Налог с продаж кыргызской республики

Главная | Законодательство КР | Налоговый Кодекс Кыргызской Республики

Статья 316. Объект налогообложения

1. Объектом обложения налогом с продаж являются реализация товаров, выполнение работ, оказание услуг.

2. Не являются объектом обложения налогом с продаж:
1) передача имущества от собственника:
а) доверительному управляющему на основании договора доверительного управления;
б) субъекту, на которого в соответствии с договором простого товарищества возложена обязанность по ведению дел этого товарищества;
2) передача имущества собственнику при прекращении договора доверительного управления или простого товарищества.
3) передача основных средств по договору финансовой аренды (лизинга);
4) оказание религиозных обрядов, ритуалов, церемоний, а также услуг по организации и проведению паломничества.

Статья 317. Налоговая база

1. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, налоговой базой является выручка от реализации товаров, работ, услуг, без учета НДС и налога с продаж.

2. При передаче имущества в аренду налоговой базой является арендная плата без учета НДС и налога с продаж.

3. Для организации, осуществляющей металлургический передел руды, налоговой базой является разница между стоимостью реализованной продукции без учета НДС, полученной после металлургического передела, и стоимостью приобретенной руды до ее переработки.

4. Налоговой базой по лотерейной деятельности является разница без учета НДС, между выручкой от реализации лотерейных билетов и суммой выплаченного призового фонда, приходящегося на данную выручку.

5. Для банка налоговой базой является выручка от реализации основных средств, товаров, процентные доходы, за исключением процентных доходов, полученных по договору финансовой аренды (лизинга) от реализации основных средств, доходы от выполнения работ, оказания услуг, включая доход от валютных операций за минусом убытков от валютных операций.

6. Для страховой организации налоговой базой является выручка от реализации товаров, работ без учета НДС и налога с продаж, услуг без учета налога с продаж за вычетом сумм страховых премий, причитающихся перестраховщику по договору перестрахования.
По накопительным видам страхования налоговой базой является сумма поступивших страховых премий за вычетом суммы страховой выплаты без учета налога с продаж.

7. При приобретении золота и/или серебра в любом виде для аффинажа и дальнейшей реализации налоговой базой является разница между стоимостью реализованного аффинированного золота и/или серебра и стоимостью приобретенного золота и/или серебра в любом виде.

Статья 318. Корректировка выручки

1. Выручка от реализации товаров, работ, услуг подлежит корректировке в случаях:
1) полного или частичного возврата товаров;
2) изменения условий сделки;
3) полного или частичного неисполнения условий сделки.

2. Корректировка выручки изменяет размер налоговой базы того налогового периода, в котором произошел возврат товаров или изменились условия сделки.

Статья 319. Ставка налога

Ставка налога с продаж устанавливается:
1) при реализации товаров, работ, услуг, облагаемых НДС и освобожденных от НДС:
а) в размере 1,5 процента — для торговой деятельности;
б) в размере 2,5 процента — для деятельности, не предусмотренной подпунктом «а» настоящего пункта;
в) в размере 5,0 процента — для деятельности в сфере сотовой связи;
2) при реализации товаров, работ, услуг, в случаях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи:
а) в размере 2,5 процента — для торговой деятельности;
б) в размере 3,5 процента — для деятельности, не предусмотренной подпунктом «а» настоящего пункта.
В настоящей статье под торговой деятельностью понимается деятельность по реализации товаров, приобретенных с целью продажи.

Статья 320. Налоговый период

Налоговым периодом налога с продаж является календарный месяц.

Статья 321. Порядок исчисления налога с продаж

Исчисление налога с продаж производится в соответствии с порядком, установленным частью 1 статьи 37 настоящего Кодекса.

Статья 322. Сроки представления налоговой отчетности и уплаты налога

Налогоплательщик обязан представлять налоговую отчетность и производить уплату налога с продаж до дня, следующего за 20 числом месяца, следующего за отчетным периодом, по месту учетной регистрации. В случае отсутствия учетной регистрации налог с продаж уплачивается по месту налоговой регистрации.

Почему налог с продаж хотят увеличить в 2,5 раза, объяснил глава Минэкономики КР

БИШКЕК, 3 авг — Sputnik. Министр экономики КР Олег Панкратов объяснил на своей странице в Facebook, почему правительство планирует повысить налог с продаж.

Панкратов напомнил, что система взимания НсП реформируется уже три года. На первом этапе был отменен налог для экспортеров, на втором — для хозяйствующих субъектов, которые проводят безналичные расчеты.

«В результате НсП фактически стал налогом на наличные расчеты. Именно это и планировалось в целях сокращения теневого сектора экономики, который использует наличные платежи для сокрытия своих оборотов. Определенный эффект достигнут, но ставка налога в два процента не может сильно стимулировать теневой сектор к переходу на безналичные платежи», — написал министр.

Он сообщил, что рассматривались два варианта выхода из ситуации: ограничить право бизнеса на наличные расчеты или сделать их экономически невыгодными.

«Мы считаем, что запретительные механизмы в экономике малоэффективны, и предлагаем выбрать второй вариант. Сейчас разрабатываем поправки в Налоговый кодекс, которые предусматривают увеличение НсП при проведении наличных расчетов с двух до пяти процентов. Еще раз подчеркну: если субъект не желает оплачивать этот налог, он может перейти на безналичные расчеты», — отметил министр.

Панкратов уточнил, что это пока только предложение, которое будет обсуждаться.

Законодательство Кыргызской Республики

База данных «Законодательство Кыргызской Республики» содержит законы, кодексы, постановления, указы, правила, инструкции и другие документы на русском языке.

Налоговая система Кыргызстана

Общие сведения

Налоговые правоотношения в Кыргызской Республике регулируются Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами, принятыми на его основе. К таким актам можно отнести постановления Правительства КР, которые регулируют различные аспекты налоговых отношений, а по некоторым налогам даже устанавливают ставки.

Общей частью Налогового кодекса КР урегулированы общие вопросы налогообложения. Так, подробно регламентирована процессуальная составляющая налоговых правоотношений, например, детально прописаны процедуры исполнения налоговых обязательств, заполнения и подачи налоговых деклараций, налогового контроля, зачета, возврата излишне уплаченных налогов и т.д. Имеются и разделы, посвященные ответственности за налоговые правонарушения, обжалованию неправомерных, по мнению заявителя, действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц.

Особенная часть целиком посвящена отдельным видам налогов и специальным налоговым режимам.

Закон выделяет в Кыргызстане два вида налогов:

Общегосударственные налоги

Подоходный налог. Плательщики – физлица. Объект – экономическая (кроме предпринимательской) деятельность, приносящая доход. База – разница между годовым доходом и установленным законодательством вычетом. Налоговая ставка одна из самых низких в мире – десять процентов не зависимо от размера дохода.

Налог на прибыль. Плательщики – юрлица и индивидуальные предприниматели. База – положительная разница между годовыми доходами и расходами. Ставка – десять процентов. С предприятий золотодобывающей отрасли налог не взимается. Для лизинговых компаний ставка составляет пять процентов.

Налог на добавленную стоимость. Косвенный налог, плательщиками которого являются лица, осуществляющие облагаемую налогом деятельность. Налогом облагается реализация (поставка) определенных работ, услуг и товаров, а также импорт. Ставка налога – двенадцать процентов.

Акцизный налог. Косвенный налог. Плательщики –импортеры и производители подакцизных товаров. К подакцизным киргизским законодательством традиционно отнесены: табачная и алкогольная продукция, нефтепродукты. Ставки варьируются от ста до двух тысяч сомов в зависимости от товара.

Налог за пользование недрами. Различают две разновидности таких налогов – бонусы и роялти. Бонус – единовременный платеж за право недропользования с целью разведки, поиска, разработки месторождений. Его плательщиками являются организации (как отечественные, так и иностранные), предприниматели, имеющие право на пользование недрами. База – количество (в том числе прогнозное) ископаемых в месторождении. Ставка устанавливается Правительством в зависимости от различных факторов, к коим, например, относят ценность ресурсов, площадь месторождения, степень его изученности и т.д. Для ее определения существуют специальные таблицы. Роялти – периодические (текущие) платежи за пользование недрами. Ставка зависит от выручки, полученной от реализации добытых ресурсов, их вида и объемов добычи

Налог с продаж. Косвенный налог. Плательщиками являются организации и предприниматели, реализующие работы, услуги и товары на территории страны. База – выручка от такой реализации. Ставка варьируется от полутора до пяти процентов в зависимости от вида деятельности.

Местные налоги

Налог на имущество. Плательщики – собственники и законные владельцы недвижимого имущества или транспортных средств. Облагаемая стоимость определяется, исходя из стоимости квадратного метра и месторасположения объекта. Для транспорта – из его мощности либо балансовой стоимости. Ставка зависит от назначения недвижимого имущества и от объема двигателя (для транспортного средства).

Смотрите так же:  Приказ мвд по оплате ночных

Земельный налог. Плательщики – собственники земельных участков и землепользователи. База – площадь участка. Ставка зависит от района, в котором участок расположен, а также от его назначения.

Также налоговым законодательством Кыргызстана предусмотрен ряд специальных налоговых режимов, таких, как

  • обязательный и добровольный патенты
  • единый налог
  • налоговый контракт

Данные налоговые режимы введены для упрощения налогообложения организаций и предпринимателей в установленных законом сферах деятельности, заменяют собой уплату нескольких налогов, как правило, это НДС, налог на прибыль и налог с продаж (в разных вариациях для разных режимов). Цель введения данных специальных режимов – через упрощение процедуры сбора налогов повысить их собираемость и эффективность системы налогообложения в целом, что, как следствие, благотворно сказывается на пополняемости бюджета.

Особые налоговые режимы предусматривают ряд налоговых преференций для свободных экономических зон (их в стране четыре: «Бишкек», «Каракол», «Маймак» и «Нарын»), а также для Парка высоких технологий. Эти налоговые привилегии призваны стимулировать динамичное развитие подобных зон, способствовать притоку в них капитала.

Заключительные положения

Налоговое законодательство Кыргызстана можно охарактеризовать не только как современное, подробное и доступное для понимания, но и как одно из самых либеральных на пространстве всего бывшего СССР.

Отличительной его чертой являются чрезвычайно низкие налоговые ставки по основным налогам (подоходному, на прибыль, НДС) по сравнению с аналогичными ставками у соседей и партнеров по СНГ.

Количественная составляющая тоже не может не радовать налогоплательщиков: налогов, собираемых на территории государства, немного.

Например, в России граждане и организации уплачивают в бюджеты различных уровней гораздо больше налогов как по количеству наименований, так и в денежном выражении.

Такая мягкость налогового бремени, как правило, является привлекательной для развития бизнеса и иностранных инвестиций.

Разумная налоговая нагрузка, хорошая и современная общая часть налогового законодательства, наличие нескольких вариантов упрощенных налоговых режимов, преференции для особых экономических зон свидетельствуют о заинтересованности государства в повышении эффективности работы налоговой системы, борьбе с уклонениями от уплаты налогов, привлечении в страну иностранного бизнеса.

Статья подготовлена специалистами ООО «СоюзПравоИнформ».

© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

С 1 января в Кыргызстане действуют новые налоги для бизнеса

Президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев подписал Закон «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики», сообщает отдел информационной политики аппарата главы государства.

Закон принят Жогорку Кенешем 31 декабря 2015 года.

Закон вносит поправки в Налоговый кодекс и Закон «О введении в действие Налогового кодекса» и направлен на обеспечение конкурентоспособности налоговой системы в условиях членства КР в ЕАЭС путем поэтапной отмены налога с продаж.

Так, с 1 января 2016 года отменяется обложение налогом с продаж экспорта товаров, работ, услуг и их реализация вне территории КР. В 2 раза увеличен регистрационный порог по НДС (с 4 млн сомов до 8 млн сомов).

При этом c 1 июля 2016 года устанавливаются ставки налога с продаж: при реализации товаров, работ, услуг, облагаемых НДС и/или освобожденных от НДС оплаченной:

а) в наличной форме в размере 1% — для торговой деятельности и 2% — для иной деятельности;

б) в безналичной форме в размере 0%.

Ставка налога с продаж предусмотрена в размере 2% для банка и 5% для деятельности в сфере сотовой связи.

Законом вдвое снижены ставки единого налога по упрощенной системе налогообложения при реализации товаров, работ и услуг, оплаченных в безналичной форме.

Наряду с этим, до 1 сентября 2020 года сохраняются действующие льготы по налогу на прибыль и НДС для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, осуществляющих переработку сельхозпродукции.

Закон вступает в силу с 1 января 2016 года за исключением отдельных его норм, которые войдут в силу с 1 июля 2016 года.

Чериков и партнеры

Бухгалтерская компания

С 1 июля 2016 года в Кыргызстане снизится ставка налога с продаж

В данной статье мы хотим подробнее рассказать вам о том, как изменится с 1 июля ставка налога с продаж для налогоплательщиков, получающих доходы на свой расчетный счет в банке.

Как вы знаете, 31 июля 2015 года был принят закон о внесении изменений в Налоговый кодекс КР, согласно которому с 1 июля 2016 года ставка налога с продаж для плательщиков НДС , получающих доход от продажи товаров, работ или услуг в безналичной форме , составит 0%. То есть, ничего:)

Чтобы было понятнее, давайте сравним это с нынешней ситуацией.

Ставка налога с продаж сейчас

Допустим, вы являетесь плательщиком НДС (т.е. превысили регистрационный порог либо зарегистрировались добровольно). Вашей основной деятельностью является продажа и техническое обслуживание бытовых кондиционеров.

Читайте также:

И вот какая-то организация приобретает у вас для своего офиса 10 кондиционеров по 20.000 сом каждый. Дополнительно к этому за установку каждого кондиционера вы берете по 1000 сом. Цена у вас не включает налоги. Клиент оплачивает вам безналичным платежом, т.е. банковским переводом на ваш расчетный счет.

Итого получается, что по нынешним ставкам за кондиционеры вы должны начислить налог с продаж по ставке 1% (для торговли) в общей сумме 2000 сом (20.000*10*1%). А за услуги по установке кондиционеров — по ставке 2% (для услуг) в общей сумме 200 сом (1000*10*2%).

Итого 2200 сом.

Ставка налога с продаж с 1 июля 2016 года

С 1 июля в аналогичной ситуации налог с продаж у вас попросту не возникнет , поскольку его ставка будет составлять 0% независимо от вашего вида деятельности.

Еще раз оговоримся, что это касается только плательщиков НДС и только в части доходов, полученных в безналичной форме. Таким образом государство стимулирует бизнес работать «по-белому» — т.к. доходы, полученные на ваш расчетный счет в банке, скрыть от налоговых органов не получится (при очередной плановой налоговой проверке у вас попросят банковскую выписку со всеми операциями по счету).

Упущение законодателя

Согласно пункту 10 вышеуказанного закона о внесении изменений в Налоговый кодекс КР, новая редакция статьи 319 НК КР с 1 июля этого года дословно будет звучать так:

Статья 319. Ставка налога
1. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, ставка налога с продаж устанавливается:
1) при реализации товаров, работ, услуг, облагаемых НДС и/или освобожденных от НДС, оплаченных в наличной форме :
а) в размере 1 процента — для торговой деятельности;
б) в размере 2 процентов — для деятельности, не предусмотренной подпунктом «а» настоящего пункта;
2) при реализации товаров, работ, услуг, облагаемых НДС и/или освобожденных от НДС, оплаченных в безналичной форме , — в размере 0 процентов.
2. Ставка налога с продаж устанавливается в случаях, не предусмотренных частью 1 настоящей статьи, при реализации товаров, работ, услуг, оплаченных в наличной форме :
1) в размере 2 процентов — для торговой деятельности;
2) в размере 3 процентов — для деятельности, не предусмотренной пунктом 1 настоящей части.
3. Ставка налога с продаж устанавливается в размере 2 процентов для банка и 5 процентов для деятельности в сфере сотовой связи.
4. В настоящей статье:
1) под торговой деятельностью понимается деятельность по реализации товаров, приобретенных с целью продажи;
2) под услугами сотовой связи понимаются телекоммуникационные услуги беспроводной и спутниковой связи, перечисленные в лицензии, выдаваемой уполномоченным государственным органом в области связи организации, оказывающей данные услуги.

В данной статье нас интересуют лишь части 1 и 2. Сейчас объясним почему.

Из смысла первой части понятно, что она устанавливает ставки налога с продаж для плательщиков НДС. В свою очередь, эта часть подразделяется на пункт 1, устанавливающий ставки для доходов, полученных в наличной форме; и пункт 2, устанавливающий ставки для доходов, полученных в безналичной форме (о чем мы и говорили выше).

А теперь переходим ко второй части. Здесь уже интереснее:) Из формулировки «в случаях, не предусмотренных частью 1 настоящей статьи» становится понятно, что в данной части речь идет о налогоплательщиках, не являющихся плательщиками НДС. И как вы видите, ставки налога с продаж в этой части указаны лишь для доходов, полученных в наличной форме. А как быть с безналичными доходами. Мы перечитали статью вдоль и поперек, но так и не нашли ответа.

Чтобы узнать позицию налоговых органов по этому вопросу, мы позвонили в справочную Государственной налоговой службы «194» и спросили, как быть, если мы не являемся плательщиками НДС, но получаем доходы в безналичной форме. После продолжительного ожидания нам ответили, что ставка 0% применяется ко всем налогоплательщикам независимо от статуса плательщика или неплательщика НДС. При этом сослаться на конкретную норму они не смогли .

Что мы можем тут сказать? В данной ситуации решение остается за вами. Вы можете поверить на слово сотрудника справочной службы и не начислять налог с продаж к безналичным платежам, рискуя быть оштрафованными при очередной налоговой проверке (потому что для проверяющего инспектора мнение его коллеги из колл-центра не является обязательным — он опирается прежде всего на нормативные акты). А можете перестраховаться и все же начислить налог по ставкам, предусмотренным для наличных доходов. Это та самая ситуация, когда правильного ответа нет. Поэтому еще раз: решать вам.

Смотрите так же:  Выездная проверка прокурора

Надеемся, что информация была полезной и мы смогли обрисовать вам ситуацию.

А в следующей статье мы расскажем вам о предстоящих изменениях в ставках единого налога , уплачиваемого организациями и индивидуальными предпринимателями по упрощенной системе налогообложения в КР.

6 комментария(-ев)

Азат 17.05.2016 в 11:19 Ответить

«И вот какая-то организация приобретает у вас для своего офиса 10 кондиционеров по 20.000 сом каждый. Дополнительно к этому за установку каждого кондиционера вы берете по 1000 сом. Цена у вас не включает налоги. Клиент оплачивает вам безналичным платежом, т.е. банковским переводом на ваш расчетный счет.

Итого получается, что по нынешним ставкам за кондиционеры вы должны начислить налог с продаж по ставке 1% (для торговли) в общей сумме 20.000 сом (20.000*10*1%). А за услуги по установке кондиционеров — по ставке 2% (для услуг) в общей сумме 100 сом (1000*10*1%).

Итого 20.100 сом.»

У вас не правильно получается, 20.000*10=200.000*1%= 2 000 (для торговли)
1000*10=10.000 и умножаем не на 1% а на 2%(для услуг) и получается 200

Итого 2 200 сом.

Отчеты.kg 17.05.2016 в 11:41 Ответить

Олжас 17.05.2016 в 12:24 Ответить

«После продолжительного ожидания нам ответили, что ставка 0% применяется ко всем налогоплательщикам независимо от статуса плательщика или неплательщика НДС. При этом сослаться на конкретную норму они не смогли.»
«В данной ситуации решение остается за вами.»
Лучше написать письмо в ГНС и решать ссылаясь на официальное письмо-ответ, которое крайне сложно будет игнорировать любому проверяющему! Вообще любой спорный момент советую решать таким способом.

Отчеты.kg 17.05.2016 в 12:45 Ответить

Согласны, иметь официальное письмо-разъяснение — это лучше, чем ничего. Но к сожалению, оно не дает 100% гарантию, поскольку письмо не является нормативным актом и не имеет обязательную силу в соответствии с Законом «О нормативных правовых актах КР». Официальное толкование Налогового кодекса может давать только орган, его принявший — т.е. Жогорку Кенеш (путем принятия отдельного закона о толковании указанной статьи). А ГНС — это лишь правоприменительный орган, который может только разъяснять налоговое законодательство в существующих пределах. А не придумывать к нему новые нормы, как это фактически сделали в справочной «194». Это пробел, а не противоречие. И его может устранить лишь законодатель. К сожалению.
Но, тем не менее, официальное письмо в ваш адрес сильно увеличивает ваши шансы при налоговых проверках.

Замира 05.08.2016 в 12:05 Ответить

Такой вопрос. Оплата за товар была произведена безналичным путем в марте месяце. В апреле товар поступил, акт установки и акт приемки выполненных работ был составлен в апреле месяце. Но так как часть оплаты поступила в июле месяце, бухгалтер выписал счет-фактуру на реализацию товара в июле месяце. Можно ли выписать счет фактуру на сумму , которая поступила в июле месяце безналичным путем без НСП, а остальную сумму с НСП?

Юлия 25.11.2016 в 12:50 Ответить

А подскажите пожалуйста, на валютные продажи (экспорт) ставка 0% распространяется?

Увеличение налога с продаж: реакция бизнеса

В минувшую пятницу министр экономики Олег Панкратов заявил об инициативе увеличения налога с продаж с 2% до 5%, объясняя это тем, что данная мера поспособствует борьбе с теневой экономикой.

«Реформирование системы взимания НсП происходит уже три года. На первом этапе отменен НсП для экспортеров. На втором – для субъектов, которые производят расчеты в безналичной форме. В результате НсП фактически стал налогом на наличные расчеты. Именно это и планировалось. Это было сделано в целях сокращения теневого сектора экономики, который и использует наличные платежи в целях сокрытия своих оборотов», — пояснил он.

По словам чиновника, в результате первых двух этапов определенный эффект был достигнут, но ставка налога в 2% для расчетов в наличной форме не может сильно стимулировать теневой сектор для перехода на безналичные платежи.

«В этой связи рассматривалось два варианта: ограничить право бизнеса на осуществление расчетов с применением наличных денег с установлением пороговых сумм или сделать экономически невыгодным применение наличных форм расчетов через усиление фискальной нагрузки на такие платежи (через увеличение ставки НсП).

Мы считаем, что в экономике запретительные механизмы малоэффективны, и предлагаем выбрать второй вариант», — сказал он.

Бизнес негодует

Реакция бизнес-сектора не заставила себя ждать. Буквально через несколько часов после озвучивания данной инициативы в социальных сетях разгорелись нешуточные споры по поводу необходимости повышения налога с продаж. Кто-то писал, что инициатива на самом деле поспособствует борьбе с теневым бизнесом и развитию безналичных платежей; кто-то, наоборот, считает, что налоговая нагрузка ляжет только на добросовестных предпринимателей. «Акчабар» решил поинтересоваться, что думает бизнес по этому поводу.

Малый и средний бизнес больше всего пострадает от данной инициативы, полагает председатель правления бизнес-ассоциации ЖИА Темирбек Ажыкулов.

«В 2011 году в Кыргызстане решили снизить НДС с 20% до 12%. Тогда правительство жаловалось, что происходит выпадение из бюджета. Поэтому решили ввести налог с продаж, который вводился как временная мера. К 2015-му его обещали убрать. А теперь его не то чтобы убрали, а решили еще и увеличить. Мы не можем понять логику, как это простимулирует выход бизнеса из тени: кто работал в тени, так и будет работать. Вся нагрузка ляжет на добросовестных предпринимателей», — пояснил он.

Бизнесмен Семетей Омургазы назвал инициативу «налогом на бедность», поскольку, по его мнению, в конечном итоге пострадают мелкие предприниматели.

«Не думаю, что это существенный негатив для бизнеса, потому что он может переложить возросшие расходы на потребителя. В итоге пострадают в первую очередь домохозяйства с наименьшими доходами: чем ниже доход домохозяйства, тем большая часть из них приходится на пищевые продукты, до 60%. Если ритейл повышает цены, то страдают больше всего домохозяйства с низкими доходами», — считает он.

Еще один бизнесмен Данияр Аманалиев считает инициативу глупой, поскольку в долгосрочной перспективе она может значительно ухудшить экономическую ситуацию в стране.

«Это плохой прецедент, из которого следует, что государство непоследовательно в своих решениях. Во-вторых, это ухудшает ведение бизнеса. Во всех государствах развитие проходит в обратную сторону, улучшаются условия для ведения бизнеса, а у нас наоборот. В России сейчас заговорили об НДС и повышении пенсионного возраста. Моментально наши власти решили скопировать эти инициативы. Это глупо. Вместо того чтобы оптимизировать свои расходы, государство пытается выжимать из бизнеса как можно больше. Нашему государству давно пора стать меньше и эффективнее. Но у нас постоянно растет число чиновников, структура кабмина усложняется, и все это финансируется тем, что из экономики пытаются выжать больше», — отметил он.

Однако мнение бизнеса о том, что инициатива неудачная, не единогласно. Нашлись среди предпринимателей и те, кто перемен не боится и даже поддерживает нововведение.

«Это одна из мировых практик. Кто не хочет платить НсП, тот работает по безналу; кто работает по налу, платит НсП. У бизнеса всегда есть выбор. А дальше все решит конкуренция. У того, кто принимает безнал, будут расти продажи, так как товар будет дешевле, чем у конкурента, кто работает по налу. Как сейчас, например, делают многие ТСП (торгово-сервисные предприятия) «скидку» на платеж по безналу на размер сэкономленного НсП. Конечный потребитель этого не почувствует. В итоге все ТСП перейдут на безнал. Кардинальная мера, но эффективная и вполне рыночная», — подчеркнул основатель платежной системы «Мобильник» Адилет Боотаев.

Повышаем налог — переходим на безналичку?

Одной из главных причин повышения налога с продаж министр экономики назвал переход на безналичные платежи, которые должны поспособствовать прозрачности экономики.

«Это предложение не связано с целями пополнения бюджета. Эта мера направлена на переход к безналичным платежам и сокращение теневой части экономики. Мы понимаем, что многие субъекты будут пытаться оказывать давление и преподносить эту меру как просчет правительства. Уверен, это будет обусловлено тем, что не все хотят выходить из тени, а предпочитают работать вне правового поля», — пояснил Панкратов.

Такого же мнения придерживается и один из столичных бизнесменов. Он считает, что повышение налога с продаж выведет бизнес из тени, поскольку скрывать доходы станет еще труднее, чем раньше.

«Мне легче и проще работать с безналичными платежами. Сейчас карты есть почти у всех и совершать платежи таким способом удобнее. Я считаю, что государство правильно поступает, нужно уходить от пользования наличными средствами. Во-первых, это прозрачность финансовой деятельности бизнеса и экономики. Во-вторых, это обеспечивает экономию на содержании денежной массы, ведь ее нужно постоянно печатать, обеспечивать инкассацию и нести прочие расходы, которых нет при пользовании банковскими картами. На мой взгляд, бизнес противится этой инициативе, поскольку не хочет легально показывать свои доходы», — заметил он.

Другие полагают, что повышение налога не решит проблему перехода к безналичным платежам.

«Сейчас налог с продаж у нас составляет 2%, при оплате безналичкой налога нет. Но это не решило проблему перехода к безналичным платежам. Некоторые магазины и супермаркеты оставляли себе эти 2% при оплате по карте. Фактически вывода из тени тех, кто работает по наличке, не получилось. Чтобы переходить на безналичку, нужно создавать другие условия», — считает бизнес-консультант Азамат Аттокуров.

Если государство взяло направление на то, чтобы наконец-то стимулировать бизнес перейти на безналичные платежи, то нужно начинать не с таких инициатив.

«В вопросах перехода на безналичные платежи государство должно начать с себя. Все государственные услуги и пополнения в пользу государства должны быть через безналичный расчет. Должны быть условия, при которых гражданин мог оплатить все государственные услуги. Это все должно быть удобно, легко и доступно», — сказал эксперт.

Это же мнение разделяет Семетей Омургазы.

«Я понимаю чаяния Минэконома и понимаю, что переход на безналичные платежи необходим. Однако сначала нужно создать для этого условия. Киоски, транспорт, базар и многое другое – разве там мы можем расплатиться картой? Активными пользователями безналичных платежей являются в основном жители столицы, а это около 30% кыргызстанцев, на которых и отразится подорожание цен.

Развитие безналичных платежей – это прерогатива банковского сектора. Задача Министерства экономики заключается в увеличении темпов роста экономики, которое отразится на благосостоянии граждан. А оно сейчас показывает неэффективную работу и пытается найти способ залатать дыры в бюджете», — считает бизнесмен.

Смотрите так же:  Как получить патент уфмс

Вопрос для обсуждения

Повышение налога с продаж отразится не только на предпринимателях, но и на конечных потребителях и на покупательской способности, что в дальнейшем будет иметь эффект домино, полагает Аманалиев.

«Когда повышаются цены на товары, покупательская способность населения сокращается. Соответственно производство товаров станет меньше, доходы бизнеса упадут, что приведет к снижению зарплаты. Это целый цикл, который ударит с двух сторон – с точки зрения повышения цен и понижения доходов.

У нас потребительское отношение к экономике. Она у нас, как подыхающая корова, из которой выдавливают последние капли молока. Если выдавливать из этой коровы больше, это не значит, что она даст больше молока. Это значит, что она с еще большей скоростью погибнет. Мы все понимаем, что налог с продаж – это следствие того, что была куча других глупых налогов, которые заменяли и дополняли», — отметил бизнесмен.

Какого-либо обоснования и расчетов того, как повышение налога с продаж повлияет на экономические процессы в республике, инициаторы не представили. По крайней мере, бизнес-сообщество, которое в первую очередь от этого пострадает, такого документа не видело.

«Мы хотим посмотреть, на основании каких расчетов решили увеличить этот налог. Может быть, там и вправду есть какие-то веские причины того, что это сделать необходимо. Пока мы не знаем. Я считаю, бизнес-сообществу и всем заинтересованным лицам нужно собраться на одной площадке и обсудить все плюсы и минусы данной инициативы», — добавил Ажыкулов.

Публикация Увеличение налога с продаж: реакция бизнеса является интеллектуальной собственностью Финансового портала Акчабар.

Налог с продаж кыргызской республики

Министерство, рассмотрев Ваше электронное обращение от 4 июня 2020 года №52, сообщает следующее.

В соответствии с частью 2 статьи 348 Налогового кодекса Кыргызской Республики (далее — НК КР), организации и индивидуальные предприниматели, уплачивающие налог на основе обязательного патента, уплачивают налоги, установленные НК КР, за исключением налога на прибыль, НДС на облагаемые поставки и налога с продаж. При этом, в соответствии с частью 2 статьи 346 НК КР налогоплательщики, занимающиеся иными видами деятельности, не подлежащими обложению налогом на основе патента, обязаны вести раздельный учет, представлять отчетность и уплачивать налоги по данным видам деятельности в порядке, установленном настоящим НК КР.

Учитывая изложенное, организация, осуществляющая деятельность на основании обязательного патента не подлежит регистрации в качестве плательщика НДС согласно части 1 статьи 229 НК КР в том случае, если данная организация осуществляет исключительно деятельность, в отношении которой предусмотрено приобретения обязательного патента, а также в том случае, если данная организация осуществляет также иные виды деятельности и стоимость поставок товаров, работ и услуг по данным видам деятельности не превышает регистрационный порог по НДС.

В соответствии с пунктом 1 и 2 статьи 1 Закона Кыргызской Республики «О деятельности ломбардов» от 22 июня 2016 года №87, ломбард — юридическое лицо (специализированная организация), осуществляющее предоставление краткосрочных займов взамен находящегося под закладом движимого имущества граждан, при этом деятельность ломбардов — деятельность юридических лиц, имеющих лицензию по предоставлению краткосрочных займов взамен находящегося под закладом движимого имущества граждан.

В соответствии с частью 1 статьи 243 НК КР поставка финансовых услуг является поставкой, освобожденной от НДС. При этом, согласно части 2 статьи 243 НК КР, под финансовыми услугами признаются начисление и взыскание процентных доходов, предоставление и взыскание долговых обязательств, выдача поручительств и/или гарантий, включая выдачу банковских гарантий, услуги агента по управлению долговыми обязательствами.

В соответствии с пунктом 19 части 2 статьи 4 НК КР, «процентный доход» — доход от долговых требований любого вида, в том числе доход по облигациям, векселям и другим видам заимствований, включая доход, полученный от операций привлечения и финансирования, осуществляемых в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

В связи с изложенным, деятельность ломбардов по начислению процентных доходов является финансовой услугой, предусмотренной частью статьи 243 НК КР. При этом в отношении услуг ломбарда статья 243 НК КР не применяется, поскольку согласно части 2 статьи 348 НК КР организации и индивидуальные предприниматели, уплачивающие налог на основе обязательного патента, не уплачивают НДС.

НК КР не предусматривает пороговые суммы по налогу на прибыль, НДС на облагаемые поставки и по налогу с продаж, предусмотренные частью 2 статьи 348 НК КР.

Организация, осуществляющая деятельность на основании обязательного патента, обязана уплачивать налог на прибыль, НДС на облагаемые поставки, а также налог с продаж в установленном НК КР порядке в отношении деятельности, которая не включена в перечень видов деятельности, облагаемой на основе обязательного патента.

Согласно части 1 статьи 346 НК КР налогоплательщики налога на основе патента не освобождаются от обязанностей налоговых агентов в случаях, установленных НК КР, при выплате платы работникам за разовые работы, услуги по гражданско-правовому договору (контракту, найму) в рамках их деятельности исчисление, удержание и перечисление подоходного налога в бюджет осуществляются в соответствии с требованиями НК КР.

В соответствии с частью 3 статьи 348 НК КР налогоплательщики взамен исчисления и уплаты подоходного налога с заработной платы наемных работников обязаны приобретать патент на каждого наемного работника, занятого в сфере деятельности, подлежащей обязательному патентированию, в размере 7 расчетных показателей в месяц.

Учитывая изложенное, организация, уплачивающая налоги на основе обязательного налога, а не наемный работник, обязана приобретать патент на каждого наемного работника, занятого в сфере деятельности, подлежащей обязательному патентированию, в размере 7 расчетных показателей в месяц.

Стоимость патента на одного работника организации, уплачивающая налоги на основе обязательного налога, является фиксированной и не зависит от размера фактического дохода, выплачиваемого данной организацией наемному работнику.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве экономики Кыргызской Республики, утвержденного постановлением Правительства КР от 20 февраля 2012 года №117, Министерство экономики Кыргызской Республики (далее — Министерство) является центральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в области макроэкономической, антимонопольной, тарифной, лицензионной, инвестиционной, внешнеэкономической, фискальной политики, политики в сфере государственно-частного партнерства, государственных материальных резервов, экономического и регионального развития, управления государственным имуществом, технического регулирования и метрологии, а также в области развития халал-индустрии, торговли, развития предпринимательства и оптимизации нормативной правовой базы регулирования предпринимательской деятельности, развития свободных экономических зон.

В соответствии с тринадцатым абзацем подпункта 5 пункта 4 Положения о Социальном фонде Кыргызской Республики, утвержденного постановлением Правительства КР от 20 февраля 2012 года №137), Социальный фонд выполняет функции по проведение разъяснительной работы среди населения и юридических лиц по вопросам, отнесенным к компетенции Социального фонда.

Учитывая изложенное, по вопросу обложения страховыми взносами наемного работника рекомендуем обратиться в Социальный фонд Кыргызской Республики.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Министерства подготовлено в соответствии со статьей 18 Налогового кодекса Кыргызской Республики и не является нормативным правовым актом.

Письменные ответы Министерства по вопросам налогового законодательства имеют информационно-разъяснительный характер.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *