Обязан ли дознаватель выполнять указания прокурора

Статья 41 УПК РФ. Дознаватель

Новая редакция Ст. 41 УПК РФ

1. Полномочия органа дознания, предусмотренные пунктом 1 части второй статьи 40 настоящего Кодекса, возлагаются на дознавателя начальником органа дознания путем дачи письменного поручения.

Комментарий к Статье 41 УПК РФ

1. Применительно к органам дознания системы МВД России, Федеральной службы безопасности (ФСБ), Федеральной службы судебных приставов, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, таможенных органов (ТО) и воинских частей (соединений и учреждений) иных ведомств, дознаватель — это аттестованный сотрудник государственного учреждения, уполномоченный на осуществление уголовно-процессуальной деятельности после констатации в материале проверки (заявлении, сообщении о преступлении) достаточных данных, указывающих на наличие в деянии признаков объективной стороны состава какого-либо преступления.

3. По общему правилу под понятием «орган внутренних дел», «орган федеральной службы безопасности», «орган по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» и т.д. как орган дознания (см. об этом также комментарий к ст. 40 УПК РФ) законодатель понимает сотрудников этого учреждения. Деятельность «служащего — частица деятельности органа, так как любой орган управления представляет собой коллектив (группу) лиц, объединенных задачами и организационной структурой данного органа. Компетенция служащего — частица компетенции органа, в котором он занимает должность» . Однако не у всех из них равные права и не все они могут в одинаковой мере осуществлять возложенные на орган дознания функции.

———————————
Алексеев С.С. Государственное управление и административное право. М., 1978. С. 120.

4. Работники, наделенные правами учреждения (сотрудники полиции, органа по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, ФСБ и т.п.), уже по должности в связи с исполнением своих служебных обязанностей в зависимости от вида уголовно-процессуальной деятельности обладают процессуальными правами дознавателя. По ряду учреждений, наделенных процессуальным статусом органа дознания, это положение прямо закреплено в законе.

5. Вот как выглядит данное положение применительно к статусу сотрудника органа внутренних дел. Сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах Министерства внутренних дел РФ, которым в установленном Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел (ч. 1 ст. 1 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации ).

———————————
См.: Постановление Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации».

6. Сотрудником органа внутренних дел является любой и каждый сотрудник полиции. Сотрудник полиции выполняет обязанности и пользуется правами полиции, предусмотренными Федеральным законом «О полиции», в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией). А п. 8 ч. 1 ст. 12 того же Закона возлагает на полицию обязанность в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством РФ, возбуждать уголовные дела, производить дознание по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым необязательно; выполнять неотложные следственные действия по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым обязательно.

Таким образом, законодатель не противопоставляет понятия «орган дознания» и «дознаватель». Дознаватель по должности не только вправе, но и согласно п. 8 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О полиции» обязан выполнять уголовно-процессуальные обязанности органа дознания. Он обладает полным комплексом прав органа дознания.

7. Начальник органа дознания или его заместитель возложил на сотрудника органа внутренних дел уголовно-процессуальные полномочия путем назначением его на должность и утверждения соответствующего должностного регламента (должностной инструкции).

8. В отличие от дознавателя некоторым работникам других служб учреждений, наделенных правами органа дознания, такие полномочия могут лишь делегироваться начальником органа дознания, его заместителем или должностным лицом, являющимся согласно п. п. 2, 3 ч. 1 и ч. 3 ст. 40 УПК РФ органом дознания. Институт делегирования начальником (его заместителем) учреждения своим подчиненным процессуальных полномочий имеет большую историю и развит в военных частях (соединениях, военных учреждениях) .

———————————
См.: Уголовно-процессуальные основы деятельности органов внутренних дел / Под ред. Б.Т. Безлепкина. М.: Академия МВД СССР, 1988. С. 43; и др.

9. Названный правовой институт может быть распространен не только на все коллективы, где органом дознания признан соответствующий руководитель (капитан морского судна, руководитель зимовки), но и на учреждения, перечисленные в ст. 40 УПК РФ. Здесь могут иметь место подобного рода отношения между начальником (его заместителем) и подчиненными ему сотрудниками, в обязанности которых обычно не входит осуществление уголовно-процессуальной деятельности.

10. В должностных обязанностях указанной категории сотрудников и в ведомственных нормативных актах, регулирующих их деятельность, о «дознании» нет даже упоминания. Вполне резонно утверждение, что делегирование им уголовно-процессуальных полномочий противоречит положениям, закрепленным названными документами. Однако практика возложения на них процессуальных функций имеет место. Поэтому необходимо рассмотреть особенности их процессуального положения.

11. Налицо два вида отношений:

1) между руководителем учреждения, наделенного статусом органа дознания, и сотрудником, в чьи должностные обязанности вменено осуществление функций этого учреждения ;

———————————
В дальнейшем такой работник именуется сотрудником, обязанным осуществлять функцию органа дознания.

2) между руководителем учреждения, наделенного статусом органа дознания, и другим ему подчиненным сотрудником органа государственной власти (в должностные обязанности которых не включено осуществление функций учреждения , перечисленного в ст. 40 УПК РФ).

———————————
В дальнейшем такой работник именуется сотрудником, которому права органа дознания делегированы.

12. Таким образом, существует два вида дознавателей. Они в органах дознания могут обладать неодинаковым правовым статусом. Отличия таких одноименных субъектов уголовного процесса заключаются в следующем.

13. Дознаватель — сотрудник, обязанный осуществлять функцию органа дознания, вправе без каких-либо ограничений выполнять все действия, возложенные законом на дознавателя, а также часть действий органа дознания самостоятельно, руководствуясь лишь своим внутренним убеждением. И только при наличии ведомственного положения о необходимости утверждения того или иного постановления у начальника органа дознания выполняет это требование. Тем не менее отсутствие на вынесенном им постановлении не предусмотренной УПК РФ визы начальника органа дознания (его заместителя) не может рассматриваться прокурором как нарушение законности, а тем более судом как основание признания полученных впоследствии доказательств недопустимыми.

14. Сотрудник, которому права органа дознания делегированы, не обладает таким широким объемом полномочий. Он вправе производить лишь строго определенный субъектом, наделившим его частью своих процессуальных прав (обычно должностным лицом, которое согласно ст. 40 УПК РФ является органом дознания), круг следственных и иных действий.

15. То обстоятельство, что руководитель учреждения делегирует свои уголовно-процессуальные полномочия лицу, дает ему основания требовать от этого лица представления для утверждения всех или некоторых процессуальных постановлений . В приведенной ситуации вынесение решения, право принятия которого предоставлено органу дознания, самостоятельно, без утверждения его начальником, должно быть признано нарушением уголовно-процессуального закона, которое затем может иметь следствием признание полученных впоследствии доказательств недопустимыми.

———————————
Гуткин И.М. Вопросы совершенствования процессуального и организационного руководства в сфере дознания // Совершенствование уголовно-процессуальной деятельности органов внутренних дел: Труды Академии МВД СССР. М., 1984. С. 12.

16. На органы дознания не распространяются правила процессуальной самостоятельности следователя (см. комментарий к ст. 38 УПК РФ). При несогласии с письменными указаниями прокурора дознаватель вправе обжаловать их вышестоящему прокурору. Тем не менее сам факт такого обжалования не приостанавливает выполнение указаний прокурора.

17. В настоящее время при наличии к тому фактических оснований и соблюдении обязательных условий дознаватель вправе давать поручения о производстве процессуальных и (или) розыскных действий как стороннему органу дознания, так и органу дознания, в штат которого он сам входит.

18. Законодатель позволил дознавателю «давать» органу дознания «письменные поручения». Глагол «давать» использован здесь с существительным «поручения». Им выражается действие по значению данного существительного — поручать . «Поручить» же означает «вверить, возложить на» кого-нибудь «исполнение» чего-нибудь, «заботу» о ком-нибудь или о чем-нибудь .

———————————
См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. 18-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1986. С. 130 — 131.

См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. С. 489.

19. В юридической литературе поручение именуют требованием о производстве следственных и (или) розыскных действий . Здесь же применительно к рассматриваемому правовому институту упоминается и об указаниях, которые даются органу дознания помимо поручений. Указания, по мнению процессуалистов, дополняют поручения органа предварительного расследования и заключаются в разъяснении, как провести выполнение поручения . В п. же 1.1 ч. 3 к.с., как и в и ч. 1 ст. 152 УПК РФ под поручением подразумевается письменный документ, в котором закреплено требование о производстве некоторых процессуальных и (или) розыскных действий, включая в него все его элементы: как перечень соответствующих действий, так и необходимые и обязательные условия их производства.

———————————
См.: Ларин А.М. Расследование по уголовному делу. Процессуальные функции. М.: Юрид. лит., 1986. С. 123.

См.: Белозеров Ю.Н. Органы дознания и предварительного следствия МВД и их взаимодействие: Учеб. пособие. М.: Юрид. лит., 1973. С. 92.

20. Исходя из содержания нового п. 1.1 ч. 3 к.с. дознаватель вправе давать поручения органу дознания лишь «в случаях и порядке, которые установлены» УПК РФ. Соответственно таковые им могут быть даны:

1) по уголовным делам либо материалам предварительной проверки заявления (сообщения) о преступлении, находящемся в его производстве;

2) о производстве лишь тех действий, что перечислены в п. 1.1 ч. 3 ст. 41 УПК РФ;

3) при наличии фактических, а в ряде случаев и юридических оснований для производства поручаемых действий;

4) при невозможности производства поручаемых действий лично дознавателем или же в случае, когда личное проведение таковых дознавателем может негативно сказаться на эффективности хода и (или) результатов предварительного расследования (предварительной проверки заявления, сообщения о преступлении);

5) когда производство поручаемых органу дознания (другому дознавателю) действий находится в пределах компетенции последнего.

21. Требование о даче письменного поручения лишь в случаях и порядке, установленных УПК РФ, закреплено п. 1.1 ч. 3 к.с. и не продублировано в ч. 1 ст. 152 УПК РФ. Между тем, несомненно, оно всецело распространяется и на поручения, направляемые в орган дознания (другому дознавателю), обслуживающий другую местность.

22. Любые подготовленные в пределах компетенции дознавателя письменные поручения органу дознания (другому дознавателю) обязательны для исполнения последним. Если все или часть поручения выходят за пределы компетенции органа дознания (дознавателя), которому поручено его исполнение, последний не перенаправляет поручение в другой орган дознания (другому дознавателю), а информирует в ответе на поручение дознавателя, в производстве которого находится уголовное дело, о причинах, препятствующих исполнению поручения в целом либо в его части.

23. Поручения дознавателя бывают нескольких видов:

а) поручение о производстве следственных и (или) розыскных, в том числе оперативно-розыскных, действий;

б) привлечение дознавателем представителей органа дознания для оказания содействия (помощи) в производстве отдельных следственных действий;

в) принятие мер, призванных создавать необходимые условия для успешного производства отдельных следственных действий, таких как охрана места происшествия, оцепление здания и т.д.;

г) исполнение постановления суда об избрании в отношении подозреваемого (обвиняемого) меры пресечения в виде заключения под стражу;

д) выполнение постановлений дознавателей «о задержании», приводе, о производстве иных процессуальных действий.

24. В п. 1.1 ч. 3 к.с. закреплено также право дознавателя давать поручения органу дознания о проведении оперативно-розыскных мероприятий. А в ч. 1 ст. 152 УПК РФ о таковых не упоминается, зато дозволяется давать поручения о производстве розыскных действий. Но ведь проведение оперативно-розыскных мероприятий и производство розыскных действий — это не одно и то же. Как соотносятся названные понятия? И вправе ли дознаватели поручать органу дознания «того же места» производство розыскных действий, а органу дознания (дознавателю) «другого места» — проведение оперативно-розыскных мероприятий?

25. Исходя из содержания п. 38 ст. 5 УПК РФ розыскными мерами, о которых идет речь в ч. 1 ст. 152 УПК РФ, являются меры, принимаемые дознавателем, органом дознания по поручению дознавателя или следователя для установления лица, подозреваемого в совершении преступления. Понятие оперативно-розыскных мероприятий законодателем не сформулировано. Зато в ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» закреплен их перечень. К таковым законодателем отнесены:

— сбор образцов для сравнительного исследования;

— прослушивание телефонных переговоров;

26. Если не ограничивать круг стоящих перед розыскными действиями задач лишь установлением лица, подозреваемого в совершении преступления, а считать законной возможность реализации таковых и в целях выяснения местонахождения обвиняемого (подозреваемого), недостающих доказательств по уголовному делу, объектов, подлежащих конфискации, и др., то последовательно к числу таковых отнести все возможные оперативно-розыскные мероприятия. Но последние не исчерпают всех возможных розыскных действий. Именно поэтому нам представляется понятие «производство розыскных действий» более широким, чем термин «проведение оперативно-розыскных мероприятий». Как следствие тому, не только в ч. 1 ст. 152 УПК РФ, но и в п. 1.1 ч. 3 к.с. законодателю следовало речь вести о производстве розыскных действий. А еще лучше законодателю в соответствующем месте п. 1.1 ч. 3 к.с. дозволять дознавателю давать органу дознания поручения «о производстве следственных, а равно розыскных действий, в том числе и оперативно-розыскных мероприятий».

27. Здесь же хотелось уточнить, что следственные действия также могут иметь розыскную направленность. Розыскного характера вопросы могут задаваться во время допросов, поиск объектов осуществляется при обыске, осмотре и т.п. Между тем под розыскными действиями в п. 1.1 ч. 3 к.с. подразумеваются не следственные действия. Мы бы даже сказали так: розыскные действия, о которых законодатель упоминает в ч. 1 ст. 152 УПК РФ, — это все иные, помимо следственных действий, не запрещенные законом действия сотрудников органа дознания, направленные на установление лица, подозреваемого в совершении преступления, розыск местонахождения обвиняемого (подозреваемого) и других значимых для хода либо результатов предварительного расследования (рассмотрения, разрешения заявления, сообщения о преступлении) объектов.

28. Полагаем, что производство таковых может быть поручено органу дознания, в штате которого служит сам дознаватель, так же как проведение оперативно-розыскных мероприятий дознаватель уполномочен поручать органу дознания, обслуживающему другую административно-территориальную единицу.

29. Дознавателю, кроме того, позволено давать органу дознания письменные поручения о производстве иных (помимо следственных) процессуальных действий. Первым из таковых названо исполнение «постановления о задержании». Что это за постановление?

30. Юридическим основанием задержания в порядке ст. ст. 91 и 92 УПК РФ является в соответствии с законом оформленный протокол задержания подозреваемого, а не постановление. Между тем и ранее применительно к даче поручений органу дознания законодатель вел речь о постановлении о задержании. За законодателем вторили ученые. Они разъясняли, что задержание возможно «на основании постановления органа дознания, следователя» , а Щерба С.П. — что в «постановлении» должны быть отражены мотивы задержания . Между тем данные утверждения небезупречны.
———————————
Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (отв. ред. И.Л. Петрухин) включен в информационный банк согласно публикации — Велби, Проспект, 2008 (6-е издание, переработанное и дополненное).

См.: Петрухин И.Л. Указ. соч. С. 153.

Из текста точно не ясно, но материал так изложен, что напрашивается вывод: автор анализирует постановление о задержании.

См.: Щерба С.П. Глава 12. Задержание подозреваемого // Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В.М. Лебедева; научн. ред. В.П. Божьев. М.: Спарк, 2002. С. 216 (ч. 2 п. 7 комментария к ст. 91 УПК РФ).

31. Предусмотренное ст. ст. 91 и 92 УПК РФ задержание не может быть осуществлено по постановлению о задержании уже потому, что в указанных статьях закона о таком постановлении нет ни слова.

32. В некоторых источниках говорится о существовании еще одного основания задержания, о котором не упоминается в ст. 91 УПК РФ. Это «постановление суда об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу» . Хотелось бы сразу уточнить, что о наличии такого «задержания» можно говорить лишь в том случае, когда до вынесения названного постановления лицо не было фактически задержано. К примеру, оно скрывалось от органов предварительного расследования и суда, в отношении его была избрана указанная мера пресечения и оно объявлено в розыск. В случае поимки данного подозреваемого, он действительно будет задержан. Но не по подозрению в совершении преступления, а во исполнение судебного решения. Если органу дознания поручается производство этого процессуального действия, то в перечне п. 1.1 ч. 3 к.с. оно специально выделено и именуется «исполнением постановления о заключении под стражу».

Смотрите так же:  Развод с покупкой телевизора

———————————
См.: Качалов В.И. Глава 12. Задержание подозреваемого // Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. Новая редакция. М.: ИКФ «ЭКМОС», 2002. С. 191; Качалов В.И. Глава 12. Задержание подозреваемого // Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. Постатейный / Под ред. Н.А. Петухова, Г.И. Загорского. М.: ИКФ «ЭКМОС», 2002. С. 191.

33. УПК РФ известны и иные виды процессуальных действий, по своей природе аналогичные задержанию. Это исполнение судебного решения о помещении лица в медицинский или психиатрический стационар, о назначении обвиняемому в качестве наказания лишения свободы, когда до этого момента он не содержался под стражей. Все это самостоятельные виды уголовно-процессуальной деятельности, ограничивающие свободу перемещения лица. Однако они не имеют ничего общего с задержанием лица по подозрению в совершении преступления в порядке ст. ст. 91 и 92 УПК РФ. И хотя судебное решение о помещении лица в медицинский или психиатрический стационар предполагает поимку и доставление этого человека в искомое учреждение, выносить постановление о задержании в этом случае закон не требует.

34. К чему все это было сказано? А к тому, что правовой основы производства задержания по постановлению дознавателя УПК РФ не предусмотрено. И как следствие тому, законность дачи поручения об исполнении органом дознания постановления о задержании, а следовательно, и само задержание вполне могут быть поставлены под сомнение. Если в ходе такого задержания будет произведен личный обыск по правилам ст. 93 УПК РФ, его протокол и изъятые объекты в этой связи могут быть признаны не имеющими юридической силы, так как они были получены с нарушением требований УПК РФ.

35. Совершенно другое дело — постановление о приводе. Оно предусмотрено ч. ч. 4 и 7 ст. 113 УПК РФ. Под приводом здесь подразумевается мера уголовно-процессуального принуждения, предусмотренное и урегулированное уголовно-процессуальным законом действие, направленное на обеспечение прибытия не являющегося по вызову участника уголовного судопроизводства в назначенное время и место, в нашем случае к дознавателю. Привод представляет собой доставление. Причем последнее имеет принудительный характер.

36. Органу дознания может быть поручено производство и «иных процессуальных действий». Такими действиями могут быть предусмотренные УПК РФ любые действия, которые сам дознаватель, в производстве которого находится уголовное дело, произвести не может, либо производство которых таковым в неоправданной степени затруднительно. Например, органу дознания «другой местности» может быть поручено объявить лицу постановление о признании его потерпевшим, разъяснить права, обязанности и ответственность потерпевшего, ознакомить потерпевшего с постановлением о назначении судебной экспертизы и т.п. Не обязательно в этих целях отправлять в указанную местность в командировку самого дознавателя.

37. Условием эффективного взаимодействия является четкое разграничение компетенции взаимодействующих органов при наиболее целесообразном сочетании присущих им средств и методов работы . Это требование в полной мере относится и к исполнению поручений дознавателя, как одной из форм взаимодействия. Правоспособность различных органов дознания должна быть четко разграничена между органами государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы и органами внутренних дел, органами внутренних дел и начальником учреждения и органа уголовно-исполнительной системы, начальником учреждения и органа уголовно-исполнительной системы и органом государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы и т.п. Отсутствие отчетливо выраженных граней между правами и обязанностями последних вполне может повлечь за собой негативные последствия для всего хода и результатов предварительного расследования.

38. Компетенция органа дознания (другого дознавателя) по исполнению поручения дознавателя, в производстве которого находится уголовное дело, зависит от двух факторов: от собственной уголовно-процессуальной правоспособности учреждения и от того, что от него требует дознаватель. В юридической литературе отмечается: «Пределы деятельности органа дознания, средства и методы, выбираемые им в целях выполнения поручения, зависят от того, какую помощь просит оказать» орган предварительного расследования.

39. Органам дознания иногда поручаются реально невыполнимые мероприятия: «отработать лиц, ранее судимых за поджоги, на причастность к совершению преступления», «отработать несовершеннолетних, склонных к совершению поджогов», «лиц, психически больных пироманией». Объем такого рода «размытых» поручений не дает возможности исполнить их полностью. Не говоря уже о том, что понятие «отработать» несовершенно, невозможность ограничения круга лиц, подлежащих проверке, выводит поручение за пределы возможностей органа дознания.

40. Более того, нами были выявлены случаи неоправданного перекладывания одними органами предварительного расследования части своих функций на другие органы предварительного расследования. Думается, вполне последовательно, если такого рода поручения будут расцениваться органами дознания как выходящие за пределы их полномочий. Ведь производство следственных (процессуальных) действий по делу, не находящемуся в производстве, — это исключение из общего правила. Правило же гласит: процессуальные действия по делу вправе осуществлять дознаватель, в производстве которого оно находится.

41. Дознаватель не вправе поручать органу дознания, например, «допрос обвиняемого, связанный с предъявлением обвинения» . Органу дознания могут быть даны поручения только о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу и о производстве иных процессуальных действий, а равно о содействии при их осуществлении. Соответственно, во-первых, органу дознания не может быть поручено принятие процессуальных решений (например, об избрании меры пресечения, разрешении жалобы и т.п.) и единоличное самостоятельное производство определенной части предварительного расследования, а тем более дознания в целом в любой из его форм.

Во-вторых, не следует поручать органу дознания (другому дознавателю) и производство тех процессуальных действий, которые имеется реальная возможность произвести самому дознавателю. Поручения должны даваться органу дознания (другому дознавателю) лишь тогда, когда производство процессуальных действий дознавателем невозможно либо может быть осуществлено, но самостоятельная их реализация негативно отразится на ходе и (или) результатах предварительного расследования по делу. Поручение правомерно также, когда производство порученных действий органом дознания (другому дознавателю) может быть реализовано с большим коэффициентом эффективности, чем в случае осуществления таковых дознавателем, в производстве которого находится уголовное дело.

42. О понятии «дознаватель» см. также комментарий к ст. 5 УПК РФ.

43. О значении понятия «процессуальное действие» см. комментарий к ст. 49 УПК РФ.

44. См. также комментарий к ст. ст. 21, 40, 91, 92, 113, 152, 157, 223 УПК РФ.

Другой комментарий к Ст. 41 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации

1. По смыслу предписаний комментируемой статьи (и с учетом положений п. 7 ст. 5 настоящего Кодекса) можно сделать вывод, что в ней регламентированы полномочия должностного лица органа дознания — дознавателя по уголовным делам, по которым предварительное следствие не обязательно.

2. В уголовно-процессуальном законе определены пределы самостоятельности дознавателя при решении вопросов, связанных с расследованием уголовного дела. Он самостоятельно принимает решения о возбуждении уголовного дела, производстве следственных и иных процессуальных действий, а также решение, завершающее дознание (постановление о прекращении уголовного дела, обвинительный акт). При этом дознаватель действует от имени органа дознания (см. ч. 1 комментируемой статьи).

3. Процессуальная самостоятельность дознавателя ограничена случаями, когда для принятия решения требуется согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение (см. комментарий к ст. ст. 25, 26, 28, 29, 37, 106 — 110, 115, 165 настоящего Кодекса).

Следует иметь в виду, что в Кодексе нет правил о согласовании действий и решений дознавателя с начальником органа дознания.

Об указаниях прокурора дознавателю см. комментарий к ст. 37 настоящего Кодекса.

4. Дознаватель должен расследовать уголовное дело всесторонне и объективно. Дознаватель не вправе лично осуществлять оперативно-розыскную деятельность, связанную с расследуемым деянием. Он не может проводить дознание, если преступление выявлено им оперативно-розыскными средствами и способами. В противном случае дознаватель не смог бы объективно оценивать сведения, собранные в ходе уголовно-процессуального дознания, в силу зависимости от результатов оперативно-розыскной деятельности, проведенной им лично.

Статья 41. Дознаватель

3. Дознаватель уполномочен:

1.1) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу и о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

4. Указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии с настоящим Кодексом, обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора — вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных частью пятой статьи 226 и частью пятой статьи 226.8 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 41 УПК РФ

1. Согласно пункту 7 статьи 5 УПК дознаватель — это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные данным Кодексом, прежде всего — производить неотложные следственные действия по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (см. статью 157 УПК и комментарий к ней).

2. Правомочны осуществлять указанную процессуальную деятельность и в силу данного обстоятельства являются дознавателями — участниками уголовного процесса руководители органов дознания (по должности) и лица, назначенные в установленном порядке на штатную должность дознавателя. Кроме того, правомочия дознавателя могут быть делегированы начальником органа дознания подчиненному ему должностному лицу в разовом порядке для производства дознания по конкретному уголовному делу. В органах внутренних дел это наиболее подготовленные в юридическом отношении лица начальствующего состава (офицеры полиции), в частности сотрудники уголовного розыска, подразделений по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями, сотрудники ГИБДД — ГАИ, участковые уполномоченные, для которых производство дознания по порученному делу (по характеру преступления) связано с осуществлением их повседневных служебных обязанностей в сфере административной юрисдикции и оперативно-розыскной деятельности.

3. Согласно части второй данной статьи дознаватель не может проводить по данному делу оперативно-розыскные мероприятия. Словом, дознаватель — это не оперативный работник, не сыщик, а должностное лицо, осуществляющее, подобно следователю, чисто процессуальные функции. Данное обстоятельство не соответствует исторически сложившемуся содержанию понятия дознания как полицейской деятельности, основанной на теснейшем, органическом сочетании оперативно-розыскной и процессуальной деятельности.

4. Из содержания части третьей комментируемой статьи явствует, что дознаватель, подобно следователю, обладает процессуальной самостоятельностью. Однако в отличие от следователя он не вправе не выполнять указания начальника органа дознания и прокурора, каких бы вопросов эти указания ни касались. Данное положение спорно. Получается, что дознаватель, будучи самостоятельным органом расследования, вместе с тем обязан против своей воли, подчиняясь указаниям, привлечь невиновного в качестве обвиняемого, квалифицировать его действия вопреки своему убеждению и направить дело для предания невиновного суду.

5. При отсутствии прямого указания в УПК, что дознаватель имеет такое-то право или несет такую-то процессуальную обязанность, следует, прежде всего руководствоваться частью первой статьи 223 УПК, согласно которой дознание производится по правилам предварительного следствия, с изъятиями, предусмотренными главой 32 УПК (статьи 223 — 226). Если изъятие не предусмотрено, это означает, что по уголовному делу, законно принятому им к производству, процессуальное положение дознавателя в данном правоотношении аналогично процессуальному положению следователя, из чего и следует исходить при наличии законодательного пробела. Например: несмотря на то что в статье 217 УПК говорится только о следователе, а дознаватель вообще не упомянут, весь комплекс процессуальных прав и обязанностей, предусмотренных данной статьей, посвященной окончанию предварительного следствия, относится и к дознавателю. В частности, по уголовному делу, подсудному областному и приравненному к нему суду (часть третья статьи 31 УПК), дознаватель, заканчивая расследование, обязан, как и следователь, разъяснить обвиняемому его право на рассмотрение уголовного дела с участием присяжных заседателей, а материалы дознания направить в суд через областного и приравненного к нему прокурора (см.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. N 11. С. 7 — 9).

2. Не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом на это требуются согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение;

1.2) обжаловать с согласия начальника органа дознания в порядке, установленном частью четвертой статьи 226 и частью четвертой статьи 226.8 настоящего Кодекса, решения прокурора о возвращении уголовного дела дознавателю для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта или обвинительного постановления, о направлении уголовного дела дознавателю для производства дознания в общем порядке;

2) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

4. Указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии с настоящим Кодексом, обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора — вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных частью пятой статьи 226 и частью пятой статьи 226.8 настоящего Кодекса.

Комментарии к ст. 41 УПК РФ

1. Применительно к органам дознания системы МВД России, Федеральной службы безопасности (ФСБ), Федеральной службы судебных приставов, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы, таможенных органов (ТО) и воинских частей (соединений и учреждений) иных ведомств дознаватель — это аттестованный сотрудник государственного учреждения, уполномоченный на осуществление уголовно-процессуальной деятельности после констатации в материале проверки (заявлении, сообщении о преступлении) достаточных данных, указывающих на наличие в деянии признаков объективной стороны состава какого-либо преступления.

2. Полномочия конкретного дознавателя разнятся в зависимости от того, является ли он сотрудником учреждения, наделенного правами органа дознания, или всего-навсего подчинен по службе должностному лицу, которое является органом дознания.

3. По общему правилу под понятиями «орган внутренних дел», «орган Федеральной службы безопасности», «орган по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» и т.д. как орган дознания (см. об этом также комментарий к ст. 40 УПК) законодатель понимает сотрудников этого учреждения. Деятельность «служащего — частица деятельности органа, так как любой орган управления представляет собой коллектив (группу) лиц, объединенных задачами и организационной структурой данного органа. Компетенция служащего — частица компетенции органа, в котором он занимает должность» . Однако не у всех из них равные права и не все они могут в одинаковой мере осуществлять возложенные на орган дознания функции.

Алексеев С.С. Государственное управление и административное право. М., 1978. С. 120.

4. Работники, наделенные правами учреждения (сотрудники милиции, органа по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, ФСБ и т.п.), уже по должности в связи с исполнением своих служебных обязанностей в зависимости от вида уголовно-процессуальной деятельности обладают процессуальными правами дознавателя. По ряду учреждений, наделенных процессуальным статусом органа дознания, это положение прямо закреплено в законе.

5. Вот как выглядит данное положение применительно к статусу сотрудника органа внутренних дел. Сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего составов органов внутренних дел или в кадрах Министерства внутренних дел РФ, которым в установленном Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего составов органов внутренних дел (ч. 1 ст. 1 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации ).

См.: Постановление Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации».

6. Сотрудником органа внутренних дел является любой и каждый сотрудник милиции. Согласно ч. 1 ст. 18 Закона РФ «О милиции» сотрудник милиции выполняет обязанности и пользуется правами милиции, предусмотренными Законом РФ «О милиции», в пределах своей компетенции в соответствии с занимаемой должностью. А п. 5 ст. 10 того же Закона возлагает на милицию обязанность возбуждать уголовные дела, производить дознание и осуществлять неотложные следственные действия. Таким образом, законодатель не противопоставляет понятия «орган дознания» и «дознаватель». Дознаватель по должности не только вправе, но и согласно п. 5 ст. 10 и ст. 18 Закона РФ «О милиции» обязан выполнять уголовно-процессуальные обязанности органа дознания. Он обладает полным комплексом прав органа дознания.

Смотрите так же:  Приказ на совместительство должности

7. Начальник органа дознания или его заместитель возложил на него уголовно-процессуальные полномочия одновременно с назначением на должность (определением круга его должностных прав и обязанностей).

8. В отличие от дознавателя некоторым работникам других служб учреждений, наделенных правами органа дознания, такие полномочия могут лишь делегироваться начальником органа дознания, его заместителем или должностным лицом, являющимся согласно п. п. 2, 3 ч. 1 и ч. 3 ст. 40 УПК органом дознания. Институт делегирования начальником (его заместителем) учреждения своим подчиненным процессуальных полномочий имеет большую историю и развит в военных частях (соединениях, военных учреждениях) .

См.: Уголовно-процессуальные основы деятельности органов внутренних дел / Под ред. Б.Т. Безлепкина. М.: Академия МВД СССР, 1988. С. 43; и др.

9. Названный правовой институт может быть распространен не только на все коллективы, где органом дознания признан соответствующий руководитель (капитан морского судна, руководитель зимовки), но и на учреждения, перечисленные в ст. 40 УПК. Здесь могут иметь место подобного рода отношения между начальником (его заместителем) и подчиненными ему сотрудниками, в обязанности которых обычно не входит осуществление уголовно-процессуальной деятельности.

10. В должностных обязанностях указанной категории сотрудников и в ведомственных нормативных актах, регулирующих их деятельность, о дознании нет даже упоминания. Вполне резонно утверждение, что делегирование им уголовно-процессуальных полномочий противоречит положениям, закрепленным названными документами. Однако практика возложения на них процессуальных функций имеет место. Поэтому необходимо рассмотреть особенности их процессуального положения.

1) между руководителем учреждения, наделенного статусом органа дознания, и сотрудником, в чьи должностные обязанности входит осуществление функций этого учреждения ;

В дальнейшем такой работник именуется сотрудником, обязанным осуществлять функцию органа дознания.

2) между руководителем учреждения, наделенного статусом органа дознания, и другим, ему подчиненным, сотрудником органа государственной власти (в должностные обязанности которого не включено осуществление функций учреждения , перечисленного в ст. 40 УПК).

В дальнейшем такой работник именуется сотрудником, которому права органа дознания делегированы.

12. Таким образом, существует два вида дознавателей. Они в органах дознания могут обладать неодинаковым правовым статусом. Различия таких одноименных субъектов уголовного процесса заключаются в следующем.

13. Дознаватель — сотрудник, обязанный осуществлять функцию органа дознания, вправе без каких-либо ограничений выполнять все действия, возложенные законом на дознавателя, а также часть действий органа дознания самостоятельно, руководствуясь лишь своим внутренним убеждением. И только при наличии ведомственного положения о необходимости утверждения того или иного постановления у начальника органа дознания выполняет это требование. Тем не менее отсутствие на вынесенном им постановлении не предусмотренной УПК визы начальника органа дознания (его заместителя) не может рассматриваться прокурором как нарушение законности, а тем более судом как основание признания полученных впоследствии доказательств недопустимыми.

14. Сотрудник, которому права органа дознания делегированы, не обладает таким широким объемом полномочий. Он вправе производить лишь строго определенный субъектом, наделившим его частью своих процессуальных прав (обычно — должностным лицом, которое согласно ст. 40 УПК является органом дознания), круг следственных и иных действий.

Гуткин И.М. Вопросы совершенствования процессуального и организационного руководства в сфере дознания // Совершенствование уголовно-процессуальной деятельности органов внутренних дел: Труды Академии МВД СССР. М., 1984. С. 12.

16. На органы дознания не распространяются правила процессуальной самостоятельности следователя (см. комментарий к ст. 38 УПК). При несогласии с письменными указаниями прокурора дознаватель вправе обжаловать их вышестоящему прокурору. Тем не менее сам факт такого обжалования не приостанавливает выполнение указаний прокурора.

17. В ч. 2 коммент. ст. упомянуто такое понятие, как оперативно-розыскные мероприятия. Перечень оперативно-розыскных мер дан в ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». К таковым отнесены:

— исследование предметов и документов;

— обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;

— контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

— снятие информации с технических каналов связи;

18. Оперативно-розыскные меры применять уполномочены не все органы дознания. Этого права нет у органов Федеральной службы судебных приставов, органов государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы, командиров воинских частей, соединений и начальников военных учреждений или гарнизонов, капитанов морских и речных судов, руководителей геологоразведочных партий и зимовок, глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации.

19. О понятии «дознаватель» см. также комментарий к ст. 5 УПК.

20. См. также комментарий к ст. ст. 21, 40, 157, 223 УПК.

Обязан ли дознаватель выполнять указания прокурора

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ : ПРОКУРОРА, СЛЕДОВАТЕЛЯ, ДОЗНАВАТЕЛЯ, ПОТЕРПЕВШЕГО, ЧАСНОГО ОБВИНИТЕЛЯ, ГРАЖДАНСКОГО ИСТЦА И ЕГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ .

Прокурор.

Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

Проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

Выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;

Требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;

Давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;

Давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

Истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с УПК РФ;

Отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя в порядке, установленном УПК РФ;

Рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;

Участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном статьей 125 УПК РФ;

При наличии оснований возбуждать перед судом ходатайство о продлении срока домашнего ареста или срока содержания под стражей по уголовному делу, направляемому в суд с обвинительным заключением или обвинительным актом;

Разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;

Отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК РФ;

Изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;

Передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела или материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными статьей 151 УПК РФ, изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его (их) следователю Следственного комитета Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи;

Утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;

Утверждать обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу;

Возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления и устранения выявленных недостатков;

Осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору УПК РФ.

По мотивированному письменному запросу прокурора ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела.

В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.

Прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены упк рф, отказаться от осуществления уголовного преследования с обязательным указанием мотивов своего решения.

Полномочия прокурора, предусмотренные настоящей статьей, осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами.

В случае несогласия руководителя следственного органа либо следователя с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться с требованием об устранении указанных нарушений к руководителю вышестоящего следственного органа. В случае несогласия руководителя вышестоящего следственного органа с указанными требованиями прокурора прокурор вправе обратиться к Председателю Следственного комитета Российской Федерации или руководителю следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти). В случае несогласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации или руководителя следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться к Генеральному прокурору Российской Федерации, решение которого является окончательным.

Следователь.

Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.

Следователь уполномочен:

Возбуждать уголовное дело в порядке, установленном УПК РФ;

Принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;

Самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;

Давать органу дознания в случаях и порядке, установленных УПК РФ, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

Обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 УПК РФ, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;

В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.

Руководитель следственного органа.

Руководитель следственного органа уполномочен:

Поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу, изменять ее состав либо принимать уголовное дело к своему производству;

Проверять материалы проверки сообщения о преступлении или материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя;

Отменять по находящимся в производстве подчиненного следственного органа уголовным делам незаконные или необоснованные постановления руководителя, следователя (дознавателя) другого органа предварительного расследования;

Давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения, лично рассматривать сообщения о преступлении, участвовать в проверке сообщения о преступлении;

Давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения, лично допрашивать подозреваемого, обвиняемого без принятия уголовного дела к своему производству при рассмотрении вопроса о даче согласия следователю на возбуждение перед судом указанного ходатайства;

Разрешать отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы;

Отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК РФ;

Отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа в порядке, установленном УПК РФ;

Продлевать срок предварительного расследования;

Утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу, а также об осуществлении государственной защиты;

Давать согласие следователю, производившему предварительное следствие по уголовному делу, на обжалование в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 УПК РФ, решения прокурора, вынесенного в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 221 УПК РФ;

Возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;

Руководитель следственного органа вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном УПК РФ, принять уголовное дело к своему производству и произвести предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя или руководителя следственной группы, предусмотренными УПК РФ.

Указания руководителя следственного органа по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем. Указания руководителя следственного органа могут быть обжалованы им руководителю вышестоящего следственного органа. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда указания касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения. При этом следователь вправе представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного органа.

Руководитель следственного органа рассматривает в срок не позднее 5 суток требования прокурора об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении иных нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе досудебного производства, а также письменные возражения следователя на указанные требования и сообщает прокурору об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении допущенных нарушений либо выносит мотивированное постановление о несогласии с требованиями прокурора, которое в течение 5 суток направляет прокурору.

Полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные настоящей статьей, осуществляют Председатель Следственного комитета Российской Федерации, руководители следственных органов Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, по районам, городам, их заместители, а также руководители следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), их территориальных органов по субъектам Российской Федерации, по районам, городам, их заместители, иные руководители следственных органов и их заместители, объем процессуальных полномочий которых устанавливается Председателем Следственного комитета Российской Федерации, руководителями следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти).

Орган дознания.

К органам дознания относятся:

Органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе территориальные и входящие в их структуру межрайонные, городские (районные) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

Органы Федеральной службы судебных приставов;

Начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;

Органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

На органы дознания возлагаются:

Дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, — в порядке, установленном главой 32 УПК РФ;

Выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, — в порядке, установленном статьей 157 УПК РФ

Осуществление иных предусмотренных УПК РФ полномочий.

Возбуждение уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 УПК РФ, и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:

Капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

Смотрите так же:  Перерасчет оплаты за отопление 2020

Руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз;

Глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Начальник подразделения дознания.

Начальник подразделения дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен:

Поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном статьей 145 УПК РФ, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу;

Изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи;

Отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу;

Вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.

Начальник подразделения дознания вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном УПК РФ, принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя, а в случаях, если для расследования уголовного дела была создана группа дознавателей, — полномочиями руководителя этой группы.

При осуществлении полномочий, предусмотренных настоящей статьей, начальник подразделения дознания вправе:

Проверять материалы проверки сообщения о преступлении и материалы уголовного дела, находящиеся в производстве дознавателя;

Давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания.

Начальник органа дознания.

Начальник органа дознания уполномочен:

Поручать проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном УПК РФ, а также производство дознания и неотложных следственных действий по уголовному делу, лично рассматривать сообщения о преступлении и участвовать в их проверке;

Продлевать в порядке, установленном УПК РФ, срок проверки сообщения о преступлении;

Проверять материалы проверки сообщения о преступлении и материалы уголовного дела, находящиеся в производстве органа дознания, дознавателя;

Давать дознавателю письменные указания о направлении расследования и производстве процессуальных действий;

Рассматривать материалы уголовного дела и письменные возражения дознавателя на указания начальника подразделения дознания и принимать по ним решение;

Поручать должностным лицам органа дознания исполнение письменных поручений следователя, дознавателя о проведении оперативно-розыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу и о производстве иных процессуальных действий, а также об оказании содействия при их осуществлении;

Принимать решение о производстве дознания группой дознавателей и об изменении ее состава;

Выносить постановление о восстановлении дознавателем утраченного уголовного дела либо его материалов;

Возвращать уголовное дело дознавателю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного дознания, производстве дознания в общем порядке, пересоставлении обвинительного акта или обвинительного постановления;

Утверждать обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу;

Осуществлять иные полномочия, предоставленные начальнику органа дознания УПК РФ.

Начальник органа дознания по отношению к дознавателям, уполномоченным им осуществлять предварительное расследование в форме дознания, обладает полномочиями начальника подразделения дознания, предусмотренными статьей 40.1 УПК РФ.

В органах внутренних дел Российской Федерации полномочия начальника органа дознания осуществляют также заместители начальника полиции.

Дознаватель.

Полномочия органа дознания, предусмотренные пунктом 1 части второй статьи 40 УПК РФ, возлагаются на дознавателя начальником органа дознания путем дачи письменного поручения.

Не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

Дознаватель уполномочен:

Самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуются согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение;

Давать органу дознания в случаях и порядке, установленных УПК РФ, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу и о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

Обжаловать с согласия начальника органа дознания в порядке, установленном частью четвертой статьи 226 и частью четвертой статьи 226.8 УПК РФ, решения прокурора о возвращении уголовного дела дознавателю для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта или обвинительного постановления, о направлении уголовного дела дознавателю для производства дознания в общем порядке;

Осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии с УПК РФ, обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора — вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных частью пятой статьи 226 и частью пятой статьи 226.8 УПК РФ.

Потерпевший.

Потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации. Решение о признании потерпевшим принимается незамедлительно с момента возбуждения уголовного дела и оформляется постановлением дознавателя, следователя, судьи или определением суда. Если на момент возбуждения уголовного дела отсутствуют сведения о лице, которому преступлением причинен вред, решение о признании потерпевшим принимается незамедлительно после получения данных об этом лице.

Потерпевший вправе:

Знать о предъявленном обвиняемому обвинении;

Отказаться свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен пунктом 4 статьи 5 УПК РФ. При согласии потерпевшего дать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и в случае его последующего отказа от этих показаний;

Заявлять ходатайства и отводы;

Давать показания на родном языке или языке, которым он владеет;

Знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, и подавать на них замечания;

Знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы и заключением эксперта;

Знакомиться по окончании предварительного расследования, в том числе в случае прекращения уголовного дела, со всеми материалами уголовного дела, выписывать из уголовного дела любые сведения и в любом объеме, снимать копии с материалов уголовного дела, в том числе с помощью технических средств. В случае, если в уголовном деле участвует несколько потерпевших, каждый из них вправе знакомиться с теми материалами уголовного дела, которые касаются вреда, причиненного данному потерпевшему;

Получать копии постановлений о возбуждении уголовного дела, о признании его потерпевшим, об отказе в избрании в отношении обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу, о прекращении уголовного дела, о приостановлении производства по уголовному делу, о направлении уголовного дела по подсудности, о назначении предварительного слушания, судебного заседания, получать копии приговора суда первой инстанции, решений судов апелляционной и кассационной инстанций. Потерпевший по ходатайству вправе получать копии иных процессуальных документов, затрагивающих его интересы;

Участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела в судах первой, второй, кассационной и надзорной инстанций, возражать против постановления приговора без проведения судебного разбирательства в общем порядке, а также в предусмотренных настоящим Кодексом случаях участвовать в судебном заседании при рассмотрении судом вопросов, связанных с исполнением приговора;

Выступать в судебных прениях;

Знакомиться с протоколом судебного заседания и подавать на него замечания;

Обжаловать приговор, определение, постановление суда;

Знать о принесенных по уголовному делу жалобах и представлениях и подавать на них возражения;

Ходатайствовать о применении мер безопасности в соответствии с частью третьей статьи 11 УПК РФ;

На основании постановления, определения суда, принятого по заявленному до окончания прений сторон ходатайству потерпевшего, его законного представителя, представителя, получать информацию о прибытии осужденного к лишению свободы к месту отбывания наказания, в том числе при перемещении из одного исправительного учреждения в другое, о выездах осужденного за пределы учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, о времени освобождения осужденного из мест лишения свободы, а также быть извещенным о рассмотрении судом связанных с исполнением приговора вопросов об освобождении осужденного от наказания, об отсрочке исполнения приговора или о замене осужденному неотбытой части наказания более мягким видом наказания;

Потерпевшему обеспечивается возмещение имущественного вреда, причиненного преступлением, а также расходов, понесенных в связи с его участием в ходе предварительного расследования и в суде, включая расходы на представителя, согласно требованиям статьи 131 УПК РФ.

По иску потерпевшего о возмещении в денежном выражении причиненного ему морального вреда размер возмещения определяется судом при рассмотрении уголовного дела или в порядке гражданского судопроизводства.

Потерпевший не вправе:

Уклоняться от явки по вызову дознавателя, следователя и в суд;

Давать заведомо ложные показания или отказываться от дачи показаний;

Разглашать данные предварительного расследования, если он был об этом заранее предупрежден в порядке, установленном статьей 161 УПК РФ;

Уклоняться от прохождения освидетельствования, от производства в отношении его судебной экспертизы в случаях, когда не требуется его согласие, или от предоставления образцов почерка и иных образцов для сравнительного исследования.

Ходатайство о получении информации, указанной в пункте 21.1 части второй , заявляется потерпевшим, его законным представителем, представителем до окончания прений сторон в письменной форме. В ходатайстве указываются перечень информации, которую желает получать потерпевший или его законный представитель, адрес места жительства, адрес электронной почты, номера телефонов, а также иные сведения, которые могут обеспечить своевременное получение потерпевшим или его законным представителем информации.

При неявке потерпевшего по вызову без уважительных причин он может быть подвергнут приводу.

За дачу заведомо ложных показаний потерпевший несет ответственность в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, за отказ от дачи показаний, а также за уклонение от прохождения освидетельствования, от производства в отношении его судебной экспертизы в случаях, когда не требуется его согласие, или от предоставления образцов почерка и иных образцов для сравнительного исследования потерпевший несет ответственность в соответствии со статьей 308 Уголовного кодекса Российской Федерации. За разглашение данных предварительного расследования потерпевший несет ответственность в соответствии со статьей 310 Уголовного кодекса Российской Федерации.

По уголовным делам о преступлениях, последствием которых явилась смерть лица, права потерпевшего, предусмотренные настоящей статьей, переходят к одному из его близких родственников и (или) близких лиц, а при их отсутствии или невозможности их участия в уголовном судопроизводстве — к одному из родственников.

В случае признания потерпевшим юридического лица его права осуществляет представитель.

Участие в уголовном деле законного представителя и представителя потерпевшего не лишает его прав .

Частный обвинитель.

Частным обвинителем является лицо, подавшее заявление в суд по уголовному делу частного обвинения в порядке, установленном статьей 318 УПК РФ, и поддерживающее обвинение в суде.

Частный обвинитель наделяется правами, предусмотренными частями четвертой, пятой и шестой статьи 246 УПК РФ.

Гражданский истец.

Гражданским истцом является физическое или юридическое лицо, предъявившее требование о возмещении имущественного вреда, при наличии оснований полагать, что данный вред причинен ему непосредственно преступлением. Решение о признании гражданским истцом оформляется определением суда или постановлением судьи, следователя, дознавателя. Гражданский истец может предъявить гражданский иск и для имущественной компенсации морального вреда.

Гражданский иск может быть предъявлен после возбуждения уголовного дела и до окончания судебного следствия при разбирательстве данного уголовного дела в суде первой инстанции. При предъявлении гражданского иска гражданский истец освобождается от уплаты государственной пошлины.

Гражданский иск в защиту интересов несовершеннолетних, лиц, признанных недееспособными либо ограниченно дееспособными в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, лиц, которые по иным причинам не могут сами защищать свои права и законные интересы, может быть предъявлен их законными представителями или прокурором, а в защиту интересов государства — прокурором.

Гражданский истец вправе:

Поддерживать гражданский иск;

Давать объяснения по предъявленному иску;

Давать показания и объяснения на родном языке или языке, которым он владеет;

Пользоваться помощью переводчика бесплатно;

Отказаться свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен пунктом 4 статьи 5 УПК РФ. При согласии гражданского истца дать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и в случае его последующего отказа от этих показаний;

Знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием;

Участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, производимых по его ходатайству либо ходатайству его представителя;

Отказаться от предъявленного им гражданского иска. До принятия отказа от гражданского иска дознаватель, следователь, суд разъясняет гражданскому истцу последствия отказа от гражданского иска, предусмотренные частью пятой настоящей статьи;

Знакомиться по окончании расследования с материалами уголовного дела, относящимися к предъявленному им гражданскому иску, и выписывать из уголовного дела любые сведения и в любом объеме;

Знать о принятых решениях, затрагивающих его интересы, и получать копии процессуальных решений, относящихся к предъявленному им гражданскому иску;

Участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела в судах первой, второй, кассационной и надзорной инстанций;

Выступать в судебных прениях для обоснования гражданского иска;

Приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, прокурора и суда;

Обжаловать приговор, определение и постановление суда в части, касающейся гражданского иска;

Участвовать в судебном рассмотрении принесенных жалоб и представлений в порядке, установленном УПК РФ.

Отказ от гражданского иска может быть заявлен гражданским истцом в любой момент производства по уголовному делу, но до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора. Отказ от гражданского иска влечет за собой прекращение производства по нему.

Гражданский истец не вправе разглашать данные предварительного расследования, если он был об этом заранее предупрежден в порядке, установленном статьей 161 УПК РФ. за разглашение данных предварительного расследования гражданский истец несет ответственность в соответствии со статьей 310 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя.

Представителями потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя могут быть адвокаты, а представителями гражданского истца, являющегося юридическим лицом, также иные лица, правомочные в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации представлять его интересы. В качестве представителя потерпевшего или гражданского истца могут быть также допущены один из близких родственников потерпевшего или гражданского истца либо иное лицо, о допуске которого ходатайствует потерпевший или гражданский истец.

Для защиты прав и законных интересов потерпевших, являющихся несовершеннолетними или по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно защищать свои права и законные интересы, к обязательному участию в уголовном деле привлекаются их законные представители или представители.

По ходатайству законного представителя несовершеннолетнего потерпевшего, не достигшего возраста шестнадцати лет, в отношении которого совершено преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, участие адвоката в качестве представителя такого потерпевшего обеспечивается дознавателем, следователем или судом. В этом случае расходы на оплату труда адвоката компенсируются за счет средств федерального бюджета.

По постановлению дознавателя, следователя, судьи или определению суда законный представитель несовершеннолетнего потерпевшего может быть отстранен от участия в уголовном деле, если имеются основания полагать, что его действия наносят ущерб интересам несовершеннолетнего потерпевшего. В этом случае к участию в уголовном деле допускается другой законный представитель несовершеннолетнего потерпевшего.

Законные представители и представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя имеют те же процессуальные права, что и представляемые ими лица.

Личное участие в уголовном деле потерпевшего, гражданского истца или частного обвинителя не лишает его права иметь по этому уголовному делу представителя.

помощь адвоката

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *