Налог как экономическая и правовая категория

Налог как экономическая и организационно-правовая категория

Налог является экономической категорией, поскольку денежные отношения, складывающиеся у государства с юридическими и физическими лицами, носят объективный характер и имеют специфическое общественное назначение — мобилизацию денежных средств в распоряжение государства.

По мере развития и совершенствования теорий налогообложения происходила эволюция взглядов на понимание термина «налог». При этом ученые и общественные деятели постоянно предпринимали попытки дать определение налога не только с экономических позиций, но и с юридической точки зрения.

А. Смит (1723-1790) определял налог как бремя, накладываемое государством в законодательном порядке, в котором предусмотрены его размер и порядок уплаты. Смит выдвинул тезис о непроизводительном характере государственных расходов, согласно которому налог вреден для общества. Но одновременно Смит понимал налог как осознанную необходимость, как потребность экономического и социального развития. Поэтому налоги для того, кто их выплачивает, — признак не рабства, а свободы. Ф. Аквинский (1226-1274) рассматривал налоги иначе, а именно как дозволенную форму грабежа.

«Налог – жертва и в то же время благо, если услуги государства за счет этой жертвы приносят нам пользу» (Ж. Симон де Сисмонди). При этом «налог есть такая форма доходов государства, когда эти доходы, получаемые с имущества граждан, являются их односторонней жертвой, без получения ими какого-либо эквивалента» (Я. Таргулов). В этих взглядах явственно прослеживается двойственная природа налогообложения.

Современные определения налога делают акцент на принудительный характер налогообложения и на отсутствие прямой связи между выгодой гражданина и налогами. В учебнике «Экономикс» К. Макконнелл и С. Брю указывают, что «налог – принудительная выплата правительству домохозяйством или фирмой денег (или передача товаров и услуг) в обмен на которые домохозяйство или фирма непосредственно не получают товары или услуги…».

Налог используется государством как способ перераспределения национального дохода. Посредством него часть выручки, прибыли или дохода юридических и физических лиц направляется в бюджетные либо внебюджетные денежные фонды, а затем используется на решение общественных задач. Налог следует рассматривать, прежде всего, как особый экономический институт, совокупность экономических отношений, а уже затем как обязательный денежный взнос или платеж, уплачиваемый юридическими или физическими лицами в определенном размере и в определенный срок.

Отличительной особенностью отношений налогоплательщика с государством является переход права собственности на денежные средства, ранее принадлежавшие плательщику налога, к государству. Однако это не единственный признак налога. Отличие налога от других видов платежей проявляется в следующих признаках: строго обязательный характер, индивидуальная безвозмездность (безвозвратность), установление в законодательном порядке, внесение в бюджет или внебюджетные фонды в точно определенных размерах и в определенный срок, обеспечение платежеспособности публичной власти.

Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) дает следующее определение искомого понятия: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

Установленное в НК РФ определение достаточно полно характеризует понятие налога. Вместе с тем в данной формулировке отсутствует одна немаловажная деталь: данный платеж должен бытьзаконодательно установлен,т.е. взимание налога может осуществляться только на правовом основании, по юридически установленным правилам.

На рис. 1 представлены основные отличительные признаки налога в трактовке НК РФ.

1) обязательность каждое лицо-налогоплательщик должно уплачивать законно установленные налоги и сборы
2) индивидуальная безвозмездность каждое лицо, уплатившее налог, взамен не получает на его сумму какие-либо блага
3) уплата в денежной форме налоги не могут быть уплачены (взысканы) в натуральной форме, т.е. в виде так называемых «налоговых зачетов»
4) финансовое обеспечение деятельности налоги, иные сборы и платежи являются источниками доходов соответствующих бюджетов
5) общие условия установления налогов и сборов налог считается установленным лишь в том случае, когда определены следующие элементы налогообложения: налогоплательщики; объект налогообложения; налоговая база; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога

Рис. 1. Отличительные признаки налога по российскому законодательству

в) налог является индивидуально безвозмездным;

г) уплата налога – обязанность налогоплательщика, она не порождает встречной обязанности государства;

В налоговую систему России кроме налогов как таковых входят также приравненные к нимсборы, отличительная особенность которых состоит в том, что их уплата является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Перечень сборов, как и налогов, в нашей стране включен в Налоговый кодекс, и поэтому на сборы распространяются все правила и правоотношения, установленные налоговым законодательством РФ.

В заключение укажем, что понимание термина «налог» способствует правильному применению норм законодательства, дает возможность определить объем полномочий субъектов налоговых отношений. Без точного определения этого термина невозможно правильно очертить финансовую или иные виды ответственности налогоплательщика.

Основой налогообложения выступают налоговые отношения – совокупность властных отношений по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, а также отношений, возникающих в процессе осуществления налогового контроля. С одной стороны, налогообложение – это прямое изъятие органами налоговой администрации определенной части ВНП в пользу государства для формирования централизованных и региональных финансовых ресурсов (бюджета). С другой – налогообложение как экономико-философская категория включает в себя комплекс мероприятий, проводимых органами налоговой администрации для изъятия части ВНП в целях его последующего перераспределения в интересах всего общества, а также общественные отношения и социальную обстановку в обществе, порождаемые (связанные) с налогообложением.

Под налогообложением в совокупности следует понимать весь процесс взимания налогов и сборов, осуществления налогового контроля, защиты прав и законных интересов участников этого процесса. Защита прав и законных интересов участников отношений в сфере налогообложения – это обжалование актов налоговых органов, действий их должностных лиц и одновременно защита права и законных интересов государства, осуществляемая путем привлечения виновных в их нарушении лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.003 с) .

Налоги как экономическая категория

В XIX в. налоги прочно вошли в систему рыночного хозяйства, стали неотъемлемым элементом общественного воспроизводства. Сегодня налоги выступают важнейшей экономической категорией.

Субъекты рыночной экономики в процессе своей хозяйственной деятельности создают продукт, доход, который в масштабе национальной экономики формирует внутренний валовый продукт (ВВП). Уплата налогов означает, что хозяйствующий субъект передает часть своего дохода в собственность государства для формирования доходов бюджета. Таким образом, в процессе уплаты налогов происходит перераспределение ВВП. Часть созданного в индивидуальном хозяйстве дохода переходит из частной собственности в собственность государства. Налоги как экономическая категория представляют собой экономические отношения, которые возникают между государством и налогоплательщиками по поводу перераспределения ВВП с целью формирования доходной части бюджета государства. В настоящее время посредством налогов перераспределяется значительная часть

ВВП. По данным Минфина России величина налоговых сборов (рассчитываемая как сумма поступлений всех налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов на обязательное государственное социальное страхование и прочих платежей) составляет в настоящее время 34,2% ВВП [1] .

Внутренняя сущность налогов как экономической категории имеет внешние формы проявления. С точки зрения государства налоги принимают форму доходов. С позиции другого участника налоговых отношений (налогоплательщика) налоги выступают в форме изъятия части созданного им дохода, т.е. расхода. У каждого участника налоговых отношений формируется свой экономический интерес. Причем эти интересы противоречивы. Государство заинтересовано в росте налоговых доходов, так как это позволит ему лучше выполнять возложенные на него публичные функции, которые расширяются по мере развития общества. Налогоплательщик, наоборот, заинтересован в снижении налогов, так как это позволит ему снизить расходы бизнеса, увеличить ту долю дохода, которая останется в его распоряжении на потребление и накопление.

Смотрите так же:  Нотариус краснодар нефтяная

Указанное противоречие приводит к тому, что каждая сторона формирует собственную систему защиты своих экономических интересов.

Налогоплательщики используют две основные модели поведения, которые направлены на снижение величины налоговых платежей. Первая модель получила название «уклонение от налогов». Суть этой модели поведения состоит в том, что налогоплательщик сознательно нарушает налоговое законодательство: скрывает доходы и объекты налогообложения, не представляет или несвоевременно представляет в налоговые органы документы, необходимые для исчисления уплаты налогов, незаконно применяет налоговые льготы. Другая модель поведения получила название налоговое планирование. Она является своего рода компромиссом. Налогоплательщик не нарушает налоговое законодательство, по при этом снижает суммы налоговых платежей. Налоговое планирование – это легитимная деятельность налогоплательщика, направленная на снижение его налоговых обязательств. Сложность современного налогового законодательства, неоднозначность трактовки его отдельных норм позволяют налогоплательщику разрабатывать легитимные методы снижения налогов. Можно говорить о том, что налоговое планирование является системой защиты экономического интереса налогоплательщика.

Стремление налогоплательщика снизить величину уплачиваемых им налогов объяснимо и объективно. Однако практическое воплощение этого стремления нарушает экономический интерес государства. Для защиты своего интереса государство совершенствует налоговое законодательство, а также создает систему налогового контроля. В Российской Федерации в соответствии с налоговым законодательством налоговый контроль осуществляют налоговые органы. Они проводят контроль «за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей» (п. 1 ст. 30 НК).

Осуществление контроля без применения наказания к тем, кто нарушает налоговое законодательство, было бы совершенно бесполезным. Поэтому система защиты экономического интереса государства должна включать также и систему налоговых санкций (штрафов) для нарушителей налогового законодательства. С этой целью в НК включен специальный разд. VI «Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение».

Юридические признаки налога. Налоги и сборы

Важнейшими юридическими признаками налога являются следующие.

  • 1. Налог представляет собой отчуждение части собственности субъекта в пользу государства при внесении налоговых платежей.
  • 2. Законность установления и взимания: установление и взимание налога осуществляется в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.
  • 3. Налог – эго обязательный взнос: налогоплательщики в силу закона обязаны осуществлять уплату налогов. Уплата налогов носит не добровольный, а принудительный характер.
  • 4. Взимание налога происходит в денежной форме.
  • 5. Налоговый платеж является безвозмездным: его характеризуют односторонность (в налоговых правоотношениях существует только одна обязанная сторона – налогоплателыцик), неэквивалентность (пользование общественными благами никак не пропорционально величине налогов, уплаченных налогоплательщиками) и безвозвратность (в случае переплаты налога только излишне уплаченная сумма подлежит возврату налогоплательщику в порядке, установленном законом).
  • 6. Налоги вносятся в бюджет или внебюджетный фонд, которые выступают получателями налогов.
  • 7. Налоги – это платежи, не имеющие определенного целевого назначения при внесении их в бюджет.
  • В налоговом законодательстве используются термины «налог», «сбор», «пошлина», «взнос», которые в совокупности именуются как «налоги и сборы». Рассмотренные признаки налогов в основном характерны и для сборов. Однако существует и специфика: под термином «налог», как правило, понимается систематический взнос, который уплачивается плательщиком без какого-либо встречного удовлетворения; сборы и пошлины обычно взимаются государственными и местными органами и учреждениями за оказание законно установленных услуг (например, лицензионный сбор за выдачу лицензии на право занятия определенным видом деятельности) или предоставление определенного права (например, таможенная пошлина за право перевозки товара через таможенную границу государства). Таким образом, сборы и пошлины, в отличие от налогов, имеют как бы частичную возмездность.

    НК РФ приняты следующие понятия налогов и сборов.

    Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

    Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

    Функции налогообложения

    Налоги являются атрибутом любого государства и выполняют ряд генетически связанных функций: фискальную, распределительную (социальную), регулирующую, контролирующую, поощрительную.

    Фискальная функция является главной функцией налогообложения и направлена на формирование и мобилизацию финансовых ресурсов государства и аккумулирование их в бюджете в интересах финансирования общегосударственных и целевых государственных программ. Однако цели фискальной функции подчинены целям других функций налогообложения, прежде всего целям распределения и регулирования, и служат средством достижения последних.

    Распределительная (социальная) функция налогов состоит в распределении общественных доходов между различными категориями населения. С помощью налогов происходит передача определенной части налоговых поступлений в пользу менее обеспеченных и незащищенных слоев населения. С одной стороны, за счет собранных налогов финансируются образование, медицинское обслуживание, дошкольное воспитание детей и ряд других сфер социальной жизни. Эти блага распределяются более или менее бесплатно и равномерно между членами общества. С другой стороны, налоговая система предусматривает снижение налогового гнета по мере снижения дохода граждан, способствуя этим уменьшению в какой-то степени имущественного неравенства.

    В некоторых социально ориентированных странах (Швеция, Норвегия, Швейцария) почти на официальном уровне признается, что налоги представляют собой плату высокодоходной части населения в пользу менее доходной за социальную стабильность в обществе. Введение единой ставки подоходного налога существенно ослабляет распределительную (социальную) функцию налогов.

    Регулирующая функция налогообложения направлена на достижение с помощью налоговых механизмов, имеющих экономическую природу, тех или иных целей социально-экономического развития страны. В условиях рыночной экономики налоги представляют собой один из немногих рычагов, с помощью которого государство может регулировать экономические процессы, происходящие в обществе.

    По мнению выдающегося английского экономиста Джона Кейнса (1883–1946), налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений. В некоторых российских изданиях по налогам регулирующая роль налогов считается преувеличенной, так как налог отнюдь не стимулирует зарабатывание денег и сам по себе не побуждает зарабатывать: он лишь претендует на часть заработанного.

    Тем не менее следует признать, что посредством налогов государство может в существенной мере регулировать общественное производство, определяя, какую часть заработанного необходимо уплатить той или иной категории налогоплательщиков в качестве налога, создавая тем самым более благоприятные условия для расширения одних видов деятельности путем ослабления налогового бремени (предоставления налоговых льгот) и понуждая к ограничению других видов деятельности за счет усиления налогового бремени (введения акцизов, специальных таможенных пошлин и налогов).

    Можно выделить три подфункции регулирующей функции: стимулирующую, дестимулирующую, воспроизводственную.

    Стимулирующая подфункция направлена на поддержку тех или иных экономических процессов и реализуется через систему налоговых льгот и освобождений. Стимулируются капитальные вложения из прибыли в развитие производства, деятельность малых предприятий, сельскохозяйственное производство и ряд других видов и направлений деятельности. Налоговое стимулирование способствует самоокупаемости производственно-хозяйственной деятельности предприятий и самофинансированию их производственного и научно-технического развития. Так, льготы по налогу на добавленную стоимость позволяют снизить рыночную цену товара, что способствует увеличению сбыта и выручки от продаж; освобождение от налога на прибыль части прибыли, направленной на инвестиции в производство, способствует обновлению технологии и производимой продукции и повышению за счет этого конкурентоспособности производимых товаров.

    Дестимулирующая подфункция, наоборот, направлена на ограничение тех или иных экономических процессов, расширение которых противоречит целям социально-экономического развития общества. Так, например, для предотвращения существенного ущерба, наносимого той или иной отрасли российской экономики в результате возросшего ввоза аналогичного или конкурирующего товара, демпингового импорта товара, импорта товара, субсидируемого иностранным государством, могут вводиться защитные пошлины (специальная, антидемпинговая, компенсационная пошлины) [1] .

    Для предотвращения неблагоприятных социальных последствий от расширения производства алкогольной и табачной продукции вводятся (повышаются) акцизы.

    Следует иметь в виду фискальное значение дестабилизирующей функции, так как повышение налогового бремени до некоторых пределов ведет к повышению суммы налоговых поступлений в бюджет. Это, в частности, позволяет компенсировать потери бюджета от введения налоговых льгот.

    Воспроизводственная подфункция направлена на аккумуляцию средств на восстановление используемых ресурсов. Эту функцию выполняет, в частности, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

    Контролирующая функция налогообложения – осуществление контроля через налоги за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходов.

    Надлежащая реализация функции контроля позволит избежать криминализации экономики, поскольку предусматривает систематический контроль за видами деятельности и финансовыми потоками.

    Поощрительная функция налогообложения позволяет использовать налоговые механизмы для реализации социальной политики государства путем предоставления налоговых льгот за особые заслуги граждан перед обществом (льготы участникам Великой Отечественной войны, героям Советского Союза, героям России и др.).

    5. Налоги и сборы как экономическая и правовая категория.

    Налог является экономической категорией, поскольку денежные отношения, складывающиеся у государства с юридическими и физическими лицами, носят объективный характер и имеют специфическое общественное назначение — мобилизацию денежных средств в распоряжение государства.

    Налог – одно из основных понятий финансовой науки. Проблемы правильного понимания его природы обусловлены тем, что налог – понятие не только экономическое, но и правовое, социальное, философское. Налогообложение как элемент экономического строя общества присуще всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования.

    По мере развития и совершенствования теорий налогообложения происходила эволюция взглядов на понимание термина «налог». При этом ученые и общественные деятели постоянно предпринимали попытки дать определение налога не только с экономических позиций, но и с юридической точки зрения. Современные определения налога делают акцент на принудительный характер налогообложения и на отсутствие прямой связи между выгодой гражданина и налогами. В учебнике «Экономикс» К. Макконнелл и С. Брю указывают, что «налог – принудительная выплата правительству домохозяйством или фирмой денег (или передача товаров и услуг) в обмен на которые домохозяйство или фирма непосредственно не получают товары или услуги…».

    Налог используется государством как способ перераспределения национального дохода. Посредством него часть выручки, прибыли или дохода юридических и физических лиц направляется в бюджетные либо внебюджетные денежные фонды, а затем используется на решение общественных задач. Налог следует рассматривать, прежде всего, как особый экономический институт, совокупность экономических отношений, а уже затем как обязательный денежный взнос или платеж, уплачиваемый юридическими или физическими лицами в определенном размере и в определенный срок. Отличительной особенностью отношений налогоплательщика с государством является переход права собственности на денежные средства, ранее принадлежавшие плательщику налога, к государству. Однако это не единственный признак налога. Отличие налога от других видов платежей проявляется в следующих признаках: строго обязательный характер, индивидуальная безвозмездность (безвозвратность), установление в законодательном порядке, внесение в бюджет или внебюджетные фонды в точно определенных размерах и в определенный срок, обеспечение платежеспособности публичной власти.

    Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) дает следующее определение искомого понятия: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

    В российское понятие «налог» заложены различные моменты юридического характера, важные для понимания сути налогообложения, а именно:

    а) прерогатива законодательной власти утверждать налоги;

    б) главная черта налога – односторонний характер его установления;

    д) налог взыскивается на условиях безвозвратности;

    е) целью взимания налога является обеспечение государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного расхода.

    В налоговую систему России кроме налогов как таковых входят также приравненные к ним сборы, отличительная особенность которых состоит в том, что их уплата является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Перечень сборов, как и налогов, в нашей стране включен в Налоговый кодекс, и поэтому на сборы распространяются все правила и правоотношения, установленные налоговым законодательством РФ.

    § 13.1. НАЛОГ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ § 13.1.1. Юридические признаки налога. Налоги и сборы

    1. Налог представляет собой отчуждение части собственности субъекта в пользу государства при внесении налоговых платежей.

    2. Законность установления и взимания: установление и взимание налога осуществляется в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.

    4. Взимание налога происходит в денежной форме.

    5. Налоговый платеж является безвозмездным: его характеризуют односторонность (в налоговых правоотношениях существует только одна обязанная сторона — налогоплательщик), неэквивалентность (пользование общественными благами никак не пропорционально величине налогов, уплаченных налогоплательщиками) и безвозвратность (в случае переплаты налога только излишне уплаченная сумма подлежит возврату налогоплательщику в порядке, установленном законом).

    6. Налоги вносятся в бюджет или внебюджетный фонд, которые выступают получателями налогов.

    7. Налоги — это платежи, не имеющие определенного целевого назначения при внесении их в бюджет.

    В налоговом законодательстве используются термины «налог», «сбор», «пошлина», «взнос», которые в совокупности именуются как «налоги и сборы». Рассмотренные признаки налогов в основном характерны и для сборов. Однако существует и специфика: под термином «налог», как правило, понимается систематический взнос, который уплачивается плательщиком без какого-либо встречного удовлетворения; сборы и пошлины обычно взимаются государственными и местными органами и учреждениями за оказание законно установленных услуг (например, лицензионный сбор за выдачу лицензии на право занятия определенным видом деятельности) или предоставление определенного права (например, таможенная пошлина за право перевозки товара через таможенную границу государства). Таким образом, сборы и пошлины, в отличие от налогов, имеют как бы частичную возмездность.

    Налоговым кодексом РФ приняты следующие понятия налогов и сборов.

    Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

    Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

    Налог как экономическая и правовая категория

    • О нас
      • Об издательстве
      • Ресурсы
      • Реквизиты
      • Документы
      • Политика
      • Этические принципы
      • Проекты
      • Партнеры
      • Вакансии
      • Контактная информация
      • Журналы
        • Genesis: исторические исследования (ВАК, РИНЦ)
        • Litera (ВАК, EBSCO, РИНЦ)
        • NB: Административное право и практика администрирования (ВАК, DOAJ, РИНЦ)
        • PHILHARMONICA. International Music Journal (ВАК, ERIH PLUS, DOAJ, РИНЦ)
        • SENTENTIA. European Journal of Humanities and Social Sciences (DOAJ, РИНЦ)
        • Административное и муниципальное право (ВАК, EBSCO, DOAJ, РИНЦ)
        • Арктика и Антарктика (ВАК, DOAJ, РИНЦ)
        • Архитектура и дизайн (EBSCO, DOAJ, РИНЦ)
        • Астрономия
        • Биологические исследования
        • Вопросы безопасности (ВАК, EBSCO, DOAJ, РИНЦ)
        • Вопросы здравоохранения (DOAJ, РИНЦ)
        • Геолог
        • Исследования космоса (DOAJ, РИНЦ)
        • Историческая информатика (ВАК, EBSCO, DOAJ, РИНЦ)
        • Исторический журнал: научные исследования (ВАК, EBSCO, DOAJ, РИНЦ)
        • Кибернетика и программирование(РИНЦ)
        • Конфликтология / nota bene (ВАК, DOAJ, РИНЦ)
        • Культура и искусство (ВАК, EBSCO, РИНЦ)
        • Машиностроение
        • Международное право (ВАК, DOAJ, РИНЦ)
        • Международное право и международные организации / International Law and International Organizations (ВАК, РИНЦ)
        • Международные отношения (ВАК, EBSCO, DOAJ, РИНЦ)
        • Мировая политика (ВАК, DOAJ, РИНЦ)
        • Налоги и налогообложение (ВАК, EBSCO, DOAJ, РИНЦ)
        • Скачать полный список журналов издательства
        • Скачать список журналов издательства, входящих в Перечень ВАК
        • Скачать список журналов издательства, входящих в индекс ERIH PLUS
        • Скачать список журналов издательства, входящих в EBSCO
        • Национальная безопасность / nota bene (ВАК, EBSCO, РИНЦ)
        • Педагогика и просвещение (ВАК, РИНЦ)
        • Политика и Общество (DOAJ, РИНЦ)
        • Полицейская деятельность (ВАК, DOAJ, РИНЦ)
        • Полицейская и следственная деятельность (ВАК, DOA, РИНЦJ)
        • Право и политика (ВАК, РИНЦ)
        • Программные системы и вычислительные методы (ВАК, EBSCO, RSCI, РИНЦ)
        • Продовольственные технологии
        • Психолог (ВАК, РИНЦ)
        • Психология и Психотехника (ВАК, ERIH PLUS, EBSCO, РИНЦ)
        • Ресурсы Мирового океана
        • Сельское хозяйство (AGRI, DOAJ, РИНЦ)
        • Современное образование (DOAJ), РИНЦ
        • Социодинамика (ВАК, РИНЦ)
        • Теоретическая и прикладная экономика (ВАК, DOAJ, РИНЦ)
        • Транспортный вестник(РИНЦ)
        • Тренды и управление (EBSCO, РИНЦ)
        • Урбанистика (ВАК, РИНЦ)
        • Филология: научные исследования (ВАК, EBSCO, РИНЦ)
        • Философия и культура (ВАК, EBSCO, DOAJ, РИНЦ)
        • Философская мысль (ВАК, EBSCO, DOAJ, РИНЦ)
        • Финансовое право и управление (ВАК, EBSCO, РИНЦ)
        • Финансы и управление (ВАК, DOAJ, РИНЦ)
        • Химические процессы
        • Человек и культура (ВАК, РИНЦ)
        • Экологические исследования(РИНЦ)
        • Электроника и электротехника(РИНЦ)
        • Энергетический вестник(РИНЦ)
        • Юридические исследования (ВАК, РИНЦ)
      • Книги
        • Философия
        • Право
        • Психология
        • Социология
        • Политология
        • Культурология
        • Художественная литература
        • Новинки
        • Авторам
          • Авторская зона
          • Как написать статью
          • Как направить статью в редакцию
          • Принципы DORA
          • Вопрос — ответ
          • Договоры
          • Рецензирование
            • Об Институте научного рецензирования
            • Политика института научного рецензирования
            • Как стать рецензентом
            • Регистрация
            • Услуги
              • Издательские услуги
              • Издательская платформа (Аутсорсинг)
              • Освещение конференций
              • Калькулятор стоимости печати
              • Способы оплаты
              • Описание возврата товара/услуги
              • Условия доставки товара
              • Статистика
              • Статьи

                Журналы

                Книги

                Г. Б. Середа Налог как экономико-правовая категория

                Опубликовано в журнале «Налоги и налогообложение» в № 5 за 2012 год в рубрике «Теория и история налогообложения» на страницах 38-45.

                Аннотация: В статье исследуется категориальная сущность налога посредством рассмотрения его экономической и правовой составляющих, — их соотношение, взаимосвязь, взаимообусловленность. Представлены подходы к толкованию налога как категории с позиции экономической и правовой наук. Проанализированы современные концепции, рассматривающие налог как экономическую категорию и экономико-правовую категорию.

                Ключевые слова: налоги и налогообложение, налог, категория налог, правовая категория, налога как правовая категория, налог как экономико-правовая категория, правовая сущность налога, экономическая сущность налога, категориальное определение налога, сущность налога.

                Эта статья может быть бесплатно загружена в формате PDF для чтения. Обращаем ваше внимание на необходимость соблюдения авторских прав, указания библиографической ссылки на статью при цитировании.

                Библиография:
                Алексеенко А.А. Взгляд на развитие учения о налоге у экономистов А.Смита, Ж.-Б.Сея, Риккардо,
                Сисмонди и Д.-С. Милля. Харьков.: Университетская типография.1870. 211 с.
                Бельский К.С. Финансовое право: наука, история, библиография. М.: Юрист. 1995. 208 с.
                Бродский Г.М. Право и экономика налогообложения. СПб. Изд-во Санкт-Петербургского университета.
                2000. 402 с.
                Васильев А.М. Правовые категории: Методологические аспекты разработки системы категорий теории
                права. М. Юридическая литература. 1976. 264 с.
                Винницкий Д.В. Налоги и сборы: понятие, юридические признаки, генезис. М. Норма. 2002. 144 с.
                Вознесенский Э.А. Методологические аспекты анализа сущности финансов. М.: Финансы. 1974. 197 с.
                Вознесенский Э.А. Финансы, как стоимостная категория. М.: Финансы и статистика. 1985. 157 с.
                Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право: Учебное пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:
                Юриспруденция. 2000. 304 с.
                Демчук Н.Н. Налоги: функция, структура, пути совершенствования // Налоговый вестник. 1999. №4.
                С.7-9
                Жеребкин В.Е. Логический анализ понятий права. Киев.: Вища школа. 1976. 150 с.
                Запольский С.В. Дискуссионные вопросы теории финансового права. М.: Эксмо. 2008, 160 с.
                Капустин М.Чтения о политической экономии и финансах. Ярославль.: Тип-фия Губернского Правления.
                384 с.
                Львов Д. Курс финансового права. Казань.: Тип-фия Имп.ун-та, 1887, 537 с.
                Налоги и налоговое право: Учебное пособие / Под ред. А.В.Брызгалина. М.: Аналитика-Пресс. 1997.
                608 с.
                Налоги и налогообложение: Учебник / Т.Ф. Юткина. М.: Инфра-М. 1998. 429 с.
                Налоговое право: Учебник / Под. Ред. С.Г.Пепеляева. М.: Юрист. 2005. 591 с.
                Никитский А.А. Основы финансовой науки и политики. М.: Польза, В.Антик и Ко 1909, 272 с.
                Нитти Ф. Основные начала финансовой науки. М.: Изд-во М. и С. Сабашниковых. 1904. 656 с.
                Озеров И.Х. Основы финансовой науки: Курс лекций. 4-е изд. Вып.1. М.: Тип-фия И.Сытина. М. 1911.
                544 с.
                Петрова Г.В. Налоговое право: Учебник для вузов. – М.: Издательская группа «Норма–Инфра–М»
                1997. 271 с.
                Пушкарева В.М. Генезис категории «налог» в истории финансовой науки // Финансы. 1999. №8.
                С.33-36
                Рикардо Д. Сочинения в 5-и томах. Том.1. М.: Госполитиздат. 1955. 360 с.
                Налоги и налогообложение: Учебник для студентов вузов / Под. ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской.
                М.: Питер. 2006. 495 с.
                Соколов А.А. Теория налогов. М.: ЮрИнфор-Пресс. 2003. 499 с.
                Соколова Э.Д. Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных об-
                разований. М.: Юриспруденция. 2009. 161 с.
                Тривус А.А. Налоги, как орудие экономической политики. Баку, РИО. АСПС. 1925. 188 с.
                Финансовое право: Учебник / Под ред. Н.И.Химичевой. М.: Бек. 1995. 524 с.
                Худяков А.И., Бродский М.Н., Бродский Г.М. Основы налогообложения. СПб.: Европейский дом. 2002,
                427 с.
                Худяков А.И., Наурызбаев Н.Е. Налоги: понятие, элементы, установление, виды. Алматы.: Баспа. 1998.
                160 с.
                Цыпкин С.Д. Налог как институт советского финансового права. Дисс. канд. юридич. наук. М. 1953.
                246 с.
                Цыпкин С.Д. Правовое регулирование налоговых отношений в СССР. М.: Государственное издатель-
                ство юридической литературы. 1955. 75 с.
                Цыпкин С.Д. Финансово-правовые институты. М.: Издательство Московского университета. 1983. 80 с.

                Правильная ссылка на статью:
                просто выделите текст ссылки и скопируйте в буфер обмена

                2.2. Сущность налога как экономико-правовой категории

                Налоги в качестве инструмента изъятия заранее определенной части собственности проявляются в рамках той сферы экономических, а точнее, финансовых отношений, которая охватывает отношения между государством с одной стороны, и хозяйствующими субъектами и гражданами с другой стороны, по поводу формирования налоговых доходов государства. Эта сфера отношений именуется налоговыми отношениями и налоги как инструмент реализации этих формализованных отношений приобретают статус правовой категории и проявляют свою правовую природу.
                Основные черты налога как правовой категории – всеобщность и обязательность, безвозвратность и индивидуальная безвозмездность – в значительной мере предопределены объективным экономическим содержанием налога. В части установления и взимания налогов налоговые отношения носят государственно – властный характер, в рамках которых органы законодательной и исполнительной власти реализуют в налоговой системе властные полномочия, а хозяйствующие субъекты и граждане обязаны своевременно и в полном объеме осуществлять налоговые платежи.
                Народ, соглашаясь на установление, введение и уплату налогов, делегирует право на их установление своим представителям во власти. В Билле о правах (1648 г., 1689 г.) впервые было закреплено право представительных органов власти Англии утверждать все государственные доходы, включая налоги, и расходы. Во Франции право парламента утверждать бюджет и налоги в соответствии с Декларацией прав человека и гражданина (1789 г.) начали с 1791 г. в последствии стали приниматься национальные конституции, в которых находили отражение вопросы бюджета и налогов государства с учетом его устройства — федеративного, унитарного. Обязательность уплаты налогов обеспечивается посредством механизма принуждения (или угрозой принуждения) со стороны государства. Таким образом, принудительность также составляет правовую основу налоговых отношений.
                На рис. наглядно изображены отличительные признаки налога от других видов платежей в доход государства и условия реализации налога как экономико-правовой категории.

                Рис. Признаки налога как экономико-правовой категории и
                условия его реализации
                Налоговый механизм изначально встроен в сферу распределительных отношений, где играют роль одного из важнейших звеньев воспроизводства общественного продукта с точки зрения воздействия на рынок. Отсюда и значение налога как инструмента государственного регулирования экономики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *