Капитан судна имеет право

Статья 31. Права и обязанности капитана судна по поддержанию порядка на судне

Статья 31. Права и обязанности капитана судна по поддержанию порядка на судне

См. комментарии к статье 31 КВВТ РФ

3. Капитан судна вправе изолировать лицо, действия которого не содержат признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, но создают угрозу безопасности судна или находящихся на нем людей и имущества.

Права и обязанности капитана судна

На капитана судна возлагается управление судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, защите морской среды, поддержанию порядка на судне, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу (ст. 61 КТМ РФ).

Капитан судна обязан:

  • – оказать помощь любому лицу, терпящему бедствие на море, если он может это сделать без серьезной опасности для своего судна и находящихся на нем людей (за нарушение этой обязанности, капитан судна несет уголовную ответственность в соответствии со ст. 270 УК РФ, предусматривающей за неоказание капитаном помощи людям, терпящим бедствие на море, штраф в размере до 200 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев либо лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового);
  • – после столкновения с другим судном оказать помощь судну, его пассажирам и членам его экипажа, если он может это сделать без серьезной опасности для своих пассажиров, членов экипажа судна и своего судна;
  • – зайти в ближайший порт или принять меры по доставке лица, находящегося на борту судна и нуждающегося в неотложной медицинской помощи, которая не может быть оказана во время нахождения судна в море, в ближайший порт с извещением об этом судовладельца, а при заходе судна в иностранный порт или доставке такого лица в иностранный порт с извещением также консульского учреждения РФ;
  • – сделать запись в судовом журнале о каждом случае рождения ребенка на судне и о каждом случае смерти на судне;
  • – уведомить одного из близких родственников умершего или супруга умершего о его смерти и принять меры по сохранению и отправке тела умершего на родину; при отсутствии такой возможности капитан судна обязан предать тело умершего земле или кремировать его и отправить урну с прахом на родину; в исключительном случае, если судно должно находиться длительное время в открытом море и тело умершего не может быть сохранено, капитан судна имеет право предать тело умершего морю согласно морским обычаям с составлением соответствующего акта (ст. 70 КТМ РФ);
  • – принять все меры по недопущению уничтожения, повреждения и захвата судна, находящихся на нем людей, документов, а также грузов и другого имущества в случае военных действий в районе расположения порта отправления или порта назначения судна, либо в районе, через который судно должно пройти, а также в иных случаях военной опасности (ст. 65 КТМ РФ).
  • В случае если, по мнению капитана судна, судну грозит неминуемая гибель, капитан судна разрешает членам экипажа оставить судно после принятия всех мер по спасанию находящихся на судне пассажиров. Капитан судна оставляет судно последним после принятия зависящих от него мер по спасанию судового журнала, машинного журнала и радиожурнала, карт данного рейса, лент навигационных приборов, документов и ценностей (ст. 66 КТМ РФ).

    Распоряжения капитана судна в пределах его полномочий подлежат исполнению всеми находящимися на судне лицами.

    Капитан судна имеет право:

    • – применять поощрения и налагать дисциплинарные взыскания на членов экипажа судна в случаях и в порядке, которые предусмотрены уставом о дисциплине;
    • – в случае необходимости отстранить от исполнения служебных обязанностей любого члена экипажа судна с исполнением описанной в предыдущем параграфе процедуры репатриации;
    • – изолировать лицо, действия которого не содержат признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ, но создают угрозу безопасности судна или находящихся на нем людей и имущества;
    • – возбуждать уголовное дело публичного обвинения и осуществлять неотложные следственные действия в соответствии с уголовно-процессуальным кодексом РФ; в случае возбуждения уголовного дела публичного обвинения порядок и особенности выполнения капитаном судна в связи с этим действий, не относящихся к процессуальным, определяются Минтрансом России федеральным органом исполнительной власти в области транспорта;
    • – передать компетентным органам иностранного государства, если это предусмотрено международным договором РФ, лицо, в отношении которого у капитана судна имеются разумные основания считать, что оно совершило преступление, направленное против безопасности морского судоходства, за исключением гражданина Российской Федерации, а также постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства.
    • Капитан судна также вправе осуществлять нотариальные действия, в частности:

    • – удостоверить завещание лица, находящегося во время плавания на судне (завещание, удостоверенное капитаном судна, приравнивается к нотариально удостоверенному);
    • – сделать запись в судовом журнале в связи с рождением.

    Капитан судна в силу своего служебного положения признается представителем судовладельца и грузовладельца в отношении сделок, необходимых в связи с нуждами судна, груза или плавания, а также исков, касающихся вверенного капитану судна имущества, если на месте нет иных представителей судовладельца или грузовладельца.

    В случае смерти, болезни или иной причины, препятствующей капитану судна выполнять свои служебные обязанности, последние до получения распоряжения судовладельца возлагаются на старшего помощника капитана судна.

    Обязанности и права капитана судна внутреннего плавания изложены в ст. 30–33 КВВТ РФ и практически идентичны рассмотренным выше.

    Статья 31 КВВТ РФ. Права и обязанности капитана судна по поддержанию порядка на судне

    2. Капитан судна по согласованию с судовладельцем имеет право применять к членам экипажа судна поощрения и налагать на членов экипажа судна дисциплинарные взыскания, отстранять любого члена экипажа судна от исполнения своих служебных обязанностей в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    5. В случае обнаружения на судне во время пребывания его в порту признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, капитан судна обязан незамедлительно информировать об этом компетентные органы.

    6. Утратил силу. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 367-ФЗ.

    Комментарии к ст. 31 КВВТ РФ

    1. Комментируемая статья указывает права и обязанности капитана судна, которыми он наделен в целях поддержания порядка на судне.

    Капитан судна имеет право применять поощрения и налагать дисциплинарные взыскания на членов экипажа судна.

    Члены экипажа судна поощряются за образцовое выполнение трудовых обязанностей, продолжительную безупречную работу, выполнение ответственных поручений и т.д.

    К работникам применяются следующие поощрения:

    а) объявление благодарности;

    б) выдача премии;

    в) награждение ценным подарком;

    г) награждение Почетной грамотой;

    д) занесение на Доску почета, в Книгу почета;

    е) присвоение звания лучшего работника по данной профессии или других званий за успехи в работе;

    ж) награждение нагрудным значком.

    Допускается соединение нескольких поощрений.

    Капитан самоходного судна с экипажем численностью не менее 7 человек имеет право объявлять по согласованию с профсоюзным комитетом (профсоюзным организатором) членам экипажа благодарность в приказе, поощрять (при наличии средств, выделенных на эти цели) денежными премиями, а также принимать совместно с профсоюзным комитетом (профсоюзным организатором) решение о занесении отличившихся членов экипажа на Доску почета, в Книгу почета судна.

    Поощрения, кроме устной благодарности, объявляются в приказе и заносятся в трудовую книжку работника.

    2. В соответствии со смыслом ст. 423 ТК РФ впредь до введения в действие федеральных законов, устанавливающих положения (уставы) о дисциплине, постановления Правительства РФ, которые ввели в действие уставы и положения о дисциплине в отдельных отраслях транспорта или распространили действие данных актов на некоторые другие категории работников транспорта, продолжают действовать в отношении работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств. Однако нормы, содержащиеся в указанных актах, применяются в отношении этой категории работников постольку, поскольку они не противоречат положениям ТК РФ. В силу прямого указания ст. 330 и ч. 4 ст. 192 ТК РФ не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами либо установленными ими уставами (положениями) о дисциплине, в том числе особых видов дисциплинарных взысканий.

    Виновное нарушение работником речного транспорта дисциплины при исполнении трудовых обязанностей, а также установленных правил поведения на судах, пристанях, в портах и на служебных территориях других предприятий, учреждений и организаций, даже если оно совершено не при исполнении трудовых обязанностей, является дисциплинарным проступком, если это нарушение не влечет за собой уголовной ответственности.

    За совершение дисциплинарного проступка могут применяться следующие дисциплинарные взыскания:

    в) строгий выговор;

    г) предупреждение о неполном служебном соответствии;

    д) перевод на нижеоплачиваемую работу на срок до трех месяцев или смещение на низшую должность на тот же срок;

    е) перевод на судно более низкой группы по оплате труда или на работу, не связанную с движением судов или обслуживанием пассажиров, с учетом профессии (специальности) на срок до одного года;

    ж) лишение звания лица командного состава судов с изъятием диплома (квалификационного свидетельства) на срок от шести месяцев до двух лет с предоставлением работы с учетом профессии (специальности);

    За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

    Применение дисциплинарного взыскания не освобождает работника, совершившего проступок, от материальной и административной ответственности, предусмотренной действующим законодательством, а также может сочетаться в установленном порядке с полным или частичным лишением премий, вознаграждения по итогам годовой работы и с ограничением льгот в области социально-культурного и бытового обслуживания.

    Руководитель не должен оставлять без воздействия ни одного проступка подчиненного. В случае нецелесообразности применения дисциплинарного взыскания руководитель может ограничиться предупреждением работника о необходимости строгого соблюдения дисциплины либо передать вопрос о проступке на рассмотрение трудового коллектива, товарищеского суда или общественной организации.

    Особое внимание руководителя должно быть направлено на своевременное предупреждение проступков подчиненных, выявление и устранение причин, порождающих их, на создание в трудовом коллективе обстановки нетерпимого отношения к нарушениям дисциплины, на использование силы общественного воздействия в борьбе с этими нарушениями.

    Дисциплинарное взыскание в виде перевода работника на нижеоплачиваемую работу на срок до трех месяцев или смещения на низшую должность на этот же срок производится с учетом профессии (специальности), а в случаях систематического нарушения трудовой дисциплины, прогула без уважительных причин или появления на работе в нетрезвом состоянии может производиться без учета профессии (специальности).

    Не допускается перевод работника в качестве дисциплинарного взыскания на такую работу, которая противопоказана ему по состоянию здоровья согласно медицинскому заключению.

    Капитан судна вправе списать с судна за нарушение дисциплины любого члена экипажа с одновременным направлением вышестоящему руководителю представления о наложении дисциплинарного взыскания на этого работника.

    Дисциплинарное взыскание должно соответствовать степени вины работника и тяжести совершенного проступка. При определении меры дисциплинарного взыскания должны учитываться вред, причиненный проступком, обстоятельства, при которых он совершен, мотивы проступка, а также предшествующая работа лица, совершившего проступок.

    Капитан имеет право отстранять членов экипажа судна от исполнения служебных обязанностей в случаях и в порядке, которые предусмотрены уставом службы на судах внутреннего водного транспорта, уставом о дисциплине. Так, например, капитан вправе отстранять лоцмана от проводки в случаях сомнений в правильности рекомендаций или неправильных его действий и осуществлять в дальнейшем проводку самостоятельно в районах необязательной лоцманской проводки или потребовать замены лоцмана, если такая проводка является обязательной.

    Также капитан имеет право изолировать лицо, действия которого не содержат признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, но создают угрозу безопасности судна или находящихся на нем людей и имущества.

    3. Капитан судна обязан:

    — задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления, до передачи его компетентным органам в ближайшем порту или ближайшем населенном пункте, в случае его обнаружения на судне, находящемся в плавании;

    — незамедлительно информировать компетентные органы об обнаружении на судне во время пребывания его в порту признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;

    — действовать в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел, в случае нападения на судно лиц в целях совершения ими противоправных действий.

    Смотрите так же:  Квитанция госпошлина за паспорт мытищи

    Глава IV. Экипаж судна. Капитан судна (ст.ст. 52 — 73)

    Глава IV. Экипаж судна. Капитан судна

    Статья 52. Состав экипажа судна

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к статье 52 КТМ РФ

    1. В состав экипажа судна входят капитан судна, другие лица командного состава судна и судовая команда.

    2. К командному составу судна кроме капитана судна относятся помощники капитана судна, механики, электромеханики, радиоспециалисты и врачи. Федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и другими федеральными органами исполнительной власти к командному составу судна могут быть отнесены также другие специалисты.

    3. Судовая команда состоит из лиц, не относящихся к командному составу судна.

    Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 282-ФЗ статья 52 настоящего Кодекса дополнена пунктом 4, вступающим в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    4. Экипаж маломерного судна может состоять из одного лица, являющегося судоводителем маломерного судна.

    Федеральным законом от 14 июня 2011 г. N 141-ФЗ статья 53 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

    Статья 53. Минимальный состав экипажа судна

    См. комментарии к статье 53 КТМ РФ

    1. Каждое судно должно иметь на борту экипаж, члены которого имеют надлежащую квалификацию и состав которого достаточен по численности для:

    1) обеспечения безопасности плавания судна, защиты морской среды;

    2) выполнения требований к соблюдению рабочего времени на борту судна;

    3) недопущения перегрузки членов экипажа судна работой.

    2. Свидетельство о минимальном составе экипажа судна, обеспечивающего безопасность, выдается капитаном морского порта в соответствии с положением, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с соответствующими общероссийскими профессиональными союзами.

    При осуществлении контроля в морских портах соответствие состава экипажа судна данным, содержащимся в свидетельстве о минимальном составе экипажа судна, обеспечивающего безопасность, является подтверждением того, что судно укомплектовано экипажем, обеспечивающим безопасность плавания судна.

    Статья 54. Дипломирование членов экипажа судна

    См. комментарии к статье 54 КТМ РФ

    Федеральным законом от 14 июня 2011 г. N 141-ФЗ пункт 1 статьи 54 настоящего Кодекса изложен в новой редакции

    1. К занятию должностей членов экипажа судна допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные положением о дипломировании членов экипажей судов, утвержденным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

    Пункт 2 изменен с 31 декабря 2017 г. — Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. N 400-ФЗ

    2. Дипломы и квалификационные свидетельства членам экипажей судов выдаются капитанами морских портов при соответствии членов экипажей судов требованиям к стажу работы на судне, возрасту, состоянию здоровья, профессиональной подготовке, установленным положением, указанным в пункте 1 настоящей статьи, и по результатам проверки знаний квалификационными комиссиями. Перечень морских портов, в которых осуществляется выдача дипломов и квалификационных свидетельств членам экипажей судов, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

    Федеральным законом от 6 декабря 2007 г. N 333-ФЗ в пункт 3 статьи 54 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2008 г.

    3. Дипломы капитанов судов, дипломы лиц командного состава судов, указанных в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, дипломы и квалификационные свидетельства членов экипажей судов, используемых для рыболовства, считаются действительными при наличии подтверждений капитанов морских портов, удостоверяющих выдачу таких дипломов и квалификационных свидетельств в соответствии с установленными требованиями.

    Пункт 4 изменен с 31 декабря 2017 г. — Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. N 400-ФЗ

    4. Дипломы и квалификационные свидетельства могут быть изъяты или аннулированы либо их действие может быть приостановлено капитаном морского порта, выдавшим диплом или квалификационное свидетельство, в случаях прямой угрозы жизни людей, сохранности имущества на море или причинения ущерба морской среде вследствие некомпетентности, действий или бездействия членов экипажей судов при исполнении ими обязанностей в соответствии с их дипломами и квалификационными свидетельствами, а также в целях предотвращения обмана.

    5. Подтверждения, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, теряют силу по истечении срока действия подтвержденных диплома, квалификационного свидетельства, их изъятии или аннулировании либо приостановлении их действия в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.

    Статья 54 дополнена пунктом 6 с 31 декабря 2017 г. — Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. N 400-ФЗ

    6. Порядок выдачи дипломов и квалификационных свидетельств членов экипажей судов, подтверждений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, в форме электронных документов, а также порядок их централизованного учета в электронном виде, информирования заинтересованных лиц по их запросам о статусе дипломов, квалификационных свидетельств и подтверждений утверждается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

    Наименование изменено с 31 декабря 2017 г. — Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. N 400-ФЗ

    Статья 55. Требования к состоянию здоровья лиц, претендующих на допуск к работе на судне, и лиц, допущенных к работе на судне

    См. комментарии к статье 55 КТМ РФ

    1. Лица, претендующие на допуск к работе на судне, обязаны пройти предварительный медицинский осмотр, включающий в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов. Лица, допущенные к работе на судне, обязаны ежегодно проходить такой медицинский осмотр.

    2. Перечень заболеваний, препятствующих работе на судне, определяется Правительством Российской Федерации. Порядок проведения медицинского осмотра и форма медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к работе на судне устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

    Федеральным законом от 30 марта 2015 г. N 66-ФЗ настоящий Кодекс дополнен статьей 55.1

    Статья 55.1. Удостоверение личности моряка

    1. Оформление, выдача и применение удостоверения личности моряка осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных настоящей статьей.

    2. Удостоверение личности моряка не оформляется и не выдается лицу, включенному в предусмотренный статьей 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

    При включении лица, которому ранее выдано удостоверение личности моряка, в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, удостоверение личности моряка, принадлежащее указанному лицу, не применяется и подлежит изъятию.

    Статья 56. Гражданство членов экипажа судна

    См. комментарии к статье 56 КТМ РФ

    Пункт 1 изменен с 31 января 2020 г. — Федеральный закон от 3 августа 2020 г. N 296-ФЗ

    1. В состав экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации (за исключением судна, зарегистрированного в Российском открытом реестре судов), наряду с гражданами Российской Федерации могут входить иностранные граждане и лица без гражданства, которые не могут занимать должности капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалиста.

    2. Условия, на которых иностранные граждане и лица без гражданства могут входить в состав экипажа судна, за исключением судна рыбопромыслового флота, определяются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, в состав экипажа судна рыбопромыслового флота — федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в соответствии с законодательством Российской Федерации о привлечении и об использовании в Российской Федерации труда иностранных граждан и лиц без гражданства.

    Статья 56 дополнена пунктом 3 с 31 января 2020 г. — Федеральный закон от 3 августа 2020 г. N 296-ФЗ

    3. В состав экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации и зарегистрированного в Российском открытом реестре судов, наряду с гражданами Российской Федерации могут входить иностранные граждане и лица без гражданства, которые не могут занимать должности капитана судна и старшего механика.

    Статья 57. Трудовые отношения на судне

    См. комментарии к статье 57 КТМ РФ

    Пункт 1 изменен с 31 декабря 2017 г. — Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. N 400-ФЗ

    1. Трудовые отношения членов экипажа судна регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации, принятыми в соответствии с ним другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, включая настоящий Кодекс и уставы службы на судах, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, а также соглашениями, коллективными договорами и трудовыми договорами.

    2. Никто из членов экипажа судна не может быть принят на работу на судно без согласия капитана судна.

    Пункт 3 изменен с 31 декабря 2017 г. — Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. N 400-ФЗ

    3. Устав службы на судах, за исключением судов рыбопромыслового флота, утверждается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, устав службы на судах рыбопромыслового флота — федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 230-ФЗ статья 57 настоящего Кодекса дополнена пунктом 4

    4. К работе на судне не допускаются лица, не прошедшие медицинского осмотра, а также лица, подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

    Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 230-ФЗ статья 57 настоящего Кодекса дополнена пунктом 5

    5. Наряду с основаниями расторжения трудового договора по инициативе работодателя, установленными трудовым законодательством, трудовой договор с лицом, допущенным к работе на судне, может быть расторгнут в период, когда лицо считается подвергнутым наказанию за совершение административного правонарушения, связанного с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также если указанное лицо не прошло в установленном порядке медицинский осмотр.

    Статья 58. Репатриация членов экипажа судна

    См. комментарии к статье 58 КТМ РФ

    1. Члены экипажа судна имеют право на репатриацию в случае:

    1) истечения за пределами Российской Федерации срока действия трудового договора, заключенного на определенный срок или на определенный рейс;

    2) расторжения трудового договора по инициативе судовладельца или члена экипажа судна по истечении срока, указанного в уведомлении, сделанном в соответствии с трудовым договором;

    4) заболевания или травмы, требующих лечения вне судна;

    5) невозможности выполнения судовладельцем своих обязанностей в отношении членов экипажа судна, предусмотренных законом или иными правовыми актами Российской Федерации либо трудовыми договорами, вследствие банкротства, продажи судна или изменения государства регистрации судна;

    6) направления судна без согласия членов экипажа судна в зону военных действий или зону эпидемиологической опасности;

    7) истечения определенного коллективным договором максимального срока работы члена экипажа судна на борту судна.

    2. Репатриация по желанию члена экипажа судна осуществляется в государство, в котором он проживает, в порт, в котором он был принят на работу на судно или который указан в коллективном договоре, либо в любой другой пункт, указанный при найме члена экипажа судна.

    3. Судовладелец обязан организовать надлежащую и быструю репатриацию. Репатриация осуществляется воздушным транспортом.

    4. Расходы на репатриацию несет судовладелец.

    Расходы на репатриацию включают в себя:

    проезд члена экипажа судна к месту репатриации, указанному в пункте 2 настоящей статьи;

    питание и проживание члена экипажа судна с момента, когда член экипажа покидает судно, и до момента, когда член экипажа судна прибывает к месту репатриации;

    лечение члена экипажа судна, если это необходимо, до тех пор, пока член экипажа судна по состоянию здоровья не будет годен для переезда к месту репатриации;

    провоз 30 килограммов багажа члена экипажа судна до места репатриации;

    2) заработную плату и пособия с момента, когда член экипажа покидает судно, и до момента, когда член экипажа судна прибывает к месту репатриации, если это предусмотрено коллективным договором.

    5. В случае, если причины, вызвавшие репатриацию члена экипажа судна, возникли по вине члена экипажа судна при исполнении им трудовых обязанностей, судовладелец имеет право на возмещение расходов на репатриацию в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

    Статья 59. Имущество члена экипажа судна

    См. комментарии к статье 59 КТМ РФ

    В случае гибели имущества члена экипажа судна или повреждения такого имущества вследствие происшествия с судном судовладелец обязан возместить члену экипажа судна причиненный ущерб. Не подлежит возмещению ущерб, причиненный имуществу члена экипажа судна, виновного в происшествии с судном.

    Статья 60. Обязанности судовладельца

    См. комментарии к статье 60 КТМ РФ

    1. Судовладелец обязан обеспечить членам экипажа судна:

    Смотрите так же:  Оплатил штраф через платежку

    безопасные условия труда;

    охрану их здоровья;

    наличие спасательных средств;

    бесперебойное снабжение продовольствием и водой;

    наличие надлежащих помещений (кают, столовых, санитарных узлов, медицинских пунктов и помещений для отдыха);

    2. Судовладелец обязан страховать:

    заработную плату и другие причитающиеся членам экипажа судна суммы, в том числе расходы на репатриацию;

    жизнь и здоровье членов экипажа судна при исполнении ими трудовых обязанностей.

    § 2. Капитан судна

    Статья 61. Управление судном и другие обязанности капитана судна

    См. комментарии к статье 61 КТМ РФ

    На капитана судна возлагается управление судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, защите морской среды, поддержанию порядка на судне, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу.

    Статья 62. Обязанность оказать помощь любому лицу, терпящему бедствие на море

    См. комментарии к статье 62 КТМ РФ

    1. Капитан судна обязан, если он может это сделать без серьезной опасности для своего судна и находящихся на нем людей, оказать помощь любому лицу, терпящему бедствие на море.

    2. За нарушение обязанности, указанной в пункте 1 настоящей статьи, капитан судна несет уголовную ответственность в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации.

    Статья 63. Обязанность оказать помощь после столкновения судов

    См. комментарии к статье 63 КТМ РФ

    1. Капитан каждого из столкнувшихся судов обязан после их столкновения, если он может это сделать без серьезной опасности для своих пассажиров, членов экипажа судна и своего судна, оказать помощь другому судну, его пассажирам и членам его экипажа.

    2. Капитаны судов обязаны, если это возможно, сообщить друг другу названия своих судов, порты их регистрации, а также порты отправления и назначения.

    3. Судовладелец не несет ответственность за нарушение капитаном судна обязанностей, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи.

    Статья 64. Обязанность капитана судна оказать неотложную медицинскую помощь

    См. комментарии к статье 64 КТМ РФ

    В случае, если лицо, находящееся на борту судна, нуждается в неотложной медицинской помощи, которая не может быть оказана во время нахождения судна в море, капитан судна обязан зайти в ближайший порт или принять меры по доставке такого лица в ближайший порт с извещением об этом судовладельца; при заходе судна в иностранный порт или доставке такого лица в иностранный порт с извещением также консульского учреждения Российской Федерации.

    Статья 65. Обязанность капитана судна в случае военных действий или иных случаях военной опасности

    См. комментарии к статье 65 КТМ РФ

    В случае военных действий в районе расположения порта отправления или порта назначения судна либо в районе, через который судно должно пройти, а также в иных случаях военной опасности капитан судна обязан принять все меры по недопущению уничтожения, повреждения и захвата судна, находящихся на нем людей, документов, а также грузов и другого имущества.

    Статья 66. Оставление судна его экипажем

    См. комментарии к статье 66 КТМ РФ

    В случае, если, по мнению капитана судна, судну грозит неминуемая гибель, капитан судна разрешает членам экипажа оставить судно после принятия всех мер по спасанию находящихся на судне пассажиров. Капитан судна оставляет судно последним после принятия зависящих от него мер по спасанию судового журнала, машинного журнала и радиожурнала, карт данного рейса, лент навигационных приборов, документов и ценностей.

    Статья 67. Поддержание порядка на судне

    См. комментарии к статье 67 КТМ РФ

    1. Распоряжения капитана судна в пределах его полномочий подлежат исполнению всеми находящимися на судне лицами.

    Статья 68. Взаимоотношения капитана судна, других членов экипажа судна и консульских учреждений Российской Федерации

    См. комментарии к статье 68 КТМ РФ

    Взаимоотношения капитана судна, других членов экипажа судна и консульских учреждений Российской Федерации определяются Консульским уставом Российской Федерации.

    Федеральным законом от 14 июня 2011 г. N 141-ФЗ статья 69 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

    Статья 69. Возбуждение уголовного дела публичного обвинения и осуществление неотложных следственных действий капитаном судна

    См. комментарии к статье 69 КТМ РФ

    1. На судне, находящемся в плавании, капитан судна возбуждает уголовное дело публичного обвинения и осуществляет неотложные следственные действия в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

    2. В случае возбуждения уголовного дела публичного обвинения порядок и особенности выполнения капитаном судна в связи с этим действий, не относящихся к процессуальным, определяются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

    Федеральным законом от 14 июня 2011 г. N 141-ФЗ настоящий Кодекс дополнен статьей 69.1

    Статья 69.1 . Действия капитана судна в отношении лиц, совершивших преступления, направленные против безопасности морского судоходства

    Капитан судна может передать компетентным органам иностранного государства, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации, лицо, в отношении которого у капитана судна имеются разумные основания считать, что оно совершило преступление, направленное против безопасности морского судоходства, за исключением гражданина Российской Федерации, а также постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства. В этом случае капитан судна по возможности до входа судна в территориальное море иностранного государства обязан направить, если это практически осуществимо, в его компетентные органы уведомление о своем намерении передать им такое лицо и причинах его передачи, а также предоставить указанным органам имеющиеся доказательства.

    Статья 70. Обязанности капитана судна в случаях оставления завещания, рождения на судне ребенка и смерти на судне

    См. комментарии к статье 70 КТМ РФ

    1. Капитан судна вправе удостоверить завещание лица, находящегося во время плавания на судне. Завещание, удостоверенное капитаном судна, приравнивается к нотариально удостоверенному.

    2. Капитан судна обязан сделать запись в судовом журнале о каждом случае рождения ребенка на судне и о каждом случае смерти на судне.

    3. Капитан судна обязан уведомить одного из близких родственников умершего или супруга умершего о его смерти и принять меры по сохранению и отправке тела умершего на родину. При отсутствии такой возможности капитан судна обязан предать тело умершего земле или кремировать его и отправить урну с прахом на родину.

    В исключительном случае, если судно должно находиться длительное время в открытом море и тело умершего не может быть сохранено, капитан судна имеет право предать тело умершего морю согласно морским обычаям с составлением соответствующего акта.

    4. Капитан судна обеспечивает составление описи и сохранность находящегося на судне имущества умершего до передачи такого имущества согласно описи капитану первого порта Российской Федерации, в который зайдет судно.

    Статья 71. Капитан судна как представитель судовладельца и грузовладельца

    См. комментарии к статье 71 КТМ РФ

    Статья 72. Неотложная надобность в деньгах для продолжения плавания

    См. комментарии к статье 72 КТМ РФ

    1. Капитан судна в случае возникновения во время рейса неотложной надобности в деньгах для продолжения плавания, в частности для ремонта судна или содержания членов экипажа судна, вправе, если нет возможности или времени для получения распоряжения судовладельца, продать часть вверенного капитану судна имущества, не являющуюся необходимой для продолжения плавания.

    Капитан судна обязан избрать тот способ приобретения средств для продолжения плавания, который наименее убыточен для судовладельца и грузовладельца.

    2. Судовладелец возмещает стоимость проданного груза его владельцу, за исключением случаев, если вызванные продажей груза убытки подпадают под признаки общей аварии или продажа груза проведена только в интересах груза.

    Статья 73. Возложение обязанностей капитана судна на старшего помощника капитана судна

    См. комментарии к статье 73 КТМ РФ

    В случае смерти, болезни или иной причины, препятствующих капитану судна выполнять свои служебные обязанности, обязанности капитана судна до получения распоряжения судовладельца возлагаются на старшего помощника капитана судна.

    © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

    Правовой статус капитана судна

    Капитан вправе производить обыск и выемку определенных предметов и документов, имеющих значение для дела с обязательным извещением в течение суток прокурора по месту приписки судна. При обыске и выемке должны присутствовать понятые и лицо, у которого производится обыск или выемка-. Личный обыск может производиться только лицом одного пола с обыскиваемым и в присутствии понятых того же пола.
    О производстве выемки или обыска составляется протокол в двух экземплярах, подписываемый капитаном, понятыми и лицом, у которого производится выемка или обыск.
    Таким образом, капитан судна наделен фактически всеми полномочиями, позволяющими ему эффективно действовать при изобличении преступника на борту судна. Однако следует учитывать, что капитан может не знать всех
    тонкостей уголовно-процессуального законодательства. В этой связи не следует пренебрегать консультациями у прокурора по месту приписки судна.
    В настоящее время ни в одном из действующих универсальных международных договоров не предусмотрено, в каких случаях прибрежное государство применяет свое уголовное законодательство (осуществляет уголовную юрисдикцию) на борту иностранного судна, находящегося в его водах. Однако следует отметить, что в результате длительной практики сложился признанный международно-правовой обычай, суть которого сводится к следующему.
    Прибрежное государство вправе осуществлять уголовную юрисдикцию на борту иностранных судов, находящихся в его водах, но обычно воздерживается от этого. Исключение составляют следующие случаи, когда уголовная юрисдикция осуществляется безусловно: 1) преступление нарушает спокойствие в стране или добрый порядок в порту; 2) последствия преступления выходят за пределы судна, т.е. распространяются на прибрежное государство; 3) совершено тяжкое преступление; 4) капитан судна или консул страны, под флагом которой плавает судно, обратились с просьбой об оказании помощи; 5) необходимость пресечения незаконной торговли наркотическими и психотропными веществами.
    Согласно ст.70 КТМ РФ капитан судна вправе удостоверить завещание лица, находящегося во время плавания на судне. Завещание, удостоверенное капитаном судна, приравнивается к нотариально удостоверенному.
    Капитан судна при удостоверении завещания руководствуется положениями Закона РФ «Основы законодательства РФ о нотариате» 1993 г. Капитан должен соблюдать тайну удостоверяемых завещаний. Содержание завещания не может быть сообщено никому другому, в том числе и лицам, указанным в завещании. Справка о наличии завещания и о его содержании выдаются только после смерти завещателя по предъявлении свидетельства о смерти. Удостоверение завещаний граждан, находящихся на судах во время плавания, осуществляется по их устному заявлению.
    При удостоверении завещания капитан судна устанавливает личность завещателя и проверяет его возраст. Могут быть удостоверены лишь завещания граждан, достигших 18
    лет, либо несовершеннолетних граждан, вступивших в зарегистрированный брак.
    Личность и возраст завещателя устанавливаются по паспорту или другому документу, заменяющему паспорт. Это необходимо для того, чтобы убедиться, то ли лицо подписывает завещание, от имени которого оно составлено.
    Капитан имеет право не удостоверять завещание: если лицо находится в момент составления завещания в таком состоянии, когда не может понимать значения своих действий или руководить ими (например, в бредовом состоянии); если лицо страдает душевной болезнью или слабоумием (но только при наличии решения суда о признании этого лица недееспособным); если капитану известно, что обратившееся к нему лицо решением суда, вступившим в законную силу, признано ограниченнодееспособным вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами; капитан не вправе удостоверять завещание на свое имя, от своего имени, на имя и от имени своей супруги, ее и своих родственников.
    Если нарушено хотя бы одно из указанных правил завещание является недействительным.
    По просьбе лица, которому отказано в удостоверении завещания, капитан судна излагает причины отказа в письменной форме и разъясняет, что соответствующая -жалоба может быть подана в суд по месту порта приписки судна.
    Капитан судна обязан сделать запись в судовом журнале о каждом случае рождения ребенка на судне и о каждом случае смерти на судне. При этом он обязан уведомить одного из близких родственников умершего или супруга умершего о его смерти и принять меры по сохранению и отправке тела умершего на родину. При отсутствии такой возможности капитан судна обязан предать тело умершего земле или кремировать его и отправить урну с прахом на родину.
    В исключительном случае, если судно должно находиться длительное время в открытом море и тело умершего не может быть сохранено, либо если такова воля покойного, капитан судна имеет право предать тело умершего морю согласно морским обычаям с составлением соответствующего акта.

    Ритуал предания тела морю следующий. Тело покойного упаковывается в плотную ткань или иной подобный материал (брезент, синтетическая пленка, пр.), перевязывается растительными или стальными тросами, а к ногам привязывается какой-либо тяжелый предмет. Тело кладется на большую широкую доску, один конец которой лежит на фальшборте, а второй поддерживается подставкой, сохраняя тело в горизонтальном положении. При этом ноги покойника должны быть обращены в сторону моря. Вблизи выстраиваются полукругом члены экипажа и пассажиры, лицами в сторону моря. Для погребения всегда избирается подветренный борт, Когда приготовления закончены, флаг приспускается до половины и начинается заключительная часть прощания..
    После завершения траурной панихиды судно уменьшает ход до малого, подставка убирается, и по команде капитана внутренний конец погребальной доски поднимается медленно вверх до тех пор, пока тело покойного не соскользнет с доски, увлекаемое привязанным к ногам тяжелым предметом.
    После исчезновения тела в воде руль судна перекладывается на левый или правый борт (в зависимости от условий плавания) и совершается полная циркуляция над местом погребения.
    После выхода судна на прежний курс флаг поднимается до места, ход увеличивается до полного, а судно дает три длинных прощальных гудка. Вахтенный штурман определяет точное место погребения и его координаты записывает в судовой журнал. В журнал записываются также другие сведения о погребении тела: время, основные этапы процедуры, фамилии, имена и отчества непосредственных участников похорон, их адреса, должности на судне, кто присутствовал при погребении.
    Кроме того, капитан составляет акт о погребении, в котором описывается процедура погребения, ее участники, причины по которым тело не могло быть сохранено на судне до прихода в порт, а также другие сведения, касающиеся погребения. Акт о погребении вместе с оформленной выпиской из судового журнала сдается в российском порту родственникам, в иностранном — российскому консулу.
    Капитан судна обеспечивает составление описи и сохранность находящегося на судне имущества умершего до пере
    дачи такого имущества согласно описи капитану первого порта РФ, в который зайдет судно.
    В случае возникновения во время рейса неотложной надобности в деньгах для продолжения плавания, в частности, для ремонта судна или содержания членов экипажа судна, капитан вправе, если нет возможности или времени для получения распоряжения судовладельца, продать часть вверенного ему имущества, не являющуюся необходимой для продолжения плавания. Он обязан избрать тот способ приобретения средств для продолжения плавания, который наименее убыточен для судовладельца и грузовладельца. При этом согласно положениям КТМ РФ судовладелец возмещает стоимость проданного груза его владельцу, за исключением случаев, если вызванные продажей груза убытки подпадают под признаки общей аварии или продажа груза проведена только в интересах груза.
    В случае смерти, болезни или иной причины, препятствующих капитану судна выполнять свои служебные обязанности, последние возлагаются до получения распоряжения судовладельца на старшего помощника капитана.
    Капитан морского судна не пользуется правом регистрации актов гражданского состояния, поскольку в России регистрация браков, рождений и смертей осуществляется городскими или районными отделами (бюро) ЗАГСа, а в сельских местностях и поселках — сельскими и поселковыми администрациями. Любые притязания на этот счет со стороны членов экипажа или пассажиров капитан должен отклонять. Очевидно, что регистрация актов гражданского состояния не требует срочных и неотложных мер.
    Таким образом, капитан морского судна является особым должностным лицом — представителем власти, которому государство делегирует определенные права и возлагает ряд обязанностей, которые свойственны только государственным органам.

    Смотрите так же:  Корыпаев нотариус сергиев посад

    1. Распоряжения капитана судна в пределах его полномочий должны исполняться всеми находящимися на судне лицами.

    2. Капитан судна имеет право применять поощрения и налагать дисциплинарные взыскания на членов экипажа судна, отстранять их от исполнения служебных обязанностей в случаях и в порядке, которые предусмотрены уставом службы на судах внутреннего водного транспорта, уставом о дисциплине.

    4. В случае обнаружения на судне, находящемся в плавании, признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, капитан судна обязан задержать лицо, подозреваемое в совершении такого преступления, до передачи его компетентным органам в ближайшем порту или ближайшем населенном пункте.

    6. В случае нападения на судно лиц в целях совершения ими противоправных действий капитан судна обязан действовать в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел.

    Классификация прав и обязанностей капитана морского судна по законам Российской империи Текст научной статьи по специальности « Право»

    Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зуев А. В.

    В статье автор проанализировал классификации прав и обязанностей капитана морского судна , которые существовали в дореволюционной юридической литературе. Были отмечены недостатки использовавшихся ранее классификаций. Автором предложена совершенно новая классификация правового статуса капитана , позволяющая применить ее в современном праве .

    Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Зуев А. В.

    Текст научной работы на тему «Классификация прав и обязанностей капитана морского судна по законам Российской империи»

    КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ КАПИТАНА МОРСКОГО СУДНА ПО ЗАКОНАМ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

    Работа представлена кафедрой основ государственного управления СПбГУВК.

    Научный руководитель — доктор юридических наук, профессор О. Г. Каратаев

    В статье автор проанализировал классификации прав и обязанностей капитана морского судна, которые существовали в дореволюционной юридической литературе. Были отмечены недостатки использовавшихся ранее классификаций. Автором предложена совершенно новая классификация правового статуса капитана, позволяющая применить ее в современном праве.

    In the article the author has analyzed the categorizations of the rights and duties of the captain sea ship, which existed in prerevolutionary legal literature. There were noted defects existed earlier categorization. The author offers absolutely new categorization of the legal status of the captain, allowing to use it in modern law.

    Попытки приведения полноценной классификации прав и обязанностей капитана морского судна предпринимались юристами неоднократно. К примеру, профессор Г. Ф. Шершеневич предложил следующую классификацию:

    1. Управление судном при плавании в открытом море, при входе и выходе в порт и из порта «предполагало техническую сторону деятельности»1 капитана. Он должен был быть знаком с устройством судна и работой всех его механизмов, знать маршрут следования и обладать сведениями относи-

    тельно «средств противодействия» морским опасностям. Чем сложнее становилась техника, тем более повышался уровень технических требований, предъявляемых к капитану морского судна.

    2. Перевозка грузов, которая составляла основную цель торгового мореплавания, выдвигала «юридическую сторону»2 в деятельности капитана как главного доверенного лица судовладельца. На нем лежала обязанность принимать к перевозке груз и сдавать его по месту назначения, приобретать топливо для судна и съестные припа-

    ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

    сы для людей, приглашать мастеров для исправления повреждений и т. п. Для выполнения поставленных задач капитану необходимо было заключать гражданско-правовые договоры. Ввиду «юридического» характера деятельности капитана закон не только требовал, чтобы последний имел «при себе на судне» Торговый Устав3, но и возлагал на него обязанность «ознакомляться» с законами и обычаями тех портов, в которые он «прибывал»4.

    3. В открытом море, где не было органов государственной власти, в деятельности капитана «обнаруживалась еще и должностная сторона». Он выступал в роли нотариуса «по хранению» составленных на судне завещаний5, а также исполнял обязанности судебного пристава, если в случае смерти пассажира нужно было немедленно составить акт о смерти и опись имущества умершего6. При необходимости капитан выполнял обязанности «полиции по соблюдению на судне порядка», и с этою целью ему «вручалась дисциплинарная власть»7.

    Профессор Е. Ф. Васьковский предложил иную систему классификации. По его мнению, «ближайшая обязанность корабельщика — осмотреть судно, крепко ли оно, хорошо ли проконопачено, находятся ли насосы в исправном состоянии, в состоянии ли служить веревки, паруса, якори, канаты, тали, гаки и проч. Замеченные неисправности корабельщик обязан привести в порядок, причем расходы по починке производятся с ведома и согласия судохозяина только в том случае, если воспроизводство расходов предстоит в месте жительства этого последнего»8.

    На капитане лежала обязанность «составить экипаж», т. е. «нанять водоходцев». Капитан был «вполне самостоятелен» и не нуждался «ни в разрешении хозяина, ни даже в уведомлении его».

    Эти две функции профессор Е. Ф. Васьковский называл «подготовительными», которые служили «приведению судна в состояние рабочей готовности».

    Далее выделялись функции «исполнительные», т. е. функции по осуществлению прямого назначения судна. Под надзором капитана совершалась погрузка и укладка товаров. Его обязанностью было ведение установленных книг или, «по крайней мере», наблюдение за правильным их ведением, совершение таможенных «обрядов» и проч. Капитан обязан был лично «вести» судно. Ни в каком случае и ни под каким предлогом, даже «в самой крайней опасности», капитан не имел права оставить судно, а при его крушении он должен был «предоставить возможность спасения всем, вверенным в его попечению лицам». Сам капитан покидал судно последним9.

    Некоторые юристы подразделяли права и обязанности капитана на персональные для капитана и выполняемые в качестве руководителя экипажа; выполняемые в состоянии крайней необходимости или без таковой; осуществляемые добровольно или вынужденно; права и обязанности персональные для капитана и выполняемые в качестве руководителя экипажа; выполняемые по инициативе капитана или по распоряжению судовладельца и т. д.

    Были и другие попытки классификации правового положения капитана, однако все они сводились к перечислению важнейших направлений деятельности капитана.

    Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод. Все классификации имеют ряд существенных недостатков. Во-первых, подавляющее большинство из них построены на парных категориях. Поэтому невозможно охватить какие-то отдельные грани правомочий капитана. Во-вторых, по мере развития торгового флота у капитана появлялись дополнительные права и обязанности. Соответственно, классификации, приведенные выше, перестают правильно отра-жать все грани правового статуса капитана.

    Можно попробовать классифицировать правовое положение капитана исходя из Устава Торгового, а также из всех других законов, которыми регулировался какой-то определенный вид его деятельности.

    Классификация прав и обязанностей капитана морского судна по законам Российской империи

    1) осмотр судна с «крайним рачением»;

    2) распоряжение приемкой, охраной и выдачей груза;

    3) найм судового экипажа;

    4) взаимоотношения с российским консулом;

    5) взаимоотношения капитана с лоцманом, ледоколом и буксировщиком;

    6) сдача судна внаем;

    7) ведение денежных расчетов с экипажем, «судохозяином», грузоотправителями и грузополучателями;

    8) продажа находящегося на судне груза;

    9) правомочия капитана во время кораблекрушения;

    10) исполнению функций публично-правового характера;

    11) взаимоотношения с военными судами;

    12) дисциплинарные правомочия капитана в отношении членов экипажа;

    14) поддержание порядка на судне и т. п.

    Однако перечень видов деятельности

    капитана можно перечислять очень долго, и все равно он не будет исчерпывающим. Помимо этого, в самом перечне весьма важные виды деятельности соседствуют с менее важными, что не способствует выявлению стержневых правомочий положения капитана.

    Нам представляется очень важным дать иную классификацию правового положения капитана морского судна. На наш взгляд, наиболее полная классификация прав и обязанностей капитана позволяет не только правильно определить тот правовой статус, которым обладал капитан судна в Российской империи, но и перенести приведенную

    ниже классификацию применительно к современному законодательству России.

    Деятельность капитана регулировалась многочисленными законодательными актами из различных отраслей права, поэтому предлагается классифицировать правомочия капитана по двум основным блокам:

    1) управление судном. Капитан в данном случае выполнял не только функции «судоводителя», но и руководил своими подчиненными. Управление судном следовало понимать не в технически-морском смысле, как нахождение на мостике и непосредственное руководство маневрами судна, но в общепринятом смысле главного руководства, как лично, так и через подчиненных лиц, действиями, вызываемыми плаванием и вообще эксплуатацией судна. Данные правомочия по управлению судном капитан исполнял при нормальных условиях плавания;

    2) правомочия капитана морского судна по обеспечению безопасности мореплавания. Этими правомочиями капитан обязан был воспользоваться в случае возникновения аварийных ситуаций. При этом совсем не обязательно должна была произойти авария, чтобы права и обязанности капитана по ее устранению приобрели чрезвычайный характер. Достаточно было самого факта возникновения опасности для людей, судна и груза. Для устранения же возникшей опасности капитану необходимо было выполнять чрезвычайную работу как в пределах, так и за пределами своих должностных обязанностей. К таким чрезвычайным правомочиям следовало бы отнести правомочия капитана по оставлению судна, по спасению на море и т. д.

    1 Шершеневич Г. Ф. Курс торгового права: Вексельное право. Морское право. СПб., 1909. Т. 3. С. 215.

    3 Свод Законов Российской Империи. Т. XI, ч. 2. Устав торговый. Ст. 230.

    4 Там же. Ст. 227, 394, а также ст. 56 Устава Консульского.

    5 Свод Законов Российской Империи. Т. X, ч. 1. Законы Гражданские. Ст. 1073, 1075.

    6 Там же. Ст. 1231, прим.

    7 ШершеневичГ. Ф. Указ. соч. Т. 3. С. 216.

    8 Васъкоеский Е. В. Учебник Морского Торгового законоведения. СПб., 1906. С.55-56.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *