Пособие никитина квадраты

УНИКУБ (У)

Материал взят из книги «Интеллектуальные игры»

Эти универсальные кубики вводят малыша в мир трехмерного пространства. А раннее развитие пространственного мышления поднимает возможности на целую ступень выше обычного житейского уровня и делает ребенка сильнее интеллектуально.

Однажды мне рассказали, что в Югославии есть учитель начальной школы, который делает точно такую же игрушку и раздает по коробочке в каждую семью, из которой придет к нему через год ученик в первый класс. Он просит папу или маму поиграть с малышом в эти кубики, потому что тогда, говорит он, малыш будет легко усваивать и арифметику, и алгебру, и геометрию, и тригонометрию.

Мы не знаем, какие задания дает этот учитель, не знаем, как учит он папу или маму игре, но на собственном опыте убедились, как удивительно широк диапазон заданий “Уникуба” и как может он одинаково сильно увлекать и 2-летнего, и 5-летнего ребенка, и даже взрослого. Последние задания придумал не автор, а его уже выросшие дети; и автор только мечтает теперь: “Соединить бы вместе 60 заданий, родившихся у нас, с теми, что придумал югославский учитель! Видимо, получилась бы игрушка исключительной ценности, не уступающая кубику Рубика по своей притягательности, но превосходящая его по эффективности развития математического мышления ребенка.

Для интеллектуально деятельных людей “Уникуб” может стать и объектом соревнования, и объектом исследования его богатейшего математического содержания. Математики утверждают, что нет лучшего пособия для изучения теории графов и что там можно обнаружить и биноминальные коэффициенты.

Чего стоит анализ закономерностей окраски кубиков! Первое впечатление – нет одинаково окрашенных кубиков, все 27 – разные, хотя цветов всего 3, а граней у кубика 6. Потом, после двойной классификации, оказывается, что, кроме единственных, есть 8 триад. А как великолепно учит игра точности, аккуратности, предусмотрительности! В некоторых заданиях и ошибок искать не надо. Сам “Уникуб” закричит: “Здесь две ошибки!”

Как изготовить игру

Возьмите 27 деревянных кубиков с ребром 30 мм (можно с ребром 35 и 40 мм). Если они оклеены бумагой, то размочите ее кипятком и удалите, а кубики просушите не менее суток в теплом месте (например, на батарее отопления). После этого прошлифуйте все грани мелкой наждачной бумагой, особенно торцы. Затем кубики надо разметить:

1. Сложить 27 чистых кубиков в куб 3x3x3.

2. Красным карандашом пометить все 6 сторон куба, делая черточку на каждой из 54 граней, как это видно на рис. 13. Не рассыпьте куб, когда будете помечать “дно”.

3. Поднимите сразу весь верхний слой из 9 кубиков, сжав их в руке, и пометьте грани разъема синим карандашом. Делая по 18 пометок в каждом разъеме в трех взаимно перпендикулярных плоскостях, вы получите тоже 54 синих грани.

4. Желтые грани можно не помечать, их остается тоже 54, и все 3 цвета оказываются при этом равноправными.

Только после разметки можно рассыпать кубики и приступить к окраске или оклейке цветной бумагой. Пометки, сделанные на кубиках цветными карандашами, обозначают, какой цвет должна иметь грань.

Окрашивать кубики лучше нитрокрасками или масляными техническими. Художественные масляные краски разжижать масляным лаком (техническим, бесцветным), иначе они долго сохнут (больше месяца). Чтобы краска не попала на соседнюю грань, кисть при окраске надо двигать только от центра грани к ребру, но не вдоль ребра и не от ребра к центру.

Для проверки правильности окраски после высыхания сложите кубики в большой куб так, чтобы наружные грани были красными, а внутренние грани разъема синими или желтыми, как на рис. 13 или в задании У-47. Такая проверка обязательна, так как кубики имеют 11 вариантов окраски: 8 триад, т. е. по 3 одинаковых и 3 единственных (сине-красный, сине-желтый и красно-желтый).

При окраске проследите, чтобы тона красок были близки тонам на рисунках-заданиях.

Для Уникуба необходима и коробка с внутренним размером 92x92x90 мм с крышкой. Это позволяет без пересчета сразу видеть, все ли кубики на месте, и накрывать уложенный определенным образом “Уникуб” вместо медленной укладки 27 кубиков по одному в коробку.

Для малышей рисунки-задания надо увеличить (это уже должны решить папа и мама) и сделать их на отдельных листах чертежной бумаги размером от 100×100 мм до 150×200 мм. Их надо разделить на 2–3 части и для каждой сделать пакет из плотной бумаги, указав на нем номера заданий, уложенных туда (рис. 14).

60 заданий к “Уникубу”

У­1. Сложи кубики в коробку. Знакомство с “Уникубом” можно начинать по-разному: с самыми маленькими (1,5–3 года) лучше начинать с укладки кубиков в коробку. Сначала это может быть просто укладывание всех трех слоев по очереди и закрывание полной коробки крышкой. Но малыши быстро начинают различать разницу в цвете и тогда предпочитают какой-то один цвет. Тогда выполнить задание У-1 можно так: “Давай сложим так, чтобы все донышко в коробке было красным!” – и, конечно, обрадоваться, если получилось хорошо. Огорчает малышей только кубик без красных граней. Его можно уложить последним и в середине, чтобы было похоже на фонарик.

У­2. Кто сумеет сложить кубики так, чтобы донышко было синим, серединка – желтой, а верх – красным? Малышу можно показать рисунок в книге.

У­3. Красный поезд. Нужно сложить из кубиков поезд, как показано на рисунке. Крыши, стены вагонов и электровоз – красные (с тех сторон, которые видны на рисунке). Положите, а лучше поставьте или повесьте вертикально перед малышом рисунок У-3. Длина поезда может быть и точно такая, как на рисунке, и больше. Это зависит от настроения “машиниста”. В этом задании точность в числе кубиков можно не соблюдать. Главная трудность задания для 3-летнего малыша – одновременно следить за двумя плоскостями и к тому же отбирать подходящие кубики (с 2 и 3 красными гранями).

Если же он раньше выполнял задание “Сложи узор”, это задание для него будет сравнительно легким. Но если он сделает красными только крыши вагонов, а стенки получатся не у всех вагонов красными, похвалите его: “Хорошо маляры покрасили крыши – все красные. А теперь посмотрим, как маляры покрасили стенки”.

И “идите” указательным и средним пальцами вдоль поезда. Остановитесь около вагона со стенкой другого цвета и подумайте: “Посылать ли вагон в перекраску или нет? Решение должен принять сам “машинист”.

У­4. Желтая квадратная коробка. Малыш должен решить, какие кубики надо взять, чтобы и 4 боковые грани были желтыми. Варианты – синяя и красная коробки.

У­5. Кто сложит квадратную площадку из 9 кубиков? Это игровая площадка для дошкольников. Все 4 боковые грани желтые.

У­6. Кто построит синюю квадратную площадку из 16 кубиков? Это может быть спортплощадка для школьников. Все грани, кроме нижней, синие.

У­7. Кто построит красную квадратную сцену для летнего театра из 25 кубиков? Здесь уже надо различать, какие “сорта” кубиков надо укладывать по периметру и какие в центр модели, иначе может не хватить кубиков нужного цвета.

У­8. Классификация по красным. Разложите кубики по “сортам” или лучше сложите “три поезда”. В первом поезде все вагоны с одной красной крышей, во втором – с красными крышами и одной красной стенкой, в третьем – с красной крышей и двумя красными стенками. Получаются три поезда разной длины и один тепловоз (кубик без красных граней).

С классификации начинается серьезное овладение “Уникубом”, поэтому ее можно дать даже раньше, т. е. после выполнения первых трех заданий, особенно в том случае, если малыш уже считает до 3–5 и может различать “сорта” кубиков. Мы не придумали названия каждому “сорту” кубиков и пользуемся плодами детского словотворчества: “однушка красная”, “двушка синяя”, “трешка желтая” и “нулевка”.

В этих названиях ясно видно, по какому цвету шла классификация и сколько граней этого цвета есть на кубике. Малышей такая терминология устраивает, и, складывая квадратную сцену для летнего театра (У-6), они сразу говорят: “По углам я поставлю “красные трешки”, между ними “красные двушки”, а в середину можно класть “красные однушки” и что останется”.

Предварительная классификация кубиков по красному, синему или желтому цвету значительно облегчает выполнение любого задания, поэтому часто малыши по собственной инициативе, перед тем как приступить к новому заданию, делают такую классификацию. При этом они уже понимают, какой цвет лучше выбрать и делать ли классификацию полностью или отобрать одни “трешки” или “двушки”.

У­9. Посчитайте, сколько вагонов в поезде, где у вагонов только красные крыши (сколько в “Уникубе” “красных однушек?”). Сколько вагонов в поезде с красными крышами и одной красной стенкой? (Сколько “красных двушек”?) Сколько вагонов в третьем поезде? (Сколько “красных трешек”?) Из кубиков какого “сорта” можно сложить малый куб (из 8 кубиков) одного цвета?

У­10. Три беговые дорожки на стадионе из 9 кубиков разного цвета. Боковые грани имеют цвет прилегающей дорожки.

У­11. Кто сложит синюю букву П? Малыши могут следить только за цветом буквы, а старшим можно добавить: сложи так, чтобы стенки были такими же, как на рисунке У-11.

У­12. Красная буква Н. Так же можно складывать любые буквы, которые хорошо получаются из кубиков (Г, Е, О, С, Т, Ч и др.).

У­13. Трехцветная скамейка для электрички. К сожалению, на невидимой стороне только сиденья скамейки можно сделать того же цвета, что и на видимой, а спинки получаются другого.

У­14. Рыцарский замок с 4 башенками по углам и окраской, как на рисунке.

У­15 . Атомный ледокол с красной палубой, синими бортами и желтыми палубными надстройками.

У­16. Разноцветная крепость с бойницей и окраской по рисунку.

У­17. Цирковая лесенка с синими ступенями с двух сторон. Сколько кубиков надо для такой лесенки?

У­18. Шахматная доска 5×5 с желто-красными клетками. 4 боковые грани тоже с шахматной окраской. Возможны варианты: красно-синяя, желто-синяя.

У­19. Египетская пирамида. Правые и левые стенки – красные, передние и задние – желтые, “крыши” всех ярусов – синие. Для пирамиды не обязательно иметь 30 кубиков, вполне достаточно 27. Задайте малышу задачу: как построить прочную пирамиду, если 3 кубиков не хватает? Где можно сэкономить эти кубики? (Вместо 4 центральных кубиков в 1 ярусе поставить 1 в центре – “гробница фараона” – и повернуть его на 45°, чтобы на него опирались сразу 5 кубиков II яруса.)

У­20. Желтое шоссе размером 3×9 с одним красным квадратом в центре. Четыре боковые грани желтые.

У­21. Красный пятиэтажный дом с окошками, с синими крышами на всех этажах и красными полами во всех комнатах. Задняя стена дома и стены комнат могут быть любого цвета.

У­22, 23, 24. Три водонапорные башни разной высоты. Кроме соблюдения порядка окраски, здесь есть еще “секрет” технологии строительства. Без открытия этого “секрета” построить 2-ю, а особенно 3-ю башню очень трудно. Пусть малыш сам откроет этот “секрет” (“секрет” состоит в порядке складывания: сначала надо заготовить все этажи, но складывание начинают с верхнего этажа, а не с нижнего, как принято во всяком строительстве).

У­25. Кто быстрее сложит малый куб красного цвета? Все 6 граней должны быть красными. Варианты: желтый и синий кубы. К сожалению, их нельзя сложить одновременно, а только последовательно.

У­26. Малый куб трех цветов. По 2 соседние (примыкающие) грани одинакового цвета (куб Вадика Склере, 6 лет).

У­27. Малый куб двух цветов. 3 грани, образующие одну вершину, синие, другие желтые. Варианты: желто-красный и красно-синий.

У­28. Малый куб трех цветов. Противоположные грани одного цвета (куб Вадика Склере, 6 лет).

У­29. Малый куб двух цветов. Нижняя, задняя и верхняя грани синего цвета, а левая, передняя и правая красного. Варианты – иные сочетания цветов.

У­30. Синяя вокзальная скамейка. Со всех сторон она окрашена в синий цвет (кроме “дна”). Можно сложить такую же скамейку красного или желтого цвета.

У­31. Кто сумеет сложить красный колодец? Снаружи он со всех сторон красный, а внутри синий (“вода”). К сожалению, для внутренней окраски недостает одной синей грани, и в колодце виден “песок” (одна желтая грань).

У­32. Кресло с подлокотниками. Обтянуто сзади и с боков синим, внутри желтым, спереди и сверху красным бархатом. Цвета обивки можно менять.

У­33. Антошина скамейка. Сколько человек могут сидеть на скамейке одновременно (каждый кубик – сиденье)? Сиденья и спинки с одной стороны – красные, с другой – синие, а верх и торцы – желтые (скамейка Антона Никитина, 7 лет).

У­34. Почему кубиков с одной красной гранью только 6? (по числу граней куба). Почему кубиков с тремя красными гранями 8? (по числу вершин куба.) Почему кубиков без красных граней только 1? Сколько граней у одного кубика? Кто быстрее подсчитает, сколько красных граней на всех кубиках? Сколько всех граней на всех кубиках? Сколько граней у 6 кубиков, у 8, у 12, у 27?

У­35. Кто быстрее сложит большой куб красного цвета? Проверьте, все ли 6 граней красного цвета, так как часто (особенно те, кто складывает впервые) забывают, что “дно” должно быть такого же цвета, как и остальные грани. Можно складывать большой синий и большой желтый кубы.

Это одно из самых часто повторяемых заданий и заданий, которые делают на время. На складывание у 3–4-летних уходит 10 минут, у 5–6-летних – до 2 минут, а 10–12-летние дети могут выполнить это задание даже за 1 минуту. “Рекордсмены”, работая двумя руками сразу и по определенной системе, могут “выйти из минуты”.

У­36. Кто быстрее сложит большой куб трех цветов? Две соседние грани одинакового цвета.

У­37. Кто быстрее сложит трехцветный куб с противоположными гранями одного цвета?

У­38. Кто быстрее сложит большой трехцветный куб с горизонтальными слоями одного цвета – слоеный пирог?

У­39. Кто быстрее сложит двухцветный куб? 3 грани, образующие вершину, желтого цвета, 3 другие – синего. Возможны другие сочетания цветов: желтого с красным, красного с синим.

У­40. Кто быстрее сложит большой двухцветный куб? Нижняя, задняя и верхняя грани синего цвета, а левая передняя и правая – красного (куб Саши Дунаева, 6 лет). Можно использовать и другие сочетания цветов.

У­41. Высотный дом желтого цвета на 20 квартир. В основании 4 кубика, а высота 5 этажей. Стены, крыша и пол на 1-м этаже желтого цвета. Окраску дома можно делать и красной, и синей.

У­42. Большой куб с шахматной окраской всех 6 граней. Сочетания цветов могут быть и другие: сине-красные, желто-красные.

У­43 . Кто быстрее сложит красный крест на всех 6 гранях? Вершины куба могут быть и желтыми, и синими.

У­44. Кто быстрее сложит букву П на всех 6 гранях? Цвет букв на противоположных гранях одинаков. Могут быть варианты: все буквы одного цвета (красные, желтые, синие).

У­45. Кто быстрее сложит букву Н на всех 6 гранях? Цвет букв на противоположных гранях одинаков. Придумайте другие варианты.

У­46. Сложи трехэтажный красный дом на 9 квартир, но так, чтобы задняя стенка была синей. Это может быть подготовка к разъемным заданиям, где работает “внутренний порядок”.

У­47. Большой разъемный красный куб. Все 6 наружных граней красные, любые соприкасающиеся грани разъема одноцветные (желтые или синие). Возможны варианты другого цвета.

Это задание – решающее во многих отношениях. Во-первых, выполнив его, можно убедиться, что окраска “Уникуба” при изготовлении была безошибочной. Во-вторых, ребенок, справившийся с заданием У-47, сможет справиться и с любым другим из предыдущих.

Интересно, что тренировка в решении задания У-47 только в самой начальной стадии заметно улучшает результаты взрослых, а затем они изменяются мало, и взрослые вообще, как правило, не могут дойти до результатов, показываемых детьми уже в 10–12 лет (отстают во времени в 2–3 раза). Исключения здесь довольно редки.

У­48. Двойная классификация. Кубики сначала надо разложить по “сортам”, как в задании У-8, по красному цвету. Получится ряд с одной красной гранью (К-1), ряд с двумя красными гранями (К-2) и ряд с тремя красными гранями (К-3).

Затем внутри каждого ряда разложить их по “сортам”, но уже синего или, если надо, желтого цвета. Ближе к себе положить кубики с тремя синими гранями, дальше с двумя и еще дальше с одной. Получаются “триады”, как на У-48. Двойная классификация заметно облегчает выполнение сложнейших заданий № 47–60; так как сразу можно найти кубик с заданным числом и цветом граней. Например, все “трешки красные” лежат в ряду К-3, “трешки синие” – это ближайшие к ребенку кубики (их просто видно), а “трешки желтые” – самые дальние в каждом ряду.

У­49. Кто быстрее сложит малый разъемный куб красного цвета? (Куб Антона Никитина). Варианты: желтый куб, синий куб.

У­50. Двухсторонняя шахматная доска размером 5×5. Все 6 граней ее имеют шахматную окраску. Большая, невидимая на рисунке грань должна быть красно-желтой или желто-синей (как в зеркале), а узкие грани – той же окраски, что и одна из широких. На рисунке все они красно-синие. Это одно из сложных заданий. При его выполнении почти все допускают ошибки и теряют массу времени на их исправление (доска Сережи Беляева, 14 лет).

У­51. Большой красный куб. Любые соприкасающиеся грани разъема разного цвета. Внешне этот куб такой же, как У-47, но “внутреннее устройство” у него другое: любые соприкасающиеся грани разъема разного цвета. Внешняя сторона окраски может быть и другого цвета (желтой или синей), но тогда соответственно изменяется и внутренняя окраска (куб Антона Никитина, 10 лет).

У­52. Большой красный куб. Любые соприкасающиеся грани разъема полосатые. Возможны 6 вариантов: 3 варианта определяются цветом внешней окраски (красный, желтый, синий) и внутри каждого из них есть по 2 варианта внутренней окраски по разъемам. Один, показанный на рисунке-задании, при котором соприкасаются в каждом разъеме разноцветные полосы (синие с желтым), и второй, когда соприкасаются полосы одноцветные (куб Антона Никитина, 10 лет).

У­53. Кто сложит большой куб так, чтобы:

во фронтальных плоскостях все наружные и внутренние грани были одноцветные (2 желтых, 2 красных, 2 синих);

в боковых плоскостях (справа, слева и в параллельных сечениях между ними) полосатые, трехцветные (6 граней);

в горизонтальных плоскостях (сверху, снизу и в сечениях между ними) шахматной окраски, двухцветные (6 граней)? (Куб Володи и Наташи Лисун из Киева).

Смотрите так же:  Штрафы гибдд нет страховки осаго

У­54. Большой красный куб. Все 12 соприкасающихся граней разъема имеют шахматную окраску. Здесь также можно изменять цвет наружных граней, а соприкасающиеся грани разъема могут быть или зеркальным отражением друг друга, или соприкасаться разноцветными квадратиками, как У-50 (куб Антона Никитина, 10 лет).

У­55. Кто сложит большой куб, чтобы все наружные грани попарно противоположные были одноцветны;

все внутренние грани разъема, соприкасающиеся, попарно одноцветные? (Куб Толи Заверняева, 19 лет).

У­56. Кто сложит большой куб так, чтобы все наружные и все внутренние грани разъемов (12) образовали букву О, т. е. 6 красных, 6 желтых и 6 синих букв? (Куб Оли Никитиной, 17 лет).

У­57. Кто сложит большой куб так, чтобы по всем 18 наружным и внутренним граням были буквы Н (6 синих, 6 красных, 6 желтых)?

У­58. Кто сложит большой куб так, чтобы на его наружных гранях были красные кресты, а на внутренних гранях разъема 6 синих и 6 желтых? (Куб Вани Никитина, 10 лет).

У­59. Кто сложит большой куб так, чтобы все наружные и все внутренние грани разъема (18 граней) были полосатые трехцветные? (Куб Толи Заверняева, 19 лет).

У­60. Кто сложит большой куб наивысшей сложности? Все 6 наружных граней и 12 внутренних имеют шахматную окраску (куб Антона Никитина, 19 лет).

Прежде чем предлагать игру “Уникуб” малышу, попробуйте поиграть сами. Осторожно высыпьте кубики на стол, положите рядом часы с секундной стрелкой или секундомер и, заметив время, сложите из всех 27 кубиков куб одного цвета (У-35). Если с первой попытки вам удалось это сделать за 2 минуты, у вас блестяще развито пространственное мышление. Но сначала охватите куб двумя руками и осторожно поверните его на бок, чтобы кубики не рассыпались. По

смотрите, как окрашено “дно”. Нет ли в нем квадратов другого цвета, кроме избранного вами? Если есть, то повремените гордиться, а сначала потренируйтесь. Вы почувствуете, как строг “Уникуб” в отношении ошибок: не позволяет сделать ни одной! Да и “говорит” он об ошибках тонко: “Вы где-то допустили ошибку, вот и не получается куб одного цвета”. И найти ошибку не так просто – нужна сразу хорошая “система контроля”, в один день вряд ли вы сумеете ее выработать.

Чтобы предлагать ребенку эту игру, родителям надо представлять себе, различает ли он цвета, может ли найти кубик с двумя гранями одинакового цвета или нет, складывает ли из кубиков “поезд”, может ли уложить “площадку”, построить “дом” или “лесенку”.

Внимательно посмотрите тексты и рисунки нескольких заданий и попробуйте их выполнить. Тогда вы будете иметь возможность начать с посильных для малыша задач, чтобы через 2–3 игры вплотную подойти к трудным. Метод “ледокола”, описанный в игре “Сложи узор”, следует использовать в полную меру.

Задания в “Уникубе” трудные и требуют поэтому больших затрат времени и сил ребенка, и их нельзя давать много. Иногда достаточно одного задания и реже – 2–3, в зависимости от возможностей малыша.

Дети в нашей семье всем заданиям дали “имена”, попробуйте это сделать и вы вместе с ребенком и пользуйтесь, сколько можете, выдумками, сравнениями, образными картинками – всем, что делает игру живее и интереснее. Очень хорошо, если и ребенок начинает фантазировать, сочинять сам.

Задания детям можно давать как с помощью рисунка, так и устно. Рисунок дети понимают сначала лучше, чем словесное объяснение, но это не означает, что надо соглашаться с такой односторонностью. Там, где задание можно дать словесно, этим надо пользоваться. Только тогда, когда вы будете убеждены, что малыш может сложить и “малый куб синего цвета” (из 8 “трешек синих”) и “большой куб красного цвета” (из 27 кубиков) по одному словесному заданию, можно ослабить внимание к проблеме, как давать задание: устноили графически. Иначе говоря, надо подводить ребенка к такому положению, когда он одинаково хорошо воспринимает задания как в форме рисунка, так и в устной форме.

Задания расположены примерно в порядке возрастания сложности, но строгой последовательности мы еще не добились, и там, где будут попадаться “провалы” и возникать “неприступные скалы”, папе и маме надо самим подбирать задания промежуточной сложности или изобретать новые. Мы пробовали иногда после У-3 перейти на У-8, и получалось хорошо. Малыши, научившись в 3–4 года классифицировать кубики по “сортам”, легко и уверенно шли как вперед, так и назад, к У-4, У-10 и другим заданиям.

И как всегда в развивающих играх, вы главным образом наблюдаете, как малыш строит из кубиков модель, как он сравнивает рисунок и свою постройку, как считает, сколько кубиков надо взять для модели, и как решает, годится ли этот кубик для нее или нет. Вся работа у него идет самостоятельно, без объяснения со стороны старших.

Но старший – лицо тоже заинтересованное в успехе, как и сам малыш. Вы радуетесь его успехам вместе с ним или даже чуть-чуть раньше, так как он не всегда понимает, где и в чем успех. Вы огорчаетесь его неудачам, но не отчаиваетесь, как он, и уверены, что если сегодня и неудача, то завтра или через неделю обязательно будет успех и победа, “неприступный лед” будет сломан. Вы можете рассказать подходящую сказку, задавать вопросы, вместе с малышом думать и переживать, но ни в коем случае не решать за него, не предлагать готовое решение. Иначе кончается развитие творческих способностей и загружается память для нетворческой, исполнительской деятельности. Трудно это – ждать, когда малыш сам найдет решение, куда легче поднести ему сразу готовенькое, но тогда ребенок не станет сильнее, не станет способнее. У нас в семье к такому порядку привыкли и старшие, и средние, и совсем маленькие ребятишки и привыкли настолько, что подсказка взрослого была иногда равносильна обиде.

– Я сам хотел, а ты подсказал. – И слезы, и плач, и горе такое горькое, что малыш сгоряча может всю работу развалить. И главное – оправдания никакого не найдешь в таком случае. У папы просто не хватило терпения немножко подождать. И ругаешь себя, и клянешься больше так не делать, и. через некоторое время опять можешь сорваться. Трудно нам, привыкшим к постоянным поучениям и подсказкам, но. надо сдерживаться.

Играть в “Уникуб” можно лишь пока сохраняется весь комплект, 27 кубиков, поэтому игру надо беречь, а еще лучше сделать отдельный комплект для каждого ребенка, а если в семье один малыш, то 2 комплекта. При изготовлении 2-го комплекта игры можно чуть-чуть изменить тон одного из цветов (например, желтого), что легко позволит различать комплекты. Если у вас в семье несколько комплектов игры, то это существенно облегчит ее организацию. Папа или мама смогут тогда сесть рядом с малышом и тоже строить разные модели, но при этом идти не вперед малыша, а за ним следом, чуть-чуть отставая от него, копируя его действия. Тогда лучше видны и ощутимы находки, открытия, удачи ребенка, а их обязательно надо подчеркнуть, чтобы малыш чувствовал, где он особенно успешно “работал”.

Желательно вести запись достижений ребенка: какие выполнил задания и сколько затратил на них времени, какие задания вызвали у него трудности. А в семье, где не только сын и дочь, но и папа с мамой играют в “Уникуб”, можно на стене повесить таблицу с перечнем номеров всех заданий, куда можно записывать результаты каждого и видеть, как растут успехи и младших, и старших. И когда малыши начнут обгонять старших, то интересно становится всем. Можно будет устраивать даже семейные первенства по заданиям У-35 или У-47 и объявлять семейных “чемпионов”, и награждать их подарками и т. п. – тут папе и маме широкое поле для разумного фантазирования.

Но настоящая творческая работа у ребенка начинается с придумывания и складывания новых моделей, каких нет в книге. Эти новые модели, конечно, надо зарисовать, т. е. сделать рисунок в изометрии, как в книге, и попробовать определить его сложность: после какого номера заданий его следовало бы поместить среди книжных рисунков.

Признаком хорошего овладения “Уникубом” служит не только умение выполнять сложные задания, но и затрачиваемое на это время. Для задания У-35 для школьников и взрослых можно предложить такие критерии:

2–1,5 минуты – удовлетворительно;

1,5–1,0 минута – хорошо;

быстрее 1 минуты – отлично.

Для задания же У-47, которое на ступень сложнее всех предыдущих (требуется соблюдение цветов не только по наружным, видимым, граням, но и по внутренним граням разъема), можно предложить такие оценки:

15–10 минут – удовлетворительно;

10–5 минут – хорошо;

5–3,5 минут – отлично;

а быстрее 3,5 минут – блестяще.

Самое сложное из заданий – У-60, видимо, окажется доступным немногим. А можно ли составить задание более высокой сложности, не знает и сам автор книги. Поэтому просьба ко всем любителям “Уникуба” послать свой алгоритм решения У-60, чтобы самое легкое и быстрое, т. е. самое совершенное, опубликовать в следующем издании, хотя необходимы алгоритмы и к заданиям У-51, У-52, У-53, У-54, У-55, У-56, У-57, У-58 и У-59 и к каждому отдельный. Только сравнение алгоритмов позволит расположить задания по степени возрастания их сложности, а пока их порядок установлен автором умозрительно, так как придумал эти задания не он.

Магазин Умный Ребенок

Сложи квадрат (пособия Никитина)

Семья Никитиных известна своим неординарным подходом к воспитанию детей, одним из первых в нашей стране Борис Павлович Никитин заговорил о раннем развитии ребенка и создании в семье атмосферы сотрудничества между воспитателем и его подопечными.

Многодетные родители Никитины создали множество уникальных пособий, которыми до сих пор пользуются родители и педагоги. Можно вспомнить знаменитый Уникуб и Дроби, пособие Сложи узор.

Одним из интереснейших развивающих пособий, придуманных Никитиными, стал набор Сложи квадрат. Это пособие можно сделать самостоятельно, так и поступали в недалеком прошлом многие наши родители, но сейчас можно найти и уже готовые варианты этой удивительной и интересной развивающей игры. Никитин считал, что излишне и неправильно формулировать одно единственное и окончательное задание. Взрослый, проводящий занятие-игру должен исходить в первую очередь из уровня развития ребенка, из его навыков и умений. Первые задания при освоении пособия Сложи квадрат обязательно должны быть несложными, чтобы малыш смог без особого труда справиться с ними и почувствовать удовольствие от занятий и уверенность в своих силах.

Обязательно хвалите юного ученика даже за небольшие успехи и не ругайте, если какой-то кажущийся Вам простым этап конструирования не удастся с первой попытки, негативные эмоции могут надолго отбить у ребенка тягу заниматься с пособием. Помните, что игра увлечет и захватит воображение ребенка только тогда, когда её начало связано с положительными эмоциями и радостью. Постарайтесь сделать так, чтобы пособие не было в постоянном доступе у ребенка, оно должно быть на виду, но доставать его с полки стоит только тогда когда ребенок хочет и готов позаниматься. Чувство некоторой недоигранности будет подстегивать интерес к занятиям.

Постепенно задания можно будет усложнять, предлагая малышу действовать по аналогии с уже освоенными этапами. При этом не выполняйте за ребенка задания, не исправляйте его ошибки явным способом, задача воспитателя в этой игре – незаметно подсказать малышу правильный путь. Недаром Борис Павлович Никитин любил повторять – «дай ребенку сделать самому и он запомнит и поймет». Принцип игры Сложи квадрат довольно прост. Из некоторого количества кусков разной формы и размера необходимо собрать квадрат. Элементы квадрата выполнены из плотного картона или фанеры. В пособии Никитина — три уровня сложности. Отличаются они, прежде всего, количеством элементов, из которых необходимо собрать квадрат. Только самый простой вариант предлагает ребятам квадрат-образец.

Самым маленьким игрокам, знакомящимся с пособием, предлагается собрать квадрат всего из 2-3 элементов. Каждый квадрат раскрашен в свой цвет, так малышу проще отыскивать подходящие элементы. В классическом пособии ребенку необходимо собрать всего 24 квадрата со стороной 100 мм. При первом знакомстве с пособием, внимательно рассмотрите все элементы этой своеобразной геометрической мозаики. Расскажите малышу об основных фигурах, с которыми он будет заниматься. Посчитайте с ним вместе углы и стороны у треугольника и квадрата, сравните различные фигуры между собой. Покажите малышу, что если сложить вместе два треугольника может получиться ромб. Так, в игровой форме малыш без труда запомнит основные свойства фигур и научится быстро различать их.

Если Вы начинаете играть в квадраты Никитина с совсем маленьким ребенком, можно первое занятие посвятить знакомству с цветом и попросить малыша рассортировать элементы пособия по цветам. В игру Сложи квадрат можно играть всей семьей. Простейшие задания можно предложить даже годовалому малышу, а некоторые головоломки заставят хорошенько подумать и родителей. Свои рекомендации по работе с пособием Никитин оставил в эссе «Ступеньки творчества». Но не стоит ограничиваться лишь описанием заданий, которые прилагаются в пособии. Используйте фигурные элементы для развития творческих способностей малыша и попробуйте вместе с ним придумать новые интересные игры и задания.

Пособие «Сложи квадрат» можно использовать в качестве методического материала для занятий счетом и решения простых арифметических задач и примеров. Можно при помощи пособия позаниматься и геометрией: предложите ребенку найти в наборе одинаковые геометрические фигуры, отыскать трапецию и равнобедренный треугольник, попросите определить острые и тупые углы треугольника. При помощи элементов пособия можно также попробовать выкладывать разнообразные фигуры и даже фантазийные рисунки. Можно договориться, что один из игроков будет из элементов этого своеобразного геометрического конструктора выкладывать схематично какой-либо предмет, а другой будет пытаться угадать, что водящий задумал. Из элементов пособия можно выкладывать логические цепочки. Предложите ребенку составить последовательность так, к примеру, чтобы каждый последующий элемент отличался от предыдущего по цвету или форме.

Если Ваш малыш уже успешно справляется со всеми заданиями, можно усложнить игру, перемешав вместе несколько наборов и предложить посостязаться: кто быстрее соберет на своем планшете все 6 квадратов. Можно завязать глаза плотными повязками и попробовать собрать элементы мозаики с завязанными глазами. Занятия с пособием помогут развить сенсорные эталоны цвета и формы, познакомить ребенка с основными геометрическими фигурами и понятием величины. Во время занятий происходит тренировка мелкой моторики рук, что способствует раннему развитию речи. Малыш на практике поймет, как части соотносятся с целым, научится выполнять сложное задание, разбивая его на несколько простых.

Игра в пособие способствует формированию аналитических способностей и умению синтезировать разрозненные элементы. Занятия с квадратами Никитина подстегивают развитие пространственного и логического мышления, смекалки, формируют математические и творческие способности. Уникальность и самобытность педагогического подхода Никитина состоит в том, что он дает ребенку развиваться в индивидуальном, приемлемом именно для него ритме, позволяет развить самостоятельность и без излишнего давления помогает раскрыться заложенным в малыше природой способностям. Малыши, которые занимались по пособиям Никитина, обычно быстрее усваивают материал на уроках математики, им лучше даются физика и геометрия. На уроках они более внимательны и сосредоточены и быстрее запоминают объяснения учителя.

Кубики Никитина

Возраст: все .. .. .. ..

Вы можете приобрести в нашем интернет-магазине следующие игры и пособия Никитина: сложи узор, уникуб, кубики для всех, дроби, сложи квадрат.

Развивающие игры Никитина имеют общую идею и характерные особенности.

Каждая игра – это набор определенных задач, которые необходимо решить ребенку при помощи кубиков, деревянных или пластиковых квадратов, кирпичиков и т.д.

Задачи расположены в зависимости от сложности в порядке возрастания. Некоторые из них доступны и 2-х летнему малышу, а какие-то не решить и взрослым. Именно поэтому пособия никитина интересны от мала до велика.

Огромной популярностью пользуется игра никитина сложи узор. Комплект состоит из 16 кубиков, каждая грань которых окрашена в разные цвета, благодаря чему возможно составление разноцветных узоров в нескольких вариантах. Простейшие узоры могут складывать малыши, начиная с 1-1,5 года, постепенно усложняя им задачу по мере взросления. Кубики никитина сложи узор учат ребенка анализировать, комбинировать, проявляя интеллектуальные способности в полной мере. А дополнительно приобретенный альбом к этой игре, окажется для малыша отличным наглядным пособием. Важно подобрать альбом того же производителя, в таком случае масштаб схемы кубиков будет равен один к одному, это значительно упростит задачу ребенку.

Еще одна популярная развивающая игра Никитина сложи квадрат. Задача ребенка – сложить квадрат из полученных частей, порой самой необычной формы. В процессе игры ребенок узнает, что квадрат можно собрать из различных кусочков, правильно повернув их и соединив друг с другом. Так же квадраты никитина научат малыша различать цвета, познакомят с формами.

А вот развивающие кубики Никитина из игры «Уникуб», состоящей из 27 кубиков позволят ребенку окунуться в мир трехмерного измерения. К подобным играм привлекают малышей, которые уже могут отличать цвета, складывать из кубиков различные объекты. Подобные занятия помогут в будущем ребенку овладеть начертательной геометрией. Эти задачи отличаются повышенной сложностью, а потому не рекомендуется давать ребенку более двух заданий за раз.

Не стоит требовать от малыша решения задачи с первой попытки. Возможно, он еще не созрел, подождите и через какое-то время вернитесь к заданию.

Для того, чтобы купить кубики Никитина, добавьте товар в корзину и заполните форму заказа. Доставка осуществляется по Москве, Санкт-Петербургу и всей России.

СЛОЖИ КВАДРАТ (СК)

Материал взят из книги «Интеллектуальные игры».

Эта игра возникла из головоломки, в которой требовалось из нескольких кусочков различной формы сложить квадрат. Головоломка была трудна даже для взрослых, но за нее брались и дети, и безуспешность их попыток натолкнула нас на мысль сделать ряд более простых заданий, которые постепенно подведут к решению сложного.

Получая части квадрата и задание “сложи квадрат”, малыш выполняет несколько видов работ, неодинаковых по содержанию и по степени сложности. Самые младшие начинают понимать, что из частей, иногда даже очень странной формы, можно сложить квадрат. Они напоминают, что необходимо переворачивать все кусочки на лицевую сторону и отбирать части по цвету или по оттенкам цветов. Таким образом, происходит тренировка в развитии цветоощущения и сообразительности при решении проблемы частей целого, их возможных взаимоотношений и взаиморасположений. Постепенное усложнение заданий позволяет малышу продвигаться самостоятельно, а методы “ледокола” надо применять каждый раз со знакомых и более простых заданий, как в других играх. Это делает излишним подсказку и объяснение.

Смотрите так же:  Тариф по осаго по нижнему новгороду

Как сделать игру

Приготовьте 24 разноцветных квадрата из бумаги размером 80×80 мм. Наклейте их на плотный картон толщиною 1-2 мм и положите под пресс. Когда клей высохнет, разметьте квадраты так, как показано на рис. 28. Аккуратно разрежьте квадраты на части по линиям, нанесенным на каждый квадрат. Разрезав на части один квадрат, обязательно поставьте с тыльной стороны номер квадрата на каждую его часть. И только затем разрежьте на части следующий квадрат. Не следует разрезать образец – квадрат № 1 (СК-1).

Квадраты, изображенные на рис. 28–29, служат ключом к решению, позволяют восстанавливать потерянные части квадрата и дают представление обо всех заданиях игры одновременно. Нумерация каждой из частей помогает взрослым контролировать выполнение задания.

Можно взять в качестве материала для квадратов цветной пластик. Внешний вид игры становится более привлекательным, и служить она будет дольше, но надо подобрать 23 разных оттенка цветов, это сложно, или окрасить в 23 цвета, да и обрабатывать пластик труднее.

Для игры надо сделать или подобрать подходящую коробку, а для малышей 2–4 лет кусочки от каждого квадрата целесообразно хранить в отдельном пакете или конверте под тем же номером, что и квадрат.

Таким образом, у вас получится 85 кусочков разноцветного картона, из которых можно сложить 24 квадрата. При этом оттенки цветов подберите настолько отличными друг от друга, чтобы все квадраты легко отличались по цвету.

Если все части квадратов перемешаны в коробке или высыпаны на стол, то ребенку предстоит, во-первых, рассортировать по цветам все кусочки картона и разложить на 23 кучки в порядке номеров. Тут ребенок учится различать не только цвета, но и их оттенки, и, значит, развивает цветовое зрение. Во-вторых, сложить из каждой кучи кусков один квадрат такого же размера, как неразрезанный образец СК-1, чтобы получилось 24 целых квадрата. Это значит разрешить 23 задачи постепенно возрастающей сложности. Ведь первые 3 квадрата разрезаны только на 2 части, затем 8 квадратов складываются уже из 3 частей, затем из 4 и, наконец, даже из 5. Такое задание будет под силу только школьникам или взрослым, да и не все смогут выполнить его, если не знакомы с образцом решения. Малыши же решают эти “задачки” несколько лет, начиная с простых и затем добираясь до все более сложных.

Любочке исполнилось 1,5 года, когда взял я для нее первые пакеты с квадратами и начал рассказывать сказку: “Жила-была девочка Любочка. Такая она была мастерица, все умела делать и даже большими ножницами резать бумагу и картон. И сделала она своим куколкам разные цветные квадратики для дорожки, красивые-красивые. Целый день делала, а вечером сложила эти квадратики в такие серые пакеты и легла спать. Прошла ночь, а утром Любочка взяла пакетики и стала доставать свои квадратики. ” Тут я даю Любе первый пакет, и она достает оттуда черный квадрат. Услышал сказку и 4-летний братишка Ваня. Он устроился рядом и наблюдает за мной и Любой.

– Вот из таких хороших квадратиков сделает Любочка дорожку для куклы Юли. Давай положим квадратик около куклы.

И Люба старательно придвигает первый квадратик к кукле. Но во втором пакете лежит не квадрат, а 2 прямоугольника, и Любочка в недоумении смотрит на них. Я тоже “удивлен”.

– Кто-то разрезал квадратик, и получилось два прямоугольника. Что же нам теперь делать, Любочка?

Люба переводит взгляд с прямоугольников на меня, а потом берет их и прижимает одну половинку к другой; они, к счастью, повернуты окрашенной стороной к нам. Я не могу удержаться от улыбки и уже радостным тоном говорю Любе: “Вот хорошо! Положи теперь их рядом с черным квадратиком!” И она осторожно укладывает кусочки картона на стол. Первый кусочек ложится рядом с целым квадратом, а второй сдвинулся вперед, и Люба пытается его придвинуть вплотную. Удается это ей не сразу: то кусочек оказывается впереди, то сзади. Мы с Ваней не менее самой Любы хотим, чтобы он лег хорошо, и внимательно наблюдаем за ней. Но вот, наконец, он на месте, Люба смотрит на нас, а мы оба улыбаемся, говорим: “Хорошо положила!”, а Ваня даже хлопает в ладоши и радостно добавляет “Уля, уля!” (Ура!)

Но следующий квадрат, разрезанный по диагонали, у Любы никак не складывается – половинки сдвигаются то вперед, то назад, никак не останавливаются там, где надо. Мы молча смотрим с Ваней, а Люба через 30 секунд оставила непослушные половинки и повернулась к кошке, прыгнувшей на скамейку. Мы не стали звать Любу, и дальше кусочки квадратов доставал из пакетов Ваня, аккуратно прикладывая их один к другому, устраняя даже миллиметровые щели, и сделал цветную дорожку для куклы почти через весь стол. Не получилось у него квадрата только из пакета СК-10.

– Очень хорошая, ровная дорожка получилась у куколки! – подбодрил я Ваню. – Сумеешь ты пробежать пальчиками по такой дорожке? Вот так! – ставлю я указательный и средний пальцы на дорожку и осторожно “переступаю” по ней. Ваня копирует мои движения, и после “прогулки” мы снова возвращаемся к СК-10.

– А эти трудные кусочки давай сложим пока в десятый пакет. И запишем в твой дневник, что сложил сегодня девятый квадрат. Молодец, Ваня!

Люба вернулась к нам от кошки, когда мы с Ваней укладывали квадраты в свои пакеты. Ваня разложил пустые пакеты в рядок “по порядку”, т. е. так, чтобы крупные цифры на каждом конверте были видны и шли в порядке номеров (это тоже своего рода задание – “разложить пакеты по номерам”). А теперь он брал пакет СК-3 и, проверив, что на кусках квадрата с тыльной стороны стоит цифра 3, укладывал в пакет. Любе это тоже захотелось делать, и Ваня, давая ей очередной пакет, пояснил: “Сюда зеленые кусочки положи!” Так Люба помогла нам уложить остальные квадраты по пакетам, усвоив, видимо, при этом, что в каждый пакет складывают только одноцветные кусочки.

Через два дня, когда мы стали складывать из квадратиков “паркетный пол”, у Любы получилось уже 3 квадрата: СК-2, СК-4 и СК-5.

Так постепенно малыши решают эти “задачки”: сегодня удалось сложить только квадрат СК-2, а через два дня СК-3 и СК-4. А потом несколько раз подряд ни одного нового квадрата сложить не удалось, и игру “забыли” на неделю или даже больше. Вернувшись к ней, малыш сможет не только справиться с первыми, когда-то им решенными задачами, но и шагнуть значительно дальше.

В игре “Сложи квадрат” нет строго ограниченных и законченных заданий, как в других играх. Главная задача взрослых – исходить из уровня развития ребенка. Начинать надо обязательно с заведомо легких и посильных задач, чтобы малыша можно было похвалить и одобрить. Начало новой игры обязательно должно быть связано с приятными переживаниями для ребенка, если мы хотим, чтобы игры его увлекали.

Усложнения в игре вводятся примерно в такой последовательности:

1. Сначала дать только образец СК-1 и конверт с квадратом СК-2. Сможет ли малыш достать их сам из конвертов и уложить рядом вплотную? Если он различает цвета, то можно дать сразу 4 конверта. Пусть ребенок сам достает из конвертов кусочки квадрата, сам переворачивает их лицевой стороной вверх, сам подбирает куски одного цвета (тона), сам вкладывает квадрат. После игры он сам может уложить куски квадратов в конверты или пакеты.

2. Можно увеличивать число конвертов с квадратами, прибавляя каждый раз по 1–2 новых (но можно предложить и 8–10 новых сразу, если есть уверенность, что малыш с большинством справится) и укладывая в виде дорожки, большого квадрата (из 4, 9 или 16 штук) или в виде прямоугольника (из 6, 8, 10, 12 штук).

3. Можно предварительно смешивать кусочки от нескольких квадратов и помещать их в один пакет, чтобы у малыша была необходимость рассортировать их сначала по цвету на кучки; а складывают квадраты как обычно, последовательно разбирая каждую кучку.

4. “Злая фея” смешала в одном пакете 5–10 и даже 15 квадратов, и их надо разложить не только в кучки по цвету, но и в порядке номеров. Такое задание могут делать развитые малыши уже с 2,5–3 лет, т. е. со времени, когда они начинают считать и узнавать цифры. Цифры им попадаются и в других играх, и если у взрослых нет боязни, что это “непосильно”, что знание цифр “превышает возрастные возможности”, и взрослые будут обращаться с цифрами, как со всеми другими словами и понятиями, то малыши легко запоминают и пользуются цифрами рано (на линейке, на часах, на термометре и т. п.).

5. Примерно с 4 лет и старше можно давать уже самый сложный вариант – разобрать по цвету и уложить в порядке номеров все 23 квадрата, куски которых какой-то “неряха” свалил в кучу и перепутал. Тогда понадобится и коробка размером 85×85 мм, куда их укладывают один на другой. Порядок складывания можно иногда изменять: один раз начинать с № 1, 2, 3, 4 и т. д., а в следующий раз начинать с конца, т. е. с № 24, 23, 22 и т. д., чтобы наверху оказался целый квадрат СК-1. Если к этому времени еще будут оставаться “труднющие квадраты”, не поддающиеся малышу, то их можно откладывать в отдельный конверт или, судя по обстановке, добавлять к тем, что лежат вместе.

6. В тех случаях, когда надо, например, помочь малышу усвоить нумерацию чисел от 1 до 24, задание можно изменять и, перевернув все кусочки на столе тыльной стороной вверх, раскладывать их не по цвету, а по номерам на каждом куске квадрата. Цвет тогда может служить только для контроля или вообще “не играть”. Их даже складывать в квадраты можно номерами вверх.

7. Когда малыш будет справляться с самыми сложными квадратами, можно давать задание “на время”. Для этого договоритесь о правилах. Например, перед началом ребенок готовит для себя стол, ставит на него коробку, открывает крышку и убирает ее со стола, но кусочки из коробки не высыпает. Только по команде судьи “На старт! Внимание! Начали!” можно высыпать куски из коробки на стол и начинать сортировку и укладку в квадраты. Одновременно пускается секундомер или записывается время на часах с секундной стрелкой. Улучшая каждый раз свой “рекорд”, т. е. сокращая время на разборку и укладку, малыш учится находить рациональные приемы работы, экономить время и постепенно из медлительного становится быстрым и расторопным. А если есть несколько комплектов игры, то можно устраивать настоящие соревнования со всеми спортивными атрибутами.

8. И, наконец, вершина усложнения игры и безграничное ее расширение – придумывание и изготовление новых квадратов к уже имеющимся 24. В игре квадраты разрезаны только по прямым линиям, а ведь можно разрезать, используя окружность и ее части или другие кривые, иначе располагать линии разреза, изменять число частей, на которые делится квадрат, и т. д. и т. п. Здесь открывается необъятное поле деятельности для творческой фантазии и детей, и взрослых. Сколько новых “квадратов-головоломок” еще можно создать!

Пособие никитина квадраты

Пожалуйста, подождите

Товар добавлен в корзину

магазин детских развивающих игрушек

Доставляем товары в день заказа или на следующий день. Стоимость доставки по Москве – от 140 рублей.

Квадраты Никитина

Рынок развивающих игр и игрушек на сегодняшний день впечатляет своим огромным ассортиментом. Идея раннего развития близка огромному количеству мам, и каждая из них ищет для своего ребенка подходящие занятия, благо, выбирать действительно есть из чего. Одно из пособий, зарекомендовавших себя среди деток и их родителей – это пособия Бориса Павловича Никитина, педагога-новатора. Свое изобретение они с женой опробовали на своих детях, а сегодня множество малышей занимаются по этим развивающим материалам.

Одно из таких пособий – игра с немудреным названием Сложи квадрат. Собственно, вся суть игры заключена в названии – из нескольких частей ребенок должен складывать квадраты. Квадраты Никитина используются для занятий с детьми от двух лет и старше. Так чем же полезна и привлекательна эта игра? В основе ее лежит некоторое подобие пазла – из отдельных деталей складываем цельную фигуру. Результат трудов всегда один – квадрат. Но от этого игра не становится скучной, наоборот — ребенок видит цель, к которой он должен прийти, и ищет способы, чтобы решить стоящую перед ним задачу.

Квадраты Никитина имеют три уровня сложности. Разумеется, для самых маленьких деток необходимо выбирать игру «Сложи квадрат» первого уровня. Не думайте, что простые задания будут неинтересны вашему ребенку. Система игры составлена так, чтобы малыш, играя, не замечал плавного перехода от простого к сложному. Между тем, если первая фигура – это целый квадрат, а вторая – квадрат, разрезанный напополам, то дальше ребёнку предстоит складывать квадрат из трех, а то и пяти частей. Играть, конечно, необходимо вместе с взрослым, самому ребенку будет сложно освоить это пособие и скорее всего, частички квадратов потом вы будете находить в самых неожиданных местах квартиры. Поэтому будьте готовы уделить этому занятию немного времени. Итак, как же лучше играть?
Всего в наборе 24 квадрата разных цветов.

Если вы только начинаете играть с пособием, вручите малышу целый квадрат. Это образец, который ребёнок легко запомнит. Теперь можно предложить крохе 2 или 3 разрезанных квадрата. Так как первые из них совсем легкие, ребенок, подумав, без труда с ними справится. Сначала малышу придется перевернуть детали окрашенной стороной вверх, вспомнить образец, составить такую же фигуру из предложенных элементов. Видите, сколько действий в, казалось бы, совсем легком задании? Обязательно похвалите кроху за то, что он правильно построил квадратик, ведь похвала очень воодушевляет и является хорошим стимулом продолжать игру. С каждым разом задачу усложняем, добавляем новые квадраты, внимательно наблюдаем, насколько малыш справляется с заданием, даем ему самостоятельно разобраться. Детали можно смешивать и вручать ребенку одной пестрой кучей – пусть малыш сам рассортирует их по цветам. Количество квадратов, которые ребенок складывает за раз, также возрастает с двух-трех до 24-х! Разумеется, это делается не за одну и не за две игры, а очень постепенно, с полным комплектом квадратов дети учатся справляться обычно к трем-четырем годам.
Если вы хотите, чтобы малыш усвоил нумерацию с 1 до 24х, то в этом квадраты Никитина тоже смогут вам помочь. Стоит лишь перевернуть их тыльной стороной вверх и раскладывать квадраты не по цветам, а по номерам на каждой детали. Цвет в этом случае будет просто вспомогательным элементом.

Если малыш уже знает все квадратики и собирает их без труда, можно устроить игру на время или соревноваться с другими ребятами. А если первый уровень вы считаете пройденным, и хочется чего-то более сложного, то можно переходить к игре со вторым уровнем сложности – он предназначен для деток от четырех лет. А с пяти лет малышам можно предлагать игру «Сложи квадрат» третьего уровня сложности – здесь весьма непростые задания, над которыми даже взрослому порой предстоит немного задуматься. Важно не форсировать события, не торопить малыша и не перескакивать на более сложные уровни, считая, что предыдущий уровень ребенку уже неинтересен. Не нужно гнаться за результатом из разряда «А наш сын уже третий уровень в три годика собирает!». Гораздо важнее, чтобы ваш сын или дочь понимали смысл игры и получали от нее удовольствие и пользу.

Для того чтобы занятие не было слишком сухим и малыш не заскучал, можно придумать какой-нибудь сказочный сюжет. Например, квадраты – это кирпичики для домика, где будет жить мышка, или кусочки дороги для любимой машинки. Проявляйте фантазию, а главное – получайте удовольствие от игры. Дети прекрасно чувствуют настроение родителей. Однако, присутствуя в игре, не нужно подсказывать ребенку решение, показывать пальцем, куда положить ту или иную деталь, иначе места для размышлений малышу просто не останется – он будет ждать, когда вы сложите детали за него. Так же не советуется использовать рамку, которая иногда идет в комплекте с деталями. Вкладывание деталей в квадратные рамки существенно упрощает задачу, и эффект от такой игры снижается.

После игры всегда убирайте квадраты в недоступное место – они не должны применяться в каких-либо других целях.

Чем же полезна игра Сложи квадрат Б.П. Никитина для вашего малыша?

Квадраты Никитина обеспечивают вашему ребенку комплексное развитие:

побуждают ребенка активно мыслить;

способствуют совместной игре родителя и ребенка;

ребенок знакомится с основными цветами и их оттенками;

ребенок учится раскладывать сложное задание на более простые и последовательно их решать;

развивается логическое и образное мышление;

развивается мелкая моторика;

развиваются математические и творческие способности

Простая с виду игра Б.П. Никитина на деле оказывается не такой уж и простой, из нее можно извлечь массу пользы для ребенка при правильно организованных занятиях. Используя творческий подход, эту игру можно использовать для развития самых различных качеств и навыков. Вашему ребенку и вам обязательно понравится играть, складывая яркие детали в квадраты.

РАМКИ И ВКЛАДЫШИ МОНТЕССОРИ (М)

Материал взят из книги «Интеллектуальные игры».

Идея этой игры взята из трудов известного итальянского педагога Марии Монтессори (1870–1952). Ей удавалось с помощью ряда своеобразных заданий и умелого применения принципа саморазвития, когда малыш занимается сам, так успешно влиять на развитие умственно отсталых детей, с которыми она занималась, что к моменту поступления в школу они по своему развитию даже превосходили нормальных детей. Тогда это так поразило ее, что она писала: “. что же надо делать с нормальными детьми, чтобы они стали слабее моих несчастных?”

Игра “Рамки и вкладыши Монтессори” развивает детей в нескольких направлениях:

1) вырабатывает умение узнавать и различать форму плоских фигур и их положение на плоскости (зрительно и на ощупь);

2) готовит детей к овладению письмом и рисованием – вырабатывает умение владеть карандашом, как говорят художники, дает “твердость руки”, умение проводить линии по линейке, по угольнику, по лекалу и на глаз, различать границы фигур и видеть линии-контуры;

Смотрите так же:  Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. N 166-фз

3) знакомит с геометрической терминологией – названиями фигур. В эту игру можно играть даже с полуторагодовалыми и двухлетними малышами, если их развитие не слишком задержано недостатком свободы в познании мира. В возрасте от 8–9 месяцев до 2 лет нехватка свободы (детям не разрешают ползать по полу) особенно сильно сказывается на развитии.

Игра представляет собой набор квадратных рамок-пластинок размером 100×100 мм, толщиною 1,5–2 мм. В центре каждой из них вырезано отверстие, закрывающееся крышкой-вкладышем такой же формы и размера, но другого цвета (рис. 10).

Набор состоит из следующих фигур:

1. Круг (диаметр 50 мм).

2. Квадрат (сторона 40 мм).

3. Треугольник равносторонний (сторона 50 мм).

4. Эллипс (диаметры 70 и 40 мм).

5. Прямоугольник (стороны 60 и 40 мм).

6. Ромб (сторона 40 мм и острый угол 60°).

7. Трапеция (основания 60 и 40 мм, высота 40 мм).

8. Четырехугольник неправильный (стороны 65 и 35 мм, один прямой угол).

9. Параллелограмм (со сторонами 50 и 42 мм, острый угол 75°).

10. Треугольник равнобедренный (стороны 65 мм, основание 40 мм).

11. Шестиугольник правильный (сторона 30 мм).

12. Звезда пятиконечная (диаметр описанной окружности 65 мм).

13. Треугольник прямоугольный равнобедренный (катеты 60 мм).

14. Пятиугольник правильный (диаметр описанной окружности 60 мм ).

15. Шестиугольник неправильной формы (стороны 30 мм, два противоположных угла 90°).

16. Треугольник разносторонний (стороны 40, 60, 80 мм).

Как изготовить рамки и вкладыши

Листы цветной бумаги разделите на квадраты 100×100 мм и в центре каждого аккуратно начертите в натуральную величину по одной из 16 геометрических фигур. Затем тщательно наклейте листы на плотный картон толщиной 1,5–2 мм и высушите под прессом или под доской с грузом 20–30 кг. Когда клей высохнет, разрежьте листы на квадраты и каждый квадрат прорежьте аккуратно по контуру фигуры (вырежьте вкладыши). Делать это удобно острым перочинным ножом на доске. Чем тоньше лезвие ножа, тем аккуратнее получается фигура. Края отверстия в картонном квадрате и края вырезанной фигуры зачистите так, чтобы фигура легко входила в отверстие рамки и полностью закрывала его. Чтобы малыш мог вставлять и вынимать фигуры-вкладыши, к ним надо прикрепить маленькие рукоятки-выступы.

Рамки и вкладыши из пластмассы были бы несравненно удобнее картонных и дольше бы служили, но, пока их нет, приходится пользоваться материалом, легко обрабатываемым в домашних условиях.

Для рамок и вкладышей нужна коробка с крышкой размером 200×105 мм, высотой 40-60 мм, в зависимости от толщины картона для рамок.

Чтобы края отверстий в рамках были тверже, и по ним легче скользил карандаш, рамки можно покрасить светлой масляной краской или нитрокраской, или покрыть бесцветным лаком. При этом можно сделать одинаковыми по цвету лицевую и оборотную стороны рамки. Это имеет особый смысл: несимметричные фигуры-вкладыши входят в отверстия рамок только с одной стороны. Малыши бывают очень удивлены, когда и отверстие в рамке, и вкладыш как будто одинаковой формы, а отверстие закрыть не удается. Надо всего-навсего перевернуть рамку на другую сторону, но как это трудно сделать малышу. Проходит не один день, пока ребенок сумеет открыть этот “секрет”. Но сколько радости, что непокорные вкладыши вдруг плотно входят в отверстия! Вкладыши надо окрасить в другой цвет.

Номера на вкладышах можно не ставить, а на рамках их следует обязательно сохранить. Когда малыш начнет усваивать цифры, эта нумерация рамок позволит ему раскладывать их в определенном порядке.

Рамку с вкладышами с самого начала называют по форме отверстия в ней (круг, квадрат, треугольник и т. д.). В зависимости от возраста малыша и уровня его развития подбираются задания и количество рамок. Вначале подбирают задания полегче, а потом все труднее и труднее, пока не добираются до “потолка возможностей” малыша, чтобы дать ему напряжение в полную меру сил. К сожалению, здесь нет такой постепенной “лесенки” заданий, как в игре “Сложи узор”, и задания надо подбирать самому папе или маме, пользуясь умением “чувствовать возможности” малыша. Потому сначала лучше всего родителям познакомиться со всеми заданиями, выполнить некоторые из них, чтобы почувствовать их сложность, а потом уже предложить их малышу.

1. Найди вкладыши к рамкам и вставь их. Это самое любимое задание у детей. Они его повторяют бесчисленное количество раз: и когда они совсем еще малы, и когда станут постарше. Видимо, есть в этом процессе отыскивания что-то притягательное. Увлекает, может быть, сам процесс сравнивания, поиска, всегда интересный для малыша. Поэтому не запрещайте ребенку выполнять это задание.

Ребенку 1,5–2 лет не предлагайте сразу все 16 рамок, ему следует дать только 4–5 рамок и вкладыши к ним. Рамки можно назвать окошками в волшебном доме, где живет добрая фея, а вкладыши – ставнями, которыми фея и закрывает свои окошки на ночь плотно-плотно, чтобы “комар не пролетел через окошки в дом. А когда наступает утро и фея хочет увидеть доброе солнышко, она спешит открыть ставни своих окошек и впустить теплые, светлые лучи”.

Главное, с первых встреч с игрой малыш должен понять задачу – плотно закрывать отверстия вкладышами, т. е. находить отверстие точно такой же формы, что и вкладыш, и поворачивать его до совпадения, до точного совмещения.

Для детей более старшего возраста это же задание можно дать как задачу: “сложить 4-этажный дом с 4 окошками на каждом этаже”. Здесь само раскладывание рамок на столе или на коврике в 4 ряда по 4 рамки в каждом является заданием для малыша, сборка и укладка их в коробку после игры – тоже, поэтому не надо делать это взрослому, пусть делает сам малыш.

Если есть несколько комплектов игры и задание уже всем знакомо, можно устроить соревнование: кто быстрее сумеет вставить все вкладыши в рамки, например: “Гроза приближается – надо окна закрыть! Кто быстрее?” В этом случае развивается и умение рационально организовывать свою работу. Ведь малыш может достать одну рамку и перебрать все вкладыши, пока найдет тот, что нужен, потом вторую и т. д. Но может сначала разложить на столе все рамки, а потом брать вкладыши по одному и отыскивать среди рамок ту, которая необходима. У 3-летнего малыша на закрывание всех 16 отверстий может уходить 5–8 минут, а 6–7-летний дошкольник может это делать уже за 1,5–2 минуты. Мы поэтому изредка (раз в полгода, в год) проводим “контрольные проверки” на быстроту выполнения задания № 1 и результаты записываем или в дневник малыша, или в тетрадь достижений.

2. Обведи контур фигуры. Сначала лучше обводить контур по рамке, это намного легче, чем по вкладышу. А из фигур легче всего обводить круг и эллипс, очень трудно – звездочку.

Пусть малыш на чистый лист бумаги положит рамку “круг” и попробует обвести контур цветным карандашом. Не спешите сказать и показать, что рамку надо плотно прижимать к бумаге. Пусть малыш посмотрит и догадается, почему у других ребят или взрослых рисунки получаются четкие и правильные, а у него – нет.

– Тут есть секрет. Если ты его узнаешь, то и у тебя будет хорошо получаться круг. – Таким замечанием можно настроить малыша на поиск этого секрета.

Еще удачнее получается игра, если перед этим малыш рисовал от руки солнышко, а оно не получалось круглое. И теперь по рамке солнышко вдруг так “закруглится”, так пригладится, что малыш, конечно, будет доволен.

Ребенку сравнительно трудно правильно нарисовать квадрат, треугольник или вообще какую-нибудь фигуру, а с помощью рамок они вдруг станут выходить идеально правильными.

Это задание можно усложнить: Сделай на одном листе ровно 3 (можно 4, 5, 6 и т. д.) кружка (“печем блины”) или ромба (“делаем клумбы”), т. е. дать задание, связанное со счетом нарисованных фигур. Нарисуй все эллипсы в рядок (“огурцы на полке”) или равнобедренные треугольники в колонку (“елочка выросла”), причем можно еще предлагать второе условие: “так, чтобы они не касались друг друга” или, наоборот, “чтобы они зацепились друг за друга” (“цепочка”).

Кто нарисует больше фигур на одной странице, но так, чтобы они касались (не касались) друг друга. Это “портняжное” задание – как из одного куска материи выкроить больше заготовок или как сделать, чтобы меньше осталось обрезков? Тут тоже есть варианты: можно фигуру задать заранее (кто больше нарисует кружков?), а можно предложить выбрать (какую фигуру взять лучше, чтобы на этом листе поместилось как можно больше фигур?).

Такое задание пригодится и для дела, если вы готовите украшения для елки из цветной бумаги и, нарисовав на ней кружки, ромбы или звездочки, вырезаете их ножницами.

3. Обведи вкладыши. Обводить вкладыши карандашом намного труднее, чем рамки. Карандаш легко “отъезжает” от вкладыша, особенно на углах фигуры. Получаются “хвостики”, которые портят сразу вид контура. Видимо, из-за этого малыши, уже умеющие делать контуры по вкладышам, обычно предпочитают рамки. Бороться с этим не следует, но, чтобы укрепить руку ребенка и развить его внимательность, надо научить его делать контуры и по вкладышам. Можно и тут применить игровую ситуацию: дозор из 5 человек идет по крепостной стене, стена узкая, легко упасть. Сорвался карандаш – дозор лишился одного солдата. Сколько солдат доберется до конца?

4. Раскрась фигуры цветным карандашом. Чаще всего это задание выполняется одновременно со вторым. После того как малыш нарисует несколько контуров фигур по рамке или вкладышу, ему можно дать задачу закрасить их цветными карандашами. Основная трудность закрашивания в том, что малышам трудно не выходить за контур, водить карандаш от линии до линии. Но здесь есть опять спасительный “секрет”, узнав который малыш станет делать контур с четкими границами. Он состоит в том, что поверхность фигуры сначала закрашивают вблизи контура штрихами, параллельными линиями контура. Сам контур становится широким, в 3–4 мм, и тогда внутреннюю часть можно закрашивать уже смело. Не спешите “передать секрет”, малыш сначала должен увидеть разницу в окраске, когда она сделана знающим “секрет” и им самим, он должен оценить эту разницу и тогда найти способ делать так же. Если этот “секрет” ребенок откроет сам, тогда он приобретет для него особую ценность и запомнится на всю жизнь.

Цвет окраски лучше подбирать соответственно тому предмету, который изображает контур. Если это солнышко, то оно будет желтым, оранжевым или красным, если арбуз, то зеленым или полосатым, а если это воздушный шарик, то любым. Хорошо, когда малыш сам выбирает цвет. У него свои планы, о которых взрослые не всегда могут догадаться, и поэтому свои решения.

– Что это у тебя будет? – можно спросить у него. – Как ты хочешь покрасить?

Одобряйте и деликатно подавайте новые идеи. Чем больше малыш в игре проявляет собственной инициативы, тем это лучше во всех отношениях: больше возможностей для развития творческих способностей самого малыша и лучше для старших – им не надо быть постоянными поводырями и двигателями, не надо все время “тянуть”, не надо искать, чем занять малыша. Игры как раз и представляют собою средство, с помощью которого можно значительно поднять самостоятельность и инициативу самих малышей.

Кроме сплошной штриховки фигур, можете пробовать иногда и штриховку в виде сетки параллельных линий различной густоты, идущих в одном случае горизонтально, в другом – вертикально, в третьем – наклонно. Можно сделать даже двойную штриховку, так что фигура окажется покрытой квадратиками или ромбиками.

Все эти виды штриховки – великолепная подготовка малыша к овладению письмом, где требуется движение обязательно “от линейки до линейки”, определенный наклон линии, точное соблюдение формы букв, т. е. совершенное владение карандашом и ручкой. А здесь малыш занимается интересной игрой, совершенно не подозревая, какие нужные качества он приобретает к школе.

5. Сделай фигуру с двойным контуром. Покажите малышу образец фигуры с двойным контуром; например, эллипс – синий контур, а внутри равномерно отстоящий от него красный контур (просвет 2–3 мм).

– Как это делают два эллипса? – удивитесь вы. – Снаружи синий, а внутри красный? Давай попробуем сделать такой же!

И начните с малышом совместные пробы. Не спешите знакомить ребенка со способами, которые даны в книге. Еще лучше, если малыш сумеет сам изобрести хотя бы один способ. А способов есть несколько. Наиболее простой – 1-й контур сделать по рамке, а второй от руки, на глаз, не торопясь и выдерживая постоянную величину просвета между контурами. Но по качеству 2-й контур будет уступать

1-му. Если контур состоит из отрезков прямых линий, то можно 2-й контур сделать с помощью линейки.

Можно, сделав 1-й контур по рамке и сняв ее, накрыть контур вкладышем и обвести его. Тогда 2-й контур может выйти таким же, как и 1-й, но тут трудно добиться точного совмещения, чтобы они не оказались сдвинутыми в одну сторону или повернутыми друг относительно друга.

Старшие дети пробуют, и не без успеха, делать 2-й контур двумя плотно прижатыми или даже связанными ниткой карандашами. Но просвет между контурами здесь получается большой – в толщину карандаша.

И, наконец, изобретательные головы применяют маленькую шайбу диаметром 5–6 мм и толщиной 1–2 мм. Тогда оба контура делают по рамке, но 1-й карандашом, как обычно, а 2-й вставив острие карандаша в отверстие шайбы. Видимо, возможны и другие способы.

Если на бумаге есть 2 контура, то можно заштриховать просвет между этими контурами, делая фигуру как бы с жирным контуром. Можно делать и больше 2 контуров в одной фигуре и карандашами разных цветов, например, в последовательности цветов радуги и т. п.

6. Сделай орнамент из фигур. Орнаменты (украшения, обычно из повторяющихся элементов) можно делать как из одинаковых, так и из разных фигур, как с одним, так и с двойным контуром, располагая фигуры в линейку веером, цветком, накладывая их частично друг на друга или располагая отдельно. Здесь широкий простор для фантазии, но надо показать несколько образцов, например, детские рисунки (рис. 12).

7. Узнай фигуру на ощупь. Малышу завязывают глаза, как при игре в жмурки, и дают стопочкой рамки, названия которых он уже знает. Ребенок на ощупь определяет фигуру и говорит, как она называется.

– Правильно! – одобрительно встречают “зрячие” узнавание фигуры, и малыш откладывает фигуру вправо. Если он ошибся, то совсем иным, печальным голосом говорят “налево”, и малыш кладет ее слева (“направо” и “налево” считать с точки зрения малыша). Если малыш не один, то можно играть, “кто больше узнает фигур на ощупь”, “кто скорее их узнает” (если знают уже названия всех рамок). В этой игре хорошо развивается осязание, необходимое в работе с фотоматериалами при ориентировке в темноте и в некоторых других случаях.

Можно узнавать на ощупь и вкладыши.

8. Вставь вкладыши в рамки на ощупь. Это вариант 1-го задания, исполнение его вслепую. Задавать его можно после того, как малыши узнают названия фигур и станут легко выполнять все 1-е задание. Но тут надо соблюдать чувство меры и задавать столько фигур, сколько малыш в состоянии сделать с интересом и удовольствием. Здесь может помочь сказка о злом крокодиле, который проглотил солнышко, и на земле от этого стало темно-темно. Что тогда оставалось делать всем животным, птицам, людям? Всем пришлось все делать в темноте, как с завязанными глазами, и даже в свои дома пробираться на ощупь. В первый раз можно дать только 2–3 рамки и вкладыши к ним, а затем увеличивать их число, пока дети на ощупь не смогут найти все 16 вкладышей к 16 рамкам.

Выполнять само задание можно в таком порядке: первому из малышей, кто говорит: “А я не боюсь темноты и даже в темноте могу вставлять вкладыши в рамки!” – завязывают глаза, усаживают на пол или на коврик и в руки дают коробочку с двумя, тремя или. даже всеми рамками и соответствующими вкладышами, когда уже чувствуете, что ребенок одолеет задание. Малыш достает из коробки одну рамку, узнает на ощупь ее форму и, поднимая, показывает всем: “Это кружок!” Затем, держа рамку в левой руке, правой ощупывает вкладыш в коробке и, найдя кружок, вставляет его в рамку и откладывает их в сторону или кладет перед собой так, чтобы потом положить рядом 2-ю рамку с вкладышем, затем 3-ю и т. д. Составить такую “дорожку” из рамок со вставленными вкладышами – тоже хорошее задание малышу.

9. Разложи рамки и вкладыши по “сортам”. Задание это небольшое и несложное, но предлагать его можно детям, которые хорошо считают до 10 и знают, что такое угол и треугольники, шестиугольники. “Сорт” здесь определяется числом углов в фигуре. Например, в один ряд надо положить все рамки-треугольники, ниже, во 2-й – четырехугольники, в 3й – пятиугольники, в 4-й – шестиугольники, в 5-й – многоугольники, в 6-й те фигуры, которые не имеют углов.

Когда рамки будут разложены, то же проделывают со вкладышами, но их складывают или рядом с рамками, или тоже выстраивают в ряды, но в другом месте. А теперь можно посчитать: сколько рамок-треугольников? сколько четырехугольников? и т. д. Каких рамок больше? Каких рамок меньше всех?

Это задание на классификацию фигур дает малышу представление о возможности такого подхода, о выделении такого признака для классификации, приведения в систему как будто бы разрозненных элементов, очень разных фигур. Задание на классификацию будет встречаться и в других играх, и у некоторых малышей создает даже подобие “системного подхода”, стремление расположить предметы по какому-то порядку: матрешки – по росту, части квадратов– по цвету, карточки – по числу точек на них, кубики – по числу красных или синих граней на каждом, пластины металлического “конструктора” – по числу отверстий в них и т. д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *