Льготы для детей с аутизмом

Проекты

Газета
Газета о телевидении
On-line издательство
Форум
Пресс-центр

Газета «Ярославские страницы»

Инвалидность для детей с аутизмом теперь дают на 5 лет

9 апреля премьер-министр Дмитрий Медведев сообщил об упрощении порядка установления инвалидности для некоторых категорий больных, в том числе для детей с диагнозом аутизм. Что изменилось для их родителей — в нашем материале.

На совещании с вице-премьерами Медведев сообщил, что подписал постановление, которое изменяет правила признания лица инвалидом.

— Тема эта очень чувствительная. Система, которая действует сегодня, несмотря на ранее принятые решения, требует корректировки, совершенствования. Во-первых, расширен перечень заболеваний и изменений, которые в организме происходят, где уже при первичном освидетельствовании можно будет установить инвалидность бессрочно и даже заочно. И, во-вторых, при необходимости осмотра людей в тяжёлом состоянии будет учитываться их проживание в отдалённых и труднодоступных местах. Это также даёт возможность проводить освидетельствование заочно, — сказал председатель правительства.

В свою очередь вице-премьер Ольга Голодец рассказала, что изменения введены «по многочисленным обращениям инвалидов, инвалидных организаций, семей, в которых инвалиды проживают».

— Действительно, существенно изменена система установления инвалидности и устранены те сложности, с которыми связано установление инвалидности на определённый срок или бессрочно. Постановлением предусмотрена возможность устанавливать инвалидность бессрочно по целому перечню заболеваний. В данный перечень впервые включены все хромосомные аномалии, в том числе синдром Дауна, включены цирроз печени, слепота, глухота, детский церебральный паралич. Упрощён порядок установления инвалидности для таких видов заболеваний, как сколиоз, пороки развития челюстно-лицевой области, аутизм и целый ряд заболеваний, которыми, к сожалению, сейчас всё чаще болеют дети: это сахарный диабет и целый ряд других заболеваний, — сказала Ольга Голодец.

— Я напомню, что это постановление касается практически всех инвалидов, это 12 миллионов человек, из них 651 тысяча детей. Очень меняется структура заболеваний: если до 2014 года лидером по инвалидности среди детского населения были врождённые аномалии и пороки, то сейчас на первое место по детской инвалидности вышли психические расстройства и расстройства поведения. И это требует изменения работы всей системы, экспертизы и, что самое главное, реабилитации, — заключила вице-премьер.

Оба руководителя говорили о Постановлении Правительства РФ от 29 марта 2020 г. №339 «О внесении изменений в Правила признания лица инвалидом».

Согласно этому документу «категория «ребенок-инвалид» сроком на 5 лет устанавливается: при первичном освидетельствовании детей с ранним детским аутизмом и иными расстройствами аутистического спектра».

Мы попросили прокомментировать это нововведение психолога, специалиста по работе с детьми с аутизмом, руководителя проектов некоммерческой организации «Центр социальных проектов «Участие» Галину Омарову.

— Это очень своевременное решение и мы можем его только приветствовать. В настоящее время ситуация по установлению сроков инвалидности в каждом регионе разная. Например, в Москве могут дать инвалидность сразу и до 18 лет, а в Ярославле есть примеры, когда три года подряд ребенку с аутизмом устанавливают инвалидность сроком на один год.

Процедура подготовки документов для переосвидетельствования также очень различается: где-то необходимо проходить обследование в стационаре. Но нужно понимать, что нахождение ребенка с аутизмом в больнице, в непривычной среде, будет для него травматическим стрессом, которое само по себе может приводить к ухудшению состояния.

В Ярославле у родителей есть выбор: можно оформлять документы через дневной стационар, что конечно намного гуманнее по отношению к ребенку и его семье, или проходить обследование амбулаторно. И тогда ребенка должны посмотреть психиатр, педиатр, невролог, психолог, логопед — и все это в разные дни и зачастую в разных местах. Необходимо сдать основные анализы и ЭЭГ, запросить характеристику из учебного заведения, и кого-то еще просят принести «свежее» заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). У семьи уходит около месяца на сбор документов. А через 11 месяцев все начинается заново.

Автор: Артем Светлов 13-04-2020

Инвалидность для аутистов: благо или зло? Обсуждение инициативы Минобрнауки

Можно ли присваивать всем аутистам статус «инвалидность», принесет ли это пользу или вред и насколько серьезным отклонением в психике является аутизм, разбирался Indicator.Ru.

Что произошло?

15 декабря на заседании по инновациям в сфере образования в Совете Федерации министр образования и науки Ольга Васильева (совместно с министерством здравоохранения) предложила законодательно присвоить статус инвалидов «детям-аутистам». Данная инициатива поддерживается министерством здравоохранения. То, что в настоящее время дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) не причисляются к категории «ребенок-инвалид», препятствует организации специализированного обучения, так как в бюджете нет отдельной статьи расходов.

Что такое аутизм?

Аутизм (также детский аутизм) относится к группе расстройств аутистического спектра (РАС), куда также входят атипичный аутизм и синдром Аспергера. По данным ВОЗ на февраль 2016 года, РАС наблюдается у одного ребенка на 160. Некоторые признаки аутизма: сложности в общении с окружающими, ослабление или потеря социальных связей, погруженность в себя и неактивная реакция на внешний мир. Результаты многих исследований показали, что, если аутизм выявляется в раннем возрасте, после чего ребенок получает соответствующий уход, выраженность признаков снижается.

Обсуждая аутизм, каждый раз необходимо отвечать на некоторые морально-этические вопросы. Насколько это расстройство можно считать серьезным отклонением в психике, ограничивать ли общение детей с РАС и их нейротипических сверстников, возможен ли вариант инклюзивного образования? Следует принимать во внимание, что не всякий малыш, стремящийся к уединению, а не шумным играм, аутист, и не любой ребенок с диагностированным РАС полностью утратил контроль над собой.

«Ребенок-инвалид»

Согласно федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «инвалидом» признается тот человек, который «имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». В том же акте под «ограничением жизнедеятельности» понимается «полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью». Категория «ребенок-инвалид» снимается по достижении совершеннолетия.

После подтверждения инвалидности у ребенка ему и его семье гарантируются ежемесячные пособия. В 2016 году размер выплат детям-инвалидам составляет чуть менее 12 тысяч рублей. Помимо выплат, семьям предоставляются социальные льготы: получение необходимых лекарств и медицинских средств, путевки в санаторно-оздоровительные комплексы, бесплатный проезд, субсидии на квартплату. Все перечисленные льготы при желании семьи могут быть предоставлены в денежном эквиваленте. Родителям детей-инвалидов каждый месяц начисляют пособие по уходу — 5,5 тысяч рублей, опекунам — 1,2 тысячи рублей.

Человек с нервно-психическими расстройствами, к которым относятся, например, паралич с признаками слабоумия, олигофрения, нарушения мозгового кровообращения, приводящие к слабоумию, эпилепсия, может быть причислен к категории «инвалид».

Мнение экспертов

Татьяна Морозова, клинический психолог, эксперт Фонда «Обнаженные сердца»:

«Многие дети имеют те особенности, по которым ставится инвалидность. С другой стороны, если это юридический вопрос, причислять ли автоматически к инвалидам всех аутистов, то он не имеет решения. Дети разные, у некоторых особенности выражены в минимальной степени. Задача родителей — адекватно принимать классификацию, по которой инвалидность ставится.

Неадекватная система постановки диагноза «аутист» приводит к тому, что дети имеют все что угодно, кроме аутизма, в результате чего программа помощи не соответствует потребностям. То, что надо улучшать систему выявления и адекватно ставить диагноз в нормальном возрасте (это дало бы возможность получения адекватных услуг), в этом я совершенно согласна. Но адекватный диагноз и инвалидность — это разные вещи. Диагноз предполагает доступ к определенным услугам, которые специфичны под потребности, а они у всех разные.

Должно быть двустороннее развитие: с одной стороны, улучшение постановки диагнозов, с другой, внедрение современных доказанных методов помощи. Если это случится, то инициатива будет иметь смысл. Если диагноз приведет к тому, что родители пойдут по шарлатанам получать неадекватные услуги, будет очень плохо.

Это проблема, которая не имеет для всех одного решения. Очень важно, что мы об этом говорим. Но прежде чем принимать какие-то резкие решения, нужно провести оценку ситуации. Не хотелось бы, чтобы такая хорошая идея пошла людям во вред».

Наталья Захарова, практикующий врач-психиатр, к. м. н., сотрудник кафедры психиатрии и медицинской психологии Российского медицинского университета имени Н.И. Пирогова:

«В различных видах детского аутизма, требующих лечения, постоянной помощи, инвалидность устанавливается. Это не значит, что абсолютно всем аутистам надо давать инвалидность. Не все формы детского аутизма требуют вмешательства со стороны государственных органов, потому что многие аутисты не теряют трудоспособности, они могут и обучаться, и быть адаптированными в сообществе даже лучше, чем неаутисты».

В этой статье мы детально рассмотрим механизм получения статуса инвалида ребенком с диагнозом « аутизм », а также правила продления срока нетрудоспособности и льготы, предоставляемые государством детям-инвалидам и их родителям.

Основными «кандидатами» на получение статуса инвалида по аутизму являются дети с выраженными и стойкими изменениями психики, поведения, когнитивных способностей. Хотя проходить соответствующие освидетельствования могут и взрослые аутисты.

  • самообслуживания;
  • самостоятельной жизни в социуме;
  • самоконтроля;
  • обучения;
  • оплачиваемой трудовой деятельности.
  • Статус инвалида не дается аутисту «автоматически» – он может быть установлен только после комплекса обследований и наблюдения в динамике. То есть, если ребенок имеет диагноз «РДА легкой степени » и при этом вполне адаптирован к социальной жизни, статуса инвалида он не получит.

    Даже если аутичному малышу не требуется опека, ему обязательно нужна адекватная диагностика, эффективная реабилитация и хорошая корректирующая терапия. Денежная помощь, положенная как самому ребенку-инвалиду, так и ухаживающему за ним родителю, позволит обеспечить для малыша более качественное лечение и питание, попробовать новые терапевтические методики. То есть инвалидная справка не означает, что ребенок стал «не таким, как все» – она означает только то, что ребенок получит дополнительные возможности компенсировать имеющиеся дефицитные состояния и быстрее преодолеть проблемы со здоровьем.

    К слову, этот статус не предполагает никаких ограничений относительно выбора детсада или школы. В дальнейшем, если состояние ребенка улучшится и это будет подтверждено соответствующей медкомиссией , инвалидность можно будет снять.

    Группа инвалидности при аутизме определяется в соответствии со степенью нарушений органических функций в пределах 40–100%. Эти нарушения могут быть связаны с заболеваниями , последствиями травм и различными дефектами, которые ограничивают трудоспособность.

    Умственная отсталость (УО), по которой для ребенка будет устанавливаться окончательный диагноз и инвалидность, в зависимости от интенсивности проявлений делится по четырем степеням:

    (коэффициент интеллекта) Диагноз глубокая (IV) полное отсутствие ума идиотия тяжелая (III) 20—34% тяжелая умственная субнормальность умеренная (II) 35 – 49% имбецильность легкая (I) 50 – 69% дебильность Инвалидность присваивается только если диагностирована II, III или IV степень УО.

    Стойкость отклонений ума 1 90 – 100% 2 70 – 80% 3 40 – 60%

    Официально оформленная инвалидность при аутизме у детей дает право на получение государственной материальной помощи. А именно:

    • минус 50% на стоимость услуг ЖКХ;
    • Какие преимущества дает оформление инвалидности?

    • право посещать врачей без очереди;
    • право на домашнее обучение;
    • Работающая мама малыша-инвалида получает отпуск летом. Предоставив справку об инвалидном статусе ребенка, можно продлить отпуск на 4 дня. Также маму нельзя уволить без ее согласия (за исключением случаев трудовых нарушений с ее стороны), сократить, перевести в другой филиал.

      Как оформить инвалидность ребенку с аутизмом

      Перед тем, как оформить инвалидность по аутизму у ребенка , заранее внимательно ознакомьтесь с последовательностью необходимых действий, чтобы избавить себя и малыша от лишних трат времени и нервов. Установленный в РФ порядок оформления будет таким:

    • обращение в клинику по месту жительства для постановки диагноза. Обращаться нужно к неврологу или детскому психиатру. Если в вашей больнице нет профильного врача, нужно взять направление в областную клинику;
    • выдача специалистом направления на прохождение МСЭ. Кроме того, врач должен назначить прохождение различных анализов, лабораторных и инструментальных исследований, посещение других специалистов;
    • Параллельно можно оформить статус аутиста как ребенка с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии).

      Обследования для получения статуса «ребенок с ОВЗ» практически идентичны обследованиям для получения статуса «ребенок-инвалид», только в МСЭ обычно предоставляется больше данных. Чтобы получить статус ОВЗ, достаточно будет предоставить в ПМПК лишь подтвержденный основной диагноз и оценку степени интеллектуальных нарушений. В случае, если помимо них имеются и какие-либо прочие нарушения – их тоже следует указать в справке (форма 297).

    • в ИПР, выданной МСЭ просто указано, что ребенку необходимы специальные образовательные условия (без подробностей);
    • Заключение ПМПК может увеличить шансы того, что ребенка с аутизмом не «вытолкнут» из школы на надомное обучение или не поставят автоматом диагноз «умственная отсталость», чтобы не разрешить ему учиться вместе с другими детьми.

      Пакет документов должен состоять из:

    • свидетельство о рождении (если ребенок маленький) либо паспорт;
    • направление, оформленное лечащим врачом при подаче документов на комиссию (форма 088/y-06);
    • документацию, подтверждающая наличие отклонений по здоровью у ребенка;
    • психолого-педагогическую характеристику на ребенка, выданную в детском саду или школе, которые он посещает. Если же аутенок «домашний», это следует указать отдельно – тогда характеристика не потребуется.
    Смотрите так же:  Залог и поручительство гк рф

    Когда ребенок-инвалид достигнет 18-летия, диагноз «аутизм» может быть заменен «шизофренией», «умственной отсталостью» либо «расстройством личности». Также, можно поставить аутизм и у взрослых людей — обозначается кодом F84.1. Однако не исключено, что продлевая инвалидность 18-летнему аутисту родители могут столкнуться с нежеланием психиатра работать по мировому стандарту. Чтобы у ребенка остался диагноз «аутизм», родителям иногда приходится проявить повышенную настойчивость в процессе переосвидетельствования.

    Преимущества записи на курсы АВА-терапии

    КОНТАКТ

    Региональная общественная организация помощи детям с расстройствами аутистического спектра

    Региональная общественная организация помощи детям с расстройствами аутистического спектра

    Сделать пожертвование на развитие нашей деятельности

    Подпишитесь на нашу рассылку

    Победитель конкурса Фонда президентских грантов

    Ежегодный инклюзивный фестиваль

    Интерактивная карта и справочник

    Проект «Синдром Аспергера и аутизм»

    Льготы для семей, воспитывающих детей-инвалидов

  • Выплаты:
  • Социальная пенсия выплачивается детям-инвалидам на основании п. 2 ст. 11 ФЗ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». Размер пенсии составляет 8 704 рубля в месяц. Выплачивается Пенсионным фондом.
  • Ежемесячная денежная выплата на основании ст. 28.1 ФЗ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» в размере 1 544 рубля. При этом если гражданин имеет право на ежемесячную денежную выплату, предусмотренную другим федеральным законом (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), то ему предоставляется только одна из выплат. Выплачивается Пенсионным фондом.
  • Ежемесячная компенсационная выплата неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет и инвалидами с детства первой группы на основании Указа Президента РФ от 26.02.2013 N 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства первой группы» составляет для родителя (усыновителя) или опекуна (попечителя) 5500 рублей; для других лиц 1200 рублей. Из этого следует, что лицом, осуществляющим уход (ЛОУ) могут быть не только родители, но и иные лица, независимо от родства и совместного проживания с ребенком. Выплачивается Пенсионным фондом.
  • Дети-инвалиды имеют право на государственную помощь в виде набора социальных услуг (с 01.02.2016 стоимость составляет 995 рублей 23 коп.), в состав которого включено бесплатное лекарственное обеспечение (766 руб. 55 коп.), при наличии медицинских показаний санаторно-курортное лечение (118 руб. 59 коп.), а также бесплатный проезд междугородным транспортом к месту лечения и обратно, бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте (110 руб. 09 коп.). Вы можете как отказаться от получения одной услуги или всех сразу в пользу компенсации, так и получать ее в натуральном виде.
  • Льготы:
    • Инвалиды имеет право на оборудование занимаемого им жилого помещения специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.
    • Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов, исходя из нормативов потребления: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке (по холодной воде – 6,935 м3 на человека, по горячей воде – 4,745 м3 на человека, по отоплению 0,016 Гкал, на 33 м2 на семью состоящую из одного человека, на 42 м2 на семью состоящую из двух человек, на 18 м2 на каждого члена семьи на семью состоящую из 3 и более человек.); оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива — при проживании в домах, не имеющих центрального отопления. Данные меры не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.
    • Инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Минимальный размер взноса в каждом регионе разный, и устанавливается самим регионом.
    • Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Необходимым условием для предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства является состояние на учете как нуждающиеся в предоставлении жилого помещения. Предоставление участков для дачного хозяйства и садоводства зависит от регионального законодательства и наличия земельных участков.
    • Компенсация 50% стоимости полиса ОСАГО (многие регионы компенсируют не полностью). Для получения компенсации необходимым условием является внесение в индивидуальную программу реабилитации и абилитации ребенка-инвалида (ИПРА) нуждаемости в автомобиле (за счет собственных и иных средств). Правила выплаты регулируются нормативными актами субъектов РФ.
    • Оплату проезда к месту лечения и обратно на основании Приказа Минздравсоцразвития России от 05.10.2005 N 617 «О Порядке направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний». Оплачивается проезд на железнодорожном транспорте (поезда всех категорий, в том числе фирменные поезда в случаях, когда возможность проезда к месту лечения и обратно в поездах других категорий отсутствует, вагоны всех категорий, за исключением спальных вагонов с двухместными купе и вагонов повышенной комфортности); водный транспорт третьей категории; автомобильный транспорт общего пользования; авиационный транспорт (экономический класс) при отсутствии железнодорожного сообщения, либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом либо при наличии у инвалида, в том числе ребенка-инвалида, заболевания или травмы спинного мозга.
    • Санаторно-курортное лечение при отсутствии противопоказаний, что подтверждается справкой на получение путевки формы 070/у-04, выдаваемой педиатром. Вторая путевка той же стоимости и длительности выдается сопровождающему лицу. Также ребенок-инвалид имеет право на оплату проезда к месту лечения и обратно для себя и сопровождающего лица. Оплачивается проезд на железнодорожном транспорте (поезда всех категорий, в том числе фирменные поезда в случаях, когда возможность проезда к месту лечения и обратно в поездах других категорий отсутствует, вагоны всех категорий, за исключением спальных вагонов с двухместными купе и вагонов повышенной комфортности); водный транспорт третьей категории; автомобильный транспорт общего пользования; авиационный транспорт (экономический класс) при отсутствии железнодорожного сообщения, либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом либо при наличии у инвалида, в том числе ребенка-инвалида, заболевания или травмы спинного мозга.
    • Трудовые льготы
    • Работники, имеющие на своем попечении ребенка-инвалида, не допускается к работе в ночное время.
    • Направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни работников, имеющих детей-инвалидов, допускаются только с их письменного согласия.
    • Запрещается расторжение трудового договора по инициативе работодателя с одинокой матерью, воспитывающей ребенка-инвалида, а также с родителем, являющимся единственным кормильцем семьи с ребенком-инвалидом, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем; неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание; однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей: совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя; совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы.
    • Одному из родителей (опекуну, попечителю) ребенка-инвалида работодатель обязан устанавливать неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю по его просьбе.
    • Одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению.
    • Одному из родителей (опекуну, попечителю, приемному родителю), воспитывающему ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по его желанию в удобное для него время.
    • Работнику, имеющему ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, коллективным договором могут устанавливаться ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы в удобное для них время продолжительностью до 14 календарных дней. Указанный отпуск по письменному заявлению работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован отдельно полностью либо по частям. Перенесение этого отпуска на следующий рабочий год не допускается.
    • Льготы при получении образования
    • Льготы при поступлении в высшие учебные заведения:
    • Вступительные испытания для поступающих с ограниченными возможностями здоровья проводятся в отдельной аудитории. Число поступающих с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории не должно превышать: при сдаче вступительного испытания в письменной форме — 12 человек; при сдаче вступительного испытания в устной форме — 6 человек. Допускается присутствие в аудитории во время сдачи вступительного испытания большего числа поступающих с ограниченными возможностями здоровья, а также проведение вступительных испытаний для поступающих с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с иными поступающими, если это не создает трудностей для поступающих при сдаче вступительного испытания. Допускается присутствие в аудитории во время сдачи вступительного испытания ассистента из числа работников организации или привлеченных лиц, оказывающего поступающим с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с преподавателями, проводящими вступительное испытание).
    • Продолжительность вступительного испытания для поступающих с ограниченными возможностями здоровья увеличивается по решению организации, но не более чем на 1,5 часа.
    • Поступающие с ограниченными возможностями здоровья могут в процессе сдачи вступительного испытания пользоваться техническими средствами, необходимыми им в связи с их индивидуальными особенностями.
    • По заявлению поступающих о приеме, содержащего сведения о необходимости создания специальных условий, при проведении вступительных испытаний обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей поступающих с ограниченными возможностями здоровья:
      • 1) для слепых: задания для выполнения на вступительном испытании оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых, либо зачитываются ассистентом; письменные задания выполняются на бумаге рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых либо надиктовываются ассистенту; поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых;
      • 2) для слабовидящих: обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс; поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство; возможно также использование собственных увеличивающих устройств; задания для выполнения, а также инструкция по порядку проведения вступительных испытаний оформляются увеличенным шрифтом;
      • 3) для глухих и слабослышащих обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
      • 4) для слепоглухих предоставляются услуги тифлосурдопереводчика (помимо требований, выполняемых соответственно для слепых и глухих);
      • 5) для лиц с тяжелыми нарушениями речи, глухих, слабослышащих вступительные испытания, проводимые в устной форме, проводятся в письменной форме (дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, вступительные испытания при приеме в магистратуру — по решению организации);
      • 6) для лиц с нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей: письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту; ступительные испытания, проводимые в письменной форме, проводятся в устной форме (дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, вступительные испытания при приеме в магистратуру — по решению организации).
      • Дети-инвалиды имеют преимущественное право зачисления на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета за счет бюджетных ассигнований в пределах установленной особой квоты. Особая квота устанавливается организацией высшего образования в размере не менее чем 10% от общего объема контрольных цифр, выделенных указанной организации на очередной год, по каждой специальности и (или) направлению подготовки.
      • Дети-инвалиды имеют право на получение государственной социальной стипендии.
      • Дети-инвалиды имеют право на прием на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
      • Особенности прохождения государственной итоговой аттестации (ГИА):
      • Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся детей-инвалидов и инвалидов, а также тех, кто обучался по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, образовательная организация оборудуется с учетом их индивидуальных особенностей. Материально-технические условия проведения экзамена обеспечивают возможность беспрепятственного доступа таких обучающихся в аудитории, туалетные и иные помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений).
      • При проведении экзамена присутствуют ассистенты, оказывающие указанным обучающимся необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей, помогающие им занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание.
      • Указанные обучающиеся с учетом их индивидуальных особенностей в процессе сдачи экзамена пользуются необходимыми им техническими средствами.
      • Государственный выпускной экзамен по всем учебным предметам по их желанию проводится в устной форме.
      • Для слабослышащих обучающихся аудитории для проведения экзамена оборудуются звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования. Для глухих и слабослышащих обучающихся привлекается ассистент-сурдопереводчик.
      • Для слепых обучающихся: экзаменационные материалы оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера; письменная экзаменационная работа выполняется рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере; предусматривается достаточное количество специальных принадлежностей для оформления ответов рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер.
      • Для слабовидящих обучающихся экзаменационные материалы представляются в увеличенном размере, в аудиториях для проведения экзаменов предусматривается наличие увеличительных устройств и индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс.
      • Для глухих и слабослышащих, с тяжелыми нарушениями речи по их желанию ГВЭ по всем учебным предметам проводится в письменной форме.
      • Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей) письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением.
      • Во время проведения экзамена для указанных обучающихся организуются питание и перерывы для проведения необходимых медико-профилактических процедур.
      • Для обучающихся, имеющих медицинские показания для обучения на дому и соответствующие рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии, экзамен организуется на дому.
      • Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся детей-инвалидов и инвалидов, а также тех, кто обучался по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, продолжительность экзамена увеличивается на 1,5 часа.
      • Детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья при получении дошкольного и школьного образования обеспечиваются специальные условия обучения. Под специальными условиями понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
      • Налоговые вычеты (предоставляются работающим родителям, чей доход облагается налогом по ставке 13%). Налоговый вычет производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента, курсанта в возрасте до 24 лет. Налоговый вычет предоставляется в двойном размере единственному родителю (приемному родителю), усыновителю, опекуну, попечителю. Предоставление указанного налогового вычета единственному родителю прекращается с месяца, следующего за месяцем вступления его в брак. Налоговый вычет предоставляется родителям, супругу (супруге) родителя, усыновителям, опекунам, попечителям, приемным родителям, супругу (супруге) приемного родителя на основании их письменных заявлений и документов, подтверждающих право на данный налоговый вычет. При этом физическим лицам, у которых ребенок (дети) находится (находятся) за пределами Российской Федерации, налоговый вычет предоставляется на основании документов, заверенных компетентными органами государства, в котором проживает (проживают) ребенок (дети). Налоговый вычет может предоставляться в двойном размере одному из родителей (приемных родителей) по их выбору на основании заявления об отказе одного из родителей (приемных родителей) от получения налогового вычета. Налоговый вычет действует до месяца, в котором доход налогоплательщика превысил 350 000 рублей. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 350 000 рублей, налоговый вычет не применяется. Налогоплательщикам, имеющим право более, чем на один стандартный налоговый вычет, предоставляется максимальный из соответствующих вычетов. Уменьшение налоговой базы производится с месяца рождения ребенка (детей), или с месяца, в котором произошло усыновление, установлена опека (попечительство), или с месяца вступления в силу договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью и до конца того года, в котором ребенок (дети) достиг (достигли) возраста, указанного в абзаце одиннадцатом настоящего подпункта, или истек срок действия либо досрочно расторгнут договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, или смерти ребенка (детей). Налоговый вычет предоставляется за период обучения ребенка (детей) в образовательном учреждении и (или) учебном заведении, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в период обучения.
      • Налоговый вычет за каждый месяц налогового периода распространяется на родителя, супруга (супругу) родителя, усыновителя, на обеспечении которых находится ребенок, в следующих размерах: 1 400 рублей — на первого ребенка; 1 400 рублей — на второго ребенка; 3 000 рублей — на третьего и каждого последующего ребенка; 12 000 рублей — на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы.
      • Налоговый вычет за каждый месяц налогового периода распространяется на опекуна, попечителя, приемного родителя, супруга (супругу) приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок, в следующих размерах: 1 400 рублей — на первого ребенка; 1 400 рублей — на второго ребенка; 3 000 рублей — на третьего и каждого последующего ребенка; 6 000 рублей — на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы.
      • Налоговый вычет на обучение в сумме, уплаченной за свое обучение в образовательных учреждениях, — в размере фактически произведенных расходов на обучение, а также в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет, налогоплательщиком-опекуном (налогоплательщиком-попечителем) за обучение своих подопечных в возрасте до 18 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях, — в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 50 000 рублей на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя).
      • Налоговый вычет на лечение в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за медицинские услуги, оказанные медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, ему, его супругу (супруге), родителям, детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет, подопечным в возрасте до 18 лет (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утвержденным Правительством Российской Федерации), а также в размере стоимости лекарственных препаратов для медицинского применения (в соответствии с перечнем лекарственных средств, утвержденным Правительством Российской Федерации), назначенных им лечащим врачом и приобретаемых налогоплательщиком за счет собственных средств.
      • Региональные льготы (Москва)

      • Ежемесячная компенсационная выплата неработающему лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства в возрасте до 23 лет в размере 6 000 рублей.
      • Ежемесячная компенсационная выплата работающему лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом до 18 лет или инвалидом с детства до 23 лет в размере 6 000 рублей. Назначается одинокой матери (отцу); вдове (вдовцу); родителю, расторгнувшему брак с отцом (матерью) ребенка; родителю, в отношении ребенка которого установлено отцовство; одному из многодетных родителей; опекуну (попечителю) ребенка-инвалида или инвалида с детства в возрасте до 23 лет, оставшегося без попечения родителя. Ежемесячная компенсационная выплата устанавливается одному из приемных родителей и патронатному воспитателю (за исключением краткосрочного патроната), занятым уходом за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет.
      • Региональная социальная доплата к пенсии ребенку-инвалиду в возрасте до 18 лет. Размер доплаты определяется расчетным путем как разница между размером городского гарантированного минимума и размером получаемой ребенком-инвалидом социальной пенсии (по федеральным законам). Составляет 1500 руб. на детей до 1,5 лет и от 3 до 18 лет; 2500 руб. на детей от 1,5 до 3 лет.
      • Ежемесячная компенсационная выплата потерявшим кормильца детям-инвалидам в возрасте до 18 лет и инвалидам с детства в возрасте до 23 лет в размере 1450 рублей.
      • Ежемесячное пособие на ребенка. Право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей (усыновитель, опекун, попечитель) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста 18 лет в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величины прожиточного минимума.
      • Ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни в размере 675 рублей.
      • Льготы
      • Родители освобождаются от оплаты содержания детей-инвалидов в государственных дошкольных образовательных учреждениях.
      • Дети-инвалиды в возрасте до 18 лет, их родители (опекуны, попечители), лица, сопровождающие ребенка-инвалида, а также один из родителей инвалида с детства в возрасте до 23 лет, обучающегося в образовательном учреждении, имеют право на бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси).
      • На детей-инвалидов бесплатно отпускаются по заключению врачей медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы продукты детского питания. Для детей-инвалидов от одного до трех лет это детские молоко, кефир, творог, фруктовый сок, фруктовое пюре. Для детей до года детское питание по возрасту, включая молочные смеси. Для детей-инвалидов от 3 до 18 лет молоко в количестве 18 л в месяц.
      • Дети-инвалиды имеют право на бесплатное посещение музеев, выставочных залов, парков культуры и отдыха, зоопарка, находящихся в ведении Правительства Москвы.
      • Детям-инвалидам и инвалидам с детства в возрасте до 23 лет предоставляется право на безвозмездное пользование платными физкультурно-оздоровительными и спортивными услугами, оказываемыми учреждениями, входящими в городскую государственную систему физической культуры и спорта, в порядке, установленном Правительством Москвы.
      • Бесплатный проезд на пригородном транспорте, кроме такси и маршрутных такси. Также право бесплатного проезда имеет сопровождающий ребенка-инвалида.
      • Дети-инвалиды имеют право на бесплатное зубопротезирование (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики).
      • Продуктовый сертификат стоимостью 1000 рублей на одного ребенка-инвалида (выдается РУСЗН или ТЦСО).
      • Ряд торговых предприятий (продуктовые, обувные, парфюмерные, зоологические магазины, аптеки) предоставляют скидки при предъявлении социальной карты москвича. Полный перечень таких предприятий можно получить в РУСЗН.
      • Вещевая помощь, выдаваемая в ТЦСО или РУСЗН.
      • Парковочное удостоверение инвалида. Позволяет парковаться на местах, предназначенных для парковки инвалидов, в зонах платной парковки бесплатно. Для этого машина, перевозящая инвалида, должна быть зарегистрирована в городском реестре автомобилей, перевозящих инвалида, оборудована съемным знаком «Инвалид», соответствующем ГОСТу. Для оформления парковочного удостоверения необходимо обратиться в МФЦ.
      • Компенсация 50% стоимости полиса ОСАГО из федерального бюджета, а также не более 1980 рублей из городского бюджета. Для получения компенсации необходимым условием является внесение в индивидуальную программу реабилитации и абилитации ребенка-инвалида (ИПРА) нуждаемости в автомобиле (за счет собственных и иных средств). Компенсация выплачивается РУСЗН.
      • От уплаты транспортного налога освобождаются один из родителей (усыновителей), опекун, попечитель ребенка-инвалида — за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанных категорий, с мощностью двигателя свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт).
      • Автор: Кудрявцева Наталия Николаевна, юрист, руководитель юридического управления, член Совета МГАРДИ

        Инвалидность при аутизме

        Многие родители не желают оформить инвалидность ребенку-аутисту из-за собственных предубеждений, считая статус инвалида неким «клеймом» или «приговором» для малыша . На самом деле ситуация обстоит далеко не так трагично, ведь полученную справку совсем не обязательно показывать всем и каждому, а инвалидность по аутизму у ребенка не предполагает посещения только спецсада или спецшколы.

        К тому же официально оформленная инвалидность дает право на получение различных льгот и государственной финансовой помощи , которая станет не лишним материальным подспорьем для лечения ребенка. В случае улучшения его состояния инвалидность вполне может быть снята.

        Дают ли инвалидность детям с аутизмом?

        До 2014 года самым распространенным основанием для оформления детской инвалидности были различные врожденные аномалии и пороки. В настоящее время «лидирующее» место заняли психические и поведенческие расстройства, включая РДА (ранний детский аутизм). Инвалидность по расстройствам аутистического спектра с марта 2020 г. стала устанавливаться либо на 5-летний срок (минимум), либо бессрочно, до достижения ребенком 18-летнего возраста (см. постановление № 339 правительства РФ). Ранее минимальный срок составлял 1 год, а постановление о его увеличении было принято в связи со сложностями прохождения аутистами ежегодных медкомиссий для подтверждения статуса.

        Главные критерии для присвоения инвалидного статуса подразумевают невозможность:

          Обычно аутистическая инвалидность присваивается ребенку лишь после того, как он пройдет определенное лечение под наблюдением специалиста, и это лечение не поможет. Лишь в этом случае доктор может убедиться в выраженной стойкости расстройств функционального развития, не поддающихся «классической» коррекции. Пациент должен будет пройти терапию, в процессе которой врач сможет установить степень его умственной отсталости, выражающуюся в процентах. Если этого не сделать – определение группы инвалидности будет невозможным.

          Также медицинская комиссия не присвоит ребенку статус инвалида если диагноз «аутизм» будет поставлен без предварительных наблюдений и терапии, поскольку в этом случае невозможно оценить степень стойкости заболевания.

          Стоит ли оформлять инвалидность по аутизму?

          Если состояние здоровья ребенка-аутиста соответствует условиям установления инвалидности, то оформить ее, разумеется, стоит. Причитающаяся «официальному» инвалиду материальная помощь от государства не будет лишней даже в семье, не испытывающей финансовых затруднений.

          Какая группа инвалидности при аутизме у детей

          Группа присваивается на основании такого критерия, как стойкость умственных отклонений ( считается в процентах):

          Материальная помощь при оформлении инвалидности аутисту

        • минус 50% на стоимость сезонного проезда на всех видах транспорта;
        • бесплатный проезд общественным транспортом;
        • бесплатные: медикаменты, посещение детсада, санаторно-курортная выездная реабилитация, посещение государственных музеев, зоопарков и т. д.
        • Инвалидность для детей-аутистов предполагает получение не только денежных дотаций, но и различных социальных льгот, таких как:

        • право попасть в детсад без очереди (в том числе в логопедическую группу или сад);
        • право на бесплатное обучение профессии и др.
        • Если родители инвалида живут в квартире или доме, которые находятся в плохом или аварийном состоянии, им должна быть предоставлена возможность обеспечения жильем с более подходящими для ребенка условиями.

          С более полным списком льгот можно ознакомиться на сайте Московской городской ассоциации родителей детей-инвалидов (МГАРДИ). Различные дополнительные сведения , касающиеся льгот и преференций, родители должны уточнять в учреждениях соцзащиты своего города.

          Региональная общественная организация (РОО) «Контакт» уже занимается созданием электронной карты, отражающей основные алгоритмы получения помощи для маленького аутиста в разных регионах, городах и отдельных районах крупных городов.

          Документ оформляется через медико-социальную экспертизу (МСЭ) без стационара . Все необходимые обследования можно проходить амбулаторно.

        • еще одно посещение лечащего врача , который выдаст направление на МСЭ – уже с результатами комплексного обследования;
        • прохождение комиссии МСЭ . Комиссия изучает подготовленные доктором документы, присваивает соответствующую группу инвалидности и рекомендует определенный план реабилитации;
        • получение пенсионного удостоверения . Чтобы получить его, необходимо посетить Пенсионный фонд и предоставить там документы, выданные на комиссии МСЭ. Оформление пособий осуществляется в отделе соцзащиты, а оформление ИПР (индивидуальной программы реабилитации) – в учреждении социального страхования.
        • Отметим, что психиатр или невролог может назначать ребенку дополнительные обследования или тестирования. Проведение всех этих процедур должно быть четко обосновано врачом, чтобы родители понимали их необходимость.

          Отличия статусов инвалида и ребенка с ОВЗ состоят в следующем:

        • в заключении ПМПК эти условия подробно расписаны, а потому данный документ является основным для детсада и школы .
        • Перечень документов для оформления инвалидности для детей аутистов

          1. заявления от родителя (опекуна) о желании провести медико-социальную экспертизу;
          2. Как продлить срок инвалидности?

            Для продления необходимо:

          3. пройти переосвидетельствование инвалидности (весь цикл, описанный выше);
          4. к полученным документам приложить заключение прошлой МСЭ (розовый листок).
          5. Если вы воспитываете аутенка, в процессе воспитания у вас закономерно возникают сотни вопросов, которые не задал бы родитель нейротипичного малыша. Например – слышит ли меня мой ребенок, слушает ли? Как лучше установить с ним контакт – при помощи слов или, наоборот, только молча? И так далее. Связь аутичных детей с матерями далеко не всегда устанавливается сама собой, а потому родителям нужно обучаться специальным методикам, которые будут помогать им не только общаться со своими малышами, но и обучать их, социализировать, играть с ними и т. д.

            Методика АВА (Applied Behavior Analysis – прикладной анализ поведения) разработана как раз для налаживания контакта с маленьким аутистом, решения разных бытовых проблем, работы с поведением и проработки множества прочих вопросов, ежедневно возникающих у родителей. Например, при помощи АВА можно приучить малыша к горшку, приспособиться к пищевой избирательности, научить глазному контакту, справиться со стереотипиями, стимами, эхолалией и т. д.

            Минимальный объем коррекционных занятий для достижения видимого результата составляет 20 часов в неделю (а еще лучше – 30 или больше). Но постоянно водить ребенка куда-то для того, чтобы он получил качественную психолого-педагогическую помощь – затратно и утомительно, как для родителя, так и для самого ребенка. Оптимальным выходом станет предоставление этой помощи самими родителями в течение каждого дня и каждого часа жизни малыша.

            Разумеется, походы к специалисту тоже должны присутствовать в расписании на неделю. Но, если специалист делает что-то одно, а дома делается абсолютно другое – положительного результата можно не ждать. В коррекционной работе должна участвовать вся семья аутичного ребенка, а не только специалист. Именно поэтому настолько высоко востребованы курсы дистанционного обучения АВА-терапии – после прохождения онлайн-обучения родители сами становятся специалистами и начинают оказывать малышу ежедневную профессиональную помощь, со знанием дела адаптируя его к нормальной жизни в социуме.

            Добавить комментарий

            Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

            Priuta.ru © 2020

            Тема от WP Puzzle

          Степень УО