Порядок рассмотрения представления прокурора

Порядок и сроки рассмотрения надзорного представления прокурора

(Бызова М.) («Законность», 2009, N 9)

ПОРЯДОК И СРОКИ РАССМОТРЕНИЯ НАДЗОРНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПРОКУРОРА

Бызова М., помощник Чайковского городского прокурора Пермского края.

Представление об устранении нарушений закона, именуемое также надзорным , — сегодня один из ключевых инструментов восстановления законности, нарушенных прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства. ——————————— Ергашев Е. Р. Представление как надзорный акт прокурорского реагирования: Учебное пособие. Екатеринбург, 2008. С. 5. Термин «надзорное представление» не следует отождествлять с надзорным представлением, вносимым прокурором на вступившее в законную силу судебное решение.

Полномочие прокурора по внесению этого акта закреплено главным образом в ст. 24 Закона о прокуратуре (далее — Закон). Однако недостатки юридической техники законодателя, выражающиеся в неточности формулировок, неоднозначном построении правовых норм, обусловливают возникновение определенных проблем при его реализации, что в конечном итоге сказывается на эффективности прокурорского реагирования. Законодатель не конкретизирует основания внесения надзорного представления. До настоящего времени не нашла законодательного разрешения дискуссия о том, что необходимо понимать под термином «закон», надзор за исполнением которого осуществляет прокуратура (п. 1 ст. 1 Закона). Поэтому вопрос о понятии «нарушение закона», призванном определить границы прокурорского надзора и прокурорского реагирования, остается нерешенным, что создает трудности в правоприменении. Не менее важен и практически значим вопрос о порядке и сроках рассмотрения представления. Установлено, что надзорное представление подлежит безотлагательному рассмотрению, в течение месяца со дня его внесения должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. Следовательно, законодатель устанавливает два срока: срок рассмотрения представления и срок реализации мер по устранению нарушений закона. Но понятие безотлагательности в законе не конкретизируется, не приводится и соответствующий временной интервал. «Безотлагательный» означает «спешный, не терпящий отлагательства, промедления» . Исходя из буквального толкования термина, надзорное представление должно быть рассмотрено его адресатом немедленно после получения. В специальной литературе указывается, что это требование закона целесообразно учитывать как необходимость определения руководителем персонального состава исполнителей по внесенному представлению в течение трех дней с момента регистрации акта прокурорского реагирования в соответствующем органе . Но в указанный срок подбирается состав исполнителей представления, а точнее, лиц, которые будут рассматривать представление по существу, проведут дополнительную проверку, если это необходимо, и представят руководству свое заключение о законности и обоснованности внесенного представления. Следовательно, понятие безотлагательности трактуется авторами не как срок рассмотрения представления по существу с принятием окончательного решения, а как срок, предоставленный для организации деятельности по его рассмотрению. ——————————— Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2003. С. 41. Основания наступления административной ответственности за неисполнение законных требований прокурора: Сборник методических рекомендаций по организации надзора за исполнением законов. Часть 1. Пермь, 2005. С. 23.

В большинстве случаев срок рассмотрения представления отождествляется со сроком его исполнения, т. е. сроком принятия необходимых мер. Поэтому зачастую решение об удовлетворении или отклонении представления принимается в течение месяца с момента внесения представления, и нередко — за его пределами. Следует признать, что правовая норма о безотлагательности рассмотрения представления не действует: не выработаны механизмы ее реализации и контроля за исполнением. Во-первых, незакрепление легального определения понятия «безотлагательность» порождает произвольное его толкование. Во-вторых, не предусмотрена обязанность адресата немедленно сообщать прокурору о принятом решении. Вместе с тем фиксация этой обязанности в законе позволила бы прокурору контролировать фактический срок рассмотрения его представления и исполнение этой нормы закона, а при его отклонении представляла бы возможность оперативного принятия иных мер прокурорского реагирования, что особенно важно, когда требуется немедленное устранение нарушений закона. Ранее этой цели отвечало предписание прокурора. Но на сегодняшний день вопрос о правовых средствах реагирования, направленных на немедленное устранение нарушений закона, остается открытым. Поэтому представляется целесообразным восстановить право прокурора на внесение предписаний об устранении нарушений закона. Думается, что потребности в правовой норме о безотлагательном рассмотрении представления с точки зрения фактического ее исполнения нет, поскольку такое рассмотрение не всегда объективно возможно. С другой стороны, подобное требование прокурора, отраженное в представлении, имеет сигнализационное значение, поскольку акцентирует внимание поднадзорного субъекта на важности поставленных вопросов и необходимости оперативного его рассмотрения. Второй срок, т. е. срок принятия мер по устранению нарушений закона, исчисляется с момента внесения представления. При этом не ясно, что должно пониматься под внесением представления: дата его исходящей регистрации в прокуратуре или дата входящей регистрации у адресата? Нередко срок исчисляется с даты исходящей регистрации представления в прокуратуре. В некоторых случаях для прокуроров более предпочтительно самостоятельное обозначение даты, до истечения которой должны быть приняты меры по устранению нарушений закона и направлен письменный ответ. Полагаем, что разрешить эту ситуацию поможет законодательное закрепление правила о том, что срок по устранению нарушений закона традиционно включает в себя 30 суток и исчисляется со дня поступления представления адресату. Это позволит более точно отразить идею законодателя (а она видится именно в этом) и пресечь уменьшение этих сроков прокурорами. Для реализации указанного положения и усиления контроля за рассмотрением актов реагирования прокуроры должны будут предельно сокращать интервал между датой подготовки представления, его регистрации в качестве исходящей корреспонденции и датой входящей регистрации у адресата. Еще одна проблема, возникающая на практике, вызвана тем, что редакция абз. 2 п. 1 ст. 24 Закона недостаточно конкретна. В нем говорится, что в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты меры, а об их результатах должно быть сообщено прокурору в письменной форме. Во-первых, из приведенной нормы прямо не следует, что это сообщение должно направляться прокурору в течение месяца с момента внесения представления. Предложение, из которого состоит абзац, сложносочиненное. Простое предложение, в которое облечена норма о сообщении прокурору результатов принятых мер, — самостоятельная часть сложносочиненного предложения и не подчинено первой части, закрепляющей срок принятия мер по устранению нарушений закона. Следовательно, только с помощью метода логического, но не грамматического толкования можно соотнести срок сообщения ответа прокурору с месяцем, в течение которого должны быть приняты меры по устранению нарушений закона, и сделать вывод, что такой ответ должен направляться в течение месяца с момента внесения представления. Во-вторых, ст. 24 Закона не предусматривает обязанности поднадзорного субъекта направлять прокурору ответ о результатах рассмотрения представления. Законодатель употребляет здесь словосочетание «результаты принятых мер», под которым следует понимать итог действий, предпринимаемых во исполнение требований прокурора. Если представление отклонено, т. е. меры по восстановлению законности не принимались
, об их результатах и говорить не приходится. Поскольку результатов принятых мер нет в связи с их непринятием, то, исходя из логики законодателя, поднадзорному субъекту не о чем сообщать прокурору. Поэтому он вправе вообще не направлять ему какого-либо ответа. Подобное законодательное закрепление процедуры рассмотрения представления фактически дискредитирует полномочие прокурора требовать ее соблюдения, а в случае нарушения возбудить дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП. При рассмотрении дела об административном правонарушении, выразившемся в несообщении прокурору о результатах принятых мер, суд может буквально истолковать эту норму. Если надзорное представление прокурора было отклонено, а сообщение об этом не направлялось, суд вправе вынести постановление о прекращении производства по делу за отсутствием состава административного правонарушения, поскольку сообщение о результатах принятых мер и сообщение о результатах рассмотрения представления — два разных понятия. Прекращение производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП, возможно и в том случае, если ответ прокурору был направлен за пределами месячного срока, поскольку законодатель не определил порядок его исчисления, не возложил на поднадзорный субъект обязанность направления ответа именно в указанный срок. Некоторые из обозначенных правовых пробелов прокуроры восполняют самостоятельно, включая соответствующие требования в резолютивную часть представления. Это объясняется стремлением повысить результативность их деятельности. Но подобные требования не подкреплены мерами государственного принуждения, что негативно сказывается как на эффективности прокурорского реагирования, так и на активности самих прокуроров, объективно оценивающих несостоятельность существующего властного полномочия. Возможно, по этой причине ни в статистических отчетах органов прокуратуры, ни в порядке единовременного предоставления информации нет данных, отражающих количественный показатель деятельности прокуратуры по привлечению поднадзорных субъектов к административной ответственности за нарушение процедуры рассмотрения актов реагирования. Указанное позволяет прийти к выводу, что наряду с расширением полномочий прокуратуры одно из основных направлений повышения эффективности ее деятельности — более детальная регламентация уже имеющихся полномочий, в частности по внесению надзорного представления.

Ответ на представление прокуратуры об устранении нарушений

Представление об устранении нарушений закона

Представление прокурора — один из возможных актов прокурорского реагирования. Такое представление может быть вынесено только прокурором или его заместителем и является обязательным для исполнения органами и их должностными лицами, которым предназначен данный документ (п. 1 ст. 24 ФЗ «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992 № 2202-1 (далее по тексту – закон №2202-1)).

Конкретных требований к содержанию представления прокурора об устранении нарушений в законодательстве не содержится, однако стандартно в такой документ включаются следующие данные:

Смотрите так же:  Нотариус в спб адреса
  • название органа, наименование должностного лица, которому адресован документ;
  • источники информации о выявленных нарушениях (например, результаты проведенной проверки и т. д.);
  • перечень обнаруженных нарушений со ссылками на соответствующие нормы законодательства;
  • требования прокурора;
  • комментарии относительно порядка и сроков рассмотрения такого представления.
  • Образец представления прокурора об устранении нарушений закона можно скачать по данной ссылке: Представление прокурора

    Срок подготовки ответа на представление прокурора

    Рассмотрение представления прокурора должно быть произведено незамедлительно после его получения.

    С момента получения представления начинается отсчет срока который составляет 1 месяц. До его истечения орган или должностное лицо, которому адресовано представление, обязаны принять конкретные меры по устранению обнаруженных нарушений и письменно уведомить прокуратуру о выполнении таких мероприятий (абз. 2 ст. 24 закона № 2202-1).

    Риски! Сознательное игнорирование требований прокурора, в т. ч. невыполнение предписаний, содержащихся в прокурорском представлении, может повлечь административную ответственность, предусмотренную ст. 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях. При этом оценивается, кто конкретно выступает должностным лицом, ответственным за подготовку ответа.

    Так, суд счел, что уполномоченное лицо не проконтролировало надлежащим образом своих подчиненных, которым была поручена подготовка ответа, в связи с чем является лицом, ответственным за нарушение установленных сроков (см. решение Самарского облсуда от 29.08.2020 по делу №12-446/2020).

    Ответ на представление об устранении нарушений законодательства

    Ответ на представление прокуратуры оформляется на фирменном бланке организации. В нем должна содержаться следующая информация:

    • название органа прокуратуры и имя прокурора, внесшего представление;
    • название документа («Ответ на представление о…»);
    • указание, кем конкретно и когда было рассмотрено такое представление;
    • перечень принятых реальных мер, направленных на устранение обнаруженных органами прокуратуры нарушений законодательства, и их результаты;
    • Обратите внимание! Если в ходе рассмотрения представления были применены меры дисциплинарного взыскания, к ответу на представление должны быть приложены заверенные копии приказов о таких наказаниях. При этом должны быть соблюдены все правила и сроки привлечения работников к дисциплинарной ответственности (см. ст. «Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности»).

      Ответ подписывается руководителем организации и скрепляется печатью.

      Важно! Если получатель представления считает, что оно вынесено незаконно, то может обжаловать его в установленном законом порядке (согласно гл. 22 Кодекса административного судопроизводства РФ или гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

      Больше сведений по данной теме — в нашей статье «Как оспорить представление прокурора».

      Таким образом, ответ на представление прокуратуры должен быть отправлен в течение 1 месяца с момента его получения. В этот же период должны быть приняты конкретные меры для устранения выявленных недостатков. Описание таких мероприятий входит в содержание ответа. За невыполнение требований прокурора предусмотрена административная ответственность.

      Порядок рассмотрения представления прокурора

      Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

      В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

      Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

      Обзор документа

      Информация Федерального агентства научных организаций от 28 ноября 2016 г. «Памятка по порядку рассмотрения представления прокурора об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации”

      1. Общие положения

      В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Закон о прокуратуре) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, в том числе перечисленные в статьями 9.1, 22, 27, 30 и 33 указанного Закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

      Прокурор осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций и иными прямо указанными в законе субъектами, которые обязаны приступить к исполнению соответствующих требований в установленные законом сроки.

      Представление прокурора об устранении нарушений закона в соответствии со статьей 24 Закона о прокуратуре подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.

      Представление об устранении нарушений закона

      Представление прокурора — один из возможных актов прокурорского реагирования. Такое представление может быть вынесено только прокурором или его заместителем и является обязательным для исполнения органами и их должностными лицами, которым предназначен данный документ (пункт 1 статьи 24 Закона о прокуратуре).

      Жестких требований к содержанию представления прокурора об устранении нарушений в законодательстве не содержится, вместе с тем представление включает, как правило, следующие данные:

      название органа, наименование должностного лица, которому адресован документ;

      источники информации о выявленных нарушениях (например, результаты проведенной проверки и т. д.);

      перечень обнаруженных нарушений со ссылками на соответствующие нормы законодательства;

      комментарии относительно порядка и сроков рассмотрения такого представления.

      В соответствии с частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

      2. Обработка и исполнение поступившего представления

      В соответствии с требованиями пункта 5.3.2. Инструкции по делопроизводству в центральном аппарате Федерального агентства научных организаций, утвержденной приказом ФАНО России от 09.12.2013 № 7 (далее — Инструкция по делопроизводству), поступившее представление представляется Отделом документационного обеспечения Административного управления (далее — АУ) на доклад руководителю Федерального агентства научных организаций (далее — Агентство) в день поступления или на следующий рабочий день.

      Проект указаний по исполнению представления готовятся работниками Отдела документационного обеспечения АУ на основании анализа содержательной части документов, а также исходя из распределения обязанностей между руководителем Агентства и его заместителями.

      В соответствии с требованиями пункта 5.5.2 Инструкции по делопроизводству в состав указаний по исполнению представления входят следующие элементы:

      ответственный организатор исполнения поручения (фамилия и инициалы заместителей руководителя Агентства);

      ответственный исполнитель, соисполнители (фамилия и инициалы начальников управлений, которым дается поручение);

      срок исполнения поручения.

      Дополнительно (через знак +) указываются фамилии и инициалы должностных лиц, которым данный документ направляется для информации.

      Организатором исполнения представления является поименованный первым заместитель руководителя Агентства, который определяет ответственного исполнителя, организует его работу по исполнению представления и, при необходимости, подключает к исполнению другие управления, в том числе не поименованные в указании по исполнению представления руководителя Агентства.

      При исполнении поручения по представлению следует учесть, что в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.

      Следовательно, исполнение поручения не ограничивается только подготовкой ответа на представление.

      В этой связи ответственный исполнитель должен выполнить следующий ряд мероприятий.

      Изучить представление и определить необходимость привлечения в качестве соисполнителей других управлений для исполнения, в случае если они не были указаны в поручении руководителя Агентства. При необходимости участия других управлений, доложить организатору исполнения об этом. Соответственно организатор исполнения представления дает указание управлениям по исполнению представления.

      Далее в течение 5 рабочих дней с момента получения на исполнение представления ответственный исполнитель собирает материалы и информацию по вопросам, указанным в представлении, а соисполнители готовят позицию управления по вопросам представления, а так же необходимые материалы и информацию.

      Ответственный исполнитель по собранным материалам и информации в течение 3 рабочих дней готовит доклад о мерах, которые необходимо принять по устранению допущенных нарушений закона, их причинах и условиях, им способствующих (далее — доклад о мерах). Одновременно с докладом на подпись ответственному организатору представляется проект уведомления прокурора о дате и времени рассмотрения представления прокурора (Приложение № 1).

      В докладе о мерах ответственный исполнитель должен определить круг лиц, допустивших указанные в представлении нарушения, а так же необходимость проведения служебной проверки, либо ее отсутствие.

      Ответственный организатор принимает доклад о мерах и дает соответствующие указания по выполнению и контролю за исполнением. В случае необходимости проведения служебной проверки, с целью привлечения к дисциплинарной ответственности лиц допустивших нарушения, направляет руководителю Агентства ходатайство о ее проведении.

      Ответственный организатор в соответствующую дату и время проводит совещание по рассмотрению представления с участием представителей прокуратуры.

      Ответственный организатор и ответственный исполнитель в дальнейшем действуют в соответствии с решениями, принятыми на совещании и в рамках своих полномочий.

      Ответственный исполнитель за 5 рабочих дней до истечения контрольного срока готовит проект Письма о рассмотрении представления прокурора и мерах, принятых по его итогам (далее — Письмо) (Приложение № 2), визирует его у соисполнителей и представляет ответственному организатору, далее Письмо представляется на подписание руководителю Федерального агентства научных организаций либо лицу, временно исполняющему обязанности руководителя Агентства.

      Ответственный исполнитель обязан учитывать:

      временные интервалы по этапам исполнения необходимые для исполнения поручения в установленный срок;

      время, требуемое для регистрации и отправки Письма;

      график работы подразделений адресата, принимающих входящую корреспонденцию;

      а также способы и время доставки.

      Если последний день срока исполнения поручения приходится на нерабочий день, оно подлежит исполнению в предшествующий ему рабочий день.

      3. Особенности при рассмотрении и подготовки отчета

      В случае если в представлении затрагиваются вопросы сферы деятельности должностного лица Агентства, то оно не может быть назначено ответственным руководителем или ответственным исполнителем по данному представлению.

      В случае если срок мероприятия, проводимого в рамках принимаемых мер по устранению допущенных нарушений закона выходит за месячный срок рассмотрения представления, в Письме указывается конечная дата выполнения и состояние на момент представления Письма. Кроме того, ответственный исполнитель после завершения указанного мероприятия в дополнение к Письму, представленному ранее на имя прокурора, вынесшего представление, направляет информацию о завершении мероприятия срок выполнения которого выходил за пределы месячного срока рассмотрения представления за подписью ответственного организатора.

      Приложение № 1
      к памятке по порядку
      рассмотрения представления
      прокурора об устранении
      выявленных нарушений
      законодательства
      Российской Федерации

      Должность, Ф.И.О. прокурора,

      Уведомление о дате и времени

      Федеральное агентство научных организаций число, месяц, год получило

      представление прокурора от число, месяц, год N значение.

      Согласно п. 3. ст. 7, п. 2 ст. 24 Федерального закона от 17 января

      1992 г. N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» информируем Вас о

      том, что рассмотрение указанного представления назначено на число,

      месяц, год час, мин по адресу:

      ______________________. каб. N __________________.

      Участие представителя прокуратуры просьба подтвердить по телефону

      8 (499) 215-__-__ и по адресу электронной почты _______________

      (ответственный исполнитель ФИО).

      (подпись, инициалы, фамилия

      Должность, Ф. И. О. прокурора

      О рассмотрении представления

      и мерах, принятых по его итогам

      В соответствии с п. 1 ст. 24 Федерального закона от 17 января

      1992 г. N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» Федеральное

      агентство научных организаций сообщает Вам о результатах мер, принятых в

      связи с рассмотрением представления от число, месяц, год

      N значение (далее — представление).

      Представление было рассмотрено «число» месяц год указать должностное

      лицо, рассмотревшее представление с участием/без участия прокурора

      должность, Ф. И. О. прокурора.

      По результатам рассмотрения представления были приняты следующие

      меры по устранению допущенных нарушений, а также причин и условий,

      способствующих допущенным нарушениям: _______________________.

      В результате принятых мер . указать, какие именно последствия

      Приложение: Документы, подтверждающие позицию, изложенную в письме.

      руководителя Агентства либо лица,

      временно исполняющего обязанности

      Обзор документа

      Прописан порядок действий по обработке и исполнению в ФАНО России представления прокурора об устранении нарушений закона.

      Поступившее представление передается Отделом документационного обеспечения Административного управления на доклад руководителю Агентства в тот же день или на следующий рабочий день.

      Проект указаний по исполнению представления готовятся работниками отдела на основании анализа содержательной части документов, а также исходя из распределения обязанностей между руководителем Агентства и его заместителями.

      В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.

      Если в представлении затрагиваются вопросы сферы деятельности должностного лица Агентства, то оно не может быть назначено ответственным руководителем или ответственным исполнителем по данному представлению.

      Приведена форма уведомления прокурора о дате и времени рассмотрения представления, а также о мерах, принятых по его итогам.

      Представление прокурора — основания внесения, правила рассмотрения

      Представление прокурора является одним из актов прокурорского реагирования, который прокурор вправе принимать в ходе проверки.

      Представление прокуратуры – это документ (акт прокурорского реагирования), который вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу в целях устранения допущенных нарушений закона.

      Основания принесения протестов и порядок их рассмотрения установлены статьей 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

      Основания для направления представления прокурора

      Основанием для внесения представления является выявление в ходе проверки нарушений закона.

      Полномочия прокурора позволяют внести представление только в том случае, если в ходе проверки установлены нарушения Федеральных законов и законов края. области, республики. Если прокурор устанавливает нарушения ведомственных приказов, оснований для направления представления не имеется. В этом случае прокурор вправе направить информацию о выявленных недостатках.

      Подписать представление могут только прокурор или его заместитель. Таким образом, помощник прокурора или начальник отдела в прокуратуре не могут принести протест.

      Порядок рассмотрения представления прокурора

      Срок рассмотрения представления прокурора — 1 месяц. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.

      О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

      При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.

      Если месячный срок приходится на праздничный или выходной день – срок рассмотрения переносится на следующий за ними рабочий день.

      Как правило, в представлении указывается, что оно должно быть рассмотрен с участием представителя прокуратуры. В таком случае необходимо заблаговременно уведомить прокурора о времени и месте рассмотрения представления. Порядок уведомления законом не установлен, поэтому это может быть как письменно, так и устно.

      Законом установлено, что в месячный срок должны быть приняты меры, по устранению нарушений закона.

      Дисциплинарное наказание по представлению прокурора

      Нередко в представлении прокурора указывается, что в качестве мер по устранению нарушений закона необходимо привлечь виновное должностное лицо к дисциплинарной ответственности.

      Справочно. Количество привлеченных лиц к дисциплинарной ответственности — это показатель, по которому оценивается эффективность внесенных актов прокурорского реагирования и в целом надзора. Как правило, на одно представление приходится 1 наказанный. Тогда показатель равен 1. Если этот показатель менее 1, внесенные представления прокурора малоэффективны.

      В соответствии с трудовым законодательством мерами дисциплинарной ответственности являются

    • замечание;
    • выговор;
    • увольнение по соответствующим основаниям.
    • Дисциплинарное взыскание может быть наложено не позднее 6 месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка.

      Одним из дискуссионных вопросов является обязанность привлечения работников к дисциплинарной ответственности по представлению прокурора.

      Судебная практика по этому вопросу показывает, что применение мер дисциплинарной ответственности — это право работодателя. Такая позиция основана на положениях статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации.

      Статья 192 ТК РФ. За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания.

      Также статьей 192 ТК РФ установлено, что при наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

      Таким образом, при рассмотрении представления необходимо провести служебную проверку, установить лиц, виновных в совершении нарушений закона и степень их вины.

      При установлении виновных лиц и не истечении срока привлечения к дисциплинарной ответственности руководителю необходимо рассмотреть вопрос о применении мер дисциплинарной ответственности.

      В тех случаях, когда при установлении фактов нарушения служебной дисциплины руководитель откажется применение мер дисциплинарной ответственности сославшись на свое «право» привлечения к данной ответственности, прокурор может обратиться в суд или в вышестоящий орган с целью принятия мер по надлежащему рассмотрению представления.

      Образец письма-ответа на представление прокурора

      Прокурору Энского района

      старшему советнику юстиции

      ООО «Умка» рассмотрено представление прокуратуры от 02.04.2020 с участием помощника прокурора Илькина С.П. Доводы представления подтвердились.

      В целях устранения выявленных нарушений закона приняты дополнительные меры (например, проведена учеба, усилены меры контроля и т.д.).

      Начальник отдела закупок Петров И.М. привлечен к дисциплинарной ответственности в виде замечания.

      Приложение: приказ о наложении дисциплинарной ответственности.

      Генеральный директор Трифонов М.А.

      Ответственность за нерассмотрение представления

      Документом, подтверждающим рассмотрение представления прокурора, является письменный ответ, направленный почтой в адрес прокуратуры.

      При непринятии мер по устранению выявленных нарушений, а также при ненаправлении письменного ответа на представление в установленный законом срок (1 месяц), наступает административная ответственность по статье 17.7 КоАП РФ .

      Ответственность по данной статье установлена в виде административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 1 500 рублей; на должностных лиц — от 2 000 до 3 000 рублей либо дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года; на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

      Подготовлено «Персональные права.ру»

      Дополнительная информация по теме:

      Представление прокуратуры об устранении нарушений законодательства

      Вопрос

      В течении какого периода времени государственный орган должен рассмотреть представление прокуратуры об устранении нарушений законодательства? Каким образом его рассмотреть, нужна ли комиссия? Необходимо ли приглашать представителя прокуратуры? Что обязательно должно содержаться в ответе?

      Ответ

      Государственный орган должен рассмотреть представление прокуратуры об устранении нарушений законодательства безотлагательно (ст.24 Закона о прокуратуре), т.е. непосредственно после его получения.

      Гость, знакомьтесь — Правобот!

      Требование о рассмотрении представления прокуратуры в составе комиссии, а также процедура рассмотрения представления законом не установлены. Как правило, представление, внесенное государственному органу, рассматривается в составе комиссии, в которую входят руководители и иные ответственные по указанным в представлении вопросам должностные лица.

      При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания (ч.2 ст.24 Закона о прокуратуре). Если в представлении содержится требование о рассмотрении представления с участием прокурора, он также должен быть приглашен на рассмотрение представления (ч.3 ст.7 Закона о прокуратуре). Рекомендуем уведомлять прокурора о месте и времени рассмотрения представления в письменной форме таким образом, чтобы остались доказательства уведомления (экземпляр со штампом входящей корреспонденции, уведомление о вручении корреспонденции и т.п.) для исключения рисков привлечения к административной ответственности по ст.17.7 КоАП РФ.

      В ответе на представление должны содержаться сведения о том, какое представление, кем рассмотрено, какие меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, приняты. Кроме того, в представлении могут быть указаны конкретные требования к ответу. Так, например, может содержаться требование о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности с приложением к ответу копий документов, подтверждающих принятие данных мер и т.п.

      Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

      1. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»

      «Статья 7. Участие прокуроров в заседаниях Федеральных органов законодательной и исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления

      3. Прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений* и протестов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями.

      1. Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.*

      В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.*

      2. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания».*

      2. Решение Томского областного суда от 08.12.2015 № 77-244/2015

      «При рассмотрении дела об административном правонарушении установлено, что обществом с ограниченной ответственностью «Феникс» умышленно не выполнены требования прокурора, вытекающие из его полномочий, установленных федеральным законом, а именно: общество с ограниченной ответственностью «Феникс» в установленный законом срок (до 21 октября 2015 года) письменно не сообщило прокурору Первомайского района Томской области о результатах рассмотрения представления прокурора об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о защите прав потребителей, миграционного законодательства, полученного представителем общества 21 сентября 2015 года, с приложением подтверждающих документов о принятых мерах по устранению нарушений закона.*

      Таким образом, в установленный месячный срок требования представления прокурора и требования ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» обществом с ограниченной ответственностью «Феникс» не были исполнены в отсутствие объективных препятствий.

      Факт совершения обществом с ограниченной ответственностью «Феникс» административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается: представлением об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о защите прав потребителей, миграционного законодательства от 21 сентября 2015 года № 4-504в-2015, ответом общества с ограниченной ответственностью «Феникс» от 28 октября 2015 года № 1, поступившим в прокуратуру Первомайского района Томской области 29 октября 2015 года, выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, копией устава общества с ограниченной ответственностью «Феникс», и другими доказательствами, исследованными судьей районного суда и получившими свою оценку в постановлении».

      Нужно ли звать прокурора в гости? Если звать, то как и чем угощать?

      Коллеги, столкнулся вот с какой ситуацией. Прокурор направил представление, в котором помимо прочего потребовал рассмотреть его представление с участием представителя прокуратуры.

      Понятное дело, без крайней на то необходимости звать прокурора не хотелось бы. Вот я бы и хотел понять, есть ли какие-либо основания рассмотреть представление без участия прокурора. А если нет, то как это рассмотрение вообще происходит? Прокурор выступает в роли своеобразного судьи, заслушивающего позиции сторон, то есть стороны?

      Начнём с начала. Право заявить такое требование у прокура вроде быть есть согласно ч. 3 ст. 7 Закона «О прокуратуре»:

      «Прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями».

      И вроде бы прокуроры активно это право реализуют. Более того, за неисполнение требования рассмотреть представление прокурора с его участием штрафуют по ст. 17.7 КоАП РФ. См. Постановление Верховного Суда РФ от 04.04.2013 N 47-АД13-1:

      «Основанием для вынесения в отношении Погорельского В.А. постановления о назначении административного наказания послужил факт невыполнения им представлений заместителя прокурора Промышленного района г. Оренбурга от 30 марта и 11 мая 2012 г. об устранении нарушений налогового законодательства в части рассмотрения указанных представлений с обязательным участием прокурора (л.д. 61 — 66).

      В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями.

      Таким образом, совершенное Погорельским В.А. деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а доводы надзорной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права».

      Вся суть в том, что лицо, кому направлено представление, не согласно с тем, что оно нарушило закон. И вообще судится по этому поводу. Вот и возникает вопрос, как законно не позвать прокурора в гости?

      Коллеги, есть ли известные вам правовые основания для этого? Если звать прокурора всё же нужно, то каким именно образом проходит рассмотрение, особенно когда лицо, кому направлено представление, вообще не считает себя нарушителем? Мол, здравствуйте товарищ прокурор, вот вам наша письменная позиция о том, что мы закон не нарушаем?

      Представление прокурора

      Новые подходы, реформирующие уголовно-процессуальное законодательство, привели к несоответствию сложившегося в науке традиционного понятия представления как акта прокурорского реагирования представлению, регламентированному в УПК РФ. Возникла необходимость его научного осмысления и приведения в соответствие с действующим уголовно-процессуальным законодательством.

      Последние изменения в законодательстве РФ обусловили необходимость разделения представлений прокурора на надзорные, приносимые прокурором в порядке осуществления своей надзорной функции, и ненадзорные – представления, приносимые прокурором при осуществлении деятельности, не связанной с осуществлением надзора.

      Представление в порядке осуществления прокурорского надзора – это официальный акт прокурора либо его заместителя, имеющий своим предметом совокупность нарушений законов, адресуемый к компетентным органам и должностным лицам, с требованием его безотлагательного рассмотрения и принятия в установленный срок мер по устранению нарушений законов, причин и условий, способствующих им, а также привлечению к материальной либо дисциплинарной ответственности виновных лиц и сообщению о результатах рассмотрения и принятых мерах прокурору в письменной форме.

      Таким образом, надзорному представлению прокурора свойственен признак комплексности, который проявляется в том, что, во-первых, данный акт, как правило, приносится не на одно единичное выявленное правонарушение, не на один отдельно взятый незаконный правовой акт, а на несколько актов, группу нарушений законов. Следовательно, предметом представлений является совокупность нарушений законов.

      Во-вторых, в надзорном представлении излагаются не только установленные факты правонарушений, но также причины и условия, способствующие совершению данных правонарушений, и содержатся требования принять конкретные меры, направленные на их устранение.

      В-третьих, представление – единственный акт прокурорского реагирования, в котором прокурор может поставить вопрос о привлечении виновного лица к дисциплинарной и материальной ответственности.

      Комплексность как особенность представления прокурора, вносимого в порядке осуществления прокурорского надзора, заключается в целевом назначении данного акта реагирования. Его целью является разработка системы мероприятий, реализация которых должна привести к улучшению состояния законности на поднадзорном объекте.

      Представление в порядке осуществления прокурорского надзора состоит из четырех частей:

    • 1) вводной. В ней указывается адресат, к которому обращается прокурор, его полное и официальное наименование;
    • 2) описательной, в которой описываются факты нарушения законности. В данной части дается характеристика состояния законности на поднадзорном объекте, конкретном участке региона, района и т.д. Она начинается с указания источника информации, из-за которого началась прокурорская проверка, затем излагаются количество правонарушений, степень их тяжести, размер причиненного вреда, дается динамика правонарушений. Столь подробное изложение данных необходимо для оказания психологического воздействия на лицо или орган, в адрес которого внесено представление;
    • 3) мотивировочной. В ней анализируются причины и условия, способствующие совершению правонарушений. Каждая причина указывается отдельно и отдельно обосновывается юридически и фактически. Все нарушенные законы подразделяются на основные и примыкающие к ним. Основные – сами нарушения законности (факты правонарушений), примыкающие – причины и условия, способствующие совершению основного правонарушения;
    • 4) заключительной, которая состоит из трех компонентов:
      • – требовательного – содержащего требования прокурора о принятии мер по устранении нарушений закона;
      • – карательного – содержащего указание на привлечение виновных лиц к предусмотренной законом ответственности;
      • – распорядительного – содержащего указание на безотлагательное рассмотрение представления, необходимость принятия в месячный срок мер по устранению и предупреждению правонарушений и указание на обязательность письменного сообщения прокурору о результатах принятых мер.
    • Представление завершается указанием даты его вынесения, наименования прокурора, его фамилии и инициалов, классного чина и подтверждается его подписью.

      Представление может быть направлено любому компетентному субъекту, способному устранить выявленные нарушения закона (вышестоящему или любому контролирующему органу). Это отличает надзорное представление от протеста, который направляется только лицу, издавшему незаконный акт.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *