Налог на землю налогооблагаемая база

Налоговая база по земельному налогу

Налоговая база по земельному налогу

Похожие публикации

Налог на землю обеспечивает денежными ресурсами местный уровень бюджета. Вследствие этого, власти муниципалитетов наделены определенными полномочиями в сфере регулирования налоговой ставки и сроков перечисления земельного налога в казну.

Плательщиками налога выступают лица с любым правовым статусом, как физические, так и юридические. Главным фактором, определяющим необходимость перечислять налоговый платеж за пользование землей, является наличие в собственности и безвозмездном бессрочном пользовании земельных наделов. Следует также конкретизировать информацию о том, какие земельные участки не являются основанием уплачивать налог. К ним относятся земли водных и лесных фондов, участки, изъятые из оборота, земли, на территории которых возведены многоквартирные дома.

Важным параметром, позволяющим определить, относится ли лицо или организация к числу плательщиков налога на землю является право, которое выступает основанием для пользования участком. Земельные наделы, которые используются на основании договора аренды или безвозмездного пользования с ограниченным сроком действия не являются причиной для расчетов по земельному налогу.

Для того чтобы рассчитать налог к перечислению в бюджет необходимо определить такой показатель, как налоговая база земельного налога.

Порядок определения налоговой базы по земельному налогу

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость объекта недвижимости. Данный вид оценки участка максимально приближен к рыночной стоимости. Величина налога к перечислению в бюджет тесно коррелирует с этим оценочным показателем. Таким образом, чем выше кадастровая стоимость участка земли, которая является налоговой базой по земельному налогу, тем большую сумму бюджетного платежа налогоплательщику следует перечислить.

Стоимость земельного надела по кадастру устанавливается государственными органами. Под воздействием разных факторов кадастровая стоимость может изменяться. Такое возможно, если была проведена переоценка земельного надела или органы кадастра изначально допустили ошибку.

С целью исчисления налога налоговой базой по земельному налогу является кадастровая стоимость объекта на начало года. В том случае, если земельный надел был зарегистрирован в середине года, то налоговая база по земельному налогу определяется как стоимость участка по кадастру на момент регистрации. Объект недвижимости может находиться в долевой собственности. Тогда налоговой базой по земельному налогу признается стоимость пропорционально имеющейся доле.

Расчет налоговой базы по земельному налогу представляет собой определение кадастровой стоимости объекта недвижимости. В некоторых случаях налогоплательщик не знает стоимости объекта по кадастру. Решить эту проблему можно несколькими способами:

  • Получив данную информацию из паспорта земельного участка. Именно в этом документе отображается вся информация об объекте: кадастровый номер, стоимость и прочие данные.
  • Воспользовавшись сайтом инспекции ФНС. На этом ресурсе аккумулируются данные, позволяющие, зная кадастровый номер участка, получить максимум информации.
  • На сайте Росреестра.
  • Отправив в органы Росреестра письменный запрос. Однако данный способ требует немало времени, вследствие чего используется не так часто.
  • Налоговая база по земельному налогу определяется самостоятельно только теми плательщиками, которые имеют статус юридического лица. Все физические лица не производят исчисление налога на землю и уплачивают бюджетную сумму на основе квитанции из инспекции ФНС.

    Подводя итоги, можно сказать, что налоговой базой по земельному налогу является кадастровая стоимость объекта недвижимости, которая определяется на основании данных органов кадастра.

    Несмотря на то, что по сложности исчисления земельный налог уступает налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость, у бухгалтеров встречаются затруднения. В том числе когда налоговой базой по земельному налогу является завышенная кадастровая стоимость. Или в случае, когда участок делился или объединялся в течение года. Или когда участок в собственности у нескольких лиц. Разберемся с этими вопросами.

    Кадастровая собственность завышена. Что делать?

    Согласно главе 31 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как стоимость участка, зафиксированная в кадастре недвижимости на начало налогового периода. Конечно же, участок должен быть признан объектом обложения земельным налогом согласно НК РФ. Например, не включаются в фискальную базу участки под многоквартирными домами, составляющие их общее имущество.

    Кадастровая оценка не всегда справедлива. Владельцы земельных участков имеют полное право оспорить ее и заменить на рыночную в случае удачного исхода спора. Процедура оспаривания определена Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

    В случае, когда рыночная стоимость признается более соответствующей реалиям, чем кадастровая, сведения о ней вносятся в кадастр недвижимости. С 2015 г. эта новая стоимость применяется в качестве налоговой базы по земельному налогу с начала того периода, в котором начался процесс оспаривания.

    На практике это означает, что, если процесс оспаривания начался в 2015 г., а закончился в 2016 г., и новая более справедливая стоимость земли была зафиксирована в кадастре уже в 2016 г., плательщик может подать уточненную декларацию за 2015 год после того, как новая стоимость будет внесена в кадастр.

    Границы участка изменялись. Как определить налоговую базу?

    Земельный налог по преобразовывавшимся участкам определяется следующим образом:

  • для участка, который разделялся или объединялся с другими, налог рассчитывается из его кадастровой стоимости до преобразований с начала налогового периода до момента исключения сведений об этом участке из кадастра;
  • для каждого участка, получившегося в результате преобразования, налог рассчитывается из его кадастровой оценки начиная с момента включения преобразованного участка в кадастр до конца налогового периода.
  • Порядок определения налоговой базы по земельному налогу при совместном владении участком

    Если в регистрационных документах на земельный участок указано, что участок принадлежит нескольким лицам на праве совместной собственности, то база для собственников определяется в равных долях от оценки, включенной в кадастр.

    Например, земельный участок принадлежит на праве совместной собственности кооперативу и его 15 участникам. В этом случае база по налогу на землю для каждого собственника составляет 1/16 от кадастровой оценки участка.

    Если же собственность долевая, то база рассчитывается для каждого собственника пропорционально его доле. Размер ее рассчитывается из стоимости участка, включенного в кадастр как единый объект.

    Например, организации «Гамма» принадлежит 1/3 земельного участка, а организации «Сигма» — 2/3. В этом случае база по налогу на землю для организации «Гамма» будет определена как 1/3 от кадастровой оценки всего участка, для организации «Сигма» — как 2/3.

    Если приобретена часть недвижимости, выстроенной на участке земли, то земельный налог за участок, на котором выстроена недвижимость, исчисляется собственниками в долях, пропорциональных площади или доле принадлежащей им недвижимости.

    Например, в нежилом помещении площадью 1000 кв. м организации «Дельта» принадлежит 400 кв. м, а организации «Эпсилон» — 600 кв. м. Согласно законодательству им принадлежит земельный участок под этой недвижимостью, необходимый для ее использования. Налоговой базой по земельному налогу признается 0,4 кадастровой стоимости для организации «Дельта» и 0,6 для организации «Эпсилон».

    Как рассчитывается земельный налог

    1. Кто обязан платить земельный налог?

    Уплачивать земельный налог обязаны граждане, которые обладают земельными участками:

  • на праве собственности;
  • на праве постоянного (бессрочного) пользования;
  • на праве пожизненного наследуемого владения.
  • Не обязаны платить налог лица, земельные участки которых находятся в праве безвозмездного пользования, или переданы им по договору аренды.

    2. Как рассчитывается земельный налог?

    Земельный налог рассчитывается, исходя из кадастровой стоимости участка. Налоговая служба начисляет его, основываясь на сведениях из Росреестра.

    Объект налогообложения, налоговая база, сумма налога и срок уплаты указываются в едином налоговом уведомлении, которое налоговая служба направляет налогоплательщику не позднее чем за 30 дней до срока уплаты.

    3. Кто имеет право на льготы по земельному налогу?

    Для граждан некоторых льготных категорий , а также людей предпенсионного возраста (в течение 5 лет до наступления пенсионного возраста, в том числе досрочно) и пенсионеров, налоговая база уменьшается на кадастровую стоимость 600 кв. м площади земельного участка на одного налогоплательщика в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении.

    Кроме федеральной льготы в Москве для некоторых категорий граждан действует дополнительное уменьшение налоговой базы по земельному налогу на одного налогоплательщика на один миллион рублей.

    Полностью освобождены от уплаты земельного налога лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока России, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.

    Обратите внимание! Налоговые льготы не распространяются на земельные участки, сдаваемые в аренду.

    Для оформления льготы вам потребуются:

  • заявление о предоставлении льготы;
  • уведомление о выбранных объектах налогообложения;
  • документы, подтверждающие право на льготу.
  • Предъявить документы можно в удобную вам налоговую инспекцию или любой центр госуслуг «Мои документы». Сделать это нужно до 31 декабря того года, начиная с которого будет предоставляться льгота.

    В случае если вы уже оформляли московские льготы по земельному налогу, а также федеральные льготы по другим видам налогов, направлять заявление и документы в налоговую не нужно. Если у вас в собственности несколько земельных участков, и вы не предоставите уведомление о выбранных объектах налогооблажения, льгота будет предоставлена в отношении земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога.

    4. Нужно ли самостоятельно сообщать в налоговую о своем земельном участке?

    Информацию о земельных участках, подлежащих налогообложению, налоговая инспекция получает из Росреестра.

    Однако, если вы никогда не получали единого налогового уведомления и при этом не относитесь к льготным категориям, вы обязаны сообщить в налоговую о своем имуществе. Если вы не сделаете этого, с вас могут взыскать штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога в отношении этого земельного участка. Такое правило действует с 1 января 2017 года.

    В налоговую нужно представить:

  • сообщение об имуществе (можно заполнить как от руки, скачав бланк на сайте Федеральной налоговой службы (ФНС), так и в электронном виде, использовав специальную программу в личном кабинете налогоплательщика);
  • копии правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов (представляются заявителем по собственной инициативе).
  • Подать документы можно:

  • лично или через представителя (требуется нотариально удостоверенная доверенность) в удобную вам налоговую инспекцию или в любой центр госуслуг «Мои документы»;
  • по почте с описью вложения;
  • онлайн через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС.
  • 5. Как уплатить налог?

    Указанную в едином налоговом уведомлении сумму налога нужно уплатить не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (налоговый период представляет собой один календарный год). Уплачивается налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих году направления налогового уведомления. Вы также можете оплатить транспортный, земельный налог и налог на имущество физических лиц единым платежом.

    Уплатить налог можно:

    • лично (в банке);
    • онлайн, при помощи специального сервиса на сайте ФНС.

    На сайте налоговой службы также можно сформировать квитанцию для уплаты в банковском отделении.

    Для формирования платежного поручения пользователю необходимо ввести фамилию, имя, отчество, адрес, ИНН, выбрать налог, адрес местонахождения и сумму.

    Узнать актуальные налоговые ставки можно на сайте ФНС.

    Земельный налог

    Земельный налог в год 2020 и 2017

    Земельный налог в 2020 году устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

    Налогоплательщиками налога являются юридические лица или физические лица, обладающие земельными участками, которые признаны объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

    Не признаются налогоплательщиками физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования, или переданных им по договору аренды.

    Объект налогообложения признается земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог на земельный участок.

    Как рассчитать кадастровый земельный налог

    Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельного участка, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (налоговый период — один календарный год).

    Налоговая база определяется отдельно в отношении доли в праве собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

    Земельный налог для физических лиц

    Для налогоплательщиков — физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговый орган органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. При долевой собственности, владельцы земельных участков уплачивают в налоговую земельный налог пропорционально доле владения.

    Земельный налог для юридических лиц

    Налогоплательщики-организации расчет налога производят самостоятельно. Организации по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу. Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

    Расчет земельного налога в 2017 для юридических лиц, делают исходя из кадастровой стоимость участка по состоянию на 1 января года, за который делают расчет. К примеру, земельный налог для организаций за 2017 год определят исходя из кадастровой стоимости на 1 января 2017 года.

    Расчет земельного налога в 2020 для юридических лиц не изменился.

    Формулу для расчета кадастрового земельного налога в год:

    Налог = (Кадастровая стоимость земельного участка — сумма по льготе) * Ставка

    Ставка земельного налога

    Налоговая ставка устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать:

    Смотрите так же:  Предлагают осаго дешевле

    1) 0,3 процента в отношении земельных участков:

  • отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
  • занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
  • приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
  • ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
  • 2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

    В случае, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), ставка земельного налога производится по указанным выше налоговым ставкам.

    Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка, а также в зависимости от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципальным образованиям, включенным в состав внутригородской территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ, в случае, если в соответствии с законом города федерального значения Москвы земельный налог отнесен к источникам доходов бюджетов указанных муниципальных образований.

    Ставка земельного налога Московской области 2020 году имеет следующие размеры:

    Вид земельного участка Ставки земельного налога в 2020 году
    Земельные участки, предоставленные для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства/дачного строительства, включая земли, относящиеся к имуществу общего пользования 0,025%
    Земельные участки, занятые автостоянками для долговременного хранения личного автотранспорта и многоэтажными гаражами-стоянками 0,1%
    Земельные участки, занятые жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (кроме доли в праве на участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилфонду и объектам инженерной инфраструктуры) или предоставленные для жилищного строительства 0,1%
    Земельные участки, отнесенные к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в городе Москве и используемые для сельскохозяйственного производства 0,3%
    Земельные участки, предоставленные и используемые для эксплуатации объектов спорта, в т.ч. спортивных сооружений 0,3%
    Все остальные земельные участки 1,5%

    Льготы по земельному налогу 2017 года

    Льготы предоставляются физическим и юридическим лицам в соответствии со статьей 395 НК РФ.

    Уплата земельного налога 2020

    При уплате земельного налога и авансовых платежей по налогу уплачиваются налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

    В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщиков в течение налогового (отчетного) периода права на налоговую льготу исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) в отношении земельного участка, по которому предоставляется право на налоговую льготу, производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговые льготы, к числу календарных месяцев в налоговый (отчетный) период. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимается за полный месяц.

    Где узнать больше о земельном налоге

    Земельному налогу посвящена глава 31 Налогового Кодекса.

    Обобщение судебных споров, связанных с уплатой налога на землю

    Автор: Наталия Эстеркина

    Наталия Эстеркина , преподаватель бухгалтерского учета и налогообложения физических и юридических лиц в НОУ «Центр индивидуального образования»

    Настоящая статья посвящена земельному налогу и будет интересна как физическим, так и юридическим лицам. Практические примеры из жизни налогоплательщиков, связанные с исчислением и уплатой налога на землю, будут полезны и лицам, которые впервые сталкиваются с необходимостью рассчитывать налог, и практикующим специалистам в области налогообложения.

    Также в статье будут рассмотрены споры, возникающие между налогоплательщиком и контролирующими органами на основании арбитражной практики.
    Нормативная база по земельному налогу: Налоговый кодекс Российской Федерации гл. 31, Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ, Приказ Минфина РФ о 16.09.2008 № 95н «Об утверждении форм налоговой декларации и налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу и порядков их заполнения».

    Земельный налог – это местный налог. Нормативными документами являются Налоговый кодекс, глава 31, и правовые акты представительных органов муниципальных образований.

    Земельный налог вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с данными документами и обязателен к уплате на территориях муниципальных образований.

    Представительные органы муниципальных образований определяют самостоятельно налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 Налогового кодекса РФ, а так же порядок и сроки уплаты.

    Объектом налогообложения земельного налога признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

    Налоговая декларация по земельному налогу в соответствии с главой 31 НК РФ представляется не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

    В отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы земельного налога (суммы авансовых платежей по налогу) в течение трехлетнего срока проектирования и строительства вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости производится по установленной ставке с учетом коэффициентом два.
    Плательщиками земельного налога являются лица, обладающие земельными участками на праве собственности, в праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
    Земельный налог уплачивается по месту нахождения земельных участков.
    Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
    Налогоплательщики – физические лица самостоятельно не определяют налоговую базу по налогу на землю. Для налогоплательщиков – физических лиц налоговая база может уменьшаться на необлагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика для следующих категорий налогоплательщиков:
    Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы, инвалидов, физических лиц, подвергшихся радиационному воздействию.
    Налогоплательщики-организации самостоятельно определяют налоговую базу по налогу на землю на основании сведений государственного земельного кадастра.
    Налоговым периодом по земельному налогу является календарный год. Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
    Представительные органы муниципальных образований могут не устанавливать отчетный период по земельному налогу.

    Обзор практических примеров из жизни можно начать с методики расчета налога на землю.
    1. Физические лица (мать и дочь) на правах общей долевой собственности владеют земельным участком. Используют земельный участок для личного подсобного хозяйства. Доля матери составляет 20 %, доля дочери – 80 %. Площадь земельного участка – 2 310 кв. м, кадастровая стоимость – 2 500 000 руб./га.
    Для таких физических лиц необходимо для расчета налога на землю руководствоваться следующими нормативными документами: 31 Глава Налогового кодекса (ст. 390, ст. 394, 396).
    А так же Решение об утверждении ставок по налогу на землю на налоговый период (год), которое принимает и утверждает совет муниципального района (области).
    Считается, что в данном муниципальном образовании утверждена ставка 0,3 % от кадастровой стоимости участка, используемого для ведения личного подсобного хозяйства.
    Конечно, физические лица самостоятельно не должны и не будут рассчитывать налог на землю. Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами и уплачивается на основании уведомления.
    В данной ситуации при долевом владении земельным участком налог на землю должен рассчитываться следующим образом:
    Для матери – 2 500 000 руб./га Х 0,231 га Х 0,3 % Х 20 %= 347 рублей.
    Для дочери – 2 500 000 руб./га Х 0,231 га Х 0,3 % Х 80 % = 1386 рублей

    2. Если организация приобрела земельный участок для жилищного строительства, то необходима дата регистрации права собственности на этот участок, кадастровая стоимость и установленная ставка земельного налога в данном регионе.
    В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если нормативными актами, представительными органами муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) не предусмотрено иное.
    По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога.
    Налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков.
    Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
    Согласно п.16 ст.396 НК РФ, в отношении земельных участков, приобретенных в собственность на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства, начиная с даты государственной регистрации прав на данные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
    В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненно наследуемого владения на земельный участок (его долю)), исчисление сумм налога в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом, если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав, если возникновение (прекращение) произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.
    Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго, третьего кварталов текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
    Право собственности на земельный участок организация получила 12 августа 2012 года. Кадастровая стоимость земельного участка для жилищного строительства 2 521 000 рублей. Ставка в регионе – 0,3 %.
    Авансовый платеж по налогу на землю организация должна самостоятельно рассчитать следующим образом:
    2 521 000 Х 0,3 % Х 2 Х ? 2/3 = 2521 рубль – авансовый платеж по налогу на землю за 3 квартал 2012 года.

    Коэффициент 2 используется в отношении земельных участков для жилищного строительства.
    На момент начисления авансового платежа по налогу на землю только два месяца (август и сентябрь), в течение которых земля была в собственности у организации.
    Земельный налог за год рассчитывается следующим образом:
    2 521 000 Х 0,3 % Х 2 Х 5/12=6303 рубля.

    Сумма налога, на землю, подлежащая доплате, – 6303-2521=3782 рубля.
    На момент начисления налога на землю за год 2012 – земля у собственника (организации) находилась 5 (пять) месяцев.

    3. Рассмотрим ситуацию: при передаче земельного участка организацией своей дочерней компании в безвозмездное пользование возникает вопрос: когда и кто будет платить налог на землю?
    Если организация передала своей «дочке» земельный участок в безвозмездное пользование сроком на 5 лет, данный участок числится в составе объектов основных средств у организации. Кадастровая стоимость данного земельного участка составляла на 01 января 9 000 000 рублей. Налоговая ставка земельного налога в муниципальном образовании, в котором находится земельный участок, установлена в размере 1,5 %.
    На появившийся вопрос поможет ответить ст. 388 НК РФ. Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельным участком (-ами) на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
    Согласно п. 2 ст. 388 НК РФ не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве срочного безвозмездного пользования или переданных им по договору аренды.
    На основании вышеизложенного делаем вывод, что плательщиком налога на землю будет являться организация, а не ее «дочка».
    Согласно ст. 390 НК РФ налогооблагаемая база определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка.
    Для организации необходимо рассчитывать авансовые платежи по налогу на землю.
    За первый квартал начислен аванс по налогу на землю: 9 000 000 Х 1,5 %/4=33 750 рублей.

    4. Если земельный участок, принадлежащий организации, используется для производственных целей, то рассчитываться налог на землю по следующей схеме:
    кадастровая стоимость земельного участка Х площадь земельного участка Х ставка земельного налога, установленная муниципальными образованиями.

    5. Если земельный участок используется организацией для строительства продовольственного магазина, то расчет налога на землю следующий:
    кадастровая стоимость земельного участка Х площадь земельного участка, который будет использован под строительство продовольственного магазина, Х ставка Х количество месяцев, в течение которых организация владеет земельным участком /12.

    Обзор и анализ арбитражной практики, связанные с исчислением и уплатой налога на землю поможет налогоплательщиками избежать ошибок в расчете налога.
    1. Общество с ограниченной ответственностью обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа о начислении земельного налога. Основанием для начисления налога явилось то обстоятельство, что общество сдало в аренду свою производственную базу. А налога на землю не уплачивало.
    Оспаривая решения налогового органа, общество указало, что налог на землю подлежит к уплате у фактического пользователя землей, т. е., у арендатора.
    Суд первой инстанции признал доводы налогоплательщика обоснованными и удовлетворил его требования. Суд кассационной инстанции судебные акты отменил, в удовлетворении заявленного требования отказал, ссылаясь на следующее.
    В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 № 1783-1 «О плате за землю» использование земли является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендные платежи, нормативная цена земли.
    Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, переданные по договору аренды, взимается арендная плата. Согласно ст.5 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков – лица, являющиеся собственниками земельных участков; землепользователи – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве срочного безвозмездного пользования; землевладельцы – лица, владеющие и пользующиеся земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения.
    Такими образом, плательщиками налога на землю являются лица, обладающие вещными правами на земельные участки.
    При аренде недвижимого имущества у арендатора не возникает вещное право на занятый участок. Следовательно, арендатор не является плательщиком налога на землю.

    Смотрите так же:  Как подать заявление во дворец бракосочетания спб

    2. Открытое акционерное общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности по п. 1 ст. 119 Налогового кодекса РФ за непредставление налогоплательщиком в установленные сроки расчета по авансовым платежам по налогу на землю.
    Решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены исходя из того, что ответственность, предусмотренная ст. 119 Налогового кодекса, не подлежит применению в случае несвоевременного представления расчета авансовых платежей по земельному налогу.
    В силу подп. 3 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
    Статьей 119 Налогового кодекса установлена ответственность за непредставление налогоплательщиком в определенный срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета.
    В соответствии со ст. 398 Налогового кодекса РФ налогоплательщики по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу, а налогоплательщики, уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи по налогу, по истечении отчетного периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговый расчет по авансовым платежам по налогу. Налоговые декларации представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Расчеты сумм по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
    Таким образом, законодатель четко разграничил понятия – «налоговая декларация» и «расчет по авансовым платежам».
    Налоговым периодом по земельному налогу признается год, а отчетным периодом – первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года (ст. 393 Налогового кодекса РФ).
    Согласно п. 1 ст. 108 Налогового кодекса, никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основанием и порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ.
    Таким образом, несвоевременное представление налогового расчета авансовых платежей по земельному налогу не образует состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 119 Налогового кодекса РФ.

    3. Открытое акционерное общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным требования налогового органа об уплате земельного налога и пеней по земельному налогу.

    Оспаривая требования налогового органа, общество указало на неправомерность начисления пеней на суммы авансовых платежей, уплачиваемых по итогам отчетного периода.
    Решением суда первой инстанции в удовлетворении требования отказано по следующим основаниям.
    Согласно ст. 75 Налогового кодекса пеней признается установленная названной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещение товаров через таможенную границу РФ, в более поздние сроки по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах.
    Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
    Таким образом, уплата пеней связана не с налоговым или отчетным периодом, а с днем уплаты налога, установленным законодательным актом об этом налоге.

    Кроме того, согласно п. 20 постановления Пленума высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5, пени, предусмотренные ст. 78 Налогового кодекса, могут быть взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со ст. 53, 54 Налогового кодекса. Согласно п. 1 налогового кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, признаваемая объектом налогообложения на основании ст. 389 Налогового кодекса. При этом налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость на 1 января налогового периода.

    Пунктом 1 ст. 396 Налогового кодекса РФ установлено, что сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено 15, 16 ст. 396 Налогового кодекса.

    Следует отметить, что размер земельного налога не зависит от результатов деятельности организации (доходы, расходы и т. д.) (собственников земли), и представляют собой стабильный платеж.

    Следовательно, несвоевременная уплата авансового платежа по земельному налогу является основанием для начисления пеней.

    4. Общество с ограниченной ответственностью подало заявление в арбитражный суд о признании недействительным решения налогового органа о доначислении земельного налога.

    Общество применило льготу, установленную п. 10 ст. 12 Закона о плате на землю, в отношении земельных участков, на которых расположены учреждения культуры. По мнению налогового органа, применение обществом указанной льготы является неправомерным, поскольку общество не является ни одним из перечисленных в п. 10 ст. 12 Закона о плате на землю учреждений, имеющих право на льготу.

    Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции, заявленное требование общества удовлетворило по следующим основаниям.

    Согласно п. 10 ст. 12 Закона о плате за землю, от уплаты земельного налога полностью освобождаются предприятия, учреждения культуры, физической культуры и спорта, туризма, спортивно-оздоровительные сооружения, за исключением деятельности не по профилю спортивных сооружений независимо от источника финансирования.

    Спорные земельные участки принадлежат обществу на праве собственности. Общество также является собственником имущества, переданного в оперативное управление учреждения культуры. Земельные участки используются в соответствии с их целевым назначением.

    Следовательно, применение льготы правомерно, установленной п. 10 ст. 12 закона о плате на землю.

    По другому делу общество с ограниченной ответственностью использовало пониженный коэффициент (пониженную ставку) при расчете налога на землю. Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решение налогового органа о доначислении земельного налога.

    По мнению налогового органа, общество неправомерно использовало пониженную ставку при расчете налога на землю для земельных участков, на которых расположено общежитие общества.

    Доначисление налога по полной ставке налоговый орган обосновал невозможностью отнести общежитие к какой-либо категории жилищного фонда по форме собственности.
    Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции, требование удовлетворено сходя из следующего.

    В силу абз. 5 ст. 8 Закона о плате за землю, налог на земли, занятые жилищным фондом, взимается со всей площади земельного участка в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 10 рублей за квадратный метр.

    В соответствии со ст. 19 Жилищного кодекса РФ жилищный фонд – совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.

    Поскольку на земельном участке, по которому доначислен налог, расположено общежитие (то есть земля занятая жилищным фондом), пониженная ставка применена обществом обоснованно.
    Суд кассационной инстанции оставил судебные акты в силе.

    5. Общество с ограниченной ответственностью обратилось с заявлением в арбитражный суд о признании недействительным решения налогового органа о начислении земельного налога. В обосновании своего заявления общество указало на отсутствие у него обязанности по уплате налога на землю, поскольку право постоянного пользования земельным участком перешло правопреемнику общества, выделенному из его состава.

    Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал, исходя из того, что общество не представило доказательства регистрации прекращения прав на земельный участок.

    Арбитражный суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменил и признал решение налогового органа недействительным по следующим основаниям.
    В соответствии с п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

    Как следует из материалов дела, объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, преданы правопреемнику (разделительный баланс). Однако никаких прав на земельный участок не было оформлено в установленном порядке.

    Следовательно, неоформление правопреемником юридического лица права на полученный в результате реорганизации земельный участок не является основанием для начисления земельного налога реорганизованному юридическому лицу. Ввиду изложенного решение налогового органа о начислении земельного налога является неправомерным.

    6. Центральный Банк Российской Федерации в лице Главного управления обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа о доначислении налога на землю.

    Основанием для доначисления явилось то обстоятельство, что банк при исчислении налога на землю использовал ставку на территории муниципального образования в отношении прочих земельных участков в размере 0,7 %.

    По мнению налогового органа, при исчислении налог на землю необходимо было использовать ставку в отношении земельных участков под объектами, используемыми для осуществления деятельности финансирования, кредитования и страхования, в размере 1,4 %, поскольку банк осуществляет указанные виды деятельности.

    Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, заявленные требования удовлетворены, исходя из следующего.

    Статус Центрального банка Российской Федерации установлен Конституцией Российской Федерации, ст. 78, которой определены его исключительные права на осуществление денежной эмиссии и основная функция – защита и обеспечение устойчивости рубля, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.
    В соответствии со ст. 83 Закона Российской Федерации «О Центральном банке РФ», Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. Согласно Положению о территориальных учреждениях Банка России, утвержденному Советом директоров Банка России 29.07.1998 № 46-П, Главное управление Центрального Банка России является обособленным подразделением Центрального Банка России, осуществляющим на территории субъекта РФ часть его функций и входящим в единую централизованную систему Центрального Банка Российской Федерации.

    Следовательно, начисление Центральному Банку Российской Федерации в лице Главного Управления земельного налога, установленной в отношении земельных участков под объектами, используемыми для осуществления деятельности финансирования, кредитования и страхования неправомерно.

    Суд кассационной инстанции оставил судебные акты в силе.

    7. Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа во взыскании налога и пеней за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках.
    Как следовало из материалов дела, в срок, установленный решением представительного органа муниципального образования, учреждением не уплачен авансовый платеж по земельному налогу за 1 квартал текущего года. Данное обстоятельство явилось основанием для направления налоговым органом учреждению требования об уплате налога. А так как требование учреждением не было исполнено в надлежащие сроки, то налоговым органом было принято решение о взыскании налога и пеней за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках.
    Оспаривая решение налогового органа, учреждение ссылалось на тот факт, что налоговым периодом по земельному налогу является календарный год, а срок уплаты по итогам налогового периода не наступил, следовательно, налоговый орган не вправе требовать недоимку по земельному налогу за 1-й квартал в принудительном порядке.
    Суд первой инстанции признал доводы налогоплательщика убедительными и обоснованными и удовлетворил заявленные требования.
    Постановлением суда апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано по следующим основаниям.
    Статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
    Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и применения впоследствии при неисполнении требования мер по принудительному взысканию недоимки (ст. 46, 47, 69 Налогового кодекса РФ).
    В силу п. 1 ст. 397 Налогового кодекса РФ земельный налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками земельного налога в порядке и в сроки, которые установлены нормативными актами представительных органов муниципальных образований. Поскольку обществом не исполнена установленная в соответствии с Налоговым кодексом представительным органом муниципального образования обязанность по уплате земельного налога по итогам 1-го квартала календарного года (авансового платежа), направление ему требования об уплате налога и применение мер по принудительному взысканию неуплаченной суммы является правомерным.
    Суд кассационной инстанции оставил постановление суда апелляционной инстанции в силе.
    Анализируя арбитражную практику можно выделить основные направления:

    Как определяется налоговая база по земельному налогу?

    Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельной площади. Информация о ней предоставляется госорганами по кадастрам. Как рассчитывать налогооблагаемую базу для земельного объекта, если была пересмотрена его стоимостная оценка, как исчислять налоговую базу на участки земли, принадлежащие ИП? В данной статье попробуем разобраться в этих и других тонкостях.

    Что является налоговой базой по земельному налогу?

    Налоговой базой по земельному налогу является кадастровая стоимость земли. ЗК РФ диктует порядок расчета этой стоимости. Она может изменяться в результате переоценки либо ошибки, которую допустили территориальные органы по недвижимости. Земельный налог начисляется на объекты, которые находятся в собственности налогоплательщика, бессрочном пользовании или пожизненном владении по наследству.

    Если плательщик налога не согласен с госоценкой принадлежащих ему земельных объектов, то он вправе пересмотреть ее в специальной комиссии по кадастрам либо обратиться в суд. Измененная стоимостная оценка может быть учтена только при начислении налога в новом году.

    Смотрите так же:  Увольнение по соглашению сторон в 2020 году образец

    Более подробно о порядке начисления земельного налога в случае перерасчета кадастровой стоимости по решению суда читайте в материале «Как считать земельный налог, если изменилась кадастровая стоимость участка»

    По истечении налогового периода предприятия – плательщики налога должны самостоятельно определить налоговую базу по данным кадастров недвижимого имущества и рассчитать сумму земельного налога, которая подлежит перечислению в бюджет муниципальных образований (за вычетом авансовых платежей по итогам отчетных периодов).

    Физлица освобождены от самостоятельного расчета налоговой базы и уплачивают земельный налог по уведомлениям и квитанциям на оплату. Их выдачу и начисление базы по земельному налогу осуществляют налоговые инспекции.

    Налоговая база по земельному налогу для ИП: начисление или освобождение?

    На практике у бухгалтеров могут возникнуть вопросы при начислении и уплате налога на землю в отношении участков, принадлежащих ИП. Земельный налог не входит в размер единого налога при УСН. Следовательно, он уплачивается предпринимателями на общих основаниях, так же как и предприятиями, применяющими общий режим.

    Более подробно о порядке и сроках перечислений налога читайте в статье «Земельный налог при УСН: порядок уплаты, сроки»

    Если ИП использует объект УСН «доходы за минусом расходов», то суммы уплаченного земельного налога могут быть отнесены к расходам с целью уменьшения налогооблагаемой базы и размера единого налога. Важное условие – земельные участки должны использоваться в коммерческой деятельности предпринимателя согласно учредительной документации. Только тогда сумма понесенных расходов может быть принята к вычету.

    С января 2015 года предприниматели были освобождены от обязанности самостоятельного расчета налога на землю. Теперь, как и другие физлица, они будут платить земельный налог по уведомлениям от налоговых инспекций без предоставления налоговой отчетности.

    О том, кто начисляет земельный налог для предпринимателей с 2015 года, читайте в материале «С 01.01.2015 ИП не должен самостоятельно исчислять земельный налог»

    Особенности определения налоговой базы по земельному налогу

    Подробно ознакомиться с правилами начисления налоговой базы можно в ст. 390–391 гл. 31 НК РФ. Налоговые ставки зависят от законодательства муниципальных образований, так как налог на землю отнесен к категории местных налогов. Кадастровая стоимость земли рассчитывается на 1 января каждого года. Если земельный объект был зарегистрирован в течение года, то его стоимостная оценка считается на дату приема к кадастровому учету.

    Для каждого плательщика налога, имеющего земельную площадь в общей долевой собственности, налоговая база исчисляется в соответствии с размером его доли. Для владельцев общей совместной собственности налоговая база начисляется одинаковыми частями для каждого из плательщиков.

    На вычет в сумме 10 000 рублей имеют право налогоплательщики некоторых муниципальных образований (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь). Налоговые инспекции учитывают вычет только на основании предоставленных документов до 1 февраля года, следующего после налогового периода.

    Глава 31 НК РФ. Земельный налог

    Земельный налог платят физические лица и организации, владеющие земельными участками на праве собственности, бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения. Налог рассчитывается исходя из кадастровой стоимости участка. Юридические лица сами считают налог, расчеты за граждан (включая ИП) делают налоговики. Настоящая статья посвящена главе 31 НК РФ «Земельный налог». В ней доступно, простым языком рассказано о порядке расчета и уплаты земельного налога, ставках налога и сроках сдачи отчетности. Данный материал является частью цикла «Налоговый кодекс «для чайников»». Обратите внимание: статьи из этого цикла дают только общее представление о налогах; для практической деятельности необходимо обращаться к первоисточнику — Налоговому кодексу Российской Федерации

    Где введена уплата земельного налога

    Во всех муниципальных образованиях России: городах, селах, районах и пр., а также в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Причем в каждом из муниципалитетов уплата земельного налога введена своим отдельным нормативным правовым актом (законом, решением или постановлением).

    Как соотносятся общие правила и местные особенности

    Правила начисления и уплаты земельного налога закреплены в главе 31 Налогового кодекса. Положения данной главы едины для всех муниципалитетов РФ, но при этом местные власти вправе устанавливать некоторые особенности в рамках общих правил.

    Так, муниципалитет может утвердить свои ставки налога, но эти ставки не должны превышать максимальных значений, закрепленных в Налоговом кодексе. Кроме того, для организаций муниципальное образование имеет право установить собственный срок уплаты налога и авансовых платежей при условии, что последняя дата перевода денег не ранее той, что названа в НК РФ. Для физических лиц срок уплаты налога закреплен непосредственно в Налоговом кодексе. Наконец, местные власти могут ввести свои льготы по земельному налогу, а также установить, либо не устанавливать отчетные периоды в рамках налогового периода.

    Кто платит земельный налог

    Физические лица и организации, владеющие земельными участками на праве собственности, праве бессрочного пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Также налогоплательщиками являются управляющие компании в отношении земельных участков, входящих в состав паевого инвестиционного фонда.

    Кто не платит земельный налог

    Физические лица и организации, арендующие земельные участки или владеющие ими на праве безвозмездного срочного пользования.

    Кроме того, в Налоговом кодексе приведен закрытый перечень налогоплательщиков, освобожденных от земельного налога. В список входят религиозные организации (в отношении участков под церковными и благотворительными строениями); общественные организации инвалидов (в отношении участков, используемых для уставной деятельности); любые предприятия в отношении земли, занятой государственными автодорогами общего пользования и ряд других категорий. Данный перечень действует во всех без исключения местностях.

    Помимо этого каждый муниципалитет вправе дополнительно установить собственные льготы.

    На что начисляется налог

    На сформированные земельные участки. Участок является сформированным, если он имеет кадастровый номер и занесен в Единый государственный реестр земель с указанием категории, границ, площади и т д. По еще не сформированным участкам земельный налог платить не нужно.

    На что не начисляется налог

    На участки, изъятые из оборота в соответствие с законами РФ. Также от начисления налога освобождены участки, ограниченные в обороте, на которых расположены особо ценные объекты культурного наследия, либо объекты, предназначенные для обеспечения нужд обороны, безопасности и таможни. Наконец, под земельный налог не подпадают земли лесного фонда и участки, занятые государственными водными объектами. Также с 1 января 2015 года предусмотрено, что объектом обложения земельным налогом не признаются земельные участки, которые входят в состав общего имущества многоквартирного дома.

    Налоговая ставка

    Каждый муниципалитет утверждает собственные ставки земельного налога с учетом ограничений, установленных Налоговым кодексом. В нем названы максимальные значения для различных категорий земли. Так, для участков сельскохозяйственного назначения, участков, занятых жилищным фондом и участков, предназначенных для личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, огородничества и животноводства предельно допустимая ставка равна 0,3 процента. Для всех прочих земель максимальная ставка составляет 1,5 процента.

    К тому же местные власти вправе дифференцировать ставки в зависимости от категорий земель и разрешенного использования участка. Узнать, какие ставки и льготы введены в вашей местности, можно в своей налоговой инспекции.

    Кто рассчитывает земельный налог самостоятельно

    Налогоплательщики-организации вычисляют сумму земельного налога самостоятельно. Как правило, этим занимается бухгалтерия.

    До 2015 года по участкам, занятым в производственной деятельности, индивидуальные предприниматели определяли сумму налога самостоятельно. Однако начиная с 1 января 2015 года индивидуальные предприниматели, как и физлица, не являющиеся ИП, уплачивают земельный налог на основании налоговых уведомлений, которые направляет инспекция.

    Чтобы налоговая инспекция могла рассчитать налог, информацию об участках налоговикам присылают работники органа, осуществляющего кадастровый учет, ведение кадастра недвижимости и госрегистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Госреестра). Налоговый кодекс обязывает данную структуру ежегодно до 1 февраля сообщать в налоговые инспекции сведения об участках по состоянию на 1 января этого же года.

    Получив информацию, налоговики рассчитывают сумму налога и направляют налогоплательщику — физическому лицу уведомление об уплате. При этом работники ИФНС вправе предъявить налог к уплате не более чем за три года, предшествующих году, когда отправлено уведомление. Если же они включат в уведомление земельный налог за более ранние периоды, налогоплательщик вправе не перечислять деньги.

    При этом на практике случается, что в налоговую инспекцию своевременно не поступает информация о приобретении физическими лицами объектов обложения земельным налогом (например, земельных участков). В связи с этим налоговые уведомления не направляются и налог из-за этого не уплачивается. Чтобы урегулировать эту проблему с 1 января 2015 года введена новая обязанность физлиц — сообщать в инспекцию об объектах обложения земельным налогом, если за весь период недвижимостью физическое лицо не получало уведомлений и не платило налог. Помимо сообщения требуется представить также и правоустанавливающие документы. Сделать это нужно до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Начиная с 2017 года физлица, не исполнившие указанную обязанность, будут платить штраф в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога в отношении «сокрытого» от инспекторов участка земли.

    Как рассчитать земельный налог

    Нужно определить налоговую базу и умножить ее на ставку налога. База и сумма налога рассчитывается отдельно по каждому участку земли. Если участок расположен на территории нескольких муниципалитетов, то нужно отдельно определить базу для каждой части, приходящейся на каждый из муниципалитетов. Если участок находится в общей собственности у нескольких лиц, то надо отдельно определить базу для каждой доли, принадлежащей каждому лицу.

    Налоговая база — это кадастровая стоимость участка (либо его доли) по состоянию на 1 января. Если участок сформирован в середине года, то налоговая база — это кадастровая стоимость на дату постановки на кадастровый учет.

    В НК РФ приведен перечень категорий налогоплательщиков, для которых база уменьшается на необлагаемую сумму. Она равна кадастровой стоимости 600 кв. м. площади участка. В число лиц, которые вправе воспользоваться данной льготой, вхдят, в числе прочих, ветераны Великой отечественной войны, герои Советского Союза и Российской Федерации, инвалиды и пенсионеры. Муниципальные власти могут подкорректировать перечень или изменить величину вычета.

    Определять базу и начислять налог следует по итогам налогового периода, который равен одному календарному году. В случае, когда право собственности (бессрочного пользования или пожизненного наследуемого дарения) возникло или прекратилось в середине года, то земельный налог нужно рассчитывать с учетом коэффициента. Чтобы его найти, надо взять число полных месяцев, в течение которых участок принадлежал налогоплательщику, и разделить на количество календарных месяцев в году. Если право возникло или прекратилось до 15 числа включительно, то за полный месяц принимают месяц возникновения прав. Если же право возникло или прекратилось после 15 числа, то за полный месяц принимают месяц прекращения прав. Этот же алгоритм следует применять в ситуации, когда в середине года поменялся вид разрешенного использования участка, либо участок был переведен из одной категории земель в другую.

    Поясним на примере. Допустим, организация приобрела земельный участок 25 февраля, и продала 20 сентября. Получается, что предприятие владело участком на протяжении семи полных месяцев (март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь). Значит, коэффициент равен 0,59 (7 мес.: 12 мес.).

    Где узнать кадастровую стоимость

    В документах на участок, а также в территориальном Управлении Росреестра или на его официальном сайте. Предоставление информации о кадастровой стоимости для налогоплательщиков бесплатно.

    Когда перечислять деньги

    Налогоплательщики-организации и предприниматели перечисляют земельный налог не позднее даты, установленной местным законодательством. Согласно нормам главы 31 НК РФ такая дата не может быть более ранней, чем 1 февраля года, следующего за налоговым периодом.

    Муниципальные образования могут ввести отчетные периоды по земельному налогу. Это первый, второй и третий кварталы соответственно. В местностях, где введены отчетные периоды, предприятия и ИП должны в течение года делать авансовые платежи. Размер такого платежа — одна четвертая кадастровой стоимости по состоянию на 1 января, умноженной на ставку. Перечислять авансовые платежи нужно в сроки, установленные муниципалитетом. При уплате итоговой суммы налога необходимо учитывать авансовые платежи, сделанные в течение года. Муниципалитеты, в которых введены отчетные периоды, вправе освободить отдельные категории налогоплательщиков-организаций и предпринимателей от авансовых платежей.

    Налогоплательщики — физические лица не делают авансовых платежей по земельному налогу. Они перечисляют только итоговую сумму налога, указанную в уведомлении. Срок уплаты физлицами земельного налога прописан непосредственно в НК РФ — не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим (вне зависимости от субъекта РФ).

    Кроме того, физические лица могут добровольно внести так называемый единый налоговый платеж физического лица. Для этого нужно просто перевести некую сумму на соответствующий счет Федерального казначейства. Деньги будут списаны в счет исполнения обязанности по уплате «имущественных» налогов, в том числе земельного налога. Инспекция сама решит, как зачесть средства: в счет предстоящих платежей либо в счет уплаты недоимки.

    Как отчитываться по земельному налогу

    Налогоплательщики-организации обязаны сдать декларацию по земельному налогу не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Обратите внимание: в отличие от даты уплаты, дата предоставления декларации едина для всех местностей и не может варьироваться в зависимости от муниципалитета.

    Расчеты по авансовым платежам не предусмотрены.

    Организации, не владеющие участками земли, не являются налогоплательщиками, и поэтому не должны отчитываться по земельному налогу.

    Для налогоплательщиков — физических лиц отчетность по земельному налогу не предусмотрена.

    До 2015 года в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности, индивидуальные предприниматели были обязаны не только самостоятельно рассчитать земельный налог, но и представить налоговую декларацию. Однако с 2015 года ИП представлять налоговую декларацию не обязаны.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *