Обжалование решения трудовой инспекции работником

Обжалование предписания трудовой инспекции

Согласно ст. 361 Трудового кодекса РФ, действия государственных инспекторов труда, в том числе и постановления о назначении административного взыскания, могут быть обжалованы. Однако обжалование должно проходить в установленном законом порядке с соблюдением сроков подачи заявления.

Способы обжалования

В соответствии со ст. 361 Трудового кодекса РФ, обжалование предписания трудовой инспекции может проводиться двумя способами: по подчиненности или в судебном порядке. В первом случае действия инспектора труда оспариваются путем подачи заявления руководителю соответствующей инспекции труда. Также предусмотрена возможность обращения с жалобой к главному государственному инспектору труда РФ.

Лицу, которому направлено предписание государственной инспекции труда, предоставлена возможность самостоятельно выбрать способ обжалования. При этом необходимо учесть, что постановления о назначении наказания в виде приостановления деятельности могут обжаловаться только в судебном порядке.

Сроки и порядок обжалования предписания

Сроки, в которые может проводиться оспаривание предписания трудовой инспекции в порядке подчиненности, законодательством не установлены. Для подачи жалобы в судебные инстанции предусмотрен 10-дневный срок обращения.

Если обжалуется постановление об административном правонарушении, вынесенное инспектором труда, то в соответствии со ст. 30.3 КоАП РФ, оно может быть оспорено в течение 10 дней с момента его получения.

Жалоба, поданная в вышестоящий орган, должна быть рассмотрена не позже 30 дней с момента ее подачи. Если заявитель не получит ответ в указанный срок, то в течение 3-х месяцев он может обратиться в суд. В случае отказа вышестоящего органа, работодатель имеет право в течение месяца обжаловать его решение через суд.

Как составить жалобу на решение государственного инспектора труда

Существует ряд требований, которые необходимо соблюдать при оформлении жалобы. В документе должны быть указаны:

  • наименование и реквизиты органа или должностного лица, в адрес которого направляется заявление;
  • почтовый адрес и наименование работодателя или Ф.И.О. должностного лица, которое обжалует действия инспектора труда;
  • реквизиты обжалуемого документа с перечислением фактов и доказательств, на основании которых заявитель считает решение трудовой инспекции незаконным;
  • просительная часть, в которой указываются требования заявителя (например, отменить предписание инспекции труда или признать действия инспектора неправомерными).
  • При подаче жалобы необходимо иметь два экземпляра документа, первый из которых передается в канцелярию, а на втором проставляется входящий номер, свидетельствующий о принятии документа к рассмотрению. Также жалоба на предписание трудовой инспекции может быть отправлена по почте заказным письмом с уведомлением.

    Определение подсудности

    Прежде, чем направить ответ на предписание трудовой инспекции, необходимо определиться с подсудностью рассмотрения данного вида споров.

    Физические лица, привлеченные к административной ответственности, могут подать жалобу:

  • вышестоящему должностному лицу или его заместителю;
  • в вышестоящий орган;
  • главному инспектору труда РФ или его заместителям;
  • в районный суд.
  • Жалобы юридического лица или лица, осуществляющего экономическую деятельность, также направляются в суд общей юрисдикции, так как они вытекают из трудовых отношений между работником и работодателем, и не подлежат рассмотрению арбитражным судом.

    Образец заявления о признании незаконным предписания государственного инспектора труда скачать тут.

    Спорить ли с трудовой инспекцией?

    Государственный контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства осуществляет федеральная инспекция труда. По результатам проверки трудовая инспекция вправе выносить обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, а также привлекать виновных к административной ответственности.

    Куда обращаться

    При несогласии с решением государственной инспекции труда у работодателя есть два пути обжалования: в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу или в суд.

    Предписание об устранении нарушении трудового законодательства в соответствии с Кодексом административного судопроизводства РФ (КАС) обжалуется через суд общей юрисдикции. Административное исковое заявление об обжаловании действий инспекции труда вы можете подать в суд по месту нахождения инспекции, либо по месту нахождения вашей организации.

    Если инспекция вынесла постановление о привлечении предприятия или его должностного лица к административной ответственности — жалобу на это постановление следует подавать по месту совершения правонарушения – т.е. по месту нахождения вашей организации.

    Сроки обращения в суд

    Для обжалования предписаний инспекции труда, выданных по результатам проверок на основании жалоб профсоюза, работников или иных лиц, применяется 10-дневный срок, установленный ст.357 ТК РФ. Причем только в тех случаях, когда эти же вопросы уже находятся на рассмотрении комиссии по трудовым спорам.

    В иных случаях применяется трехмесячный срок, предусмотренный КАС. Чтобы не ошибиться — внимательно прочитайте предписание. В нем указан не только срок, в который вы обязаны устранить нарушения, но и срок обжалования.

    Жалобу на постановление о привлечении к административной ответственности нужно успеть подать в десятидневный срок со дня получения постановления.

    На что обратить внимание

    Согласиться с решением трудового инспектора или нет – каждый руководитель решает для себя сам. Многие предприниматели просто боятся обжаловать действия государственных органов, считая это бесполезным. Однако, как показывает практика, суды не так уж редко принимают сторону работодателя и выносят решения не в пользу трудовых инспекций.

    Ваши шансы на успех будут весьма велики в следующих случаях:

  • инспектор неправильно применил нормы трудового законодательства, т.е. посчитал нарушением ваши вполне законные действия
  • при проведении проверки был нарушен установленный законом порядок ее проведения
  • нарушен порядок и сроки привлечения к административной ответственности, установленные Кодексом об административных правонарушениях.
  • Поэтому, если вы не уверены в своих силах, желательно еще на стадии проведения инспекцией проверки вашей организации обратиться к опытному юристу, специализирующемуся на этих вопросах. Правовое сопровождение проводимой проверки может как положительно повлиять на ее результаты, так и грамотно защитить ваши интересы при возникновении претензий со стороны контролирующего органа.

    Практические советы

    Ваша задача при проведении проверки – убедить инспектора, что закон вы не нарушили, поэтому активно приводите свои доводы и аргументируйте свою позицию. Но не стоит заявлять инспектору, что если он найдет в ваших действиях нарушения, вы обязательно пойдете в суд.

    Также, если вы заметили, что инспектором не соблюден порядок проведения проверки или привлечения к административной ответственности – не спешите демонстрировать свою правовую грамотность в этих вопросах. Ведь чем больше допустят сотрудники инспекции труда процессуальных ошибок – тем больше у вас шансов на положительный результат при обжаловании их решения.

    Судебная практика

    Верховный суд РФ выразил свою позицию по вопросу полномочий государственной инспекции труда, хотя данный вопрос до сих пор остается спорным.

    Постановлением руководителя инспекции труда ОАО было привлечено к административной ответственности за нарушение трудового законодательства. Инспектор счел незаконным уменьшение ранее предоставляемых работникам доплат за вредные условия труда после проведенной в организации специальной оценки рабочих мест.

    Жалоба ОАО судами была оставлена без удовлетворения, постановление вступило в законную силу.

    Верховный суд РФ, куда наказанная организация обжаловала вышеуказанные решения, отменил постановление о привлечении к административной ответственности и принятые по нему решения нижестоящих судов, прекратив производство об административном правонарушении.

    Верховный суд установил, что разногласия, возникшие между работниками и ОАО в связи с уменьшением размера доплат за вредные условия труда, являются индивидуальным трудовым спорам, подлежащим рассмотрению в порядке ст.382 ТК РФ комиссией по трудовым спорам или судом. По мнению суда, анализ статей 356, 357 ТК РФ, устанавливающих права и полномочия государственной инспекции труда, позволяет сделать вывод о том, что, выполняя функцию по надзору и контролю за работодателями, инспекция выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров и не может его заменить.

    На основании вышеизложенного, выводы трудового инспектора о наличии в действиях ОАО состава административного правонарушения Верховный суд счел необоснованными. (Постановление ВС РФ № 55-АД16-1 от 21.03.2016 г.)

    Авиапредприятие обжаловало в судебном порядке предписание трудового инспектора об устранении нарушений трудового законодательства при увольнении сотрудника О.

    При рассмотрении дела суд установил, что о проведении проверки предприятие не уведомлялось, акт проверки своевременно не был вручен, в журнале учета проверок не было соответствующих отметок. Требования действующего законодательства при увольнении О., по мнению суда, также были соблюдены.

    В результате суд удовлетворил заявленные требования авиапредприятия и признал предписание трудовой инспекции незаконным (апелляционное определение суд апелляционной инстанции по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан от 07.06.2012 г.).

    Срок обращения работника в государственную инспекцию труда законом не ограничен, как и не установлено сроков исковой давности для принятия государственной инспекцией труда такой меры реагирования, как выдача предписания. Однако в последние годы судебная практика по этому вопросу, неожиданно для трудовых инспекций, часто складывается для работодателей вполне благоприятно.

    Организация обратилась в суд с заявлением о признании незаконным предписания инспекции труда о начислении доплаты работнице Н. за работу в выходные дни. Полагала, что пропущен срок, установленный ст.392 ТК РФ для обращения за разрешением индивидуального трудового спора.

    В судебном заседании было установлено, что Н. обратилась в инспекцию труда с заявлением о том, что более двух лет назад ей недоплатили за работу. Инспекция провела проверку и вынесла соответствующее предписание, полагая, что срок для обращения в трудовую инспекцию законом не установлен.

    Предписание было признано судом незаконным в связи с вынесением его за пределами установленного срока.

    По мнению суда, предоставленные законом государственной инспекции труда полномочия свидетельствуют о том, что предписания по трудовым спорам государственный инспектор выдает с целью защиты нарушенного права работника. Следовательно, действуя в интересах работника, инспектор труда, так же как и работник, должен соблюдать установленные сроки для рассмотрения трудового спора. Поэтому в случае возбуждения в суде дела об оспаривании предписания трудовой инспекции, вынесенного за пределами указанного срока, работодатель вправе заявить о применении последствий пропуска срока, установленного ст.392 ТК РФ (апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 24.04.2012 г.)

    Что делать, если работник обратился в трудовую инспекцию?

    Как спастись. Инструкция

    В прошлом году административные штрафы за несоблюдение требований трудового законодательства существенно увеличили. Максимальный штраф для юридических лиц подняли с 50 000 до 200 000 рублей, для физических — с 5000 до 40 000 рублей. Ввели «мультиштрафы» — это когда работодателя штрафуют в отношении каждого работника. Только в Москве за вторую половину прошлого года Трудовая инспекция (ГИТ) наложила штрафов на 146 млн рублей. «Секрет» попросил юристов объяснить, как работодателям избежать убытков, если на них жалуются сотрудники.

    Теория

    1. Проверять сайт трудовой инспекции и суда

    Чаще всего работодатель узнаёт, что сотрудник обратился в трудовую инспекцию, получив уведомление о предстоящей проверке по почте. Чтобы выиграть время, периодически проверяйте сайт онлайнинспекция.РФ, на котором можно узнать о наличии жалобы, и сайт Государственной инспекции труда, где информация об открытой проверке появится в первую очередь. Одновременно с жалобой работник мог подать иск в суд. Проверьте сайт районного суда по месту регистрации компании, а также по месту жительства работника. У вас будет больше времени на подготовку возражений на исковое заявление.

    2. Просить работника отозвать жалобу

    Трудовое законодательство и судебная система в большинстве случаев выступают на стороне работника. Так что, если назревает трудовой конфликт, договориться с работником всегда дешевле, чем «воевать». Если он пойдёт в суд, с большой вероятностью работодатель его проиграет. Чаще всего ухищрения сотрудников связаны с больничными листками. Например, менеджер по продажам не ставит непосредственного руководителя в известность о том, что уже два дня у него открыт лист нетрудоспособности. Получив извещение об увольнении, по окончании болезни он обращается в суд и, естественно, выигрывает, так как уволен в период временной нетрудоспособности.

    3. Проверить документы

    Компания должна в первую очередь проверить наличие и правильность оформления документов в отношении самого работника. Есть ли подписанный трудовой договор? Все ли обязательные условия в нём содержатся? Выдан ли экземпляр работнику? Есть ли необходимые приложения (по изменению заработной платы, переводу на другую должность и т. д.)? Соответствует ли размер заработной платы, указанный в договоре, той сумме, которую работник получает по ведомости? Правильно ли оформлены локальные нормативные акты (правила трудового распорядка, положение о премировании, положение об охране труда и т. д.)?

    Во вторую очередь надо доделать те дела, до которых раньше не доходили руки, — ознакомить всех работников с правилами премирования или внести отметки в табель учёта рабочего времени. Латание дыр может быть уже неактуально для конкретного случая, но в целом для организации всё равно необходимо. При этом ни в коем случае нельзя «подчищать» документы, делать их задним числом или откровенно подделывать.

    4. Посетить инспектора

    После поступления заявления работника инспектор вызовет работодателя на приём. Прийти должен генеральный директор или представитель по доверенности. Скорее всего, на приёме инспектор вручит требование о предоставлении документов. Работодателю рекомендуется попросить ознакомиться с заявлением работника.

    В течение 30 дней после регистрации обращения работника трудовой инспектор может предложить сторонам спора заключить мировое соглашение. Если они достигнут согласия, сотрудник обязан в письменном виде направить повторное заявление о снятии претензий. После этого трудовой инспектор имеет право закрыть жалобу и не начинать рассмотрение по существу. Такой подход активно используют и поощряют.

    ГИТ Роструда вправе приступить к внеплановой выездной проверке незамедлительно, если основанием для неё является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В таких случаях в течение 24 часов будет извещена и прокуратура.

    5. Подготовить документы и позицию

    Уклоняться от предоставления документов не следует. Это может повлечь дополнительную административную ответственность. Строго в соответствии с запросом инспектора подготовьте копии документов, которые касаются работника-заявителя. Все документы необходимо прошить и заверить печатью организации и подписью руководителя. К ним нужно приобщить развёрнутые письменные пояснения по инциденту.

    Смотрите так же:  Льготы для малообеспеченных пенсионеров

    6. Вывести генерального директора из-под удара

    При любой проверке главная опасность для бизнеса — дисквалификация должностного лица, так как инспектор в первую очередь привлекает к ответственности руководителя компании. Если нарушение установлено, покажите виновность в нём другого должностного лица. Таким образом вы выведите генерального директора из-под удара.

    7. Встретить инспекторов

    Если инспекторы уже у вас на пороге, первым делом требуйте, чтобы проверяющие показали служебные удостоверения и заверенную печатью и подписью копию приказа о выездной проверке. Если проверка проводится на законных основаниях, обеспечьте беспрепятственный доступ проверяющих на территорию организации, в здания, строения, сооружения, помещения, используемые при осуществлении хозяйственной деятельности, к оборудованию и транспорту.

    Судебное обжалование предписаний инспекции труда

    • Ломакина Юлия | ведущий юрисконсульт аудиторской компании МКПЦ
    • В организации прошла проверка соблюдения трудового законодательства, по результатам которой работодатель получил от инспектора предписание об устранении нарушений. Такое предписание государственной инспекции труда (ГИТ) работодатель может обжаловать не только в порядке подчиненности через вышестоящее должностное лицо (вышестоящий орган), но и в суде. Однако, несмотря на строгую регламентацию порядка обжалования решений государственных органов, до недавнего времени у судов не было единого подхода к вопросу о том, как именно следует обжаловать предписания ГИТ. Давайте разбираться.

      Как было?

      Раньше предписания трудовой инспекции оспаривались по правилам Гражданского процессуального кодекса РФ (далее — ГПК РФ) в соответствии с нормами о производстве по делам, вытекающим из публичных правоотношений. Эти положения утратили силу 15.09.2015, когда вступил в силу Кодекс административного судопроизводства РФ (далее — КАС РФ). Подразумевалось, что с этого момента предписания трудовой инспекции нужно обжаловать по правилам нового кодекса.

      Однако на практике суды не имели единой точки зрения: одни считали, что работодатель должен подать жалобу на предписание трудовой инспекции по правилам КАС РФ, другие — по нормам ГПК РФ. В течение 2015-2016 годов не мог определиться со своей позицией по этому вопросу даже Верховный Суд РФ.

      Так, в письме от 05.11.2015 № 7-ВС-7105/15 Верховный Суд РФ указал, что предписания ГИТ затрагивают права работников, поэтому при рассмотрении дел об оспаривании предписаний судам следует руководствоваться нормами гражданского судопроизводства.

      Однако позднее Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 27.09.2016 № 36 разъяснил, что по правилам КАС РФ рассматриваются дела, в которых один из участников наделен властно-распорядительными полномочиями по отношению к другому. Исключение составляют дела, когда решение государственного органа затрагивает права граждан. Предписание ГИТ — властно-распорядительный документ. Но работники не имеют права обжаловать эти предписания. Поэтому такие споры в исключения, названные Пленумом ВС РФ, не попадают и должны рассматриваться по правилам КАС РФ.

      Таким образом, Верховный Суд РФ высказал две противоположные позиции о том, по каким правилам следует обжаловать предписание ГИТ, что породило неопределенность как для самих судов, так и для работодателей.

      Изменение тенденции судебной практики

      В конце декабря прошлого года Верховный Суд РФ изменил вектор сложившейся на тот момент неоднозначной судебной практики (определение от 19.12.2016 № 75-КГ16-14). В частности, он указал, что:

    • функционал ГИТ заключается в выявлении трудовых правонарушений, при этом полномочий по разрешению трудовых споров у инспекции нет;
    • предписание ГИТ является документом властно-распорядительного характера, поэтому обжалование должно производиться по правилам КАС РФ независимо от того, затрагивает предписание права работников или нет.
    • В кассационном определении от 01.06.2017 № 74-КГ17-6 Верховный Суд РФ подтвердил эту позицию и обосновал свой вывод тем, что предписание ГИТ:

    • вынесено уполномоченным органом;
    • является документом властно-распорядительного характера;
    • содержит обязательные указания, что может нарушать права работодателя и повлечь для него неблагоприятные последствия.
    • Таким образом, в настоящее время окончательно подтверждено, что законность предписания ГИТ должна проверяться в административном порядке.

      На наш взгляд, новый подход Верховного Суда РФ наиболее разумный и соответствует сегодняшним правовым реалиям. Кроме того, обжалование предписания в порядке административного судопроизводства облегчает работодателю бремя доказывания, так как не он обязан подтверждать незаконность оспариваемого предписания, а ГИТ придется доказывать, что предписание вынесено в соответствии с положениями действующего законодательства.

      Сроки для обжалования

      При обжаловании предписания ГИТ необходимо руководствоваться гл. 12 и 22 КАС РФ.

      Административное исковое заявление о признании предписания незаконным предъявляется в суд общей юрисдикции по месту нахождения ГИТ.

      Отметим, что однозначно определить срок обжалования затруднительно, поскольку при внесении в КАС РФ ранее исключенного из ГПК РФ положения о сроке обжалования предписаний (ч. 1 ст. 256 ГПК РФ) законодатель не разрешил проблему, связанную с определением срока их обжалования.

      В ч. 1 ст. 219 КАС РФ сохранен прежний срок обжалования предписаний в суде. Так, по общему правилу он составляет три месяца со дня, когда работодателю стало известно о нарушении его прав и законных интересов.

      В то же время, согласно ч. 2 ст. 357 ТК РФ в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в ГИТ по вопросу, находящемуся на рассмотрении комиссии по трудовым спорам, инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства вправе выдать работодателю предписание, которое может быть обжаловано в суд в течение 10 дней со дня его получения работодателем или его представителем. Исходя из буквального прочтения этой нормы, 10-дневный срок применяется для обжалования тех предписаний, которые выданы по результатам проверок на основании жалоб работников, профсоюзов и иных лиц, причем только в тех случаях, когда поставленные перед инспектором вопросы одновременно рассматривает комиссия по трудовым спорам.

      Таким образом, судами выработано две противоположные позиции. Одни, исходя из буквального толкования ч. 1 ст. 219 КАС РФ, считают, что применяется трехмесячный срок обжалования, за исключением случаев, когда предписание выдано в результате обращения в ГИТ профсоюза или работника. По мнению остальных, ст. 357 ТК РФ установлен специальный 10-дневный срок обжалования, распространяющийся на любые предписания ГИТ, который и подлежит применению.

      Ввиду отсутствия единой судебной позиции, а также в целях минимизации рисков, связанных с пропуском срока на обжалование, с административным исковым заявлением об оспаривании предписания рекомендуем обращаться в суд в 10-дневный срок, установленный ч. 2 ст. 357 ТК РФ.

      Практика применения правил

      Рассмотрим приведенные правила на конкретном примере. Предположим, что по результатам проверки работодателя ГИТ в г. Москве вынесла предписание от 01.09.2017 № 11-274/2017. Это предписание 4 сентября 2017 г. вручено под расписку представителю работодателя.

      При определении территориальной подсудности и срока на обращение в суд обратите внимание на дату получения предписания и место нахождения ГИТ, проводившей проверку. Срок на обжалование начинает исчисляться на следующий день после получения предписания.

      ГИТ в г. Москве располагается по адресу: ул. Домодедовская, д. 24, корп. 3 (https://git77.rostrud.ru/) 1 . Этот адрес относится к территориальной подсудности Нагатинского районного суда г. Москвы 2 . Таким образом, в описанной ситуации для обжалования предписания работодатель должен обратиться с административным исковым заявлением в Нагатинский районный суд г. Москвы не позднее 14 сентября 2017 г. включительно.

      Требования к форме административного искового заявления установлены ст. 125, 220 КАС РФ. В заявлении в том числе должны быть указаны:

    • наименование суда, в который оно подается;
    • наименование организации — административного истца;
    • сведения о ГИТ, вынесшей предписание;
    • реквизиты оспариваемого предписания;
    • сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые нарушаются оспариваемым предписанием, и требование о признании его незаконным;
    • нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемое предписание;
    • перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.
    • См. образец административного искового заявления в Примере.

      Также советуем обратить внимание на следующую особенность рассмотрения дел по правилам КАС РФ: представителями в суде по административным делам могут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование, подтвержденное соответствующими документами (ч. 1 ст. 55 КАС РФ).

      Обжалование действий инспекции труда

      Государство стоит на страже выполнения закона во всех сферах жизнедеятельности.

      Не исключение и правоотношения, возникающие между работодателем и наемным работником вне зависимости от правовых и юридических форм собственности предприятия (организации, учреждения), использующих труд нанятых людей для достижения своих целей за определенную плату, при заключении трудового договора.

      Соблюдение основополагающего свода законодательных норм, касающихся отношений, признанных трудовыми – ТК РФ, других нормативных и правовых актов в сфере труда призван контролировать орган исполнительной власти государства через территориальные трудовые инспекции, входящие в единую Федеральную систему инспекции труда

      Надзор соответствия деятельности предприятий и предпринимателей, использующих труд наемных работников, ведется согласно разрабатываемым планам – минимум, один раз в три года.

      Большая часть контрольных мероприятий приходится на проверку нарушенных прав трудящихся действиями (бездействием) руководителя по письменным или обращенным в других доступных формах жалобам.

      Чаще всего, в результате проведенных надзорных мероприятий трудовым инспектором, после выявленных нарушений норм законодательных актов о труде и составления протокола, выписывается предписание устранить недостатки в указанные сроки.

      При грубых нарушениях, касающихся норм охраны труда работников, или аналогичных повторяющихся нарушениях, выявленных ранее, после чего не были приняты меры для их устранения, материалы, собранные в качестве доказательств игнорирования работодателем трудовых норм передаются в правоохранительные или судебные органы.

      Поможем разобраться работодателям, что нужно делать, получив на руки результаты проверки в виде протокола о привлечении к ответственности за допущенные нарушения и предписания об их устранении, в каких ситуациях можно обжаловать действия инспектора.

      Правонарушения административного характера

      Защита прав стороны (юридического образования или лица, занимающегося предпринимательством) во время мероприятий контроля и надзора уполномоченными органами государства, осуществляется в соответствии с нормами ФЗ № 294, принятого в конце 2008 года.

      Начать проверку соблюдения законодательства в сфере нормативов о труде в любом случае (при запланированных мероприятиях или необходимости внепланового контроля), инспектор может только после издания соответствующего письменного распоряжения главного инспектора территориальной органа власти, предоставив копию руководителю вместе со служебным удостоверением, подтверждающим полномочия провести контроль.

      Если в процессе проверки инспектор выявляет нарушение трудового законодательства, он обязан истребовать объяснение по каждому факту от руководителя. Чем меньше таких объяснений присутствует в собранных материалах, в соответствии с которыми налагаются взыскания, тем больше у руководителя обоснований в последующем для их обжалования.

      Непосредственно после выявленного административного правонарушения со стороны руководителя или других ответственных лиц протокол составляется незамедлительно.

      Лишь в исключительных случаях, когда необходимо собрать дополнительные сведения об обстоятельствах дела, либо данных о физическом, юридическом лице, срок составления протокола может быть продлен, но не более чем на 2 дня (ст. 28.5 КоАП РФ).

      В протоколе обязательно указывают:

    • где и когда его составляют;
    • суть нарушения со ссылкой на нормы закона, конкретно указывая статьи правовых актов.
    • Документ подписывают обе стороны: трудовой инспектор и представитель стороны, которую проверяют.

      В случае отказа от подписи, делается соответствующая отметка.

      Здесь важно понимать, что подпись не означает согласия со сделанными выводами, поэтому отказ подписать протокол не решает ничего.

      Проверяющий инспектор имеет право ограничиться предписанием об устранении выявленных нарушений, о выполнении которого с необходимо уведомить контролирующую организацию в указанные сроки для нормализации работы предприятия в соответствии с законодательными нормами, приложив в качестве доказательств копии изданных локальных документов по существу вопроса.

      Результаты проверки должны быть отражены в акте, составленном по установленной форме в двух экземплярах.

      Один из них обязательно вручается руководителю организации или уполномоченному лицу под роспись, либо направляется заказным почтовым письмом с уведомлением о получении, квитанция приобщается ко второму экземпляру, который остается в Государственной инспекции.

      Нарушение данного требования может послужить поводом отмены решения инспектора по собранным материалам проверки.

      На предприятиях различной виды собственности, также индивидуальными предпринимателями может вестись учет мероприятий контроля и надзора в специально заведенном журнале, оформленном по правилам делопроизводства (пронумерованы страницы, прошиты, закреплены концы нитей листком бумаги, на котором ставится подпись ответственного лица и руководителя предприятия, закрепленная печатью).

      В нем отражают обычно регистрационные данные письменного распоряжения, на основании которого проводится проверка, сроки проводимого контроля, цель мероприятий и соответственно выявленные нарушения, номера и даты выписки протоколов, предписаний по результатам выявленных нарушений.

      Законодатель не обязывает работодателей вести подобный учет, однако, запись может послужить доказательством назначения плановой проверки, пока не истек трехгодичный срок неправомерной.

      Это может также послужить основанием отмены вынесенных решений о привлечении к административной ответственности.

      Проанализировав практику обращений в судебные органы по вопросам обжалования предписаний и протоколов, выданных по результатам проверки, делаем вывод, что работодатели (другие ответственные лица, виновные в конкретных ситуациях) к административной ответственности привлекаются как за одно нарушение требований законодательных норм, так и по совокупности.

      Причем размер штрафных санкций не зависит от количества выявленных нарушений.

      После проведенных мероприятий контроля, инспектор выписывает протокол о привлечении к административной ответственности, или в отдельных ситуациях, предусмотренных законом, передает материалы в судебные органы для вынесения решения о мерах наказания.

      Работодатель имеет право обратиться вышестоящий орган с требованием оценить действия проверяющего, отменить вынесенное решение.

      Статья 361 ТК РФ, основанного на принципах международных гарантий и прав человека, гласит, что отстаивая свои интересы, работодатель может обжаловать решение государственного органа надзора.

      Рассматривается несколько вариантов:

      1. обратиться к непосредственному руководителю проверяющего инспектора по подчинённости;
      2. подать жалобу главному трудовому инспектору России;
      3. решить спорную ситуацию через органы правосудия.

      Решение, принятое главным инспектором РФ, соответственно может быть обжаловано только через суд.

      Стоит заметить, что отказ подписывать акта или протокол со стороны работодателя ничего не решает.

      Наличие подписи не говорит о согласии со всеми указанными пунктами, лишь является свидетельством ознакомления с документом.

      Если руководитель уверен в обосновании своих действий правовыми нормами, нужно при подписании этих документов сделать отметки о несогласии со всеми сделанными выводами по результатам надзорных мероприятий, либо отдельным пунктам (акта, протокола).

      Спор, возникающие между собственником предприятия (руководителем) и органом надзора решается в соответствии с порядком, установленным гражданско-процессуальным законодательством (ст. 383 ТК РФ).

      Как должны исполняться решения трудовых инспекций

      Получив по окончанию надзорных мероприятий проведенных трудовым инспектором соответствующие документы: акт, протокол нарушений, предписание устранить их в указанные сроки, в соответствии со ст. 357 ТК РФ, работодатель обязан выполнить все требования.

      Предстоит не только устранить нарушения трудового законодательства и других норм труда в четко отведенный период времени, но и дать письменный ответ в адрес территориальной инспекции, проводившей надзорные мероприятия по каждому пункту, указанному в акте, приложив к письму документы.

    • надлежащим образом заверенные копии приказов;
    • локальные акты, содержащие изменения и дополнения;
    • если речь шла о неправильных начислениях заработной платы – копии расчетных листов пересчитанных начислений;
    • в случаях задержки выплат – копии ведомостей оплаты труда,
    • и прочие.
    • На рассмотрение дела об административном правонарушении выделяется максимально 15 дней с момента фиксирования выявленных нарушений в протоколе, в соответствии со статьей 29.6 КоАП.

      Обычно его рассматривает инспектор, проводивший проверку, хотя не исключается возможность передать материалы другому должностному лицу этой же территориальной трудовой инспекции.

    • от степени тяжести нарушений;
    • вины руководителя или другого ответственного лица (например, за выплату заработной платы – главного бухгалтера; за неправильное ведение трудовых книжек старшего инспектора отдела кадров);
    • последствий для трудящихся,
    • выносится постановление назначить административное наказание или прекратить производство по делу.

      Также возможна передача материалов проверки, если усматриваются в действиях ответственных лиц признаки уголовного преступления в следственные органы, прокуратуру.

      Отдельные административные наказания могут быть назначены только по решению суда.

      Передача документов в суд обязательна, если речь идет о дисквалификации руководителя (другого должностного лица), о приостановление деятельности предприятия (на срок до трех месяцев).

      Если нет возражений по поводу вынесенного с инспектором решения лицо, привлекаемое к административной ответственности, выполняет все указания исправить нарушения, что не исключает обязательство заплатить штраф, не позднее месячного срока с момента вступления постановления в силу (ст. 32.2 КоАП РФ).

      Уклонение от выполнения требований органа надзора, если срок уплаты штрафных санкций нарушен, нет документов, подтверждающих его оплату, повлечет более строгие наказания, согласно первой части ст. 20.25.

      Лицо, не оплатившее вовремя штраф:

    • должно будет заплатить двойную сумму;
    • либо может быть наложен административный арест на 15 суток;
    • будет выполнять обязательные общественные работы в течение 50 часов.
    • Действия работодателя, если не соглашается с решением трудового инспектора

      В ситуациях, когда руководитель имеет доказательства обоснованности своих действий, которые впоследствии были зафиксированы как нарушения норм законодательных актов по результатам проверки, или инспектор нарушил процессуальный порядок ведения мероприятий контроля, можно обжаловать как действия непосредственно проверяющего, так и вынесенные решения.

      Ст. 361 ТК РФ дает возможность воспользоваться несколькими вариантами подачи жалобы:

    • руководителю инспектирующего лица;
    • в Федеральную инспекцию – главному инспектору труда;
    • в судебные органы.
    • Законодательство не предусматривает обязательности досудебного урегулирования спорных ситуаций, то есть с жалобой можно обращаться в суд, минуя обращения в органы, проводившие надзорные мероприятия для возможности пересмотра вынесенного решения.

      Круг лиц, имеющих право на обжалование административных наказаний, к которым они привлекаются на основании составленного протокола о выявленных нарушениях, не ограничен.

      С жалобой может обратиться как руководитель предприятия, так и ответственное должностное лицо, признанное виновным в допущении нарушений трудового законодательства, других нормативных актов в сфере трудовых отношений.

      Не стоит путать, решения, принятые за нарушения в сфере трудовой деятельности можно обжаловать в районном суде.

      Если речь идет о привлечении к административной ответственности юридического лица или предпринимателя, когда постановление указывает на нарушения, связанные с экономической или предпринимательской деятельностью обжаловать постановление нужно через Арбитражный суд, силу третьей части ст. 30.1 КоАП РФ.

      Предписания, выданные по результатам мероприятий контроля трудовыми инспекциями, не затрагивают вопросов хозяйствования, поскольку проверяется непосредственное выполнение обязанностей работодателя перед работниками, заключившими трудовой договор.

      Поданная жалоба в арбитраж в таком случае неправомерна и будет оставлена без рассмотрения.

      Направлять заявления о пересмотре вынесенных трудовым инспектором решений следует в суды общей юрисдикции.

      Срок, в какой можно обжаловать, вынесенное постановление о привлечении к административной ответственности ограничен десятью днями (п. 1 ст. 30.3 КоАП РФ).

      Когда постановление прислано заказным или обыкновенным письмом, дата отсчета срока его получения начинается с оттиска штемпеля отделения почтовой связи или числа, указанного в уведомлении о получении с подписью ответственного должностного лица.

      Пропущенный срок может быть продлен, если действительно имели место уважительные причины, почему жалоба не была подана вовремя.

      Для этого с заявлением о пересмотре вынесенного постановления или жалобой на действия инспектора во время проведения мероприятий надзора (например, затребование документов, не относящихся к целям контроля), необходимо подать ходатайство о восстановлении срока обжалования.

      В текстовой части указывают конкретные обстоятельства, помешавшие своевременно обратиться по сути возникшей конфликтной ситуации (например, нахождение на лечение или фактическое неполучение документа о результатах проведенных контрольных мероприятий), приложив по возможности документальные доказательства.

      Жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном ст. 30.2 КоАП РФ.

      Государственную пошлину при подаче заявления обжалования административных наказаний не взыскивают.

      Какие другие причины могут послужить причиной оспаривания предписаний или протоколов, составленных об административных правонарушениях

      Существует установленный ст. 28.2 КоАП РФ порядок, в каком должен быть составлен за каждое выявленное правонарушение протокол.

      Второй пункт ст. 28. 2 отражает перечень обязательных сведений, какие нужно отразить в документе.

      О времени и месте составления протокола инспектор должен надлежащим образом известить руководителя предприятия.

      Учитывается возможность виновного лица дать пояснения по факту допущенных несоответствий с требованиями закона и ознакомлением с ним в установленные сроки, предоставив не позже чем через три дня после того, как составлен протокол, копии – заинтересованному лицу, привлекаемому к ответственности.

      О том, что один экземпляр вручен стороне, какая подвергается административному наказанию, должны быть документальные подтверждения:

    • расписка в получении (если документ передается лично);
    • квитанция уведомления о полученном письме с указанной датой и подписью уполномоченного лица (в случае пересылки по почте).
    • Нарушение любого пункта этой статьи служит дополнительным поводом обжалования принятого трудовым инспектором решения привлечь к административной ответственности как физическое, так и юридическое лицо, признав его виновным в несоблюдении трудовых норм.

      Например, предписание об устранении нарушений и протокол, выписанный проверяющим инспектором, могут быть отменены, если представители трудовой инспекции не предприняли достаточных мер, чтобы известить руководителя о выявленных нарушениях, чем лишили его права представить оправдательные документы и дать объяснения по существу дела.

      Обратите внимание, что в случае административного наказания юридического лица, его законными представителями признаны:

    • непосредственный руководитель;
    • лицо, являющееся его соучредителем (вторая часть ст. 25.4 КоАП РФ);
    • защитник интересов работодателя, имеющий надлежащим образом оформленную доверенность.
    Смотрите так же:  Дополнительное пособие на ребенка до трех лет

    С большой вероятностью будут отменены результаты проведенной проверки, а как следствие – предписание и протокол административного взыскания, если:

  • трудовой инспектор, пришедший проверять деятельность предприятия, не предъявил письменный приказ о проведении надзорных мероприятий;
  • письменное распоряжение о проверке не зарегистрировано должным образом (нет номера и даты издания, полного наименования территориального органа трудовой инспекции);
  • в приказе не указаны данные о должностном лице, уполномоченным провести мероприятия надзора, поставленные цели и предмет проверки, даты начала и окончания;
  • с целью проведения проверки пришел человек, чьи личные данные не совпадают с указанными сведениями об уполномоченном инспекторе в приказе.
  • Основания обжалования предписаний и постановлений и формы подачи жалобы

    Подводя итоги, добавим, что выданное предписание или решение о наложении административного наказания может быть дополнительно обжаловано:

  • если проверка затягивается и выходит за указанные в распоряжении сроки, отведенные для мероприятий контроля;
  • когда у юридического лица или членов рабочего коллектива требуют документы, не касающиеся непосредственно целей проводимого надзора;
  • в случаях требования оплаты услуг при проведении проверки;
  • игнорирование представленных исправленных недочетов и ошибок ведения документации, и прочие.
  • Жалоба подается в письменном виде, где в текстовой части следует указать суть разногласий, ссылаясь на нормы трудового законодательства, приложив документы, подтверждающие правомерность отстаиваемой позиции.

    Современные методы позволяют использовать интернет ресурсы и направлять жалобу на официальном сайте, заполнив предложенную форму.

    Этот способ обжалования относится к административному виду.

    На рассмотрение всех материалов дела и принятия решения по существу закон выделяет срок в течение одного месяца.

    При необходимости служебного расследования указанных фактов, срок может быть продлен еще на 30 дней.

    О результатах и принятом решении по поднятым вопросам, заявителя оповещают по адресу, указанному в качестве контактного (по месту проживания или электронной почты).

    Требования могут быть удовлетворены полностью или частично, кроме того – получен отказ, если действия инспектора, проводившего проверку и вынесенное решение, сочтут правомерными в соответствии с полномочиями.

    Возможно подача исковых требований в суд.

    С порядком подготовки иска можно ознакомиться в 131 ГПК.

    Порядок обжалования решения трудовой инспекции

    Статьи по теме

    Как следует из статьи 361 Трудового кодекса, предписания государственных инспекторов труда (а также постановления о назначении административного наказания) могут быть обжалованы. Однако при их обжаловании работодатель должен не только иметь доказательства, подтверждающие необоснованность вынесенного решения, но и соблюсти установленную законодательством процедуру подачи жалобы. Сегодня мы расскажем, в какие сроки и в каком порядке это можно сделать.

    Способы обжалования

    Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы двумя способами: по подчиненности и (или) в судебном порядке (ст. 361 ТК РФ)*. В порядке подчиненности жалоба на решение государственного инспектора труда может быть подана руководителю соответствующей государственной инспекции труда или главному государственному инспектору труда Российской Федерации. При этом подача жалобы по подчиненности не препятствует одновременному обжалованию этого же решения госинспектора труда в судебном порядке. Хотя следует отметить, что одновременно подавать жалобу в обе инстанции не имеет смысла, так как в этом случае она будет рассматриваться только в суде (ч. 2 ст. 30.1 КоАП РФ). Вышестоящее должностное лицо или судья при поступлении к ним жалобы не связаны ее доводами и проверяют дело в полном объеме.

    Давайте более подробно поговорим о порядке обжалования предписаний госинспекторов труда и постановлений о наложении штрафа. Поскольку именно эти документы чаще всего выносятся по результатам проверок.

    Протокол об административном правонарушении

    При выявлении в ходе проверки нарушений трудового законодательства госинспектор труда, как правило, в первую очередь составляет протокол об административном правонарушении**. Именно этот документ может служить основанием для привлечения работодателя (его представителя) или иного должностного лица, в отношении которого составлен протокол, к административной ответственности.

    Следовательно, к этому документу нужно отнестись очень внимательно. Тщательно изучите зафиксированные в нем нарушения. Если вы с ними не согласны, не торопитесь давать объяснения немедленно. В графе, предусмотренной для объяснений, можно написать в какой срок они будут представлены. И к этому сроку, имея на руках копию протокола, подготовить объяснения в письменном виде на отдельном листе. В дальнейшем указанные объяснения могут использоваться вами при обжаловании постановления о назначении административного наказания. Протокол об административном правонарушении должен быть составлен с соблюдением требований, предусмотренных ст. 28.2 КоАП РФ.

    Нарушение законодательства о труде и об охране труда – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

    Часть 1 статьи 5.27 Кодекса Российской
    Федерации об административных
    правонарушениях

    Постановление о назначении административного наказания

    На основании протокола, как сказано выше, выносится постановление о назначении административного наказания (по форме № 5-ГИТ)***. Если вы сочтете наказание незаконным и необоснованным, то вы вправе его обжаловать в течение 10 суток со дня вручения вам копии постановления или получения ее по почте (ст. 30.3 КоАП РФ). При этом обращаем ваше внимание, что только в суде рассматриваются жалобы на постановление инспектора о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности (на срок до девяноста суток).

    Что касается штрафов за нарушение трудового законодательства, то их можно оспорить (как мы уже отмечали выше) как в судебном порядке, так и руководителю госинспектора труда в порядке подчиненности. Если в течение 10 суток со дня вручения постановления о назначении административного наказания оно не будет обжаловано, то постановление вступает в законную силу. И с этого момента будет идти отсчет дней по уплате штрафа. Штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления в законную силу (ст. 32.2 КоАП РФ). По истечении указанного срока материалы направляются судебному приставу для взыскания в принудительном порядке****. В случае пропуска срока на обжалование по уважительной причине указанный срок может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу (ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ).

    Порядок обжалования предписания

    С целью устранения выявленных нарушений трудового законодательства государственные инспекторы труда предъявляют представителю работодателя обязательные для исполнения предписания. В этом документе содержатся требования к устранению выявленных правонарушений с указанием сроков выполнения. Следует отметить, что сроки обжалования предписаний в порядке подчиненности законодательством не определены. В Трудовом кодексе (ст. 357) говорится лишь об обжаловании в судебном порядке. Оспорить предписание можно в течение 10 дней со дня его получения.

    Требования к составлению жалобы

    Жалоба, как правило, должна содержать следующие сведения:

  • наименование органа или должностного лица, в адрес которого подается жалоба;
  • наименование работодателя (Ф.И.О. должностного лица), обжалующего решение госинспектора труда (с указанием места нахождения (почтового адреса));
  • реквизиты обжалуемого решения (предписания, постановления) с указанием обстоятельств, на основании которых заявитель считает указанное решение незаконным;
  • просьба к органу (должностному лицу) принять решение по данной жалобе (например, признать незаконным обжалуемое решение или постановление о назначении административного наказания отменить).
  • Образец жалобы на решение государственного инспектора труда.

    Смотрите так же:  Приказ 191н с изменениями 2020

    Жалоба должна быть датирована и подписана уполномоченным лицом (законным представителем работодателя либо должностным лицом, в отношении которого вынесено постановление по делу). В обоснование заявленных требований к жалобе могут быть приложены подтверждающие документы.

    Определяем подведомственность

    Теперь давайте определимся с подведомственностью, то есть в какой суд (если вы решили обратиться именно туда) – общей юрисдикции или в арбитражный – должна подаваться жалоба. Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагаются (ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ).

    Если говорить об обжаловании предписаний, то жалобы на указанные решения госинспекторов труда подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции. Дело в том, что предписания выдаются работодателю не как субъекту предпринимательской и иной экономической деятельности, а как работодателю, допустившему нарушения трудового законодательства. И поскольку арбитражному суду не подведомственны споры, вытекающие из трудовых отношений, то и дела об оспаривании решений государственных инспекций труда не подлежат рассмотрению в арбитражном суде (п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ).

    Что касается подведомственности дел об обжаловании постановлений о привлечении к административной ответственности, то данный вопрос до сих пор вызывает немало споров. Так, согласно части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, жалобы работодателей на постановления о назначении административного наказания должны подаваться в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. Однако при поступлении такой жалобы арбитражные суды, как правило, прекращают производство по делу ввиду неподведомственности спора, ссылаясь при этом на разъяснение Конституционного Суда РФ*****. Дело в том, что, по мнению высшей судебной инстанции, указанная норма закона (ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ) не предполагает возможность рассмотрения арбитражным судом дела об оспаривании решения административного органа о привлечении юридического лица (или индивидуального предпринимателя) к административной ответственности. Если совершенное этим лицом административное правонарушение не связано с осуществлением им предпринимательской и иной экономической деятельности. И поскольку предметом спора при обжаловании постановлений являются выводы о том, что работодателем допущены нарушения в сфере трудовых отношений, то указанный спор, действительно, не подпадает под юрисдикцию арбитражного суда.

    Эту позицию подтвердил также Пленум Верховного Суда РФ******. В своем постановлении он отметил, что решения (действия) должностных лиц органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов (в частности государственных инспекторов труда), могут быть оспорены по правилам статьи 25 Гражданского процессуального кодекса. А это значит, что жалобы на постановления о назначении административного наказания так же должны подаваться в суд общей юрисдикции.

    Цитируем закон

    В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

    Часть 2 статьи 28.2 Кодекса Российской
    Федерации об административных
    правонарушениях

    * За исключением решений главного государственного инспектора труда Российской Федерации, которые могут быть обжалованы только в судебном порядке (ст. 361 ТК РФ). В том случае если обжалуется постановление о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности (на срок до 90 суток), так же нужно обращаться только в суд.

    ** По форме № 3-ГИТ, утвержденной приказом Роструда от 10 декабря 2004 г. № 47 (далее – приказ Роструда № 47).

    *** Утвержденной приказом Роструда № 47.

    **** Кроме того, неуплата штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток (ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ).

    ***** Определение Конституционного Суда РФ от 11 июля 2006 г. № 262-0.

    ****** Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 2.

    Как обжаловать результаты проверки трудовой инспекции?

    Закончив проверку (независимо от ее вида), трудовой инспектор оформляет акт. Если в результате проверки обнаружится, что компания нарушила нормы трудового законодательства, то трудовая инспекция составляет предписание и постановление. В каком порядке обжалуются результаты проверки трудовой инспекции?

    Напомним, что основной функцией государственной инспекции труда (далее по тексту – ГИТ) является надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ч. I ст.353 ТК РФ).

    Планируемые ГИТ планы проверок не являются секретной информацией, а находятся в открытом доступе сайтах Роструда РФ, территориальной инспекции по труду, Генеральной прокуратуры РФ, прокуратур субъектов РФ. При проведении проверок ГИТ руководствуется (в том числе) и положениями Федерального закона от 26.12.2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту — Закон №294-ФЗ).

    В последнее время законодатели усилили порядок проведения проверок, введя чек-листы для плановых проверок работодателей. Сейчас действует 107 проверочных листов, необходимых для проведения плановых трудовых проверок компаний (Приказ Роструда РФ от 10.11.2017 г. №655).

    По окончании проведения проверки трудовым инспектором составляется акт по форме, утв. Приказом Министерства экономического развития РФ от 30.04.2009 г. №141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

    При выявлении нарушений трудового законодательства, инспекторами составляются следующие документы:

    • предписание об устранении нарушений (вручается работодателю одновременно с актом проверки);
    • протокол об административном правонарушении (составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения или в течение двух суток, если требуется дополнительное расследование);
    • постановление о привлечении к административной ответственности или о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
    • Обжалование акта, предписания трудового инспектора

      Как уже было отмечено, при нарушении компанией трудового законодательства трудовой инспекцией, как правило, составляется предписание и постановление (п.1 ч.1 ст.17 Закона № 294-ФЗ, абз.6 части первой ст.357 ТК РФ, ст.218 КАС РФ).

      Важно! Предписание — это распорядительный документ, который обязывает работодателя устранить обнаруженные нарушения в конкретные сроки (ст.16 Закона №294-ФЗ, ст.361 ТК РФ, ст.218 КАС РФ и п. 113 Административного регламента №354н).

      В том случае, если компания не согласна с фактами, выводами и предложениями, изложенными в акте проверки, либо с полученным предписанием, то она вправе оформить свои возражения в отношении документа в целом или отдельных ее частей (ст.361 ТК РФ, абз.2 п.113 Административного регламента, утв. Приказом Минтруда РФ от 30.10.2012 г. №354н).

      Возражения необходимо подать в письменной форме в течение 15 календарных дней с даты получения акта, предписания в трудовую инспекцию, работники которой проводили проверку. К возражениям компании необходимо приложить подтверждающие ее правоту документы (ч.12 ст.16 Закона №294-ФЗ).

      По итогам рассмотрения возражений, акт проверки либо предписание может быть полностью или частично изменен либо вообще отменен.

      Важно! Но на практике не часто удовлетворяются возражения работодателя (досудебный порядок обжалования), а поэтому работодателю, уверенному в своей правоте нужно обращаться в суд. В случае судебных баталий, компаниям следует руководствоваться гл.12 и гл. 22 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ).

      По общему правилу подавать исковое заявление нужно в суд по местонахождению трудовой инспекции (ст. 218 КАС РФ).

      Обжаловать в судебном порядке можно только предписание инспектора.

      Отметим, что одновременно подавать жалобу в вышестоящий орган и исковое заявление в суд не запрещено (тем более, что законодательством не предусмотрен досудебный порядок обжалования предписания трудового инспектора для обращения в суд). При этом следует помнить, что при обжаловании предписания в контролирующем органе (трудовой инспекции), законодательство не предусматривает возможность приостановления действия предписания при подаче возражений, тогда как судья вправе приостановить действие оспариваемого предписания по собственной инициативе.

      В порядке административного судопроизводства подлежит проверке акт, являющийся документом властно-распорядительного характера, вынесенным уполномоченным органом, содержащим обязательные предписания, распоряжения, нарушающим гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущим неблагоприятные последствия для участников правоотношений п.1 Постановления Пленума ВС РФ от 27.09.2016 г. №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства РФ» (Кассационное определение ВС РФ от 01.06.2017 г. №74-КГ17-6).

      Исковое заявление должно быть направлено в суд в течение 10 дней со дня получения работодателем или его представителем предписания трудового инспектора (п.2 ст.357 ТК РФ). К исковому заявлению прикладываются копии документов, с помощью которых работодатель сможет подтвердить свою правоту.

      Однако, если анализировать судебную практику по вопросам отмены предписаний трудовой инспекции, то процент отмены предписаний не очень высок.

      Важно! Работодатель зачастую не учитывает ограниченные сроки обжалования предписания. Срок на обжалование начинает исчисляться на следующий день после получения предписания.

      Например, представителю работодателя вручено под расписку предписание 5 марта 2020 г. вручено под расписку. Для обжалования предписания работодатель должен обратиться с административным исковым заявлением в районный суд не позднее 15 марта 2020 г. включительно.

      Чаще всего по результатам проверки работодателя привлекают к административной ответственности. Постановление о назначении административного наказания руководитель также вправе обжаловать и (п.1 ст.30.1 КоАП РФ).

      Обжалование постановления о назначении административного наказания

      Постановление оформляют на основании протокола об административном наказании.

      Работодатель также вправе обжаловать постановление соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ или в суд. Решения главного государственного инспектора труда РФ могут быть обжалованы в суд (ст.361 ТК РФ).

      Срок подачи такой жалобы составляет 10 суток дня вручения или получения копии постановления (п.1 ст.30.3 КоАП РФ). В случае пропуска срока подачи жалобы, он может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу по ходатайству лица, подающего жалобу.

      Если постановление о назначении административного наказания обжалуется в порядке подчиненности руководителю государственной инспекции труда или в вышестоящий орган (Роструд РФ), то жалоба на постановление должна быть рассмотрена соответствующим должностным лицом в 10-дневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела (п.1 ст.30.5 КоАП РФ).

      Если же постановление обжалуется непосредственно в суд, то срок рассмотрения жалобы составляет 2 месяца со дня ее поступления (п.1.1 ст.30.5 КоАП РФ).

      Жалоба должна подаваться в районный суд по месту рассмотрения дела об административном правонарушении (п.5 ст.30.2 КоАП РФ).

      По результатам рассмотрения жалобы на постановление соответствующим должностным лицом или судом выносится одно из следующих решений (п.1 ст.30.7 КоАП РФ):

      — об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;

      — об изменении постановления;

      — об отмене постановления и о прекращении производства по делу;

      — об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение;

      — об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

      Вместе с тем принятое решение по жалобе на постановление не является окончательным и, в свою очередь, также может быть обжаловано. Если жалоба на постановление рассматривалось соответствующим должностным лицом по подчиненности, то его решение может быть обжаловано в районный суд, а принятое по жалобе решение судьи районного суда — в вышестоящий суд (п.1 и п.2 ст.30.9 КоАП РФ).

      Важно! А вправе ли суд снизить размер административного штрафа, выписанного трудовым инспектором по результатам проведенной проверки? Да, если суд установит, что трудовой инспектор установил необоснованно высокий штраф (п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ).

      Судья может пересмотреть размер штрафа и назначить его даже меньше минимума, установленного в законодательстве.

      Например, в одном из споров, работодатель был привлечен к административной ответственности по п.4 ст.18.15 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 500 000 рублей (за нарушение миграционного законодательства). Судом отмечено, что сумма штрафа, назначенная обществу, является чрезмерной и не отвечает целям административного наказания. А наложение на общество наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей с учетом установленных обстоятельств дела отвечает целям административного наказания, принципам соразмерности и справедливости наказания (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2014 г. № А41-24800/14).

      Из положений п. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ следует, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением компании, судья может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа , предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее 100 тысяч рублей.

      Поскольку минимальный размер административного штрафа, предусмотренный санкцией ст. 17.7 КоАП РФ для юридических лиц, составляет менее 100 тысяч рублей, то правовых оснований для обсуждения вопроса о снижении размера административного штрафа не имеется (Постановление Центрального районного суда г. Калининграда от 26.06.2020 г. №5-480/2020).

      Окончательный размер штрафа не может быть меньше половины нижнего предела штрафа, предусмотренного законом за соответствующее нарушение (п.3.2-3.3 ст.4.1 КоАП РФ).

      То есть, если размер штрафа находится в диапазоне — от 250 000 до 400 000 руб., то суд сможет максимально снизить его размер до 125 000 руб. (250 000 рублей/2 = 125 000 рублей).

      А если не обжаловать вынесенное трудовым инспектором постановление?

      Если компания пропустит срок для обжалования постановления, то оно вступит в силу через 10 дней и штраф нужно будет уплатить в течение 60 дней (ст.32.2 КоАП РФ).

      Если работодатель не заплатит штраф, то его взыщут судебные приставы в принудительном порядке (с учетом исполнительного сбора — 7 процентов от суммы штрафа или 10 000 рублей для организации и 1 000 рублей для предпринимателя).

      ГК «РосКо — Консалтинг и аудит» образована в 2004 году. Являемся членом Московской ТПП, Палаты Налоговых консультантов, СРО «Российский союз аудиторов» и НП «Партнерство РОО».

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *