Патент выдается в течение скольких дней

В какой срок нужно оформить патент и что делать, если не успеваешь?

Безвизовый иностранный гражданин для того, чтобы работать в России, должен оформить себе патент на работу . Для этого ему требуется собрать пакет документов и подать его в МВД (бывшее ФМС) в течение 30 дней с даты въезда. Но не все успевают это сделать.

Почему иностранцы обычно не укладываются в срок?

  • поздно начинают заниматься оформлением документов,
  • не сдают с первого раза тестирование на знание русского языка, истории и законодательства России,
  • не проходят всех врачей во время медицинской комиссии, поэтому потом их приходится допроходить.
  • И если Вам нужно оформить патент, но Вы не успеваете это сделать в первые 30 дней, то у Вас есть 2 варианта:

    1. Выехать на границу за новой миграционной картой, чтобы после возвращения 30 дней начали считаться снова.
    2. Оплатить административный штраф за нарушение сроков в размере 10-15 тысяч рублей и подать документы без выезда.

    В итоге, у иностранного гражданина, приехавшего в Россию, чтобы работать, по правилу “90 из 180” обычно есть 90 дней, чтобы успеть сдать документы в МВД и получить патент на работу. При этом не имеет значения, какой из двух вариантов он выберет, чтобы суметь подать документы на патент.

    Если Вы не успеете получить патент на работу, пока у Вас не истекло 90 дней с первого пересечения границы, то Вы будете обязаны выехать из России на 3 месяца!

    Если не выехать, вы будете нарушать правила пребывания, а это гарантированные штрафы, депортация и запрет на въезд.

    Определяем: действителен ли патент иностранного работника.

    Ситуация, когда на работу приходит устраиваться иностранец с только что выданным патентом, работодателю проста и понятна. Если регион выдачи патента и профессия, указанная в нём, удовлетворяют критериям предлагаемой работы, можно смело заключать трудовой договор. А как поступить в случае, когда патент выдан давно, а двухмесячный срок с момента выдачи патента уже прошёл?

    Рассмотрим ситуацию, когда за трудоустройством обращается иностранный гражданин с патентом, выданным полгода назад. При этом он не может подтвердить наличие предыдущих трудовых отношений по патенту ни своим экземпляром трудового договора, ни записью в трудовой книжке.

    В соответствии с частью 4 пункта 22 статьи 13.3 Федерального закона 115-ФЗ патент аннулируется в случае непредставления иностранцем в органы миграции копии трудового договора (договора ГПХ) в течении 2-ух месяцев со дня его выдачи.

    Однако такой обязанности у иностранного гражданина не возникает, если он осуществляет трудовую деятельность у физических лиц. Более того, если трудовые отношения между физлицами оформлялись не трудовым, а гражданско-правовым договором, то самого договора вообще может не существовать на бумаге, так как законодательство позволяет заключать сделки гражданско-правого характера в устной форме.

    Остаётся прояснить вопрос с уведомлением миграционных органов со стороны работодателя. Законодательство обязывает работодателя уведомлять органы миграции о заключении трудового (гражданско-правового) договора в трехдневный срок вне зависимости от того, являются ли они юридическими или физическими лицами. Однако то, что работодатель не исполнил эту обязанность и не отправил уведомление – не может служить причиной для аннулирования патента иностранного гражданина. Это – целиком и полностью ответственность работодателя.

    Из вышесказанного следует, что отсутствие формального подтверждения трудовых отношений по патенту, выданному свыше двухмесячного срока, не является основанием считать патент недействительным.

    Теперь необходимо проверить, не истёк ли срок действия патента.

    Как это определить, по документам, которые предоставит кандидат на работу? Для этого нам необходимы все квитанции об оплате патента, начиная с самой первой. Если при оплате фиксированных авансовых платежей иностранный гражданин срок не нарушил, у вас нет оснований отказывать ему в приёме на работу.

    Вопрос о сроках оплаты патента до сих пор вызывает споры. Существуют две точки зрения, которые легли в основу разночтений. Первая – дата оплаты отсчитывается от даты первого платежа. Вторая – дата оплаты отсчитывается от даты выдачи, указанной на патенте.

    Что написано по этому поводу в законе? Статья 227.1 НК РФ гласит:

    «4. Фиксированный авансовый платеж по налогу уплачивается налогоплательщиком по месту осуществления им деятельности на основании выданного патента до дня начала срока, на который выдается (продлевается), переоформляется патент».

    В этой же статье указано, что фиксированный авансовый платеж является налогом на доходы физических лиц, который уплачивается за период действия патента сроком в один месяц. Иными словами, размер фиксированного платежа – это размер налога с дохода, который мог бы получить иностранный гражданин за один месяц работы по патенту.

    Предположим, что иностранный гражданин оплатил фиксированный авансовый платеж 17 сентября, а патент был выдан 30 сентября. За какой период иностранец оплатил налог: с 17 сентября по 16 октября или с 30 сентября по 29 октября?

    Несмотря на то, что иностранный гражданин оплатил авансовый платёж 17 сентября, приступить к работе он смог только 30 сентября, так как не имел права работать, пока на руках не было патента. Следовательно, и доход от своей деятельности он мог получить, начиная с 30 числа. Таким образом, месячный срок, за который уплачен налог с дохода, начинается 30 числа, а заканчивается 29 числа следующего месяца. Это и есть период действия патента. Следующий период действия патента начинается 30 числа уже следующего месяца.

    Чтобы патент не прекратил действия, иностранный гражданин для продления срока действия патента на новый период обязан внести платёж не позднее 29 числа включительно. Что будет, если следующий платёж внесён 30-го числа или позже? Откроем Федеральный закон 115-ФЗ:

    «Срок действия патента считается продленным на период, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа.

    В ином случае срок действия патента прекращается со дня, следующего за последним днем периода, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа».

    Из этой формулировки следует, что если платёж не внесён вовремя, в 12 часов ночи с 29-ого на 30-е число карета превращается в тыкву, а патент в бесполезный кусок пластика. При этом, даже если иностранный работник внесёт платёж утром 30-ого числа, патент к тому времени уже будет считаться недействительным и ситуацию это не спасёт. Законодательством не предусмотрен механизм восстановления срока действия патента при возобновлении оплаты. По закону в этом случае необходимо будет проходить процедуру получения патента заново.

    Теперь рассмотрим типичные ошибки, связанные с определением срока действия патента и оплаты по патенту. Основная ошибка трудового мигранта — ориентироваться при оплате патента не на дату выдачи, напечатанную на патенте, а на дату, напечатанную на чеке при первой оплате НДФЛ. Во многом эта ошибка обусловлена неверной информацией, предоставляемой иностранцам сотрудниками миграционных центров. И если для мигрантов, получивших патент для работы в Московской области это не критично: первый платёж там вносится одновременно с подачей документов на патент и в любом случае всегда раньше даты получения патента, то в миграционном центре в Сахарово, где оформляются патенты для Москвы, другой порядок.

    Там первый авансовый платеж вносится в момент, когда работник приезжает за уже готовым патентом. Поэтому дата на чеке всегда позже даты выдачи, ранее нанесённой на патент. И хотя, фактически, иностранный гражданин действительно вначале оплачивает авансовый платёж, а затем получает патент, из документов, которые остаются у него на руках, вытекает, что вначале он получил патент, а затем оплатил налог, что по нашему законодательству быть не может.

    В такую ситуацию его ставит порядок оформления патента, принятый в многофункциональном миграционном центре (ММЦ) г. Москвы. Нужно отметить, что такому подходу – контролировать действительность патента по датам на чеках оплаты авансового платежа – привержены до сих пор некоторые сотрудники бывшего ФМС.

    Однако суды считают по другому.

    В решениях от 4 марта 2016 года по делу № 7-2033/2016, от 22 декабря 2015 года по делу № 7-14080/2015 Московский городской суд считает нарушением срока — оплату патента позже даты выдачи, указанной на патенте.

    Точку в этом споре ставит постановление Верховного суда Российской Федерации от 11 января 2016 № 8-АД15-12. В своём постановлении Верховный суд указывает, что срок действия патента продлевается за период, за который уплачен налог, и исчисляется со дня выдачи патента. День уплаты налога не является началом срока, на который продлевается патент.

    При оплате фиксированного авансового платежа необходимо помнить, что этот платёж – является налогом, а в соответствии с частью 2 статьи 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно, т.е. от своего имени и за счёт своих собственных средств, исполнить обязанность по уплате налога. Иными словами, ни работодатель иностранного работника, ни его знакомый, родственник и т.д. не может оплатить налог за иностранного гражданина.

    То, каким образом это будет исполнено – в наличной форме, через банковский терминал, в интернет-банке – не имеет значения. Не важно также за сколько периодов сразу будет внесён авансовый платёж. Можно оплачивать за месяц, за два, за шесть и т.д., но не более двенадцати месяцев с учётом первоначального платежа.

    При этом следует обратить внимание, что патент выдаётся не на календарный год, а на годовой срок, который с календарным годом практически никогда не совпадает, а это значит, что стоимость патента в следующем календарном году может измениться. Теоретически она может измениться как в большую, так и в меньшую сторону. Это зависит от коэффициентов, которые принимаются ближе к концу года. Так, вначале Минэкономразвития РФ устанавливает коэффициент-дефлятор на следующий год, в соответствии с которым пересчитываются все нормативы, в составе которых он заложен, в том числе и стоимость фиксированного авансового платежа по патенту.

    После этого региональный коэффициент устанавливают региональные власти на уровне субъекта Федерации. Это решение оформляется Законом субъекта федерации, который должен быть принят законодательным собранием и подписан губернатором или главой республики не позже чем за месяц до наступления нового года. Иначе он не успеет вступить в силу, а в этом случае региональный коэффициент считается не установленным и будет равен единице.

    Так что лучше отложить решение об оплате фиксированного авансового платежа до декабря, когда размер налога на будущий год уже будет известен. В конце 2015 года ФМС выступила с разъяснениями о том, что уплаченный до 31 декабря 2015 года фиксированный авансовый платёж пересчитываться в 2016 году не будет, поэтому в тех регионах, где стоимость патента выросла, иностранные работники, оплатившие патент заранее, смогли сэкономить. Для того чтобы узнать, как поступить в этом году, следите за нашими публикациями.

    Основы законодательства РФ: Необходимые для запоминания сроки

    1 В какой срок после приезда в Россию необходимо встать на учет по месту пребывания? 7 рабочих дней
    2 В какой срок предоставляется государственная услуга по осуществлению миграционного учета? В день обращения
    1 Сколько составляет срок действия разрешения на временное проживание в Российской Федерации? 3 года
    2 Заявление о выдаче разрешения на временное проживание к рассмотрению не принимается, если иностранный гражданин удостоверяет свою личность документом, срок действия которого составляет … . Менее 6 месяцев
    3 Сколько времени рассматривается заявление о выдаче разрешения на временное проживание? 6 месяцев с даты приема заявления
    4 В какой срок иностранный гражданин обязан обратиться в территориальный орган ФМС России после получения уведомления о выдаче ему разрешения на временное проживание для оформления данного разрешения? В течение 3 рабочих дней со дня получения уведомления или со дня прибытия в Российскую Федерацию

    Вид на жительство

    1 На какой срок выдается иностранному гражданину вид на жительство? 5 лет
    Смотрите так же:  Утерян договор купли продажи что делать

    Трудовая деятельность: разное

    1 В какой срок иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию без визы и получивший разрешение на работу, должен предоставить в орган миграционной службы документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний? В течение 30 суток со дня получения разрешения на работу
    2 В какой срок иностранный гражданин обязан продлить разрешение на работу? Не позднее 15 рабочих дней до окончания срока действующего разрешения
    3 В какой срок при утрате разрешения на работу иностранный гражданин должен обратиться в Федеральную миграционную службу с заявлением о выдаче дубликата с указанием обстоятельств утраты разрешения? В течение 10 дней
    4 В какой срок иностранный гражданин должен предоставить разрешение в территориальный орган ФМС для продления срока действия разрешения на работу, выданного на срок временного пребывания? Не позднее 15 рабочих дней до окончания срока действия указанного разрешения
    5 При каком остающемся сроке действия разрешения на работу иностранный работник может устроиться к другому работодателю или заказчику, если первый работодатель или заказчик прекратил свою деятельность или не может больше привлекать к работе иностранных граждан? Не менее 3 месяцев

    Трудовая деятельность: патент

    1 В какой срок иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, должны выдать патент на трудовую деятельность или отказать в его выдаче? Не позднее 10 рабочих дней со дня принятия заявления
    2 На какой срок выдается патент на осуществление трудовой деятельности иностранным гражданам, пребывающим в порядке, не требующем получения визы? От 1 до 3 месяцев
    3 Какой срок действия патента с учетом продлений является максимальным? 12 месяцев со дня выдачи патента
    4 В какой срок территориальный орган ФМС обязан выдать иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, патент или уведомление об отказе в его выдаче? Не позднее 10 рабочих дней со дня заявления о выдаче патента

    Взаимодействие с ФМС России

    1 В какой срок ФМС России должна рассмотреть ваше обращение, поступившее к ним непосредственно? Не более 30 дней с момента регистрации обращения в ФМС России
    2 Вы направили письменное обращение в ФМС России, в какой срок оно должно быть зарегистрировано в ФМС России? В течение 3 дней с момента поступления в ФМС России
    3 В какой срок лицу должен быть сообщен отказ ФМС России в рассмотрении обращения? 10 дней с момента получения и регистрации
    4 Вы направили письменное обращение в ФМС России. В какой срок оно должно быть рассмотрено? Не более 30 дней с момента регистрации в ФМС России
    5 Вы подали жалобу на нарушение порядка предоставления государственной услуги. В какой срок она должна быть рассмотрена? В течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации
    6 В течение какого срока может быть обжаловано решение или действие (бездействие) по рассмотрению обращения должностным лицом ФМС России? В течение 3 месяцев
    7 В какой срок вышестоящее должностное лицо должно рассмотреть обращение, обжалующее действия (бездействия) и решения должностных лиц или органов ФМС России? Месяц с момента получения и регистрации
    1 В какой срок иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в случае, если срок проживания или временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращен? В течение 3 дней

    Copyright© «Российский тестовый консорциум», 2020

    В какой срок с момента получения Патента иностранный гражданин должен устроиться на работу?

    Иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность на территории РФ на основании патента, должны четко понимать сроки, в которые им необходимо официально устроиться на работу, чтобы избежать нарушений российского законодательства.

    Для начала, определимся, какие мигранты относятся к данной категории. На основании патента должны осуществлять трудовую деятельность иностранные граждане, временно пребывающие на территории РФ, въехавшие на территорию в РФ в порядке, не требующем получения визы. Перечень стран, граждане которых обладают правом такого въезда, указан в письме МИД России от 27.04.2012 N 19261/кд «О режиме въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию».

    После въезда на территорию РФ потенциального иностранного работника, его первой обязанностью является постановка на миграционный учет. Согласно Федеральному закону от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» общий срок постановки на миграционный учет – семь рабочих дней с даты въезда иностранного гражданина. Цель въезда иностранца — работа — должна быть отражена в его миграционной карте. Это условие является неотъемлемым для оформления на работу.

    Следующим этапом официального трудоустройства является подача документов на оформление патента. Участие работодателя в данном процессе не требуется, поскольку заявление и иные необходимые документы подаются безвизовым мигрантом лично. Здесь тоже есть установленные законодательством сроки, в которые необходимо уложиться, а именно, 30 календарных дней с даты въезда на территорию РФ.

    Через 10 рабочих дней с даты подачи заявления, иностранец может лично получить на руки патент либо уведомление об отказе в выдаче патента. При получении патента иностранным гражданином уплачивается НДФЛ в виде фиксированного авансового платежа, который является условием действия патента.

    Когда нужно трудоустроиться?

    Получив патент на руки, гражданин может заняться непосредственно трудоустройством. На поиск работы законодательство отводит мигранту не так много времени. П. 7 ст. 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» устанавливает срок в 2 месяца, в течении которого иностранцу необходимо успеть заключить трудовой договор с работодателем и предоставить копию лично либо заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, выдавший патент. В трудовом договоре помимо иных сведений и обязательных условий, должны быть указаны данные патента (серия и номер, дата и орган выдачи, и т. д.).

    Санкции

    В случае непредставления в указанный срок копии заключенного трудового договора в территориальное отделение УВМ ГУ МВД России выданный патент может быть аннулирован согласно пп. 4 п. 22 ст. 13.3 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Аннулирование патента фактически лишает иностранного работника права осуществления трудовой деятельности на территории РФ и является основанием для расторжения с ним трудового договора. В случае истечения срока пребывания на территории РФ, гражданин, патент которого аннулирован, обязан выехать за пределы РФ. Подача нового заявления на выдачу патента возможна только по истечении 1 года со дня аннулирования ранее выданного патента.

    Патент выдается в течение скольких дней

    Версия для слабовидящих

    Информация о мигрантах и для мигрантов

    «Единый миграционный центр»

    Приглашаем спонсоров и партнеров на образовательные и социальные проекты:(343) 20-10-428

    • Нормативно-правовая база
    • Точка зрения

      Полезные ссылки

      Получение патента

      Внимание! Согласно принятым изменениям в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» юридические лица смогут привлекать на работу иностранных граждан на основании наличия у последних патента.

      Федеральный закон от 24.11.2014 N 357-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»>>

      Добровольное медицинское страхование иностранных граждан: (343) 20-10-428, с 10:00 до 17:00.
      Полисы согласованы с УФМС России по Свердловской области. Медицинская (амбулаторно-поликлиническая и экстренная стационарная) помощь оказывается в Свердловской областной клинической больнице №1.

      Вопросы для подготовки к экзамену для трудовых мигрантов на получение патента:

      Сводный перечень вопросов блока «Основа законодательства РФ»>>

      Если у трудового мигранта уже есть патент или разрешение на работу, эти документы теряют силу с 1 января 2015 года?

      Патенты вместо разрешений на работу: чего ждать от новых правил привлечения «безвизовых» иностранцев

      C 1 января 2015 года юридические лица и индивидуальные предприниматели смогут нанимать иностранных граждан, прибывших в Россию в безвизовом режиме, без разрешения на работу. Для этого потенциальным работникам необходимо приобрести специальный патент, стоимость которого будет устанавливаться субъектами РФ. Такие правила предусматривает недавно принятый Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. № 357-ФЗ (далее – Закон).

      Стоит отметить, что сама по себе идея патентов для иностранных работников не является новой. На данный момент они используются для привлечения мигрантов физическими лицами, но только когда дело касается выполнения работ и оказания услуг для личных и домашних нужд (на основании трудового или гражданско-правового договора). Теперь подобным образом иностранных работников можно будет привлекать и в рамках осуществления предпринимательской деятельности.

      Основная цель изменений – с одной стороны, упростить порядок привлечения иностранных работников для организаций и индивидуальных предпринимателей, с другой – дать возможность регионам регулировать количество мигрантов путем установления более высокой или более низкой стоимости патента, а также ограничений или даже полного запрета на их выдачу. Как это будет работать на практике и есть ли шансы достичь поставленной цели – разберемся вместе с нашими экспертами.

      Выдача патента

      НАША СПРАВКА

      Прибывать в Россию в порядке, не требующем визы, могут граждане стран постсоветского пространства: Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Азербайджана, Армении, Узбекистана, Молдовы, Украины, а также ряда государств дальнего зарубежья, с которыми у России заключены соответствующие международные соглашения (Турция, Сербия, Израиль и другие).

      С 1 января 2015 года действующая сегодня система квотирования и разрешений на работу для «безвизовых» иностранцев отменяется. Для того, чтобы устроиться на работу в организацию или к индивидуальному предпринимателю, мигрант должен будет просто указать в миграционной карте «работа» в качестве цели визита в Россию. После этого ему необходимо в течение 30 календарных дней обратиться в ФМС России за получением патента, представив помимо заявления:

    • документ, удостоверяющий личность;
    • миграционную карту;
    • действующий на срок работы полис добровольного медицинского страхования или договор о предоставлении платных медицинских услуг. Договоры должны быть заключены с медицинской организацией в том регионе, где иностранец будет работать. Также они должны обеспечивать оказание первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме;
    • документы, подтверждающие отсутствие у данного иностранного гражданина заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, а также сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции.
    • документ, подтверждающий владение русским языком, знание истории и основ законодательства России;
    • документы о постановке иностранного гражданина на учет по месту пребывания;
    • документ, подтверждающий уплату штрафа, если был нарушен срок обращения за оформлением патента.
    • Субъекты РФ получат право определять уполномоченные медицинские учреждения, которые смогут выдавать потенциальным иностранным работникам справки о состоянии здоровья и заключать договоры на медицинское обслуживание. Также регионы вправе утвердить перечень образовательных организаций, которые будут подтверждать владение иностранца русским языком, знание им истории и основ законодательства России.

      Как отмечает разработчик Закона, председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая, это позволит исключить возможность приобретения соответствующих документов «в переходах и на перекрестках».

      Одновременно, чтобы убрать из процедуры трудоустройства иностранцев посредников, регионы смогут определить уполномоченные организации, которые будут оказывать услуги по оформлению и выдаче патентов. По сути – те же посредники, но только официальные, созданные в форме государственных бюджетных учреждений или унитарных предприятий.

      «Мы дополнительно обратились ко всем губернаторам, с тем, чтобы полномочия, которые они приобретают с будущего года, были реализованы не по частям, а полноформатно. Тогда это позволит достичь и социального благополучия, и экономического эффекта», – поясняет Ирина Яровая.

      При этом заявление на выдачу патента ФМС России может и не принять в случае, если:

      • иностранец не представил необходимые документы (кроме миграционной карты и документа о постановке на учет по месту пребывания – содержащиеся в них данные служба может получить сама);
      • ФМС России или Правительством РФ было принято решение о приостановлении на определенный период выдачи патентов на территории конкретного субъекта РФ;
      • в течение года до подачи заявления иностранец уже получал отказ в выдаче или переоформлении патента либо патент был аннулирован.
      • Если все проходит успешно, то территориальный орган ФМС России должен выдать иностранцу патент в течение 10 рабочих дней после подачи заявления (форма патента утверждена приказом ФМС России от 8 декабря 2014 г. № 638). Для получения патента «на руки» заявитель должен предъявить документ, удостоверяющий личность, и документ, подтверждающий оплату стоимости патента – авансового платежа по НДФЛ на период действия патента. Патент выдается на срок от месяца до года.

        Таким образом, с работодателей снимаются обязанности по определению потребностей в рабочей силе, а также проблемы, связанные с нехваткой квот. С 1 января 2015 года они смогут сами регулировать количество привлекаемых иностранных работников. Не нужно будет организациям и индивидуальным предпринимателям заниматься оформлением разрешений на работу. Теперь получение права работать в России – это полностью забота работника. На первый взгляд.

        «Впервые процедура получения права на осуществление трудовой деятельности привязана к самому субъекту – иностранному гражданину. Почему существовала система продажи квот и нелегальной миграции? Потому что сам по себе подход к формированию запроса на привлечение рабочей силы и получению статуса трудового мигранта был настолько размыт, что никто ни за что не отвечал. Никто не отвечал ни за квоты, ни за реализацию этих квот, ни за легализацию незаконных мигрантов. Сегодня только сам иностранный гражданин лично может и должен обратиться за получением патента».

        Тем не менее, как раз перенос всех обязанностей по оформлению своего статуса на самого иностранца может стать главным камнем преткновения. Дело в том, что процесс трудоустройства для иностранца с учетом документов, которые необходимо предоставить, существенно усложняется. Данное обстоятельство очевидно никак не мотивирует его к легальному оформлению своей трудовой деятельности. Конечно, некоторые мигранты пройдут предусмотренные законом процедуры, но остальные по-прежнему будут работать неофициально.

        «Задача законодателя в принципе понятна – облегчить бизнесу привлечение трудовых мигрантов, но я думаю, что с помощью рассматриваемого федерального закона, который принят и вступит в силу с 1 января 2015 года, этого сделать не удастся. Процедура трудоустройства бюрократизирована очень сильно, поскольку законодатель переложил необходимость подготовки и сбора пакета документов с работодателя на мигрантов. Даже российские граждане не всегда могут собрать такой пакет документов и все правильно оформить без правовой помощи, а уж иностранный гражданин, который приезжает устраиваться, например, дворником – тем более».

        Таким образом, в связи со сложностью процедуры получения патента добросовестным работодателям, заинтересованным в иностранной рабочей силе, по-прежнему придется оказывать иностранцам содействие, в том числе и финансовое, в оформлении необходимых документов. В противном случае при новой системе будет крайне сложно найти иностранного работника с патентом.

        Кроме того, работодатель в любой момент сможет потерять такого работника, если не будет контролировать сроки действия патента. По истечению срока, на который он выдан, документ станет недействительным, а на иностранца будет наложен штраф от 2 тыс. до 5 тыс. руб. (в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях – от 5 тыс. до 7 тыс. руб.) с административным выдворением или без (ч. 1-2 ст. 18.10 КоАП РФ).

        Сам работодатель тоже подвергнется штрафу за привлечение к работе иностранца с недействительным патентом (для граждан – от 2 тыс. до 5 тыс. руб.; для должностных лиц – от 25 тыс. до 50 тыс. руб. для юридических лиц – от 250 тыс. до 800 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток (ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ). Напомним, что согласно ст. 2.4 КоАП РФ, по общему правилу индивидуальные предприниматели несут административную ответственность как должностные лица.

        Если раньше разрешение на работу можно было получить в течение 90 суток , то патент – только в течение 30 календарных дней с момента прибытия в Россию. Данное обстоятельство может породить некоторое количество «бесхозных» мигрантов, которые прибыв в Россию, просто не найдут работодателя за месяц и автоматически окажутся в статусе нелегалов.

        Обратившись за патентом с нарушением этого срока, иностранец рискует получить штраф от 10 тыс. до 15 тыс. руб. (ст. 18.20 КоАП РФ), который автоматически увеличивает риск закрытия въезда в страну, так как для этого достаточно иметь всего два административных штрафа в течение трех лет (подп. 4 ст. 26 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»). Причем за любое, даже незначительное правонарушение – скажем, за переход дороги в неположенном месте или курение на остановке общественного транспорта.

        Такой жесткий подход в комплексе с усложнившейся процедурой неудобен как для иностранца, так и для работодателя. В итоге о каком-либо упрощении процедур или легализации рынка иностранной рабочей силы говорить не приходится, так как стимулов для этого Закон не дает.

        «Если смотреть с позиции работодателей, то у них появляются дополнительные обязанности. Например, контролировать направление иностранным работником необходимых документов в ФМС России. В противном случае, если информация в миграционной ведомство не поступит, – патент аннулируется. Полагаться на самого работника здесь, к сожалению, не получится. Точно также придется контролировать сроки оплаты фиксированного авансового платежа за патент, поскольку если работник внесет его несвоевременно, то патент также аннулируется. Работодатель, который не будет это контролировать, окажется в ситуации, когда у него работает человек с заведомо недействительным документом. Плюс им придется контролировать ситуацию с продлением сроков временного пребывания иностранца в России, так как в большинстве случаев именно работодатели осуществляют миграционный учет своих работников. Если сейчас работодатель максимум два раза обращается в органы ФМС России (ставит иностранца на первичный миграционный и продлевает миграционный учет сроком до года с даты въезда), то сейчас, исходя из системного анализа не только рассматриваемого закона, но и других НПА, работодателю придется обращаться в органы ФМС России за продлением регистрации столько раз, сколько человек продлевал патент».

        Продление и переоформление патента

        Патент может выдаваться иностранцу на срок от одного до 12 месяцев. Срок его действия может неоднократно продлеваться минимум на месяц. Однако общий срок действия патента с учетом всех продлений все равно не может составлять более 12 месяцев со дня выдачи патента.

        Для продления патента иностранцу необходимо просто уплатить НДФЛ в виде фиксированного авансового платежа за период, на который он хочет продлить патент. Иначе действие патента прекращается по истечении оплаченного период. Соответствующий платежный документ будет являться подтверждением продления патента. Обращаться в ФМС России при этом не нужно.

        При желании продолжать работу более года иностранцу не позднее чем за 10 рабочих дней до истечения 12 месяцев с момента выдачи патента, нужно обратиться за его переоформлением.

        Процедура переоформления аналогична процедуре первичной выдачи патента, однако придется предоставить ряд дополнительных документов:

      • ходатайство работодателя, заказчика работ (услуг) о переоформлении иностранному гражданину патента;
      • трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), заключенные между иностранным гражданином и работодателем, заказчиком работ (услуг).

      При переоформлении не нужно предоставлять документ о постановке на учет по месту пребывания. Отказать в приеме заявления о переоформлении патента ФМС России может только в случае непредставления какого-либо из документов (кроме миграционной карты и документов подтверждающих владение русским языком, знание истории и основ законодательства России, так как данные о них у ФМС России уже есть после первого оформления патента) или нарушения срока обращения за переоформлением патента. Порядок получения патента такой же, как и при первичной выдаче.

      Важно, что патент может быть переоформлен только один раз. Таким образом, непрерывно иностранец сможет работать по патенту не более двух лет. После этого ему придется выехать из страны и въехать снова, повторив процедуру получения патента.

      Отказ в выдаче, переоформлении патента и его аннулирование

      Согласно Закону, иностранный гражданин может получить отказ в выдаче или переоформлении патента, а действующий патент может быть аннулирован в случаях:

    • осуществления иностранцем трудовой деятельности с привлечением труда третьих лиц;
    • представления поддельных документов;
    • нарушения миграционного законодательства два и более раза за год и т. д. (полный перечень оснований перечислен в подп. 1-10, подп. 15 п. 9, п. 9.1, п. 9.2 и подп. 1 п. 9.7, п. 9.8 ст. 18 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ»О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»)
    • если сам иностранный гражданин направит заявление об аннулировании выданного ему патента;
    • непредставления в территориальный орган ФМС России копии трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг);
    • отсутствия сведений о работодателе или заказчике работ (услуг) в ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
    • Если иностранцу было отказано в выдаче или переоформлении патента либо выданный ему патент был аннулирован, он вправе повторно подать заявление о выдаче патента не ранее чем через один год со дня отказа в выдаче или переоформлении патента либо аннулирования выданного патента.

      Если патент был аннулирован, то ФМС России обязана в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения направить работодателю или заказчику работ (услуг), а также самому иностранному гражданину уведомление об этом.

      Продление действующих разрешений на работу, патентов и легализация

      Закон затронет также не только вновь прибывших иностранных граждан, но и тех, кто уже легально работает. Дело в том, что ранее выданные разрешения на работу и патенты на осуществление трудовой деятельности у физических лиц будут действительны до истечения срока, на который они выданы и продлить их нельзя. Соответственно, этим работникам придется выехать за пределы России, въехать снова и оформиться по новым правилам.

      Естественно, многие мигранты этого не сделают по разным причинам: одни по незнанию, другие из опасений, что обратно в Россию они уже въехать не смогут (если у них имеются административные правонарушения) или ввиду сложности новой процедуры трудоустройства. Таким образом, данный подход может привести к переходу части легальных иностранных работников в категорию нелегалов.

      Кроме того, закон не предусматривает никаких механизмов легализации для тех иностранцев, которые сегодня работают неофициально, но захотят узаконить свой статус и получить с 1 января 2015 года патент. В результате проблема незаконной трудовой миграции может сохраниться и даже в значительной мере усугубиться.

      По данным ФМС России, в стране по состоянию на сентябрь текущего года находится более 4,3 млн нелегальных мигрантов (при общем количестве иностранцев в около 12 млн). Как правило это те самые «безвизовые» мигранты, которые въехали в Россию законно, но нарушили срок временного пребывания.

      «Нелегальные мигранты не имеют возможности получить патент: как только они прибудут в ФМС России, их выдворят за пределы России за нарушения правил пребывания. Поэтому проблема, скорее всего, не решится в корне, так как Закон не предусматривает процедуру легализации или амнистии», – комментирует ситуацию Лариса Науменко.

      «С точки зрения снижения уровня нелегальной миграции, я не вижу каких-либо позитивных вещей в связи с принятием Закона. Ничего не изменится – оформляться смогут только те, кто легально здесь находится. Количество таких иностранцев с каждым годом все меньше, по данным ФМС России, въезд закрыт уже более чем миллиону человек [закрытие въезда не означает, что эти лица выдворены за пределы страны, речь идет лишь о соответствующей пометке в базе миграционного ведомства. – Ред.]», – отмечает Евгений Володин.

      Ответственность и ограничения для работников и работодателей

      В течение двух месяцев со дня выдачи патента иностранец обязан представить в территориальный орган ФМС России, выдавший патент, копию трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг). В противном случае патент аннулируется.

      Работодатель или заказчик работ (услуг) обязаны уведомлять о заключении и прекращении (расторжении) с иностранцем трудового или гражданско-правового договора. Срок уведомления – не позднее трех рабочих дней с даты заключения или прекращения соответствующих договоров в соответствии с п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (пока действует прежняя форма уведомления, утвержденная приказом ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147).

      За невыполнение этих требований на виновных налагается штраф: для граждан в размере от 2 тыс. до 5 тыс. руб.; для должностных лиц – от 35 тыс. до 50 тыс. руб., для юридических лиц – от 400 тыс. до 800 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток (ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ).

      Иностранец вправе работать только на территории того субъекта РФ, в котором ему выдан патент. За нарушение этого правила ему грозит штраф от 2 тыс. до 5 тыс. руб. (в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях – от 5 тыс. до 7 тыс. руб.) с административным выдворением за пределы России или без него (ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ).

      Работодатель или заказчик работ (услуг) также не имеет права нанимать иностранца по патенту за пределами соответствующего региона. В противном случае он тоже может быть подвергнут административной ответственности. Штраф для граждан – от 2 тыс. до 5 тыс. руб., для должностных лиц – от 25 тыс. до 50 тыс. руб., для юридических лиц – от 250 тыс. до 800 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток (ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ).

      Тем не менее, при желании работать сразу в нескольких регионах иностранец имеет право получить патент на территории другого субъекта РФ. Для этого придется обратиться в местный территориальный орган ФМС России. Срок действия нового патента не может превышать срока действия первоначально выданного патента. При этом иностранцу придется снова пройти всю процедуру получения патента.

      Евгений Володин, эксперт Комитета по трудовой миграции Московского отделения «Опоры России»:

      «Дополнительные очень жесткие ограничения на возможность работы в другом субъекте РФ коснутся, прежде всего, предприятий, которые работают в нескольких регионах сразу, например, грузоперевозчиков. Сейчас тоже действует общий принцип – иностранец не вправе работать за пределами субъекта РФ, который указан в его разрешении на работу. Однако из этого правила есть исключение, оно установлено приказом Минздравсоцразвития России от 28 июля 2010 г. № 564н, согласно которому работника можно использовать в другом регионе если его профессия перечислена в утвержденном этим документом перечне. Однако так как положения этого приказа касаются исключительно разрешений на работу, то с нового года они сохраняются только для высококвалифицированных специалистов, иностранных студентов – то есть для иностранцев из дальнего зарубежья. Система патентов оказывается вычеркнутой из данной схемы. Если компания захочет направить иностранного работника, например, из Москвы в Смоленск, чтобы отвезти груз, то нужно будет получать для него патент и в Москве, и в Московской области, и в Смоленской области – то есть на территории всех субъектов, по которым будет пролегать маршрут, и за каждый патент нужно платить».

      Кроме того, руководитель субъекта РФ может принять решение об указании в патенте профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности) иностранного работника. По мнению Евгения Володина, ситуация на рынке труда во многом будет зависеть от того, как субъекты РФ будут реализовывать эти полномочия. Указание в патенте профессии или должности ограничит работодателей при подборе работников, а также в перераспределении их внутри организации и сделает патент похожим по своей природе на разрешение на работу.

      «В случае, если в патенте не будет указываться должность работника – это положительный момент для работодателя. Он сможет оперировать иностранным персоналом так же свободно, как и работниками, которые являются гражданами России», – отмечает эксперт.

      Наконец, стоит отметить, что регионы имеют право по своему усмотрению отказаться от привлечения иностранных работников в принципе, то есть вообще не выдавать патенты. Также субъекты РФ могут приостановить выдачу патентов или ввести ограничения на их количество. Данное обстоятельство также будет оказывать существенное влияние на ситуацию с привлечением иностранных работников в каждом конкретном регионе.

      Ирина Яровая, председатель Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции:

      «Впервые в России появляется прозрачная, единая, унифицированная система получения права на осуществление трудовой деятельности, которая напрямую привязана к каждому региону, имеет формат публичности и соотносимости с интересами конкретного рынка труда и жителей конкретного региона. Впервые устанавливается процедура, при которой в каждом субъекте РФ ежегодно принимается закон о социально-экономическом развитии, прогноз социально-экономического развития территории. Я полагаю, что в рамках этого прогноза должны сразу оцениваться запросы и потребности по привлечению иностранной рабочей силы. Законодатель дает право субъекту РФ полностью отказаться от привлечения иностранной рабочей силы и выдачи патентов. Это очень важное право, но его использование должно быть аргументировано, мотивировано и обосновано».

      Финансовый аспект

      Помимо сложностей процедурного характера, в новом порядке привлечения иностранных работников заложена и чисто финансовая проблема, а именно: стоимость патента и услуг, сопутствующих его оформлению.

      Помимо того, что патент в контексте миграционного законодательства удостоверяет право на работу, он одновременно является документом, подтверждающим уплату НДФЛ. Плата за патент представляет собой фиксированный авансовый платеж по данному налогу. Они уплачиваются за период действия патента в размере 1,2 тыс. руб. в месяц с ежегодной индексацией на коэффициент-дефлятор (в 2015 году – 1,307) и региональный коэффициент, который должен устанавливаться каждым субъектом РФ, исходя из специфики рынка труда на его территории (в Москве, например, он равен 2,5504; Закон г. Москвы от 26 ноября 2014 г. № 55). В случае если такой коэффициент не установлен, то он считается равным 1 (Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. № 368-ФЗ).

      «Очень важный экономический момент – авансовый платеж за патент. Даже если иностранный гражданин по каким-то причинам передумает, не захочет, не сможет работать, эти деньги возвращаться не будут. Это обоснованные риски, которые в любом государстве несет сам иностранный гражданин», – поясняет Ирина Яровая.

      Фиксированный авансовый платеж по налогу уплачивается иностранным работником по месту осуществления им деятельности на основании патента до начала срока, на который выдается (продлевается) или переоформляется патент.

      Как мы писали выше, квитанцию об оплате необходимо представить в момент выдачи патента. Таким образом, мигрант может не оплачивать авансовый платеж до того момента, когда будет уверен, что по его заявлению о выдаче патента принято положительное решение.

      Общая сумма НДФЛ с доходов налогоплательщиков исчисляется работодателями и подлежит уменьшению на сумму уплаченных за период действия патента фиксированных авансовых платежей в соответствующем налоговом периоде.

      Очевидно, что стоимость патента также может сыграть не последнюю роль в том, насколько новый порядок привлечения иностранных работников сделает рынок труда более или менее удобным и доступным для работодателей и иностранных работников. В случае, если она будет слишком высока, – неизбежен его дальнейший уход «в тень».

      Следует иметь в виду, что к стоимости патента прибавятся расходы на прохождение экзаменов на знание русского языка, основ истории и законодательства России (например, стоимость такого комплексного экзамена в Высшей школе перевода МГУ имени М.В, Ломоносова составляет 4,9 тыс. руб.), оплату медицинского полиса и выполнение других требований, о которых мы говорили выше.

      Лариса Науменко, ведущий юрисконсульт ООО «Центр правового обслуживания»:

      «Мы подсчитали затраты, которые иностранный гражданин должен понести для приобретения патента на год: самая минимальная сумма – это 50 тыс. руб. [на примере Москвы – Ред.], но, скорее всего, она будет в два раза больше. Естественно, ни мигрантам, ни бизнесу невыгодно нести такие затраты. Поэтому вывести рынок труда «из тени» именно такими поправками, наверное, не получится на сегодняшний момент. Кроме того, необходимо получить медицинский полис, сдать экзамены на знание русского языка, основ законодательства РФ, истории России. Все это усложняет ситуацию, хотя должно происходить обратное. Для высококвалифицированных специалистов такие правила оправданы. Однако если иностранный гражданин приезжает работать на стройке или дворником – это для него неподъемный пакет документов и неподъемная сумма».

      «Мы с коллегами прикидывали примерную стоимость патента для иностранцев с учетом самых разных факторов: начиная от оформления сопутствующих документов и стоимости ежемесячного авансового платежа, заканчивая средствами, которые иностранец должен потратить на жилье и питание на период оформления патента. Если говорить о Москве, то в год получается порядка 100 тыс. руб. То есть очень сильно увеличивается расходная часть для иностранцев. Сейчас стоимость разрешения на работу составляет величину госпошлины – 2 тыс. руб. Все остальное – это услуги посредников, которые помогают оформить документы. В Москве в 2015 году стоимость патента составит порядка 4 тыс. руб. в месяц. Умножаем эту сумму на 12 месяцев, и получаем: почти 50 тыс. руб. в год человек должен будет платить за право работать в России. Плюс расходы на оформление полиса, медицинских справок, сертификата на знание русского языка и т. д.».

      Таким образом, работодателю придется решать, ляжет стоимость получения патента на него самого или на работника, и в каком размере. Конечно, заинтересованные организации и индивидуальные предприниматели могут взять часть расходов на себя. Однако далеко не все из них на это пойдут.

      Не стоит забывать и про то, что для работы на территории нескольких субъектов РФ придется получать несколько патентов, а это значит, что в таком случае иностранный работник становится с экономической точки зрения совершенно невыгодным для работодателя.

      «Изначальная идея, которая звучала, – обеспечить возможность иностранцам из ближнего зарубежья работать на основании одного документа как у физических, так и у юридических лиц. Это замечательная идея, но порядок ее претворения в жизнь накладывает очень много обязанностей и на работника, и на работодателя. При этом любой шаг влево, шаг вправо – это административные санкции, которые сейчас крайне значительны. Если у работодателя работает 100 человек, то с нового года он должен отслеживать ситуацию с каждым из них, чтобы не попасть под штраф», – резюмирует Евгений Володин.

      В итоге, с учетом описанных выше особенностей Закона, ожидать упрощения порядка привлечения иностранных работников работодателям не стоит. Нагрузка на них снимается лишь формально, а по факту – значительно увеличивается. Для иностранцев, которые захотят оформляться самостоятельно, изменения также усложняют процедуру трудоустройства в России, особенно с финансовой точки зрения. Как в многих других законах последнего времени, в рассмотренном документе регулирование соответствующих правоотношений практически полностью передается на уровень субъектов РФ. В связи с этим многое зависит от того, не перестараются ли регионы со стоимостью патентов и ограничениями на их количество. Также нельзя исключать и того, что Закон с учетом правоприменительной практики будет вскоре скорректирован в лучшую сторону.

      Сроки на подачу заявления на получения патента для ПСН считаются в рабочих днях

      В письме от 14 июля 2017 г. № 03-11-12/45160 Минфин рассказал о подаче заявления на получение патента при применении ПСН.

      ИП подает такое заявление лично или через представителя, направляет в виде почтового отправления с описью вложения или передает в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Заявление подается в налоговый орган по месту жительства не позднее чем за 10 дней до начала применения ПСН, если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 346.45 НК.

      Если территория будущей деятельности – та, на которой ИП не состоит на учете в налоговом органе по месту жительства или в качестве налогоплательщика, применяющего ПСН, указанное заявление подается в любой территориальный налоговый орган по месту планируемого ведения деятельности.

      При отправке заявления на получение патента по почте или по ТКС днем его представления считается дата отправки.

      Сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями. При этом срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем.

      Таким образом, срок для подачи ИП заявления на получение патента исчисляется в рабочих днях.

      Если заявление на получение патента подано менее чем за 10 дней до даты начала действия патента и это заявление поступило в налоговый орган до даты начала действия патента, то налоговый орган вправе рассмотреть возможность выдачи патента с указанием в нем даты начала действия патента согласно заявлению.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *