Перерасчет земельного налога физическим лицам

Позвоните нам : +7 (495) 221-04-25

Вы здесь

Кадастровая стоимость: перерасчет земельного налога

Кадастровая стоимость: перерасчет земельного налога

С 01 января 2020 г. в п.2.1. ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения, которые позволяют налоговым органам производить перерасчет ранее исчисленного земельного налога на основе кадастровой стоимости в отношении имущества физических лиц не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом.

При этом установлен запрет на перерасчет в сторону увеличения земельного налога, если он влечет увеличение ранее уплаченных сумм.

Данные изменения применяются к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2020 года.

Таким образом, начиная с 1 января 2020 года, указанные перерасчеты сумм ранее исчисленных в налоговых уведомлениях налога на имущество физических лиц, в том числе за налоговый период 2017 года, проводятся по вышеизложенным правилам в статье 52 Налогового кодекса Российской Федерации.

Как узнать ставку налога:

С 01 января 2020 г. меняются коэффициенты налоговых ставок на региональном и муниципальном уровне. Органы исполнительной власти субъектов РФ имеют полномочия утверждать результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, а органы местного самоуправления могут устанавливать налоговые ставки и льготы.

Актуальную информацию по каждому субъекту можно найти на специальном ресурсе: Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам — https://www.nalog.ru/rn77/service/Tax/

Для этого необходимо выбрать отчетный период, свой субъект и нажать кнопку «подробнее».

Применения кадастровой стоимости для налогообложения земельных участков

В случае оспаривания кадастровой стоимости сведения о ее новом значении (рыночной стоимости земельного участка), установленном после 1 января 2020 года решением комиссии при управлении Росреестра или суда, будут учитываться при определении налоговой базы с периода налогообложения земельного участка по оспоренной кадастровой стоимости (п. 1.1. ст. 391 НК РФ).

Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка, измененная на основании решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или суда об установлении рыночной стоимости этого объекта налогообложения, принятых после 1 января 2020 года (в том числе по искам, поданным до 1 января 2020 года), и внесенная в Единый государственный реестр недвижимости, будет учитываться при определении налоговой базы по земельному налогу начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Для лиц предпенсионного возраста, соответствующих определенным законодательством РФ условиям, необходимым для назначения пенсии на 31 декабря 2020 года, предусмотрено право на налоговый вычет, уменьшающий налоговую базу на величину кадастровой стоимости 6 соток в отношении одного земельного участка (пп. 9 п. 5 ст. 391 НК РФ).

Порядок налогообложения объектов капитального строительства физлиц

К 63 субъектам РФ, где по региональным законам действует порядок налогообложения объектов недвижимости физлиц исходя из кадастровой стоимости, добавятся ещё семь: Пермский край, Калужская, Липецкая, Ростовская, Саратовская, Тюменская, Ульяновская области.

В этих регионах к налогообложению впервые будут привлечены объекты, права физлиц на которые зарегистрированы в упрощенном порядке без проведения техинвентаризации и определения инвентаризационной стоимости: садовые, дачные дома, хозпостройки площадью более 50 кв. м, гаражи и т.п.

Применения кадастровой стоимости для налогообложения объектов капитального строительства

В случае оспаривания кадастровой стоимости сведения о её новом значении (рыночной стоимости здания, строения, сооружения, помещения), установленном после 1 января 2020 г. решением комиссии при управлении Росреестра или суда, будут учитываются при определении налоговой базы, начиная с периода налогообложения объекта недвижимости по оспоренной кадастровой стоимости (п. 2 ст. 403 НК РФ).

С 2020 года лица предпенсионного возраста, соответствующие определенным законодательством РФ условиям, необходимым для назначения пенсии на 31 декабря 2020 года, имеют право на льготу, освобождающую их от уплаты налога по одному объекту определённого вида (пп. 10.1 п. 1 ст. 407 НК РФ).

В 2020 году ФНС рассчитает земельный налог по новым правилам

ФНС предупредила налогоплательщиков, что в 2020 году налоговые органы рассчитают земельный налог физическим лицам по новым правилам.

В сообщении от 22.04.2020 отмечается, что впервые ФНС применит коэффициент, ограничивающий рост налога не более чем на 10% по сравнению с предшествующим годом. Исключение составят участки для жилищного строительства, при расчете налога по которым применяется повышающий коэффициент из-за их несвоевременной застройки (пп. 15 – 17 ст. 396 НК РФ).

Новая кадастровая стоимость земельного участка в случае изменения его вида разрешенного использования, категории земель и (или) площади будет учтена при расчете налога со дня внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости.

Если при перерасчете земельного налога за предыдущие налоговые периоды сумма окажется больше уже уплаченной, то перерасчет проводить не будут.

Кроме этого, в 2020 году расширился перечень льготников, которые могут уменьшить сумму налога на кадастровую стоимость 600 кв.м площади одного земельного участка (пп. 10 п. 5 ст. 391 НК РФ). Кроме инвалидов I и II групп, пенсионеров и других льготников, указанных в п. 5 ст. 391 НК РФ, право на эту льготу получают лица, имеющие трех и более несовершеннолетних детей.

Чтобы получить такой вычет, льготникам необходимо обратиться в инспекцию с соответствующим заявлением. Однако если у налогового органа уже есть эта информация, то повторное обращение не требуется. Например, если инвалид II группы уже заявил льготу по транспортному налогу, то вычет по земельному налогу применят автоматически.

В ряде регионов будут применены новые результаты государственной кадастровой оценки земель, вступившие в силу с 2020 года. Подробную информацию об изменении кадастровой стоимости можно получить в органах Росреестра и МФЦ.

ФНС также обращает внимание, что налоговые ставки и льготы также могут измениться на муниципальном уровне в соответствии с нормативными актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения).

Правомерен ли перерасчет земельного налога за прошлые периоды?

Вы не должны исполнять данное уведомление. Объясним почему.

Что предъявлено, то и уплачено

Физические лица сами не рассчитывают земельный налог (п. 4 ст. 391 НК РФ). За них это делают налоговики, направляя налоговое уведомление, в котором указана сумма налога, подлежащая уплате. Само уведомление может содержать расчет налога не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (п. 4 ст. 397 НК РФ).

Из текста вопроса следует, что налог на основании полученных уведомлений перечислялся вами свое­временно и в полном объеме. Таким образом, обязанность по уплате налога за 2010, 2011 и 2012 гг. вами полностью исполнена.

Когда возможен пересчет

Необходимость перерасчета земельного налога может возникнуть, если сведения, исходя из которых был произведен расчет налога, оказались ошибочными, или если органом исполнительной власти субъекта РФ были утверждены новые результаты государственной оценки земель нормативным актом, положения которого распространяются на прошлые налоговые периоды.

Налоговая база по земельному налогу определяется

налоговиками как кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, на основании сведений, предоставляемых им органами Росреестра (п. 1 ст. 390, п. 1, 4 ст. 391 НК РФ). Данные о кадастровой стоимости содержатся в государственном кадастре недвижимости (подп. 7 п. 8 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 № 42). Ошибки в кадастре могут быть двух видов: технические и кадастровые.

Техническая ошибка возникает в случае несоответствия сведений, отраженных в кадастре, данным, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в кадастр (подп. 1 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», далее — Закон № 221-ФЗ). Исправление такой ошибки осуществляется на основании решения органа кадастрового учета.

ФНС России и Минфин России выработали согласованное мнение по вопросу перерасчета земельного налога при изменении кадастровой стоимости земельных участков в результате исправления техничес­ких ошибок. В письме ФНС России от 18.03.2011 № ЗН-4-11/[email protected] чиновники пришли к выводу, что перерасчет земельного налога за прошлые периоды нужно производить, если органами Росреестра проведено исправление технической ошибки, приведшее к уменьшению кадастровой стоимости земельного участка. Если же исправление технической ошибки приводит к увеличению кадастровой стоимости земельного участка, перерасчет налога производится только когда исправление технической ошибки произведено по решению суда. Данное письмо размещено на сайте ФНС России в рубрике «Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами». ФНС России еще раз подтвердила эту позицию в письме от 25.01.2013 № БС-4-11/959.

Из текста вопроса можно предположить, что никакого судебного разбирательства, связанного с исправлением технической ошибки, не было. Поэтому налоговая не вправе выставлять вам уведомление о доплате налога за прошлые периоды, если пересчет налога был вызван технической ошибкой в кадастре.

Кадастровой ошибкой является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (подп. 2 п. 1 ст. 28 Закона № 221-ФЗ). Из письма Росрегистрации от 03.04.2009 № 3-1324-ГЕ следует, что исправленная кадастровая стоимость подлежит внесению в нормативный правовой акт об утверждении кадастровой стоимости земельных участков.

Отметим, что аналогичная ситуация (в части изменения кадастровой стоимости в нормативном акте) возникает и в случае утверждения органом исполнительной власти субъекта РФ своим нормативным актом результатов государственной оценки земель задним числом.

Вопрос о порядке вступления в силу правовых актов органов исполнительной власти субъектов РФ об утверждении среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков был рассмотрен Конституционным судом в Определении от 03.02.2010 № 165-О-О. Суд решил, что такие правовые акты в той части, в какой они порождают правовые последствия для граждан как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в НК РФ.

На основании п. 4 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах могут иметь обратную силу, только если они улучшают положение налогоплательщиков. Исходя из этого, Минфин России в своих письмах неоднократно разъяснял, что вновь утвержденные результаты государственной кадастровой оценки земель применяются для перерасчета земельного налога, уплаченного за предыдущие налоговые периоды, только в том случае, если улучшается положение налогоплательщика (письма от 18.12.2012 № 03-05-04-02/105, от 30.10.2012 № 03-05-05-02/110).

Смотрите так же:  Где сделать российское гражданство

Таким образом, и в случае исправления кадастровой ошибки, или утверждения новых результатов оценки земель местными органами власти, налоговики не вправе выставлять вам уведомление о пересчете налоговой базы по земельному налогу за прошлые периоды в сторону увеличения.

Что нужно предпринять

Итак, уведомление о доплате земельного налога было выставлено в ваш адрес незаконно. Однако его неисполнение доначислений налога не отменит. Более того, если вы в установленный срок не произведете оплату, налоговики начислят пени. Наличие задолженности по налогам чревато появлением проблем (в том числе и в виде отказа вам в выезде за границу (п. 1 ст. 67 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»)).

Чтобы снять незаконные доначисления, вам нужно обжаловать выставленное уведомление в вышестоящем налоговом органе или в суде (п. 1 ст. 138 НК РФ).

Жалоба в вышестоящий налоговый орган подается через налоговый орган, который направил вам оспариваемое уведомление. Подать жалобу можно в течение года с момента, когда вы узнали или должны были узнать о нарушении своих прав (п. 2 ст. 139 НК РФ). В вашем случае это будет момент получения уведомления. Налоговая, направившая вам уведомление, в течение трех дней переправит жалобу в вышестоящий налоговый орган (п. 1 ст. 139 НК РФ). Вышестоящий налоговый орган должен принять решение по жалобе в течение 15 дней со дня ее получения. Этот срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, но не более чем на 15 дней. В течение трех дней с момента принятия решения оно вручается (направляется) лицу, подавшему жалобу (п. 6 ст. 140 НК РФ). Если жалоба удовлетворена не будет, вы можете либо обжаловать это решение в ФНС России, либо обратиться за защитой своих прав в суд. Жалоба в ФНС России может быть подана в течение трех месяцев со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Если вы решите защищать свои права в судебном порядке, нужно учитывать, что обратиться в суд с заявлением необходимо в течение трех месяцев со дня получения уведомления (п. 1 ст. 256 ГПК РФ). Но пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не означает, что в принятии заявления будет обязательно отказано. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании, и на их основании суд принимает решение, принять заявление или нет (п. 2 ст. 256 ГПК РФ).

Перерасчет земельного налога, уплачиваемого физлицами

ФНС России в письме от 25.11.2015 № БС-4-11/[email protected] рассказала, в каких случаях возможен перерасчет земельного налога за предыдущие три года.

Согласно п. 4 ст. 397 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают земельный налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. Налоговики рассчитывают налог на основании сведений, которые представляются им органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Перерасчет налога может быть осуществлен в следующих ситуациях.

Если органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в результате технической ошибки или судебного решения проведена корректировка налоговой базы в налоговом периоде, за который налогоплательщику уже было направлено налоговое уведомление, то налоговые органы пересчитывают сумму земельного налога и направляют налогоплательщику уточненное налоговое уведомление, но не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления уточненного уведомления.

Также налоговыми органами производится перерасчет земельного налога и направляется налогоплательщику новое налоговое уведомление в связи с получением налоговыми органами от органов, предоставляющих сведения для исчисления земельного налога, ранее не предоставленной в установленном порядке информации о прекращении (возникновении) права собственности на земельный участок, о кадастровой стоимости земельного участка, об изменении адреса места жительства физического лица.

Кроме того, при предоставлении налогоплательщиком заявления на льготу по земельному налогу применительно к налоговым периодам, за которые направлены налоговые уведомления, также производится перерасчет земельного налога.

Перерасчет земельного налога при изменении кадастровой стоимости

Налог на землю рассчитывается исходя из стоимости участка, отраженной в ЕГРН на 1 января года, за который исчисляется налог. В случае изменения кадастровой стоимости для расчета земельного налога важны дата корректировки стоимости и ее основание.

Кто должен платить налог на землю

Порядок расчета и уплаты земельного налога установлены Налоговым кодексом и местным законодательством муниципальных образований.

Налог на землю должны платить юридические и физические лица, которые владеют участками на праве собственности, бессрочного пользования или пожизненного наследования.

Налог для физических лиц, в том числе предпринимателей, рассчитывает налоговый орган. Уплата производится на основании извещения инспекции. Перерасчет земельного налога при изменении кадастровой стоимости может быть произведен налоговым органом в случае, если человек оспорит кадастровую стоимость участка или будет выявлена техническая ошибка в стоимости, допущенная Росреестром.

Организации самостоятельно обязаны исчислять и уплачивать налог на землю. Кроме того, если иное не предусмотрено местным законодательством, на юридические лица возлагается обязанность по уплате авансовых платежей по налогу, исчисляемых как ? от годовой суммы налога. По итогам года организация представляет в инспекцию декларацию по земельному налогу. Изменение кадастровой стоимости для расчета земельного налога учитывается юридическим лицом самостоятельно после отражения такого изменения в ЕГРН.

Как определить стоимость земельного участка по кадастру

Базой для расчета налога является кадастровая стоимость земельного участка, зафиксированная на начало года, за который исчисляется налог. База определяется по каждому участку отдельно.

Кадастровая стоимость – это стоимость участка, установленная в результате оценки стоимости государством или по результатам разрешения споров о стоимости.

В случае образования участка в течение года для расчета налога используется стоимость, указанная в ЕГРН на дату регистрации в Росреестре.

Узнать точную кадастровую стоимость участка позволяет интернет-сайт Росреестра, где сведения предоставляются в режиме онлайн по кадастровому номеру .

Перерасчет земельного налога при изменении кадастровой стоимости

Изменение стоимости участка, указанной в ЕГРН, в течение года, за который производится расчет налога, не влечет за собой перерасчет налога исходя из новой цены земли. Перерасчет обязательств не осуществляется за предыдущие периоды и за год, в котором изменилась стоимость.

Однако исчисление земельного налога при изменении кадастровой стоимости может быть произведено исходя из новой стоимости в случае:

  • исправления ошибки, носящей технический характер.
  • Она может быть допущена Росреестром. При корректировке кадастровой стоимости в этом случае налог пересчитывается за все периоды начиная с того, в котором возникла ошибка. Возникшую переплату налога можно вернуть из бюджета или зачесть в счет следующих платежей по налогу на землю;

  • пересмотра стоимости участка судом или комиссией по урегулированию споров.

Может возникнуть ситуация, когда установленная стоимость участка, отраженная в ЕГРН, завышена и не соответствует рыночной цене. В этом случае налогоплательщик имеет право обратиться в суд или комиссию по урегулированию споров с требованием о пересмотре результатов оценки. По итогам действий налогоплательщика кадастровая стоимость земли может быть изменена.

Налог на землю при изменении кадастровой стоимости в этом случае пересчитывается с того налогового периода, в котором налогоплательщик заявил о желании пересмотреть стоимость письменно в суд или комиссию. Скорректированная стоимость применяется в расчетах не ранее чем с даты отражения в реестре новой стоимости участка.

Как в 2020-м пересчитать налоги по пересмотренной кадастровой стоимости

С 1 января 2020 изменились правила применения кадастровой стоимости, установленной решениями комиссии или суда, в целях налогообложения (Федеральный закон от 03.08.2020 г. № 334-ФЗ о внесении изменений в НК РФ).

В чем принципиальная разница по сравнению с ранее действующими положениями?

До 1 января 2020 г. измененная комиссией или судом кадастровая стоимость могла быть применена в целях налогообложения, начиная с года, в котором подано заявление о ее оспаривании. Под датой подачи заявления понималась дата обращения в первый орган.

Например, обратились в комиссию, комиссия отказала в пересмотре, в итоге кадастровая стоимость была изменена только в судебном порядке. В этом случае датой подачи заявления будет считаться дата обращения в комиссию. При этом рыночная стоимость объектов недвижимости и земельных участков устанавливалась комиссией или судом на дату, по состоянию на которую была ранее установлена кадастровая стоимость (дата массовой оценки в субъекте РФ).

Например, заявление в комиссию о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка было подано в сентябре 2017. Отрицательное решение комиссии пришлось обжаловать в судебном порядке. Решение суда вступило в законную силу в марте 2020 г. При этом рыночная стоимость устанавливалась на 01.01.2015 (дату определения кадастровой стоимости). Соответственно, для целей налогообложения кадастровая стоимость применялась с 01.01.2015.

Как сейчас?

Согласно пункту 6 статьи 3 Закона № 334-ФЗ положения пункта 15 статьи 378.2, пункта 1.1 статьи 391 и пункта 2 статьи 403 НК РФ, устанавливающие порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с 1 января 2020 года.

Такими основаниями являются, в том числе, решения комиссии и суда. Следовательно, если изменения в отношении кадастровой стоимости внесены в ЕГРН после 01.01.2020, применить новую стоимость можно в отношении прошлых налоговых периодов, начиная с даты установления кадастровой стоимости. Это правило распространяется, в том числе, на ситуации, когда заявление о пересмотре подавалось до 01.01.2020. Важно, чтобы основание для внесения изменений возникло после 01.01.2020.

Применительно к судебному акту датой возникновения основания будет считаться дата вступления в силу судебного акта. В связи с этим, если решение суда оспаривалось в апелляционном порядке, то для применения новых правил достаточно, чтобы апелляционное определение было вынесено после 01.01.2020.

Смотрите так же:  Льготы участникам вов при захоронении

Пример

В рассматриваемой ситуации налогоплательщик имеет возможность пересмотреть свои налоговые обязательства по земельному налогу не только за 2020 (год, в котором было подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости), но и за прошлые налоговые периоды. Однако некоторые ограничения для него все-таки имеются.

Следует учитывать положения пункта 2.1 статьи 52 НК РФ (в редакции Закона № 334-ФЗ), согласно которому перерасчет сумм ранее исчисленного земельного налога и налога на имущество физических лиц для налогоплательщиков — физических лиц осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, а также положения пункта 7 статьи 78 НК РФ, устанавливающего трехлетний срок для подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченного налога, исчисляемый с соответствующей даты уплаты.

Таким образом, в приведенном примере налогоплательщик-организация сможет вернуть переплату по земельному налогу за период три года с момента возникновения переплаты. Т.е., подавая заявление в мае 2020 г., максимально можно вернуть налог, уплаченный в мае 2016 г.

Налоговые споры по начислению налога на землю

Автор: Артем Ломакин

Артем Ломакин, юрист

Хороших налогов не бывает. Уинстон Черчилль

Как известно, использование земли является платным, и платой является налог на землю или арендная плата.

В соответствии с существующим порядком, налог на землю обязаны уплачивать все юридические и физические лица, обладающие земельными участками, а также индивидуальные предприниматели, использующие земельные участки в своей деятельности. Начисление данного налога производится налоговым органом на основании кадастровой стоимости земельного участка. Обязанность уплатить налог на землю наступает с даты регистрации права на земельный участок – внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП).

В связи с многочисленными спорами между налогоплательщиками и налоговыми органами по поводу исчисления и начисления земельного налога, настоящая тема видится достаточно непростой и довольно актуальной.

По сведениям Федеральной налоговой службы России (далее – ФНС России) и Министерства экономического развития Российской Федерации (далее – Минэкономразвития РФ), сегодня земля и недвижимость учитываются в разных реестрах, и существующие на практике частые ошибки с неверным начислением налогов по недвижимости, происходят по причине неточностей в кадастре недвижимости, что как раз и инициирует более четверти судебных споров по земельному налогу.

Кстати, как говорит общая статистика, наиболее часто судами отменяются как раз решения налоговых органов, а также органов, осуществляющих контроль за использованием земли и в области охраны окружающей среды.

Приказом ФНС России от 05 октября 2010 года № ММВ-7-11/[email protected] была утверждена новая единая форма налогового уведомления по транспортному, земельному налогам и налогу на имущество физических лиц.

Приказом ФНС России от 28 октября 2011 года № ММВ-7-11/[email protected] была утверждена форма и формат представления налоговой декларации по земельному налогу в электронном виде, а также порядок ее заполнения.

Если у организаций имеются какие-либо вопросы по расчету и уплате земельного налога или наличию каких-то налоговых льгот, то в этом им может помочь информация ФНС России от 13 июля 2011 года «Об исчислении, уплате и льготах по земельному налогу для юридических лиц».

По этому документу, если в течение налогового периода произошел, например, перевод земель из одной категории в другую либо изменение вида использования земельного участка, то это будет учитываться при определении налоговой базы, применяемой для исчисления налога на землю в следующем налоговом периоде.

Если, к примеру, земельный участок появился у компании до вступления в силу федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (31 января 1998 года), то, кроме самого свидетельства, право собственности или владения подтверждают и любые другие документы.

Отсутствие свидетельства о регистрации, которое выдается по данному закону, не может являться причиной неуплаты налога на землю. Такой позиции придерживаются также Министерство финансов Российской Федерации (далее – Минфин РФ) и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (далее – ВАС РФ).

Некоторым компаниям предоставляются льготы в виде освобождения от уплаты земельного налога, например, это касается земель, по которым проходят государственные автомобильные дороги общего пользования либо земель особых экономических зон.

Местные власти могут по своему усмотрению вводить дополнительные налоговые льготы, в частности, с 2013 года для многих питерских компаний снизятся ставки земельного налога, т. к. в Санкт-Петербурге был принят новый городской закон «О земельном налоге» с более низкими ставками, вступающий в силу с 1 января 2013 года.

Стоит отметить, что с некоторых земельных участков организациями налоги не платятся вовсе, по причине непризнания этих земель объектом налогообложения по закону. К таким территориям относятся ограниченные в обороте или изъятые из оборота земли, например, это земли лесного фонда, земли, ограниченные в обороте и занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда и историко-культурными заповедниками и т. д.

Также существует и Закон г. Москвы от 24.11.2004 N 74 «О земельном налоге», согласно пункту 3.1 которого, в частности, освобождаются от налогообложения:

– автономные, бюджетные и казенные учреждения, а также учреждения, финансируемые за счет средств профессиональных союзов, ассоциаций, первичных профсоюзных организаций, – в отношении земельных участков, предоставленных для оказания услуг в области образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры и спорта;

– автономные, бюджетные и казенные учреждения – в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на них функций;

– автономные, бюджетные и казенные учреждения и организации, осуществляющие охрану, содержание и использование особо охраняемых природных территорий, – в отношении земельных участков, предоставленных им на праве постоянного (бессрочного) пользования, включенных в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий в городе Москве, и занятых национальными, природными, природно-историческими, экологическими, дендрологическими парками, природными заказниками, памятниками природы, заповедными участками, ботаническими садами, городскими лесами, водоохранными зонами;

– организации, использующие труд инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников за налоговый и (или) отчетный периоды составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 процентов, – в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров;

– товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, – в отношении земельных участков, используемых ими для достижения уставных целей в соответствии с жилищным законодательством;

– негосударственные некоммерческие организации – в отношении земельных участков, предоставленных и используемых для размещения объектов образования, здравоохранения, социального обеспечения и культуры;

– организации, которым в установленном порядке присвоен статус государственного научного центра, – в отношении земельных участков, используемых ими в целях научной деятельности.

Также укажем, что с 1 января 2010 г., согласно изменениям в статьи Налогового кодекса Российской Федерации, предприниматели самостоятельно определяют налоговую базу, исчисляют сумму налога и представляют декларацию (расчеты) по земельным участкам, которые используются в предпринимательской деятельности, независимо от фактического использования их в такой деятельности.

За последние годы, причинами имеющегося некоторого сокращения количества обращений предпринимателей в судебные инстанции, по оценкам экспертов, явились пресловутый экономический кризис и его последствия, существующая судебная практика по спорам с налоговыми органами, а также возможность использования сторонами досудебного порядка разрешения споров.

Добавим, что время от времени налоговыми органами проводятся соответствующие проверки порядка соблюдения законодательства в части начисления земельного налога, в ходе которых, зачастую устанавливается, что порой сотрудниками налоговой инспекции начисление земельного налога происходит с нарушением закона. В частности, это происходит в отношении граждан, имеющих земельные участки, но без регистрации права собственности на них, а значит и не являющихся плательщиками земельного налога. В результате подобных проверок прокуратура может выдать налоговой инспекции предписание об устранении зафиксированного нарушения, и возвращении гражданам необоснованно начисленного и уплаченного налога на землю.

Знаете, один британский судья сказал, что никто «не может нести никаких обязательств по организации своих дел и своей собственности перед налоговыми службами, которые пользуются любыми возможностями, предоставляемыми им законодательством, чтобы очистить карман налогоплательщика. И налогоплательщик имеет такое же право, оставаясь в рамках законов, проявить сообразительность, чтобы предотвратить опустошение своего кармана налоговой службой». Что-то в этом есть, особенно если применять к российской действительности…

Несмотря на положительную в целом для землевладельцев-налогоплательщиков, судебную практику, все же иногда суды встают на сторону налоговых органов. А решения судов в пользу налоговых инспекций всегда немаловажны для последних, т. к. дают тем дополнительную возможность, например, использовать на практике различные письма своей службы.

Вместе с тем, в настоящее время ВАС РФ существенно пересмотрел свою практику касаемо начисления налога на землю в случае изменения кадастровой стоимости объекта.

Причиной для этого послужил один судебный спор между налоговой инспекцией и юридическим лицом. Компания в течение года по-разному рассчитывала земельный налог, поскольку кадастровая стоимость земли за этот срок поменялась (изменился вид пользования). Однако налоговый орган, ссылаясь на ст. 391 НК РФ, указал, что сумма налога на землю должна определяться на основании кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на начало календарного года.

В результате суд указал на неправомерность доводов налоговой инспекции, отметив, при этом, что налогообложение земельных участков по правилам их кадастровой стоимости на начало года, которая уже изменилась в течение года, на момент исчисления налога не имеет экономического обоснования. Такой порядок идет в противоречие с п. 3 ст. 3 НК РФ, согласно которому налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными.

Различные эксперты, в том числе, многие юристы, считают, что налоговые органы все равно не почувствуют ощутимых для них последствий от вышеуказанного судебного решения, т. к. не будут отказываться от утвердившейся уже практики. Кроме того эксперты отмечают и п. 1 ст. 391 НK РФ, согласно которому налоговая база по земельному налогу определяется по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, потому и не может меняться в течение года. Минфин РФ тоже не поддерживает решение ВАС РФ, считая, что налоговые органы все также будут продолжать спокойно вести свою деятельность, несмотря на немалый риск проиграть возможные судебные процессы.

Смотрите так же:  Договор купли-продажи автомобиля кредитный он или нет

В рамках статьи приведем пример из судебной практики.

Гражданин обратился в суд с иском к налоговой инспекции о признании действий налогового органа неправомерными, а именно о незаконном завышении при подсчете налога налоговой ставки в размере 1,5 процента, вместо 0,2 процента.

В соответствии со ст. 387 НК РФ, земельный налог устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога.

В соответствии со ст. 397 НК РФ, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных. При этом срок уплаты налога (авансовых платежей по налогу) для налогоплательщиков – организаций или физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 ст. 398 НК РФ.

Налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.

Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном ст.ст. 78 и 79 НК РФ.

Согласно ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

На основании ст. 387 НК РФ, поскольку налог за пользование землей относится к местным налогам, установление его ставки относится к компетенции представительного органа муниципалитета.

В соответствии с решением муниципалитета, налоговая ставка устанавливается в следующих размерах:
1) 0,1 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, а также дачного хозяйства;
2) 0,2 процента в отношении земельных участков, занятых капитальными (индивидуальными, кооперативными) гаражами;
3) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Поскольку документами, представленными истцом, подтверждается, что земельный участок действительно используется им под размещение индивидуального капитального гаража, истец в соответствии с ч. 2 ст. 53, ст. 387 НК РФ и решением муниципалитета, обязан ежегодно уплачивать налог за пользование земельным участком из ставки 0,2 %, следовательно, начисление налоговым органом истцу налога за пользование земельным участком, занятым капитальным гаражом из ставки 1,5 % вместо 0,2 % противоречит ст. 387 НК РФ, и является незаконным.
Следовательно, поскольку статус земельного участка определен, и он состоит на кадастровом учете, и поскольку земельный участок в соответствии со ст. 11.1 ЗК РФ это единый объект землепользования, то он не может облагаться налогом, исходя из ставки, не установленной представительным органом муниципалитета.
Таким образом, исковые требования об оспаривании действий налогового органа по исчислению налога за пользование земельным участком из ставки 1,5 % вместо 0,2 % признаются судом обоснованными, и подлежат удовлетворению, а действия налоговой инспекции признаются незаконными.
Согласно вынесенному решению, суд обязал налоговую инспекцию применять налоговую ставку в размере 0,2 %, а также произвести перерасчет налога на земельный участок с выдачей соответствующего налогового требования.

Зачастую происходят ситуации, когда компания выкупает земельный участок, но по причине финансовых проблем не имеет возможности уплатить налог на землю. В этом случае, юридическое лицо имеет право отказаться от права собственности на земельный участок, направив соответствующее заявление в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – Росреестр). При этом право собственности на этот земельный участок прекратится с даты государственной регистрации прекращения указанного права (п. 2 ст. 53 ЗК РФ). Смена собственника земли происходит лишь со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок, а до этого момента, прежний собственник несет все обязанности, связанные с использованием земельного участка, в том числе это касается и уплаты налога на землю.

Вместе с тем необходимо учитывать, что собственник не может отказаться от земельного участка, если на нем расположен объект недвижимости ему принадлежащий, поскольку это будет противоречить принципу единства судьбы земельного участка и расположенной на нем недвижимости, закрепленному в пп. 5 п. 1 ст. 1 и п. 4 ст. 35 ЗК РФ. То есть, отказ от права собственности на земельный участок возможен только в отношении свободных от строений участков.

Как показывает практика, иногда Росреестр также может совершить различные ошибки в своей бурной деятельности. Будет интересным привести следующий пример из новостной ленты.

Одна компания смогла в несколько раз снизить кадастровую стоимость земельного участка, в судебном порядке, т. к. она впоследствии узнала, что федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по Московской области несколько лет назад, ошибочно утвердила кадастровую стоимость спорного земельного участка. Арбитражный апелляционный суд оставил без изменения решение первой инстанции, которое предписало Росреестру снизить кадастровую стоимость в несколько раз. Суды признали, что земельный участок был ошибочно отнесен к виду земель дорожного сервиса, а кадастровая стоимость земель такой группы всегда дороже участков, которые предназначены под строительство коммерческой недвижимости. Теперь у компании имеется возможность снизить налоговые платежи за участок, которые составляют 1,5% ее кадастровой стоимости, т. е. она уже будет вносить в бюджет ежегодно в несколько раз меньшую сумму, чем платила ранее.

Следует отметить, что периодически государственными органами предлагаются различные вариации соответствующих поправок в налоговое законодательство.

Так, Минфин РФ уже в 2013 году может предложить отмену ряда льгот по земельному и имущественному налогам при разработке бюджета 2013–2015 г.г.
Возможно введение и единого налога на недвижимость, который объединит налоги на землю и имущество, как это практикуется в западных странах, но для этого нужно наладить систему определения кадастровой стоимости, на основе которой рассчитывается земельный налог, а также провести инвентаризацию объектов недвижимости для создания единого реестра объектов.

Также Минфином РФ рассматривается законопроект о введении земельного налога на участки, которые предоставлены для целей обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, в виде установления для таких земель ставки земельного налога в 0,3 % от кадастровой стоимости. Данные изменения могут затронуть работающие на оборонную промышленность предприятия, военные объекты, склады и земли, на которых расположены также многие правоохранительные, таможенные, судебные структуры. При этом право на льготу потеряют те юридические лица, кому такие территории предоставлены на праве постоянного бессрочного пользования, например, какие-либо унитарные предприятия или хозяйственные общества.

Для земельных участков, используемых не по своему назначению, законодатели могут установить повышенные ставки налога, для реализации чего должны быть внесены изменения в НК РФ. Пробелы земельного законодательства, а также вечно-актуальная российская коррупция, позволяют возводить строения и строить помещения на землях там, где должен стоять домик добросовестного россиянина. Для предотвращения этого государством предлагается предоставить муниципалитетам право устанавливать высокие налоговые ставки по земельному налогу в отношении подобных земель. На практике, при расчете земельного налога учитывается кадастровая стоимость земли, но многие владельцы земельных участков, считая налог завышенным, обращаются в суды и часто выигрывают иски, поэтому заставить собственника уплачивать повышенный налог нелегко.

Исчисление налога в зависимости от рыночной стоимости видится вполне справедливым, но главной опасностью является вероятность неверной кадастровой оценки объекта недвижимости соответствующими органами, подтверждением чему могут служить многочисленные споры налогоплательщиков, связанных с оспариванием кадастровой стоимости земли.

За долгие годы реформ так и не была создана единая система объектов недвижимости, что создает немало проблем и может служить причиной неверного определения налоговой базы и инициировать череду судебных споров. Эффективная система единого законодательства в сфере регистрации прав и кадастрового учета должна содержать полные и достоверные, а кроме того, и доступные для всех сведения об объектах недвижимости. Целесообразным видится проведение проверок в частности по вопросам территориального планирования, мониторинга земель, земельного надзора, кадастровой оценки.

Работа юриста организации по контролю над соблюдением налогового законодательства малоэффективна без соблюдения норм других отраслей законодательства, в частности, для правильной уплаты налога на землю, необходимо не забывать и про действующие нормы земельного или гражданского законодательство.
Что касается полезных инициатив налоговых органов, то, к примеру, в феврале 2013 г. ФНС России утвердила «Концепцию развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации». Этот документ определяет цели, принципы, задачи и основные механизмы развития досудебного урегулирования налоговых споров на 2013–2020 годы.

Как отмечают в ФНС России, основными направлениями развития досудебного урегулирования налоговых споров согласно данной концепции являются:

– дальнейшее совершенствование порядка досудебного урегулирования налоговых споров и повышение прозрачности процедуры рассмотрения жалоб;
– развитие примирительных процедур;
– максимальная оперативность и комфортность разрешения налоговых споров во внесудебном порядке;
– совершенствование информирования налогоплательщиков о процедуре досудебного урегулирования налоговых споров, ее преимуществах;
– создание информационно-аналитических баз решений, вынесенных по результатам рассмотрения жалоб, анализ судебной практики по налоговым спорам, перешедшим в судебную стадию разрешения;
– мотивация налогоплательщиков к внесудебному разрешению налоговых споров;
– широкое использование современных информационных технологий.

Остается надеяться на эффективность данной концепции и иных правовых актов на практике. Как известно, в нашей стране отношения между налогоплательщиками и налоговыми органами издавна отличаются «особой теплотой и любовью», и здесь, наверное, не скоро что-то может измениться по причине укоренившейся российской системы правоотношений.

Таким образом, делаем вывод, что государству необходимо эффективно развивать земельное и налоговое законодательство и пытаться успешно противодействовать коррупции, а налогоплательщикам и налоговым органам важно стараться поддерживать взаимно-уважительные отношения и по возможности находить разумные выходы из конфликтных ситуаций в целях избегания судебных споров. Ведь, как сказал один неизвестный автор, «деньги – это зло, они мешают нам любить налоговую инспекцию»…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *