Полномочия главы государства в демократии

    Во многом эти характеристики обусловлены конкретными традициями, культурой, историческими условиями развития государства, поэтому можно говорить, что в каждой стране сложился свой уникальный политический режим. Однако у многих режимов в различных странах можно обнаружить сходные черты.

    Признаки демократического режима:

  • разделение властей;
  • наличие реальных политических и социальных прав и свобод граждан;
  • существование оппозиции и плюрализм.
  • Демократический режим основан на принципах равенства и свободы; основным источником власти здесь считается народ. При авторитарном режиме политическая власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей, однако вне сферы политики сохраняется относительная свобода. При тоталитарном режиме власть жестко контролирует все сферы жизни общества.

  • разделение властей — власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную ветви, независимые друг от друга;
  • равноправие — все имеют равные гражданские и политические
  • права и свободы, а также гарантии их зашиты;

Демократия бывает прямой и представительной. При прямой демократии решения принимаются непосредственно всеми гражданами, имеющими право голоса. Прямая демократия была, например, в Афинах, в Новгородской республике, где люди, собираясь на площади, принимали общее решение по каждой проблеме. Сейчас прямая демократия реализуется, как правило, в виде референдума — всенародного голосования по проектам законов и важным вопросам государственного значения. Например, действующая Конституция Российской Федерации была принята на референдуме 12 декабря 1993 г.

В условиях большой территории прямую демократию слишком сложно реализовать. Поэтому государственные решения принимаются специальными выборными учреждениями. Такая демократия называется представительной, поскольку выборный орган (например, Государственная Дума) представляет избравший его народ.

Авторитарный режим (от греч. autocritas — власть) возникает, когда власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей. Обычно авторитаризм сочетается с диктатурой. Политическая оппозиция при авторитаризме невозможна, однако в неполитических сферах, например в экономике, культуре или частной жизни, сохраняются автономия личности и относительная свобода.

Признаки тоталитарного политического режима:

3. «Единовластие» официальной идеологии, которая посредством массированной и целенаправленной индоктринации (СМИ, обучение, пропаганда) навязывается обществу как единственно верный, истинный способ мышления. При этом упор делается не на индивидуальные, а на «соборные» ценности (государство, раса, нация, класс, клан). Духовная атмосфера общества отличается фанатичной нетерпимостью к инакомыслию и «инакодействию» по принципу «кто не с нами — тот против нас»;

3. Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции, независимой легальной политической деятельности. Данное обстоятельство не исключает существования ограниченного числа партий, профсоюзов и некоторых других организаций, но их деятельность строго регламентируется и контролируется властями;

В этой связи авторитарный режим нередко называют способом правления с ограниченным морализмом: «Разрешено все, кроме политики».

В число авторитарных режимов включают:

    Демократический режим — это режим, в котором власть отправляется свободно выражающим себя большинством. Демократия в переводе с греческого означает буквально «власть народа» или «народовластие».

    1. Народный суверенитет, т.е. первичным носителем власти выступает народ. Всякая власть от народа и делегируется им. Этот принцип не предполагает принятия политических решений непосредственно народом как, например, на референдуме. Он лишь предполагает, что все носители государственной власти свои властные функции получили благодаря народу, т.е. непосредственно путем выборов (депутаты парламента или президент) или косвенно через выбранных народом представителей (формируемое и подчиненное парламенту правительство);

    2. Свободные выборы представителей власти, которые предполагают наличие, по крайней мере, трех условий: свободу выдвижения кандидатур как следствие свободы образования и функционирования политических партий; свободу избирательного права, т.е. всеобщее и равное избирательное право по принципу «один человек — один голос»; свободу голосования, воспринимаемую как средство тайного голосования и равенство для всех в получении информации и возможности вести пропаганду во время избирательной кампании;

    Политические режимы

  • господство закона;
  • господство беззакония и террора;
  • отсутствие политического плюрализма;
  • отсутствие оппозиционных партий;
  • Антидемократический режим подразделяется на тоталитарный и авторитарный. Поэтому мы будем рассматривать характеристики трёх политических режимов: тоталитарного, авторитарного и демократического.

    Характеристика политических режимов

    Демократический режим (от греч. demokratia — народовластие) основан на признании народа основным источником власти, на принципах равенства и свободы. Признаки демократии следующие:

  • плюрализм — господствует уважение к чужим мнениям и идеологиям, в том числе к оппозиционным, обеспечены полная гласность и свобода прессы от цензуры;
  • согласие — политические и другие социальные отношения направлены на поиск компромисса, а не на насильственное решение проблемы; все конфликты решаются правовым путем.
  • Тоталитарный режим (от лат. totalis — весь, целый) возникает, когда все сферы жизни общества контролируются властью. Власть при тоталитарном режиме монополизирована (партией, вождем, диктатором), единая идеология обязательна для всех граждан. Отсутствие всякого инакомыслия обеспечивается мощным аппаратом надзора и контроля, полицейскими репрессиями, актами устрашения. Тоталитарный режим формирует безынициативную личность, склонную к подчинению.

    Тоталитарный политический режим

    Тоталитарный политический режим — это режим «всепоглощающего властвования», который беспредельно вмешивается в жизнь граждан, включая всю их деятельность в объеме своего управления и принудительного регулирования.

    2. Монополизация и централизация власти, когда такие политические ценности, как подчинение и лояльность по отношению к «партии-государству», являются первичными по сравнению с ценностями материальными, религиозными, эстетическими в мотивации и оценке человеческих поступков. В рамках этого режима исчезает грань между политическими и неполитическими сферами жизни («страна как единый лагерь»). Вся жизнедеятельность, включая уровень частной, личной жизни, строго регламентируется. Формирование органов власти на всех уровнях осуществляется через закрытые каналы, бюрократическим путем;

    Авторитарный политический режим

    Авторитарный режим — это недемократический государственный строй, характеризующийся режимом личной власти, «самочинными» диктаторскими методами правления.

    2. Опора (потенциальная или реальная) на силу. Авторитарный режим может и не прибегать к массовым репрессиям и даже пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако, в принципе, он может позволить себе любые действия по отношению к гражданам с тем, чтобы принудить их к повиновению;

    5. Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, и, прежде всего, в экономику. Власть занимается, в первую очередь, вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны и внешней политики, хотя она может влиять и на стратегию экономического развития, проводить активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования.

  • абсолютные и дуалистические монархии;
  • военные диктатуры, или режимы с военным правлением;
  • Демократический политический режим

    Базовые принципы демократического режима власти:

    3. Подчинение меньшинства большинству при строгом соблюдении прав меньшинства. Главная и естественная при демократии обязанность большинства — это уважение к оппозиции, ее праву на свободную критику и праву сменить, по итогам новых выборов, бывшее большинство у власти;

    4. Реализация принципа разделения властей. Три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная — имеют такие полномочия и такую практику, что два «угла» этого своеобразного «треугольника» при необходимости могут блокировать недемократические, противоречащие интересам нации действия третьего «угла». Отсутствие монополии на власть и плюралистический характер всех политических институтов — необходимое условие демократии;

    5. Конституционализм и господство закона во всех сферах жизни. Закон главенствует невзирая на лица, перед законом все равны. Отсюда «фригидность», «холодность» демократии, т.е. она рациональна. Правовой принцип демократии: «Все, что не запрещено законом,разрешено».

    К демократическим режимам относят:

    • президентские республики;
    • Политические режимы

    • Политическая система
    • Политический режим — способ организации политической системы, который отражает отношения власти и общества, уровень политической свободы и характер политической жизни в стране.

      В научной литературе выделяют два вида политического режима:

    • выборность органов государственной власти;
    • Признаки антидемократического режима:

      • выборность — происходит избрание граждан в органы государственной власти путем всеобщих равных и прямых выборов;
      • гражданское общество — граждане могут воздействовать на власть при помощи развитой сети добровольческих общественных организаций;
      • 1. Наличие единственной массовой партии во главе с харизматическим лидером, а также фактическое слияние партийных и государственных структур. Это своего рода «партия-государство», где на первом месте во властной иерархии стоит центральный партийный аппарат, а государство выступает в качестве средства реализации партийной программы;

        4. Система физического и психологического террора, режим полицейского государства, где в качестве базового «правового» принципа господствует принцип: «Разрешено только то, что приказано властью, все остальное запрещено».

        К тоталитарным режимам традиционно относятся коммунистические и фашистские.

        Основные признаки авторитарного режима:

        1. Власть носит неограниченный, неподконтрольный гражданам характер и концентрируется в руках одного человека или группы лиц. Это может быть тиран, военная хунта, монарх и т.д.;

        4. Пополнение руководящих кадров осуществляется путем кооптации, а не предвыборной конкурентной борьбы; отсутствуют конституционные механизмы преемственности и передачи власти. Смена власти нередко происходит через перевороты с использованием вооруженных сил и насилия;

        Авторитарные режимы можно подразделить на жестко авторитарные, умеренные и либеральные. Выделяют еще и такие типы, как «популистский авторитаризм», опирающийся на уравнительно ориентированные массы, а также «национал-патриотический», при котором национальная идея используется властями для создания либо тоталитарного, либо демократического общества и др.

      • теократию;
      • персональные тирании.
      • парламентские республики;
      • парламентские монархии.
      • Охарактеризовать Тоталитарный,авторитарный и демократический режимы по вопросам:
        1)Степень разделения властей
        2) полномочия главы гос-ва
        3)Партийная система
        4) законы и традиции
        5)место и роль силовых структур
        6)открытость власти для контроля со стороны общества
        7)отношения власти с оппозицией
        8)права и свободы личности
        9)роль и место идеологии

        Ответ

        Проверено экспертом

        Последовательно ответы сначала про Тоталитарный, затем про авторитарный, затем про демократический.
        1. Тоталитарный (далее Т.) — монополия на власть; авторитарный (А.) — подчинение всех органов власти одному центру; демократический (Д.) — разделение властей (законодательная, исполнительная, судебная и т.д.).
        Так обычно принято отвечать и так пишут. Однако надо понимать, что это не глубокая оценка. Власть в государстве всегда есть диктатура. Как можно определить что такое демократия? Демос — народ , Кратия — управление? Народ управляет? через выборы? а кто определяет по какому закону будут выборы? а Кто определяет кто попадет в бюллетень?2. Т. — безграничны; А. — законы написаны под главу гос-ва; Д. — подконтрольны выборным органам власти.
        Только важно понимать что сам по себе глава государства или целый народ управлять обществом не могут. Управление осуществляет всегда элита, т.е. правящий класс, на него опирается глава государства и гос органы и чиновники и они действуют не строго в своим или строго абстрактных интересах, они действуют в интересах правящего класса. и законы принимают соответствующие.

        3. Т.- однопартийная; А — либо однопартийная, либо существуют номинальные партии для видимости, а реальные независимые партии подавляются.4. Т. — законы оправдывают диктат власти; А. — законы написаны под власть; Д. — законы отражают интересы людей и гарантируют их права.5. Т. — силовые структуры начелены на обеспечение безопасности власти; А — на неприкосновенность власти и подавление независимости и оппозиции; Д. — основная роль силовых структур обеспечение безопасности граждан.6. Т. — открытости нет; А. — видимость открытости. На деле контроля нет, так как власть поделена между членами узкого круга людей. Д. — полный контроль.7. Т. — оппозиции нет; А. — подавляется; Д. — диалог.8. Т. — подавляются; А. — отданы на откуп чиновников более низкого ранга; Д. — гарантируются законом.9. Т. — первостепенное; А. — значимое; Д. — роль идеологии выполняют законы морали и нравственность.

        Характеристика основных типов политического режима

        Б.Муссолини для характеристики итало-фашистского режима. В конце 20-х гг. этот термин начинает применяться и относительно политического режима в Советском Союзе, потом нацистской Германии, франкистской Испании. Тоталитаризм считается порождением ХХ в., ибо только на индустриальной стадии развития человечества стали возможными не только всеобъемлющий контроль над личностью, но и тотальное управление его сознанием. Феномен тоталитарного режима кроется в существовании массового человека — усреднённой личности со стандартным мышлением, которая действует «как все», не умеет критически мыслить, подчиняется общему интересу, а также в существовании массового общества — общества структурно недифференцированного, где существует разделение только на «верхи и низы», вождей и массы. Также тоталитарный режим возникает в кризисных ситуациях, порождённых необходимостью форсировать модернизацию общества, когда существует, с одной стороны, значительная часть люмпенизированного населения и интеллектуальных маргиналов, с другого — мощные властные, технические, психологические возможности мобилизации масс для выхода из такой ситуации. Западные политологи К. Фридрих и З. Бжезинский выделили следующие признаки, отличающие этот режим от других: всеобщая государственная идеология; одна массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером; монополия государства на средства массовой информации; существование всеобщего контроля за поведением индивидов с применением методов подавления; жестко централизованный контроль над экономикой.

        Первенство идеологии здесь обосновано, ибо главной целью тоталитарного режима является реализация мессианской идеи — создание нового общества на социальной или национальной основе. Этому подчинено всё, в том числе и жизнь человека. Идеология призвана показать единственно правильный путь в светлое будущее, воодушевить, собрать под знамёна режима широкие массы, оправдать определённые жертвы во имя высоких идеалов. Система образования, воспитания, пропаганда работали на то, чтобы эта идеология стала основой мировоззрения граждан. Этим во многом объясняется массовая поддержка тоталитарных режимов. Особая роль отводится партии, которая является носителем государственной идеологии. По сути дела, придя к власти она либо срастается с государством, либо становится над ним. Необычайно велика роль партийного лидера, который фактически является главой государства. Он как бы воплощает в себе всю «мудрость» идеологии, заботу власти о людях. Обычно тоталитарный режим сопровождается культом личности. Организованный террор и тотальный контроль применяется для обеспечения приверженности масс партийной идеологии и верности вождю. Спецслужбы с помощью крайних методов воздействия вынуждают общество жить в состоянии страха. Монополия власти на информацию, полный контроль за СМИ способствуют изоляции общества и обеспечивали политическую мобилизацию и поддержку режима. Политическая система моноцентрична. Местные органы полностью подчиняются центральным, исполнительные органы подчиняют себе законодательные.

        Формирование органов власти может различаться по форме, но по сути оно осуществляется через назначение. Выборы носят безальтернативный характер. Такое построение политической системы не оставляет место альтернативным политическим институтам. Оппозиция может существовать только за пределами страны. Отношение людей к власти можно определить как полное слияние с ней, публичное признание в любви к ней. Народ как правило безоговорочно поддерживает власть, веря в то, что он понимает и выражает его интересы. Права человека на практике не соблюдаются. Они расцениваются властью как нечто второстепенное по сравнению с властью. Характерной чертой политической культуры является нетерпимость к другим взглядам и позиции. В таком обществе сфера запретного значительно больше сферы допустимого. Социальная жизнь строится по принципу «запретно всё, что не дозволено». Такова в основных чертах модель тоталитарного режима. Реальные тоталитарные режимы ХХ в. — гитлеровский, сталинский, маонистский и т.п. в той или иной мере близки к ней: Тоталитарные режимы как правило были коммунистическими и фашистскими. Леворадикальные (коммунистические) отличаются большей тоталитарностью, поскольку им удалось ликвидировать частную собственность, преодолеть церковную оппозицию. Кроме того они основываются на привлекательных идеях «интернациональной солидарности» и «светлого коммунистического будущего», в то время как фашистский режим пропагандировал исключительность своей нации и мировое господство. Считается, что крах тоталитарных режимов неизбежен. Причины их падения кроются в ограниченных возможностях для развития, так как в зародыше уничтожается всякая свободная мысль, инициатива и творчество. Такое государство демонстрирует свою неэффективность во всех сферах. Однако нельзя исключить рецедивов неототалитаризма и в наше время. В кризисном обществе есть соблазн использовать и этот путь решения проблем. Поэтому знание негативных последствий для личности, а главное освоение ценностей демократии (права и свободы, плюрализм, толерантность) могут стать важной гарантией предупреждения такого развития общества.

        Авторитарный режим или авторитаризм (от лат. autoritas — власть) — режим неограниченной личной власти или группы лиц, осуществляемый диктаторскими методами. Высказываются различные точки зрения о соотношении авторитарного и тоталитарного режимов. Объединяет их антидемократическая сущность, отличия в том, что тоталитаризм — диктатура государства, а авторитаризм — диктатура личности, считают одни. Другие делают упор на отличия двух режимов и, прежде всего, ограничении авторитарной власти вмешиваться в общественную жизнь. Сохранение «рассеянной» экономической и социальной власти делает эти режимы менее репрессивными, и обеспечивает возможность их трансформации. Даже есть мнение, что авторитарная власть эффективно может решать проблемы перехода к рыночной экономике, создавая таким образом экономическую платформу политической демократии.

        Чтобы выяснить сущность авторитаризма необходимо определить, что является приоритетным в деятельности государственной власти, основой её мотивации. Главной ценностью является сама власть, её сохранение, укрепление. Политика является монополией существующей власти. В сферы, не связанные с политической деятельностью, авторитарный режим может не вмешиваться. Поэтому относительно независимыми могут быть экономика, культура, религия, частная жизнь. Если тоталитарный режим во многом основывается на тоталитарном насаждении идеологии с целью сознательной поддержки массами, то авторитарный не предусматривает примата идеологии и правящей партии над государственными институтами. Скорее он напоминает армейскую модель общественной жизни, где главную роль играют иерархические, вертикальные связи между его институтами. Определим основные параметры системных элементов авторитаризма.

        Механизм утверждения авторитарных режимов включает как незаконные, насильственные методы ликвидации и замены прежних институтов власти, так и формально-демократические процедуры (выборы, референдумы). Авторитаризму, как правило, сопутствует установление сильной личной власти. Происходит как бы приватизация энергичной, волевой личностью государственной власти. Все усилия государственной машины направляются на сохранение власти пожизненно. Вождизм превращается в официальный государственный принцип. Суть авторитарного правления выражена в афоризме «Государство — это я», высказанном Людовиком XIV. Органы власти формируются через назначение на посты людей, преданных режиму. Там, где выборы сохраняются, они носят фиктивный характер, ибо власть заранее определяет победителя. Отрицаются принципы конституционности и законности. Чиновники действуют не по законам, а в соответствии с приказами. Происходит строгая централизация всей государственной власти. Игнорируется разделение властей. Исполнительная власть главенствует над законодательной, а центральная — над местной. Авторитарный режим обеспечивает свой диктат с помощью разветвлённого аппарата принуждения и прямого насилия. Поэтому особая роль отводится силовым структурам. Репрессии направлены на реальных или возможных оппонентов власти, не допуская никакой конкуренции в политической сфере. Поэтому существование демократических институтов (оппозиция, политические партии, негосударственные СМИ) имеет скорее декоративный характер. Их деятельность строго регламентируется, находится под административным контролем, их влияние на общество минимально, так как доступ к обществу ограничен. Такой изолированный плюрализм не угрожает режиму и имеет скорее пропагандистский характер. В такой ситуации власть представляется для граждан чуждой, грозной и даже враждебной силой. Страх к власти и отвращение к политике — те чувства, которые чаще всего испытывают они. Основной чертой политической культуры является конформизм, выражающий скорее неверие в возможность что-то изменить.

        Принцип «разрешено всё, кроме политики» предопределяет и меру прав человека. Права и свободы граждан ограничены главным образом в политической сфере. Поэтому авторитарные власти всегда стремятся пропагандировать свои успехи в социально-экономической сфере, доказывая этим, что политические права второстепенны для простого человека.

        Авторитарные режимы утверждаются в кризисных ситуациях, на основе неразвитых политических и социальных структур общества. Возможность возникновения авторитаризма заложена в психологической реакции людей на кризисную ситуацию: стремление к порядку, надёжности, предсказуемости, которые отождествляются с сильной властью. Привлекательность режима авторитарного характера основана и на возможности жёсткой политической власти обеспечить экономический прогресс, предоставив свободу в экономической сфере. Политическая история демонстрирует различные варианты реализации авторитарной модели. К авторитарным режимам можно отнести бывшие абсолютные монархии и современные военные диктатуры, «патримониальные тирании», где государство есть собственность семейного клана, а также режим «частичных демократий», где господство одной партии или хунты сосуществует с изолированными формами плюрализма.

        Демократический режим (от греч. demos — народ, cratos — власть) — модель функционирования политической системы, основанная на признании народа источником власти и выборности органов политической власти. Понятие «демократия» впервые встречается у Геродота. Содержание этого термина значительно расширилось и часто имеет чуть ли не противоположные значения. Универсальное определение демократии дал А.Линкольн: «Правление народа, для народа, посредством народа». В настоящее время демократию рассматривают как принцип взаимоотношений, идеал общественного устройства и как тип политического режима. В зависимости от того, кто имеет приоритет — личность, социальная группа или народ, выделяют следующие модели демократии:

        Индивидуалистическая признаёт первичность личности, поэтому главной задачей демократии является создание гарантий для индивидуальных прав и свобод. Плюралистические модели исходят из того, что реальным творцом политики являются заинтересованные группы. Назначение демократии состоит в возможности всем гражданам открыто выражать свои интересы, обеспечить возможность достижения баланса интересов. Коллективистские модели демократии признают первичность народа в осуществлении власти, отношение к нему как к единому целому, абсолютность власти большинства, его приоритет перед меньшинством и личностью.

        Модели демократии основываются также на преобладании принципа прямой и представительной демократии. Плебисцитарные теории делают упор на прямую демократию — непосредственное участие населения в политической жизни и в процессе принятия политических решений (референдумы, всеобщее обсуждение вопросов политической жизни, активное участие в управлении обществом). В современном обществе к такому виду демократии относят теорию участия. Репрезентативные теории основываются на принципе представительной демократии (делегирование полномочий через свободный выбор тем или иным выбранным органам и учреждениям). Здесь главным является обеспечение ответственного правления и конституционность. Воля народа выражается не прямо, она делегируется. Между народом и его представителями устанавливаются отношения, основанные на полномочии и доверии. К этому направлению относят концепцию элитарной демократии.

        Если синтезировать все подходы, то в качестве основных признаков демократического режима необходимо назвать следующие:

        — источником власти государства является народ;

        — верховенство права в сфере властных отношений, закон защищает не только граждан от власти, но и власть от граждан; с формальной точки зрения демократия — это власть процедуры;

        — политический плюрализм, который предполагает существование на законных основаниях оппозиции, многопартийности, конкуренцию различных идеологий;

        — право народа влиять на выработку политических решений через свободные выборы на основе просвещённого выбора и его сознательное участие в различных формах политической деятельности;

        — разделение властей и наличие развитой системы парламентаризма;

        — высокий уровень реализации прав и свобод человека и наличие эффективного механизма их защиты.

        Содержание демократического режима рассмотрим на основании тех же показателей, что и другие режимы. Их качественное отличие состоит в том, что приоритетным в деятельности государственной власти является обеспечение интересов, прав и свобод своих граждан. В отношении государства и общества устанавливаются равноправные и партнёрские отношения взаимозависимости. Власть выбирается гражданами и действует в соответствии с конституционными нормами. Осуществляется реальное разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых самостоятельна в своей сфере полномочий. Их взаимодействие, а также центральных и местных властей определено законом. Место и роль политического руководителя также определяется законом. Во-первых, он избирается по заранее установленным правилам. Во-вторых, законодательно ограничены и его полномочия. Это позволяет обществу не зависеть абсолютно от личных качеств и амбиций политического лидера. Отношение людей к власти строится на доводах разума, а легитимность имеет легальный характер. Использование принуждения осуществляется исключительно в правовых рамках. В политической системе исчезает монополизм государства. Свободу деятельности получают альтернативные институты — политическая оппозиция, многопартийная система, негосударственные СМИ, права и ответственность которых имеет конституционные обоснования. Средства массовой информации приобретают статус «четвёртой» власти. Плюрализм распространяется и на духовную сферу. Ни одна идеология не может быть обязательной для общества, они должны конкурировать и показывать свои достоинства через деятельность победивших на выборах политических партий. Мера прав человека уже не зависит от чьей-то милости. «Разрешено всё, что не запрещено законом» — главное правило, по которому живёт как отдельный человек, так и общество в целом. Политическая культура демократического режима имеет консенсусный характер, отличается толерантностью и уважением к праву.

        Демократические режимы, существующие в современном обществе имеют существенные своеобразия. Их можно классифицировать по форме государственного правления на президентские, парламентские, президентско-парламентские; в зависимости от идеологической модели — на либеральный, социал-демократический, христиантско-демократический и национально-демократический; по этапу развития демократии — первой волны демократизации (1896-1926), второй волны демократизации (после краха фашистского тоталитаризма) (1943-1962) и демократический режим третьей волны (после 80-х гг. ХХ в.).

        Демократия, как свидетельствует исторический опыт, даёт более широкий выход энергии и социальному творчеству личности, чем другие типы политического режима. Антидемократические режимы исторически и политически изжили себя. Мир эволюционирует в сторону цивилизованной демократии

        Политический режим — способ политического влияния Текст научной статьи по специальности « Политологические науки»

        Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Борисенков Александр Александрович

        В статье исследуются сущность и виды политического режима, его роль в осуществлении политического влияния . Рассматриваются противоречия в толковании политических режимов. В частности, показано, что политический режим и демократический режим это два разных социальных режима. Раскрываются особенности и виды демократических политических режимов.

        Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Борисенков Александр Александрович

        Political regime — a way of political influence

        The article the nature and types of a political regime , its role in the implementation of political influence . Contradictions in interpretation of political regimes are cons >political regime and a democratic regime are two different social regimes. Features and types of democratic political regimes are revealed.

        Текст научной работы на тему «Политический режим — способ политического влияния»

        ?ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ -СПОСОБ ПОЛИТИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ

        Политический режим как понятие является одной из научных проблем, которая постоянно привлекает к себе исследовательский интерес. Его изучение в контексте политического влияния позволяет взглянуть на него по-новому. Занимая особое место в структуре политического влияния, политический режим показывает нам, как, каким образом используется политическая власть и вследствие этого осуществляется политическое влияние. Политический режим — это компонент политического влияния, без которого политика не может выполнить своё назначение. Рассмотрим подробнее, что есть политический режим, каковы его сущность и виды.

        Сущность политических режимов

        Раскрывая эти вопросы, целесообразно прежде всего обратить внимание на понятие «режим», имеющее более широкое значение по сравнению с «политическим режимом» и тем самым задающее определённое направление исследования. Содержательно «режим» охватывает все возможные виды режимов и может служить фактором функционирования самых различных общественных явлений, образуя их особую характеристику. Это относится, например, к производству, демократии, государству, политике, управлению, власти и т. д. В результате устанавливается, что режим может быть производственным, демократическим, государственным, политическим, управленческим, властным и т. д. Режим как явление сочетается с многими общественными явлениями, вследствие чего каждый раз образуется какой-то особый вид общественного режима. Режим сочетается также и с отдельными характеристиками общественных явлений и может служить фактором их частных функций. Например, режим социального управления включает в себя совокупность частных режимов: режим использования политической власти, режим принятия руководящих решений, режим исполнения этих решений, режим контроля за их исполнением и т. д.

        Чтобы раскрыть особенности политического режима, необходимо определить общее понятие «режим» и соотнести его с понятием политики. Но прежде обратим внимание на одну, на наш взгляд, весьма занимательную проблему, сложившуюся в теории политического режима и способную оказать немалое влияние на его толкование и даже на развитие политологии в целом. Эта проблема обусловлена тем, что режим способен сочетаться с различными общественными явлениями, а состоит она в том, что политический режим смешивается с рядом дру-

        гих социальных режимов, не относящихся непосредственно к политике, например, с режимом государственного управления (государственным режимом) и демократическим режимом. В результате искажается собственное содержание политического режима.

        Для иллюстрации этой проблемы соотнесём между собой такие явления, как политика и демократия. Очевидно, что оба они составляют два разных общественных явления, о которых нельзя сказать, что одно из них входит в состав другого. Политика не есть демократия, и наоборот. Отсюда следует, что связанные с ними соответственно политический режим и демократический режим образуют собой различные виды социальных режимов. Подчеркнём: с позиции формальной логики данные виды режимов не могут не быть различными, такова их социальная природа — один обусловлен политикой, другой — демократией, один служит фактором функционирования политики, другой — демократии. Следовательно, их никак нельзя смешивать между собой, произвольно соединяя. Однако парадоксальность ситуации заключается в том, что в политологической литературе демократический режим рассматривается как частный случай или разновидность политического режима.

        Показательно следующее суждение: «Условно выделяют три типа политических режимов — демократический, авторитарный и тоталитарный» [1, с. 30]. Не трудно видеть, что вопрос поставлен о политических режимах. При этом сделана попытка выделить виды политического режима, которые представляют его внешнюю форму существования, хотя и говорится о типах. А именно: речь идёт о политическом режиме демократического вида, политическом режиме авторитарного вида и политическом режиме тоталитарного вида. Не будет ошибкой, если мы скажем иначе: о демократическом политическом режиме, авторитарном политическом режиме, тоталитарном политическом режиме. Примечательно, что политологи нередко используют такие словосочетания, в частности, «демократический политический режим» [2, с. 351; 3, с. 119; 4, с. 155]. В любом случае исследуются именно политические режимы, которые формируются или в условиях демократии, или в условиях авторитарного правления, или в условиях тоталитарного государства. Такие условия, собственно, и придают указанным режимам особый вид.

        Обозначив таким образом различные виды политических режимов, исследователи пере-

        ходят к их характеристике, и тут происходит метаморфоза. Вместо того, чтобы раскрывать особенности, например, демократического политического режима, они рассматривают черты демократического режима. Подчеркнём ещё раз: поставив вопрос о политическом режиме демократического вида, они переходят к характеристике самого демократического режима, полагая, что демократический режим и есть разновидность политического режима. Образуется подмена одного явления другим, смешиваются разные виды социальных режимов, а именно: демократический политический режим и демократический режим, т. е. режим, принадлежащий политике, и режим, принадлежащий демократии.

        Может показаться, что всё это мудрствования вокруг мелочей и речь идёт об одном и том же. Однако на самом деле это разные виды социальных режимов. Обратите внимание на выделяемые черты демократического режима, который выдаётся за разновидность политического режима демократического вида. А они таковы (далее приводится один из вариантов характеристики демократического режима, имеющийся в политологической литературе):

        • «признание и гарантированность на конституционном и законодательном уровне равноправия граждан (независимо от национального, социального, религиозного признаков);

        • широкий перечень конституционных прав и свобод личности;

        • реальное участие населения в организации государственной власти, управлении делами государства;

        • признание и гарантированность на конституционном и законодательном уровне равенства всех видов собственности, религиозных конфессий, политических идеологий и программ» [1, с. 30].

        Не во всём здесь можно согласиться, но в данном случае важен факт, что перечисленные характеристики ничего не говорят нам о том, как используется политическая власть в системе современного демократического государства, как принимаются с её помощью руководящие решения и, следовательно, как осуществляется политическое влияние. И это правильно, потому что речь идёт именно о демократическом режиме, который совсем не есть политический режим.

        Политический режим рождён политической деятельностью и никак не может быть демократическим режимом, который в свою очередь относится к другому явлению — демократии и раскрывает особенности её осуществления. Политика и демократия — не только разные явления, но каждое из них формируется на основе своего вида социальной активности и вследствие этого подчиняется своему особому режиму. Характеристика демократического режима в качестве разновидности

        политического режима является ошибочной и по форме, и по содержанию.

        Политические режимы, различаясь по своим видам, не перестают оставаться политическими. При этом особенность, например, демократического политического режима состоит в том, что он формируется в условиях и под влиянием демократии, а значит, несёт на себе её отпечаток. Но характеризует он функционирование именно политики, а не демократии, и совсем не включает демократию в своё содержание. Демократия выступает по отношению к политике в данном случае лишь как особый внешний фактор её существования и как возможное условие формирования соответствующего вида политического режима. При этом демократический режим составляет особый вид социального режима, который не может быть видом политического режима. Демократический режим и политический режим демократического вида — это два разных общественных явления.

        Заметим также, что политический режим и демократический режим не только относятся к различным видам социальных режимов, но относительно, например, государства они возникают и формируются в различных областях общественной жизни. Так, политический режим современного демократического государства складывается в политической сфере данного государства. Он образуется в системе государственного управления, функционирует в государственном организме, т. е. там, где и существует государственная политика. Демократия же, наоборот, возникает за пределами государственной системы, вне государственного организма, в обществе, «в народе». При этом и демократия, и политика способны влиять друг на друга. В частности, демократия придаёт политическому режиму в государстве демократический характер, является основанием формирования его демократического вида («демократической внешности»), способствует использованию в политическом процессе демократических норм и принципов. Демократия вообще служит фактором совершенствования политического режима, но сама она, как и её (демократический) режим не есть политическое явление.

        Демократический режим так же, как и политический режим, может иметь различные виды. Например, в истории общества существовал демократический режим античного вида. Такой режим был обусловлен соответствующей (непосредственной) демократией, для которой, кстати сказать, было характерно переплетение «политического» с «демократическим». Вследствие известной неразвитости политики и демократии как общественных явлений, античный демократический режим определённым образом соединялся с античным политическим режимом. Существовал своеобразный симбиоз двух режимов.

        В современных же демократических государствах, когда политика и демократия существуют в своём достаточно развитом состоянии, демократический режим имеет иной, современный вид. Его главная особенность заключаются в том, что демократия в современных условиях приобретает представительный характер. Благодаря представительным политическим учреждениям в государстве демократия становится представительной. Это означает, что современный демократический режим характеризует функционирование представительной демократии и потому может быть назван демократическим режимом представительного вида или представительным демократическим режимом, в отличие от античного демократического режима. Итак, возможным основанием классификации демократических режимов могут служить различные формы проявления самой демократии.

        Однако вернёмся к понятию «режим». Его главная роль заключается в том, чтобы обратить внимание на порядок, посредством которого функционирует то или иное общественное явление, выполняя своё назначение, на порядок осуществления соответствующей социальной активности. Люди всегда стремятся организовать и упорядочить свою совместную деятельность и в результате вырабатывают необходимые правила её осуществления. Такие правила соответствуют характеру деятельности института, в рамках которого они объединяются, и закрепляются посредством этого института. В результате устанавливается порядок функционирования самого института, порядок выполнения им своего назначения или же, другими словами, режим его деятельности. Всякий социальный режим — это порядок осуществления социальной активности, который устанавливается её правилами, обусловленными её природой и закреплёнными соответствующим институтом.

        Политический режим есть также определённый порядок, а именно: порядок осуществления политической деятельности, содержащийся в политическом учреждении. Такой порядок складывается на основе использования соответствующей политической власти, точнее, на основе того, как организовано это использование. Такой порядок проявляется в том, как происходит принятие руководящих решений. Например, политический режим в системе государственного управления складывается из того, как используется политическая власть на уровне высших политических учреждений государства, и проявляется в деятельности данных учреждений. Следовательно, политический режим государства состоит в том, какие при этом используются правила политической деятельности и как в результате осуществляется принятие руководящих решений. Политический режим государства

        (государственный политический режим) -это порядок принятия руководящих решений высшими политическими учреждениями государства, обусловленный правилами использования политической власти, заключённой в этих учреждениях.

        Таким образом, режим деятельности государства выступает как порядок осуществления государственного управления, обусловленный тем, как используется государственная власть. В свою очередь политический режим — это порядок принятия руководящих решений, обусловленный правилами использования политической власти, заключёнными в политическом институте.

        Виды политических режимов

        В политологической литературе в качестве таких видов в основном выделяются уже отмеченные выше «типы» политических режимов. Например, утверждается: «Общепринятой является типология политических режимов с учётом особенностей взаимодействия государства и гражданского общества, степени проникновения государственной власти в другие сферы социальной действительности и частную жизнь граждан. Исходя из этих критериев, выделяют демократический, авторитарный и тоталитарный типы режимов» [2, с. 345].

        Фактически же речь идёт не столько о различных политических режимах, сколько о различных видах социальных режимов, т. е. демократическом, авторитарном и тоталитарном режимах, выдаваемых за разновидности политического режима. Например, демократический режим, как уже отмечалось, представляет собой характеристику не способа осуществления политического влияния в условиях демократии, но способа осуществления самой демократии (народовластия). Демократический режим — это порядок осуществления демократической деятельности, состоящий в том, как народ использует свою, «народную» власть в отношениях с государством. При этом власть народа (демократия) заключается в силе его непосредственного объединения и реализуется в совместном воздействии граждан на государство и его учреждения (например, посредством митингов, демонстраций, выборов и т. п.). Демократия в своей основе возникает и существует вне государственного (управленческого) организма, а значит, вне политической сферы государства.

        В отличие от демократического режима, авторитарный режим относится к сфере управления. Он выступает как особое явление управленческого режима, представляющее определённый порядок использования политической власти. Термин авторитарный происходит от французского слова аьЛог^а^е -властный [5, с. 13]. Авторитарный режим — это властный режим, он характеризует использование политической власти на основе личного

        отношения к ней со стороны субъекта управления.

        Авторитарный политический режим в государстве — это порядок использования политической власти, который устанавливается главой государства. Это такой режим, при котором деятельность главы государства оказывается вне общественного контроля, т. е. является неконтролируемой (или контролируемой формально, неэффективно) со стороны народа или избранного им парламента. Использование политической власти выступает в этих условиях как режим «личной власти». В результате политический режим (порядок принятия руководящих решений) приобретает авторитарный характер, становится авторитарным политическим режимом.

        Возможна различная степень неподконтрольности главы государства народу, вследствие чего авторитарный режим может иметь свои разновидности. Например, выделяют демократически-авторитарный, военно-авторитарный, диктаторский режимы. Но главной особенностью всех видов авторитарных режимов является так или иначе отсутствие действенного демократического контроля за тем, как используется политическая власть субъектом управления.

        Примечательна характеристика авторитарного режима, предлагаемая в политологической литературе. Например, говорится: «Авторитарный режим предполагает:

        • ограничение плюрализма политического. Государственная власть сосредоточивается у политической и административной элиты, не контролируется народом, политическая оппозиция (партии, течения) существует, но в условиях давления и запретов;

        • государственное управление строго централизовано, обюрокрачено, осуществляется при преимущественном использовании административных методов воздействия, механизм обратных связей в системе «власть-общество» блокируется, население не вовлекается в управление делами государства;

        • существует идеологический контроль и прессинг органов власти и управления на средства массовой информации (СМИ), другие институты политической системы и гражданского общества;

        • конституционно-законодательные нормы утверждают экономический плюрализм, развитие различных форм предпринимательства и собственности; однако принцип равных прав и возможностей не гарантирован в реальной жизни» [1, с. 31].

        Если отвлечься от некоторых спорных утверждений по поводу государственной власти и от тех черт, которые могут носить производный характер от авторитарного использования политической власти, то можно прийти к выводу, что главной особенностью авторитарного режима

        выступает именно ограниченный контроль со стороны народа за использованием этой власти.

        В отличие от демократического и авторитарного режимов, тоталитарный режим непосредственно относится к деятельности исполнительных учреждений государства. Тоталитарный режим — это разновидность государственного режима, это особая характеристика государственного управления, при котором происходит подавление и поглощение общества исполнительными учреждениями государства. Тоталитарный режим отражает порядок использования государственной, а не политической власти. При нём возникает такое явление, как государственный террор по отношению к обществу, устанавливается всеобщий контроль за деятельностью граждан.

        Особым фактором тоталитарного режима является соответствующий политический режим. Но он не тождественен тоталитарному режиму. В данном случае можно говорить о политическом режиме тоталитарного вида, который с точки зрения порядка принятия руководящих решений и порядка использования политической власти мало чем отличается от авторитарного политического режима. Это также властный режим, обусловленный личным отношением пользователя к самой этой власти и по сути не контролируемый со стороны народа. Поэтому в условиях тоталитарного государственного режима собственно политический режим носит авторитарный характер.

        Таким образом, если исходить из сложившихся в официальной политологии представлений, то нужно сделать вывод, что они не столько раскрывают виды политических режимов, сколько констатируют их различие по «типам», связанным с такими явлениями как демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Предлагается и характеристика этих явлений, в то время как действительная классификация политических режимов остаётся разработанной слабо.

        Примечательно также, что выделяемые в политологии и обусловленные указанными явлениями виды политических режимов не всегда отличаются определённостью своих различий. Например, авторитарный политический режим и тоталитарный политический режим с точки зрения осуществления общественного (демократического) контроля за деятельностью высших учреждений государства мало чем отличаются друг от друга: и в одном, и в другом случае устанавливается режим «личной власти», определяющий порядок принятия руководящих решений. Отсюда следует, что было бы правильнее сначала разделить все политические режимы на демократические и недемократические (по виду), а затем выявлять в них соответствующие разновидности и изучать их. Рассмотрим в качестве иллюстрации особенности демократических политических режимов.

        В данном случае мы обращаемся к политическим режимам, которые складываются в современных демократических государствах и проявляются в деятельности их высших политических учреждений. Это такие политические режимы, которые обусловлены существованием современной демократии. Они образуются в результате гражданских выборов, определяющих состав высших политических учреждений государства и служащих особым средством присвоения политической власти избранниками народа. Тем самым демократия определяет особый способ использования политической власти, который включает в себя, во-первых, ограниченный срок полномочий избранных «во власть» граждан; во-вторых, принцип большинства, необходимый для принятия руководящих решений; в-третьих, деятельность оппозиции в рамках этих политических учреждений. Таковы важнейшие черты современного демократического правления, основанного на представительстве народа.

        Выделяются две противоположные формы этого правления, различающиеся тем, какие отношения складываются между высшими учреждениями современного демократического государства. Основной критерий данных различий заключается в том, какой из высших политических институтов является ведущим в системе управления данным государством, определяя своими полномочиями формирование и деятельность правительства. Если в качестве ведущего политического института выступает парламент, то в результате образуется парламентская форма правления. А если в качестве ведущего политического института выступает президент данного государства, то образуется президентская форма правления. Кроме того, существует и промежуточный вариант, означающий, что парламент и президент совместно участвуют в формировании правительства и на равных определяют его деятельность. Такая форма правления называется смешанной или парламентско-президентской (полупрезидентской).

        В каждой из указанных форм правления устанавливается свой порядок принятия руководящих решений, состоящий в том, как организованы взаимоотношения и деятельность высших политических учреждений данного государства. В результате образуется свой вид (разновидность) демократического политического режима. Так, политический режим, соот-

        ветствующий парламентской форме правления, называется парламентским. Он представляет разновидность политического режима, при котором ведущую роль в управлении современным демократическим государством играет парламент. Эта роль проявляется в том, что парламент наряду с тем, что принимает законы, ещё и назначает премьер-министра, а также активно влияет на формирование и деятельность правительства. В этих условиях правительство несёт ответственность за свою деятельность непосредственно перед парламентом.

        Президентская форма правления опирается на ведущую роль президента в системе управления данным государством и образует условие для установления президентского политического режима. Ведущая роль такого президента состоит в том, что он, будучи главой государства, выполняет также функции премьер-министра, формирует правительство и активно влияет на его деятельность. В свою очередь правительство несёт ответственность за свою деятельность непосредственно перед президентом.

        Смешанная форма правления сочетает в себе особенности (достоинства) парламентской и президентской форм. Для неё характерно то, что парламент и президент совместно и на равных участвуют в формировании правительства и активно влияют на его деятельность. Это означает, что правительство несёт ответственность за свою деятельность и перед парламентом, и перед президентом. Кроме того, парламент и президент, обладая каждый своими особыми полномочиями в системе управления современным демократическим государством, несут определённую ответственность и друг перед другом: они осуществляют взаимный контроль по поводу соблюдения ими конституции. В результате смешанная форма правления содержит в себе особый политический режим; назовём его смешанным.

        Таким образом, в рамках каждой формы демократического правления, основанного на представительстве граждан, образуется свой вид демократического политического режима, обусловленный или ведущим политическим институтом, или особыми отношениями, складывающимися между парламентом и президентом по поводу формирования и влияния на деятельность правительства. В результате выделяются три вида собственно демократических политических режима, а именно: парламентский, президентский и смешанный.

        1. Глазунова Н.И. Государственное управление как система. М., 2001.

        2. Ирхин Ю. В. Политология [Текст] / Ю. В. Ирхин.- М., 2007.

        3. Политология [Текст].- М. : Национальный институт бизнеса, 2004.

        4. Политология [Текст] / под ред. С. Г Киселёва. — М., 2008.

Смотрите так же:  Органы опеки адмиралтейского района

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *