Наглядное пособие по медицине

НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ, в медицине

НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ — плоскостные и объемные изображения предметов и явлений, специально создаваемые для целей обучения, или производственные и природные объекты в их естественном или препарированном виде. Применяются с целью создания у обучаемых более конкретных, образных представлений об изучаемых предметах, явлениях и событиях и формирования понятий для усвоения отвлеченных связей и зависимостей, а также в сан.-просвет, работе. Н. п. повышают внимание и интерес слушателей к излагаемому вопросу.

Принцип наглядности в обучении был выдвинут впервые еще в 17 в. известным чешским педагогом Ко-менским (J. A. Komensky), к-рый сформулировал «золотое правило»: «все, что. можно, предоставлять для восприятия чувствам. ». К. Д. Ушинский под наглядным обучением понимал такое обучение, к-рое строится не на отвлеченных представлениях, а на конкретных предметах, непосредственно воспринимаемых человеком. Он считал необходимым непосредственное восприятие предмета обучаемым и чтобы под руководством преподавателя «.. .ощущения учащегося превращались в понятия, из понятий составлялась мысль, и мысль облекалась в слово». На современном этапе непосредственное восприятие конкретных предметов должно способствовать тому, чтобы мысль облекалась не только в слово, но и в конкретное действие. Проф. С. И. Архангельский, разработавший основные принципы теории наглядности, считает, что наглядности в учебном процессе принадлежит как бы «архитектурная» роль: придавать элементам знаний очевидный характер.

Наглядный метод пред ематривает использование в целях обучения как реальных предметов, так и наглядных способов, в т. ч. технических средств информации. Н. п. должны соответствовать содержанию учебных программ и учебников (см. Учебники медицинские), методам и приемам обучения, возрастным особенностям обучаемых, а также удовлетворять определенным научным, профессиональным, эстетическим, санитарно-бытовым, техническим и экономическим требованиям. Н. п. весьма разнообразны по своему назначению, содержанию, способам изображения, материалам и технологии изготовления, по методам и приемам использования. Их обычно делят на естественные (натуральные), к-рые наиболее предпочтительны в медицине, и изобразительные.

К естественным Н. п. в медицине относят реальные объекты изучения: непосредственно больной, макро- и микропрепараты, животные, хирургические инструменты, приборы, аппараты, образцы продукции хим.-фарм. промышленности и т. д. Использование этого вида Н. п. может сопровождаться определенными трудностями (недостаточность или отсутствие реальных предметов обучения, ограниченность проведения манипуляций на живом организме и т. д.).

К изобразительным Н. п. относят предметы и явления, изображенные средствами искусства и техники. По способам изображения они могут быть образными (модели, макеты, муляжи, картины и др.) и схематическими, условными, передающими в предмете или явлении самое главное, основное, в определенной логической последовательности, с использованием условных графических знаков, условной раскраски: карты, схемы, диаграммы (см. Графические изображения).

Н. п. делятся на объемные и плоскостные. К объемным Н. п. относятся модели реальных объектов изучения, муляжи, макеты. К объемным относятся также все естественные Н. п. (больной, макро- и микропрепараты и др.).

Любой реальный объект, особенно человеческий организм, является чрезвычайно многообразным и сложным, поэтому при создании модели опускают все несущественное, оставляя лишь главное, что, несомненно, упрощает восприятие.

Модели делятся на две основные группы. Первая группа — вещественные модели, изготовленные из какого-либо материала (гипса, папье-маше, пластмассы, дерева и т. д.) и сохраняющие не только геометрическое подобие с изучаемым объектом, но зачастую и условия, в к-рых действует реальный объект. Такие модели, кроме того, дают возможность отрабатывать в процессе обучения практические умения и навыки. К ним относятся фантомы, на к-рых отрабатываются навыки выполнения мед. манипуляций, напр, модели взрослого человека (цветн. рис. 3), головы новорожденного (цветн. рис. 4), на к-рых проводится отработка реанимационных мероприятий и т. п. Необходимым условием при создании таких Н. п. является близость характеристик моделей к основным характеристикам реального объекта изучения. В преподавании анатомии широко используются разборные и раскрашенные модели различных органов человека (цветн. рис. 1, 2), в преподавании физиологии — модели, позволяющие видеть те или иные физиол, функции («стеклянный человек»).

В ряде случаев модели могут быть в уменьшенном или увеличенном виде.

Муляжи — точные, в натуральную величину копии частей тела, предметов, продуктов. В практике обучения и сан.-просвет, работы они незаменимы, напр., в тех случаях, когда требуется продемонстрировать нек-рые проявления тех или иных заболеваний (состояний) при отсутствии соответствующих реальных объектов (поражение отравляющими веществами, лучевое поражение, редкие дерматозы и т. д.).

Макеты — это упрощенные модели, в к-рых объемное изображение оригинала не только уменьшено в размерах, но и может иметь незначительные отклонения от натуры. Разборные макеты нашли широкое применение в преподавании сан.-гиг. дисциплин, организации здравоохранения, судебной медицины и т. д. Изготовленные из пластмасс, дерева, папье-маше и других материалов, макеты позволяют демонстрировать как в целом, так и в разрезе либо в отдельных частях и деталях оборудование и устройство б-ц и других леч.-проф, учреждений, сан.-гиг. устройства и т. д.

Вторая группа — модели, не сохраняющие геометрического подобия с изучаемым объектом и отражающие не столько физические, сколько его функц, характеристики. В этом случае отношение между объектом и моделью строится на основе тождественности связей между элементами объекта или математического аппарата, описывающего эти связи. К такой категории моделей относят диагностические электрифицированные схемы (напр., схемы кровообращения, путей передачи инфекций, движения меченых атомов и т. д.), а также устройства, в к-рых приборы соединены с объемной и полуобъемной схемой (напр., аппараты, имитирующие действие сердца, искусственная почка), дающие возможность показать аппарат и в действии.

К плоскостным Н. п. относят изображения, выполненные на бумаге, картоне, пленке, стекле, фотобумаге и других материалах различными способами — типографским, трафаретным, фотографическим и др. Это учебные таблицы, микротаблицы, схемы, диаграммы (см. Диаграмма), графики, чертежи, фотографии, карты, картограммы (см. Картограмма) и т. д.

Из плоскостных Н. п. наибольшее распространение, особенно для больших аудиторий, получили цветные диапозитивы (слайды), к-рые можно демонстрировать на экране на протяжении всей лекции (занятия) или доклада. Экранные Н. п., звуковые учебные пособия вместе с проекционной аппаратурой, магнитофоном, телевизором и т. д. объединяются в группу технических средств обучения (см.). К ним относятся обучающие машины и другие устройства, применяемые для программированного обучения.

Учитывая, что применяемые в медицине Н. п. в основном статичны, т. е. весьма ограниченно отражают динамические процессы, использование принципа наглядности зачастую имеет в виду именно технические средства, такие, как учебное кино (см. Кинематография в медицине), учебное телевидение (см. Телевидение в медицине), видеозапись и др.

К Н. п. в широком смысле относят также и грампластинки с записью лекций и докладов выдающихся ученых-медиков страны, изданные двумя сериями (19 грампластинок) Главной редакцией Большой медицинской энциклопедии АМН СССР, а также магнитофонные записи.

При создании и использовании наглядных учебных пособий соблюдаются следующие основные требования: Н. п. должны отражать существенные свойства реальных объектов и быть простыми, иметь четкое, контрастное и по возможности яркое изображение, соответствовать размерам конкретной аудитории и быть по возможности однотипными; содержание Н. п. должна оказывать помощь в раскрытии теоретических положений и практических мероприятий, в понимании сущности различных закономерностей и т. д., соответствовать степени научной разработки тех или иных положений, отражать современное состояние науки; Н. п. должны быть краткими, образными, не перегруженными излишней информацией, их фрагментарность не должна противоречить целостности объективного процесса или явления.

Смотрите так же:  Заявление в полицию об угрозе физической расправы

В медицине и в сан.-просвет, работе применение Н. п. рекомендуется на всех этапах познавательного и учебного процесса: при сообщении новых знаний и их закреплении, выработке умений и навыков, при выполнении домашних заданий и осуществлении контроля усвоения и др.

В советской мед. школе наглядности обучения отводится большая роль — она органически включается в учебный процесс в сочетании с объяснениями преподавателя. Слово и наглядность в обучении находятся в тесном взаимодействии, а их соотношение может меняться в зависимости от конкретных целей обучения, содержания предмета, наличия Н. п., их качества и т. д. По методам и приемам использования Н. п. делят на пособия, предназначенные для демонстрации на лекции, практическом занятии, уроке, и на пособия для самостоятельной работы обучаемых.

Т. о., преподавание в мед. школе предусматривает широкое использование Н. п., особенно в тех случаях, когда у учащихся нет конкретных представлений об изучаемом предмете или им необходимо отработать какие-либо практические навыки. Выбор того или иного средства наглядности, метода и приема использования его зависит от целей и задач, к-рые предстоит решить в процессе обучения; совр, дидактика требует использования обоснованного комплекса различных методов и средств, в т. ч. и средств наглядности.

В СССР специализированной организацией по производству и реализации медицинских и биол, учебнонаглядных пособий для высших и средних мед. учебных заведений и школ Мин-ва просвещения СССР, а также по поставкам на экспорт является Республиканское промышленно-производственное объединение Медучпособие М3 РСФСР. Н. п. могут быть изготовлены также в учебных заведениях и учреждениях здравоохранения.

Библиография: Активно развивать вузовскую дидактику, Вестн, высшей школы, № 3, с. 13, 1909; А р х а н г e л ь с к и й С. И. Лекции по теории обучения в высшей школе, с. 341, М., 1974; Й л ь и н а Т. А. Педагогика, с. 278, М., 1969; Методические рекомендации к применению учебного фильма в медицинском вузе, М., 1977; Практика и познание, под ред. Д. П. Горского и др., с. 312, М., 1973; Технические средства обучения и наглядные пособия в медицинском вузе, Методические рекомендации, сост. Л. Я. Резников, Л., 1979.

Учебное оборудование

В 2020 году компания ОАО «МЕДИУС» на различных электронных площадках выиграла 24 тендера на поставку учебного оборудования, медицинских тренажеров и тренажеров оказания первой помощи для государственных учреждений.

В процессе обучения современные образовательные учреждения используют разнообразные учебные пособия и учебное оборудование. С учебно-лабораторным оборудованием и учебно-наглядными пособиями можно максимально эффективно организовать занятия по общеобразовательным дисциплинам и внеклассной работе, а также проводить занятия по системе дополнительного образования — как в общеобразовательных, так и в специализированных учреждениях.

Оптимальные комплекты учебно-лабораторного оборудования и учебно-наглядных пособий, а также полная комплектация кабинетов естественнонаучных, гуманитарных и прикладных дисциплин позволят повысить качество школьного, профессионально-технического и вузовского образования. Оборудование и пособия, поставляемые компанией ОАО «МЕДИУС» (Санкт-Петербург), являются самыми современными и позволяют существенно расширить образовательные возможности учебных заведений. Современное школьное оборудование повысит интерес к учебе, позволит учащимся ставить всевозможные опыты, окажет существенное влияние на содержание и эффективность учебного процесса.

Мы предлагаем выгодные цены на учебное оборудование, средства обучения, тренажеры первой медицинской помощи, реанимационные тренажеры, тренажеры «Максим» для автошкол, спасательных служб, МЧС, МВД, медицины катастроф, служб инкассации банков, кабинетов техники безопасности, предприятий энергетического комплекса России и др.

Продукция распределена по следующим направлениям:

  • учебное оборудование и пособия, полная комплектация предметных кабинетов для общего образования;
  • учебно-лабораторное оборудование и учебно-наглядные пособия для профессионального образования;
  • учебно-демонстрационное оборудование и технические средства обучения (демонстрационные комплексы, интерактивные доски, видеопроигрыватели, проекционное оборудование и др.).
  • Учебные пособия по медицине

    Купить учебники по медицине для себя

    Медицинские знания накапливались на протяжении веков. В наше время доктора способны вылечить многие болезни, которые в прошлом столетии считались смертельными. Однако стать профессиональным медиком совсем нелегко. Ведь количество необходимых для лечения людей знаний должно быть огромным. Эксперты этой области систематизировали всю информацию и изложили ее доступным языком, сформировав таким образом учебники по медицине. С их помощью студенты ВУЗов смогут легче освоить учебную программу. Купить учебное пособие по медицине можно в интернет-магазине Book24. В этом онлайн-каталоге представлена лучшая литература, которая будет полезна не только начинающим медикам, но и профессиональным. Кроме хороших книг вы также получите самые низкие цены, выгодные скидки, консультации специалистов и бесплатную доставку.

    Наглядные пособия по медицине

    Мы постоянно работаем над расширением представленного ассортимента. Начинающим докторам рекомендуем ознакомиться с основами медицины. Учебник прекрасно раскрывает азы этого дела, легко донося понимание всех терминов. Несмотря на простоту изложенной информации, он будет полезен не только для новичков, но и для профессионалов. Для продвинутых лекарей будет интересна медицина — методические пособия. Разработанные ведущими специалистами, они содержат систематизированную мед информацию, отвечающую на многие сложные вопросы. Наиболее актуальная информация — это неотложная медицина, а также экстренная и общая социальная. Сюда включены основы хирургии, психологии, основы первой помощи. Читайте эту литературу при подготовке к обучению или работе.

    Знания в методичках довольно сложны для восприятия, поскольку в описании используется много терминов. Особого внимания заслуживаем медицина катастроф. Учебное пособие рассчитано на тех медиков, которым предстоит работать в горячих точках планеты. Спасение человеческих жизней там намного сложнее, поскольку порой отсутствует подходящая аппаратура. Также в этом разделе можно найти книги о военной технике. Знания о медицинских экипажах и автомобилях необходимо для более качественного выполнения своих обязанностей. В наше мирное время не наблюдается серьезных войн. Однако врачам, работающим в сфере криминалистики, требуется понимание судебной медицины. Учебники по ней вы найдете здесь. Они содержат много теоретической информации, которая была систематизирована ведущими мед специалистами. Несмотря на это, книги довольно легки для понимания и практики. Также предлагаем приобрести издания о мануальной терапии, что будут актуальны для женщин.

    Пособия по медицине в интернет-магазине Book24

    Воспользуйтесь всеми преимуществами покупок через интернет. Вы сможете уделить достаточно внимания выбору книги, ознакомлению с отзывами о ней, узнаете правила доставки, подберете подходящую вам акцию и скидки. Мы сделали все, чтобы купить учебное пособие по медицине для студентов было недорого. И хотя слишком дешевые книги мы не предлагаем, поскольку заботимся о надлежащем уровне качества, цены на литературу минимальные. Наш сервис доступен всем жителям Украины (Киева и других городов) и позволяет купить книги любого жанра. В интернет магазине Book24 легко заказать выбранные книги по доступной стоимости с доставкой в Харьков, Львов, Запорожье, Днепр, Киев. Мы проводим продажу с доставкой к вам домой или в отделение почты. Перед покупкой вы можете ознакомиться с фото содержимого книги. После заказа оставляйте отзывы о нашей команде.

    Наглядные пособия — медицина

    Демонстрационный комплекс «Медицина. Биоинженерия»

    Комплект плакатов «Нормальная анатомия человека» 560х800 мм, 16 шт.

    Комплект плакатов «Анатомия центральной нервной системы (часть 1)» 560х800 мм, 16 шт.

    Комплект плакатов «Педиатрия. Здоровый ребенок» 560х800 мм, 16 шт.

    Комплект плакатов «Педиатрия с детскими инфекциями» 560х800 мм, 16 шт.

    Электронные плакаты на CD по курсу «Нормальная анатомия человека» (97 шт.)

    Электронные плакаты на CD по курсу «Анатомия центральной нервной системы (часть 1)» (184 шт.)

    Смотрите так же:  Документы подтверждающие собственность дачного участка

    Электронные плакаты на CD по курсу «Педиатрия. Здоровый ребенок» (59 шт.)

    Электронные плакаты на CD по курсу «Педиатрия с детскими инфекциями» (155 шт.)

    Электронные плакаты на CD по курсу «Анатомия центральной нервной системы (часть 2)» (228 шт.)

    Комплект плакатов «Первая помощь»

    Содержание плакатов полностью соответствует последней редакции Инструкции по оказанию первой помощи при несчастном случае на производстве, последним рекомендациям Европейского Совета по реанимации и Российского государственного образовательного стандарта.

    За методику массового обучения положенную в основу настоящего учебного пособия авторы В. Г. Бубнов и Н. В. Бубнова награждены двумя Золотыми медалями XXVIII и XXXVI Международных женевских салонов изобретений и инноваций (Швейцария) в номинации «Медицина», «Спорт и здоровье», а также золотой медалью международного конкурса «НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

    Данная методика рекомендована департаментом научно-исследовательских и образовательных медицинских учреждений Министерства здравоохранения РФ для использования в образовательном процессе по подготовке лиц, не имеющих медицинского образования, но обязанных оказывать первую неотложную медицинскую помощь (письмо МЗ №16–16/68 от 28.06.99)

    Предлагается четыре варианта использования плакатов:
    1. В качестве хорошего подспорья в руках инструктора или преподавателя.
    2. В качестве прекрасного наглядного пособия, размещенного на стенах учебного класса. Форма крепежа в этом случае носит произвольный характер. Формат плакатов (А3) и прочная защитная пленка позволяют их использование в перелистывающих стендах.
    3. В качестве настенных наглядных пособий, которые слушатели могут изучать в перерывах, а на занятии инструктор может взять любой плакат в руки для иллюстрации своих объяснений.
    4. В качестве оформления кабинета для проведения аттестации, экзамена или конкурса профессионального мастерства. Неподготовленному конкурсанту их информация вряд ли сможет помочь, а в случае неудовлетворительного ответа, или точнее, неверных действий в оказании помощи — экзаменатору будет легко разъяснить допущенные ошибки.

    Стоимость комплекта плакатов (36 шт.), формат А3 — 8 500 рублей

    Расчет эффективности использования наглядных пособий в процессе обучения Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

    Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаяхметов Олег Хазиакрамович, Казиев Азрет Хусеевич

    В данной работе рассмотрены вопросы аналитического представления характеристик эффективности обучения выпускников медицинских высших учебных заведений. Проанализированы особенности количественной оценки эффективности обучения студентов-медиков с использованием наглядных учебных пособий. На основе системного подхода представлены математические модели различных сторон деятельности студентов-медиков в процессе обучения .

    Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шаяхметов Олег Хазиакрамович, Казиев Азрет Хусеевич

    Calculation of efficiency of use of visual a >In this work questions of analytical submission of characteristics of learning efficiency of graduates of medical higher educational institutions are cons >efficiency evaluation of training of medical students with use of visual aids are analyzed. On the basis of system approach mathematical models of various aspects of activity of medical students in training process are provided.

    Текст научной работы на тему «Расчет эффективности использования наглядных пособий в процессе обучения»

    РАСЧЕТ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

    О.Х. Шаяхметов, А.Х. Казиев

    ЧОУ ВО «Ставропольский институт непрерывного медицинского и фармацевтического образования» (СИНМФО) Ставрополь, Россия

    Аннотация. В данной работе рассмотрены вопросы аналитического представления характеристик эффективности обучения выпускников медицинских высших учебных заведений. Проанализированы особенности количественной оценки эффективности обучения студентов-медиков с использованием наглядных учебных пособий. На основе системного подхода представлены математические модели различных сторон деятельности студентов-медиков в процессе обучения.

    Ключевые слова: наглядные пособия, процесс обучения, оценка эффективности, показатель успеваемости, уровень подготовленности, корреляционные модели, уравнение регрессии.

    За последнее десятилетие проблема проектирования и применения технических средств обучения стала одной из серьезных для медицинского образования. От того, насколько успешно и как быстро она будет решена, зависит качество, эффективность обученности и готовность выпускников медицинских вузов к выполнению различных задач в здравоохранении.

    Согласно руководящим документам, студентов необходимо обучать только тому, что им необходимо в повседневной деятельности, применяя современные образцы медицинского оборудования и информационные системы. В свою очередь данный тезис предполагает обучение специалистов на образцах медицинского оборудования, макетах, стендах, персональных ЭВМ и т.д., что не всегда возможно выполнить в процессе обуче-

    ния из-за нехватки ресурсов. В одном случае, технику нельзя вывести из основного процесса эксплуатации для обучения на ней в «пробном режиме». В другом, для каждого прототипа нет либо его макета, либо стенда предназначенного для эффективного процесса обучения работе на этом образце техники.

    Опыт применения наглядных пособий свидетельствует о ряде его преимуществ по сравнению с имеющимися традиционными методами обучения. В силу этого принято считать, что наглядные пособия являются одними из наиболее перспективных средств обучения, расширяющих возможности, обеспечивающие более глубокое усвоение учебного материала. Однако для определения подлинной эффективности применения наглядного пособия в учебных целях при изуче-

    On line scientific @ educational Bulletin «Health and Education Millennium», 2016. Vol. 18. No 12

    ниц конкретных дисциплин необходима объективная и всесторонняя оценка, как его достоинств, так и недостатков.

    Подобная оценка может быть выполнена на основе реализации трех последовательных этапов. На первом предполагается получение системы математических выражений, устанавливающих взаимосвязь между характеристиками анализаторов человека и воспринимаемой им информацией; анализ основных характеристик человека и выбор основных показателей, от которых в существенной мере зависит эффективность функционирования наглядных пособий. На втором этапе осуществляется математическое описание реализуемых человеком процессов информационного поиска, переработки информации; разрабатывается обучающая процедура. Третий этап состоит в использовании полученных на предыдущих этапах математических выражений и моделей для непосредственной оценки эффективности работы студента в процессе обучения с использованием наглядных пособий.

    Пока, к сожалению, нет работ, в которых бы целенаправленно с единых позиций рассматривалась проблема такой оценки с учетом всех перечисленных выше аспектов и в той методической последовательности, которая бы на математической основе позволила представить ее во всем многообразии как единое целое.

    Данная работа направлена на то, чтобы восполнить указанный пробел и оказать помощь преподавателям медицинских вузов в выработке единого подхода к вопросам учета влияния наглядных пособий в процессе обучения.

    Оценка эффективности применения наглядного пособия в процессе обучения является завершающей и одной из основных процедур, по результатам которой совершенствуются ее эксплуатационные и другие характеристики, повышается качество функционирования в различных условиях.

    Рассмотрим некоторые результаты исследования эффективности применения наглядных пособий в курсе изучения специальных дисциплин. Исследования выполнены на основе анализа учебного процесса и показателей успеваемости студентов, которым этот курс читался с использованием наглядных пособий в течение 2013— 2016 годов.

    Эффективность применения наглядных пособий определялась путем сопоставления результатов сессий учебных групп, для которых курс читался с применением наглядных пособий и традиционно (без них). При этом использовались два показателя: общий (количество студентов, сдавших экзамен и получивших положительную оценку) и качественный (количество студентов, сдавших экзамен с оценкой «хорошо» и «отлично»).

    Исследование успеваемости студентов, слушавших курс специальных дисциплин с использованием наглядных пособий, показало, что наиболее существенно влияющими на уровень усвоения являются:

    — индивидуальные способности обучаемых,

    — организация учебного процесса.

    Оценка степени влияния указанных факторов

    на показатели успеваемости в условиях обучения с использованием наглядных пособий и явилась предметом выполненных исследований.

    В результате оценена сравнительная эффективность обучения с применением наглядных пособий; установлены корреляционные модели влияния уровня подготовленности студентов на их успеваемость и эффективные формы контроля учебного процесса.

    Смотрите так же:  Уголовный кодекс статья 217

    В качестве объекта исследования были выбраны группы студентов 1—2-х курсов изучавшие специальные дисциплины на кафедре математических, естественнонаучных и медико-биологических дисциплин СИНМФО, а особенно группы специализации: 121 и 231 учебные группы. В качестве контрольной группы принята 121 учебная группа, лекции для которой читались традиционным методом.

    На основе данных об успеваемости студентов, а также экспериментальной и контрольной групп построены многофакторные уравнения регрессии [1]. В качестве функций в них приняты показатели успеваемости, а в качестве факторов-аргументов — показатели уровня обучения, скорость переработки информации в знание, уровень подготовленности к изучению курса. Уравнения имеют следующий вид:

    — для обучения с применением наглядного пособия:

    1 + (2 — —)(1 + )е-0177 Хз

    Since 1999 e-ISSN 2226-7417

    Шаяхметов О.Х., Казиев А.Х. Расчет эффективности использования наглядных пособий.

    — для традиционного обучения:

    1 +1,35(2 — —)(1 +)е-0101х3

    где у — средняя оценка успеваемости студентов по изучению специальных дисциплин; х\ — уровень обучения, х2 — средняя скорость переработки информации в знание, бит/с; х3 — сумма баллов экзаменационных оценок, полученных на предыдущей экзаменационной сессии по трем предметам специальной подготовки (уровень подготовленности студентов).

    Адекватность полученных регрессионных моделей определялась соответствием между расчетными и фактическими значениями показателей успеваемости студентов при различных методах обучения. Для ее оценки использована расчетная величина средней ошибки аппроксимации, которая составила:

    — для метода с использованием наглядного пособия — 4,8%;

    — для традиционного — 5,5%.

    Такая незначительность отклонений расчетных значений от фактических позволяет сделать вывод о хорошей сходимости полученных уравнений с фактическими данными. На основе этих уравнений рассчитаны уровни значимости, а именно:

    — уровень обучения — 0,21,

    — скорость переработки информации в знание — 0,24,

    — уровень подготовленности студентов к изучению курса — 0,55.

    Следовательно, наиболее существенное влияние на показатель успеваемости студентов оказывает уровень подготовленности. Исходя из этого, в дальнейшем в качестве критерия сравнительной эффективности принят показатель успеваемости, исчисленный как функция суммы баллов оценок полученных на предыдущей сессии. В результате получены уравнения, позволяющие оценить среднюю экзаменационную оценку студентов, которым курс специальных дисциплин читался с примене-

    нием наглядного пособия и традиционным методом.

    Уравнения имеют следующий вид: — при обучении с применением наглядного пособия:

    — при традиционном методе обучения: 5

    Сила связи полученных уравнений проверена на основе расчета коэффициента ранговой корреляции [2]. Подсчет показателя корреляции рангов дал высокий результат — 0,86 для метода обучения с использованием наглядного пособия и 0,82 для традиционного метода обучения, что позволяет принять в качестве критерия сравнительной эффективности показатель успеваемости студентов с одинаковой суммой баллов, полученных на предыдущей сессии.

    Анализ моделей позволил сделать вывод о том, что эффективность метода обучения с применением наглядного пособия в сравнении с традиционным неодинакова для студентов различного уровня подготовленности. Так, при сумме баллов оценок на предыдущей сессии, равной 10, средняя экзаменационная оценка по курсу специальных дисциплин при обучении с использованием наглядного пособия составила 4,2 балла, при традиционном методе обучения — 3,8, у студентов с меньшей суммой баллов оценок по предыдущей сессии разность в экзаменационных оценках по курсу, читаемому с применением наглядного пособия и традиционно, снижается, а при сумме баллов менее 8 применение наглядного пособия не оказывает эффекта на успеваемость.

    1. Кэндл М.А. Ранговые корреляции. М.: Статистика, 1975.

    2. Беспалько В.П. Программированное обучение. Дидактические основы. М.: Высшая школа, 1970.

    Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

    CALCULATION OF EFFICIENCY

    OF USE OF VISUAL AIDS IN TRAINING PROCESS

    O.Kh. Shayakhmetov, A.Kh. Kaziyev

    Private educational institution of the higher education

    «Stavropol institute of continuous medical and pharmaceutical education»

    Annotation. In this work questions of analytical submission of characteristics of learning efficiency of graduates of medical higher educational institutions are considered. Features of a quantitative efficiency evaluation of training of medical students with use of visual aids are analyzed. On the basis of system approach mathematical models of various aspects of activity of medical students in training process are provided.

    Key words: visual aids, training process, efficiency evaluation, progress indicator, readiness level, correlation models, regression equation

    БЛОГ ИЗДАТЕЛЬСТВА

    Медицина — одна из сложнейших наук. Многие врачи ведут исследовательскую деятельность, плодами которой является публикация собственных научных трудов. Именно поэтому издание книг по медицине является важнейшим направление для любого крупного издательства, имеющего такой же высокий профессиональный статус, как издательство «Триумф».

    Прочитайте раздел «Почему мы», посмотрите отзывы о нашей работе. Посмотрите информацию о выпущенных медицинских книгах.

    Щелкните Нажмите здесь, чтобы посмотреть все книги и новости

    Щелкните Нажмите здесь, чтобы посмотреть все отзывы о нашей работе

    Как издать медицинскую книгу?

    В перечень медицинских книг входят:

  • литература для профессионалов по узкоспециализированным направлениям;
  • учебники, справочники, пособия;
  • руководства для врачей;
  • словари, атласы, наглядные пособия;
  • монографии.
  • Издание книг по медицине имеет некоторые особенности, связанные с обилием специализированных терминов в тексте, таблиц, формул, рисунков. Именно поэтому к изданию такой литературы следует подходить, имея определенный опыт в данной области, а также глубокое знание специфики этого книжного направления.

    Все это имеется у специалистов «Триумфа». Чтобы ваша монография, справочник или любое другой авторский продукт имел успех у аудитории, следует прежде всего выбрать правильное издательство, которое способно предложить полный пакет издательских услуг в комплексе, а также солидный перечень уже вышедших в свет печатных, электронных изданий.

    Издание медицинских книг — наши предложения

    Главное, что предлагает издательство «Триумф» — это глубокий, индивидуальный подход к каждому автору. Чтобы Вы могли издать медицинскую книгу, монографию, другой труд на самом высоком уровне, с вами будет работать целая команда профессионалов, способная подготовить издание с нуля «под ключ» от первой до последней строчки.

    В наши услуги входит:

    • разработка макета;
    • работа с иллюстрациями (в любой технике);
    • верстка;
    • корректура;
    • распространение, продвижение;
    • создание собственного сайта издания для автора.
    • Отдельным пунктом хочется сказать о выходе книги в печатном и электронном виде. Ведь сегодня не у каждого медика есть возможность не просто тратить время на посещение специализированных книжных магазинов, но и элементарно иметь их в наличии в своем городе. Именно поэтому электронные варианты книг по медицине сегодня популярны, как никогда.

      Наглядный материал в медицинских книгах

      Качеству наглядного материала в медицинских книгах издательство «Триумф» уделяет особое значение. Ведь издание медицинских книг (особенно справочников, пособий) без них практически невозможно. Рисунки и таблицы, диаграммы и графики, схемы и иллюстрации — наши издания имеют наиболее полное наглядное наполнение самого точного, высокого качества.

      Если же Вы не предоставите нам собственный иллюстрирующий материал, наши специалисты-художники создадут его для Вас в любой технике, опираясь на ваши пожелания и специализацию конкретного книжного продукта.

      Распространение медицинских книг

      Бесплатным распространением книги может заняться как само издательство (через интенет-магазин Google Play и библиотеку Google Books), так и автор с помощью созданных нами сайта и персонального магазина.

      Заказывайте издание книг по медицине в издательстве «Триумф». У нас Вы найдете наикратчайший путь к своей потенциальной аудитории!

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *