Льготы для госслужащих в рб

Проблемы госслужащих: усиление ответственности и отток кадров

Служение государству никогда не было простой и приятной задачей. Смелые люди, занимающие государственные должности, постоянно на виду, не могут терять самоконтроля, должны ограничивать свои желания. Тем не менее в проекте нового Закона о госслужбе предлагается обновить обязанности государственных служащих и усилить их ответственность за служебные нарушения.

Неоднократно приходилось слышать мнение, что поступить на госслужбу, как бы идеалистично это ни звучало, людей мотивирует желание сделать страну лучше. Они приходят в эту сферу со своими идеями и верой в то, что их можно реализовать, а также осознавая, что государственная служба – это, прежде всего, служение внешним, а не соб­ственным интересам. Если человек ориентируется на повышение материального уровня, то ищет работу преимущественно в реальном секторе экономики. Здесь же изначальная мотивация к финансовой свободе стремится к нулю.

Госслужащим является гражданин республики, занимающий государственную должность, наделенный соответствующими полномочиями и выполняющий служебные обязанности за вознаграждение из средств республиканского или местных бюджетов либо других предусмотренных законодательством источников финансирования.

Государственные служащие работают в Палате представителей и Совете Республики Национального собрания, Правительстве, Конституционном, Верховном, Высшем Хозяйственном Судах, Администрации Президента, органах Комитета гос­контроля, прокуратуры, в Нацбанке, министерствах, республиканских ор­ганах госуправления (их территориальных подразделениях), дипломатических представительствах, консульских учреждениях и миссиях РБ, местных Советах депутатов, государственных нотариальных конторах, таможенных органах и т.д.

С 2013 г. в результате оптимизации численности госаппарата количество государственных служащих сократилось с 54 тыс. до 37 тыс. человек, то есть более чем на 30%. Идея сокращения заключалась в том, чтобы поднять статус и материальное состояние госслужащих, параллельно усилив их ответственность. В результате номинальная начисленная среднемесячная зарплата, например, в государственном управлении, выросла с 590,9 руб. в 2013 г. до 999,3 руб. на начало 2020 г.

В определенный момент, когда росли зарплаты в реальном секторе экономики, престиж госслужбы стал падать, и отток кадров усилился. Но и сейчас лучшие кадры вымывает сфера ИТ, причем не только из госслужбы, но из науки, педагогики и т.д.

Реально происходит также перераспределение функций и поиск места государственного аппарата в системе управления государством. Президент все чаще говорит о том, что общество, НКО и коммерческий сектор тоже должны участвовать в движении и нести ответственность за развитие страны. В связи с этим возникают вопросы взаимодействия, полномочий, ограничения обязанностей госслужащих, определения объема нагрузки.

Ограничения новые и старые

Общие требования к госслужащим, в т.ч. к их профессиональным компетенциям, прописаны в Законе «О государственной службе в Рес­публике Беларусь». Кроме того, они определены в ведомственных положениях, должностных инструк­циях.

«Сегодня требования к государственным служащим возрастают. Например, в проекте нового Закона о госслужбе предлагается ус­ложнить процесс выхода из сектора. Не уверен, что это хорошая идея. Если человек решил уйти, он все равно найдет способ это сделать. К тому же, если он не приемлет свою работу, то и мотивации к эффективному выполнению обязанностей у него уже нет», – поясняет нам кандидат политических наук Александр Филиппов.

Для госслужащих ст. 22 Закона о госслужбе установлены ограничения, связанные с работой. Например, нельзя заниматься предпринимательской деятельностью, управлять коммерческой организацией, участвовать в забастовках и др. Ограничения для госслужащих – это нормальная практика. Они позволяют четко и однозначно избежать конфликта интересов.

В мире существуют разные подходы к госслужбе, но обычно, чем больше полномочий у госаппарата, тем чаще могут возникать злоупотребления. Наша вертикаль имеет широкие полномочия, поэтому и Закон о гос­службе жесткий. Коррупционные скан­далы возникают не потому, что в законе есть дыры, а потому что он грубо нарушается.

Президент недавно высказал идею увязать материальное положение госслужащих с ростом или падением жизненного уровня населения. Очевидно, что законодатели постоянно ищут баланс между нематериальными факторами и материальным стимулированием, понимая, что одними идеалами человек сыт не будет. Экономические бонусы госслужащего растянуты во времени: рост зарплаты с выслугой лет, солидное пенсионное обеспечение и т.д. Впрочем, пока нет дискуссии насчет привязки зарплат госслужащих к конкретному отраслевому показателю в области оплаты труда или одному из общих социальных нормативов.

Планируется также сформулировать этические требования к поведению должностных лиц в служебное и внеслужебное время, в социальных сетях. Есть информация, что параллельно с поправками в Закон о госслужбе разрабатывается этический кодекс госслужащего. Пока удалось выяснить, что в новом проекте Закона о госслужбе этот кодекс присутствует как часть документа, приложение.

«Но отношение к нему неоднозначное, потому что идея об этическом кодексе – результат лоббистской работы ряда негосударственных организаций под влиянием идеи наличия аналогичных кодексов в ряде западных государств и кое-где на постсоветском пространстве. Гос­служба на Западе серьезно отличается объемом полномочий, фактом подотчетности госслужащих гражданам страны и т.д. К тому же западная госслужба более политизирована, а казусы и ситуации, не урегулированные государством, там возникают чаще.

Дискредитация представителя определенной политической силы дискредитирует всю силу и используется в политической борьбе. У нас этого нет. Причем требования к госслужащим и их ответственность перед законом у нас выше и более четко регламентированы. Ужесточать их через введение этического кодекса равнозначно механическому закручиванию гаек. Логичнее было бы развивать положения, не допускающие конфликта интересов», – считает А. Филиппов.

Где учат министров

Подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации государственных служащих занимаются Академия управления при Президенте РБ и ее структурные подразделения. Образование I ступени в Институте государственной службы можно получить только по одной специальности – «Государственное строительство», набор по которой составляет 25 человек в год на условиях госзаказа. Есть еще ряд специальностей переподготовки только на условиях госзаказа, например, «Информационно-аналитическая работа в системе органов государственного управления».

По другим направлениям работы с 2014–2015 гг. в среднем соотношение бюджетной и платной форм переподготовки составляет 50/50. За последние 5 лет подготовку/переподготовку прошли 4,6 тыс. слушателей, повышение квалификации – более 17 тыс.

Академия управления различными формами обучения охватывает прак­тически всех государственных служащих, руководителей и лиц, состоящих в резерве. Кроме того, здесь работают со слушателями, не являющимися госслужащими, – это со­трудники силовых органов, представители БРСМ, руководство вузов, СМИ и т.д.

В методике преподавания Академия все сильнее акцентируется на практике, что подразумевает приглашение преподавателей-практиков и выезд­ные занятия для знакомства с прорывными технологиями. Ее парт­нерами являются EPAM, Минский трак­торный завод, холдинг «АМКОДОР», агрокомбинат «Дзержинский», Парк высоких технологий и т.д. В технологии обучения используются такие инструменты, как, например, деловые игры, направленные на развитие навыков комплексного решения управленческих задач, и другие.

Руководитель, каким бы ни было его образование, сталкивается с задачами, к решению которых не может подготовить ни один вуз: координация финансовых потоков, подбор кадров, управление персоналом, материальное обеспечение, взаимодействие с вышестоящими органами и в целом с внешним контуром, оперативное реагирование на изменения законодательства, идеологическая работа, противодействие кор­рупции и т.д. Руководители проходят переподготовку 1 раз в 3 года, в то время как в других специальностях – раз в 5 лет.

На безвозмездной основе курсы в Академии читают министры и их заместители, заместители главы Администрации Президента, Генеральный прокурор РБ, Председатель Цент­ральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов и др. Кроме того, на повышении квалификации (а это около 2,3 тыс. человек в год) ежегодно заняты еще более 300 различных преподавателей. Среди них представители различных сфер экономики, в т.ч. реального сектора.

Льготы госслужащим в рб

Согласно ему, коэффициент, применяемый при определении размера платы за пользование жилыми помещениями коммерческого использования республиканского жилищного фонда, предоставляемыми госслужащим из перечня должностей госслужащих, дающих право на получение арендного жилья, составит 0,3.

Как сообщал Телеграф, план строительства жилья с господдержкой на 2015 год скорректирован. Постановлением правительства № 1055 запланирован ввод жилья 2,5 млн квадратных метров с господдержкой, однако с учетом возможностей прогноз строительства скорректирован в меньшую сторону — примерно на 30%.

Государственным служащим Беларуси запретят пользоваться льготами и преимуществами, предоставляемыми иностранными государствами в связи с политическими, религиозными взглядами или национальной принадлежностью, и получать документы, дающие такие льготы и преимущества. Законопроект, которым вносятся соответствующие поправки в закон о государственной службе, планируется принять в первом чтении сегодня на заседании Палаты представителей, сообщает корреспондент БЕЛТА.

В частности, перечень ограничений, связанных с госслужбой, дополняется запретом на получение льгот и преимуществ от иностранных государств. При этом закрепляется обязанность государственных служащих передать документы о таких льготах в кадровую службу государственного органа. Несоблюдение этих требований будет являться основанием для освобождения госслужащего от занимаемой должности.

В соответствии с предлагаемыми законопроектом поправками при поступлении на госслужбу гражданин, который имеет подобные документы, будет обязан их передать в кадровую службу одновременно с принятием решения о назначении его на государственную должность.

Разработчики поправок считают, что таким образом удастся устранить конфликт интересов при прохождении госслужбы. Ведь основной функцией госслужащего является служение государству. Поэтому совершение каких-либо активных действий в интересах другого государства с целью получения документов о льготах и преимуществах противоречит интересам госслужбы в Беларуси.

Государственным служащим Беларуси запретят пользоваться льготами и преимуществами, предоставляемыми иностранными государствами в связи с политическими, религиозными взглядами или национальной принадлежностью, и получать документы, дающие такие льготы и преимущества. Законопроект, которым вносятся соответствующие поправки в закон о государственной службе, принят сегодня в первом чтении на заседании Палаты представителей, передает корреспондент БЕЛТА.

В частности, перечень ограничений, связанных с госслужбой, дополняется запретом на получение льгот и преимуществ от иностранных государств. При этом закрепляется обязанность государственных служащих передать документы о таких льготах в кадровую службу государственного органа.

Несоблюдение этих требований будет являться основанием для освобождения госслужащего от занимаемой должности. В соответствии с предлагаемыми законопроектом поправками при поступлении на госслужбу гражданин, который имеет подобные документы, будет обязан их передать в кадровую службу одновременно с принятием решения о назначении его на государственную должность.

Те из госслужащих, кто в настоящее время имеет подобные документы, в случае принятия поправок должны будут в течение месяца с момента вступления закона в силу передать их в кадровую службу.

Депутаты также приняли сегодня поправки в закон о мобилизационной подготовке и мобилизации и в закон о государственном и мобилизационном материальных резервах.

Какие льготы и преференции есть у депутатов и высокопоставленных чиновников, мы спросили у них самих. Попросив не называть.

Обитателям Думы — причём как депутатам, так и сотрудникам аппарата — положен довольно существенный объём приятных бонусов. Так, например, выходные в одном из подмосковных пансионатов обойдутся им всего лишь в 500 руб. в сутки плюс 350 руб. за обед. Притом что коммерческая цена такой услуги — от 6 тыс. руб. С таким же громадным дисконтом от коммерческой цены, как подтвердил АиФ один из думцев, можно уехать и на юга. Путёвки в санатории Управления делами Президента распределяют сначала среди депутатов. Рядовые аппаратчики тоже могут претендовать на место в подмосковной или черноморской здравнице, но по остаточному принципу. Если же здоровье в пансионатах поправить не удалось, обитателей Охотного Ряда ждут в поликлинике УДП и Центральной клинической больнице.

В ЦКБ меня даже как-то оперировали, — рассказал АиФ действующий депутат Госдумы, представляющий один из регионов. — Так как своего жилья в столице нет, мне предоставили квартиру: двухкомнатную, 80 кв. метров. ЖКХ оплачиваю за свой счёт. Вместо квартиры можно снять ведомственный дом в ближайшем Подмосковье — за 50 тыс. руб.

Высший уровень 4%, ок. 50 тыс. чел. — 580 000

Средний уровень 63%, ок. 600 тыс. чел. — 30 000

Младший уровень 33%, ок. 300 тыс. чел. — 8000

Дорого? Коммерческие цены на аренду домов в Подмосковье намного выше. Такой же дом для обычного Россиянина будет стоить не меньше 150-200 тыс. руб. в месяц. С другой стороны, даже такие траты намного больше депутатской зарплаты. Или нет? В декабре на руки получилось около 150 тыс. руб. — продолжает народный избранник. Но это было с премиями, в январе получилось около 130 тыс..

Кроме того, депутаты пользуются безлимитной мобильной связью. На 2012 год Дума на услуги связи закладывала 143 млн руб. Народные избранники могут за бюджетный счёт останавливаться в дорогих гостиницах (можно жить и за 7 тыс. в сутки — никто слова не скажет), по самым дорогим тарифам передвигаться по стране в бизнес-классе самолётов и самых дорогих вагонах поездов. В столице к их услугам думский автопарк.

Кстати, с недавних пор автотранспорт Госдуме предоставляет частная компания, отбираемая по конкурсу. В 2012 г. такой конкурс сразу на три года вперёд выиграла одна из дочек компании ГЕМА. Судя по конкурсной документации, за думской верхушкой — руководителями фракций, комитетов и т. д. — 115 автомобилей представительского класса типа Ауди А8 закреплены персонально. То есть машины находятся в круглосуточном распоряжении думских начальников и обходятся бюджету в пересчёте на месяц в 350 тыс. руб. каждая. Рядовые депутаты могут пользоваться служебными Шкода Суперб в режиме такси. Каждая из них обходится бюджету в 300 тыс. руб. в месяц. Но в Думе говорят, что с гаражом можно договориться и, доплачивая водителю из своих, превратить такое такси в полноценный персональный транспорт.

Но надо понимать, — говорит депутат, — что около 70% членов Госдумы живут не на зарплату, совковыми санаториями и клиниками не пользуются, предпочитая и отдыхать, и лечиться за границей. Имея параллельный бизнес, можно заработать совсем другие деньги, а не два жалких депутатских миллиона в год.

Не ахти какой, конечно, гламур и сервис, не заграница, но раз дают — не отказываться же. — в свою очередь рассказала корреспонденту АиФ супруга одного из начальников департамента в рядовом министерстве. — Мама с детьми летом бесплатно провели месяц в ведомственном санатории. Бесплатную медстраховку удалось выбить и на меня, и на детей. В страховку, по её словам, входили госпитализация, стоматология, ну и вообще почти всё. К слову, стоимость полного страхового полиса может составлять до 500 тыс. руб. в год. А ещё у мужа от министерства водитель с машиной — детей по школам развозит.

Смотрите так же:  Какой налог на 160 л.С.

К счастью, отдавать себя в руки врачей за последние годы пришлось лишь раз, — рассказал АиФ один из высокопоставленных чиновников, недавно ушедший из правительства. — Но я знал, что, например, в любой момент могу позвонить по заветному номеру и за мной приедет специальная скорая, которая отвезёт меня не в обычную, а в правильную больницу — Мичуринку, принадлежащую УДП. Персональная машина — само собой. Настоящая льгота — это возможность получить несколько миллионов рублей субсидии на улучшение жилищных условий (как и какие субсидии министерства и ведомства раздают своим сотрудникам, АиФ расскажет в одном из ближайших номеров — Ред.). Формальным окладом я даже не интересовался: на руки в месяц выходило около 120 тыс. руб. С премиями — около 3 млн в год. В Минфине министр одному из своих заместителей несколько лет назад, говорят, выписал годовую премию аж 8 млн рублей.

Чиновники выбивают себе льготы, общество возвращает зарвавшихся за красные флажки — этой забавой увлекаются, похоже, во многих странах. Так, зарплата немецкого министра на наши деньги — около 500 тыс. руб. в месяц (плюс доплаты). Она облагается подоходным налогом. Но свободна от отчислений в пенсионный фонд, хотя экс-министрам положена солидная по местным меркам пенсия — до 300 тыс. руб. в месяц. Медицина в ФРГ платная, чиновники на свои покупают медстраховку. Высокопоставленным положен служебный транспорт, но каждый факт использования его в личных целях — скандал. А вот в Британии министру транспорта под давлением граждан недавно и вовсе пришлось отказаться от персонального авто (которое обходилось бюджету — на наши деньги — в 400 тыс. руб. в месяц). На работу он теперь ездит на. электричке. Заодно вникает в проблемы общественного транспорта. Сенаторы в США (зарплата в пересчёте около 440 тыс. руб. в месяц) — как в недавнем прошлом Российские депутаты — гарцуют на лимузинах с блатными номерами. Они, впрочем, нужны для заезда на парковку. А вот от полицейских, как у нас, не спасают. Ведомственных санаториев в Штатах нет, чиновникам в качестве бонуса положена базовая медстраховка. А вот американским послам с недавних пор ради экономии не оплачиваются перелёты в бизнес-классе.

Институт социологии РАН

Важно понять, что же в поведении чиновников вызывает негативное отношение к ним общества, что раздражает людей больше всего, и как связана с этим пресловутая проблема льгот и привилегий чиновников?

Не будем повторяться о противостоянии чиновничества и общества. Перейдем на микроуровень и посмотрим на проблему с другой стороны — через особенности восприятия Россиянами не столько бюрократии, как особого социального слоя, а сколько со стороны поведения отдельных его представителей.

В адрес чиновников нередко выдвигаются упреки в том, что они невнимательны, продажны и грубы, население склонно соглашаться с этими упреками. Подавляющее большинство Россиян — 86,5% населения воспринимает чиновников именно как невнимательных, грубых и продажных людей. При этом среди населения наиболее критичны к чиновникам те, кто не хочет сам работать в системе госуправления. В то же время большинство государственных служащих придерживаются прямо обратной точки зрения, хотя треть даже среди них соглашается с этими упреками (см. рис. 21).

Согласие с оправданностью упреков в адрес чиновников в том, что они невнимательны к людям, грубы и продажны (в %)

С упреками в адрес чиновников чаще соглашаются Россияне, которые сталкиваются с их работой, что позволяет говорить об адекватности такой оценки. Кроме того, среди Россиян, кто считает чиновников невнимательными и грубыми, большинство уверены, что сегодняшние чиновники оказывают отрицательное влияние на политику страны, а три четверти опрошенных утверждают, что чиновники не столько способствуют решению проблем и обеспечивают эффективное развитие страны, сколько мешают этому развитию. Таким образом, те Россияне, которые считают, что чиновники наделены негативными человеческими качествами, обвиняют их и в торможении развития России, и в негативном влиянии на политические процессы, происходящие в ней, т. е. личные претензии к чиновникам, сформировавшиеся в значительной степени на собственном жизненном опыте, оказывают значимое воздействие на политические взгляды и позиции Россиян.

При общем довольно негативном настрое по отношению к чиновникам, треть из тех, кто считает упреки в их адрес оправданными, все-таки согласна и с утверждением о том, что сейчас из чиновников часто незаслуженно делают козлов отпущения, возлагая на них ответственность за все негативные процессы, происходящие в стране .

Важно отметить, что среди Россиян, обвиняющих чиновников в грубости и невнимательности, практически две трети говорят о том, что в государственном аппарате тоже есть разные люди. Таким образом, на персональном уровне Россияне способны еще проявлять толерантность к чиновничеству. Однако, в портрете типичного чиновника, складывающемся у большинства Россиян, все же заметно преобладают негативные качества.

В этой связи возникает вопрос: в чем сами Россияне видят причину грубости, невнимательности, продажности чиновников? Являются ли причиной этого особенности системы, которая заставляет людей меняться и вести себя определенным образом, или в чиновники изначально идут люди, обладающие негативными качествами?

Как видно на рисунке 22, наиболее популярным среди населения является вариант ответа на данный вопрос: ощущение власти меняет людей в худшую сторону (с ним соглашаются 35,5% населения). Однако сами государственные служащие не разделяют таких взглядов. Они в меньшей степени склонны утверждать, что в чиновники изначально идут люди, обладающие не самыми лучшими человеческими качествами, хотя среди населения в целом более 20% придерживаются именно такого мнения. Наиболее популярно среди госслужащих объяснение — поведение чиновников связано с особенностями системы, которая меняет их в худшую сторону. С этим, кстати сказать, согласна и треть обычного населения. Кроме того, взаимосвязь поведения чиновников с перегрузками и стрессами отмечают 28,0% государственных служащих, в то время как среди всего населения эта доля составляет всего лишь 5,7%.

Заметим, Россияне в возрасте до 40 лет, чаще говорят, что ощущение власти и возможности влияния меняют людей в худшую сторону. Россияне старше 40 лет склонны утверждать, что в чиновники изначально идут люди, обладающие не самыми лучшими качествами. Среди тех, кто по возрасту младше 40 лет, с первым утверждением согласны 40,5%, старше 40 лет — только 31,9%. При этом со вторым утверждением соглашаются лишь 15,6% Россиян младше 40 лет и 25,4% — старше 40 лет. Старшее поколение чаще связывает отрицательное поведение чиновников с селекцией в органы власти, в которые изначально попадают люди с негативными качествами.

Как выглядит портрет типичного Российского чиновника, сложившийся в глазах Россиян и госслужащих?

Личные качества, характерные, по мнению Россиян, для большинства нынешних чиновников (в %)

11.10. Поощрения и льготы государственных служащих

1) объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения

2) награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или вручением ценного подарка

3) иные виды поощрения и награждения государственного органа

6) поощрение Президента РФ

Льготы государственного служащего – установленные законодательством и обеспеченные государством преимущества материального, организационного и иного характера, предоставляемые государственным служащим в связи с исполнением ими служебных обязанностей.

Пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков назвал введение льгот на лекарства информацией, не соответствующей действительности.

Эти 120 человек, по словам Герасименко, и раньше имели право на льготы, но в связи с переходом на новые правила бюджетного финансирования потребовалась техническая корректировка существующей нормативно-правовой базы, так как расходы на медицинскую помощь этому контингенту закладываются в бюджет Управления делами президента.

В список «льготников» попали сотрудники администрации президента, аппарата правительства, Совета Федерации и Госдумы, министры, сенаторы, судьи и работники аппарата Конституционного и Верховного судов, высокопоставленные сотрудники Генпрокуратуры, Следственного комитета, Счетной палаты и множество других позиций. По данным Росстата, на конец декабря 2014 года численность работников, занимавших должности гражданской службы в федеральных госорганах, составила 39,7 тысячи человек.

Какие льготы полагаются государственным служащим: список

Работа госслужащих обеспечивает деятельность государственного аппарата и выполнение им всех необходимых функций. От их профессионализма во многом зависит развитие государства, а в некоторых случаях – и само его существование. Неудивительно, что законодательство практически всех стран предусматривает для них различные привилегии. Рассмотрим, какие льготы полагаются государственным служащим в РФ.

Трудовые льготы

Законодательство о труде предусматривает для госслужащих более продолжительную длину отпуска. Это предусмотрено ст. 46 закона от 27.07.94 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе».

Во-первых, основной отпуск госслужащих составляет не 28, а 30 календарных дней.

Во-вторых, они имеют право на дополнительный отпуск в зависимости от стажа:

Кроме того, при ненормированном рабочем дне госслужащий получает еще три дополнительных дня к отпуску.

В случае сокращения штатов или ликвидации государственной структуры госслужащий имеет преимущественное право занять вакантную должность в других государственных учреждениях (ст. 31 закона № 79-ФЗ).

Также в определенном смысле «трудовой» льготой можно считать и более высокий в среднем уровень оплаты труда. Порядок начисления вознаграждений госслужащих прописан в ст. 50 закона № 79-ФЗ. Кроме оклада они имеют право на следующие дополнительные выплаты:

  • Надбавка за выслугу лет. В зависимости от стажа она может составлять от 10 до 30% оклада.
  • Надбавка за особые условия гражданской службы в размере до 200% оклада.
  • Надбавка за работу с государственной тайной.
  • Различные премии (за выполнение особо важных и сложных заданий и т. п.)
  • Ежемесячное денежное поощрение для отдельных категорий госслужащих в соответствии с указом Президента РФ от 25.07.2006 № 763.
  • Единовременная выплата к отпуску в размере двух месячных окладов.
  • Как видно, форм материального поощрения госслужащих достаточно много. Неудивительно, что их заработная плата существенно превышает средний уровень по стране.

    За 2017 год средняя заработная плата федеральных чиновников составила около 119 тыс. руб., региональных – около 59 тыс. руб. При этом средняя зарплата по России была в разы меньше – порядка 39 тыс. руб.

    Жилищные льготы

    Пресловутый «квартирный вопрос» всегда беспокоил и продолжает беспокоить многих россиян. Не являются исключением и чиновники. Государство здесь также приходит им на помощь. Для госслужащих законом предусмотрено два варианта решения этой проблемы – предоставление служебного жилья или помощь в приобретении собственного.

    Служебное жилье предоставляется в связи с возникновением трудовых отношений с органом государственной власти либо при избрании на выборные должности (ст. 93 ЖК РФ).

    Срок предоставления определяется длительностью трудовых отношений с государством либо продолжительностью пребывания на выборной должности. При увольнении госслужащий должен освободить служебное жилое помещение (ст. 104 ЖК РФ).

    Однако отдельные категории лиц, не являющиеся собственниками или нанимателями других жилых помещений, не могут быть выселены из служебного жилья без предоставления другого (п. 2 ст. 103 ЖК РФ). К ним, в частности относятся:

  • Пенсионеры по старости.
  • Члены семьи умершего госслужащего.
  • Инвалиды 1 и 2 групп, если инвалидность возникла в результате профессионального заболевания
  • Семьи с детьми-инвалидами или инвалидами с детства.
  • Если предоставить жилье по новому месту работы (службы) нет возможности, то госслужащему возмещаются затраты на его аренду. Если госслужащий переведен в другой регион в порядке ротации, то договор социального найма по прежнему месту работы не может быть расторгнут по требованию наймодателя до окончания срока действия контракта на новом месте (пп. 9.2 п. 1 ст. 52 закона № 79-ФЗ).

    Вторым вариантом решения квартирного вопроса для госслужащих является получение единовременной субсидии на приобретение жилья. Она может быть выдана один раз за весь период гражданской службы (п.4 ст. 53 закона № 79-ФЗ). Порядок предоставления этой выплаты определяется постановлением Правительства РФ от 27.01.2009 № 63.

    Выплата может быть предоставлена, если госслужащий отвечает одному из критериев, перечисленных в п. 2 постановления № 63:

  • Не является нанимателем (собственником), либо членом семьи нанимателя (собственника) жилого помещения.
  • Является нанимателем (собственником) или членом семьи указанных лиц, но общая площадь жилья составляет менее 15 кв. м на одного члена семьи.
  • Проживает в помещении, не соответствующем установленным требованиям (независимо от площади).
  • Проживает в коммунальной квартире или в общежитии.
  • Проживает в однокомнатной квартире в составе двух семей и более.
  • Проживает в жилом помещении со смежными неизолированными комнатами, если количество проживающих в нем семей равно или превышает количество комнат.
  • Решение о выплате субсидии принимает руководитель государственного органа на основании заключения специальной комиссии.

    Размер выплаты определяется, исходя из рыночной стоимости жилья в регионе и установленных нормативов общей площади:

  • на 1 человека – 33 кв. м;
  • на семью из двух человек – 42 кв. м.
  • на семью из трех и более человек – 18 кв. м на человека
  • Сумма выплаты может быть увеличена в зависимости от стажа госслужбы, но не более чем в 1,5 раза.

    Также для отдельных категорий госслужащих может быть предусмотрен особый порядок выплаты субсидий. В частности, речь идет о гражданах, имеющих стаж госслужбы свыше 10 лет на территории комплекса «Байконур» и подлежащих переселению (Указ Президента РФ от 18.05.2020 № 219).

    Дополнительная пенсия

    Государство заботится о своих служащих не только во время работы, но и после ухода на заслуженный отдых. Госслужащие кроме «обычной» страховой пенсии имеют право еще на пенсию по выслуге лет. Порядок ее назначения установлен ст. 7 закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»

    Основным условием является установленная продолжительность стажа госслужбы. Она определяется согласно приложению к закону № 166-ФЗ и в 2020 году составляет 16 лет.

    Также для получения дополнительной пенсии имеет значение основание увольнения с госслужбы и возраст пенсионера. В общем случае пенсия за выслугу может быть назначена только при достижении возраста выхода на страховую пенсию. В 2020 году для госслужащих это – 61 год для мужчин и 56 лет для женщин. В дальнейшем предполагается поэтапное повышение этого возраста до 65 и 63 лет для мужчин и женщин соответственно.

    Однако, если стаж госслужбы составляет более 25 лет, то такой пенсионер может получить выплату по выслуге лет и до достижения «обычного» пенсионного возраста (п. 1.1 ст. 7 закона № 166-ФЗ). Для этого он должен быть уволен по собственному желанию и занимать федеральные государственные должности не менее 7 лет перед увольнением.

    В период прохождения госслужбы пенсия за выслугу лет не выплачивается, даже если уже имеются все условия для ее назначения.

    Размер пенсии за выслугу лет составляет, в зависимости от стажа, от 45% до 75% среднемесячного заработка госслужащего, за вычетом суммы страховой пенсии (п. 1 ст. 14 закона № 166-ФЗ).

    Другие льготы

    Для госслужащих установлены и другие гарантии, предусмотренные законом 79-ФЗ, а также иными федеральными, региональными и ведомственными нормативными актами:

    1. Возможность профессионального обучения с сохранением должности и денежного содержания.
    2. Транспортное обслуживание или компенсация за использование личного автотранспорта (в зависимости от занимаемой должности и служебных обязанностей).
    3. Возможность проходить лечение в ведомственных лечебных учреждениях.
    4. Отдых в ведомственных санаториях по льготным ценам.
    5. Вывод

      Государство предоставляет своим служащим обширный перечень льгот. Они охватывают все основные сферы жизни человека – обеспечение жильем, трудовую деятельность, лечение, отдых и пенсионное обеспечение. Конкретный объем предоставляемых привилегий зависит от должности и трудового стажа на госслужбе.

      Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

      Льготы для госслужащих в беларуси

      Льготы госслужащим в рб

      Новые льготы чиновникам за счет граждан

      Управление делами президента Беларуси своим постановлением № 1 от 2 февраля утвердило скидку в 70% на предоставляемое государственным служащим арендное жилье. Документ опубликован 25 февраля на Национальном правовом интернет-портале.

      Как сообщал Телеграф, план строительства жилья с господдержкой на 2015 год скорректирован. Постановлением правительства № 1055 запланирован ввод жилья 2,5 млн квадратных метров с господдержкой, однако с учетом возможностей прогноз строительства скорректирован в меньшую сторону — примерно на 30%.

      Госслужащим Беларуси запретят получать от иностранных государств документы о предоставлении льгот и преимуществ

      Госслужащим Беларуси запретят получать от иностранных государств льготы и преимущества

      Поводом для внесения поправок в законодательство стало распространение в Беларуси карты поляка. Закон Польши о карте поляка предоставляет отдельным категориям граждан Беларуси ряд льгот и преимуществ на территории Польши. Однако выдача этой карты связана с необходимостью определенного поведения белорусов в отношении Польши. По заключению Конституционного суда Беларуси, закон Польши о карте поляка противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права, затрагивает интересы белорусского государства. Поэтому принято решение на законодательном уровне запретить госслужащим Беларуси, которые должны действовать в интересах своей страны, иметь льготы и преимущества, предоставленные другим государством.

      Представляя законопроект на рассмотрение парламентариев, заместитель министра юстиции Алла Бодак отметила, что документ разработан в целях выполнения рекомендаций Конституционного суда Беларуси. Выдача карты поляка обусловлена необходимостью определенного поведения граждан Беларуси, фактически выполнения ими определенных обязанностей перед Польшей. Это не соответствует отдельным общепризнанным нормам международного права и создает предпосылки для дискриминационного применения на практике в отношении граждан Беларуси.

      С целью защиты интересов граждан Беларуси Конституционным судом было указано на необходимость совершенствования норм закона о госслужбе.

      По словам замминистра, корректировки в законопроекте носят универсальный характер и направлены на устранение конфликта интересов при прохождении госслужбы. Госслужащий в первую очередь является должностным лицом, представляющим интересы конкретного государства, и его основной функцией является служение государству. Совершение госслужащим каких-либо активных действий в интересах другого государства для получения документов о льготах и преимуществах вступает в противоречия с интересами госслужбы, подчеркнула Алла Бодак.

      Льготы чиновников: какие бонусы имеют представители власти

      Обитателям Думы — причём как депутатам, так и сотрудникам аппарата — положен довольно существенный объём приятных бонусов. Так, например, выходные в одном из подмосковных пансионатов обойдутся им всего лишь в 500 руб. в сутки плюс 350 руб. за обед. Притом что коммерческая цена такой услуги — от 6 тыс. руб. С таким же громадным дисконтом от коммерческой цены, как подтвердил АиФ один из думцев, можно уехать и на юга. Путёвки в санатории Управления делами Президента распределяют сначала среди депутатов. Рядовые аппаратчики тоже могут претендовать на место в подмосковной или черноморской здравнице, но по остаточному принципу. Если же здоровье в пансионатах поправить не удалось, обитателей Охотного Ряда ждут в поликлинике УДП и Центральной клинической больнице.

      В ЦКБ меня даже как-то оперировали, — рассказал АиФ действующий депутат Госдумы, представляющий один из регионов. — Так как своего жилья в столице нет, мне предоставили квартиру: двухкомнатную, 80 кв. метров. ЖКХ оплачиваю за свой счёт. Вместо квартиры можно снять ведомственный дом в ближайшем Подмосковье — за 50 тыс. руб.

      Высший уровень 4%, ок. 50 тыс. чел. — 580 000

      Средний уровень 63%, ок. 600 тыс. чел. — 30 000

      Младший уровень 33%, ок. 300 тыс. чел. — 8000

      Дорого? Коммерческие цены на аренду домов в Подмосковье намного выше. Такой же дом для обычного Россиянина будет стоить не меньше 150-200 тыс. руб. в месяц. С другой стороны, даже такие траты намного больше депутатской зарплаты. Или нет? В декабре на руки получилось около 150 тыс. руб. — продолжает народный избранник. Но это было с премиями, в январе получилось около 130 тыс..

      Кроме того, депутаты пользуются безлимитной мобильной связью. На 2012 год Дума на услуги связи закладывала 143 млн руб. Народные избранники могут за бюджетный счёт останавливаться в дорогих гостиницах (можно жить и за 7 тыс. в сутки — никто слова не скажет), по самым дорогим тарифам передвигаться по стране в бизнес-классе самолётов и самых дорогих вагонах поездов. В столице к их услугам думский автопарк.

      Кстати, с недавних пор автотранспорт Госдуме предоставляет частная компания, отбираемая по конкурсу. В 2012 г. такой конкурс сразу на три года вперёд выиграла одна из дочек компании ГЕМА. Судя по конкурсной документации, за думской верхушкой — руководителями фракций, комитетов и т. д. — 115 автомобилей представительского класса типа Ауди А8 закреплены персонально. То есть машины находятся в круглосуточном распоряжении думских начальников и обходятся бюджету в пересчёте на месяц в 350 тыс. руб. каждая. Рядовые депутаты могут пользоваться служебными Шкода Суперб в режиме такси. Каждая из них обходится бюджету в 300 тыс. руб. в месяц. Но в Думе говорят, что с гаражом можно договориться и, доплачивая водителю из своих, превратить такое такси в полноценный персональный транспорт.

      Но надо понимать, — говорит депутат, — что около 70% членов Госдумы живут не на зарплату, совковыми санаториями и клиниками не пользуются, предпочитая и отдыхать, и лечиться за границей. Имея параллельный бизнес, можно заработать совсем другие деньги, а не два жалких депутатских миллиона в год.

      Не ахти какой, конечно, гламур и сервис, не заграница, но раз дают — не отказываться же. — в свою очередь рассказала корреспонденту АиФ супруга одного из начальников департамента в рядовом министерстве. — Мама с детьми летом бесплатно провели месяц в ведомственном санатории. Бесплатную медстраховку удалось выбить и на меня, и на детей. В страховку, по её словам, входили госпитализация, стоматология, ну и вообще почти всё. К слову, стоимость полного страхового полиса может составлять до 500 тыс. руб. в год. А ещё у мужа от министерства водитель с машиной — детей по школам развозит.

      К счастью, отдавать себя в руки врачей за последние годы пришлось лишь раз, — рассказал АиФ один из высокопоставленных чиновников, недавно ушедший из правительства. — Но я знал, что, например, в любой момент могу позвонить по заветному номеру и за мной приедет специальная скорая, которая отвезёт меня не в обычную, а в правильную больницу — Мичуринку, принадлежащую УДП. Персональная машина — само собой. Настоящая льгота — это возможность получить несколько миллионов рублей субсидии на улучшение жилищных условий (как и какие субсидии министерства и ведомства раздают своим сотрудникам, АиФ расскажет в одном из ближайших номеров — Ред.). Формальным окладом я даже не интересовался: на руки в месяц выходило около 120 тыс. руб. С премиями — около 3 млн в год. В Минфине министр одному из своих заместителей несколько лет назад, говорят, выписал годовую премию аж 8 млн рублей.

      А как за рубежом?

      Чиновники выбивают себе льготы, общество возвращает зарвавшихся за красные флажки — этой забавой увлекаются, похоже, во многих странах. Так, зарплата немецкого министра на наши деньги — около 500 тыс. руб. в месяц (плюс доплаты). Она облагается подоходным налогом. Но свободна от отчислений в пенсионный фонд, хотя экс-министрам положена солидная по местным меркам пенсия — до 300 тыс. руб. в месяц. Медицина в ФРГ платная, чиновники на свои покупают медстраховку. Высокопоставленным положен служебный транспорт, но каждый факт использования его в личных целях — скандал. А вот в Британии министру транспорта под давлением граждан недавно и вовсе пришлось отказаться от персонального авто (которое обходилось бюджету — на наши деньги — в 400 тыс. руб. в месяц). На работу он теперь ездит на. электричке. Заодно вникает в проблемы общественного транспорта. Сенаторы в США (зарплата в пересчёте около 440 тыс. руб. в месяц) — как в недавнем прошлом Российские депутаты — гарцуют на лимузинах с блатными номерами. Они, впрочем, нужны для заезда на парковку. А вот от полицейских, как у нас, не спасают. Ведомственных санаториев в Штатах нет, чиновникам в качестве бонуса положена базовая медстраховка. А вот американским послам с недавних пор ради экономии не оплачиваются перелёты в бизнес-классе.

      6. Россияне о привилегиях чиновников

      Не будем повторяться о противостоянии чиновничества и общества. Перейдем на микроуровень и посмотрим на проблему с другой стороны — через особенности восприятия Россиянами не столько бюрократии, как особого социального слоя, а сколько со стороны поведения отдельных его представителей.

      В адрес чиновников нередко выдвигаются упреки в том, что они невнимательны, продажны и грубы, население склонно соглашаться с этими упреками. Подавляющее большинство Россиян — 86,5% населения воспринимает чиновников именно как невнимательных, грубых и продажных людей. При этом среди населения наиболее критичны к чиновникам те, кто не хочет сам работать в системе госуправления. В то же время большинство государственных служащих придерживаются прямо обратной точки зрения, хотя треть даже среди них соглашается с этими упреками (см. рис. 21).

      Значимых различий между возрастными группами по вопросу об обоснованности упреков в адрес личных качеств чиновников не наблюдается. Похожая ситуация складывается и с доходным распределением. Зато имеет место зависимость отношения к чиновникам от типа поселений. Как оказалось, Россияне, проживающие в мегаполисах, в большей степени склонны считать упреки в адрес чиновников обоснованными, чем жители других типов поселений (с этим согласны 94,0% жителей мегаполисов при

      85-86% в других типах поселений), хотя уровень жизни в мегаполисах, как известно, выше, и этот фактор должен был бы снижать напряженность в данном вопросе. Это говорит о том, что, возможно, именно жителям мегаполисов приходится чаще сталкиваться с необходимостью обращения в различные государственные структуры и проходить через более сложные и длительные процедуры улаживания своих вопросов, сталкиваясь при этом с большим количеством государственных служащих. Не менее вероятно, что именно в мегаполисах бюрократизм и бездушие в работе чиновников дошли до максимума.

      Причины негативного поведения чиновников с точки зрения Россиян (в %)

      Как видно на рисунке 22, наиболее популярным среди населения является вариант ответа на данный вопрос: ощущение власти меняет людей в худшую сторону (с ним соглашаются 35,5% населения). Однако сами государственные служащие не разделяют таких взглядов. Они в меньшей степени склонны утверждать, что в чиновники изначально идут люди, обладающие не самыми лучшими человеческими качествами, хотя среди населения в целом более 20% придерживаются именно такого мнения. Наиболее популярно среди госслужащих объяснение — поведение чиновников связано с особенностями системы, которая меняет их в худшую сторону. С этим, кстати сказать, согласна и треть обычного населения. Кроме того, взаимосвязь поведения чиновников с перегрузками и стрессами отмечают 28,0% государственных служащих, в то время как среди всего населения эта доля составляет всего лишь 5,7%.

      Причину негативных качеств чиновников государственные служащие склонны видеть, в первую очередь, в особенностях системы и нерациональности ее организации, в то время как население в целом обращает внимание в равной степени и на особенности системы, и на то, что ощущение власти меняет людей в худшую сторону, и на то, что в такие структуры изначально отбираются люди не с самыми положительными качествами.

      Заметим, Россияне в возрасте до 40 лет, чаще говорят, что ощущение власти и возможности влияния меняют людей в худшую сторону. Россияне старше 40 лет склонны утверждать, что в чиновники изначально идут люди, обладающие не самыми лучшими качествами. Среди тех, кто по возрасту младше 40 лет, с первым утверждением согласны 40,5%, старше 40 лет — только 31,9%. При этом со вторым утверждением соглашаются лишь 15,6% Россиян младше 40 лет и 25,4% — старше 40 лет. Старшее поколение чаще связывает отрицательное поведение чиновников с селекцией в органы власти, в которые изначально попадают люди с негативными качествами.

      С этой причиной связывают негативное поведение чиновников и люди с более низким уровнем дохода. По мере роста благосостояния растет и популярность точки зрения, что подобное поведение связано с ощущением власти.

      (проранжировано по ответам населения в целом, допускалось несколько ответов)

      Поощрения государственного служащего – меры материального, морального и статутного характера, применяемые по отношению к государственному служащему при позитивной оценке его труда для стимулирования дальнейшей успешной служебной деятельности.

      За безупречную и эффективную гражданскую службу применяются следующие виды поощрения и награждения:

      4) выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет

      5) поощрение Правительства РФ

      7) присвоение почетных званий РФ

      8) награждение знаками отличия РФ

      9) награждение орденами и медалями РФ.

      Дмитрий Песков опроверг информацию о льготах на лекарства для чиновников

      По словам Пескова, госслужащие имеют право только на те льготы, которые полагаются всем гражданам страны. «Никаких дополнительных денег вообще не предусмотрено», – сообщил он агентству ТАСС.

      Пресс-секретарь Управделами президента Виктор Хреков пояснил РИА Новости, что указ призван упорядочить использование бюджетных средств, а льготы смогут получить 100–120 человек из числа госслужащих, которые и так имели на это право. «Указ президента об обеспечении лекарствами технический, но я уверяю вас: в любом случае лишь считаные единицы среди нас воспользовались бы этой льготой», – уверяет член комитета Совета Федерации по регламенту Виктор Пичугов.

      Цель «технического» указа попытался объяснить первый замглавы комитета Госдумы по охране здоровья Николай Герасименко. «С этого года вступили в силу новые правила бюджетного финансирования. Чтобы выделять деньги на обеспечение этих групп больных, не депутатов, членов Совета Федерации, а именно больных – их всего 120 человек, – сказал он РИА Новости. – Это контингент, который обслуживается Управлением делами президента (занимается материально-техническим обеспечением федеральных властей)».

      Президент России Владимир Путин 16 марта подписал указ об особенностях организации оказания медицинской помощи госслужащим, согласно которому чиновники получают право на бесплатное лекарственное обеспечение или на 50%-ную скидку на препараты.

      Льготы для госслужащих в беларуси

      Онлайн консультация юриста по законодательству РФ

      Это бесплатно! Вы получите ответ в среднем за 3 часа!
      Узнать больше о Законуме

      Есть вопросы по законодательству Республики Беларусь? Добро пожаловать на PravoBy.com



      Вход в кабинет для юристов:

      Закон о государственной службе

      14 июня 2003 года был принят под номером 204–З Закон «О государственной службе в Республике Беларусь».

      Этот закон не единственный нормативный акт регулирующий деятельность государственных органов. Он не касается функций конкретных организаций и структур власти. Его цель – дать некоторые внутренние правила организации госслужбы.

      Статьи Закона посвящены более всего элементам любой государственной организации – государственных служащим, положению этих служащих, требованиям к ним, правам и обязанностям, их отношениям внутри организации и с внешней средой.

      Некоторые разделы Закона описывают принципы построения органов власти, правовые основы их деятельности. Здесь говорится о верховенстве закона, конституционных нормах, служении народу, правах и свободах человека, разделении властей. Эти общие аспекты требуют отдельного осмысления и выходят далеко за рамки Закона «О государственной службе».

      Многие статьи Закона регламентируют внутренние вопросы организации государственных учреждений: правила приема на службу, проведение аттестаций, экзаменов, оформление кадровых решений. Такие моменты имеют скорее практический интерес для госслужащих и требуют прямого обращения к тексту Закона.

      Здесь мы рассмотрим содержание Закона «О государственной службе» с точки зрения обычного гражданина, чтобы получить представление о его смысле и направлениях.

      Государственная служба. Государственные органы.

      Государственной службой называют профессиональное участие в работе государственных органов.

      Государственные органы – это структуры, специально созданные для выполнения определенных функций государственного управления.

      Примерами таких органов могут быть:

    6. Парламент Республики Беларусь (обе палаты);
    7. Правительство;
    8. Администрация Президента;
    9. Конституционный и Верховный суд;
    10. Суды более низкого порядка;
    11. Прокуратура;
    12. Комитет государственного контроля;
    13. Национальный банк;
    14. Таможенная служба;
    15. Министерства;
    16. Дипломатические учреждения;
    17. Прочие государственные органы и их подразделения.
    18. Этот список далеко не полон, т.к. государственные структуры многочисленны, практически все они имеют территориальные и отраслевые подразделения.

      Общим определениям государственной службы, понятиям служащего и должности посвящена 1 глава Закона, с 1 по 7 статьи.

      Получить информацию о том, является ли конкретная организация структурой государственного управления и распространяется ли на нее действие Закона можно у ее руководства.

      В 3 пункте 7 статьи Закона особо отмечается, что его действие не распространяется на служащих в военизированных государственных организациях. А именно в:

      • Вооруженных силах;
      • Министерстве внутренних дел;
      • Следственном комитете;
      • Министерстве по чрезвычайным ситуациям;
      • Департаменте финансовых расследований Комитета госконтроля.
      • Сотрудники этих организаций попадают под действие иных законодательных актов. Таких как: Закон «О воинской обязанности и воинской службе», Закон «Об Органах Внутренних Дел» и др.

        Государственные служащие. Государственные должности.

        Государственные должности – это элемент внутренней структуры государственного органа, иначе говоря – места работы со своими обязанностями, правами и полномочиями.

        Должность не имеет функционального значения, пока не будет занята конкретным сотрудником.

        Сотрудник (работник) занимающий государственную должность называется государственным служащим.

        В примерах это выглядит так:

      • Суд – государственный орган;
      • Судьи – государственные служащие в данном конкретном суде.
      • То же будет справедливо для всех прочих госструктур.

        Государственным служащим можно стать, только заняв государственную должность.

        Работа государственного органа – это сумма деятельности его сотрудников, т.е. служащих.

        Государственного служащего могут называть работником госаппарата, госчиновником и пр., что не меняет сути его занятий и места в обществе. Еще чаще госслужащих называют по должностям в конкретных организациях: судьями, прокурорами, депутатами и пр.

        Большая часть положений Закона «О государственной службе» имеет отношение именно к государственным служащим, их обязанностям, правам, условиям работы, правилам приема и увольнения, материальному обеспечению, гарантиям, а более всего внутренней организации их деятельности.

        Право занимать государственные должности предоставляется всем дееспособным гражданам Республики Беларусь, не имеющим ограничений, о которых можно узнать в кадровой службе конкретного государственного органа.

        Эта служба согласно установленным правилам проводит предварительную проверку каждого соискателя.

        От желающего стать госслужащим требуется письменное обращение по месту будущей службы, предоставление необходимых документов и согласие на проверку в отношении себя и совместно проживающих членов семьи.

        Для государственных служащих Республики Беларусь применяется система классов – в некотором роде аналог воинских званий.

        Наибольший класс называется высшим, начальным для госслужащего принимается 12 класс. Соотношение между классами и должностями также подобно армейской. Каждой должности соответствует диапазон из нескольких классов.

        Обычный вариант присвоения классности – это рост. В течение срока службы, в соответствии с должностью, специальная комиссия, по заявлению госслужащего или его руководителя принимает решение о повышении класса конкретного служащего. Понижение в классе возможно в случае ненадлежащего исполнения обязанностей и других грубых правонарушений.

        Еще одним обязательным атрибутом государственного служащего является его личное дело – сумма документов в которую вносится информация о биографии, образовании, квалификации, деятельности, заслугах и проступках. Данные, не имеющие отношения к службе в личное дело вноситься не должны.

        В Законе «О государственной службе» также определено понятие кадрового резерва государственных служащих. Это список лиц по своим характеристикам подходящих для государственной службы. Состоящие в Резерве имеют первоочередное право на занятие должностей в госструктурах.

        Все перечисленное определено статьями 1 главы Закона.

        Права и привилегии государственных служащих

        Правовое положение госслужащих рассматривается во 2 главе Закона «О государственной службе в Республике Беларусь».

        Если обобщить написанное в ней, то можно будет заключить, что:

      • Особые права и полномочия государственного служащего определяются только интересами его деятельности;
      • Личных прав, сверх положенного обычному гражданину, госслужащий не приобретает;
      • Некоторые материальные и нематериальные привилегии для занимающих государственные должности являются дополнительным вознаграждением за труд и обеспечением такого положения служащего, в котором он сможет наиболее эффективно исполнять свои обязанности.
      • Примером последнего может быть освобождение госслужащих от военных сборов. Занимать судью или главу администрации освоением воинской профессии кажется, по меньшей мере, невыгодным для государства.

        В некоторых статьях Закона рассматриваются аспекты материального обеспечения государственных служащих. Их содержание можно было бы кратко резюмировать так:

      • Заработная плата государственных служащих регулируется особыми постановлениями вышестоящих структур.
      • Заработная плата госслужащих состоит из должностного оклада, а также надбавок, премий и прочих выплат регулируемых нормативными документами государственных органов.
      • Иногда применяются пропорциональные зависимости заработной платы одних должностей от других.
      • Занимающим государственные должности категорически запрещается совмещать службу с занятием другой работой. Особенно строгий запрет действует в отношении любого, личного или через других лиц, участия в коммерческой деятельности.
      • Принципы расчета и назначения пенсий бывшим госслужащим принципиально не отличаются от такого расчета для всех прочих граждан. При перерасчете размера пенсий применяется привязка расчетных величин к средней зарплате по стране.
      • Общие правила регулирования доходов действующих и бывших государственных служащих сводятся чаще к ограничению верхнего размера выплат.
      • Обязанности и ограничения для госслужащих

        Обязанности по каждой из государственных должностей определяется спецификой профессии, местом в системе власти. Провести параллели между обязанностями судей и сотрудников Национального банка трудно.

        А вот ограничения для всех категорий государственных служащих большей частью схожи. Их общие цели можно свести к следующему:

      • Государственный служащий не должен каким-либо образом зависеть от результатов своих законных решений.
      • Государственный служащий не должен иметь возможность обогатиться в результате принятиям того или иного решения.
      • Доходы, состояние имущества государственного служащего и членов его семьи должны оставаться под особым контролем.
      • Значительная часть текста Закона «О государственной службе» занята перечислением правил и особенностей проверки и декларирования доходов и имущества госслужащих. Подход к ним строже, чем к обычным гражданам. Невозможность объяснить источники получения средств, превышающих официальный доход, уже может быть основанием для отстранения от должности.

        Ответственность государственных служащих

        Ответственность лиц занимающих государственные посты, в общей сумме, заметно строже, чем для работающих в других областях. Хотя также основывается на Конституции, иных законах и постановлениях, должностных инструкциях.

        Мера наказания государственного служащего за проступки и правонарушения может быть:

      • Дисциплинарной;
      • Административной;
      • Уголовной.
      • Два последних пункта списка основываются на нормах Уголовного кодекса и Кодекса об административных правонарушениях. Первый описан в Законе «О государственной службе».

        К государственным служащим применяются такие меры дисциплинарного наказания:

      • Замечание – назначается за проступки небольшой тяжести, не имеет особенных последствий для прохождения службы.
      • Выговор – более строгое взыскание, ухудшает положение при следующих наказаниях.
      • Предупреждение о неполном служебном соответствии – как следует из названия, первый шаг к освобождению от должности.
      • Понижение в классе на период до полугода – это можно сравнить с временным понижением.
      • Увольнение – последнее из возможных дисциплинарных наказаний.
      • Заметим, что перечисленные взыскания могут сопровождаться наказаниями материального характера.

        Взыскания по службе вносятся в личное дело государственного служащего.

        Вызывает интерес прописанный в Законе порядок действий госслужащего при получении приказа, который представляется ему не соответствующим каким либо нормам и правилам.

        В такой ситуации необходимо обратиться за разъяснениями к вышестоящему руководителю и автору приказа для получения письменного подтверждения, уточнения или отмены этого приказа.

        При получении письменного подтверждения приказа, он подлежит исполнению, ответственность за возможные последствия переносится на лицо, давшее это подтверждение.

        Резюмировать все написанное выше можно так:

      • Закон «О государственной службе в Республике Беларусь» предназначен, прежде всего, для самих государственных служащих.
      • Этот нормативный акт определяет основные аспекты положения госслужащего, его права и общие обязанности.
      • Закон не является определяющим документом в текущей работе государственных служащих. Для этого существуют другие законы и нормативные акты.
      • Когда госслужба не привилегия, а наоборот?

        Однако в жизни госслужащих есть и существенные ограничения, и малоприятные процедуры. «АиФ» приводит основные из них, закрепленные в законах «О государственной службе», «О борьбе с коррупцией», «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь».

        Некоторые категории кандидатов на государственные должности проверяются Государственным секретариатом Совета безопасности во взаимодействии с Генпрокуратурой, Комитетом госконтроля, Службой безопасности президента, КГБ, МВД, Государственным таможенным комитетом, Министерством по налогам и сборам, Государственным пограничным комитетом.

        Ограничение на выезд

        Ряд категорий госслужащих имеют дело с государственными секретами и в связи с этим попадают под ограничения на выезд за границу.

        Обязательноедекларирование доходов

        Госслужащие обязаны каждый год подавать декларацию о доходах. А некоторые категории (лица, назначенные на высшие государственные должности, иные государственные должности, включенные в кадровый реестр главы государства) также должны представлять декларации своих супруг (супругов) и совершеннолетних близких родственников, совместно с ними проживающих.

        Экономические ущемления

        Госслужащим нельзя заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц; принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией; выполнять работу на условиях совместительства; иметь счета в иностранных банках.

        Госслужащим запрещено принимать участие в забастовках. Также им нельзя самостоятельно высказаться в печати: целесообразность публикаций и выступлений государственных служащих, связанных с исполнением служебных обязанностей, определяется руководителем государственного органа.

        Ограничение контактов

        Госслужащим запрещено получать от иностранных государств документы, предоставляющие права на льготы и преимущества в связи с политическими, религиозными взглядами или национальной принадлежностью. Например, карту поляка госслужащий в Беларуси получить не сможет.

        О государственной службе

        Вы можете добавить тему в список избранных и подписаться на уведомления по почте.

        Сфера действия настоящего Закона
        1. Действие настоящего Закона распространяется на лиц, которые в установленном законодательством порядке занимают государственные должности в:
        1.1. Палате представителей и Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь и их секретариатах;
        1.2. Правительстве Республики Беларусь и его Аппарате;
        1.3. Конституционном Суде Республики Беларусь и его Секретариате, Верховном Суде Республики Беларусь, Высшем Хозяйственном Суде Республики Беларусь, иных общих и хозяйственных судах и их аппаратах;
        1.4. Администрации Президента Республики Беларусь, Государственном секретариате Совета Безопасности Республики Беларусь, Управлении делами Президента Республики Беларусь, Службе безопасности Президента Республики Беларусь, иных государственных органах, непосредственно обеспечивающих деятельность Президента Республики Беларусь;
        1.5. органах Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органах прокуратуры Республики Беларусь, Национальном банке Республики Беларусь, Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов и ее аппарате;
        1.6. министерствах, иных республиканских органах государственного управления, их территориальных подразделениях;
        1.7. дипломатических представительствах, консульских учреждениях и миссиях Республики Беларусь;
        1.8. местных Советах депутатов и их аппаратах, исполнительных и распорядительных органах и их аппаратах;

        1.9. государственных нотариальных конторах;
        1.10. таможенных органах;
        1.11. иных государственных органах.
        2. На отношения, связанные с поступлением, прохождением, прекращением государственной службы применительно к отдельным категориям государственных служащих, обусловленные спецификой их профессиональной деятельности, не урегулированные настоящим Законом, распространяются нормы специальных законодательных актов, закрепляющих их правовой статус.
        и уточнение что:

        3. Действие настоящего Закона не распространяется на военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, если иное не предусмотрено законодательными актами.

        Добавить комментарий

        Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

        Priuta.ru © 2020

        Тема от WP Puzzle

    Стаж госслужбы от 1 до 5 лет от 5 до 10 лет от 10 до 15 лет более 15 лет
    Дополнительный отпуск в календарных днях