Логопедическая экспертиза

Логопедические проблемы современных детей: какие они и что с ними делать

В задержке постановки основных звуков у сегодняшних дошкольников логопеды винят время. И иногда экологию. Нынешние родители, детство которых пришлось на 90-е, содержат своих чад в стерильных условиях. Не отпускают одних во двор, а детский сад воспринимают, как рассадник инфекций, а не место, где ребенок, чтобы отвоевать место в социуме, должен научиться договариваться со сверстниками. Пресыщенные самостоятельностью и дворовыми приключениями, современные родители свято верят, что ограждая детей от малейших неудобств, делают им добро. Логопеды уверены в обратном: нынешние дошкольники, в отличие от своих родителей в их возрасте, совсем не умеют рычать – во всех смыслах. И если раньше функции по постановке звуков и социальной адаптации ребенка объединяли логопедические сады или группы, то сегодня за бесплатной помощью к учителю-логопеду могут обратиться только самые проблемные дошкольники. Остальные вынуждены заниматься развитием речи со специалистом в частном порядке.

Коммуналка вместо логопеда

«Уже ни для кого не секрет, что дети сейчас начинают говорить намного позже по сравнению предыдущими поколениями. Постановка основных звуков отодвигается на несколько лет. Если раньше к трем годам большинство воспитанников детских садов уже полноценно разговаривали, то сегодня так называемые последние звуки «Л» и «Р» формируются между пятью и шестью годами», – рассказывает учитель-логопед начальной школы-детский сад № 58 Подольска Анастасия Иванова. Главная причина проблемы, по мнению специалиста, «эффект больших городов» – родители не учат своих детей показывать зубы во дворе, а значит, потом им это придется делать перед логопедическим зеркалом.

Для родителей сейчас важнее обезопасить детей от гипотетических опасностей, а не позволить самостоятельно осознать какие-то истины: ведь чтобы научиться самостоятельно формировать мысли для начала нужно выработать личное отношение к окружающим явлениям и людям. Головной мозг, как и любая мышца, развивается при постоянной нагрузке. Кортексный слой, отвечающий за мышление, необходимо нарастить. Для этого требуются спорные ситуации, возникающие в процессе социальной адаптации – созревающему мозгу не обойтись без подобных задачек. А если в первые три-четыре года жизни ребенок общается только с мамой и еще несколькими родственниками, и даже не подозревает, что он – часть общества и ему нужно заработать свое место в среде сверстников, учителей и других людей, от которых в ближайшее время будет зависеть его популярность и благополучие, возникают проблемы с главным инструментом адаптации – речью. Это закономерно.

Предыдущие поколения, с младенчества растившие детей в яслях и на общих кухнях в коммуналках, автоматически ставили чад перед необходимостью формировать свою позицию и формулировать мысли, чтобы не стать изгоем. Особую роль в формировании речи, по мнению специалистов, играли колыбельные в исполнении мам и бабушки. Душевные припевы «Ааааууу» для новорожденные намного информативнее песен и мелодий, которые фоном включают рядом с кроватками современные мамы. Уже в первые полгода жизни ребенок воспринимает базовый состав речи – первые звуки «А» и «У».

«Мало кто задумывается, что человеку необходимо пройти весь период становления речи: от звуков «А» и «У» до полноценной речи. Если ребенок заговорит в пять лет, он все равно начнет со звуков «А» и «У». И даже самые тепличные условия, созданные родителями, не помогут сократить этот путь», – рассказывает Анастасия Иванова.

Логопед или репетитор?

Позднее становление звуков, а соответственно и речи, приводит к тому, что современные дети не успевают подготовиться к школе. Если раньше практически все в начальных классах были отличниками и хорошистами и начинали «скатываться» ближе к одиннадцати-двенадцати годам, то сейчас проблемы начинаются практически сразу. «Именно с первого по четвертый класс у ребят плохая успеваемость. Они просто не успевают пройти тот самый путь становления звуков и речи, а следовательно, плохо воспринимают информацию на слух. Не умеют решать в уме и писать диктанты», – рассказывает Анастасия Иванова.

По мнению специалистов, нынешним ученикам начальных классов нужна логопедическая и психологическая помощь. Но замечая, что дети не успевают за программой, большинство родителей совершают очередную ошибку: обращаются за помощью к репетиторам, а не к логопедам. Многим невдомек, что ребенок получил двойку за диктант не из-за незнания правил русского языка, а вследствие нарушения фонематического слуха. Если, например, второклассник до сих пор путает шипящие, а сегодня такое встречается часто, и говорит вместо «Саша» – «Саса», то так же напишет и в тетради. Чем позже ставятся звуки, тем больше ошибок на письме. Репетитор научит делать уроки технически, а логопед влияет на эффективность восприятия информации. «Я не устаю повторять: письмо – это твоя внутренняя речь. Мозг и письмо не разделимы. Ошибочно считается, что логопед занимается только постановкой звуков. На самом деле наша задача помочь ребенку сформировать его мышление, способность к обучению и восприятию информации. Мало кто задумывается о том, что развитый фонематический слух и правильно поставленные звуки – залог внутренней речи, самого образа мысли, – рассказывает Анастасия Иванова.

Правильные прописи и другие гаджеты логопедического кабинета

Сегодня у многих первоклассников часто встречаются так называемые дисграфия и дислексия. Дети переворачивают в письме буквы – потому что долгое время неправильно их произносили. Во время чтения не возникает образ – потому что неразвитая внутренняя речь не запускает мыслительные процессы. Как помочь ребенку? Использовать вместо попсовых тетрадей-тренажеров для письма, где требуется лишь вставить пропущенные буквы или слова в уже готовый контекст, советские прописи или обычные тетради в косую линейку. «Их главный плюс в том, что первоклассник сам должен сформировать слово из букв, а предложение из букв – от начала до конца. Это влияет на целостность восприятия информации, наводит порядок в голове. Четкое осознание того, что предложение всегда начинается с красной строки с заглавной буквы делает человека структурированным, алгоритмичным. И, кстати, я считаю, тот факт, что сегодня часть заданий в начальных классах раздают на отдельных листочках, а не в тетрадях для конкретных предметов, также мешает структурировать поступающую информацию», – делится опытом Анастасия Иванова.

Советские прописи, которые учили детей самостоятельно выстраивать предложения, развивают алгоритмичное мышление

Зонды, шпатели и логопедическое зеркало – незаменимые гаджеты логопедов для технической работы. Но развивающую функцию во многих логопедических кабинетах сегодня выполняют планшеты со специальными приложениями, а не настольные игры. Специалисты признают, что специализированные разработки из Google Play помогают более оперативно откликаться на современные проблемы детей. Во-первых, это дешевле и быстрей. Не нужно тратить время и деньги на поиск и приобретение многочисленных дорогих игр и различных настольных комплектов. «Но в тоже время нужно учитывать допустимую зрительную нагрузку для определенного возраста, – напоминает Анастасия Иванова. Кроме того, по моим наблюдениям, если логопед занимается только с планшетом, то потом ученики не могут воспринимать информацию в другом виде. И даже домашнее задание им удобнее выполнять в электронном виде. В тоже время, никто не знает, в каких реалиях придется им жить и работать – может, так и должно быть».

Набор логопедических зондов

Зонд для постановки звука «Р»

Шпатель и зеркало пока остаются главными гаджетами логопедов

Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия г. Москвы

Уважаемые родители (законные представители) обучающихся!

Запись обучающихся на психолого-педагогическое обследование для получения заключения Центральной психолого-медико-педагогической комиссии города Москвы о создании специальных условий обучения и воспитания (запись на ЦПМПК г. Москвы) осуществляется на Официальном сайте Мэра Москвы (MOS.RU) в разделе «Услуги и сервисы»

Запись к руководителю ЦПМПК г. Москвы

Контакты ЦПМПК г. Москвы

8 (499) 322-34-30

[email protected]

Руководитель ЦПМПК г.Москвы: Дониченко Ольга Георгиевна

Время удобное для обращения: 1, 2, 4 среда, 16:00-18:30
ул. Долгоруковскаая, д.5 (вход со стороны ул. Фадеева, д.2)

МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ КОНФЛИКТНАЯ КОМИССИЯ

В случае несогласия родителей (законных представителей) с заключением ЦПМПК г. Москвы и возникновении спорных вопросов, родитель (законный представитель) имеет право обжаловать решение в межведомственной конфликтной комиссии в соответствии с приказом Департамента образования города Москвы от 28.05.2015 №245 «О межведомственной конфликтной комиссии центральной психолого-медико-педагогической комиссии города Москвы»

Межведомственная конфликтная комиссия проводится ежемесячно, 3 среда, в 16:00 по адресу: ул. Б. Спасская, д.15, стр.1

Обратная связь

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦПМПК г.МОСКВЫ

Работа ЦПМПК г. Москвы осуществляется на основании Федерального закона от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и приказа Департамента образования г. Москвы от 01.12.2014 № 897 «Об организации работы центральной психолого-медико-педагогической комиссии города Москвы».

Основными направлениями деятельности комиссии* являются:

  1. проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;
  2. подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;
  3. оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением;
  4. оказание федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида;
  5. осуществление учета данных о детях с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением, проживающих на территории деятельности комиссии;
  6. участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.

Комиссия имеет право**:

  • запрашивать у органов исполнительной власти, правоохранительных органов, организаций и граждан сведения, необходимые для осуществления своей деятельности;
  • осуществлять мониторинг учета рекомендаций комиссии по созданию необходимых условий для обучения и воспитания детей в образовательных организациях, а также в семье (с согласия родителей (законных представителей) детей).
  • * п.10 Положения о ПМПК приказа Министерства образования и науки РФ от 20.09.2013 № 1082

    ** п.12 Положения о ПМПК приказа Министерства образования и науки РФ от 20.09.2013 № 1082

    ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

    Если ребенок испытывает трудности в освоении основной образовательной программы, развитии и социальной адаптации, то ему может быть оказана психолого-педагогическая помощь.

    Психолого-педагогическая помощь включает в себя:

    1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;

    2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися педагога-психолога, логопедическую помощь обучающимся;

    3) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.

    Психолого-педагогическая помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей).

    (Статья 42, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года).

    Психолого-педагогическая помощь может быть оказана в образовательной организации, которую посещает ребенок, или в Городском психолого-педагогическом центре Департамента образования города Москвы на основании заявления в письменной форме родителей (законных представителей) ребенка. Заключение врачебной комиссии и заключение центральной психолого-медико-педагогической комиссии города Москвы для оказания психолого-педагогической помощи не требуются.

    Если ребенок является ребенком с ограниченными возможностями здоровья, т.е. имеет недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (Ст. 2, п. 16, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года), для него создаются специальные условия для получения образования.

    Специальные условия для получения образования – это:

    • образовательные программы и методы обучения и воспитания;
    • специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы;
    • специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования;
    • предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
    • проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий специалистами психолого-педагогического сопровождения: педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом;
    • обеспечение доступа в здания организаций (безбарьерная среда).
    • Образовательная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется по адаптированным основным общеобразовательным программам (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего уровней образования):

    • для глухих, слабослышащих, позднооглохших детей;
    • для слепых, слабовидящих детей;
    • для детей с тяжелыми нарушениями речи;
    • для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
    • для детей с задержкой психического развития;
    • для детей с умственной отсталостью;
    • для детей с расстройствами аутистического спектра;
    • для детей со сложными дефектами.
    • Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

      (Статья 79, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.)

      Для создания ребенку с ограниченными возможностями здоровья специальных условий обучения и воспитания на базе образовательной организации, необходимо получить заключение центральной психолого-медико-педагогической комиссии города Москвы с рекомендациями о необходимости создания специальных условий при получении образования. На центральную психолого-медико-педагогическую комиссию города Москвы родитель (законный представитель) ребенка предоставляет медицинское заключение врачебной комиссии (приказ Департамента здравоохранения города Москвы от 01 апреля 2013 № 297 «О совершенствовании порядка выдачи медицинскими организациями государственной системы здравоохранения города Москвы медицинских заключения о состоянии здоровья и рекомендаций по организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья») и справку бюро медико-социальной экспертизы, индивидуальную программу реабилитации и абилитации инвалида (для детей-инвалидов, инвалидов).

      ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПРОХОЖДЕНИЯ ЦПМПК Г. МОСКВЫ С ЦЕЛЬЮ ПОДГОТОВКИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОЗДАНИЮ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

      • медицинское заключение (Приложение 3 к приказу Департамента здравоохранения города Москвы от 01 апреля 2013 г. № 297) о состоянии здоровья и рекомендациях по организации образовательного процесса в государственных образовательных организациях города Москвы для лиц с ограниченными возможностями здоровья – оригинал;
      • для детей-инвалидов, инвалидов справка бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) и индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПРА) – копии с предъявлением оригиналов или заверенные в установленном порядке копии;
      • паспорт обучающегося (при наличии) – копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;
      • предыдущее заключение (заключения) комиссии о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии) – копия;
      • заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии) – копия;
      • направление в ЦПМПК г. Москвы из образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (при наличии) – оригинал;
      • характеристика обучающегося, выданная образовательной организацией (для обучающихся образовательных организаций) – оригинал, заверенный печатью образовательной организации (скачать образец);
      • контрольные/письменные работы по русскому (родному) языку, математике – копии, заверенные в установленном порядке, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка — оригинал.

      Ребенок до 18 лет приходит на комиссию в сопровождении родителя (законного представителя).

      ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПРОХОЖДЕНИЯ ЦПМПК Г. МОСКВЫ С ЦЕЛЬЮ ПОДГОТОВКИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ГИА, ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ)

      Документы, необходимые для прохождения ЦПМПК г. Москвы перед государственной итоговой аттестацией (ГИА-9, ГИА-11):

    • медицинское заключение (Приложение 3 к приказу Департамента здравоохранения города Москвы от 01 апреля 2013 г. № 297) о состоянии здоровья и рекомендациях по организации образовательного процесса в государственных образовательных организациях города Москвы для лиц с ограниченными возможностями здоровья с рекомендациями о создании специальных условий при сдаче государственной итоговой аттестации в текущем учебном году – оригинал;
    • свидетельство о рождении обучающегося – копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;
    • паспорт родителя (законного представителя) обучающегося – копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;
    • предыдущее заключение (заключения) комиссии об условиях обучения (при наличии) – копия;
    • характеристика обучающегося, выданная образовательной организацией (для обучающихся образовательных организаций) – оригинал, заверенный печатью образовательной организации (скачать образец).
    • Для организации экзамена на дому необходимо дополнительно предоставить документы:

    • медицинское заключение (Приложение 3 к приказу Департамента здравоохранения города Москвы от 01 апреля 2013 г. № 297) с рекомендациями о создании специальных условий при сдаче государственной итоговой аттестации в текущем учебном году на дому – в случае необходимости сдачи ГИА на дому – оригинал;
    • медицинские заключения (Приложение 3 к приказу Департамента здравоохранения города Москвы от 01 апреля 2013 г. № 297) с рекомендациями об обучении на дому за последние 3 года (при наличии) — копии, заверенные в установленном порядке;
    • приказы о переводе на обучение на дому за последние 3 года (при наличии) — копии, заверенные в установленном порядке.
    • Логопедия для взрослых

      Памятка для пациента

      Описание услуги

      Отделение восстановления высших психических функций занимается диагностикой, восстановлением и коррекцией речи взрослых и детей. Пациентам Центра нейрореабилитации, поликлиник города и края проводится нейропсихологическая диагностика когнитивных нарушений, коррекция, медикаментозное лечение, экспертная оценка при сосудистых, травматических, дегенеративных, воспалительных заболеваниях головного мозга.

      Речевая реабилитация

      В кабинете реабилитации речи работают логопеды, которые занимаются:

    • восстановлением нарушения произносительной стороны речи (дизартрия) и голосовых характеристик, в том случае, когда в результате инсульта или травмы у человека изменились звукопроизношение, сила голоса, его тембр, скорость и внятность речи;
    • восстановлением потерянной речи (афазия), когда теряется или ухудшается не только собственная речь, но и понимание речи окружающих, нарушается способность к письму и чтению;
    • восстановлением способности к жеванию и глотанию (дисфагия);
    • восстановлением голоса при функциональных и органических поражениях голосового аппарата (дисфония);
    • коррекцией речи при невротических, неврозоподобных и смешанных видах заиканиях у взрослых, возникших как в процессе жизни, так и в результате инсультов и травм;
    • когнитивные тренинги для людей с проблемами памяти и внимания.
    • При оказании помощи взрослому населению в стационарных условиях логопедами проводятся индивидуальные логопедические занятия (от 1 до 3 занятий в день), ежедневные групповые логопедические занятия, компьютерные индивидуальные и групповые занятия.

      Индивидуальные логопедические занятия при дизартриях включают в себя упражнения и массажи (в том числе и зондовые) для мышц языка, мягкого неба, глотки, лицевой мускулатуры. Производится постановка звуков или переформирование способа звукообразования. На групповых занятиях проводятся мероприятия по восстановлению и формированию физиологического и речевого дыхания, силы голоса, интонированию, скорости и ритма речи.

      На индивидуальных логопедических занятиях при афазиях проводятся мероприятия по активизации речи пациента, расширению речевых возможностей, умению вслушиваться в речь окружающих, восстановлению понимания обращенной речи, восстановлению способности к чтению и письму.

      На групповых занятиях при афазиях пациенты обучаются речевому общению с окружающим миром.

      При коррекции дисфагий проводятся массажи, упражнения, гимнастика на орофациальную мускулатуру, обучение пациентов защитным техникам глотания, подбирается соответствующая уровню возможностей диета (по консистенции пищи или жидкости). При необходимости определяются показания для установки назогастрального зонда и наложения гастростомы.

      Амбулаторные приемы предполагают как работу в индивидуальном режиме при коррекции и восстановлении речи при дизартриях, дисфониях, афазиях, так и групповые виды работы при заикании, афазии.

      При поступлении на речевую реабилитацию производится всестороннее обследование пациента неврологом, нейропсихологом, терапевтом, логопедом, неврологом-реабилитологом. По результатам этих обследований составляется и утверждается программа реабилитации, определяется реабилитационный потенциал, виды восстановительной работы и объем нагрузки для пациента.

      камеральная экспертиза: самоанализ логопеда. Воронежская область
      материал по логопедии по теме

      надеюсь представленный мною материал будет полезен и востребован коллегами

      Скачать:

      Вложение Размер
      moy_samoanalizv_kamer.doc 79 КБ

      Предварительный просмотр:

      Раздел I. Компетенция в разработке программы педагогической деятельности и принятия педагогических решений

      Какие методические и программные разработки Вы используете в процессе реализации направлений программы?

      При разработке программно-методического сопровождения коррекционно-образовательного процесса мне приходится учитывать специфику деятельности логопеда в условиях логопедического пункта. Моя рабочая программа состоит из двух адаптированных программ и одной авторской. При реализации этих программ я широко использую метод наглядного моделирования. Этот метод позволяет подготовить почву для перехода от репродуктивной к поисковой деятельности детей. Разрабатываю занятия с применением ИКТ (презентации, видео- и аудио файлы). В соответствии с программой мною подготовлены и дидактические пособия (демонстрационный и раздаточный материал) для проведения всех видов занятий (индивидуальных, групповых и подгрупповых).

      Проводя логопедическое обследование и мониторинг речевого развития детей наряду с традиционными методами я использую и современные технологии, что позволяет добиться качества коррекционной работы.

      Что включает в себя Ваша работа по созданию методических и дидактических материалов?

      Работа по созданию методических и дидактических материалов включает в себя:1) изучение передового педагогического опыта и методической литературы; 2) разработка плана создания методического и дидактического материала; 3) подбор материала из которого будут изготавливаться пособия в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и требованиями безопасности; 4) создание индивидуальной разработки и применение ее на практике; 5) анализ полученных результатов, использования материала; 6) по результатам анализа использования усовершенствование пособия.

      Раздел II. Компетенция в постановке целей и задач педагогической деятельности

      Как вы учитываете специфику ОО в своей работе?

      Программа развития нашего образовательного учреждения предполагает решение задач по преемственности детского сада и школы, укреплению и развитию физического и психического здоровья, созданию основ коррекционно-развивающего взаимодействия с целью развития механизма компенсации нарушений у каждого ребенка. Мое участие, как учителя-логопеда, выразилось в принятии участия в разработке и реализации авторской программы по физкультурно-оздоровительному направлению для детей 3-7 лет «Здоровый малыш»; принятие участия в организации работы комплексной психолого-педагогической поддержки в рамках консультационного пункта.

      Какие виды целей и задач Вы ставите на каждом из этапов занятия?

      Занятия я провожу в соответствии с рабочей программой. На каждом этапе непосредственной образовательной деятельности я ставлю следующие виды целей и задач:1) обучающие — 2) коррекционно-развивающие 3) воспитательные. Структура как индивидуальных, так и фронтальных занятий включает обязательные элементы (оргмомент, сообщение темы занятия, основная часть, физминутка, итог занятия). Цель организационного этапа – введение детей в тему занятия, моя основная задача на этом этапе – создание положительного настроя, пробуждение интереса к познанию, и естественно, коррекция психофизических функций. Цель физминутки – это снятие усталости и напряжения. В ходе проведения физминутки могут решаться различные задачи, в зависимости от вида упражнений, это и совершенствование общей моторики или мелкой моторики, выработка четких координированных действий во взаимосвязи с речью, внесение эмоционального заряда.

      Кроме обязательных элементов вводятся дополнительные. Количество, тип и характер дополнительных элементов определяется задачами каждого конкретного задания. Введение дополнительных элементов может быть обусловлено индивидуальными особенностями конкретного ребенка, состоянием его психофизических процессов в текущий период времени (даже в ходе занятие, порой приходится вводит эти элементы).

      Раздел III. Компетенция в организации педагогической деятельности

      Какие формы работы Вы используете в коррекционной и профилактической деятельности?

      Применяю следующие формы педагогической работы: открытые уроки и логопедические занятия (ознакомление родителей и педагогов с новыми программами, методикой устранения речевых недостатков, требованиями учителя-логопеда), индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное представление о выявленных проблемах в коррекционном обучении воспитанников),совместные с воспитателями родительские собрания (обсуждение задач учебно-воспитательной и коррекционной работы, планирование воспитательной и логопедической работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и ДОУ, рассмотрение актуальных педагогических проблем). Для активизации родительского интереса в вопросах коррекции речи веду на сайте ДОУ собственную страницу с консультациями на разнообразные темы, на стенде постоянно обновляю информацию и выкладываю буклеты, которые родители могут забрать с собой. Также в электронном виде родителе могут получить нужные им пособия, слайды и пр. информацию.

      Вышеперечисленные формы работы применяются не только для родителей, чьи дети уже занимаются с логопедом, но и для всех родителей детей посещающих наш детский сад.

      Работа носит систематический характер и к ней подключены все педагоги нашего ДОУ.

      Что включает в себя Ваша работа по повышению качества организации развивающей среды, связанной с оснащением логопедического кабинета?

      При создании предметно развивающей среды я стараюсь решать следующие задачи: среда должна обеспечивать чувство психологической защищенности, являться средством полноценного развития, сочетать привычные и инновационные методы.

      Логопедический кабинет разделен на рабочие зоны (зона развития речевого дыхания, зона развития мелкой моторики, зона коррекции произношения, зона технических средств обучения, зона развития фонематического слуха, зона развития лексико-грамматической стороны и связной речи, зона методического сопровождения, информационная зона). Это деление позволяет соблюсти принципы построения предметного пространства: соответствие психолого-педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям, системность, доступность, мобильность, многообразие материала, инновационная направленность, эстетика оформления.

      Я постоянно работаю над созданием и усовершенствованием методических и дидактических материалов. Основной целью этой работы считаю создание многофункциональных пособий. Такие пособия могут перемещаться из одной зоны в другую. В свою очередь, это позволяет максимально эффективно работать с ребенком, сокращая сроки коррекционной работы. И как выяснилось, такие пособия не только экономят пространство, но и доступны для изготовления и применения в условиях массовой группы, могут быть рекомендованы для работы с детьми родителям.

      На основании каких принципов Вы строите свои взаимоотношения с родителями обучающихся? Считаете ли Вы необходимым участие родителей в работе по преодолению нарушения?

      В основе моего взаимодействия с родителями воспитанников лежат следующие принципы: доверительность отношений; личностная заинтересованность родителей ; подход к родителям не как к объектам воспитания, а как к активным субъектам процесса взаимодействия; утверждение их самоценности; эмансипация родителей.

      Полноценная логопедическая работа невозможна без участия родителей. Поэтому пропаганда логопедических знаний среди них является составной частью работы учителя – логопеда. Для родителей проводятся систематически консультации, индивидуальные беседы, анкетирование с целью сбора амнестических данных, выявление индивидуальных особенностей их детей.

      Раздел IV. Компетенция в мотивации учебной деятельности

      Какими методами и приёмами Вы пользуетесь для поддержания интереса обучающихся во время занятия?

      Дети с речевыми нарушениями не могут в полной мере реагировать на вербальный контакт с педагогом, поэтому для них, крайне важно, в начале занятия установление невербального контакта 9мимика, жесты, выражение глаз). Исходя из собственного опыта, для таких детей необходимо выработать личную системы взаимодействия с помощью невербальных приёмов. Это помогает в компенсировать не только речевого нарушение, но и наладить доверительные отношения с ребёнком.

      Несомненно, разнообразие методов и приемов пробуждают интерес детей, делают обучение легким и приятным, незаметным для ребенка. В дошкольном возрасте поддерживать интерес во время занятия можно только игровые приёмами, причем игра всегда должна быть эмоционального характера. Разнообразие игр ( сюжетно-ролевые игры с дидактическим смыслом, игры драматизации, игры – соревнования) помогает мне решить эту задачу. В дальнейшем дети с удовольствием сами создают игровые ситуации. Что повышает эффективность занятия, приводя к желаемому результату.

      Одним из аспектов повышения мотивации дошкольников является поощрение. Слова одобрения, похвала педагогов помогает самоутверждению, уверенности в собственных поступках. Поощрение должно быть заслуженным (в пределах возможностей ребенка). На своих занятиях я обучаю детей не только получать слова одобрения, но и самим учиться говорить эти слова.

      Также в своей работе я широко применяю метод наглядного моделирования и применение ИКТ.

      Кратко изложите свою систему диагностики нарушений, приёмы, используемые в её рамках.

      Моя система диагностики в условиях нашего ДОУ разделена на два этапа: 1. Диагностика речевого развития в младшей и средней группах; 2. Диагностика в старшей и подготовительной группах.

      На первом этапе происходит сбор анамнестических данных о развитии ребенка в преддошкольный период жизни, наблюдение за адаптацией в группе, за темпом речевого развития ребенка после прихода в детский сад, за усвоением образовательной программы ДОУ. В этом возрасте основным методом обследования является наблюдение за ребёнком в группе и беседа с ребёнком в условиях группы. Налаживание личного контакта с каждым ребенком помогает в дальнейшем более точно оценить его речевые возможности и проанализировать причины возникновения проблем.

      Если у ребёнка выявляются стойкие трудности в речевом развитии, то происходит первичное консультирование родителей. При необходимости дается рекомендация родителям проконсультироваться у врачей-специалистов. После всех консультаций, совместно с родителями разрабатывается система помощи ребёнку в условиях ДОУ и дома.

      На втором этапе перед обследованием я беседую с воспитателями и психологом об особенностях развития детей, об особенностях взаимодействия каждого ребенка в условиях группы. К обследованию речи детей я приступаю после наблюдения за ребенком в условиях группы. Обследование речи происходит только индивидуально в игровой форме с письменного разрешения родителей. Пособия являются многофункциональными и позволяют в ходе выполнения одного задания обследовать несколько критериев, что значительно сокращает время диагностики. При подборе заданий и игр стараюсь их подобрать так, чтобы была возможность перепроверять результаты выполнения предыдущих заданий, с целью исключения ошибок при подведении итогов обследования. Часть заданий выполняются ребенком с использованием компьютера.

      Раздел V. Компетенция в обеспечении информационной основы педагогической деятельности

      Кратко изложите методы организации сотрудничества с педагогическими работниками, другими специалистами (социальным педагогом, медиками), родительской общественностью.

      Преодоление речевого нарушения у ребенка невозможно без привлечения к работе других специалистов: психолога, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, социального педагога. Очень часто ребёнку и его семье требуется помощь врачей разного профиля. Логопед является координатором и организатором взаимодействия между всеми участниками коррекционно-образовательного процесса.

      Сотрудничество с педагогическими работниками строятся в двух направлениях:

      1. Совместное построение индивидуального маршрута ребёнка. Ознакомление с результатами коррекционной работы, корректировка индивидуального маршрута.

      2. Обучение педагогов специальным приемам работы с ребёнком, имеющим речевые нарушения. Передача опыта работы происходит в процессе проведений совместных занятий, в совместной организации свободной игровой деятельности детей, в форме докладов на педсоветах, организации мастер-классов по запросу педагогов.

      Конструктивное взаимодействие с родителями – одно из важнейших условий успешной деятельности учителя-логопеда. Я использую различные формы работы с родителями. Коллективные формы работы: родительские собрания, на которых обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы; встречи с родителями; вечера вопросов и ответов.

      Индивидуальные формы работы: индивидуальные беседы и консультации.

      Наглядно-информационные формы работы: обсуждение книг, статей из газет, журналов по проблемам семейного воспитания и др.

      Обязательно учитываются мнение родителей и их запросы относительно успеваемости и прогресса ребенка в преодолении речевого нарушения, организуются различные совместные формы деятельности родителей и детей.

      Раздел VI. Компетенция в области личностных качеств

      Сформулируйте свои методы эмоционального сопереживания и поддержки обучающихся.

      Моими методами эмоционального сопереживания и поддержки воспитанников являются метод побуждения к сопереживанию, метод эмоционально-образного стимулирования и метод эмоционально-сенсорного воздействия. В работе с детьми важен доверительный стиль общения, эмпатийное слушание, авансирование (одобрение, опережающая похвала, оказание внимания).

      Считаете ли важным создание ситуации успеха на занятии?

      Создание ситуации успеха на занятии является первоочередной задачей любого педагога, а особенно, логопеда. Для успешной реализации этой задачи необходимо ежедневно учитывать психоэмоциональное состояние каждого ребёнка, использую личностный, дифференцированный, возрастной и индивидуальный подход.

      В любых ситуациях я всегда сопереживаю, спешу похвалить ребёнка, акцентирую внимание на сильных сторонах его личности, на его прошлых успехах, оказываю внимание, ободрение, выражаю свои тёплые чувства, учу принимать свои ошибки и учиться на них, поддерживаю детей, которые стремятся помочь другим. Учу детей сотрудничать друг с другом, использую задания, способствующие и стимулирующие проявлению взаимопомощи. Подобные меры и приводят к созданию ситуаций успеха на занятиях.

      Какие требования к самодисциплине педагога Вы считаете важными и как Вам удаётся их реализовать в своей профессиональной деятельности?

      В работе педагога самодисциплина занимает главенствующее место. Именно это качество позволяет повышать свой профессиональный уровень, способствует поддержанию доброжелательного взаимоотношения со всеми участниками образовательного процесса, уберегает педагога от профессионального выгорания. Самодисциплина позволяет четко распланировать время, позволяя педагогу жить полноценной жизнью, быть успешным не только на работе, но и дома.

      Я постоянно работаю над собой: повышаю своё профессиональное мастерство на курсах повышения квалификации, на районных семинарах, изучаю, и по мере возможностей, внедряю различные педагогические технологии, составляю свою рабочую программу в соответствии со стандартом образования и с учетом индивидуальных особенностей воспитанников. Знакомлюсь с новейшими достижениями педагогики, используя для этой цели сайты ведущих ВУЗов страны. На сайтах издательств просматриваю новинки, участвую в вебинарах. Размещаю материал в сети Интернет. Участвую в работе педагогического коллектива и районных МО.

      На основании каких принципов стараетесь строить свои взаимоотношения с коллегами?

      В нашем педагогическом коллективе сложились дружеские отношения, основанные на сотрудничестве и взаимопонимании. Я тесно контактирую с воспитателями и специалистами ДОУ: старшим воспитателем, психологом, музыкальными руководителя, инструктором по физ.воспитанию, медицинской сестрой..

      Во взаимоотношениях с коллегами я честна, справедлива, порядочна, доброжелательна, с уважением отношусь к их знаниям и опыту. Со своей сторона, всегда готова передать им свой опыт и знания.

      Такие взаимоотношения повышают интерес к совместной деятельности, что выводит учебно-воспитательный процесс на качественно новый уровень, повышается профессионализм педагогического коллектива.

      Были ли в межаттестационный период обоснованные письменные жалобы на Вашу деятельность со стороны обучающихся/их родителей, взыскания администрации?

      В межаттестационный период отсутствовали жалобы на мою деятельность со стороны обучающихся и их родителей, не имелось и взысканий со стороны администрации детского сада.

      Были ли в межаттестационный период письменные благодарности от родителей обучающихся? (При наличии благодарностей указать реквизиты входящих документов и формулировки благодарностей)

      Решаем логопедические проблемы вместе со специалистом

      Автор Смелова Надежда Ивановна

      Смелова Надежда Ивановна, 1974 г.р., учитель-логопед высшей квалификационной категории. Работает в дошкольном отделении московского учебного комплекса №1251 имени генерала Шарля де Голля, специализирующегося на языковом развитии. Стаж педагогической работы 23 года, учителем-логопедом 12 лет. Мама двоих сыновей 18 и 14 лет.

      Очень важный урок мне преподнес старший сын, когда ему было 6 лет и он не выговаривал звук «Р». Я пыталась его научить, а он мне сказал: ты не логопед! А кто я? Ты мама. Ему поставила звук моя коллега. Со мной он прекрасно выполнял её задания. А для себя я поняла, что мама всегда должна для ребенка оставаться мамой, а не логопедом, инженером, менеджером..»


      «Вся моя жизнь посвящена детству и детям: в 1994 г закончила педагогическое училище

      №9 «Арбат» дошкольное отделение (воспитатель д.\с.), в 1999 г МГОПУ им. Шолохова факультет дошкольной педагогики и психологии (методист по дошкольному воспитанию. Практический психолог), в 2006 г. МПГУ факультет переподготовки специалистов по дефектологии (учитель-логопед), в 2013 г. МГППУ факультет переподготовки специалистов по психолого-педагогическому сопровождению в службах ранней помощи и «Лекотеки». За эти годы работала воспитателем, преподавателем педагогического колледжа, методистом в д.\с., заведующей д.\с., психологом в д.\с., но поняла, что больше всего я люблю работать логопедом. В «Лекотеке» 716 д.\с. работала с детьми, имеющими самые разные нарушения: ДЦП, шизофрения, синдром Дауна, РАС, ЗПР, эпилепсия, слабослышащие и слабовидящие, умственная отсталость.

      – Надежда, как вы считаете, изменилась ли речь детей в последние годы?

      – Изменилась и не в лучшую сторону. К сожалению, огромное количество детей имеют нарушения речевого развития. Если раньше я приходила в группу из 25 детей, и для 10-15 из них нужны были занятия с логопедом, то сегодня такие дети почти все.

      Дети стали хуже усваивать обычные, общие движения: прыжки, бег, подпрыгивания, перелезания. То есть дети стали физически менее скоординированными.


      – С чем, на ваш взгляд, это связано?

      – Технический прогресс не стоит на месте, люди стали лучше жить. Но это не всегда идет на пользу детям. Сейчас процентов 70 детей привозят в детский сад на машине родители, даже несмотря на шаговую доступность. Дети стали очень мало двигаться, а как известно, в организме человека все взаимосвязано, без развития крупной моторики не будет ни мелкой, ни артикуляционной моторики. Вдобавок к этому родители крайне мало времени уделяют общению с детьми – накормил-напоил, мультик включил и занимается своими делами. Родители не обращают внимание детей на окружающий мир, на то, что происходит вокруг. Они не называют предметы, что отвертка – это отвертка, стол – это стол. Взрослые считают, что дети сами как-то должны догадаться. Я много лет на всех родительских собраниях настоятельно прошу родителей разговаривать со своими детьми, просто разговаривать.

      – Как строится работа логопеда в детском саду?

      – Вся система коррекционной работы, которая была потрясающе отработана в Советском Союзе, сейчас в большинстве своем развалена. Раньше были детские сады для детей с общим недоразвитием речи, с задержкой психического развития, умственной отсталостью, слабовидящих, слабослышащих и т.д., сейчас их практически не осталось.

      Мы ориентируемся на Запад, не скажу, что это плохо, но инклюзию нельзя просто взять и перенести с американской почвы на русскую. Должны быть определенные условия. А у нас, к сожалению, произошло именно это – дети с тяжелыми нарушениями речи приходят в массовый детский сад. Но если в логопедической группе были ежедневные фронтальные и индивидуальные занятия с логопедом, во второй половине дня воспитатель отрабатывал с детьми задания логопеда, а логопедическая группа состояла из 10-15 детей, то сейчас группа массового детского сада – это 30 человек. Воспитатель, естественно, не имеет ни образования, ни нужных знаний, чтобы отрабатывать задания логопеда. К сожалению, дети, у которых тяжелые нарушения речи, получают только занятия с логопедом и психологом.

      – Что подразумевается под тяжелыми нарушениями речи?

      У некоторых детей даже при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. Это нарушение впервые было установлено Р.Е. Левиной и определено как общее недоразвитие речи.

      У всех детей с общим недоразвитием речи всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя.

      Общее недоразвитие речи может проявляться в разной степени. Поэтому выделяют три уровня речевого развития.

      I уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (так называемые «безречевые дети»).

      Переход к II уровню речевого развития (начатки общеупотреби­тельной речи) знаменуется тем, что, кроме жестов и лепетных слов, появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные обще­употребительные слова

      III уровень речевого развития характеризуется наличием развер­нутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Сейчас эти нарушения объединены под одним понятием – «тяжелые нарушения речи». Это дети, у которых нарушено звукопроизношение, грамматический строй речи, связная речь, слоговая структура, когда ребенок, например, говорит, не «молоко», а «комоло», не «деревянный», а «деверянный» и т.д.

      Почему детские сады не готовы к инклюзии?

      – Теоретически они готовы. Но на практике все не так просто. Большинство наших специалистов – это люди, которые работают с нейротипичными детьми, у которых нет отклонений в развитии. Соответственно, как работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) педагоги зачастую не знают, и методиками работы с такими детьми не владеют.

      На Западе, где накоплен определенный опыт, инклюзивные группы стали нормой, и в их группах гораздо меньше детей. А если есть сложный ребенок, то обязательно присутствуют тьюторы. У нас они тоже стали появляться, и в этом направлении необходимо работать.

      У нас здания детских садов – это в основном постройки 1960-х годов с определенной планировкой. Если раньше кровати были одноярусными, то сейчас в группах появляются уже трехъярусные кровати, потому что всех детей нужно обеспечить местами. Нагрузка на педагогов возросла. Представьте, в группе 30 детей, и из них один, допустим, с умственной отсталостью, один – с аутизмом и т.д., и у каждого свои требования, не всегда ребенок готов и может себя контролировать. Один катается по полу, потому что он по-другому не может. Как быть воспитателю в этой ситуации, неизвестно. В детский сад принимается абсолютно любой ребенок, запись происходит на портале госуслуг, медицинскую карту руководитель учреждения видит, когда ребенок уже зачислен в детский сад. Если с ребенком поступила бумага из ЦПМПК (центральная психолого-медико-педагогическая комиссия), что у него задержка психического развития, то комплекс (школа) должен обеспечить ребенку занятия с логопедом, психологом и дефектологом, если это прописано в заключении . Где учреждение будет искать этих специалистов, если их нет в штате? Это проблема администрации школы. Ребенок в любом случае должен получить комплекс образовательных услуг, хотя мне не очень нравится слово «услуги».

      – В детских садах всегда есть нужные специалисты?

      – Специалистов сейчас, безусловно, много. Но, как и в любой области знаний, будь то образование или здравоохранение, сложно найти хороших, компетентных специалистов. Компетентность людей не всегда соответствует желаемому. К сожалению, каких-то специалистов в силу различных причин, финансовых в том числе, мы не всегда можем пригласить.

      Существуют ли нормы, сроки, когда родителям стоит начать беспокоиться, если ребенок не говорит?

      – Двадцать лет назад полагали, что в норме ребенок к году должен говорить 10-15 слов. Сейчас считается, что к трем годам ребенок должен хоть что-то говорить и озвучивать. Мы не говорим о правильном звукоизвлечении, а хотя бы о простой фразе «Мама, дай», которая должна появиться к трем годам. А если к этому возрасту ребенок все еще не говорит, конечно, надо бить тревогу, обязательно идти к неврологу, логопеду, смотреть и выяснять, в чем причина. При нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владе­ют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готов­ность к звуковому анализу и синтезу.

      – Как родители относятся к проблемам речевого развитию детей?

      – Родители очень разные и относятся все по-разному. Некоторые прибегают и говорят – у меня ребенку два года, а он молчит, что делать? А за другими бегаю я и говорю: ну сходите вы на ЦПМПК, у вашего ребенка тяжелое нарушение речи. На что мне отвечают: «Ничего, как-нибудь рассосется».

      – Вам, как специалисту, сложно найти общий язык с родителями?

      – Так как у меня есть и психологическое образование, мне легко найти общий язык с родителями. Другое дело, что еще нужно объяснить и донести какую-то информацию, чтобы человек ее понял, это уже сложно. Мы все разные люди, с разным уровнем образования и разными представлениями о ребенке, особенно своем. О своем ребенке представление довольно часто очень завышенное. Объективных трудностей многие родители просто не хотят видеть и занимают «страусиную политику» – я в песочек спряталась и пусть все само рассосется.

      – Как объяснить родителям, что ребенку нужна помощь?

      – Нужно показать родителям объективную картину, дать им возможность взглянуть на своего ребенка со стороны. В присутствии родителей проводится диагностика, беседы, все проблемы разъясняются. В этом процессе участвуют и логопед, и воспитатель того учреждения, где ребенок занимается. Это комплексная работа по взаимодействию специалистов с семьей. Идеально, если еще привлекается психолог, потому что у большинства детей сегодня проблемы в эмоционально-волевой сфере, когда ребенок не может сидеть, и в соответствии с физиологией хотя бы в течение десяти минут удерживать внимание.

      – Родители не то что могут, они обязательно должны заниматься с ребенком. 90% успеха работы логопеда – это работа родителей. То есть моя задача – направить в нужное русло. На занятиях мы все сделали, позанимались, но если родители дома не закрепляют то, что я дала ребенку на занятиях, процесс может затянуться надолго.

      В детском саду я использую тетради взаимодействия, где расписываю на выходные задания родителям. Я считаю, что родители – это моя опора, я не могу без них, я всегда в зоне доступа, родители могут в удобное для них время подойти, поговорить и обсудить какие-то вопросы. Без р одителей я просто не справлюсь.

      – Какие ошибки могут совершить родители, занимаясь самостоятельно?

      – Основная родительская ошибка – это сюсюсканье, когда ребенку всё произносят в уменьшительно-ласкательном тоне: «Ой, какой столик! Ой, дай ручечку! Дай, носик твой вытру». Такого делать категорически нельзя. Даже двухлетнему ребенку мы уже не говорим «би-би», а говорим «машина». Взрослый – это образец для подражания у ребенка. Поэтому разговариваем с ним как со взрослым, но, конечно, без употребления сложносочиненных и сложноподчиненных оборотов. Не надо уподобляться Льву Николаевичу Толстому, мы даем 3-4-5-сложные предложения, чтобы ребенок их понял.

      Есть другая крайность, когда родители уходят от сюсюканья и начинают обращаться к ребенку как к ровеснику, говоря сложными фразами, из которых ребенок практически ничего не понимает. Бывает, что нарушена иерархия в семье, когда ребенка ставят на один уровень с собой, у ребенка нарушены ориентиры, когда он приходит, разваливается на стуле и говорит: а я не буду этого делать. А почему? Да я не хочу! Я так сказал! Вот это у меня вызывает удивление.

      – Если ребенок неправильно произносит какие-то слова, нужно ли исправлять ошибки?

      – Мы обязательно исправляем, уточняем и даем правильный образец. Но всегда это делаем положительно, без криков. Постепенно при этом положительном подкреплении – через день, через два, пять, ну, через десять дней, но в любом случае ребенок научится говорить правильно «табуретка», а не тубаретка.

      – В случае если родители понимают, что у ребенка есть проблемы, к какому специалисту им стоит обратиться: дефектологу, психологу, логопеду, логопеду-дефектологу? В чем разница для родителей и ребенка?

      – Специфика занятия у каждого специалиста своя. Логопед занимается исключительно речевыми проблемами: звукопроизношение, грамматический строй речи, обогащение лексики, связная речь, какие-то элементы подготовки к обучение грамоте.

      Дефектологи, чаще по заключению центральной психолого-медико-педагогической комиссии, занимаются с детьми, у которых есть либо задержка психического развития, либо умственная отсталость, либо проблемы со зрением или слухом, либо расстройства аутического спектра (РАС). Дефектолог работает с познавательной сферой, куда входит речевое развитие, математика, ознакомление с окружающим. Может быть дефектолог-сурдопедагог, который работает с детьми с нарушениями слуха; дефектолог-олигофренопедагог, работающий с детьми с умственной отсталостью, задержкой психического развития, дефектолог-тифлопедагог, который работает с детьми с нарушениями зрения. У всех направлений есть определенные нюансы в работе.

      Психолог работает с душой человека, чаще всего это проблемы взаимоотношений в семье, с ровесниками.

      Работа нейропсихолога связана с высшими психическими функциями. Нейропсихологические занятия могут быть направлены на познавательную, когнитивную сферу. В работе с дошкольниками и младшими школьниками используется двигательная нейрокоррекция.

      Как родителям выбрать хорошего специалиста?

      – В любом случае между людьми должно быть доверие. Доверяйте собственным чувствам и ощущениям. Даже на уровне интуиции – нравится или не нравится. Ребенку должно быть комфортно, интересно. Я никогда не требую, чтобы дети сидели как в школе – выпрямили спинки, сложили ручки и не шевелимся. Мне совершенно все равно, где сидит ребенок – под столом, на столе, главное, чтобы он делал то, что я прошу.

      – А под столом – это тоже нормально?

      – Ну, если человеку так комфортно, почему нет? Но кроме меня, у нас хватает правильных (хотя я и не люблю это слово) специалистов, которые заставляют ребенка сидеть как положено. Я занимаюсь индивидуально, максимум у меня в группе пять детей. А когда воспитатель занимается с 25 детьми, вариант «под столом» не очень проходит, это чуть-чуть другая специфика.

      – Зачем логопеду нужен нейропсихолог? Как выстраивается совместная работа?

      – Зоны руки и языка находятся рядом в коре головного мозга, это работа левого полушария. Есть определенные нейропсихологические упражнения –двигательная нейрокоррекция, которая способствует установлению новых связей в коре головного мозга, которые нам нужны для автоматизации звуков в том числе. Многие вещи идут через двигательную коррекцию. На своих занятиях я всегда использую элементы нейропсихологии. Например, упражнение «Качели» – язык вверх-вниз за зубами – я всегда делаю вместе с рукой – ребенок точно так же поднимает руку вверх-вниз. То есть ребенок должен следить и за движениями языка, и за движениями руки. Это более сложно, но в то же время идет наработка новых нейронных связей в коре головного мозга. Чем их больше, тем лучше мозг работает. А если мы подключаем и левую руку, то у нас вырабатываются еще и межполушарные связи. Если связей в коре головного мозга мало, это может привести к тому же заиканию, когда происходит сбой системы. Сейчас много детей с дефицитом внимания, гиперактивностью, которым обязательно нужна помощь нейропсихолога. У современных детей очень плохо с произвольностью, они не могут делать то, о чем их просят. То есть с непроизвольным вниманием все нормально, а произвольного внимания практически нет. Три минуты ребенок еще может посидеть и что-то сделать, а на четвертой он уже полез под стол и забыл, что делал до этого.

      – Вы говорили, что жизнь стала другой. Появившиеся компьютерные средства приносят пользу или вред? Как их правильно использовать?

      – Определенная польза, конечно, есть. Существуют хорошие развивающие программы, игры. Но если ребенок, придя из детского сада, дома бесконтрольно сидит, уткнувшись в телевизор, в планшет, в телефон – это не дело. Мы опять возвращаемся к тому, с чего начали разговор, – у детей проблемы с общей моторикой, работают только два больших пальца, которые перелистывают картинки. А захват ручки для письма у нас все-таки трехпальцевый.

      – Дайте совет родителям – как научить ребенка говорить?

      – Просто чаще с ним разговаривать. Дома, по дороге в детский сад – смотри, какие облака на небе, а трава зеленая, солнышко светит. А вообще, что у нас сейчас – весна, зима, лето?

      – Надежда, знакома ли вам методическая литература, выпускаемая издательством «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» и используете ли вы ее в своей работе?

      Конечно! И хорошо знакома ее серия книг «Развитие речи в детском саду». Валентина Викторовна Гербова известна всем специалистам-дошкольникам. Она создала хорошую методическую систему по развитию речи с практическими занятиями. Любой воспитатель детского сада, естественно, знает методики Гербовой. Так как программа «От рождения до школы» во многих вещах опирается на программу Васильевой, то это все замечательно перетекло из наследия Советского Союза по методике работы с дошкольниками. А разработки в СССР были потрясающими. И очень хорошо, что это у нас есть. Но и родителям тоже стоит почитать, чтобы знать, какую литературу использовать, что ребенок может уметь в определенном возрасте. В книгах Гербовой все хорошо расписано по возрастам. Эти книги не устарели. Мы не можем изобретать велосипед, он уже изобретен. Я не могу каждый год менять программу занятий, потому что, допустим, каждый год приходит ребенок, который не может говорить «с». И я с ним буду делать те же самые артикуляционные упражнения. Эта методика не может поменяться, потому что она физиологична, понятна и доступна любому ребенку и прекрасно работает. Это апробировано не одним поколением дошкольников.

      – Много раз приходилось слышать мнение, что коррекционных программ не хватает. Какие методики вы используете в работе? Можете дать какие-нибудь рекомендации другим логопедам.

      – Мы, логопеды, всегда опирались на программу Т.Б. Филичевой-Г.В. Чиркиной. Мне нравятся прекрасные разработки Н.В. Нищевой, система коррекционной работы у нее выстроена просто блестяще – от младшей группы до подготовительной. Можно просто купить сборник и начать работать. Очень люблю питерского автора Ольгу Игоревну Крупенчук. У нее прекрасные разработки по подготовке ребенка к школе, великолепный альбом для развития интеллекта ребенка, который советую всем, это комплексная методика для детей 3-7 лет. У О.И. Крупенчук много пособий по подготовке к обучению чтению, письму, на мелкую моторику, графомоторный навык.

      Это те книги, которые используются достаточно часто. На автоматизацию звукопроизношения мы нравится серия книг А.Е. Азовой, О.О. Черновой «Домашняя логопедическая тетрадь». На самом деле, пособий очень много. Не все они, конечно, грамотно методически выдержаны. Иногда бывают красивые названия, но открываешь и видишь, что по содержанию и по сути все совершенно не адекватно.

      Для занятий родителям могу посоветовать Олесю Жукову – замечательный автор, у нее есть книги по чтению, математике, все очень наглядно.

    Смотрите так же:  Приказ 463 2020 фсб

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *