой-15» (покупатель) с расположенными на нем другими объектами недвижимого имущества.

    Проведенной в 2017 году Воронежским отделением Черноземного филиала акционерного общества «Ростехинвентаризация — Федеральное БТИ» экспертизой установлено, что объект исследования — колонка бензозаправочная — не обладает признаками объекта недвижимости и не является объектом капитального строительства, перемещение объекта исследования без несоразмерного ущерба его назначению технически возможно, поскольку он по конструктивному исполнению не имеет прочной связи с землей, что позволяет при необходимости выполнить его перенос без разрушения элементов.

    Ссылаясь на то, что нахождение в государственном кадастре недвижимости сведений о спорном объекте, являющемся, по сути, движимой вещью и право на который в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) зарегистрировано как на недвижимую вещь, противоречит нормам законодательства Российской Федерации и нарушает права общества, последнее обратилось в Управление Росреестра с заявлением о снятии спорного объекта с государственного кадастрового учета и погашении записи о праве собственности истца на него.

    Письмом от 30.06.2017 Управление Росреестра сообщило об отсутствии такой возможности, сославшись на то, что процедура снятия с государственного кадастрового учета и прекращения прав в отношении объекта недвижимости, не обладающего признаками недвижимой вещи, не предусмотрена Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон № 218-ФЗ), и обществу рекомендовано обратиться в суд.

    Разрешая спор, руководствуясь положениями статей 1, 8, 14 Закона № 218-ФЗ, суды не усмотрели предусмотренных названным Законом оснований для снятия с государственного кадастрового учета спорного объекта, посчитав, что возложение на регистрирующий орган обязанности по снятию объекта с государственного кадастрового учета при наличии зарегистрированного права собственности на него противоречит нормативному регулированию ведения государственного кадастрового учета.

    В связи с изложенным, придя к выводу об избрании истцом ненадлежащего способа защиты права, суды в удовлетворении требований общества отказали.

    Между тем суды не учли следующее.

    Гражданский кодекс Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс) устанавливает основополагающие принципы осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество, одними из которых являются принципы публичности и достоверности, то есть бесспорности зарегистрированных в реестре прав, отсутствия сомнений в наличии у объекта, на который осуществлена регистрация прав, признаков недвижимости.

    Как следует из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, основанных на положениях статей 8, 17, 19, 35, 40 и 46 Конституции Российской Федерации, законодательное закрепление необходимости государственной регистрации права на недвижимое имущество, являющейся единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке, свидетельствует о признании со стороны государства публично-правового интереса в установлении принадлежности недвижимого имущества конкретному лицу, чем обеспечивается защита прав других лиц, стабильность гражданского оборота и предсказуемость его развития .

    Смотрите так же:  Возврат с амазона

    Постановления от 26.05.2011 № 10-П, от 10.11.2016 № 23-П; определения от 05.07.2001 № 132-О и № 154-О, от 29.01.2015 № 216-О.

    Учитывая изложенное, обеспечение принципа достоверности сведений ЕГРН, закрепленного в части 1 статьи 7 Закона № 218-ФЗ, является необходимым условием не только стабильности, но и самой возможности оборота недвижимости как особой категории вещей.

    Согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество. Вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса).

    Между тем осуществление государственной регистрации прав на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости (пункт 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

    Аналогичным образом следует относиться и к значению кадастрового учета в целях признания объекта недвижимой вещью.

    Таким образом, при разрешении вопроса о признании вещи недвижимостью независимо от осуществления кадастрового учета или государственной регистрации права собственности на нее следует устанавливать наличие у вещи признаков, способных относить ее в силу природных свойств или на основании закона к недвижимым объектам.

    Обращаясь в суд с требованием, направленным на прекращение кадастрового учета в отношении принадлежащего ему на праве собственности спорного объекта, общество указывало, что названный объект, в соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса, не является объектом недвижимости, однако в отношении него наряду с другими находящимися на земельном участке недвижимыми объектами был осуществлен кадастровый учет, а также зарегистрировано право собственности как на недвижимое имущество, но которым он не является.

    Заявленное обществом основание для прекращения кадастрового учета в отношении спорного объекта Управлением Росреестра не было признано соответствующим закону, регистратор счел, что такая процедура не предусмотрена Законом № 218-ФЗ и рекомендовал обществу обратиться в суд.

    В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 7 Закона № 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит в том числе из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости).

    В силу части 1 статьи 8 Закона № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

    К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машиномест, перепланировки помещений (часть 2 статьи 8 Закона № 218-ФЗ).

    Сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета на основании пункта 7 части 4 статьи 8 указанного Закона отнесены к основным сведениям об объекте недвижимого имущества, подлежащим внесению в кадастр недвижимости.

    По мнению судебной коллегии, суды, соглашаясь с Управлением Росреестра в том, что снятие с государственного кадастрового учета и прекращение прав в отношении объекта недвижимости по заявленному обществом основанию не предусмотрено Законом № 218-ФЗ, не учли, что постановке на кадастровый учет, государственной регистрации прав в ЕГРН должна предшествовать проверка наличия у объекта признаков недвижимого имущества.

    В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

    В пункте 1 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, закреплена правовая позиция о правомерности отказа органа кадастрового учета в постановке на кадастровый учет объекта, не обладающего признаками недвижимой вещи, поскольку законодательство Российской Федерации не предусматривает осуществления кадастрового учета объекта, не являющегося объектом недвижимости.

    Из изложенного следует, что при осуществлении государственного кадастрового учета проведенной правовой экспертизой документов, представленных заинтересованными лицами, должно быть подтверждено наличие у объекта признаков недвижимости, в противном случае внесение в ЕГРН сведений об объекте, не являющемся недвижимой вещью, признается незаконным.

    Подход, мотивированный отсутствием оснований для снятия с кадастрового учета объекта, ранее поставленного на учет, без должной правовой экспертизы и проверки наличия у объекта признаков недвижимости нарушает принцип достоверности сведений ЕГРН и не может в связи с этим быть признан обоснованным.

    Между тем суды, отказывая в удовлетворении требования общества, наличие у спорного объекта признаков недвижимости при постановке на кадастровый учет в орган кадастрового учета, а также по представленным в суд заявителем документам не проверяли.

    Судебная коллегия также полагает, что, поскольку из материалов дела не следует и судами не установлено наличие спора между собственником объекта и собственником земельного участка, на котором объект расположен, а также нарушение прав иных лиц на такой объект (залогодержатель, обладатель сервитута, арендатор), общество вправе было обратиться к регистратору с заявлением о прекращении незаконных кадастрового учета и государственной регистрации права на спорный объект как на недвижимую вещь.

    В случае отказа регистратора совершить указанные действия лицо вправе обжаловать его по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Такой подход следует из пункта 56 (абзацы 2, 3) постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее — постановление № 10/22). Как указано в приведенном пункте, судебный акт по таким делам является основанием для внесения записи в ЕГРП только в том случае, когда об этом указано в его резолютивной части; суд вправе сделать такой вывод, если изменение ЕГРП не повлечет нарушения прав и законных интересов других лиц, а также при отсутствии спора о праве на недвижимость.

    Поскольку общество ранее обращалось к регистратору за совершением указанных действий и, получив отказ, впоследствии обратилось в суд, указывая, по существу, на незаконность постановки спорного объекта, не имеющего признаков недвижимости, на кадастровый учет, суду первой инстанции, в соответствии с пунктом 3 постановления № 10/22, на стадии подготовки дела к судебному разбирательству необходимо было определить, из какого правоотношения возник спор и какие нормы права подлежат применению при разрешении дела.

    Учитывая, что заявленное обществом требование о снятии спорного объекта с кадастрового учета подлежало рассмотрению в совокупности с проверкой оснований для отказа регистратором в совершении заявленного действия, в связи с чем оно обратилось в суд, при рассмотрении дела суду первой инстанции следовало уточнить требования общества и, исходя из доводов и цели его обращения, проверить обоснованность постановки объекта на кадастровый учет, по результатам чего разрешить вопрос о возможности возложения такой обязанности на регистратора.

    С 01.01.2017 сведения ЕГРН и сведения ГКН об объектах недвижимости считаются сведениями, содержащимися в ЕГРН и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 Закона о регистрации недвижимости участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (часть 6 статьи 72 Закона о регистрации недвижимости).

    Поскольку пунктом 3 части 3 статьи 14 Закона № 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, установление отсутствия оснований для осуществления кадастрового учета ввиду признания вещи движимой влечет прекращение на нее прав как на недвижимость.

    Таким образом, судебная коллегия полагает, что принятые по делу судебные акты нельзя признать законными и обоснованными, суды допустили нарушения норм материального и процессуального права, регулирующих отношения по осуществлению государственного кадастрового учета, в связи с чем судебные акты по делу, в соответствии с частью 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат отмене, а дело — направлению на новое рассмотрение согласно изложенным выше указаниям.

    Руководствуясь статьями 167, 176, 291.11 — 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации

    решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.12.2017 по делу № А14-14459/2017, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2020 и постановление Арбитражного суда Центрального округа от 07.06.2020 по тому же делу отменить.

    Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Воронежской области.

    Настоящее определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке надзора в Верховный Суд Российской Федерации в трехмесячный срок.

    Председательствующий судья
    Е.Е.БОРИСОВА

    Судьи
    Е.Н.ЗОЛОТОВА
    А.Н.МАНЕНКОВ

    Возможно ли прекратить или отозвать заявление об осуществлении государственного кадастрового учета и регистрации прав?

    В последнее время все чаще становится актуальным вопрос, каким образом можно отозвать поданные заявления об осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

    В настоящее время у заявителей есть возможность прекратить рассмотрение представленных в орган регистрации прав документов до осуществления государственного кадастрового учета или государственной регистрации права на основании заявления.

    Нередко складываются ситуации, когда необходимо остановить учетно-регистрационные действия. Причиной тому могут послужить выявленные ошибки, которые не могут быть устранены путем подачи дополнительных документов, или стороны, заключившие договор, до момента его регистрации решили его расторгнуть.

    Существует определенный порядок прекращения учетно-регистрационных действий, который важно знать.

    Прекращение рассмотрения представленных для осуществления учетно-регистрационных действий документов возможно только до момента осуществления кадастрового учета или регистрации прав и на основании заявления. Если таких заявителей было несколько, то заявление о прекращении должно быть представлено совместно всеми этими лицами.

    Заявление можно подать в офисах многофункциональных центров, информация о которых размещена на сайте МФЦ.РФ.

    Законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что учетно-регистрационные действия прекращаются не позднее следующего рабочего дня после дня представления указанного заявления.
    Орган регистрации прав при этом должен уведомить заявителей о прекращении учетно-регистрационных действий, указав дату прекращения.

    Информация подготовлена Управлением Росреестра по Мурманской области

    Как отменить заявление о постановке на кадастровый учет

    Как прекратить кадастровый учет, регистрацию прав по заявлению

    Смотрите так же:  Отдел опеки солнечногорского района

    В Кадастровую палату по Республике Коми нередко обращаются жители республики с подобными вопросами: «Подавал документы на раздел земельного участка. Передумал. Хочу забрать заявление о кадастровом учете. Как мне это сделать?»

    На этот актуальный вопрос отвечает начальник межрайонного отдела региональной Кадастровой палаты Надежда Ковбиченко: «Бывают случаи, когда необходимо отозвать поданные заявления об осуществлении государственного кадастрового учета или государственной регистрации прав. Только в прошлом году было отозвано более 1500 таких заявлений.

    Также, очень часто, с заявлением о постановке на кадастровый учет или на регистрацию прав обращаются лица, которые в силу закона не имеют права на подачу таких заявлений и в этом случае, чтобы не ждать срока окончания приостановления, не терять напрасно время, заявитель может подать заявление о прекращении учетных, регистрационных действий.

    Хочу обратить внимание, что рассмотрение представленного заявления для осуществления государственного кадастрового учета или государственной регистрации прав может быть прекращено только до момента осуществления кадастрового учета или регистрации прав.

    Заявление о прекращении кадастрового учета или регистрации прав может быть подано только тем лицом, которое представляло заявление об осуществлении кадастрового учета или регистрации прав. Если таких заявителей было несколько, то заявление о прекращении должно быть представлено совместно всеми этими лицами.

    Заявление о прекращении кадастрового учета или регистрации прав можно подать в том же офисе МФЦ, где было подано основное заявление, или в любом другом офисе МФЦ.

    Важное уточнение, если при подаче заявления об осуществлении государственного кадастрового учета или государственной регистрации прав была уплачена государственная пошлина, то при подаче заявления о прекращении государственная пошлина может быть возвращена в половинном размере. Для этого в МФЦ подается соответствующее заявление с приложением копии платежного документа».

    Узнать более подробную информацию возможно по телефону Кадастровой палаты по Республике Коми — 8 (8212) 40-95-20, а также по телефонам «горячей линии» 8 800 100 34 34 и 8 800 200 82 12.

    Как отменить и восстановить кадастровый учет земельного участка — инструкция

    Перед тем как отменить, а впоследствии восстановить кадастровый учет земельного участка, важно разобраться с тонкостями законодательства, требованиями к документации и алгоритмом действий. Отклонения от плана или предоставление неполного пакета бумаг может стать причиной отказа уполномоченного органа. Ниже уделим внимание одной стороне вопроса — как правильно снять земельный участок с кадастрового учета, для чего это делается, и кто вправе рассчитывать на проведение такой сделки.

    Общие положения

    Отмена кадастрового учета — процедура, которая происходит реже обратного процесса (регистрации). Чтобы исключить ошибки, важно четко следовать инструкции, подготовить пакет бумаг и передать его сотрудникам кадастрового органа по месту проживания.

    Снятие с кадастрового учета — комплекс мер, направленных на удаление информации об имуществе из специального реестра. В результате таких действий ЗУ теряет правоспособность, а также перестает выполнять возложенные на него функции. Возможны ситуации, когда в результате выполненной работы делается заключение о гибели надела или потери им имеющихся функциональных параметров. В результате использовать участок по прежней схеме уже не получится, как и получать с него доход.

    Причины и основания

    До того как отменить кадастровый учет участка, важно определиться с основанием этой процедуры. Просто так снять имущество с регистрации не получится. По желанию владелец вправе реорганизовать ЗУ и сделать из него несколько наделов меньшей площади. Возможна и обратная ситуация, когда группа небольших земельных участков объединяется в один. При таких обстоятельствах требуется отменить регистрацию, а после восстановить кадастровый учет уже нового ЗУ.

    Бывает, когда в результате определенных действий надел гибнет:

  • Потоп, пожар или прочие стихийные бедствия.
  • Военные действия.
  • Техногенная катастрофа, из-за чего верхний слой надела портится и неспособен выполнять свои функции.
  • Оползни и так далее.
  • Кроме раздела (объединения), а также уничтожения участка, к основаниям снятия имущества с кадастрового учета стоит отнести:

  • Земельный надел имеет временный статус, а его регистрация проводилась больше 2-х лет назад. При этом на указанный период не оформлялось право владения имуществом.
  • С момента получения временного статуса прошло от 1 года и больше, но владелец так и не зарегистрировал права с учетом требований законодательства.
  • Если хотя бы один из указанных выше аспектов имеет место, уполномоченное лицо вправе запускать процесс отмены кадастрового учета ЗУ.

    При этом вопросом снятия и последующего восстановления кадастрового учета занимается Росреестр.

    Кто вправе отменить кадастровый учет?

    По законам РФ снятие ЗУ с учета — функция, которая доступна только владельцам надела. Если имущество находится во владении группы лиц, требуется получение согласия каждого из владельцев. Кроме того, подать заявление на отмену кадастрового учета вправе наследники земли по закону, а также граждане, выступающие от имени хозяина земельного участка по доверенности нотариального органа.

    Труднее всего, если наделом владеет сразу несколько человек. В такой ситуации требуется персональное одобрение каждого собственника. При этом документ оформляется письменно в каждом случае, когда это необходимо по требованию законодательства.

    Как отменить кадастровый учет участка — инструкция к действию

    Сведения о земельном наделе находят отражение в госреестре, который считается общей учетной базой РФ. После постановки на учет объект получает специальный номер (код), который индивидуален и не может повторяться по территории всей России. Кроме того, в наборе символов имеется идентификатор, по которому легко определить месторасположения надела.

    Чтобы снять земельный участок с учета, проходим следующие шаги:

  • Собираем необходимый пакет бумаг.
  • Передаем подготовленную документацию в уполномоченный орган.
  • Получаем выписку о том, что сведений о ЗУ больше нет в госреестре.
  • В 2020 году для отмены кадастрового учета бумаги подаются в двух вариантах (по желанию заинтересованной стороны) — в бумажном или электронном виде.

    Список документов и особенности передачи

    Чтобы снять определенное имущество (в том числе земельный участок) с учета в кадастре, требуется потратить время на подготовку необходимого пакета бумаг. В него входит:

  • Заявление. Бумага оформляется уполномоченным органом по образцу, действующему на момент составления. В документе прописаны личные данные о человеке (собственнике), сведения из кадастра, вид выписки (цифровой или бумажный), число приложенных бумаг, день оформления. Также в заявлении ставятся подписи владельца и уполномоченного лица.
  • Свидетельство, подтверждающее наличие прав владения имуществом.
  • Акт, свидетельствующий о наличии прав на применение ЗУ.
  • Выписка, подтверждающая установку обременения на интересующий участок.
  • Если сведения передаются в кадастровый орган не реальным владельцем, кроме указанного выше перечня придется подготовить:

  • Заявку, созданную владельцем ЗУ. В ней должны быть ссылки на ФЗ РФ с учетом которых полномочия на имущество передаются другой стороне.
  • Свидетельство о передаче прав другому субъекту. Последний, в свою очередь, должен отдать необходимый пакет бумаг, а также доверенность от нотариального органа.
  • Отметим, что отмена и восстановление кадастрового учета — госуслуги, которые предоставляются бесплатно. При этом оплата государственной пошлины обязательна, но она чисто формальна. Если тот или иной орган выставляет стоимость услуги, это считается противозаконным и ведет к ряду трудностей и необходимости судебного разбирательства.

    Если нет возможности передать бумаги лично, можно пойти другим путем и направить документацию по почте. При выборе такого варианта орган регистрации должен выдать расписку с подтверждением пакета бумаг. К этому документу, как правило, прикладывается копия и письмо-уведомление о получении средств.

    Еще один способ — отмена кадастрового учета, а впоследствии его восстановление (если требуется) через Интернет. Но при выборе такого способа на руках заявителя должна быть электронная подпись (ЭЦП). И если у компаний с этим аспектом трудностей не возникает, у частных лиц появляется ряд препятствий, которые необходимо решать.

    Сроки и цена

    Снятие ЗУ с учета производится в срок до 5 суток при непосредственном обращении в уполномоченный орган и до 7 дней, если заявитель передавал бумаги и заявление в МФЦ. В случае передачи документации почтой сроки увеличиваются еще больше. По происшествие упомянутого периода заявителю передается выписка, в которой указывается данные о снятии ЗУ с учета.

    Можно ли получить отказ?

    Стоит учесть, что отмена кадастрового учета не гарантирована, и уполномоченный орган вправе отказать в этом вопросе. Это возможно при таких обстоятельствах:

  • Имущество не состоит на учете в кадастровом органе.
  • Заявление подается лицом, не имеющим на это право.
  • Документы поданы с нарушением требований законодательства.
  • Человек не устранил ошибки, обнаруженные в документе (в срок до 3-х месяцев с момента передачи пакета).
  • Землю нельзя снять с учета по любой из причин, установленных на законодательном уровне.
  • Стоит учесть, что отказ всегда оформляется в письменном виде. Это необходимо для того, чтобы владелец смог (при желании) обратиться в судебный орган и доказать возможность снятия участка с учета.

    Как восстановить кадастровый учет земельного учета?

    После проведения необходимого комплекса работ по наделу, к примеру, его объединения с другими участками или разделения одного ЗУ на несколько территорий, можно осуществить обратную процедуру. Речь идет о классической постановке земли на кадастровый учет. Она проводится по рассмотренной выше схеме:

    • Сбор документов.
    • Оформление заявления и подача его с пакетом бумаг в Росреестр, МФЦ или через Интернет.
    • Получение выписки с информацией о постановке земли на учет в бумажном или электронном виде (по выбору).
    • Эта услуга также бесплатна, а ее выполнение занимает 5 суток при обращении в Росреестр и 7 дней, если заявитель подал бумаги через МФЦ.

      Кадастровый учет и регистрация прав могут быть прекращены только по заявлению лиц, инициировавших данные процедуры
      Разъясняем, каким образом можно отозвать поданные заявления об осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

      Необходимость такого действия может быть обусловлена разными причинами. Например, после подачи заявления и соответствующих документов в них была обнаружена ошибка, которая не может быть устранена путем подачи дополнительных документов, или стороны, заключившие договор, до момента его регистрации решили его расторгнуть.
      Для подобных случаев статьей 31 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрена процедура прекращения осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

      ВАЖНО:
      Рассмотрение представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав заявления может быть прекращено только до момента осуществления кадастрового учета и (или) регистрации прав.
      Заявление о прекращении кадастрового учета и (или) регистрации прав может быть подано только тем лицом, которое представляло заявление об осуществлении кадастрового учета и (или) регистрации прав. Если таких заявителей было несколько, то заявление о прекращении должно быть представлено совместно всеми этими лицами.
      Заявление о прекращении кадастрового учета и (или) регистрации прав можно подать в офисах многофункционального центра.
      Согласно требованиям действующего законодательства государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав прекращаются не позднее рабочего дня, следующего за днем представления соответствующего заявления.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *