Налогообложение и налоговая отчетность

Налоговая и бухгалтерская отчетности российской организации, применяющей общий режим налогообложения

Один из самых ответственных периодов в деятельности организаций — подготовка и сдача налоговой и бухгалтерской отчетности. В какие сроки следует подавать налоговую декларацию, по каким налогам придется отчитаться организациям, применяющим общий режим налогообложения, и о том, какие формы бухгалтерской отчетности они обязаны представлять, мы попросили рассказать экспертов службы Правового консалтинга ГАРАНТ Макаренко Елену и Мягкову Светлану.

В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета:

  • налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах (пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ);
  • бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 129-ФЗ), за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Федеральным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета.
  • Налоговая отчетность

    Налоговая декларация (расчет) представляется каждым налогоплательщиком в установленные законодательством о налогах и сборах сроки, по окончании отчетного (налогового) периода по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (абз. 2 п. 1 и п. 6 ст. 80 НК РФ).

    Сроки сдачи налоговой отчетности зависят от таких понятий, как «налоговый период» и «отчетный период».

    Под налоговым периодом в соответствии со ст. 55 НК РФ понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.

    Если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года. При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации.

    При создании организации в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания (п. 2 ст. 55 Налогового кодекса РФ).

    Согласно п. 3 ст. 55 НК РФ если организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации).

    Если организация, созданная после начала календарного года, ликвидирована (реорганизована) до конца этого года, налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации).

    Если организация была создана в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря текущего календарного года, и ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, следующего за годом создания, налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации) данной организации.

    Предусмотренные настоящим пунктом правила не применяются в отношении организаций, из состава которых выделяются либо к которым присоединяются одна или несколько организаций.

    Правила, предусмотренные пунктами 2 и 3 ст. 55 НК РФ, не применяются в отношении тех налогов, по которым налоговый период устанавливается как календарный месяц или квартал. В таких случаях при создании, ликвидации, реорганизации организации изменение отдельных налоговых периодов производится по согласованию с налоговым органом по месту учета налогоплательщика.

    Независимо от получения доходов организации придется отчитаться по следующим налогам.

    1. НДС

    Согласно п. 1 ст. 143 НК РФ организации признаются налогоплательщиками НДС.

    Налоговым периодом по НДС с 01 января 2008 года для всех налогоплательщиков является квартал (ст. 163 НК РФ).

    Соответственно, декларацию по НДС организация представляет ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом (п. 5 ст. 174 Налогового кодекса РФ).

    Налоговые декларации представляются по форме, утвержденной приказом Минфина России от 07.11.2006 N 136н.

    Заметим, что организация имеет право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС. Условия и порядок предоставления такого освобождения определены в ст. 145 НК РФ. В случае получения освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст. 145 НК РФ у организации не возникает обязанности по представлению налоговой декларации (письмо УФНС России по г. Москве от 18.08.2008 N 19-11/077280).

    2. Налог на прибыль организаций

    Согласно п. 1 ст. 246 НК РФ российские организации признаются плательщиками налога на прибыль организаций.

    Налоговый период по налогу на прибыль установлен в ст. 285 НК РФ для всех налогоплательщиков как календарный год. Отчетными периодами признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. А для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, отчетными периодами признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.

    Декларации по налогу на прибыль представляются организацией, независимо от наличия у нее обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога, ежеквартально в следующие сроки:

  • по итогам отчетного периода — в срок не позднее 28 календарных дней со дня окончания отчетного периода (п. 3 ст. 289 НК РФ);
  • по итогам календарного года — не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 289 НК РФ).
  • Налоговые декларации представляются по форме, утвержденной приказом Минфина России от 05.05.2008 N 54н.

    Организация вправе перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли. Однако воспользоваться этим правом возможно только с начала нового года, т.к. для этого необходимо уведомить налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход на эту систему уплаты авансовых платежей (п. 2 ст. 286 Налогового кодекса РФ). В этом случае налоговые декларации нужно будет представлять в сроки, установленные для уплаты авансовых платежей, — не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого рассчитывается налог (п. 3 ст. 289 и п. 1 ст. 287 НК РФ).

    3. Налог на имущество организаций

    Согласно п. 1 ст. 373 НК РФ российские организации признаются налогоплательщиками налога на имущество организаций.

    Налоговым периодом по налогу на имущество организаций признается календарный год, а отчетными — I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года (ст. 379 НК РФ).

    Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды (п. 3 ст. 379 НК РФ).

    Налоговая отчетность представляется плательщиками налога на имущество организаций в налоговые органы ежеквартально в следующем порядке:

  • по итогам отчетного периода — налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу в срок не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода (п. 2 ст. 386 НК РФ),
  • по итогам календарного года — налоговые декларации в срок не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 386 НК РФ).
  • Но, если законодательные органы субъекта РФ воспользовались правом, предоставленным им п. 3 ст. 379 НК РФ, и не установили отчетные периоды по налогу на имущество, отчитываться по нему в течение календарного года не надо. В этом случае сдается только декларация по итогам налогового периода. Формы налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций утверждены приказом Минфина России от 20.02.2008 N 27н.

    4. Зарплатные налоги

    Согласно п. 1 ст. 235 НК РФ организации, производящие выплаты физическим лицам, признаются налогоплательщиками ЕСН.

    Налоговым периодом по ЕСН на основании ст. 240 Налогового кодекса РФ признается календарный год, а отчетными периодами — I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.

    Налоговая отчетность представляется плательщиками ЕСН в налоговые органы ежеквартально в следующем порядке:

  • по итогам отчетных периодов представляются расчеты в сроки не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (п. 3 ст. 243 НК РФ);
  • по итогам налогового периода — налоговая декларация в срок не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 7 ст. 243 НК РФ).
  • Копию налоговой декларации по ЕСН с отметкой налогового органа или иным документом, подтверждающим предоставление декларации в налоговый орган, организация не позднее 01 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представляет в территориальный орган Пенсионного фонда РФ (п. 7 ст. 243 НК РФ).

    Форма Расчета авансовых платежей по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, утверждена приказом Минфина России от 09.02.2007 N 13н.

    Форма декларации по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, утверждена приказом Минфина России от 29.12.2007 N 163н.

    4.2. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование

    Согласно пп. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон N 167-ФЗ) организации, производящие выплаты физическим лицам, являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.

    В соответствии с п. 1 ст. 23 Закона N 167-ФЗ под расчетным периодом понимается календарный год. Расчетный период состоит из отчетных периодов, которыми признаются I квартал, полугодие, 9 месяцев календарного года.

    Отчетность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование представляется организацией в налоговые органы ежеквартально независимо от наличия объекта обложения страховыми взносами в следующем порядке:

  • данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей организация отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (п. 2 ст. 24 Закона N 167-ФЗ);
  • по итогам расчетного периода представляется декларация по страховым взносам в срок не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом (п. 6 ст. 24 Закона N 167-ФЗ).
  • Форма расчета авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, утверждена приказом Минфина России от 24.03.2005 N 48н, а форма декларации — приказом Минфина России от 27.02.2006 N 30н.

    Копию расчета с пометкой налогового органа следует представить в отделение Пенсионного фонда РФ (п. 2 ст. 24 Закона N 167-ФЗ).

    Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 24 Закона N 167-ФЗ страхователи представляют в Пенсионный фонд РФ сведения в соответствии с законодательством РФ об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования.

    Сведения представляются страхователем (организацией) обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и за которых организация уплачивает страховые взносы (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее — Закон N 27-ФЗ)).

    В комплект документов для сдачи индивидуальных сведений входят: формы СЗВ-4-1 и АДВ-6-1, формы СЗВ-4-2 и АДВ-6-1, пояснительная записка и форма АДВ-11 (утверждены постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 N 192п «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и Инструкции по их заполнению»).

    Указанные сведения должны представляться один раз в год, но не позднее 01 марта года, следующего за отчетным (п. 2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ).

    На основании п. 5 ст. 243 НК РФ ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, налогоплательщики ЕСН обязаны представлять сведения (отчеты) в региональные отделения Фонда социального страхования РФ.

    Форма расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования РФ (форма 4-ФСС РФ) утверждена постановлением Фонда социального страхования РФ от 22.12.2004 N 111.

    В этой же форме указываются сведения о страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

    Согласно п. 1 ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

    Организации, выплачивающие доходы физическим лицам, признаются налоговыми агентами и в соответствии со ст. 226 Налогового кодекса РФ обязаны исчислить, удержать и уплатить в бюджет сумму НДФЛ при каждой выплате дохода.

    Налоговым периодом по НДФЛ в соответствии со ст. 216 НК РФ признается календарный год.

    По окончании календарного года налоговые агенты, на основании п. 2 ст. 230 НК РФ, представляют в налоговую инспекцию по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме 2-НДФЛ, утвержденной приказом ФНС от 13.10.2006 N САЭ-3-04/[email protected]

    5. Другие налоги

    Если организация имеет зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения, то она является плательщиком транспортного налога (ст. 357 НК РФ). Объекты налогообложения перечислены в ст. 358 НК РФ.

    При наличии у организации земельных участков на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения организация признается налогоплательщиком земельного налога (ст. 388 НК РФ).

    Налоговыми периодами по транспортному и земельному налогам признается календарный год, а отчетными периодами для организаций признаются I квартал, II квартал, III квартал (ст. 360 и ст. 393 НК РФ).

    При установлении обоих налогов законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе не устанавливать отчетные периоды (п. 3 ст. 360, п. 3 ст. 393 Налогового кодекса РФ).

    Налоговые декларации по транспортному и земельному налогам представляются налогоплательщиками не позднее 01 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, а расчеты сумм по авансовым платежам по обоим налогам — не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 3 ст. 398 и п. 3 ст. 363.1 НК РФ).

    Если законодательными (представительными) органами субъектов РФ не предусмотрены расчет и уплата авансовых платежей в течение года, то налоговые расчеты по авансовым платежам по итогам отчетных периодов не сдаются.

    Формы налоговой декларации и налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу утверждены приказом Минфина России от 16.09.2008 N 95н.

    Форма налоговой декларации по транспортному налогу утверждена приказом Минфина России от 13.04.2006 N 65н, а форма налогового расчета по авансовым платежам по транспортному налогу — приказом Минфина России от 23.03.2006 N 48н.

    6. Среднесписочная численность

    На основании п. 3 ст. 80 НК РФ сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляются налогоплательщиком в налоговый орган не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации — не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована).

    Указанные сведения представляются по форме, утвержденной приказом ФНС РФ от 29.03.2007 N ММ-3-25/[email protected]

    Рекомендации по порядку заполнения формы «Сведения о среднесписочной численности за предшествующий календарный год» содержатся в письме ФНС от 26.04.2007 N ЧД-6-25/[email protected]

    7. Единая (упрощенная) налоговая декларация

    Согласно п. 2 ст. 80 Налогового кодекса РФ, если организация признается налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, но не осуществляет операций, в результате которых происходит движение денежных средств на счетах в банках (в кассе организации), и не имеет по этим налогам объектов налогообложения, то организация вправе представить по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию. Форма единой (упрощенной) налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина России от 10.07.2007 N 62н.

    Единая (упрощенная) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом.

    Бухгалтерская отчетность

    Согласно п. 2 ст. 15 Закона N 129-ФЗ организации, за исключением бюджетных и общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих, кроме выбывшего имущества, оборотов по реализации товаров (работ, услуг), обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую — в течение 90 дней по окончании года.

    Смотрите так же:  Клип михайлова приказ

    Состав и содержание годовой бухгалтерской отчетности определены ст. 13 Закона N 129-ФЗ, нормами ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» и конкретизированы приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н.

    Все организации (кроме кредитных и страховых, а также бюджетных учреждений) обязаны представлять следующие формы годовой отчетности:

    Исключение составляют субъекты малого предпринимательства, которые имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности формы N 3, N 4, N 5, а также некоммерческие и общественные организации, состав отчетности которых установлен п. 4 Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н.

    В состав промежуточной бухгалтерской отчетности входят бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, если иное не установлено законодательством Российской Федерации или учредителями (участниками) организации (п. 49 ПБУ 4/99).

    Первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, — по 31 декабря следующего года (п. 2 ст. 14 Закона N 129-ФЗ).

    Хотим обратить ваше внимание на то, что все формы и сроки подачи указанных налоговых отчетов представлены в системе ГАРАНТ в разделе «Справочная информация» подраздел «Бизнес-справки».

    Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Макаренко Елена, Мягкова Светлана

    Налоговая отчетность для общей системы налогообложения (ОСН)

    При выборе общей системы налогообложения организации или индивидуальному предпринимателю необходимо регулярно сдавать налоговую отчетность в установленные законодательством сроки:

    Какую отчетность надо сдавать при ОСН

    Налоговая декларация по НДС, которая представляется по итогам квартала не позднее 20-го числа месяца, следующего за стекшим кварталом.

    Налоговая декларация по акцизам, которая сдается по итогам календарного месяца не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем.

    Налоговая декларация по НДФЛ (форма 3-НДФЛ), которая представляется по итогам календарного года до 30 апреля или декларация по налогу на прибыль организаций.

    Ежеквартально (не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом) предоставлять отчетность в виде расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в Пенсионный фонд РФ (ПФ), а также сведения по персонифицированному учету работников. Таким образом, последними датами сдачи отчетности и сведений в 2020 году становятся 15 февраля, 16 мая, 15 августа и 15 ноября.

    Справки о доходах физического лица – для ИП (формы 2-НДФЛ), которая сдается по итогам года не позднее 1 апреля.

    Расчетная ведомость по средствам ФСС (форма 4-ФСС РФ), которая сдается не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

    Налоговая декларация по водному налогу, которую нужно представлять до 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

    Налоговая декларация по налогу на добычу полезных ископаемых, которая подается не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим месяцем.

    Налоговая декларация по транспортному налогу, которая сдается по итогам года до 1 февраля

    Налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу, который представляется не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, полугодием, 9 месяцами

    Расчет по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам. Его сдавать необходимо до 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, полугодием, 9 месяцами

    Состав отчетности каждой органацзиии и индивидуального предпринимателя, применяющих ОСН, зависит от вида деятельности и других существенных фактов хозяйственной деятельности каждого субъекта предпринимательской деятельности.

    Подробную информацию о том, когда сдавать отчетность (сроках сдачи налоговых деклараций и другой отчетности и уплате налогов и страховых взносов при применении ОСН) можно узнать в:

    Малый бизнес для начинающих: налоги и отчетность без боли

    Читайте также

    Что делать, если налоговая инспекция заблокировала расчетный счет

    Как продавать через Инстаграм?

    46 способов удержания и привлечения клиентов

    Как написать бизнес-план для кофейни. История предпринимателя из Барнаула

    Как искать сотрудников?

    Ведение бухгалтерской отчетности для большинства компаний — головная боль. На старте содержать своего бухгалтера дорого, а отдавать на аутсорс не всегда надежно. Особенно если нет потребности в ежедневной бухгалтерской работе: фрилансеры о таких клиентах часто забывают, а у вас потом — расчетный счет заблокирован.

    Что нужно знать о налогах?

    Размер и количество налоговых сборов зависит от формы собственности компании и выбранной системы налогообложения:

    Общая система налогообложения (ОСНО) — самая дорогая и сложная система, подходит для ЮЛ и ИП. Выбирается по умолчанию, если налогоплательщик не подал заявление о переходе на другую систему. Чаще всего ОСНО использует средний и крупный бизнес. Если оборот более 60 млн рублей в год и/или штат сотрудников от 100 человек, то компания обязана перейти на ОСНО.

    Упрощенная система налогообложения (УСН или УСНО) — самая распространенная система среди малого бизнеса. Существует 2 разновидности УСН: «упрощенка 6%» и «доходы минус расходы».

  • «Упрощенка 6%» — доходы компании облагаются налогом в размере 6%
  • «Доходы минус расходы» — налог в размере 15% взимается с разницы доходов и расходов, то есть с прибыли
  • Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) — по смыслу повторяет «упрощенку доходы минус расходы», но распространяется только на сельскохозяйственные виды деятельности. Налог 6% с прибыли.

    Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) — предназначена для деятельности, оказывающей услуги населению (списки подпадающих под ЕНВД услуг в каждом регионе свои). Размер налога составляет 15% от прибыли, заранее спрогнозированной на основе показателей бизнеса. При этом платить налог в полном объеме придется независимо от реальных доходов компании.

    При ЕНВД работать можно только с физлицами, договоров с ЮЛ заключать нельзя — и это сужает возможности бизнеса. Примерами компаний на ЕНВД являются небольшие хостелы, ателье, мастерские, мелкая розничная торговля. Максимальная площадь до 150 квадратов и штате до 100 человек.

    Патент (ПСН) — по этой системе размер налога составляет 6% от суммы потенциально возможного годового дохода — его можно узнать по каждому виду деятельности в любом регионе с помощью калькулятора ФНС.

    На патенте могут работать только ИП, со штатом сотрудников до 15 человек, распоряжаясь площадью не более 50 кв.м. Патент действует от 1 до 12 месяцев — срок определяет налогоплательщик в заявлении о переходе на ПСН. Далее нужно будет покупать новый патент.

    Патенты работают только на территории своего региона и района. Хотите расширяться — покупайте новый патент, стоимость зависит от региона. На патенте обычно работают кофейни, парикмахерские, рыночные торговцы, различные мастерские, шиномонтажки и т.д.

    20% для юридических лиц

    Налоговый режим База НДС* Налог на имущество Номинальная ставка Общая характеристика системы налогооблажения
    ОСНО Прибыль Есть Есть Гибкая
    УСНО 6% Доходы Нет Нет 6% Гибкая
    УСНО 15% Доходы минус расходы Нет Нет 15% Гибкая
    ЕСХН Доходы минус расходы Нет Нет 6% Гибкая
    ЕНВД Вмененный доход Нет Нет 15% Негибкая
    Патент Потеницально возможный доход Нет Нет 6% Негибкая

    Большинство компаний малого бизнеса предпочитают форму собственности ООО и «упрощенку», поэтому дальше статья будет посвящена именно ей. Если у вас другая система налогообложения, то по-человечески об этом можно прочитать в Народной бухгалтерской Википедии, а также в специальном разделе на сайте Федеральной Налоговой службы.

    Какую отчетность нужно сдавать и какие налоги платят ООО на УСН?

    Налоги

    Налоги — это деньги, которые с вас взимает государство. Не путать с отчетностью.

    Чтобы понять систему оплаты налогов, нужно различать периоды внесения платежей:

    • отчетный период — это 3 месяца, то есть квартал

    • налоговый период — календарный год

    На упрощенной системе налогообложения нужно платить авансовые платежи в конце каждого отчетного периода, то есть ежеквартально, 3 раза в год, а на четвертый квартал оплачивается годовой налог — в конце налогового периода. По смыслу, годовой налог — это просто 4-ый авансовый платеж. Отчетность о расчетах платежей на «упрощенке» сдавать не нужно.

    Ежеквартально авансовые платежи вносят новые организации и те компании, чья выручка в месяц не превышает 1 млн рублей, а в квартал — 3 млн рублей. Если доходы от реализации больше этих лимитов, то компания обязана перейти на ежемесячную оплату авансовых платежей.

    Налоги рассчитываются нарастающим итогом:

    1. Доход или прибыль суммируются за весь прошедший период (за полгода, 9 месяцев и год) — это налоговая база,
    2. Из результата высчитывается размер налога,
    3. Из этой суммы вычитаются налоги, оплаченные в предыдущих отчетных периодах,
    4. То, что осталось — нужно заплатить.

    Сумма авансового платежа и годового налога рассчитывается по единой формуле:

    Единый налог = (Налоговая база * налоговая ставка %) — ранее оплаченные авансовые платежи

    Если по результатам периода компания вышла в ноль, нужно заплатить минимальный налог — 1% от доходов.

    Какой вид «упрощенки» выгоднее зависит от того, как ведется деятельность компании. В примере ниже отражены ситуации, при которых выгодны разные виды УСН.

    Доход компании = 50 000 рублей

    Прибыль компании = 40 000 рублей

    Налог = 50 000 * 6% = 3000 рублей

    Чистая прибыль за 3 месяца = 37 000 рублей

    Доход = 50 000 рублей

    Расход = 10 000 рублей

    Прибыль компании = 40 000 рублей

    Налог = 40 000 * 15% = 6000 рублей

    Чистая прибыль за 3 месяца = 34 000 рублей

    Доход компании за 6 месяцев = 100 000 рублей (первые 50 000 мы заработали в 1 квартале, еще столько же — во втором)

    Прибыль = 50 000 рублей

    Налог нарастающим итогом = 100 000 * 6% = 6000 рублей

    Налог к оплате (за вычетом ранее оплаченного) = 6000 – 3000 = 3000 рублей

    Чистая прибыль за 6 месяцев = прибыль — налог = 47 000 р.

    Доход компании за 6 месяцев = 100 000 рублей (первые 50 000 мы заработали в 1 квартале, еще столько же — во втором)

    Расходы компании в сумме за 2 квартала = 50 000 рублей (10 000 – 1 кв., 40 000 – 2 кв.)

    Прибыль = 50 000 рублей

    Налог нарастающим итогом = 50 000 * 15% = 7500 рублей

    Налог к оплате (за вычетом ранее оплаченного) = 7500 – 6000 = 1500 рублей

    Чистая прибыль за 6 месяцев = 48 500 рублей

    Доход компании за 9 месяцев = 300 000 (50 000 – 1 кв., 50 000 – 2 кв., 200 000 – 3 кв.)

    Прибыль = 0 рублей

    Налог нарастающим итогом = 300 000 *6% = 18 000 рублей

    Налог к оплате = 18 000 – 3000 – 3000 = 12 000 рублей

    Чистая прибыль = — 12 000 рублей

    Доход компании за 9 месяцев = 300 000 (50 000 – 1 кв., 50 000 – 2 кв., 200 000 – 3 кв.)

    Суммарные расходы компании за 3 квартала = 300 000 рублей (10 000 – 1 кв., 40 000 – 2 кв., 250 000 – 3 кв.).

    Прибыль = 0 рублей

    Налог нарастающим итогом = 0 * 15% = 0 рублей

    Налог к оплате (минимальный налог, 1% от доходов) = 300 000 * 1% = 3000 рублей

    Чистая прибыль = — 3000 рублей

    1 кв. — 50 000, 2 кв. — 50 000, 3 кв. — 200 000, 4 кв. — 100 000 р.

    Годовая прибыль компании: 50 000 рублей

    Годовой налог нарастающим итогом = 400 000 * 6% = 24 000 рублей

    Годовой налог к оплате = 24 000 – 12 000 – 3000 – 3000 = 6000 рублей

    Чистая годовая прибыль: 50 000 – 6000 = 44 000 рублей.

    Суммарный доход компании за год составил 400 000 рублей:

    Суммарные расходы за год составили 350 000 рублей:

    1 кв. — 10 000, 2 кв. — 40 000, 3 кв. — 250 000, 4 кв. — 50 000.

    Годовой налог нарастающим итогом = 50 000 * 15% = 7500 рублей

    Годовой налог к оплате = 7500 – 3000 – 1500 – 6000 = — 3000 рублей — переплата.

    Переплату можно зачесть в следующий квартал или вернуть.

    Чистая годовая прибыль: 50 000 – 0 = 50 000 рублей.

    УСН 6% (доход) УСН 15% (прибыль)
    Расчет авансового платежа за 1 квартал (3 месяца)
    Расчет авансового платежа за 2 квартал (6 месяцев)
    Расчет авансового платежа за 3 квартал (9 месяцев)
    Годовой налог

    Если деятельность не велась, то налоги платить не нужно. А вот отчетность сдавать придется в любом случае.

    Какую отчетность нужно сдавать ООО на УСН?

    Отчетность — это уже не деньги, а бумаги. Организации должны сдавать:

  • Налоговую отчетность — 1 раз в год
  • Годовую бухгалтерскую отчетность — 1 раз в год
  • Отчетность за работников — ежеквартально и ежемесячно
  • Налоговая отчетность. ООО на «упрощенке» сдают налоговую декларацию 1 раз в год. Это обязательно, даже если деятельность не ведется — на этот случай есть нулевая декларация.
    Кроме того, каждое ООО обязано вести Книгу учета доходов и расходов — КУДиР. Сдавать ее не надо, но при проверке налоговики вправе ее потребовать.

    Годовая бухгалтерская отчетность ООО на УСН

    Отчетность за работников

    Если в штате есть хотя бы один сотрудник (генеральный директор), то необходимо сдавать пакет отчетов об уплаченных страховых взносах и подоходных налогах.

    В Инспекцию Федеральной налоговой службы (ИФНС)

    Работодатели, имеющие в штате сотрудников, за которых отчисляются страховые взносы.

    Новым организациям сдавать справку не нужно!

    Название документа Краткое содержание документа Кто сдает? Куда сдавать? Как часто сдавать? Образцы и бланки
    СЗВ-М — сведения о заработке (вознаграждении), сдаваемые ежемесячно Список всех сотрудников: работающих, уволенных, только что нанятых, на больничном, в декрете. На основе этих данных производится индексация пенсии Все работодатели, в штате которых есть хотя бы один сотрудник, получающий зарплату (генеральный директор) В Пенсионный фонд России (ПФР) Ежемесячно Есть в оффлайн
    Единый расчет по страховым взносам Сведения обо всех уплаченных работодателем страховых взносах за сотрудников, за исключением взносов за травматизм Все работодатели, в штате которых работают сотрудники по трудовому договору или договору подряда на зарплате, облагающейся страховыми взносами В Федеральную налоговую службу (ФНС) Ежеквартально образцы заполнения, инструкция
    4-ФСС Сведения об уплаченных страховых взносах за сотрудников, чья работа связана с травматизмом и профзаболеваниями Все работодатели, в штате которых есть сотрудники, получающие зарплату (если деятельность с травматизмом и профзаболеваниями не связана, отчет сдавать все равно нужно — нулевой) В Фонд социального страхования (ФСС) Ежеквартально бланк и образец
    Среднесписочная численность работников (СЧР или ССЧ — в ходу обе аббревиатуры) Сведения о работниках, числившихся в компании в течение календарного года Все работодатели, у которых в штате есть (или были) сотрудники. Если есть только генеральный директор — тоже сдаем. В Федеральную налоговую службу 1 раз в год Новым компаниям — 2 раза в год: после регистрации ООО и по итогам года. Далее — 1 раз в год. бланк и образец
    2-НДФЛ Сведения о доходах — на каждого сотрудника Работодатели, сотрудники которых получают зарплату, облагаемую налогом В Федеральную налоговую службу 1 раз в год Оффлайн
    6-НДФЛ Общие сведения о доходах сотрудников — не по каждому в отдельности, а по компании в целом Работодатели, сотрудники которых получают зарплату, облагаемую налогом 1 раз в квартал Оффлайн
    Справка о подтверждении основного вида деятельности (заявление и отчет) Информация о кодах деятельности бизнеса по ОКВЭД, на основании которой Фонд Соц. Страхования вычисляет размер страховых взносов на сотрудников В Фонд Социального страхования 1 раз в год образцы,заявление о смене

    Если в компании работает более 25 человек, то отчетность нужно сдавать только в электронном виде. Если меньше — можно сдавать как на бумаге, так и в электронном виде.

    Даты, до которых принимают налоговую отчетность, бухгалтерскую и отчетность за сотрудников, определяются налоговым календарем, который меняется каждый год. За просрочки или не сдачу отчетности начислят штрафы вплоть до блокировки расчетного счета компании.

    Теперь поговорим о том, как облегчить себе жизнь и сдавать отчетность вовремя.

    Доверьте ведение бухгалтерского учета специальным онлайн-сервисам

    Сервисы онлайн бухгалтерии позволяют быстро создавать типичные формы документов, вести книгу учета расходов и доходов, рассчитывать взносы, заработную плату и другие выплаты сотрудникам, автоматически формировать, проверять и отправлять отчетность онлайн, общаться с налоговой удаленно, а не пешком, обладают встроенным налоговым календарем и еще многое другое.

    Мы рекомендуем Эльба-Контур, 1С, Мое дело. Сервисы платные, цены зависят от тарифа: хороший средний функционал можно купить в пределах 3000 рублей в месяц. Пробный период предлагают все, так что возможность осознанно выбрать есть.

    Из бесплатных сервисов автоматизированной бухгалтерии есть оффлайновая разработке «Инфо-предприятие». Описание на сайте может показаться отталкивающим: программа довольно сложная. Однако список ее возможностей и отзывы впечатляют. Попробуйте. В конце концов, она бесплатная.

    Ряд бесплатных электронных сервисов представлен на сайте самой Федеральной налоговой службы:

    И другие сервисы.

    Что лучше выбрать для ООО?

    Малому бизнесу с простой отчетностью и небольшим количеством сотрудников (либо вообще без сотрудников) будут удобны Эльба-Контур или Моё дело. Организации, которая планирует расширение и увеличение штата работников, лучше найти в себе силы и разобраться с 1С или Инфо-предприятием. Эти программы умеют всё: работают со всеми видами налогообложения (сервисы попроще редко работают с ОСНО, ограничиваясь УСН), помогают вести офисные операции, налоговый, кадровый и валютный учет и т.д.

    Какой сервис выбрать при нулевой отчетности?

    Для нулевки самые выгодные тарифы предлагает Эльба-Контур (крутите страницу с тарифами до самого низа) и 1С — бесплатно. В отзывах Эльбу чаще хвалят за простой и понятный интерфейс, а еще она не только формирует отчетность бесплатно, но и отправляет ее в налоговую.

    В 1С формирование отчета — 0 рублей, а вот отправка через интернет стоит денег (сейчас — 249 рублей). С другой стороны, 1С — это как Windows среди бухгалтерских сервисов. Не обязательно самый лучший, зато самый распространенный, поэтому с ним гарантированно работают системы дистанционного обслуживания всех банков. Возможно, имеет смысл сразу привыкать к крупным игрокам. А бесплатно отправить готовую отчетность в налоговую через интернет можно на сайте ФНС России.

    Что еще понадобится для ведения бухгалтерии?

    Сервисы онлайн бухгалтерии не имеют связи с расчетным счетом вашей компании, а значит данные для формирования отчетности им нужно откуда-то получать. При открытии расчетного счета в банке вам предложат подключиться к системе дистанционного банковского обслуживания (ДБО) «Интернет-клиент» (или «Банк-Клиент» — в каждом банке она называется по-своему).

    Система позволяет вести электронный документооборот: формировать и отправлять платежные поручения, делать отчисления в бюджет и фонды, формировать выписку за любой период в пределах последних 6 месяцев и экспортировать ее в бухглатерские сервисы или Excel. «Интернет-клиент» — это инструмент, с помощью которого вы собираете и загружаете данные для отчетности перед государством.

    Налоги и отчетность

    Система налогообложения.

    Порядок налогообложения предприятий в Украине определяется Налоговым кодексом. Составление налоговой отчетности является одним из главных элементов ведения бухгалтерского и налогового учета на предприятии.

    Система налогообложения предприятий часто меняется в связи с внесением изменений в Налоговый кодекс. Система налогообложения в Украине весьма несовершенна, что усложняет ведение бизнеса, и вызывает множество вопросов у бухгалтеров. Противоречия налогового законодательства создают затруднения даже для специалистов с большим опытом работы.

    Подписка раздел Коммерция в рубрике Налоги и отчетность:

  • открывает доступ к решениям по начислении налогов с высокой и низкой структурой рентабельности: НДС, НДФЛ, ЕН, налога на прибыль, военного сбора, акцизного, экологического, транспортного налогов, платы за землю, налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка.
  • дает ответы на проблемные вопросы, касающиеся: трансфертного ценообразования; заполнения налоговых накладных и их регистрации в Едином реестре налоговых накладных;
  • предоставляет формы отчетности во все фонды;
  • В рубрике раскрыты темы о налогообложении и налоговой отчетности: по начислению и уплате НДС; НДФЛ; военного сбора; акцизного сбора; платы за землю; налога на недвижимость и недвижимое имущество, отличное от земельного участка; налога на прибыль; единого; экологического; транспортного и других налогов и сборов.

    Uteka предоставляет надежные решения по оптимизации налогообложения вашего предприятия законными методами и подсказывает, как избежать штрафов, дает рекомендации от опытных практиков-аналитиков и самых успешных бухгалтеров и юристов Украины!

    Мы вовремя проинформируем об основных ставках налогов и сборов; расскажем о преимуществах и недостатках единого налога для предпринимателей и ФЛП; предоставим примеры расчетов налогов при начислении заработной платы, отпускных и декретных; покажем примеры заполнения налоговой отчетности в различных ситуациях хоздеятельности и при различных системах налогообложения, а также примеры исправления ошибок отчетности.

    Создание налоговой определенности в неопределенном мире обсудили в Торгово-промышленной палате РФ

    Материал подготовила
    Самарцева Екатерина

    По мнению организаторов мероприятия, Федеральная налоговая служба за последнее время превратилась в одну из крупнейших и наиболее эффективных IT-организаций не только в России, но и в мире. Цифровая повестка обязывает налогоплательщиков неукоснительно выполнять обязанности по исчислению и уплате налогов, и сегодня для минимизации налоговых рисков как никогда важно понимать революционные процессы в контрольно-ревизионной среде.

    Вызовы налогового администрирования

    Открыл конференцию Аркадий Брызгалин, к.ю.н., руководитель «Налоги и финансовое право». Спикер сразу обозначил ряд юридических проблем, возникающих в связи с цифровизацией налогового администрирования: ответственность за нарушение сроков предоставления отчетности в электронном виде в результате технических сбоев, ответственность за нарушение способов и формата предоставления отчетности, правовой статус технических посредников (программистов и IT-структур), проблемные вопросы открытости цифровых данных из налоговой сферы. Процесс налоговой цифровизации в России происходит в 3 этапа:

  • Модель «цифровой зрелости» (веб-сайты, персональные электронные сервисы, электронный документооборот и отчетность).
  • «Полностью цифровая организация» процессов администрирования (мобильные приложения, индивидуальные проактивные сервисы).
  • «Адаптивная платформа» (2025 г.), соединяющая IT-платформы ФНС и налогоплательщиков в режиме реального времени, когда исполнение налоговых обязательств происходит в автоматическом режиме и «без усилий».
  • Спикер прокомментировал также заявление руководителя ФНС Михаила Мишустина, прозвучавшее 27 марта 2020 г. на Форуме по налоговому администрированию Организации экономического сотрудничества и развития в Чили, о создании виртуальной транзакционной среды ? замкнутой цифровой экосистемы, в которой все хозяйствующие субъекты будут совершать сделки, а ФНС РФ сможет автоматически исчислять и удерживать налоги в момент совершения транзакций.

    Александр Егоричев, начальник управления камерального контроля ФНС РФ, рассказал о современных инструментах налогового контроля, новых системах сбора информации, заработавших в 2020-2020 гг., и системе прослеживаемости товаров, включая механизм ее реализации и перспективы на 2020-2021 гг.

    Объектами налогового контроля АСК «НДС-2» сегодня становятся следующие налоговые декларации: с нарушениями НДС (1.27-1.28); с расхождениями по счетам-фактурам; с сомнительной задолженностью; поданные участниками схем «трехзвенной цепочки» или выгодоприобретателями, выявленными по результатам проведения мероприятий налогового контроля; за подписями должностных лиц, дисквалифицированных по решению суда, отказавшихся от управления деятельностью юридических лиц, «массовых подписантов»; с использованием «бумажного НДС»; с применением вычетов по счетам-фактурам до 2015 г.

    В сфере прослеживаемости товаров в РФ вводится электронный документооборот, что дает возможность перестроить систему по НДС, исходя из контроля за движением товаров. Станет проще подтверждать экспорт, документы будут заменены реестрами сведений. Завершить внедрение национального сегмента прослеживаемости товаров планируется в 2020-2021 гг. К этому времени операторы ЭДО смогут предоставлять счета-фактуры (УПД), выставленные всеми налогоплательщикам, осуществляющими покупку и продажу прослеживаемых товаров.

    Проект изменений в Налоговом кодексе по системе прослеживаемости устанавливает:

  • понятийный аппарат;
  • обязанности налогоплательщиков, операторов ЭДО и ФНС России;
  • порядок регистрации ввоза из ЕАЭС и остатков товаров;
  • порядок вывоза товаров в ЕАЭС; новый вид контроля;
  • меры ответственности участников прослеживаемости.
  • О соответствии норм налогового законодательства РФ формирующейся правоприменительной практике рассказал Юрий Трунцевский, д.ю.н., ведущий научный сотрудник отдела методологии противодействия коррупции Института законодательства и сравнительного правоведения.

    По его мнению, внедрению цифровых технологий в экономике будет способствовать разработка мобильного приложения, которое включало бы в себя все налоговые данные. Сегодня многие компании плохо разбираются в качестве и точности налоговых данных, что мешает им проявлять должную осмотрительность при выборе контрагентов.

    Использование мобильного приложения, имеющего государственный статус, поможет организациям минимизировать свои риски за счет доступа к верифицированной информации о контрагентах и к обновляющейся базе законодательства. Пользователи приложения смогут получать необходимую информацию в виде консолидированных отчетов ? по мнению спикера, подобные отчеты и есть настоящий продукт цифровизации и автоматизации налогового администрирования.

    Бизнес в России сегодня делает запрос на автоматизацию всех веток документооборота и налоговых требований, число которых только растет, отметил Василий Зудин, заместитель генерального директора компании «Такском».

    Процессы сбора и верификации данных ускоряются, и к этому нужно быть технически готовыми. Эксперт рассказал о принципах, лежащих в основе нового электронного документооборота: полезности, удобстве, технологиях, ответственности. Новыми инструментами электронного взаимодействия компаний с государством и контрагентами становятся облачная электронная подпись, универсальный передаточный документ, договор в электронной форме.

    Защита налогоплательщиков сегодня

    Участники конференции обсудили стратегии и модели защиты налогоплательщиков в современных реалиях налогового администрирования. Расширение практики применения процессуальных норм НК РФ без установленных регламентов их применения формирует новую налоговую реальность. Как отметил Александр Картошкин, член Палаты налоговых консультантов, начальник юридического департамента «Атомик-Аудит», технологии проведения контрольных мероприятий вызывают вопросы со стороны налогоплательщиков.

    Например, сегодня не ограничен по времени допрос свидетеля в ходе налогового контроля, что ущемляет права граждан. Эксперт предлагает регламентировать мероприятия налогового контроля, взяв за образец уголовно-процессуальный кодекс.

    Дополнительными мерами соблюсти «баланс интересов» могли бы стать разработка кодекса поведения для представителей налоговых служб в ходе проверок налогоплательщиков, расширение перечня обязанностей налогового органа и увеличение объема прав налогоплательщиков.

    Сергей Кучер, член Правления Палаты налоговых консультантов, председатель Общественного совета при УФНС России по Владимирской области, посетовал на несерьезное внимание к мероприятиям камерального контроля со стороны налогоплательщиков. Сегодня налоговый контроль все больше смещается в сторону камерального контроля, в то время как количество выездных проверок неуклонно сокращается.

    При истребовании документов в ходе камеральных проверок налоговым консультантам необходимо активнее разъяснять проверяющим органам позицию налогоплательщика, не дожидаться окончания проверки и акта по ее итогам, составление которого может затянуться на срок до полугода и более.

    Аскерхан Амирханов, руководитель «Form.One», обратил внимание на возможности использования чат-ботов в практике налоговых консультантов и преимущества самообучающихся систем для налогоплательщиков. Для получения ответов на простые вопросы чат-боты будут крайне полезны, но заменить консультации специалистов в более сложных случаях система не может.

    Елена Барвицкая, руководитель Санкт-Петербургского филиала «Такском», ответила на вопросы о модели защиты интересов налогоплательщика в эпоху цифрового налогового контроля, возможностях налоговых консультантов встроиться в цифровую реальность и следовать правилу «проверь проверяющего», новыми формами взаимодействия с налогоплательщиками.

    Необходимые возможности для налогоплательщиков и налоговых консультантов дает решение «Картотека» в линейке продуктов компании «Такском» (обработка и хранение любых форматов данных, форм и видов документов). В частности, «Картотека» поможет провести внутренний аудит документов, подготовить:

  • ответ на требование ФНС о документах;
  • пакет документов для подтверждения ставки НДС 0%.
  • Наталья Наталюк, ведущий юрист «Правовест Аудит», советник налоговой службы РФ II ранга, и Василий Ваюкин, адвокат и управляющий партнер «Персональный налоговый менеджмент» (TAXManager), рассказали, с чем на практике сталкиваются налогоплательщики в новой цифровой системе налогового контроля, чего не хватает для полноценной оценки налоговых рисков и проверки контрагентов.

    Контрольная деятельность налоговых органов сосредоточена в 3 направлениях: организация и координация проведения мероприятий налогового контроля, анализ форм и способов уклонения от налогообложения, автоматизация планирования и проведения проверок. Внешний скоринг налогоплательщиков требует от организаций применения риск-ориентированного подхода в своей деятельности и проявления осмотрительности при выборе контрагентов.

    При этом информация в Личном кабинете налогоплательщика и сервисы ФНС на сегодняшний день не дают полного представления о возможных рисках компании. Спикеры напомнили о существующих сервисах для проверки контрагентов ( egrul.nalog.ru , kad.arbitr.ru , gks.ru и др.) и акцентировали внимание на их возможностях и недостатках.

    Для достижения определенного баланса в ситуации, при которой цифровизация на стороне налогоплательщика хотя бы частично могла опираться на базу данных, имеющуюся у налоговых органов, эксперты предложили создать единый удобный сервис со всей необходимой для организаций информацией, включая сведения из ИР «Риски» об аффилированности юридических лиц и пр.

    Виктория Варламова, главный эксперт «Правовест Аудит», советник налоговой службы РФ II ранга, представила разработку компании ? матрицу аудита налоговых рисков, позволяющую системно поддерживать налоговую безопасность организаций и обеспечить страхование рисков от наступления неблагоприятных последствий налоговых проверок.

    Эта новая технология применяется при проведении комплексного аудита с расширенным заданием ? углубленной проверкой налоговой отчетности. Она помогает выявить все риски в налоговом учете, а не только существенные ошибки, искажающие бухгалтерскую отчетность. Так, если по итогам налоговой проверки, проведенной после подобного аудита, будут доначислены налоги, то убытки в виде штрафов и пени на сумму выявленной недоимки за проверенный аудиторами период компенсирует страховая компания.

    Виктория Варламова также привела примеры выявления финансовых резервов, в том числе в виде переплаты налогов. Например, организация уплачивала налог на имущество по служебной квартире, числящейся у нее на балансе в качестве основного средства, исходя из ее кадастровой стоимости.

    Однако в соответствии с нормами НК РФ квартиры как основные средства облагаются налогом по среднегодовой стоимости. Соответственно, налог был переплачен. После аудиторской проверки организация представила уточненную декларацию по налогу на имущество и зачла переплату в счет следующих платежей.

    Другой пример. В ходе аудита было обнаружено, что организация забыла принять к вычету НДС, исчисленный при получении предоплаты, которую возвратили 11 месяцев назад при расторжении договора (бухгалтерия забыла поставить «галочку» в программе). Срок на вычет «авансового» НДС при расторжении договора составляет 1 год с даты возврата. Организация успела представить уточненную декларацию по НДС до истечения срока на вычет и сэкономила 1, 8 млн руб.

    Есть примеры, когда организации занижали суммы налогов по ошибке, либо доначисления налогов грозили организации только из-за того, что требования бухгалтерии о составлении внутренних первичных документов работники не воспринимали серьезно. Например, при строительстве объектов руководители производства не хотели составлять акты отпуска материалов на строительство и иные документы, необходимые для учета расходов.

    В случае проведения выездной налоговой проверки это грозило компании как минимум судебными спорами с налоговыми органами о правомерности (сумме) учета расходов на строительство, а как максимум ? «снятием» с расходов затрат на приобретение материалов, начислением пени и штрафа.

    По итогам аудита требования бухгалтерии о составлении первичных документов были выполнены, руководство компании осознало важность и денежную ценность «бумажек», составляемых строительными подразделениями. А компания устранила риск доначисления налогов, штрафов и пени в размере 586 млн руб., сохранила нервы работникам бухгалтерии и освободила руководителя и собственников от риска весьма ощутимых претензий.

    По итогам конференции будут сформированы предложения по совершенствованию норм налогового законодательства РФ в соответствии с существующей практикой налогового администрирования.

    Но главный вывод по итогам обсуждений можно сделать уже сейчас: налоговым консультантам стоит сосредоточиться на упреждающем консультировании, а налогоплательщикам — применять адекватные модели налогового поведения, в том числе проводить ревизию налоговых рисков в течение года (ежеквартально), чтобы упредить появление ошибок, не дожидаясь момента, когда последствия будут неотвратимы.

    Налогообложение и налоговая отчетность

    Российским законодательством установлены следующие виды налоговых режимов:

    Указанные режимы налогообложения могут применяться как юридическими лицами, так и индивидуальными предпринимателями. Исключение составляет патентная система налогообложения, применяемая только индивидуальными предпринимателями.

    Выбор налогового режима является добровольным.

    Если Вы не подали заявление о переходе на специальный режим налогообложения, то Вы находитесь на общем режиме налогообложения. Для перехода на специальный режим налогообложения необходимо в установленные Налоговым кодексом РФ сроки подать в территориальный налоговый орган соответствующее заявление (уведомление).

    Обращаем внимание на то, что нельзя одновременно применять общую систему налогообложения, УСН и ЕСХН, поскольку каждый из этих режимов применяется в отношении всей предпринимательской деятельности в целом.

    При этом общую систему налогообложения, УСН и ЕСХН можно совмещать с ЕНВД и ПСН (для индивидуальных предпринимателей), которые могут применяться в отношении отдельных видов деятельности.

    При совмещении нескольких режимов налогообложения необходимо вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций.

    Преференции для СМСП

    С 17 июля 2015 года на территории Омской области введены «налоговые каникулы» для индивидуальных предпринимателей в соответствии с Законом Омской области от 16.07.2015 № 1768-ОЗ «Об отдельных вопросах установления налоговой ставки в размере 0 процентов для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения и (или) патентную систему налогообложения», предусматривающие налоговую ставку в размере 0 процентов.

    «Налоговые каникулы» применяются в течение двух налоговых периодов в отношении впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН или ПСН, осуществляющих деятельность в производственной, социальной, научной сфере и сфере бытовых услуг.

    «Налоговые каникулы» применяются до 1 января 2021 года.

    © 2010?2020 Казенное учреждение города Омска «Центр поддержки предпринимательства»
    При перепечатке и цитировании ссылка на первоисточник обязательна.
    Старая версия сайта

    Уведомление ИФНС об УСН: может ли его заменить налоговая отчетность?

    Семинары и вебинары Аюдар Инфо

    Применение УСНО, как известно, носит уведомительный характер. Чтобы применять этот спецрежим на законных основаниях, «упрощенцы» должны подать в установленный срок соответствующее уведомление по утвержденной ФНС форме. Существует ли альтернатива данному документу? С точки зрения закона – нет. На практике заменить подобное уведомление может налоговая отчетность, однако это рискованный путь. Зачастую он приводит к судебному спору с контролерами, исход которого просчитать заранее сложно. Хотя, как правило, арбитры благоволят «упрощенцам», пренебрегшим обязанностью подать уведомление о применении УСНО.

    Все, что нужно знать об уведомлении.

    Применять УСНО или нет – это решение, которое определяется только волей налогоплательщика. В силу п. 1 ст. 346.11 НК РФ возможность перейти на данный спецрежим не требует разрешения налогового органа и никак не связана с его мнением. Словом, налоговики не наделены полномочиями запрещать или разрешать налогоплательщику применять УСНО.

    К сведению:

    Возможность применения УСНО не ставится в зависимость от наличия или отсутствия у налогоплательщика статуса налогового резидента РФ (см. письма Минфина России от 29.12.2020 № 03?04?05/96589, от 14.09.2020 № 03?11?11/65819).

    О своем намерении перейти на УСНО с начала налогового периода (то есть с 1 января) или с начала деятельности налогоплательщики сообщают в ИФНС посредством подачи уведомления по форме 26.2?1, утвержденной Приказом ФНС России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/[email protected]

    Подчеркнем: данная форма носит рекомендательный характер (!), что следует из названного приказа. Безусловно, этот нюанс важен, поскольку указывает на возможность применения альтернативных вариантов уведомления ИФНС.

    В уведомлении будущий плательщик «упрощенного» налога в обязательном порядке указывает объект налогообложения, с которого он намерен платить налог, – «доходы» или «доходы, уменьшенные на величину расходов» («доходы минус расходы») (п. 1 ст. 346.13, ст. 346.14 НК РФ).

    При этом вновь зарегистрированные юридические лица и ИП обязаны подать в ИФНС уведомление по форме 26.2?1 в срок, установленный п. 2 ст. 346.13 НК РФ, – не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет.

    Для действующих налогоплательщиков п. 1 ст. 346.13 установлен иной срок – не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на УСНО. В этом случае помимо выбранного объекта налогообложения («доходы» или «доходы минус расходы») необходимо указать остаточную стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на УСНО.

    В соответствии с пп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ организации и ИП, не уведомившие о переходе на УСНО в сроки, установленные п. 1 и 2 ст. 346.13 НК РФ, не вправе применять названный режим налогообложения. Как подчеркнуто в Постановлении АС СЗО от 22.04.2020 № Ф07-3501/2020 по делу № А26-9853/2020, в названной норме содержится императивное правило о запрете на применение специального режима в случае неуведомления о переходе на УСНО в установленные кодексом сроки.

    Итак, п. 1 и 2 ст. 346.13 НК РФ установлено требование в установленный срок уведомлять налоговый орган о намерении налогоплательщика перейти на УСНО. А подпунктом 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ фактически установлен запрет на применение «упрощенки» налогоплательщиками, не выполнившими данное требование. То есть в одних нормах содержится требование (подчеркнем: именно требование, а не обязанность!), а в другой определена мера ответственности за невыполнение требования. Это необычная для Налогового кодекса конструкция, поскольку запрет, как правило, является следствием невыполнения налогоплательщиком обязанности, предусмотренной кодексом. В итоге названные нормы участники налоговых правоотношений толкуют по-разному (разумеется, каждый в свою пользу). К примеру, налогоплательщики считают, что декларация по УСНО (которая, отметим, подается спустя год после сроков, указанных в п. 1 и 2 ст. 346.13 НК РФ) является приемлемой альтернативой уведомлению по форме 26.2?1. Причем правомерность такой позиции подтверждена высшими арбитрами.

    Правовая позиция Верховного суда.

    Споры по вопросу о правомерности применения УСНО в связи с неподачей налогоплательщиками уведомления начались давно. Верховный суд обобщил судебную практику и в п. 1 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства [1] (далее – Обзор), указал следующее.

    Налоговые органы обязаны своевременно осуществлять налоговый контроль и принимать меры в отношении состоящих на учете налогоплательщиков – требовать представления налоговой отчетности, блокировать операции по счетам, если отчетность не представлена (п. 2 ст. 22, пп. 1 и 5 п. 1 ст. 31, п. 2 ст. 32 НК РФ). Поэтому если своим поведением в течение налогового периода инспекция фактически признала правомерность применения налогоплательщиком УСНО (в частности, не возражала против внесения им ежеквартальных авансовых платежей «упрощенного» налога и подачи декларации по нему), то она не вправе ссылаться на пп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ в обоснование изменения статуса налогоплательщика.

    Иными словами, Верховный суд считает, что налоговый орган не вправе ссылаться на несвоевременность уведомления вновь созданным субъектом предпринимательства о выборе УСНО, если ранее фактически признал обоснованность применения специального налогового режима налогоплательщиком.

    Руководствуясь обозначенной позицией Верховного суда, нижестоящие суды теперь признают незаконными действия налогового органа, выражающиеся в отказе признать за вновь созданными (зарегистрированными) налогоплательщиками право на применение УСНО с момента создания (регистрации), если в течение отчетных и налоговых периодов налоговый орган своим поведением фактически признавал правомерность применения ими УСНО (см., например, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2020 № 09АП-1921/2020 по делу № А40-168017/18, АС СКО от 18.04.2020 № Ф08-1856/2020 по делу № А53-26072/2020, АС ЦО от 05.03.2020 № Ф10-49/2020 по делу № А14-21446/2017). Хотя прежде в случае неподачи налогоплательщиками уведомления по форме 26.2-1 суды нередко вставали на сторону налогового органа (см., например, определения ВС РФ от 29.09.2017 № 309?КГ17-13365 по делу № А47-8188/2016 и от 26.10.2017 № 309?КГ17-15287 по делу № А50-29958/2016), указывая, что принятие налоговым органом деклараций по УСНО не может рассматриваться как подтверждение права на применение этой системы налогообложения.

    Отсутствие уведомления о переходе на УСНО при совершении налогоплательщиком иных действий, свидетельствующих о применении им данной системы налогообложения, не влечет запрета в ее применении и возникновения обязанностей по представлению налоговых деклараций по общей системе налогообложения.

    Правда, в этой правовой позиции буквально упоминается лишь одна категория «упрощенцев» (правовой статус – организация или ИП – в данном случае значения не имеет) – те, кто применяет УСНО с момента своего создания. Но есть и другая категория – те, кто перешел на УСНО с другого налогового режима. Действителен ли аналогичный подход в отношении них?

    Примеры из практики.

    Для ответа на поставленный вопрос обратимся к делу № А62-5153/2017 и вкратце поясним суть спорной ситуации.

    С 01.01.2006 компания применяла УСНО на основании уведомления, выданного налоговым органом 05.12.2005. Однако в период с 25.12.2007 по 24.06.2012 она не соответствовала требованиям, установленным п. 3 ст. 346.12 НК РФ, поскольку согласно данным ЕГРЮЛ единственным участником общества в указанный период являлось другое ООО с долей участия в уставном капитале 100 %. Поэтому компания утратила право на применение УСНО.

    В силу п. 7 ст. 346.13 НК РФ компания вправе была вновь перейти на УСНО не ранее 2013 года, уведомив о переходе на данный режим в порядке и в сроки, установленные п. 1 названной статьи. Но подобное уведомление компания, фактически перешедшая с ОСНО на «упрощенку», в ИФНС не подала. Это обстоятельство и послужило основанием для пересмотра контролерами налоговых обязательств компании (в рамках общей системы налогообложения) за проверяемый период 2013 – 2015 годов.

    Суды трех инстанций, руководствуясь положениями ст. 346.11, 346.12 и 346.13 НК РФ в совокупности, сочли правомерным решение налоговиков (см. Постановление АС ЦО от 06.12.2020 № Ф10-291/2020 по делу № А62-5153/2017). В обоснование арбитры привели следующие доводы:

  • компания не подавала уведомление о переходе на УСНО, следовательно, она была обязана применять общую систему налогообложения и исполнять обязанность по представлению налоговых деклараций, в том числе по НДС, налогам на прибыль и на имущество;
  • подача компанией деклараций по УСНО за 2013 – 2015 годы и принятие их налоговым органом не могут рассматриваться как подтверждение ее права на применение этой системы налогообложения, поскольку налоговый орган не вправе отказать в принятии поданной декларации.
  • Не согласившись с решением кассационной инстанции, компания подала заявление в Верховный суд, приведя такие аргументы:

    • по итогам камеральных проверок деклараций по УСНО за 2013 и 2014 годы ИНФС не направила в адрес компании ни одного сообщения о ее несоответствии требованиям, предусмотренным законодательством для применения УСНО;
    • налоговики не сообщили (в порядке и сроки, установленные ст. 88 НК РФ) об отсутствии уведомления о переходе на УСНО;
    • никакие дополнительные сведения и документы у компании не запрашивались.
    • По мнению компании, отсутствие выявленных инспекцией нарушений в части сдаваемой отчетности свидетельствует о выполнении обязанности по информированию налогового органа о переходе на УСНО и обоснованности ее применения в спорный период. Следовательно, в указанных обстоятельствах сам по себе факт отсутствия уведомления не может служить основанием для самостоятельного изменения инспекцией налогового режима в отсутствие воли заявителя.

      Судья Верховного суда (см. Определение от 29.05.2020 № 310?ЭС19-1705) счел этот довод заслуживающим внимания и передал дело № А62-5153/2017 для пересмотра в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ. И что-то нам подсказывает, что окончательное решение по данному спору будет вынесено в пользу налогоплательщика. Согласитесь, основания для оптимизма имеются.

      Смена объекта налогообложения по умолчанию.

      Есть еще одна ситуация, в которой налоговики сначала отмалчиваются, а затем предъявляют претензии. Речь о смене объекта налогообложения при УСНО.

      Типичный спор был рассмотрен недавно АС МО (см. Постановление от 08.05.2020 № Ф05-4303/2020 по делу № А40-245402/2017).

      В 2011 году компания подала уведомление о применении УСНО с объектом налогообложения «доходы», однако за 2012 и последующие годы она представляла декларации, где был указан иной объект налогообложения – «доходы минус расходы». Налоговики спохватились лишь по итогам камеральной проверки декларации за 2015 год – доначислили «упрощенный» налог (около 3 млн руб.).

      Компания оспорила это доначисление. Она настаивала, что надлежаще уведомила налоговый орган (в декабре 2011 года) о смене объекта налогообложения (как того требуют п. 2 и 3 ст. 346.14 НК РФ). Но контролеры указывали на его отсутствие.

      Правда, как следует из материалов дела, компания и за 2011 год представила декларацию по УСНО с указанием в ней объекта налогообложения «доходы минус расходы». С учетом этого обстоятельства суды первой и апелляционной инстанции сочли неубедительным довод налогоплательщика о подаче уведомления об изменении объекта налогообложения. И, как следствие, отказали в удовлетворении требований о признании неправомерной суммы доначисленного «упрощенного» налога.

      Между тем кассация отменила решение нижестоящих судов. Какие доводы при этом она привела, вы, полагаем, уже догадались. Совершенно верно, доводы все те же.

      Налоговые органы обязаны своевременно осуществлять налоговый контроль и принимать меры в отношении состоящих на учете налогоплательщиков, в том числе требовать представления налоговой отчетности, приостанавливать операции налогоплательщика по счетам в банках в случае ее непредставления по установленной форме в отношении тех налогов, которые налогоплательщик обязан уплачивать (п. 2 ст. 22, пп. 1 и 5 п. 1 ст. 31, п. 2 ст. 32 НК РФ).

      Поэтому если своим поведением в течение предыдущих налоговых периодах налоговый орган фактически признал правомерность применения компанией УСНО с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», то у него нет никаких оснований для осуществления доначислений в отношении данной компании с применением иного объекта налогообложения.

      Иными словами, АС МО счел возможным применить при рассмотрении данного спора приведенную выше правовую позицию Президиума ВС РФ, изложенную в п. 1 Обзора (о чем, кстати, прямо сказано в судебном акте).

      Примечательно, что в том же Обзоре, но в другом пункте – п. 7 – указана более жесткая для «упрощенцев» правовая позиция по данному вопросу, суть которой заключается в следующем: выбор объекта налогообложения, сделанный в уведомлении о применении упрощенной системы налогообложения, является обязательным для налогоплательщика и не может быть изменен после начала налогового периода. Но она, по мнению АС МО, в данной ситуации не применима. Очевидно, из-за противоречивых показаний участников спора относительно подачи (или неподачи) уведомления. Это во-первых. А во-вторых (и это более существенный момент в данном споре), из-за того, что налоговики на протяжении нескольких лет принимали отчеты «упрощенца» без каких-либо претензий.

      Вероятно, при других обстоятельствах итог спора относительно смены изначально выбранного объекта налогообложения при УСНО может оказаться другим. Это следует учитывать, тем более что Минфин по данному вопросу довольно категоричен.

      Обратите внимание:

      Минфин допускает возможность изменения первоначально выбранного объекта налогообложения по УСНО только до начала его применения. Об этом свидетельствуют разъяснения чиновников ведомства в письмах от 16.01.2015 № 03?11?06/2/813, от 14.10.2015 № 03?11?11/58878.

      Однако следует учесть риски, обусловленные Определением ВС РФ от 30.03.2020 № 304?КГ18-1727 по делу № А45-298/2017, в котором была рассмотрена следующая ситуация. В конце 2014 года компания представила в ИФНС уведомление о переходе с 01.01.2015 на УСНО с объектом налогообложения «доходы». Вместе с тем в марте 2016 года налогоплательщик представил в инспекцию декларацию за 2015 год, где заявил к уплате «упрощенный» налог, рассчитанный исходя из разницы между доходами и расходами.

      По результатам камеральной проверки контролеры указали на неправильное применение объекта налогообложения и доначислили «упрощенный» налог.

      Три судебные инстанции пришли к выводу, что представление компанией декларации по УСНО за 2015 год с отражением в ней объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» по существу является изменением ранее выбранного объекта налогообложения. А пунктом 2 ст. 346.14 НК РФ подобные действия запрещены.

      Арбитры также подчеркнули, что отражение в КУДиР сумм понесенных расходов не свидетельствует о правомерности применения объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», поскольку налогоплательщик изначально выбрал объект налогообложения «доходы» и до начала налогового периода уведомление о смене объекта налогообложения в налоговый орган не представил (см. Постановление АС ЗСО от 28.11.2017 № Ф04-4759/2017). Определением ВС РФ № 304?КГ18-1727 данное решение оставлено в силе.

      [1] Утвержден Президиумом ВС РФ 04.07.2020.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *