Содержание:
Биология для поступающих в вузы. Заяц Р.Г., Бутвиловский В.Э. и др.
5-е изд., испр. — Мн.: 2015. — 639 с.
Содержит программный материал по биологии за курс общеобразовательной школы, примеры решения задач по молекулярной биологии, генетике, эволюции и экологии, а также задачи для самоконтроля с ответами. Предыдущее издание вышло в 2012 г. Для абитуриентов учреждений высшего и среднего специального образования. Будет полезно слушателям подготовительных курсов и учащимся учреждений общего среднего образования.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 3
МНОГООБРАЗИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА 5
Доклеточные формы жизни 7
Доядерные организмы (прокариоты) 10
Протисты 16
Общая характеристика протистов 16
Свободноживущие протисты 18
Паразитические протисты 24
Грибы 26
Растения 32
Общая характеристика растений 32
Низшие растения 33
Водоросли 33
Лишайники 36
Высшие растения 38
Моховидные 38
Папоротниковидные 42
Папоротники 42
Плауновидные 45
Хвощевидные 46
Голосеменные 47
Покрытосеменные (Цветковые) 52
Общая характеристика покрытосеменных 52
Ткани растений 52
Вегетативные органы 55
Размножение и распространение цветковых растений 73
Классификация цветковых растений 85
Класс Однодольные 87
Класс Двудольные 88
Охрана растений 91
Животные 93
Зоология — наука о животных 93
Тип Кишечнополостные 102
Общая характеристика типа 102
Многообразие кишечнополостных 107
Гидроидные полипы 107
Сцифоидные медузы 109
Коралловые полипы 110
Тип Плоские черви 110
Общая характеристика типа 110
Многообразие плоских червей 113
Тип Круглые черви 119
Общая характеристика типа 119
Многообразие круглых червей 123
Тип Кольчатые черви 126
Общая характеристика типа 126
Многообразие кольчатых червей 130
Тип Моллюски (Мягкотелые) 132
Общая характеристика типа 132
Многообразие моллюсков 137
Тип Членистоногие 139
Общая характеристика типа 139
Класс Ракообразные 142
Многообразие ракообразных 147
Класс Паукообразные 148
Многообразие паукообразных 152
Класс Насекомые 154
Многообразие насекомых 161
Насекомые — компоненты биогеоценозов 161
Насекомые — вредители полей, садов и лесов 163
Практическое значение насекомых 165
Тип Хордовые 168
Общая характеристика типа 168
Подтип Оболочники (Личиночно-хордовые) 171
Подтип Бесчерепные (Головохордовые) 171
Подтип Черепные (Позвоночные) 174
Надкласс Рыбы 176
Многообразие рыб 182
Класс Земноводные (Амфибии) 185
Многообразие земноводных 191
Класс Пресмыкающиеся (Рептилии) 193
Многообразие пресмыкающихся 199
Класс Птицы 202
Многообразие птиц 212
Класс Млекопитающие 218
Многообразие млекопитающих 224
БИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА 233
Общий обзор организма человека 237
Органы и системы органов 245
Опорно-двигательный аппарат 247
Состав, строение и рост костей 247
Типы соединения костей 250
Строение скелета человека и его особенности 251
Строение скелетной мышцы 255
Работа мышц. Утомление мышц. Значение двигательной активности для сохранения здоровья 257
Внутренняя среда организма 261
Постоянство внутренней среды организма (кровь, тканевая жидкость и лимфа) 261
Значение крови и кровообращения 264
Состав крови: плазма, форменные элементы 264
Группы крови 268
Свертывание крови 270
Иммунитет и его виды 271
Кровообращение 274
Сердце. Его строение и работа. Нервная и гуморальная регуляция деятельности сердца 274
Артерии, капилляры, вены 277
Круги кровообращения 279
Движение крови по сосудам. Кровяное давление.
Пульс 280
Гигиена сердечно-сосудистой системы 282
Дыхание 283
Органы дыхания, их строение и функции. Голосовой аппарат 283
Газообмен в легких и тканях 288
Механизм дыхательных движений 289
Жизненная емкость легких 290
Нервная и гуморальная регуляция дыхания 291
Гигиена дыхания 292
Пищеварение 293
Пищевые продукты и питательные вещества 293
Пищеварительные ферменты 295
Строение и функции ротовой полости. Регуляция слюноотделения 296
Глотка. Пищевод 300
Строение и функции желудка. Регуляция отделения желудочного сока 300
Строение и функции кишечника. Всасывание 302
Печень, поджелудочная железа и их роль в организме 305
Гигиена питания 308
Обмен веществ 309
Пластический и энергетический обмен веществ 309
Водно-минеральный обмен в организме 310
Обмен белков 312
Обмен углеводов 314
Обмен жиров 314
Витамины и их роль в обмене веществ. Гиповитаминозы 316
Выделение 319
Строение органов мочевыделительной системы 319
Функции почек. Нефрон — структурно-функциональная единица почек. Образование мочи. Нервная и гумо¬ральная регуляция деятельности мочевыделительной системы 321
Кожа 324
Строение и функции кожи 324
Гигиена кожи 327
Нервная система 329
Значение нервной сстемы. Рефлекс. Рефлекторная дуга 329
Центральная и периферическая нервная система.
Строение и функции спинного мозга 330
Строение и функции головного мозга. Значение
коры больших полушарий 334
Вегетативная и соматическая части нервной системы 339
Высшая нервная деятельность 343
Безусловные и условные рефлексы 343
Образование, торможение и биологическое
значение условных рефлексов 344
Интегративная деятельность мозга — основа сознания, внимания, памяти. Речь и мышление 347
Значение слова 350
Сон и его значение 351
Человек — личность 353
Анализаторы (сенсорные системы) и их значение 355
Строение анализаторов. Органы чувств 355
Строение, функции и гигиена органов зрения 358
Строение, функции и гигиена органов слуха 361
Эндокринный аппарат 364
Железы внутренней секреции и их значение.
Роль гуморальной регуляции в организме. Гормоны и их свойства 364
Внутрисекреторная деятельность гипофиза, щитовидной, поджелудочной, половых желез и надпочечников 366
Взаимосвязь нервной и гуморальной регуляции
функций организма 369
Половая система 371
Строение и функции мужской и женской половых систем 371
Гигиена половой сстемы 376
Современные методы контрацепции как способ
предотвращения нежелательной беременности и венерических заболеваний 376
Опасность искусственного прерывания беременности 378
Заболевания, передающиеся половым путем, и их профилактика 379
Развитие организма человека 380
Внутриутробное развитие 380
Роды 382
ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ 384
Клетка — структурная и функциональная единица жизни . 387
Цитология как наука. Методы изучения клетки 387
Клеточная теория 388
Строение и функции клетки 389
Строение и функции клеточного ядра 399
Химический состав клетки 403
Обмен веществ и энергии 416
Обмен веществ — основа жизнедеятельности клетки 416
Пластический обмен 417
Регуляция работы генов 423
Регуляция работы генов у прокариот 423
Регуляция работы генов у эукариот 426
Энергетический обмен 427
Воспроизведение клетки 431
Размножение и индивидуальное развитие организмов 440
Размножение организмов 440
Онтогенез 444
Принципы решения типовых задач 451
Задачи для самоконтроля 454
Закономерности наследственности и изменчивости 456
Генетика как наука 456
Наследственность 459
Основные закономерности наследования 459
Моногибридное скрещивание 459
Принцип взаимодействия аллельных генов 461
Дигибридное скрещивание 465
Неаллельные гены и принципы их взаимодействия 468
Сцепленное наследование 470
Генетика пола 474
Цитоплазматическая наследственность 476
Изменчивость 477
Фенотипическая изменчивость 477
Генотипическая изменчивость 480
Закон гомологичных рядов Н.И. Вавилова 483
Особенности наследственности и изменчивости человека 483
Селекция 487
Основы селекции 487
Селекция растений 489
Селекция животных 492
Основные направления биотехнологии 495
Принципы решения типовых задач 497
Задачи для самоконтроля 506
Просхождение и эволюция живых систем 510
Происхождение и развитие жизни на Земле 510
Развитие эволюционных представлений 520
Эволюционная теория Дарвина 523
Доказательства эволюции 528
Современные представления об эволюции 533
Видообразование 543
Адаптации как результат эволюции 546
Основные направления эволюционного процесса 549
Происхождение человека 553
Место человека в зоологической системе 553
Движущие силы антропогенеза 555
Этапы эволюции человека 557
Человеческие расы 560
Принципы решения типовых задач 562
Задачи для самоконтроля 563
Взаимодействие организмов со средой 564
Экология 564
Экология как наука 564
Экологические факторы 565
Абиотические факторы 566
Биотические факторы 575
Антропогенные факторы 578
Комплексное воздействие факторов на организм 579
Среды жизни 581
Популяции, сообщества, экосистемы 584
Экологическая характеристика популяции 584
Биоценоз и его структура 587
Биогеоценоз 589
Цепи питания 591
Продуктивность биогеоценозов 594
Динамика биогеоценозов 595
Агроценозы 597
Биосфера 599
Биосфера и ее границы 599
Круговорот веществ и приток энергии в биосфере 603
Эволюция биосферы 605
Биосфера в период научно-технического прогресса 606
Принципы решения типовых задач 613
Задачи для самоконтроля 615
Предметный указатель 616
Рекомендуемая литература 632
О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «
Пособие по биологии для абитуриентов, Заяц Р.Г., Рачковская И.В., Стамбровская В.М., 1998
Пособие по биологии для абитуриентов, Заяц Р.Г., Рачковская И.В., Стамбровская В.М., 1998.
Пособие включает четыре раздела — растения, животные, человек и его здоровье, общая биология, написанные в соответствии с программой для поступающих в вузы. Материал изложен в эволюционном аспекте, объединяющем все разделы в единое целое. Особое внимание уделено практическому использованию достижений биологии в медицине, охране окружающей среды, сельском хозяйстве.
При написании пособия авторы использовали многолетний опыт преподавания биологии на подготовительном отделении Минского государственного медицинского института и приема вступительных экзаменов у абитуриентов.
Для слушателей подготовительных отделений, абитуриентов высших и средних специальных учебных заведений, учащихся общеобразовательных школ.
Предисловие.
РАСТЕНИЯ .
Бактерии.
Грибы.
Водоросли.
Лишайники.
Моховидные.
Папоротниковидные .
Голосеменные .
Покрытосеменные .
Корень .
Стебель.
Лист.
Цветок. Плод. Семя .
Размножение цветковых растений .
Вегетативное размножение .
Половое размножение .
Классификация цветковых растений .
Класс Однодольные.
Класс Двудольные .
Растение и окружающая среда.
Охрана растений .
Развитие растительного мира на Земле.
Вопросы и задания для самоконтроля .
ЖИВОТНЫЕ .
Тип Одноклеточные (Простейшие) .
Тип Кишечнополостные.
Tип Плоские черви .
Тип Круглые черви.
Тип Кольчатые черви.
Тип Моллюски (Мягкотелые) .
Тип Членистоногие .
Класс Ракообразные .
Класс Паукообразные .
Класс Насекомые .
Отряды насекомых с полным превращением .
Отряд насекомых с неполным превращением.
Тип Хордовые .
Класс Ланцетники.
Класс Рыбы.
Класс Земноводные (Амфибии) .
Класс Пресмыкающиеся (Рептилии) .
Класс Птицы .
Класс Млекопитающие.
Вопросы и задания для самоконтроля.
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ.
Общий обзор организма человека.
Опорно-двигательная система .
Строение скелета человека .
Мышцы, их строение и функции.
Кровь .
Состав крови .
Форменные элементы крови .
Группы крови .
Свертывание крови как защитная реакция .
Учение И.И.Мечникова о защитных свойствах крови .
Кровообращение .
Строение сердечно-сосудистой системы.
Большой и малый круги кровообращения .
Движение крови по сосудам. Кровяное давление, пульс.
Гигиена сердечно-сосудистой системы.
Дыхание.
Органы дыхания, их строение и функции .
Газообмен в легких и тканях.
Гигиена дыхания .
Пищеварение.
Пищеварительные ферменты и их значение.
Строение органов пищеварения .
Пищеварение в полости рта.
Пищеварение в желудке .
Печень, поджелудочная железа и их роль в пищеварении.
Изменение питательных веществ в кишечнике. Всасывание.
Гигиена питания .
Обмен веществ .
Общая характеристика обмена веществ и энергии .
Расход энергий, нормы питания, рациональное питание.
Выделение .
Строение и функции почек .
Образование мочи .
Кожа.
Строение и функции кожи.
Обмен веществ и превращение энергии в клетке.
Размножение и индивидуальное развитие организмов.
Деление клеток.
Размножение организмов.
Индивидуальное развитие организмов.
Вопросы и задания для самоконтроля.
Принцип решения типовых задач.
Задачи для самоконтроля.
Основы генетики.
Наследственность.
Основные закономерности наследования.
Сцепленное наследование.
Генетика пола.
Основные положения хромосомной теории наследственности.
Геном как целостная исторически сложившаяся система.
Значение генетики для медицины и здравоохранения.
Изменчивость.
Закон гомологичных рядов Н.И.Вавилова.
Мутации как материал для отбора.
Основы селекции.
Селекция растений.
Селекция животных.
Основные направления биотехнологии.
Вопросы и задания для самоконтроля.
Принципы решения типовых задач.
Задачи для самоконтроля.
Эволюционное учение.
Додарвиновский период развития биологии.
Основные положения эволюционной теории Дарвина.
Движущие силы эволюции.
Вид и популяция.
Результаты эволюции.
Развитие органического мира.
Доказательства эволюции органического мира.
Главные направления эволюции.
Происхождение человека.
Дарвин о происхождении человека от животных (биологические факторы антропогенеза).
Энгельс о роли труда в превращении древних обезьян в человека (социальные факторы антропогенеза).
Древнейшие, древние и ископаемые люди современного типа.
Вопросы и задания для самоконтроля.
Основы экологии.
Экологические факторы.
Абиотические факторы.
Биотические факторы.
Биогеоценозы, их структуры и характеристика.
Основы учения о биосфере.
Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере.
Возникновение и эволюция биосферы.
Природные ресурсы и проблемы их охраны.
Вопросы и задания самоконтроля.
Литература.
Алфавитный указатель.
Приложение.
Бактерии.
Бактерии встречаются повсеместно, населяя все среды обитания. Наибольшее количество их находится в почве — до 3 млрд. в одном грамме. Бактерии обнаружены в пресной и соленой воде, на ледниках. Их много в воздухе, в молоке, в организмах животных и растений (как живых, так и мертвых). Не является исключением и организм человека.
Бактерии представляют собой, как правило, микроскопические одноклеточные организмы размером от 0,2 до 10 мкм, в редких случаях — до 30- 100 мкм. Среди бактерий встречаются неподвижные и подвижные формы. Передвигаются бактерии с помощью одного или нескольких жгутиков. Клетки бактерий разнообразны по форме: шаровидные — кокки, палочковидные — бациллы, в форме запятой — вибрионы, извитые — спирохеты и спириллы.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Пособие по биологии для абитуриентов, Заяц Р.Г., Рачковская И.В., Стамбровская В.М., 1998 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу
Пособие для абитуриентов по биологии заяц
Med-books.by — Библиотека медицинской литературы . Книги, аудиокниги по медицине. Банк рефератов. Медицинские рефераты. Всё для студента-медика .
Скачать бесплатно без регистрации или купить электронные и печатные бумажные медицинские книги (DJVU, PDF, DOC, CHM, FB2, TXT), истории болезней, рефераты, монографии, лекции, презентации по медицине.
Med-books.by — Библиотека медицинской литературы » Медицинская биология » Пособие по биологии для абитуриентов — Заяц Р.Г., Рачковская И.В., Стамбровская В.М. — 1998 год — 512 с.
Пособие по биологии для абитуриентов — Заяц Р.Г., Рачковская И.В., Стамбровская В.М. — 1998 год — 512 с.
Пособие включает четыре раздела — растения, животные, человек и его здоровье, общая биология, написанные в соответствии с программой для поступающих в вузы. Материал изложен в эволюционном аспекте, объединяющем все разделы в единое целое. Особое внимание уделено практическому использованию достижений биологии в медицине, охране окружающей среды, сельском хозяйстве.
При написании пособия авторы использовали многолетний опыт преподавания биологии на подготовительном отделении Минского государственного медицинского института и приема вступительных экзаменов у абитуриентов.
Для слушателей подготовительных отделений, абитуриентов высших и средних специальных учебных заведений, учащихся общеобразовательных школ.
Содержание книги:
Предисловие.
Растения.
Бактерии.
Грибы.
Водоросли.
Лишайники.
Моховидные.
Папоротниковидные.
Голосеменные.
Покрытосеменные.
Растения и окружающая среда.
Охрана растений.
Растение и окружающая среда.
Охрана растений.
Развитие растительного мира на Земле.
Вопросы и задания для самоконтроля.
Животные.
Тип Одноклеточные (Простейшие).
Тип Кишечнополостные.
Тип Плоские черви.
Тип Круглые черви.
Тип Кольчатые черви.
Тип Моллюски (Мягкотелые).
Тип Членистоногие.
Тип Хордовые.
Вопросы и задания для самоконтроля.
Человек его здоровье.
Общий обзор организма человека.
Кровь.
Кровообращение.
Дыхание.
Пищеварение.
Обмен веществ.
Выделение.
Кожа.
Неравная система.
Высшая нервная деятельность.
Анализаторы. Органы чувств.
Железы внутренней секреции.
Развитие организма человека.
Вопросы и задания для самоконтроля.
Общая биология.
Основы цитологии.
Размножение и индивидуальное развитие организмов.
Вопросы и задания для самоконтроля.
Принцип решения типовых задач.
Задачи для самоконтроля.
Основы генетики.
Основные закономерности наследования.
Значение генетики для медицины и здравоохранения.
Изменчивость.
Закон гомологичных рядов Н.И. Вавилова.
Мутации как материал для отбора.
Основы селекции.
Вопросы и задания для самоконтроля.
Принцип решения типовых задач.
Задачи для самоконтроля.
Эволюционное учение.
Развитие органического мира.
Происхождение человека.
Вопросы и задания для самоконтроля.
Основы экологии.
Вопросы и задания для самоконтроля.
Литература.
Алфавитный указатель.
Приложение.
Биология для поступающий в вузы. В. В. Давыдов, В. Э. Бутвиловский, И. В. Рачковская, Р. Г. Заяц — отзыв
ЕГЭ по биологии на достойный балл. Учебное пособие, которое поможет приблизиться к мечте. Сдай ЕГЭ так, чтобы рассчитывать на бюджетное место. Информация для абитуриентов и их родителей. Содержание.
Здравствуйте, уважаемые читатели.
Каждый школьник, который решил поступить в ВУЗ сталкивается с Единым Государственным Экзамене. В 2017 года я заканчивала школу и сдавала ЕГЭ. Для получения аттестата за 11 класс нужно было сдать русский язык и базовую математику, но для поступления в тот институт, в котором я сейчас учусь, мне требовалось сдать 3 экзамена: русский языку, биологию, химию. Баллы нужны были большие! Я очень надеялась на бюджет и ходила на дополнительные занятия.
Репетитор по биологии (спасибо ей огромное!) в первый же день посоветовала купить данное пособие. В дальнейшем мы занимались по нему.
Содержит программный материал по биологии за курс общеобразовательной школы, примеры решения задач по молекулярной биологии, генетике, эволюции и экологии, а также задачи для самоконтроля с ответами.
Для абитуриентов высших и средних специальных учебных заведений. Будет полезно слушателям подготовительных курсов и учащимся общеобразовательных школ.