Набор в судебные приставы

Указом президента будет объявлен новый набор в судебные приставы

Фото: УФССП по Волгоградской области

Как отмечает Минюст, в соответствии с нормами нагрузки судебных приставов для обеспечения деятельности российских судов сейчас требуется 48 295 судебных приставов. Однако их нынешний штат – лишь 24 715 человек. При этом в ближайшее время в России должны начать работу также кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции, идет реорганизация некоторых малосоставных судов, создаются новые суды, судебные участки мировых судей, постоянные судебные присутствия. В связи с этим документом предлагается увеличить штат приставов, занимающихся обеспечением деятельности судов, на 633 человека (общая штатная численность ФССП при этом должна составить 74 552 человека).

Как известно, на приставов возложены обязанности по осуществлению пропускного режима в зданиях судов, поддержания в них общественного порядка, обеспечения безопасности судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса. По словам разработчиков поправок, из-за недостаточной штатной численности приставы, как правило, распределены для несения службы на пропускных постах в зданиях судов. И вынуждены временно покидать этот пост для выполнения заявки на обеспечение безопасности судебных процессов, доставки уголовного дела и вещественных доказательств к месту судебного заседания, исполнения постановлений о принудительном приводе. Служба судебных приставов в нынешнем составе, как указывает министерство, не сможет обеспечить установленный порядок деятельности вновь созданных судов, в том числе охрану их зданий и помещений.

Пенсионеры судебного значения: приставов приравняют к сотрудникам МВД

Пенсионное обеспечение сотрудников Федеральной службы судебных приставов (ФССП) планируется приравнять к уровню выплат тем, кто отслужил в МВД, ФСКН и Росгвардии. Это следует из подготовленного Минюстом проекта федерального закона «О службе в органах принудительного исполнения РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», с которым ознакомились «Известия». Также законопроект предусматривает, что теперь приставы будут служить по контракту, а классные чины им заменят на специальные звания. Документ будет рассмотрен уже на ближайшем заседании правительства, сообщили «Известиям» в аппарате кабмина.

И опасна, и трудна

Сейчас ФССП входит в систему федеральных органов исполнительной власти, которая предусматривает прохождение государственной гражданской службы. Однако фактически судебные приставы выполняют функции, более свойственные сотрудникам правоохранительных органов. Например, проводят предварительное расследование, обеспечивают безопасность судей и присяжных заседателей, а также доставляют в суд граждан, уклоняющихся от явки по вызову.

Поэтому основной идеей законопроекта стало определение работы судебных приставов в качестве отдельного вида федеральной госслужбы — со своим набором полномочий и денежным обеспечением. Пока регулирование деятельности ФССП осуществляется в соответствии с федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Но новый документ серьезно повышает статус сотрудников ФССП, превращая федеральную службу в полноценную структуру, аналогичную МВД, Росгвардии, ФСКН и т.д. Предполагается, например, что классные чины, которые сейчас присваиваются сотрудникам ведомства, заменят на специальные звания.

Как и в других силовых ведомствах, зарплата сотрудников будет состоять из оклада по должности и званию. Пенсионное и социальное обеспечение судебных приставов и членов их семей предлагается приравнять к уровню аналогичных выплат пенсионерам МВД, Росгвардии и ФСКН. Предполагается, что меры, указанные в законопроекте, позволят сократить отток кадров, снизить коррупционные риски и «серьезно мотивировать должностных лиц ФССП к качественному исполнению обязанностей».

Также законопроектом вводится понятие «контракт» и детально регламентируются вопросы испытания при поступлении на службу, а также перевода на другую должность. С впервые поступающими на службу будет заключаться срочный контракт: для младшего состава — на три года, среднего и старшего — на пять лет. В остальных случаях предполагается оформлять бессрочные трудовые отношения.

Пистолет в награду

Отдельная глава законопроекта посвящена мерам поощрения. Сотруднику могут присвоить специальное звание при наличии ученой степени, объявить благодарность, выплатить премию, вручить ценный подарок, ведомственную или государственную награду, а также наградить огнестрельным или холодным оружием. Кроме того, в качестве меры поощрения может применяться досрочное снятие ранее наложенного на сотрудника дисциплинарного взыскания.

Председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас считает, что необходимость разработки такого законопроекта назрела давно. ФССП в соответствии с действующим законодательством выполняет функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, а также по предварительному расследованию в форме дознания по уголовным делам, напомнил он.

— Исполнение указанных функций зачастую связано с применением огнестрельного оружия и специальных средств, а также с риском для жизни и здоровья судебных приставов, что отличает судебных приставов от иных федеральных государственных гражданских служащих, — считает сенатор. — При этом статус и регулирование деятельности службы осуществляется в соответствии с федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации». То есть мы имеем, по сути, несоответствие тех функций, которые выполняют приставы, тем социальным гарантиям, которые предоставляет им государство.

По словам Андрея Клишаса, расширить социальные гарантии для судебных приставов предлагается для того, чтобы повысить их статус. Он также отметил, что с участием директора ФССП была создана рабочая группа по подготовке законодательных предложений по повышению статуса судебных приставов и совершенствованию принудительного исполнения судебных актов. Члены группы также высказывали свои замечания и предложения по теме.

По долгу службы

Ведомство фактически становится полноценной силовой структурой, а работа в нем выделяется в отдельный вид государственной службы. В службе появятся офицерские звания: за долгами в будущем смогут приходить лейтенанты или даже майоры. Прав у работников ФССП окажется немногим меньше, чем у полицейских.

Повышаются требования и к судебным приставам. Условному майору долговой службы запретят иметь двойное гражданство. Сотрудников ведомства будут тестировать на наркотики, алкоголизм. Все приставы обязательно пройдут дактилоскопию: оставят следы своих пальцев рук в базах данных МВД. Если же из-за ошибки судебного пристава казна выплатит гражданину компенсации, то государство будет вправе предъявить офицеру регрессный иск. Проще говоря, капитан службы судебных приставов ответит рублем за промашку.

«Сегодня Федеральная служба судебных приставов России отнесена к системе органов власти, в которых возможно прохождение только федеральной гражданской службы, при этом судебные приставы обладают полномочиями, в том числе свойственными правоохранительным органам. В связи с этим логична необходимость отнести службу в ФССП к государственной службе иного вида, — сообщил председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев. — Принятие законопроекта создаст новый вид службы — в органах принудительного исполнения. Служба судебных приставов получит особый статус, социальная защищенность служащих повысится, поскольку в этом отношении они, по сути, будут приравнены к сотрудникам силовых структур».

По его словам, в результате, можно сказать, реформы, которая затронет почти 62 тысячи человек, денежное содержание судебных приставов будет увеличено, что особенно справедливо, учитывая ту огромную нагрузку, которая сейчас приходится на каждого из них.

«К тому же значительно изменится пенсионное обеспечение. У сотрудников ФССП оно будет таким же, как у военнослужащих. Появится возможность выходить на пенсию по выслуге через 20 лет службы или в возрасте 45 лет», — говорит Владимир Груздев.

По расчетам разработчиков проекта, средний оклад судебных приставов в 2020 году вырастет с 49,1 тысячи рублей до 58,1 тысячи рублей. На рост окладов в ведомстве казна дополнительно выделит в будущем году более 6,2 миллиарда рублей. Любопытно, что армейские офицеры запаса, устраивающиеся в службу судебных приставов, смогут получать звания на ранг выше: капитаны превратятся в майоров, если должность позволит.

До сих пор де-юре не было четкой ясности, кто же такой судебный пристав. Он уже не чиновник, так как простые чиновники не носят оружие, не имеют права применять физическую силу. Однако он не полицейский и тем более не военнослужащий. Теперь все меняется. Зарплата офицера ФССП будет состоять из окладов по должности и по званию. Также вводятся надбавки за выслугу лет, которые будут расти с годами. Правительство поручило доработать финансово-экономическое обоснование в части размера средств, необходимых для реализации законопроекта, с учетом планируемого числа сотрудников органов принудительного исполнения и соотношения уровня их денежного содержания с уровнем окладов сотрудников правоохранительных органов.

Смотрите так же:  Приказ бешенство

Условия и порядок поступления на федеральную государственную гражданскую службу

В Управлении федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области проводится набор граждан на государственную гражданскую службу на должности:

судебный пристав — исполнитель;
судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов;

Граждане желающие поступить на государственную гражданскую службу могут обращаться по адресу:
г. Оренбург, улица Ткачева, 8, кабинет 133.

Главный специалист — эксперт Семчев Александр Валерьевич.

Приемные дни: вторник с 10.00 до 12.00
четверг с 10.00 до 12.00

Условия приема:

1. На государственную гражданскую службу на должность судебного пристава вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 21 года, владеющие языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом «О судебных приставах»

2. Предельный возраст пребывания на гражданской службе до 65 лет.

Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

Для поступления на гражданскую службу в ФССП России по Оренбургской области, в отдел кадров (Ткачева 8, кабинет 133) необходимо представить следующие документы:

  1. Автобиография, составленная от руки;
  2. Паспорт (копия);
  3. Копия документов об образовании (дипломов, свидетельств с указанием оценок);
  4. Копия трудовой книжки или документа, подтверждающего прохождение военной или иной службы;
  5. Копия военного билета для военнообязанных (все страницы);
  6. Характеристика с последнего места работы (учебы);
  7. Справка об обучении (для обучающихся в учебных заведениях);
  8. Справка с налоговой (из государственной налоговой инспекции о том, что зачисляемый не занимается коммерческой (предпринимательской) деятельностью; (г. Оренбург, Шарлыкское шоссе, 1/1 на территории Торгового центра «Армада», галерея № 2 при входе с улицы — справа )
  9. Копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации (ИНН);
  10. Копия пенсионного страхового свидетельства;
  11. Фотографии 3,5 – 4,5 – 2 шт., цветные, без уголка, в деловом костюме;
  12. Заключения формы 001-ГС/У (для гос. гражданских служащих из психоневрологического диспансера (г. Оренбург, ул. Пролетарская, 153);
  13. Заключения формы 001-ГС/У (для гос. гражданских служащих из наркологического диспансера (г. Оренбург, ул. Невельская, д. 4 Б);
  14. Копии свидетельств о заключении(расторжении)брака, иные документы по факту изменения фамилии; копии свидетельств о рождении детей.
  15. Личное заявление о постановке в кадровый резерв, с указанием адреса, почтового индекса, телефона;
  16. Личное заявление на участие в конкурсе на замещение вакантной должности, с указанием адреса, почтового индекса, телефона (образец прилагается);
  17. Копия страхового медицинского полиса;
  18. Справки о доходах своих, супруга, детей (до 18 лет) (в соответствии с п.1 ст.20 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» и Указом Президента РФ от 18 мая № 559 гражданами при поступлении на гражданскую службу предоставляются сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера).
  19. Личный листок по учету кадров собственноручно заполненный предоставлен отделом гос. гражданской службы и кадров.
  20. Выписку из приказа о присвоении воинского звания, либо спец. классного чина ГГС.
  21. Копии документов о присвоении государственных и ведомственных наград и премий;
  22. Справка о доходах формы 2 НДФЛ с последнего места работа за предыдущий год на кандидата и супруга.
  23. Для лиц, участников боевых действий, документ, подтверждающий период.

Время создания/изменения документа: 13 июля 2011 03:00 / 18 октября 2020 16:16

Судебным приставам разрешили донимать россиян SMS-ками

Судебных приставов обяжут размещать документацию об исполнительном производстве на портале госуслуг, чтобы деятельность самих приставов была более прозрачна для граждан. Также им разрешат отправлять должникам извещения с помощью SMS-сообщений.

Новый законопроект

С 1 января 2020 г. судебные приставы получат возможность общаться с должниками с помощью SMS-сообщений, а также через портал госуслуг, где будет публиковаться вся информация, касающиеся исполнительного производства, включая процессуальные документы. И на получение SMS, и на взаимодействие через портал госуслуг потребуется предварительное согласие должника.

Соответствующий законопроект был подготовлен и внесен в Госдуму вице-спикером Ириной Яровой, первым заместителем руководителя фракции «Единая Россия» Андреем Исаевым и заместителем председателя Комитета по государственному строительству и законодательству Александром Грибовым. Текст проекта размещен в Системе обеспечения законодательной деятельности (СОЗД) Государственной автоматизированной системы (ГАС) «Законотворчество» на сайте sozd.parlament.gov.ru. Юридически документ представляет собой набор поправок в федеральный закон «Об исполнительном производстве».

Как будут работать SMS-извещения

Прежде чем начать отправлять должнику SMS-сообщения, приставы должны будут получить от него письменное свидетельство, что он согласен такие сообщения получать. В расписке должен быть указан номер телефона должника. Текст SMS будет определять главный судебный пристав России.

SMS может использоваться для уведомления должника о возбуждении исполнительного производства, а также о месте и времени проведения исполнительных мероприятий. Также в этой форме можно проинформировать гражданина о применении мер принудительного исполнения или вызвать его к приставу. Помимо SMS для этого можно использовать и другие виды связи — например, телеграф или почту.

Информация на портале госуслуг

Юридически значимые уведомления могут быть также размещены в личном кабинете должника на портале госуслуг. Порядок такого извещения был определен постановлением правительства в июне 2016 г. Чтобы получать электронные извещения, пользователь должен подать соответствующее обращение оператору портала.

Законопроект предлагает использовать портал не только для отправки извещений, но и для размещения на нем в электронном виде всей информации по исполнительному производству, в том числе процессуальных документов. Это должно повысить подотчетность судебных приставов гражданам, чьи интересы они защищают, сообщают авторы законопроекта в пояснительной записке.

Чем занимаются приставы

Судебный пристав, он же судебный исполнитель — это должностное лицо, которые в принудительном порядке осуществляет исполнение решений суда. В России, в отличие от ряда других государств — например, Эстонии — приставы находятся на службе у государства в лице Федеральной службы судебных приставов России (ФССП России).

По решению суда приставы занимаются в том числе наложением ареста на имущество граждан с последующей его продажей, розыском должников и их имущества, а также розыском детей и передачей их под опеку. С начала 2012 г. приставы имеют доступ к банковским счетам должников.

Служба судебных приставов: опыт России и зарубежных стран Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Долгополов О. А.

В данной статье проводится сравнительно-правовой анализ деятельности службы судебных приставов России и зарубежных стран: рассматриваются общие аспекты и особенности исполнительного производства , организационно-правовой статус институтов исполнения судебных актов , систему взаимодействия с другими государственными органами.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Долгополов О. А.

BAILIFF SERVICE: THE EXPERIENCE OF RUSSIA AND FOREIGN COUNTRIES

Текст научной работы на тему «Служба судебных приставов: опыт России и зарубежных стран»

СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ: ОПЫТ РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

© 2008 г. О.А. Долгополов

Управление Федеральной службы судебных приставов по Нижегородской области

Поступила в редакцию 30.04.2008

Проводится сравнительно-правовой анализ деятельности службы судебных приставов России и зарубежных стран: рассматриваются общие аспекты и особенности исполнительного производства, организационно-правовой статус институтов исполнения судебных актов, система взаимодействия с другими государственными органами.

Ключевые слова: судебный пристав, исполнительное производство, судебный акт.

На протяжении столетий добиться добровольного исполнения судебных актов гражданами и организациями без применения принуждения не удавалось ни одному государству, поскольку добровольная уступка денежных средств или имущества пока не стала неотъемлемой частью правовой культуры граждан. Иначе говоря, решение вопроса об имущественном споре среди всех народов осуществляется только в результате упорной борьбы сторон. По этой причине для обеспечения окончательного восстановления нарушенных прав и свобод все государства, независимо от своей экономической и военной мощи, создают специальные службы и регулируют их деятельность.

Смотрите так же:  Договор на продажу товаров кредит

Разумеется, в разных странах институты, регулирующие организационно-правовые условия исполнительного производства, имеют не только свои особенности, но и выступают под различными наименованиями, отличаются в организационно-правовом смысле.

Так, например, в Соединенных Штатах Америки исполнением судебных решений занимаются государственные служащие, входящие в службу «маршалов». Это одна из старейших федеральных государственных должностей.

Маршалы выполняют те же функции, что и российские приставы, но имеют большие полномочия. Институт маршалов — влиятельный правоохранительный орган системы государственных учреждений. Маршальская служба осуществляет не только исполнение судебных решений, но и обеспечивает безопасность судеб-

ных учреждений и участников судебного процесса, оказывает помощь министерству обороны и военно-воздушным силам США при транспортировке ядерных боеприпасов. Маршальская служба США имеет в своем составе отряды специального назначения, оснащена необходимым современным вооружением, специальными и транспортными средствами различных видов.

Функции исполнительного производства осуществляют шерифы и их заместители, отчасти маршальская служба на федеральном уровне, судебные приставы — исполнители, а также частные юридические агентства. Шерифы налагают арест на имущество должника. Причем если шериф, как правило, не является юристом, то его заместитель обязательно должен пройти обучение в полицейской академии, где в том числе преподается и исполнительное производство [4].

В европейских странах работают частные судебные приставы. Управление судебными исполнителями осуществляют региональные и национальные палаты в качестве органов самоуправления.

Для занятий подобной деятельностью необходимо получить лицензию. Получив ее, частный пристав самостоятельно решает все проблемы, возникающие при исполнении судебных решений. Оплату за работу частного судебного пристава производит клиент.

В Великобритании уже несколько лет используется смешанный принцип. Судебных

приставов здесь называют «бейлифами». Они состоят на государственной службе, но если не справляются со своими обязанностями, привлекают частных. С 1604 года здесь не изменялись правила ареста и продажи имущества должников. В случае необходимости бейлиф может без соблюдения особых формальностей запросить помощи у полиции, пожарных и даже армии [1].

Довольно долго, с 1895 г., не изменялись основные положения об исполнении судебных решений и в Финляндии. На 5 миллионов населения здесь действуют 100 приставов и около тысячи помощников судебных исполнителей.

Во Франции исполнительное производство реализуется не только судебными исполнителями, но и генеральными прокурорами, прокурорами Республики, командирами и офицерами полицейских сил. Однако основные действующие лица — это судебные исполнители. Их правовой статус сочетает в себе элементы статусов независимого практикующего лица и государственного служащего. При исполнении судебных решений на первый план в статусе исполнителя выступают признаки государственного служащего. Поскольку работа исполнителя связана с денежными и прочими ценностями, то существующий при этом риск покрывается страховкой, на которую должно подписаться сообщество исполнителей. Страховая премия распределяется среди членов объединения судебных исполнителей [2].

В Германии исполнительное производство осуществляют регистраторы суда, у которых имеется специальный сертификат, дающий им право исполнять решения суда [3].

В Греции к основным органам исполнительного производства относится не только исполнитель, но и нотариус, в функции которого входит исполнение судебных актов о взыскании денежных средств. Такой нотариус называется клерком публичного аукциона, и только он вправе проводить публичный аукцион.

Обзор организационно-правовой системы исполнительного производства за рубежом позволяет выделить два существенных факта. Во-первых, исполнительным производством занимаются многие органы государства и организации. Во-вторых, нередко оно поручается частным лицам, которые используются на разном уровне: это может быть судебный исполнитель, работающий по лицензии, или частная адвокатская контора, занимающаяся розыском имущества, и пр. Тем самым государственные органы хотя и вовлечены в сферу исполнительного производства, но благодаря такому распределению функций несколько разгружены, что позволяет им иметь меньше дел в производстве.

В России частных приставов — исполнителей нет. С одной стороны, существование частных лиц в качестве судебных приставов — исполнителей довольно непривычно для российского менталитета. Но вспомним: нотариат в советские времена был государственным, и люди старшего поколения еще не забыли, какие очереди приходилось выстаивать для оформления сделок. В условиях развития рыночной экономики и связанных с этим отношений собственности государственный нотариат не смог бы справиться с постоянно возрастающей нагрузкой. Поэтому возникли частные нотариусы. Современный уровень развития отношений собственности не может не сказываться и на исполнительном производстве, которое вслед за судебной системой задыхается от обилия дел. Может быть, пора подумать и над введением частных исполнителей наряду с судебными приставами — исполнителями, определив в законодательном порядке их компетенцию. Опыт работы нотариата оправдал себя — возможно, целесообразно применить данный опыт в рамках исполнительного производства.

Наиболее актуальным представляется анализ работы зарубежных коллег по вопросу непосредственного исполнения судебных актов и актов иных органов.

Одна из таких мер, не известная современному российскому праву, — это тюремное заключение. В качестве примера сошлемся на использование тюремного заключения в США. В этой стране, если кредитор не знает, где находится имущество должника, на которое должно быть обращено взыскание, можно прибегнуть к помощи суда. Должнику вручается повестка о вызове его в суд. Если после этого должник не является в суд или во время рассмотрения данного вопроса в суде не раскрывает информацию о месте нахождения имущества, то к нему может быть применено тюремное заключение. В отличие от уголовного осуждения, применительно к такому должнику не назначается какой-то конкретный срок. Как только должник раскроет нужную информацию, он сразу же будет освобожден. По образному выражению, должник находится в тюрьме с ключами от собственной камеры в кармане. Аналогичная мера применяется в некоторых штатах США относительно родителя, уклоняющегося от уплаты алиментов на содержание своего ребенка. При этом принимается во внимание наличие уверенности в платежеспособности должника.

Прообраз тюремного заключения за неисполнение судебного решения о выплате денежных средств был взят из древних правовых сис-

тем, таких как Законы Моисея и Законы 12 таблиц. Эта мера была распространена в римском, германском, английском праве.

В Англии тюремное заключение было известно с давних времен и отменено оно лишь в 1970 г., за исключением некоторых категорий дел. В Г ермании ответчик может быть помещен в тюрьму, если не внес требуемую сумму. Однако эта мера применяется редко. В Нидерландах исполнение судебных решений обеспечивается, как правило, наложением штрафа. Но возможно применение и тюремного заключения. Во Франции отсутствует рассматриваемая мера обеспечения исполнения решения.

В Израиле, в соответствии с решением Верховного суда, должник может быть помещен в тюрьму, но только после того, как с достоверностью будет установлено, что он отказывается платить по решению суда, хотя у него была возможность произвести выплаты или исполнить решение иным путем. В Греции тюремное заключение может быть применено к должнику как дополнительное средство при отказе раскрыть местонахождение собственности.

В Марокко в 1961 г. была введена возможность применения задержания к должнику как по гражданским, так и по уголовным делам. В этой стране применение тюремного заключения возможно только тогда, когда ранее при исполнительном производстве применялась сила или имела место угроза применения силы, но все попытки оказались безрезультатными. Должник, не выполнивший свои обязанности, может быть задержан на срок от двух дней до двух лет. Задержание осуществляется по требованию кредитора, который вносит депозит в соответствии с продолжительностью задержания.

Конечно, применение данных мер в отношении российских должников вызовет затруднение в связи с «перегруженностью» тюрем. Однако можно предложить несколько модифицированный способ использования зарубежного опыта. Если законодатель сочтет нужным урегулировать возможность применения тюремного наказания к должникам, которые не исполняют решения, несмотря на примененные к ним иные меры взыскания (штрафы и пр.), можно предусмотреть альтернативные меры наказания: тюремное заключение, общественные работы или выплата штрафа в размере суммы, причитающейся кредитору по исполнительному документу, и штраф в бюджет государства. Таким образом, должник, не исполняющий судебное решение, стоит перед выбором: оказаться в тюрьме, быть привлеченным к общественным работам или исполнить решение. И конечно же,

Смотрите так же:  Судебные приставы калининского района новосибирска

менее болезненный для него выход — исполнить решение. Как знать, может быть, введение своеобразных аналогов долговых ям позволит добиться более успешного исполнения судебных актов? Наличие возможности применения тюремного заключения к должникам по гражданским делам может привести к возникновению частных тюрем, которые известны всему миру. На первый взгляд, подобные предложения кажутся фантастически далекими от реальности. Но не исключено, что в эпоху процветания бизнеса найдутся желающие открыть собственные тюрьмы. Тем более что тюремное заключение может быть заменено и общественными работами, потребность в которых ощущается в любом населенном пункте. При этом законодательно должны быть определены не только санкции за неисполнение исполнительных документов, но и условия их применения. Одним из таких условий в развитых странах является наличие оснований, позволяющих утверждать, что должник в состоянии исполнить соответствующий документ.

Наряду с тюремным заключением существуют и иные средства, помогающие обеспечивать исполнение судебных актов. Законодательство Израиля предусматривает следующие меры обеспечения исполнительного производства.

Если должник собирается покинуть страну и тем самым воспрепятствует исполнению решения, директор службы исполнителей вправе отдать приказ о запрете выезда такого должника из страны [2]. Подобного рода меры стали активно применяться и в России. Более того, ограничение применяется не только при выезде за пределы границы, но и при получении заграничного паспорта.

Интересен опыт США в плане несудебного исполнения решения суда. Один из таких путей заключается в том, что кредитор может обратиться в агентство по взысканию, основная функция которого — оказание определенного давления на должника в форме письменного обращения с сообщением о предполагаемом начале против него правовых действий. Такие агентства действуют на основе лицензии.

Другое несудебное средство воздействия на должника — сообщение о его задолженности в агентство по кредитным сведениям. В обязанность данных агентств входит сбор информации о гражданах как о потенциальных неблагонадежных заемщиках. Общеизвестно, что в США, если лицо намерено получить кредитную карточку или приобрести какую-то собственность в кредит, будущий кредитор вправе настаивать на получении сообщения из агентства, предостав-

ляющего кредитный рейтинг лица. Отрицательный рейтинг может привести к отказу в выдаче кредита или кредитной карточки. Нетрудно себе представить, как важно иметь положительный рейтинг в стране, где без кредита или кредитной карточки просто невозможно нормально жить. Кредитные агентства обладают широкой сетью компьютерной информации, поэтому даже если лицо пожелает получить кредит в другом штате, его рейтинг может быть определен и там. Однако кредитор более заинтересован в получении денег от должника, нежели в том, чтобы испортить ему рейтинг. Поэтому кредитор может и воздержаться от сообщения в указанное агентство о должнике, если тот оплатит свой долг.

Использование рассмотренного способа как одной из мер принудительного исполнения, на наш взгляд, является достаточно эффективным.

Так, 12.10.2007 г. в УФССП по Нижегородской области поступило письмо заместителя губернатора Нижегородской области об оказании УФССП по Нижегородской области содействия в публикации в региональных средствах массовой информации списков недобросовестных налогоплательщиков. Публикация данной информации планируется 2 раза в месяц или по мере поступления информации от УФССП по Нижегородской области.

Чисто американская мера принуждения — это изъятие водительских прав. Так, в штате Мэриленд поступление от просроченных выплат на содержание детей в 1999 г. составило 56.8 млн долл. благодаря предупреждению о приостановлении действия водительских прав. Подобная мера охватывает и все виды деятельности, требующие лицензии, ибо легче исполнить решение, чем потерять лицензию врача, юриста и пр.

Данная мера, на наш взгляд, является достаточно эффективной, однако ее применение в рамках российского законодательства затруднительно. Причина в том, что лишение водительских прав, во-первых, возможно лишь при наличии случаев, строго определенных законодательством (административным кодексом РФ) и, во-вторых, органом, специально наделенным данным правом (судом).

Таким образом, использование подобных мер принуждения должника к исполнению су-

дебного акта в российских условиях возможно только в том случае, если в соответствующее законодательство будут введены необходимые основания лишения лицензии. Именно в этом и состоит идея действенного механизма правового регулирования, когда работают не отдельные отрасли, а все право вместе, поддерживая те или иные институты. Установление аналогичных мер вполне возможно и в российском законодательстве.

Эффективной мерой при принудительном исполнении судебных и иных актов послужит ограничение прохождения технического осмотра автотранспортного средства. В этих целях в настоящее время подготавливается соглашение о взаимодействии между УФССП и ГИБДД по Нижегородской области. Суть этого способа заключается в том, что владелец автомобиля при прохождении технического осмотра будет ограничен в его прохождении, что, в свою очередь, повлечет применение в отношении него мер административного характера. Также при наличии данного ограничения при прохождении технического осмотра у судебного пристава -исполнителя появляется дополнительная возможность обнаружения имущества, принадлежащего должнику на праве собственности и, соответственно, обращения на данное имущество взыскания.

Также в настоящее время совместно с отделом информатизации рассматривается вопрос о возможности внедрения процедуры «автоматического обзвона должников», которая предусматривает автоматический набор телефонных номеров должников.

1. Гладышев С.И. Исполнительное производство Англии. М., 2002. С.60.

2. Григонис Э.П. Правоохранительные органы России: понятие, виды, место в государственном механизме // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. № 3. С. 126-136.

3. Давтян А.Г. Гражданское процессуальное право Германии. М., 2002. С. 31.

4. Новосельцев Е.В. Специфика исполнительного производства в США // Бюл. службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации. 2001. № 1. С. 49.

BAILIFF SERVICE: THE EXPERIENCE OF RUSSIA AND FOREIGN COUNTRIES

A comparative legal analysis of the Bailiff Service in Russia and some foreign countries is presented, including a review of general aspects and peculiarities of enforcement proceedings, organizational and legal status of enforcement institutions, and the system of interaction with other government agencies.

«Известия» анонсировали реформу ФССП в России: приставы получат звания и оружие

Статус судебных приставов в России повысят, превратив ФССП в полноценную структуру, аналогичную МВД, Росгвардии и ликвидированной ФСКН. Об этом пишут «Известия» со ссылкой на законопроект минюста.

В документе указывается, что сейчас ФССП входит в систему федеральных органов исполнительной власти (она предусматривает прохождение государственной гражданской службы), но по факту они выполняют функции, более свойственные правоохранителям. В частности, приставы могут проводить предварительное расследование, обеспечивают безопасность судей, присяжных заседателей и судебных заседаний, а также доставляют в суд граждан-уклонистов от явки по вызову

В связи с этим минюст предлагает определить работу приставов в качестве отдельного вида федеральной госслужбы со своим набором полномочий и денежным обеспечением. Так, в документе указано, что вместо классных чинов сотрудникам ФССП будут присваивать специальные звания. А зарплата приставов будет состоять из оклада по должности и звания, как и в других силовых ведомствах. Кроме того, пенсионное и социальное обеспечение приставов и членов их семей предлагается приравнять к уровню аналогичных выплат пенсионерам МВД и Росгвардии.

Законопроект вводит понятие контракта: с теми, кто впервые поступает на службу, будет заключаться контракт на три года (для младшего состава) или пять лет (для среднего и старшего состава). В качестве поощрения минюст предлагает присваивать приставам специальное звание, объявлять благодарность, выплатить премию или награждать огнестрельным или холодным оружием.

Предполагается, что указанные в документе меры позволят сократить отток кадров, снизить коррупционные риски и «серьезно мотивировать должностных лиц ФССП к качественному исполнению обязанностей».

Не хотите пропускать важные новости?
Подпишитесь на нас в Инстаграм, ВКонтакте или Телеграм — только главное и интересное.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *