Понятие бюджетного процесса участники бюджетного процесса и их полномочия

  • Государственные финансы и финансовая политика государства
  • Бюджетная система и ее основные принципы
  • Типы бюджетных систем
  • Уровни бюджетной системы РФ
  • Консолидированный бюджет РФ
  • Доходы государства
  • Расходы государства
  • Бюджетный процесс и его стадии

    Бюджетный процесс — это составление, рассмотрение, утверждение и исполнение всех видов государственного бюджета.

    Бюджетный процесс осуществляется по жестко установленным правилам в силу его важности как экономического инструмента. Этапы бюджетного процесса можно представить следующим образом:

    Этапы бюджетного процесса Составление -> Рассмотрение -> Утверждение -> Исполнение

    Бюджетный процесс согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ — регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

    Составная часть бюджетного процесса — бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

    Бюджетный процесс длится около трех с половиной лет, и это время называется бюджетным периодом, то есть это время, в течение которого длится бюджетный процесс.

    Финансовый год — это время, в течение которого обязательно исполнение госбюджета, имеющего силу закона.

    Участниками бюджетного процесса в государстве выступают:

    • глава государства;
    • органы законодательной власти;
    • органы исполнительной власти;
    • органы государственного и местного финансового контроля;
    • государственные внебюджетные фонды;
    • главные распорядители бюджетных средств.
    • Для бюджетного процесса важно понятие финансового года. Финансовый год может совпадать с календарным (с 1 января по 31 декабря), но в целом ряде стран его начало сдвинуто на 1 марта или на 1 апреля.

      Составление бюджета — начальный этап бюджетного процесса. На этом этапе решаются такие вопросы, как объем бюджета, налоговая и денежно-кредитная политика на предстоящий год, основные методы и направления покрытия бюджетного дефицита, а также распределение расходов между звеньями бюджетной системы.

      Рассмотрение бюджета начинается за полгода до его законодательного утверждения. В процессе рассмотрения участвуют: правительство, финансовые и кредитно-банковские органы, местные органы власти. Законодательный орган рассматривает бюджет в нескольких чтениях, результатом чего становится согласование всех спорных вопросов. Принятый законодательно бюджет становится общегосударственным законом.

      В процессе рассмотрения бюджета происходит согласование интересов всех уровней власти по доходам и по расходам.

      Исполнение бюджета — сложный процесс, в котором участвует множество ведомств, властных структур, организаций. После сбора доходов в процессе исполнения бюджета начинается второй этап — осуществление расходов.

      Поскольку сам госбюджет ничего не тратит, а распределяет деньги между конкретными организациями — получателями бюджетных средств, то важно правильно распределить средства госбюджета (рис.34).

      Исполнение бюджета распадается на два этапа: сбор доходов и осуществление расходов.

      Рис. 34. Распределение расходов госбюджета

      При распределении бюджетных средств необходимо определить, кому и сколько их причитается. Для этого составляется бюджетная роспись.

      Бюджетная классификация — это группировка доходов и расходов бюджета, а также источников финансирования дефицита бюджетов.

      С помощью бюджетной росписи определяются получатели бюджетных средств, распорядители госсредств (органы госвласти, уполномоченные распоряжаться средствами госбюджета и распределять их между получателями). Росписи, относящиеся к получателям бюджетных средств, утверждаются распорядителями бюджетных средств.

      Казначейское исполнение бюджета

      На счетах казначейства хранятся бюджетные средства.

      Сбор, расходование, хранение средств госбюджета организуются специальным государственным, финансовым институтом — казначейством. Существование казначейства объективно обусловлено необходимостью соблюдения принципа единства места сбора, хранения и выплаты бюджетных средств.

      Основные задачи казначейства:

      • учет налогов и платежей, поступающих в госбюджет;
      • распределение доходов между бюджетами различных уровней;
      • учет льгот и отсрочек, предоставленных налогоплательщиками;
      • взаимные расчеты между бюджетами различных уровней;
      • обеспечение целевого и эффективного расходования средств;
      • управление доходами и расходами госбюджета на счетах казначейства.
      • Бюджетный процесс и полномочия его участников

        С юридической точки зрения бюджетный процесс — это составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета конкретного уровня.

        С экономической точки зрения бюджетный процесс есть процесс, во-первых, определения бюджетных доходов и расходов и достижения их сбалансированности, а во-вторых, мобилизации доходов и осуществления расходов.

        В ходе бюджетного процесса обеспечивается определение возможных доходов бюджета, взимаемых в виде налоговых и неналоговых платежей. На этой стадии важно определить, как влияют те или иные налоги на деятельность хозяйствующих субъектов, насколько эффективны эти налоги для обеспечения поступлений денежных средств в бюджет.

        Оценка объема необходимых бюджетных доходов неразрывна от оценки необходимых расходов бюджета. Признание каких-либо расходов неизбежно влечет за собой поиск дополнительных источников доходов. Иными словами, подготовке бюджета должна предшествовать разработка основных направлений финансовой политики.

        Законодательство определяет круг участников бюджетного процесса и их полномочия.

        В соответствии со статьей 164 Бюджетного кодекса РФ участниками бюджетного процесса на федеральном уровне являются:

        • Президент РФ;
        • Государственная дума Федерального собрания РФ;
        • Совет Федерации Федерального собрания РФ;
        • Правительство РФ;
        • Министерство финансов;
        • Министерство по налогам и сборам;
        • Центральный банк;
        • Счетная палата;
        • Государственные внебюджетные фонды;
        • Главные распорядители и распорядители бюджетных средств.
        • Непосредственную разработку проекта федерального бюджета осуществляет Министерство финансов.

          Оно обладает следующими бюджетными полномочиями:

          • составляет проект федерального бюджета и представляет его в правительство РФ;
          • принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;
          • по поручению правительства РФ представляет сторону государства в договорах о предоставлении кредитов за счет средств федерального бюджета;
          • разрабатывает прогноз консолидированного бюджета Российской Федерации;
          • разрабатывает по поручению правительства РФ Программу государственных внутренних и внешних заимствований;
          • проводит проверки финансов получателей бюджетных средств, в том числе получателей бюджетных ссуд, кредитов и гарантий;
          • ведет государственные книги (реестры) внутреннего и внешнего долга Российской Федерации;
          • осуществляет управление государственным долгом РФ;
          • составляет отчет об исполнении консолидированного бюджета РФ;
          • ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета и осуществляет регистрацию бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из средств федерального бюджета.
          • Действующее законодательство предоставляет особые полномочия министру финансов по обеспечению процесса исполнения бюджета. Он, в частности, утверждает сводную бюджетную роспись, а также лимиты бюджетных обязательств для главных распорядителей средств; предоставляет бюджетные ссуды; имеет право сокращать расходы федерального бюджета в размере, не более 5% утвержденных поступлений в федеральный бюджет; имеет право перераспределять ассигнования между главными распорядителями средств федерального бюджета и статьями функциональной и экономической классификаций расходов в пределах 10% утвержденных расходов.

            Стадии бюджетного процесса

            Бюджетный процесс состоит из четырех стадий.

            Первая стадия бюджетного процесса

            Первая стадия — составление проекта бюджета. Ему предшествует разработка планов и прогнозов развития территории и целевых программ РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.

            Составление проектов бюджетов — исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Непосредственно составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований (ст. 184 БК РФ).

            Составление проекта федерального бюджета начинается не позднее, чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.

            Правительство РФ организует поэтапную работу по составлению проекта федерального бюджета. В определенные сроки составляются прогнозы социально-экономического развития, сводный баланс финансовых ресурсов, основные направления бюджетной политики РФ, рассчитываются контрольные цифры проекта федерального бюджета на соответствующий период и другие документы. Территориальные органы исполнительной власти ведут детальную проработку и согласование показателей социально-экономического развития и контрольных цифр федерального бюджета.

            Завершается данная стадия тем, что не позднее 26 августа года, предшествующего очередному финансовому году, Правительство РФ рассматривает проект бюджета и иные сопутствующие ему документы и материалы, предоставленные Министерством финансов РФ и другими федеральными органами исполнительной власти, и утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную думу.

            Вторая стадия бюджетного процесса

            Вторая стадия — рассмотрение и утверждение бюджета.

            Одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете Правительство РФ вносит в Государственную думу проекты федеральных законов: о внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ о налогах и сборах; о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ; о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на очередной финансовый год — до 1 августа.

            После принятия соответствующего проекта федерального закона к рассмотрению Государственной думой он должен направляться в Совет Федерации Федерального собрания РФ, комитеты Государственной думы, другим субъектам права законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение.

            Государственная дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в чтениях.

            Третья стадия бюджетного процесса

            Третьей стадией бюджетного процесса является исполнение бюджета. В настоящее время устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений (гл.24, 25).

            Исполнение федерального бюджета и иных бюджетов завершается 31 декабря.

            Четвертая стадия бюджетного процесса

            Четвертой, завершающей стадией бюджетного процесса является подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета.

            В конце каждого финансового года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении федерального бюджета в целом и бюджета каждого государственного внебюджетного фонда в отдельности. На основании данного распоряжения все получатели бюджетных средств готовят годовые отчеты по доходам и расходам. Главные распорядители бюджетных средств сводят и обобщают отчеты подведомственных бюджетных учреждений (гл. 27 БК РФ).

            Бюджетный кодекс РФ закрепил положение о том, что ежегодно не позднее 1 июня текущего года Правительство РФ представляет в Государственную думу и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона. Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета и составляет заключение, которое направляется в Государственную думу. Государственная дума рассматривает представленный Правительством РФ отчет в течение 1,5 месяцев после получения заключения Счетной палаты РФ. При рассмотрении отчета дума заслушивает доклады об исполнении федерального бюджета руководителей Федерального казначейства и министра финансов, а также доклад Генерального прокурора РФ о соблюдении законности в области бюджетного законодательства и заключение Председателя Счетной палаты РФ.

            По итогам рассмотрения отчета и заключения Счетной палаты РФ Государственная дума принимает одно из следующих решений: об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета или об отклонении отчета об исполнении федерального бюджета.

            На всех стадиях бюджетного процесса должен осуществляться государственный и муниципальный финансовый контроль (гл. 26 БК РФ).

            § 1. Понятие бюджетного процесса и основные полномочия его участников

            В настоящее время основным правовым актом, регулирующим бюджетный процесс, является Бюджетный кодекс РФ (ст. 280). Однако, учитывая федеративное устройство России, бюджетный процесс существует как на уровне федерации, так и на уровне субъектов РФ. Кроме того, бюджетный процесс имеет место на уровне муниципальных образований. В связи с этим правовым источником бюджетного процесса является не только БК РФ, но также законы субъектов РФ о бюджетном процессе и постановления представительных органов местного самоуправления.

            Понятие бюджетного процесса в РФ дано в ст. 6 БК РФ. Здесь он определен как регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджета, проектов бюдже-тов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением Данное понятие бюджетного процесса страдает рядом недостатков. Главный из них состоит в том, что это понятие не охватывает всего содержания бюджетного процесса, а лишь его часть. В связи этим представляется более полезным исходить из научного понятия бюджетного процесса, устоявшегося в финансово-правовой и экономической науке на протяжении многих

            лет . Учитывая, что сегодня (с учетом ст. 6 БК РФ) бюджетный процесс обеспечивает не только формирование и реализацию бюджета, но и государственных внебюджетных фондов, правильно будет сказать, что бюджетный процесс — это установ-ленный правовыми нормами порядок составления, рассмотрения и утверждения проектов бюджетов и государственных внебюджетных фондов, исполнения этих бюджетов, а также составления, рассмотрения и утверждения отчетов об их исполнении .

            Из данного понятия следует, что бюджетный процесс — это сложный правовой механизм, в котором выделяются следующие стадии:

            составление проектов бюджетов и государственных вне-бюджетных фондов,

            рассмотрение и утверждение проектов бюджетов и государственных внебюджетных фондов,

            исполнение бюджетов и государственных внебюджетных фондов,

            составление, рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении бюджетов и государственных внебюджетных фондов.

            При этом на всех стадиях бюджетного процесса имеет место государственный финансовый контроль.

            Характерной особенностью бюджетного процесса является его непрерывность во времени. В целом, бюджетный процесс по бюджету и государственным внебюджетным фондам на предстоящий финансовый год начинается не позднее десяти месяцев до начала очередного финансового года (ст. 184 БК РФ), а заканчивается — к концу года, следующего за годом исполнения бюджетов. В част-ности, в соответствии со ст. 275, 279 БК РФ бюджетный процесс по федеральному бюджету заканчивается в последних числах ноября месяца, следующего за годом исполнения ежегодного федерального бюджета.

            В бюджетном процессе принимает участие значительный круг субъектов.

            В соответствии со ст. 152 БК РФ участниками бюджетного процесса являются: 1) Президент РФ; 2) органы законодательной (представительной) власти; 3) органы исполнительной власти; 4) органы денежно-кредитного регулирования; 5) органы государственного и муниципального финансового контроля; 6) государственные внебюджетные фонды; 7) главные и распорядители бюджетных средств; 8) бюджетные учреждения; 9) государственные и муниципальные унитарные предприятия; 10) другие получатели бюджетных средств, кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджета. Законодательством РФ и субъектов РФ бюджетные полномочия могут быть возложены и на иные органы.

            Полномочия Президента РФ в бюджетном процессе вытекают из Конституции РФ, согласно положениям которой Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, включая финансово-экономическую политику, обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства и, соответственно, с бюджетным посланием, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти и уполномочен использовать в этих целях согласительные процедуры, в том числе в бюджетном процессе.

            Бюджетные полномочия законодательных (представитель ных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления сводятся в основном к рассмотрению и утверждению соответствующих бюджетов и бюджетов внебюджетных фондов, а также отчетов об их исполнении. Кроме они осуществляют парламентский контроль на различных стадиях бюджетного процесса (ст. 153 БК РФ).

            Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления в свою очередь осуществляют составление проекта бюджета, внесение его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательного (представительного) органа, исполнение бюджета, включая сбор доходов бюджета, управление государственным или муниципальным долгом, ведомственный контроль за исполнением бюджета, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов. Аналогичные полномочия органы власти осуществляют по отношению к государственным внебюджетным фондам (ст. 154 БК РФ).

            Органом денежно-кредитного регулирования, обладающим бюджетными полномочиями, является Банк России, который вместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики, обслуживает счета бюджетов, осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам РФ. К работе с бюджетными средствами могут также привлекаться иные кредитные организации для осуществления операций по предоставлению бюджетных средств на возвратной основе, а также в целом для обслуживания бюджетных счетов, если на соответствующей территории Банк России не может выполнить эту функцию (ст. 155—156 БК РФ).

            Органы государственного и муниципального финансового контроля осуществляют в ходе бюджетного процесса финансовый контроль за исполнением бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов бюджетов, федеральных и региональных целевых программ, нормативных правовых актов в области бюджета (ст. БК РФ). К числу этих органов относятся: Счетная палата РФ, счетные палаты в субъектах РФ и другие органы.

            Главным распорядителем средств бюджета как участником бюджетного процесса является орган государственной власти РФ, субъекта РФ, орган местного самоуправления, определенные ве-домственной классификацией расходов бюджета и имеющие право распределять средства соответствующего бюджета по подве-домственным распорядителям и получателям бюджетных средств.

            Перечень главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств определяется органом исполнительной власти соот-ветствующего уровня в зависимости от структуры органов власти и способов организации финансовых потоков (ст. 25 БК РФ).

            Главными распорядителями средств федерального бюджета являются, как правило, министерства и ведомства, а средств бюджетов субъектов РФ — министерства, управления и отделы исполнительных органов власти субъектов РФ. Например, Министерство внутренних дел РФ является главным распорядителем средств федерального бюджета, а управление здравоохранения администрации субъекта РФ — главным распорядителем соответствующих средств областного бюджета. На уровне муниципальных образований главного распорядителя средств по муниципальному образованию может и не быть. Однако в крупных городах в качестве главного распорядителя средств городского бюджета выступает глава исполнительного органа местного самоуправления.

            Бюджетное законодательство определяет понятие «главный распорядитель бюджетных средств» в первую очередь по наличию учетно-распределителъной функции, в соответствии с которой главный распорядитель бюджетных средств утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений, составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета. Главный распорядитель бюджетных средств имеет при этом право на основании мотивированного представления бюджетного учреждения вносить изменения в утвержденную смету доходов и расходов бюджетного учреждения в части распределения средств между ее статьями (ст. 158БКРФ).

            Важное место отводится главному распорядителю бюджетных средств в заемно-инвестиционном процессе. Он может быть уполномочен представлять сторону государства, субъекта РФ или органа местного самоуправления в договорах о предоставлении бюджетных средств на возвратной основе, государственных или муниципальных гарантий, бюджетных инвестиций, С другой стороны, главный распорядитель бюджетных средств определяет задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг для подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат (ст. 158БКРФ).

            Не менее значимы контрольные полномочия главного распорядителя бюджетных средств. Он осуществляет контроль получателей бюджетных средств в части обеспечения целевого использования бюджетных средств, своевременного их возврата, предоставления отчетности, выполнения заданий по предоставлению государственных или муниципальных услуг.

            Главный распорядитель бюджетных средств осуществляет также контроль за использованием бюджетных средств распоря-дителями бюджетных средств, бюджетными учреждениями и другими получателями бюджетных средств, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, которым передана на праве хозяйственного ведения или в оперативное управление собственность соответственно Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных образований. Непосредственное проведение контроля за использованием бюджетных средств унитарными предприятиями осуществляется по инициативе главного распорядителя бюджетных средств органами государственного финансового контроля (ст. 160 БКРФ).

            Главный распорядитель бюджетных средств готовит и представляет органу, за контроль исполнения соответ-ствующего бюджета, сводный отчет об исполнении бюджета по выделенным средствам, сводную смету доходов и расходов, а также отчет о выполнении задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг.

            Главный распорядитель средств федерального бюджета в пределах своей компетенции осуществляет представительство государства в судебных органах. Он уполномочен выступать в суде от имени российской казны по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц и органов, по ведомственной принадлежности, а также по искам подведомственных предприятий и учреждений, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности. Выплата средств по исполнительным листам про-изводится за счет федеральной казны из средств федерального бюджета, выделенных федеральным органам исполнительной власти как главным распорядителям средств федерального бюджета (п. 10 ст. 158 БК РФ).

            Распорядители бюджетных средств как участники бюджетного процесса — это органы государственной власти и местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств. Права распорядителей бюджетных средств определены в ст. 159 и 160 БК РФ и почти аналогичны правам главных распорядителей бюджетных средств. Однако распорядители бюджетных средств реализуют эти права в бюджетном процессе непосредственно относительно получателей бюджетных средств.

            Непосредственное расходование бюджетных средств осуществляется получателями бюджетных средств, которыми являются бюджетные учреждения или иные организации, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год (ст. 162 БК РФ). К числу получателей бюджетных средств относятся школы, больницы, поликлиники и т.д.

            Получатели бюджетных средств имеют право на своевременное получение и использование бюджетных средств в соответствии с утвержденной бюджетной росписью, право на своевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств, а также на компенсацию в размере недофинансирования. В свою очередь получатели бюджетных средств обязаны своевременно подавать бюджетные заявки или иные документы, подтверждающие право на получение бюджетных средств; эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением; своевременно и в полном объеме возвращать бюджетные средства, предоставленные на возвратной основе; своевременно и в полном объеме вносить плату за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе; своевременно представлять отчет и иные сведения об использовании бюджетных средств (ст. 163 БК РФ). — В бюджетном процессе главный распорядитель бюджетных средств, распорядитель бюджетных средств и получатель бюджетных средств взаимосвязаны. Сначала главный распорядитель средств по соответствующему бюджету распределяет их по подведомственным распорядителям бюджетных средств, а последние, в свою очередь, по получателям бюджетных, средств. Например, Министерство внутренних дел РФ является главным распорядителем средств федерального бюджета, его управления в субъектах РФ — распорядителями бюджетных средств, а районные отделения — бюджетополучателями. Аналогичным образом существует взаимосвязь вышеназванных участников бюджетного процесса на уровне субъектов РФ и муниципальных образований. Например, отраслевое, областное управление является главным распорядителем соответствующих средств областного бюджета, его районные отделы — распорядителями бюджетных средств, а бюджет-ные учреждения (поликлиники, больницы, школы и т.п.) — по-лучателями бюджетных средств. В муниципальных образованиях эта схема может быть двухступенчатой (распорядитель — бюдже-тополучатель), как в большинстве сельских районов. Однако в крупных городах она, как правило, сохраняет три уровня, где главными распорядителями являются глава исполнительного органа местного самоуправления и главы административно-территориальных единиц (городских районов), распорядителями средств городского бюджета — как правило, отраслевые управления и отделы, а бюджетополучателями — конкретные бюджетные учреждения и иные организации по периодически утверждаемому перечню.

            Помимо названных участников бюджетного процесса к их числу относятся и некоторые другие, перечисленные в ст. БК РФ. Это государственные и муниципальные унитарные предприятия, имеющие право на получение бюджетных ассигнований, иные органы, которые законодательством РФ и субъектами РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия. Но их роль в бюджетном процессе весьма фрагментарна.

            Участники бюджетного процесса и их полномочия

            Бюджетный процесс — это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и других участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. В соответствии с этим определением необходимо более подробно рассмотреть следующие вопросы:

          • нормативные документы, определяющие состав бюджетного законодательства;
          • распределение компетенции органов государственной власти и местного самоуправления (по вертикали);
          • круг участников бюджетных правоотношений;
          • полномочия участников бюджетного процесса (по горизонтали).

          • Структура бюджетного законодательства представлена на рис. 7.1.1. Необходимо отметить, что Бюджетному кодексу РФ принадлежит приоритет в сфере нормативного регулирования бюджетного процесса в России. Нормативные правовые акты, которые обозначены на рис. 7.1.1, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных исполнительный органов власти, регулирующие бюджетные правоотношения, не могут противоречить Кодексу. В то же время Бюджетный кодекс устанавливает приоритет международных правовых норм: если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены бюджетным законодательством РФ, применяются правила международного договора. Бюджетное законодательство формируется на трех уровнях бюджетной системы РФ. Соответственно строится вертикальное распределение компетенции между уровнями власти.

            К компетенции федерального уровня государственной власти принадлежат:

          • установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ;
          • разграничение налогов и других доходов между уровнями бюджетной системы, а также распределение в порядке межбюджетного регулирования доходов от федеральных налогов и сборов, иных доходов федерального бюджета между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ;
          • разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ;
          • установление порядка составления и рассмотрения проекта федерального бюджета, утверждения и исполнения федерального бюджета, осуществления контроля за его исполнением, составления отчетности об исполнении и утверждения отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
          • составление и рассмотрение проекта федерального бюджета, утверждение и исполнение федерального бюджета, осуществление контроля за его исполнением и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственный внебюджетный фондов;
          • предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам;
          • установление минимальных государственных социальных стандартов, норм и нормативов финансовых затрат на единицу предоставленных государственных или муниципальных услуг;
          • утверждение бюджетной классификации РФ;
          • установление федеральными законами порядка осуществления заимствований Российской Федерацией, субъектами РФ и органами местного самоуправления;
          • управление долгом Российской Федерации;
          • определение перечня и порядка формирования государственных внебюджетных фондов, управление их деятельностью;
          • установление оснований и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ и др.
          • В области регулирования бюджетных правоотношений к ведению субъектов РФ относятся не только вопросы, связанные с бюджетами субъектов РФ и бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов, но и порядок организации межбюджетных отношений в конкретном субъекте Рф, хотя эти вопросы находятся в сфере совместного ведения с федеральными органами государственной власти. Соответственно компетенция органов местного самоуправления должна осуществляться в пределах, установленных федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ, а также в соответствии с нормативно-правовыми актами органов власти местного самоуправления.

            Участники бюджетного процесса:

          • Президент Российской Федерации;
          • органы законодательной (представительной) власти;
          • органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);
          • органы денежно-кредитного регулирования;
          • органы государственного и муниципального финансового контроля;
          • главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
          • иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.
          • Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов. В состав участников бюджетного процесса входят также органы, обладающие бюджетными полномочиями (рис. 7.1.2).

            Законодательные (представительные) органы власти имеют следующие обязанности:

          • рассматривать и утверждать бюджеты;
          • рассматривать и утверждать отчеты об исполнении бюджетов;
          • формировать и определять правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджетов соответствующих уровней и др.
          • Аналогичные полномочия законодательных (представительных) органов власти касаются вопросов регулирования деятельности государственных внебюджетных фондов.

            Законодательные (представительные) органы власти не имеют права создавать свои резервные фонды, а также выполнять отдельные функции по исполнению бюджетов (за исключением органов местного самоуправления, совмещающих функции законодательных и исполнительных органов). Представляется, что это положение направлено на последовательную реализацию принципа разделения полномочий органов власти в бюджетном процессе, который, как известно, устанавливает, что исполнение бюджета — исключительная компетенция исполнительных органов власти.

            Органы исполнительной власти осуществляют:

          • составление проектов бюджетов;
          • представление их на рассмотрение и утверждение законодательными (представительными) органами власти вместе с необходимыми документами и материалами;
          • исполнение бюджетов, в том числе сбор доходов бюджета;
          • управление государственным (муниципальным) долгом;
          • осуществление ведомственного контроля за исполнением бюджета;
          • представление отчета об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов власти и др.
          • Аналогичные полномочия имеют исполнительные органы власти по отношению к государственным внебюджетным фондам.

            Центральный банк РФ (Банк России) выполняет следующие обязанности:

          • совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение в Государственную Думу РФ основные направления денежно-кредитной политики;
          • обслуживает счета бюджета;
          • осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам.
          • Особо обратим внимание на то, что счета бюджета могут обслуживаться только Банком России, однако это правило имеет исключение, что следует из компетенции кредитных организаций.

            Кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджета, как участники бюджетного процесса выполняют две функции: осуществление операций по предоставлению средств бюджета на возвратной основе и обеспечение функций Банка России там, где он эти функции выполнять не может. Субъекты РФ, муниципальные образования вправе открывать счета в кредитных организациях, обслуживающих расчеты по сделкам, совершаемым с государственными ценными бумагами субъектов РФ и муниципальными ценными бумагами (в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций).

            Контрольные органы законодательных (представительных) органов власти на всех уровнях осуществляют:

          • контроль за исполнением бюджетов соответствующих уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
          • проведение экспертизы проектов бюджетов, федеральных и региональных целевых программ и иных нормативных актов бюджетного законодательства Российской Федерации, субъектов РФ, актов органов местного самоуправления.
          • Органы контроля исполнительной власти в ходе исполнения соответствующего бюджета и бюджета государственного внебюджетного фонда осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль.

            Главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять средства бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств. Главный распорядитель бюджетных средств определяется ведомственной классификацией расходов бюджета. Для федерального уровня главным распорядителем бюджетных средств выступает орган государственной власти РФ; для регионального и местного уровня — орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение.

            Главный распорядитель средств соответствующего бюджета:

          • определяет задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг для подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств;
          • утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений;
          • составляет бюджетную роспись;
          • распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств;
          • исполняет соответствующую часть бюджета и др.
          • Распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств и осуществлять связанные с этим функции. Распорядитель бюджетных средств может быть уполномочен:

          • Правительством РФ представлять сторону государства в договорах о предоставлении средств федерального бюджета на возвратной основе, государственных гарантий, бюджетных инвестиций;
          • органом исполнительной власти субъекта РФ представлять сторону субъекта РФ в договорах о предоставлении средств бюджета субъекта РФ на возвратной основе, государственных гарантий, бюджетных инвестиций;
          • органом местного самоуправления представлять сторону муниципального образования в договорах о предоставлении средств местного бюджета на возвратной основе, муниципальных гарантий, бюджетных инвестиций.
          • Бюджетное учреждение — организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов. В смете доходов и расходов должны быть отражены бюджетные и внебюджетные доходы бюджетного учреждения. При этом учреждение при исполнении сметы доходов и расходов самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетный источников. Бюджетное учреждение наделено правом оперативного управления государственным или муниципальным имуществом.

            Получатель бюджетных средств — это бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

            Учитывая роль Министерства финансов РФ в осуществлении бюджетного процесса, Бюджетный кодекс РФ отдельно устанавливает его полномочия. Министерство финансов РФ:

          • составляет проект федерального бюджета и принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;
          • составляет сводную бюджетную роспись федерального бюджета;
          • разрабатывает Программу государственных внутренних заимствований и Программу государственных внешних заимствований Российской Федерации;
          • осуществляет сотрудничество с международными финансовыми организациями;
          • осуществляет методическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм;
          • проводит проверки финансового состояния получателей бюджетных средств, в том числе получателей бюджетных ссуд, бюджетных кредитов и государственных гарантий;
          • регистрирует эмиссии займов субъектов РФ, муниципальных образований, государственных унитарных предприятий и федеральных казенных предприятий;
          • осуществляет в порядке, установленном Правительством РФ, управление государственным долгом РФ;
          • исполняет федеральный бюджет;
          • составляет отчет об исполнении федерального бюджета, отчет об исполнении консолидированного бюджета РФ;
          • налагает на главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, кредитные организации штрафы в соответствии с договорами и законодательством РФ;
          • осуществляет иные полномочия.
          • Вопрос 1 Участники бюджетного процесса, их полномочия

            Вопрос 1 Участники бюджетного процесса, их полномочия

            Бюджетный процесс , как установлено в Бюджетном кодексе РФ, – регламентируемая законодательством РФ деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности (рис. 9.1).

            Участниками бюджетного процесса являются:

            • высшее должностное лицо субъекта РФ, глава муниципального образования;

            • законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее – законодательные (представительные) органы);

            • исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);

            • Центральный банк РФ;

            • органы государственного (муниципального) финансового контроля;

            • органы управления государственными внебюджетными фондами;

            • главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;

            • главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;

            Рис. 9.1. Этапы бюджетного процесса

            • главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;

            • получатели бюджетных средств.

            Бюджетные полномочия — установленные БК РФ и принятыми в соответствии с ним правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, права и обязанности органов государственной власти (органов местного самоуправления) и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса. Рассмотрим в качестве примера полномочия основных участников бюджетного процесса, к которым можно отнести органы законодательной (представительной) и исполнительной власти.

            Законодательные (представительные) органы рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением соответствующих бюджетов.

            Исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом. В составе исполнительной власти финансовые органы готовят проект соответствующего бюджета (проект бюджета и среднесрочного финансового плана), представляют его с необходимыми документами и материалами для внесения в законодательный (представительный) орган, организуют исполнение бюджета, устанавливают порядок составления бюджетной отчетности. Отдельно установлены бюджетные полномочия Министерства финансов РФ, министра финансов РФ, Федерального казначейства, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.

            Основные изменения, внесенные Федеральным законом № 63-Ф3 от 26.04.2007 г. и касающиеся бюджетных полномочий, заключаются в следующем:

            • установление закрытого перечня участников бюджетного процесса;

            • введение в состав участников бюджетного процесса и описание бюджетных полномочий главных администраторов (администраторов) доходов бюджета и главных администраторов (администраторов) источников финансирования дефицита бюджета;

            • уточнение описания полномочий главного распорядителя (распорядителя) и получателя бюджетных средств;

            • отнесение к получателям бюджетных средств только органов государственной власти (органов местного самоуправления) или бюджетных учреждений.

            Согласно действовавшей до 2008 г. редакции БК РФ, получателем бюджетных средств являлась любая организация, в том числе, например, предоставляющая бюджетным учреждениям коммунальные услуги, получающая субсидии или кредиты из бюджета и т. д. Понятие «получатель бюджетных средств» теперь ограничено организациями, которые имеют право от имени государства или местного самоуправления принимать и исполнять бюджетные обязательства. Проведение такой границы открывает возможности для реструктуризации бюджетной сети. Нет необходимости расширять перечень получателей бюджетных средств, включая в него, например, организации новых организационно-правовых форм, предоставляющие государственные (муниципальные) услуги. Такие организации будут получать бюджетные средства в виде субсидий или в рамках государственных (муниципальных) контрактов, но это не значит, что они будут наделены бюджетными полномочиями как участники бюджетного процесса.

            Системное описание (единое для всех бюджетов бюджетной системы РФ) состава и полномочий участников бюджетного процесса направлено на его упорядочение, что является необходимым условием осуществления бюджетного процесса в правовом государстве.

            Бюджетный процесс

            Бюджетный процесс является одним из ключевых направлений деятельности как законодательной, так и исполнительной власти. Понятно, что технология бюджетного процесса должна быть максимально четко формализована и отработана. В противном случае можно вступить в новый год без закона о бюджете. И такие случаи уже были – не только в российской истории, но и, например, в США.

            Важной задачей также является максимальная открытость и прозрачность бюджетного процесса, чтобы общество могло понять еще до принятия закона – на какие цели и в каком объеме государство будет использовать средства налогоплательщиков, а также какие задачи будут решены государством в предстоящий период при использовании бюджетных средств.

            Участники бюджетного процесса и их полномочия

            В результате изучения данной главы студент должен:

            знать

          • – определение бюджетного процесса и бюджетных полномочий;
          • – нормативные правовые основы бюджетных полномочий участников бюджетного процесса;
          • уметь

            – отличать главного распорядителя от распорядителя бюджетных средств, главного администратора от администратора доходов бюджета;

            владеть навыками

            – определения круга участников бюджетного процесса федерального уровня и их полномочий.

            Основы бюджетного процесса в Российской Федерации регулируются положениями БК. Изменения, вступившие в силу в 2008 г., стали логическим завершением проводимой в Российской Федерации бюджетной реформы и в значительной степени коснулись участников бюджетного процесса. Так, в ходе ее проведения появились новые участники бюджетного процесса, такие как администраторы и главные администраторы доходов бюджета, администраторы и главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета. Соответственно, бюджетное законодательство было дополнено их бюджетными полномочиями.

            В представленной главе рассмотрены стадии бюджетного процесса, бюджетные полномочия его участников, определен состав участников бюджетного процесса на федеральном уровне.

            Ключевые понятия

            Бюджетные полномочия, участники бюджетного процесса, финансовые органы, главный распорядитель бюджетных средств, распорядитель бюджетных средств, главный администратор доходов бюджета, администратор доходов бюджета, главный администратор источников финансирования дефицита бюджета, бюджетное учреждение

            Согласно БК бюджетный процесс – регламентируемая законодательством РФ деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

            Прежде чем подробнее рассмотреть стадии бюджетного процесса, необходимо определить правовое положение, состав и полномочия его участников. БК содержит следующее определение бюджетных полномочий.

            Бюджетные полномочия – установленные БК и принятыми в соответствии с ним правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, права и обязанности органов государственной власти (органов местного самоуправления) и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса.

            В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования и органы государственного (муниципального) финансового контроля, каждый из которых выполняет свои задачи и действует в рамках установленных полномочий.

            В общем виде круг участников бюджетного процесса в Российской Федерации определен БК и трансформируется в зависимости от уровня бюджетной системы.

            Участниками бюджетного процесса являются:

          • – Президент РФ;
          • – высшее должностное лицо субъекта РФ, глава муниципального образования;
          • – законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления;
          • – исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);
          • – ЦБ РФ;
          • – органы государственного (муниципального) финансового контроля;
          • – органы управления государственными внебюджетными фондами;
          • – главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;
          • – главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;
          • – главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;
          • – получатели бюджетных средств (ст. 152 БК).
          • Законодательные (представительные) органы рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты бюджетной системы РФ и отчеты об их исполнении, осуществляют контроль в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения соответствующих бюджетов на своих заседаниях, заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, в ходе проводимых законодательными (представительными) органами слушаний и в связи с депутатскими запросами, формируют и определяют правовой статус органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля, осуществляют другие полномочия в соответствии с БК, Федеральными законами от 07.05.2013 № 77-ФЗ «О парламентском контроле», Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», иными нормативными правовыми актами РФ, а также конституциями (уставами) субъектов РФ, уставами муниципальных образований.

            Законодательным (представительным) органам в пределах их компетенции по бюджетным вопросам, установленной Конституцией РФ, БК, иными нормативными правовыми актами РФ, для обеспечения их полномочий должна быть предоставлена органами исполнительной власти, местными администрациями, органами управления государственными внебюджетными фондами вся необходимая информация (ст. 153 БК).

            Исполнительные органы государственной власти обладают следующими бюджетными полномочиями:

          • – обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана);
          • – вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов;
          • – разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов;
          • – обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности;
          • – представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов;
          • – обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом;
          • – осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством РФ.
          • Среди участников бюджетного процесса особо выделены финансовые органы, обладающие широкими бюджетными полномочиями. Основная ответственность за организацию бюджетного процесса лежит именно на финансовых органах.

            Финансовые органы – Минфин России, органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов РФ (финансовые органы субъектов РФ), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).

            Финансовые органы выполняют следующие бюджетные полномочия:

          • – составляют проект соответствующего бюджета (проект бюджета и среднесрочного финансового плана);
          • – представляют его с необходимыми документами и материалами для внесения в законодательный (представительный) орган;
          • – организуют исполнение бюджета;
          • – устанавливают порядок составления бюджетной отчетности;
          • – осуществляют иные бюджетные полномочия в соответствии с законодательством РФ.

          Финансовые органы или иные уполномоченные органы ежемесячно составляют и представляют отчет о кассовом исполнении бюджета в порядке, установленном Минфином России (ст. 154 БК).

          В числе органов, обладающих бюджетными полномочиями, обособленное положение занимает ЦБ РФ, который как орган денежно-кредитного регулирования в рамках своих бюджетных полномочий:

        • 1) совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики;
        • 2) обслуживает счета бюджетов;
        • 3) осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам РФ (ст. 155 БК).
        • В соответствии с Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности ЦБ РФ являются:

        • – защита и обеспечение устойчивости рубля;
        • – развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
        • – обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
        • ЦБ РФ без взимания комиссионного вознаграждения осуществляет операции со средствами федерального бюджета, средствами государственных внебюджетных фондов, средствами бюджетов субъектов РФ и средствами местных бюджетов, а также операции по обслуживанию государственного долга Российской Федерации и операции с золотовалютными резервами.

          Среди участников бюджетного процесса особое место занимают органы государственного и муниципального финансового контроля, созданные законодательными (представительными) органами.

          Бюджетные полномочия органов государственного (муниципального) финансового контроля, к которым относятся Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ (местных администраций), по осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля установлены БК.

          Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований также осуществляют бюджетные полномочия по:

          • – аудиту эффективности, направленному на определение экономности и результативности использования бюджетных средств;
          • – экспертизе проектов законов (решений) о бюджетах, иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства РФ, в том числе обоснованности показателей (параметров и характеристик) бюджетов;
          • – экспертизе государственных (муниципальных) программ;
          • – анализу и мониторингу бюджетного процесса, в том числе подготовке предложений по устранению выявленных отклонений в бюджетном процессе и совершенствованию бюджетного законодательства РФ;
          • – подготовке предложений по совершенствованию осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и др.
          • Органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ (местных администраций), обязаны предоставлять информацию и документы, запрашиваемые Росфиннадзором в целях осуществления ею анализа исполнения бюджетных полномочий органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ (местных администраций).

            Росфиннадзор, органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ (местных администраций), проводят анализ осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

            Бюджетные полномочия Счетной палаты РФ, контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований осуществляются с соблюдением положений, установленных Федеральными законами от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» и от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

            Главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) – орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено БК.

            Главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:

          • – обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств;
          • – формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств;
          • – ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований;
          • – осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований;
          • – составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета;
          • – вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств;
          • – вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи;
          • – определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями;
          • – формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания;
          • – обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении;
          • – формирует бюджетную отчетность главного распорядителя бюджетных средств;
          • – отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств;
          • Помимо главных распорядителей участниками бюджетного процесса являются распорядители бюджетных средств.

            Распорядитель бюджетных средств (распорядитель средств соответствующего бюджета) – орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

            Распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:

          • – осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета;
          • – распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета;
          • – вносит предложения главному распорядителю бюджетных средств, в ведении которого находится, по формированию и изменению бюджетной росписи;
          • – обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных БК, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении;
          • – в случае и порядке, установленных соответствующим главным распорядителем бюджетных средств, осуществляет отдельные бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится (ст. 158 БК).
          • В ходе осуществления бюджетной реформы потребовалось введение новых участников бюджетного процесса, таких как главные администраторы (администраторы) доходов бюджета.

            Главный администратор доходов бюджета – определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, ЦБ РФ, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета, если иное не установлено БК.

            Главный администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями:

          • – формирует перечень подведомственных ему администраторов доходов бюджета;
          • – представляет сведения, необходимые для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта бюджета;
          • – представляет сведения для составления и ведения кассового плана;
          • – формирует и представляет бюджетную отчетность главного администратора доходов бюджета;
          • – осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные БК.
          • Администратор доходов бюджета – орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, ЦБ РФ, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы РФ, если иное не установлено БК.

            Администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями:

          • – осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним;
          • – осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов;
          • – принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Казначейства России для осуществления возврата в порядке, установленном Минфином России;
          • – принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы РФ и представляет уведомление в орган Казначейства России;
          • – в случае и порядке, установленных главным администратором доходов бюджета, формирует и представляет главному администратору доходов бюджета сведения и бюджетную отчетность, необходимые для осуществления полномочий соответствующего главного администратора доходов бюджета;
          • – предоставляет информацию, необходимую для уплаты денежных средств физическими и юридическими лицами за государственные и муниципальные услуги, а также иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ, в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах;
          • – осуществляет иные бюджетные полномочия в соответствии с законодательством РФ.
          • Бюджетные полномочия администраторов доходов бюджета осуществляются в порядке, установленном законодательством РФ, а также в соответствии с доведенными до них главными администраторами доходов бюджета, в ведении которых они находятся, правовыми актами, наделяющими их полномочиями администратора доходов бюджета.

            Главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета также были введены в качестве участников бюджетного процесса в рамках реализации Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004–2006 гг.

            Главный администратор источников финансирования дефицита бюджета (главный администратор источников финансирования дефицита соответствующего бюджета) – определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов источников финансирования дефицита бюджета и (или) являющиеся администраторами источников финансирования дефицита бюджета.

            Главный администратор источников финансирования дефицита бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями:

          • – формирует перечни подведомственных ему администраторов источников финансирования дефицита бюджета;
          • – обеспечивает адресность и целевой характер использования выделенных в его распоряжение ассигнований, предназначенных для погашения источников финансирования дефицита бюджета;
          • – распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным администраторам источников финансирования дефицита бюджета и исполняет соответствующую часть бюджета;
          • – формирует бюджетную отчетность главного администратора источников финансирования дефицита бюджета.
          • Администратор источников финансирования дефицита бюджета (администратор источников финансирования дефицита соответствующего бюджета) – орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, иная организация, имеющие право в соответствии с БК осуществлять операции с источниками финансирования дефицита бюджета.

            Администратор источников финансирования дефицита бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями:

          • – осуществляет планирование (прогнозирование) поступлений и выплат по источникам финансирования дефицита бюджета;
          • – осуществляет контроль за полнотой и своевременностью поступления в бюджет источников финансирования дефицита бюджета;
          • – обеспечивает поступления в бюджет и выплаты из бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета;
          • – формирует и представляет бюджетную отчетность;
          • – в случае и порядке, установленных соответствующим главным администратором источников финансирования дефицита бюджета, осуществляет отдельные бюджетные полномочия главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, в ведении которого находится;
          • – осуществляет иные бюджетные полномочия (ст. 160.2 БК).
          • Статья 160.2-1 БК определяет бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, главного администратора (администратора) доходов бюджета, главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

            Главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств осуществляет внутренний финансовый контроль, направленный на:

          • – соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, включая расходы на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим главным распорядителем бюджетных средств и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств;
          • – подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
          • В свете внесения последних изменений в бюджетное законодательство произошла конкретизация понятия «получатель бюджетных средств». В настоящее время к получателям бюджетных средств относятся только органы государственной власти (органы местного самоуправления) или бюджетные учреждения.

            Согласно предыдущей редакции БК под определение получателя бюджетных средств подпадала любая организация, в том числе, например, предоставляющая бюджетным учреждениям коммунальные услуги, получающая субсидии или кредиты из бюджета и т.д. Однако такие организации не являются участниками бюджетного процесса и не обязаны выполнять возложенные на них обязанности (например, по ведению бюджетного учета, предоставлению бюджетной отчетности и т.д.).

            Внесение изменений в бюджетное законодательство ограничило понятие «получатель бюджетных средств» организациями, которые имеют право от имени государства или местного самоуправления принимать и исполнять расходные (бюджетные) обязательства.

            Проведение такой границы открывает возможности для реструктуризации бюджетной сети. Отсутствует необходимость расширять перечень получателей бюджетных средств, например, включая в него организации новых организационно-правовых форм (автономные учреждения или негосударственные некоммерческие организации), предоставляющие государственные (муниципальные) услуги физическим и юридическим лицам. Такие организации будут получать бюджетные средства в виде субсидий, но это не значит, что они будут наделены бюджетными полномочиями как участники бюджетного процесса.

            Получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) – орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено БК.

            Получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:

          • – составляет и исполняет бюджетную смету;
          • – принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства;
          • – обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований;
          • – вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи;
          • – ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета);
          • – формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств;
          • – исполняет иные полномочия в соответствии с законодательством РФ (ст. 161 БК).
          • Среди получателей бюджетных средств необходимо выделить казенные учреждения.

            Казенное учреждение – государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

            Согласно ст. 161 БК казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством РФ.

            Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с БК.

            Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и на основании бюджетной сметы.

            В соответствии с нормами БК участники бюджетного процесса разделяются по уровням бюджетной системы РФ. Особое внимание уделено полномочиям участников бюджетного процесса федерального уровня, к числу которых относятся:

          • – Государственная Дума Федерального Собрания РФ;
          • – Совет Федерации Федерального Собрания РФ;
          • – Правительство РФ;
          • – Минфин России;
          • – Казначейство России;
          • – Счетная палата РФ;
          • – Росфиннадзор;
          • – органы управления государственными внебюджетными фондами РФ;
          • – главные распорядители, распорядители и получатели средств федерального бюджета;
          • – главные распорядители, распорядители и получатели средств бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ;
          • – главные администраторы (администраторы) доходов федерального бюджета;
          • – главные администраторы (администраторы) доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
          • – главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита федерального бюджета;
          • – главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ.
          • Согласно ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ в рамках бюджетного процесса:

          • – разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;
          • – представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;
          • – обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики.
          • Среди участников бюджетного процесса федерального уровня особое место занимает Минфин России. Согласно Положению о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, микрофинансовой деятельности, финансовых рынков, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, в том числе включенных в выплатной резерв, организации и проведения лотерей, азартных игр, производства и реализации защищенной от подделок полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, государственного регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев и актуариев по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию (за исключением государственного регулирования правоотношений между негосударственным пенсионным фондом и участниками негосударственного пенсионного фонда, застрахованными лицами и их правопреемниками, а также в части правоотношений, субъектом которых является Пенсионный фонд РФ), бюро кредитных историй.

            В соответствии со ст. 165 БК Минфин России обладает следующими бюджетными полномочиями:

          • – принимает нормативные акты в установленной сфере деятельности;
          • – организует составление и составляет проект федерального бюджета, представляет его в Правительство РФ, принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ;
          • – осуществляет методологическое руководство в области составления и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ;
          • – разрабатывает и представляет в Правительство РФ основные направления бюджетной и налоговой политики;
          • – ведет реестр расходных обязательств Российской Федерации;
          • – разрабатывает прогноз основных параметров бюджетов бюджетной системы РФ, в том числе прогноз консолидированного бюджета РФ;
          • – получает от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ и органов (должностных лиц) местных администраций муниципальных образований материалы, необходимые для составления проекта федерального бюджета, прогноза основных параметров бюджетов бюджетной системы РФ и прогноза консолидированного бюджета РФ;
          • – проектирует предельные объемы бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств федерального бюджета либо субъектам бюджетного планирования;
          • – разрабатывает по поручению Правительства РФ программу государственных внутренних заимствований Российской Федерации, условия выпуска и размещения государственных займов Российской Федерации, выступает в качестве эмитента государственных ценных бумаг РФ, проводит государственную регистрацию условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг;
          • – осуществляет по решению Правительства РФ сотрудничество с международными финансовыми организациями;
          • – представляет Российскую Федерацию в договорах о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации;
          • – представляет Правительство РФ на переговорах о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации и предоставляет (выдает) от имени Российской Федерации государственные гарантии Российской Федерации;
          • – осуществляет нормативное и методическое обеспечение управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и управляет этими средствами в порядке, определяемом Правительством РФ, и др.
          • Особыми бюджетными полномочиями обладает Министр финансов РФ, который наделен исключительным правом на внесение изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета, а также ее утверждение, корректировку лимитов бюджетных обязательств, разрешение на предоставление бюджетных кредитов из федерального бюджета и некоторые другие полномочия.

            В соответствии с Положением о Федеральном казначействе, утвержденном постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 703, Казначейство России является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством РФ правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

            Таким образом, Казначейство России осуществляет бюджетные полномочия по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ.

            Казначейство России обладает следующими бюджетными полномочиями:

          • – производит распределение доходов от налогов, сборов и иных поступлений;
          • – перечисляет излишне распределенные суммы, средства, необходимые для осуществления возврата (зачета, уточнения) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей;
          • – открывает в ЦБ РФ и кредитных организациях счета по учету средств бюджетов бюджетной системы РФ;
          • – направляет в учреждения ЦБ РФ и кредитные организации представления о приостановлении операций в валюте РФ по счетам, открытым казенным и бюджетным учреждениям в учреждениях ЦБ РФ и кредитных организациях в нарушение бюджетного законодательства РФ;
          • – осуществляет приостановление операций по лицевым счетам, открытым главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета в органах Казначейства России в предусмотренных бюджетным законодательством РФ случаях;
          • – осуществляет бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ, и (или) суммы платы за пользование указанными средствами и пеней за их несвоевременный возврат;
          • – осуществляет управление операциями со средствами на едином счете федерального бюджета в установленном им порядке;
          • – осуществляет операции по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета и др. (ст. 166.1 БК).
          • В соответствии со ст. 101 Конституции РФ для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату РФ, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом. Как высший орган государственного финансового контроля Счетная палата РФ обладает бюджетными полномочиями, установленными Федеральным законом от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

            Задачами Счетной палаты являются:

          • – организация и осуществление контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
          • – аудит реализуемости и результативности достижения стратегических целей социально-экономического развития Российской Федерации;
          • – определение эффективности и соответствия нормативным правовым актам Российской Федерации порядка формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты, в том числе для целей стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации;
          • – анализ выявленных недостатков и нарушений в процессе формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты, выработка предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного процесса в целом в пределах компетенции;
          • – развитие возможностей и методов аудита (контроля) эффективности и соответствия нормативным правовым актам РФ порядка формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты, включая выбор и оценку ключевых национальных показателей и индикаторов социально-экономического развития Российской Федерации;
          • – оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств федерального бюджета, а также оценка законности предоставления государственных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет федеральных и иных ресурсов, в пределах компетенции Счетной палаты;
          • – определение достоверности бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ и годового отчета об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ;
          • – контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов в ЦБ РФ, уполномоченных банках и иных кредитных организациях РФ;
          • – обеспечение в пределах своей компетенции мер по противодействию коррупции.
          • Среди функций Счетной палаты РФ необходимо выделить подготовку предложений, направленных на совершенствование бюджетного процесса в Российской Федерации.

            Счетная палата РФ осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности.

            К органам государственного финансового контроля относится и Росфиннадзор, находящийся в ведении Минфина. Росфиннадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, функции органа валютного контроля, а также функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций (см. Положение о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденное постановлением Правительства РФ от 04.02.2014 № 77).

            В рамках своей компетенции Росфиннадзор осуществляет контроль и надзор за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, за соблюдением валютного законодательства РФ, требований бюджетного законодательства РФ получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций.

            Немаловажную роль для обеспечения функционирования бюджетного процесса в Российской Федерации играют ФНС России и ФТС России.

            ФНС России также находится в ведении Минфина России и является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, иных обязательных платежей, а также за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов.

            ФТС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, функции агента валютного контроля, функции по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, функции по проведению транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу РФ, а также санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контроля и государственного ветеринарного надзора в части проведения проверки документов в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через государственную границу РФ (специализированные пункты пропуска), функции по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов РФ, а также иных связанных с ними преступлений и правонарушений.

    Смотрите так же:  1с предприятие 8.3 пособие

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *