Подписан договор о таможенном союзе

Таможенный союз ЕАЭС

Таможенный союз (ТС) – межгосударственное соглашение в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). ТС предполагает отмену таможенных пошлин и подобных платежей во взаимной торговле между странами-участницами союза. Кроме того в Таможенном союзе унифицируются методы оценки качества и сертификации, создается единая база данных по некоторым аспектам экономической деятельности.

Заключение Союза является основанием для создания единого таможенного пространства на территории его участников и переноса таможенных барьеров на внешние границы Союза. Исходя из этого, все страны таможенного пространства применяют единый, согласованный подход к таможенным процедурам и товарам, импортируемым и экспортируемым через границы ТС.

Также на всей территории ТС предполагаются равные права граждан стран-участниц при трудоустройстве.

Участниками Таможенного союза в настоящее время (2016 год) являются члены ЕАЭС:

  • Республика Армения;
  • Республика Беларусь;
  • Республика Казахстан;
  • Кыргызская Республика;
  • Российская Федерация.
  • О намерении вступить в ТС заявляли Сирия и Тунис, было озвучено предложение принять в состав Союза Турцию. Однако о конкретных действиях по реализации этих намерений ничего не известно.

    Органами управления и координации в ЕАЭС выступают:

  • Высший евразийский экономический совет – наднациональный орган, состоящий из глав государств членов ЕАЭС;
  • Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) – постоянно действующий регулирующий орган ЕАЭС. В компетенцию ЕЭК входят, среди прочего, вопросы международной торговли и таможенного регулирования.
  • Справедливо будет утверждать, что Таможенный союз – один из этапов плана по укреплению экономических связей между некоторыми государствами на территории бывшего СССР. В определенном смысле это можно рассматривать как восстановление когда-то существовавших хозяйственных и технологических цепочек с учетом новых, политических и экономических реалий.

    Важным аспектом деятельности Союза стала система централизованного распределения таможенных пошлин уплачиваемых при пересечении границ Единого экономического пространства.

  • На долю России приходится 85, 33% от общей суммы;
  • Казахстан получает – 7,11%;
  • Беларусь – 4,55%;
  • Кыргызстан – 1,9%;
  • Армения – 1,11%.
  • Кроме того в ТС действует механизм согласованного взимания и распределения косвенных налогов.

    Таким образом, в своем нынешнем состоянии Таможенный союз представляет собой способ экономической интеграции государств входящих в ЕАЭС.

    Официальную информацию о Таможенном союзе можно получить на сайте Евразийского экономического союза — eurasiancommission.org.

    История создания ТС

    Для лучшего понимания предпосылок и целей создания Таможенного союза, полезно будет рассмотреть эволюцию интеграционных процессов на постсоветском пространстве:

  • 1995 год – Беларусь, Казахстан и Россия подписывают первое соглашение о создании Таможенного союза. Впоследствии к соглашению присоединяются Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан;
  • 2007 год — Беларусь, Казахстан и Россия заключают Договор о единой таможенной территории и строительстве Таможенного союза;
  • 2009 год – ранее заключенные соглашения наполняются конкретным содержанием, подписывается порядка 40 международных договоров. Принимается решение о формировании с 1 января 2010 года единого таможенного пространства на территории Беларуси, России и Казахстана;
  • 2010 год – вступает в силу Единый таможенный тариф, принимается общий для трех государств Таможенный кодекс;
  • 2011 год – таможенный контроль снимается с границ между государствами ТС и переносится на их внешние границы с третьими странами;
  • 2011 – 2013 годы – продолжается разработка и принятие общих для стран Союза законодательных норм, появляется первый единый технический регламент о безопасности продукции;
  • 2015 год — в Таможенный союз вступает Армения и Кыргызстан.
  • 2016 год — Вступление в силу Соглашения о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом. Заявление президентов стран ЕАЭС «О цифровой повестке Евразийского экономического союза».
  • 2017 год — «Белая книга» барьеров, изъятий и ограничений. Подписание и ратификация Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС.
  • 2020 год — Вступление в силу Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС. Предоставление Республике Молдова статуса страны-наблюдателя при ЕАЭС. Подписание Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР. Подписание Временного соглашения, ведущего к созданию зоны свободной торговли между ЕАЭС и Ираном.
  • Нужно сказать, что интеграционные процессы, с разной скоростью и результатами, постоянно шли весь описываемый период. Постепенно приводилось к общим нормам законодательство и таможенные тарифы в торговле с третьими странами.

    Цели Таможенного союза и их реализация

    Ближайшей целью Таможенного союза было заявлено увеличение рынков сбыта товаров и услуг производимых его участниками. Расчет делался, в первую очередь, на рост продаж внутри Единого таможенного пространства Союза. Добиться этого предполагалось путем:

  • Отмены внутренних таможенных платежей, что должно способствовать ценовой привлекательности производимой в Союзе продукции;
  • Ускорения оборота товаров в связи с отменой таможенного контроля и оформления при их перемещении внутри ТС;
  • Принятия общих санитарно-эпидемиологических и ветеринарных требований, единых стандартов безопасности товаров и услуг, взаимного признания результатов испытаний.
  • Для унификации подходов к качеству и безопасности было заключено межгосударственное соглашение об обязательной сертификации продукции указанной в «Едином перечне продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов». На 2016 согласовано свыше трех десятков регламентов по требованиям к безопасности и качеству товаров, работ и услуг. Сертификаты, выданные любым государством, имеют силу во всех остальных.

    Следующей целью Таможенного союза нужно назвать совместную защиту внутреннего рынка ТС, создание благоприятных условий для производства и реализации в первую очередь внутренней продукции стран-участниц Союза. В этом пункте программы взаимопонимания между государствами оказалось несколько меньше, чем в вопросах взаимной торговли. В каждой стране имелись собственные приоритеты в развитии производства, в то время как защита интересов соседей иногда не лучшим образом сказывалась на предприятиях-импортерах и населении.

    Противоречия в ТС

    Таможенный союз объединил государства с общим прошлым, в том числе экономическим, но разным настоящим, в первую очередь экономическим. У каждой из бывших советских республик и в советский период имелась своя специализация, а в годы независимости произошло множество других изменений, связанных с попытками найти свое место на мировом рынке и в региональном разделении труда. У Беларуси и Кыргызстана, государств равно далеких географически и по устройству экономики, мало взаимных интересов. Но есть интересы одинаковые. Хозяйственная структура обоих стран еще с советских времен построена таким образом, что нуждается в российском рынке сбыта. Ситуация у Казахстана и Армении несколько отличается, но и для них связи с Россией чрезвычайно важны, в значительной степени по причинам геополитического характера.

    В то же время российская экономика до конца 2014 года успешно росла за счет высоких цен на нефть, газ и прочие сырьевые ресурсы. Что давало Российской Федерации финансовые возможности для финансирования интеграционных процессов. Подобный образ действий, возможно, не обещал скорой экономической выгоды, но предполагал рост влияния России на мировой арене. Таким образом, настоящим локомотивом процессов евразийского объединения вообще и Таможенного союза в частности, всегда оставалась Российская Федерация.

    История интеграционных процессов последних десятилетий выглядит как череда компромиссов между влиянием России и интересами ее соседей. Например, Беларусь неоднократно заявляла, что ей важен не Таможенный союз сам по себе, а единое экономическое пространство с равными ценами на нефть и газ и допуском предприятий Республики к российским госзакупкам. Ради этого Беларусь согласилась на повышение тарифов на ввоз легковых авто в 2010-2011 годах, не имея собственного производства подобной продукции. Подобная «жертва» также стала причиной объявления обязательной сертификации товаров легкой промышленности, что больно ударило по мелкорозничной торговле. Кроме того внутренние стандарты ТС пришлось привести в соответствие с нормами ВТО, хотя Россия является членом этой организации (и пользуется соответствующими возможностями в международной торговле), а Беларусь нет.

    Пока Республика Беларусь не получила желаемых выгод в полной мере, т.к. вопросы о равных с внутрироссийскими ценах на энергоносители отложены до 2025 года. Также белорусские предприятия не получили возможностей для участия в российской программе импортозамещения.

    Следует отметить, что соглашения Таможенного союза имеют множество исключений и уточнений, антидемпинговых, защитных и компенсационных мер, не позволяющих говорить об общей выгоде и равных условия для всех участников организации. Практически каждое из государств ТС в определенные моменты выражало свое недовольство договорными условиями.

    Несмотря на ликвидацию таможенных постов внутри Союза, пограничный контроль между государствами сохраняется. Также на внутренних границах продолжаются проверки службами санитарного контроля. Практика их работы не демонстрирует ни взаимного доверия, ни объявленного единства подходов. Пример тому – периодически возникающие между Россией и Беларусью «продовольственные войны». Их обычный сценарий начинается с непризнания качества сертифицированных белорусской стороной продуктов и приводит к запрету поставки российским потребителям «до устранения недостатков».

    Преимущества Таможенного союза

    Говорить о достижении декларированных при заключении Таможенного союза целей на данный момент (2016 год) невозможно, внутренний товарооборот между участниками ТС падает. Особенных преимуществ для экономики по сравнению с периодом до заключения договоренностей также не наблюдается.

    Вместе с тем есть основания считать, что без соглашения о Таможенном союзе ситуация выглядела бы еще более удручающей. Кризисные явления в каждой отдельно взятой экономике могли бы иметь больший масштаб и глубину. Присутствие в ТС дает многим предприятиям сравнительное преимущество на внутрисоюзном рынке.

    Долевое распределение таможенных пошлин между государствами ТС тоже выглядит благоприятным для Беларуси и Казахстана (первоначально РФ претендовала на перечисление в собственный бюджет 93% от общего объема).

    Действующие в ТС соглашения дают возможность беспошлинной реализации автомобилей произведенных на территории Союза в режиме промышленной сборки. Благодаря этому Беларусь получила иностранные инвестиции в строительство предприятий для производства легковых авто. До этого времени подобные проекты не имели успеха ввиду малого объема собственно белорусского рынка сбыта.

    Практика применения таможенных соглашений

    Изучая опубликованную информацию о создании и функционировании Таможенного союза легко заметить, что декларативная часть, т.е. ратифицированные межгосударственные соглашения и общие документы упоминаются значительно чаще, чем конкретные цифры по увеличению товарооборота.

    Но относиться к Союзу как пиар-акции очевидно не следует. Заметно упрощение движения товаров, уменьшение числа административных процедур, некоторое улучшение конкурентных условий у предприятий стран-участниц ТС. Вероятно, для наполнения согласованных единых правил экономическим содержанием требуется время и взаимная заинтересованность не только государственных институтов, но и субъектов хозяйствования внутри ТС.

    Подписан закон о ратификации Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС

    Президент подписал Федеральный закон «О ратификации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза».

    Федеральный закон принят Государственной Думой 26 октября 2017 года и одобрен Советом Федерации 8 ноября 2017 года.

    Справка Государственно-правового управления

    Федеральным законом ратифицируется Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, который был подписан в Москве 11 апреля 2017 года.

    Целью Договора является обеспечение единого таможенного регулирования в Евразийском экономическом союзе, включающего в себя установление порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, их нахождения и использования на таможенной территории ЕАЭС или за её пределами, порядка совершения таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию ЕАЭС, их убытием с таможенной территории ЕАЭС, временным хранением товаров, их таможенным декларированием и выпуском, иных таможенных операций, порядка уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и проведения таможенного контроля, а также регламентацию властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории ЕАЭС или за её пределами.

    Федеральный закон соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

    Путин подписал закон о ратификации договора о входе Армении в ЕАЭС

    МОСКВА, 23 дек — РИА Новости. Президент России Владимир Путин подписал закон о ратификации договора о присоединении Армении к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС).

    Документ размещен во вторник на официальном интернет-портале правовой информации.

    Документ предусматривает, что Армения присоединяется к договору о ЕАЭС, а также к другим международным документам, заключенным в рамках Таможенного союза. Предусматривается, что будут пересмотрены тарифные обязательства Армении, являющейся членом ВТО, а также скорректирован Единый таможенный тариф (ЕТТ) ЕАЭС.

    Кроме того, договор определяет особенности перемещения товаров через территории иностранных государств по процедуре таможенного транзита с использованием специальных средств идентификации и регулирует вопросы, связанные с применением санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер.

    Договор о ЕАЭС был подписан Россией, Белоруссией и Казахстаном 29 мая этого года в Астане, документ вступает в силу с 1 января 2015 года.

    Как создавали ЕАЭС

    Евразийский экономический союз (ЕАЭС) — экономический союз, который в рамках евразийской интеграции с 1 января 2015 года создается на базе Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии. Сотрудничество в сфере межгосударственной интеграции в сфере экономики на постсоветском пространстве ведется с конца 1990-х годов. 26 февраля 1999 года Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан подписали Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. Читайте подробнее в справке РИА Новости >>

    Все новости о евразийской интеграции в спецпроекте «Евразийский коммуникационный центр» >>

    Министерство экономического развития
    Российской Федерации

    ОТКРЫТЫЕ ДАННЫЕ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ
    НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
    ПРОГНОЗ
    ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
    ИННОВАЦИОННЫЕ
    ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ КЛАСТЕРЫ
    КОНКУРСЫ

    —>

    • Направления
    • Макроэкономика
    • Стратегическое планирование
    • ФЦП, ФАИП и ВЦП
    • Развитие конкуренции
    • Малый и средний бизнес
    • Внешнеэкономическая деятельность
    • Противодействие коррупции
    • НИР/НИОКР
    • Государственные гарантии
    • Недвижимость
    • Административная реформа
    • Электронное правительство
    • Корпоративное управление
    • Финансовые рынки
    • Обобщение мониторинга хода реализации государственных программ Российской Федерации, ежеквартальные и годовые сводные доклады
    • Общественный совет
    • Инновации
    • Природопользование
    • Естественные монополии
    • Приватизация федерального имущества
    • Социально ориентированные некоммерческие организации
    • Эффективное управление государственным имуществом
    • Экономика социальной сферы
    • Развитие экономики регионов
    • Институты развития
    • Нормативное и методологическое обеспечение разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ
    • Государственно-частное партнерство
    • Общероссийские классификаторы, закрепленные за Минэкономразвития России
    • Стратегическое и территориальное планирование
    • Перспективное пространственное планирование
    • Антикризисные мероприятия регионов
    • Развитие межрегионального и приграничного сотрудничества
    • Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации
    • Мониторинг хода реализации государственных программ Российской Федерации
    • Свободная экономическая зона на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя
    • Международное инвестиционное сотрудничество
    • Налогообложение
    • Привлечение и сопровождение инвестиций
    • Улучшение бизнес-среды
    • Правительственная комиссия по импортозамещению
    • Информационное обеспечение процессов разработки и реализации государственных программ
    • Прогнозирование параметров сектора государственного управления
    • Евразийская интеграция
    • Подготовка управленческих кадров
    • Анализ социально-экономической эффективности государственных программ Российской Федерации
    • Мониторинг степени внедрения и эффективности использования спутниковых навигационных технологий
    • Правительственная комиссия по региональному развитию в Российской Федерации
    • Главная > Деятельность > Направления > Евразийская интеграция
    • О развитии Евразийской экономической интеграции

      I. История вопроса

      1994 год

      Идея формирования Евразийского союза впервые была выдвинута Президентом Республики Казахстан Н. Назарбаевым 29 марта 1994 года во время выступления в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова. В ее основе лежал масштабный проект интеграции на качественно новой, взаимовыгодной экономической основе, предполагающий, наряду с совершенствованием Содружества Независимых Государств, создание новой интеграционной структуры, целью которой стало бы формирование согласованной политики и принятие совместных программ стратегического развития. Согласно озвученному проекту, интеграцию в Евразийском союзе должна обеспечить более четкая и развернутая институциональная структура нового интеграционного объединения и достаточный объем его регулятивных полномочий в ключевых секторах экономики.

      1995 год

      В 1995 году главами правительств Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации подписано Соглашение о Таможенном союзе, направленное на устранение препятствий для свободного экономического взаимодействия между хозяйствующими субъектами Сторон, обеспечения свободного товарообмена и добросовестной конкуренции. В 1996 году к соглашению присоединилась Киргизская Республика.

      1996 год

      В 1996 году президенты Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации и Киргизской Республики подписали Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях, который содержал положения о неразрывных перспективах общего экономического развития. В 1998 году к Договору присоединилась Республика Таджикистан.

      Высшим органом управления в Таможенном союзе являлся Межгосударственный совет, а постоянно действующим рабочим органом стал созданный по решению глав государств Интеграционный комитет. (По ряду причин этот Таможенный союз так и не смог заработать, но был получен большой опыт для продвижения интеграции в будущем.)

      2000 год

      В 2000 году на заседании Межгосударственного совета главами указанных выше государств принято решение о реформировании существующей структуры в новую экономическую организацию, имеющую международный статус и наделенную более широкими полномочиями в решении вопросов интеграционного взаимодействия.

      В октябре 2000 года в Астане президенты Республики Беларусь, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан учредили новую международную организацию — Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) (подписан Договор об учреждении ЕврАзЭС от 10 октября 2000 года).

      В числе наиболее значимых документов ЕврАзЭС можно выделить следующие.

      В 2000 году: подписано Соглашение о взаимных безвизовых поездках граждан государств – членов ЕврАзЭС.

      В 2001 году: приняты документы, регламентирующие работу основных органов ЕврАзЭС – Межгосударственного совета и Интеграционного комитета ЕврАзЭС; подписано Соглашение об информационном взаимодействии государств – членов ЕврАзЭС по пограничным вопросам; создан Совет по энергетической политике при Интеграционном комитете ЕврАзЭС и Совет руководителей центральных (национальных) банков государств – участников Договора об учреждении ЕврАзЭС.

      В 2002 году: создан Совет по транспортной политике при Интеграционном комитете ЕврАзЭС; преобразованы в Советы и Комиссии при Интеграционном комитете ЕврАзЭС ранее действовавшие Советы руководителей налоговых служб и руководителей таможенных служб, а также комиссии по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, по взаимодействию в области экспортного контроля, по техническому регулированию, санитарным, ветеринарным и фитосанитарным мерам в торговле. Создан Совет министров юстиции при Интеграционном комитете ЕврАзЭС. Приняты Основы пограничной политики государств – членов ЕврАзЭС; общая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности ЕврАзЭС; документы, регламентирующие работу Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС. Утвержден перечень основных показателей социально-экономического развития государств – членов ЕврАзЭС для мониторинга социально – экономического развития стран сообщества. Республике Молдова и Украине предоставлен статус наблюдателя при ЕврАзЭС. Начала работу Комиссия Постоянных представителей при ЕврАзЭС.

      В 2003 году: подписан Договор о сотрудничестве в охране внешних границ государств – членов ЕврАзЭС; утверждены Основы энергетической политики государств – членов ЕврАзЭС и План совместных действий государств – членов ЕврАзЭС по формированию общего энергетического рынка на 2003 – 2005 годы, Статут Суда ЕврАзЭС. В Москве проведен первый Экономический форум ЕврАзЭС. Создан Совет по социальной политике и Совет по агропромышленной политике, а также Совет руководителей органов страхового надзора и регулирования страховой деятельности при Интеграционном комитете ЕврАзЭС. Республике Армении предоставлен статус наблюдателя при ЕврАзЭС. Договор об учреждении ЕврАзЭС от 10 октября 2000 года зарегистрирован Секретариатом ООН. ЕврАзЭС получило статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН.

      С 2003 года активизирована работа по формированию правовой базы Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации и Украины (участие на начальном этапе).

      В 2004 году: создана Комиссия по защите внутренних рынков государств – членов ЕврАзЭС при Интеграционном комитете ЕврАзЭС; приняты Приоритетные направления развития ЕврАзЭС на 2003 – 2006 годы; подписаны Соглашение между ЕврАзЭС и СНГ о выполнении Экономическим судом СНГ функций суда ЕврАзЭС, Меморандум о взаимопонимании между Евразийским экономическим сообществом и Всемирной таможенной организацией, Соглашение о сотрудничестве государств – членов ЕврАзЭС на рынке ценных бумаг.

      В 2005 году: утверждены Концепция агропромышленной политики, товаропроводящей системы сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и Концепция сотрудничества в валютной сфере государств – членов ЕврАзЭС; подписаны Соглашение о проведении согласованной политики по формированию и развитию транспортных коридоров ЕврАзЭС, Соглашение о совместной разработке топливно-энергетического баланса государств – членов ЕврАзЭС, Соглашение о механизме взаимного признания и установления эквивалентности документов об ученых степенях государств – членов ЕврАзЭС; создан Совет по финансово-экономической политике государств – членов ЕврАзЭС.

      В 2006 году: Республика Узбекистан принята в члены ЕврАзЭС. По инициативе Российской Федерации и Республики Казахстан утвержден Евразийский банк развития. Подписаны Соглашение о сотрудничестве в области организации интегрированного валютного рынка государств – членов ЕврАзЭС, Соглашение о применении единого знака обращения продукции на рынке государств – членов ЕврАзЭС.

      В 2007 году: утверждены Концепция международной деятельности ЕврАзЭС, Концепция согласованной социальной политики государств – членов ЕврАзЭС, Общие направления проведения приватизации государственного имущества в государствах – членах ЕврАзЭС, Порядок разработки и реализации межгосударственных целевых программ ЕврАзЭС; созданы Совет по интеллектуальной собственности, Совет по сотрудничеству в области использования атомной энергии в мирных целях и Совет по миграционной политике при Интеграционном комитете ЕврАзЭС. На 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН принята резолюция «Сотрудничество между Организацией Объединенных наций и Евразийским экономическим сообществом».

      В 2008 году: создан «Евразийский Деловой совет»; статус наблюдателя при ЕврАзЭС предоставлен Евразийскому банку развития; приостановлено членство Республики Узбекистан в ЕврАзЭС; подписано Соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций в государствах – членах ЕврАзЭС; утверждена Концепция формирования общего энергетического рынка государств – членов ЕврАзЭС.

      В 2009 году: учрежден Антикризисный фонд ЕврАзЭС; создан Центр высоких технологий ЕврАзЭС; утверждены Мероприятия по формированию Единого транспортного пространства ЕврАзЭС на 2009-2010 годы, Концепция межгосударственной целевой программы «создание Единой автоматизированной информационной системы контроля таможенного транзита государств – членов ЕврАзЭС», Концепция создания межгосударственного банка данных о трудящихся-мигрантах – граждан государств – членов ЕврАзЭС, Концепция продовольственной безопасности ЕврАзЭС и концепция создания Евразийской инновационной системы; приняты Протокол о создании общего страхового рынка государств-членов ЕврАзЭС, Соглашение об основополагающих принципах валютной политики государств – членов ЕврАзЭС по регулированию и контролю операций, связанных с движением капитала, Соглашение о сотрудничестве государств – членов ЕврАзЭС в области образования; создана интегрированная база законодательства государств – членов ЕврАзЭС.

      В 2010 году утверждена межгосударственная целевая программа «Инновационные биотехнологии».

      С 1 января 2015 года деятельность ЕврАзЭС, а также органов Сообщества прекращена (в соответствии с Договором о прекращении деятельности Евразийского экономического сообщества, подписанного главами Республики Беларусь, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан 10 октября 2014 года).

      Договорно-правовая база ЕврАзЭС в той части, в которой она не противоречила договоренностям ТС и ЕЭП, стала источником формирования текста Договора о Евразийском экономическом союзе, и продолжает действовать между участниками в той части, в которой может быть исполнена без упоминаемых в ней органов ЕврАзЭС.

      II. Таможенный союз и Единое экономическое пространство Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации

      2006 год

      В августе 2006 года принято решение о формировании Таможенного союза трех государств: Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ТС). При этом была достигнута договоренность, что Киргизская Республика и Республика Таджикистан присоединятся к Таможенному союзу по мере готовности их экономик.

      2007 год

      В октябре 2007 года подписаны Договор о Комиссии таможенного союза и Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза. Утвержден План действий по формированию таможенного союза.

      2009 год

      В январе 2009 года приступил к работе наднациональный орган Таможенного союза – Комиссия Таможенного союза.

      В ноябре 2009 года подписан пакет документов, формирующих правовую базу Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, включающий Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза с введением его в действие с 1 июля 2010 года. Суд ЕврАзЭС наделяется функциями органа по разрешению споров в рамках Таможенного союза.

      В декабре 2009 года утвержден План действий по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

      2010 год

      1 января 2010 года начал функционировать Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Введены в действие Единый таможенный тариф и Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.

      В ноябре – декабре 2010 года президенты Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации подписали базовый пакет из 17 соглашений, обеспечивающих формирование Единого экономического пространства (ЕЭП).

      2011 год

      С 1 июля 2011 года Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации заработал в полноформатном режиме, когда был снят полностью таможенный контроль на внутренних границах, что завершило формирование единой таможенной территории и обеспечило свободу передвижения товаров.

      18 ноября 2011 года президенты Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации подписали Декларацию о Евразийской экономической интеграции, в которой была поставлена задача по качественному углублению интеграции и было заявлено о переходе к следующему этапу интеграционного строительства – Единому экономическому пространству.

      2012 год

      С 1 января 2012 года началось практическое формирование Единого экономического пространства, что ознаменовало переход к следующему этапу Евразийской экономической интеграции.

      2 февраля 2012 года приступила к работе Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) – впервые был создан постоянно действующий регулирующий наднациональный орган, имеющий реальные полномочия в ряде ключевых сфер экономики. ЕЭК обеспечивает условия функционирования ТС и ЕЭП, а с 1 января 2015 года – Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

      В декабре 2012 года президенты Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации обозначили направления дальнейшего развития интеграционных процессов. Это прежде всего:

      • завершение формирования единого рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, включая полную ликвидацию оставшихся барьеров на пути их свободного перемещения;
      • обеспечение гармонизации законодательства государств-участников;
      • проведение в ключевых областях согласованной, а при необходимости-единой политики;
      • формирование интегрированной инфраструктуры во всех сферах экономики;
      • учреждение Евразийского экономического союза как международной организации, наделенной необходимой правосубъектностью.

      2013 год

      Продолжилась работа по обеспечению присоединения Киргизской Республики к Евразийскому интеграционному проекту, начало которой положено в 2011 году решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС.

      В сентябре Президент Республики Армения заявил о намерении своей страны вступить в ТС и ЕЭП и интегрироваться дальше. По поручению президентов была развернута работа по присоединению. 24 декабря 2013 года на заседании Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств была утверждена «дорожная карта» по присоединению Республики Армении к ТС и ЕЭП.

      2013 — 2014 годы

      Евразийской экономической комиссией и уполномоченными органами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации проведена интенсивная работа по подготовке Договора о Евразийском экономическом союзе, в рамках которого обеспечена кодификация договоров, составляющих нормативно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, ЕврАзЭС (в части, не противоречащей договоренностям ТС и ЕЭП), а также усилена экономическая составляющая будущего Договора за счет расширения договоренностей. Состоялось 5 раундов переговоров по доработке проекта Договора, в которых приняли участие более 700 экспертов от государств – членов ТС и ЕЭП и ЕЭК.

      2014 год

      29 мая 2014 года в Астане президентами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации был подписан Договор о Евразийском экономическом союзе, что определило дальнейшее развитие Евразийской экономической интеграции.

      В октябре 2014 года в Минске подписан Договор о присоединении Республики Армения к Евразийскому экономическому союзу.

      В декабре 2014 года в Москве подписан Договор о присоединении Киргизской Республики к Евразийскому экономическому союзу, в котором определено, что особенности и переходные положения по присоединению Киргизской Республики к Евразийскому экономическому союзу будут определены в отдельных протоколах.

      Также в 2014 году президентами государств-членов подписаны Соглашение о единых принципах и правилах обращения медицинских изделий (изделий медицинского назначения и медицинской техники) и Соглашение о единых принципах и правилах обращения лекарственных средств в рамках Евразийского экономического союза, одобрены Основные ориентиры макроэкономической политики государств –членов на 2014-2015 годы; переутвержден регламент работы Евразийской экономической комиссии; принято Положение о бюджете ЕАЭС; утвержден план мероприятий по реализации Концепции согласованной (скоординированной) агропромышленной политики государств – членов ТС и ЕЭП.

      В целях формирования единых рынков услуг приняты решения об утверждении перечня секторов услуг, в которых функционирует единый рынок услуг и создании рабочих групп по тем секторам услуг, в которых функционирование единого рынка возможно через переходный период. Утверждена Концепция формирования общего электроэнергетического рынка Союза. В целях формирования общего транспортного пространства Союза принята Программа поэтапной либерализации выполнения перевозчиками, зарегистрированными на территории одного из государств – членов Союза, автомобильных перевозок грузов между пунктами, расположенными на территории другого государства – члена Союзу, на период с 2016 по 2025 годы.

      Совет Евразийской экономической комиссии утвердил рабочий план разработки актов и международных договоров соответствии с Договором о ЕАЭС, предусматривающий дополнительно разработку и принятие 125 документов до 2025 года.

      В Российской Федерации на заседании подкомиссии по интеграции Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции 11 декабря 2014 года утвержден План подготовки органами государственной власти Российской Федерации и организациями документов (включая действия Российской Федерации по выполнению обязательств Российской Федерации), подлежащих разработке в соответствии с Договором о ЕАЭС.

      III. Евразийский экономический союз

      2015 год

      Евразийский экономический союз (Союз, ЕАЭС) начал функционировать с 1 января 2015 года, с вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

      ЕАЭС – это следующая после ТС и ЕЭП стадия интеграции, на которой устраняются барьеры для свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, реализуется согласованная или единая политика в ведущих отраслях экономики, а также предусмотрена система наднационального регулирования Союза. Данное интеграционное объединение представляет собой территорию более 20 млн.кв.км (или 14 % суши) с населением более 182 млн.человек.

      Международно-правовой статус Союза — международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью. ЕАЭС открыт для вступления любого государства, разделяющего его цели и принципы.

      8 мая 2015 года подписано два протокола, предусматривающих детальные положения о присоединении Киргизской Республики к Договору о ЕАЭС: Протокол о внесении изменений в Договор о ЕАЭС и Протокол об условиях и переходных положениях по применению Киргизской Республикой Договора о ЕАЭС.

      В настоящее время полноправными членами ЕАЭС являются Российская Федерация, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан и Киргизская Республика (Армения стала членом ЕАЭС со 2 января 2015 г., Киргизия – с 12 августа 2015 г. ).

      В 2015 году утверждены такие значимые документы, как Основные направления экономического развития ЕАЭС до 2030 года, Основные ориентиры макроэкономической политики государств – членов Евразийского экономического союза на 2015-2016 годы, Основные направления международной деятельности на 2015-2016 годы, Основные направления промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза, Концепция формирования общего электроэнергетического рынка ЕАЭС, Порядок принятия в ЕАЭС новых членов и прекращения членства в Союзе; подписаны Соглашение о реализации в 2015–2016 годах пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха» и Договор о координации действий по защите прав на объекты интеллектуальной собственности; приняты решения о начале переговоров с Китайской Народной Республикой по заключению соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве и соглашения с Израилем о заключении зоны свободной торговли.

      29 мая 2015 года государства-члены ЕАЭС и Вьетнам подписали Соглашение о создание зоны свободной торговли (предполагается обнуление пошлин на 90% товаров, что позволит увеличить товарооборот с Вьетнамом к 2020 году в два раза), положившее начало интеграции со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и явившееся первым международным документом, подписанным от имени Союза.

      21 декабря 2015 года принято решение о председательстве в органах ЕАЭС в 2016 году Республики Казахстан и утвержден персональный состав и распределение обязанностей между членами Коллегии Евразийской экономической комиссии с учетом членства в ЕАЭС 5-ти государств.

      2016 год

      В числе ключевых документов 2016 года можно выделить следующие.

      Подписано Соглашение о Методологии формирования индикативных (прогнозных) балансов газа, нефти и нефтепродуктов в рамках ЕАЭС; утверждены Концепция создания Евразийского инжинирингового центра по станкостроению и Положение о формировании и функционировании евразийских технологических платформ (ЕТП), Концепция формирования общего рынка газа ЕАЭС, Концепция формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС, Основные ориентиры макроэкономической политики государств-членов ЕАЭС на 2016-2017 годы; принято решение о начале переговоров с Республикой Сербией об унификации ЕАЭС и его государствами-членами торгового режима с Республикой Сербией.

      В целом видим Евразийский экономический проект как инструмент эффективного использования внутренних резервов государств-членов, совместного преодоления экономических вызовов, источник развития и модернизации национальных экономик, а также как плацдарм для дальнейшего интеграционного строительства.

      Реализация данного проекта должна способствовать дальнейшему раскрытию потенциала успешной работы для бизнеса и инвесторов, а также повышению благосостояния граждан государств – членов ЕАЭС.

      История экономической интеграции евразийских государств. Досье

      Первой попыткой создания на постсоветском пространстве экономического межгосударственного объединения был договор о Экономическом союзе, подписанный в сентябре 1993 г. странами СНГ. Но уже в 1994 г. половина государств-участников заявила об отказе от практической реализации этого проекта.

      Идею «евразийской» интеграции впервые озвучил в марте 1994 г. президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, представив в МГУ им. Ломоносова «Проект о формировании Евразийского Союза Государств». Однако это предложение не было рассмотрено другими участниками СНГ.

      6 января 1995 г. подписано соглашение о Таможенном союзе (ТС) между Россией и Белоруссией, к которому в том же году присоединился Казахстан, а позднее Киргизия и Таджикистан. В 1999 г. стороны заключили договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, в соответствии с которым обязались завершить формирование ТС и перейти к построению «общего рынка».

      23 мая 2000 г. в Минске главы стран ТС поддержали предложение президента России Владимира Путина об образовании более эффективной экономической организации. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил наделить новое объединение таким же международным статусом, что и Европейский союз, и назвать новую организацию «Евразийской». 10 октября 2000 г. в Астане лидеры России, Белоруссии, Казахстана, Таджикистана и Киргизии подписали договор об образовании Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). С его образованием Таможенный союз прекратил свою деятельность. В 2006 г. в ЕврАзЭС вступил Узбекистан, однако спустя два года вышел из него. Статус наблюдателя при сообществе предоставлен Молдавии, Украине, Армении и Евразийскому банку развития.

      Целями сообщества были объявлены обеспечение режима свободной торговли, формирование Таможенного союза, единого экономического пространства, введение единой валюты. Важнейшей задачей названо вступление стран-участниц во Всемирную торговую организацию (ВТО).

      В 2006 г. президентами стран ЕврАзЭС принято решение о создании в рамках сообщества нового Таможенного союза, в пределах которого во взаимной торговле действует единый таможенный тариф, не применяются пошлины и ограничения экономического характера (кроме специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер). Формированием «нового ТС» занялись Россия, Белоруссия и Казахстан. 6 октября 2007 г. Россия, Белоруссия и Казахстан подписали договор о создании единой таможенной территории и формировании ТС. Был образован наднациональный орган управления — комиссия Таможенного союза.

      9 июня 2009 г. в Москве главы правительств трех государств выступили с совместным заявлением о том, что Россия, Казахстан и Белоруссия выходят из односторонних переговоров по присоединению к ВТО и начнут переговорный процесс как единый Таможенный союз.

      ТС начал свою работу в январе 2010 г., когда вступил в силу Единый таможенный тариф трех стран. С июля того же года на территории государств-членов ТС был введен единый Таможенный кодекс, с июля 2011 г. весь таможенный контроль вынесен на внешний контур союза. На внутренних границах сохранен пограничный и миграционный контроль.

      27 ноября 2009 г. на встрече в Москве президенты России, Белоруссии и Казахстана приняли решение о переходе к более глубокой форме экономической интеграции — Единому экономическому пространству (ЕЭП), основанному на принципах и нормах Всемирной торговой организации. ЕЭП предусматривает устранение барьеров во взаимной торговле, создание общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, проведение согласованной валютной политики. 9 декабря 2010 г. подписана Декларация о формировании ЕЭП на пространстве Таможенного союза трех стран. ЕЭП начало действовать с января 2012 г., когда вступили в силу базовые соглашения.

      В Декларации о формировании ЕЭП от 9 декабря 2010 г. было заявлено, что, «развивая Таможенный союз и ЕЭП, ЕврАзЭС движется к новой форме интеграции — Евразийскому экономическому союзу».

      Осенью 2011 г. лидеры России, Казахстана и Белоруссии выступили с программными статьями в газете «Известия» о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

      Путин подчеркнул, что проект не нужно рассматривать как возврат к СССР и как замену СНГ.

      Решение о евразийской экономической интеграции вызвало критические замечания со стороны некоторых западных политиков. В декабре 2012 г. госсекретарь США Хиллари Клинтон заявила о намерении США противодействовать процессу интеграции на территории бывшего СССР: «Мы отмечаем некий сдвиг в сторону повторной советизации региона… Мы знаем, в чем заключается цель, и мы стараемся разработать эффективные способы того, как замедлить это или предотвратить это». По мнению экономистов Европейского банка реконструкции и развития, Таможенный союз негативно влияет на торговлю Белоруссии и Казахстана с третьими странами.

      Принят Таможенный кодекс ЕАЭС

      Соответствующий договор о Таможенном Кодексе ЕАЭС (далее – ТК ЕАЭС) был подписан 11 апреля в Москве. Таким образом, на территории ЕАЭС вводится единое таможенное регулирование и прекращается действие Таможенного кодекса Таможенного союза.

      Кодекс вступит в силу с даты получения последнего письменного уведомления о выполнении странами ЕАЭС необходимых внутригосударственных процедур, но не ранее 1 июля 2017 года.

      ТК ЕАЭС включает 9 разделов и 61 главу. А в приложениях содержатся порядок взаимодействия таможенных органов государств – членов ЕАЭС при взыскании таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, перечень сведений для обмена информацией на регулярной основе, а также перечень международных договоров, прекращающих действие.

      В чем отличие получения налоговых вычетов по НДС при ввозе товаров с территории ЕАЭС по сравнению с остальными случаями импорта? Узнайте ответ из материала «Налоговые вычеты по НДС при ввозе товаров с территории Таможенного союза (ЕАЭС)» в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии си стемы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

      В числе основных новшеств: электронное таможенное декларирование, а также наделение Евразийской экономической комиссии правом устанавливать нормы беспошлинного ввоза товаров для личного пользования. Напомним, что ЕАЭС (Евразийский экономический союз) – международная организация региональной экономической интеграции, выступающая субъектом международных отношений, образованная 1 января 2015 года. Изначально его участниками были: Беларусь, Казахстан и Россия, впоследствии со 2 января 2015 года к союзу присоединилась Армения, с 12 августа – Киргизия.

      Евразийский союз: смена названия или что-то большее?

      На прошлой неделе был подписан договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который должен вступить в силу с января следующего года. В качестве целей интеграции заявляется обеспечение свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в различных отраслях экономики. Но что дает договор на практике?

      Если посмотреть на документ и приложения к нему, то станет понятно, что в соглашении нет практически ничего нового по сравнению с тем, о чем стороны договорились ранее.

      Из четырех частей две — вторая и третья (76 статей из 118) — просто скопированы из договоров 2009 года о Таможенном союзе (ТС) и 2011 года о Едином экономическом пространстве (ЕЭП). Двадцать две статьи первой части посвящены созданию новых органов, а по сути, переименованию уже существующих. Создается Высший совет на уровне президентов, Межправительственный совет на уровне премьеров, суд ЕАЭС. Евразийская экономическая комиссия остается основным исполнительным органом интеграционного объединения.

      И лишь в четвертой части соглашения, посвященной переходному периоду, прослеживается некоторый интеграционный прогресс. Заключается он в том, что стороны декларируют необходимость достижения договоренностей в определенных сферах к определенным датам. По самым чувствительным вопросам — нефти, газу и финансам — к 2025 году, то есть очень нескоро. По электроэнергетике стороны договорились договориться до июля 2020 года. Единственная относительно близкая к сегодняшнему дню дата — это 1 июля 2016 года, к этому моменту должен быть решен вопрос о снятии взаимных ограничений по торговле лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и медицинской техникой.

      Следует отметить, что все эти переходные моменты, за исключением планов по созданию к 2025 году союзного финансового мегарегулятора в Астане, касаются товаров. Но свободное перемещение товаров и создание единого товарного рынка — конечная цель не для экономического союза, а для более ранней стадии интеграции, такой как таможенный союз.

      Откуда вообще возникают выгоды интеграции? Наличие барьеров в торговле между странами порождает неэффективность использования и воспроизводства ресурсов. Связано это с тем, что торговые ограничения создают так называемые невосполнимые потери общественного благосостояния. Не вдаваясь в подробности механизма их возникновения, отметим, что любой торговый барьер вызывает снижение спроса на товары из-за более высокой цены: в отсутствие таких барьеров различные отрасли экономики той или иной группы стран, могли бы произвести, продать друг другу и потребить б?льшие объемы продукции.

      В таком случае снятие взаимных торговых ограничений высвобождает порождаемый неэффективностью ресурс, который распределяется между участниками интеграционного объединения. Появление дополнительного ресурса естественным образом повышает конкурентоспособность объединения.

      Однако после образования Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана изменилось не так много.

      В первую очередь начал действовать Единый таможенный тариф по отношению к третьим странам. Импортных пошлин в торговле между Россией, Белоруссией и Казахстаном и так практически не существовало в рамках договора о создании СНГ от 1992 года. В рамках Таможенного союза речь шла о взаимном снятии нетарифных ограничений: согласовании технических стандартов, взаимном признании санитарных норм и ветеринарных требований, снятии количественных ограничений доступа на рынок и т.д. Но это происходит очень медленно. Достаточно вспомнить «молочные войны» России и Белоруссии, когда один участник союза запрещал на своей территории продажу продукции своего партнера. После образования ЕЭП стороны договорились еще и о необходимости проведения согласованной макроэкономической политике, политике в сфере услуг, промышленных субсидий, однако сделано пока очень мало.

      До общего рынка нашим странам далеко. Пока нет даже абсолютно свободного перемещения товаров, о котором можно говорить только после того, как пройдут все согласования по отмене нетарифных барьеров. По-хорошему, к следующему интеграционному названию — ЕЭП, в котором предполагается единый рынок услуг, — следовало переходить после установления полноценного единого рынка товаров в рамках ТС. А уже после формирования единого рынка услуг можно говорить о следующей стадии интеграции — экономическом союзе, в котором полноценно работают все четыре главные экономические свободы: товары, услуги, труд и капитал.

      Одновременно с медленным движением в сторону получения дополнительных ресурсов за счет повышения эффективности наблюдается перераспределение ресурсов внутри Таможенного союза.

      Дело в том, что вне договоров о ТС, ЕЭП и ЕАЭС Белоруссия имеет двухстороннее соглашение с Россией, согласно которому российские нефть и газ поставляются без экспортных пошлин, составляющих для нефти примерно половину от мировой цены. До последнего времени Белоруссия компенсировала России пошлины на ту часть нефти, из которой производили бензин, идущий затем на экспорт в третьи страны. По состоянию на 2013 год Белоруссия получила за счет этого годовые преференции порядка $10 млрд, из которых $4 млрд компенсировались российскому бюджету, то есть чистый трансферт из российского бюджета в белорусскую экономику составлял примерно $6 млрд (

      10% ВВП Белоруссии). Белорусский президент давно настаивал на отмене компенсации российскому бюджету. В договоре ЕАЭС этот вопрос формально не фигурирует, однако в начале мая была достигнута двусторонняя договоренность о предоставлении в 2015 году Россией 50% скидки на эту компенсацию (то есть около $2 млрд), которая во многом обусловила согласие белорусской стороны на подписание соглашения о ЕАЭС. В Белоруссии полагают, что с 2016 года требование этой компенсации будет полностью отменено, и тогда трансферт из российского бюджета в белорусскую экономику вырастет до $10 млрд (

      15 % ВВП Белоруссии).

      Так что, по сути, пока сменилось название интеграционного объединения, а его участники по-прежнему пытаются решить так и не решенные в рамках Таможенного союза проблемы.

      Смотрите так же:  Экспертиза апельсинов

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

      Priuta.ru © 2020

      Тема от WP Puzzle

      11 июля 2016 г. Версия для печати