Налог на кассу тотализатора

НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС — Глава 29. НАЛОГ НА ИГОРНЫЙ БИЗНЕС

Статья 364. Понятия, используемые в настоящей главе Для целей настоящей главы используются следующие понятия:игорный бизнес — предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями или индивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг;организатор игорного заведения, в том числе букмекерской конторы (далее в настоящей главе — организатор игорного заведения), — организация или индивидуальный предприниматель, которые осуществляют в сфере игорного бизнеса деятельность по организации азартных игр, за исключением азартных игр на тотализаторе;организатор тотализатора — организация или индивидуальный предприниматель, которые осуществляют в сфере игорного бизнеса посредническую деятельность по организации азартных игр по приему ставок от участников взаимных пари и (или) выплате выигрыша;участник — физическое лицо, принимающее участие в азартных играх и (или) пари, проводимых организатором игорного заведения (организатором тотализатора);азартная игра — основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками между собой либо с организатором игорного заведения (организатором тотализатора) по правилам, установленным организатором игорного заведения (организатором тотализатора);пари — основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками между собой либо с организатором игорного заведения (организатором тотализатора), исход которого зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет;игровой стол — специально оборудованное у организатора игорного заведения место с одним или несколькими игровыми полями, предназначенное для проведения азартных игр с любым видом выигрыша, в которых организатор игорного заведения через своих представителей участвует как сторона или как организатор;игровое поле — специальное место на игровом столе, оборудованное в соответствии с правилами азартной игры, где проводится азартная игра с любым количеством участников и только с одним представителем организатора игорного заведения, участвующим в указанной игре;игровой автомат — специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), установленное организатором игорного заведения и используемое для проведения азартных игр с любым видом выигрыша без участия в указанных играх представителей организатора игорного заведения;касса тотализатора или букмекерской конторы — специально оборудованное место у организатора игорного заведения (организатора тотализатора), где учитывается общая сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате.

Статья 365. Налогоплательщики Налогоплательщиками налога на игорный бизнес (далее в настоящей главе — налог) признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.

Статья 366. Объекты налогообложения
1. Объектами налогообложения признаются:
1) игровой стол;
2) игровой автомат;
3) касса тотализатора;
4) касса букмекерской конторы.2. В целях настоящей главы каждый объект налогообложения, указанный в пункте 1 настоящей статьи, подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения. Форма указанного заявления и форма указанного свидетельства утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.Налогоплательщики, не состоящие на учете в налоговых органах на территории того субъекта Российской Федерации, где устанавливается (устанавливаются) объект (объекты) налогообложения, указанный (указанные) в пункте 1 настоящей статьи, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту установки такого объекта (таких объектов) налогообложения в срок не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения.3. Налогоплательщик также обязан зарегистрировать в налоговых органах по месту регистрации объектов налогообложения любое изменение количества объектов налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения.4. Объект налогообложения считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения.Объект налогообложения считается выбывшим с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации изменений (уменьшений) количества объектов налогообложения.5. Заявление о регистрации объекта (объектов) налогообложения представляется налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя либо направляется в виде почтового отправления с описью вложения.6. Налоговые органы обязаны в течение пяти дней с даты получения заявления от налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения (об изменении количества объектов налогообложения) выдать свидетельство о регистрации или внести изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство.7. Утратил силу с 1 января 2007 года. — Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ.

Статья 367. Налоговая база По каждому из объектов налогообложения, указанных в статье 366 настоящего Кодекса, налоговая база определяется отдельно как общее количество соответствующих объектов налогообложения.

Статья 368. Налоговый период Налоговым периодом признается календарный месяц.

Статья 369. Налоговые ставки
1. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в следующих пределах:
1) за один игровой стол — от 25000 до 125000 рублей;
2) за один игровой автомат — от 1500 до 7500 рублей;
3) за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы — от 25000 до 125000 рублей.2. В случае, если ставки налогов не установлены законами субъектов Российской Федерации, ставки налогов устанавливаются в следующих размерах:
1) за один игровой стол — 25000 рублей;
2) за один игровой автомат — 1500 рублей;
3) за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы — 25000 рублей.

Статья 370. Порядок исчисления налога
1. Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы, установленной по каждому объекту налогообложения, и ставки налога, установленной для каждого объекта налогообложения.В случае, если один игровой стол имеет более одного игрового поля, ставка налога по указанному игровому столу увеличивается кратно количеству игровых полей.2. Налоговая декларация за истекший налоговый период представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту регистрации объектов налогообложения, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Форма налоговой декларации утверждается Министерством финансов Российской Федерации. Налоговая декларация заполняется налогоплательщиком с учетом изменения количества объектов налогообложения за истекший налоговый период.Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.3. При установке нового объекта (новых объектов) налогообложения до 15-го числа текущего налогового периода сумма налога исчисляется как произведение общего количества соответствующих объектов налогообложения (включая установленный новый объект налогообложения) и ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.При установке нового объекта (новых объектов) налогообложения после 15-го числа текущего налогового периода сумма налога по этому объекту (этим объектам) за этот налоговый период исчисляется как произведение количества данных объектов налогообложения и одной второй ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.4. При выбытии объекта (объектов) налогообложения до 15-го числа (включительно) текущего налогового периода сумма налога по этому объекту (этим объектам) за этот налоговый период исчисляется как произведение количества данных объектов налогообложения и одной второй ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.При выбытии объекта (объектов) налогообложения после 15-го числа текущего налогового периода сумма налога исчисляется как произведение общего количества соответствующих объектов налогообложения (включая выбывший объект (объекты) налогообложения) и ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.

Статья 371. Порядок и сроки уплаты налога Налог, подлежащий уплате по итогам налогового периода, уплачивается налогоплательщиком по месту регистрации в налоговом органе объектов налогообложения, указанных в пункте 1 статьи 366 настоящего Кодекса, не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации за соответствующий налоговый период, в соответствии со статьей 370 настоящего Кодекса.

Задачи по налогообложению

ИП «Счастливчик» осуществляющий игорный бизнес имеет: 6 игровых столов, 10 игровых автоматов, 1 кассу тотализатора.

5 января установлены еще 2 игровых автомата, 20 января установлена еще одна касса тотализатора, 22 января был поврежден 1 игровой стол, который увезли в мастерскую.

  • 1 игровой стол – 25000 руб.;
  • 1 игровой автомат – 1500 руб.;
  • 1 касса тотализатора – 25000 руб.
  • Определить сумму налога за январь.

    Рекомендуемые задачи по дисциплине

    Задача №530 (расчет акциза)

    Ликероводочный завод произвел и реализовал за текущий месяц 700 ящиков водки «Валуйчанка» (по 20 бутылок емкостью 0,5 литра в каждом) с объемной.

    Задача №825 (расчет НДС)

    В налоговом периоде организация: отгрузила продукцию на сумму 708 тыс. руб. (в т.ч. НДС). Продукция оплачена на 458 тыс. руб. денежными средствами, а на 250 тыс.

    Задача №616 (расчет налога на имущество)

    В декабре прошлого года организация приобрела основное средство по цене 708 тыс. рублей (в т.ч. НДС) и ввела его в эксплуатацию. Рассчитайте налог.

    Задача №617 (расчет суммы земельного налога)

    В 2012 году организация имела во владении земельный участок площадью 3200 кв. метров кадастровой стоимостью 25000 рублей за га, на котором.

    Задача №4371 (расчет налога на прибыль)

    Определите налог на прибыль, если стоимость реализованной продукции, включая НДС, составила 708000 руб. при её себестоимости – 420000 руб.

    Согласно ст. 367 Налогового кодекса РФ по каждому из объектов налогообложения (игровой стол, игровой автомат, касса тотализатора) налоговая база определяется отдельно как общее количество соответствующих объектов налогообложения.

    Согласно ст. 370 Налогового кодекса РФ сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы, установленной по каждому объекту налогообложения, и ставки налога, установленной для каждого объекта налогообложения.

    Согласно ст. 370 налогового кодекса РФ при установке (открытии) нового объекта (новых объектов) налогообложения до 15-го числа текущего налогового периода сумма налога исчисляется как произведение общего количества соответствующих объектов налогообложения (включая установленный (открытый) новый объект налогообложения) и ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.

    При установке (открытии) нового объекта (новых объектов) налогообложения после 15-го числа текущего налогового периода сумма налога по этому объекту (этим объектам) за этот налоговый период исчисляется как произведение количества данных объектов налогообложения и одной второй ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.

    При выбытии (закрытии) объекта (объектов) налогообложения до 15-го числа (включительно) текущего налогового периода сумма налога по этому объекту (этим объектам) за этот налоговый период исчисляется как произведение количества данных объектов налогообложения и одной второй ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.

    При выбытии (закрытии) объекта (объектов) налогообложения после 15-го числа текущего налогового периода сумма налога исчисляется как произведение общего количества соответствующих объектов налогообложения (включая выбывший (закрытый) объект (объекты) налогообложения) и ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.

    Рассчитываем сумму налога, исходя из количества игровых столов и соответствующей ставки налога на игорный бизнес (при этом налог уплачивается в полной мере как за действующие на протяжении месяца игорные столы, так и за выбывший после 15-го января игровой стол):

    Рассчитываем сумму налога, исходя из количества игровых автоматов и соответствующей ставки налога на игорный бизнес (при этом налог уплачивается в полной мере как за действующие на протяжении месяца игорные автоматы, так и за установленные 5-го января дополнительные 2 автомата):

    Рассчитываем сумму налога, исходя из количества касс тотализатора и соответствующей ставки налога на игорный бизнес (при этом налог уплачивается в полной мере за действующую кассу и по ставке ? за установленную после 15-го января кассу):

    Для работающих онлайн букмекеров могут повысить налог в десятки раз

    Госдума 20 мая в первом чтении утвердила размер налоговой ставки для процессинговых центров букмекерских контор и тотализаторов, которые принимают интерактивные ставки. Ежемесячно они будут выплачивать 2,5–3 млн руб., следует из законопроекта. Проект подготовлен Минфином и утвержден правительством в конце марта, 17 мая его поддержал комитет по бюджету и налогам.

    Обычные ставки передаются через пункты приема, их учет ведется процессинговым центром букмекерской конторы или тотализатора, которые и признаются объектом налогообложения с 2012 г. Прежде налог взимался с кассы букмекерских контор и тотализаторов в пределах 25 000–125 000 руб. Ставки налога были сохранены после введения в 2012 г. понятия процессингового центра букмекерских контор и тотализаторов. Тогда же был введен налог с пункта приема ставок – 5000–7000 руб. ежемесячно. Большинство регионов установили максимальные 125 000 руб., замечает президент Первой саморегулируемой организации букмекеров Олег Журавский.

    Понятие интерактивной ставки введено поправками в федеральный закон об игорном бизнесе в 2014 г. Такие ставки могут приниматься через центр учета перевода интерактивных ставок (ЦУПИС) с помощью электронных платежей. Первый ЦУПИС запущен в феврале 2016 г. с участием Первой СРО букмекеров. К нему подключена только букмекерская контора «Лига ставок», еще несколько организаций начнут работу в ближайшее время, отмечает Журавский.

    Согласно новому законопроекту с 1 февраля 2017 г. отдельным ежемесячным налогом в 2,5–3 млн руб. облагаются процессинговые центры букмекерских контор и тотализаторов, которые ведут учет интерактивных ставок. Возможность принимать интерактивные ставки существенно увеличит доходность организаторов таких азартных игр, сказано в пояснительной записке. С февраля в «Лиге ставок» зарегистрировалось около 3000 участников, говорит Журавский. Летом 2015 г. Минкомсвязи оценивало российский рынок букмекерских контор в 150 млрд руб., чистую прибыль его участников – в 2,5 млрд руб.

    Утверждаемый налог приемлем для бизнеса, уверен Журавский. Никаких консультаций с бизнесом о его размере не велось, непонятен расчет суммы, замечает председатель правления СРО букмекеров Николай Оганезов. На старте, когда бизнес только начинает работать онлайн, уместнее установить более низкую ставку, полагает он. Букмекерские конторы только получают лицензию, не имеют баз участников, опыта работы в интернете – такая ставка налога может их отпугнуть, уверяет Оганезов.

    Налог на игорный бизнес (региональный налог)

    Глава 29 НК РФ «Налог на игорный бизнес»

    Элемент налога Характеристика Основание
    Налогоплательщики Организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.

    Понятия и определения, используемые в главе 29. Ст.365 НК РФ Объект налогообложения Объектами налогообложения признаются:

    • игровой стол;
    • игровой автомат;
    • процессинговый центр тотализатора;
    • процессинговый центр букмекерской конторы;
    • пункт приема ставок тотализатора;
    • «пункт приема ставок» букмекерской конторы.

    Каждый объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки (месту нахождения пункта приема ставок букмекерской конторы или тотализатора, процессингового центра тотализатора или процессингового центра букмекерской конторы) не позднее чем за 2 дня до даты установки (открытия пункта приема ставок букмекерской конторы или тотализатора, процессингового центра тотализатора или процессингового центра букмекерской конторы) каждого объекта налогообложения.

    Регистрация проводится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта. Ст.366 НК РФ Налоговая база Налоговая база определяется отдельно по каждому объекту налогообложения как общее количество соответствующих объектов налогообложения. Ст.367 НК РФ Налоговый период Календарный месяц. Ст.368 НК РФ Налоговая ставка Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ в следующих пределах:

    • за игровой стол — от 25000 до 125000 рублей;
    • за игровой автомат — от 1500 до 7500 рублей;
    • за один процессинговый центр тотализатора — от 25000 до 125000 рублей;
    • за один процессинговый центр букмекерской конторы — от 25 000 до 125 000 рублей;
    • за один пункт приема ставок тотализатора — от 5 000 до 7 000 рублей;
    • за один пункт приема ставок букмекерской конторы — от 5 000 до 7 000 рублей.
    • В случае, если ставки налогов не установлены законами субъектов, устанавливаются ставки:

      • за игровой стол — 25000 рублей;
      • за игровой автомат — 1500 рублей;
      • за кассу тотализатора или кассу букмекерской конторы — 25000 рублей.
      • за один процессинговый центр тотализатора — 25000 рублей;
      • за один процессинговый центр букмекерской конторы — 25 000 рублей;
      • за один пункт приема ставок тотализатора — 5 000 рублей;
      • за один пункт приема ставок букмекерской конторы — 5 000 рублей.
      • Ст.369 НК РФ Исчисление налога Сумма налога исчисляется как произведение налоговой базы по каждому объекту налогообложения и ставки налога.

        Если один игровой стол имеет более одного игрового поля, ставка налога увеличивается кратно количеству игровых полей.

        При установке (открытии) нового объекта налогообложения до 15-го числа текущего месяца сумма налога за месяц исчисляется как произведение общего количества объектов налогообложения (включая установленный новый объект) и ставки налога.

        При установке (открытии) нового объекта налогообложения после 15-го числа сумма налога исчисляется как произведение количества объектов налогообложения и 1/2 ставки налога .

        При выбытии (закрытии) объекта налогообложения до 15-го числа месяца сумма налога за этот месяц исчисляется как произведение количества объектов налогообложения и 1/2 ставки налога.

        При выбытии (закрытии) объекта налогообложения после 15-го числа месяца сумма налога исчисляется как произведение общего количества объектов налогообложения (включая выбывший объект) и ставки налога. Ст.370 НК РФ Уплата налога и отчетность

        Налог, подлежащий уплате по итогам налогового периода, уплачивается налогоплательщиком по месту регистрации объектов налогообложения не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

        Налоговая декларация за истекший налоговый период представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту регистрации объектов налогообложения не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем.

        Декларация заполняется с учетом изменения количества объектов налогообложения за истекший налоговый период.

        Налогоплательщики отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков

        Ст.371 НК РФ

        Раздел обновлен: 15.01.13г.

        Касса тотализатора

        «. 20) касса тотализатора — часть пункта приема ставок тотализатора, в которой организатор азартных игр принимает ставки от участников данного вида азартных игр, выплачивает выигрыши;. «

        Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ (ред. от 16.10.2012) «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»

        Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

        Смотреть что такое «Касса тотализатора» в других словарях:

        Касса тотализатора или касса букмекерской конторы — Специально оборудованное место у организатора игорного заведения (организатора тотализатора), где учитывается общая сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате. ст. 364 НК РФ … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

        Касса — (применительно к положениям о налогообложении игорного бизнеса) специально оборудованное место в игорном заведении (тотализаторе или букмекерской конторе), где учитывается общая сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате (за… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

        Касса — (от лат. capsa вместилище, ящик; англ. cash, cashier s office; ит. cassa) 1) наличные деньги, имеющиеся у предприятия; 2) структурное подразделение бухгалтерии организации, выполняющее кассовые операции; 3) в бухгалтерском учете счет, на котором… … Энциклопедия права

        касса — (ит. cassa, от лат. capsa вместилище, ящик) 1) наличные деньги, имеющиеся у организации; 2) структурное подразделение предприятия, организации, учреждения, выполняющее кассовые операции; 3) в бухгалтерском учете счет, на котором отражаются… … Большой юридический словарь

        КАССА — специально оборудованное место в игорном заведении (тотализаторе или букмекерской конторе), где учитывается общая сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате (за исключением кассы тотализатора, являющегося структурным… … Словарь понятий и терминов, сформулированных в нормативных документах российского законодательства

        НАЛОГ НА ИГОРНЫЙ БИЗНЕС — региональный налог, предусмотренный п. 1 ст. 14 НК. Налог на игорный бизнес по Закону об основах налоговой системы отнесен к федеральным налогам, введен Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 142 ФЗ «О налоге на игорный бизнес». Для целей… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

        Статья 369. Налоговые ставки

        Информация об изменениях:

        Статья 369 изменена с 1 января 2020 г. — Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. N 354-ФЗ

        Статья 369. Налоговые ставки

        ГАРАНТ:

        См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 369 НК РФ

        1. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в следующих пределах:

        1) за один игровой стол — от 50 000 до 250 000 рублей;

        2) за один игровой автомат — от 3 000 до 15 000 рублей;

        3) за один процессинговый центр букмекерской конторы — от 50 000 до 250 000 рублей;

        4) за один процессинговый центр тотализатора — от 50 000 до 250 000 рублей;

        5) за один процессинговый центр интерактивных ставок тотализатора — от 2 500 000 до 3 000 000 рублей;

        6) за один процессинговый центр интерактивных ставок букмекерской конторы — от 2 500 000 до 3 000 000 рублей;

        7) за один пункт приема ставок тотализатора — от 10 000 до 14 000 рублей;

        8) за один пункт приема ставок букмекерской конторы — от 10 000 до 14 000 рублей.

        2. В случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов Российской Федерации, налогообложение производится по следующим налоговым ставкам:

        1) за один игровой стол — 50 000 рублей;

        2) за один игровой автомат — 3 000 рублей;

        3) за один процессинговый центр букмекерской конторы — 50 000 рублей;

        4) за один процессинговый центр тотализатора — 50 000 рублей;

        5) за один процессинговый центр интерактивных ставок тотализатора — 2 500 000 рублей;

        6) за один процессинговый центр интерактивных ставок букмекерской конторы — 2 500 000 рублей;

        7) за один пункт приема ставок тотализатора — 10 000 рублей;

        8) за один пункт приема ставок букмекерской конторы — 10 000 рублей.

        © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

        Налог на игорный бизнес: таинственный объект налогообложения

        Налог на игорный бизнес: таинственный объект налогообложения

        Г.Р. Голованов,
        юрист

        К настоящему времени уже достаточно много было сказано как органами государственной власти, так и независимыми экспертами об имеющихся в правоприменительной и судебной практике сложностях, связанных с определением момента возникновения объекта обложения налогом на игорный бизнес. В настоящей статье данный вопрос рассматривается в свете определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25.01.2007 N 48-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Сергиенко Михаила Ивановича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Определение N 48-О-О), а также информационного письма Президиума ВАС РФ от 16.01.2007 N 116 «О применении пункта 2 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации в части определения момента установки игрового автомата» (далее — Информационное письмо N 116).

        Пунктом 1 ст. 366 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) установлено, что объектами обложения налогом на игорный бизнес признаются игровой стол, игровой автомат, касса тотализатора, касса букмекерской конторы. При этом согласно п. 2 ст. 366 НК РФ в целях главы 29 настоящего Кодекса каждый объект налогообложения, указанный в п. 1 данной статьи НК РФ, подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два дня до даты его установки. Однако когда именно возникает объект налогообложения и соответственно с какого момента следует исчислять налог на игорный бизнес: с момента регистрации или с момента установки объекта налогообложения и начала его использования — в главе 29 НК РФ точно не определено.

        Налоговые органы в данном вопросе придерживаются позиции, согласно которой налог на игорный бизнес подлежит исчислению начиная со дня регистрации объекта налогообложения вне зависимости от его фактического использования, технического состояния и т.д. Действительно, позицию налоговых органов можно понять, так как глава 29 НК РФ не содержит правовых норм, позволяющих налоговым органам отследить и зафиксировать факт начала использования налогоплательщиком объекта налогообложения. В то же время порядок регистрации объектов налогообложения описан в главе 29 НК РФ достаточно подробно.

        Позиция налогоплательщиков в данном вопросе, напротив, сводится к тому, что согласно ст. 365 НК РФ плательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса. Следовательно, при отсутствии деятельности по использованию объектов налогообложения: игрового стола, игрового автомата, кассы тотализатора и кассы букмекерской конторы — их собственник не является плательщиком налога на игорный бизнес.

        Кроме того, определения понятий «игровой стол», «игровой автомат», «касса тотализатора» или «касса букмекерской конторы», закрепленные для целей налогообложения в ст. 364 НК РФ, предполагают их использование по целевому назначению, то есть для целей обложения налогом на игорный бизнес игровым автоматом признается специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), установленное организатором игорного заведения и используемое для проведения азартных игр с любым видом выигрыша без участия в вышеуказанных играх представителей организатора игорного заведения.

        Следует отметить, что единой позиции арбитражных судов при разрешении рассматриваемой категории споров до настоящего времени не выработано. Одна часть арбитражных судов принимала судебные постановления в пользу налогоплательщиков, полагая, что игровой автомат и другие объекты становятся объектом налогообложения с момента их установки в игорном заведении и использования по назначению [см., например, постановления ФАС Уральского округа от 13.06.2006 по делу N Ф09-5067/06-С1, ФАС Центрального округа от 26.01.2005 по делу N А48-4855/04-13, ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.10.2005 по делу N А69-878/05-7-Ф02-5033/05-С1, ФАС Западно-Сибирского округа от 14.07.2005 по делу N Ф04-3114/2005(11476-А27-29), ФАС Поволжского округа от 18.04.2006 по делу N А72-9332/05-6/639].

        Другая часть арбитражных судов принимала сторону налоговых органов, указывая, что законодательством о налогах и сборах не предусмотрена регистрация в налоговом органе даты фактической установки объекта налогообложения и соответственно обязанность по исчислению налога на игорный бизнес возникает с момента регистрации объекта налогообложения, а не с даты установки [см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 08.02.2005 по делу N А49-7203/04-563А/17, ФАС Волго-Вятского округа от 22.08.2006 по делу N А29-1341/2006а, ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.08.2006 по делу N А19-2562/06-52-Ф02-4450/06-С1, ФАС Западно-Сибирского округа от 10.08.2006 по делу N Ф04-4949/2006(25146-А27-27)].

        Не внес ясности в данный вопрос и Президиум ВАС РФ, который в постановлении от 22.03.2006 N 11390/05 определил, что НК РФ не предусмотрена регистрация в налоговом органе момента начала деятельности фактически установленного объекта налогообложения, а налоговый орган лишен возможности в рамках своих полномочий осуществлять оперативный налоговый контроль. Следовательно, обязанность по исчислению налога на игорный бизнес возникает с даты подачи заявления о регистрации объекта налогообложения. Соответственно вышеуказанный объект налогообложения будет считаться выбывшим с даты представления заявления о регистрации изменений (уменьшений) количества объектов налогообложения.

        Фактически Президиум ВАС РФ занял в вышеуказанном постановлении позицию налоговых органов без какого-либо обоснования того, почему именно доводы налоговых органов, а не налогоплательщиков, по его мнению, являются наиболее убедительными. При этом сам Президиум ВАС РФ в постановлении от 22.03.2006 N 11390/05 каких-либо новых аргументов в пользу позиции налоговых органов не привел. Не обратил Президиум ВАС РФ в данном постановлении внимания и на одно из начал законодательства о налогах и сборах, закрепленное в п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

        Представляется, что Информационное письмо N 116 только еще больше усложнило и без того непростую ситуацию, связанную с определением момента возникновения объекта обложения налогом на игорный бизнес.

        Так, Президиум ВАС РФ рекомендовал судам учитывать, что исходя из смысла определения игрового автомата, содержащегося в ст. 364 НК РФ, под установкой игрового автомата следует понимать размещение подготовленного к использованию для проведения азартных игр специального оборудования (автомата) в игорном заведении на территории, доступной для участников азартной игры. Президиум ВАС РФ сослался при этом на определение игрового автомата, данное в ст. 364 НК РФ. Но в этом определении игровой автомат (один из объектов налогообложения) определен как оборудование не только установленное, но и используемое. Возникает вопрос: с какой же целью было издано Информационное письмо N 116, если, как указал Президиум ВАС РФ в постановлении от 22.03.2006 N 11390/05, обязанность по исчислению налога на игорный бизнес возникает с даты подачи заявления о регистрации объекта налогообложения, а не с момента установки и соответственно вышеуказанный объект налогообложения будет считаться выбывшим с даты представления соответствующего заявления?

        Понятие установки игрового автомата (объекта налогообложения), используемое в главе 29 НК РФ при определении момента возникновения объекта налогообложения, также имеет существенное значение при решении вопроса о привлечении налогоплательщиков к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 129.2 НК РФ. Именно для целей урегулирования вопроса о привлечении налогоплательщиков к налоговой ответственности, видимо, и было издано Информационное письмо N 116.

        Но если следовать логике постановления Президиума ВАС РФ от 22.03.2006 N 11390/05, согласно которому установка объекта налогообложения не имеет значения для определения момента, с которого следует исчислять налог на игорный бизнес, тогда в чем же заключаются цель и назначение ответственности, как следует применять эту ответственность? Так, если налогоплательщик установил и эксплуатирует игровую технику, не зарегистрировав ее в установленном порядке, то его могут привлечь к ответственности в виде штрафа по ст. 129.2 НК РФ, однако за все время, что он эксплуатировал игровой автомат, игровой стол, кассу тотализатора или кассу букмекерской конторы, налог на игорный бизнес уплате не подлежит, так как объект налогообложения не возникал. При таком толковании рассматриваемых положений НК РФ в ряде случаев налогоплательщикам будет выгоднее не подавать заявление о регистрации объекта налогообложения и эксплуатировать игровую технику без свидетельства о регистрации, уплатив штраф, когда такое нарушение будет обнаружено. Но и после этого налогоплательщик, следуя предписаниям ВАС РФ, может не уплачивать налог, не подавая заявление о регистрации, так как единственным основанием для регистрации налоговым органом объекта налогообложения является согласно п. 2 ст. 366 НК РФ соответствующее заявление налогоплательщика.

        Еще на одно существенное положение Информационного письма N 116 хотелось бы обратить внимание читателей журнала. В ст. 129.2 НК РФ не уточнено, кто именно является субъектом данного правонарушения, а только говорится в диспозиции, что нарушение установленного настоящим Кодексом порядка регистрации в налоговых органах игровых столов, игровых автоматов, касс тотализатора, касс букмекерской конторы либо порядка регистрации изменений количества названных объектов влечет наложение штрафа. Согласно п. 2 ст. 366 НК РФ регистрация производится налоговым органом, а в п. 3 этой же статьи Кодекса указано, что налогоплательщик также обязан зарегистрировать в налоговых органах по месту регистрации объектов налогообложения любое изменение количества объектов налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения. В связи с этим, по мнению автора, данный вопрос также остается не полностью урегулированным нормами НК РФ, так как точно не определено, каким образом налогоплательщик должен зарегистрировать изменения, если регистрацию объектов налогообложения должен осуществлять налоговый орган. Также неясно, может ли нарушить налогоплательщик порядок регистрации путем неподачи соответствующего заявления и совершить правонарушение, предусмотренное ст. 129.2 НК РФ, если саму регистрацию осуществляет все тот же налоговый орган?

        Такая шаткость данной правовой конструкции вызывает определенные сомнения в том, возможно ли вообще привлечение налогоплательщика к ответственности, предусмотренной ст. 129.2 НК РФ. Но Информационное письмо N 116 устраняет всякие сомнения в данном вопросе: в абзаце четвертом письма указано, что неисполнение обязанности по регистрации влечет применение мер ответственности, предусмотренных ст. 129.2 НК РФ. Принимая во внимание, что согласно п. 2 ст. 366 НК РФ регистрацию осуществляет только налоговый орган, то он один и может не исполнить обязанность по регистрации, значит, он и может быть привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 129.2 НК РФ.

        Учитывая вышеизложенное, достаточно затруднительным представляется ответить на вопрос: в чью же все-таки пользу были изданы постановление Президиума ВАС РФ от 22.03.2006 N 11390/05 и Информационное письмо N 116 — налогоплательщиков или налоговых органов?

        Рассматриваемая ситуация, по нашему мнению, является одним из примеров того, как при наличии пробелов в действующем законодательстве арбитражные суды предпринимают попытку принять на себя несвойственную судам функцию и хоть как-то этим восполнить эти пробелы. Но законодательная функция в условиях отечественной правовой системы действительно не свойственна арбитражным судам; результаты же этой деятельности применительно к рассматриваемому вопросу частично проанализированы в настоящей статье.

        И вот как подошел к рассмотрению данного вопроса Конституционный Суд Российской Федерации при принятии Определения N 48-О-О. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации заявитель утверждал, что ст. 366 НК РФ не позволяет точно определить момент, с которого у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога на игорный бизнес, что подтверждается, по его мнению, противоречивым толкованием данной статьи Кодекса в правоприменительной практике, и просил признать ее противоречащей ст. 1 (часть 1), 2, 34 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации.

        Конституционный Суд Российской Федерации в начале п. 2 Определения N 48-О-О перечислил ряд ранее высказанных им правовых позиций о том, что законы о налогах должны быть конкретными и понятными, должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить, причем все неустранимые сомнения, противоречия и неясности таких актов толкуются в пользу плательщика налога и сбора, неопределенность норм может привести как к нарушению прав граждан, так и к уклонению от исполнения конституционной обязанности по уплате налога.

        Но далее Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что некоторая неточность юридико-технического характера, допущенная законодателем при формулировании законоположения, хотя и затрудняет уяснение его действительного смысла, однако не дает оснований для вывода о том, что оно является неопределенным, расплывчатым, не содержащим четких стандартов и, следовательно, не отвечающим принципам налогового законодательства в правовом государстве, как они закреплены в Конституции Российской Федерации. Подобные неясности, выявляемые в процессе применения налоговых норм в конкретных правовых ситуациях, устраняются путем толкования этих норм правоприменительными органами, в том числе арбитражными судами, причем именно судебная власть, действующая на основе принципов самостоятельности, справедливого, независимого, объективного и беспристрастного правосудия (ст. 10 и 120 Конституции Российской Федерации), в наибольшей мере предназначена для решения вышеназванной задачи. Заявителю в принятии к рассмотрению жалобы было отказано.

        Но какие правовые основания стали причиной отказа в принятии к рассмотрению жалобы? В тексте самого Определения N 48-О-О автору настоящей статьи не удалось найти ни одного из них. Итак, заявитель полагал, что ст. 366 НК РФ не позволяет точно определить момент, с которого у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога на игорный бизнес, в связи с чем он просил признать ст. 366 НК РФ противоречащей положениям Конституции Российской Федерации.

        Конституционный Суд Российской Федерации указал, что судебный надзор за единообразием в толковании и применении арбитражными судами правовых норм относится к полномочиям ВАС РФ, а не Конституционного Суда Российской Федерации (ст. 125 и 127 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации); не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации и проверка законности и обоснованности решений правоприменительных органов, которыми с учетом фактических обстоятельств дела заявителя дано толкование ст. 366 НК РФ. Конечно, крайне затруднительно в настоящее время определить, что же именно заявитель просил в своей жалобе, поданной в Конституционный Суд Российской Федерации, но, во всяком случае, из Определения N 48-О-О никак не следует, что заявитель просил Конституционный Суд Российской Федерации осуществить надзор за единообразием в толковании и применении арбитражными судами положений ст. 366 НК РФ, проверить законность и обоснованность решений правоприменительных органов, которыми дано толкование ст. 366 настоящего Кодекса.

        Более никаких мотивов отказа в принятии к рассмотрению жалобы в Определении N 48-О-О не содержится. Но если бы Конституционный Суд Российской Федерации попытался дать ответ на вопрос: являются положения ст. 366 НК РФ неопределенными и расплывчатыми или просто имеют незначительные неточности? Действительно, сложно представить, что если налогоплательщики не имеют возможности точно узнать из нормы закона, с какого момента им следует исчислять и уплачивать налог, а правоприменительные и судебные органы дают противоположные разъяснения и выносят противоположные решения, то законоположения, определяющие момент возникновения обязанности по уплате налога, всего только имеют неточности юридико-технического характера.

        Необходимо также отметить, что ст. 366 НК РФ допускает истолкование и правоприменительные органы применяют ее таким образом, что налогоплательщик в любом случае и при любых обстоятельствах, чтобы не нарушить нормы НК РФ, должен уплатить налог не менее чем за два дня, в течение которых он не имеет права устанавливать и тем более эксплуатировать объект налогообложения, что вряд ли в полной мере отвечает конституционному принципу справедливости.

        Кроме того, п. 3 ст. 366 НК РФ предусмотрено, что при установке нового объекта (новых объектов) налогообложения до 15-го числа текущего налогового периода сумма налога исчисляется как произведение общего количества соответствующих объектов налогообложения (включая установленный новый объект налогообложения) и ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения; при установке нового объекта (новых объектов) налогообложения после 15-го числа текущего налогового периода сумма налога по этому объекту (этим объектам) за этот налоговый период исчисляется как произведение количества данных объектов налогообложения и одной второй ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения. Таким образом, принимая во внимание позицию ВАС РФ, налогоплательщику, чтобы хотя бы как-то уменьшить количество дней, за которое он должен будет уплатить налог, заведомо не эксплуатируя игровую технику, надо подавать заявление о регистрации в налоговый орган 1-го или 16-го числа текущего налогового периода, а сразу через два дня после подачи заявления в налоговый орган (в случае отправки по почте следует прибавить еще шесть дней) приступать к эксплуатации объектов налогообложения. Вряд ли подобное налогово-правовое регулирование и правоприменение можно с твердой уверенностью назвать полностью отвечающими принципу равенства налогообложения.

        Теперь же, когда все судебные инстанции так или иначе высказались по рассматриваемой проблеме, а решения ее так и не видно, остается только надеяться на добрую волю законодателя, который, быть может, все-таки уточнит в главе 29 НК РФ, с какого же момента налогоплательщикам необходимо исчислять налог и каким образом налоговым органам следует этот момент отслеживать. Пока же налогоплательщикам остается, прежде чем исчислять налог на игорный бизнес, поинтересоваться в налоговом органе, в котором они состоят на учете, в арбитражном суде региона, где размещается их бизнес, какой позиции придерживаются вышеуказанные инстанции по данному вопросу.

Смотрите так же:  Распоряжение и приказ в чем разница

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *