Компенсация семейное образование москва 2020

Семейное образование: почему родители стали забирать детей из школ

Комитет Госдумы по образованию сейчас занят вопросом: почему в этом учебном году за парты не сели по самым средним оценкам от ста до двухсот тысяч школьников. Все они выбрали семейную форму обучения. Не из-за болезни — одних не устраивает школьная программа, другие боятся дурного влияния. Мотивация у каждого своя.

Например, первым уроком у школьника Антона из Московской области — русский язык. Он проходит знаки препинания. Мальчик учится в шестом классе, но в школу не ходит с первого и появляется там раз в год — сдает итоговые экзамены на «хорошо» и «отлично». У Антона только два репетитора — по английскому и математике. Остальные предметы преподает папа.

У Семенычевых трое детей. Все — на семейном образовании. По мнению папы, это помогает лучше раскрыть потенциал каждого ребенка. Да и учатся дети дома охотнее. Сами выбирают, что хотят освоить лучше.

Не ходят в школу сегодня более ста тысяч российских детей. Всего лишь за год число «домашних» учеников выросло в десять раз. Эксперты объясняют: качество школьного образования устраивает далеко не всех, поэтому популярность семейного обучения растет.

В законе об образовании от 1992 года уже была предусмотрена семейная форма обучения. Но кроме самой формулировки до сих пор ничего не прописано — как контролировать качество домашнего образования, нужно ли ставить оценки за четверть и кто, наконец, будет выдавать учебники. Это лишь часть вопросов, которые родители и школа решают пока самостоятельно.

В нашей стране сейчас нормативно-подушевое финансирование образования: деньги «идут» за учащимися, учащиеся приходят в школу, деньги «приходят» в школу. Но если учащиеся не приходят в школу, куда должны «идти» деньги? В этом случае, вероятно, родители могут рассчитывать на какую-то компенсацию, но эта схема не прописана.

Не прописана и домашняя программа. Многие осознанно отстают от школьной, а иногда и вовсе «выкидывают» некоторые предметы из расписания. Изучают только те, которые нужны для сдачи ЕГЭ и, соответственно, поступления в вуз. Большая часть «домашних» школьников — старшеклассники.

На таких домашних уроках можно пить чай, перекусывать, закидывать ноги выше головы, даже срывать занятия — устраивать перемены или вовсе каникулы в любой момент. Правда, экзамены сдавать все равно придется в школе — один на один с учителем. Списать у одноклассников точно не получится — их просто нет. И это главный минус семейного образования, считают эксперты.

«Социализация этого ребенка, понятно, что она будет идти медленнее, в среде своих сверстников он быстрее будет все-таки погружаться в общество, он будет осваивать коммуникативные какие-то навыки, может быть, даже к чему-то стремиться, глядя на других, от чего-то уходить», — уверен руководитель Всероссийского общества защиты прав граждан в сфере образования Виктор Панин.

Семейное образование часто путают с домашним обучением, куда уходят только по состоянию здоровья. И занимаются с таким ребенком все равно школьные учителя. А семейное — это добровольный перенос ответственности со школы на родителей. И в последнее время на это решаются все больше мам и пап.

Домашнее обучение превратилось в бизнес: родители забирают детей из школ, чтобы получать компенсации

Родители переводят детей на домашнее образование, чтобы получать компенсации. Для этого достаточно написать заявление, подтверждающее, что ребёнок не будет ходить в школу, и раз в полгода успешно сдавать экзамены. Ежегодная выплата за семейное обучение достигает сотен тысяч рублей. Некоторые семьи ради денег оформляют временную прописку в регионах, где положена большая доплата. Родители уверяют, что много тратят на онлайн-курсы и репетиторов. Плюсы и минусы обучения на дому изучил экономический обозреватель «Вестей ФМ» Павел Анисимов .

Вместо учебников – «интеллектуальные» карты и вебинары, вместо одноклассников – родители и репетиторы: домашнее обучение – всё ещё в тренде. Детей не водят в школу по разным причинам: одних там постоянно обижают, у других просто нет времени из-за спортивных сборов. Некоторые родители начитались прогрессивных программ обучения и решили, что школьное образование не подходит их чаду. Интерес к знаниям должна вернуть модная сегодня мнемотехника – обучение-игра.

Отказаться от посещения школы несложно: родители пишут заявление, подтверждающее, что они будут сами учить своего ребёнка дома. Школа не контролирует, чем и как занимается её бывший ученик – запоминает ли он таблицу умножения и какие пишет сочинения – всё это решают в семье.

Хорошее обучение дома стоит недёшево, рассказывает директор Центра интенсивных технологий образования Галина Мисютина. Приходится оплачивать онлайн-курсы и репетиторов по некоторым предметам. Час занятия английским, например, стоит минимум 500 рублей.

МИСЮТИНА : Силами родителей организовать такое обучение, наверное, можно, но это крайне редко происходит, и родители, безусловно, привлекают к этому процессу и репетиторов, пользуются онлайн-обучением. Судя по тем детям, которые проходили через нашу организацию, эти результаты не хуже, чем средние результаты других детей.

Раз в полгода школа проводит аттестацию – проверяет, чему ребёнка научили дома. Если двоек нет – семья может получить субсидию за домашнее обучение. Труд родителей оплачивают из местных бюджетов. В каждом регионе – свои правила. Например, в Тульской области компенсация небольшая и зависит от дохода семьи. Если он – выше прожиточного минимума, ничего не выплачивают.

В Омске, напротив, платят всем, кто захотел учиться на дому и успешно сдаёт экзамены. Ежегодные выплаты омским родителям доходят до 135 000 рублей. Притом на обычного школьника тратят в 2 раза меньше. Домашнее обучение превратилось в бизнес: семьи из соседних регионов даже оформляют временную прописку, лишь бы получить компенсацию.

С будущего года таких выплат не будет. Местные депутаты решили, что всё же помощь «домашним школам» должна быть адресной – помогать будут детям с проблемами по здоровью, а также из многодетных семей и тем, кто живёт далеко от ближайшей школы. Так что омским адептам новомодных образовательных программ придётся нанимать репетиторов за свой счёт или отправлять ребёнка обратно в класс, отмечает председатель Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин.

ПАНИН : У родителей нет свободных денег, чтобы оплачивать репетиторов и обучение детей дома. И те компенсационные выплаты, которые отдельные регионы устанавливали, позволяли родителям всё-таки решать эту проблему. Сейчас такой возможности у них не осталось.

Впрочем, и сегодня можно учить ребёнка дома, но – по школьной программе, рассказывает директор Центра образования № 548 Москвы, народный учитель России Ефим Рачевский: школа составляет для таких детей учебный план и проверяет, как учат ребёнка дома. Правда, в этом случае субсидия родителям не положена.

РАЧЕВСКИЙ : У нас в школе практикуется очно-заочная форма обучения. Это когда ребёнок по разным обстоятельствам не может регулярно посещать школьные занятия. Например, девочка входит в какую-то юношескую сборную по гимнастике. Она всё время на тренировках, и поэтому для неё есть очно-заочная форма обучения.

После отмены денежных выплат домашнее обучение может выйти из моды, полагают специалисты. Субсидию получат лишь те, кто действительно в этом нуждается. Сколько точно – неизвестно: у нас до сих пор не подсчитали «домашних школьников».

О компенсации на семейное обучение

Согласно ст. 17 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон) дети могут обучаться не только в школе, но и вне школы в форме семейного образования. При этом допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

В последнее время семейное образование в России приобретает всё большую популярность. Причин, по которым родители решают перейти на семейное образование, очень много: не устраивает учитель, «уравниловка», школьный буллинг, бессмысленные родительские собрания, бесконечные поборы и др.
В разных семьях семейное обучение организуют различным образом: где-то сами родители обучают детей; кто-то воспользовался возможностью обучения по Интернету, где есть множество онлайн-школ; некоторые доверяют обучение репетиторам, которые и уроки проведут, и домашнюю работу проверят; а кто-то отдаёт детей в маленькие частные школы, где в классе всего несколько человек, есть продленка, кружки с секциями и 4-разовое питание, а промежуточную аттестацию дети проходят в прикрепленной школе.
Хотя в настоящее время родителям удаётся решать многие вопросы семейного образования, проблемой остаётся компенсация на него родительских затрат. Это связано с тем, что данная норма в Законе не обозначена и отнесена на усмотрение субъекта Российской Федерации.
Вот что разъясняется по данному вопросу в письме Минобрнауки России от 15.11.2013 N НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме»:
«Учитывая, что Российская Федерация поддерживает различные формы образования и самообразования, субъекты Российской Федерации в рамках имеющихся полномочий вправе предусмотреть оказание поддержки нуждающимся семьям при их выборе получения образования в семейной форме. Субъектом Российской Федерации может быть введена для таких семей компенсация в качестве меры социальной поддержки. Полномочия по ее предоставлению (включая основания и порядок их предоставления) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках предмета совместного ведения осуществляются самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»)».
Таким образом, каждый регион решает самостоятельно выплачивать компенсацию или нет, в каком объёме, порядок возмещения родителям затрат на семейное обучение, путем принятия соответствующего нормативного акта.
Поэтому в разных регионах компенсация разная — в среднем от 80 до 150 тысяч рублей в год.
Кроме того, субъектом РФ может быть принято решение об оказании финансовой поддержки нуждающихся семей, осуществляющих семейное образование своих детей.

Как оформить компенсацию на семейное образование
Для этого необходимо прикрепиться к школе и оформить с ней отношения согласно нормативному акту региона, где будет прописан размер компенсации и порядок её выплаты.
Если школа отказывает в выплате компенсации при наличии регионального нормативного акта о компенсации, то следует обратиться в орган управления образованием, возможно и обращение в суд.
Обратим внимание, что для получения компенсации на семейное образование ребёнок должен быть прикреплён к школе в том регионе, где предусмотрена компенсация.

Смотрите так же:  Приказ о создании ноу

Что делать, если родителям отказывают в компенсации на семейное образование ребенка?

Для этого родители могут обратиться в региональный орган управления образованием либо подготовить документы и обратиться в суд. Если есть родители, у которых дети также получают образование в форме семейного образования, подключить их, чтобы совместно инициировать обращение в орган власти субъекта РФ, законодательное собрание для решения вопроса о компенсации на уровне субъекта РФ.

Примечание
1.В настоящее время далеко не во всех субъектах РФ установлен порядок финансирования расходов на семейное образование родителям и образовательным учреждениям, осуществляющим аттестацию учеников, находящихся на семейном обучении, однако этот процесс может получить положительное решение по настоятельным требованиям родителей, обучающих своих детей в семье.
Как правило, компенсация затрат на семейное образование рассматривается как пособие родителям. Этот способ прост в учете, порядок отражения пособий предусмотрен инструкциями.
2. Для школ, к которым прикрепляются экстерны, их учредителем определяются нормативные затраты на оказание государственной (муниципальной) услуги по реализации общеобразовательной программы в форме семейного образования, покрывающие затраты:
— на проведение промежуточной и государственной итоговой аттестаций;
— приобретение учебных изданий (учебников, учебных пособий и учебно-методических материалов);
— приобретение периодических изданий, издательских и полиграфических услуг;
— приобретение услуг доступа к электронным изданиям, непосредственно связанных с реализацией общеобразовательной программы;
— затраты на оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
Кроме того, при выборе родителями (законными представителями) сочетания различных форм получения образования (семейная форма и очная форма обучения в образовательной организации) нормативные затраты должны также предусматривать затраты, покрывающие возможность освоения отдельных компонентов образовательной программы в организации.

Источник:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»
Письмо Минобрнауки России от 15.11.2013 N НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме»

Читайте также в блоге

«О семейном образовании разъясняет Минобрнауки РФ»

Компенсация семейного образования в москве

Порядок прохождения аттестации ребенком, который находится на семейном обучении

Обучающемуся, который находится на семейном обучении, необходимо пройти промежуточную аттестацию в целях определения уровня освоения образовательной программы:

п.1 статьи 58 «Промежуточная аттестация обучающихся» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»

такую аттестацию учащийся проходит бесплатно в организации, осуществляющей образовательную деятельность;

учащийся имеет право пройти аттестацию экстерном. Это означает, что в качестве экстерна во время прохождения промежуточной и итоговой аттестации ребенок зачисляется в образовательную организацию и приобретает все академические права учащихся;

Статья 33 «Обучающиеся» и Статья 34 «Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»

  • под такими правами могут пониматься права на участие в конкурсах, олимпиадах, спортивных мероприятиях, право на получение бесплатной психологической помощи и т.
  • Компенсация за семейное образование в москве

    Как было указано выше, минимальное число детей в семье — трое. Некоторые льготы будут действовать только с появлением пятого ребёнка.

  • Возраст. Детям не должно быть восемнадцать лет. Как только один из трех детей достигает совершеннолетия, право на послабление упраздняется.
  • Объем поддержки льготников различается с учетом состава семьи.

    То есть льготы матерям-одиночкам в 2020 году в Московской области не будут такими же, как для полных семей. Одинокой неимущей матери или же отцу могут предоставляться дополнительные меры поддержки, например, при устройстве на работу.

    Государственная помощь многодетным семьям в Москве в 2020 году

    Городские власти рассматривают возможность оказания дополнительной помощи многодетным семьям в 2020 году. На этапе рассмотрения находится сегодня проект «Детский жилищный вычет», предусматривающий погашение государством части ипотечной задолженности.

    Компенсация семейного образования в москве

    Компенсация за образование ребенка в 2020 году

    Пусть в 2015 году сын Мышкина А.А.

    ВУЗ, и отец оплатил его обучение, потратив на эти цели 89 тысяч рублей. Второй сын гражданина посещает платный школьный факультатив, и Мышкин заплатил за него 33 тысячи рублей. За 2015 год сотрудник получил зарплату на общую сумму 412 тысяч рублей.

      Величина налоговой компенсации не может превысить сумму средств, перечисленных в бюджет в счет уплаты НДФЛ с заработка заявителя.

    Очевидно, что при неофициальном трудоустройстве и получении «серой» зарплаты, когда работодатель не делает отчислений в бюджет и внебюджетные фонды, рассчитывать на вычет нет смысла.

  • В итоге получится вернуть себе до 13% общей суммы полученных за год доходов, но не больше чем 6,5 тысяч рублей (50 000 рублей х 13% = 6 500 рублей) за оплату образования одного ребенка.
  • Компенсация семейного образования в москве 2020

    Субъектом Российской Федерации может быть введена для таких семей компенсация в качестве меры социальной поддержки.

    Письмо Минобрнауки России от 15 ноября 2013 года

    Положения о семейном образовании и компенсации за него на сегодняшний день действуют:

  • в Омской области (Приказ министерства образования Омской области от от 25.06.2015 года >);
  • в Пермском крае (Постановление Правительства Пермского края от 17.09.2013 года >);
  • в Свердловской области (Постановление Правительства Свердловской области от 25.06.2014 года >).
  • Размер компенсации за семейное образование

    Величина компенсации зависит от местного законодательства.

    В среднем, она составляет от 80 до 150 тысяч рублей в год.

    Важный момент! Ребёнок должен быть прикреплён к школе в том регионе, где предусмотрена компенсация.

    Компенсация семейного образования в москве официальный сайт

    Министерство образования Московской области считает, что рассмотрение вопроса по выплатам компенсации родителям, чьи дети находятся на семейном образовании, преждевременно, сообщает РИАМО со ссылкой на начальника финансово-экономического управления министерства образования региона Ирину Секержинскую.

    На Южном Урале разработают законопроект о компенсации родителям за семейное обучение детей

    По словам представителей инициативной группы родителей, так называемые «семейники» — это единственная категория детей, на которых бюджет Челябинской области не выделяет финансирования, при этом и в федеральном и региональном законодательстве гарантируется право на общедоступное и бесплатное образование.

    «В законодательстве действительно есть пробел. Мы с коллегами посмотрим в рамках рабочей группы и решим — либо будет разработан региональный закон, Федерация нам это позволяет, либо обратимся в Госдуму с инициативой о внесении поправок в федеральный закон об образовании. Посмотрим, что будет быстрее и удобнее для родителей»,— сообщил господин Буяков.

    Компенсация родителям за семейное обучение

    » Вопрос решается на основании ст.

    Современное состояние и перспективы семейного образования

    Современный прогресс требует большей поворотливости от школьной системы, которая десятилетиями остается практически неизменной – стандартный набор предметов с постоянным количеством учебных часов.

    Между тем для поступления в вузы требуется сдать тестирование по ограниченному кругу дисциплин:

    родному и иностранному языку, истории, математике, информатике;

    получается, что остальные изучаемые в школе предметы могут оказаться нужными только в случае специализации абитуриента по какой-то тематике.

    Семейное образование решает проблему преодолению разрыва между школьной системой образования и требованиями, предъявляемыми быстро развивающимися технологиями с узкоспециализированной направленностью.

    А исчезновение прямых норм в федеральном законе, скорее всего, связано с тем, что теперь все расходы по образованию несут сами субъекты федерации, а значит, именно они должны принять постановление о выплатах компенсаций. Такие «местные» законы приняты не везде, что усложняет родителям получение компенсаций за домашнее обучение ребенка.

    Семейное образование, как одна из форм обучения, проговаривается в статье 17 ФЗ №273. А значит, оно совершенно законно. Учитывая тот факт, что средства образовательным учреждениям выделяются на обучение всех школьников (вне зависимости от их наличия в «списках»), идея «лишать» денег детей, учащихся дома, выглядит совершенно нелогично.
    Более того, это противоречит статье 43 Конституции РФ, в которой речь идет о поддержке различных форм образования и самообразования.

    В результате, в одних регионах из-за семейного образования развернулись судебные баталии, в других – органы местной власти решили снять противоречия, урегулировав вопросы выплат специальными региональными нормативными актами.

    Так, например, компенсации за семейное обучение выплачиваются в Омске, где на сегодняшний день в домашних условиях получают образование около 500 детей. Выплаты были введены в 2013 году.

    Именно родители, учитывая мнение ребенка, решают, как и где обучаться ребенку.

    При переходе на семейное образование родители должны:

    проинформировать орган местного самоуправления муниципального района или городского округа (орган управления в сфере образования), на территории которых они проживают;

    если ребенок обучается в школе, то следует обратиться к ее директору с заявлением о переходе на семейное образование. В этом случае ребенок исключается из списков обучающихся образовательного учреждения.

    Обучающиеся могут перейти на семейную форму получения образования по заявлению родителей на любой ступени общего образования:

    начального общего, основного общего, среднего общего образования,

    а также вправе на любом этапе обучения по решению родителей продолжить образование в другой форме, в т.ч.

    Полномочия по ее предоставлению (включая основания и порядок их предоставления) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках предмета совместного ведения осуществляются самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации») [В соответствии со статьей 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.] Это то нужно или нет?

    Екатерина Красовская 23 авг в 14:16 Это если мы проходим аттестацию в Самаре.

    В 2016 и 2017 годах министерство образования Омской области инициировало законопроект об их отмене из-за сложностей с контролем качества обучения, однако после «бурных» (по словам омских журналистов) обсуждений, депутаты регионального заксобрания сняли законопроект с рассмотрения и оставили все, как было. То есть на начало 2017/2020 учебного года выплаты сохранены.

    В Пермском крае материальная сторона семейного образования регулируется Постановлением Правительства Пермского края от 17.09.2013 № 1224-п «Об утверждении Порядка предоставления компенсации затрат родителям (законным представителям) на получение обучающимися начального общего, основного общего, среднего общего образования в форме семейного образования в Пермском крае». Прикамье вообще считается одним из передовых регионов России в вопросе домашнего обучения детей.
    Здесь регулярно проводятся межрегиональные конференции, посвященные данному вопросу, родители не только учат детей в индивидуальном порядке, но координируют свои усилия, открывают частные мини-школы.

    Смотрите так же:  Поэтическое завещание лермонтова

    Но, в целом, большинство регионов России от идеи компенсации за семейное образование отказались. Так, например, в Москве, где отсутствуют местные нормативные акты о выплатах на «домашнее» образование, родители массово обращаются с исками о компенсации в суды. Однако Фемида не на их стороне. И районные, и городской суд посчитали, что школы, не выплачивающие родителям компенсации на «семейное» обучение, действуют законно.

    Если ребенок учится на заочном обучении в контингенте госшколы, то деньги принадлежат школе. Если ребенок учится дома, деньги за него не могут остаться в Департаменте образования г. Москвы, потому что не Департамент обучает ребенка. Бывший министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, отвечая журналистам на вопрос о компенсациях, сказал: «федеральным законодательством установлено, что в условиях нормативно-подушевого финансирования определенную сумму за каждого ребенка получает именно та организация, где он получает образование, и если это происходит в семье, то и выплаты должны осуществляться в семью.

    125032, Москва, ул. Тверская, д.13 Мэру города Москвы Собянину С.С. от жителей г.

    Для этого следует предъявить свидетельство о многодетности семьи.

    Каждый месяц дети бесплатно посетить такие развлекательно-образовательные объекты, как: зоопарки, музеи, театры, парки культуры и отдыха, выставки и ботанические сады. Также в перечень социальных льгот входят скидки на оплату коммунальных услуг и за эксплуатацию стационарных телефонов. В среднем, размер таких скидок составляет от тридцати до пятидесяти процентов.

    Бесплатное питание в школе в 2020 году: какие документы нужны для получения льготы

    • одноразовый (завтрак или обед);
    • двухразовый (завтрак и обед или обед и полдник, в зависимости от учебной смены);
    • трехразовый (полдник дополнительно к двухразовому питанию);
    • пяти- и шестиразовое питание для специализированных учебных заведениях типа интернатов.
      • «Шапки», где указывается, кому предназначается и кем составлен этот документ (приводятся фамилия и инициалы директора учебного заведения, а ниже – данные заявителя).


        Ниже нужно написать посредине строки «Заявление».

      • Содержание основной части заявления зависит от конкретной причины (многодетности семьи, инвалидности родителей и др.), которая должна быть указана. Тут же упоминаются сопроводительные документы, которые прикладываются к заявлению. Например, для семей с низким уровнем дохода, текст будет следующий: «Прошу предоставить бесплатное питание моему сыну Ивану Максимову, учащемуся 7б класса.
        Наша семья является малоимущей.

      Компенсация за семейное обучение в москве 2020

      Единовременное пособие к началу учебного года

      Список регионов по алфавиту Размер выплат, ? Примечание Алтайский край 7500 Благовещенск и Амурская область 2000 Архангельск и Архангельская область 1929 ежегодная денежная выплата на приобретение одежды для ребенка, обучающегося в общеобразовательных организациях или в профессиональных образовательных организациях либо образовательных организациях высшего образования Астрахань и Астраханская область 1175 Белгород и Белгородская область 1844 В соответствии с Социальным кодексом Белгородской области Брянск и Брянская область 1000 Владимир и Владимирская область 1645 Волгоград и Волгоградская область 1107 Вологда и Вологодская область — Воронеж и Воронежская область 2769 Москва 5000 Еврейская автономная область 1600 — обычный размер;

      Денежная выплата предоставляется один раз в три года на приобретение школьной формы, либо заменяющего ее комплекта детской одежды для посещения учебных занятий, а также спортивной формы в период обучения детей в образовательной организации в размере, установленном исходя из нормативов одежды и белья, утвержденных постановлением администрации области, и средней цены покупки.

      Льготы многодетным семьям 2020

      Сложность ситуации состоит в отсутствии какого-то универсального документа, подтверждающего автоматическое предоставление желанных льгот.

      Что такое компенсация за семейное образование и как её получить

      Гарантируются общедоступность и бесплатность основного общего образования.

      Статья 43 Конституции России

      Что такое компенсация за семейное образование

      На обучение каждого ребёнка государство выделяет деньги. Школы на них закупают учебники, платят зарплату учителям и так далее. При семейном образовании логично, чтобы средства выделялись родителям, ведь они тоже несут организационные расходы.

      До 2012 года компенсация за семейное образование была зафиксирована на федеральном уровне. В новой редакции закона «Об образовании» возможность выплаты компенсации не исключена, но платить или нет теперь решают субъекты Российской Федерации.

      О том, что компенсировать затраты родителей при семейном образовании — это право, а не обязанность регионов, говорится также в рекомендательном письме Министерства образования и науки.

      Субъекты Российской Федерации в рамках имеющихся полномочий вправе предусмотреть оказание поддержки нуждающимся семьям при их выборе получения образования в семейной форме. Субъектом Российской Федерации может быть введена для таких семей компенсация в качестве меры социальной поддержки.

      В каких регионах выплачивают компенсацию за семейное образование

      Сложная ситуация в Москве. Формально действует закон №25 от 20 июня 2001 года. Но по факту выплаты семейникам в Москве и Московской не осуществляются. Родители отстаивают свои права через суд, но выигранных дел мало.

      Величина компенсации зависит от местного законодательства. В среднем, она составляет от 80 до 150 тысяч рублей в год.

      Важный момент! Ребёнок должен быть прикреплён к школе в том регионе, где предусмотрена компенсация. Например, если вы живёте в Омске, но аттестации сдаёте в Санкт-Петербурге, то на выплаты рассчитывать не стоит.

      Как оформить компенсацию за семейное образование

    • Перевестись на семейное образование.
    • Прикрепиться к школе и заключить с ней договор, где будет прописан размер компенсации и порядок её выплаты.
    • Если школа отказывает в заключении такого договора, обратиться в управление образования региона.
    • «Домашняя школа Фоксфорда» поддерживает семьи на семейном образовании. Юрист и координаторы проекта готовы помочь вам с переходом на СО и оформлением документов. Для более подробной консультации заполните следующую форму.

      Вызов родителей: кто должен платить за хоумскулеров

      В Омской области набирает обороты противостояние чиновников и родителей, которые перевели своих детей на семейную форму обучения. В ближайшее время здесь должны пересмотреть порядок выплаты соответствующих денежных компенсаций. Ежегодно бюджет региона на эти цели тратит 140 млн рублей. Родители обвиняют власти в том, что они хотят сэкономить на их детях и ставят крест на семейном образовании. Но в министерстве образования региона заявляют: никто не собирается его отменять, детей можно обучать и за свой счет. А получать денежные компенсации смогут лишь те, кто действительно в этом нуждается. В чем преимущества и опасности домашнего обучения и кто за это заплатит — разбирались «Известия».

      Дела семейные

      Семейное образование в новой России отпраздновало свое 26-летие. В 1992 году появилась возможность, как в царские времена, обучать детей дома. Сейчас в Омской области так называемых хоумскулеров 1273 человека — 0,56% от общего количества учащихся общеобразовательных школ (в 2017 году их было 810, в 2016-м — 447).

      Областные чиновники отмечают, что активный уход детей из школ пришелся на 2013 год, когда в Прииртышье была установлена денежная компенсация для таких учащихся. По словам министра образования Омской области Татьяны Дерновой, до этого времени на семейном обучении числилось всего 60 человек.

      Омская область — один из немногих регионов, наряду со Свердловской, Тульской, Тамбовской областями и Пермским краем, где компенсация есть. Однако в областном министерстве образования заявляют: в других регионах компенсации чисто символические. В Прииртышье же в нынешнем году выплаты составляют в среднем от 47,2 до 133,5 тыс. рублей и зависят от уровня образования. Из бюджета на это выделяется 140 млн рублей. К слову, размер норматива на одного обучающего в школе в этом году составляет 46,2 тыс. рублей.

      Портрет среднестатистической семьи хоумскулеров составили сами омские родители, проведя мини-исследование. Опрос более 200 человек показал, что возраст большинства таких детей (68 %) — от 7 до 10 лет, 97% их родителей имеют высшее образование, а 10% — ученые степени.

      Чтобы ребенок стал хоумскулером, семье достаточно лишь уведомить об этом орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которого она проживает. Далее родители имеют право выбирать любое время для аттестации и любой период, за который она необходима. Как правило, она проходит раз в полгода. К моменту сдачи аттестации надо выбрать школу, можно даже в другом городе.

      Учебное заведение на этот период зачисляет ребенка, а после сдачи происходит отчисление. Если экзамены прошли успешно, законный представитель обращается за компенсацией затрат, понесенных на обучение. Экзамен провален — ребенок обязан вернуться в школу. Никакой компенсации не выплачивается.

      Страшное наказание

      Причины, по которым родители отказываются от обычных школ, у всех разные: одни стараются воспитывать своих детей в национальных традициях и выбирают специализированные объединения, других перевестись на семейную форму обучения заставляет бесконечный буллинг, третьи просто устают от денежных поборов.

      Многодетная мать, заместитель председателя общественной организации «Сибирские многодетные семьи» Алеся Григорьева говорит, что перейти на семейное образование заставило отношение учителей и сверстников к ее детям. После неприятных инцидентов в семье решили: лучше обучаться дома. И вот уже более трех лет в школу они ходят, только чтобы пройти аттестацию.

      «Мы живем в сельской местности, поэтому дети не имеют возможности получить необходимый уровень образования, который бы мне хотелось, — рассказывает она. — Мы нанимаем педагогов или репетиторов только по английскому языку. И не потому, что так нужно для школьной аттестации. Дети должны широко и открыто смотреть на мир, а не быть стесненными рамками лишь русского языка. Обучаем детей либо сами, либо прибегаем к помощи интернет-ресурсов. Таковых сейчас достаточное количество».

      По мнению многодетной матери, самый сложный период при переходе на семейное образование — первые полгода. Когда и дети, и родители думают, что должны создать условия как в школе: вставать рано утром, составлять расписание, заниматься определенными предметами.

      «Страх уходит после первой аттестации, — добавляет Алеся Григорьева. — Сейчас для моих детей самое страшное наказание — вернуться в школу».

      Родители, воспитывающие инвалида или ребенка, по каким-либо причинам не признанного таковым, также становятся «семейниками». Для инвалидов предусмотрены различные преференции, в частности, к ним может приходить педагог и проводить занятия на дому. Но, как уверяет Алеся Григорьева, размер компенсаций таким семьям гораздо меньше, вот они и выбирают семейное обучение.

      «Среди наших подопечных есть школьники, занимающиеся именно по семейной форме обучения, — комментирует руководитель онлайн-школы английского языка EnglishDom Максим Сундалов. — И чаще всего аргумент мам или пап звучит так: «Не хочу, чтобы у ребенка отбили желание учиться и сломали ему психику». Но справляются с такой формой обучения далеко не все. Надо понимать, что, во-первых, она требует много сил и времени. И, во-вторых, необходимо довольно много финансовых вложений. Со школьником младших классов родители еще могут заниматься сами, обходясь без репетиторов, но чем дальше, тем сложнее это делать».

      Оценка разности

      За два последних учебных года в омские школы вернулись 68 детей. Основные претензии и опасения чиновников и педагогов, которым приходится принимать аттестацию у таких учеников, к качеству образования и трудностям в общении со сверстниками. Министр образования Омской области Татьяна Дернова вспомнила случай, когда ребенок, обучающийся в частной школе, сдал в ней пробный экзамен по математике и набрал 80 баллов. Но государственную аттестацию едва не завалил, получив минимум. Естественно, в вуз на бюджетное место ему пройти не удалось.

      «Мы не говорим, что против семейного образования. Мы озвучиваем возможные риски, которые должны знать и понимать родители, выбравшие такую форму обучения», — отмечает Дернова.

      У директора частной «Авторской экспериментальной школы» Татьяны Ходжер своя статистика. Незадолго до начала каждого учебного года к ней приходят родители детей, не прошедших аттестацию, и просят принять их в следующий класс. Так как они не сдали экзамены, им приходится прекращать семейное обучение, а в обычной школе их оставляют на второй год. Таких хоумскулеров за последние пару лет было семь, и им все-таки пришлось проходить неосвоенную программу по второму разу.

      Министр образования Омской области Татьяна Дернова

      По данным городского департамента образования, в Омске в 2017–2020 учебном году успешно прошел промежуточную аттестацию 791 человек. Не смогли пройти восемь человек (чуть менее 0,7%), четверо из которых продолжают обучение в очной форме.

      «В течение 2017–2020 учебного года зачислены в общеобразовательные организации и продолжают обучение по очной форме 54 несовершеннолетних, ранее обучавшихся по семейной форме. В 2020 году не пройдена государственная итоговая аттестация за уровень основного общего образования одним несовершеннолетним, три человека не прошли промежуточную аттестацию и не допущены к государственной итоговой аттестации», — сообщили в департаменте образования Омска.

      Но родители считают, что подобные цифры весьма условны и реалиям никак не соответствуют. К примеру, многодетный отец профессор Виктор Николин всех своих десятерых детей обучал дома сам. Они успешно проходят или прошли аттестацию и поступили в вузы. Родитель уверен: две трети омских школьников на самом деле двоечники, в то время как дети-«семейники» в половине случаев — отличники.

      «Нередко при аттестации нам для решения дают олимпиадные задачи, занижают оценки из-за неправильного оформления. Пропустил ребенок, допустим, одну строчку, все, ошибка, — подтверждает Алеся Григорьева. — Почему-то нам все время пытаются доказать, что мы враги своим детям. Хотя семейное образование было всегда, и очень успешно практиковалось в дворянских семьях».

      Битва за ресурсы

      С 1 сентября 2020 года компенсации за семейное обучение в Омской области решено отменить. С этого момента преференции будут распределять адресно тем, кто действительно в них нуждается. Кто подпадет под эти критерии, пока не решено, но в региональном правительстве полагают: компенсации все-таки должны использоваться по прямому назначению.

      Пока же некоторые родители «злоупотребляют правами». Например, их дети получают образование в частных школах, и для них в регионе тоже существует господдержка. Субсидии идут в расчете на каждого ребенка по нормативам финансирования муниципальных школ. По данным областного министерства образования, отдельные семьи, проживающие за пределами Омской области, получают здесь временную прописку ради компенсации.

      «Только в Омске, по данным на октябрь 2020 года, по 53 детям, находящимся на семейной форме, отсутствует информация о прохождении промежуточной аттестации за 2017–2020 годы, — приводит свою статистику ведомство. — Все эти дети находятся либо за пределами России, либо имеют временную регистрацию в Омске. Из указанных 53 детей, 11 вернулись на обучение в школы».

      Но родители хоумскулеров заявляют: это их право выбирать форму образования для своих детей, и отмена выплат антиконституционна. Кто-то даже готов уехать из Омска, лишь бы заработать денег на обучение в частных школах.

      Еще раз про компенсации за семейное обучение

      ПИСЬМО

      125032, Москва, ул. Тверская, д.13
      Мэру города Москвы
      Собянину С.С.
      от жителей г. Москвы

      Уважаемый Сергей Семенович!

      Сообщаем Вам, что в Москве с 2013 года не исполняется положение статьи 6 Закона города Москвы № 25 от 20.06.2001 г. «О развитии образования в городе Москве», касающееся выплат родителям, выбравшим форму обучения своего ребенка — семейное образование. (Текст ст. 6 Закона — в Приложении 1).

      Данный порядок выплат регулировался ранее Постановлением Правительства Москвы № 827-ПП от 25 сентября 2007 г. «Об организации деятельности государственных образовательных учреждений города Москвы, реализующих общеобразовательные программы, в различных формах получения образования», которое было отменено Постановлением Правительства Москвы № 763-ПП от 26 ноября 2013 г.

      Новый порядок выплат до сих пор не разработан. Правовые акты, обеспечивающие необходимые выплаты родителям, выбравшим для своих детей форму образования — семейное образование, отсутствуют, что является прямым нарушением действующего Закона г. Москвы № 25 от 20.06.2001 г.

      Согласно федеральному законодательству, в условиях нормативно-подушевого финансирования, определенную сумму за каждого ребенка получает именно та организация, в которой он получает образование, и, если это происходит в семье, то денежные средства на образование ребенка, соответственно, должны выплачиваться родителям. Каждый год государство выделяет деньги на каждого ребенка школьного возраста. Если ребенок учится в частной школе, то эти деньги получает частная школа. Если ребенок учится на заочном обучении в контингенте государственной школы, то денежные средства направляются в школу. В случае же, если ребенок обучается дома, то средства, направленные на его образование не могут остаться в Департаменте образования г. Москвы, так как не Департамент обучает ребенка. Но именно это и происходит с 2013 года по настоящее время. Мы настаиваем на том, что ДОгМ не может использовать эти средства по своему усмотрению и должен направить данные денежные средства по их прямому назначению – на образование ребенка, обучающегося в семье.

      В связи с вышеизложенным, просим обратить внимание на проблему, касающуюся затрат на образование детей, разработать необходимые правовые акты и принять соответствующие Постановления, чтобы вернуть ситуацию в правовое поле и обеспечить тем самым выплаты родителям, выбравшим семейное образование, согласно действующему законодательству.

      Также немаловажным является вопрос, касающийся социальной поддержки семей, имеющих детей.

      Согласно Закону г. Москвы от 23 ноября 2005 г. №60 «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве», а именно статье 27 данного Закона только обучающимся по очной форме обучения предоставляются льготы по оплате проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси), а также льготы по оплате проезда на пригородном железнодорожном транспорте в размере 50 процентов в период с 1 сентября по 15 июня в порядке, установленном Правительством Москвы.
      Таким образом, налицо дискриминация по признаку выбора формы обучения. Родители, имеющие детей, которые обучаются в семье, вынуждены нести в полном объеме помимо затрат на образование детей, затраты на оплату проезда. Также данная норма лишает права на льготный проезд и детей, обучающихся в очно-заочной и заочной формах.

      Просим внести поправки в Закон г. Москвы от 23 ноября 2005 г. №60 «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве» и предоставить возможность детям, обучающимся в очно-заочной, заочной и в форме семейного образования иметь право льготного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси), а также льготы по оплате проезда на пригородном железнодорожном транспорте в размере 50 процентов в период с 1 сентября по 15 июня.

      ПРИЛОЖЕНИЕ 1
      Статья 6. Обеспечение права жителей города Москвы на выбор формы обучения и образовательного учреждения или организации.

      3.1. Родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе образования в государственном образовательном учреждении в порядке, определяемом правовыми актами города Москвы. Выплаты производятся за счет средств учредителей государственных образовательных учреждений соответствующих типов и видов до получения ребенком среднего (полного) общего или начального профессионального образования либо до достижения им возраста, определенного законодательством Российской Федерации в качестве предельного для выплат социального пособия на детей. (часть 3.1 введена Законом г. Москвы от 22.12.2004 N 91; в ред. Закона г. Москвы от 18.05.2011 N 18).

      Ответ
      МЭРА И ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ
      УПРАВЛЕНИЕ ЗАМЕСТИТЕЛЯ МЭРА
      МОСКВЫ В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ МОСКВЫ
      ПО ВОПРОСАМ СОЦИАЛЬНОГО
      РАЗВИТИЯ
      Тверская улица , д. 13, Москва, 125032
      Телефон: 8 (495) 633-6913, факс: 8 (495) 633-6917
      http://www.mos.ru
      В Правительстве Москвы рассмотрено Ваше обращение.
      Получение общего образования в форме семейного образования регулируется Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации » и письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 ноября
      2013 г. № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме».
      Выбирая получение образования вне образовательной организации (в форме семейного образования или самообразования) в соответствии с указанными документами родители принимают на себя обязательства, касающиеся обеспечения целенаправленной деятельности
      обучающегося, овладения ребёнком знаниями, умениями, навыками и компетенцией, развития его способностей вне образовательного учреждения.
      Обучающимся, осваивающим образовательные программы по форме семейного образования и самообразования, предоставляется право прохождения промежуточной или государственной
      итоговой аттестаций в любой общеобразовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей и имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. В период прохождения аттестации обучающиеся по форме семейного образования пользуются всеми академическими правами обучающихся
      по соответствующей образовательной программе.
      Также указанная категория обучающихся обеспечивается учебной литературой в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов в
      количестве, необходимом для реализации основных образовательных программ. Независимо от формы получения образования и формы обучения дети посещают занятия дополнительного
      образования и вправе участвовать в мероприятиях системы образования.
      Компенсационные выплаты родителям (законным представителям), дети которых получают общее образование вне образовательных организаций (в форме семейного образования
      и самообразования), законодательством Российской Федерации, в том числе и Законом об образовании, не предусмотрены.
      Начальник Управления Н.П. Филиппова
      исполнитель: Е.Б. Полякова
      620- 27-43

      Ну вот, выяснилось, что Мэру тоже глубоко наплевать на исполнение действующего законодательства на вверенной ему территории. Удивительно, что за подобные отписки не предусмотрено никакой ответственности для чиновников, ни административной, ни уголовной.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *