Квалификационные требования к специалистам юридических лиц

Утверждены новые квалификационные требования для водителей

На днях Минюст России 1 зарегистрировал приказ Минтранса России от 28.09.2015 № 287, которым утверждаются профессиональные и квалификационные требования к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

В соответствии с п. 4 ст. 20 Федерального закона от 10.12.95 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и ИП, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок.

До недавнего времени квалификационные требования были установлены приказом Минтранса России от 22.06.98 № 75 «Об утверждении квалификационных требований к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом» 2 .

Теперь министерство утвердило новые квалификационные требования. Они предъявляются к водителю:

категорий B, BE (включая водителя легкового такси);

категорий C, C1, CE, C1E (водитель грузового автомобиля);

категорий D, D1, DE, D1E (водитель автобуса);

категории Tb (водитель троллейбуса);

категории Tm (водитель трамвая);

автомобиля, осуществляющего перевозку опасного груза;

автомобиля, осуществляющего перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза или сопровождающего данную перевозку;

ТС, оборудованного устройством для подачи специальных световых и звуковых сигналов;

автомобиля, осуществляющего перевозку пассажиров и (или) грузов в международном сообщении;

А также к диспетчерам автомобильного и городского наземного электрического транспорта, контролерам технического состояния автотранспортных средств или городского наземного электрического транспорта, специалистам, ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения, консультантам по вопросам безопасности перевозки опасных грузов.

Новые требования вступят в силу через полгода, 15 июня 2016 г., за исключением требования о наличии свидетельства профессиональной компетентности международного автомобильного перевозчика, которое начнет действовать через три года, то есть с 15 декабря 2020 г.

1 9 декабря 2015 г. № 40032

2 В соответствии с приказом Минтранса России от 14.08.2015 № 247 утратил силу с 13 ноября 2015 г.

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Навигация
Федеральное законодательство

Действия

  • Главная
  • ПРИКАЗ Минтранса РФ от 22.06.98 N 75 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К СПЕЦИАЛИСТАМ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ И ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ»
  • Наименование документ ПРИКАЗ Минтранса РФ от 22.06.98 N 75 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К СПЕЦИАЛИСТАМ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ И ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ»
    Вид документа приказ
    Принявший орган минтранс рф
    Номер документа 75
    Дата принятия 01.01.1970
    Дата редакции 22.06.1998
    Номер регистрации в Минюсте 1563
    Дата регистрации в Минюсте 22.07.1998
    Статус действует
    Публикация
    • «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 19, 17.08.98
    Навигатор Примечания

    КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СПЕЦИАЛИСТАМ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ И ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ

    Настоящие требования распространяются на специалистов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров или грузов автомобильным транспортом по лицензиям, получаемым в соответствии с Положением о лицензировании пассажирских перевозок автомобильным транспортом (кроме международных) в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.03.97 N 295 «Об утверждении Положения о лицензировании пассажирских перевозок автомобильным транспортом (кроме международных) в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1432) и Положением о лицензировании перевозок автомобильным транспортом пассажиров и грузов в международном сообщении, а также грузов в пределах Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.97 N 322 «Об утверждении Положения о лицензировании перевозок автомобильным транспортом пассажиров и грузов в международном сообщении, а также грузов в пределах Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 13, ст. 1541).

    1. Перевозки грузов и пассажиров в пределах Российской Федерации

    Квалификация специалиста юридического лица или индивидуального предпринимателя определяется знаниями и опытом, необходимыми для организации и осуществления грузовых или пассажирских автомобильных перевозок в соответствующем виде сообщения, обеспечения требуемого уровня технического состояния подвижного состава, безопасности движения, соблюдения природоохранных норм, техники безопасности и охраны труда на автомобильном транспорте.

    Профессиональная компетентность специалистов юридического лица и индивидуальных предпринимателей в организации и осуществлении лицензируемых видов перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации подтверждается наличием диплома о высшем или среднем специальном образовании автомобильного профиля по указанным ниже специальностям (аналогичным специальностям, ранее внесенным в квалификационный реестр) или удостоверением о прохождении курса обучения и сдаче квалификационного экзамена по дополнительной образовательной программе: «Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации».

    Наименование специальностей по диплому об образовании

    Высшее образование: Автомобили и автомобильное хозяйство;
    Автомобиле- и тракторостроение;
    Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном);
    Организация дорожного движения;
    Сервис и техническая эксплуатация транспортных и технологических машин и оборудования (автомобильный транспорт);
    Сельскохозяйственные машины и оборудование;
    Электрооборудование автомобилей и тракторов;
    Экономика и управление на предприятиях транспорта (автомобильный транспорт).
    Среднее специальное образование: Техническое обслуживание и ремонт автомобилей и двигателей; Организация перевозок и управление на транспорте;
    Экономика, бухгалтерский учет и контроль на транспорте (автомобильный транспорт).

    При осуществлении перевозок пассажиров и грузов по ограниченной лицензии для индивидуального предпринимателя обязательно наличие удостоверения на право управления автотранспортным средством определенной категории.

    Руководствуясь положениями Федерального закона от 09.01.96 N 2-ФЗ «О защите прав потребителей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 140) и Федерального закона от 10.12.95 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873), в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.95 N 610 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 27, ст. 2580), специалисты юридических лиц и индивидуальные предприниматели в течение всей трудовой деятельности проходят повышение квалификации по организации и осуществлению перевозок автомобильным транспортом на соответствующих курсах по утвержденным программам. Периодичность повышения квалификации регулируется работодателем и определяется по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет.

    Повышение квалификации заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата.

    2. Перевозка грузов и пассажиров в международном сообщении

    Профессиональная подготовка специалистов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров автомобильным транспортом в международном сообщении, предполагает знание международных договоров и иных правовых актов в этой области. Их профессиональная компетенция подтверждается наличием, кроме документов, указанных в пункте 1 настоящих Требований, удостоверения о прохождении курса обучения и сдаче квалификационного экзамена по дополнительной образовательной программе: «Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в международном сообщении».

    Учитывая повышение требований к профессиональной компетенции перевозчиков в европейских странах и руководствуясь положениями Федеральных законов «О защите прав потребителей», «О безопасности дорожного движения», в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.95 N 610, специалисты юридических лиц и индивидуальные предприниматели в течение всей трудовой деятельности проходят повышение квалификации по организации и осуществлению международных перевозок автомобильным транспортом на соответствующих курсах по утвержденным программам. Периодичность повышения квалификации регулируется работодателем и определяется по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет.

    Новый закон ввел членов СРО в заблуждение относительно минимальных требований к руководителям и специалистам по организации строительства. Мнение Евгения Абрашина

    Генеральный директор СРО «Объединение строителей Южного и Северо-Кавказского округов»Евгений Егорович Абрашин поделился своим мнением о новациях Федерального закона № 372-ФЗ от 3 июля 2016 г. в отношении требований к специалистам членов СРО. По его мнению, Градостроительный кодекс РФ, до принятия № 372-ФЗ, более четко определял такие требования.

    Так, из текста ст. 55.5 Градкодекса (до принятия 372-ФЗ):

    «6. Требования к выдаче свидетельств о допуске должны содержать:

    1) квалификационные требования к индивидуальным предпринимателям, работникам индивидуального предпринимателя, работникам юридического лица:

    а) требование о наличии образования определенных уровня и профиля;

    б) требование к повышению квалификации, профессиональной переподготовке;

    в) требование о наличии определенного стажа работы;

    2) требование к численности соответствующих требованиям пункта 1 настоящей части работников индивидуального предпринимателя или юридического лиц».

    Как видим, на первом месте стоят квалификационные требования. Это означает, что, сколько бы не было в строительной организации таких работников, все они должны были отвечать квалификационным требованиям. В крупной организации их больше, в малой — меньше. Всем известно, что строительные организации, исходя из объемов строительства, делятся на малые, средние и крупные.

    Часть 8 статьи 55.5 Градкодекса определяла минимально необходимые требования к количеству работников для вступления в СРО: наличие не менее трех работников имеющих высшее образование или не менее пяти работников, имеющих среднее профессиональное образование.

    Правда, на вопрос: «Почему вместо трех пять?», никто до сих пор не ответил.

    Часть 8.2. ст. 55.5 определяла минимально необходимые требования к количеству работников для получения свидетельства о допуске к работам по организации строительства:

    «1) требование о наличии по месту основной работы работников индивидуального предпринимателя, работников юридического лица, имеющих высшее образование соответствующего профиля для выполнения определенных видов работ по организации строительства. При этом индивидуальный предприниматель и руководитель юридического лица или его заместитель должны иметь высшее образование соответствующего профиля и стаж работы по специальности не менее чем семь лет, не менее чем пять работников должны иметь высшее образование и стаж работы по специальности не менее чем пять лет».

    Следует обратить внимание на слова «руководитель юридического лица или его заместитель».

    В настоящее время, с принятием 372-ФЗ, минимальные требования к членству СРО определены частью 6 ст. 55.5 Градкодекса:

    «1) квалификационные требования к индивидуальным предпринимателям, а также руководителям юридического лица, самостоятельно организующим … строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, наличие высшего образования соответствующего профиля и стажа работы по специальности не менее чем пять лет;

    «2) требования к наличию у индивидуального предпринимателя или юридического лица …специалистов по организации строительства (главных инженеров проектов), трудовая функция которых включает соответственно организацию … работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства и сведения о которых включены в национальные реестры специалистов, предусмотренные статьей 55.5-1 настоящего Кодекса (далее также — специалисты), — не менее чем два специалиста по месту основной работы».

    Вопрос 1: «Что делать, если руководитель юридического лица самостоятельно не организует строительство?»

    Вопрос 2: Откуда строительной организации взять «главных инженеров проектов»?.

    В соответствии Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), утвержденным Приказом Минздравсоцразвития от 23.04.2008 г. № 188 в строительных организациях определены:

    а) должности руководителей: директор (генеральный директор, управляющий, строительной организации; главный инженер строительной организации; главный технолог строительной организации; главный механик строительной организации; главный энергетик строительной организации; заместитель директора по капитальному строительству; начальник отдела капитального строительства; начальник отдела автоматизации и механизации; начальник отдела комплектации оборудования; начальник производственно-технического отдела; производитель работ (прораб); начальник отдела контроля качества.

    б) должности специалистов: инженер-технолог строительной организации; механик; инженер по качеству; инженер по строительному контролю.

    Кстати, под указанные должности разрабатываются профессиональные стандарты. На основании профессиональных стандартов разрабатываются программы высшего образования.

    Требования к специалистам строительных организаций

    Основные цели Национального реестра специалистов:

    • Определение наличия у конкретной строительной организации квалифицированных специалистов
    • Создание единой базы данных по специалистам для государственных органов, заказчиков (возможно использование для закупок, тендеров)
    • Обеспечение мониторинга рынка труда, анализ численности занятых в строительной отрасли, контроль процессов трудовой миграции
    • Основной документ, регулирующий квалификационные требования к специалистам

      Федеральный закон от 03.07.2016 № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
      ст. 55.5-1. «Специалисты по организации инженерных изысканий, специалисты по организации архитектурно-строительного проектирования, специалисты по организации строительства»

      Дополнительные нормативные документы, регулирующие квалификационные требования к специалистам строительных организаций

      Трудовой кодекс Российской Федерации ст. 195.1 — 195.3
      (вводит понятия профессионального стандарта и порядок его применения)
      > Профессиональный стандарт «Организатор строительного производства»
      (утвержден приказом Минтруда России № 930н от 21.11.2014)
      Федеральный закон от 03.07.2016 N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» > Федеральный закон от 03.07.2016 N 251-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием

      Дорожная карта по подготовке документов для Национального реестра специалистов (НРС)

      Действие Сроки Ответственный
      1 Разработка:

      • порядка ведения НРС, порядка изменения сведений о специалистах, включенных в НРС;
      • порядка включения сведений о физическом лице в НРС и их исключения из НРС;
      • перечня направлений подготовки в области строительства

      март 2017 Минстрой России НОСТРОЙ, НОПРИЗ
      2 Разработка Регламентов Национальных Объединений 15.11.2016 НОСТРОЙ, НОПРИЗ
      3 Разработка программного обеспечения НРС 30.04.2017 НОСТРОЙ, НОПРИЗ
      4 Актуализация и разработка профессиональных стандартов «Организатор строительного производства» и комплектов оценочных средств к ним по направлениям подготовки утверждённым Минстроем России 1 квартал 2017 НОСТРОЙ
      5 Утверждение квалификационных стандартов До 01.07.2017 СРО
      6 Направление заявлений о включении в НРС До 01.07.2017 Физ.лица — специалисты по организации строительства

      Специалист по организации строительства

      Для включения сведений о специалисте в области строительства в Национальный реестр специалистов необходимо:

      Предоставляемый документ Основание
      1 Заявление на включение в Национальный реестр специалистов п.6 ст.55.5-1 ГрКРФ
      2 Заверенная копия Диплома о высшем образовании по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства п.6 ст.55.5-1 ГрКРФ
      3 Заверенная выписка из трудовой книжки, подтверждающая:
      а) наличие стажа работы соответственно в организациях, выполняющих инженерные изыскания, осуществляющих подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства на инженерных должностях не менее чем 3 года
      б) наличие общего трудового стажа по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства не менее чем десять лет
      п.6 ст.55.5-1 ГрКРФ
      4 Заверенная копия удостоверения о повышение квалификации специалиста по направлению подготовки в области строительства не реже одного раза в 5 лет п.6 ст.55.5-1 ГрКРФ
      5 Разрешение на работу/патент (для иностранных граждан) п.6 ст.55.5-1 ГрКРФ
      6 Справка об отсутствии судимости п.6 ст.55.5-1 ГрКРФ
      7 Копия трудового договора специалиста в области строительства п.6 ст.55.5-1 ГрКРФ
      8 Согласие на обработку персональных данных ст. 3 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.06

      Разработка программного обеспечения НРС

      Разработаны Технические требования к программному продукту

      Открытая часть Закрытая часть
      1 ФИО Номер в реестре
      2 Вид осуществляемых работ Персонифицирующие данные (дата рождения, СНИЛС)
      3 Дата принятия решения о включении (исключении) в НРС Информация об образовании, повышении квалификации
      4 Иная информация, в соответствии с регламентом Общий стаж работы
      5 Разрешение на работу/патент (для иностранных граждан) Специальный стаж работы
      6 Справка о судимости Наличие разрешения на работу (для иностранных граждан)
      7 Копия трудового договора специалиста в области строительства Данные о работодателе
      8 Согласие на обработку персональных данных Иная информация (перечень уточняется)

      Разработка может занять от 3 до 6 месяцев

      Квалификационные стандарты

      Основная цель разработки и утверждения квалификационных стандартов – определить характеристики квалификаций, необходимые работникам для осуществления трудовых функций, дифференцированная от вида трудовой деятельности

      Основной документ, регулирующий квалификационные стандарты – Федеральный закон от 03.07.2016 № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

      ч. 4-6 ст. Статья 55.5. «Стандарты и внутренние документы саморегулируемой организации»

      Что Определение Кто принимает и когда
      Квалификационный стандарт Внутренние документы СРО, определяют характеристики квалификации (требуемые уровень знаний и умений, уровень самостоятельности при выполнении трудовой функции, дифференцированные в зависимости от направления деятельности), необходимой работникам для осуществления трудовых функций СРО в процессе своей деятельности, в срок не позднее 3 месяцев с даты присвоения статуса СРО утверждает квалификационные стандарты

      Квалификационный и профессиональный стандарты

      Профессиональный стандарт

      > Квалификационный стандарт Характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции > Характеристика квалификации необходимой работнику для осуществлений трудовых функций, дифференцированная от вида трудовой деятельности ст. 195.1 ТК РФ п. 5 ст. 55.5 ГрК РФ

      ТРЕБОВАНИЯ к ИП и Руководителю юридического лица, самостоятельно организующий строительство:

      • Наличие высшего образования соответствующего профиля
      • Стаж работы по специальности не менее чем 5 лет
      • В случае отсутствия высшего образования в области строительства, допускается прохождение профессиональной переподготовки

        Требования к Специалистам по организации строительства

        Физическое лицо, которое имеет право осуществлять по трудовому договору, заключенному с ИП или юридическим лицом, трудовые функции по организации выполнения работ по строительству, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в должности главного инженера проекта, сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области строительства.

        Квалификационные требования к специалистам юридических лиц

        Практически у всех, кто эксплуатирует транспорт в связи с выходом нового Приказа Минтранса №287 появилась потребность в комментариях эксперта.

        Мы с вами разберем, что же нового этот Приказ Минтранса нам принес. И как действовать руководителю, специалисту по БДД и ИП с учетом того что у него есть на руках.

        Итак, Приказ Министерства транспорта РФ от 28 сентября 2015 г. N №287 «Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»

        О старом Приказе Минтранса РФ от 22 июня 1998 г. N 75 «Об утверждении квалификационных требований к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом» можно забыть.

        Он утратил силу 14 августа 2015 г.

        Я начну с типичных ситуаций в которых оказались многие руководители, специалисты и ИП. И разобрав эти примеры, далее мы обсудим какие специалисты должны быть обучены по БДД.

        Рассмотим 3 (три типичные ситуации)

        Что делать по Приказу Минтранса №287, если вы не обучены, но аттестованы .

        Ситуация #1 . На сегодняшний день, например, у руководителя, заместителя руководителя, начальника транспортного отдела, инженера по БДД или ИП есть удостоверение на руках о том, что он несколько лет назад прошел обучение в рамках требований Приказа Минтранса №75 (на сегодняшний день утратил силу).

        Обучение проходило по программе повышения квалификации объемом 32 часа: «Программа повышения квалификации специалистов по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации».

        Специалист получил удостоверение от образовательного учреждения о прохождении данного курса, и затем успешно был аттестован в надзорном органе.

        В надзорном органе также выдали удостоверение о соответствии занимаемой должности.

        Сразу оговорюсь, разобрав этот пример, остальные примеры будет понять намного проще.

        Обратите внимание, что обучение по БДД и аттестация по БДД это два разных мероприятия . Так как эти два мероприятия следуют одно за другим, это выглядит как единый процесс, но к каждому из них «привязана» своя нормативная база.

        И эти два мероприятия следует рассматривать отдельно друг от друга . Это очень важный момент.

        Поэтому теперь нормативная развязка выглядит следующим образом.

        Если вы как специалист ответственный по БДД аттестованы в надзорном органе и у вас на руках соответствующее удостоверение, то вопрос об аттестации закрыт.

        Следующая аттестация у вас будет через 5 лет. В связи с тем, что вступили в силу новые Квалификационные требования, переаттестация не нужна.

        Цитируем Приказ Минтранса №13/11:

        «…Досрочно аттестация производится в случаях, когда на организациях выявлены грубые нарушения норм и правил, регулирующих безопасную эксплуатацию транспортных средств, или совершаются транспортные происшествия с тяжелыми последствиями…»

        Вопрос с аттестацией закрыт (действует 5 лет). Но теперь самое интересное. Вопрос с образованием или обучением открыт.

        Это значит, что специалист аттестован, но не соответствует новым профессиональным и квалификационным требованиям.

        Вместе с появлением Приказа Минтранса №287, в КоАП РФ появилась дополнительная административная статья:

        «Статья 12.31.1. Нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом

        1. Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам, —

        влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — ста тысяч рублей …»

        Итак, какие несоответствия могут здесь быть.

        Сначала процитируем требования согласно Приказа Минтранса №287:

        «16.3. К специалисту, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения, предъявляется одно из следующих требований :

        наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;

        наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, не входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.»

        Теперь о несоответствиях:

        1. Специалист имеет высшее образование по специальности (направлению) не входящей в укрупненную группу 23.00.00 и имеет удостоверение о прохождении курса в 82 часа.

        Такой специалист не соответствует квалификационным требованиям, потому что нет диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения.

        Здесь все поправимо. Специалисту необходимо пройти обучение по БДД в рамках новых требований (а аттестация уже есть).

        2. Специалист не имеет базового высшего образования (например, только среднетехническое) и имеет удостоверение о прохождении курса в 82 часа.

        Такой специалист не соответствует квалификационным требованиям, потому что нет диплома о высшем образовании.

        И нет диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения.

        Таким специалистам сейчас труднее всего. Я знаю такие случаи, когда инженер по БДД, имея среднетехническое образование, проработал в должности более 10 лет, и теперь не вписывается в требования законодательства.

        И теперь ему грозит увольнение так как нет базового высшего образования. Я пока не знаю таких случаев, чтобы кто-то, чтобы сохранить работу, пошел получать высшее образование (стал студентом).

        Что делать по Приказу Минтранса №287, если вы обучены, но не аттестованы .

        Ситуация #2 . На сегодняшний день у специалиста по обучению БДД есть удостоверение о том, что некоторое время назад (например, в начале 2016 года) он прошел курсы подготовки по БДД по программе объемом 82 часа: «Программа квалификационной подготовки по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации».

        Специалисту по БДД выдали удостоверение, но по каким-то причинам он не прошел аттестацию. Например, заболел или сменил работу неожиданно. Или решил, что на подходе новый Приказ Минтранса №287 и лучше подождать нововведений.

        Как вы уже поняли, удостоверение о подготовке по программе в 82 часа не вписывается в действующие Квалификационные требования.

        Такому специалисту, если есть базовое высшее образование, необходимо сделать следующее:

        1. Специалист имеет высшее образование по специальности (направлению) не входящей в укрупненную группу 23.00.00.

        Такому специалисту необходимо получить дополнительное профессиональное образование по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения (с выдачей диплома установленного образца).

        После этого аттестоваться в надзорном органе.

        2. Специалист имеет высшее образование по специальности (направлению) входящей в укрупненную группу 23.00.00.

        Такому специалисту необходимо повысить квалификацию. С чем это связано? Это связано с тем что согласно Приказа Минтранса №13/11 аттестация проходит только после повышения квалификации.

        Так как Приказ Минтранса РФ от 23 июля 1998 г. N 91 «Об утверждении типовых программ квалификационной подготовки специалистов юридических лиц и предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте» отменили , то программу повышения квалификации образовательное учреждение может разработать и утвердить самостоятельно.

        Это может быть программа объемом, например , 32 часа, 40 часов или 48 часов. Количество часов в такой программе теперь законодательно не установлено.

        И после того как вы повысили квалификацию, вы с удостоверением от образовательного учреждения идете аттестовываться в надзорный орган.

        Что делать по Приказу Минтранса №287, если вы не обучены и не аттестованы.

        Ситуация #3 . Вы как руководитель, специалист или ИП решили выполнить требования законодательства в рамках Приказа Минтранса №287 (Квалификационные требования) и выполнить требование по аттестации специалиста ответственного по БДД.

        Ваши действия как специалиста ответственного по БДД точно такие же, как и в Ситуации #2 .

        Здесь будет уместно дать комментарий в части образования и образовательного процесса. Если раньше обучение было только очным, то теперь получить дополнительное образование можно дистанционно .

        Это закреплено в Федеральном Законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

        «Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

        1. Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников…»

        Это намного удобнее чем очное обучение, потому что не нужно лично присутствовать при обучении.

        Обучение в 256 часов это все-таки несколько месяцев за партой. Дистанционное обучение по БДД теперь можно получить в более комфортной обстановке. Диплом очного и дистанционного обучения абсолютно равноценны .

        Если вы спросите, есть ли какой-то утвержденный или аккредитованный список образовательных учреждений, то я вам отвечу, что такого списка нет .

        Поэтому вы должны знать, что если в надзорном органе вам скажут, что диплом, который вы им предъявили они принимать во внимание не будут, то они действуют не законно .

        Процитирую требования к образовательным учреждениям в Приказе Минтранса №287:

        «…2. Настоящие Требования устанавливают необходимые уровень знаний, умений, профессионального образования, стаж (опыт) работы по специальности работников. Необходимый уровень знаний и умений работников достигается посредством прохождения обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам …»

        После того как вы получите диплом о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, или после того как вы получите удостоверение о повышении квалификации (повысить квалификацию можно так же дистанционно), вы подаете документы в аттестационную комиссию надзорного органа.

        Какие специалисты должны обучиться по Приказу Минтранса №287

        Теперь о том к каким специалистам предъявляются Квалификационные требования. Опять же цитата из Приказа Минтранса №287 (водителей не включил, это отдельная тема):

        «… 3. Настоящие Требования предъявляются к следующим профессиям и должностям работников:

        диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта;

        контролер технического состояния автотранспортных средств;

        контролер технического состояния городского наземного электрического транспорта;

        специалист , ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения;

        консультант по вопросам безопасности перевозки опасных грузов…»

        Здесь, я дам следующий комментарий. Обратите внимание! Требования к профессиям и должностям !

        Здесь не обозначены генеральные директоры, директоры, заместители директоров, начальники, инженеры, механики и т.д.

        Это значит, что диспетчера, контролера, специалиста (ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения) следует рассматривать в первую очередь как профессию .

        То есть важно понять, что в штатном расписании должен быть либо диспетчер, контролер, специалист (ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения), либо другое должностное лицо (как бы оно не называлось) которые выполняет работу по этим профессиям.

        Например, по штатному расписанию есть начальник отдела по развитию . У него могут быть прямые обязанности как начальника отдела по развитию, так и дополнительные обязанности как специалиста за обеспечение БДД.

        Все эти обязанности должны быть отражены в должностной инструкции. Другими словами, он будет работать как начальник, и будет работать по профессии «специалист за обеспечение БДД».

        Или, например, есть по штатному расписанию механик . У него обязанностей может быть много (работа с помещениями, с пожарным оборудованием, с подъемными механизмами). Но также у него может быть дополнительная работа по профессии «контролер» .

        В том и другом примере, начальник отдела по развитию и механик должны соответствовать Квалификационным требованиям в рамках Приказа Минтранса №287, так как оба выполняют работу по соответствующим профессиям.

        На кого распространяется действие Приказа Минтранса №287

        Теперь важный комментарий Приказа Минтранса №287: на какие организации распространяется его действие.

        В рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 – 2020 годах», было разработано учебно-методическое пособие по обеспечению дополнительного образования специалистов автомобильного транспорта.

        Данное пособие было выложено на официальном сайте Минтранса РФ. Цитирую очень важный момент:

        «… Особые требования к организациям, выполняющим перевозки .

        В зависимости от характера эксплуатации автотранспортных средств, все субъекты транспортной деятельности подразделяются на две категории :

        — субъекты, эксплуатирующие транспортные средства для удовлетворения собственных нужд ;

        — субъекты, выполняющие перевозки , т.е. оказывающие третьим лицам возмездные транспортные услуги, перевозя пассажиров или грузы на основе соответствующих договоров перевозки .

        Принадлежность организации к той или иной группе определяется, прежде всего, видами деятельности, указанными в ее уставе, в частности – наличием или отсутствием в уставе понятия «перевозка» в том или ином сочетании.

        Закон устанавливает к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки автомобильным и наземным городским электрическим транспортом , дополнительные требования по сравнению с прочими субъектами транспортной деятельности. Эти требования сформулированы в п. п. 3 и 4 ст. 20 ФЗ-БДД .

        Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны:

        — обеспечивать наличие в организации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;

        — обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, если иное не устанавливается федеральным законом…»

        Отсюда делаем очень простой вывод. Если ваша организация занимается деятельностью по перевозке пассажиров и/или грузов (данная деятельность должна быть обозначена в Уставе организации), то значить вы находитесь в рамках требований Приказа Минтранса №287 .

        Если ваша организация, например, просто перевозит бухгалтера в налоговую или директора на совещание, то ваша организация находится вне рамок Квалификационных требований.

        Если вы спросите, какие требования к специалистам, обеспечивающим БДД в организациях, которые не занимаются перевозками как видом деятельности, то это отдельная тема.

        Приказ Минтранса России № 287: кому теперь нужно обучаться безопасности дорожного движения

        ЗВОРЫГИН Константин Валентинович
        директор ООО «Транспортный консалтинг»

        Номер журнала:

        Рубрика:

        Начнем с типичных ситуаций, в которых оказались многие руководители, специалисты и ИП с выходом Приказа Министерства транспорта РФ от 28.09.2015 г. № 287 (ред. от 02.03.2017 г.) «Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».

        Что делать, если вы не обучены, но аттестованы
        У руководителя, заместителя руководителя, начальника транспортного отдела, инженера по БДД или ИП есть удостоверение о том, что он прошел обучение в рамках требований приказа Минтранса РФ от 22.06 1998 г. № 75 «Об утверждении квалификационных требований к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом» (на сегодняшний день приказ утратил силу).
        Обучение проходило по программе повышения квалификации объемом 32 часа: «Программа повышения квалификации специалистов по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации». Специалист получил удостоверение от образовательного учреждения о прохождении курса и затем был успешно аттестован в надзорном органе, где ему выдали удостоверение о соответствии занимаемой должности.
        Обратите внимание, что обучение по БДД и аттестация по БДД — это два разных мероприятия. Так как они следуют одно за другим, это выглядит как единый процесс. Однако к каждому из них привязана своя нормативная база, и их следует рассматривать отдельно друг от друга.
        Поэтому, если вы как специалист, ответственный по БДД, аттестованы в надзорном органе и у вас на руках соответствующее удостоверение, то вопрос об аттестации закрыт. Следующая аттестация у вас будет через пять лет. В приказе Минтранса РФ № 13/11 сказано, что досрочно аттестация производится в случаях, когда в организациях выявлены грубые нарушения норм и правил, регулирующих безопасную эксплуатацию транспортных средств, или совершаются транспортные происшествия с тяжелыми последствиями.
        Итак, в связи с тем, что вступили в силу новые квалификационные требования, переаттестация не нужна. Однако вопрос с образованием или обучением открыт, так как специалист аттестован, но не соответствует новым профессиональным и квалификационным требованиям.
        Вместе с появлением приказа Минтранса РФ № 287 в КоАП РФ появилась ст. 12.31.1 «Нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», которая запрещает осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам. Наказание — административный штраф на должностных лиц в размере 20 тыс. руб., на юридических лиц — 100 тыс. руб.
        В Приказе Минтранса РФ № 287 сказано, что к специалисту, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения, предъявляется одно из следующих требований:
        — наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;
        — наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, не входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.
        Рассмотрим варианты:
        — Специалист имеет высшее образование по специальности (направлению), не входящей в укрупненную группу 23.00.00, и имеет удостоверение о прохождении курса в 82 часа. Такой специалист не соответствует квалификационным требованиям, потому что у него нет диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения. Здесь все поправимо: специалисту необходимо пройти обучение по БДД в рамках новых требований, а аттестация у него уже есть.
        — Специалист не имеет базового высшего образования (например, только среднетехническое) и имеет удостоверение о прохождении курса в 82 часа. Такой специалист не соответствует квалификационным требованиям, потому что у него нет диплома о высшем образовании, также отсутствует диплом о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения. Таким специалистам
        сейчас труднее всего. Есть случаи, когда инженер по БДД, имея среднетехническое образование и проработав в должности более 10 лет, теперь не вписывается в требования законодательства. Ему грозит увольнение.

        Что делать, если вы обучены, но не аттестованы
        У специалиста по обучению БДД есть удостоверение о том, что некоторое время назад (например, в начале 2016 г.) он прошел курсы подготовки по БДД по программе объемом 82 часа: «Программа квалификационной подготовки по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации». Ему выдали удостоверение, но по каким-то причинам он не прошел аттестацию. Например, заболел, или неожиданно сменил работу, или решил, что на подходе новый Приказ Минтранса № 287 и лучше подождать нововведений. Так или иначе, но удостоверение о подготовке по программе в 82 часа не вписывается в действующие квалификационные требования.
        Специалисту, имеющему базовое высшее образование, в таких условиях нужно сделать следующее:
        1. Если специалист имеет высшее образование по специальности (направлению), не входящей в укрупненную группу 23.00.00, то ему необходимо получить дополнительное профессиональное образование по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения (с выдачей диплома установленного образца), а после этого аттестоваться в надзорном органе.
        2. Если специалист имеет высшее образование по специальности (направлению), входящей в укрупненную группу 23.00.00, ему необходимо повысить квалификацию. Это связано с тем, что согласно Приказу Минтранса РФ № 13/11 аттестация проходит только после повышения квалификации.
        Так как приказ Минтранса РФ от 23.07.1998 г. № 91 «Об утверждении типовых программ квалификационной подготовки специалистов юридических лиц и предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте» отменен, то программу повышения квалификации образовательное учреждение может разработать и утвердить самостоятельно. Это может быть программа объемом, например, 32, 40 или 48 часов. Количество часов в такой программе теперь законодательно не установлено.
        После того как специалист повысил квалификацию, он с удостоверением от образовательного учреждения может обратиться в надзорный орган для аттестации.

        Что делать, если вы не обучены и не аттестованы
        Вы как руководитель, специалист или ИП решили выполнить требования законодательства в рамках Приказа Минтранса РФ № 287 и выполнить требование по аттестации специалиста, ответственного по БДД. Ваши действия как специалиста, ответственного по БДД, точно такие же, как в предыдущем случае.
        Здесь будет уместно дать комментарий в части образования и образовательного процесса. Если раньше обучение было только очным, то теперь получить дополнительное образование можно дистанционно. Это закреплено в ст. 16 Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Дипломы очного и дистанционного обучения абсолютно равноценны.
        Отметим, что утвержденного или аккредитованного списка образовательных учреждений нет. Поэтому будет слитно, если в надзорном органе скажут, что диплом, который вы им предъявили, приниматься во внимание не будет. В соответствии с Приказом Минтранса РФ № 287 необходимый уровень знаний и умений работников достигается посредством прохождения обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам.
        После того, как вы получите диплом о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, или после того, как вы получите удостоверение о повышении квалификации (повысить квалификацию можно также дистанционно), вы можете подать документы в аттестационную комиссию надзорного органа.

        Какие специалисты должны обучиться по Приказу Минтранса РФ № 287
        В соответствии с приказом Минтранса РФ № 287 квалификационные требования предъявляются к следующим профессиям и должностям работников:
        — диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта;
        — контролер технического состояния автотранспортных средств;
        — контролер технического состояния городского наземного электрического транспорта;
        — специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения;
        — консультант по вопросам безопасности перевозки опасных грузов.
        В списке отсутствуют директор, заместитель директора, начальник отдела, инженер, механик и т. д. Это значит, что диспетчера, контролера, специалиста (ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения) следует рассматривать, в первую очередь, как профессию. Важно понять, что в штатном расписании должен быть либо диспетчер, контролер, специалист (ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения), либо другое должностное лицо (как бы оно не называлось), которое выполняет работу по этим профессиям.
        Например, по штатному расписанию есть начальник отдела по развитию. У него могут быть прямые обязанности как начальника отдела по развитию, так и дополнительные обязанности как специалиста, ответственного за обеспечение БДД. Все эти обязанности должны быть отражены в должностной инструкции. Другими словами, он будет работать как начальник и по профессии «Специалист, ответственный за обеспечение БДД».
        Или, например, есть по штатному расписанию механик. У него обязанностей может быть много: работа с помещениями, пожарным оборудованием, подъемными механизмами. Но также у него может быть дополнительная работа по профессии «Контролер».
        В том и другом примере начальник отдела по развитию и механик должны соответствовать квалификационным требованиям в рамках приказа Минтранса РФ № 287, так как оба выполняют работу по соответствующим профессиям.

        На кого распространяется действие Приказа
        Минтранса № 287

        В рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013—2020 годах» было разработано учебно-методическое пособие по обеспечению дополнительного образования специалистов автомобильного транспорта. Данное пособие было размещено на официальном сайте Минтранса РФ. В нем сказано, что в зависимости от характера эксплуатации автотранспортных средств все субъекты транспортной деятельности подразделяются на две категории:
        — субъекты, эксплуатирующие транспортные средства для удовлетворения собственных нужд;
        — субъекты, выполняющие перевозки, то есть оказывающие третьим лицам возмездные транспортные услуги, перевозя пассажиров или грузы на основе соответствующих договоров перевозки.
        Принадлежность организации к той или иной группе определяется, прежде всего, видами деятельности, указанными в ее уставе, в частности наличием или отсутствием в уставе понятия «перевозка» в том или ином сочетании.
        Закон устанавливает к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки автомобильным и наземным городским электрическим транспортом, дополнительные требования по сравнению с прочими субъектами транспортной деятельности. Эти требования сформулированы в п.п. 3 и 4 ст. 20 ФЗ-БДД.
        Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны:
        — обеспечивать наличие в организации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;
        — обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, если иное не устанавливается федеральным законом.
        Отсюда можно сделать вывод: если организация занимается деятельностью по перевозке пассажиров и/или грузов (данная деятельность должна быть обозначена в уставе организации), то значит она находится в рамках требований Приказа Минтранса № 287. Если же организация просто перевозит бухгалтера предприятия в налоговую или директора на совещание, то такая деятельность — вне рамок квалификационных требований.

        Утверждены квалификационные требования для водителей

        В соответствии с п. 4 ст. 20 Федерального закона от 10.12.95 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок. До недавнего времени квалификационные требования были установлены приказом Минтранса России от 22.06.98 № 75 «Об утверждении квалификационных требований к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом». Теперь министерство утвердило новые квалификационные требования. Они предъявляются к следующим профессиям и должностям работников: — водитель транспортного средства категорий «B», «BE» (включая водителя легкового такси); — водитель транспортного средства категорий «C», «C1», «CE», «C1E» (водитель грузового автомобиля); — водитель транспортного средства категорий «D», «D1», «DE», «D1E» (водитель автобуса); — водитель транспортного средства категории «Tb» (водитель троллейбуса); — водитель транспортного средства категории «Tm» (водитель трамвая); — водитель автомобиля, осуществляющий перевозку опасного груза; — водитель автомобиля, осуществляющий перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза или сопровождающий данную перевозку; — водитель, управляющий транспортным средством, оборудованным устройством для подачи специальных световых и звуковых сигналов; — водитель автомобиля, осуществляющий перевозку пассажиров и (или) грузов в международном сообщении; диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта; — контролер технического состояния автотранспортных средств; — контролер технического состояния городского наземного электрического транспорта; — специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения; — консультант по вопросам безопасности перевозки опасных грузов.

    Смотрите так же:  Страховка монтажных работ на высоте

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *