Наследование цвета глаз родословная

Родословное древо семьи Синицких-Кузьменко

Содержание

Основные сведения

Данная работа выполнена в рамках проекта Учебный проект Мои завтрашние дети сегодня

Материалы исследования всех участников проекта представлены в статье Учебный проект Генеалогический метод изучения генетики человека

Результаты исследования

Анализ родословной

Наследование цвета волос

По окраске волос мы имеем широкий спектр фенотипических проявлений: в семье есть люди с коричневыми, русыми, черными, рыжими волосами, шатены. Мы позволили себе не согласиться с предположением о наследовании цвета волос, выдвинутым в работе наших коллег по результатам анализа родословного древа семьи Смирновых-Локтевых. Большое количество фенотипических проявлений позволяет предположить, что окраска волос определяется несколькими генами. Мы исходили из гипотезы о том, что любой цвет волос можно рассмотреть как результат смешивания двух основных цветов – черного и рыжего. При этом предполагается, что при наследовании гена, определяющего черный цвет волос, предполагается неполное доминирование: АА – черные волосы, Аа – русые или коричневые волосы, аа – белые волосы (блондин). Наследование пигмента, определяющего рыжий цвет волос, осуществляется как обычный вариант моногибридного скрещивания (ген В). При этом:

  • Черная окраска волос характерна для гомозиготы-доминанты АА. Наследование этого признака не зависит от гена В
  • Коричневый цвет волос проявляется как результат неполного доминирования – Аа (Аавв). При этом человек, в генотипе которого есть ген В будет шатен (АаВ-)
  • Блондины являются гомозиготами-рецессивами – аа (аавв). Рыжеволосые люди в генотипе имеют ген В (ааВ-).
  • Исходя из выдвинутых предположений, проведем анализ генотипа и фенотипа семьи Синицких-Кузьменко по признаку окраски волос:

  • Синицкая Наталья и Кузьменко (Смирнова) Татьяна имеют генотип ааВ-, так как у них рыжие волосы. Точно определить генотип по гену В не представляется возможным.
  • Синицкий Петр, Синицкий Денис (1963 г.), Синицкий Иван, Кузьменко Александр имеют коричневые волосы и, следовательно, генотип Аавв.
  • В генотипе Синицкой (Разгуляевой) Ирины есть ген В, так как у нее есть сын Синицкий Владимир (шатен), у которого проявляется ген В. Таким образом, у Синицкой (Разгуляевой) Ирины генотип ААВ-, у Синицкого Владимира генотип АаВв (рецессивная аллель в обязательно присутствует в генотипе Владимира, так как у его отца, Синицкого Петра генотип Аавв).
  • В генотипе Синицкой (Разгуляевой) Ирины обязательно присутствует рецессивная аллель гена в, так как ее сыновья, Синицкий Денис (1960 г.) и Синицкий Иван имеют коричневые волосы (то есть не имеют доминантной аллели гена В в генотипе). Таким образом, генотип Синицкой (Разгуляевой) Ирины – ААВв.
  • Генотип Синицкой (Кузьменко) Елены и Войтенко (Кузьменко) Светланы четко определен, так как в генотипе Кузьменко Александра только рецессивные аллели гена В, их генотип АаВв.
  • Генотип Синицкого Дениса (1989 г.) в рамках данного исследования не может быть определен точно, он может быть описан комбинацией генов АаВ-.
  • Предполагаемый генотип членов родословной (определен на 72,73%):
  • Синицкий Петр (1960 г.) Аавв, коричневые волосы
  • Синицкая (Разгуляева) Ирина ААВв, черные волосы
  • Кузьменко Александр Аавв, коричневые волосы
  • Кузьменко (Смирнова) Татьяна ааВ-, рыжие волосы
  • Синицкий Денис (1960 г.) Аавв, коричневые волосы
  • Синицкий Иван Аавв, коричневые волосы
  • Синицкий Владимир АаВв, шатен
  • Синицкая (Кузьменко) Елена АаВв, шатенка
  • Войтенко (Кузьменко) Светлана АаВв, шатенка
  • Синицкий Денис (1989 г.) АаВ-, шатен
  • Синицкая Наталья ааВ-, рыжие волосы
  • Я, Синицкая Наталья, гомозигота-рецессива по гену А, и имею неточно определенный генотип по гену В (ааВ-)

    Исходя из предположения, что мой генотип ааВВ:

  • если муж будет блондином (аавв) или рыжим (ааВ-), то все дети будут рыжими (ааВв)
  • если у мужа будут черные волосы (АА—), то дети будут шатенами (АаВ-)
  • если муж будет шатеном (АаВ-), то с 50% вероятностью дети будут шатенами (АаВ-), а в 50% случаев – рыжими (ааВ-)
  • если у мужа будут коричневые волосы (Аавв), то с 50% вероятностью дети будут шатенами (АаВв), а в 50% случаях будут рыжеволосыми (ааВ-)
  • Исходя из предположения, что мой генотип ааВв:

  • если муж будет блондином (аавв), то в 50% случаев дети будут блондинами (аавв) и в 50% случаев рыжеволосыми (ааВв)
  • если муж будет рыжеволосым, то возможны два варианта: если генотип мужа (ааВВ), то все дети будут рыжеволосыми (ааВ-), если генотип мужа (ааВв), то с 75% вероятностью дети будут рыжеволосыми, а с 25% вероятностью – блондинами
  • если у мужа будут черные волосы (АА—), то есть три различные ситуации: если генотип мужа (ААВВ), то все дети будут шатенами, если генотип мужа ААВв, то с 75% вероятностью дети будут шатенами, а с 25% вероятностью будут иметь коричневые волосы, если генотип мужа ААвв, то с 50% вероятностью дети будут шатенами (АаВв), а с 50% вероятностью будут иметь коричневые волосы (Аавв)
  • если муж будет шатеном (АаВ-), то существует два варианта: если генотип мужа (АаВВ), то в 50% случаев дети будут шатенами (АаВ-), а в 50% случаев рыжеволосыми (ааВ-), если генотип мужа (АаВв), то в четвертом поколении могут наблюдаться все варианты фенотипа, кроме черного цвета волос (с вероятностью 37,5% дети будут шатенами или рыжеволосыми, с вероятностью 12,5% будут блондинами или коричневоволосыми)
  • если у мужа будут коричневые волосы (Аавв), то с равной вероятностью 25% дети могут быть шатенами (АаВв), блондинами (аавв), иметь коричневые (Аавв) или рыжие (ааВв) волосы.
  • Вывод: Таким образом, наша гипотеза о наследовании окраски волос как результата взаимодействия двух генов (А и В), находит свое подтверждение в ходе нашего исследования. Такой вариант наследования признаков называется комплементарностью. Доминантный характер наследования рыжего цвета волос (определяемого аллелью гена В) подтверждается литературными данными, хотя и не согласуется с данными в работе по анализу родословной семьи Смирновых-Локтевых. Генотип по гену А определен в 100% случаев, генотип по гену В определен в 72,73% случаев.

    Наследование цвета глаз

    В данном случае имеется пара альтернативных признаков, распределение которых не зависит от пола, то есть наследование генов идет по типу моногибридного скрещивания.

    Так как в семье кареглазых Кузьменко Александра и Кузьменко (Смирновой) Татьяны имеется сероглазый ребенок, то серые глаза – рецессивный признак. Таким образом:

  • у людей с карими глазами генотип DD или Dd.
  • у людей с серыми глазами генотип dd.
  • все люди с серыми глазами являются гомозиготами-рецессивами (dd).
  • генотип Кузьменко Александра и Кузьменко (Смирновой) Татьяны однозначно определяется как гетерозиготный (Dd), так как в иных случаях появление у кареглазых родителей сероглазого ребенка было бы невозможным.
  • Так как у Синицкого Владимира с серыми глазами (dd) и у Синицкой (Кузьменко) Елены с карими глазами (D-) имеются сероглазые дети (dd), то генотип Синицкой Елены Dd.
  • Генотип и фенотип членов родословного древа (определен на 100%)
  • Синицкий Петр (1960 г.) dd, серые глаза
  • Синицкая (Разгуляева) Ирина dd, серые глаза
  • Кузьменко Александр Dd, карие глаза
  • Кузьменко (Смирнова) Татьяна Dd, карие глаза
  • Синицкий Денис (1960 г.) dd, серые глаза
  • Синицкий Иван dd, серые глаза
  • Синицкий Владимир dd, серые глаза
  • Синицкая (Кузьменко) Елена Dd, карие глаза
  • Войтенко (Кузьменко) Светлана dd, серые глаза
  • Синицкий Денис (1989 г.) dd, серые глаза
  • Синицкая Наталья dd, серые глаза
  • Я, Синицкая Наталья, гомозигота-рецессива по признаку цвета глаз (dd)

  • Если муж будет сероглазы (dd), то все дети будут сероглазыми
  • Если муж будет кареглазый, то имеется два варианта: если генотип супруга DD, то все дети будут кареглазыми (Dd), если генотип супруга Dd, то вероятность рождения кареглазого ребенка составляет 50%, сероглазого – 50%.
  • Таким образом, предположение о соматическом характере наследования признака цвета глаз находит свое подтверждение в нашем исследовании и носит абсолютно достоверный характер. Данные исследования в нашем случае позволяют сделать достоверный вывод о рецессивном характере признака серых глаз. На основании данных генеалогического древа генотип его членов определен в 100% случаев.

    Наследование наличия/отсутствия веснушек

    В данном случае речь идет о паре фенотипических признаков, по этому с большой долей вероятности можно утверждать, что за развитие этого признака отвечает один ген (ген Е). Веснушки имеются и у мужчин и у женщин, что позволяет предположить, что ген Е, отвечающий за развитие этого признака, локализован в аутосомах.

    По данным этого генеалогического древа невозможно определить доминантный/рецессивный признак. Из литературных источников следует, что наличие веснушек – доминантный признак, следовательно:

  • в случае генотипа ЕЕ или Ее у человека есть веснушки
  • в случае генотипа ее — нет веснушек.
  • все люди у которых нет веснушек – гомозиготы-рецессивы (ее)
  • так как у Кузьменко Александра генотип ее, одна из аллелей обязательно передается потомкам, то у Синицкой (Кузьменко) Елены и Войтенко (Кузьменко) Светланы генотип однозначно определен как гетерозиготный Ее
  • сходная ситуация реализуется в семье Синицкого Владимира (ее) и Синицкой (Кузьменко) Елены (Ее) – генотип Синицкого Дениса (1989 г.) и Синицкой Натальи однозначно определен как гетерозиготный Ее.
  • генотип Кузьменко (Смирновой) Татьяны (Е-) не может быть точно определен исходя из имеющихся данных
  • Предполагаемый генотип членов родословной (определен на 90,91 %):
  • Синицкий Петр (1960 г.) ее, веснушек нет
  • Синицкая (Разгуляева) Ирина ее, веснушек нет
  • Кузьменко Александр ее, веснушек нет
  • Кузьменко (Смирнова) Татьяна Е-, веснушки есть
  • Синицкий Денис (1960 г.) ее, веснушек нет
  • Синицкий Иван ее, веснушек нет
  • Синицкий Владимир ее, веснушек нет
  • Синицкая (Кузьменко) Елена Ее, веснушки есть
  • Войтенко (Кузьменко) Светлана Ее, веснушки есть
  • Синицкий Денис (1989 г.) Ее, веснушки есть
  • Синицкая Наталья Ее, веснушки есть
  • Вывод: в данном случае генеалогический метод дает достаточно достоверные сведения о наследовании признака наличия/отсутствия веснушек, но имеющиеся данные не позволяют сделать выводы о рецессивном/доминантном гене. Заметим, что отсутствие веснушек не может быть фамильным признаком, так как является рецессивным признаком (по литературным данным). Как мы видим из родословного древа, уже в третьем поколении эта черта не проявляется.

    Прогнозируемый генотип/фенотип потомков в четвертом поколении:

    Я, Синицкая Наталья, имею веснушки, являюсь гетерозиготой по данному гену (Ее). Рассмотрим два варианта:

  • У мужа нет веснушек (ее). В этом случае с 50% вероятностью у детей будут веснушки (Ее) и с 50% вероятностью веснушек не будет (ее)
  • У мужа есть веснушки (Е-). Возможны два варианта, если муж гомозигота-доминанта (ЕЕ), то все дети будут с веснушками, если муж гетерозиготен по данному гену (Ее), то с вероятностью 75% у детей будут веснушки, с вероятностью 25% — веснушек не будет.
  • Наследование структуры волос

    В данном случае существует три варианта признака, причем один из них можно рассматривать как промежуточный. Такая ситуация характерна для неполного доминирования, при этом:

  • люди с курчавыми волосами имеют генотип C К С К
  • люди с волнистыми волосами имеют генотип C К С П
  • люди с прямыми волосами имеют генотип C П С П
  • В данном случае реализуется ситуация неполного доминирования по одному аутосомному гену (ген С). Это значит, что генотип каждого члена родословного древа может быть определен однозначно.

    Генотип членов родословной (определен на 100%):
  • Синицкий Петр (1960 г.) C П С П , прямые волосы
  • Синицкая (Разгуляева) Ирина C К С П , волнистые волосы
  • Кузьменко Александр C К С П , волнистые волосы
  • Кузьменко (Смирнова) Татьяна C К С П , волнистые волосы
  • Синицкий Денис (1960 г.) C П С П , прямые волосы
  • Синицкий Иван C К С П , волнистые волосы
  • Синицкий Владимир C К С П , волнистые волосы
  • Синицкая (Кузьменко) Елена C К С К , кудрявые волосы
  • Войтенко (Кузьменко) Светлана C К С П , волнистые волосы
  • Синицкий Денис (1989 г.) C К С П , волнистые волосы
  • Синицкая Наталья C К С К , кудрявые волосы
  • Я, Синицкая Наталья, имею кудрявые волосы (C К С К ). Таким образом, у меня не может быть детей с прямыми волосами. Рассмотрим два варианта:

  • У мужа прямые волосы (C П С П ). В этом случае все дети будут с волнистыми волосами (C К С П )
  • У мужа волнистые волосы (C К С П ). С вероятностью 50% у детей будут волнистые волосы и с 50% вероятностью – кудрявые.
  • У мужа кудрявые волосы (C К С К ). В этом случае все дети будут иметь кудрявые волосы.
  • Вывод: в данном случае генеалогический метод дает 100: достоверные результаты. Фамильные черты по даному признаку не выявлены.

    Наследование длины ресниц

    В данном случае речь идет о паре фенотипических признаков, имеющихся и у мужчин, и у женщин, что позволяет сделать вывод о локализации гена (ген G) в аутосомах.

    Данные генеалогического древа дают возможность точно определить доминантный/рецессивный признак. В семье Синицкого Петра и Синицкой (Разгуляевой) Ирины, имеющих длинные волосы, есть потомок с короткими ресницами (Синицкий Денис (1960 г.)). В семье Кузьменко Александра и Кузьменко (Смирновой) Татьяны, имеющих длинные ресницы, есть потомок с короткими ресницами (Войтенко (Кузьменко) Светлана). Это возможно только в том случае, если короткие ресницы – рецессивный (подавляемый) признак:

  • в случае генотипа GG или Gg у человека длинные ресницы
  • в случае генотипа gg – короткие ресницы.
  • Синицкий Денис (1960 г.), Войтенко (Кузьменко) Светлана гомозиготы-доминанты по данному гену (gg)
  • Так как во втором поколении обеих семей имеются люди с короткими ресницами, генотип людей первого поколения однозначно определяется как гетерозиготный (Gg)
  • Генотип Синицкого Ивана, Синицкого Владимира, Синицкой (Кузьменко) Елены, Синицкого Дениса (1989 г.), Синицкой Натальи не может быть точно определен (G-).
  • Предполагаемый генотип членов родословной (определен на 54,55 %):
  • Синицкий Петр (1960 г.) Gg, длинные ресницы
  • Синицкая (Разгуляева) Ирина Gg, длинные ресницы
  • Кузьменко Александр ее, длинные ресницы
  • Кузьменко (Смирнова) Татьяна Gg, длинные ресницы
  • Синицкий Денис (1960 г.) gg, короткие ресницы
  • Синицкий Иван G-, длинные ресницы
  • Синицкий Владимир G-, длинные ресницы
  • Синицкая (Кузьменко) Елена G-, длинные ресницы
  • Войтенко (Кузьменко) Светлана gg, короткие ресницы
  • Синицкий Денис (1989 г.) G-, длинные ресницы
  • Синицкая Наталья G-, длинные ресницы
  • Прогнозируемый генотип/фенотип потомков в четвертом поколении:

    Я, Синицкая Наталья, имею длинные ресницы, имею неопределенный генотип по данному гену (G-).

  • В случае если мой генотип GG, у всех детей будут длинные ресницы, независимо от генотипа мужа.
  • Если мой генотип Gg, а у мужа короткие ресницы (gg), то с 50% вероятностью дети будут иметь длинные ресницы (Gg) и в 50% случаев – короткие (gg).
  • если мой генотип Gg, а у мужа длинные ресницы, то возможны два варианта: если муж гомозигота-доминанта (GG), то все дети будут иметь длинные ресницы, если муж – гетерозигота по данному гену (Gg), то в 75% случаев у детей будут длинные ресницы, а в 25% — короткие.
  • Смотрите так же:  Пенсия в баллах для ип

    Выводы: в данном случае генеалогический метод анализа дает возможность точно определить генотип только в 54,55% случаев, но позволяет точно предсказать доминантный характер признака длинных ресниц и рецессивный характер наследования коротких ресниц. Фамильные признаки в обеих семьях не выявлены.

    Презентация по биологии на тему:»Генеалогический метод генетики человека. Составление и анализ родословных » 9 класс

    Для дошкольников и учеников 1-11 классов

    Рекордно низкий оргвзнос 25 Р.

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    Генеалогический метод генетики человека. Составление и анализ родословных Практическая работа

    Цели и задачи исследования Выявить особенности наследования различных признаков, используя родословные: Определить тип наследования по родословной; Определить генотипы членов родословной; Прогнозировать проявление признака в следующих поколениях. Составить родословную своей семьи;

    Задание № 1 Родословная семьи Карие глаза Цвет глаз

    Анализ родословной В родословной прослеживается аутосомно-доминантный тип наследования, т.к. анализируемый признак проявился в каждом поколении. Наблюдаемое в F3 расщепление в соотношении близком к 1:1 указывает на гетерозиготность отца по анализируемому признаку. Дети F3 с карими глазами, также являются гетерозиготами и в их потомстве также возможно расщепление.

    Задание № 2 Родословная семьи Светлые волосы Цвет волос

    Анализ родословной В родословной прослеживается аутосомно-рецессивный тип наследования. На это указывает рождение у темноволосых бабушки и дедушки по материнской линии светловолосого ребенка. Мать имеет гомозиготный генотип по рецессивным генам, а отец – гетерозиготный генотип. Пробанд обладает гомозиготным генотипом, а две младшие сестры, также как и отец имеют гетерозиготный генотип.

    Задание № 3 Родословная семьи Курчавые волосы Прямые волосы Волнистые волосы Форма волос

    Анализ родословной Наследование формы волос в данной семье происходит по типу неполного доминирования. В этом случае гетерозиготы имеют фенотип, отличающийся от фенотипа гомозигот по доминантным и рецессивным аллелям. На данный тип наследования указывает появление у бабушки(прямые волосы) и дедушки (курчавые волосы) по материнской линии детей с волнистыми волосами. Мать имеет гетерозиготный генотип, а отец является гомозиготой по рецессивным аллелям. Пробанд, также как и мать имеет волнистые волосы и соответственно гетерозиготный генотип.

    Задание № 4 Родословная семьи

    Анализ родословной Неспособность различать отдельные цвета (дальтонизм) — это сцепленный с полом рецессивный признак. На это указывают следующие факты: от браков здоровых родителей рождаются больные дети, что говорит о рецессивном типе наследования заболевания. Больны дальтонизмом только лица мужского пола, а значит наследование этой болезни сцеплено с полом – матери больных детей являются носителями рецессивного патологического гена в своих Х – хромосомах и передают его сыновьям. На эту закономерность указывает и тот факт, что от брака старшего дяди пробанда по материнской линии со здоровой женщиной не родилось ни одного больного дальтонизмом мальчика.

    Задание № 5 Родословная семьи Группы крови I II III IV

    Анализ родословной Наследование групп крови у человека протекает по типу кодоминирования. Кодоминантные гены в данном случае представляют собой серию множественных аллелей гена I, Причем ген I0 определяет первую группу крови, ген IА – вторую группу крови, ген IВ – третью группу крови, а взаимодействие генов IА и IВ детерминирует четвертую группу крови. Поскольку от родителей, имеющих II и III группы крови родились две девочки — одна с I (генотип I0I0) , а другая с IV ( генотип IАIВ) группой крови, то генотипы родителей могут быть следующими: отец – IАI0, мать – IВI0.

    Выводы У человека имеют место различные типы наследования. Наследование признаков человека подчиняется общим генетическим закономерностям. Чтобы выявить тип наследования у человека необходим специальный метод – генеалогический метод.

    Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

    Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

    Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз «Скачать материал».

    Наследование цвета глаз родословная

    Как ведет себя ваша зарплата в этом учебном году?

    Зарплата уменьшилась из-за уменьшения ученико-часа

    Зарплата увеличилась, так как повысился ученико-час

    Увеличилась, но не за счет уроков – дали дополнительный функционал

    С прошлого года ничего не изменилось

    Всего проголосовало: 76

    Текущий номер

    Вероника Романова на своих уроках творит чудеса

    номер 47, от 19 ноября 2020

    Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

    Десятилетие оптимизации медицины признано неудачным. Нужно ли ждать подобных выводов по образованию? Отвечая на этот вопрос, член-корреспондент РАО Игорь Смирнов напоминает о существующих проблемах: обучение в две-три смены, рост числа учителей, работающих на две ставки, отсутствие в целом ряде школ теплых туалетов.

    В Карелии детей с аутизмом обучили скалолазанию. Следующим этапом работы с ребятами станет апробация включения их во все виды внеурочной деятельности: сферу дополнительного образования, летнего и активного отдыха, досуга и неформального времяпровождения. Об обычной жизни необычных детей рассказывает Наиль Шабиев.

    «Я чуть не заснула, пока читала «Капитанскую дочку», – заявила восьмиклассница. Почему же современным школьникам неинтересно читать классику? Не потому ли, что она далека от их кругозора? Или дело в однобоком понимании книги? Учитель года Ярославской области-2016 Алексей Бутусов делится своим опытом решения проблемы.

    В Москве методист школы запретила ученикам посещать туалет во время уроков. В Сосновоборске педагоги заставляли ребенка сменить прическу. Учителя периодически допускают столь бессмысленную жестокость по отношению к детям. В чем причина и как с этим бороться? Ответы знает педагог-психолог Кирилл Карпенко.

    Наши приложения

    «Учительская газета», №51 от 21 декабря 2010 года

    Твоя родословная,

    или Поиск и творчество

    На сегодняшний день учебники и учебные пособия «Дрофы» хорошо известны в стране и, судя по отзывам коллег, используются учителями разных предметов в разных классах и школах. Эти книги отличает логичность и доступность изложения учебного материала, что, на мой взгляд, делает их наиболее конкурентоспособными на рынке учебной литературы. Важно и то, что все учебно-методические комплекты издательства подкреплены огромным шлейфом методической и дидактической литературы, которая очень помогает учителям и учащимся. Мне, как биологу, нравятся учебные издания «Дрофы», и я с удовольствием по ним работаю. Спектр литературы здесь очень широкий: помимо учебников и методичек — рабочие тетради, наглядные пособия, электронная поддержка, новый необычный учебник-навигатор, все это действительно интересно. Но сегодня я хотела бы остановиться еще на одном издании, которое, на мой взгляд, заслуживает особого внимания, и вот почему. Учительская газета

    Работая в школе учителем биологии, я неоднократно обращала внимание на то, что зачастую учитель не знает, как организовать самостоятельную деятельность школьника таким образом, чтобы в ней был заинтересован сам ученик. В таких случаях мне на помощь нередко приходят те учебные пособия, в которых есть вопросы для обсуждения с учащимися, вопросы для размышлений и сопоставления понятий, поисковые и творческие задания и биологические задачи. Одним из таких пособий для меня стало вышедшее в 2010 году в издательстве «Дрофа» «Решение задач по генетике. Тестовые задания ЕГЭ» авторов В.Н.Мишаковой, Л.В.Дорогиной, И.Б.Агафоновой. Я уже рекомендовала своим ученикам использовать его для самостоятельной подготовки и использую сама как на уроках, так и на дополнительных занятиях по биологии. Задачник уже завоевал популярность среди моих учащихся и коллег-биологов, так как не только четко структурирован, имеет логическую преемственность с темами учебника основного общего образования, но и снабжен дополнительными и пояснительными текстами. В нем есть и задачи для базового уровня школы, и задачи более высокого уровня, требующие размышлений и сопоставлений, частично поисковые и творческие. Главное, в нем представлены подробные алгоритмы решения всех видов задач по общей генетике, являющихся обязательным компонентом части III (С) единого государственного экзамена по биологии. Именно задания части III (С) представляют наибольшую сложность для школьников и абитуриентов, поскольку требуют письменного, зачастую развернутого ответа, умения самостоятельно и четко излагать свои мысли, объяснять факты, использовать их для формулирования выводов и обобщений. Важно и то, что к каждой главе книги дано краткое теоретическое и методическое сопровождение, раскрывающее сущность используемых далее понятий и закономерностей наследования. Затем подробно разбирается ход решения нескольких вариантов задач на рассматриваемую тему.
    Это пособие можно использовать и учащимся старших классов общеобразовательной школы, и как пособие для учителей, и для занятий в специализированных биологических классах (при наличии соответствующих программ), и студентам младших курсов вузов биологических факультетов. Но самое главное, с помощью него можно организовать самостоятельную работу учащихся: для отработки навыков решения задач в пособие включены блоки, в которых предлагаются условия задач именно для самостоятельной работы.
    Учебное пособие «Решение задач по генетике» состоит из одиннадцати глав.
    Во введении авторы акцентируют внимание на грамотности и правильности оформления генетических задач, показывают алгоритм анализа и обобщения фактического материала, логического умозаключения, приводят несколько примеров и критериев оценивания задач по генетике на ЕГЭ.
    Затем следует несколько разделов, в которых раскрывается содержание основных генетических понятий, методов генетики, реализации наследственной информации в клетке для формирования у учащихся представлений о генетике как науке, приводятся некоторые общие методические приемы, которые могут быть использованы при решении задач. Упор делается не на запоминание материала, а на овладение им. К примеру, в разделе «Наследственная информация и реализация ее в клетке» приводятся типовые задачи по молекулярной генетике с образцами решения. Это важно для понимания процесса биосинтеза белка, такие задачи обязательно присутствуют в заданиях ЕГЭ.
    Структура пособия выстроена очень четко по главам, и, хочу обратить на это внимание коллег, в одной небольшой книге столько полезной информации! В главе «Моногибридное скрещивание. Взаимодействие аллельных генов» даны общие сведения об этих понятиях, раскрываются сущность первого и второго законов Менделя, разбираются их цитологические основы, поясняются варианты взаимодействия аллельных генов. Авторы предлагают рассмотреть решения задач на полное доминирование, неполное доминирование и наследование по типу множественных аллелей. Задачи на полное доминирование и неполное доминирование соответствуют содержанию учебника «Биология. Общая биология» базового уровня для 10-11 классов авторов Сивоглазова В.И., Агафоновой И.Б., Захаровой Е.Т. (издательство «Дрофа») и используются мною на уроках. Далее глава «Дигибридное скрещивание», в которой раскрывается само понятие дигибридного скрещивания и сущность третьего закона Менделя, рассматриваются цитологические основы третьего закона Менделя и разбираются типовые задачи н
    а дигибридное скрещивание, которые нередко используются в части III (С) материалов ЕГЭ. В главе «Полигибридное скрещивание» приводятся примеры типовых задач с образцами их решения. Для базового уровня целесообразно рассмотреть примеры решения задач на полигибридное скрещивание и исходя из правила чистоты гамет объяснить учащимся, как выписывать возможные типы гамет. Глава «Взаимодействие неаллельных генов» рассматривает три типа взаимодействия неаллельных генов — комплементарность, полимерию и эпистаз, здесь же приводятся примеры типовых задач на взаимодействие неаллельных генов с образцами их решения. В школьном базовом курсе биологии этот раздел не освещен, и задач на эту тему в материалах ЕГЭ нет. Однако на дополнительных занятиях по биологии (программа с углубленным изучением биологии, элективные курсы, факультативы и т. п.), думаю, эти типы взаимодействия неаллельных генов было бы разумно рассмотреть. Далее идет раздел «Сцепленное наследование генов», где дано понятие «группа сцепления», сформулированы положения хромосомной теории наследственности, объяснены принципы записи гамет при полном и неполном сцеплении, приведены алгоритмы решения типовых задач на данную тему. Большинство таких задач можно использовать на уроках с углубленным изучением биологии или на элективных курсах по генетике. Однако в заданиях единого государственного экзамена практически каждый год встречаются несложные примеры задач на данную тему, поэтому учителю целесообразно уделить внимание этим вопросам, тем более что понятие сцепленного наследования, как правило, вызывает серьезные затруднения у школьников. Глава «Картирование хромосом» знакомит с правилами составления карт хромосом, в ней приводятся типовые задачи на картирование хромосом с образцами решения. В школьном базовом курсе этот раздел не используется. Изучение генетики продолжает тема «Генетика определения пола. Наследование генов, локализованных в половых хромосомах». Здесь авторы приводят типы определения пола, описывают признаки, сцепленные с Х- и У-хромосомами человека, разбирают типовые задачи на наследование, сцепленное с полом. Этот раздел учебного пособия наиболее актуален для учеников старших классов, так как задачи на сцепленное с полом наследование, особенно задачи смешанного типа (одновременное наследование аутосомных и сцепленных с полом признаков), вызывают наибольшее затруднение при решении и написании учащимися части III (С). Такого рода задачи оцениваются максимально в 3 балла при наличии трех правильных элементов ответа. Далее авторы рассказывают о том, какие гены называют летальными, приводят типовые задачи на наследование летальных генов с образцами решения. Эти задачи учитель вполне может использовать на уроках биологии базового уровня, разнообразя примеры задач менделевского наследования признаков.
    Одна из глав посвящена анализу наследования признаков по родословной; составлению родословной. В ней даны варианты условных обозначений, используемых для составления родословной, и приводятся задачи на анализ наследования признаков по родословной.
    Глава «Популяционная генетика» знакомит читателей с законом Харди — Вайнберга, частотным распределением генов в панмиктической популяции, математическим выражением зависимости между частотами аллелей и генотипов в популяциях. И в заключительной главе даны задачи для самостоятельного контрольного решения, где представлены задания на все разобранные в пособии типы наследования.
    В конце книги помещены ответы к задачам, включенным в блоки для самостоятельной работы учащихся после каждой темы.
    Я сама с удовольствием работаю с этим пособием и вижу интерес моих учеников. По моим наблюдениям, наиболее увлекательна для них тема «Составление родословной моей семьи». Приведу один из этапов урока по теме «Генетика и здоровье человека» (по плану учебника «Биология. Общая биология. Базовый уровень» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова, «Дрофа», М. — 2009). Объясняя учащимся важность генеалогического метода для понимания наследования болезней человека, я использую учебное пособие «Решение задач по генетике», главу IX «Анализ наследования признаков по родословной. Составление родословных». В ходе обсуждения родословной семьи Романовых рассматриваем, как наследуется ген гемофилии, от кого Алексей (сын Николая II) получил ген гемофилии, можно ли по родословной определить тип наследования признака (доминант
    ный или рецессивный), наследование каких еще признаков можно определить по родословным.
    Для самостоятельной творческой работы дома предлагаю мотивированным учащимся следующее задание.
    1. Исследовать родословную А.С.Пушкина (использую материалы книги «Генеалогическое древо рода А.С.Пушкина», автор-составитель М.В.Высоцкая) по следующим вопросам:
    Могли ли Пушкину передаться от матери доминантные аллели генов, отвечающих за цвет кожи?
    Возможно ли, чтобы в первом браке Абрама Ганнибала родилась белая дочь Поликсена?
    Как на личности самого А.С.Пушкина и на его творчестве отразились наследственные признаки, переданные родителями и другими родственниками?
    2. Составить родословную своей семьи, в которой проследить наследование одного из признаков, например цвета глаз, волос, формы волос (прямые, волнистые, курчавые) и др. На следующем уроке мы разбираем примеры родословных, составленных учащимися.
    Такая работа, направленная на развитие творческой индивидуальности ребенка, — процесс длительный, требующий больших затрат времени, усилий, терпения. И очень важно, не останавливаясь на полпути, дать возможность каждому ребенку не только получить знания базового уровня, но и почувствовать личную заинтересованность в изучении предмета. Задача учителя — сформировать познавательный интерес, и тогда тайны генетики и других биологических дисциплин будут по плечу каждому.

    Смотрите так же:  Приказ об увольнении по собственному желанию образец бланк

    Н.Р. МАРКЕЛОВА, учитель биологии высшей квалификационной категории СОШ №1384 Москвы, канд. биол. наук

    Комментарии

    Сетевое издание. Зарегистрировано Роскомнадзором 6 июля 2012 года

    Эл No. ФС77-50440

    Перепечатка материалов газеты допускается только c письменного разрешения редакции.

    Ссылка на «УГ» обязательна.

    Выходит с 1924 года; электронная версия — с 1995 года.

    Key title: Ucitel’skaa^ gazeta (Online) || ISSN 1607-2162

    Интересное для вас

    Цвет глаз кошек и его оттенки зависят от количества пигмента в передней и задней части глаза. Меланоциты, синтезирующие пигмент меланин, действуют, как специальные железы, выделяющие пигментные гранулы в окружающие клетки. В развивающемся зародыше около 34 (по Р.Робинсону) пигментных центров. Это позволяет пигментным клеткам завершить миграцию к волосяным фолликулам по всему телу и сетчатке глаз до конца развития зародыша. Но пигмент в радужной оболочке глаз продолжает свое развитие и длительное время после рождения. Это подтверждает тот факт, что все новорожденные котята имеют голубые глаза. И свой окончательный цвет они приобретают в более старшем возрасте (4-12 месяцев).

    Как правило, все цвета доминантны по отношению к голубому. Голубой цвет глаз определяется наличием меланина в задней части глаза. Насыщенность голубого цвета зависит от количества пигментных гранул в сетчатке, то есть чем меньше пигментных гранул, тем светлее оттенок голубых глаз.

    Считается, что цвет глаз наследуется независимо от окраса шерсти. Хотя имеются и исключения. Например, тот же голубой цвет глаз. Он сцеплен с колор-пойнтовым окрасом (сscs), с эпистатически белым (W-), с большим количеством белой пегости (S-), с белым окрасом кошек-альбиносов (саса).


    Gr.Int.Ch.Edelweiss Sambetta
    Фото © BABULETZ, г.Пушкино, МО
    Клуб Тайских Кошек

    В том случае, когда кошка эпистатически белая, мы и имеем дело с гипопигментацией. Это структурное нарушение, выражающееся либо в отсутствии пигмента, либо в частичном угнетении возможности продуцирования пигмента. Это доказывается фактом наличия пигмента в радужной оболочке глаз, так как белые животные могут быть не только голубоглазыми, но и желтоглазыми, разноглазыми и т.п. Поскольку ген W препятствует миграции меланоцитов к радужной оболочке глаз, ее строма в данном случае не получает цветной пигмент и отражает свет от пигментных гранул в сетчатке, воспринимаемый нами как голубой. Такой цвет глаз называется простым, или симплексом.

    Свет, отраженный от черных и темно-коричневых пигментных гранул сетчатки, мы воспринимаем как голубой, благодаря наличию в строме радужной оболочки плавающих микроскопических белковых соединений, рассеивающих свет. По этому же принципу мы и небо видим голубым.

    Кроме этого, через ген W, голубоглазые белые кошки наследуют нарушение слуха и глухоту . Это связано с тем, что и меланоциты, и акустические клетки берут свое начало в невральном гребешке, который формируется из парных складок со спинной стороны эмбриона. Влияние на миграцию пигментных клеток к радужке глаза и коже так же препятствует миграции клеток слухового нерва в период формирования внутреннего уха. Меланоциты в клетках слухового нерва играют важную роль в функционировании рецепторов внутреннего уха. В возрасте 3-4 недель, в случае локального отсутствия меланоцитов или в результате их частичного подавления, возникает дегенерация кровоснабжения внутреннего уха, что вызывает атрофию чувствительных волосяных клеток кортиева органа.

    Существует и корреляция между количеством пигмента в глазах и глухотой . Чем меньше пигмента в глазах, тем больше вероятность глухоты. Помимо частичной или полной глухоты, некоторые белые голубоглазые кошки испытывают недостаток тапетум луцидума в одном или нескольких глазах. Тапетум луцидум помогает кошке видеть в сумраке. Это плотная пластинка в форме полумесяца, состоящая из серебристых кристалликов гуанина, расположенная между двумя слоями сосудистой оболочки глаза и ретиной, в задней части глазного яблока напротив хрусталика. Тапетум отражает на фоторецепторы сетчатки непоглощенные световые лучи и усиливает сумеречное зрение.

    Новорожденные котята не имеют тапетума. Он формируется между 2 и 8 неделями после рождения. Тапетум луцидум может иметь, в зависимости от цвета пигметации, разную окраску.

    Одна из теорий, объясняющих неустойчивый характер наследования цвета глаз и глухоты у белых животных , говорит, что для того, чтобы глаза были неголубого цвета, существует определенный пороговый уровень количества пигмента. Если количество пигмента ниже этого уровня, то глаза будут голубыми. Если же количество пигмента выше порогового уровня, то глаза будут любого другого цвета, кроме голубого. Но это утверждение не касается альбиносов.

    Ген S, отвечающий за возникновение белой пегости, также препятствует миграции меланоцитов, но формирует белые и окрашенные области. В этом случае глаза могут попасть в область, которой меланоциты достигли, тогда глаза будут неголубыми. Если же глаза находятся в области, лишенной пигмента, их цвет будет голубым. А проявление разноокрашенных глаз (гетерохроматизм), когда один глаз голубой, а второй, например, желтый или зеленый, объясняется тем, что глаза попали в разные зоны. Мне встречались белые кошки с разноокрашенными глазами, где один глаз красный, а второй голубой. Обладателями красных глаз являются кошки — истинные альбиносы, пигмент у которых отсутствует полностью. Тогда под сетчаткой просматриваются кровеносные сосуды, и цвет глаз кажется розово-красным. Альбинизм — это функциональное нарушение. Если кошка гомозиготна (cc), то происходит биохимическая блокада продуцирования пигмента. Истинные альбиносы встречаются крайне редко. Чаще можно увидеть голубоглазых альбиносов (саса). В случае, если животное имеет комбинацию генов сса, и глаза попали в зоны влияния разных генов, тогда мы и увидим перед собой белую кошку-альбиноса с голубым глазом (зона ca) и красным (зона гена с).

    Сиамский окрас cscs неразрывно связан с голубым цветом глаз . Но колор-пойнтовые животные имеют свои проблемы, связанные с глазами. Все животные, обладающие стереоскопическим зрением, воспринимают предметы разными глазами неодинаково. Изображение, воспринимаемое правым глазом, передается в левое полушарие головного мозга, а левым — в правое. То есть, в мозг поступает два разных образа одного предмета. При их объединении и возникает стереоскопическое изображение. Но у колор-пойнтов зрительные нервы дефектны и не способны синхронно передавать образы с обоих глаз противоположным сторонам мозга. Такое животное получает раздвоенное изображение одного предмета (диплопия). Большинство котов, борясь с диплопией, блокируют одно из изображений. Но в этом случае исчезает и стереоскопическое восприятие, что является существенным недостатком для хищника. Другие животные не могут «включить» механизм блокировки. Для того, чтобы увидеть единый образ, им приходится уменьшать расстояние между зрачками посредством косоглазия. Тогда развивается стробизм — стойкое косоглазие. Бывает, что возникают непроизвольные подергивания глаза для совмещения изображений. Это явление называется нистагмой. Те же проблемы существуют и у голубоглазых альбиносов.

    Есть еще один ген окраса, тесно связанный с голубыми глазами. Типичными представителями являются американские голубоглазые кошки и временами встречающиеся у нас «цветные» кошки с голубыми глазами. Окрас их может быть любым (черной и красной серии, тэбби или солид), но всех их объединяют два признака — голубые глаза и белый кончик хвоста. В данном случае голубоглазость связана с особым аллелем гена белой пятнистости Sо . Его действие проявляется у эмбриона на ранних стадиях развития. В присутствии этого гена блокируется миграция меланоцитов только на рано закрывающихся концевых участках эмбриона — в радужной оболочке глаз и на кончике хвоста. Причем белыми могут быть всего несколько волосков.

    Доминирование в наследовании цвета глаз , как уже упоминалось, существует, но это утверждение неоднозначно. Даже самый темный и сильный медный цвет глаз не полностью доминирует над голубым. Оттенки коричневого цвета — от медного до каштанового и от светло-желтого до янтарного можно наблюдать тогда, когда меланин содержится и во фронтальной, и в задней частях глаза. В этом случае цвет глаз называется двойным — дуплексом. Пигмент присутствует как в эпителии, так и в стромате сосудистой оболочки глаза. Качественные характеристики цвета глаз зависят от концентрации пигмента в разных областях. Блеклость или блеск цвета глаз зависят от структуры стромы радужной оболочки глаза. Цвет глаз зависит и от выпуклости глазного яблока, так как выпуклая форма глаза трансформирует восприятие цвета.

    Сокращение пигмента в шерстинках в окрасах серии «с» отражается на цвете глаз. Наследственно обусловленное сокращение пигмента в радужке глаза в присутствии гена св бурманского окраса приводит к невозможности при таком образце окраса получить насыщенный коричневый цвет глаз. Именно поэтому у кошек бурманского окраса может быть достигнут максимально блестящий золотистый цвет глаз.

    Чем сильнее пигментация в передней части глаза , тем больше желтизны в цвете глаз. Но мы уже знаем, что наличие меланина в задней части глаза дает голубой цвет. А голубой, пропущенный через желтый, выглядит зеленым . Это происходит, когда пигментный слой в передней части глаза разбавлен и позволяет просвечивать пигменту задней части глаза. Чтобы зеленый цвет был более насыщенным и глубоким, в задней части глаза должно присутствовать достаточно большое количество пигмента, но не слишком много, а в передней части малое, но не очень, количество пигментных гранул. Слишком большое количество пигмента в передней части глаза приводит к желто-зеленому цвету, а слишком большое количество пигмента в задней части глаза — к бирюзовому цвету. Поэтому зеленый цвет глаз наиболее сложен в работе.

    Считается, что сцепленные с полом аллели эумеланина или феомеланина не имеют влияния на меланин глаз . Хотя существует и другая теория, по которой накопление эумеланина придает глазам кошки цвет от карего до темно-коричневого. А наличие феомеланина фиксируется не только у красных, кремовых и черепаховых кошек, но и у всех агути. Каким образом регулируется баланс этих пигментов, пока неизвестно. Хочу привести несколько показательных примеров, касающихся цвета глаз у серебристых тебби. Черные сильвер-тебби имеют, как правило, зеленый цвет глаз, причем предпочтение отдается изумрудно-зеленому (тогда как у шиншилл предпочтителен бирюзово-зеленый цвет глаз). Серебристые животные с желтым или медным цветом глаз называются «пьютер». Многие из этих кошек имеют промежуточный цвет глаз — желто-зеленый, золотисто-зеленый и т.п. Радужка состоит из нескольких слоев, которые могут иметь разную величину. Положите друг на друга несколько прозрачных дисков разного цвета и диаметра. В том месте, где нет «подложки», образуется кольцо отличного от основного цвета. Так и у кошки происходит ослабление цвета глаз вокруг зрачка . За счет снижения цвета пигмента и отсвета тапетума, может появиться кольцо зеленого или желтого цвета. В радужке могут быть и вкрапления пигментных гранул другого цвета, тогда речь будет идти не о разноглазии, а о двухцветности одного глаза — это частичный гетерохроматизм .

    Но вернемся к зеленоглазым сильвер-тэбби. Понятно, что под действием гена-ингибитора подавляется желтая пигментация прикорневой части волоса. Чем быстрее начинает работать ген I, тем более светлой выглядит кошка. У сильвер-тебби, кроме изменения окраса прикорневой зоны и подшерстка, ген-ингибитор влияет и на формирование агути-окраса. То есть устраняет все промежуточные желто-коричневые цвета по всей длине волоса путем предотвращения формирования удлиненных эллипсовидных пигментных гранул. Таким образом, сильвер-тебби — это серебристо-белый фон с черным рисунком, полностью лишенный свойственной окрасу агути желтой перетяжки волоса. Отсюда следует, что и в пигментации глаз таких кошек принимает участие только черный пигмент эумеланин, пигментные гранулы которого сохраняют круглую форму. Но при вязке сильвер-тебби с красными или черепаховыми животными, рождаются котята окрасов серебристые черепахи и красные серебристые. Наличие феомеланина у этих кошек неоспоримо. Красные и черепаховые окрасы прекрасно комбинируются с серебром. И в формировании цвета глаз принимают участие оба пигмента — как эумеланин, так и феомеланин. И глаза серебристых кошек красной серии окрашиваются в сочный и ровный янтарный цвет. Видимо, под действием гена I, формируется типичный для сильверов зеленый цвет глаз, но наличие феомеланина приводит к более плотной пигментации радужной оболочки, что обусловливает восприятие цвета глаз, как янтарного.

    Кошки золотых окрасов относятся к группе агути и сочетают эумеланин и феомеланин. Эти животные не имеют гена I. Но в их генотипе присутствует ген Er, окрашивающий подшерсток и прикорневую зону каждого волоса в абрикосовый цвет, то есть подавляющий образование черного пигмента на этих участках. Чем выше прикорневая зона, тем более заметен эффект золота. Также золотые окрасы обладают высокой концентрацией феомеланина, которую обеспечивает полиген руфизма. Его работа выражается не только в проявлении более насыщенного цвета подшерстка и прикорневой зоны, но и оказывает влияние на участки волоса, содержащего черный пигмент. Поэтому генетически черный рисунок золотых тебби приобретает коричневатый цвет. Золотой окрас должен сочетаться с зеленым цветом глаз. Но для аборигенных пород разрешен и желто-зеленый. Золотой окрас — производное от черного тебби, и то, что в родословных золотых кошек встречаются гетерозиготные серебристые животные, ничего не меняет. Золото — это черные агути с недостатком эумеланина. Возможно, для получения этого окраса, изначально были взяты зеленоглазые животные. Поэтому не исключен факт закрепления зеленого цвета глаз у кошек золотого окраса искусственным путем. Именно поэтому американские стандарты допускают сочетания золотых окрасов со всеми оттенками цвета глаз от желтого до зеленого.

    Для аллелей цвета глаз нет пока генетических кодов . Поэтому подбирать пары, взяв за один из основных признаков цвет глаз, приходится только на основе наблюдений. Правильнее всего скрещивать кошек с ровным, ярким и насыщенным цветом глаз . При тщательном подборе пар возможно закрепить интенсивность и тон цвета глаз. В случае скрещивания медноглазых кошек с голубоглазыми, при условии яркости и насыщенности их тона у обоих производителей, цвет глаз потомства будет или медным, или голубым (под влиянием генов cscs, caca, cc, W-). Можно скрещивать зеленоглазых с голубоглазыми кошками. В этом случае котята будут либо зеленоглазыми, либо голубоглазыми (под влиянием вышеуказанных генов). Но такого результата можно добиться, если партнерами являются сиам и ориентал, так как у всех сиамов только голубые глаза, и в их родословных нет медноглазых предков. Работая с породами кошек, у которых допустим и другой цвет глаз, кроме голубого, лучше, по возможности, избегать подобных скрещиваний. Например, зеленоглазый сильвер персидской породы при вязке с голубоглазым персидским колор-пойнтом, дадут котят с очень невыразительным цветом глаз. Объясняется это тем, что голубоглазые персы колор-пойнты имеют в своих предках медноглазых животных. При рождения котят колор-пойнтов, глаза у них, под влиянием cscs будут, конечно, голубыми. Но, под воздействием полигенов, полученных от зеленоглазого партнера, цвет глаз будет более бледным из-за малой пигментации задней части глаза. А у зеленоглазого потомства цвет глаз становится желтоватым из-за более сильной пигментации радужки глаза, которая наследуется от колор-пойнта, предками которого были животные с медными глазами. Если же скрестить кошек медноглазых с зеленоглазыми, котята будут иметь грязный желто-зеленый цвет глаз.

    Смотрите так же:  Компенсация семейное образование москва 2020

    Зависимость цвета глаз от групп генов-модификаторов

    Существует зависимость цвета глаз от групп генов-модификаторов, которые обуславливают:

    глубину залегания красящего пигмента в толще голубой роговицы, точнее — клеток, образующих красящий пигмент (меланоцитов).

    Условно, для простоты понимания, принимаем такую схему: меланоциты с красящим пигментом имеют оранжевый цвет, меланоциты без красящего пигмента — молочные; толща радужки — насыщенного голубого цвета.

    Если красящий пигмент сконцентирован ближе к поверхности роговицы, то мы видим медный цвет, если он чуть опущен в толщу, получаем бежевый, ореховый цвет,а если залегает в глубине роговицы — зеленый.

    Это можно продемонстрировать, накладывая друг на друга разноцветные стеклышки: желтое или оранжевое стеклышко и три-четыре голубых.

    Для кошек колорного окраса варианты такие: скопление молочных меланоцитов без красящего пигмента, расположенное близко к поверхности, дает светлый голубой цвет, а чем эти клетки расположены глубже, тем более сочная голубизна глаз. Если они расположены глубоко, то мы видим лишь толщу роговицы — голубую радужку.

    В этом случае, для наглядности, на белый лист бумаги накладываем голубые стеклышки различных оттенков, в зависимости от «глубины»залегания меланоцитов.

    плотность красящего пигмента (сочность оттенка).

    Цвет глаз находится так же в зависимости от того, насколько уплотнен слой пигмента, насколько густо расположены меланоциты.

    Более плотный слой пигмента,расположенный близко к поверхности роговицы дает цвет глаз от медного, темно-янтарного до менее насыщенного — светло-желтого. В среднем слое роговицы появляются бежево-зеленые оттенки: от более насыщенных до более размытых — зелено-желтых. В глубинных слоях роговицы — от салатового до насыщенно-зеленого, малахитового.

    У кошек колорного окраса сочность оттенка глаз так же может быть различной. При разреженном распределении меланоцитов без красящего пигмента, просвечиваются кровеносные сосуды радужки и, иногда, дают розовый оттенок. По мере уплотнения меланоцитов, получаются совсем неуловимые оттенки голубого цвета. Но их тоже нужно учитывать при расчете наследования.

    В результате всего вышеизложенного, можно сделать вывод о многообразии оттенков глаз у кошек.

    Поэтому,очень часто, на выставке оценивая кошку, эксперт затрудняется точно сформулировать цвет глаз животного и переходит из делового в поэтический жанр письма. Появляются описания типа: «цвета пожухлой травы», «зеленого гороха», «молодой травы», «хвойной смолы», «золотисто-желтый с прозеленью», «цвет хаки», «утреннего неба», «песочный» и т.д.

    равномерность распределения пигмента по всей площади радужки (отсутствие кольца).

    Иногда, в зоне, прилегающей к зрачку, пигмент уходит в глубину роговицы. Соответственно, эта зона будет иметь зеленый цвет. В результате, мы видим призрачковое кольцо. Это может быть резко выражено или нет, варьируется и ширина этого кольца. У кошек же колорных окрасов, в результате такого явления, получается более темное синее призрачковое кольцо.

    Иногда, пигмент расположен неравномерно по всей ширине радужки от зрачка до краев, и мы, присмотревшись, можем увидеть несколько концентрических кругов разного цвета и оттенка. Как правило, это оттенки одного цвета, но бывает, что и нет. Например, коричневый по самому краю; оранжевый, желтоватый и цвета незрелого лимона — у зрачка.

    Это часто встречается у растущих животных. В этом случае, эксперт пишет: «Цвет глаз — в развитии». Но для взрослых кошек, это — нежелательный признак.

    Что получаем при наследовании?

    Если у одного родителя меланоциты расположены близко к поверхности и пигмент есть (медный цвет глаз), а у другого — близко к поверхности, но пигмента нет (бледно-голубой цвет), то у котят будут, соответственно, глаза медного или бледно-голубого цвета.

    У сиамо-ориентальных кошек глубокое залегание меланоцитов дает густо-зеленый цвет глаз при наличии пигмента и густо-синий — при отсутствии.

    Предположительно, поверхностное расположение меланоцитов наследуется по принципу неполной доминантности. «Позеленить» («посинить») глаза, т.е. опустить слой пигмента в глубину, сложнее. То есть, если у одного родителя бледно-голубые глаза (меланоциты близко к поверхности), а у другого — зеленые (меланоциты на глубине), то цвет глаз у котят, кошек не колорных окрасов будут, скорее всего, ближе к ореховому или янтарному, а у колорных окрасов — более сочные голубые.

    Наследование цвета глаз

    До изобретения генетической экспертизы цвет глаз учитывался как один из факторов в доказательстве или опровержении отцовства.

    1. Оба родителя с голубыми глазами

    Почти все дети таких пар (99%) родятся и проживут всю жизнь с голубыми глазами. 1% детей будут с зелеными глазами.

    Если папа и мама голубоглазые, а у ребенка глаза карие — наверняка или папа не папа, или ребенок усыновленный, или в роддоме младенцев перепутали. Наследование карих глаз от бабушек/дедушек через голубоглазых родителей невозможно.

    2. У одного родителя глаза зеленые, у другого голубые

    Половина детей с зелеными глазами, половина с голубыми. Детей с карими глазами у такой пары быть не может.

    3. Оба родителя с карими глазами

    С 75% вероятностью у ребенка будут карие глаза. 37,5% зеленые или зеленовато-желтые, и 6,25% за ребенка с голубыми глазами.

    4. Один родитель с карими глазами, второй с голубыми.

    У детей только карие или только голубые глаза, детей с зелеными глазами у такой пары быть не может. Редчайшее исключение, когда бабушки-дедушки ребенка со стороны кареглазого родителя имеют зеленые глаза.

    5. Оба родителя зеленоглазые

    75% детей зеленоглазые, 24% голубоглазые, очень редко возможны дети с карими глазами, но только при условии, что кто-то из бабушек-дедушек кареглазый.

    6. Один родитель с карими глазами, второй с зеленоглазый

    Не менее 50% за карие глаза, 37,5% за зеленые глаза и 12,5% за голубые глаза.

    Для запутавшихся в тексте — вот вам табличка. Сверяйте.

    Исследовательская работа по биологии «Родословная моей семьи»

    Исследовательская работа Шабалина А. «Родословная моей семьи» помогает глубже понять генеалогический метод изучения своей родословной, понять характер наследования определенного признака (в моей работе цвет волос) и оценить вероятность его появления в будущем у членов семьи. Работа содержит материал о генеалогическом методе изучения генетики человека (диагностика, суть метода, умение составлять родословную и т. д.), также в работе даны результаты проведенных исследований, схема генеалогического древа моей семьи и даны выводы по теме моей работы. В работе были использованы устные источники, данные о рождениях, бракосочетаниях, смертях из личного архива семьи Шабалиных-Васильевых.

    Скачать:

    Вложение Размер
    rodoslovnaya_moey_semi.docx 96.52 КБ
    prezentatsiya.pptx 221.44 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

    «Школа-интернат среднего общего образования» с.Самбург Пуровского района.

    Исследовательская работа по биологии

    тема: «Родословная моей семьи».

    Автор: Шабалин А. , ученик 11б класса муниципального казенного общеобразова-тельного учреждения «Школа-интернат среднего (полного) общего образования» с. Самбург Пуровского района

    Научный руководитель: Гашина Наталья Викторовна , учитель биологии муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Школа-интернат среднего (полного) общего образования» с. Самбург Пуровского района

    с. Самбург, 2012 г

    Исследовательская работа «Родословная моей семьи»

    ЯНАО, село Самбург, муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат среднего (полного) общего образования» с. Самбург Пуровского района, 11б класс

    1. Генеалогический метод изучения генетики человека

    1.4. Изучение родословной

    2. Результаты исследования

    Научная статья (описание работы)

    По мере улучшения качества медицинской помощи наследственные заболевания приобретают все больший удельный вес в общей патологии человека. При этом наследственные болезни диагностируются не всегда, даже в клинических условиях. Диагностика наследственной патологии – сложный и трудоемкий процесс. В медицинской генетике применяются как клинические и параклинические, так и специальные генетические методы. Для установки диагноза ненаследственного заболевания достаточно общего клинического и лабораторного обследования. Общие клинические методы также позволяют диагностировать наиболее известные и распространенные наследственные заболевания, поскольку их клиническая картина была хорошо известна еще до установления наследственной природы (синдром Дауна). Но и в этих случаях возможны диагностические ошибки. Постановка диагноза происходит в два этапа: общее клиническое обследование больного в соответствии с современными требованиями и при подозрении на наследственную болезнь проведение специализированного дифференциально-диагностического обследования. Полного клинического обследования обычно достаточно для диагностики таких наследственных заболеваний, как ахондроплазия, хорея Гентингтона, ретин бластома. Однако широкий клинический полиморфизм наследственных болезней, их фенокопии, частичное совпадение симптомов разных заболеваний (наследственных и ненаследственных), необходимость выявления гетерозиготных носителей требуют применения специальных генетических диагностических методов, которые всегда более точны, чем клинические. Рассмотрим их подробнее.

    Генеалогический метод относится к наиболее универсальным методам в медицинской генетике. Этот метод помог установить закономерности наследования очень большого числа самых различных признаков у человека, как нормальных, подобных цвету глаз, цвету и форме волос и т.п., так и сопутствующих наследственным болезням. Генеалогический метод – метод родословных. Он основан на составлении и анализе родословных, при помощи чего возможно прослеживание болезни (или признака) в семье или роду. В медицинской генетике этот метод называется клинико-генеалогическим. Суть метода сводится к выявлению родословных связей и прослеживанию патологического признака среди дальних и близких прямых и непрямых родственников. С его помощью может быть установлена наследственная обусловленность изучаемого признака, а также тип его наследования. Этот метод позволяет изучить интенсивность мутационного процесса, оценить экспрессивность и пенетрантность аллеля. Он складывается из двух этапов: составления родословной и генеалогического анализа.

    1.3. Составление родословной

    При составлении родословной исходным является человек – пробанд, родословную которого изучают. Как правило, это и есть больной, или носитель признака, наследование которого необходимо изучить. Родословная может собираться по одному или нескольким признакам. В последнем случае может быть выявлен сцепленный характер их наследования, что используется при составлении хромосомных карт. В зависимости от цели исследования родословная может быть полной или ограниченной. Необходимо все же стремится к наиболее полному составлению родословных, а для этого необходимы сведения не менее чем о 3-4 поколениях семьи пробанда. Составление родословной сопровождается краткой записью о каждом члене родословной с точной характеристикой его родства по отношению к пробанду (легенда родословной). Необходимо также отмечать обследованных и необследованных на наличие исследуемого признака. Получение сведений о родственниках — непростая задача. Пациенты зачастую не знают о болезнях родственников или предоставляют неверные сведения. Для получения более точных сведений применяют анкетирование, а иногда и полное клиническое и лабораторно-генетическое обследование родственников.

    При анализе родословных в первую очередь необходимо установление наследственного характера признака. Если в родословной встречается один и тот же патологический признак несколько раз (на протяжении нескольких поколений), то, вероятно, он имеет наследственную природу. Далее необходимо установить тип наследования (аутосомно-доминантный, аутосомно-рецессивный, Х-сцепленный доминантный или рецессивный, Y-сцепленный). Определение типа наследования в конкретной родословной является серьезной генетической задачей, для ее решения врач должен иметь специальную подготовку.

    Существует несколько методов изучения генетики человека: близнецовый, цитогенетический, популяционный, онтогенетический; один из самых интересных и доступных – генеалогический. Он основан на прослеживании какого-либо нормального или патологического признака в ряду поколений, с указанием родственных связей между членами родословной. Генетический метод – это изучение наследственных признаков человека по родословным. Он был предложен конце XIX века Ф. Гальтоном, а система обозначений в родословных была предложена Г. Юстом в 1937 году. Известный американский генетик Курт Штерн считал, что все люди на земле связаны между собой той или иной степенью родства.

    Генеалогический анализ является самым распространенным, наиболее простым и одновременно высоко информативным методом, доступным каждому, кто интересуется своей родословной и историей своей семьи.

    Основателем генеалогического метода изучения наследственности считается немецкий историк О. Лоренц, опубликовавший в 1898 году учебник генеалогии, в котором рассматриваются закономерности происхождения различных семейных заболеваний. В 1912 году американский евгенический институт впервые опубликовал образцы прямолинейных родословных таблиц, которые используются до настоящего времени, не претерпев, практически, никаких изменений.

    Основные закономерности наследственности, установленные для живых организмов, универсальны и в полной мере справедливы и для человека. Вместе с тем как объект генетических исследований человек имеет свои преимущества и недостатки.

    Для людей невозможно планировать искусственные браки. Еще в 1923 г. Н.К. Кольцов отмечал, что «. мы не можем ставить опыты, мы не можем заставить Нежданову выйти замуж за Шаляпина только для того, чтобы посмотреть, какие у них будут дети». Однако эта трудность преодолима благодаря прицельной выборке из большого числа брачных пар тех, которые соответствуют целям данного генетического исследования.

    В значительной мере затрудняет возможности генетического анализа человека большое число хромосом — 2п=4б. Однако разработка новейших методов работы с ДНК, метода гибридизации соматических клеток и некоторых других методов устраняют эту трудность.

    Изучать родословные великих людей, наших соотечественников занимательно, полезно, патриотично, но не менее увлекательно, интересно и важно заняться изучением и составлением собственной родословной, узнать, ветвью какого древа являешься ты и где твои корни…

    Я работал над составлением родословной своей семьи почти год. Информацию о своих предках я узнавал в основном из рассказов родителей, бабушки, дедушки.

    Когда-то свою генеалогию знали многие семьи, что помогало установить закономерности наследования многих признаков.

    При составлении генеалогического древа я рассматривал подробно лишь его составляющую по материнской линии, так как информацию о папиной родне было получить достаточно трудно: они живут далеко, необходимо больше времени. Но я этим займусь в ближайшее время.

    В своей работе над родословной я проследил наследование цвета волос (светлые волосы).

    Работая над составлением родословной моей семьи, я выяснил, что корни ее уходят к двум родоначальным фамилиям – это семья Васильевых и семья Богдановых. Мой прадедушки по маминой линии Васильев С. П. и Богданов А. Я., мои прабабушки – Кидакова А. Я. и Колодешникова А. С. В семье Васильевых было девять детей, из которых живы сейчас четверо, в том числе и мой дедушка Васильев В. С. (1951г.р.). В семье Богдановых было трое детей, из которых жива только моя бабушка Васильева Т. А. (1950г.р.). У моих бабушки и дедушки двое детей Шабалина С. В. (моя мама) и Васильев А. В.

    У моего дедушки Васильева В. С. темный цвет волос, а у бабушки Васильевой Т.А. светлые волосы. Оба ребенка дедушки и бабушки – моя мама и мой дядя имеют светлые волосы. Отсюда можно сделать вывод по моей работе, что в моей семье по материнской линии светлый цвет волос доминантный, а темный – рецессивный (схема 1)

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *