Пособие для начинающего преподавателя

Методическое пособие для начинающего учителя начальных классов

Автор: Сафонова Наталья Владимировна > Наташа125

—> 22.01.2012 2 24767 4866

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Еще недавно учителя вручную готовили наглядные материалы: оставшиеся с советских времен устарели и обветшали, а новых не было — образование финансировалось плохо. Но дела поправились, власти стали вливать деньги в школы, а школы — закупать компьютерное оборудование. Но, как это часто бывает, оборудование есть, а вот работать на нем умеют не все. Мы сделали подборку семи вещей, которые должен уметь делать каждый учитель.

Гордость понимается христианством (а мы изучаем в основном произведения, созданные писателями-христианами) как смертный грех. Из-за гордыни Люцифер отпал от Бога, что в результате и привело человека к смертности и страданиям. Никакого различия между «гордостью» и «гордыней» церковь не видит.

Направление, по всей видимости, в первую очередь потребует рассуждений о любви. Просто потому, что это наиболее часто встречающийся тип отношений между мужчиной и женщиной. Но возможны также варианты ненависти, дружбы и служебных отношений. Нет смысла перечислять все возможные варианты произведений, затрагивающих тему любви.

Шаблон Excel «Анализ административных контрольных работ по математике во 2 классе»
Шаблон-анализатор «Проверка техники чтения во 2 классе» (автоматический анализ техники чтения класса)

Хотите получать информацию о наиболее интересных материалах нашего сайта?
Подпишитесь на рассылку E-mail
Установите приложение на Android

2007-2020 «Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU».
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, [email protected]
Домен: http://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

сервис вебинаров

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Начинающему учителю. Памятка.

Оригинал взят у rayskiy_sergei в Начинающему учителю. Памятка.

Итак, ты решил, что твоё место в школе? Тогда для начала запомни главное правило: не обольщайся!

Ты изучал педагогику, детскую и подростковую психологию, методику преподавания своего предмета? Ты прекрасно показал себя на педпрактике, а преподаватель методики с гордостью демонстрировала твои конспекты уроков коллегам? Ты получил «отлично» за педпрактику и за курсовую работу по педагогике? И теперь ты считаешь, что всё получится?

Не обольщайся. Никому из сидящих перед тобой учеников дела нет до твоей успеваемости в педвузе, а о твоих успехах на педпрактике ты можешь рассказывать только восторженным первокурсницам. Видишь ли, преподавание в реальности сильно отличается от того, что о нём думают методисты… Хотя бы потому, что редко какой урок идёт точно по конспекту, а ещё потому, что школьник понятия не имеет, как умно и профессионально ты определил тип его темперамента (или даже психотип), как тонко ты рассчитал соответствие игровых и серьёзных фрагментов урока, как грамотно ты подобрал дополнительный методический материал и как чутко ты намерен реагировать на индивидуальные особенности личности… Школьник сегодня, видишь ли, влюбился в Люську из параллельного класса. Или ему подарили новый телефон. Или у него зудит под лопаткой. Или дома что-то неладно. Или плевать он хотел на химию, потому что собрался поступать на мехмат. Или его на предыдущем уроке перед всем классом выставили дураком, вызвав к доске и задав вопрос, на который, по словам учителя, и пятилетний ребёнок ответит, а он, бедолага, всё прослушал и не только ответа не знает, но и не знает, что ответил бы пятилетний ребёнок… А тут ещё ты со своими логарифмами! (Фагоцитозом, придаточными определительными, климатом Норвегии – нужное подчеркнуть.)

Нет, ты, конечно, можешь спланировать урок: прикинуть, какой объём материала надо объяснить, а что требуется повторить; выбрать, как использовать учебник – и т.д. НО ты должен точно знать, что, как бы ты ни спланировал урок, слушать тебя и работать на уроке будут не все, потому что классно-урочная система напоминает в этом смысле подбор экскурсионной группы, а значит, и процент истинно интересующихся всеми словами экскурсовода будет тот же. Ну, чуть больше, потому что экскурсантам не ставят оценок. Идеального воплощения планов не бывает, а потому готовься пахать.

Кстати, примерно каждый двадцатый урок тебе сорвут: войдут без спроса школьные психологи и займут учеников «очень важным» психологическим тестом («Это всего две-три минутки!»); или медсестра явится проверять головы на вшивость («Вы работайте, я тихонько!»); или директор по громкой связи сделает объявление, которое всех взбудоражит – и прощай лирический настрой, который ты так тщательно создавал; или кому-то станет плохо; или классная дама, кипя праведным гневом, ударом ноги откроет дверь, извинится (Это непременно, а как же! Только тебе от этого не легче) и станет выяснять, кто кому что сказал, сделал, кто у кого что взял и т.п. Ещё бывают экскурсии во время уроков, музейные дни, общешкольные мероприятия и т.д.

Радужное (ну, не писать же «позитивное», в самом деле!) междусловие. Планируя и работу на год, и каждый отдельный урок, помни, что у тебя на самом деле времени на двадцать процентов меньше, и тогда всё получится.

Ты так хорошо понимаешь детей? Ты их любишь? Ты готов принять их заботы и проблемы близко к сердцу и помогать милым крошкам? Ты умеешь «найти общий язык» с учениками? У тебя на педпрактике всё так чудно получилось?

Не обольщайся. Всё это не твоё умение, а детская приспосабливаемость. Дети в массе своей двуличны, как и взрослые, которые своим ханжеством без всяких слов моментально выучивают школьников, как им себя вести с взрослыми, от которых школьники зависят.
По окончании практики ты со «своими» семиклассниками сходил в кафешку, обменялся телефонами и болтал по аське? И вообще вы теперь друзья, и вот тебя они любят, а свою училку – старую грымзу – терпеть не могут? Ты пришёл школу на постоянную работу и продолжаешь играть «своего в доску», сыплешь последними жаргонными словечками, меняешься с учениками картинками и мелодиями по блютузу, сидишь в аське, а «Вконтакте» – твой любимый сайт? Ты обсуждаешь с ними на уроке «актуальные» темы, играешь детям на гитаре, откровенно делишься примерами из собственной жизни? Ну-ну. Они примут этот стиль легко, с готовностью будут смеяться над твоими пошловатыми шутками, но быстро перестанут считать тебя учителем (особенно старшие), сядут тебе на шею, и ты оглянуться не успеешь, как уже понаставил всем незаслуженных пятёрок и четвёрок, а теперь ломаешь голову над тем, как заставить этих «своих» хоть немного работать.

Ты «строг, но справедлив»? Ты умеешь держать дистанцию, и дети не сядут на шею, но в то же время не будут дрожать от страха, потому что ты сторонник «разумных требований»? Школьники примут и этот стиль, как только поймут, чего ты хочешь. Они продержат тебя в иллюзорном счастье довольно долго – до первой же серьёзной контрольной работы. А потом ты будешь ломать себе голову над тем, что тебе делать с такой кучей двоек.

Ты «нормальный», а потому «точно знаешь», что нужно ученику? Ты умеешь повышать мотивацию? Урок, стало быть, должен проходить в игре? А для тех, кто постарше, нужна «интрига» урока? Что там тебе ещё наговорили методисты? Впрочем, всё, что они наговорили, ты прекрасно понял и успешно применяешь… Однако даже если ты превосходно всё усвоил, в каждом классе найдётся тот, кому плевать на твои методики: он хочет играть в тетрис или в футбол, а не в лингвистический детектив или биологический КВН.

Лень стало перечислять прочие варианты, а потому резюмирую: нет таких классов, в которых все ученики хотят знать всё, что им преподносишь лично ты. Всегда найдётся пара-тройка (а то и гораздо больше) тех, для кого твой стиль неприемлем. Идеальных классов и универсальных стилей преподавания не существует, а потому готовься пахать.

Радужное междусловие. Если не будешь заигрывать с детьми и не станешь строить из себя гибрид Макаренко с Ушинским, ты прекрасно со всем этим справишься, как только поймёшь, что нужно быстро реагировать на изменение ситуации, как только научишься ставить себя так, чтобы те, кто пришёл учиться (а они есть, есть – сам видел!), смогли учиться, а остальные не могли бы не учиться хотя бы большую часть времени.

Сейте разумное, доброе, вечное!
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное И плюнет вам в душу беспечную
Русский народ. Всякий урод.

Не совсем Некрасов.

Ты пришёл в школу, тебе дали пятые классы и, разумеется, в одном из них ты получил классное руководство. Ну что? Тебя прекрасно встретили? Первого сентября ты был завален цветами? Не обольщайся: цветы дарят не тебе, а учителю, потому что первое сентября, потому что за четыре года начальной школы дети так выдрессированы, а их родителей дрессировали несколько раньше. Вот если тебе достанется не пятый, а, скажем, седьмой или восьмой класс, цветов будет ощутимо меньше. С чего бы это, а? А если не дали тебе в первый год классное руководство, то ты получишь свои обязательные букетики от классов, в которых ведёшь, поскольку классные руководители (а чаще, как известно, классные дамы) считают, что без этого никак.

Ну ладно, это первое сентября, скажешь ты. А вот через месяц праздновали день учителя, и благодарные ученики и их мамы завалили тебя подарками, а значит, всё хорошо, значит, у тебя всё получается, ты хороший учитель, это же сразу все понимают, всего месяц прошёл, а уже поняли… Не обольщайся. Просто для чистоты эксперимента попробуй строго спросить с каждого, попробуй выставить настоящие оценки (если уже умеешь, конечно), попробуй наказать лентяя за лень… Попробуй объективно оценить успехи твоих подопечных путём выставления справедливых четвертных оценок. И не останавливайся на достигнутом – сделай то же самое и во второй четверти. И подожди следующих «датских» подарков, тем более что ждать недолго. Перед новым годом подарков почему-то ощутимо меньше, правда? А после выставления годовых оценок? С чего бы это, а? А сам как думаешь? Кстати, а тебе теперь не противно вспоминать, как тебя задаривали раньше? А все ли подарки были подарками? А у тебя ещё есть место для складирования бумажников и ежегодников? А рекламные календарики и ручки из «Седьмого континента» (те, что на кассах дают при покупке на сумму свыше двух тысяч) ты ещё не получал? А «представительские презенты» в виде тех же ручек и календариков от папиной фирмы? Да, если ты работаешь в школе для обеспеченных, приготовься ещё к одному виду подарков: к подарочным сертификатам в модный магазин на беззастенчиво большую сумму. И если ты не сумеешь отказаться от такого подарка, то приготовься принять несложный факт: тебя купили.

Радужное междусловие. Научись отказываться от датских подарков – «и ты явишься блестящим исключением», как говорил Фигаро. И сможешь позволить себе роскошь принимать подарки лишь от тех, кто действительно у тебя учится и ценит это.

Вообще пора бы тебе понять: профессия у тебя такая, что благодарности и уж тем более понимания ждать не приходится. Не обольщайся. Ученики (большинство из них) всегда будут тебе благодарны… за отменённую или хотя бы отсроченную контрольную работу или опрос, за право пересдать ту же контрольную, за возможность лёгким ответом у доски в последний день «исправить» оценку в четверти… И за отмену уроков будут благодарны. Искренне и бурно. Твоя болезнь – их праздник, и об этом не стоит забывать. Нет, они не то чтобы бездушны, но от уроков устали быстро, ещё в первом классе. К тебе могут относиться в целом хорошо и уважительно, но никого из них не беспокоит твоё здоровье, хотя тебе и будут желать здоровья хором, если ты чихнёшь на уроке. Так что твоя больная голова, твой недосып или сорванное горло – твои проблемы, а твоя болезнь – головная боль для завуча и досадное воровство свободного времени для твоих коллег, которых поставят на замену. Кстати, «лучший» вариант замены на случай непредвиденного окружного совещания – задание ученикам, чтобы заменяющий тебя «только последил» («Не волнуйтесь, списывать не дам!»), а ты бы потом тетради проверил…

Просто прими это как факт: твоя личность и твой организм представляют ценность для тебя, любимого, и для некоторых родственников и друзей, если таковые имеются. Ученики – это не родственники и не друзья. Кроме того, для школы в целом здоровье ученика гораздо более важно, чем здоровье учителя, потому что в отчётах за четверть и год фигурируют именно переломы и ушибы учеников, а не учителей.

Радужное междусловие. Просто будь здоровым. На себе проверяю вот уже семнадцать лет – помогает! По молодости как-то лёг на операцию на осенних каникулах, так потом десять дней пропуска в начале четверти навёрстывать пришлось.

Ты пришёл на родительское собрание. Ты тщательно подготовился, ты точно знаешь, что стоит говорить, а что не стоит, ты готов к вопросам и т.д. Сейчас ты всё объяснишь и расскажешь? Не обольщайся. Помни, что перед тобой сидят в основном те же дети, только они выросли, и теперь им жалко своих детей, которые ещё мучаются. Так что смысл твоей работы, принципы оценивания, методику объяснять им не нужно, более того, вредно. Тебя не поймут, твоим предложением сделать так, чтобы всем было удобнее, не воспользуются, твою инициативу будут бойкотировать.

Почему, что ж такое и как так можно? Да вот так. Примерно девятеро из десяти сидящих перед тобой родителей считают, что в школе учат никому не нужным вещам, да ещё и допекают дурацкими требованиями. Более того, они полагают, что так говорит их жизненный опыт, поскольку давно не могут отличить жизненный опыт от тиражируемых в газетах штампов. К тому же сами они из школьных знаний не помнят почти ничего, но прекрасно себя чувствуют и хорошо зарабатывают, а ты тут со своими учебниками и задачами их детям голову ерундой забиваешь. Они сами не очень-то понимают, зачем в школе сидели столько лет, и ребёнку своему этого объяснить не смогли. Одновременно с этим они искренне считают, что ты им кругом должен: ты должен показывать детям пример, ты должен заинтересовать их своим предметом, ты должен помочь «хорошему мальчику» наверстать упущенное, ты должен «подобрать ключик»… Да, и ещё: у каждого из тех, кто перед тобой сидит, ребёнок особенный. Настолько особенный, что только ты этого понять не можешь. И вообще про школы правильно пишут в «МК» (В «Губернском вестнике», в «Самарском школьнике»…) и говорят в программе Малахова…

Что ещё? Каждый десятый скажет тебе в приватной беседе, что только ты относишься к его ребёнку по-человечески, уважаешь его, видишь в нём личность, а вот остальные учителя… особенно классная дама…

Ещё? Ещё ты должен «войти в положение», должен «дать шанс», потому что от тебя ждут, что ты скажешь: ребёнок у вас умный, но ленивый, давайте он постарается, перепишет последнюю контрольную, и вот тогда всё будет прекрасно.

Ещё? Да пожалуйста: вот ты сказал ребёнку то-то и то-то (на самом деле ничего подобного ты не говорил, но ребёнку верят, а тебе нет), ты сделал так-то и так-то (на самом деле у тебя и в мыслях не было так делать), да разве так можно, да как теперь он будет учиться, если учителя творят такое, и вообще у него спина кружится и мозжечок чешется…

Кстати, если ты жёстко и категорично заявишь, что всё запущено и нужен репетитор, тебя тут же спросят, не мог бы ты сам… потому что только к тебе… потому что у тебя контакт с ребёнком… И если ты нормальный человек, если для тебя частные занятия с учеником, которому ты ставишь оценки в журнал, это табу, то родители искренне удивятся: они-то думали, что ты их «на деньги разводишь», а тебе денег не надо?! Ты предлагаешь ребёнку совершенно бесплатно посещать дополнительные занятия для отстающих?! Ты дурак, что ли? Все же знают: бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Бесплатно ты хорошо не научишь, ведь не сумел же научить на уроке, а за деньги научат (особенно хорошо научат, конечно, на экспресс-курсах, где берут очень большие деньги). А тебя что слушать? Денег не хочешь, научить не умеешь, «ключик» не подобрал…

Плевать они хотели на твои метания и искания. Сами в школе дурака валяли, таких, как ты, презирали и называли ботаниками. А теперь их дети называют таких же ботанами: примета времени – всё сокращаем-с. МТV-с. Бивис-с и Батхед-с. Симпсоны. Мася-а-аня.. А по-настоящему историю русского языка знает только Задорнов, а историю в целом – только Фоменко. И вообще, если ты футболом не увлекаешься – разве ты нормальный? А за кого ты голосовал? А в церковь ходишь? А в интернете ты что написал? Да как таких к детям пущають?!

Вот тебе и вся родительская благодарность. Ан-масс, как говорил профессор Выбегалло. Кстати, имей в виду: классная дама обычно на стороне родителей, а то и сама сподвигнет их на коллективное возмущение или даже на лживый донос.

Радужное междусловие. Пойми, что родители в основном такие. Научись работать сам. Тебе сдали детей, как в инкубатор, и учебную нагрузку воспринимают как необходимое зло, как привычный недостаток системы (вот в маршрутках нельзя ехать стоя, а в школе ещё и учиться приходится). Не надо ничего объяснять. Будь на собраниях сух и немногословен, говори коротко и по делу, а потом проси задавать вопросы и ответь на эти вопросы чётко и просто. Не надо ничего объяснять! Тебя поймут немногие – вот с ними и общайся. И не забывай своевременно выставлять двойки в дневники – это многим ученикам и их родителям помогает держаться в рамках.

Господи боже, ну и генералы тут у нас! Можно подумать, что они нарочно созданы
для того, чтобы всё больше и больше укреплять во мне отвращение, которое питаю я к чинам и высоким званиям.

А.С. Грибоедов.

Ты пришёл в школу преподавать? Ты видишь смысл своей деятельности в обучении (а то и воспитании) детей и подростков? Тебя заботят новые технологии, современные методики, формы и прочее? Ты учитель, да?

Не обольщайся. Для начальства ты государственный служащий. Клерк. Подьячий. Недочиновник. Администрация школы – это управленческий аппарат. Директор – главный чиновник школы, над которым стоят чиновники окружного управления образования (ОУО) и городского департамента образования (ДО), над коим высится Министерство образования (МО). А школьники – средство зарабатывания школой «рейтинга».

У тебя есть функционал, то есть служебные обязанности.

Что ты должен делать за свою зарплату? Слушай внимательно…

Ты должен отвечать за пожарную безопасность во вверенном тебе служебном помещении и быть готовым к эвакуации школьников согласно плану эвакуации.

Ты должен оформить кабинет согласно принятым нормам и требованиям. Ты должен завести паспорт кабинета и периодически его обновлять, вписывая туда осуществление пунктов «Плана развития кабинета» (составляется тобою на основе банального списывания у более опытных коллег): приобретение учебно-методических пособий (не спрашивай, за чей счёт – твоих ста рублей на метод. литературу всё равно не хватит), озеленение кабинета (не спрашивай, на чьи деньги!), оформление сменной экспозиции стендов, создание базы раздаточных материалов…

Ты должен проводить внеклассные мероприятия по предмету.

Уроки? Ах, да… Ты должен присутствовать на уроках согласно расписанию и следить за порядком и дисциплиной. Заодно ты должен пройти программу в установленные сроки, каковые указаны в примерном поурочном планировании соответственно утверждённой МО программе, но могут легко меняться, если выйдет приказ МО или хотя бы ДО, и никому нет дела до того, что ты что-то там запланировал и на что-то там рассчитывал.

Ты должен вовремя отчитываться перед завучем о проведённой работе, причём уровень успеваемости должен быть равен 100% (без двоек в четверти и в году), а то завуча огорчишь и директора расстроишь, а процент качества (процент обучающихся на 4 и 5) должен быть не ниже шестидесяти и стремиться к восьмидесяти. Если же ты собрался получить высшую категорию, то на 4-5 у тебя должно учиться не менее 75 процентов учеников. Для верности. Чтоб ты знал, качество твоей работы вышестоящие чиновники измеряют в количестве пятёрок и четвёрок.

При этом на тебя будут давить, чтобы ты повышал «процент качества», но никого не будет волновать, как, снижая требования, получить не менее нужный школе процент качества на выпускных экзаменах. Обычно начальству удобно манипулировать учителем при помощи всё той же бюрократической удавки: мол, тот учитель хорош, у кого ученики получают пятёрки и четвёрки. И никого не волнует, какие классы тебе достались, сколько там читающих детей и пр. Нет, это, конечно, директор может и понимать. Он даже может тебе сочувствовать, но всё равно не перестанет хотеть высоких результатов. Между прочим, новенькому обычно дают именно что похуже, поскольку «старенькие» часто пользуются приходом в школу новичка, чтобы улучшить свои позиции. Будь готов!

Пойдём дальше. Всё, что ты должен делать, отражается в конечном счёте на бумаге: в планах, отчётах, анкетах и пр. Для среднестатистического директора в них и выражается основной смысл твоей деятельности. На словах, разумеется, всё это будет не так.

Главные указания и служебные распоряжения ты получаешь на планёрках, именуемых педсоветами. Говорят, есть школы, где эти мероприятия действительно представляют собой совещания учителей и администрации. Говорят, там решают проблемы, а принятые решения, говорят, осуществляют. Говорят, это даже помогает главному делу – образовательному процессу. Я сам помню таких педсоветов от силы один, да и то по рассказу коллеги. Лучшие педсоветы, в которых мне довелось участвовать, являли собой обсуждение дел в определённой параллели или в конкретном классе. Бывают ещё мини-педсоветы – по отдельным ученикам, но это больше похоже на шоу, цель которого – поставить на место ученика и напомнить его родителям, что по конституции именно они отвечают за воспитание и образование ребёнка. (Кстати, когда будешь отчитываться перед начальством, лучше об этом не напоминай, поскольку тебя всё равно не поймут.)

Педсовет – это ещё и место взаимной показухи. Так называемый большой августовский педсовет – подведение итогов года с нуднейшими выступлениями завучей и председателей методических объединений. Никому это не нужно, никто не хочет всё это выслушивать – ну, как может учителей, скажем, физики, интересовать отчёт методического объединения учителей физкультуры? Ничего, терпи… На августовских педсоветах ещё и высокие гости бывают…

Радужное междусловие. Несмотря на всё это, в школе немало учителей, а не только мимикрировавших карьеристов. Ты тоже можешь быть одним из них.

В движенье мельник должен жить, в движенье…
Вода примером служит нам, примером…

Музыка Ф. Шуберта, слова В. Мюллера, рус. текст И. Тюменева.

Кстати, о высоких гостях. Если школа не хочет неприятностей, то ей надо прослыть «хорошей» перед ОУО и ДО, а для этого нужно проводить окружные и городские мероприятия. И тебе придётся в этом участвовать. Впрочем, я не с того начал.

Ты считаешь себя современным? Ты уверен, что будешь учить не так, как старое поколение учителей? То есть ты прогрессивен? Ты, можно сказать, новатор?

Не обольщайся. Вот уже несколько десятилетий модернизация образования – это старый лозунг МО, и пусть попробует хоть один учитель сказать, что не использует в своей работе «инновационные педтехнологии»! Эта штука – непременная часть твоей обязаловки в отчётах. Ты и открытые уроки должен показывать именно с применением инноваций. И не надейся, что хоть кто-то захочет сказать «новшества» или «нововведения». Сказано тебе – инновации, и будь здоров.

Более того, поскольку ты – последний шпунтик в бюрократической машине, то и инновации эти ты не сам выбираешь: их каждый год объявляют сверху. То индивидуальный подход, то личностно-ориентированное обучение, то здоровьесберегающие технологии…

Да, ещё одна любопытная деталь: однажды спущенная сверху инновация впоследствии считается навсегда и успешно внедрённой и непременно фигурирует в планах и отчётах, даже если противоречит новопридуманной инновации.

Теперь можно и о мероприятиях поговорить. Всякие там инновации – это ж не просто для отчёта! Это ж надо делиться передовым опытом! Стало быть, если школа у тебя так себе, тогда ты едешь на семинар в другую школу и там набираешься уму, видя, как проводят показушные (чаще всего это, увы, так) открытые уроки или с умным видом несут банальщину, сопровождённую обязательной в наши дни презентацией, представляющей собою, как правило, набор экранов с текстом, который выступающий перед гостями учитель озвучивает профессионально поставленным голосом.

А вот если школа «передовая» (или даже без кавычек передовая), то она сама проводит семинары, и тогда уже ты готовишь открытый урок (и хвала тому, кто умеет делать это без показухи и без репетиций), а то и вещаешь что-то там инновационное. Если же тебе и вправду есть что показать, если у тебя есть свои нестыдные наработки, укладывающиеся в тему семинара, тогда готовься к тому, что большинству присутствующих будет и непонятно, и безразлично всё то, что тебе так дорого досталось. Выступил – и ладненько: начальству приятно, тебе спасибо, а то и грамотку дадут…

Высшая ступень показухи учительской – конкурсы для учителей. Всякие там конкурсы для молодых – это ещё так, ерунда, хотя тебя и туда пихнут, пока молодой. А главное – конкурс «Учитель года», на котором от тебя потребуется умение лизать нужное место нужным людям, навык саморекламы на пустом месте, способность провести открытый урок в тех рамках, какие существуют в головах жюри, а ещё удача, конечно. Не надейся стать финалистом – они заранее определены. Если вдруг определили тебя – что ж, большому кораблю, как известно…

Радужное междусловие. В финал этого конкурса, бывает, выходят и вполне достойные люди. Может быть, это будешь и ты. Но всё же не обольщайся. В принципе, если ты решил в школе работать, а не выслуживаться, будь готов к тому, что специалистом тебя признают не сразу. И это будет правильно: от диплома педвуза до учителя всё ж таки некоторое расстояние.

<…>А здесь, можно сказать, нет другого помышления, кроме того, чтобы благочинием и бдительностью заслужить внимание начальства.
<…>не столько медикаментами, сколько честностью и порядком.
<…>Уж на что, осмелюсь доложить вам, головоломна обязанность градоначальника! Столько лежит всяких дел, относительно одной чистоты, починки, поправки. словом, наиумнейший человек пришел бы в затруднение, но, благодарение богу, все идёт благополучно. Иной городничий, конечно, радел бы о своих выгодах; но, верите ли, что, даже когда ложишься спать, все думаешь: «Господи боже ты мой, как бы так устроить, чтобы начальство увидело мою ревность и было довольно. » Наградит ли оно или нет – конечно, в его воле; по крайней мере, я буду спокоен в сердце. Когда в городе во всём порядок, улицы выметены, арестанты хорошо содержатся, пьяниц мало. то чего ж мне больше? Ей-ей, и почестей никаких не хочу. Оно, конечно, заманчиво, но пред добродетелью все прах и суета.
Н.В. Гоголь.

Выше я говорил о том, что учитель должен делать за свою зарплату. Теперь – о том, что от учителя нужно начальству. Так вот, со времён Гоголя ничего не изменилось: ученики должны вести себя хорошо, ходить в установленной одежде, аккуратно вести тетради и пр. (Если что – виноват классный руководитель.) И ещё они должны «хорошо учиться». В переводе с бюрократического языка на русский это означает, что учитель должен повести дело так, чтобы и оценки были хорошие, и ученики были бы довольны, и родители не поднимали бы шум. Порядок и дисциплина – мечта среднестатистического директора. И плох для него не тот учитель, который не умеет преподавать, а тот, у которого нет «порядка»: отчёты вовремя не сдаёт, родители учеников на него жалуются, и вообще… Недаром «нормальная» классная дама, если её не устраивает учитель, обязательно спровоцирует скандал, начиная от шума на родительском собрании или коллективного заявления директору и заканчивая доносом в округ (от родителей, конечно): понятно же, что недовольство будет вызвано именно тем, что учитель стал причиной «непорядка».

Можно и покороче: среднестатистический директор мечтает о том, чтобы всё было тихо. Любой «шум» привлекает ненужное внимание вышестоящих, а там, глядишь, могут и выговор влепить, и премии лишить, и школе «минус» запишут и потом ославят на весь округ как отстающую… Кстати, чтоб ты знал: каждый год все школы оцениваются по множеству критериев, и эта турнирная таблица является предметом неусыпной заботы завуча и директора. Половина идиотских требований к учителю имеет своей целью именно повышение рейтинга школы.

Для начальства хорош учитель, у которого все отчёты в порядке и сданы вовремя; у которого высокий пресловутый процент качества; у которого дети сидят на уроках спокойно и нет конфликтов ни с детьми, ни с родителями; который ладит с коллегами. И ещё одно: для начальства хорош тот учитель, который не мозолит начальству глаза: не задаёт бесконечных вопросов, не пристаёт с проблемами, не требует разбирательств…

Радужное междусловие. Часто многое из требуемого для рейтинга складывается и само собой, так что на работу время тоже остаётся. Не менее часто дальновидные классные дамы не дают родителям возмущаться, если, конечно, классной даме нравится учитель. Наконец, всё тот же среднестатистический директор будет защищать тебя и перед родителями, и перед вышестоящими, тем более что обычно-то обвинения вздорны.

Посмотришь, вечерком
Он чувствует себя здесь маленьким царьком.

А.С. Грибоедов.

Ты от методистов много слышал о педколлективе и мечтал работать среди единомышленников, каковыми мудро руководит интеллигентный (мы же учителя!) директор?

Не обольщайся. Для среднестатистического директора школа – его феод, а сам он – вассал ОУО. Но на своей-то земле он царь и бог! Вот попробуй не поучаствовать (хотя бы молчаливым присутствием) в поздравлении директора с днём рождения от своего методобъединения – и увидишь. У такого (а таких большинство, напоминаю) директора есть свои фавориты, есть просто «свои», которым и многое дано, и многое прощается, а ты не смей спрашивать, почему.

Радужное междусловие. Не все такие. Да и вообще – как себя поставишь…

Вот парадный подъезд.
По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом…

Н.А. Некрасов.

Коли доктор сыт, так и больному легче.
Из к/ф «Формула любви».

Более того, в большинстве своём учителя легко принимают это мелкопоместное самодержавие и вполне готовы быть под «добрым царём». Даже если директор – нормальный человек, даже если ему самому противно всё это, никуда ему от поклонения не уйти. Директора отдельно поздравляют родительские комитеты, некоторые ученики и их родители, благостно поддерживая всё то же средневековое низкопоклонничество. Например, принято петь дифирамбы директору на празднике последнего звонка и на выпускном вечере, причём фальшь этого пения не должна никому резать ухо – это нехорошо-с, поклоняться начальству надо искренне.

Дурной пример заразителен. Многие учителя любят подношения. Если классная дама – подношения должны быть посолиднее (хотя и подешевле, чем директору), если просто предметник – то попроще, но всё ж таки… Хотя это уже зависит от уровня культуры дающего. Многие, например, убеждены, что «датские» подарки сделать надо, но что при этом приносят – я выше уже сказал.

Кстати, к учителю, отказывающемуся от подарков, многие родители учеников тоже относятся настороженно: странный он человек!

Радужное междусловие. Не все такие. Да и вообще – как себя поставишь… (Я знаю, что это уже сказано выше. А нужно ли говорить что-то ещё?)

Ну как не порадеть родному человечку!
А.С. Грибоедов.

Ты «объективный» и не делаешь различий между учениками? У тебя нет любимчиков?

Не обольщайся. Поняв, что чаще всего школа воспринимается директором как его владения, следует понять и ещё одно: среди учеников есть директорские протеже. Это могут быть и родственники директора (мне приходилось учить директорскую дочь), и дети его друзей. Во-первых, это засланцы, которые разболтают всё, что происходит на твоих уроках, причём от характера ребёнка зависит, как будет подана информация. Во-вторых, это блатные засланцы: они чувствуют своё особое положение, и это, увы, часто отражается на атмосфере в классе.

Кроме того, в любой школе есть и другие «свои» дети: это дети учителей и учительских друзей, дети техперсонала, поваров и пр. И для большинства учительниц нормальной является следующая логика: это «наши» дети, мы не можем их «обижать». Стало быть, готовься подвинуть свою объективность…

Ещё один аспект. Большинство классных дам полагает, что их основная задача – выдавливать из учителя оценки. Как только подходит к концу четверть (или триместр), год – жди гостей. Главный аргумент, как всегда, «хорошая девочка» («хороший мальчик»). Здесь объективным остаться особенно трудно. Держись!

Радужное междусловие. Ну, что тут сказать? Если поведёшь дело так, что все вокруг будут точно знать, что ты справедлив в своих требованиях и готов в любую минуту чётко объяснить оценку, от тебя отстанут. Но директорские дети – это директорские дети. Впрочем, и среди них попадаются сильные ученики. И среди учительских детей немало таких, кто мотивирован на хорошую учёбу просто тем фактом, что мама (реже папа) работает в этой же школе.

И ведь спросят меня: что я делаю в школе, если там всё так плохо? Какое удовольствие я нахожу в этой работе? Или мне больше некуда податься?

И ещё спросят меня: зачем я вообще всё это написал? И не хочу ли я отпугнуть от школы молодых и перспективных педагогов?

И опять спросят меня: если я пишу для учителей, почему я публикую это здесь? Почему не на учительском сайте? Почему не в журнале или в газете?

С удовольствием отвечаю.

В школе я работаю, причём с охотой и удовольствием. Все её пороки, о которых сказано выше, можно пережить. Часто мне удаётся настоять на своём, и в основном я в школе занимаюсь всё-таки преподаванием, а это очень и очень интересная работа – для тех, кто понимает, конечно 🙂

Говорить о том, что именно интересного в профессии школьного учителя, я не стану, потому что текст обращён к учителю, пусть и начинающему, а уж он-то должен понимать, зачем в школу пошёл. А написал я это всё потому, что никакой методист ни в каком институте об этом не расскажет, а лучше быть морально готовым к подводным камням.

Кстати, нетрудно заметить, что большинство из того, что здесь рассказано, справедливо для многих других мест работы – разве что в несколько иной форме, а суть та же. Что ж теперь, вообще не работать?

А публиковать это на учительском сайте бессмысленно – там верховодит иная публика, там такого не любят. Журналы? Газеты? Боюсь, для прессы это не настолько остро: без конкретных фактов, без имён – в общем, без разоблачений. Здесь же если и прочтёт кто, кому хватит терпения и интереса дочитать до конца, то, может, и поделится с кем-нибудь, кому это надо, а может, и для себя что-то нужное найдёт.
Да и сколько можно спрашивать? Раз я словесник, то моё дело – словеса. Так это как раз они!

Советы для начинающих преподавателей

Возможно, лучшее, что есть в нашей профессии – это поддержка, которую можно получить от коллег, в том числе и в набирающих популярность Интернет -сообществах. Подобную взаимовыручку особенно ценят преподаватели, делающие первые шаги в профессии. Пять лет назад портал «Free Technology for Teachers» начал публиковать советы, которыми опытные преподаватели делились со своими начинающими коллегами. На сегодняшний день в коллекции набралось уже свыше 150 рекомендаций для новичков, которые представлены в форме презентации.

Автор Skyteach и преподаватель школы Skyeng Диляра Кашапова сделала адаптивный перевод презентации, обобщила и наглядно представила основные идеи. Их можно разделить на несколько блоков.

Начнем с организационных моментов

На первом месте для вас должна стоять организация. Когда она налажена, работа упрощается.

1. Будьте организованы и учите этому своих учеников.

Это поможет вам сэкономить много времени. Поддержание чистоты рабочего места может даже уберечь вас от потенциальных болезней. Когда дети подходят к столу за помощью, зачастую начинают прикасаться к вещам грязными руками.

2. Все материалы должны храниться в одном месте.

Убирайтесь в конце каждого рабочего дня, и следующим утром вам не придется долго искать необходимое. Не забудьте также вымыть доску. Пусть утро начинается с чистого листа.

3. Приходите рано и уходите вовремя.

Не задерживайтесь подолгу, это помешает вам эффективно работать. Начинайте со срочного. Выясните, что действительно важно и необходимо, и приступайте к этим делам. Используйте один бумажный, и один электронный календарь, чтобы не сойти с ума, запоминая даты и время встреч и ваши дедлайны. Однако, не тратьте лишнее время на тайм-менеджмент. Попробуйте, например, установить таймер на полчаса и за это время управиться с задачей по планированию.

4. Запомните правило – урок должен быть тщательно продуман «от» и «до».

Не беспокойтесь по пустякам и на всякий случай имейте план Б. То, что сработало в одном классе, может не сработать в другом. Планируйте больше, чем возможно успеть. Лучше подготовить «лишний» материал и оставить его на следующий раз, нежели думать, чем занять учеников в случае, если до конца урока осталось много времени. Имейте материалы с запасом на случай отмены или замены урока. В этом случае вы сможете занять даже незнакомую ранее группу учеников. В случае, если вы используете электронные ресурсы, будьте готовы к тому, что что-то может пойти не так. Компьютеры не всегда работают так, как нужно, поэтому план Б (или даже C) может очень пригодиться.

5. Создайте гугл-форму для того, чтобы выяснить, чем увлекаются ваши ученики, что им дается легко, а что – тяжелее. Объедините ответы в общий файл, это поможет узнать детей гораздо лучше.

6. Заведите дневник, в котором будете фиксировать положительные и негативные моменты рабочего процесса.

Теперь, непосредственно, к рабочему процессу.

Часть 1 – взаимодействие с учениками

1. Знать ответы не на все вопросы – это нормально.

2. Сконцентрируйтесь на одном предмете.

Не “распыляйтесь” на все и вся. За следующий предмет можно взяться позднее. Если погонитесь за двумя зайцами – есть риск не поймать ни одного.

3. Любите выбранный предмет.

Если вы и вправду увлечены им, у ваших студентов, вслед за вами, «загорятся глаза».

4. Всегда думайте об учениках. Они первостепенны.

Настройте себя на взаимодействие с ними, воспринимайте их в качестве ваших партнеров. Если вы завоюете их доверие, они будут направлять вас, подскажут, где можно ускорить темп, а где – притормозить. Говорите им, что именно они – капитаны их плавания под названием «учеба».

5. Требуйте, но в то же время уважайте студентов.

Будьте готовы выслушать и поделиться своим мнением, начните с создания особой атмосферы, в которой студенты не будут бояться ошибок.

6. Если ученики почувствуют вашу неуверенность в себе, вам предстоит непростой год, если проявите себя – все пройдет гораздо легче.

7. Будьте готовы к тому, что все дети учатся по-разному, по-разному мыслят и запоминают.

Не забывайте о персонализации: очень важно понимать, что нравится и не нравится ученикам. Можно провести опросник (шаблонов которых много в сети) на тему того, кому как проще запоминать материал, и затем использовать все эти техники в ходе занятий.

8. Будьте очень, очень, очень терпеливы.

Все меняется, и все мы порой теряемся. Терпение необходимо вам для нормальной коммуникации с родителями и учениками.

9. Грозный взгляд.

Всем знаком «тот самый» взгляд мамы, который способен вмиг усмирить ребенка. Потренируйте его дома, перед зеркалом. Голосовые связки зачастую садятся, поэтому «тот самый» взгляд пригодится не раз.

10. Составьте план поведения для учеников.

План обеспечит взаимопонимание, координацию и чувство принадлежности к коллективу. Кстати, правила в нем не должны фигурировать просто, «для галочки». Вносите в список только то, за чем вы действительно будете успевать следить.

11. Контактируйте со студентами, это самое важное.

Постарайтесь узнать поближе каждого из учеников. Зачастую большее количество внимания уделяется самым лучшим и самым неуспевающим студентам, тогда как «среднестатистические» дети остаются в тени.

12. Не имейте любимчиков. И ни в коем случае не придумывайте ученикам прозвища.

13. У детей сильно развито чувство справедливости.

Правила есть правила, и не нужно делать исключений, скажем, для более успевающих учеников.

14. Забудьте об учебном плане в первый день занятий.

Дайте ученикам возможность почувствовать, что значит быть в вашем классе. У вас еще будет время и возможность поучить их, в первый же день важно задать настрой. Посвятите первую неделю общению с ними, и наградой вам будут более послушные ученики. Что касается учебной программы, пусть дети прочитают ее друг другу сами.

15. Позвольте себе не только учить, но и учиться.

Прежде всего, у ваших учеников. Дайте им шанс поделиться тем, что они знают.

16. Учите своих студентов думать.

17. Почувствуйте разницу между «быть друзьями» и «быть дружелюбными».

18. Не вступайте в спор.

В случае, когда ученики хотят с вами поспорить (такое случается), спокойно скажите: «Я не собираюсь спорить с тобой» и отходите в сторону. Не позволяйте ученику вступать с вами в баталии.

19. Избегайте конфликтов на глазах у всего класса.

В случае возникновения конфликтов, поговорите с учеником «один на один», не решайте проблему при всем классе.

20. Не забывайте, что каждый ученик – это, в первую очередь, человек.

21. Оставьте ваше эго за пределами школы и будьте взрослее тех, кого учите.

Привыкайте к тому, что кто-то может нелестно отозваться о вас, такова наша работа.

Часть 2 – взаимодействие с коллегами

1. Не знаешь – спроси, знаешь – поделись опытом!

Не бойтесь спрашивать! Обращайтесь к коллегам по любым интересующим вас вопросам. То, что у вас возникают вопросы – ни в коем случае не является признаком некомпетентности.

2. Найдите наставника – человека, у которого вы сами сможете учиться, с кем сможете поговорить. Развивайтесь профессионально.

3. Не изобретайте велосипед.

Попросите у коллег помощи с поурочным планированием. Найдите самых профессиональных учителей и вежливо попросите поприсутствовать на их уроках. Конспектируйте, задавайте вопросы, запоминайте их методы. Прочувствуйте их манеру проведения занятий и внедряйте их в собственную практику.

4. Начинающие и опытные педагоги, несомненно, должны контактировать.

Важно понимать незаменимость социальных сетей и педагогических блогов. Будет хорошо, если и вы заведете свой. Начните \ записывать ваши идеи, мысли, фиксировать возникающие вопросы. Огромное сообщество учителей готово прийти на помощь и направить вас.

5. Постарайтесь как можно скорее познакомиться с двумя людьми: секретарем и сторожем.

Эти люди, как правило, в тени, но именно их работа обеспечивает нормальный рабочий процесс. Познакомьтесь со школьным библиотекарем. У них всегда есть интересные идеи и материалы под рукой.

6. Соблюдайте правила, которые установились среди педагогов вашей школы и не спешите с выводами.

Администрация и опытные учителя – не враги. Неприятные люди есть в каждой школе, будут и в вашей. Избегайте общения с ними, избегайте «нытиков» и сплетниц – они не окажут вам поддержки. Старайтесь не участвовать в обсуждении разного рода слухов.

7. Будьте честным, стойким и последовательным.

Узнайте об учениках со слов их предыдущих учителей, но не забывайте, что начинать новый учебный год стоит с чистого листа. Не общайтесь с теми, кто постоянно жалуется, напротив, старайтесь взаимодействовать с опытными учителями, которые знают свое дело, и к кому вы бы хотели стремиться. Интегрируйтесь в педагогический коллектив вашей школы, но избегайте «педагогического выгорания». Вы начинаете карьеру педагога, сложную, но благодарную.

Часть 3 – взаимодействие с родителями

1. Узнайте больше об ученике от родителей.

В первый день попросите родителей выполнить следующее задание: «Опишите своего ребенка с помощью миллиона…или меньшего количества слов». Это очень эффективный способ получить информацию как о положительных, так и об отрицательных чертах характера ваших учеников, о способах их мышления и памяти. Родители, как правило, пишут не менее трех абзацев. При чем, это работает в любом классе.

2. Уделяйте особое внимание общению с родителями.

Следите за тоном и речью, грамотно пишите сообщения. Позвоните им в течение первой недели, представьтесь каждому лично. В дальнейшем звоните им не только чтобы поругать их ребенка, но и чтобы похвалить.

3. Обратная связь с родителями.

Если вы преподаете в начальной или младшей школе, отправляйте еженедельные сообщения ученикам и их родителям. Им понравится подобная связь со школой. Подобные рассылки также помогут вам оповещать всех в один клик.

О себе любимых

1. В первый год работы вы, вероятно, почувствуете себя брошенным. Поймете, что все, что изучалось в институте, мало общего имеет с практикой. И, да, о практическом преподавании вы толком и не знаете. Ни капельки. Уверенность придет к вам лишь через пару-тройку лет.

2. В первый год работы вы будете истощены как физически, так и морально, поэтому не забывайте про сон.

3. Будьте смиренными. Будьте доброжелательны. Но и не берите на себя слишком много. Ничего не принимайте близко к сердцу.

4. Настройтесь позитивно, работайте усердно и никогда не переставайте учиться.

5. Развивайте чувство юмора, будьте добры по отношению к студентам и самим себе, уделяйте время размышлениям. Умейте также посмеяться и над собой. Улыбайтесь!

6. Если урок сорвался, не «грызите» себя изнутри. Солнце обязательно встанет и птицы запоют вновь. И уж точно у вас будет еще шанс провести хороший урок.

7. Делайте выбор в пользу качества, а не количества. Не пытайтесь успеть все и сразу. Сконцентрируйтесь на паре вещей и покажите ученикам, насколько интересным может стать изучение чего-то нового.

8. Будьте гибкими и тогда вы легко адаптируетесь к новому месту и условиям работы.

9. Будьте собой. Не теряйте свои человеческие качества в угоду профессионализму.

10. Будьте честны и работайте усердно, чтобы никто не мог упрекнуть вас.

11. Не пытайтесь быть идеальными.

12. Позаботьтесь о себе. Ограничьте объем работы, который вы берете на дом. Делайте это не чаще 2-3 раз в неделю, и не занимайтесь работой в выходные. Помните, что у вас есть жизнь и за пределами школы.

13. Каждый день после школы занимайтесь тем, что приносит вам удовольствие. Вы должны понимать, что, за пределами школы у вас тоже есть жизнь. Не считайте дни до начала летних каникул, ведь учителем вы стали не ради отпуска. Наслаждайтесь общением со своими учениками.

14. Не забудьте о собственном комфорте, и спрячьте в шкафчик пару удобных тапочек на случай трудного дня.

15. Прочтите книгу «Teaching with Love and Logic», она перевернет вашу профессиональную жизнь. Прочтите также «The Death and Life of the Great American School System» (автор – Диана Равитч). Однако, пока данные книги доступны только на английском языке.

16. Не верьте в то, что, чтобыть учителем значит обязательно мучиться и страдать. Это не армия. Наверняка, вы будете задавать себе кучу вопросов, в том числе и «как и когда начать?» Сейчас! Не бойтесь ошибок. Опытные учителя скажут вам о том, что порой все идет не по плану, но именно умение упасть и подняться являются залогами успеха настоящего педагога.

Как говорит Мартин Хайдеггер «Обучать сложнее, нежели учиться. Мы знаем об этом, но редко задумываемся. Почему же учить труднее, чем учиться? Не только потому что учитель должен быть всегда наготове и обладать большим количеством знаний и ресурсов. Обучать сложнее потому, что задача учителя – позволять учиться. Ученикам может показаться, что учитель ничему не учит, однако именно благодаря обучению мы приобретаем нечто новое и ценное. Учитель идет впереди учеников, однако ему предстоит научиться большему – научить учиться. Однако прежде, он должен прекрасно овладеть этим навыком сам».

Дорогу осилит идущий. Успехов вам!

14 современных книг в помощь учителю

Можно выделить пару часов в день на чтение книг. Сложнее бывает найти время на поиск интересной и полезной литературы в современном море информации. Специально для загруженных работой учителей мы собрали все самое интересное в одной статье. При выборе книг мы ориентировались как на их рейтинг, так и на отзывы российских читателей. Как сохранить здравый смысл, общаясь с подростками, почему талантливый ученик в классе — это не всегда праздник, как сберечь здоровье, годами работая в школе, – на эти и другие вопросы учителей отвечают современные авторы.

Дуг Лемов «Мастерство учителя. Проверенные методики выдающихся преподавателей»
Преподавание – самая важная работа в мире, она же и самая сложная, уверен известный американский преподаватель и исследователь Дуг Лемов. Эффективное преподавание – это искусство, а за успехами опытных преподавателей стоит тяжелый труд и внимание к деталям. Посетив тысячи уроков самых квалифицированных педагогов из обычных школ, автор сформулировал набор из 49 техник, которые, по его убеждению, определяют успех учителя и успеваемость его учеников. Российские преподаватели считают издание очень полезным, но признают: не все описанные методики реально применять в наших условиях.

Джуди Дирксен «Искусство обучать. Как сделать любое обучение нескучным и эффективным»
«Не переставайте задавать себе вопросы «Почему?» и «Что плохого случится, если они не будут этого знать?», чтобы определить настоящую цель обучения», – советует читателям Джуди Дирксен, преподаватель и независимый консультант в области электронного образования. В книге она описывает базовые принципы педагогики и основы
когнитивной психологии, которые, по ее мнению, позволят сделать учебный процесс максимально полезным и увлекательным. Основной упор делается на грамотное создание условий обучения и отбора информации. Российские читатели дали книге положительные оценки, хотя порой и упрекают автора в излишней примитивности изложения.

Питер Грей «Свобода учиться. Игра против школы»
Психолог Питер Грей и вовсе выступает против традиционной школы, а лучшей учебной методикой для детей считает игру. Чтобы ребенок преуспел в быстро меняющемся мире, нужно дать ему свободу учиться и раскрывать свои интересы, утверждает Грей. Он предлагает отказаться от деления детей на группы по возрасту, поощрять самообучение, позволять им играть и исследовать мир, в том числе без взрослых. Именно самостоятельности и возможностей делать что-то, не находясь под опекой взрослого, и не хватает современному ребенку, уверен автор. Книга во многом спорная и неоднозначная, но она несомненно дает массу поводов для размышления.

Кэрол Дуэк «Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей»
Кэрол Дуэк – профессор психологии в Стэнфордском университете, одна из ведущих мировых экспертов в области мотивации и личностного развития. В основе книги лежит мысль о том, что интеллект и талант еще не гарантируют успеха, а, наоборот, могут помешать развитию личности. Автор убеждена, что излишняя похвала может поставить достижения под угрозу, а ошибки и провалы, напротив, являются толчками для дальнейшего развития. Именно установка на рост формирует любовь к постоянному обучению и устойчивость к трудностям и неудачам, пишет Дуэк и предлагает проверить свою теорию на практике.

Хосе Антонио Марина «Воспитание таланта»
Еще один современный взгляд на таланты. Хосе Антонио Марина — испанский философ, писатель и педагог, много лет занимается вопросами воспитания и образования. По мнению автора, у каждого есть слабые и сильные стороны, но всегда есть какой-либо «базовый» талант. В книге Марина исследует особенности различных дарований, а заодно рассказывает, как создать такие условия, чтобы дети могли с раннего возраста развивать свои сильные стороны. Каждый раздел состоит из 4 глав, которые представляют собой постепенный переход от теории к практическому ее применению. Возможно, поэтому российские читатели одним из недостатков книги назвали тяжелый слог и обилие терминологии.

Елена Щебланова «Неуспешные одаренные школьники»
Современный российский взгляд на то, как сложно быть талантливым. Каждый учитель встречал детей, способности которым остаются неразвитыми из-за всевозможных социальных и эмоциональных проблем. Автор книги более 20 лет занималась выявлением и развитием талантов детей в московской гимназии «Созвездие». Теперь она рассказывает своим читателям, как выявить одаренного ребенка и помочь ему раскрыть свои таланты, развить социальные навыки. Читатели отмечают, что книга полна оптимизма.

Нина Джексон «Классный учитель. Как работать с трудными учениками, сложными родителями и получать удовольствие от профессии»
Книга известного в Великобритании педагога и международного консультанта по образованию представляет собой сборник ответов на самые болезненные вопросы учителей. Ученики не хотят учиться, коллеги-консерваторы восстают против новых методов обучения, родители ни во что не ставят учителя, – каждой проблеме посвящена отдельная глава. В числе актуальных вопросов есть и работа с детьми с дислексией, СДВГ и аутизмом. В помощь своим коллегам из разных стран Нина Джексон собрала приемы и советы, основанные на личном опыте. Например, обычные объятия у нее становятся одним из инструментов обучения терпимости и терпению. В книге собрано несколько плей-листов с музыкой, под которую ученикам, по мнению автора, легче усваивать материал. И, наконец, Джексон перечисляет мобильные приложения, которые можно использовать для работы на уроке, ведь дети любят игры из телефонов.

Адель Фабер, Эйлен Мазлиш «Как говорить с детьми, чтобы они учились»
Молодая учительница Лиз Ландер изо всех сил хочет пробудить в непослушных учениках желание учиться. С такой вымышленной героиней начинают путешествие по закоулкам детского сознания американские психологи Адель Фабер и Эйлен Мазлиш. В основе всех советов авторов стоит мысль: если взрослый пренебрежительно относится к чувствам школьника, тот теряет интерес к учебе. На примере нескольких ситуаций они показывают, как учитель может грамотно действовать вместо того, чтобы критиковать, игнорировать, давать бесконечные советы ребенку. В России пока книгу читают в основном родители и говорят, что советы из нее действительно им пригодились, хотя не все они подходят для нашей культуры.

Энтони Вулф «Чадо или чудовище? Как быть родителем современного подростка»
Сборник ответов на вопрос: как общаться с подростками и оставаться при этом в здравом уме. В каждом человеке живет капризный ребенок и рациональный взрослый. Подросток не умеет сдерживать своего внутреннего «ребенка», но хочет, чтобы его воспринимали как взрослого. Взрослые же, общаясь с подростками, сами порой становятся несдержанными «детьми». Задача родителей и педагогов заключается в том, чтобы разумно сопровождать взросление: оставлять пространство для подросткового «ребенка» и помогать пробудить его взрослые черты. Вулф отвечает на конкретные вопросы учителей и родителей: когда и как замолчать, как научиться уважать их бессмысленные поступки, как выразить свое возмущение, не разрушая отношений? Есть советы и для более сложных ситуаций: увлечение гаджетами, проблемы в школе, депрессия, алкоголь и наркотики. Книга появилась в России несколько лет назад и, по мнению родителей, оказалась полезной.

Владимир Лизинский «Новый учитель для хорошей школы»
Известный ученый и практик, старший научный сотрудник Центра стратегии и теории воспитания личности Владимир Лизинский за последние 25 лет написал более 30 книг для педагогов и родителей. В этом пособии он показывает, каким должен быть учитель, что мешает и что нужно ему для достижения успеха. Лизинский предлагает собственную шкалу измерения для оценки профессионализма преподавателя. Используя ее, можно определить высоту своего профессионального уровня буквально по пунктам. Для наглядности автор составил два отдельных списка — «Признаки плохого учителя» и «Признаки хорошего учителя».

Джуди Аппс «Чтобы слушали и слышали»
Книга для тех, кого профессиональный долг заставляет много говорить. «Ваш голос – это уникальный инструмент, таящий в себе невероятные возможности для вас и окружающих», – так начинает автор разговор с читателем. Человеческий голос может передавать эмоции, обеспечивать внимание аудитории, изменяться в соответствии с ситуацией. Книга рассказывает о том, что надо делать для успешных публичных выступлений, о приемах которыми пользуются знаменитые ораторы. В книге также собраны упражнения для тренировки правильного дыхания, артикуляции, тембра голоса и его интонирования. В последней главе дается ценный для учителей совет: как снизить усталость, если приходится много говорить.

Юрий Гурин «Урок + игра. Современные игровые технологии для школьников»
Петербургский педагог и детский писатель Юрий Гурин известен тем, что знает, как превратить в игру любое скучное занятие. В помощь учителям он собрал более ста игр и игровых приемов для уроков. Все игры в книге разделены на три группы: игры на этапе изучения новой темы; игры на этапах запоминания, закрепления, обобщения и контроля усвоения; игры для оптимизации физического и психологического состояния и поведения учеников. Игры не привязаны к конкретному уроку, вопросы учитель может выбирать сам. В целом, по отзывам самих учителей, книга, написанная на стыке педагогики и психологии, весьма полезна.

Светлана Ахмерова «Профессиональная деятельность и здоровье педагога»
От детской психологии — к не менее насущной проблеме. Ученый-медик из Башкирии Светлана Ахмерова, долгое время работая над проблемами сохранения здоровья педагогов и их учеников, смогла обобщить основные факторы риска для учителей и способы их преодолеть. В монографии «Профессиональная деятельность и здоровье педагога» представлен комплекс диагностических методик для самоконтроля. И — самое главное! — здесь есть вполне конкретные комплексы упражнений для профилактики заболеваний, связанных с особенностями труда педагогов.

Ли Лефевер «Искусство объяснять»
Книга основателя компании Common Craft, который завоевал известность объясняющими видеороликами для крупных корпораций. В своей книге ЛеФевер дает советы тем, кому приходится постоянно что-то объяснять аудитории. Мы не всегда умеем понятно объяснить другим то, что сформулировано в нашей голове, говорит автор и делится с читателями приемами емкого, доступного объяснения. Книга, которая на первый взгляд, кажется инструкцией для стартаперов, пригодится и учителям, и родителям.

Смотрите так же:  Адвокат гречко краснодар

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Priuta.ru © 2020

Тема от WP Puzzle