Петр 1 налог

Петр 1 налог

Всем знакомо выражение «деревянный рубль», однако мало кто знает, откуда оно взялось. Некий промышленник предложил однажды Петру I, для покрытия расходов, выпустить вместо монеты кредитные знаки, как за границей, но не бумажные, а – для прочности – деревянные! При всей своей неразборчивости в средствах великий реформатор, однако, на такое не решился.

Главной реформой Петра I была военная. Все прочие реформы как бы выросли из неё. Она же была и самой затратной. Создание регулярной армии и ведение длительной войны со Швецией поглотили львиную долю средств России.
До Петра московское войско состояло в основном из дворян, вооружавшихся холодным оружием и обеспечивавшееся лошадьми за свой собственный счёт – с поместий, выделяемых им за службу правительством. С середины XVI века цари стали создавать первые регулярные войска (стрельцы, пушкари и т.д.), но их доля в общем составе вооружённых сил до конца XVII века оставалась незначительной. Пётр произвёл переворот в комплектовании армии, начав, по европейскому образцу, рекрутские наборы из низших сословий.

Снабжение армии преимущественно за казённый счёт, оплата военспецов из Западной Европы, закупка за границей оружия, а затем строительство собственных чугунолитейных заводов, судоверфей и военного флота, множества каналов – всё это требовало невиданных прежде в России трат. Да и «птенцы гнезда Петрова», непосредственно проводившие эти преобразования, отличались непомерными личными финансовыми аппетитами.

Своё отношение к финансированию военных нужд Пётр ярко выразил в первом своём циркуляре Сенату в 1709 году: «Денег как возможно собирать, понеже деньги суть артериею войны».

В конце царствования Петра армия и флот ежегодно поглощали более 6,5 млн. серебряных рублей, что составляло более двух третей тогдашнего бюджета. Нелегко сказать, сколько это составляло на нынешние деньги. Если пересчитать по нынешней цене драгметаллов с учётом пробы, это составило бы 4,663 млрд. рублей. При тогдашней численности населения России примерно 15-16 млн. человек и господстве натурального хозяйства это была огромная сумма.

В 1705-1707 гг. ежегодный доход государства составлял в среднем 3,33 млн. рублей. 3 млн. расходовались на армию и флот, на прочие нужды – более 800 тыс. Ежегодный дефицит бюджета простирался, таким образом, до полумиллиона рублей. Чтобы его восполнить, правительство Петра прибегло к обычному для всех времён и стран средству – снижению пробы монеты. Если серебро в рубле 1704 года имело пробу 875, то в рубле 1718-1724 гг. – 729. Надо заметить, что Пётр воспользовался этим средством крайне скромно: видимо, ещё памятны были при царском дворе воспоминания о «Медном бунте» 1662 года.

Зато преобразователь в невиданных прежде в России масштабах прибег к другому средству – введению новых налогов и поборов. Это были, прежде всего, подати на содержание новой армии и флота, что показывают и их названия: драгунская, рекрутская, корабельная, подводная. Также вводились налоги на меры и веса, на бортные промыслы, бани, мельницы, постоялые дворы, печи, погреба, сдачу в аренду жилого помещения; акцизы на продажу хомутов, шапок, сапог, кож, дров, многих видов продовольствия и т.д. Наконец появился налог на бороды.

Чтобы изыскать новые источники финансов, Пётр поступил весьма современно. Он учредил институт прибыльщиков (как правило, бывших боярских холопов) – как бы мы сейчас сказали, креативщиков, которые придумывали, какой бы налог и на что ещё ввести, и представляли царю или сенату подробное обоснование нового налога, с исчислением того, на какие поступления в бюджет можно, благодаря ему, рассчитывать. «Пётр понимал экономию народных сил по-своему: чем больше колоть овец, тем больше шерсти должно давать овечье стадо» (здесь и далее – цитаты из «Курса русской истории» В.О. Ключевского).

«Прибыльщики проявили большую изобретательность. Из перечня придуманных ими налогов… видим, что они устроили генеральную облаву на обывателя, особенно на мелкого промышленника, мастерового и рабочего… Пётр внимательно просматривал всякие проекты и награждал даже самые вздорные, говоря: “Они для меня трудились, мне добра хотели”». Однако, при всей виртуозности прибыльщиков, новые налоги не могли увеличить количества денег на руках у населения, и недоимки по новым налогам росли значительно быстрее поступлений по ним.

В конце правления Пётр решил отказаться от всего множества сложных акцизов и поборов, заменив их все единым для всех обывателей (кроме дворян и духовенства) подушным налогом. Ранее на Москве крестьяне, ремесленники и торговцы платили подворный налог, что побуждало многих жить неразделёнными семьями и сокращало доход государства. Пётр повелел исчислить общее количество душ мужского пола по России и платить с каждой души установленную сумму (за крепостных крестьян должны были платить помещики). В дальнейшем такие ревизии должны были проводиться каждые 15 лет. Хотя эта система установилась затем в России вплоть до отмены крепостного права в 1861 году, при жизни преобразователя первая ревизия ещё не успела завершиться.

Смотрите так же:  Доверенность на регистрацию договора участия в долевом строительстве

Какими же были итоги финансовой политики Петра? Уже в 1714 году Сенат обнаружил, что общее количество тяглых дворов, плативших подворную подать, сократилось, по сравнению с переписью 1678 года, на одну четверть! «Упадок переутомлённых платёжных и нравственных сил народа… едва ли окупился бы, если бы Пётр завоевал не только Ингрию с Ливонией, но и всю Швецию, даже пять Швеций».

Налоговая Реформа Петра I

Большую часть времени правления Петра I Россия воевала. Военные расходы становились все больше, а государева казна все пустее. Такая ситуация требовала от Петра I и его соратников решительных действий, которые были бы способны восполнить образовавшиеся в бюджете страны бреши.

Система налогообложения населения при Петре I несколько раз менялась. Петр I проводил налоговую реформу исходя из положения дел в стране. Налоговая реформа Петра I подразумевала под собой увеличение как прямых, так и косвенных налогов.

Прямыми налогами являлись: рекрутский, корабельный, налог на бороду, на дубовые гробы, на государственные бумаги, и другие. Расширилось число и косвенных налогов: рыбные, медные, медовые, конские, банные. К 1724 году, в России насчитывалось около 40 различных налогов. В 1718 году государство заинтересовалось в увеличение налоговых сборов. Для этого была проведена перепись населения.

Перепись населения предоставляла право изымать налог, не с крестьянского двора, а с каждой мужской души от младенцев до стариков. Такая условно счетная единица заносилась в «Ревизские сказки», которые обновлялись только через несколько лет.

Закончились налоговые реформы Петра I с введения подушной подати. После «ревизской переписи» множество различных налогов было заменено подушной податью. Подушная подать с помещичьего крестьянина составляла 74 копейки в год, а с посадского 1рубль 14 копеек. Прошедшая перепись поставила вне закона вольных крестьян и не состоящих на службе. Сильно ужесточилось наказание за сокрытие беглых крестьян. С введением подушной подати налоговое бремя для населения выросло в три раза, это приводило к разорению и массовому бегству крестьян.

Налоговая реформа Петра I была требованием военного времени, России очень были нужны выходы к незамерзающим морям для развития внешнеполитических связей. Однако такая налоговая реформа, отражалась на благосостоянии населения России.

Налоговая реформа Петра I (1672–1725; правил с 1689 г.)

В период правления Петра I одним из основных обстоятельств, повлиявших на повышение налогов и появление новых, послужили военные расходы на армию и строительство флота. Возросшие траты казны повлекли за собой необходимость увеличить ее доходы путем введения в том числе чрезвычайных налогов, к которым относятся: деньги драгунские, рекрутские, корабельные, подать на покупку драгунских лошадей, подводные. Учреждается должность прибыльщиков – чиновников, которые должны «сидеть и чинить государю прибыли» – придумывать новые виды податей. По инициативе прибыльщиков были введены: подушная подать, гербовый сбор, налог с постоялых дворов, налог с печей, налог с плавных судов, налог с арбузов, налог с орехов, налог с продажи съестного, налог с найма домов, ледокольный налог, пробирная пошлина, горная подать, знаменитый налог на бороды и др. [1] Кроме того, были введены новые внутренние таможенные пошлины – поворотный сбор, сбор за торговые площади, пристани, новоуравнительиая, привальная и отвальная с речных судов, налоги на частную рыбную ловлю, бани, постоялые дворы, мельницы, пчельники, конские заводы и площадки, где производился торг лошадьми.

Более того, наряду с другими значительными изменениями в системе налогообложения Петр I внес некоторые нововведения в систему прямых налогов, а именно ввел взамен подворного налогообложения подушную подать. «Все подданные в глазах наших делятся на две категории: одни несут свою службу государю лично; другие – путем предоставления государству материальных средств. Кто несет службу – податей не платит, кто не песет – будет платить!», – так формулировал идею налоговой реформы сам Петр I.

Подушная подать являлась разновидностью прямого личного налогообложения, и облагалось ею все мужское население податных сословий (частновладельческие и государственные крестьяне, посадские люди, купцы), она относилась к раскладочным налогам. Размер налога определялся суммой, необходимой для содержания армии. Единицей обложения признавалась ревизская (мужская) душа. При определении общей суммы налога на конкретный населенный пункт учитывалось число душ. Введению подушной подати предшествовала ревизия – перепись податного населения в 1719–1720 гг.

В России с конца XVIII в. подушный налог становится главным доходом государства (на него приходилось свыше половины всех доходов). Плательщиками подушной подати были все разряды крестьян (зависимые, черносошные, бобыли), посадские люди и купцы. Впоследствии от уплаты подушной подати освобождались купцы (при Екатерине II), почетные граждане (при Николае I) и другие категории населения [2] .

Смотрите так же:  Добровольная ликвидация ооо заявление

В 1724 г. в результате реформы было осуществлено существенное повышение внешних таможенных пошлин. Оклады (тариф) установлены в размере 10, 25, 50, 75% от цены товаров в зависимости от категории товара. На вывозимые товары размер пошлины составлял 3% от цены товара.

Одновременно была реформирована организационная система сбора налогов. Император произвел реорганизацию органов, ведавших финансами, путем создания Камер- коллегии (ведала всеми видами сборов и недоимок), введения должностей земского комиссара и рентмейстера.

Налоговые реформы Петра I

Петр I вошел в историю Российского государства как великий преобразователь, который осуществил крупномасштабные преобразования в России, коснувшиеся всех сфер жизни страны. Главной целью его деятельности было укрепление мощи Российского государства, расширение ее территории, обеспечение выхода России к морям: Балтийскому, Черному, Белому. Самое решительное влияние на ход реформ оказали войны, длившиеся почти все время его царствования. Война была главным движущим фактором преобразовательной деятельности Петра, военная реформа ее начальным моментом, устройство финансов – ее конечной целью. Нехватка финансовых средств на начальном этапе реформ толкала его на простое выдумывание новых налогов и повышение общей налоговой нагрузки, а затем привела его к пониманию необходимости развития промышленности, торговли, сельского хозяйства.

Система управления государством, унаследованная фактически от Ивана IV Грозного, не соответствовала поставленным целям модернизации страны. Кроме того, необходимость создания новой армии и флота, развития промышленности и торговли требовала коренного социального переустройства, создания слоя служилых людей, преданных государю и способных побеждать иноземные армии, промышленников и купцов, стремящихся развивать промыслы и торговлю.

Налоговые преобразования Петра I с полным основанием по их содержанию можно квалифицировать как системную налоговую реформу, в ходе которой были проведены кардинальные преобразования налогообложения с целью приведения его в соответствие с новым содержанием социально-политической стратегии государства.

Налоговая реформа Петра I носила системный характер, поскольку были изменены принцип налогообложения (замена подворной подати подушной), расширено число плательщиков, введены принципиально новые налоги, проведена реформа всей системы управления финансами и учета податного населения.

Важнейшими мероприятиями налоговой реформы Петра I стали:

  • 1) введение подушной подати вместо подворного налога и увеличение числа податных лиц;
  • 2) увеличение числа налогов и появление принципиально новых, таких как гербовый сбор, горная регалия, налог на бороды и др.;
  • 3) введение табачной, соляной монополий;
  • 4) проведение протекционистской таможенной политики;
  • 5) реформа системы управления государством, в том числе создание специальных финансовых и промышленных коллегий, разделение страны на губернии и привязка к ним системы уплаты подушной подати;
  • 6) разрешение свободного винокурения дворянством и реформа питейного налога [6, 7].

За счет проводимых реформ во второй половине царствования Петра I Российское государство, несмотря на огромные военные расходы, обходилось собственными доходами и «не сделало ни копейки долгу».

С точки зрения целей налоговые реформы Петра I можно квалифицировать как ограниченно целевые: главной их целью была фискальная, т.е. обеспечение финансовых потребностей государства, в первую очередь, на военные нужды. Так из почти 10,2 млн руб. доходов казны в 1725 г. на содержание сухопутных и морских сил тратилось 6,5 млн руб., что в пять раз превышало расходы на войско в начале царствования Петра I в 1680 г.

По продолжительности реформы Петра 1 можно отнести к долгосрочным, поскольку Петр I проводил их в течение всей своей жизни и так и не успел завершить.

Налоговая политика Советской России в период Гражданской войны и интервенции (1917–1921)

Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 г. провозглашала своей целью формирование новой общественно-экономической формации, основанной на общественной собственности, обеспечивающей ликвидацию эксплуатации человека человеком и социальную справедливость.

В резолюции VI съезда РСДРП(б) «Об экономическом положении», состоявшемся в июне 1917 г., были предусмотрены следующие меры [6, с. 185–205]:

  • 1) немедленное прекращение выпуска бумажных денег;
  • 2) отказ от уплаты долгов, как внешних так и внутренних;
  • 3) преобразование налоговой системы путем введения поимущественного налога, налога на прирост имущества, прогрессивноподоходного налога;
  • 4) отмена косвенных налогов на предметы первой необходимости;
  • 5) установление высоких косвенных налогов на предметы роскоши;
  • 6) постановка оценки доходов под действенный контроль.
  • Однако разруха, а затем Гражданская война вынудили Правительство Советской России прибегать к экстренным и достаточно непродуманным мерам с целью получения финансовых средств, получивших название «Военного коммунизма» [7, с. 197–206; 6, с. 185–205].

    В этот период налогообложение развивалось по следующим направлениям:

  • 1) контрибуции и конфискации благородных металлов (в монетах, слитках, изделиях), ценных бумаг, других ценностей;
  • 2) попытка взимания дореволюционных постоянных налогов: государственных (подоходный, промысловый, поземельный, налоги на денежные капиталы, акцизы, таможенные и др.) и местных (земский сбор, квартирный налог, попудный налог с грузов, перевозимых по железной дороге, трактирный и пр.);
  • 3) чрезвычайные революционные налоги с имущих групп населения: единый чрезвычайный революционный налог (уплачивался с дохода более 1500 руб., вся его тяжесть должна была упасть на богатых горожан и крестьян):
  • 4) введение принудительных натуральных повинностей: продразверстка, трудовая, гужевая и другие повинности.
  • Смотрите так же:  Требования к оформлению творческой работы

    В этот период практически отсутствовала общая идеология проведения налоговой реформы. В руководстве большевиков продолжалась борьба двух тенденций:

  • 1) полная ликвидация денег и денежного обращения;
  • 2) восстановление денежного обращения и формирование новой системы денежных налогов.
  • В 1920 г. Наркомфин даже подготовил проект постановления Всероссийского съезда советов, предполагающий отмену всех существовавших в тот момент налогов как государственных, так и местных. Потребности государства предлагалось удовлетворять за счет национализированной промышленности и натуральных повинностей. Постановлением ВЦИК от 03.02.1921 г. взимание действующих налогов было приостановлено (за месяц до принятия решения о переходе к нэпу) [6, с. 204].

    На этом этапе целью налоговой политики было решение двух задач: фискальной и социально-политической.

    Решение первой задачи предполагало прекращение эмиссии необеспеченных бумажных денег, наличие дефицитного бюджета, причем восстановление денежных налогов виделось как основной способ сокращения, а затем и прекращения денежной эмиссии.

    Для решения второй задачи предполагалось воспользоваться налоговой политикой в качестве инструмента классовой борьбы, путем переложения основного налогового бремени на имущие классы. В этот период проводилась политика максимальных налогов в отношении имущих классов.

    Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что изменения налогообложения в этот период, несмотря на противоречивость и непоследовательность, следует с полным основанием отнести к налоговым реформам, поскольку они предполагали кардинальные изменения вплоть до полной отмены налогов как источников доходов бюджета. Причем это была реформа системная, предполагающая изменения самих принципов финансирования государства и источников доходов государства.

    Политика «военного коммунизма» и связанная с ней налоговая реформа позволили молодой Советской России выстоять в ходе Гражданской войны и иностранной интервенции, однако в дальнейшем она сдерживала восстановление страны и решение поставленных социально-политических задач.

    Серебряный рубль 1704 г.

    Война постоянно требовала больших средств. А это вело к увели­чению налогов с населения. При Петре I налоги возросли в пять раз. Увеличилось не только количество налогов, но и их размер. Повин­ности государству несли горожане и крестьяне. Состоятельные го­рожане должны были поставлять подводы и лошадей, провиант для армии; в их домах располагались солдаты на постой (иногда это про­должалось годами). Эти повинности уменьшали капитал купцов и не способствовали развитию торговли.

    Подушная подать

    В 1718 г. была осуществлена податная реформа. Налог стал взи­маться не со двора, а с «души мужского полу». Поэтому он и назывался «подушная подать». С женщин налог не брали. Поэтому семья, в ко­торой были отец, мать и семь дочерей, платили меньше, чем семья, в которой, кроме родителей, имелось четверо взрослых сыновей.

    Волновались и работные люди на мануфактурах. В 1705-1711 гг. были значительные выступления в Башкирии.

    В начале правления Петра налоги, как раньше, взимались «со дво­ра». Но этого царю было мало. Он приблизил к себе специальных изобретателей налогов — «прибыльщиков». Налоги вводились на соль, на дым (с каждой топящейся избы), на бороды, на гробы.

    Налог на бороду

    В облике россиянина-мужчины борода издревле была символом солидности и добропорядочности. Мода на бритье бо­род при дворе Алексея Михайловича бы­ла скоротечной. В первое десятилетие царствования Петра I аристократы носили коротко стриженные, как у мушкетёров, бороды-эспаньолки. Пётр I велел на гол­ландский манер сбрить мужчинам боро­ды, а непокорным ножницами отстригал клок бороды сам. Был издан специальный указ о необходимости брить бороды. Од­нако там оговаривалось, что можно и ку­пить право на ношение бороды и полу­чить специальный жетон, который под­тверждает, что пошлина за бороду уплачена. Но пошлина была чрезмерно велика. Так, купцы должны были заплатить 100 рублей, дворяне — 60 руб. Кре­стьянам разрешалось носить бороды, но при въезде в город они обязаны были каж­дый раз платить за неё по копейке. Мно­гие сделать это были не в состоянии, им пришлось с бородой расстаться. Лишь ду­ховенство имело право носить длинную одежду и бороды бесплатно.

    Астраханское восстание

    В 1705-1706 гг. произошло восстание в Астрахани. Его участни­ками были сосланные стрельцы, посадские люди. Восстание приня­ло такие крупные размеры, что царь направил армейские полки, ко­торые пришлось снять со шведского театра военных действий.

    Налоги при Петре I [Налоговая реформа]

    Налоговая реформа Петра I

    Крестьяне тоже должны были нести подводные, постойные по­винности. Тяжёлым бременем на них ложилась рекрутская повин­ность. Вместе с тем они обязаны были платить натуральный и де­нежный оброки.

    Последствия социальной политики Петра I

    Социальная политика Петра I вызвали волну недовольства населения. Тяжёлое бремя налогов вызывало сопротивление. Оно выража­лось в разных формах: бегство на окраины страны, бунты и вос­стания. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

    Булавинское восстание

    Башкирское восстание

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *