Налоговый кодекс экспортная пошлина

Дума приняла закон о завершении налогового маневра в нефтяной отрасли

Москва. 24 июля. INTERFAX.RU — Госдума РФ на заседании во вторник приняла в окончательном, третьем чтении пакет законопроектов о завершении налогового маневра в нефтяной отрасли, передал корреспондент «Интерфакса» с заседания.

Поправки были внесены в Налоговый кодекс (НК) РФ и в закон «О таможенном тарифе».

Экспортная пошлина и НДПИ

Принятые поправки предполагают постепенное уменьшение экспортной пошлины на нефть вплоть до ее обнуления за шесть лет, с 2020 года до 2024 года. Для обеспечения постепенного обнуления пошлины на нефть вводится специальный корректирующий коэффициент, который будет уменьшаться год от года в течение шести лет. Так, в 2020 году предельные ставки пошлины (выше которых не может быть установлена пошлина, рассчитываемая по формулам правительства) предлагается умножать на корректирующий коэффициент 0,833, в 2020 году — 0,667, в 2021 году — 0,5, в 2022 году — 0,333, в 2023 году — 0,167, в 2024 году — 0. Таким образом, с 2024 года экспортная пошлина на нефть в РФ будет отменена.

Одновременно будет продолжено плановое постепенное повышение НДПИ. Для этого еще в 2017 году в одну из формул, лежащих в основе расчета НДПИ, был введен повышающий коэффициент, который плавно повышался в 2017-2021 годах. Одобренные Госдумой в третьем чтении поправки сохраняют все ранее принятые размеры повышающих коэффициентов, однако увеличивают срок их действия на год — до конца 2021 года. Так, в 2020 году он достигает 357, в 2020-2021 годах — 428. С 2022 года этот повышающий коэффициент будет равен нулю.

Каким будет НДПИ на нефть после 2021 года, Минфин и Минэнерго пока ведут споры. Повышающие коэффициенты вводились в 2015 году для наполнения бюджета. Тогда правительство обещало нефтяным компаниям, что это будет временная мера.

Все льготы по экспортной пошлине на нефть, которые получали нефтяные компании, будут зеркально трансформированы в НДПИ, следует из законопроекта.

Пошлина на нефтепродукты при форс-мажоре

Отказываться до конца от механизма заградительной экспортной пошлины на нефтепродукты правительство не намерено. В законе предусмотрена возможность экстренного введения повышенной ставки пошлины на топливо в случае, если в течение месяца мировые цены на нефть выросли на 15%. Ее размер составляет 60% от повышенной ставки экспортной пошлины на нефть, которая, в свою очередь, равна не 30% как принято на 2020 год, а 45%. Как пояснил ранее директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина РФ Алексей Сазанов, по сути, такая ставка пошлины на нефтепродукты равна 90% от принятой на 2020 год ставки пошлины на нефть.

Акциз на нефть с учетом логистики НПЗ

Система обнуления экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты при одновременном повышении НДПИ может привести к риску роста внутренних цен на нефтепродукты на уровне мировых. Кроме того, ситуация ухудшается наличием акциза на нефтепродукты, которые уплачивают НПЗ. Акцизы на нефтепродукты идут в бюджет РФ для наполнения дорожных фондов.

Несмотря на риски роста цен на нефтепродукты на внутреннем рынке, поправки сохраняют рост акцизов на топливо. В 2020 году акцизы на бензин должны вырасти с нынешних 8,2 тыс. рублей за тонну до 12,3 тыс. рублей на тонну, в 2020 году — до 12,75 тыс. руб./т, в 2021 году — до 13,26 тыс. руб./т. Акцизы на дизельное топливо должны вырасти с нынешних 5,67 тыс. руб./т до 8,54 тыс. руб./т в 2020 году, затем до 8,83 тыс. руб./т в 2020 году и до 9,19 тыс. руб./т в 2021 году.

Чтобы избежать резкого роста цен на нефтепродукты на внутреннем рынке, поправки предполагают введение принципиально нового для нефтяной отрасли РФ механизма — акциза на нефть с так называемой демпфирующей составляющей. Он будет выплачиваться компаниям, перерабатывающим нефть на российских НПЗ, в том случае, если мировые цены на нефтепродукты превышают стоимость топлива на внутреннем рынке. Этот механизм позволит компаниям компенсировать рост выплат по акцизам на нефтепродукты с 2020 года, избежать резких колебаний цен на внутреннем рынке вслед за мировыми и сделать поставки топлива на внутренний рынок такими же привлекательными, как и на экспорт.

Акциз на нефть вводится для НПЗ, имеющих свидетельство о регистрации, или для компаний, перерабатывающих нефть по давальческой схеме. Акциз на нефть рассчитывается по формуле в зависимости от цен на нефть, объемов переработки нефти и производства разных видов нефтепродуктов, курса рубля и логистического коэффициента в зависимости от удаленности НПЗ.

Логистический коэффициент вводится в формулу расчета непосредственно акциза на нефть. Всего было выделено шесть региональных групп, к которым будет применяться данный коэффициент. НПЗ, подпадающие под логистические коэффициенты, удалены от рынков сбыта, в первую очередь, экспортных, и не могут в случае необходимости быстро компенсировать выпадающие объемы производства за счет других НПЗ.

Самый большой логистический коэффициент в размере 1,5 будет применяться к НПЗ, расположенным в Хакасии и в Красноярском крае. В эту группу попадает Ачинский НПЗ «Роснефти» .

Коэффициент 1,4 будет применяться к перерабатывающим мощностям в Туве и Иркутской области. В эту группу попадает Ангарский НПЗ «Роснефти».

Коэффициент 1,3 распространяется на НПЗ в Ямало-Ненецком, Ненецком автономных округах, в республике Коми, в Якутии и Бурятии. Этот коэффициент может получить Ухтинский НПЗ «ЛУКОЙЛа» .

Коэффициент 1,1 применяется к НПЗ в Тюменской, Новосибирской и Томской областях, а также в Забайкальском крае. Этот коэффициент может быть применен к нефти, перерабатываемой на Антипинском НПЗ компании «Новый поток» и Коченевском НПЗ компании «ВПК-Ойл». Проектная мощность последнего заявлена в объеме 1 млн тонн, а текущая переработка — в размере 600 тысяч тонн.

Коэффициент 1,05 будет применяться к заводам, расположенным в Омской области, Алтайском крае и республике Алтай. Под его действие подпадает Омский НПЗ «Газпром нефти» .

В отношении остальных регионов России будет применяться коэффициент 1.

Демпфирующий коэффициент в акцизе на нефть

В формулу возврата акциза на нефть нефтеперерабатывающим компаниям вводится демпфирующий коэффициент. Он рассчитывается как разница цен экспортной альтернативы и цен на внутреннем рынке. При этом цена экспортной альтернативы рассчитывается по формуле в зависимости от цен на бензин и дизельное топливо на роттердамском рынке, затрат на транспортировку, размера экспортной пошлины и акциза на нефтепродукты, курса рубля и налога на добавленную стоимость. А внутренняя цена на бензин и дизельное топливо устанавливается нормативно. Согласно законопроекту, средняя оптовая цена на бензин Аи-92 принимается равной 56 тыс. рублей за тонну в 2020 году, 58,8 тыс. рублей за тонну в 2020 году, 61,74 тыс. рублей за тонну в 2021 году. Средняя оптовая цена на дизельное топливо устанавливается в размере 50 тыс. рублей за тонну в 2020 году, 52,5 тыс. рублей за тонну в 2020 году, 55,125 тыс. рублей за тонну в 2021 году.

Если внутренние оптовые цены на бензин и дизельное топливо отклоняются от установленных в законопроекте цен на 10% или более, то демпфирующий коэффициент обнуляется. Такой подход позволит компаниям компенсировать со следующего года до 60% роста экспортных цен на нефтепродукты.

Свидетельство о регистрации НПЗ

Получать возвратный акциз на нефть могут только нефтеперерабатывающие компании, имеющие свидетельство о регистрации. Закон подробно прописывает, какие компании имеют право на получение данной регистрации.

Свидетельство о регистрации могут получить компании, имеющие в собственности НПЗ, перерабатывающие собственную нефть или нефть по давальческой схеме. Право получить такую регистрацию имеют нефтеперерабатывающие компании, подпавшие на 1 января 2020 года под санкции, либо нефтеперерабатывающие компании, производящие из нефти 10% бензина класса 5 и продающие его на внутреннем рынке в объеме не менее 5 тыс. тонн.

Кроме того, регистрацию могут получить компании, перерабатывающие более 600 тыс. тонн нефти и заключившие с государством до 1 июня 2020 года соглашение о модернизации НПЗ при условии, что данное соглашение является действующим и сроки, указанные в нем, не срываются. При этом компания, заключившая с государством соглашение о модернизации, либо обязана в итоге выйти на производство из нефти не менее 10% бензина класса 5, либо должна инвестировать в ремонт НПЗ в период с 2016 года по 2024 год не менее 60 млрд рублей.

Кроме того, акциз на нефть может быть обнулен для компаний, которые не смогли произвести из общего объема перерабатываемой нефти более 75% всех видов нефтепродуктов, включая бензин, кокс, мазут, битум и так далее.

Как пояснил ранее заместитель министра энергетики РФ Павел Сорокин, по расчетам Минэнерго, в конечном итоге, под систему возвратных акцизов нефть могут не подпасть небольшие НПЗ с общим объемом нефтепереработки в 15-17 млн тонн. Некоторые из этих НПЗ могут, в конечном итоге, закрыться.

«В первый год работы влияние «налогового маневра» на нефтеперерабатывающий сектор будет минимальным. Необходимо, чтобы прошло два-три года, чтобы мы увидели реальный эффект от налогового маневра на сектор нефтепереработки и объемы переработки нефти», — сказал он тогда.

ГД приняла законы о налоговом маневре в нефтегазовой отрасли

В пакете два законопроекта. Первый предусматривает внесение изменений в Налоговый кодекс РФ, второй – в Закон «О таможенном тарифе». Инициатива направлена на завершение налогового маневра в нефтегазовой отрасли.

Предлагаемые Правительством изменения означают постепенное наведение порядка в системе предоставления различного рода льгот и преференций, выделения скрытых субсидий, повышения эффективности системы налоговых льгот и, соответственно, получение дополнительных доходов федерального бюджета за счет повышения эффективности различных форм государственной поддержки.

Нововведения предусматривают постепенное снижение в течение шести лет экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты с 30% до нуля.

Параллельно с этим будет равномерно расти ставка налога на добычу нефти и газового конденсата. Нововведение начнет действовать с 1 января 2020 года.

Смотрите так же:  Гражданский кодекс рф 2020 консультант часть 2

При этом сохраняется относительный размер и условия действия до 1 января 2020 года пониженной ставки НДПИ при добыче нефти и газового конденсата на выработанных и малых участках недр, а также при добыче трудноизвлекаемой нефти, путем корректировки понижающего коэффициента к ставке НДПИ при добыче нефти. Также сохранится действующая льгота по НДПИ для добычи на новых морских месторождениях и для добычи газового конденсата, используемого для производства СПГ.

Законом предусмотрен механизм предоставления налогового вычета по НДПИ на добытый газовый конденсат при его направлении на производство технического пропана-бутана по аналогии с получением налогового вычета по НДПИ при его направлении на производство широкой фракции легких углеводородов.

Вычеты по акцизам также предполагается установить для организаций, где налажено производство высокооктанового бензина пятого класса и дизельного топлива.

Также предусматривается применение «особых формул расчета ставок вывозных таможенных пошлин на сырую нефть». Формулы должны использоваться «с учетом коэффициента, позволяющего сохранить действующую ставку вывозной таможенной пошлины на нефть сырую, на уровне 90% от действующей в настоящее время особой формулы расчета ставок вывозных таможенных пошлин». Это не коснется объемов нефти, добытой на новых морских месторождениях углеводородного сырья.

Ставка акциза на прямогонный бензин, бензол, параксилол, ортоксилол, используемые в нефтехимии, будет устанавливаться «с учетом корректирующего коэффициента, который постепенно будет увеличивать ее значение на величину снижения ставки вывозной таможенной пошлины на нефть».

Также законом о внесении изменений в НК РФ предусматривается индексация ставок акцизов на подакцизные товары в 2021 году на уровень инфляции. Она, по прогнозам Минэкономразвития, составит 4%. При этом ставки акцизов на период 2020–2020 гг. сохраняются на уровне, установленном действующим налоговым законодательством.

Налоговый кодекс экспортная пошлина

Госдума приняла в окончательном, третьем, чтении законопроект о налоговом маневре для нефтяной отрасли, сообщается на сайте нижней палаты.

Налоговый маневр подразумевает постепенное снижение экспортной пошлины (сейчас составляет 30%) до нуля с постепенным повышением налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). На совершение этого налогового маневра отводится шесть лет — с 2020 по 2024 год. НДПИ будет расти до 2021 года.

Когда закон будет одобрен Советом Федерации и подписан президентом, соответствующие поправки внесут в Налоговый кодекс и закон «О таможенном тарифе».

Кроме того, закон вводит так называемые логистические коэффициенты, которые будут определять вычеты по акцизам для переработчиков нефтяного сырья. Вычеты будут предоставляться компаниям, которые провели модернизацию перерабатывающих производств или намерены взять на себя обязательства за три года модернизировать производство.

Кроме того, обратный акциз получат компании, попавшие под санкции США и ЕС.

Размер коэффициента варьируется от 1 до 1,5 и делится на шесть региональных групп. Самый большой, коэффициент 1,5, — для Хакасии и Красноярского края (Ачинский НПЗ «Роснефти»), затем коэффициент 1,4 для Тывы и Иркутской области (Ангарский НПЗ, также «Роснефть»). Для НПЗ в ЯНАО, Коми, Якутии, Бурятии и НАО будет применяться коэффициент 1,3 (Ухтинский НПЗ ЛУКОЙЛа) и так далее.

Кроме того, будут учитываться ?объем произведенных из нефтяного сырья высооктанового бензина и дизельного топлива, цены на нефть на мировых рынках, а также уровень «средних оптовых цен реализации» нефтепродуктов на территории России и цен «экспортной альтернативы на нефтепродукты», говорится в документе.

Например, нефтеперерабатывающие заводы, на которых налажено производство высококачественного бензина и дизельного топлива не ниже пятого класса для внутреннего рынка, смогут получить вычет по акцизу на нефть, объяснял премьер-министр Дмитрий Медведев. По его словам, также сохранятся действующие льготы по НДПИ — для месторождений со сложными условиями, для выработанных месторождений, малых участков недр и для месторождений трудноизвлекаемой нефти?.

При этом полностью отказываться от ?механизма заградительной экспортной пошлины на нефтепродукты правительство не намерено. Закон предусматривает возможность экстренного введения повышенной ставки пошлины на топливо в случае, если в течение месяца мировые цены на нефть выросли на 15%. Ее размер составит 90% от принятой на 2020 год ставки пошлины на нефть.

Главная цель налогового маневра — более эффективное распределение таможенной субсидии, которая сейчас предоставляется в виде экспортной пошлины, и дифференциации ее относительно нефти и нефтепродуктов, говорил министр энергетики Александр Новак.

Вице-премьер Дмитрий Козак отмечал, что всего правительство рассчитывает получить от реформы дополнительные доходы в размере 1,3–1,6 трлн руб. в течение шести лет.

Зачем нужен налоговый маневр в нефтяной отрасли

Экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты будут снижены от действующих 30% до нуля от цены нефти в течение шести лет. Снижение будет происходить постепенно, начиная с января 2020 года. При этом увеличится налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Поправки внесут в ст. 3.1 федерального закона «О таможенном тарифе» и в Налоговый кодекс. Инициатива реформы принадлежит Минфину РФ.

Зачем нужна нефтяная реформа

Кабмин вносит в Госдуму законопроект о налоговом маневре в нефтяной отрасли
Налог на добычу полезных ископаемых полностью идет в федеральный бюджет РФ.

Дополнительные доходы от НДПИ в результате налогового маневра, по расчетам авторов инициативы, составят 10,8 трлн рублей. Потери бюджета от реформы, в том числе из-за поддержки нефтепереработки, за тот же период оцениваются в 3,4 трлн рублей, что следует из комментариев к законопроекту, размещенному на сайте Госдумы РФ.

«Доля НДПИ в госказне существеннее, чем экспортных пошлин на нефть, которые планируется обнулить», — отмечает Геннадий Шмаль, президент Союза нефтегазопромышленников России.

Что будет с ценами на бензин

При обсуждении законопроекта о налоговом маневре всегда поднимается вопрос о росте стоимости топлива. Поэтому реформу критиковали представители нефтяных компаний и Минэнерго РФ.

«Повышение НДПИ автоматом влечет за собой рост внутренних цен на нефть. А это приведет к росту цены топлива на автомобильных заправках. Почему в этом году уже заметно росли цены на бензин — как раз из-за увеличения стоимости нефти внутри страны. И, вдобавок, из-за роста акцизов», — говорит Геннадий Шмаль. Также есть мнения, что нефтяные компании повышали цены на бензин не только из-за реально происходящего роста цены нефти на локальном рынке, но и в преддверии увеличения налога. Компании, по этой версии, так отыгрывали будущие потери.

При этом Дмитрий Козак, вице-премьер правительства РФ отмечал на одном из совещаний, что «апокалиптические прогнозы о скачке цен до 100 рублей за литр бензина» не сбудутся. У правительства, по его словам, достаточно инструментов, чтобы не допустить резкого и серьезного роста на моторное топливо. Чтобы избежать роста цен на бензин введут обратный акциз на нефть для нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Его получат заводы, которые не только выпускают, но и поставляют бензин на внутренний рынок. Размер акциза — порядка 3 тыс. рублей на тонну перерабатываемого сырья.

В результате нефтяной реформы экспортировать нефть и нефтепродукты станет выгоднее. Потери компаний от увеличения налога на добычу полезных ископаемых в правительстве РФ будут компенсировать льготами.

Анастасия Степанова

Сенаторы поддержали закон о завершении налогового манёвра в нефтяной отрасли

Совет Федерации одобрил поправки в Налоговый кодекс РФ, завершающие большой «налоговый манёвр» в нефтегазовой отрасли. Как отметила зампредседателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Елена Перминова, закон индексирует ставки акцизов на 2021 год с учетом уровня инфляции в 2020-2020 годах, а в перечень подакцизных товаров включено нефтяное сырье.

По её словам, новый фискальный механизм, который устанавливается законом, позволит увеличить налоговые вычеты от нефтепереработки для ряда регионов.

«Большой налоговый манёвр» стартовал в 2015 году, когда началось снижение экспортной пошлины на нефть. Цель — снизить её с 30 процентов до нуля до 2021 года (минус пять процентов в год). Такими же темпами должен расти налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Александр Новак рассказал, какой будет цена на бензин

Между тем, нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) лишатся таможенной субсидии, внутренние цены на бензин будут более зависеть от колебания мировых цен на нефть. Чтобы сгладить этот негатив, для «переработки» введут отрицательный акциз на нефть, а для снижения зависимости внутреннего топливного рынка от колебаний мировых цен к отрицательному акцизу добавят демпфирующую компоненту.

Если мировые цены на нефть подскочат более чем на 15 процентов за месяц, а розничные цены на топливо не удастся сдержать, кабмин получит право резко поднять экспортную пошлину на нефтепродукты до 60 процентов от действующей пошлины на нефть. Это приблизит доходы от экспортной торговли топливом к доходам от продажи топлива внутри страны — таким образом, по замыслу правительства, повода для повышения цен на АЗС не будет.

Ранее в Минэнерго заявили, что не ожидают серьезного негативного эффекта на НПЗ от завершения налогового манёвра, и что на мониторинг действия нового фискального механизма потребуется два-три года.

Сенаторы также одобрили ещё один законопроект, который шёл в пакете с законом о большом налоговом манёвре, направленный на поэтапное снижение ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую в течение шести лет, начиная с 2020 года. По подсчётам специалистов, такой манёвр принесёт в бюджет дополнительно 3, 4 триллиона рублей.

Налоговыи? маневр в нефтянои? отрасли Текст научной статьи по специальности « Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юрии? Бобылев

В 2015 г. в россии?ском нефтяном секторе начата реализация так называемого «налогового маневра» – системы мер, предусматривающеи? значительное снижение экономическои? роли экспортных пошлин и усиление роли налога на добычу полезных ископаемых. Результатом налогового маневра должно стать создание более эффективнои? структуры налоговои? системы, сокращение масштабов субсидирования нефтеперерабатывающего сектора России и других стран ЕАЭС, повышение стимулов к росту энергоэффективности. Данные за первое полугодие 2015 г. демонстрируют значимое изменение ряда тенденции? в нефтяном секторе под воздеи?ствием налогового маневра, в том числе произошедшее впервые за последние годы снижение производства мазута и увеличение экспорта сырои? нефти, более эффективного для государственного бюджета по сравнению с экспортом мазута.

Смотрите так же:  Приказ по гололеду

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Юрии? Бобылев

Tax Maneuver in Russia’s Oil Sector

In 2015, the oil sector was subject to the so called «tax maneuver», a system of measures aimed at significant reduction of economic component of the export duties and increasing the base rate of the mineral extraction tax. Tax maneuver will result in a more efficient structure of the tax system, reduction of subsidizing scale of crude oil refining sector and other EEU member states, provision of more incentives for energy efficient growth. Data released for H1 2015, demonstrate significant changes in a number of trends taking place in the oil sector under the effect of the maneuver including reduction of fuel oil production which took place for the first time over the last years and increase of the crude oil exports which is more efficient for the state budget in comparison with fuel oil exports.

Текст научной работы на тему «Налоговыи? маневр в нефтянои? отрасли»

?налоговый маневр в нефтяной отрасли

Юрий БОБЫЛЕВ, канд. экон. наук

В 2015 г. в российском нефтяном секторе начата реализация так называемого «налогового маневра» — системы мер, предусматривающей значительное снижение экономической роли экспортных пошлин и усиление роли налога на добычу полезных ископаемых. Результатом налогового маневра должно стать создание более эффективной структуры налоговой системы, сокращение масштабов субсидирования нефтеперерабатывающего сектора России и других стран ЕАЭС, повышение стимулов к росту энергоэффективности.

Данные за первое полугодие 2015 г. демонстрируют значимое изменение ряда тенденций в нефтяном секторе под воздействием налогового маневра, в том числе произошедшее впервые за последние годы снижение производства мазута и увеличение экспорта сы-

рой нефти, более эффективного для государственного бюджета по сравнению с экспортом мазута.

В 2015 г. начата структурная реформа системы налогообложения российского нефтяного сектора, предусматривающая значительное снижение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты и компенсирующее его повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ)1.

Данная реформа была определена как «налоговый маневр», параметры которого на период 2015-2017 гг. были приняты Федеральным законом от 24.11.2014 г. № Збб-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федера-

Ставки налогов на нефтяной сектор в 2014-2017 гг.

2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

НДПИ при добыче нефти: базовая ставка, руб./т 493 766 857 919

Экспортная пошлина на нефть: коэффициент в формуле расчета ставки экспортной пошлины 0,59 0,42 0,36 0,30

Экспортные пошлины на нефтепродукты: коэффициенты по отношению к ставке экспортной пошлины на нефть:

Бензины 0,90 0,78 0,61 0,30

Дизельное топливо 0,65 0,48 0,40 0,30

Мазут 0,66 0,76 0,82 1,00

Акцизы на автомобильный бензин:

класс 4 9916 7300 7530 5830

класс 5 6450 5530 7530 5830

Источник: Налоговый кодекс РФ, Закон РФ «О таможенном тарифе», Федеральный закон от 24.11.2014 № Збб-ФЗ.

1 Основные положения данной реформы были разработаны в Институте экономической политики им. Е.Т. Гайдара, РАНХиГС и ВАВТ и развиты при разработке социально-экономической стратегии России на период до 2020 г. См.: Бобылев Ю.Н., Идрисов Г.И., Синельников-Мурылев С.Г. Экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты: необходимость отмены и сценарный анализ последствий. — М.: Изд-во Института Гайдара, 2012; Стратегия-2020: Новая модель роста — новая социальная политика: Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года. Кн. 1 / Под науч. ред. В.А. Мау и Я.И. Кузьминова. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2013.

ции». В соответствии с ним базовая ставка НДПИ при добыче нефти поэтапно повышается с 493 руб./т в 2014 г. до 919 руб./т в 2017 г. При этом предельная ставка вывозной таможенной пошлины на нефть (коэффициент в формуле расчета предельной ставки) снижается с 59% в 2014 г. до 30% в 2017 г. (См. табл. 1.) Одновременно повышается ставка экспортной пошлины на темные нефтепродукты (до 100% от ставки экспортной пошлины на нефть в 2017 г.) и снижаются ставки экспортных пошлин на светлые нефтепродукты (до 30% от ставки экспортной пошлины на нефть). В целях замедления роста внутренних цен на нефтепродукты, обусловленного снижением экспортных пошлин, предусмотрено снижение акцизов.

В результате реализации налогового маневра по сравнению с налоговой системой 2014 г. ставка НДПИ в 2015 г. повышается на 55%, в 2017 г. — на 86%, а ставка экспортной пошлины на нефть в диапазоне цены 60-100 долл./ барр. снижается в 2015 г. на 24-26%, в 2017 г. — на 41-45%. (См. табл. 2.)

Необходимость перестройки системы налогообложения нефтяного сектора обусловлена рядом факторов. Действовавшая до последнего времени система экспортных пошлин предполагала субсидирование неэффек-

тивной российской нефтепереработки, консервировала ее низкий технологический уровень и стимулировала экспорт темных нефтепродуктов. Вследствие этого сформировался ряд устойчивых тенденций, заключающихся в сокращении экспорта сырой нефти, росте ее переработки и реализации основной части дополнительно производимых нефтепродуктов на экспорт. Глубина же переработки оставалась крайне низкой, а бо’льшая часть в экспорте нефтепродуктов приходилась на мазут -наименее ценный продукт переработки и более дешевый, чем сырая нефть2.

В результате в нефтеперерабатывающем секторе доля экспортируемой продукции в последние годы достигла 56%, т.е. он стал более экспортно ориентированным, чем нефтедобывающий, доля экспорта в котором уменьшилась до 42,4%. Снижение экспортных пошлин сократит субсидирование нефтеперерабатывающего сектора, что создаст реальные стимулы к его модернизации и повышению глубины переработки нефти.

Важным фактором, обусловливающим необходимость перестройки налоговой системы, является также то, что действующая система экспортных пошлин фактически обеспечивает субсидирование Россией других стран, входящих в ЕАЭС, в которые осущест-

Изменение ставок налогов на нефтяной сектор в результате налогового маневра по сравнению с налоговой системой 2014 г., в %

Цена на нефть марки Urals, долл./барр. 60 60 80 100

НДПИ 55,4 86,4 86,4 86,4

Экспортная пошлина на нефть -24,1 -41,2 -43,8 -45,1

Экспортная пошлина на бензин -34,3 -80,4 -81,3 -81,7

Акциз на бензин:

класс 4 -26,4 -41,2 -41,2 -41,2

класс 5 -14,3 -9,6 -9,6 -9,6

Источник: Налоговый кодекс РФ, Закон РФ № Збб-ФЗ, расчеты автора. «О таможенном тарифе», Федеральный закон от 24.11.2014

2 В Европе российский мазут используется как сырье для дальнейшей переработки и получения светлых нефтепродуктов.

вляются беспошлинные поставки российской нефти и нефтепродуктов. Сокращение такого субсидирования представляется экономически необходимым.

Следует также отметить гипертрофированно высокую роль экспортных пошлин в самой системе налогообложения нефтяного сектора. В действующей налоговой системе именно экспортная пошлина фактически является основным налогом на нефтяной сектор. В 2014 г. в структуре цены экспортируемой нефти, при стандартных ставках налогов, размер экспортной пошлины составлял почти 50% и более чем вдвое превышал размер НДПИ.

Высокий уровень экспортной пошлины на нефть вызывает необходимость регулировать

эффективную ставку данного налога (устанавливать для отдельных месторождений пониженные ставки пошлины и продолжительность их применения) с целью приведения налоговой нагрузки в соответствие с реальными условиями добычи нефти, т.е. придавать экспортной пошлине функции, которые должен выполнять НДПИ. НДПИ же не может в полной мере выполнять свою регулирующую функцию из-за доминирования экспортной пошлины.

Снижение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, вплоть до их полной отмены, соответствует принципам рентного налогообложения и международной практике. Повышение же внутренних цен на нефть и нефтепродукты и их приближение к мировому уров-

Изменение налоговой нагрузки на добычу нефти в результате налогового маневра

НДПИ, долл./барр. 9,06 11,64 14,23 16,82 19,41 21,99 24,58

ЭП\ долл./барр. 18,75 24,65 30,55 36,45 42,35 48,25 54,15

(НДПИ+ЭП), долл./барр. 27,81 36,29 44,78 53,27 61,76 70,24 78,73

(НДПИ+ЭП), в % к цене Urals 55,62 60,48 63,97 66,59 68,62 70,24 71,57

НДПИ, долл./барр. 14,07 18,09 22,11 26,13 30,15 34,17 38,19

ЭП, долл./барр. 14,50 18,70 22,90 27,10 31,30 35,50 39,70

(НДПИ+ЭП), долл./барр. 28,57 36,79 45,01 53,23 61,45 69,67 77,89

(НДПИ+ЭП), в % к цене Urals 57,14 61,32 64,30 66,54 68,28 69,67 70,81

долл./барр. 0,76 0,50 0,23 -0,04 -0,31 -0,57 -0,84

в % к цене Urals 1,52 0,83 0,33 -0,05 -0,34 -0,57 -0,76

НДПИ, долл./барр. 16,88 21,71 26,53 31,35 36,18 40,99 45,82

ЭП, долл./барр. 11,50 14,50 17,50 20,50 23,50 26,50 29,50

(НДПИ+ЭП), долл./барр. 28,38 36,21 44,03 51,85 59,68 67,49 75,32

(НДПИ+ЭП), в % к цене Urals 56,76 60,35 62,90 64,81 66,31 67,49 68,47

Изменение налоговой нагрузки по сравнению с 2014 г.:

долл./барр. 0,57 -0,08 -0,75 -1,42 -2,08 -2,75 -3,41

в % к цене Urals 1,14 -0,13 -1,07 -1,78 -2,31 -2,75 -3,10

* — ЭП — экспортная пошлина.

ню в результате снижения экспортных пошлин создаст для субъектов рынка правильные ценовые ориентиры и повысит стимулы к росту энергоэффективности.

Особенностью текущего этапа налогового маневра является то, что его параметры разрабатывались в 2014 г., в условиях высоких мировых цен на нефть, когда принятая при расчете доходов федерального бюджета на 2015 г. цена на нефть составляла 100 долл./ барр. При такой цене должно было произойти некоторое снижение налоговой нагрузки на добычу нефти, что в некоторой степени компенсировало бы сокращение маржи нефтепереработки для вертикально интегрированных нефтяных компаний. В настоящее время, однако, реализация налогового маневра происходит при цене значительно ниже прогнозной. В условиях же низких нефтяных цен при принятых налоговых ставках налоговая нагрузка на добычу нефти возрастает, что инициирует предложения со стороны нефтяных компаний по пересмотру параметров налогового маневра.

Смотрите так же:  Образец заявление на гражданство рф в упрощенном порядке

Однако, как показывают расчеты, при текущих ценах на нефть реальное повышение

налоговой нагрузки по сравнению с ранее действовавшей налоговой системой является достаточно незначительным. Так, при цене нефти 60 долл./барр. по сравнению с налоговой системой 2014 г. налоговая нагрузка возрастает лишь на 0,5 долл./барр., или на 0,8% по отношению к цене на нефть. Конечные же параметры налогового маневра, установленные на 2017 г., при цене нефти 60 долл./барр. и выше обеспечивают снижение налоговой нагрузки по сравнению с уровнем 2014 г. (См. табл. 3.)

В результате реализации налогового маневра произойдет существенное изменение структуры налоговой нагрузки на добычу нефти: доля НДПИ в рентных налогах на нефтяной сектор значительно повысится, а вывозных таможенных пошлин — резко снизится. По нашим расчетам, в диапазоне цены на нефть 60100 долл./барр. доля экспортной пошлины в цене на нефть сократится с 41-48% в 2014 г. до 31-36% в 2015 г. и 24-27% в 2017 г. (См. табл. 4.) НДПИ, таким образом, станет основным рентным налогом и будет выполнять ключевые функции налогового регулирования в секторе. Курс же на снижение экономической роли экспортных пошлин (вплоть до их пол-

Изменение структуры налоговой нагрузки на добычу нефти в результате налогового маневра

Цена нефти Urals, долл./барр.

50 60 70 80 90 100 110

НДПИ, в % к цене Urals 18,12 19,40 20,33 21,03 21,57 21,99 22,35

ЭП, в % к цене Urals 37,5 41,08 43,64 45,56 47,06 48,25 49,23

НДПИ, в % к цене Urals 28,14 30,15 31,59 32,66 33,50 34,17 34,72

ЭП, в % к цене Urals 29,00 31,17 32,71 33,88 34,78 35,50 36,09

НДПИ, в % к цене Urals 33,76 36,18 37,90 39,19 40,20 40,99 41,65

ЭП, в % к цене Urals 23,00 24,17 25,00 25,63 26,11 26,50 26,82

Источник: расчеты автора.

ной отмены) после 2017 г., на наш взгляд, следует продолжить.

Данные за первое полугодие 2015 г. свидетельствуют о наметившемся под воздействием налогового маневра изменении ряда сложившихся тенденций. (См. табл. 5.) Среди них, на наш взгляд, следует прежде всего выделить произошедшее впервые за последние годы сокращение производства мазута; во-вторых, также впервые за последние годы, увеличение экспорта сырой нефти (для государственного бюджета вывоз сырой нефти более эффективен по сравнению с экспортом мазута); в-третьих, уменьшение объема переработки нефти, объясняющееся первыми двумя факторами. Эти результаты, по нашему мнению, следует рассматривать как первые эффекты от введения налогового маневра.

Вместе с тем следует отметить, что на данном этапе налоговый маневр не привел к повышению цен на моторное топливо на внутрен-

нем рынке: в первом полугодии 2015 г. рост потребительских цен на автомобильный бензин АИ-95 и дизельное топливо составил менее 1%, а цена на бензин АИ-92 в июне была ниже уровня конца прошлого года. (См. табл. 6.) Факторами, ограничившими рост внутренних цен на моторное топливо, явились, во-первых, осуществленное в рамках налогового маневра снижение акцизов на нефтепродукты; во-вторых, снижение мировых цен на нефть, которое обусловило понижение формирующихся как цены нет-бэк цен производителей.

Таким образом, результаты первого полугодия 2015 г. демонстрируют сохранение достаточно стабильного положения в секторе нефтедобычи и значимое изменение ряда тенденций в сфере переработки и экспорта нефти и нефтепродуктов, которое следует рассматривать в качестве одного из первых положительных итогов от введения налогового маневра. ¦

Производство и экспорт нефти и нефтепродуктов в 2012-2015 гг., в % к соответствующему периоду предыдущего года

2012 г. 2013 г. 2014 г. 1-е полугодие

Добыча нефти, включая газовый конденсат 101,3 100,9 100,7 101,3

Экспорт нефти 98,2 98,6 94,4 106,8

Первичная переработка нефти 104,9 102,7 104,9 98,2

Производство автомобильного бензина 104,3 101,3 98,8 102,8

Производство дизельного топлива 98,7 103,1 107,4 99,0

Производство топочного мазута 101,6 103,3 102,0 95,2

Источник: Росстат, Минэнерго России.

Потребительские цены на моторное топливо на внутреннем рынке, руб./л

2014 г. январь март июнь

Бензин автомобильный АИ-92 33,41 32,35 32,12 32,52

Бензин автомобильный АИ-95 35,21 35,16 35,00 35,34

Минфин не оказался от идеи обнулить экспортную пошлину на нефть в 2020 году

МОСКВА, 14 декабря. /ТАСС/. Министерство финансов выступает за обнуление экспортной пошлины на нефть в 2020 году. Минфин считает, что это будет выгодно и нефтяным компаниям, и государству. Об этом журналистам сообщил заместитель министра финансов Илья Трунин.

«Если мы будем отказываться от экспортной пошлины на нефть, а с нашей позиции это надо делать в любом случае, причем чем быстрее, тем лучше, — сказал он. — Мы говорим, что это можно делать в 2020 году, но надо начинать в начале 2020 года. Есть риски, что этим не будут вплотную заниматься. Но в 2020 году уже можно провести. Это во- первых. Во-вторых, нам кажется, что это надо делать в один этап. Это лучше и для производителей, и для государства», — сказал он.

Ранее глава Минэнерго РФ Александр Новак говорил, что ожидает обнуления экспортной пошлины на нефть к 2025 году. Новак добавил, что экспортная пошлина должна начать снижаться не раньше окончания реконструкции, модернизации нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), то есть не ранее 2021 года. Процесс же этот будет завершен к 2025 году, уверен глава Минэнерго.

Налоговый маневр в нефтегазовой отрасли, действующий с 1 января 2015 года, предусматривает снижение экспортных пошлин на нефть до 30% в 2017 году с нынешних 42%, с параллельным ростом ставки НДПИ на нефть до 919 руб. за тонну в 2017 году с 857 руб. за тонну в 2016 году.

Последние несколько лет в России проводится реформа налогообложения в нефтяной сфере. Основная среднесрочная цель реформы — снижение ставок экспортной пошлины на нефть, их постепенное выравнивание со ставками экспортной пошлины на темные и, в некоторой степени, светлые нефтепродукты, а также повышение ставок налога на добычу полезных ископаемых. Реализация именно этого вектора реформы в законах, принятых в 2013-2014 годах, получила название налогового маневра.

Цель маневра — дать возможность адаптироваться к резкому падению мировых цен на нефть как производителям нефти, так и бюджету, не создавая дополнительных проблем для внутреннего рынка нефтепродуктов.

Привязка обратного акциза к обнулению экспортной пошлины

Министерство финансов выступает за привязку введения отрицательного акциза (т.н. обратный акциз) на нефтепродукты для поддержки нефтеперерабатывающих заводов к обнулению экспортной пошлины на нефть и завершению налогового маневра, отметил Трунин. Ранее сообщалось, что Минфин и Минэнерго должны до 15 января 2020 года представить в правительство предложения по стимулированию модернизации НПЗ.

Обратный акциз предлагается правительством РФ в качестве стимула для НПЗ, инвестирующих в модернизацию. Этот механизм фактически представляет собой компенсацию уплаченного акциза за каждую тонну переработанной нефти, если после модернизации НПЗ увеличивает выход светлых нефтепродуктов (бензин, керосин, дизельное топливо).

«В Минэнерго обратился ряд компаний, которые хотели стимулирования нефтепереработки за счет компенсации акциза на нефтепродукты. Но мы отметили, что со своей стороны не готовы компенсировать, поскольку у этого налога совершенно другие задачи. А вот комплексное решение (нас устроит), которое позволит сократить неэффективную переработку и получить дополнительный доход, с другой стороны, направить эти средства на поддержку эффективных НПЗ», — сказал чиновник.

Трунин отметил также, что Минфин выступает за введение дифференцированного акциза, ставка возмещения которого будет определяться в зависимости от условий, местонахождения НПЗ и от возможной его технической оснащенности. «Не говорю, что это финальная конструкция, но это возможный вариант», — уточнил он.

Чиновник указал, что ввести эту систему можно уже к началу 2020 года, но подчеркнул, что это надо делать вместе с отменой экспортной пошлины на нефть. «Мы тогда получим дополнительные доходы, которые можем потратить на стимулирования переработки. Сейчас нефтепереработка у нас не находится в какой-то критическом состоянии, требующем каких-то дополнительных мер стимулирования. Мы предложили решать проблему в целом», — сказал он.

В свою очередь замминистра энергетики РФ Кирилл Молодцов отметил в беседе с журналистами, комментируя слова Трунина, что Минэнерго планирует скоро выработать свою позицию по данному вопросу.

«Пусть покажут, как это будет работать и как это будет выглядеть. Есть вопрос бюджетного эффекта — нужно его четко просчитать. Мы сейчас этим занимаемся. Поручение до 15 января. Будет ли интересно — зависит от позиции двух федеральных ведомств — Минэнерго и Минфина. Свою позицию формируем», — сказал он.

Коэффициент вычетов на ГРР для рисковых проектов

Министерство финансов выступило против предложений Минприроды по увеличению коэффициента вычетов на геологоразведку для рисковых проектов — с 1,5 до 3,5.

«Не поддерживаем», — сказал Трунин.

Ранее министр природных ресурсов и экологии России Сергей Донской говорил, что надеется урегулировать все спорные вопросы с Минфином РФ до конца года. Минприроды предлагает повысить коэффициенты к вычетам затрат на геологоразведку из налога на прибыль до 3,5 по рисковым шельфовым проектам и 2,5 по проектам на суше.

В декабре 2016 года Госдума утвердила коэффициент 1,5 на вычеты по ГРР на все виды работ.

Предполагалось, что весной этого года правительство вернется к рассмотрению вопроса о возможности внесения поправок в Налоговый кодекс, предполагающих льготы по налогу на прибыль для предприятий, занимающихся геологоразведкой твердых углеводородов. О необходимости поддержки геологоразведки Донской также сообщал на встрече с президентом России Владимиром Путиным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *