Киноляпы в ликвидация

Доктор Казус

Journal Info

ЛЯПЫ СЕРИАЛА «ЛИКВИДАЦИЯ»

Когда Жуков приезжает в Одессу, на экране крупным планом показывают табличку Одесского городского управления НКВД. Между тем еще в марте 1946 года все наркоматы были преобразованы в министерства. Гоцман с Фимой смотрят фильм «Подвиг разведчика», который был снят годом позже — в 1947-м. А героиня Полины Агуреевой поет песню, написанную аж в 1954 году. Еще в фильме совершенно фантастическим образом появляется автомобиль 1952 года выпуска.

Ну, ладно вывеску на городской ментовке прошляпили или не та машина проехала в кадре , а как быть с прямыми ляпами в сценарии, который должен вычитываться консультантами от и до — это уже непрофессионализм. Например, 2-го Белорусского фронта, где следователем служил Кречетов, в 1943 году ещё не существовало. 2-ой Белорусский первого формирования был образован только 24.02.1944, поэтому Кречетов никакого дела 43-го помнить и не мог!

Конечно, можно сказать, что это мелочи, но я считаю, что незнание исторических деталей не даёт права режиссёру/писателю/художнику/етс полностью игнорировать достаточно большой процент тех, кто всё-таки знает, как оно там было на самом деле. Особенно, когда основой сюжета являются вполне конкретные и многим известные время, место и персоны. А то современные зрители и правда будут думать, что на совещание к маршалу Жукову можно было явиться небритым и в штатском, как это сделал Гоцман.

Киноляпы

February 2012

S M T W T F S
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29

Ляпы «Ликвидации»

Конечно, очень любопытно бы было знать, откуда в воспалённом мозгу сценаристов сериала могла появиться мысль что, в Одессе, летом 1946 года, действовало фашистское подполье, которое организовали агенты абвера во главе с неким суперменом по кличке Академик, которые получив указание из какого-то мифического «центра», решили вдруг поднять восстание и захватить Одессу. Хотя, ещё в феврале 1944-го абвер (военная разведка и контрразведка гитлеровской Германии) был ликвидирован, а его начальник адмирал Канарис арестован и через год повешен. И что же делали агенты давно разогнанного абвера в советской послевоенной Одессе? Кому, интересно, они служили и чьи указания выполняли? Но. остановлюсь на явных визуальных ляпах:

Или в шестой серии, Гоцман, появляется в кителе с орденами и медалями и на груди у него явно угадывается медаль «За взятие Кенигсберга», но позже, в восьмой серии, он в разговоре с начальником контрразведки по поводу своего бывшего сослуживца Вити Платова поясняет, что до Киева с ним дошёл, а потом, почти год, в госпитале провалялся, после чего был направлен в Одессу. И за што же интересно ему эту медаль дали?

Конечно, можно сказать, что это мелочи, но я считаю, что незнание исторических деталей не даёт права режиссёру/писателю/художнику/етс полностью игнорировать достаточно большой процент тех, кто всё-таки знает, как оно там было на самом деле. Особенно, когда основой сюжета являются вполне конкретные и многим известные время, место и персоны. А то современные зрители и правда будут думать, что на совещание к маршалу Жукову можно было явиться небритым и в штатском, как это сделал Гоцман.

Ликвидация детектива

Ругать «Ликвидацию» можно долго и со вкусом. Ну скажите, зачем не­мецко-бандитскому подполью поднимать в 1946 году восстание в Одессе? Они что, совсем шлимазлы?

Если бы дело происходило на Западенщине, этому можно было бы найти какое-то объяснение. Но зачем абверовским недобиткам устраивать мятеж в пророссийской и просоветской Одессе? Они что, собирались строить нацио­нал-социалистическую республику во главе с еврейскими урками?

И с какой стати понадобилось главному негодяю по кличке Академик внедряться в угрозыск?! Человек сидел в штабе округа, где и реальная власть, и доступ к секретам. А сыщик Гоцман по-одесски открыт всему миру. Можно подойти к торговке рыбой на Привозе и прямо поинтересоваться: «Мамаша, я хочу спросить за Давида Гоцмана, таки шо он сегодня поделывает?» И торговка бодро сообщит: «Давид Маркович таки сегодня устраивает засаду на Арнаутской, в восемь, только вы туда не ходите: там будет пиф-паф, и вам испортят костюм. Лучше купите у меня кефаль, это не рыба — золото…»

Исторические и логические ляпы можно собирать по фильму совковыми лопатами. Почему три десятка бойцов угрозыска не могут в чис­том поле поймать трех бандитов? Почему злодей Чекан спокойно разгуливает по городу, хотя его порт­рет по идее должны были раздать всем постовым.

Ругать кино за несоответствие исторической правде — занятие соблазнительное, но малоосмысленное. Можно начать возмущаться, почему в опере «Жизнь за царя» Иван Сусанин поет, хотя в действительности он наверняка предпочитал вокалу нормальную речь. Гораздо интереснее понять, что же так притягивает к этому сериалу.

Первое, что приходит на ум, — явное желание создателей «Ликвидации» закосить под «Место встречи изменить нельзя». Говорят, что именно так и ставилась задача перед сценаристом и режиссером. Логика простая: если один раз получился мегапопулярный фильм, то его аналог будет если не мега, то хотя бы просто популярным.

С фильмом Говорухина у нынешнего сериала действительно много общего. Подполковник Гоцман очень напоминает человека, который просмотрел «Место встречи изменить нельзя», вдохновился образом Жеглова и пошел в одесский угрозыск.

Второй источник положительных эмоций — это, конечно, Одесса. Со времен рассказов Бабеля этот южный город (а точнее, его мифический аналог) стал символом тотального юмора. А со стимулами для смеха у нас в стране напряженка.

Можно долго перечислять, чем «Ликвидация» притягивает телезрителей. Тут и прекрасные актеры, которым, судя по всему, просто не мешали хорошо играть. Есть и интрига — до последних серий было совершенно непонятно, кто же является главным злодеем.

«Ликвидацию» есть за что любить. Но я хотел бы подчеркнуть еще одну особенность фильма — максимальное очеловечивание главного героя-сыщика. Традиционный полицейский — это почти робот. Он ведет допросы, сопоставляет показания и гоняется за преступником. Максимум, что ему позволено, — намек на счастливую любовь между хеппи-эндом и финальными титрами.

Подполковник Давид Гоцман, конечно, считается лучшим сыщиком в Одессе. Только у него на следовательскую работу уходит минимум времени. Большую часть фильма герой смотрит на очередной труп, произносит сакраментальную фразу «Картина маслом!», перешагивает через тело и мчится дальше — пить водку, воспитывать бывшего беспризорника Мишу

Карася или ухаживать за немногословной Норой. Попытки дедуктивного мышления случаются у подполковника реже, чем приступы гипертонии.

Очевидно, это как раз то, чего хочет зритель. Много стрельбы и трупов, а между ними муки похмелья у главного героя, уморительные скандалы в семье соседей, разборки с коллегами на тему «Ты меня уважаешь?» и так далее.

Каждый герой фильма обязательно наделен парой-тройкой явно выраженных человеческих качеств. Собственно, это и есть, наверное, главный сюжет фильма, который больше похож на очень примитивную (но красочную) психологическую драму, чем на замысловатый детектив. Так что перспективы у российских сериалов огромные. Ведь нечто подобное можно снять в любом жанре и в любой историко-географической плоскости.

Что можно украсть из сериала «Ликвидация»

Хороший фильм — это не только 40 минут вечернего созерцания экрана. Кино задает определенные социальные стандарты, которые потом часть аудитории переносит из кинематографической жизни в реальную. Мы попробовали угадать, что позаимствуют зрители из сериала «Ликвидация»

«Одесский язык». Большая часть героев фильма изъясняется на суржике (смеси русского с украинским), причем в его особом, одесском, варианте с легкой примесью блатной лексики и заимствований из идиша. Думается, что после выхода сериала в беседе вполне российских граждан можно будет услышать какие-нибудь обороты типа «ну, я за вами скучаю» или «таки слухайте, шо я вам кажу». В сочетании с одесским выговором это будет производить максимально комичный эффект. Я даже осмелюсь предположить, что некоторые «ликвидационные» обороты могут внедриться в молодежный сленг вместе с «албанским» языком и всевозможными «преведами».

Собственные находки. Где-то на стыке традиционного одесского юмора и личного творчества сценаристов родилось немало крылатых выражений, которые вполне могут пополнить разговорный лексикон: «Не тяни кота за все подробности», «Мама, я забыл немного денег», «Я шо-то плохо не понял», «Только не надо мне угрожать. Мне уже угрожали, и это плохо кончилось. для меня».

Семечки. Лузгать семечки считается для горожанина чем-то постыдным. Их, конечно, грызут, причем массово, но как-то стесняясь и особенно не афишируя. Есть подозрение, что герой «Ликвидации», лузгающий семечки даже во время операции по поимке бандитов, придаст чуточку легитимности этой вполне безобидной привычке.

Смотрите так же:  Налог на армию 2

Небритость. Герой по имени Давид Гоцман стал секс-симво­лом для тысяч российских девушек. Втайне этому успеху завидуют тысячи мужчин. И наверняка кто-то попытается копировать его внешний облик, наиболее колоритная деталь которого — заметная щетина (по моим оценкам, полуторанедельная). Кстати, остается загадкой, каким образом все те дни, что разворачиваются события сериала, главному герою удавалось поддерживать стабильную длину щетины. Не иначе как в послевоенном одесском угрозыске выдавали триммеры последней модели.

Отношение к служебным обязанностям. Офисные начальники должны быть в панике. Сериал «Ликвидация» пропагандирует максимально халатное отношение к работе. Главный положительный герой запросто ездит по личным делам на служебной машине, посылает зама в рабочее время отнести приглашение в театр своей потенциальной любовнице, а сам этот зам по пьянке теряет табельное оружие в сортире. За несколько минут до начала операции следователи идут купаться и глазеть на баб, а вместо переговоров с партнерами из военной прокуратуры подполковник Гоцман выбирает вечеринку с водкой.

Фильм «Ликвидация»: что осталось за кадром (10 фото)

Ну, во-первых, там есть Владимир Машков, и это главное. Среди актерских удач «Ликвидации» (щипач Фима — Сергей Маковецкий, маршал Жуков — Владимир Меньшов, шпион «Академик» — Михаил Пореченков, тетя Песя — Светлана Крючкова и др.) он все равно «намбер ван». А ведь изначально эту роль писали для актера совсем другой типажности — эдакого большого брутального мачо, желательно лысого.

«МАШКОВ — БЕЛОСНЕЖКА, А НЕ КРУТОЙ МАЧО»

— История с выбором актера на роль Гоцмана стоит отдельного фильма, — рассказывает режиссер картины Сергей Урсуляк. — Алексей Поярков (сценарист) писал о большом, лысом мужике. Не очень обаятельном, таком биндюжнике. Я честно искал артиста в соответствии с внешним портретом, предложенным автором. Круг актеров такой фактуры весьма ограничен. Типаж Александра Балуева, к примеру. Продюсеры терпеливо относились к моим поискам, но осторожно так, мягко намекали: а может быть, Машкова попробовать? Я решил проверить. Пришел домой и говорю Лике (жена Урсуляка, актриса Лика Нифонтова. — Ред.): представляешь, Машкова мне предлагают на главную роль! Лика сразу стала меня лучше кормить. Своей группе сказал — увидел вдруг радостные лица. И тут я испугался, что Машков откажется. Живет он в Лос-Анджелесе, у него контракты с Голливудом, эдакий «властелин с горы». Послали ему сценарий, Володя прочитал, и. семь месяцев съемок я каждый день радовался, что именно он играет Гоцмана. То, что его воспринимают как секс-символ, мне кажется ошибкой. Он тонкой и ранимой органики человек, с особой энергетикой. И невероятной нежности и доброты. Он — Белоснежка, а вовсе не крутой мачо.

Однако для того, чтобы добиться такого впечатляющего успеха, Машкову тоже пришлось потрудиться. Он почти безвылазно прожил в Одессе целый год. Постригся под «полубокс», принципиально не вылезал из пиджаков и галифе по послевоенной моде. Еще, по слухам, актер похудел для этой роли на 20 кг и почти все трюковые сцены в фильме исполнял сам. Был, по словам Светланы Крючковой, «не Володей Машковым, а Гоцманом. Ходил всюду, плевал свои семечки и был абсолютно счастлив».

Машков много общался и с ветеранами одесской милиции, и с «авторитетами» воровского мира. Один из «кидал», когда-то зарабатывавший деньги в игорных притонах, обучал актера «финтам» при игре в карты. Но для него в принципе все это было не внове — помог аналогичный опыт в картине «Вор», да и собственные воспоминания. Владимир никогда не скрывал, что в Новосибирске у него была довольно-таки криминальная юность, уличные драки до первой крови. И поступать в театральный он приехал не только с жутким говором, но и с поддельной золотой фиксой на переднем зубе.

Прославленному одесскому жаргону актеров обучали как местные лингвисты, так и аборигены. Машков рассказывал, что когда они с оператором картины Михаилом Сусловым ходили по городу, высматривая «натуру» для съемок, то зашли в один двор на Молдованке. Тут же вышла пожилая одесситка: «Да бросьте этой ерундой заниматься — идемте лучше покушать». Ей объясняют, что это для кино, из Москвы снимать приехали. И тогда она говорит: «Так вы тудой-сюдой. Ну, я сейчас на вынос вам что-то сделаю». Фраза целиком вошла в картину.

Полуофициальным консультантом группы «по Одессе» был и актер Леонид Заславский, который вырос в этом городе. Захаживая на съемочную площадку, он обогащал диалоги колоритными фразочками вроде: «Не тяните кота за все подробности», — или же: «Дел до гланд». В интервью Владимиру Познеру Машков признался, что еще долго «гэкал» и «шокал» после «Ликвидации». В другой раз актер поведал, что до того вжился в Одессу, что даже местные «криминальные элементы» принимали его за своего.

— Моей задачей было каким-то образом раствориться в Одессе. Чтобы где-нибудь в районе Молдаванки меня не отличали от местных жителей, — рассказывает Машков. — Помню, рано утречком я стоял возле вагончиков нашей съемочной группы, и тут подбегает костюмер с криками: «Украли! Украли!». «Что украли?» — переспросил я. «Да утюг!» — ответил он мне. Ну я подхожу к вагончику, смотрю — гладильная доска стоит. Успокаиваю его: «Да ничего, доска есть, сейчас откроется что-нибудь, купим утюг». И пошел погулять чуть дальше. Смотрю — мужичок идет, пошатываясь, прямиком в вагончик и вытаскивает доску. Я ему: «Мужик, ты что делаешь?» — а он отвечает: «Слышь, я тут утюг взял, смотрю — еще и доска есть. » И даже попросил помочь ему ее дотащить.

КТО ПРОТОТИП ГОЦМАНА?

. А началось все в 2004 году, когда режиссеру и продюсеру Олегу Компасову попалась в руки книга «Бандитская Одесса» Виктора Файтельберг-Бланка. Документальный трехтомник на основе архивных документов из Одесского уголовного розыска увлекал почище вымышленного «криминального чтива». Там была шикарная история о том, как попавший в опалу у Сталина Георгий Константинович Жуков был «сослан» командовать Одесским военным округом. Приехав, маршал Победы обнаружил в Одессе-маме разгул послевоенного бандитизма, а в молдавских горах — россыпь «лесных братьев». Жуков решил это дело прекратить. Под его руководством была разработана операция «Карнавал», в которой участвовали самые опытные офицеры, как мужчины, так и женщины. Кроме того, сценарист «Ликвидации» Алексей Поярков консультировался с ветеранами НКВД и очевидцами тех событий. Отыскали даже секретаршу Жукова. Для полноты ощущений Поярков прожил в Одессе восемь месяцев — ездил в трамваях, стоял в очередях. В итоге вышел такой сценарий, что.

— Помню, мне в руки попали первые девять серий — читал не отрываясь!» — вспоминает исполнитель роли Жукова Владимир Меньшов. — И так мне было обидно, что еще в девятой серии не было понятно, кто же там главный предатель, главный негодяй. Я тут же начал звонить режиссеру и говорить: «Послушай, мне не прислали последние серии. кто же там злодей?! Не говори, я прочту».

После выхода и успеха «Ликвидации» в 2007 году много было разговоров о прототипе Давида Марковича Гоцмана. Чаще других называли Давида Михайловича Курлянда по прозвищу Одесский волкодав — заместителя начальника Одесского УГРО в те годы. Сын Давида Михайловича Анатолий даже выступил в прессе с «опровержением» — сценарий передрали с дневников отца, а его образ полностью исказили. Кстати, реальный Одесский волкодав вышел на пенсию в 63 года в должности заместителя начальника управления МВД Украины в Одесской области, был награжден орденом Красной звезды и скончался в 1993-м.

— Огромное количество сейчас появилось «прототипов образа Гоцмана», — говорит Урсуляк. — А у нас это образ собирательный. Достаточно абстрактный. Нам скорее был важен одессит вообще, а не конкретный человек. Ничего большего за этим нет. Если так рассуждать, то завтра появится прототип сына Гоцмана, мы найдем в Израиле Нору, которая эмигрировала в 1970-е годы.

Среди прототипов Гоцмана «числится» и Виктор Павлов, возглавлявший отдел по борьбе с бандитизмом УНКВД Одесской области. Схожая с показанной в фильме история произошла с ним после Великой Отечественной в Ингушетии. Павлову удалось обезвредить главаря терроризировавших местное население бандитов — им оказался блондин высокого роста по кличке Батя, умеющий виртуозно водить автомобиль, судимый еще до войны и приговоренный к высшей мере наказания. В его банде были дезертиры, бывшие полицаи. Оружие приобретали еще у немцев. Воевали не против «наших» за немцев, а против всех за «красивую жизнь» (герой Пореченкова говорил то же самое). Были и другие «гоцманы»: Артем Кузьменко, заместитель начальника Управления НКВД по Одесской области, оперативник Франк, сотрудник специального отряда по борьбе с бандитизмом Янкель Шлемович Флиг. Кстати, отчество «Маркович» было у Артема Кузьменко. Однако по ухваткам и умению разговаривать с бандитами, как говорят, Гоцман больше похоже на Франка.

Смотрите так же:  Что за налоговый вычет 116

ОДЕССА-МАМА

Обаяние Одессы и прославленный юмор ее обитателей стали полноправными соавторами картины. Съемки проходили в реальных жилых квартирах и подъездах, где с послевоенных времен мало что изменилось. Маскировали только решетки на окнах первых этажей, а газовые трубы прятали за дикий виноград.

— Снимали мы в центре Молдаванки, в настоящем одесском дворике на Колонтаевской, 24, — рассказывает Светлана Крючкова. — Не верьте тому, кто говорит, что старой Одессы уже нет. Она есть, была и будет всегда, пока жив хоть один последний одессит! Вы только представьте: маленький старый дворик на десяток семей, никто на ночь дверь не запирает, а ставят в дверной проем палочку под углом 45 градусов, чтобы был доступ воздуха, ну и крыса чтобы не пробежала. Жара неимоверная, и никаких кондиционеров!

Съемочная группа по-своему отблагодарила гостеприимных одесситов. В одном из двориков на Молдаванке благодаря фильму появились деревянные ворота. «Я такая радая!» — сказала по этому поводу местная жительница баба Люда. И это тут же вошло в фильм. «Давид Маркович, я такая радая!» — восклицает тетя Песя.

Кроме дворов Молдованки в «Ликвидации» в роли местожительства Норы «снялся» еще один прославленный одесский уголок — «двор Ирода Великого». Двор получил такое название потому, что в нем до революции располагался бордель, в котором действовал подпольный абортарий. Сегодня по местам съемок «Ликвидации» водят экскурсии, а двор, где жил Давид Гоцман со своими колоритными соседями, стал местом паломничества. И лестница, по которой ходили тетя Песя и Эммик, и окна квартиры Давида Марковича, дерево, где крепился умывальник, крылечко вора в законе дяди Ешту — все это не менее узнаваемо, чем Потемкинская лестница, прославленная Эйзенштейном.

НЕ УБИЛИ ДЛЯ ПРОДОЛЖЕНИЯ?

Давид Гоцман был не единственным образом, который менялся в процессе съемок. Эммик, которого сыграл шарообразный Александр Семчев, вначале виделся режиссеру как «маленький, худенький, такой шлемазл». Фима (Сергей Маковецкий) «прожил» дольше на две серии — по сценарию его за стукачество должны были порешить гораздо раньше. Значительно расширилась роль тети Песи, а ведь вначале ее вообще думали убрать из фильма. Когда на пробах на Светлану Крючкову надели парик, широкую юбку с фартуком и обули в сандалии, ее не узнал даже младший сын. А когда режиссер услышал ее «сыночка», «бруки» и «полотенечко», то понял, что тетя Песя есть. До последнего не было ясно, каким будет финал картины. Отсняли несколько вариантов. В одном из них Гоцман умирал. В этом финале должен был погибнуть еще и злополучный Эммик. Но в итоге решено было оставить их в живых. Вследствие чего, возможно, у продюсеров появилась идея снять «Ликвидацию-2», пока не нашедшая воплощения.

ПОСЛЕДНЯЯ РОЛЬ АНДРЕЯ КРАСКО

Наверное, уже не все помнят, но именно на съемках «Ликвидации» ушел из жизни замечательный питерский актер Андрей Краско. Он скончался от сердечной недостаточности 4 июля 2006 года во время ночной смены. Краско играл роль Фимы до Маковецкого, с ним успели отснять несколько сцен.

— Приглашая Андрея, у нас с ним была договоренность, что вредные привычки он оставляет за бортом, — пояснял Сергей Урсуляк. — Грубо говоря, он не должен был пить. Мы с ним железно договорились, и Краско сдерживал слово достаточно длительное время. Его съемки были разбиты на периоды — три дня, через месяц еще три дня. Но на второй блок съемок Краско приехал уже, видимо, «развязавшимся». В этом состоянии он не снимался — я отменял съемки. Но в какой-то момент ему стало плохо с сердцем, и Андрея просто не успели довезти до больницы. Такое вот стечение обстоятельств, никакой особой подоплеки не было. Скорая долго не хотела ехать, долго не хотели верить, что это был именно он, у Андрея не было украинского страхового полиса. Да, это было. Но основная беда в том, что многие наши актеры себя просто не берегут.

ОН ЖЕ ПАМЯТНИК!

Кроме приза «ТЭФИ»-2008 и «Золотого орла» за роль в телефильме «Ликвидация» Владимир Машков также получил «Золотого дюка» и грамоту МВД Украины, стал Почетным гражданином Одессы и Почетным работником МВД Украины. Через год после выхода фильма возле здания милиции установили бронзовую скульптуру в честь милиционеров послевоенного времени. Одесситы тут же прозвали монумент, окруженный бронзовыми голубями, памятником Гоцману. С тех пор здесь всегда полно туристов: фотографируются, трут сумку — чтобы удача в работе сопутствовала. Правда, через несколько месяцев после открытия памятника одного бронзового голубя украли.

ЛЯПЫ ИЛИ АНАХРОНИЗМЫ?

Многие ревнители достоверности и в «Ликвидации» нашли, к чему придраться. На какие-то неточности авторы фильма пошли сознательно. Например, на упоминание фильма «Подвиг разведчика», который был снят в 1947 году, то есть на год позже времени действия сериала. Первоначально планировалось включить в сериал отрывок из «Осады», но Сергей Урсуляк решил, что этот фильм большинство современных зрителей не смотрели, и с ним не будет никаких ассоциаций. В кадре присутствует афиша еще одной кинопремьеры 1947 года — фильма «Весна». На столе лежит коробка с фильмом «Полосатый рейс», который был снят значительно позже — в 1961 году. Также намеренным анахронизмом является исполняемая Утесовым на концерте песня «У Черного моря», которая в действительности была написана в 1951 году.

И ЕЩЕ:

Жукова перевели в Одессу в июне 1946 года, а СМЕРШ был упразднен в мае того же года. Тем не менее СМЕРШ неоднократно упоминается в фильме как действующее подразделение МГБ.

Массового ареста «воров в законе» на концерте Леонида Утесова, а тем более их фальшивого расстрела, в реальности не было. Пойманных бандитских вожаков расстреляли в катакомбах.

Манера ходить с двумя пистолетами не была присуща работникам советского уголовного розыска. Начальники уголовного розыска не ходили по городу с гранатой в кармане. Вообще, эта должность была скорее кабинетной.

В сериале не заперты ворота зданий, посторонние люди приходят в любой двор ночью. На деле ворота после войны закрывались после 22.00 лично дворником, у которого были ключи.

В фильме Жуков снимает с должности начальника Управления военной контрразведки и заменяет его другим человеком. В реальности же начальник УВК в 1946 году входил в структуру МГБ и Жукову не подчинялся.

ПЕРЛЫ «ЛИКВИДАЦИИ»

— Дава, а шо Ада Изральевна?
— Умерла, еще до войны.
— До войны? А я собралась к ней в гости пойти.
— Так уже не спешите.

— Фима, закрой рот с той стороны, дай доктору спокойно сделать себе мнение.

— И будешь учить Уголовный кодекс от заглавной буквы «У» до тиража и типографии!

— Не делай мне нервы, их есть еще где испортить.

— Всем три шага назад и дышать носом.

— Картина маслом. Все свободны.

— Вот уважаем вас, но тьфу вам под ноги за ваше каменное сердце!

— Эмиль Гершевич?
— Почти! Давид Маркович.

Все ляпы сериала «Ликвидация»

Но все-таки кое-где несоответствие действительности слишком бросается в глаза.

Герои фильма очень часто по задумке режиссера переносятся из 1946 года в будущее. Например, Гоцман с Фимой смотрят фильм «Подвиг разведчика», который снят на год позже — в 1947-м. А героиня Полины Агуреевой поет песню, написанную аж в 1954 году. Еще в фильме совершенно фантастическим образом появляется автомобиль 1952 года выпуска.

А вот маршал Жуков, напротив, существует в прошлом. Когда он приезжает в Одессу, на экране крупным планом показывается табличка Одесского городского управления НКВД. Но еще в марте 1946 года все наркоматы были преобразованы в министерства.

Не учли киношники и особенности послевоенной Одессы. Например, у каждого двора в городе были ворота, которые закрывались в десять вечера дворником. Чтобы попасть поздно домой, приходилось звонить к нему. А в сериале все свободно возвращаются в любое время суток.

На все замечания о ляпах в сериале режиссер Сергей Урсуляк реагирует совершенно спокойно:

— Мы старались следовать историческим фактам. Например, погоны приклеивали все-таки на плечи, а не на спину. Но какие-то погрешности в картине возможны, все-таки это художественный фильм.

Смотрите так же:  Приказ о переводе на другой разряд

всего: 15090 / сегодня: 3

Комментарии /21

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП «Хутор».

Сериал «Ликвидация»: Из Жукова сделали «адивота»

Сериал «Ликвидация» на канале « Россия » уже успел вырваться на первое место в рейтингах (показанная в воскресенье премьерная серия — на первом месте среди всех программ прошлой недели).

Напомним: 14-серийный фильм режиссера Сергея Урсуляка — о борьбе с бандитскими группировками в послевоенной Одессе . Мы нашли зрителей, которые помнят те времена (на Украине , кстати, кино уже показали целиком), и коренные жители самого веселого города планеты отыскали кучу неточностей.

В Одессе так не говорили!

— Я начал смотреть «Ликвидацию» после того, как узнал, что москвичи там якобы говорят по- одесски , — рассказывает писатель, автор «Большого полутолкового словаря одесского языка» Валерий Смирнов . — Увидев одну часть, понял: фильм сняли не для одесситов, а для россиян, которые элементарно не в курсе, как на самом деле звучала тогдашняя речь! Актеры просто попытались воспроизвести местный акцент, и, конечно, он у них не вышел. Но больше возмутило другое. Всю дорогу герои «шокали», особенно Гоцман Машкова ! Да никогда так не говорили одесситы, тем более евреи! Это «холоймыс» (то есть чепуха. — Прим. ред.)! Артикулировали мягко: «що» или «щчо».

Выражения «Иди — кидайся головой в навоз», что в переводе на русский язык означало: «Тебе пора возвращаться оттуда, откуда ты родом, ибо таким, как ты, в этом городе делать нечего», после войны не существовало. Эти слова считались очень оскорбительными и были придуманы в середине 60-х. Очень заметно, что у авторов сценария весьма ограниченный запас «одессизмов»: синонимов они не знают. Сплошь и рядом в фильме звучало « мишигине » (дебил). А в городе употребляли еще «адивот» или смачное «адя». И лично я весьма сомневаюсь, что Жуков выражался: « тухис » (задница), а тем более: «У нас не тухис на голове ». Ну и где он мог такое услышать? Он, ходивший с охраной, вращавшийся совершенно в иных кругах? Это грубое выражение с улицы.

Резануло слух и то, что соседи Гоцмана , причем старше его, называют начальника по имени-отчеству. В одном дворе всегда обращались на «вы», но все же не по отчеству.

— Прожив много лет в сердце Молдаванки, — объясняет бывшая научная сотрудница Историко-краеведческого музея Майя Молодецкая, — могу с уверенностью заявить, что таких типажей среди одесситов никогда не водилось. Да и Жукова высмеяли: слишком утрирована речь. Такое ощущение, что у режиссера не нашлось консультанта. Одессу и одесситов просто оскорбили!

Никакого асфальта и веселенького белья

— А где съемочная группа высмотрела такие одесские дворы? — продолжает удивляться Валерий Смирнов. — Да, они были бедные, но по крайней мере ухоженные, в некоторых разводили цветочки. В сериале Одесса вообще изображена очень запущенной. Никто не потрудился сходить в центр города, как будто он вообще не существует. Сняли одни самые жуткие задворки.

Кстати, у каждого двора имелись ворота, которые закрывались в десять вечера лично дворником, и только он имел ключи. Чтобы попасть поздно домой, приходилось звонить к нему. Зато в сериале все свободно возвращаются в любое время суток!

И дворы, и тротуары выкладывали итальянскими плитами. Никакого асфальта, попавшего в кадр!

Так называемый барбут — место, где играют в карты, — изобразили страшным притоном. А ведь он находился в респектабельном районе, там собирались богатые хлопцы, на углу Дерибасовской и Екатерининской. И резались не в покер, а в очко, преферанс. Из сериала складывается впечатление, будто вся Одесса после войны лежала в руинах.

— Не держали тогда постельного белья с рисунком, только белое, одноцветное, — отмечает работавшая после войны прачкой Ольга Лазурникова . — И цветастые обои появились позднее, а тогда на стенах был слегка накатан рисунок. Водосточные трубы по-другому выглядели.

Откуда взялись леса?

— Если принять всерьез историческую сторону сериала, то это настоящее безумие, — считает историк-краевед Олег Губарь. — Многие моменты ошибочны. Не существовало никаких «лесных братьев», с которыми состояли в сговоре бандиты Чекан и Академик. Потому не могли они организовать восстание в Одессе. И вообще, откуда леса под Одессой, на юге Украины?

— В теперешних сериалах о советском времени многое содрано с американских боевиков, — констатирует Валерий Смирнов. — Манера ходить с двумя пистолетами присуща американским полицейским, но ее не было у советских оперов . В «Ликвидации» у героев карманы вообще буквально набиты револьверами и ножами. Гоцмана изобразили не начальником УГРО , имеющим, по сути, кабинетную должность, а каким-то шерифом.

КСТАТИ

Фима не партизанил в катакомбах?

Из реплик Фимы Полужида вырисовывается такая его военная биография. Работал он щипачом, пока его Гоцман не изловил и примерно не наказал. И встал тогда Фима на путь исправления. А тут война. Все четыре года, пока Одесса была оккупирована, он партизанил в катакомбах. Но такого быть не могло!

Практически все подполье, оставленное в 1941 году в Одессе, за несколько месяцев было уничтожено румынами и немцами. Потом, уже в 1943-м, в катакомбах стали появляться советские диверсионные отряды, заброшенные из-за линии фронта для работы в тылу врага. Да и просто пересидеть военное время в Одессе Фиме было бы практически невозможно, даже если он не 100-процентный еврей, а наполовину (о чем свидетельствует кличка). Почти все еврейское население города, не успевшее эвакуироваться, было уничтожено — около 200 тысяч человек.

Читайте также: Словарь одесского «языка».

«Ликвидация», сегодня, 20.55 мск, РОССИЯ.

Еще больше материалов по теме: «Телесериалы: Ликвидация»

Отзыв: Сериал «Ликвидация» (2007) — Не ТЯНИ КОТА за все ПОДРОБНОСТИ. А, может. все-таки, стОит?

Ну шо сказать? (Невольно перехожу на «местечковый» говор). Оно, конешно — «Ликвидация» в свое время стала явлением громким. Знаменитый одесский колорит и все такое прочее. Гениальные (не побоюсь этого слова — ибо лучших у нас сейчас просто нет) актеры: Владимир Машков, Михаил Пореченков, Светлана Крючкова, Сергей Маковецкий, Александр Семчев — колоритнее одесситов и не придумаешь. Плюс Меньшов в роли маршала Жукова.

Ну а реплики героев, это ж отдельный разговор!
* Мама вы родили идиёта!
* Ну, шо у нас нового в Уголовном кодексе?
* Не тяни кота за все подробности!
* Мне сказали ходить, я и ходю.
* Всем три шага назад и дышать носом!
* Не кажный грамотный человек хочет, шобы его портреты печатались в газете «Правда». Таки имеет это право!

Но хватит о плюсах, хотя они и неоспоримы. Давно не видела на экране СТОЛЬКО (ой-ой!) исторических несоответствий. Недаром потомки реально существовавшего прототипа Гоцмана возмущались — создатели не просто без спроса экранизировали дневники их деда-прадеда, но и умудрились просто нечеловечески исказить!

Дневников тех никто, кроме авторов сценария, не читал, посему истинность таких заявлений проверить трудно. Но остальные-то ляпы видны просто невооруженным глазом!

Думаю, многие из вас не столь сильны в истории, чтобы помнить сколько конкретно медалей было у Жукова в 1946 году, и в каком конкретно он находился воинском звании (хотя и это в фильме перепутано).
Но уж такие ляпы — типа афиш «Полосатого рейса» (снятого аж 15 лет спустя) совсем уж непростительны! Ибо, что что, а кино наш зритель любит и знает. И примерно помнит, когда оно снималось.
Переврали и с песней Утесова об Одессе, написанной гораздо позже. Все понятное дело, делалось колорита ради. Но какой колорит, если вранье сплошное? Ну не вранье, а полная лажа, так точнее.
И ляпов там немеряно. Просто на каждом шагу.
На что авторы-создатели рассчитывали? На то, что мы с вами в то время не жили?!
Ну не жили, и что с того? Но всякий мало-мальски цивилизованный человек «ТАКИХ ВЕЩЕЙ ТАКИ-ЗНАЕТ» — как говорят в Одессе. Или что, нас совсем уже за идиотов держат?
Лично мне кажется, такие ляпы только подрывают доверие к самому кино-произведению. Почему я так ревностно на авторов накидываюсь? Потому, что люблю и довольно-таки знаю Одессу — и даже Одессу тех лет. И по воспоминаниям моих родных, и по фильмам тех лет, и по рассказам Бабеля, наконец!
Подводя неутешительные итоги, приведу опять же знаменитое, «одесское»:
— Таки понравилось ЭТО вам?
— Я вас умоляю! СКАЗАТЬ, ЧТОБ ДА — ТАК НЕТ!
Но за актерские работы балл надо приплюсовать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *